Главная » Экономика

Участие Узбекистана в международных экономических организациях

Введение

международный экономический узбекистан сотрудничество

Актуальность выбранной темы исследования состоит в том, что последние десятилетия отмечены отличающими изменениями мирохозяйственных связей, которые переросли из межнациональных в глобальные. Вместе с тем, они стали владетелем совершенно новое качество, выявляющееся в углублении МРТ и врастании в него национальных экономик, появлении новых субъектов хозяйственной жизни, повышении степени либерализации трансграничных перемещений товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

В условиях глобализации государство все более теряет традиционные рычаги воздействия на экономику. Нарастающая взаимозависимость национальных хозяйственных систем вынуждает государства проводить такую внешнеэкономическую политику, которая бы учитывала позиции стран-партнеров, а также интересы транснационального предпринимательского капитала. Лавинообразное развитие мировых финансовых рынков и международных валютно-кредитных отношений все более затрудняет регулирование национальными органами соответствующих сфер экономики даже развитых стран. В сложившихся условиях особая роль в поиске новых механизмов регулирования возлагается на международные экономические организации.

Целью данной работы является изучение международных экономических организаций в системе международных экономических отношений.

Чтобы достичь поставленной цели необходимо осуществить всесторонний анализ политики, что предполагает решение следующих основных задач:

- рассмотрение истории создания и функционирования международных экономических организаций, а также их деятельности согласно изменениям, имевшим место в мировой экономике;

-        анализ основных направлений деятельности международных экономических организаций и их значения в системе международных отношений.

Объектом данной курсовой работы являются международные экономические организации.

Предметом - роль Всемирного банка в развития экономики Узбекистана.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Международные экономические организации

 
.1 Понятие и основные этапы развития международных экономических организаций

Анализируя развитие системы международных экономических отношений, нельзя обойти вниманием феномен международных экономических организаций. Сегодня вряд ли найдется страна, которая не участвует в деятельности той или иной международной экономической организации.

Международные экономические организации стали глобальным, всеохватывающим явлением, оказывающим многогранное влияние на мировую экономику и политику. Оценка этого влияния и перспектив международных экономических организаций представляет большой научный интерес.

Следует отметить, что международные экономические организации являются объектом внимания со стороны экономистов с момента своего возникновения. На исследованиях их сущности, роли отразились разногласия и оценки рыночных и целенаправленно-государственных факторов развития мировой экономики.

До Великой Депрессии 30-х годов преобладали неоклассические взгляды на экономику, которая рассматривалась как саморегулируемая система. Великая депрессия обнаружила несостоятельность "рыночного романтизма", уповавшего только на магическую силу "невидимой руки" рынка. Возникла потребность в новой теории, но только раскрывающей глубокие причины разрушительных кризисов, но и вооружившей политиков действенным инструментом экономической стабилизации. Джон Кейнс обосновал необходимость активного, государственного вмешательства в экономические процессы.

"Великая депрессия" выявила взаимную зависимость экономик капиталистических стран. В этой связи действия правительства одной страны в сфере национальной экономики неизбежно воздействовали на экономические процессы в других странах. Поэтому возникла объективная необходимость межгосударственного согласования экономической политики.

Первый этап охватывает период с конца второй мировой войны до конца 50-х г.г. Характерной особенностью данного этапа является определяющая роль США в деятельности международных экономических организаций. В этот период большинство организаций было создано по инициативе США и контролировалось ими. К таким организациям следует отнести Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Организация экономического сотрудничества и развитие (ОЭСР) и Координационный комитет по контролю экспорта стратегических товаров в социалистические страны (КОКОМ).

В целом система международных экономических организаций этого периода соответствовала потребностям развития мировой экономики, прежде всего целям ведущих капиталистических стран. Характерные черты этой системы были следующие:

·        во-первых, она включала в основном промышленно-развитые капиталистические страны;

·        во-вторых, регулирование сводилось, в основном, к либерализации международной торговли путем снижения таможенных пошлин.

Второй этап начался в начале 60-х годов. Он отражал существенные изменения в соотношении сил в мировом хозяйстве. Эти изменения были обусловлены усилением Западной Европы и Японии, ликвидацией колониальной системы и появлением множества новых государств, а также необходимостью определенной экономической координации со странами социалистического блока. Вследствие этого формы взаимодействия стали более разнообразными и разносторонними.

Третий этап развития международных экономических организаций начался в 70-е годы. Усилилось экономическое сотрудничество капиталистических стран со странами социалистического блока. Развивающиеся страны стали требовать установления более справедливого мирового экономического порядка, эквивалентного обмена с развитыми капиталистическими странами.

Четвертый этап в развитии международных экономических организаций связан с распадом социалистической системы. В результате распался Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), возникло СНГ, по сути представляющее орган координации экономической политики республик бывшего Советского союза. Ликвидация идеологических основ участия в международных организациях бывших социалистических обнаружила направления их экономических интересов.

.2 Классификация международных экономических организаций

 
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)

Возникновение ГАТТ связано с попытками создать Международную торговую организацию (МТО). Это было связано со стремлением многих стран после Второй мировой войны искоренить протекционизм во внешней торговле. Новый внешнеторговый режим должен был основываться на либерализации и сотрудничестве между странами.

октября 1947 г. в Женеве 23 страны подписали предварительное соглашение под названием "Gеnеrаl Аgrееmеnt Tаrif аnd Тгаdе" (ГАТТ). В нем были определены принципы действия этой международной торговой организации. 24 марта 1948 г. был подписан заключительный акт - Гаванский устав Международной торговой организации. Аппарат ГАТТ ограничен - он включает в секретариат в Женеве, совет, состоящий из представителей стран-участниц. Механизм выработки и принятия решений в рамках ГАТТ представляет периодические длительные переговоры-раунды, которые длятся несколько лет.

ГАТТ исходит из следующих основных принципов:

1.      Многосторонность внешней торговли.

2.      Применение общего режима наибольшего благоприятствования.

.        Снижение таможенных тарифов и других (нетарифных) препятствий.

.        Взаимность уступок.

В настоящее время в деятельности ГАТТ в тех или иных формах участвуют более 150 стран.

Всемирная торговая организация (ВТО)

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.

В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.

Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрена сравнительно большая гибкость и свобода действий.

Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС, в которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени они готовы открыть для иностранной конкуренции.

Международный валютный фонд

Учреждение МВФ связано с созданием Бреттон-Вудской валютной системы в 1944 г. и он был неотъемлемой частью этой системы. Но крах Бреттон-Вудского валютного порядка не привел к ликвидации МВФ. Этот факт показывает, что МВФ является необходимым институтом регулирования международных валютных отношений.

Цель МВФ заключается в поддержании стабильности в международных валютных отношениях. Это должно способствовать экономическому росту, развитию международной торговли и обеспечить высокий уровень занятости и доходов. Для достижения этой цели МВФ определил в Уставе "кодекс поведения", который, естественно, изменялся с течением времени. Правила МВФ касаются конвертируемости валют и валютного курса, свободы платежей по текущим операциям. Для выполнения своих задач МВФ регулярно анализирует экономическую, финансовую и валютную политику государств-участников.

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором каждая страна-участница представлена управляющим и его заместителем, назначаемым на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит внедрение изменений в Статьи Устава, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии 1 раз в год.

МВФ учрежден по принципу акционерного предприятия. Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают: США - 17,7%, Германия - 5,5%, Япония - 5,5%, Великобритания - 4,9%, Франция - 4,9%, Саудовская Аравия - 3,4%, Италия - 3,1%, Россия - 2,9%, Доля стран ЕС-26, 2%. Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

МБРР или Мировой Банк, как и МВФ - детище Бреттон-Вудса. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно его уставом, официально вступило в силу в 1945 г. Банк начал функционировать с 1946 г.

Цель Мирового Банка - содействие экономическому развитию стран-участников путем предоставления им долгосрочных кредитов, гарантирования частных инвестиций. В систему Мирового Банка входят его филиалы - Международная ассоциация развития (MАР) и Международная финансовая корпорация (МФК). MАР, созданная в 1960 г. нацелена на оказание помощи самым бедным странам на привилегированных условиях. МФК, учрежденное в 1956 г., занимается мобилизацией национальных и иностранных капиталов для развития частного сектора в странах третьего мира".

Руководящим органом Мирового Банка является Совет управляющих и Директорат. Совет, состоящий из министров финансов или управляющих центральными банками стран-членов, собирается на сессии раз в год. Причем МВФ и МБРР проводят их совместно. Право голоса в органах МБРР определяется паем в уставном капитале (аналогично МВФ). Наибольшую долю голосов имеют США - 17%. Квота России - 1,8% голосов.

Новым направлением работы Банка, непосредственно не связанным кредитованием инвестиционных проектов, стало финансирование структурных реформ в развивающихся странах. Изменился и характер кредитования Банком некоторых секторов экономики, Сегодня Банк финансирует, прежде всего, структурные преобразования экономики в целом.

Его цель - стимулирование иностранных капиталовложений в экономику развивающихся стран путем обеспечения долгосрочных гарантии некоммерческих рисков.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Расположенная в Париже и созданная в 1961 г. ОЭСР объединяет 24 промышленно развитые капиталистические страны, такие как: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Южная Корея, Япония. ОЭСР является преемницей организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданной в 1948 г. для реализации "плана Маршалла" по восстановлению после второй мировой войны экономики Западной Европы.

ОЭСР - организация, объединяющая 30 стран - прежде всего, является форумом, в рамках которого правительства стран-членов имеют возможность обсуждать, разрабатывать и совершенствовать экономическую и социальную политику.

Основным условием членства в клубе является приверженность страны рыночной экономике и плюралистической демократии. Организация, ядро которой на момент основания составляли государства Европы и Северной Америки, расширилась за счет Японии, Австралии, Новой Зеландии, Финляндии, Мексики, Республики Чехия, Венгрии, Польши и Южной Кореи. Кроме того, организация поддерживает контакты со многими государствами, не входящими в нее, путем осуществления совместных программ со странами бывшего советского блока, государствами Азии и Латинской Америки.

Целью деятельности ОЭСР является содействие социально-экономическому развитию стран-участниц, выработке наиболее эффективной экономической политики. Достижение этих целей строится на основе многосторонней координации макроэкономической политики стран-участниц.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

Организация стран-экспортёров нефти, сокращённо - ОПЕК международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на нефть. Членами данной организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти.

ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960. Первоначально в состав организации вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. В настоящее время в ОПЕК входит 12 членов, с учетом изменений состава: появления нового члена организации - Анголы и возвращения в лоно организации Эквадора.

Штаб-квартира ОПЕК первоначально находилась в Женеве (Швейцария), затем 1 сентября 1965 переместилась в Вену (Австрия).

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран участников организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

Министры энергетики и нефти государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.

Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится 40 % от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти.

Глава 2. Роль международных экономических организаций в мировом хозяйстве

.1 Деятельность Всемирного банка, его основные задачи и функции на современном этапе развития

Всемирный банк является одним из крупнейших в мире источников помощи в целях развития, основная цель которого заключается в оказании помощи беднейшим группам населения и беднейшим странам.

июля 1944 года в Бреттон - Вудс, штат Нью - Гэмпшир состоялась конференция с участием представителей 45 стран. Главной целью этой конференции была разработка нового финансово-экономического порядка, который на основе международного сотрудничества и вмешательства государства позволил бы добиться устойчивого долгосрочного экономического роста в глобальном масштабе.

Главным инициатором создания новой послевоенной международной валютно-финансовой системы, основанной на главенстве доллара, выступили США, превратившиеся к тому моменту в ведущего держателя золотовалютных средств, а также долговых обязательств союзников.

Результатом работы стало учреждение Группы Всемирного банка.

Банк начал свою деятельность 25 июня 1946 года. Спустя год, 9 мая 1947 года был одобрен первый заем на реконструкцию Франции. Его размер составил 250 млн. долларов, что, учитывая инфляцию, на сегодняшний момент было бы эквивалентно 2,4 млрд. долларов. Таким образом, можно сказать, что первый заем Банка явился одним из крупнейших кредитов, выданных им за все годы функционирования.

Преследуя своей деятельностью на первоначальном этапе цель экономической и политической стабилизации в Европе и содействуя распространению влияния американского капитала, в дальнейшем, Всемирный банк сменил ориентацию своей кредитной политики на развивающиеся, а позднее и на пост - социалистические страны. Задачей, поставленной Банком, стало развитие в них рыночных отношений и, тем самым, ускорение процесса их интеграции в мировую хозяйственную систему.

К концу 50-х гг. Япония и западноевропейские государства окрепли настолько, что смогли отказаться от ассигнований со стороны Всемирного Банка и перейти к частным займам. Об этом красноречиво говорит тот факт, что в период с 1952 по 1960 годы доля этих стран в кредитном портфеле Банка снизилась с 50 до 27%. Таким образом, к началу 60-х гг., в политике Всемирного банка наметились коренные изменения - переориентация на развивающиеся страны.

Первым примером реализации программы содействия развитию стало сотрудничество с Индонезией в 1963 году. За ней последовали Бразилия, Мексика, Перу, Аргентина, Турция. Преобладание в данном списке государств Латинской Америки неслучайно, поскольку именно они отличались на тот момент наиболее быстрыми темпами экономического роста. Более одной трети всех займов Банка в 60-е гг. направлялись на развитие транспорта, сельского хозяйства, инфраструктуры именно в данном регионе.

К 1965 году обязательства по заключенным контрактам Банка превысили сумму в 1 млрд. долларов.

Период с 1968 по 1981 год охарактеризовался для Всемирного банка правлением Роберта Макнамары и важными изменениями произошедшими в кредитной политике под его руководством. Во-первых, многие страны начали испытывать трудности с обслуживанием долга, и перед руководством Всемирного Банка встала дилемма - либо списать часть долгов, либо увеличить объем ссуд. Было принято решение пойти вторым путем, и в результате общий объем заимствований к 1981 году вырос более чем в 10 раз и составил 12 млрд. долларов. При этом акцент в кредитовании Банка сместился от создания основных объектов инфраструктуры и промышленности в сторону более комплексных программ обеспечения промышленного роста, предоставления основных услуг, улучшения распределения доходов. Основными направлениями, по которым произошел рост вложений, явились финансирование на развитие человеческих ресурсов, сельского хозяйства, водоснабжения и санитарных мероприятий, освоение месторождений нефти и газа. Кроме того, изменились сами характеристики финансируемых Банком проектов: больше внимания стало уделяться трудоустройству населения, развитию местных ресурсов и институтов, обучению местных кадров, оценке влияния на окружающую среду.

Следующим важным изменением стало увеличение внимания уделяемого проблеме бедности. До сих пор считалось, что иностранных инвестиций, направляемых на развитие инфраструктуры в развивающихся странах достаточно для того, чтобы добиться экономического роста и, как следствие, решить социальные проблемы. Такая концепция получила название «теории просачивания». Однако она оказалась несостоятельной, и Банк отказался ее поддерживать. Взамен был принят более взвешенный подход, сочетающий ускорение экономического роста с непосредственным наступлением на нищету через программы повышения производительности труда и уровня жизни городских и сельских жителей. Для преодоления последствий кризиса был принят специальный план действий, предусматривающий проведение в развивающихся странах ряда мероприятий:

- приватизации государственных предприятий с целью повышения эффективности производства;

-        повышения цен на сельскохозяйственную продукцию для стимулирования работы фермерских хозяйств;

         девальвации местных валют, нацеленной на повышение конкурентоспособности экспорта;

         снижения государственных расходов путем отмены субсидий на социальное обслуживание (образование, здравоохранение);

         поощрения свободной торговли через отмену протекционных барьеров.

Параллельно Всемирным банком был сделан упор на применении практики совместного финансирования. Начиная с 1983 года, он стал предоставлять около трети своих средств по этой линии. Практика совместного финансирования дает частным инвесторам ряд преимуществ, а поэтому они активно участвуют в подобного рода сделках. Помимо определенных выгод - Банк сам обеспечивает экспертизу проекта, утверждает его к финансированию и, что самое главное, снимает с инвестора риск неплатежа по кредиту со стороны заемщика. Идя по пути привлечения новых партнеров для совместного кредитования, в разгар долгового кризиса Всемирный банк принял новую программу в данной области: должник оказался обязанным в первую очередь погашать свои обязательства частным ссудодателям и только затем - Банку. Кроме того, в отдельных случаях, Банк брал на себя инициативу предоставить развивающейся стране необходимые валютные средства, если рост процентных ставок на кредитных рынках или иные обстоятельства воспрепятствовали заемщику осуществить конкретный проект.

На поддержку в рамках «Инициативы по сокращению внешнего долга беднейших стран» могли рассчитывать следующие государства:

- страны с наименьшим доходом на душу населения, являющиеся потенциальными получателями средств MАР;

-        страны, ситуация с внешним долгом которых кардинально не улучшается, несмотря на применение традиционных механизмов по управлению задолженностью;

         страны, которые проявляют серьезную приверженность реформам.

Конкретными финансовыми инструментами, используемыми Всемирным Банком для претворения Инициативы в жизнь, являются займы МБРР и гранты MАР. За годы существования Инициативы ее услугами смогли воспользоваться 23 страны. В результате суммарный долг этих стран был сокращен на 75% или 34 млрд. долларов США, а ежегодные выплаты по его обслуживанию снижены на 1,1 млрд. долларов.

На сегодняшний день в Банке работает около 10 тыс. человек, в том числе экономисты, инженеры, специалисты по вопросам образования, а также в таких областях деятельности, как экология, финансовый анализ, антропология, и многие другие. Сотрудники Банка являются гражданами 160 стран, и более 3 тыс. человек работают в постоянных представительствах Банка в государствах-членах.

Сегодня членами Международного банка реконструкции и развития (МБРР) являются 184 государства, то есть почти все страны мира. В Международную ассоциацию развития (МАР) входят 163 государства, в Международную финансовую корпорацию (МФК) - 175 государств, в Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) - 158 государств, а в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) - 134 государства. В соответствии со Статьями соглашения МБРР, для того чтобы стать членом Банка страна должна сначала вступить в Международный валютный фонд (МВФ). Для того чтобы вступить в МАР, МФК и МАИГ, страна должна быть членом МБРР.

Однако следует сказать о том, что до сих пор существует нечеткое представление о Всемирном банке, с одной стороны и МВФ, с другой. Зачастую это становится причиной недоразумений из-за ряда внешних сходств этих организаций. Всемирный банк и МВФ - юридически самостоятельные организации с различными целями.

Главной задачей Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся странах, путем оказания помощи по увеличению производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития.

МВФ, главным образом, следит за функционированием международной валютной системы, валютной политикой и политикой валютных курсов его стран-членов. В то время как Всемирный банк предоставляет займы только бедным странам, МВФ может делать это по отношению к любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств кредиторам в других странах.

Глава 3. Взаимодействие Узбекистана с международными экономическими организациями и перспективы развития.

.1 Сотрудничество Узбекистана со Всемирным банком и перспективы развития сотрудничества

Всемирный банк является одним из важнейших источников финансовой и технической помощи, оказываемой развивающимся странам мира.

Каждое из учреждений Всемирного Банка играет особую роль в процессе достижения цели, которая заключается в сокращении масштабов бедности в глобальном масштабе и повышении уровня жизни населения планеты. МБРР сотрудничает со странами со средним уровнем доходов и кредитоспособными странами с низким уровнем доходов, в то время как внимание МАР сосредоточено на беднейших странах мира. Совместно эти два учреждения предоставляют развивающимся странам займы по низким ставкам, беспроцентные кредиты и гранты на цели развития образования, здравоохранения, инфраструктуры, коммуникаций, а также для решения множества других задач.

С сентября 1992 года Республика Узбекистан является полноправным членом Всемирного банка. 2 июля 1992 года введён в действие Закон Республики Узбекистан «О членстве Республики Узбекистан в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Международной ассоциации развития, Международной финансовой корпорации, Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций».

Узбекистан входит в Швейцарскую группу стран - членов Всемирного Банка. С сентября 1992 года в городе Ташкенте открыто представительство Всемирного банка. Сотрудничество с Всемирным банком базируется на подходе, отражённом в «Стратегии сотрудничества с Республикой Узбекистаном на период 2006-2009 финансовые года». Направления сотрудничества, заложенные в Стратегии, в целом, совпадают с приоритетами Республики Узбекистан. 1992 года Узбекистану было одобрено 14 проектов. Общий объём портфеля составляет $588,5 млн. Текущий портфель банка в Узбекистане включает 6 инвестиционных проектов на сумму $266,14 млн., из которых $166,14 млн. средства МБРРи $100 млн. МАР.

Взаимодействие ВБ с Правительством Узбекистана предполагается осуществлять по двум параллельным направлениям:

.        ТС и консалтинг, в том числе оценка государственного управления экономикой и механизма обзора в конце периода стратегии как средства повышения открытости и улучшения отчётности, а также ускорения рыночных реформ в Узбекистане;

.        финансирование проектов, направленных на глобальные общественные блага и базовые социальные услуги.

Кроме этих проектов, ВБ администрирует грантовые средства:

·        по региональному проекту по борьбе с ВИЧ/СПИДом в Центральной Азии на сумму $25 млн.;

·        грант Глобального альянса по улучшению питания в сумме $2,8 млн. для осуществления национальной программы по фортификации муки;

·        грант Глобального экологического фонда в сумме $10,15 млн. на региональный проект трансграничного биоразнообразия Центральной Азии.

С 2006 года реализуется проект развития школьного образования за счёт кредита МАР в размере $40 млн.

В настоящее время действует новая стратегия Всемирного барка по линии МБРР по финансовому содействию республике на 2008-2011 годы. Разработанная стратегия основывается на программе Республики Узбекистан повышения благосостояния населения на 2007-2010 годы, которая была утверждена Президиумом Кабинета Министров в августе 2007 года. Текущий портфель проектов закладывает основу для четырех основных направлений деятельности в рамках Стратегии Всемирного банка содействия стране на период с 2008 по 2011гг. в поддержку приоритетов государства:

● улучшение среды для экономического роста;

● рост экономических возможностей на селе;

● повышение эффективности в предоставлении услуг для населения;

●управление окружающей средой и предоставление глобальных общественных благ.

Действующий портфель Всемирного банка состоит из 10 активных проектов, включая - Проект управления водными ресурсами в Ферганской долине, Фаза-I; Проект реконструкции очистных сооружений и канализационных систем городов Бухара и Самарканд; Проект развития школьного образования и Проект развития школьного образования (вторая фаза); Проект поддержки сельхозпредприятий (вторая фаза); Проект Глобального альянса по улучшению питания (ГАУП); Проект Здоровье 2; Проект реконструкции дренажной и ирригационной инфраструктуры и восстановления ветландов, Фаза I (Дренажный проект); Проект водоснабжения городов Бухара и Самарканд, Проект энергоэффективности промышленных предприятий.

3.2 Совместные проекты международные организации с Узбекистаном

Узбекистан и Всемирный банк начинают сотрудничество по трем проектам, направленным на улучшение энерго- и водоснабжения, а также медицинских услуг для населения страны.

На церемонии, состоявшейся 16 сентября в 2012 г. в Ташкенте, были подписаны соглашения сразу по трем проектам. С целью повышения надежности электроснабжения потребителей в четырех областях Узбекистана - Самаркандской, Кашкадарьинской, Навоийской и Бухарской - подписано заемное соглашение на сумму 110 млн долларов из средств Международного банка реконструкции и развития. Данные средства предназначены для реализации проекта строительства высоковольтной линии 500 кВ Талимарджанская ТЭС - подстанция Согдиана, которая позволит усилить энергосистему и снизить потери при передаче электроэнергии.

Совет директоров Всемирного банка 27 марта 2012 года одобрил выделение Республике Узбекистан кредита в размере $180 млн. на реализацию проекта по внедрению современных технологий по учету потребления электроэнергии.

Цель проекта - снижение коммерческих потерь трех региональных распределительных компаний в г. Ташкенте, Ташкентской и Сырдарьинской областях. Это будет достигнуто за счет улучшения учета электроэнергии и биллинговой инфраструктуры, а также коммерческих систем управления.

Этот проект является частью национальной программы по повышению учета потребления электроэнергии. Концепция проекта была разработана в тесном сотрудничестве с ГАК "Узбекэнерго", Министерством финансов, а также Азиатским банком развития.

Таблица 2.1 Краткий обзор проекта

Дата утверждения

27 марта 2012

Дата завершения

30 июня 2017

Общая стоимость проекта

246,1 млн.долл.США

Основной сектор

Энергетический сектор (100%)

Темы

Политика в области регулирования и конкуренции (10%), изменение климата (10%), Реструктуризация и приватизация государственных предприятий/банков (80%)

Совет Директоров Всемирного банка одобрил выделение Узбекистану кредита в размере 93 млн долл США на реализацию проекта «Улучшение системы здравоохранения».

Кредит предоставлен за счет средств Международной ассоциации развития (МАР. Проект направлен на поддержку усилий правительства Узбекистана по модернизации системы здравоохранения в целях обеспечения более доступных, качественных медицинских услуг для населения, особенно в сельских районах.

Узбекистан и Всемирный банк реализовали в 1998-2004 годах проект «Здоровье-1» стоимостью 76 млн долл, из которых 30 млн долл заем Международного банка реконструкции и развития (МБРР). МАР также выделила в 2004 году 40 млн долл на реализацию проекта «Здоровье-2» стоимостью 118,09 млн долл.

Таблица 2.2 Краткий обзор проекта

Дата утверждения

7 апреля 2011

Дата завершения

31 декабря 2016 года

Общая стоимость проекта

101 млн.долл.США

Основной сектор

Обязательное финансирование здравоохранения (8%), здравоохранение (92%)

Темы

Показатели деятельности в системе здравоохранения (50%), детское здоровье (16%), другие инфекционные заболевания (28%), травмы и соматические заболевания (6%)

Кредит в размере $ 110 млн утвержден в совете исполнительных директоров Всемирного банка для реконструкции Талимарджанской ГЭС. Кредит предоставлен сроком на 25 лет и льготным периодом в 5 лет.

Проект направлен на поддержку правительства Узбекистана с целью улучшения электроснабжения в Юго-Западном Узбекистане.

Данные средства будут способствовать укреплению сети передачи электроэнергии, строительству новой подстанции на Талимарджанской ТЭС мощностью 500/220кВт и новой линии электропередачи в 500кВ, общей протяженностью 218 км от новой подстанции до подстанции Согдиана, а также их объединения линиями передачи Каракуль-Гузар.

Проект модернизации ГЭС общей стоимостью $1.28 млрд. рассчитан до конца 2013 года. Правительство Узбекистана для реализации данного проекта, помимо АБР и ВБ, планировало также привлечь средства Японского агентства международного сотрудничества (JICА) в размере $290 млн. Остальная часть в размере $440 млн. будет профинансирована за счет средств правительства, Фонда по реконструкции и развитии Узбекистана и ГАК "Узбекэнерго".

Данный проект по мнению узбекской стороны позволит ликвидировать дефицит мощности электроэнергии в Самаркандско-Бухарском регионе страны и увеличить поставки электроэнергии в Афганистан.

Таблица 2.3 Краткий обзор проекта

Дата утверждения

15 марта 2011

Дата завершения

31 декабря 2015

Общая стоимость проекта

203,04 млн.долл.США

Основной сектор

Передача и распределение электроэнергии (100%)

Темы

Политика в области регулирования и конкуренции (20%), инфраструктурные услуги для развития частного сектора (60%)

По состоянию на май 2012 года общая сумма активных обязательств Всемирного банка Узбекистану составляет около 633 млн долларов США на 10 проектов.

В 26 апреля в 2013 года совет директоров Всемирного банка одобрил кредит Республике Узбекистан в сумме 100 млн. долларов США  для дополнительного финансирования Проекта повышения энергоэффективности промышленных предприятий страны. Об этом сообщили в представительстве ВБ в Ташкенте. Целью проекта является содействие повышению энергоэффективности индустриального сектора, что в свою очередь приведет к снижению потребления энергоресурсов и топлива и сокращению выбросов парниковых газов. Предлагаемый кредит послужит в качестве софинансирования субпроектов промышленный предприятий, направленных на экономию энергии и использование самых современных технологий.

Узбекистан является одной из стран Восточной Европы и Центральной Азии, где использование электроэнергии является самым интенсивным, при этом в стране очень высокий уровень выбросов двуокиси углерода. Правительство Узбекистана объявило повышение энергоэффективности и внедрение мер по энергосбережению ключевыми приоритетами развития экономики. Кроме того, имеется огромный потенциал в экономии энергоресурсов, если применять меры по повышению энергоэффективности в секторе промышленности, использующем устаревшее оборудование и механизмы.

Проект направлен на повышение энергоэффективности промышленных предприятий путем разработки и учреждения финансового механизма для инвестиций, направленных на энергосбережение. Повышение энергоэффективности и снижение энергопотребления на производстве повысит конкурентоспособность промышленности Узбекистана в целом и высвободит часть ограниченных ресурсов газа для экспорта, а также снизит объемы выбросов углекислого газа.

Проект будет включать два компонента:

А) Наращивание потенциала в сфере энергоэффективности (1 млн долларов США) и ) Кредитная линия для участвующих банков (99 млн долларов).

Продолжительность реализации получившего дополнительное финансирование проекта составляет 5 лет. Срок выплаты основной суммы кредита составляет 25 лет, включая 5 лет льготного периода.

Общая сумма активных обязательств Всемирного банка Узбекистану по состоянию на апрель 2013 года составляет 987,5 млн долларов США на 11 проектов.

Заключение

На основе рассмотренного данного материала можно характеризовать международные экономические организации как институт многосторонних межгосударственных отношений, имеющий согласованные с его участниками цели, компетенцию и свои постоянные органы.

В современном мире, характеризующимся неуклонно растущим процессом глобализации, а также ростом количества населения развивающихся стран, живущего за чертой бедности, роль и значение Группы Всемирного банка как международной валютно-финансовой организации значительно возрастает. Вначале Банк был создан с целью оказания помощи в восстановлении и развитии экономики член стран. Однако по окончании периода восстановления опустошенных войной промышленно развитых стран Всемирный банк поставил себе новую цель - содействовать экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран, повышению эффективности их хозяйствования, чтобы их население имело более богатую и удовлетворительную жизнь.

На сегодняшний день в состав Группы Всемирного банка входят пять взаимосвязанных учреждений:

- Международный банк реконструкции и развития, предоставляющий кредиты относительно богатым развивающимся странам;

-        Международная ассоциация развития, предоставляющая особо льготные кредиты беднейшим развивающимся странам;

         Международная финансовая корпорация, содействующая развитию частного сектора в странах-заемщиках;

         Международное агентство по инвестиционным гарантиям, поощряющее иностранные инвестиции в развивающихся странах путем предоставления гарантий инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками;

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, занимающийся консультированием, научными исследованиями, предоставлением информации об инвестиционном законодательстве.

Также Всемирный банк важную роль играет и в социальную и в экономическую сферу Узбекистана. C 1992 года Узбекистану было одобрено более 14 проектов в социальную сферу. По состоянию на май 2012 года Всемирного банка выделил кредит на 10 проектов в размере около 633 млн. долл. США. Сотрудничества со Всемирном банкам последние годы эффективно развивается. По состояние 2013 года до сегодняшнего дня была подписаны около 13 проекты направленно на повышение энергоэффективности промышленных предприятий путем разработки и учреждения финансового механизма для инвестиций, направленных на энергосбережение.

Список используемой литературы

Учебники, учебные пособия

1.   Бородулин Л.П., Кудряшова И.А. Международные экономические организации: Учебное пособие. - М.: «Экономистъ», 2005.

2.      Герчикова И.Н. Международные экономические организации. - М.: Рефл-бук, 2000.

.        Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч.1. Учебное пособие для вузов. - М.: Международные отношения, 1998.

.        Международные организации: Учебное пособие / Под редакцией Ю.Г. Козака, В.В. Ковалевского. - Одесса: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

.        Миляков Н.В. Финансы. - М.: Наука, 2002.

.        Моисеев А.А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). - М.: Омега-Л, 2006.

.        Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

.        Саркисянц А.Г. Система международных долгов. - М.: «ДеКА», 1999.

.        Справочник-путеводитель по Всемирному банку / Пер. с англ. - М.: «Весь Мир», 2004.

.        Шреплер Х.А. Международные организации: Справочник. - М.: Дело, 1995.

.        Шреплер Х.А. Международные экономические организации: Справочник. - М.: Международные отношения, 1997.

Интернет-источники

1.   httр://finаncе.uzrероrt.uz/

2.      httр://wеb.wоrldbаnk.оrg/

.        httр://www.uzbеkеmbаssу.оrg/

4.      httр://www.gоv.uz/

5.      http://www.kоmmеrsаnt.ru/


Скачать архив (20.3 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: