Главная » Экономика |
Введение Единое экономическое пространство - пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Основными целями формирования Единого экономического пространства являются: · эффективное функционирование внутреннего рынка товаров, услуг, капитала и труда; · создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения; · проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики; · развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем; · создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации. Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества - форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. 1. Общие сведения Знак обращения продукции на рынке Таможенного союза Экспорт При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. Импорт При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами. Так же при оказании работ и услуг на территории РФ, налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации 1.1 Органы управления Таможенного союза Высший евразийский экономический совет Основным органом Таможенного союза ЕврАзЭС является Высший евразийский экономический совет - Межгосударственный совет ЕврАзЭС в составе представителей стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства. В совет входят главы государств и правительств Таможенного союза. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур Таможенного союза. Евразийская экономическая комиссия Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. Основной задачей комиссии является обеспечение условий функционирования и развития союза. Евразийская экономическая комиссия функционирует с 1 января 2012 года и унаследовала полномочия Комиссии таможенного союза в сферах таможенно-тарифного регулирования, таможенного администрирования и технического регулирования. ЕЭК имеет два уровня управления: Совет ЕЭК и Коллегия ЕЭК. Совет Комиссии осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии. В Совет Комиссии входят по одному представителю от каждой страны, являющемуся заместителем главы правительства. Председательство осуществляется поочередно в течение одного года в порядке русского алфавита по наименованию страны. Совет Комиссии принимает решения консенсусом. Консенсус - способ принятия решений при отсутствии принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц, принятие решения на основе общего согласия без проведения голосования, если против него не выступает никто, либо при исключении мнения немногих несогласных участников. В широком смысле слова - общее согласие при отсутствии возражений по существенным вопросам. Существующие таможенные союзы Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран, прежде всего, входящих в ЕврАзЭС и СНГ февраля 2013 года министр экономики и внешней торговли Сирии заявил, что правительство Сирии в ближайшее время намерено подать заявку о вступлении в Таможенный союз. .2 Страны-наблюдатели ЕврАзЭС евразийский экономический таможенный торговля · Армения В апреле 2012 года премьер-министр Армении Тигран Саркисян высказал мнение, что присоединение страны к ТС «в экономическом смысле… нецелесообразно» и Армения ищет «формы сотрудничества без Таможенного союза». 3 сентября 2013 года Президент Армении Серж Саргсян объявил о решении республики вступить в Таможенный союз. ноября 2013 года Армения подписана Меморандум, положивший начало процессу вступления Армении в ТС "Республика Армения декларирует намерения соблюдать принципы, зафиксированные в документах, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и воздерживаться от действий и заявлений, направленных против интересов ТС и ЕЭК", - говорится в меморандуме. · Молдавия Правящий альянс парламентского большинства «За европейскую интеграцию» и президент Николай Тимофти выступают против присоединения к ТС. Присоединение поддерживают крупнейшая оппозиционная Партия коммунистов Республики Молдова и внепарламентская Социал-демократическая партия. Последняя предприняла попытку инициировать национальный референдум о вступлении Молдовы в ТС. Однако, центральная избирательная комиссия и президент республики отклонили предложение организовать референдум. 7 сентября 2012 года инициаторы референдума заявили о намерении оспорить отказ ЦИК в судебном порядке. Несмотря на решение ЦИК, оппозиционная партия коммунистов потребовала провести внеочередную сессию парламента по вопросу организации референдума о вступлении Молдовы в ЕврАзЭС и Таможенный союз Ряд преимущественно контролируемых коммунистами местных советов принял обращения к парламенту республики в поддержку позиции партии коммунистов по референдуму. Представители правящей коалиции «Альянс за европейскую интеграцию» предупредили, что отклонят инициативу коммунистов, и дважды заблокировали её, ссылаясь на регламент парламента, который не позволяет созвать внеочередную сессию в ходе регулярной Таможенный союз и ВТО Создание Таможенного союза и достаточно быстрое его оформление поначалу вызвало негативную реакцию ВТО, также высказывались опасения по поводу того, что правила ТС не смогут соответствовать правилам ВТО, а следовательно, переговоры единый Таможенный союз вынужден будет начинать заново однако России удалось отстоять свои интересы, отклонив претензии Финляндии по пошлинам на лес и изделия из дерева, а также требования стран Европы относительно пошлин на автомобили и комплектующие. За Россией остались права достаточно медленного снижения пошлин и относительно крупных субсидий во множество секторов экономики в течение 5-7 лет. Беларусь и Казахстан ведут переговоры о вступлении в ВТО самостоятельно. По словам главы российской делегации Максима Медведкова, «Казахстан вскоре после вступления России в ВТО также станет членом этой организации». В то же время переговоры Белоруссии идут очень медленно и могут завершиться достаточно нескоро. В октябре 2011 года комиссия ТС привела все нормы Таможенного союза в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления в ВТО нормы этой организации будут иметь большую силу, чем нормы ТС 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. Следствием этого стало практически полное соответствие норм Таможенного союза условиям вступления в ВТО России. 2. Итоги внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза и Единого экономического пространства за январь-сентябрь 2013 г. По оперативным данным объем внешней торговли товарами государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства с третьими странами за январь-сентябрь 2013 г. составил 681,2 млрд. долларов США, в том числе экспорт - 429,5млрд. долларов США, импорт - 251,7 млрд. долларов США. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года объем внешней торговли сократился на 0,7%, или на 4,6 млрд. долларов США. Стоимостный объем экспорта товаров уменьшился на 2,3%, или на 10,2 млрд. долларов США, импорт увеличился на 2,3%, или на 5,7 млрд. долларов США (Без учета топливно-энергетических товаров стоимостной объем экспорта уменьшился на 7,5%, показатель по импорту увеличился на 2,9%.) Сальдо внешней торговли товарами сложилось положительное в размере 177,8 млрд. долларов США. За январь-сентябрь 2012 г. его величина составляла 193,7 млрд. долларов США. Объемы внешней торговли государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства за январь-сентябрь 2013 г. Экспорт Импорт Сальдо В % к январю-сентябрю 2012 г. Экспорт Импорт ТС и ЕЭП 429,5 251,7 177,8 97,7 102,3 В том числе : Республика Беларусь 15,4 14,7 0,7 64,6 110,7 Республика Казахстан 56,0 21,9 34,1 92,7 105,6 РФ 358,1 215,1 143,0 100,7 101,4 Объем взаимной торговли за январь-сентябрь 2013 г. составил 47,5 млрд. долларов США, или 93,4% к уровню соответствующего периода 2012 года. Объемы взаимной торговли государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства за январь-сентябрь 2013 г. Млн.долл. США В % к январю-сентябрю 2012г. Удельный вес в объеме,% ТС и ЕЭП 47509,8 93,4 100,0 В том числе между: Республикой Беларусь и Республикой Казахстан 687,4 96,3 1,4 Республикой Казахстан и РФ 17175,8 102,3 36,2 РФ и Республикой Беларусь 29646,6 88,9 62,4 Снижение объема взаимнои торговли обусловлено существенным сокращением поставок нефтепродуктов из Россиискои Федерации в Республику Беларусь (в январе- сентябре 2012 г. по сравнению с соответствующим периодом 2011 года их объемы выросли в 2,3 раза). Без учета топливно-энергетических товаров объем взаимной торговли государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства по сравнению с январем-сентябрем 2012 г. увеличился на 1,8%. Заключение С января 2010 г. началось функционирование Комиссии Таможенного союза (КТС). На указанный орган возложены функции по таможенно-тарифной и нетарифной политике; таможенному администрированию; техническому регулированию и применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер; ведению таможенной статистики. С июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. В Таможенном союзе устранены тарифные и нетарифные барьеры во взаимной торговле, унифицированы и значительно упрощены внешнеторговые процедуры, снят контроль на внутренних границах. Все это обеспечило свободное передвижение товаров между Беларусью, Казахстаном и Россией. Таможенный союз стал фактором повышения объема взаимной торговли государств-членов, увеличения транзитных перевозок. С 1 января 2012 г. вступили в силу 17 базовых соглашений ЕЭП. Таким образом, состоялся запуск нового интеграционного объединения. В рамках ЕЭП помимо свободы передвижения товаров обеспечивается также свобода движения услуг, капитала и рабочей силы. В ЕЭП предусматривается проведение тремя странами согласованной макроэкономической политики, основанной на единых принципах и правилах конкуренции и регулирования деятельности естественных монополий. Стороны договорились о единых подходах к поддержке промышленности и сельского хозяйства, а также к осуществлению госзакупок. В договорах ЕЭП зафиксировано обеспечение недискриминационного и равного доступа сторон к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, транспортировки газа, железнодорожного транспорта, включая основы ценообразования и тарифной политики. В развитие договорно-правовой базы ЕЭП сторонам предстоит в среднесрочной перспективе разработать 55 документов, из них 13 международных договоров. С 1 февраля 2012 года начала работу Евразийская экономическая комиссия - постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства, решения которого являются обязательными для государств - членов ТС/ЕЭП. За 2012 год было проведено 38 заседаний Коллегии ЕЭК, по результатам которых принято 306 решений и 6 рекомендаций и 13 заседаний Совета ЕЭК, по результатам которых принято 122 решения и 1 заявление по актуальным вопросам функционирования Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России. В настоящее время страны «тройки» вплотную приблизились к предметному обсуждению перспективы создания Евразийского экономического союза. В рамках ЕЭК ведется работа по кодификации договорно-правовой базы ТС/ЕЭП и подготовке на этой основе проекта Договора о Евразийском экономическом союзе. Библиографический список 1. http://mfa.gov.by/mulateral/organization/list/e0e5d8b02b2fd7fc.html . http://www.evrazes.com/customunion/eepr . http://ria.ru/tags/organization_Tamozhennyjj_sojuz/ . http://news.mail.ru/politics/15675338/ . http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Documents/stat_15_11_2013.pdf Скачать архив (8.3 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |