Главная » Экономика

Топливно-энергетический комплекс Германии

Содержание

Введение

Глава I. Общая характеристика ТЭК Германии

1.1 Основные тенденции развития ТЭК Германии

1.2 Современное состояние ТЭК Германии

Глава II. Значение ТЭК для сложных отраслей экономики

2.1 Связь ТЭК с промышленностью и экономикой

2.2 ТЭК и социально-экономическое развитие Германии

Глава III. Проблемы и перспективы развития ТЭК Германии

3.1 Оценка возможности развития ТЭК Германии

3.2 Зависимость ТЭК Германии от ТЭК России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы определена сотрудничеством России и Германии в во всех сферах экономики, в том числе в энергетике.

Потребление первичных энергоресурсов в Федеративной Республике Германия за последние 10 лет сохранялось на приблизительно одном и том же высоком уровне, характеризуясь при этом неявной тенденцией к уменьшению. За данным, казалось бы, лишенным всякого драматизма утверждением стоит путь развития, символизирующий собой отказ от считавшейся на протяжении более ста лет неопровержимой формулы. Она сводилась к тому, что экономический рост равен увеличению потребления энергии. Эта формула по-прежнему верна как применительно ко многим промышленно развитым, так и тем более - к развивающимся странам. В Германии же, наоборот, потребление первичных энергетических ресурсов сократилось почти на 3%. За это же время валовой национальный продукт (ВНП) вырос на 11%. Разрыв зависимости между экономическим ростом и потреблением энергии будет наблюдаться и в будущем, причем даже в более существенной степени. Об этом свидетельствуют не только рост цен на энергию, но и добровольно взятые на себя промышленно развитыми державами обязательства сократить связанные с использованием энергоносителей выбросы так называемых парниковых газов. Энергетический сектор является сегодня одной из наиболее важных отраслей германской экономики. Занятые в нем 350 тыс. человек вносят существенный вклад не только в эффективное энергоснабжение, но и укрепляют имидж Германии как привлекательного места для ведения бизнеса в целом. Объем ежегодно вкладываемых в энергетику средств составляет около 30 млрд. немецких марок, что ставит ее в один ряд с крупнейшими областями инвестиций.

Разрабатываемые и применяемые в Германии и других промышленно развитых странах технологии по экономии и более эффективному использованию энергии обладают значением, далеко выходящим за пределы их национальных границ. То, насколько важны мероприятия по экономии, более эффективному использованию энергии и расширенному применению возобновляемых энергоресурсов не только в национальном, но и в глобальном масштабе, наглядно иллюстрируют следующие цифры: в Германии для производства одной расчетной единицы валового национального продукта (ВНП) нужно было затратить 8,2 ГДж. Для стран ОЭСР эта величина составляла в среднем 8,7 ГДж. В странах с низким уровнем развития промышленности для производства одной единицы ВНП требуется затратить во много раз большее количество энергии: например, в государствах бывшего Советского Союза в тот же период требовалось почти 70 ГДж, в Китае - более 50 ГДж, в африканских странах - в среднем около 36 ГДж. И если вести речь о необходимости содействия экономическому росту в этих странах, то следует обязательно увязывать подобную поддержку с мерами по резкому сокращению энергопотребления. Такой чрезмерно большой по сравнению с промышленно развитыми странами объем энергозатрат на производство единицы ВНП до сих пор практически не позволяет большинству из этих государств сократить отставание от индустриальных держав в экономике и по уровню жизни. В Германии на протяжении последних 20 лет энергоемкость, т.е. соотношение между затраченной энергией и валовой добавленной стоимостью, ежегодно снижалась в среднем на 1,5%. При этом технические возможности дальнейшего её снижения еще далеко не исчерпаны. По мнению экспертов, вполне реально добиться ежегодного снижения на 3 - 4%, что более чем вдвое превосходит нынешние показатели.

Цель работы - характеристика особенностей организации в Германии топливно-энергетического комплекса (ТЭК). В соответствии с поставленной целью задачи работы следующие: анализ состояния ТЭК Германии, анализ перспектив развития ТЭК Германии

Глава I. Общая характеристика ТЭК Германии

1.1 Основные тенденции развития ТЭК Германии

Потребление энергии в Западной Германии в 1997 составило, в пересчете на угольный эквивалент, примерно 494 млн. т условного топлива, или около 6000 кг на душу населения. В топливно-энергетическом балансе страны доля нефти составляла 40% (причем 97% объема ее потребления импортировалось), доля каменного и бурого угля - 25%, природного газа - 21%, ядерной энергии - 13%. В целом ФРГ была вынуждена обеспечивать за счет импорта около 57,5% своих потребностей в коммерческих источниках энергии.52% объема собственного производства электроэнергии ФРГ обеспечивались каменным и бурым углем, 31% - ядерной энергией, 4% - гидроэнергией, 9% - природным газом и 1% - нефтью. По данным на 1997, достоверные и предполагаемые извлекаемые запасы бурого угля составляли в ФРГ 160 млрд. т, а резервы каменного угля - 35 млрд. т. Это означает, что при условии сохранения текущего объема угледобычи их должно хватить еще на 560 лет. Запасы нефти составляют 410 млн. баррелей. Достоверные запасы урана составляли 4800 т. Правительство Шрёдера после прихода к власти обещало закрыть все 19 атомных электростанций, расположенных на территории страны.

До второй половины 1950-х годов нефтеперерабатывающая промышленность ФРГ размещалась в приморской полосе, главным образом в районе Гамбурга. Однако затем нефтеперерабатывающие заводы были построены ближе к главным рынкам сбыта и стали обслуживаться нефтепроводами, проведенными во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х годов из Роттердама, Вильгельмсхафена, Лаверы (под Марселем), Генуи и Триеста. В Северной Германии ведется добыча собственного природного газа. Однако на 77% потребности страны в газе в 1994 покрывались за счет импорта, преимущественно из норвежского сектора Северного моря, с середины 1970-х годов опередившего Нидерланды в качестве главного региона, поставляющего природный газ в ФРГ. Кроме того, имеется газопровод, протянутый из России через Чехословакию с ответвлением на Берлин.

Каменный уголь, добываемый в Рурском, Ахенском, Саарском и Иббенбюренском бассейнах, используется преимущественно для производства электроэнергии и металлургического кокса. Все современные западногерманские тепловые электростанции оборудованы установками для удаления пыли, диоксида серы и оксида азота. Атомные электростанции производят почти в 2 раза меньше энергии, чем работающие на каменном и буром угле тепловые станции. Как правило, они расположены у крупных рек либо на морском побережье. Построенные в ГДР две атомные электростанции были остановлены сразу после объединения Германии в целях переоборудования реакторов по западногерманским образцам.

Восточная и Западная Германия имели автономные энергетические системы, не связанные друг с другом; замкнутый же "островок" Западного Берлина был вынужден вырабатывать электроэнергию самостоятельно. Отсутствие полноценных связей между двумя энергосистемами создало серьезные трудности после 1990, в частности, не позволяя возмещать электроэнергетический дефицит в восточных землях объединенной Германии поставками электроэнергии с Запада. Западногерманская электроэнергетическая сеть связана с сетями соседних государств, что позволяет импортировать в ФРГ излишки электроэнергии, производимой французскими АЭС, а весной и летом - также и электроэнергию, вырабатываемую работающими с сезонной "пиковой" нагрузкой гидроэлектростанциями альпийских стран. Особенностью немецких городов является преобладание в них централизованного теплоснабжения, нередко использующего и тепло, отработанное промышленными предприятиями, за счет чего удается экономить импортные энергоносители и уменьшить загрязнение окружающей среды.

Германия - единственная зарубежная страна, в которой было построено и использовано в коммерческих целях гражданское морское судно с ядерной силовой установкой: в течение 10 лет - с 1968 по 1978 г. - там находилось в эксплуатации судно "Отто Хан", совершившее 126 рейсов и покрывшее расстояние в 642 тыс. миль; наряду с проведением исследований на нем было перевезено 776 тыс. т грузов. Стоит заметить, что в Японии строительство подобного судна завершилось неудачей.

Таблица 1

Соотношение источников электроэнергии, используемых в Германии, 2011 г., %

Источник энергии

Доля в общей выработке электроэнергии

в том числе на электростанциях систем общего пользования

Ядерная энергия

29

32

Каменный уголь

28

28

Бурый уголь

25

27

Природный газ

9

7

Гидроэнергия

4

4

Мазут

1

1

Прочие источники

энергии

4

1

Всего, млрд кВт · ч

552,2

493,3

В эксплуатации в Германии находятся 14 АЭС, насчитывающие 19 энергоблоков. Все они оснащены реакторами водо-водяных типов (6 кипящих и 13 с водой под давлением) германского производства. Почти монопольное положение в реакторостроении Германии занимает фирма "Крафтверк Унион", созданная в 1969 г. путем объединения реакторостроительных мощностей электротехнических концернов "АЭГ" и "Сименс", а позднее полностью вошедшая в структуру "Сименса". С 1989 г. эта фирма выполняет только экспортные заказы на реакторы. Выступая в качестве головного подрядчика, она к концу 90-х годов построила или достраивала за рубежом 10 АЭС, в том числе АЭС "Борселе" в Нидерландах, "Гёсген" в Швейцарии, "Атуча" в Аргентине4, "Цвентендорф" в Австрии (австрийская станция не была введена в эксплуатацию вследствие неблагоприятного результата специально проведенного референдума), "Ангра-2" в Бразилии. Она же начала и строительство АЭС в Бушире (Иран), сорванное после свержения в Иране шахского режима. Имея богатый опыт проектирования и строительства ядерно-технических объектов различного назначения, ведущие атомно-промышленные фирмы выполняют большой объем работ по их дальнейшему техническому обслуживанию. Так, техническая помощь концерна "Сименс" была широко использована после аварии на Чернобыльской АЭС при проведении технической диагностики и работ по модернизации и повышению безопасности Кольской, Балаковской и Калининской АЭС в России, Ровенской, Хмельницкой и остававшихся в эксплуатации энергоблоков Чернобыльской АЭС на Украине.

Несмотря на широко признанные успехи Германии в развитии ядерной энергетики, большой авторитет германских атомно-машиностроительных фирм и высокую надежность выпускаемого ими атомно-энергетического оборудования, в официальной энергетической политике германского правительства в последние годы, после прихода к власти коалиции социал-демократической партии и партии "зеленых", возобладала линия на прекращение использования АЭС в электроэнергетике страны. Такого рода предложения исходили от "зеленых" и прежде, но частью общегосударственной политики не становились.

Создание ядерной энергетики как отрасли современной электроэнергетики в Германии началось на несколько лет позднее, чем в соседних странах - Великобритании и Франции, и тем более в США, где она явилась своего рода побочным эффектом исследований и разработок, нацеленных на создание атомных бомб и ядерных силовых установок для подводных лодок. В ФРГ важным фактором ускорения работ по созданию и развитию ядерной энергетики стало ее вхождение в 1955 г. в Организацию Североатлантического договора (НАТО), что сопровождалось снятием с ФРГ многих ограничений на развитие промышленности, наложенных на Германию державами-победительницами после войны, а вместе с тем официальным принятием правительством ФРГ обязательств не изготавливать, не приобретать и не использовать ядерное оружие.

В официальной энергетической политике 60-70-х и начала 80-х годов ядерная энергетика пользовалась безусловным приоритетом (табл.1). Так, в начале 80-х годов ее доля в общих государственных расходах на энергетику превышала 60%. Ко времени обострения энергетического кризиса середины 70-х годов Германия уже располагала крупными мощностями атомной промышленности, а "Крафтверк Унион" стал главным конкурентом американских компаний на мировом рынке реакторного оборудования.

По энергетической программе федерального правительства 1973 г., в ФРГ к 1985 г. намечалось построить АЭС мощностью 40 тыс. МВт, а по программе 1974 г. - даже 45-50 тыс. МВт. Долю АЭС в общей выработке электроэнергии в стране планировалось довести до 45%. Однако этим наметкам не суждено было осуществиться: к 1985 г. мощность всех АЭС страны составила лишь 17 тыс. МВт. В 1990 г. доля АЭС в общей выработке электроэнергии составила около 30% и примерно такой же остается до настоящего времени. Последний энергоблок на АЭС ФРГ был введен в эксплуатацию в 1988 г., и с тех пор ни одного заказа на реакторы от германских электроэнергетических компаний не поступило.

Таким образом, все действующие АЭС Западной Германии были построены еще до ее воссоединения с Восточной, что во многом предопределило особенности их размещения. Для германских АЭС характерны "привязка" к низовьям и средним течениям рек, впадающих в Северное море, и к стекающим с Альп Дунаю и Рейну, размещение в районах, дефицитных по топливным ресурсам. В отличие от Франции, где почти все АЭС многоблочные6, в Германии большинство АЭС моноблочные, ни одна из действующих станций не имеет больше двух энергоблоков. Децентрализованное размещение АЭС преимущественно вне основных топливно-энергетических баз способствовало межрайонному выравниванию условий энергоснабжения и цен на электроэнергию.

В ГДР широкое строительство АЭС началось в 70-е годы и было сосредоточено в северных районах, до того более чем на 4/5 зависевших от энергопоставок с юга, главным образом из Лаузица, с ТЭС, работавших на буром угле. Самый крупный проект предусматривал строительство 8-блочной АЭС "Норд" на побережье Балтийского моря, поблизости от г. Любмин, с реакторами советского производства водо-водяного типа класса 440 МВт. Вторым стал проект строительства двухблочной АЭС на левобережье Эльбы в районе г. Штендаль с советскими реакторами того же типа, но класса 1000 МВт. Ко времени объединения Германии оба проекта находились в стадии реализации. На АЭС "Норд" уже действовали 4 энергоблока (их доля в общем производстве электроэнергии в ГДР составляла 10%); ввод в строй остальных намечался на 1990-1995 гг. Степень готовности строившихся энергоблоков АЭС в районе г. Штендаль оценивалась примерно в 30-50%, их планировали ввести в эксплуатацию в 1996-1998 гг.

Однако созданная в связи с объединением Германии специальная комиссия пришла к выводу, что техника и технология восточногерманских АЭС не соответствуют западным стандартам обеспечения безопасности. Были, в частности, обнаружены следы коррозии оборудования, обусловленные использованием соленой морской воды для охлаждения. Следствием работы комиссии стало решение о прекращении строительства строившихся и о выводе из эксплуатации действующих энергоблоков АЭС, что и было выполнено уже к декабрю 1990 г. В настоящее время демонтаж АЭС "Норд" продолжается, причем его объем считается самым крупным из работ подобного рода во всем мире. Для захоронения радиоактивных материалов поблизости оборудован специальный могильник. Общее количество персонала, занятого на АЭС демонтажом, оценивалось в 1999 г. в 1300 человек (до начала демонтажа на строительстве АЭС были заняты 5 тыс. человек).

На стройке у г. Штендаль вместо дискредитированных (во многом из-за Чернобыльской аварии) реакторов советской конструкции предлагалось использовать реакторы "Сименса" или "Крафтверк Унион" как более надежные, но это предложение не нашло государственной поддержки; стройка находится на консервации и предположительно будет использована в перспективе, к концу первого десятилетия XXI в., для создания многотопливной ТЭС.

Таблица 2

Хронология ввода в эксплуатацию и электрическая мощность энергоблоков действующих германских АЭС, 2011 г.

Название блока

Тип реактора*

Мощность, МВт

Год ввода в строй

Обригхайм

ВВРД

357

1958

Штаде

ВВРД

672

1972

Библис-А

ВВРД

1225

1974

Неккарвестхайм-1

ВВРД

840

1976

Брунсбюттель

ВВРК

806

1976

Библис-Б

ВВРД

1300

1976

Изар-1

ВВРК

907

1977

Унтервезер

ВВРД

1350

1978

Филиппсбург-1

ВВРК

926

1979

Графенрайнфельд

ВВРД

1345

1981

Крюммель

ВВРК

1316

1983

Гундремминген-Б

ВВРК

1344

1984

Гундремминген-С

ВВРК

1344

1984

Гронде

ВВРД

1430

1984

Филиппсбург-2

ВВРД

1424

1984

Брокдорф

ВВРД

1440

1986

Эмсланд

ВВРД

1363

1988

Изар-2

ВВРД

1455

1988

Неккарвестхайм-2

ВВРД

1365

1988

В таблице ВВРД - водо-водяной реактор с водой под давлением;

ВВРК - водо-водяной реактор кипящий.

Среди причин ослабления в Германии государственного интереса к выполнению ранее утвержденных атомно-энергетических программ существенную роль сыграл политический фактор - нарастание общественных движений протеста в форме так называемых "гражданских инициатив" против развития ядерной энергетики вообще и против реализации конкретных проектов строительства АЭС в частности. Особенно бурные акции протеста были проведены в 1975 г. против строительства АЭС "Вюль" в виноградарском районе на Верхнем Рейне, где демонстранты заняли и 9 месяцев удерживали территорию, предназначенную для строительства АЭС, и в конце концов предотвратили ее строительство; в 1976 г. против строительства АЭС "Брокдорф" на Нижней Эльбе; в 1977 г. - против строительства АЭС "Гронде" на Среднем Везере и АЭС с реактором на быстрых нейтронах "Калкар" на Нижнем Рейне, которую в конечном счете построили, но так и не ввели в эксплуатацию. В 80-е годы ряд крупных акций протеста был проведен против сооружения в Германии предприятий замыкающих стадий ядерного топливного цикла - радиохимического завода в Ваккерсдорфе (Бавария), могильника для высокорадиоактивных отходов в Горлабене (Нижняя Саксония), в 90-е годы - ряд крупных массовых акций против транспортировки по территории Германии отработавшего ядерного топлива и высокорадиоактивных отходов.

Таблица 3

Атомные электростанции, выведенные в Германии из эксплуатации

Название АЭСТип реактораМощность, МВтГод ввода и вывода (в скобках) из эксплуатации

Каль

ВВРК

16

1962 (1985)

Гундремминген-А

ВВРК

250

1967 (1980)

Линген

ВВРК

252

1968 (1979)

Нидерайхбах

тяжеловодный с газовым охлаждением

100

1973 (1974)

Юлих

высокотемпературный

Хамм-Юнтроп

высокотемпературный

308

1987 (.)

Райнсберг

ВВРД

70

60-е (1990)

Норд

ВВРД

1760

80-е годы (1990)

Построенная в 80-е годы на Среднем Рейне АЭС "Мюльхайм-Кэрлих" была в сентябре 1988 г. остановлена через 14 месяцев после начала эксплуатации по формальным мотивам - из-за допущенного подрядчиком в ходе строительства "из благих побуждений" небольшого отклонения от ранее утвержденного проекта в отношении компоновки АЭС на отведенной для нее площадке (см. табл.3). Несмотря на активную поддержку со стороны прежнего федерального правительства, фирме так и не удалось добиться отмены запрета земельных властей на повторный ввод ее в эксплуатацию.

Замедление реализации ядерно-энергетических программ связано также с тем, что конструкция атомных электростанций усложнилась, вследствие этого увеличились сроки их строительства; требования к безопасности стали строже, процедуры получения разрешений на начало строительства, а также на переход к каждому новому его этапу и на ввод АЭС в эксплуатацию - сложнее и дольше. Затрудняют дело заявления противников строительства АЭС, на разбирательство их в суде приходится тратить время.

 
1.2 Современное состояние ТЭК Германии

После принятия Европейским сообществом решения о либерализации рынка электроэнергии в процесс реформ втягиваются все больше стран. Особого интереса заслуживает опыт реформ электроэнергетики Германии, что связано со следующими обстоятельствами.

Прежде всего Германия - это крупнейший производитель электроэнергии в Европе после России. По сравнению с другими странами экономика Германии по структуре народного хозяйства наиболее близка к нашей.

Более половины электроэнергии в Германии производится на электростанциях, работающих на угле, и около 30% на атомных электростанциях, что в перспективе весьма близко к оптимальному соотношению с точки зрения обеспечения топливными ресурсами электростанций России. В ходе реформ пришлось приспосабливать к рыночной экономике электроэнергетику бывшей ГДР, которая была создана по принципам советской энергетики, т.е. имеется опыт, близкий к российским условиям.

Сегодня энергетика Германии является достаточно сложным сектором экономики с частной собственностью. Поэтому, как и в России, успех реформ может быть достигнут только обеспечением баланса интересов потребителей (государства) и акционеров. Наряду с всемирно известными энергокомпаниями RWЕ, Preisen Elecktra, Steag в Германии действуют около 950 электроснабжающих компаний и более 1500 блок-станций на промышленных предприятиях.

Электрические сети связывают Германию с десятком стран Европы, что чрезвычайно ужесточает требования к конкуренции внутри страны и изначально нацеливает реформы на противозатратный принцип. А именно это является одним из важнейших приоритетов для российских реформ.

Каменноугольная промышленность, в прошлом составлявшая основу энергетики и обеспечивавшая сырьевой базой химию органического синтеза, находится со второй половины 50-х годов в состоянии глубокого структурного кризиса из-за неконкурентоспособности, поскольку на мировом рынке уголь в 3-4 раза дешевле германского. Число действующих шахт сократилось до 12; в Ахенском бассейне добыча угля прекращена. Общая добыча каменного угля уменьшилась до 30 млн. т в год (в середине 50-х годов - 152 млн. т). Из крупного нетто-экспортера каменного угля Германия превратилась в его нетто-импортера.

Большие количества угля ввозятся из Колумбии, Польши, ЮАР. Относительно более стабильно развивалась буроугольная промышленность, причем до начала 90-х годов Западная Германия занимала по добыче бурого угля первое место в Западной Европе, а ГДР - в мире. В связи с относительной дешевизной и большими размерами добычи основные буроугольные бассейны являются районами большой концентрации электроэнергетических мощностей, электрометаллургии и электрохимии.

В целом по Германии доля угля как первичного энергоресурса в производстве электроэнергии составляет более ½, но в западных землях его доля менее ½, тогда как в восточных - более 9/10. ТЭС на каменном угле наиболее характерны для Рура, Саара, портовых центров на Рейне и судоходных его притоках, для приморских портово-промышленных комплексов, ТЭС на природном газе - для севера Западной Германии, на мазуте - для центров нефтепереработки.

Строительство АЭС велось за пределами каменно - и буроугольных бассейнов и существенно выровняло условия электроснабжения в разных районах страны. Общая мощность действующих в стране АЭС превышает 20 млн. кВт. Гидроэлектростанции играют заметную роль в электроснабжении лишь на юге страны, где сосредоточены основные гидроэнергоресурсы (рис.111.23). В приморской северной части страны заметную роль стали играть в последние годы ветроэнергетические установки, по общей мощности которых Германия вышла на 1-е место в мире, далеко опередив США.

В настоящее время свыше половины всего перерабатываемого топлива составляет нефть. Более чем на 9/10 это импортная нефть из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Собственная добыча составляет всего 5 млн. тонн. Старый центр нефтепереработки - Гамбург, а новые возникли во внутренних районах - Рейнско-Рурском, Юго-западе и в Баварии. Свои источники газа в ФРГ также невелики - лишь в районе Эсланда на северо-западе.

Необходимо также учесть, что у немецких энергетиков было почти семь лет для практического изучения реформ в других странах, которые они прекрасно использовали.

Фактически реформы в электроэнергетике Германии были начаты в 1996 году. Каковы оказались их стартовые условия?

. Полностью сформировалась необходимая законодательная и нормативная база электроэнергетики.

. Цены на различные виды топлива для электростанций оказались взаимоувязаны.

. Резерв мощности, полностью обеспеченный топливом, после объединения с ГДР составил около 30% плюс мощные электрические связи с европейскими странами, где находится около 50 млн. кВт избыточных мощностей.

При проведении реформ поражает соблюдение интересов потребителей и акционеров. Первый и основной принцип, который немецкие энергетики рекомендуют всем странам, вставшим на путь реформ, следующий: "Высшее требование - обеспечение полного энергоснабжения".

Как видим, это в корне отличается от требования энергоснабжения лишь платежеспособных потребителей, декларируемого в концепции РАО "ЕЭС России", и это не уход от ответственности за генерацию. Правительство и руководство энергокомпаний в Германии относятся к энергетике как к бизнесу, имеющему не только экономическое, но и социальное значение. Россия по Конституции, как и Германия, социально направленная страна, и этот принцип, безусловно, должен быть полностью сохранен нами.

При реформировании электроэнергетики в Германии не было никакой радикальной ломки. Все изменения проводились буквально трепетно с точки зрения сохранения хозяйственных связей, или, как говорят немцы чрезвычайно чутко. В результате при соблюдении вышеуказанных принципов ни одна из энергокомпаний не сменила свою организационную структуру. Если это была вертикально-интегрированная энергокомпания, то она таковой и осталась, а распределительная компания не превратилась в вертикально-интегрированную.

Требование о дерегулировании и разделении бизнеса в немецкой электроэнергетике не привело к дроблению капитала, а осуществлено за счет отдельного учета затрат, т.к. прибыль всех выделенных по бизнесу дочерних компаний - транспорт, генерация, сбыт - объединяется в холдинге. Холдинг использует прибыль там, где это дает наивысший эффект в повышении надежности и экономичности.

Характерна реакция германских компаний на свободный доступ поставщиков электроэнергии на европейский, а следовательно, и на внутренний рынок электроэнергии. До проведения реформ в семи крупнейших энергокомпаниях производилось более 90% электроэнергии. Проведенные переговоры привели к укрупнению этих основных компаний до четырех, в чем оказались прямо заинтересованы как акционеры, так и потребители (государство). Объединение как мощное противозатратное мероприятие ведет к повышению курса акций, снижению стоимости электроэнергии и как следствие к повышению конкурентности немецких товаров. Кроме этого, сотни мелких энергокомпаний стали дочерними компаниями этих гигантов, что также консолидировало капитал в отличие от России, где РАО "ЕЭС России" предложены крайне не популярные меры по дроблению компании с разрывом между ними хозяйственных связей.

Сегодня в Германии действуют следующие основные энергокомпании:объединилась с VEW - общая выработка 209 млрд. кВт/ч;Electra объединилась с Bainwerck - общая выработка 196 млрд. кВт/ч;- 55 млрд. кВт/ч;- 49 млрд. кВт/ч.

Это, безусловно, лидеры германской энергетики, их средняя мощность в 12 раз (!) превосходит среднюю мощность российских региональных компаний (АО-энерго). Даже мощность, крупнейшей российской энергокомпании "Мосэнерго" втрое меньше мощности крупнейших германских компаний. Вот реальные резервы наших реформ, лежащие буквально на поверхности.

Несколько слов о либерализации немецкой энергетики.

В Германии продекларировано и подтверждено соответствующими нормативными актами свободное ценообразование и для генерации, и для транспорта электроэнергии. Однако это далеко не полная свобода цен для производителей и бесправие потребителя. Например, для повышения тарифа на электроэнергию необходимо, чтобы выросла инфляция в промышленности и увеличились цены на мировом рынке энергетического угля. А для того, чтобы изменить тариф для населения, должен произойти рост доходов. У кого могут быть возражения против таких четких экономических правил?

Для влияния и контроля за ростом тарифов на услуги электрических сетей успешно применяется метод сравнения. При этом по каждой статье затрат эталоном являются не только лучшие электросети Германии, но и сетевые компании других европейских стран, что серьезно подняло планку сравнения. То есть в ценообразование привнесены более четкие и прогрессивные методы и критерии управления по сравнению с российским государственным регулированием тарифов.

Во время реформ было отвергнуто создание единой национальной сетевой компании. Причина понятна: любая монополия, тем более частная, - это достаточно закрытый бизнес, который без объективного сравнения или состязания с аналогами не имеет стимулов к снижению затрат. Мы это наблюдаем и в России, где затраты в сетях РАО "ЕЭС России" значительно выше, чем в независимых компаниях Иркутска, Татарии, Башкирии. Конечно, в Германии по закону любой производитель имеет свободный доступ к сетям любой компании. А такие генерирующие компании, как Steag, даже при наличии долгосрочных договоров с вертикально-интегрированной RWE всегда могут сравнить затраты на транспорт в других сетевых компаниях, что, безусловно, ставит в жесткие рамки работу RWE по сетевым затратам.

Немцы понимают конкуренцию просто - это соревнование менеджерских команд при наличии избыточного предложения на рынке. Монополизм же одной менеджерской команды - это путь к стагнации. К сожалению, у нас нет этих основополагающих условий. Одна менеджерская команда крайне неудовлетворительно решает вопросы текущей деятельности и реформ, а избыточные предложения отсутствуют не только на рынке мощности, но и на рынке топлива, работ и услуг.

При реформировании энергетики бывшей ГДР было обращено особое внимание на повышение финансовой устойчивости коммунальных хозяйств, которые, как и в России, катастрофически утяжеляют муниципальные бюджеты. Коммунальное хозяйство Восточной Германии, представленное большей частью многоквартирными муниципальными домами, было основным сектором рынка, где не удалось достигнуть полной оплаты энергии.

Прежде всего система тарифов на теплоэнергию была переведена на европейские методики распределения топливных затрат между тепло-и электроэнергией. В ГДР, как и в России, экономия, топлива при комбинированной выработке энергии на ТЭЦ относилась на электроэнергию, а расход топлива на выработку теплоэнергии считался так же, как и для котельных.

Для единой государственной собственности и ответственности государства за энергоснабжение это не имеет принципиального значения. Однако в рыночной экономике это дает абсолютно ложный сигнал, результатом которого уже стало форсированное строительство котельных и снижение загрузки российских ТЭЦ. Потери топлива составляют миллионы тонн в год. В методиках же, принятых в Западной Европе, экономия топлива комбинированных циклов относится на теплоэнергию, что, безусловно, повышает конкурентность ТЭЦ перед котельными. В результате без изменения суммарных затрат для потребителей за счет некоторого повышения тарифов на электроэнергию соответственно снизился почти на четверть тариф на теплоэнергию, получаемой от ТЭЦ. Каждый гражданин, безусловно, воспринял это нормально, т.к. расход электроэнергии всегда в руках потребителей, а расход тепла в конкретной коммунальной квартире Восточной Германии, как и у нас, не учитывался.

После этого в течение 3-5 лет была проведена колоссальная работа по реконструкции домовых систем теплоснабжения. В результате в каждой квартире появился свой счетчик тепла, а на каждой батарее термостат. Только после этого была гарантирована платежеспособность этого сектора потребления, что позволило форсировать работы по реформам электроэнергетики.

Германия рядом, она делится с нами опытом своих профессионалов, главное в котором:

создание предварительных необходимых условий;

экономическая эффективность реализуемых мер;

забота о смежных отраслях, работающих на перспективу;

сохранение и укрупнение сложившихся структур управления и хозяйственных связей.

Но даже при таком взвешенном подходе немецкие специалисты уже сегодня видят и негативные моменты в проходящих реформах. Конкуренция при наличии резервов свела почти к нулю инвестиционную деятельность, и всего за 5 лет потеряно около 10% резерва мощности. В результате даже в пунктуально подготовленной реформе создалась угроза потери энергомашиностроения и научного потенциала отрасли. Это далеко от размеров наших потерь, но немецкие специалисты обеспокоены малейшей негативной тенденцией. Вот что должно быть принято нами за науку и добрый совет, которому надо следовать.

Эксперты немецкой генерирующей компании Steag, проанализировав опыт германских реформ в наиболее близкой нам Восточной Германии, положение дел в российской энергетике и предложенную Концепцию ее реформирования, пришли к выводу: "Краеугольные точки реструктуризации энергетики в Восточной Германии переносимы в Россию в ограниченной мере". Это официальное и достаточно вежливое заключение по проекту в рамках программы Евросоюза "Tacis". Особенно важно, что этот вывод сделали эксперты генерирующей компании, которым, казалось, надо двумя руками голосовать за разделение бизнеса, предложенного РАО "ЕЭС России".

Если же отбросить немецкую воспитанность и скрупулезно перенести в наши условия практический опыт Германии, то необходимо констатировать:

разделение российских региональных энергокомпаний на отдельные виды бизнеса недопустимо;

контроль цен на электроэнергию и механизмы влияния на их изменения со стороны государства должны быть усилены;

реформы в коммунальном хозяйстве должны предшествовать реформам в электроэнергетике;

для любых радикальных реформ должны быть созданы предварительные условия: правовые, технологические, балансовые;

машиностроение и наука, работающие на электроэнергетику, должны быть в центре принимаемых решений.

По показателю потребления первичной энергии Германия занимает пятое место в мире после США, Китая, России и Японии.

Многие факторы влияют на потребление энергии в Германии. Среди наиболее значимых - сезонные и климатические факторы, численность населения, количество и размеры домовладений, количество автотранспортных средств, степень загрузки производственных мощностей. Хотя численность населения страны снижается, остальные основные факторы имеют постоянную тенденцию медленного роста. Несмотря на это, потребление энергии в Германии немного сократилось в 90-х гг. прошлого века.

Причина этого снижения заключается в высокой эффективности использования, малых потерях энергии. Коэффициент энергетической интенсивности (отношение потребления первичной энергии к валовому национальному продукту) из года в год постоянно снижается. Однако в Германии в ближайшей и дальней перспективе всегда будет стабильный спрос на энергию.

Табл.1 показывает потребление энергии в различных секторах экономики Германии.

Транспорт

29,8 %

Жилищный и коммунальный сектор

27,7 %

Промышленность

26,4 %

Строительство, торговля, обслуживание

15,8 %

Оборонный сектор

0,2 %

Прочее

0,1 %

Потребление различных видов энергетических ресурсов в Германии неодинаково и постоянно меняется в течение последних десятилетий. В последние десятилетия нефть прочно стала основным энергетическим источником. Она сохранит свои доминирующие позиции в среднесрочной перспективе. Доля нефти в потреблении первичной энергии в 2020 г. составит 41% по сравнению с 38,5 % в 2001 г.

Второе место на энергетическом рынке Германии занимает природный газ, его доля составляет 21,5%. Планируется также постоянное увеличение его доли до 28% в 2020 г. Потребление каменного и бурого угля из года в год существенно сокращается, их доля в потреблении в 2020 г. планируется на уровне 10-15%.

Еще более значительное сокращение будет в использовании ядерной энергии. Благодаря принятию ряда политических решений ее доля должна снизиться до 4% в 2020 г. Доля ветровой, солнечной и гидроэнергетики будет возрастать. Однако их позиции в абсолютных цифрах очень незначительны, поэтому их рост к 2020 г. планируется на уровне 2-3 % от всего рынка энергии Германии.

Табл.2. Доля импорта энергоносителей в Германию в 2010 г.

Нефть

98%

Природный газ

78%

Ядерное топливо

100%

Каменный уголь

55%

Бурый уголь

1%

Другие

3%

Отличительной особенностью энергетического рынка Германии является крайне высокая степень зависимости от импорта (табл.2). Германия небогата природными ресурсами. В стране имеются только достаточно значимые месторождения каменного и бурого угля. Доля запасов по каменному углю составляет 5% от мировых, а по бурому углю даже 18%. Поэтому только бурый уголь имеется в достаточном количестве из собственных источников сырья.

Россия является самым важным поставщиком энергетического сырья для Германии. Российские нефть, газ и каменный уголь составляют 18% ежегодного потребления энергии в стране. На втором месте находится Норвегия, чьи поставки нефти и газа составляют 11%. Далее следуют Великобритания с поставками нефти и газа - 7% и Нидерланды с поставками газа - 5%. На оплату импорта энергетического сырья в 2010 г. было потрачено 48 млрд. евро, что составило 9% от общей стоимости ввезенных товаров.

По потреблению сырой нефти ситуация приведена в табл.3.

Табл.3.

Россия

28,8%

Норвегия

17,9%

Великобритания

12,6%

Ливия

11,4%

Сирия

6,8%

Алжир

6,3%

Саудовская Аравия

4,4%

Казахстан

3,3%

Другие страны

8,5%

Рынок природного газа Германии состоит на 78% из импорта и 22% собственной добычи, составляет ежегодно 84 млрд. м3. По добыче газа Германия занимает 4-е место в Западной Европе. Большинство месторождений находятся на северо-западе страны, в земле Нижняя Саксония. Импорт осуществляется из 6 стран: России, Норвегии, Нидерландов, Дании, Великобритании и Польши (табл.4). Россия является самым большим поставщиком газа, она значительно доминирует в Германии. Три основных поставщика дают 95% всего импорта газа. Все поставки газа осуществляются на основе долгосрочных соглашений.

Табл.4. Импорт природного газа в Германию из других стран в 2009 г. (Federal Ministry of Economics and Technology 2009, 97)

Россия

45,7 %

Норвегия

26,7 %

Нидерланды

22,1 %

Дания

3,2 %

Великобритания

2,2 %

Польша

0,1 %

Контракты заключаются обычно на двадцать и более лет, а иногда рассчитаны до 2030 г. Основными секторами потребления природного газа в Германии являются жилищное и коммунальное хозяйство - 49%, промышленность - 25%, производство электроэнергии на тепловых станциях - 12% (Ruhrgas 2002,5).

Энергетическая политика Германии формулируется в специальных программах с 1973 г., которая корректировалась в 1974, 1977 и 1981 гг. Следующими документами являются энергетический отчет от 1986 г., а также директивы по энергетической политике в объединенной Германии от 1991 г. Самым последним правительственным документом является отчет по устойчивой энергетической политике для нужд будущего от 2001 г. (Schiffer 2002, 387).

Эту политику в федеральном правительстве Германии определяло Министерство экономики и технологии. После последней реорганизации оно стало называться Министерством экономики и труда, став укрупненным министерством с расширенными полномочиями. Политика в области энергетики получила название "устойчивой энергетической политики". Министерство определило три основные ее цели: экология, безопасность поставок и экономическая жизнеспособность. Естественно, министерство стремится соединить и оптимизировать реализацию этих трех целей.

Для выполнения целей энергетической политики правительство Германии определило стратегию, состоящую из различных направлений деятельности. Базовым, основным в энергетической стратегии является снижение потребления различных видов энергии. Это является общим для всех трех целей. Вместе с тем, в некоторых случаях имеются свои нюансы и детали. Согласно федеральной энергетической политике основными направлениями деятельности являются следующие мероприятия:

в области безопасности поставок:

. усиление и развитие собственных ресурсов;

. снижение рисков импорта и долгосрочное страхование безопасности импорта;

. более умеренное и рациональное использование энергии;

. страхование технической безопасности трубопроводов, линий передач, транспорта;

в области экономической жизнеспособности:

. гарантирование разумной и эффективной системы энергического снабжения;

. защита экономических интересов Германии на внешних рынках;

. предоставление компаниям Германии новых возможностей за границей;

в области экологии:

. замена "грязных" технологий;

. бережливое и умеренное потребление энергии;

. интернационализация международных расходов на экологию.

Современная правительственная программа энергетической политики базируется на обозначенных выше целях и направлениях деятельности. Коалиция социал-демократической партии и партии зеленых обращала особое внимание на энергетическую политику в период их первого правления 1998-2002 гг., она внедряла новые подходы и принципы формирования энергетики. Эти две партии заключили специальное соглашение и на новый избирательный срок для продолжения свой предыдущей работы (SPD 2003).

Одним из наиболее важных изменений в энергетической политике Германии было принятие соглашения о прекращении использования ядерной энергии. Правительство и руководители АЭС подписали 11 июня 2001 г. договор, который является базой для постепенного закрытия этого сектора энергетики. Согласно этому договору все атомные станции в Германии будут закрыты в течение 25 лет (Federal Ministry of Economics and Technology 2002, 17).

В центре энергетической политики коалиции социал-демократов и зеленых находится также вопрос развития возобновляемых источников энергии. К производству такой энергии привлечено внимания общественности и рядовых жителей Германии. В марте 2001 г. эти инициативы были поддержаны Европейским судом. А федеральное правительство страны увеличило программу государственной финансовой помощи в постройке альтернативных источников возобновляемой энергии. Например, частью этой программы является кампания по установке малых солнечных батарей на крышах 100 тысяч домов Германии.

Дополнительными мероприятиями энергетической политики Германии являются предотвращение прямых и косвенных потерь энергии, регулирование рынка потребления электроэнергии, нефти и газа, интеграция Восточной Германии в рыночный энергетический сектор, предотвращение ненужных перекосов в энергетической конкуренции со странами-членами Европейского Союза, всемерная помощь в добыче угля в стране, поддержка научных исследований.

Необходимо подчеркнуть, что рамочные направления энергетической политики Германии значительно изменились именно в последние годы. Эти изменения характеризуются четырьмя ключевыми понятиями: интернационализация, устойчивость, либерализация, контроль климатических изменений. Интернационализация энергетического рынка страны базируется, в основном, на влиянии Европейского Союза на энергетическую политику. Несмотря на то, что ЕС не имеет права на определение общей энергетической политики, принят ряд мер, влияющих на внутренние рынки стран и на свободное движение через границы товаров, особенно природного газа и электроэнергии.

Открытие и либерализация рынков газа и электроэнергии, исходя из общего курса ЕС, привели к реструктуризации энергетического рынка в Германии, к повышению уровня международной конкуренции. Международные соглашения по контролю климата также существенно влияют на обеспечение устойчивости развития страны. Особое внимание правительство Германии уделяет необходимости поддержания дружественных отношений со странами-поставщиками энергоресурсов.

Германия является одной из ведущих экономических держав мира. Как Россия, так и Норвегия заинтересована в сохранении развитых торговых отношений с ней. Но действуют они по-разному.

топливный энергетический комплекс германия

Одним из очевидных фактов современного времени является то, что нефтегазовая отрасль Норвегии более развита в техническом отношении в сравнении с Россией. Однако это не мешает обеим странам быть надежными торговыми партнерами Германии. Будущие перспективы более обещающие для России, так как ее запасы углеводородов более значительны.

С другой стороны, энергетическая зависимость Германии от обеих стран в настоящее время оценивается приблизительно одинаковой.

Норвегия - это западная страна. Она имеет обширные культурные связи с Германией, у них относительно схожие языки. Сегодня Норвегия интегрирована в Европейское экономическое сообщество, хотя она не является членом Европейского Союза. Отказ Норвегии войти в ЕС, подтвержденный на двух референдумах 1972 г. и 1994 г., может быть объяснен среди прочего высокими государственными доходами от нефтегазового сектора. Большинство норвежцев не хотят траты их денег на общеевропейские нужды, они предпочитают, чтобы деньги были потрачены на рост их благосостояния.

Процесс гармонизации отношений России со многими западными странами начался только недавно.

Энергетическое партнерство между Европейским Союзом и Россией является наглядным примером такого экономического и политического сближения. Сохраняются существенные отличия России в области инновационных решений, внедрения передовых технологий. В Норвегии существует высокоразвитый и конкурентоспособный энергетический сектор со значительной долей новаторских внедрений.

В свою очередь, для России характерна постоянная нехватка инвестиций, стареющая инфраструктура, недостаток новых технологий

Глава II. Значение ТЭК для сложных отраслей экономики
 
.1 Связь ТЭК с промышленностью и экономикой

"Три кита", определяющие место и роль Германии в международном разделении труда - это химическая промышленность, автомобилестроение и энергетика. Они поглощают львиную долю внутренних и внешних инвестиционных потоков, рабочей силы и других производственных факторов. При этом производство немецкой промышленности значительно быстрее развивается за границей: перемещение производства в другие страны снижает трансакционные издержки, способствует рациональному распределению ресурсов и создает условия для увеличения объемов производства за счет повышения спроса в результате расширения рынков сбыта.

Наиболее значимая и динамичная в плане торговых и инвестиционных потоков сфера немецкого производства - химическая промышленность, которая занимает ведущие позиции на мировом рынке товаров. На германскую химическую промышленность приходится 26% оборота всей европейской химии. Три немецких химических концерна - "Хест", "БАСФ" и "Байер" - вошли в пятерку крупнейших производителей химической продукции, занимая соответственно места с третьего по пятое - после американских компаний "Дю пон" и "Дау Кемикл" (по оценкам экспертов производительность труда в химической промышленности ФРГ составляет 80% от уровня США). Другие крупные продуценты химических изделий в Германии - концерны "Хенкель", "Дегусса", "Проктер энд Гэмбл", "Берингер". Основные объемы производства традиционно приходятся на продукцию органической химии (19%), пластмассы и изделия из них (17%), лаки и краски (8%), моющие средства и средства по уходу за кожей (8%). Более 45% производства химической промышленности Германии ориентировано на экспорт, при этом наиболее крупными и перспективными рынками сбыта немецкой продукции являются Западная Европа, Северная Америка и Япония, но к 2010 году на первое место выдвинется азиатский регион, так как прирост населения и темпы экономического развития будут здесь в два раза выше, чем в остальном мире.

Не менее значимой является машиностроительная отрасль Германии, которая производит 46% машиностроительной продукции Евросоюза. При этом наиболее конкурентные позиции на мировых рынках занимают немецкие автомобили. По производству автомобилей Германия занимает 3-е место в мире. В последние годы предприятия автомобильной индустрии стали развиваться более динамично, производство стало гибче, возросла производительность, значительно сократились сроки разработки и внедрения новых моделей автомобилей и технологического оборудования, увеличился приток инвестиций. Эффективная организация структуры немецкой автомобильной промышленности создает условия для повышения конкурентоспособности ее продукции не только за счет снижения издержек и цен, но и благодаря производству автомобилей, удовлетворяющих индивидуальным требованиям конкретного заказчика. В среднем автомобильная промышленность растет примерно на 3% в год. Немецкие корпорации "Фольксваген" и "БМВ" наиболее активно расширяют свое зарубежное производство, ориентируясь в последние годы на рынки стран ЦВЕ и Азии. Электротехнические товары и аппаратура также в больших объемах экспортируются на мировые рынки. Однако по конкурентоспособности Германию в этой отрасли опережают США и Япония, поскольку основную ставку ФРГ делает все-таки на химию и автомобилестроение, направляя в эти области основную часть инвестиций и расходов на НИОКР. Таким образом, Германия специализируется на производстве наукоемкой и капиталоемкой продукции. Используя трудо - и ресурсосберегающие технологии, благодаря концентрации капитала, широкому доступу к рынкам сбыта (что тоже можно считать производственным фактором), ФРГ оптимизирует свою производственную стратегию, поэтому она сумела достичь больших успехов в конкурентной борьбе и стать третьей по масштабам экономикой мира.

В то же время Германия остаётся энергетически зависимой страной. Это видно из таблицы 4, где показана незначительная доля производства электроэнергии.


Скачать архив (48.1 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: