Главная » Экономика |
1. Экономико-географическая характеристика Индонезии Индонезия (индон. Indonesia), официальное название - Республика Индонезия (индон. Republik Indonesia) - государство в Юго-Восточной Азии. Население, по итогам переписи 2010 года, составляет более 237,5 миллионов человек (по оценочным данным на июль 2011 года - более 245,6 миллионов человек), территория - 1 919 440 км², по обоим этим показателям является крупнейшей страной региона. Занимает четвёртое место в мире по численности населения и четырнадцатое по территории. [1] Столица - Джакарта. Государственный язык - индонезийский. Унитарное государство, президентская республика. Подразделяется на 34 административно-территориальные единицы, 32 из которых является провинциями и 2 - особыми округами, приравненными по статусу к провинциям. Расположена на островах Малайского архипелага и западной части острова Новая Гвинея. Омывается водами Тихого и Индийского океанов. Является крупнейшим островным государством в мире. Значительная часть островов относится к Зондским, которые в свою очередь подразделяются на Большие Зондские и Малые Зондские острова. Имеет сухопутную границу с Малайзией (на острове Калимантан), Папуа-Новой Гвинеей (на острове Новая Гвинея) и Восточным Тимором (на острове Тимор). Отличается значительным этнокультурным разнообразием. Около 88% населения исповедует ислам, что делает Индонезию страной с самым большим мусульманским населением в мире. [2] Аграрно-индустриальная страна с динамично развивающейся экономикой. Объём ВВП по паритету покупательной способности за 2011 год составил 1,125 триллиона долларов США (около 4700 долларов США на душу населения). Денежная единица - индонезийская рупия. Независимость страны провозглашена 17 августа 1945 года. В 1942-1945 годах она находилась под японской оккупацией, а до того была колониальным владением Нидерландов, которые начали её освоение в первой половине XVII века и объединили бо́льшую часть территории современной Индонезии под своей властью к началу XX века. Население. По итогам общенациональной переписи, проведённой в мае - июне 2010 года, население Индонезии составило 237 556 363 человека, а по оценочным данным, выведенным из расчёта существующих темпов роста населения, к июлю 2011 года его численность увеличилась до 245 613 043 человек[5]. Индонезия, таким образом, является наиболее населённой страной Юго-Восточной Азии и занимает четвёртое место в мире по количеству жителей[5]. Средняя плотность населения составляет (из расчёта по данным переписи 2010 года) около 124 человека на км², при этом население распределено крайне неравномерно: 57,5% индонезийцев проживает на Яве, которая составляет менее 7% территории, в результате чего этот остров является одним из самых густонаселённых мест планеты (более 1000 человек на км²). Наименьшая плотность на Молуккских островах - 0,8% населения (34 человека на км²). Среди административно-территориальных единиц наибольшая плотность населения зарегистрирована в Особом столичном округе - более 14 400 человек на км², наименьшая - в провинции Папуа - менее 8 человек на км²[5]. Для обеспечения более равномерного распределения населения по территории страны власти Индонезии с 1950-х осуществляют масштабную программу трансмиграций - переселения жителей густонаселённых районов (Явы, Мадуры, Бали) на малонаселённые острова (Калимантан, Новая Гвинея, Молукки). В рамках данной программы к началу 2000-х годов было переселено не менее 5,5 миллионов человек, из которых почти половина - в 1970-е - 1980-е годы[1]. Доля городского населения составляет 44%. По состоянию на 2010 год 11 городов имеют население численностью более 1 миллиона человек, крупнейший из них - столица страны Джакарта с населением 9 607 787 человек. Темпы роста, возрастная и гендерная структура. За весь период независимого развития Индонезии для неё был характерен достаточно высокий прирост населения, несколько снижающийся с 1980-х годов в результате реализации государственной программы планирования семьи. По оценочным данным за 2011 год темп прироста населения составил 1,069% (110 место в мире) при рождаемости на уровне 18,1 (104 место в мире) и смертности на уровне 6,1 (155 место в мире). По прогнозам профильных экспертов ООН, в ближайшие десятилетия темпы роста населения в Индонезии будут постепенно снижаться и, достигнув своего максимума в 2055 году (295 миллионов человек), население Индонезии начнёт уменьшаться (Таблица 1.). [5] Таблица 1. Динамика роста населения Индонезии Год 1961 1971 1980 1990 2000 2010 2011 (оценка) 2025 (прогноз) 2055 (прогноз) Численность (млн чел.) 97,1 119,2 146,9 178,6 205,1 237,6 245,5 273 295 Возрастная структура населения типична для развивающихся стран: главной особенностью является высокая доля молодёжи - средний возраст жителя Индонезии составляет 28 лет. 27,3% индонезийцев моложе 15 лет, 66,5% - в возрасте 15-65 лет и 6,1% - старше 65 лет[4]. Гендерный состав населения практически равномерен, показатель соотношения полов - 1,01 в пользу мужчин. Изменения этого показателя в различных возрастных группах в целом соответствует общемировой тенденции: 1,05 при рождении, 1,04 для лиц младше 15 лет, 1,01 - от 15 до 64 лет и 0,79 - старше 65 лет. При этом весьма заметны его колебания по различным регионам страны: если в провинциях Папуа и Западное Папуа он составляет 1,12-1,13, то в провинции Западные Малые Зондские острова - 0,94. [5] Экономика. Денежная единица - индонезийская рупия (индон. Rupiah), усреднённый курс за 2010 год - 9170 рупий за 1 доллар США. Разменная единица - сен (индон. sen), одна сотая рупии. Эмиссию денег осуществляет центральный банк страны - Банк Индонезии. [3] Темпы инфляции по итогам 2011 года - 5,4% (140 место в мире). Объём национальных золотовалютных резервов на июль 2011 года составил 122,7 млрд долл. США. Для экономики, при её рыночном характере, характерна активная роль государства: оно владеет примерно 140 крупными предприятиями в различных секторах национального хозяйства, а также контролирует цены на ряд товаров, включая базовые продукты питания и горюче-смазочные материалы. В объёме ВВП доля промышленного производства на 2010 год составляет 47%, сферы услуг - 37,6%, сельского хозяйства - 15,4%. При этом в промышленности занято 12,8%, в сельском хозяйстве - 38,3% и в сфере услуг - 48,9% работающего населения. Общая численность трудоспособного населения - 116,5 миллионов человек (5 место в мире), уровень безработицы - 7,1% (70 место в мире). [2] Для населения характерно значительное социально-экономическое расслоение, доходы наиболее имущих 10% почти в 11 раз превышают доходы беднейших 10% индонезийцев. Более 13% проживает ниже уровня бедности. Серьёзной проблемой экономики является коррупция - в рейтингах, составляемых организацией «Транпэрэнси интернешнл», Индонезия длительное время занимает места в начале второй сотни. [3] Промышленность. На 2010 год доля промышленного производства в структуре ВВП составляла 47%, более двух третей этого объёма приходится на обрабатывающие отрасли. При этом число занятых в промышленности относительно невелико - менее 13% трудоспособного населения. Темпы роста заметно ниже, чем по экономике в целом - около 4,3% на 2010 год. В обрабатывающей сфере на 2009 год было зарегистрировано более 25 тысяч предприятий, имеющих статус крупных либо средних и более 3,2 миллионов малых предприятий и надомных производителей. Наиболее значимыми отраслями являются пищевая промышленность (около 19% всего несырьевого производства, почти 6000 крупных и средних мероприятий), химическая промышленность (16%, около 900 предприятий), текстильная промышленность (7%, около 2000 предприятий), табачная промышленность (7%, более 1600 предприятий), производство машин и оборудования (7%, около 600 предприятий), автомобильная промышленность (6%, более 270 предприятий), целлюлозно-бумажная промышленность (6%, более 530 предприятий), производство готовой одежды (4%, более 2000 предприятий). Большая часть малых предприятий и надомных производителей действуют в различных отраслях лёгкой и пищевой промышленности, включая традиционные ремёсла: производство батика, керамики, плетение циновок, изготовление резных изделий из дерева и кости, прочей востребованной сувенирной продукции. [5] В добывающей промышленности действуют в основном крупные национальные компании, значительная часть из которых принадлежит государству, а также западные сырьевые корпорации. Крупнейшей из национальных компаний является государственная монополия «Pertamina», контролирующая добычу и переработку нефти. Добыча нефти (на 2009 год) составляла более 1,02 млн баррелей в день (37 место в мире), природного газа - 85,7 млрд кубометров за год (8 место в мире). Также в промышленных масштабах добываются все минеральные ресурсы, перечисленные в разделе «Рельеф, внутренние воды, полезные ископаемые, почвы». Внешняя торговля и зарубежные инвестиции. Объём внешней торговли в 2010 году составил 285,3 млрд долл. США при положительном сальдо в размере 31,1 млрд долл. Объём экспорта - 158,2 млрд долл., импорта - 127,1 млрд долл. (по обоим показателям - 30-е место в мире) [112]. Основными статьями экспорта являются газ, нефть, электрооборудование, текстиль, древесина, фанера, каучук. Импортируются, главным образом, машины и оборудование, нефть, продукция химической промышленности и нефтепереработки, отдельные виды продовольствия. При этом объём импортируемой нефти с середины 2000-х годов во всё большей степени превосходит объём экспортируемой - это стало причиной выхода Индонезии в 2008 году из ОПЕК, в которой она состояла с 1962 года. Объём прямых иностранных инвестиций в индонезийской экономике на 2010 год составляет около 85,6 млрд долл. (38 место в мире). Индонезийскими инвесторами за рубежом размещено более 33 млрд долл. (37 место в мире). [5] Изучив экономико-географическую характеристику Индонезии можно сделать следующий вывод: экономико-географическое положение Индонезии довольно выгодное, однако и там существует ряд проблем. Экономическое развитие Индонезии осложнено многими пережитками колониального прошлого. Индонезии продолжает оставаться слаборазвитой страной с относительно низким промышленным потенциалом. Отсутствие основных отраслей обрабатывающей промышленности вызвало постоянную потребность в импорте промышленного оборудования и товаров широкого потребления. Все это предопределило зависимость Индонезии от внешних рынков. 2. Торгово-экономические связи России с Индонезией .1 История взаимоотношений России с Индонезией Впервые информацию о стране Шабот, располагавшейся на острове Суматра, сообщил для русских Афанасий Никитин, слышавшей о ней во время своего путешествия в Индию (1466-72). В своих записках «Хождение за три моря» он рассказал о географическом положении этой страны, её природных богатствах, населении, торговых связях с Индией и Китаем. [2] Во время своего кругосветного плавания в 1852-54 годах на остров Ява заходил русский парусный фрегат «Паллада». Находившийся на фрегате писатель И.А. Гончаров, назвал эти места «самым роскошным уголком мира». В 1869 году остров Ява посетил русский путешественник В. Татаринов, впоследствии описавший своё путешествие в «Морском сборнике». [2] Наиболее известной личностью, связавшей Россию и Индонезию является Николай Николаевич Миклухо-Маклай, который в течение 4 лет прожил на острове Новая Гвинея, изучая папуасов. С середины XIX века начинается сотрудничество русских ботаников и зоологов с Богорским ботаническим садом. Сад посещали А.А. Коротнев, Ф.М. Каменский и А.Н. Краснов [2]. Позже Российская академия наук учредила специальную «бейтензоргскую стипендию», по условиям которой два лучших ботаника или зоолога посылались раз в два года в ботанический сад в научную командировку. Среди посетивших сад на средства стипендии были С.Г. Навашин, Д.Д. Педашенко, К.Н. Давыдов, М.И. Голенкин, П.П. Иванов, В.М. Арнольди, М.М. Местергази. В 1894 году в антиколониальном восстании жителей островов Бали и Ломбока принял участие русский горный инженер Василий Пантелеймонович Мамалыга. В 1873-1904 годах султанат Аче неоднократно обращался с просьбой принять его в русское подданство. В конце XIX века русское правительство активизировало свою внешнюю политику в тихоокеанском регионе. Русские суда по пути из Петербурга на дальний Восток стали заходить в порты Суматры и Явы. В 1885 году было учреждено нештатное вице-консульство России в Батавии, а в 1893 году по предложению морского министерства оно было преобразовано в штатное консульство. В то же время, по прежнему, торговля между Россией и Батавией осуществлялась через Голландию, Германию и Англию. Россия в основном экспортировала керосин, который, однако, активно вытеснялся с батавского рынка американскими конкурентами, а импортировала через третьи страны кофе, индиго, пряности, олово, чай, копру, общим объёмом на сумму 15 миллионов рублей ежегодно. В это же время русские специалисты приняли участие в развитии нефтяной отрасли Батавии. Так, в 1984 году в районе Бабат недалеко от Палембанга русским инженером Ф.Ф. Кляйе была открыта нефть. В 1897 году русский инженер из Баку А.В. Рагозин получил подряд на строительство нефтеперерабатывающего завода в местечке Муара Эним (Южная Суматра) по проекту А.В. Адиясевича. В городе Баликпапан директором нефтеперегонного завода был русский подданный Г.Д. Гурген. Первым и последним штатным консулом России в Батавии в течение пяти лет (1895-1899 гг.) был Модест Модестович Бакунин. Он не раз выходил с инициативой об установлении прямых торговых связей между Россией и Батавией, предлагая комитету Добровольного флота открыть регулярную пароходную линию между Одессой и Владивостоком с заходом в один из индонезийских портов. Кроме того, он выступал за внедрение в российских субтропиках ряда местных культур. Однако его предложения не были услышаны, о чём он сообщил в свой книге в 1902 году: «Русских интересов и русской торговли в этом отдаленном уголку крайнего Востока не существует…». В 1899 году русское штатное консульство было преобразовано в внештатное, а в 1913 году ликвидировано. В 1912 году летчик А.А. Кузминский совершил на Яве и Суматре показательные полеты. [2] С началом Первой мировой войны российско-индонезийские были прерваны. Восстановились они лишь после Второй мировой войны, когда в 1950 году были установлены дипломатические отношения между странами. В 1989 году президент Сухарто посетил с официальным визитом СССР. Обе страны являются членами организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. В конце 2007 года Россия и Индонезия заключили долгосрочный контракт по поставке в Индонезию российских вооружений. 3 февраля 2010 года исполнилось 60 лет установлению дипломатических отношений между Россией и Индонезией. По этому случаю в обеих странах прошли торжественные мероприятия. В этот день посольство России в Индонезии устроило торжественный прием, а 6 апреля 2010 года посольство Индонезии в России вместе с Дипломатической академией при МИД РФ провело круглый стол «60-я годовщина российско-индонезийских двухсторонних отношений: достижения, возможности и вызовы». Однако юбилей дипломатических отношений получился несколько горьковатым. 60 лет сотрудничества - это немало по любым меркам. За такой срок можно было бы развить двусторонние связи до очень высокой степени, сделать их прочными и традиционными. Только этого не произошло, т. к. в обеих странах кризисные ситуации замораживали процесс укрепления связей между данными странами. Сейчас основное содержание этого сотрудничества выражается в связях на международном и правительственном уровнях, в обмене студентами (в России обучается 130 студентов из Индонезии), в туризме и торговле весьма небольшого объема, едва достигшей 1 млрд. долларов. Таким образом Россия с Индонезией сотрудничает более 60 лет - это достаточно долгое время, за такой срок можно было бы развить двусторонние связи до очень высокой степени, но в связи с политическими трудностями обеих стран этого не произошло. 2.2 Анализ внешней торговли и инвестиционной деятельности России с Индонезией Торгово-экономические связи являлись важной составляющей советско-индонезийских отношений - сотрудничество осуществлялось преимущественно в машинно-технической и военной областях с использованием государственных кредитов СССР. Однако с 1965 г. в силу ряда причин политического и экономического характера эти отношения были заморожены и сведены к незначительной товарной торговле на коммерческой основе, среднегодовые объемы которой, как правило, не превышали 80 млн. долл. В конце 80-х - начале 90-х гг. отношения России и Индонезии стали постепенно освобождаться от идеологических факторов и стали носить стабильно дружественный характер, однако торговые связи приходилось налаживать практически с самого начала. [3] Россия никогда не была основным торговым партнером Индонезии, однако за последние годы произошел значительный рост товарооборота между двумя странами, что позволяет говорить об увеличении значимости рынков двух стран друг для друга. В таблице 2 приведены дынные о торговом балансе Индонезии в торговле с Россией начиная с 1992 г. Несмотря на то, что к 1992 г. Российская Федерация уже стала отдельным государством, статистические службы Индонезии продолжали вести учет торговли с СССР, а не с вновь образовавшимися государствами. Только в 1996 г. появилась отдельная статистика для большинства из постсоветских стран, поэтому данные в таблице 3 по 1992 г. относятся ко всем странам, бывшего СССР. [5] Таблица 2. Торговый баланс Индонезии в торговле с Россией, (млн. долл. США) 1992 1997 1998 2000 2004 2008 2010 2011 Экспорт 69,87* 86,69 48,00 58,25 153,59 342,31 609,46 863,48 темп прироста в % - 24,0% -44,6% 21,3% 163,7% 122,8% 78,1% 41,7% Импорт 46,60* 288,29 107,28 110,41 267,34 1 325,14 1 076,20 1 680,86 темп прироста в % - 518,6% -62,7% 2,9% 142,1% 395,6% - 18,8% 56,2% Оборот 116,47* 374,98 155,28 168,66 420,93 1 667,45 1 685,66 2 544, 34 темп прироста в % - 221,9% -58,5% 8,6% 149,5% 296,1% 1,1%% 51,0% Сальдо 23,27* -201,60 -59,28 -52,16 -113,75 -982,83 -466,74 - 817,380 Визит президента Сухарто в СССР в 1989 г. явно свидетельствовал об улучшении отношений между двумя странами, однако с распадом СССР перед Россией в начале 90-х гг. прежде всего стояли внутригосударственные проблемы, а не внешнеэкономическая деятельность. Тем не менее, к концу 1992 г. торговый оборот двух стран составил почти 116,5 млн. долл., при этом индонезийский экспорт превышал импорт, следовательно, Индонезия обладала активным торговым балансом. Начиная с 1993 г. товарооборот начал заметно расти, поскольку началась реализация договоренностей, достигнутых на межправительственном уровне по ускоренному погашению товарными поставками (1993-1996 гг.) индонезийской задолженности по ранее использованным госкредитам бывшего СССР, а также в результате выхода на индонезийский рынок новых участников внешнеэкономической деятельности. Так к 1997 г. товарооборот вырос более чем в 3 раза, а сальдо торгового баланса Индонезии стало отрицательным. В этот период в России произошло улучшение экономического климата: прекратилось падение ВВП, а в некоторых отраслях даже начался рост, инфляция сократилась до 10%. Это способствовало началу инвестиций в производство. В середине 1998 г. финансовый кризис дошел до России, российский рубль подешевел по отношению к доллару в 3 раза. В результате кризисов объем внешней торговли двух государств сократился на 219 млн. долл. к концу 1998 г., и составил 155,5 млн. долл. Оба кризиса были достаточно быстро преодолены как в Индонезии, так и России. К 2000 г. торговля России и Индонезии не смогла выйти на докризисный уровень, однако наметились положительные тенденции к росту взаимной торговли. Темпы прироста стали положительными, а товарооборот составил 168,66 млн. долл., в том числе экспорт - 58,25 млн. долл. (темп прироста по отношению к 1998 г. - 21,3%), при этом импорт 110,41 млн. долл. (темп прироста, по отношению к 1998 году - 2,9%). В период 1999-2000 гг. в России и Индонезии проходил этап политической стабилизации. В 1999 г. было подписано межправительственное соглашение по экономическому и техническому сотрудничеству. Результатом этого соглашения стал запуск в 2000 г. российской ракетой-носителем индонезийского спутника связи «Garuda-1». Также увеличение объемов двусторонней торговли объясняется постепенной нормализацией экономической жизни двух стран, девальвацией индонезийской рупии в 2000 г. на 25% и повышением интереса российских экспортеров металлопродукции к рынкам азиатских стран вследствие осложнения их положения на рынке США. Новым направлением развития двухсторонних связей в первой половине 2000-х гг. становится налаживание научно-технического сотрудничества. Продолжалась работа по продвижению на индонезийский рынок российской вибросейсмической технологии в нефтяной отрасли. Индонезийской государственной нефтяной компанией PT «Pertamina» рекомендовано применение данной технологии на всех старых месторождениях. [4] Важным событием становится выход на индонезийский рынок в 2001 г. компании ФГУП «Гознак», выигравшей тендер на поставку защищенной бумаги для Банка Индонезии. Компания ФГУП «Гознак» стала одним из первых российских предприятий, поставляющих продукцию с высокой добавленной стоимостью в Индонезию. Последующие 8 лет индонезийско-российское торговое сотрудничество росло быстрыми темпами и имело стабильную положительную динамику. В период 2009-2011 гг. наблюдалась положительная динамика роста товарооборота между Россией и Индонезией, который в 2011 г. достиг, по данным торговой статистики ООН, отметки в 2 544, 3 млн. долл., по сравнению с 1 685,6 млн. долл. за 2010 г. (рост на 51%), в т. ч., Индонезийский экспорт - 863,4 млн. долл. (по сравнению с 609,4 млн. долл. - рост на 41,7%), импорт - 1 680, млн. долл. (по сравнению с 1 076,2 млн. долл. - рост на 56,2%). Отрицательное сальдо торгового баланса Индонезии уменьшилось с - 982,8 млн. долл. в 2008 году, до - 817,3 млн. долл. в 2011 г., что свидетельствует об усилении экспортных потоков из Индонезии в Российскую Федерацию. [5] В 2009 г. в связи с международным финансовым кризисом было зафиксировано падение товарооборота на 53,5% по сравнению с 2008 г. Однако, благодаря верно выбранной политике России и Индонезии, уже к 2010 г. удалось превысить докризисные показатели двусторонней торговли. В частности в России для поддержания банковской системы и экономики страны были использованы средства стабилизационного фонда РФ. Основные усилия индонезийской стороны были направлены, прежде всего, на стабилизацию экспорта сырьевых товаров, пользующихся постоянным спросом на мировом рынке (нефть, газ, олово, никель, медь, золото, натуральный каучук, какао-бобы, кофе, пальмовое масло), а также стимулирование внутреннего спроса. Дальнейшая тенденция развития российско-индонезийской торговли в обозримой перспективе связана, в том числе, с реализацией ряда крупномасштабных инвестиционных проектов российского бизнеса в Индонезии, расширением экономического, научного, военно-технического, информационного и культурного взаимодействия. Наиболее перспективные направления двустороннего торгового и инвестиционного сотрудничества: электроэнергетика, горнодобывающая промышленность, нефтегазовый сектор, металлургия, аэрокосмический сектор, дистанционное зондирование Земли, освоение мирового океана, телекоммуникации, машиностроение, судостроение, лесная и деревообрабатывающая промышленность, сотрудничество в финансовой и банковской сфере, охрана окружающей среды, туризм, и др. Проанализировав внешнюю торговлю и инвестиционную деятельность России с Индонезией можно сделать следующие выводы: Товарооборот между двумя странами, с 116,4 млн. долл. в 1992 г. увеличился более чем в 21 раз, достигнув к концу 2011 г. отметки в 2 544,3 млн. долл. А инвестиционное сотрудничество за последние годы начало активно развиваться. 2.3 Сферы сотрудничества России с Индонезией На сегодняшний день контракты Российской Федерации, заключенные с Республикой Индонезия подразумевают поставку различных видов военной техники. В период с 2000 г. в Индонезию были поставлены следующие образцы военной техники: Вертолетная техника. В 2000 г. Индонезия заключила с Россией контракт на поставки 4 вертолетов Ми-17-1В. Этот контракт был подписан в рамках частичного возобновления соглашений, заключенных в 1997 г., которые не были реализованы из-за разразившегося в Индонезии финансово-экономического кризиса. В 2003 г. индонезийскому оборонному ведомству были поставлены 10 вертолетов Ми-2 (из состава ВС РФ) и 2 вертолета Ми-17-1В (из состава ВС РФ). По имеющимся данным, в 2006 г. был заключен еще одни контракт на поставку 12 вертолетов Ми-2 со сроком реализации в 2007-2008 гг. В 2003 г. Индонезия также приобрела два ударных вертолета Ми-35М, а в сентябре 2010 г. в Индонезию были поставлены три ударных вертолета Ми-35М (по имеющимся данным, всего заказано от 5 до 6 Ми-35М). Поставка второй партии этих вертолетов является частью пакета вооружений, который приобретается в рамках госкредита. В части вертолетной техники по госкредиту планируется также поставить 10 транспортных вертолетов Ми-17В-5. Авиационная техника. В апреле 2003 г. был подписан контракт на поставку Индонезии двух Су-27СК, двух Су-30МК, а также двух ударных вертолетов Ми-35 на общую сумму 192,9 млн. дол. Из этой суммы 108 млн. долл. было оплачено за счет встречных закупок (пальмовое масло). В ходе работы авиасалона МАКС-2007 был подписан протокол о вступлении в действие контракта на поставку Индонезии трех самолетов Су-27СКМ и трех Су-30МК2. Этот контракт стал самым крупным на поставку продукции военного назначения, заключенным между Россией и Индонезией. Сумма сделки составила около 336 млн. долл. По этому контракту три истребителя Су-30МК2 были поставлены ВВС Индонезии в 2008-2009 гг., три Су-27СКМ - в сентябре 2010 г. По словам командующего ВВС Индонезии маршала авиации Имама Суфаата, «в дополнение к 10 Су-27 / Су-30, индонезийские ВВС намерены приобрести в России еще шесть Су-30МК2». Соответствующее разрешение президента страны на это уже получено. Кроме того, российская сторона получила заявку на модернизацию и продление ресурса четырех истребителей Су-27СК / Су-30МК, поставленных в 2003 г., а в ближайшее время ожидается подписание контракта по поставке вооружений для истребителей Су-27 / Су-3022. Бронетанковая техника. В ноябре 2002 г. морская пехота Индонезии получила на вооружение 12 БТР-80А. Сумма сделки оценивается в 6,5 млн. долл. По имеющимся данным, в 2005 г. был заключен еще один контракт на поставку партии БТР-80А в количестве 36 ед. со сроком реализации в 2006 году. В 2008 г. был подписан контракт на поставку для морской пехоты Индонезии 18 БМП-ЗФ. По оценочным данным, поставка запланирована на 2010-2011 гг. Вооружение Сухопутных войск. В декабре 2000 г. и мае 2001 г. Индонезия закупила в России две партии стрелкового оружия - 9 тыс. автоматов АК-101 и АК-102 натовского калибра 5,56 мм. Прорабатываются вопросы, связанные с возможностью поставок новых партий автоматов АК «сотой» серии. Так же в настоящее время идут переговоры по закупке различных типов бронетехники для сухопутных войск Индонезии. Военно-морская техника. На сегодняшний день Россия не поставляет военно-морскую технику в Индонезию, однако в октябре 2010 г. Россия и Южная Корея вновь были названы основными кандидатами на поставку двух ДЭПЛ для ВМС Индонезии. В «короткий» список претендентов вошли «Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering)) (DSME) с НАПЛ «Тип-209» и «Адмиралтейские верфи» с ДЭПЛ проекта 636 «Кило». Окончательное решение о приобретении может быть принято в 2011 г. Как планируется, первая подлодка будет построена компанией, победившей в тендере. Реализуемая программа приобретения подводных лодок является второй за последние годы. Первый конкурс, финалистами которого также назывались корейские и российские судостроительные компании, был аннулирован в 2009 г. из-за отсутствия средств. Ранее Индонезия планировала выделить на закупку НАПЛ около 700 млн. долл. Большую часть расходов планируется покрыть за счет получения экспортного кредита. В числе других перспективных направлений российско-индонезийского экономического сотрудничества, требующих дополнительной проработки экспертами обеих сторон, следует отметить следующие наиболее очевидные области взаимодействия: В промышленном секторе: налаживание сотрудничества в сфере машиностроения, поставок и организации совместного производства тяжелой строительной, горнодобывающей техники (тракторы, бульдозеры, экскаваторы, подъемные краны, автопогрузчики). В области мирного использования атомной энергии: Индонезия, теоретически, готова к развитию национальной атомной энергетики и располагает достаточными урановыми ресурсами (запасы 59 тыс. тонн урана на Калимантане и большие неисследованные запасы урана в провинции Папуа). В стране имеются три экспериментальных ядерных реактора, построенных в различные периоды времени. В области добычи и переработки полезных ископаемых: Необходимость возобновления проекта сотрудничества между ОК Русал и горнодобывающей компанией PT ANTAM, предполагавшего создание СП по разработке месторождений бокситов с созданием глиноземного производства на Западном Калимантане, развитие алюминиевого производства и энергетики на Северной Суматре (срок соответствующего соглашения между сторонами истек в сентябре 2010 г.). Весьма интересными представляются возможные перспективы сотрудничества в области совместной разработки богатейших никелевых месторождений на о-ве Сулавеси, а также в создании комбината по переработки никелевой руды. В области транспорта: Сотрудничество в развитии логистической и транспортной инфраструктуры, в том числе для обеспечения взаимных товарных и сырьевых поставок (совместное создание портовой инфраструктуры для разгрузки, хранения и транспортировки пальмового, пальмоядрового и кокосового масла в российских портах; использование индонезийского опыта в строительстве платных дорог; участие российской стороны в строительстве морских угольных терминалов на Калимантане), поставка в Индонезию железнодорожных колесных пар. В области сельского хозяйства и в агропромышленной сфере: Расширение поставок в Индонезию удобрений, зерна и муки, сельхозтехники, диверсификация закупок продовольствия и сырья из Индонезии. В банковской и финансовой сфере: Межбанковское сотрудничество, в том числе по линии ВЭБ, Росэксимбанка, Альфа-банка, Банка Мандири и Банка БНИ, Сотрудничество в области развития системы электронных микроплатежей, Финансирование двусторонних проектов сотрудничества. Создание условий, позволяющих осуществлять расчеты по двусторонней торговле в национальных валютах России и Индонезии В области предупреждения и ликвидации ЧС: Сотрудничество по линии МЧС РФ и Национального агентства по чрезвычайным ситуациям в таких областях как мониторинг окружающей среды и тушение пожаров (поставка в Индонезию специальной техники и авиатехники, напр. самолетов-амфибий БЕ-200 корпорации Иркут), ликвидация последствий землетрясений, цунами, других стихийных бедствий, борьба с терроризмом. В сфере туристического обмена: Возобновление регулярных рейсов Аэрофлота; Открытие прямых регулярных маршрутов индонезийской авиакомпании на Москву; Строительство отелей и других объектов туриндустрии на о. Бали российскими инвесторами. [1] Таким образом, из сфер сотрудничества между Россией и Индонезией можно выделить несколько основных: добыча и переработка полезных ископаемых, транспорт, с/х и агропромышленная сфера, банковская и финансовая сфера, туризм и основной сферой сотрудничества является авиапромышленность, в том числе военная техника. Заключение Рассмотрев торгово-экономические отношения России с Индонезией, можно сделать следующие выводы: С момента, когда вначале 90-х гг. после заметного охлаждения двусторонние отношения вновь начали улучшаться, была проделана серьезная работа по интенсификации и поощрению кооперации российско-индонезийского сотрудничества. К концу 90-х гг. началась активная работа по обновлению договорно-правовой базы сотрудничества: были заменены соглашения заключенные с СССР, а также составлены новые документы, определяющие права и обязанности сторон в ранее не охваченных сферах деятельности. Уполномоченные лица дух стран продолжают осуществлять создание правовой базы, постоянно унифицируя её и создавая новые положения и документы. Существенный вклад в создание правовой среды осуществляет налаженный с 2005 г. постоянный диалог между правительственными организациями и должностными лицами двух стран. Товарооборот между двумя странами, с 116,4 млн. долл. в 1992 г. увеличился более чем в 21 раз, достигнув к концу 2011 г. отметки в 2 544,3 млн. долл. Политическая инициатива руководства двух стран, улучшение договорно-правовой базы сотрудничества, уверенное экономическое развитие и в связи с этим необходимость расширения внешнеэкономической деятельности лишь отчасти способствовали росту взаимной торговли в течение прошедших 19 лет. Одним из основных факторов увеличения стоимостного объема торговли стал рост цен на сырье и сырьевые полуфабрикаты с 2004 г. поставляемые из России. Давая оценку двусторонним торговым отношениям за исследуемый период можно утверждать, что приложенных усилий явно оказалось недостаточно, чтобы поднять торговые отношения на ожидаемый участниками уровень. Шансы по увеличению товарооборота не были использованы в полной мере, в результате чего объем торговли к концу 2011 г. нельзя назвать оптимальным. Вместе с тем, Россия и Индонезия по-прежнему обладают большим потенциалом торгового сотрудничества, в частности в военно-технической сфере, сотрудничество в которой в последние годы заметно возросло. Список источников 1. Библиотекарь. - (Рус). - URL: http://www.bibliotekar.ru/rGeo/19.htm [20 апреля 2013]. 2. Электронные библиотеки // Екатеринбург: У-Фактория - 2006. Богор. Словарь современных географических названий, под общ. ред. акад. В.М. Котлякова. - (Рус). - URL: http://www.igras.ru/index.php? r=169 [20 апреля 2013]. . Электронная версия журнала «Тайм». - (Рус). - URL: http://www.time.com/time.htm [20 апреля 2013]. . Электронная версия журнала «Экономист». - (Рус). - URL: http://www.economist.com.ru [20 апреля 2013]. . Федеральная служба государственной статистики. - (Рус). - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/search/? q=Индонезия [20 апреля 2013]. торговля инвестиционный страна сотрудничество Скачать архив (19.1 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |