Главная » Экономика

Влияние больших межнациональных сетей отелей на национальные хозяйства

Содержание

Введение

Раздел 1. Сущность и характеристики межнациональных сетей гостиниц

1.1 Эволюция формирования сетевых отелей

1.2 Основные экономические категории, определяющие формирование сетевых отелей

1.3 Факторы влияния сетевых отелей на мировую экономику

Раздел 2. Влияние крупных межнациональных сетей гостиниц на экономику принимающих стран

2.1 Влияние международных сетей гостиниц на экономику европейских стран

2.2 Развитие и вклад сетевых отелей в экономику США

2.3 Влияние международных сетей гостиниц на экономику азиатских стран

Раздел 3. Развитие сетей отелей в украине и россии

3.1 Крупнейшие международные сети отелей и их влияние на состояние экономики России

3.2 Вклад гостиничного хозяйства в экономику Украины

Выводы

Список использованых источников

Приложения

Введение

Индустриализация сферы гостиничных услуг, а также процессы глобализации и интеграции, характерные для мировой гостиничной индустрии в настоящее время, выдвинули на ведущие позиции крупные, отлично организационно, технически и технологически оснащенные гостиничные сети, объединяющие тысячи гостиниц по всему миру. В XXI в. гостиничные сети стали основным элементом экономики большинства стран мира, ведущей силой их развития и повышения эффективности. Так, 90% всех гостиниц в США объединены в сети, в Европе эти показатели составляют 40%. В мире сложилось более 300 гостиничных сетей, вышедших за рамки национальных границ, на долю которых приходится более 50% гостиничных номеров.

Актуальность работы состоит в отражении реального положения международных сетевых отелей на мировом рынке, а также определении уровня их влияния на экономику различных стран.

Гостиничная сеть - это взаимосвязанная система аналогичных гостиничных объектов, централизованно управляемых под одним брендом и использующих единые стратегические действия (стандарты качества, обслуживания, снабжения, концепция продвижения продукта) на основе общей системы информационного взаимодействия (системы бронирования и глобальные дистрибутивные системы).

Становление и расширение международных гостиничных сетей обусловлено развитием мирового рынка гостиничных услуг и отражает общую тенденцию к глобализации и транснационализации экономики. Сетевые формы организации гостиничного бизнеса постепенно занимают ведущее место среди различных форм хозяйствующих систем. Современные международные гостиничные сети как один из самых прибыльных элементов индустрии туризма и гостеприимства находятся в поиске оптимальных вариантов эффективного развития.

Мировой поток путешественников активно развивается. Число путешественников в мире в 2012 году достигло 1,035 млрд. чел. и увеличилось по сравнению с 2011 г. на 4%. Доходы индустрии гостеприимства в 2012 г. составили 1,075 трлн. долл. Прирост по сравнению с 2011 г. составил также 4%. Многие страны достигли позитивных результатов и компенсировали понесенные во время кризиса убытки, однако темпы восстановления были неодинаковыми: лидирующие позиции в этом процессе заняли страны с развивающимися экономиками. Являясь составной частью сферы услуг, вклад индустрии гостеприимства в мировой ВВП в 2011 г. составил 9,1%, в мировой экспорт - 4,8%, инвестиции - 9,2%. Страны-лидеры индустрии гостеприимства представлены в приложении А.

Целью квалификационной работы является выявление влияния международных гостиничных сетей на экономику принимающих стран.

В отечественной и зарубежной экономической литературе международным гостиничным сетям уделяется недостаточно внимания. При написании квалификационной работы использовались материалы российских ученых: А.Ю. Александровой, А.С. Талдыкина и др., а также работы зарубежных авторов: П.Л. Ингрэма, О. Марторелл Кунилла и др. В украинской научной литературе отсутствуют комплексные разработки по теме исследования. Причем в большинстве работ собственно гостиничные сети выступают не в качестве самостоятельного объекта исследования, а лишь как второстепенный элемент в более общей сфере - международном туризме. Между тем, гостиничные сети, которые исторически возникли, развивались в течение многих веков как особый элемент сферы экономической деятельности и в настоящее время даже приобрели межотраслевой и международный характер, имеют определенные специфические черты, требующие рассмотрения в качестве самостоятельного предмета научного исследования.

Задачи квалификационной работы состоят в следующем:

-       изучить теоретические основы формирования сетевых отелей;

-       оценить вклад сетевых отелей в экономику Соединенных Штатов Америки;

-       выявить влияние международных сетей гостиниц на экономику европейских стран;

-       определить детерминанты влияния международных сетей гостиниц на экономику азиатских стран;

-       исследовать крупнейшие международные сети отелей и их влияние на состояние экономики России;

-       оценить вклад индустрии гостеприимства в экономику Украины.

Объектом исследования работы является деятельность крупных межнациональных сетей гостиниц в структуре мирового хозяйства.

Предметом исследования квалификационной работы является влияние деятельности крупных межнациональных сетей гостиниц на национальные хозяйства.

Квалификационная работа состоит из содержания, введения, трёх разделов, выводов и списка использованных источников. В первом разделе рассматривается история формирования сетевых отелей и ее теоретические основы. Первый подраздел данного раздела характеризует историю формирования сетевых отелей, начиная с открытия в 1919 году первого отеля сети "Hilton", которая является первой в мире международной гостиничной сетью. Второй подраздел содержит в себе характеристику теоретических предпосылок создания сетевых отелей. Второй раздел курсовой работы делится на три подраздела. В первом подразделе проведён анализ развития и вклада сетевых отелей в экономику США. Во втором подразделе проведён анализ влияния международных сетей гостиниц на экономику стран Европы. Третий подраздел содержит в себе анализ влияния международных сетей гостиниц на экономику стран Азии. В третьем разделе рассматривается вклад индустрии гостеприимства в экономику Украины и стран СНГ.

Базой фактических данных для анализа послужили официальные статистические данные и документы, в том числе Американской Торговой Палаты в Украине. При написании работы также были использованы публикации ведущих мировых изданий, таких как The Economist, Мировая Экономика и Международные Отношения, а также издания, посвященные непосредственно индустрии гостеприимства.

межнациональная сеть гостиница экономика

Раздел 1. Сущность и характеристики межнациональных сетей гостиниц
 
.1 Эволюция формирования сетевых отелей

Гостиничная цепь (сеть) представляет собой объединение гостиничных предприятий, имеющих одинаковый уровень обслуживания, идентичный набор услуг, схожий дизайн и подход к работе с клиентом. Как правило, одна гостиница может дать представление о других, входящих в данную цепь. Таким образом, гостиницы, входящие в цепь (сеть) находятся в едином подчинении, соблюдают единую систему стандартов материально-технической базы и услуг. Цепи могут включать гостиницы одной или нескольких стран, то есть быть национальными или международными.

В настоящее время существует более 100 гостиничных цепочек, общий номерной фонд которых составляет около 2 000 000 номеров.

Первые гостиницы возникли еще за 2 тыс. лет до н.э. в Древней Ассирии. С тех пор облик средств размещения сильно изменился и спектр предлагаемых услуг в них значительно расширился. В Древней Греции в I тысячелетии до н.э. таверны являлись важным элементом социальной и религиозной жизни. Хотя в тавернах имелись помещения для размещения путешественников, в большей степени они предназначались для предоставления услуг питания [1].

Наиболее разветвленная сеть постоялых дворов была создана на территории Римской империи. Постоялые дворы, особенно на главных дорогах, строились римлянами со знанием дела и для своего времени были вполне удобными. После падения Римской империи началась новая, качественно новая эпоха развития индустрии гостеприимства.

Слово "отель" появилось в XVIII в. во Франции первоначально отелем именовали многоквартирное здание, в котором квартиры сдавались на месяц, на неделю и даже на один день.

В конце XIX - начале XX в. в крупных городах Европы и Америки появились роскошные (пятизвездочные в современной терминологии) гостиницы, рассчитанные на удовлетворение спроса со стороны новых миллионеров и старой знати, для которых путешествия стали модным времяпрепровождением. Несколько таких гостиниц было построено и в России, например "Метрополь" и "Националь" в Москве, "Европа" в Петербурге [2].

Индустрия гостеприимства превращается в важную отрасль. Строительством гостиниц, подготовкой кадров, вопросами ценообразования начинают заниматься гостиничные объединения, синдикаты, акционерные общества, корпорации. Наиболее заметными среди них были Лондонский синдикат владельцев гостиниц, французский Союз хозяев гостиниц и Международный союз владельцев гостиниц, объединивший владельцев 1700 гостиниц из различных стран мира.

Прототипы глобальных гостиничных объединений появились в Европе еще в конце 19 - начале 20 века. Гостиничные цепи - явление не новое в гостиничном бизнесе. Гостиницы, управляющиеся из единого центра, появились более полувека назад. Однако в начале этот феномен управления не получил широкого распространения [3].

Особая роль в развитии гостиничных цепей принадлежит США, так как именно здесь они получили популярность и начали распространение по всему миру. В 1794 г. в Соединенных Штатах была открыта первая гостиница - 70-комнатный "Сити-отель" на Бродвее в Нью-Йорке. В 1829 г. в Бостоне открылся отель "Тремонт" - первый в США отель первого класса - с коридорными, регистратурой (рецепцией), замками на дверях номеров (двухместных и одноместных) и даже с бесплатным мылом для гостей. Это событие и положило начало гостиничному буму в этой стране.

Основной особенностью развития гостиничного бизнеса стало активное распространение сетевых форм. В ходе анализа тенденций деятельности международных гостиничных сетей можно условно обозначить 4 основных этапа их развития:

. Формирование первых национальных гостиничных сетей (конец XIX в. - до начало II Мировой войны);

. Экспансия американских компаний на международный рынок гостиничных услуг в тесном сотрудничестве с авиакомпаниями (после окончания II Мировой войны - до 70-х гг. XX в.)

. Выход европейских компаний на международный уровень (70-е и 80-е годы XX в.)

. Постепенное снижение доли американских гостиничных сетей на мировом рынке гостиничных услуг и появление на международной арене азиатских, австралийских и латиноамериканских компаний (90-е годы XX в. по настоящее время).

Всемирно известная международная гостиничная сеть "Hilton" была основа в 1919 г. в городе Сиско, штат Техас (США). Уже через 6 лет основатель компании Конрад Хилтон покупает еще одни отель в Далласе, и называет его своим именем. Купив несколько малых гостиниц, г-н Хилтон стал пионером по внедрению в каждом номере ванных комнат, зеркал в полный рост, телефонных аппаратов и радиоточек, став образцом для всей гостиничной отрасли на 40 лет вперед [4]. Он стремился максимально стандартизировать набор предлагаемых услуг в его отелях. Также необходимо отметить, что основатель компании изначально хотел присоединять к своей сети по одному новому отелю в год. Однако через несколько десятилетий его компания легко перевыполняла данный план. Позже данная идея привела к внедрению и распространению системы франчайзинга. В то же время в Европе была основана гостиничная сеть "Ritz-Carlton". В данной сети все отели были уникальны и не похожи друг на друга. Эта сеть была рассчитана, прежде всего, на богатых постояльцев и предлагала высокий уровень обслуживания. При открытии новой гостиницы в сети "Ritz-Carlton" оставался принцип его размещения в центре крупного города. Нужно добавить, что в Западной Европе большая часть гостиниц, которые стали впоследствии частью гостиничных сетей, были единичными объектами недвижимости, имевшими богатую историю и принадлежавшими известным владельцам.

С развитием гостиничной отрасли в ней происходили соответствующие институциональные изменения. Постепенно появлялись институты, которые содействовали классификации гостиниц и стандартизации предлагаемого ими набора услуг, который уже в начале XX в. рассматривались, как экономическая необходимость. Так при увеличении числа гостиниц, принадлежащих одной компании для повышения эффективности работы было просто необходимо стандартизировать процессы, чтобы осуществить передачу наиболее удачных решений.

В настоящее время для гостиничной индустрии характерно все большее укрупнение ведущих международных гостиничных сетей. Компании хотят создавать портфели брендов гостиничных сетей, чтобы удовлетворять потребности разных категорий потребителей. Так, компания "Hilton" включает в себя 9 известных гостиничных брендов: "Hilton", "Conrad Hotels & Resorts", "Doubletree", "Embassy Suites Hotels", "Hampton Inn", "Hampton Inn & Suites", "Hilton Garden Inn", "Hilton Grand Vacations", "Homewood Suites by Hilton" и "The Waldorf Astoria Collection". А французская компания "Accor" владеет брендами от эконом до люкс класса: "Formule 1", "Ibis", "Novotel", "Mercure", "Pullman" и "Sofitel" [5].

1.2 Основные экономические категории, определяющие формирование сетевых отелей

С 1950-х гг. в организационной структуре управления гостиницами в мировой гостиничной индустрии утвердились различные модели организации гостиничного дела. Эти модели являются общепризнанными и их описание можно найти даже в таких авторитетных изданиях, как "Hospitality Business Environment".

Первая модель - модель Ритца, связана с именем швейцарского предпринимателя Цезаря Ритца. Многие престижные отели мира носят его имя. Например, отель "Ритц" в Париже. Основная ставка в этих гостиницах делалась на европейские традиции изысканности и аристократизма. В настоящее время эта модель переживает кризис.

Вторая модель связана с именем американского предпринимателя Кеманси Уильсона (гостиничная цепь "HolidayInn"). Модель отличается большей гибкостью в удовлетворении потребностей клиента в сочетании с поддержанием достаточно высоких стандартов обслуживания.

Основные требования в гостиничных цепях, организованных по этой модели, сводятся к следующему:

единство стиля (архитектура, интерьер);

единство обозначений и внешней информации;

просторный и функциональный холл;

быстрота регистрации клиентов;

номера, предусмотренные для постоянных клиентов;

завтрак "шведский стол";

наличие конференц-зала;

гибкая система тарифов;

единое управление, маркетинг и служба коммуникации.

Под контролем гостиничных цепей, построенных по второй модели, находится более 50% гостиничных номеров в мире.

Третья модель Л. Рона Хаббарда - "независимые" гостиничные цепочки (например, "Best Western"). В этом случае под единой торговой маркой объединяют гостиницы по каким-либо однородным признакам, не выдерживающие определенные стандарты и наборы услуг, независимо от страны расположения. Гостиницы - члены цепи платят взносы в единый фонд, который расходуется на совместную рекламную и маркетинговую деятельность, продвижение продукта. При этом полностью сохранялся их финансово-экономическая и управленческая самостоятельность. Возможно и сочетание второй модели с третьей. Пример - цепь гостиниц "Аккор". Это крупнейшая гостиничная цепь в Европе. Она предлагает отели различных классов и выступает на рынке под изящными марками. Марки "Пульман", "Софитель", "Новотель" - это отели высшего класса. Марки "Алтеа/Меркур" - среднего класса.

При вступлении в цепь гостиница совсем необязательно должна стать ее собственностью. В этом случае, согласно договору, включенному крупными гостиничными цепями (франшизодателями) и вступающими в цепь независимыми гостиницами, последним предоставляется право использовать в коммерческих целях фирменный знак цепи, техническую и коммерческую информацию, информационные системы бронирования, техническую помощь, право на обучение персонала и др. Франшизное предприятие выплачивает за это обусловленную в договоре компенсацию.

Гостиница может входить в гостиничную цепь, а может быть "независимой". Присоединение к гостиничной цепи предполагает, что собственник данной гостиницы присоединяется на определенных условиях к собственникам других гостиниц. Форма объединения гостиниц в цепи могут быть различными: практикуется и покупка гостиниц гостиничной компанией, заключение с ней франчайзингового договора, а также подписание контракта на управление. Франчайзинговая гостиница автоматически входит в цепь, гостиница, включенная в цепь, не обязательно является франчайзинговой.

Преимущества гостиничных цепей заключаются в следующих пунктах:

-       покупка крупных партий товаров и услуг по оптовым (сниженным) ценам. Поскольку владелец цепи управляет несколькими объектами, он может делать крупнооптовые закупки и отпускать участникам цепей оборудование для номеров, комплектующие, моющие и чистящие препараты, оборудование для связи и т.д. по очень низким ценам.

-       человеческие ресурсы. Цепь осуществляет централизованную подготовку гостиничных специалистов, что значительно сокращает затраты каждого члена цепи в отдельности. Кроме того, участие в цепи позволяет ее членам пользоваться услугами высокооплачиваемых специалистов - экспертов в своих областях, оплатить работу которых одна гостиница была бы не в состоянии.

-       Далеко не все независимые гостиницы имеют такие возможности.

-       продвижение и реклама. Рекламная кампания на национальном уровне - в газетах, иллюстрированных журналах, на радио и телевидении - ложится тяжелым бременем на бюджеты независимых гостиниц. Вместе с тем гостиничные цепи позволяют их участникам распределять между собой расходы на рекламу и продвижение, так, что все могут пользоваться результатами рекламных кампаний, тратя на это весьма умеренные средства. К тому же торговая марка цепи служит клиентам дополнительной рекламой.

-       бронирование. Централизованная система бронирования позволяет отдельным членам цепи объединить свой бизнес. Большое количество резервирований, которые при других обстоятельствах могли бы уйти к конкурентам, осуществляется гостиницами одной цепи.

-       финансирование. Группе гостиниц легче получить финансирование, чем индивидуальному владельцу. Цепи легче мобилизовать капитал и направить его на расширение или повышение эффективности своей работы.

-       централизованная система бухгалтерского учета, маркетинговые исследования, строительство и операции с недвижимостью. Персонал, занятый в этих сферах, может обслуживать все гостиницы, входящие в цепь, что значительно сокращает соответствующие расходы каждого члена цепи в отдельности.

Гостиницы могут объединяться в цепи разными способами, ниже приведены два способа интеграции:

-       вертикальная интеграция. Тенденция к вертикальной интеграции (внутри отрасли) прослеживается в гостиничном деле сравнительно недавно. За последние годы гостиничные компании поняли, что потребности их гостей вовсе не единообразны, а наоборот, могут значительно отличаться в отношении цены и удобств. Теперь почти все главные гостиничные корпорации имеют собственность в каждом из сегментов рынка - в фешенебельном, первоклассном и экономическом.

Например, сеть"ChoiceHotels":

Класса люкс-"ClarionInn"

Среднего класса - "QualityInn", "QualitySuites"

Бюджетного класса - "ComfortInn", "FriendshipInn", "Rodeway"

Экономичного класса - "Sleep Inn"

-       горизонтальная интеграция. С тех пор как компания "Pan American" открыла в конце 1940-х годов первый из своих отелей "Inter-Continental", некоторые другие авиакомпании тоже начали приобретать опыт горизонтальной интеграции, покупая отели и управляя ими. Такое развитие авиакомпаний, прежде занимавшихся только транспортировкой пассажиров часто на дальние расстояния, а теперь берущих на себя и обустройство между рейсами, представляется вполне естественным. Что они делают потом со своей новой собственностью - зависит от стратегических интересов компании.

Например, "Nikko Hotels" давно является собственностью компании "Japan airlines", и она не собирается от них отказываться. А вот "American Airlines" и "United Airlines" продали свои доли в гостиничном бизнесе, по-видимому, в результате финансовых затруднений, которые они испытывают в последние годы [6].

1.3 Факторы влияния сетевых отелей на мировую экономику

Учитывая современные тенденции в развитии международной торговли и туризма, легко предугадать в каком направлении будут развиваться международные гостиничные корпорации. Ожидается, что туристский поток в страны Тихоокеанского региона будет увеличиваться в таких же масштабах, что и за последние годы. В связи с этим планируется развитие курортных отелей в Индонезии, Малайзии, Таиланде, Вьетнаме и Мексике. Существуют также предпосылки для дальнейшего развития гостиничной индустрии в странах Восточной Европы, в России и других республиках, прежде входивших в состав Советского Союза: там некоторые гостиничные компании изменили стратегию с постройки новых зданий на перекупку старых.

В Азии стремительное развитие Гонконга стимулировалось бурным ростом экономики соседних стран и системой налогообложения, которая и не снилась поставщикам. В Гонконге взимается 16,5% корпоративный налог, 15% подоходный налог и никакого налога на доходы с капитала или дивидендов.

В развивающихся странах по мере достижения ими политической стабильности, развитие гостиничного дела идет параллельно с общим экономическим и социальным ростом. Примером могут служить страны бывшего Восточноевропейского блока, а также страны, прежде входившие в Советский Союз, где за последние несколько лет созданы прекрасные возможности для развития гостиничных корпораций.

На данный момент можно выделить несколько тенденций, присущих рынку гостиничных услуг. Они присущи как гостиничным цепям, так и независимым гостиницам в равной степени:

Первая тенденция - это глобализация. Ряд американских и канадских сетевых структур создали и продолжают создавать новые отели по всему миру. Кроме того, международные компании занимаются инвестированием и в гостиничную индустрию Северной Америки.

Вторая - это консолидация. По мере того как отрасль становится все более зрелой, корпорации либо поглощают друг друга, либо сливаются.

Если говорить о влиянии гостиничных цепей на развитие гостиничного бизнеса регионов, то можно выделить закономерности, преимущества, а так же недостатки их присутствия на рынке.

Так как большинство гостиничных цепей представлено корпорациями, которые имеют свои штаб-квартиры в США, увеличивается влияние и участие этой страны в гостиничном бизнесе в целом:

-       гостиничные цепи диктуют стандарт обслуживания, который становится международным;

-       цепи имеют большой опыт работы и составляют конкуренцию местным предприятиям;

-       развивают экономику регионов;

-       оказывают услуги по обучению и подготовке местного персонала;

-       выкупают и реконструируют гостиницы, пришедшие в упадок или исчерпавшие себя [7].

Влияние гостиничных цепей можно оценить с экономической точки зрения, а можно оценить с культурной точки зрения.

С экономической точки зрения они вкладывают деньги в развитие регионов, городов. Иностранные инвестиции положительно сказываются на финансовом положении регионов. Образуются новые рабочие места, поступают налоги в казну. Но в тоже время, конкурировать местным предприятиям с цепями тяжело, по той причине, что они имеют меньший опыт, располагают меньшей материальной базой.

Культурная сторона заключается в том, что отель, принадлежащий цепи, становится, как правило, достопримечательностью и центром деловой и культурной жизни города.

Корпорации вкладывают много средств в развитие индивидуального сервиса и подхода к клиентам, и они очень преуспели в этом. Ведь их услугами пользуется весь мир и вполне доволен качеством. Отель одной цепи, работающий в Индии и в Саудовской Аравии должен иметь совершенно разные подходы к гостям, именно в этом направлении сейчас совершенствуются гостиничные корпорации [8].

Раздел 2. Влияние крупных межнациональных сетей гостиниц на экономику принимающих стран
 
.1 Влияние международных сетей гостиниц на экономику европейских стран

В настоящее время, ведущее место в мировом гостиничном хозяйстве занимает Европейский континент. На его долю приходится в среднем около 70 % туристского потока, соответственно и гостиничный фонд составляет значительно преобладающую долю (около 45 %) мирового гостиничного фонда [9]. Правда, здесь не учитывается тот факт, что в европейских странах на гостиничной базе принимается около половины иностранных посетителей, остальные туристы принимаются на альтернативной (дополнительной) базе, что менее характерно для стран других континентов. Гостиничный фонд в странах Европы, не уступая своего лидирующего положения на протяжении всей истории, возрастает ежегодно в среднем на 2-2,5 % и по темпам роста уступает другим континентам. Как можно заметить из таблицы 2.1., в доходах от туристической области в Евросоюзе виден спад до 2010 года, а потом рост, что не удивительно, так как на Европу приходится самая большая доля туризма в мире.

Таблица 2.1

Доходы от туризма в платежном балансе Евросоюза с 2004 по 2013 года, млрд. евро

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

4,581

3,799

4,327

4,412

3,786

3,611

2,967

4,427

4,929

5,674

Источник: составлено автором по данным [10].

На Европу приходится 42% всех доходов от международного туризма и пока что она уверенно удерживает позицию лидера в этом сегменте.

Тенденция объединения отдельных отелей в цепочки возникла здесь сравнительно недавно, поэтому около 70 % гостиниц региона являются независимыми предприятиями. Принимая во внимание высокие цены на размещение, именно Европа - самый привлекательный рынок большинства гостиничных компаний. Причем, приходя на этот рынок, международные корпорации не строят новые отели, а стараются скупить уже имеющиеся гостиницы и небольшие местные цепочки или взять их под свое управление. Так, в "Ассоr" приобрела 20 % польской цепочки "Orbis" и не собирается останавливаться на достигнутом, a "Hilton" купила шведскую "Scandic" (150 отелей). Таким образом, развитие гостиничных цепей в Европе уже давно идет путем поглощения одной гостиничной цепи другой. Характеристика крупнейших гостиничных цепей Европы (среди 150 крупнейших в мире) приведена в приложенииГ и рис.2.1 В первую "десятку" входят три европейские гостиничные цепи - "InterContinental Hotels Group", "Accor", "Hilton Group plc.", при этом число отелей и номеров в цепях сильно отличается. Если у первых двух европейских цепей эти показатели превышают соответственно 400 тыс. и 3500, то у всех последующих эти показатели ниже в 5 - 10 раз. Так, если цепь "InterContinental Hotels Group" имела в 2010 году 3520 гостиниц, то идущая на третьем место "Hilton Group plc." только 392. Основная масса европейских гостиничных цепей занимает в мировом рейтинге мест во 2-3 десятке.

Рис. 2.1 Крупнейшие европейские гостиничные цепи по количеству отелей входящих в группу, 2010 г. (составлено автором по данным [11])

Стоит отметить, что существующие европейские сети не очень крупные, только 14 из них насчитывают в своем портфеле более 100 отелей. А самая большая европейская сеть - "Accor" - включает 3894 гостиниц. Примечательно, что во Франции больше всего брэндовых отелей среди европейских государств (и это безусловно заслуга "Ассог"), в то время как в Италии - их число минимально (для этих стран характерны небольшие частные гостиницы и пансионаты). В целом в Европе представлено большинство мировых гостиничных цепей, причем в ряде стран (Франция, Германия, Испания, Великобритания), число гостиниц некоторых брендов может превышать 100 штук.

Рис. 2.2 Крупнейшие европейские гостиничные цепи по количеству номеров входящих в группу, 2010 г. (составлено автором по данным [11])

Наибольшее количество номеров среди европейских гостиничных цепей имеет британская "InterContinental Hotels Group" - 536318 штук и французская "Accor" - 453403. Эти две гостиничные цепи являются абсолютными лидерами по количеству номеров среди всех европейских цепей, и превосходят ближайших конкурентов в 4-5 раз. Средняя величина номеров в европейских гостиничных цепях 2 - 3 десятка. В числе лидеров по количеству номеров гостиничные цепи Великобритании, Франции и Испании.

По странам характеристика количества национальных гостиничных цепей приведена на рис. 2.3.

Рис. 2.3 Количество национальных гостиничных цепей (2010 г.) (составлено автором по данным [11])

Таким образом, наибольшее число национальных гостиничных цепей имеет Испания (9 брэндов), у Великобритании (8), Германия - 7 и Франция - 3. Финляндия и Норвегия имеют по две крупные национальные гостиницы цепи, и ряд стран по одной - Италия, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Польша, Португалия, Мальта и др.

Мировые гостиничные цепи охватили почти все страны Европы, за редким исключением. Наибольшая плотность объектов мировых гостиничных цепей отмечена для наиболее развитых стран Европы, где можно получить большие прибыли (Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Бельгия, Швейцария), а так же для европейской курортной зоны - Средиземноморье (Испания, Португалия, Греция, Болгария). Минимальное количество гостиничных цепей сосредоточено в политически и экономически не стабильных странах, где существуют большие риски - Белоруссия, Молдова, Албания, Македония, Босния и Герцеговина. Крупнейшие гостиничные цепи представлены во всех основных странах региона, что обусловлено большим спросом на услуги индустрии гостеприимства в Европе.

Рассмотрим крупные гостиничные цепи, действующие в зарубежной Европе, и являющиеся региональными лидерами.

"Intercontinental Hotels", филиалом которой является 4-звездный "Forum", имеет в Европе 61 отель, из них 12 - по франчайзинговому договору, всего же цепи принадлежат 3,5 тыс. отелей по всему миру. Недавно компания приняла решение о распределении своей торговой марки "Forum Hotels by Intercontinental" в будущем только по франчайзинговым договорам и предполагает свое дальнейшее развитие в качестве оператора средств размещения люкс-класса. Исторически эта компания расширялась путем приобретения новых гостиниц в собственность или через заключение контрактов на управление [12].

"Ассог" представляет собой акционерное общество открытого типа, акции которого котируются на Парижской фондовой бирже. Основанная в 1967 г. на сегодняшний день компания владеет портфелями акций 3,8 тыс. гостиниц в 90 странах мира, где она представлена в большей или меньшей степени на правах собственника, управляющей компании или франшизодателя.

Объекты цепи "Accor Hotels", прежде всего, приурочены к странам Европы. Во Франции и Германии более 1000 отелей в каждой. Так же большая концентрация отелей этой цепи в курортных зонах Бразилии и Австралии.

Всего же со 145 тыс. партнеров "Ассог" представлен в 140 странах. Объем продаж цепи составил в 2008 году 7,139 млрд. евро. Приблизительно половина гостиниц "Ассог" расположена в Европе, а 33 % от общего количества отелей этой цепи находятся во Франции. Помимо гостиничной деятельности, компания занимается также оказанием других видов услуг и владеет сетью предприятий питания. В эту сеть входят 58% таких бюджетных и эконом-брендов, как "Formule 1" (363 отеля). "Motel 6" (852), "Etap Hotel" (236), "Red Roof Inns" (360) и "Ibis" (596), среди 42% отелей среднего класса и выше к системе "Ассоr" относятся такие известные марки как "Mercure" (655), "Novotel" (340), "Sofitel" (151), "Suite hotel", "Coralia" и "Thalassa International" (последние три - 99 вместе). И даже в Испании, несмотря на местный мораторий, есть 22 гостиницы, относящиеся к сети "Ассог" (в основном, это "Novotel", "Sofitel" и "Ibis"). Кстати, "Novotel" управляет 340 гостиницами в 56 странах, это самая больная цепь гостиниц в мире вне Северной Америки [12].

Франчайзинговая стратегия компании "Ассог" опирается на торговую марку "Mercure" с целью создания собственного лидера среди гостиниц среднего класса. Торговая марка с именем "Mercure" была отобрана как наиболее подходящая с точки зрения необходимых свойств.

Дальнейшее повышение эффективности деловой активности компании связано с произошедшим в 1994 году слиянием "Ассог’s Wagon-Lits" с сетью американских туристских агентств "Carlson Travel Group". Это новое объединение включает 4000 туристских агентств из 130 стран мира [12].

"Grupo Sol": Основанная в 1956 году эта компания объединяет ведущие гостиницы Испании. Цепь имеет двойную специализацию - бизнес-туризм (гостиницы "Meria") и отпускной туризм ("Sol"). После покупки гостиничного объединения "Meria" в 1987 году эта цепь считается ведущей испанской гостиничной цепью и третьей по величине в Европе. В 2006 году загрузка гостиниц "Grupo Sol" составляла 76 %, а стоимость ее фондов оценивалась в 1236 млрд. долларов. Сейчас цепь управляет 182 гостиницами в 22 странах. Только в 2009 году в Европе группой было открыто 11 новых гостиниц, имеются планы на расширение присутствия в других странах, в частности, в Польше и Португалии. В цепи четыре главных бренда: "Melia", "Тгур", "Sol" и "Paradisus". Особенно активно "Sol Melia" работает на тунисском и кубинском рынках [12].

Но кроме брендового разделения в SM есть еще разделение по типам гостиниц: "Melia Hotels & Resorts" (4-5 звезд). "Gran Melia" (5 звезд). "Boutique Hotels" (расположенные в исторических зданиях 4-5 звезды), "Тгур Hotels" (гостиницы для командировочных 3-4 звезды), "Sol Hotel" (более 100 курортных отелей 3-4 звезды), "Paradisus Resorts" (5-звездные курортные).

"GoldenTulipHotelsIntеrnаtional" (GTHI) - компания основана в 1962 году. Юридическая форма этой цепи - общество с ограниченной ответственностью, ее штаб-квартира расположена в городе "Hilversrum", Нидерланды. GTHI объединяет 253 гостиницу, заключившую с ней контракт на управление или франчайзинговый договор, и оказывает присоединившимся членам разного рода поддержку, в первую очередь, в маркетинговых исследованиях. По франчайзинговому договору к цепи присоединено 20 % от общего количества европейских держателей этой торговой марки.25 % акций компании принадлежат компании KLM, остальные находятся в частных руках.

"Holiday Inn" первая гостиница, носящая марку "Holiday Inn", была открыта в Мемфисе, штат Теннеси, в 1952 году. На сегодняшний день "Holiday Inn Worldwide" (HI) - это гостиничное подразделение "Bass рlе" (Великобритания), управляющее по договору франчайзинга более 2000 гостиниц в 60 странах мира. Общее количество номеров в этих гостиницах достигает 370000. HI - крупнейшая в мире гостиничная торговая марка. Главные офисы компании расположены в Европе, на Среднем Востоке и в Африке. Отделение компании находится в Брюсселе. Оно управляет более чем 200 гостиницами, и европейский регион в целом рассматривается как весьма перспективный.

"Radisson Hotels International" - это находящееся в полной собственности оперативное подразделение "Carlson Companies", которое в свою очередь является собственностью "Curtis L. Carlson". Ее материнская компания, состоящая из двух групп - "Carlson Holdings" и "Carlson Companies", представляет одну из наиболее разветвленных частных компаний США, доходы которой в 1994 году превышали 11 млрд. долларов.

Компания "Radisson" разделена на несколько филиалов, включая "Radisson Edwardian", базирующийся в Великобритании. Этот филиал управляет гостиницами зеленого пояса Лондона, расположенными в районе кольцевой автострады М25. "Radisson SAS Hotels Worldwide" базируется в Брюсселе и в настоящее время объединяет 45 гостиниц, которыми эта компания владеет, управляет или заключает с ними маркетинговые соглашения.

"Scandic Hotels": владелец - шведская компания "Раtос", акции компании котируются на стокгольмской фондовой бирже. Основа распространения - заключение контрактов на управление, однако возможны также приобретение в собственность и франчайзинг. В конце 1995 года компания заключила соглашение с "Holiday Inn", касающееся 17 гостиниц цепи "Scandic", расположенных за пределами Скандинавии. "Scandic" - это самая крупная гостиничная цепь Скандинавии, в нее входит 155 отелей, из них 133 находятся в Скандинавии, 21 гостиница расположена в других странах Европы. (В 1998 г. "Scandic" купил "Arctia", третий по размеру бренд Финляндии) [13].

Таким образом, Европа является одним из крупнейших гостиничных рынков, где концентрируются все основные мировые гостиничные цепи из-за высокой доходности ведения бизнеса в Европе. Всего в группу крупнейших мировых гостиничных цепей входят около 5 десятков европейских, преимущественно это цепи, относящиеся к Испании, Германии, Великобритании, Франции. Крупнейшими из европейских гостиничных цепей являются "InterContinental Hotels Group", "Accor", "Hilton Group plc.", на которые приходится по 500 тыс. номеров, по 304 тыс. отелей, а работают эти гостиничные цепи в более 100 странах мира. В целом, европейские гостиничные цепи остаются одними из лидирующих и успешно конкурирующих с американскими гостиничными цепями.

2.2 Развитие и вклад сетевых отелей в экономику США

По мощности гостиничной базы за Европой идет Американский континент (более 9 млн. номеров), что составляет 35 % мирового гостиничного фонда. Темпы развития гостиничной базы здесь не выше, чем в Европе. Общая доля Американского континента в мировом гостиничном хозяйстве составляет 37%. Данный континент занимает второе место по количеству посещений за счет таких направлений, как США, Мексика, Карибские острова. Америка это континент, где доминируют гостиничные цепи.

В Американском регионе (20% доли) доходы возросли на 16 миллиардов долл., достигнув в общей сложности 229 миллиардов долл. (173 миллиардов евро) в 2012 году. В относительном выражении в Американском регионе наблюдается значительный рост доходов (+6%).

США входит в десятку лидеров среди туристических центров по доходам, где происходит сильный рост. Кроме того там, как и Великобритании, наблюдается двухзначный рост доходов.

Однако по причине все большего удешевления туристических услуг в Америке ради повышения конкурентоспособности на мировом рынке, эксперты прогнозируют резкое снижение доходности туристической отрасли в целом, и отрасли гостиничного хозяйства - в частности.

В силу исторических особенностей, Америка, прежде всего Северная, является лидером по развитию гостиничных цепей. Большинство отелей региона входят в гостиничные цепи.

Сфера услуг в США в 2012 году занимала 79,6% от ВВП, что говорит о высокой зависимости американского рынка от спроса на их услуги.

Сегодня не менее 70% американских отелей входит в ту или иную гостиничную сеть, 195 штаб-квартир гостиничных цепей находятся в США. Из десяти крупнейших мировых групп (владельцев от одной до десяти гостиничных цепочек) подавляющее большинство американские [9].

Характеристика крупнейших гостиничных цепей Америки (среди 150 крупнейших в мире) приведена в приложении Б и рис. 2.4.

Рис. 2.4 Крупнейшие американские гостиничные цепи по количеству отелей входящих в группу, 2010 г. (составлено автором по данным [11])

Из 150 крупнейших гостиничных цепей мира 71 является американской (т.е. штаб-квартира расположена в США). Крупнейшая из низ "Cendant Corp.", которая имеет 6,4 тыс. отелей в группе и более 510 тыс. номеров. Следом за ней идет "Marriott International", которому принадлежат 2,7 тыс. отелей в мире. "Choice Hotels International" обслуживает 388 тыс. номеров в 4,8 тыс. отелей мира. Так же, американскими являются такие известные гостиничные цепи как - "Hilton Hotels Corp.", "Best Western International", "Starwood Hotels & Resorts Worldwide", "Hyatt Hotels/Hyatt International". Всего из 150 крупнейших гостиничных цепей - 80 принадлежат американскому континенту, при этом, американские гостиничные цепи это одни из крупнейших цепей в мире, так в первой "десятке" 7 американских цепей, а в первой "двадцатке" 14. Американские гостиничные цепи очень разнообразны, здесь имеются цепи состоящие из небольших дешевых отелей ("Choice Hotels International", "Four Seasons Hotels & Resorts") и цепи состоящие из мировых грандов, отличающихся качеством и высокой ценой услуг ("Hilton Hotels Corp.", "Marriott International").

Таким образом, на американском континенте выделяются по количеству отелей входящих в гостиничную цепь 5 групп - "Cendant Corp.", "Marriott International","Choice Hotels International, Hilton Hotels Corp.", "Best Western International", где обслуживается более 2000 отелей в каждой. Во всех остальных американских гостиничных цепях состоят менее 1000 отелей.

Расположение крупнейших по количеству номеров американских гостиничных цепей можно увидеть на рис.2.5.

Рис.2.5 Крупнейшие американские гостиничные цепи по количеству номеров входящих в группу, 2010 г. (составлено автором по данным [11])

По количеству номеров среди североамериканских гостиничных цепей доминируют теже цепи, что и по количеству отелей. "Cendant Corp." - имеет более 500 тыс. Номеров, "Marriott International" - 480 тыс. номеров. Более 300 тыс. номеров принадлежит цепям-"Choice Hotels International", "Hilton Hotels Corp", "Best Western International". В тоже время основный цасть американских гостиничных цепей владеет менее 50 тыс. номеров. В целом этот показатель для американских гостиничных цепей выше, чем для европейских. В Америке максимальная концентрация гостиничных цепей отмечается в США, Канаде, Бразилии, Мексике, Аргентине, государствах Карибского бассейна и Центральной Америке. Важно, что основная масса гостиниц в этих регионах это американские гостиничные цепи, которые осваивают американский континент еще с середины прошлого века.

В Америке мировые гостиничные цепи распространены довольно равномерно. За исключением Кубы в любом субрегионе Америке можно встретить сразу несколько мировых лидеров гостиничного бизнеса. Особой концентрацией отличаются региональные и мировые экономические лидеры - США, Канада, Бразилия, а та так же мировые курортные зоны - Карибский бассейн, Центральная Америка, побережье Бразилии, Аргентина и Андские страны.

По странам характеристика количества национальных гостиничных цепей проведена на рис.2.6.

Рис.2.6 Количество национальных гостиничных цепей (2010 г.) (составлено автором по данным [11])

Наибольшее число крупнейших национальных гостиничных цепей сосредоточено, конечно, в США - 71. Остальные страны американского континента сильно отстают от США. Даже в Канаде только 4 национальные гостиничные цепи, на Кубе 3 и по одной в Мексике, Бразилии и Ямайке. В целом, анализируя географическую структуру распределения гостиничных цепей можно заметить, что она крайне не однородна. Основная часть гостиничных цепей имеют североамериканское происхождение, в тоже время большая часть Латинской Америки не имеет крупных национальных гостиничных цепей.

"Cendant" - самая крупная в мире управляющая гостиницами и объектами недвижимости группа. Американская цепь "Cendant", присутствует более чем в 100 странах, и туристский бизнес приносит ей 32 % доходов. Правда, только 5% гостиниц находятся вне пределов США. Она управляет такими брендами, как "Ramada" (более 1000 отелей только в США и Канаде), "Howard Johnson" (490 отелей в 15 странах мира),"Days Inn" (1900 в 12 странах мира),"Villager" (125 только в США), "Wingate Inn" (130 в Северной Америке, Карибах, 1 - в Лондоне), канадская "Travelodge" (114 в США и Канаде) мотельными цепями "Super 8 Motel" (2000 в США и Канаде), "Knights Inn" (160). Компания так же занимается недвижимостью под брендом "Century 21" (в среднем каждую минуту продается или покупается один объект). Так же, цепь является владельцем корпорации по аренде машин "Avis" (парк насчитывает более 700 тыс. машин, каждые две секунды арендуется машина) и мировым лидером гостиничной франшизы и тайм-шера.

В данный момент корпорация "Marriott International" имеет более чем 2600 на 425900 номеров средств размещения, расположенных в США и 65 других странах мира 2006год. В компании работает свыше 145 000 сотрудников. В этом году "Marriott International" откроет отели в 11 станах Европы и Азии (Румыния, ОАЭ, Китай, Германия, Индия, Индонезия, Иордания, Саудовская Аравия, Бразилия, Италия, Армения). "Marriott Hotels and Resorts" - отели с полным набором услуг, управляются через франшизу или самостоятельно [12].

Компания "Hilton Hotels" создана в 1919 году (названа в честь основателя и владельца). Преобразованная в 1946 году в "Hilton Hotels Corporation" компания специализировалась на крупных операциях с недвижимостью, в том числе гостиничной, и преуспела в этом деле. На начало 2000 года у "Hilton Hotels Corporation" во владении находился 141 отель, в управлении 185 предприятий, предприятий на условиях лизинга и франшизы соответственно 74 и 1352. Компания управляет отелями в Бельгии, Египте, Англии, Гонконге, Ирландии и других странах. Вкорпорацию"Hilton"входят: "Conrad Hotels", "Doubletree", "Embassy Suites Hotels", "Hampton Inn", "Hampton Inn & Suites", "Hilton Garden Inn", "Hilton Grand Vacations Club", "Homewood Suites", "Harrison Conference Centers", "Scandic"и"Camino Real". Две последних перечисленных коллекции - особенные. "Camino Real" - это мексиканская цепь высокоразрядных отелей (4-5 звезд), заключившая в 2000 г. с "Hilton" контакт на управление в течение трех лет.

"Best Western International" - крупнейшая гостиничная сеть, включающая 4000 отелей в 80 странах мира в 2011 году. Компания объединяет независимые отели, имеющие собственный шарм и высокие стандарты сервиса. "Best Western" оставляет право независимости за отелями по программам обслуживания гостей, подготовке персонала, маркетингу и продажам, предоставляя консультационные услуги, поддержку и системы бронирования. На данный момент компания имеет 30 офисов в 4 регионах мира. Из 4000 отелей 2100 находится в США, 1900 - за рубежом (244 отеля в Европе, 309 отелей в Австралии и Новой Зеландии, 85 отелей в Южной и Центральной Америке, 63 отеля в Азии и Востоке, 7 отелей в Африке) [13].

Гостиничная цепь "Best Western International" наиболее развита в Северной Америке и Европе (Франция, Германия, Италия, Великобритания). Активное развитие цепи идет в Австралии и Азиатском регионе.

Американская корпорация "Starwood Hotels & Resorts Worldwide Inc". является одной из самых крупных интернациональных компаний в индустрии гостеприимства и отдыха. Компания была основана в 1969 году, но такие брэнды как "Sheraton Hotels & Resorts", "Westin Hotels & Resorts" имеют более чем 60 летнюю историю. Сегодня компания включает в себя порядка 850 отелей и курортов в более 95 странах мира, 145 тыс. сотрудников 2006 год. Компания выступает собственником, оператором и франчайзодателем отелей. К брендам корпорации относятся: "Sheraton Hotels & Resorts", "Westin Hotels & Resorts", "The Luxury Collection", "St. Regis", "W" и "Four Points Hotels by Sheraton", "Le Meridien", "Aloft". Географически "Starwоod" представлена практически на всех континентах: Северная Америка, Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион, Африка и Ближний Восток и Латинская Америка.

Гостиничная сеть "Hyatt" появилась в 1957 году в международном аэропорту Лос-Анжелеса - "Hyatt Hause", владелец местный предприниматель "Hyatt" Лонде. В течение следующего десятилетия гостиницы "Hyatt" охватили все западное побережье. Открытие в 1967 году отеля "Hyatt Regency" в городе Атланта, штат Джорджия, помогло компании получить широкую известность во всем мире. В настоящий момент 215 отелей объединены общим брендом "Hyatt" по договору знательность как лидер, обеспечивающий проживание класса люкс и обслуживание высокого качества, целевым рынком которого являются в первую очередь, бизнес путешественники. Чтобы привлечь к себе самых разных клиентов, "Hyatt" стратегически дифференцирует свои заведения по услугам.

Гостиничная цепь - "Hyatt Hotels and Resorts" приурочена к США, но в небольшом количестве отели цепи встречаются по всему миру за исключением Северной и Тропической Африки и части Южной Америки.

Американская "Carlson Hospitality Worldwide" управляет не только гостиницами и курортами, ей подчиняются также рестораны и круизные корабли, всего 1520 объектов. К CHW относятся 5 отельных брендов (776 отелей и курортов) - "Radisson Hotels & Resorts", "Country Inns & Suites", "Regent International Hotels", "Park Plaza" и "Park Inn hotels", сдаваемые квартиры "Carlson Lifestyle Living" ("Carlson Park") и "Carlson Vacation Ownership", "Radisson Seven Seas Cruises" (5 пятизвездных лайнеров), "T. G.I. Friday's", "Italianni's" и еще несколько ресторанных брендов. "Radisson Hotels & Resorts" - самый крупный гостиничный бренд этой компании, в него входит 430 отелей (более 100000 номеров) в 59 странах. В следующей по размерам сети "Country Inns & Suites" 295 отелей. "Radisson Hotels & Resorts" находится в партнерских отношениях со скандинавской "Radisson SAS Hotels & Resorts" и "Radisson Edwardian Hotels" в Великобритании. Напомним, что "Radisson" открыл первую управляемую американцами гостиницу в Москве.


Скачать архив (1.32 Mb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: