Главная » Экономика

Современные тенденции формирования национальных и мировых цен на нефть

1. Теоретические основы ценообразования

1.1 Общая характеристика цен мирового рынка

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов» [1]. По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся: экономический цикл; состояние совокупного спроса и предложения; инфляция.

Конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся: издержки; прибыль; налоги и сборы; предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости; потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность; эксплуатационные расходы; комплектность; гарантии и условия сервиса.

Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: государственное регулирование; валютный курс.

Внеэкономические, политические; военные.

На международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. Взять к примеру спрос и предложение. Известно, что соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель-продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и покупателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен. Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.

1.2 Специфика ценовой политики на внешних рынках

Ценовая политика на внутреннем рынке основывается в определенной мере на тех же подходах и методах установления цены, которые используются при реализации ценовой политики на внешних рынках.

Вместе с тем осуществление эффективной ценовой политики на внешних рынках является более сложным, нежели реализация такой политики на внутреннем (национальном) рынке. Это обусловлено тем, что она подвержена влиянию целого ряда дополнительных факторов. Среди таких факторов следует, прежде всего, выделить колебания курсов валют, присущую отдельным странам высокую инфляцию, государственное регулирование цен, различное для отдельных стран, использование альтернативных методов оплаты товаров, политику государств по отношению к деятельности иностранных фирм на их территории[2].

Учитывая указанные факторы, а также целый ряд других факторов, фирма в рамках реализации ценовой политики должна обеспечить эффективное решение таких задач, как:

•        установление значимости ценовой политики в конкурентной борьбе на каждом из зарубежных рынков;

•        формирование обоснованной цены на новые товары;

•        обоснование целесообразности установления единой базовой цены для всех зарубежных стран или необходимости наличия различных базовых цен для каждой из стран;

•        установление и постоянное уточнение позиций товара и фирмы на внешних рынках;

•        обеспечение гибкости в установлении и изменении уровня цен;

•        осуществление своевременного учета в цене изменений внутренней и внешней среды международного маркетинга;

•        обеспечение своевременной реакции на изменения цен конкурентами;

•        осуществление своевременного учета временного фактора при формировании цены в зависимости от жизненного цикла товара;

•        в случае необходимости установление и поддержание контактов с органами управления зарубежных государств, осуществляющих регулирование предпринимательской деятельности вообще и цен в частности.

Решение сформулированных задач следует находить в тесной взаимосвязи с решением других задач, обусловленных разработкой и реализацией стратегий международного маркетинга, учитывая при этом факторы, оказывающие влияние на ценовую политику как внутри государства, так и на внешних рынках.

1.3 Цели и средства государства в регулировании цен

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся основы ценовой политики. На основании этого положения президент совместно с правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства РФ о ценообразовании[2].

Политика цен - это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением.

Политика цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.

Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне - это правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономики РФ.

На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики - управления или комитеты по ценовой политике.

Органы ценообразования субъектов Федерации ведут большую работу по ценообразованию: осуществляют регулирование цен на местных рынках РФ; обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию; устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке; осуществляют контроль за ценами.

В некоторых случаях правительство может вмешиваться, законодательно устанавливая пределы роста или падения цен. Государство может устанавливать потолок цен (высший) и нижний уровень цен.

Потолок цен представляет собой законодательно установленную максимальную цену, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу[3].

Эти потолки цен позволяют потребителям приобретать некоторые товары первой необходимости или услуги, которые они не смогли бы купить при равновесных ценах. В широких масштабах потолки цен или общий контроль за ценами применяются для ограничения инфляционных процессов в экономике.

Нижний уровень цены - это минимальная цена, установленная правительством и превышающая цену равновесия.

Обычно он применялся в таких случаях, когда обществу представлялось, что свободное функционирование рыночной системы не способно обеспечить достаточный уровень доходов определенным группам поставщиков ресурсов или производителей. Законодательство о минимуме заработной платы, а также поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию - вот два наиболее широко известных примера установления правительством нижнего уровня цен.

Государственное регулирование цен имеет противоречивые последствия. Предполагаемые выгоды от введения ценовых потолков и нижних уровней цен для потребителей и производителей в отдельности следует сопоставлять с потерями, проистекающими из возникающих в связи с этим дефицитов и товарных излишков.

2. Организационно-экономический анализ мировых

2.1 Анализ основных видов мировых цен и особенности их определения

В современной практике международной торговли применяются два вида основных цен: расчетные и публикуемые.

Расчетные цены - это цены, индивидуально определяемые фирмами - экспортерами на конкретные виды промышленных товаров в соответствии с различными методиками.

Публикуемые цены - цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации (справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены торгов, цены фактических сделок и др.). Они, как правило, отражают уровень мировых цен.

Для современного мирового рынка характерно наличие большого количества различных отраслевых рынков товаров и услуг, множественность цен. На практике цена на конкретную продукцию одного и того же рынка может существенно различаться. Поэтому при обосновании, определении и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктующей особенность «отбора» цены: использование цен раздельных экспортных и импортных операций; цены в условиях оплаты наличными; цены, формирующиеся в рамках обычных коммерческих сделок.

Исходя из данных посылок ясно, что цены, фиксируемые в рамках долгосрочных межгосударственных соглашений, будут существенно отличаться от цен в сделках, или от цен на товар, оплачиваемый путем сложных банковских операций, в условиях определенных валютных ограничений и т.д.

Информацию о ценах мировых товарных рынков принято подразделять на несколько групп[5].

Контрактная цена - это конкретная цена, которую согласовали между собой продавец и покупатель в ходе переговоров, которая, как правило, ниже цены предложения поставщика. Контрактная цена действительна на весь период действия контракта, если ее не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены нигде не публикуются, ибо они представляют коммерческую тайну.

Справочные цены - это цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в периодической литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т.д.). Как правило, справочные цены несколько завышены. Справочные цены не реагируют быстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо политические события, за исключением, может быть, цен на нефть - товар весьма специфичный. Вместе с тем, они отражают динамику цен на данном рынке и тенденции.

Биржевые цены - это цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. К биржевым товарам относятся в основном сырьё и полуфабрикаты. Цены на биржевые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами биржевые котировки являются фактическими ценами сделок именно в данный момент. Биржи функционируют ежедневно, и котировочная комиссия регистрирует и публикует котировочные цены в специальных бюллетенях. Как показывает практика, биржевые котировки, довольно остро реагируя на различные внешние «раздражители», все-таки не могут отражать действительные тенденции в движении цен. Зачастую на биржах проводятся операции, носящие откровенно спекулятивный характер.

В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются на котировки наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющих персонал исключительно высокой квалификации, таких, как Лондонская биржа металлов (LME), Чикагская биржа (Chicago Board of Trade), занимающаяся котировками и продажами зерновых, или Нью-Йоркская биржа хлопка (NYCE - New York Cotton Exchange).

Цены аукционов - показывают цены, полученные в результате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный временной период.

Статистические внешнеторговые цены - публикуются в различных национальных и международных статистических справочниках. Данные цены, появляющиеся в подобных изданиях, определяются путем деления стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конкретного товара. С точки зрения их практического применения, они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов, используются как приблизительный ориентир.

.2 Источники информации о мировых ценах

Публикация цен мирового рынка осуществляется как национальными организациями различного профиля, так и международными организациями. При этом цены на основные виды топлива и сырья, сельскохозяйственных и лесных товаров публикуются более или менее регулярно во многих источниках информации, а на машины, оборудование и другие готовые изделия - гораздо реже.

Для практического использования информации большое значение имеют оперативные данные о ценах на товары, играющих ключевую роль в международной торговле. Такие сведения публикуются во многих национальных периодических изданиях. К ним относятся прежде всего наиболее солидные деловые газеты промышленно развитых стран: США, Великобритании, ФРГ, Японии и др. Публикуемые в них цены в наибольшей степени актуализированы; данные собираются в основном через информационные каналы бирж, аукционов и других организованных форм торговли. При этом ценовая информация в ведущих газетах в какой-то части совпадает, например, по 20-30 важнейшим товарам международной торговли (таким, как нефть, нефтепродукты, продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье, цветные, драгоценные металлы), котируемым на 15-20 крупнейших биржах мира, главным образом американских и английских[6].

Среди наиболее известных и пользующихся высокой репутацией в деловом мире газетных изданий, ежедневно публикующих информацию о состоянии основных товарных рынков и цен на них, можно указать следующие. В США - это «Wall Street Journal», «New York Times», «Los Angeles Times», «Journal of Commerce and Commercial», «Investor's Daily», в Англии - «Financial Times», в ФРГ - «Handelsblatt», «Frankfurter Allgemeine Zeitung», Гонконге - «Asian Wall Street Journal» и т.д.

К примеру, в газете «Wall Street Journal» (Принстон, США) приводятся два вида цен: цены на рынках наличного товара и фьючерсные котировки.

В английской газете «Financial Times», выходящей шесть раз в неделю, публикуются цены на основные товары в ведущих центрах международной торговли, прежде всего Великобритании и США. В газете раз в неделю перепечатываются из английского еженедельника «Metal Bulletin» цены на основные небиржевые цветные металлы.

С октября 1992 г. газета «Известия» совместно с «Файнэншл тайме» раз в неделю выпускает издание «Финансовые известия», где публикуется подборка материалов из английской газеты, в том числе и часть ценовой информации[2].

В немецкой газете «Handelsblatt», издающейся пять раз в неделю, приводятся цены на крупнейших мировых биржах - европейских (лондонских, парижских) и североамериканских (нью-йоркских, чикагских), а также цены ведущих производителей и продавцов сырьевых и продовольственных товаров на основных рынках в Европе (главным образом Лондоне и Роттердаме), США (в Нью-Йорке, Чикаго), Юго-Восточной Азии (Куала-Лумпуре, Сингапуре).

Помимо газетных публикаций в ведущих промышленно развитых странах информация о ценах по более или менее значительному числу товаров издается также различными специализированными организациями, профессионально занимающимися изучением товарных рынков, спроса и предложения, оптовой, розничной и международной торговли. В частности, Бюро по исследованию товарных рынков (г. Нью-Йорк) занимается сбором и обработкой информации об основных показателях торговли важнейшими товарами в США и на ведущих зарубежных рынках. На базе этих данных подготавливаются различные справочно-информационные материалы и публикации, наибольшую известность среди которых имеют справочники «Commodity Chart Service» и «Commodity-Year Book».

В Великобритании ежедневно публикуется бюллетень «The Public Ledger», где приводится текущая информация о ценах на отдельных товарных рынках.

Что касается публикаций международных экономических организаций, то они чаще всего выходят с меньшей периодичностью, чем национальные издания аналогичного профиля.

В частности, Международный валютный фонд (МВФ) ежемесячно издает статистический сборник «International Financial Statistics», в котором регулярно по широкому набору товаров публикуются цены на основных мировых рынках.

В указанном справочнике даются среднемесячные и среднегодовые справочные, биржевые аукционные цены, цены фактических сделок на разных базисных условиях поставки в развитых и развивающихся странах - основных поставщиках продукции на мировой рынок в долл. или центах США за различные единицы измерения.

Комиссия ООН по продовольственным и сельскохозяйственным товарам (ФАО) выпускает ежеквартальный бюллетень «FAO Quarterly Bulletin of Statistics», в котором публикуются среднемесячные и среднегодовые цены по более 60 важнейшим сельскохозяйственным товарам. Цены даются в долл. США с указанием базисных условий поставки.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) каждый месяц публикует сборник «Monthly Commodity Price Bulletin». В нем приводятся цены на основные продовольственные и непродовольственные товары, минеральное сырье, металлы, имеющие первостепенное значение для экспорта и импорта развивающихся стран.

Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО) ежемесячно издает справочник «Prices of Selected Asia/Pacific Products», где дается информация о ценах на важнейшие экспортные товары данного региона.

Среди международных изданий есть и узкоспециализированные, как, например, ежемесячный справочник ООН «Timber Bulletin», в котором приводятся данные о ценах на лесные товары в основных центрах международной торговли.

2.3 Некоторые особенности ценообразования в России, связанные с ВЭД

В период существования в СССР, в России централизованной плановой экономики проблемы ценообразования на мировом рынке сравнительно мало интересовали конкретного производителя. Все операции - торговые и платежные - производились специализированными учреждениями внешнеторговыми объединениями и Внешторгбанком. Сразу после появления соответствующих законодательных актов о выходе предприятий самостоятельно на международный рынок появилось большое число новых субъектов рынка, как мощных крупных поставщиков, например, Газпром и его структуры, так и маломощных, но многочисленных «челноков».

В настоящее время в России внутренние цены на многие экспортируемые товары (нефть, зерно и др.) выше мировых. Причин для этого много[4].

Что касается системы ценообразования, то российские компании придерживаются общепринятых правил игры, присущих современному мировому рынку. Однако следует отметить одну очень существенную деталь. Сегодня, если подходить к вопросу с чисто экономической точки зрения, многим российским компаниям экспорт не выгоден, что в свою очередь, ограничивает импорт. Цены внутреннего рынка гораздо выше мировых по многим товарным позициям. Отсутствие же на российском рынке финансовых средств приводит к неплатежам или к примитивным бартерным сделкам или к появлению различных финансовых суррогатов в виде векселей, либо других «ценных» бумаг.

Отдельным важным практическим вопросом в области внутреннего ценообразования, связанным с ВЭД, является формирование цен на импортируемые товары и услуги. Здесь на смену «изобретениям» советских времен, жестко привязывавшим цены на импорт к ценам соответствующей отечественной продукции, что нередко порождало всякие несуразицы, теперь внедряется международный опыт, оправданная мировая практика. Это тем более важно, что, как отмечалось выше, значение импорта для экономики России в настоящее время исключительно, в том числе и для рядового потребителя. С учетом мирового опыта и международных рекомендаций внутренние цены на импортные товары определяются исходя из их таможенной стоимости, т.е. совокупности валютных затрат на импорт на момент пересечения таможенной границы, фиксируемых в декларации таможенной стоимости ввозимого товара, или рассчитываемых определенными способами, предусмотренными в разделе IV Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». Он предписывает последовательное применение следующих методов, если предшествующий невозможен:

. по цене сделки с ввозимыми товарами;

. по цене сделки с идентичными товарами;

. по цене сделки с однородными товарами;

. вычитание стоимости;

. сложение стоимости;

. резервный.

Эта величина пересчитывается в рубли по валютному курсу и после добавления налогов (НДС, акцизов, сборов, расходов по перевозке, хранению т.д.) и с учетом прибыли формируют внутреннюю цену.

Безусловно, с восстановлением потенциала российской промышленности, с укреплением финансового рынка, рынка услуг и капиталов, с ростом управляемости и контроля за происходящими в экономике процессами ценообразование будет более предсказуемым и будет отвечать общей экономической логике[7].

3. Современные тенденции формирования национальных и мировых цен на нефть

3.1 Прогнозирование цен на нефть на мировых рынках

Мировые цены на нефть определяются соотношением спроса и предложения нефти на мировом рынке в конкретный момент времени и, соответственно, теми факторами, которые формируют данный спрос и предложение. Спрос на нефть определяется прежде всего темпами роста мировой экономики, а также рядом других факторов, к числу которых относятся структурные характеристики спроса на нефть, энергоемкость и нефтеемкость экономики, климатические (погодные) условия, уровень эффективности энергопотребляющих технологий и относительная конкурентоспособность других видов топлива. Предложение нефти на мировом рынке определяется мировым спросом, геолого-технологическими факторами, структурными характеристиками мирового производства и экспорта нефти, политикой нефтедобывающих государств, а также рядом других факторов, включая факторы случайного характера, такие как военные действия в регионах добычи нефти. Чрезвычайно высокие нефтяные цены сдерживают спрос и стимулируют замещение нефти другими видами топлива. Одновременно высокие цены стимулируют увеличение производства нефти в регионах с относительно высокими издержками добычи[10].

Опыт последних 35 лет показывает, что способность исследователей, опираясь на экспертные оценки или математические модели, предсказать не только правильное значение, но подчас даже верное направление перспективной динамики цены жидкого топлива, крайне ограничены. Тем не менее, прогнозирование цен на нефть нельзя рассматривать как модную игру, бесполезную для практиков. В эту игру независимо от того, осознают они это или нет, вовлечены все фирмы, вкладывающие огромные инвестиции в нефтегазовый сектор, министерства финансов многих стран, а также сотни миллионов потребителей жидкого топлива.

Среди множества факторов движущих цены нефти есть объективные и спекулятивные, долговременные, краткосрочные и даже мимолетные.

К числу краткосрочных относятся эффекты от игры на рынке фьючерсных контактов, притягивающем капиталы с фондовых рынков, резкие обострения политической ситуации, или природные катаклизмы подобные урагану Катрина. В начале 80-х годов даже демонстрация по британскому телевидению фильма «Смерть принцессы» вызвала негативную реакцию саудовской королевской семьи в форме повышения цены нефти на 2 долл./барр. Представления о том, что динамика цен нефти определяется преимущественно спекулятивными факторами неверно. Если повышение цены нефти является результатом только спекуляций, то оно проходит также быстро, как и приходит. Однако, цены на сырую нефть растут уже с 1999 г. Нефтяной кризис начала 21 века - это кризис нехватки мощностей нефтедобычи. Она сложилась за счет работы именно рыночных факторов - роста спроса на нефть при низких ценах и нежеланием при таких ценах вкладывать средства в развитие нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности (см. рис. 1).

Рисунок 1. Динамика цен на Нефть Brent (ICE. Brent), USD/баррель за период 1998-2012 года

Минэкономразвития РФ повысило прогноз цены на нефть Urals и в 2014 году составит 101 долларов за баррель, а в 2015 году предполагается на уровне 104 доллара за баррель. Об этом сегодня сообщает министерство, которое опубликовало на своем сайте прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2015 годы[10].

.2 Общая информация о компании ГАЗПРОМ НЕФТЬ

«Газпром нефть» и ее дочерние общества представляют собой вертикально-интегрированную нефтяную компанию (ВИНК), основными видами деятельности которой являются разведка, разработка, добыча и реализация нефти и газа, а также производство и сбыт нефтепродуктов.

«Газпром нефть» осуществляет свою деятельность в крупнейших нефтегазоносных регионах России: Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Томской, Омской, Оренбургской областях. Основные перерабатывающие мощности компании находятся в Омской, Московской и Ярославской областях, а также в Сербии. Кроме того, компания реализует проекты в области добычи за пределами России - в Ираке, Венесуэле и других странах (см. рис. 2).

Рисунок 2. Регионы операционной деятельности ГАЗПРОМ НЕФТЬ

Таблица 1. «Газпром нефть» в цифрах по данным на 1 декабря 2013 г.

Доказанные запасы углеводородов по классификации PRMS (SPE)

1 200 млн тонн н.э.

Воспроизводство запасов

230%

Добыча углеводородов (с учетом доли в добыче зависимых обществ)

59,71 млн тонн н.э.

Переработка нефти

43,3 млн тонн

Экспорт нефти

16,7 млн тонн

Реализация нефтепродуктов в РФ

25,2 млн тонн

Экспорт нефтепродуктов

16,4 млн тонн

Численность персонала

57,5 тыс.

Чистая прибыль по итогам 2012 г.

$176,296 млрд

Доказанные запасы углеводородов по классификации SPE (PRMS) Компании превышают 1,2 млрд тонн н.э., что ставит «Газпром нефть» в один ряд с 20 крупнейшими нефтяными компаниями мира.

В состав группы «Газпром нефть» входят около 80 нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и сбытовых предприятий в России, странах ближнего и дальнего зарубежья, объединенных по принципу вертикальной интеграции. Компания перерабатывает более 80% добываемой нефти, демонстрируя оптимальное соотношение добычи и переработки.

Продукция «Газпром нефти» реализуется как на территории России, так и за ее пределами через разветвленную сеть собственных сбытовых предприятий. На конец 2013 года сеть действующих АЗС компании (собственные, арендованные и франчайзинговые) насчитывает 1670 автозаправочных станций в России, странах СНГ и Европы.

По итогам 2013 года «Газпром нефть» входит в пятерку ведущих российских нефтяных компаний по объемам добычи нефти.

«Газпром нефть» реализует нефтепродукты в России и ближнем зарубежье главным образом через 15 дочерних обществ, которые являются сбытовыми предприятиями, осуществляющими как оптовые продажи нефтепродуктов, так и розничную реализацию на АЗС[9].

Высокое качество продукции и развитая сбытовая сеть обеспечивают Компании ведущие позиции на российском рынке нефтепродуктов. В 2013 году общий объем реализации нефтепродуктов «Газпром нефти» на внутреннем рынке вырос на 18,3% по сравнению с 2012 годом и составил 24,29 млн тонн.

«Газпром нефть» имеет четыре зарубежных предприятия, управляющих автозаправочными станциями Компании в странах СНГ: ТОО «Газпромнефть-Казахстан», ООО «Газпромнефть-Таджикистан», ОсОО «Газпром нефть Азия» в Киргизии и ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт» в Белоруссии.

Три специализированные бизнес-единицы занимаются реализацией отдельных видов нефтепродуктов:

•        ЗАО «Газпромнефть-Аэро» реализует авиатопливо,

•        ООО «Газпромнефть - смазочные материалы» - масла и смазки,

•        ООО «Газпромнефть Марин Бункер» - бункеровочное топливо.

Каждое из этих предприятий осуществляет свою деятельность в различных регионах России и странах ближнего и дальнего зарубежья.

«Газпром нефть» поставляет нефть на экспорт в дальнее зарубежье и страны СНГ. Поставки нефти в дальнее зарубежье и экспорт нефтепродуктов осуществляются через трейдера - дочернюю компанию Gazprom Neft Trading GmbH. Офис компании расположен в Вене (Австрия).

Объем реализации нефти на экспорт в 2013 году составил в абсолютном выражении 13,1 млн тонн. Этот показатель снизился по сравнению с предыдущим годом в связи с ростом объема переработки нефти на НПЗ компании в 2013 году. В страны СНГ в 2013 году было поставлено 3 млн тонн нефти (см. табл. 2).

Таблица 2. Экспорт и внутренний рынок ГАЗПРОМ НЕФТЬ 2011-2013 гг.

2013

2012

Изменение, % 2013-2012

2011

Изменение, % 2012-2011

Нефть (млн. тонн)

Экспорт

13,1

15,9

(17,9%)

15,6

2,4%

СНГ

3,0

3,0

(1,0%)

3,3

(9,0%)

Внутренний рынок

0,2

0

1 900,0%

0,5

(98,1%)

Итого

16,3

19,0

(14,2%)

19,4

(2,3%)

Нефтепродукты (млн. тонн)

Экспорт

12,6

12,3

2,6%

11,4

8,4%

Международные продажи

2,4

2,6

(6,9%)

2,3

0,1%

СНГ

2,1

1,7

18,4%

1,9

(8,4%)

Внутренний рынок

24,3

20,5

18,3%

17,4

17,8%

Итого

41,4

37,2

11,3%

33,0

12,8%

«Газпром нефть» является одной из немногих российских нефтяных компаний, которая производит и с успехом реализует на зарубежных рынках дизельное топливо европейского качества (марка EN 590). Gazprom Neft Trading GmbH реализует основные объемы EN 590 во Франции, Германии и Великобритании. Кроме того, на экспорт идут мазут, нафта, бензин и другие нефтепродукты[9].

3.3 Стратегия компании ГАЗПРОМ НЕФТЬ

Стратегическая цель «Газпром нефти» - стать крупным международным игроком российского происхождения, обладающим регионально диверсифицированным пакетом активов по всей цепочке создания стоимости, активно участвуя в развитии регионов, обладая высокой социальной и экологической ответственностью.

Таблица 3. Стратегия развития до 2020 года ГАЗПРОМ НЕФТЬ

Рост масштабов бизнеса

Расширение географии бизнеса

Сохранение и повышение эффективности бизнеса

Доказанные запасы нефти 2 200 млн. тонн Добыча нефти и газа 100 млн. тонн н.э. в год Переработка 70 млн. тонн в год Реализация через премиальные сегменты 40 млн. тонн в год

Добыча - РФ, Балканы, Средняя Азия, Ближний Восток, Африка, Латинская Америка. Переработка - РФ, Европа. Сбыт нефтепродуктов - РФ, Европа, Средняя Азия.

Обеспечить самый высокий совокупный доход для акционеров (TSR) среди нефтяных компаний РФ Быть в тройке лидеров по эффективности среди ВИНК РФ

К 2020 году «Газпром нефть» намерена увеличить объемы добычи нефти до 100 млн тонн в год. Отношение запасов к добыче будет поддерживаться на этом уровне не менее 20 лет, а доля проектов в начальной стадии разработки к 2020 году должна обеспечивать не менее 50% добычи.

Объем переработки нефти «Газпром нефти» к 2020 году достигнет 70 млн тонн в год (см. рис. 3) за счет увеличения собственных нефтеперерабатывающих мощностей в России - до 40 млн тонн и получения доступа к перерабатывающим мощностям за рубежом в объеме 25-30 млн тонн. На заключительном этапе реализации стратегии целевой баланс распределения ресурса нефти составит: 40% - переработка в РФ, 25-30% - переработка за рубежом, 20-25% - прямая продажа нефти[9].

В области сбыта нефтепродуктов стратегическими целями компании к 2020 году являются: продажа 40 млн тонн нефтепродуктов через маржинальные каналы сбыта в России и за рубежом, создание сильного розничного бренда, рост средней прокачки через одну АЗС до 5,5 тыс. тонн в год, количество регионов присутствия АЗС компании - до 36 регионов.

Рисунок 3. Цели ГАЗПРОМ НЕФТЬ к 2020 году

Заключение

Для современного мирового рынка характерно наличие большого количества различных отраслевых рынков товаров и услуг, множественность цен. На практике цена на конкретную продукцию одного и того же рынка может существенно различаться. Поэтому при обосновании, определении и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктующей особенность «отбора» цены:

использование цен раздельных экспортных и импортных операций;

цены в условиях оплаты наличными;

цены, формирующиеся в рамках обычных коммерческих сделок.

Исходя из данных посылок ясно, что цены, фиксируемые в рамках долгосрочных межгосударственных соглашений, будут существенно отличаться от цен в сделках, или от цен на товар, оплачиваемый путем сложных банковских операций, в условиях определенных валютных ограничений и т.д.

Поставщики товара на внешний рынок встречаются с существенными колебаниями цен, предоставлением различных скидок, приложением надбавок. Кроме того, практически всегда цены на аналогичную продукцию отличаются, так как разные поставщики поставляют товары различного качества, комплектации и т.п. Значительную долю в конечной цене составляют транспортные расходы.

В современной международной торговле, особенно в торговле сырьевыми товарами и полуфабрикатами заметное место занимают посреднические фирмы, также имеющие свою прибыль в результате осуществления продаж. Что же касается торговли машинно-технической продукцией, технически сложными товарами, то здесь цены, как правило, формируются только при непосредственном контакте между продавцом-производителем и покупателем-потребителем. При этом в цену включаются самые различные составляющие - надбавки за гарантию, предпродажный и послепродажный сервис, упаковку и др.

Для изучения и использования на практике ценовых показателей мирового рынка необходимо знать основные источники сведений о ценах. В настоящее время созданы специальные банки данных практически для всех товаров и товарных групп по регионам и временным периодам (для товаров сезонных). Огромные возможности предоставляет система компьютерных телекоммуникаций, позволяющая в считанные минуты получить ориентировку практически на все поставляемые на мировой рынок товары. Однако это будут цены ориентировочные, позволяющие экспортеру и импортеру иметь стартовую площадку для переговоров по ценам поставки. Механизм же ценообразования остался старым: анализ спроса и предложения, проект цены, исходя из ситуации на рынке, и формирование контрактной цены в ходе непосредственных переговоров поставщика и покупателя.

Список литературы

цена нефть рынок мировой

1. Баздникин, А.С. Цены и ценообразование [Текст]: учеб. пособие для вузов /2011

. Беляева, И.Ю. Ценообразование [Текст]: учебное пособие для вузов, 2010

. Герасименко, В.В. Ценообразование [Текст]: учеб. пособие, 2008

. Липсиц, И.В. Ценообразование [Текст]: учебник для вузов, 2009

. Слепов, В.А. Ценообразование [Текст]: учебник / под ред. В.А. Слепова. - Москва: Экономистъ, 2007

. Есипов, В.Е. Цены и ценообразование [Текст]: учебник / под ред. В.Е. Есипова. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2011

. Есипов, В.Е. Цены и ценообразование [Текст]: учебник / под ред. В.Е. Есипова. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2009

. Шуляк, П.Н. Ценообразование [Текст]: учеб.-практ. пособие / П.Н. Шуляк. - 12-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2009


Скачать архив (167.5 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: