Главная » Экономика |
ПЛАН ВВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. Территория государства: основные характеристики .1 Понятие и статус государственной территории .2 Состав государственной территории РАЗДЕЛ 2. Первоначальные способы приобретения государственной территории .1 Оккупация .2 Характеристика иных первоначальных способов приобретения территории РАЗДЕЛ 3. Производные способы приобретения государственной территории .1 Цессия .2 Приобретательская давность .3 Характеристика иных способов приобретения государственной территории ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Вопросы, касающиеся приобретения государственной территории, всегда относились к числу важнейших, сложнейших и особо деликатных международных проблем, которые на протяжении всей истории человечества приводили к кровавым столкновениям и войнам между государствами, острым межнациональным конфликтам даже в рамках одного государства. Острота этих вопросов проявляется и в настоящее время, например, на территориях Африки, Ирана, Ирака, Эфиопии. Следует отметить, что современное международное право признает лишь законные способы приобретения территории. Хотя понятие правомерности таких способов, как и выработка самих способов, прошли период эволюционного развития - от первобытного «кто первый открыл, того и земля», до цивилизованных договорных соглашений. Первоначальными способами приобретения территории являлись окулярная оккупация, которая с течением времени потребовала не только публичного объявления об открытии и присоединении земель, но так же практического, хозяйственного освоения таких территорий. Таким образом, окулярная оккупация трансформировалась в эффективную оккупацию. В тот же период складывается еще один способ приобретения государственной территории - в результате приращения территории, которое заключалось в установлении государством суверенитета над вновь образуемыми новыми участками суши. По прошествии определенного количества времени на смену первоначальным пришли производные способы приобретения территории, когда территории одного государства переходили в состав территории другого. Такой переход мог осуществляться как на договорной, так и на внедоговорной основе. К договорным способам приобретения территории относятся цессия (уступка территории), двойная цессия (обмен территориями), плебисцит (всенародное голосование по вопросу о территориальных изменениях), продажа территории, аренда, дарение территории, в том числе по брачному контракту. К правомерным способам территориальных изменений относятся также отторжение части территории государства - агрессора в качестве санкции, временное пользование территориями, кондоминиум, адъюдикация. Современное международное право полностью отрицает всякую возможность насильственного изменения территории государства, не признает перехода суверенитета от побежденного государства к государству - победителю даже при длительной фактической оккупации территории побережного государства, отрицает такой способ приобретения территории как приобретательская давность. Не признаются также правомерными такие способы приобретения территории как дебелляция и аннексия. Объектом исследования являются общественные отношения по приобретению государственной территории, ее использованию и праву распоряжения. Предметом исследования являются статус и режим территории, ее состав, правовые основания и способы определения принадлежности и статуса территории. При исследовании данных вопросов в работе будут описаны первоначальные и производные, договорные и недоговорные способы приобретения территории. Основной целью исследования является выделение правовых способов приобретения территории, изменение принадлежности и статуса территории, а также выявление роли и значения общепризнанных принципов современного международного права, в том числе территориальных принципов в сохранении территориальной целостности и разрешении территориальных споров. РАЗДЕЛ 1. Территория государства: основные характеристики .1 Понятие и статус государственной территории В международном праве довольно четко сложились общепризнанные понятия, относящиеся к территории. В широком смысле слова под территорией в международном праве понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Таким образом, термин «территория» используется в международном праве для обозначения земного, а также внеземного пространства, отграниченного от других пространств определенными границами и имеющего определенный юридический статус (например, статус государственной территории) и соответствующий ему правовой режим. Понятие «правовой статус» и «правовой режим» используется в качестве критерия для юридической классификации территорий. Существует множество точек зрения относительно того, отождествляются ли эти понятия. Например, известный британский юрист-международник Я. Броунли пишет : «Международное право знает четыре вида режима территорий: территориальный суверенитет; территория, на которую не распространяется суверенитет какого-либо государства или группы государств и которая имеет свой собственный статус (напр., подмандатные и подопечные территории); res nullius (ничейная территория) и res communis (территория, принадлежащая всем)». Профессор Дж. Коломбос применяет понятия «режим» , «статус» и «юридическая природа» при описании юридической характеристики территорий. Термин «режим» и «статус» используются в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Так, в п. 4 ст. 49 говорится: « Режим архипелажного прохода по морским коридорам, устанавливаемый в настоящей Части, в других отношениях не затрагивает статус архипелажных вод…» Как видно, в международно-правовой доктрине и практике нет единообразия в использовании понятий в качестве критерия юридической классификации территорий. Оба понятия- «режим» и «статус» применяются для базисной характеристики правового положения той или иной территории, которая качественно отличается от других пространств. Некоторые авторы пытаются дифференцировать понятие «режим» от понятия «статус» ,например, профессор С. В. Молодцов. Имеется определенное отличие между этими понятиями и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В ней термин «режим» означает совокупность норм, регулирующих определенное явление в рамках фундаментальных положений, которые формируют правовой базис каждой пространственной категории. Последнее в Конвенции 1982 г. обозначается понятием «статус». Я считаю, что они все же имеют различное толкование. Под правовым статусом территории следует понимать ее базисную правовую характеристику, определение ее основной принадлежности в соответствии с международно-правовой классификацией территорий. Правовой режим выступает в виде признанных в международном праве и в законодательстве государств специфических черт и характеристик определенной территории, которые в совокупности определяют и обуславливают определенный, отличный от других, порядок ее использования. В подтверждение этих выводов можно сказать, что территории, обладающие одинаковой юридической природой и образующие единую пространственную категорию, могут отличаться специфическими особенностями своего правового режима. И наоборот, правовой режим территорий имеющих разную юридическую природу может иметь много общего. Большинство авторов сходится в том, что территория в международном праве играет важную роль с позиции ее принадлежности или непринадлежности определенному территориальному суверену (государству) либо возможности ее использования всеми государствами-членами мирового сообщества. Отсюда выделяют два вида территорий: А) государственную; Б) международную. Некоторые авторы выделяют еще территории со смешанным и с особым режимом. Государственная территория -это территория, правомерно находящаяся под суверенитетом конкретного государства, над которым им осуществляется территориальное верховенство. Международная территория - это территория, на которую не распространяется суверенитет какого-либо государства. Таких территорий немного: открытое море; международный район морского дна - морское дно и его недра за пределами континентального шельфа прибрежных государств ( за пределами национальной юрисдикции); воздушное пространство за пределами государственных территорий; Антарктика; космическое пространство, Луна и другие небесные тела. На этой территории, находящейся в общем пользовании государств, действуют общепризнанные принципы и нормы международного права. Территория со смешанным режимом - это территория, на которой действуют одновременно как нормы международного права, так и нормы национального законодательства прибрежных государств. Территории со смешанным режимом условно можно разделить на две группы: )Прилежащие и исключительные экономические зоны и континентальный шельф прибрежных государств, которые не входят в состав государственной территории прибрежных государств; )Международные реки, международные проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств, и международные каналы, входящие в состав территории прибрежных государств. Своеобразной разновидностью территорий являются территории с особым международным режимом - это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира ( в случае их установления). Выделение таких территорий носит сугубо функциональный характер с целью определения степени их милитаризации. В состав этих территорий могут входить государственные территории или государственные, международные территории и территории со смешанным режимом одновременно: например, архипелаг Шпицберген, Панамский и Суэцкий каналы, Луна и другие небесные тела и другие. Договор о Шпицбергене 1920 г. закрепил суверенитет Норвегии над Шпицбергеном на условиях его мирного экономического и научного освоения со стороны всех государств-участников при полной демилитаризации и нейтрализации архипелага. Норвежский стортинг 17 июля 1925 г. принял закон о Свальбарде (Шпицбергене), а 7 августа 1925 г. Королевской резолюцией был утвержден Горный устав для архипелага. Оба документа вместе с Договором 1920 г. вступил в силу 14 августа 1925 г. В этих документах архипелаг получил новое название Свальбард. В 1991 г. в Договоре о Шпицбергене 1920 г. участвовало 41 государство; Украина в Договоре не участвует. По положениям Договора 1920 г. Свальбард признается норвежской государственной территорией общего пользования, по своей юридической природе архипелаг - это часть государственной территории Норвегии, однако на нем действует режим общего пользования в отношении всех государств-участников , включая суверена, сложившийся в силу международного обычая. При этом участники Договора 1920 г. должны соблюдать норвежское законодательство, действующее на архипелаге, которое в свою очередь не должно противоречить положениям Договора. Построенный в 1896 г. Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное моря, является одним из важнейших мировых путей. Правовой режим канала был определен Константинопольской конвенцией 1888 г., подписанный 10 государствами. Канал объявляется как в мирное, так и в свободное время свободным и открытым для всех портовых и военных судов без различия флагов. Для управления эксплуатацией Суэцкого канала египетским правительством была создана администрация Суэцкого канала, которая устанавливает основные правила, требования в отношении размера судов, регистрации, регулирования их движения и т.д. Еще до сооружения Панамского канала, соединяющего Атлантический и Тихий океаны, в 1901 г. Соединенным Штатам Америки удалось добиться от Великобритании заключения договора, признающего за США права на сооружение канала, его управление, эксплуатацию, обеспечение безопасности. Соглашением также предусматривалось, что канал должен быть открытым для торговых судов всех флагов. По заключенному в 1903 г. соглашению между США и Панамой Соединенные Штаты Америки получили право на сооружение канала, а также его эксплуатацию. Панама уступила США свои суверенные права в пределах десятимильной сухопутной зоны по берегам канала, при этом США декларировали нейтралитет канала. Канал начал функционировать в 1914 г. и официально был открыт в 1920 г. Согласно новым договорам между Панамой и США Панама должна была постепенно получить суверенитет над каналом, который полностью перешел к ней 31 декабря 1999 г. С 2000 г. в зоне канала нет администрации США, только Панама ведает управлением и обороной канала, осуществляет полицейскую, пожарную и таможенную службы, осуществляет правосудие. Действуют только панамские уголовные и гражданские законы. Панама в одностороннем порядке провозгласила нейтралитет канала, чтобы он оставался открытым для мирного и абсолютно равного прохода судов всех стран. По Соглашению о Луне, которое было подписано 5 декабря 1979 года, природные ресурсы, исследование и использование Луны являются общим наследием человечества и осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического и социального прогресса и развития в соответствии с Уставом ООН. Луна не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на нее суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. Участники соглашения обязались установить международный режим эксплуатации природных ресурсов Луны, когда возможность такой эксплуатации станет реальностью. 1.2 Состав государственной территории В международной доктрине существует множество определений государственной территории. Но наиболее удачной представляется следующая: государственной территорией, согласно международному праву, является часть земного шара, которая принадлежит определенному государству и в пределах которого оно осуществляет свое территориальное верховенство. Эта формулировка характеризуется комплексным подходом, так как в ней закрепляется двойственный характер государственной территории: с одной стороны, государственная территория выступает как объект права собственности, а, с другой - она определяет пространственный предел государственной власти. Территориальное верховенство государства напрямую связано с государственным суверенитетом и выступает в качестве одного из его составляющих элементов. В международном праве, согласно определению Международного суда, территориальное верховенство понимается как территориальный суверенитет. Территориальный суверенитет можно определить, как право государства осуществлять исключительную юрисдикцию по отношению ко всем лицам и предметам на своей территории. Следовательно, правовой режим всех субъектов и объектов, находящихся на территории государства, определяется и регулируется исключительно его законами, и государство вправе не допускать на своей территории деятельности любого другого государства или организации. Пределы действия территориального верховенства каждого государства ограничиваются его государственными границами. Правда, в ряде случаев государства вправе осуществлять свою юрисдикцию в отношении лиц и действий, совершенных за пределами своей территории. Является общепризнанным, что юрисдикция государства может распространяться за пределами его границ только на свои военные корабли в открытом море, воздушные суда вне своей территории и на космические объекты и их экипажи. Кроме того, в ординарных условиях за пределами государственных границ государства могут осуществлять только лишь определенные права на живые и минеральные ресурсы отдельных морских районов ( например, в пределах своих экономической зоны и континентального шельфа) и иную строго ограниченную целенаправленную юрисдикцию, допускаемую международными соглашениями и международными обычаями ( например, в пределах прилежащей и исключительной экономических зон, в Антарктике и т.д.) Следует помнить, что современное международное право запрещает злоупотребление территориальным верховенством. В качестве таких злоупотреблений расцениваются: подготовка и засылка вооруженных формирований на территорию другого государства; перенос морского, речного и воздушного загрязнения на территорию другого государства; пропаганда войны и расизма, разжигание ненависти к народам соседних государств; попустительство и непринятие мер по пресечению преступлений, последствия которых распространяются на территорию другого государства, и др. Государственная территория состоит из сухопутной, водной и воздушной территории, а также недр. Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах государственных границ, острова и анклавы независимо от их местонахождения. Водная территория государства включает в себя водные пространства, находящиеся на сухопутной территории и островах (озера, реки, каналы, водохранилища), а также внутренние воды и территориальное море. Воздушная территория государства представляет собой столб воздуха определенной высоты и включает все воздушное пространство над его сухопутной и водной территорией. Недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, которая простирается до глубин, технически доступных геологическому изучению и освоению. Принято считать, что сухопутная территория включает всю сушу, независимо от места расположения ее отдельных составных частей. Здания, сооружения, которые опираются на почву или проникают внутрь ее, рассматриваются как принадлежность территории, и все, происходящее на них или в них, происходит в пределах государственной территории. Островные территории или анклавы характеризуют отдельное расположение частей сухопутной территории. Остров, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, - это естественно образованное пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня воды при приливе ( ч.1 ст.121). За исключением скал, не пригодных для поддержания жизни человека или самостоятельной хозяйственной деятельности, острова так же могут иметь территориальные воды, прилежащую зону или континентальный шельф, экономическую зону. При нахождении острова вблизи территории другого государства или в узком морском проходе нередко возникает необходимость в международных соглашениях для определения статуса морских проходов ( например, шведско-датская конвенция 1938 года в связи с наличием в проливе Зунд острова Каркхольм). Анклав - часть территории одного государства, окруженная со всех сторон сухопутной территорией другого государства и не имеющее морского берега. Анклав составляет неотъемлемую часть территории того государства, которому принадлежит. В настоящее время известны лишь несколько анклавов: на территории Швейцарии расположены анклавы Бюзинген (ФРГ) и Кампион-д`Италия (Италия), на территории Нидерландов - Барле-Нассау, Барле-Хорты (Бельгия) и наоборот - Варле-Дус (Бельгия) в Нидерландах, испанский город Пливия расположен в пределах французского департамента Восточных Пиренеев и отделен от Испании французской сухопутной территорией. Если часть территории одного государства отрезана частично сухопутной территорией и частично морской территорией другого государства, она рассматривается в качестве полуанклава, т.к. имеется морской берег, к которому возможен доступ со стороны моря ( например, испанские территории Сеута и Мелилья, окруженные территорией Марокко, но имеющие выход к Средиземному морю). Некоторые авторы включают в состав сухопутной территории государства также недра на технически доступную для геологического изучения и освоения глубину, не выделяя их в отдельный вид государственной территории. К недрам относятся сплошные породы, породы, находящиеся в жидком и газообразном состоянии, в том числе содержащие полезные ископаемые и энергетические ресурсы, и имеющиеся среди пород природные пустоты. Также в их состав входят участки дна водоемов, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны. Водная территория государства состоит из внутренних морских и иных вод и территориальных вод (территориального моря). Внутренние морские воды - это моря, полностью окруженные сушей одного и того же государства ( например, таковым было Аральское море в бывшем СССР); моря, побережье которых и оба берега соединены с другим морем или океаном, находятся в пределах одного государства (например, Белое море); воды морских портов и рейдов; морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному государству, а заливы в том случае, если ширина входа в залив равна удвоенной ширине территориальных вод. Помимо этого, сюда относятся воды «исторических заливов». К внутренним водам относятся также воды рек и озер, омывающих берега одного государства. Территориальное море (ранее - территориальные воды) в п.1 ст.2 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года определяется как «примыкающий морской пояс» к сухопутной территории государства. В соответствии с этим международно-правовым актом, каждое государство вправе устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемого от исходных линий (ст.3). Под исходными линиями понимается линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государствам морских картах крупного масштаба (ст.5). При отсутствии приливов ширина территориальных вод отмеряется от береговой полосы. В случае островов, расположенных на атоллах или островов, окаймленных рифами, для измерения ширины территориального моря, служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе (ст.6). Прямые исходные линии, в отличие от исходных линий, проводятся тогда, когда линия берега изрезана и извилиста либо близко к ней имеется цепь островов, что затрудняет судовождение (ст.7). Такие линии проводятся по береговой полосе путем соединения, на ней исходных точек через каждые 40-60 км. В п.1 ст.2 Конвенции ООН по морскому праву закреплено, что на территориальное море распространяется суверенитет прибрежного государства. Он распространяется также на воздушное пространство над территориальным морем, на его дно и недра. Воздушная территория - это столб воздуха над сухопутной и водной территорией государства в пределах его государственных границ. Таким образом нижним пределом воздушной территории государства являются его сухопутная и водная границы. Следует отметить, что верхний предел воздушной границы, который отделяет государственную территорию от космического пространства, являющегося международной территорией, конвенциально не определен. Существует обычная нормамеждународного права, в соответствии с которой верхний предел воздушной границы государства находится на высоте 100-110 км над уровнем моря, поскольку именно на такой высоте находятся минимальные перигеи орбит искусственных спутников Земли. Правовой режим его воздушного пространства устанавливается исключительно данным государством. Но государства по взаимному согласию берут на себя международные обязательства о полетах на их территорию и через их территорию (транзитом) иностранных воздушных аппаратов. Следует отметить, что воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем государства - неотъемлемая часть его государственной территории. Под условной (квази) территорией государства в международном праве понимают территорию его дипломатических представительств, расположенных в зарубежных государствах, территорию торговых судов в открытом море, воздушных судов и космических аппаратов, несущих флаг или знак какого-либо государства, подводные кабели, трубопроводы, надводные сооружения в открытом море (над шельфом). Такая территория некоторыми авторами именуется «плавучей», «летучей», «космической» и другими территориями. Они же выделяют абсолютную и относительную условную территорию. Под абсолютной понимают, например, военные суда, которые повсеместно приравниваются к территории собственного государства; к относительной - некоторые авторы причисляют, например, транспорт главы дипломатического представительства и даже автотранспорт гражданина конкретного государства, находящегося за границей. РАЗДЕЛ 2. Первоначальные способы приобретения государственной территории .1 Оккупация В международном праве издревле сложилось, что государство владеет территорией, если: осуществляет над ней государственную власть; организует на ней хозяйственную деятельность; объявляет другим государствам о присоединении этой территории (нотифицирует территорию). Один из первых «легальных» способов приобретения земель, которые установились в международном праве средних веков, были связаны с эпохой великих географических открытий. Именно тогда в качестве правового основания на присоединение новых земель появился титул «первичного присоединения». При этом население этих территорий, в том числе народы, имели государственность, считались нецивилизованными, и их права на территорию в расчет не брали. Сначала оккупация проводилась с помощью установки флага государства, которая считала себя первооткрывателем территории, и заявления о присоединении. Впоследствии на оккупированных территориях государства начали создавать колониальные администрации. Этот способ приобретения территории состоял в том, что государство присоединяет все открытые никому ранее не принадлежащие территории (например, открытия Христофора Колумба) - кто первый открыл неизвестную до того землю и хотя бы номинально ею завладевал, приобретал на нее право собственности («пришел, увидел и … присвоил»). Такой способ приобретения территории получил наименование «окулярной оккупации». Позже было признано, что сам по себе факт окулярной оккупации, который ограничивался лишь нотификацией, т.е. публичным объявлением об открытии и присоединении земель, не может создать титула на такие земли. В международном праве появилось требование «эффективной оккупации», т.е. практического, хозяйственного освоения таких территорий. Эффективная оккупация предполагает действенный контроль и управление территорией. Международно-правовая практика, опираясь на результаты рассмотрения территориальных споров об о. Пальмас, о Восточной Гренландии, об о. Клиппертон, об о-вах Менкье и Экреос, позволяет сформулировать основные правила эффективной оккупации: ) мирный характер оккупации; ) практическое осуществление суверенных действий; ) осуществление суверенных действий в степени, соответствующей территориальному верховенству; ) непрерывность осуществления таких действий. Несмотря на то, что такое занятие «ничейной» территории означало мирный захват территорий «нецивилизованных» народов, все же он сопровождался полным игнорированием законных прав и интересов коренного населения, такая практика продолжалась веками, приобретая, подчас, новые формы. Такие, например как приобретение территории путем длительного и нерушаемого владения («приобретательсная давность»), захват и присоединение территории или ее части у более слабого государства. Пользуясь этими способами, в течении 15-19 веков наиболее развитые капиталистические государства - Англия, Франция, Германия, Нидерланды, Испания, а в конце этого периода - США и Япония захватили и объявили своими владениями огромные пространства Африки, Азии, Америки и Австралии, установив там колониальный режим и лишив местное население элементарных человеческих прав. Никакая оккупация не признается законной. В Заключительном акте СБСЕ 1975 года государства взяли на себя обязательство «уважать территориальную целостность каждого из государств-участников, воздержаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной». 2.2 Характеристика иных первоначальных способов приобретения территории В тот же период складывается еще один первоначальный способ приобретения государственной территории - в результате приращения территории, которое заключается в установлении государством суверенитета над вновь образуемыми новыми участками суши (чаще всего островами), появление которых связано с природными катаклизмами (землетрясение, извержение вулканов). В настоящее время приращение территории в большинстве случаев связано с целенаправленной деятельностью человека, направленной на увеличение территории государства ( намыв новых участков территории в море, строительство искусственных островов и т.д.). Очень распространенным способом приобретения территории была дебелляция, т.е. захват , завоевание, приобретение с помощью силы ( в современном международном праве говорят об аннексии). Аннексия - насильственный акт присоединения государством всей или части территории другого государства в одностороннем порядке и является одним из видов агрессии. В настоящее время влечет международно-правовую ответственность. Аннексию следует отличать от оккупации, которая сама по себе не влечёт изменения юридической принадлежности территории. Так, например, Босния и Герцеговина, находившаяся под оккупацией (то есть фактическим контролем) Австро-Венгрии с 1878 года, была аннексирована ею только в 1908 году, а до того считалась формально территорией Османской империи. В советской литературе термин «аннексия» не применялся в отношении СССР. Так, например, говорилось об аннексии Румынией Бессарабии в 1918 или Германией Судетской области в 1938 году. В то же время в отношении территорий, включённых в состав СССР в период с 1939 по 1941 (Западная Украина, Западная Белоруссия, Латвия, Литва, Эстония), всегда употреблялись термины «воссоединение» или «присоединение» - для территорий, ранее входивших в состав Российской империи. Примеров аннексии достаточное множество, среди которых можно отметить аннексию 1783 года, когда Российская империя аннексировала Крымское ханство; 1848 - Франция аннексировала Алжир; 1900 - США аннексировали Гавайские острова; 1910 - Япония аннексировала Корею; 1914 - Великобритания аннексировала Кипр, до этого принадлежавший Турции; 1918 - Румыния аннексировала Бессарабию, до того входившую в состав России; 1920 - Турция оккупировала и аннексировала Западную Армению и часть Восточной Армении (Карскую область); 1938 - Германия аннексировала Австрию, которая до этого являлась независимым государством; 1980 - Израиль аннексировал Восточный Иерусалим, а в 1981 - сирийские Голанские высоты; 1990 - Ирак оккупировал и аннексировал Кувейт. РАЗДЕЛ 3. Производные способы приобретения государственной территории .1 Цессия В процессе исторического развития на смену первоначальному присвоению земель пришли производные способы приобретения государственной территории, смысл которых состоял в переходе территории одного государства в состав территории другого. Такой переход мог осуществляться как на договорной, так и на внедоговорной основе. Такой градацией практически было положено начало классификации законных и незаконных способов приобретения территории. К договорным способам приобретения государственной территории относится цессия, обмен, дарение территории, в том числе по брачному контракту между царствующими личностями, а также продажа территории. Цессия (уступка территории) - передача территории одного государства другому по соглашению между ними. Исторически цессия является односторонним соглашением заинтересованных государств на территориальное изменение. Ранее государство уступало часть своей территории под определенным нажимом и практически без всякой компенсации. Позже цессия стала осуществляться на возмездных началах, т.е. сопровождаться компенсацией в денежной или иной форме. Кроме того цессия требует заключения между государствами международного договора, который должен отвечать всем основным принципам современного международного права. Примером цессии может служить уступка в 1867 году Россией США Аляски за 7,2 млн долларов. Имеются примеры цессии и в более поздней практике межгосударственных отношений. Так, в 1946 году СССР уступил Афганистану часть водной территории Амударьи, а годом позже Финляндия цессировала СССР за 700 млн финляндских марок 176 кв.км своей территории в районе гидроэлектростанции Янискоски и плотины Нискакоскина реке Паатсо-йоки. Международному праву так же известна двойная цессияили обмен территориями. Так, в 1951 году СССР и Польша на основе соглашения обменялись участками своих территорий в районах Люблинского воеводства ПНР и Дрогобычской (ныне Львовской) области УССР, так как население этих территорий исторически тяготело к смежным районам СССР и Польши. В 1999 году принято решение об обмене территорией между Одесской областью Украины и Молдавией (район села Паланка), в результате которого Молдавия получает доступ к реке Дунай и отдает принадлежащий ей участок, проходящий по территории Украины. В связи с тем, что цессия юридически оформляется в виде международного соглашения, кроме прочих требований правомерности данной сделки, необходимо соблюсти все условия действительности международных договоров. При этом следует помнить, что цессия отличается от аренды территории, так как при цессии участок государственной территории уступается другому государству на вечные времена, а не на определенный срок, как это имеет место при международно-правовой аренде. 3.2 Приобретательская давность Следует подробно остановиться на рассмотрении такого производного способа приобретения государственной территории как приобретательская давность. Под ним понималось приобретение территории путем длительного фактического и ненарушаемого владения такой территорией, которая раньше могла принадлежать другому государству, но оно длительное время не протестовало против нового территориального суверена. Необходимо выделить следующие критерии данного способа: )Владение территорией проявляется через осуществление суверенитета; )Владение должно быть публичным (официальным); )Владение должно быть мирным, постоянным или непрерывным; Следует отметить что существенным пробелом этого института является неопределенность срока для приобретательской давности на все случаи. В определенное время любая территория может быть отчуждена путем применения силы. Однако если это насилие со временем стирается из памяти потерпевшего народа, то устанавливается стабильность. И в этом случае нет необходимости ссылаться на давнишнюю историю. Но если применение силы, дискриминация продолжаются по отношению к коренному народу, то срок давности не имеет никакого значения, и в любое время должно быть восстановлено право на территорию. Понятие давности владения очень близко к эффективной оккупации. Но при давности владения не может возникать спора о юридической принадлежности территории, как это происходит при обосновании эффективной оккупации. Территория, на которой определенное государство осуществляет суверенитет и претендует на ее приобретение за давностью владения, юридически принадлежит другому государству. Таким образом, современная практика почти не имеет дела с апелляцией к давности владения, что не исключает возможности использования этого основания для решения территориального спора. Современное международное право, опирающееся на общепризнанные принципы, полностью отрицает всякую возможность насильственного изменения территории государств в нарушение положений Устава ООН, не признает перехода суверенитета от побежденного государства к государству-победителю при длительной фактической оккупации территории побежденного государства (например, оккупация Ираком территории Кувейта), а также, отрицает приобретательскую давность. 3.3 Характеристика иных способов приобретения государственной территории В Декларации принципов Хельсинского заключительного акта СБСЕ 1975 г. провозглашены принципы нерушимости границ и территориальной целостности. Данные принципы запрещают насильственные действия по изменению территорий государств. Вместе с тем международное право допускает правомерные способы изменения государственной территории. В 20 в. Наиболее существенную роль в качестве юридического основания территориальных изменений сыграл принцип самоопределения народов. Реализация этого принципа привела к крупным территориальным изменениям, вследствие которых на политической карте мира появилось множество новых государств в Европе, Азии, Африке, Латинской Америке. Способы реализации данного принципа могут быть разные - вооруженная борьба, решение парламента, плебисцит (референдум). Плебисцит - это всенародное голосование по вопросу государственной принадлежности определенной территории. Оно может проводиться как на основании внутригосударственного акта, так и в соответствии с международным договором. В зависимости от этого его проведение может поручаться государственному органу или международной организации. Плебисцит впервые был проведен в период Великой французской революции 1789-1794 годов, со временем он стал широко признанным институтом международного права. По итогам первой мировой войны в соответствии с решениями Парижской мирной конференции 1919 - 1920 годов была проведена целая серия плебисцитов. В 1944 году Исландия на основе плебисцита вышла из Датского королевства и стала независимым государством. На основании плебисцита, проведенного в 1967 году был решен территориальный спор между Испанией и Великобританией о Гибралтаре.В 1963 году вопрос о принадлежности Гибралтара был поднят на заседании Комитета ООН по деколонизации, и Испания воспользовалась возможностью возобновить свои давние претензии, но проведенный среди гибралтарцев в 1967 году референдум перечеркнул все ее надежды: менее 0,5 процента жителей Гибралтара пожелали воссоединиться с ней. В качестве благодарности за лояльность Великобритания позволила Гибралтару принять собственную конституцию, в соответствии с которой функции Законодательного собрания и Городского совета перешли к новому органу законодательной власти - Палате собраний. По конституции главой Гибралтара оставалась английская королева (Елизавета II). Губернатор - представитель королевы и одновременно является главнокомандующим вооруженными силами колонии, поэтому на этот пост был назначен офицер высшего командного состава британской армии. В 1945 году в монгольской Народной Республике был проведен плебисцит, в ходе которого народ этого государства выразил свою волю сохранить независимость от Китая. В 1946 году Китай подтвердил, что признает независимость Монголии. В 1993 г. провинция Эритрея посредством плебисцита выразила свое решение отделиться от Эфиопии. В современной международной практике также имеются случаи вхождения одного государства в состав какого- либо другого государства, отделения от какого-либо государства с созданием собственной государственности. Так, на основании волеизъявления населения в 1990 году произошло объединение ФРГ и ГДР в единое немецкое государство ФРГ, в 1965 году Сингапур вышел из состава Федерации Малайзии и образовал самостоятельное государство - член ООН. Следующим способом приобретения территории является продажа территории. Так, например, США в 1803 году купили у Франции Луизиану, в 1916 году - у Дании группу Антильских островов. К правомерным способам территориальных изменений современная доктрина относит отторжение части территории государства-агрессора в качестве санкции. Такая мера применяется к конкретному государству не только как форма ответственности за развязанную агрессию против другого государства или государств, но и в качестве превентивной меры, направленной на предотвращение агрессии в будущем с отторгаемых территорий. Такая практика имела место после второй мировой войны, когда в соответствии с решениями Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 года у Германии была отторгнута северная часть Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом и передана СССР, - в настоящее время город Калининград и одноименная область в составе РФ, а южная часть Восточной Пруссии была передана Польше; по Мирному Договору с Италией 1947 года Греции на правах полного суверенитета были переданы Додеканезские острова, а Югославии - остров Пелагоза и прилегающие островки. Международному праву известно временное пользование территориями. Под этим подразумевают аренду территорий, транзит через территории, кондоминиум, территорию общего пользования и пр. В "«старом» международном праве это именовалось международными сервитутами. Различают сервитуты положительного характера, которые заключались в обязанности государства допускать на своей территории действие властей другого государства (например, право прохода или проезда, право пользования водоемом другого государства) и сервитуты отрицательного характера - под ними понимается обязанность государства воздерживаться от определенных действий на своей территории (наиболее показательным примером являются демилитаризованные и нейтрализованные зоны). Практически этот термин ныне применяется к праву транзита или пролета через определенную зону, к праву прохода по некоторым рекам и к праву аренды государственной территории. Под арендой в международном праве понимают временное использование одним государством части территории другого государства для целей, не противоречащих основным принципам международного права и не связанных с установлением политического господства на данной территории. Примером международно-правовой аренды территории может служить Договор между СССР и Финляндией о передаче в аренду Финляндии советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий от 27 сентября 1962 года. Кондоминиум - это совместное владение двух и более государств определенной территорией, на которую распространяется их суверенитет. В настоящее время кондоминиумы практически не встречаются, в прошлое время они являлись практически единственной компромиссной мерой для удовлетворения притязаний нескольких государств на право владения определенной территорией. Поэтому правовой основой создания кондоминиума являлось международное соглашение. Например, на основании Венского договора 1864 года земля Шлезвиг-Гольштейн и Лауэнбург находились под кондоминиумом Австрии и Пруссии с 1864 по 1866 годы. В современный период существует единственная сухопутная государственная территория общего пользования - в соответствии с Парижским договором о Шпицбергене от 9 февраля 1920 года, он, с одной стороны, является суверенной частью Королевства Норвегии, а с другой - на нем действует режим общего пользования. Также, правомерным способом приобретения государственной территории является адъюдикация - передача части территории одного государства другому на основании решения судебного органа. Она будет считаться правомочной только в том случае, если, во-первых, при обращении в судебный орган спорящие государства имеют в совокупности достаточные правовые основания на владение оспариваемой территории и, во-вторых, если оба государства признают над собой юрисдикцию данного суда. ЗАКЛЮЧЕНИЕ государство территория приобретение цессия Проведенное исследование по вопросам международно-правовых оснований и способов определения принадлежности территории и ее статуса дало возможность сделать некоторые обобщающие выводы. )Территория как часть земного шара, географическая среда существовала всегда до возникновения государственности. Однако ее принадлежность, статус, режим, стратегическое значение и т.п. носят меняющийся характер. Эти изменения являются результатом человеческой деятельности. Понятие территории расширяется с общественным развитием. Если раньше территория отождествлялась с землей, то в современном международном праве под территорией понимается вся планета земного шара с ее сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством. )Территория имеет «правовой статус» и «правовой режим» и в зависимости от этих критериев выделяют государственную территорию, международную территорию и территорию со смешанным режимом. Так же своеобразной разновидностью территории является территория с особым международным режимом. В ходе определения принадлежности и статуса территории ключевое место занимают общепризнанные принципы международного права. Общепризнанные принципы являются ядром международного права, образуют единую систему мирного сосуществования. Они определяют основную линию поведения государства. Среди этих принципов - принцип территориальной целостности и неприкосновенности, нерушимости границ, принцип самоопределения народов имеют непосредственное отношение к территории, в частности, к государственной территории. Эти принципы укрепляют суверенитет государства и тесно связаны с принципом суверенного равенства государств. ) В современном международном праве принцип самоопределения народов распространяется на все народы и является правовым основанием изменения принадлежности территории. Таким образом, можно понимать самоопределение как право всех народов на свободное и полное участие во всех ценностях, право политического самоопределения, право самоопределения внутреннего и внешнего статуса, т.е. создание суверенного и независимого государства, объединение с независимым государством или обладание иной формой политического статуса. Мировая практика в последние годы утверждает, что возможны не только частичные изменения территории государства, но и образование новых государств. В результате отделения Бангладеш от Пакистана, Эритреи от Эфиопии, распада СССР, ЧССР и Югославия или, наоборот, объединение, как это имело место в случае с Йеменом и Германией. )В ходе исторического развития разделяют несколько периодов относительно способов приобретении государственной территории: первоначальные способы и производные, которые заключались в переходе территории одного государства другому. Такой переход мог осуществляться как на договорной, так и на внедоговорной основе. Такой градацией практически было положено начало классификации законных и незаконных способов приобретения территории. )К правомерным способам приобретения территории относится цессия, плебисцит, продажа территории, отторжение части территории государства - агрессора в качестве санкции, временное пользование территориями, аренда, кондоминиум, адъюдикация. )Не признаются в современном международном праве такие противоправные способы приобретения территории как приобретательская давность, дебелляция, аннексия, оккупация в соответствии с международными нормативными актами. Можно сделать вывод, что способы приобретения территории зависели от той правовой культуры и правосознания, которым обладал народ. Ставая на цивилизованный путь развития общества на смену варварским способам пришли правомерные, договорные. И в наше время, выполняя все предписания принятых международно - правовых соглашений, мировое сообщество отрицает какую-либо неправомерную, насильственную деятельность в отношении государств, а также их территорий. Хотелось бы отметить, что данный перечень способов не является исчерпывающим и установленным на много веков вперед. Международная практика показывает, что возможно появление новых способов приобретения и изменения государственных границ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1)Устав Организации Объединенных Нации. ) Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. ) Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу, 29 октября 1888 г. ) Заключительный Акт СБСЕ 3 июля 1 августа 1975. М.: Международные отношении, 1985. - 80 с. ) Договор о Шпицбергене, от 9 февраля 1920 г. ) Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу, 29 октября 1888 г. ) Баймуратов М.А. - Х.: Одиссей - Международное право: Учебник. 2000 г. 737 с. )Беляшев К.А. - М.: Проспект - Международное публичное право - 2000 г. 240 с. ) Шуршалов В. М. - М.:Международные отношения - Международные правоотношения 1999 г. 298 с. ) Мешнишин В. Б. - Устав ООН и основные принципы Международного права // Актуальные проблемы политики - 2001 г. вып. 10 с 56 )Эбке В. Ф. М. Проспект-Международные отношения 2002 г. 307 с. )Шакира, Жан-М.: Прогресс - Международное публичное право:Учебник - 2004 г. 603 с. )Жеребцов А.Н. - Ростов н/Дону - Международное право: Учебное пособие 2004 г. 406 с. )Анцелевич Г.А. - К.: Слово - Международное морское право: Учебное пособие - 2003 г. 368 с. )Горовцев О.В. - М.: СПАРК - Международное право:Избр. Лит.Краткая энциклопедия - 2007 г. 384 с. )Черкес М.Е. -Х.: Одиссей - Международное право: Учебное пособие-2004 г. 396 с. )Ковалев А.А. М.:Омега-л -Международное право: Учебник -2011 г. 360 с. )Каламкарян В.А. М.:Рюд - Международное право: Курс лекций - 2006 г. 288 с. )Лукашук И.И. - М.: Уолтер Клувер - Международное право: Общая часть - 2005 г. - 359 с. ) Певцова Е.А. - Международное право// Основы государства и права - 2008 г, №1 ) Койчев С.Н. Право наций на самоопределение в международном праве: проблемы реализации// Правова держава - 2008 г. 64 с. ) Широков А.Г. -Новые территориальные границы // Муниципальная власть - 2003- №5 80 с. ) Сысоева Е.А. - Состав территории государства//Северо - кавказский юридический вестник. - 2005 г. № 4 с. 154 )Иванов И.А. - Оккупированная территория: понятие и правовой режим //Правовая политика и правовая жизнь - 2008 №1 ) Кожевников Ф. И.М.: Проспект - Мирные средства разрешения споров. Учеб. пособие по международному праву (очерк) - 2004 г. 304 с. ) Клименко Б.М. Государственная территория: вопросы теории и практики. М.: Международные отношения, 1974. 168 с. ) Певцова Е.А. - Международное право// Основы государства и права - 2008 г, №1 Скачать архив (26.2 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |