Главная » Экономика |
Оглавление Введение Актуальность исследования и постановка проблемы Историография Предмет и объект исследования Определение цели и задач Территориальные и хронологические рамки Методология Источники Глава I. Геополитическая ситуация в АТР на рубеже XX-XXI веков. § 1. Современные угрозы и вызовы в Азиатско-Тихоокеанском регионе § 2. Система принятия военно-политических решений государствами АТР Глава II. Внешняя политика союзников в контексте обеспечения региональной безопасности. § 1. Обеспечение национальных интересов Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе § 2. Американская внешняя политика в АТР: значение для региональной безопасности Глава III. Японо-американский союз безопасности: современное состояние и перспективы § 1. Военные доктрины США и Японии § 2. Проекция военной мощи США и Японии: региональный аспект § 3. Проблемы эволюции японо-американского союза (1995-2005) Заключение Список источников и литературы Источники Литература Приложения Приложение 1. Японо-американский договор безопасности 1960 г Приложение 2. Табл.1. Статистические данные Приложение 3. Табл. 2. Планы модернизации японских ССО Введение В 90-е гг. в мире произошли кардинальные перемены в экономической, политической и особенно военно-политической областях. Однако прекращение глобальной конфронтации по линии Восток-Запад, распад биполярной системы мирового политического устройства принесли человечеству как позитивные, так и негативные итоги. Пересмотр в конце 1990-х гг руководством США и Японии своих стратегических курсов, нацеленных на XXI век, выявил совершенно новый характер японо-американского сотрудничества в области безопасности. Теперь сфера влияния военного союза не ограничивается обороной Японии, а распространяется на весь Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), где на американского союзника возлагается равная с Соединенными Штатами ответственность за обеспечение мира, безопасности и процветания. Япония все чаще демонстрирует свой национальный флаг за рубежом, пропагандируя это как намерение внести больший вклад в упрочение международной безопасности. На современном этапе международных отношений, когда после распада биполярной системы эпохи “холодной войны” все еще не оформилась новая система международных отношений, важно, в каком направлении будет развиваться двусторонний Японо-американский союз. Ориентация США на военную силу для обеспечения своих интересов ставит вопрос о будущем характере нынешнего “союза безопасности”, который, при условии возрождения Японии в качестве полноценной военной державы, может стать необходимым элементом для создания однополярного “американского” мирового порядка. С другой стороны, новые угрозы и вызовы международной безопасности, такие как транснациональный терроризм и угроза бесконтрольного распространения ОМУ, придают новое значение многосторонним системам обеспечения безопасности, снижая эффективность двусторонний союзов. В целом же, как представляется, японо-американский союз находится сейчас на перепутье. Вероятно, Японии и США предстоит еще определиться по поводу того, в каком направлении будет двигаться их альянс: интенсификация замкнутого, двустороннего взаимодействия, вызывающего известные опасения у соседних государств, или постепенное сближение с зарождающимися в АТР институтами многостороннего обсуждения проблем обеспечения безопасности в регионе (1). Эти противоречивые процессы ярко просматриваются на примере Азиатско-Тихоокеанского региона, где Японо-американский союз вынужден трансформироваться в соответствии с новой региональной обстановкой, одной из характеристик которой стало стремление стран региона сформировать многосторонний механизм принятия военно-политических решений. Поэтому не исключено, что Японо-американский союз станет важным компонентом новой региональной системы обеспечения военной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и одним из полюсов многополюсной системы международных отношений. Актуальность данного исследования в рамках отечественного контекста мы видим в том, что проблема обеспечения военной безопасности в АТР имеет непосредственное значение для национальной безопасности России, сфера интересов которой распространяется на АТР. Сложная и многомерная ситуация, сложившаяся в регионе в конце 1990-х гг., не позволяет однозначно оценивать роль Японо-американского союза в АТР, в том числе и в свете интересов России. Однако, совокупность военно-политических реалий в западной части Тихого океана делает очевидным тот факт, что на обозримую перспективу Японо-американский союз безопасности останется незыблемым и будет динамично развиваться (2). Для России, очевидно, это обстоятельство может нести как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, Японо-американский союз гарантирует сохранение стабильности современной политической ситуации в АТР, в том числе блокируя процесс превращения Японии в независимую военную державу. С другой - расширение рамок союза безопасности США с Японией нельзя рассматривать в отрыве от продвижения НАТО на Восток, к российским западным границам, и при определенных условиях “союз безопасности” может быть использован против интересов России. Поэтому на фоне усиления Японо-американского стратегического партнерства для России крайне важно выбрать правильную политическую линию в АТР с целью восстановления РФ в качестве значимого субъекта в субрегионе Северо-Восточной Азии и во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Один из возможных путей для России - воспользовавшись примером США и Японии, пойти на укрепление стратегического партнерства с Китаем, который в новой геополитической ситуации становится одним из первых “игроков” на Азиатско-Тихоокеанском направлении международных отношений. Историография Заявленная тема многомерна и связана с исследованием военно-политической составляющей внешней политики Японии и США, а также содержит анализ современных международных отношений (в частности, проблемы безопасности и современных угроз и вызовов безопасности). Поэтому в своей работе мы опирались как на исследования ученых, анализирующих общие региональные проблемы развития международных отношений, так и специалистов-международников, занимающихся изучением региональных проблем Азиатско-Тихоокеанского региона. К числу первых относятся труды Е.П. Бажанова, Э.Я. Баталова, М.А.Хрусталева, А.Д. Богатурова, А. Бэттлера, К.С. Гаджиева, А.А.Громыко, А.С.Капто и Е.А. Рогачевой, Н.А. Косолапова, С.П. Кострикова, М.М. Лебедевой, А.И.Неклессы, Е.А. Бовина. В последние годы линия публикаций по теории международных отношений была удачно дополнена книгой П.А. Цыганкова. (“Международные отношения: теории, конфликты, организации: Учебное пособие”, 2004). Что касается литературы, посвященной непосредственно региональным проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, в работе использовались положения и идеи, высказанные в научных публикациях российскими учеными-международниками и востоковедами. В трудах этих авторов широко освещены многие аспекты региональной безопасности и японо-американских отношений. К монументальным работам обобщающего характера, где подробно рассматриваются политические отношения Японии и США в АТР, относится работа В.О.Кистанова (“Япония в АТР: анатомия экономических и политических отношений”,1995), где комплексно рассматривается экономическая и политическая роль Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе на фоне общерегиональных процессов. Подробно анализируются проблемы, тенденции, особенности взаимодействия Японии с отдельными странами региона, делается попытка прогноза развития этих отношений на основе большого количества оригинальных японских источников, впервые вводимых в научный оборот. Вся работа посвящена осмыслению экономического и политического будущего Японии в АТР. Монография Арина О.А. (“Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность”, 1997) содержит уникальное исследование международной обстановки в АТР на основе статистических данных экономического характера. Кроме того, отдельные главы посвящены анализу национальных интересов Японии и проблемам военной безопасности в АТР. Также, необходимо отметить работу Богатурова А.Д. (“Великие державы на Тихом океане: история и теория международных отношений”,1997), в которой история международных отношений в АТР представлена обширными хронологическими рамками со времен “холодной войны” вплоть до середины 1990-х гг. Непосредственно проблемы японо-американского союза изучает Бунин В.Н. В последнее время вышли две работы этого автора: “Новый этап в развитии Японо-американского союза безопасности” (1997) и “Японо-американский союз безопасности. История и современность”, (2000), представляющие большую исследовательскую ценность. Помимо того, что это единственные отечественные работы, целиком посвященные данной проблематике, автор приводит в них полные тексты важнейших японо-американских соглашений на русском языке. В силу специфики темы данного исследования, которой обусловлено быстрое устаревание литературы, а также из-за сравнительно незначительного числа таковой в 1990-е гг., периодические научные издания стали важнейшей литературной базой для написания данной работы. Кроме того, в научных журналах часто печатаются статьи авторов немногочисленных отечественных монографий и исследовательских работ (Арина О. (“Азия и Африка сегодня”), Богатурова А.Д. (“Безопасность Евразии”), Бунина В.Н., Болятко А.В.(“Проблемы Дальнего Востока”), Бажанова Е.П., Уткина М.В. (“Азия и Африка сегодня”) и др.), статьи в целом отражают их взгляды на данную проблему международных отношений. В работе также широко использовался объем научных публикаций, посвященных отдельным субрегионам и странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Специалисты по Юго-Восточной Азии: Д.В. Мосяков, Н.Г. Рогожин, О.Г. Барышникова, Ю.О. Левтонова, Г.С. Шабалина, Н.П. Малетин, С.А. Былиняк. Статьи этих исследователей публикуются в научных журналах, а также в специальных ежегодных сборниках, посвященных анализу экономических и политических процессов в ЮВА. Из числа отечественных синологов в работе привлекались научные стати Семина А.В. Проблемами восточно-азиатского вектора внешней политики России и ее интеграции в АТР занимаются известные отечественные специалист Титаренко М.Л., а также Болятко А.В. По США специализируются в основном Уткин А.И. и Федотов В. П. Что касается отдельных вопросов темы исследования, таких как военный потенциал Японии и США, стратегии национальной безопасности союзников, отдельные региональные споры и проблемы, в работе нашли отражения положения, высказывавшиеся в научных статьях Агафонова Г.Д., Крупянко М.И., Арешидзе Л. Г., Асмолова К., Шлындова А.В., Власовой О., Гончаренко С.Н., Гусева М., Сенаторова А.И., Сизоненко А. И., Стефашина В.В., Клименко А.Ф. Предмет и объект исследования Основным объектом исследования является Японо-американский союз безопасности. В качестве предмета исследования выступает роль Японо-американского союза в обеспечении военной безопасности а Азиатско-Тихоокеанском регионе на данном (постконфронтационном) этапе развития международных отношений. Определение цели и задач Целью исследования является комплексный анализ роли Японо-американского союза в обеспечении военной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, его влияния на процессы обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе в контексте новых региональных вызовов и угроз безопасности, а также выстраивания взаимоотношений с основными региональными акторами. Основной акцент мы делаем на исследование отношений союзников с акторами региона, т.к. это позволяет определить степень влияния Японо-американского союза на обеспечение военной безопасности в АТР. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить современные угрозы и вызовы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, проанализировав степень риска непосредственно для стран региона, в первую очередь - для Японии и США; Территориальные и хронологические рамки Территориальные рамки данного исследования распространяются на большую часть Азиатско-Тихоокеанского региона. Акцент сделан на исследовании Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Северо-Восточной Азии (СВА) как основных объектов приложения японо-американских интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В данной работе не рассматривается Южная часть Тихого океана, в которой находятся Австралия, Новая Зеландия, а также острова Океании и страны Центральной и Южной Америки. Эти государства на данном этапе развития международных отношений не попадают в сферу совместных японо-американских интересов и не оказывают влияния на формирование союзнических отношений в контексте обеспечения региональной безопасности. Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 1995 по май 2005 года. Нижняя граница обусловлена началом процесса реформирования японского послевоенного законодательства, который имеет большое значение в контексте развития региональной безопасности. Кроме того, именно с середины 1990-х гг. начинается трансформация Японо-американского союза безопасности с целью адаптировать его к новым международным условиям и обеспечить наиболее эффективный механизм обеспечения национальных интересов двух стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Верхняя граница является моментом, на котором завершается данная исследовательская работа. Более четко определить верхние временные рамки невозможно в силу незавершенности упомянутых ключевых процессов в развитии японо-американского военного союза. Внутри данного хронологического периода можно выделить два основных периода, границей которых является 11 сентября 2001 г., когда в США был совершен ряд мощнейших терактов. После упомянутых событий в АТР происходит резкое ускорение, с одной стороны, процессов, направленных на создание многосторонней системы обеспечения региональной безопасности, а с другой - трансформация Японо-американского союза безопасности. Однако нельзя не отметить, что эти изменения являются логическим продолжением процессов, происходивших на протяжении всего первого подпериода (до 11 сентября 2001 г.), получивших ускорение в 2001 г. Методология Тема данного исследования, будучи напрямую связанной с международной проблематикой, требует раскрытия наиболее значимых тенденций современных международных отношений, а также отражает новейшие подходы к пониманию роли и функций национального государства в системе международных отношений. Таким образом, в ходе нашего исследования обосновано использование комплексного методологического подхода. Методология данного исследования содержит применение общенаучных методов, таких как логический, исторический (при условии доминирования первого, т.к. речь идет о современности), системного и сравнительного анализа, индукции и дедукции, восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, диагноза и прогноза. Кроме того, в работе использованы методы, применяемые в социологических, политологических исследованиях, специально-исторические методы, в частности, историко-системный, историко-сравнительный и историко-генетический. Необходимость использования данных методов обусловлена выбранными нами принципами исследования - объективность, историзм, принцип целостности исторического исследования, характерные для классической историографии. На принципе историзма напрямую основаны историко-генетический и историко-сравнительный методы, а принцип системности прежде всего обуславливает и выражает методы структурного и функционального анализа. Методики анализа международных отношений для нас включены в систему единого понятия “политический анализ” (анализ внутренней и внешней политики), который подразделяется на апробированные методы изучения (аналитический, сравнительный, исторический, логико-прогностический методы) и современные методические подходы к анализу управления (изучение процесса принятия решений, структурно-функциональный подход и некоторые другие). За отправную точку исследования можно взять понятие безопасности. Идея взаимной безопасности государств - это проекция во внешний мир внутреннего способа разрешения конфликтов, характерного для демократического общества. У демократического государства нет моральной мотивации для экспансии, утверждению либеральной демократии сопутствовали естественный конец колониализма и начало попыток создать устойчивую систему международной безопасности. Возрастает значение многосторонних механизмов обеспечения безопасности, а также их способности взаимодействовать между собой для достижения общих целей. Концепция международных режимов безопасности может служить интегрирующей теоретико-методологической платформой, призванной объединить усилия различных типов и систем региональной (субрегиональной) безопасности в области превентивной дипломатии, миротворчества и конфликтного урегулирования (3). На данном этапе международного развития АТР представляет собой плюралистическое сообщество безопасности, в котором многосторонний переговорный механизм заменяет формальную интеграцию (в отличие от амальгированных (интегрированных) сообществ безопасности, таких как НАТО, ОВД и т.п.). Подобные сообщества еще только зарождаются на региональном и субрегиональном уровнях, требуя своей концептуализации. Если в рамках системы коллективной безопасности государства объединяются против общего возможного (или действительного) агрессора, то концепция безопасности на основе сотрудничества исходит из принципа общего участия, при котором наличие формальных институтов является необязательным, а поддержание неформального диалога представляется более уместным и эффективным (4). Концепция безопасности на основе сотрудничества, явившаяся адаптированным компромиссом теорий коллективной безопасности и реализма (баланса сил) в международных отношениях, реализуется в виде поэтапного многостороннего диалога, дополняющего двусторонние оборонительные союзы, гибкого по форме и составу участников, для обсуждения широкого спектра проблем безопасности и стабильности. Негласные, но устоявшиеся правила здесь - выработка повестки дня на основе консенсуса, многоуровневый подход, восхождение от простых форм диалога к более сложным. Такой диалог возможен только на основе широкого понимания безопасности - не только военной, но и экономической, демографической, экологической (5). Подход к национальной безопасности связан с выявлением угроз безопасности для основных групп населения на базе обобщения эмпирического материала и стратегического анализа. В соответствии с этой базой формулируются комплексные долгосрочные ответы институционального характера с вовлечением различных акторов и использованием разнообразных средств. Механизм предотвращения угроз и ликвидации их последствий включает в себя использование политико-правовых, экономических и силовых инструментов (6). При этом безопасность нельзя определять как положение, при котором не угрожает опасность, то есть отсутствуют условия и силы, способные нарушить стабильное функционирование общества, поскольку такую ситуацию даже теоретически смоделировать невозможно. Более реалистичной представляется позиция, которая исходит из того, что безопасность представляет собой не мир без опасностей, а способность к адекватному ответу на реальные и возможные вызовы исторического процесса и непосредственные угрозы стабильности и развитию человеческого общества в целом и его отдельным образованиям (7). Таким образом, мы понимаем безопасность как систему мер, включающую баланс интересов, которая обеспечивает надежное существование социального объекта (системы). Кроме того, в исследовании мы рассматриваем в первую очередь такой геополитический уровень безопасности, как региональная безопасность, связанный с пространственно-географическим взаимодействием изучаемых социальных организмов. Поэтому важно отдельно зафиксировать определение понятия регион. Применительно к нашему исследованию, вопрос о четком определении географических рамок Азиатско-Тихоокеанского региона в настоящее время является спорным, хотя бы в силу наличия в названии как “азиатской”, так и “тихоокеанской” составляющих. Разброс мнений относительно стран, входящих в АТР, колеблется от 12 до 61 (8). Часто в АТР включают такие страны, как Бангладеш, Бутан, Индия, Мадагаскар, Монголия, Непал, Пакистан, Шри Ланка и некоторые другие (9). При этом основная проблема состоит в выборе метода и критериев для выделения некоего целостного явления в мировой политике и в экономике (в данном случае - Азиатско-Тихоокеанского региона). В данном исследовании при определении географических рамок изучаемого региона использован метод системного подхода. Азиатско-Тихоокеанский регион, даже если ограничить его по смыслу названия только азиатскими государствами, имеющими непосредственный выход в Тихий океан или его моря*, обладает некоторыми характерными чертами, присущими ему в большей степени, чем другим регионам планеты. Прежде всего, это один из самых густонаселенных районов Земли. Государства АТР занимают менее одной пятой земной суши (около 19%), а проживающее здесь население составляет почти треть человечества (более 32%). К тому же во многих странах региона продолжается выраженный демографический рост (10). Другой особенностью АТР, проявившейся в последнее время, стало быстрое экономическое развитие большинства государств региона. Причем даже финансовый кризис, потрясший в 1997-1998 гг. государства Восточной Азии, не смог оказать долгосрочного сдерживающего влияния на тенденцию роста их экономик. Еще одной особенностью Азиатско-Тихоокеанского региона, которая, собственно, и определяет присутствие в его названии океанской составляющей, является тесная связь жизни населяющих регион народов с морской деятельностью. Это обуславливает, прежде всего, островное положение целого ряда стран региона. К ним относятся Япония, Филиппины, Индонезия, Тайвань, Сингапур и Бруней, а также, с определенной степенью условности, Малайзия, объединяющая часть территорий острова Калимантан и юга полуострова Малакка. Кроме того, на полуостровах расположены Северная и Южная Корея, Вьетнам, Таиланд и Камбоджа. Наконец, морскими побережьями огромной протяженности с прилегающими к ним островами обладают Китай и Россия на ее Дальневосточных рубежах. Таким образом, под Азиатско-Тихоокеанским регионом мы понимаем определенный когнитивно-географический континуум (11), который формируют несколько географических образов, пересекающихся в различных содержательных аспектах (культурных, политических, экономических): страны субрегиона ЮВА (десять стран, составляющих АСЕАН), субрегион СВА (в который по географическому, культурному и экономическому принципам включаем Японию, Китай с Гонконгом и Тайвань, а также обе Кореи, Дальневосточные рубежи России), Океанию, Австралию, Новую Зеландию, страны Тихоокеанской Северной и Южной Америки. При этом основным критерием для нас является обязательный выход территории государства на Тихий океан. В качестве частных теорий международных отношений мы принимаем государственно-центристский подход (наиважнейшая проблема политики - как она распределяется и регулируется и данный вопрос является важнейшим и в сфере международных отношений) и системный подход к международным отношениям, в соответствии с которым государство воспринимается как явление, не оторванное от международной реальности. Данный подход исходит из предположения, что действия государства зависят, помимо всего прочего, и от структуры взаимоотношений с другими государствами). Уолц, Томсон [Waltz, Thomson]. Внутри государство связано объемной структурой правил, которые делают его власть подотчетной обществу. За пределами своей территории государство связано другим набором правил. Государство - это ядро любой международной системы, поскольку они составляют те четкие объединения, без которых такая система не может существовать по определению (12). Основные термины и понятия Биполярная система (bipolar system) - cистема международных отношений с двумя центрами. Примером биполярной системы международных отношений является “холодная война”. Опр. по Лебедева М.М. Мировая политика. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект-пресс, 2003. С. 334. Геополитика (Geopolitic) - это одно из фундаментальных понятий теории международных отношений. Оно характеризует место, роль, и конкретно - исторические нормы воздействия территориально-пространственных особенностей положения государства или блоков государств на локальные, континентальные и глобальные международные отношения. Опр. по Костриков С.П. Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие для студентов всех специальностей. М., 1999. Глобализация (globalization) - понятие применяется для обозначения двух групп проблем. Первая - т.н. глобальные проблемы современности, т.е. проблемы, решение которых требует объединения усилий если не всего человечества, то значительной его части. Вторая - проблемы, связанные с нарастанием взаимодействия субъектов международного общения и с интернационализацией, пронизывающей политику, экономику, культуру всех народов и государств. Опр. по Бовин Е.А. Ведущие тенденции развития международных отношений // Международная жизнь. 2004. № 4-5. С. 173-174. Зона свободной торговли (free trade area) - стадия экономической интеграции, при которой устраняются тарифные барьеры между странами-участниками. Опр. по Лебедева М.М. Мировая политика. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект-пресс, 2003. С. 339. Кризис (crisis) - острая политическая ситуация, ставящая под угрозу национальные интересы. Для кризиса характерно лавинообразное развитие событий, что предъявляет требования к принятию политических решений. Опр. по Лебедева М.М. Мировая политика. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект-пресс, 2003. С. 340. Многополярная система (multipolar system) - система международных отношений, которая характеризуется множественностью центров силы. Опр. по Лебедева М.М. Мировая политика. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект-пресс, 2003. С. 342. Международная безопасность - категория, фиксирующая такое состояние международных отношений, при котором реализуются фундаментальные национальные интересы всех субъектов мировой политики. Предпочтительность той или иной формы международной безопасности для каждой конкретной страны зависит от ее национальных интересов. Опр. по Бэттлер А. Национальные интересы, национальная и международная безопасности // Полис. 2002. № 4. С. 153. Национальная безопасность - есть категория политики, обозначающая способы, средства и формы обеспечения национальных интересов государства как внутри страны, так и в системе международных отношений. Опр. по Бэттлер А. Национальные интересы, национальная и международная безопасности // Полис. 2002. № 4. С. 153. Национальные интересы (national sovereignty) Интерес - это категория политики, отражающая осознание (субъективизацию) объективных потребностей государства. Внешнеполитический интерес, т.е. национальные интересы вовне, являются выражением общих и частных потребностей государства, вытекающих из его социально-политической природы, а также его места и роли в системе международных отношений. Опр. по Бэттлер А. Национальные интересы, национальная и международная безопасности // Полис. 2002. № 4. С. 153. Превентивная дипломатия (preventive diplomacy) - дипломатические действия, предпринятые заранее до развития насильственных форм проявления конфликта. Опр. по Лебедева М.М. Мировая политика. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект-пресс, 2003. С. 345. Союз военно-политический - Объединение двух или нескольких государств для достижения политических целей военными средствами. Может иметь либо захватнический, карательный, агрессивный, либо оборонительный, освободительный, миротворческий характер. Конкретными целями создания могут быть коллективная самооборона, миротворчество, борьба с терроризмом, подавление массовых антиправительственных движений, установление регионального или мирового лидерства и др. Как правило, инициаторами создания военно-политического союза и направляющей силой в них выступают наиболее сильные государства, стремящиеся играть ведущую роль в региональных или глобальных военно-политических процессах. Участие других государств обуславливается идеологической солидарностью, этническим или конфессиональным родством, общностью геополитических интересов, экономической зависимостью и т.д. В зависимости от целей союза, их соответствия демократическим нормам международного права военно-политические союзы могут быть открытыми, полуоткрытыми и тайными. Опр. по Военный энциклопедический словарь. М.: ОНИКС, 2002. С.1224. Характеристика источников Ниже выделены наиболее важные, на наш взгляд, источники в каждой из перечисленных групп. Важную группу источников составили японо-американские дипломатические документы. Договор, являющийся основным источником международного права, относится к числу наиболее важных дипломатических документов. Анализ текста Японо-американского союза безопасности 1960 г. позволил более четко уяснить характер двусторонних отношений союзников. Значительную часть исследования составил анализ японо-американских соглашений и деклараций последнего десятилетия. В этой связи большую ценность в работе над исследованием представляли материалы интернет-сайтов Управления национальной обороны Японии (www.jda.go.jp), Министерства иностранных дел Японии (www.mofa.go.jp), японского (www.us.emb-japan.go.jp) и американского (www.japan.usembassy.gov) посольств, а также Государственного департамента США (www.state.gov) и Центрального разведывательного управления США (www.cia.gov). Кроме того, сайты Управления национальной обороны (www.jda.go.jp) и Министерства иностранных дел Японии (www.mofa.go.jp) предоставляют богатый материал, позволяющий анализировать развитие внешнеполитической стратегии в Японии. Это - ведомственные периодические издания обзорно-аналитического характера. Управления национальной обороны (УНО) публикует Белую книгу по обороне (последние выходили в 1997, 2001, 2002 и 2004 гг.), а также ежегодный “Обзор стратегии в Восточной Азии” (“East Asian Strategic Review”), в котором характеризуются основные события в регионе за предыдущий год и, в соответствии с данными характеристиками, задается самое общее направление японской внешней политики на текущий год. Также, УНО периодически выпускает “Обзор политики обороны Японии” на русском, английском и китайском языках. Этот документ, составленный специально для иностранного читателя, носит крайне обобщающие формулировки (в основном речь идет о приверженности Японии делу обеспечения регионального и глобального мирного развития) и не отражает реальных внешнеполитических ориентиров Японии. Тем не менее, “Обзор” может быть полезен как документ, систематизирующий основные внешнеполитические шаги японского правительства. Министерство иностранных дел публикует Дипломатический вестник (Diplomatic bluebook). Многие документы предоставлены в pdf-формате, что повышает их значение как источника. Эти программные документы, а также правительственные программы- “Национальные программы обороны” (National Defense Program, выходили в 1995 и 2004 гг.)*, рассчитанные на девять лет и др., позволяют составить представление о военной доктрине Японии, т.к. в соответствии с Конституцией термин военная доктрина не употребляется. Поскольку публикации документов не всегда вскрывают истинные цели внешней политики, косвенно такую информацию позволяют получить внешнеполитические заявления и выступления официальных представителей Японии и США, материалы встречь и бесед официальных представителей Японии и США (которые с некоторой долей условности относим к группе дипломатических источников). Полезный материал для исследования дали высказывания официальных представителей Японии и США, особенно совместные заявления премьер- министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми и американского президента Дж. Буша-младшего, а также представителей американского посла в Японии Говарда Бэйкера. Они дали возможность более детально исследовать политику Японии и США в региональном интерьере, а также их позицию в отношении проблемы обеспечения национальной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В качестве статистических источников в работе были использованы материалы электронного сборника ЦРУ Тhe CIA World Factbook. Этот источник предоставляет краткие характеристики стран всего мира по экономическим, демографическим, военным, территориальным и некоторым другим показателям. Минусом данного источника является включение в него относительно устаревших данных. Так, некоторые данные (например, военный бюджет Филиппин) указаны за 1998 г. Поэтому, в работе были задействованы еще несколько статистических источников. Во-первых, активно использовались статистические данные, предоставляемые информационно-аналитическим журналом “Зарубежное военное обозрение”, которые ежегодно печатаются в каждом первом номере журнала. Это - полный статистический обзор ВВТ стран мира, а также данные по военным бюджетам и численности ВС. Журнал предоставляет информацию за предыдущий год, поэтому степень достоверности почерпнутого материала достаточно велика, что представляет большую ценность для исследований в области международной военной безопасности. Кроме того, в работе были использованы: - Военный альманах 2001-2002: Справочник по вооруженным силам США (русское издание). В книге, подготовленной американскими специалистами, рассмотрены различные аспекты военной деятельности США, дана характеристика ВС США, их человеческой составляющей, финансов, отношений с другими странами в военной сфере. Издание содержит большой объем статистического и иллюстрированного материала. Перевод осуществлен по инициативе Центра оборонной информации (Москва). - Географический справочник ЦРУ (русское издание). Справочник подготовлен Центральным разведывательным управлением для нужд правительства США. Первый подобный “Справочник” был опубликован в августе 1962 г. В 1975 г. “Справочник” впервые стал доступен широкой публике, его стало продавать Управление печати правительства США. “Справочник” содержит данные по всем регионам мира о международных организациях, структурах ООН, данные по международным договорам и соглашениям, по охране окружающей среды и некоторые другие разделы (в том числе подробный список аббревиатур). В России “Справочник” переведен впервые (в 2003 г.). Тема данного исследования находит широкое отражение в современной прессе, чем обусловлено активное привлечение материалов из японских, американских и отечественных газет. Эти источники дали богатый фактический материал по рассматриваемой проблематике, позволили детально исследовать политику Японии и США в отношении проблемы обеспечения военной безопасности в регионе и во взаимоотношениях со странами АТР. Кроме того, материалы прессы позволили четко установить хронологическую канву событий. Японская пресса представлена в работе тремя общенациональными газетами на японском языке и рядом англоязычных японских газет. Общенациональные газеты на японском языке: “Asahi Shimbun” - “Восходящее солнце” (12,7 млн экз.), “Yomiuri Shimbun” - “Репортер” (14,5 млн экз.), “Mainichi Shimbun” - “Ежедневная газета” (5,9 млн экз.). На эти газеты приходится 45,5 % суммарного тиража всех японских ежедневных газет. Сегодня объем каждой из них - 24-36 полос утром (до 14 выпусков со сменными полосами) и 8-16 полос вечером (до 4-х выпусков со сменными полосами). “Аsahi” и “Yomiuri”, появившиеся в Японии еще в период Мэйдзи (1868-1912), считаются старейшими газетами во всем азиатском регионе. Эти газеты отличаются высоким профессиональным и познавательным уровнем публикуемых материалов, ориентацией на разные категории читателей. “Asahi Shimbun”: четко структурирована. Каждая рубрика имеет свое место в газете. Интересующие нас полосы: 7-я (посвящена политике), с 9-й по 12-ю (внешнеполитические события и международные новости). Основана в 1879 г. Японская англоязычная пресса: в первую очередь, это выпускаемые крупнейшими общенациональными концернами издания “The Japan Times” (80 тыс. экз.) и “Тhe Daily Yomiuri” (52,8 тыс. экз.), “Asahi Evening News” (38,8 тыс. экз.). В основном эти газеты предназначены для иностранного читателя. “The Japan Times”: ежедневная газета, с 1992 г. выходит на 24 полосах. До 40 % (примерно 10 полос) площади отдается под рекламу. Основана в 1897 г. Учитывая сложность японской иероглифики, следует особо подчеркнуть важность японской англоязычной прессы. Необходимо отметить, что при написании работы использовались электронные варианты вышеперечисленных газет Это - он-лайновые газеты, которые по содержанию информационных материалов почти не отличаются от традиционных газет “на бумаге”. Кроме доступности, у он-лайновых газет есть еще ряд видимых преимуществ перед обычной прессой: в силу технических особенностей электронной газеты, которые позволяют резмещать огромный объем информации на сайте, они содержат самостоятельные специфические ссылки (например, наличие архивных материалов). Также, он-лайновые версии японских газет несут очень мало рекламы. При этом они придерживаются традиционных газетных принципов: читатель имеет право быстро просмотреть весь материал газеты и определить для себя степень важности материала, руководствуясь его объемом, месторасположением, размером шрифта. Службы asahi.com, yomiuri-оn line, mainichi с самого начала предоставляют пользователю право выбора языка между английским и национальным японским. Также, в работе использовались он-лайновские аналоги американских газет “Washington Post” и “New York Times”. Среди отечественной прессы можно выделить такие издания, как “Красная звезда” (ежедневная газета, печатный орган Министерства обороны РФ) и “Независимое военное обозрение” - еженедельное приложение к “Независимой газете”, которая является частной газетой, принадлежащей Борису Березовскому), в которых печатаются исключительно данные по военной проблематике, а также газеты “Коммерсантъ” (частная газета Б.А. Березовского), “Российская газета” (правительственная газета) и “Труд” (газета Газпрома). Данные периодические издания можно охарактеризовать как качественную массовую прессу, использование которой позволило собрать обширный материал для данной исследовательской работы. Итак, заявленная тема охватывает достаточно широкий круг источников, значительный объем которых был получен из научной периодической литературы, прессы, а также посредством Интернета. Тексты документов в основном представлены в pdf-формате и полностью соответствуют своим печатным аналогам. Документы, представленные в виде html-страниц, брались исключительно с официальных сайтов, что не позволяет усомниться в их достоверности. Литература 1. Япония: снова на марше? / Отв. ред. Рамзес В.Б. - М.: Восточная литература, 2001. С. 276. . Левчук А.Н. Японо-американский военный союз: роль Окинавы в отношениях между Токио и Вашингтоном в 1990-е гг. Автореферат диссертации кандидата исторических наук / РАН, институт востоковедения. - М., 2002. С. 21. . Петровский В.Е. Восточно-Азиатский вектор // Международная жизнь.2004. № 10. С. 110. . Там же. . Там же. С. 111. . Там же. С. 113. . Бруз В.В. Историография исследования проблемы безопасности // Военная мысль. 2004. № 6. С. 41. . Арин О.А. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. - М.: Наука, 1997. С. 15. 9. www.apcss.org/Countries/countries.html . Агафонов Г. Д. Азиатско-Тихоокеанский регион и военный потенциал России // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 6. С. 31. .Опр. по Замятин Д.Н. АТР и Северо-Восток России: проблемы формирования географических образов трансграничных регионов в XXI в. // Восток. 2004. № 1. С. 147. . Международные отношения: социологические подходы / Под ред. Цыганкова П.А. М.: Гардарики, 1998. С. 52-58, 155. Глава I. Геополитическая ситуация в АТР на рубеже XX-XXI веков § 1. Современные угрозы и вызовы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе Азиатско-Тихоокеанский регион обладает некоторыми характерными чертами, присущими ему в большей степени, чем другим регионам планеты. Это один из самых густонаселенных районов Земли. - Огромное значение, которое имеет морская деятельность для жизнедеятельности стран АТР, являясь основным стимулом для развития региональных экономик и коммуникаций, требует, с одной стороны, достаточно высокого уровня развития морской инфраструктуры в государствах АТР, а с другой - защиты национальных интересов в прилегающих районах морей и океанов (2). Все это, несмотря на нынешнюю относительно спокойную обстановку а АТР, создает потенциальную угрозу миру и стабильности в регионе, а в случае перерастания локальных конфликтов в более масштабные грозит обернуться столкновением, охватывающим географические рамки не только Азиатско-Тихоокеанского региона, т.е. существует угроза втягивания в региональный конфликт внерегиональных государств. Такая опасность связана с тем, что демонтаж жестких конструкций биполярного миропорядка после окончания “холодной войны” привел к серьезной разбалансировке традиционной для всего послевоенного периода системы основных сдержек и противовесов в международных отношениях. В результате ко многим традиционным и еще неразрешенным проблемам глобальной и региональной стабильности добавились новые, не менее серьезные и опасные вызовы. В их числе, прежде всего, воинствующий национализм, сепаратизм, экстремизм, а также терроризм как средство достижения политических целей (3). Одновременно начала стремительно возрастать опасность дестабилизирующего воздействия именно локальных и внутренних конфликтов на обстановку не только в отдельных частях планеты, но и в общемировом масштабе. По существу, речь снова идет об опасности деструктивного влияния напряженности на локальных уровнях на устойчивость общей ситуации в мире, несмотря на снятие с повестки дня международных отношений такого фактора, как глобальное биполярное противостояние. При этом в условиях растущей глобализации неизмеримо возрастает воздействие на всеобщую стабильность подобных конфликтов, которые в общемировом измерении казались незначительными(4). Основной характеристикой международной ситуации после окончания “холодной войны” стала неопределенность. Между тем, объективной реальностью нынешних международных отношений является то, что Соединенные Штаты - лидер современного мира, и этот факт нельзя игнорировать. Но формы новой модели мира еще не оформились окончательно(5). Внешняя политика и концепции безопасности крупных государств стали менее стабильными и последовательными, увеличились элементы недоверия между ними, что, в свою очередь, негативно отразилось на безопасности в АТР (6). Достаточно сказать, что в последние десятилетия в регионе имел место ряд пограничных вооруженных конфликтов, и сейчас здесь насчитывается, как минимум, 19 очагов напряженности. Они обусловлены несовпадениями позиций почти 40 стран, касающихся территориальных, политико-экономических и религиозно-этнических проблем двусторонних и многосторонних отношений(7). Конец идеологического противостояния между Западом и “Востоком” привел к еще большему разнообразию политического ландшафта Азиатско-Тихоокеанского региона. Это, с одной стороны, способствовало активному восприятию региональным сообществом, как сразу после окончания “холодной войны”, так и в настоящее время, лозунга многополярности международных отношений, который все более укрепляется в качестве стержневого элемента внешнеполитической философии многих влиятельных стран мира, прежде всего России (8), а также КНР, Индии и ряда других стран. Из этого следует, что и устройство системы безопасности на общерегиональном уровне в значительной степени тяготеет к многосторонней, или, как ее здесь называют, “кооперативной” или “корпоративной ” схеме. Правда, подобный подход уживается с по сути противоположным мнением многих стран АТР о специфическом месте США в этом регионе и в этом контексте об особом значении американо-японского и американо-южнокорейского военного сотрудничества для поддержания здесь мира и стабильности (9). С другой стороны, многообразие Азиатско-Тихоокеанского региона и наличие объективно существующих и подчас крайне серьезных противоречий между расположенными здесь государствами делают процесс создания структуры региональной безопасности очень не простой и требующей тщательной проработки задачей. Прежде всего, не нужно забывать, что подавляющее большинство стран Азиатско-Тихоокеанского региона долгое время находилось в колониальной или полуколониальной зависимости от европейцев и обрело суверенитет в среднем 50 лет назад. Борьба между их бывшими метрополиями, сопровождавшая весь период колонизации, способствовала разделению народов этого региона и отголоски этого проявляются и сейчас во взаимных территориальных претензиях, периодическом обострении этнической и религиозной розни. Поэтому всякое следование внешним установкам, даже выработанным группой стран собственно Азиатско-Тихоокеанского региона, не говоря уже об участии в них государств западной цивилизации, воспринимается ими настороженно (10). А возникшие в результате кризиса 1997-1998 гг. трудности экономического характера обострили ряд неурегулированных спорных вопросов и усилили противоречия, существующие в отношениях между многими странами региона. Поэтому, несмотря на то, что в АТР сохраняется общая военно-политическая стабильность, по-прежнему вызывают озабоченность такие традиционные очаги напряженности, как Корейский полуостров и Тайваньский пролив, Южно-Китайское море (где споры ведутся в основном вокруг двух групп островов - Парасельских и Спратли). Растет беспокойство и в отношении дальнейших планов развертывания противоракетной обороны театра военных действий (ПРО ТВД) в Северо-Восточной Азии, с перспективой ее распространения на Тайвань, южную Корею и Австралию. Таким образом, можно выделить первый обобщающий блок традиционных угроз и вызовов в АТР, включающий в себя: Территориальные споры и конфликты. Кроме того, анализ споров за последние 25 лет в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которые возникают в результате правовых проблем, связанных с территориальными претензиями между государствами и использованием ресурсов морей и океанов, можно сгруппировать по 4-м позициям: Споры по поводу пределов юрисдикции и владения островами и территориями (таких более 300 проблем). Кратко охарактеризуем традиционные угрозы и вызовы безопасности в АТР: Традиционно выделяют два очага нестабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Быстрое развитие в Северной Корее ракетно-ядерных технологий при отсутствии конструктивного диалога между Сеулом и Пхеньяном становится, по мнению японских военных, одним из основных дестабилизирующих факторов в АТР. Они, в частности, считают, что Москва, с учетом истории ее взаимоотношений с КНДР, может оказать влияние на Пхеньян и попытаться убедить его заморозить развитие этих технологий (11). Как показали дальнейшие события, “повлиять” на Пхеньян вполне смогли и США. Конечно, в резком тоне США и Японии в адрес Пхенъяна есть и идеологическая составляющая. КНДР, КНР и Вьетнамская Народная Демократическая Республика (ВНДР) являются последними уцелевшими звеньями коммунистического пояса. Но Китай пока играет по общепринятым правилам “политической игры”, поэтому он предсказуем, а Северная Корея в такой “игре” почти не участвует, у нее свои нормативы поведения во внешнем мире (избыточное применение блефа, шантажа, угрозы применения силы) и это делает ее опасной. К тому же бедная страна с тоталитарным режимом и угрозой возникновения нестабильной внутренней ситуацией, в случае обладания ядерным оружием, очень опасна в смысле возможности попадения ОМУ в руки международных террористических организаций. Однако, у США, так же как и у Японии, есть основания с настороженностью подходить и к перспективе объединения Кореи, т. к. у Вашингтона нет уверенности в том, что правительство единой Кореи будет в дальнейшем приветствовать пребывание американских войск на полуострове и что Корея не начнет крупномасштабного политико-экономического маневра в сторону Китая и России. Китай, в свою очередь, также не хочет реальных перемен на Корейском полуострове, грозящих большей самостоятельностью объединенной Кореи от КНР и ликвидацией в ходе объединения северокорейского коммунистического режима - одного из последних союзников Пекина в регионе. Россия же в принципе не против корейского объединения, однако также не прочь на какое-то время сохранить статус-кво на полуострове, т. к. ей не совсем выгодно соседство сильной Кореи. Таким образом, можно констатировать наличие скрытой, отрицательной мотивации у многих держав (США, Японии, Китая и др.) по корейской проблеме (12). Видимо, наличие этого фактора еще долгое время будет вносить дополнительную нестабильность в ситуацию на Корейском полуострове, мешая конструктивному разрешению конфликта. Еще одна традиционно выделяемая зона нестабильности - Тайваньский пролив. Если между Китаем и Тайванем возникнет вооруженный конфликт, существует реальная опасность вовлечения в него Японии, хотя бы в силу ее относительной близости к зоне конфликта. В принципе, Япония признает территориальную целостность и неделимость Китая. Естественно, что недавнее обострение отношений между Пекином и Тайбеем вызвало здесь беспокойство и озабоченность, равно как и усиление борьбы китайского руководства за стратегическое лидерство в регионе (13). Вероятность резкого ухудшения военно-политической ситуации на Корейском полуострове и вокруг Тайваня, а тем более вокруг территориальных проблем между странами АТР в ближайшей перспективе достаточно мала. Представляется, что в обозримой перспективе существующий статус-кво будет сохраняться при усилении международного контроля за соблюдением всех достигнутых ранее договоренностей. Корейский полуостров и Тайваньский пролив уже не одно десятилетие являются потенциально взрывоопасными очагами напряженности в АТР и, хотя они и относятся к разряду территориальных споров, тесно связаны с угрозой гонки вооружений. Перспективы начала процесса ограничения вооружений в АТР, а тем более их сокращения, в настоящее время весьма невелики. Это обусловлено продолжением наращивания военной мощи США и других стран Запада, а также склонностью к диктату другим странам своего понимания принципов построения нового миропорядка, стремлением вынудить их действовать в русле своих интересов. Все это подталкивает ряд стран региона к принятию мер по совершенствованию своей обороноспособности, что активизирует гонку вооружений и осложняет процесс создания системы региональной безопасности (14). Ситуация в Тихоокеанском регионе дает и другие поводы для беспокойства. Как уже упоминалось выше, Азиатско-Тихоокеанский регион представляет собой весьма пеструю в политическом, этническом и религиозном отношении часть карты мира. Вынужденная необходимость ориентироваться во время “холодной войны” на один из двух противостоящих политических блоков временно затушевывала многочисленные противоречия внутри самих государств региона, придавая любым спорам политико-идеологическую окраску. Скачать архив (212.2 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |