Главная » Экономика |
СОДЕРЖАНИЕ 2.1 Технополисная концепция развития экономики 2.2 Понятие технополиса Введение Экономика России находится на чрезвычайно ответственном этапе становления рыночных отношений, эффективность которых подтверждена мировой практикой. Этот этап отличается большим своеобразием и не имеет исторических аналогов. Ни одна страна мира не осуществляла подобного рода преобразований по переходу от административной системы к экономике, базирующейся на предпринимательской инициативе и косвенном государственном регулировании, на механизме конкуренции, обеспечивающей социально-экономический отбор наиболее эффективных предприятий с наименьшими издержками производства и в то же время наиболее полно удовлетворяющими рыночные потребности. Опыт экономически развитых стран свидетельствует, что экономический прогресс общества в основном обеспечивается на базе инноваций, которые являются результатом соединения возможностей НТП с экономическими потребностями. Инновационный процесс осуществляется без привлечения дополнительных ресурсов, прежде всего, в результате более полного использования имеющегося экономического и научного потенциала. Анализ нововведений и конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке требует форсированного развития инноваций в базовых отраслях промышленности. Приемлемой формой для этого являются любые структуры, апробированные мировой практикой и, позволяющие сконцентрировать финансовые и материальные ресурсы на инновационном развитии. Самой распространенной и являющейся главным экономическим инструментом ускорения НТП является технополисная концепция развития. Технополис - важнейший элемент современной рыночной системы, организационная форма сращивания фирм, инновационных компаний, высших учебных заведений, консультационных, инновационных и других предприятий сферы услуг, соответствующих подразделений государственных и муниципальных органов в единый механизм. Термин «оффшор» широко распространен в деловой практике. Многие авторы называют целый комплекс факторов, которые привели к образованию оффшорных территорий и юрисдикций. Понятие это относится к двум различным явлениям. Во-первых, под оффшором может подразумеваться государство - международный финансовый центр, где предлагаются выгодные условия депонирования, низкие кредитные ставки и льготное (а подчас и нулевое) налогообложение. Большая часть таких юрисдикций - это небольшие страны, не обладающие иными конкурентными преимуществами, кроме как возможностью предоставлять условия для бизнеса в качестве налоговых укрытий. Также оффшорами называют компании, которые не ведут деятельность на территории страны, где они зарегистрированы, а их владельцы не являются резидентами этих стран. Цель исследование определить современные технополисы и оффшорные зоны в геоэкономической картине мира. В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи: определить условия необходимые для возникновения оффшорных компаний ; определить цели , которые преследует государство , создавая оффшорную зону; рассмотреть возможности использования оффшорного бизнеса ; рассмотреть страны где регистрируются оффшорные компании ; изучить «злоупотребление» оффшорных компаний; рассмотреть технополисную концепцию развития экономики; дать определение технополиса; рассмотреть основные элементы технополиса; изучить обзор зарубежных технополисов и технопарков Объект исследования - современные технополисы и оффшоры в экономике мира. Предмет исследования - роль современных технополисов и оффшорных зон в экономической картине мира . Показано, что в современном мире компании сталкиваются с беспрецедентным давлением конкуренции на глобальном рынке. Выживают и добиваются успеха лишь те, которые ведут бизнес наиболее эффективным способом, находят способы снижения операционных издержек при сохранении высокого качества товаров и услуг и расширении сферы своих интересов. Финансовый кризис и спад экономики привели к трансформации среды международного бизнеса и определили заинтересованность всех без исключения компаний в повышении своей конкурентоспособности. Использование в этих условиях современных технологий бизнеса (лизинга, аутсорсинга, аутстаффинга) часто оказывается весьма успешным и эффективным и позволяет добиться реальных конкурентных преимуществ. Глава 1. Оффшорные компании в геоэкономической картине мира Государственная политика некоторых стран предусматривает предоставление весомых налоговых льгот иностранным организациям в целях получения выгоды в форме притока иностранных капиталов. Страна, в которой налоговый режим является более льготным, называется налоговым убежищем (налоговой гаванью). Если в пределах одной страны действует льготный порядок налогообложения, стимулирующий привлечение инвестиций в предпринимательскую деятельность, то возникает так называемый налоговый оазис (экономическая зона, зона свободного предпринимательства, порт и т.д.). Льготный налоговый климат или наличие безналогового статуса стимулирует создание так называемых оффшорных компаний (от англ. Offshore - вне берега, изолированный). Основой возникновения оффшорных компаний являются законодательства стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения организации, не ведущие бизнес в стране регистрации. Льготное налогообложение оффшоров существует только в части осуществления деятельности вне страны регистрации. Для полноценной работы оффшора в любой другой стране требуется межгосударственное соглашение об избежании двойного налогообложения данной страны со страной регистрации оффшора. В противном случае оффшор подвергается налогообложению в стране, где он ведет свою деятельность. Если рассматривать учреждение оффшорной компании как реализацию права налогоплательщика выбирать любые допустимые законом методы для уменьшения налоговых обязательств и получения большей свободы действий, то разработку и принятие "антиоффшорного" законодательства следует считать воплощением права государства отстаивать свои национальные интересы и обязанности проводить экономическую политику во благо всего народа, а не отдельной, наиболее обеспеченной части населения. Итак, перейдем к рассмотрению международного опыта, накопленного в области регулирования государством процессов, происходящих в оффшорном бизнесе. Прежде всего остановимся на налоговых гаванях, льготных юрисдикциях и нетрадиционных оффшорных зонах. Государства, создавшие оффшорные зоны, получают дополнительные финансовые поступления от резидентов других стран, то есть по сути извлекают для себя прибыль из ничего, ведь оффшорные структуры финансируют свою деятельность из зарубежных источников, ведут бизнес за рубежом, но при этом в оффшорной юрисдикции они сосредотачивают свои капиталы, делают необходимые, пусть и небольшие, отчисления, развивают ее внутреннюю инфраструктуру, обеспечивают дополнительную занятость населения и т.д. В соответствии с этим принято выделять три группы стратегических целей, которые преследует государство, создавая оффшорную зону: ) экономические цели: привлечение иностранных инвестиций; рост валютных поступлений в экономику всей страны или ее отдельного региона от регистрационных сборов; ) социальные цели: ускорение развития страны в целом или конкретной территории в ее составе; повышение занятости и уровня доходов населения; создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления; ) научно-технические цели: - внедрение передовых зарубежных технологий, прежде всего информационных, в области современных средств связи и банковского дела . Понятно, что на практике эти цели могут корректироваться в зависимости от конкретной ситуации и типа оффшорной юрисдикции. Например, целенаправленная налоговая политика таких льготных холдинговых юрисдикций, как Нидерланды и Люксембург, привела к тому, что они не только привлекли огромные дополнительные средства в свою экономику, но и сами стали крупнейшими мировыми инвесторами. При этом для использования преимуществ оффшорного бизнеса небольшие, экономически слаборазвитые страны, как правило, идут по пути превращения всей страны в офшорную зону и соответственно этому организовывают структуру национальной экономики. 1.3 Использование возможностей оффшорного бизнеса оффшорный компания зона технополис Для экономически развитых стран наиболее простым, не требующим лишних затрат шагом на пути использования возможностей оффшорного бизнеса себе во благо, является разрешение регистрации на своей территории гражданам других стран нерезидентных компаний, которые должны придерживаться в своей деятельности "классических" оффшорных принципов, или предоставление оффшорного статуса компаниям, осуществляющим определенный вид деятельности. В настоящее время по этому пути пошли многие страны, что позволяет делать вывод о существовании устойчивой тенденции увеличения количества стран, предоставляющих подобным образом оффшорные услуги. Часто такие страны становятся промежуточными звеньями на пути финансовых потоков между государствами с нормальной системой налогообложения и оффшорными юрисдикциями. В этой ситуации остальные страны вынуждены принимать ответные меры как административного, так и экономического характера. При этом административные, то есть запретительные, меры касаются ужесточения контроля со стороны государства за собственными гражданами, которые используют в своих целях иностранные предприятия, и за деятельностью на своей территории иностранных юридических и физических лиц. Однако запретительные меры должны быть экономически целесообразны. Пример подобного подхода можно найти в оффшорном опыте Ирландии, где доход ее резидентных предприятий, извлеченный из иностранных источников, не подлежит налогообложению в Ирландии. Другое решение данной проблемы может дать изучение опыта компаний с ограниченной ответственностью типа LLC (штат Делавэр, США). Поскольку доход такой компании облагается только как персональный доход ее партнеров, то если участник LLC - нерезидент США и ведет свою деятельность за пределами США, он не подлежит налогообложению в этой стране. Таким образом, нерезидентный участник LLC может вести деятельность от имени своей компании повсюду в мире и не подлежать налогообложению в юрисдикции регистрации корпорации. Однако как только деятельность компании перемещается в США, она сразу же подпадает под американское налогообложение. Дополнительные возможности возникают в случае, если членами LLC являются резиденты различных стран, включая материнскую юрисдикцию. Еще один вариант взаимоотношений национальной экономики и оффшорного бизнеса - разрешение регистрации нерезидентных компаний в своей стране или использование оффшорных зон, существующих на части своей территории. При этом задействуются исторически сложившиеся оффшорные территории либо создаются новые оффшорные зоны. Однако в данном случае не все так просто, и в мировой практике имеется как положительный, так и отрицательный опыт. Наиболее выгодно создание оффшора в связи: с необходимостью безопасного, конфиденциального, безналогового хранения средств при условии свободного доступа к ним в любое время и перемещения их по всему миру; с оптимизацией налогообложения, упрощением документооборота, ускорением финансовых потоков и обеспечением их надежности при осуществлении внешнеэкономической деятельности; с избежанием налогообложения при импорте основных средств. Таким образом, особая ценность оффшора заключается в возможности юридически безукоризненно перемещать капитал в экономически стабильные и безопасные страны. Тенденция расширения оффшорных операций характерна для мирового бизнеса, так как использование оффшорных схем позволяет финансовым менеджерам приносить своим компаниям немалые прибыли. 1.4 Страны, где регистрируются оффшорные компании Страны, где регистрируются оффшорные компании, можно подразделить на следующие категории: . Небольшие государства, острова с невысоким уровнем развития собственной экономики, но с достаточно высокой политической стабильностью (Багамские острова, Британские, Виргинские острова, Сейшельские острова и т.д.). Как правило, эти государства не предъявляют требований к отчетности, единственное исключение - это внесение ежегодного фиксированного сбора в казну. Обычно в таких странах не ведется реестр директоров и акционеров, конфиденциальность обладания такой компанией очень высокая. . Государства, где кроме оффшорных компаний существуют обычные компании, которые могут принадлежать нерезидентам, но при условии ведения хозяйственной деятельности внутри этой страны они могут потерять льготный безналоговый статус. Для того чтобы доказать, что компания не вела такой деятельности, она ежегодно проходит аудит и сдает отчеты. Со стороны правительств этих государств контроль более жесткий, чем в предыдущем случае: ведется реестр директоров и акционеров, но и престиж компании гораздо выше. Это Кипр, Ирландия, Гибралтар, Люксембург, Швейцария, острова Мэн и др. . Неоффшорные страны - США, Великобритания, Канада и др. В этих странах все открыто, надо уплачивать налоги и сборы, ведутся реестры директоров и акционеров. Но есть организационно-правовые формы компаний, позволяющие им спокойно существовать, уплачивая только фиксированные сборы. Оффшорные зоны сосредоточены в основном в нескольких точках земного шара: Карибский бассейн - о-ва Багамские, Виргинские, Каймановы, Барбадос и Гренада; Средиземноморье - Андорра, Гибралтар, Монако, Кипр; Европа - Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, о-ва Гернси, Джерси и Мэн, Сан-Марино, Ирландия; Арабские страны - Ливан, ОАЭ, Бахрейн; Африка - Сейшельские острова, Либерия; Азиатско-Тихоокеанский регион - Китай, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины. Специализация оффшорных компаний не является жесткой (рис. 1). ┌────────────────────────┐ ┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────────────┐ │ Компании │ │ Компании │ │ Торгово-посреднические │ │ финансового принципа │ │ холдингового типа │ │ фирмы │ └───────────┬────────────┘ └──────────┬──────────┘ └────────────────┬────────────┘ ▼ ▼ ▼ ┌───────────┴───────────────┐ ┌──────────┴────────────┐ ┌────────────────┴────────────┐ │ Финансово-посреднические │ │ Оперативно-холдинговые│ │ Экспортно-импортные │ │компании (ОАО, Лиштенштейн)│ │ компании (Люксембург)│ │фирмы (Швейцария, Нидерланды)│ └───────────┬───────────────┘ └──────────┬────────────┘ └────────────────┬────────────┘ │ │ │ ┌───────────┴────────────────┐┌───────────┴─────────────┐ ┌────────────────┴─────────────┐ │ Офшорные банки ││ Инвестиционные компании │ │ Закупочные фирмы │ │ (о-ва Мэн, Тэркс, Кайкос) ││ (Бермудские острова, │ │ (Нидерланды) │ └───────────┬────────────────┘│ Гибралтар) │ │ │ │ └───────────┬─────────────┘ └────────────────┬─────────────┘ │ │ │ ┌───────────┴────────────────┐ ┌──────────┴─────────────┐ ┌────────────────┴─────────────┐ │ Страховые компании │ │Компании по владению │ │ Дистрибьюторские компании │ │ (Багамские острова, │ │ интеллектуальной │ │ (Гибралтар) │ │ Бермуды, Кипр) │ │ собственностью │ │ │ └────────────────────────────┘ │ (Кипр) │ └──────────────────────────────┘ └──────────┬─────────────┘ ┌──────────┴─────────────┐ │Компании по владению │ │ судами (Либерия) │ └──────────┬─────────────┘ ┌──────────┴─────────────┐ │Компании по владению │ │ недвижимостью │ │ (Гибралтар) │ └────────────────────────┘ Рис. 1. Специализация оффшорных компаний В настоящее время насчитывается более 60 оффшорных зон. Примерно четверть стран мира применяет оффшорный режим или его элементы для иностранных резидентов. Общее число оффшорных компаний достигает нескольких миллионов. Важной проблемой, вызывающей беспокойство правительств многих стран, является рост объемов оборота "грязных" денег и их "отмывка" через банки и кредитные учреждения в оффшорных центрах. В последние годы в связи с оттоком капиталов из развитых стран в "налоговые убежища" многие страны приняли специальные законодательные нормы, ограничивающие возможности "безналогового" перевода средств в "налоговые убежища". Наиболее популярными формами "злоупотреблений" являются следующие: оформление зарубежных ссуд посредством компании, образованной в "налоговом убежище" с целью воспользоваться пониженной ставкой налога "у источника" на выплачиваемые по таким ссудам проценты; организация в "налоговом убежище" зависимых финансовых компаний в целях заимствования или продажи через них облигаций головной компании за рубежом с последующей передачей средств для использования головной компании (такие операции особенно распространены на Нидерландских Антилах); организация холдинговых компаний для перевода через них дивидендов и роялти (для этой цели обычно используются Нидерланды и Швейцария); осуществление активной деловой деятельности и инвестиций в недвижимость через образованную в "налоговом убежище" штаб-квартиру компании; образование компаний "личных услуг", служащих укрытием для доходов артистов и спортсменов, получаемых ими от своей деятельности и др. За счет всех этих операций в оффшоры, по экспертным оценкам, выводится не менее 20% экспортно-импортного оборота. Только за 2009 год общий объем внешнеэкономических сделок составил, по данным Росстата, 440 млрд. долларов. Минфин России оценивает этот показатель в 80 млрд. долларов. Согласно исследованию, проведенному Financial News, за один только последний год обладатели крупных состояний Европы вернули из оффшоров порядка 500 млрд. долларов благодаря введению правительствами европейских стран новых программ амнистии для бизнесменов, скрывающихся от уплаты налогов. Аналитики агентства AM Best, комментируя результаты исследования, отмечают, что модель использования офшоров теряет привлекательность в результате новой налоговой политики стран США и Европы. Вопрос о том, действительно ли оффшоры превращаются в устаревший инструмент сокрытия реальных доходов, остается открытым: в связи с последними событиями некогда считавшиеся исключительно надежными банки Швейцарии и Лихтенштейна действительно потеряли свою привлекательность в глазах богатых клиентов из Европы и США, однако новые офшорные зоны, например Сингапур, продолжают привлекать бизнесменов. Таким образом : основой возникновения оффшорных компаний являются законодательства стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения организации, не ведущие бизнес в стране регистрации. Оффшорные зоны сосредоточены в основном в нескольких точках земного шара: Карибский бассейн ; Средиземноморье ; Европа - Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, о-ва Гернси, Джерси и Мэн, Сан-Марино, Ирландия; Арабские страны; Азиатско-Тихоокеанский регион - Китай, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины. В соответствии с этим принято выделять три группы стратегических целей, которые преследует государство, создавая оффшорную зону: ) экономические цели: ) социальные цели: ) научно-технические цели: Государства, создавшие оффшорные зоны, получают дополнительные финансовые поступления от резидентов других стран, то есть по сути извлекают для себя прибыль из ничего, ведь оффшорные структуры финансируют свою деятельность из зарубежных источников, ведут бизнес за рубежом, но при этом в оффшорной юрисдикции они сосредотачивают свои капиталы, делают необходимые, пусть и небольшие, отчисления, развивают ее внутреннюю инфраструктуру, обеспечивают дополнительную занятость населения и т.д. Глава 2. Современные технополисы в геоэкономической картине мира В ХХ веке экономический прогресс общества в основном обеспечивается на базе инноваций. Инновации на современном этапе являются результатом соединения возможностей НТП с экономическими потребностями. Опыт многих стран свидетельствует, что инновационный процесс осуществляется без привлечения дополнительных ресурсов, прежде всего, в результате более полного использования имеющегося экономического и научного потенциала. Инновации в целом как новое качество современной цивилизации являются общемировой тенденцией развития НТП. Уровень их использования в отдельных странах мира и регионах неравномерен и зависит от готовности конкретной общественно-экономической среды потреблять инновации. Япония является типичным примером инновационного пути развития. Ее инновационный потенциал используется в пределах 85%, в США - 60%, в России - 5%. В связи с этим необходимы меры, обеспечивающие его активное включение в мировое инновационное разделение труда. Анализ нововведений и конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке требует форсированного развития инноваций в базовых отраслях промышленности. Приемлемой формой для этого являются любые структуры, апробированные мировой практикой и, позволяющие сконцентрировать финансовые и материальные ресурсы на инновационном развитии. Самой распространенной и являющейся главным экономическим инструментом ускорения НТП является технополисная концепция развития. Технополис - важнейший элемент современной рыночной системы, организационная форма сращивания фирм, инновационных компаний, высших учебных заведений, консультационных, инновационных и других предприятий сферы услуг, соответствующих подразделений государственных и муниципальных органов в единый механизм. В технополисах формируется правовая среда для деятельности венчурных (рисковых) предприятий, соответствующая материальная база, что позволяет отбирать на конкурентной основе проекты для создания новой техники и технологий, готовить кадры, ориентированные на предпринимательскую деятельность и новую технологию, проводить прикладные исследования на современном уровне, корректировать разработанные технологии, процессы для их промышленного освоения, создавать предпринимательские структуры и концентрировать научные силы по тому или иному направлению НТП. В результате создается всесторонне подготовленная к инновациям среда для реализации новых идей в виде товаров, необходимых промышленности и конкурентоспособных на мировом рынке. Формирование технополиса осуществляется на экономической основе в условиях равноправного партнерства всех входящих в нее звеньев (НИИ, Вузы, производство). Каждый из партнеров может извлечь максимум преимуществ от такой интеграции. НИИ, Вузы функционируя в условиях инновационной зоны, могут осуществлять учебный процесс, научные исследования непосредственно на технически, технологически, организационно передовом производстве, отрабатывая результаты исследований на реальном объекте для последующего их распределения на других предприятиях. Студенты и аспиранты, осваивая новую технику, технологию, организацию производства в реальных условиях смогут выполнять функции инноваторов по отношению к другим предприятиям. Кроме того, они одновременно будут приобретать на инновационном предприятии навыки научного менеджмента. С высоким профессиональным кадровым сопровождением производство, таким образом, будет получать постоянный приток инновационных идей и проектов. Таким образом, технополисная концепция, ориентированная на инновационную модель, позволит в условиях всеобщего кризиса сберечь отечественное производство, модернизировать его, поднять в более короткий срок до уровня конкурентоспособности и создаст все условия для улучшения социально-экономического положения. Рассмотрим подробнее понятие технополиса, необходимые условия создания и функционирования технополиса, его типичные основные структурно-функциональные подразделения, а также социально-экономическое значение. 2.2 Понятие технополиса Технополис (technopolise: от греч. techne - мастерство и polis - город): современная форма территориальной интеграции науки, образования и высокоразвитого производства (разновидность свободно-экономической зоны); представляет собой единую научно-производственную и учебную, а также жилую и культурно-бытовую зону, объединенную вокруг научного центра, обеспечивающую непрерывный инновационный цикл на базе научных исследований. это специализированные на выпуске наукоемкой продукции компактные научно-технологические поселения, городки, где созданы максимально благоприятные условия для жизни, труда, отдыха, образования, удовлетворения культурных потребностей и т.д. форма регионального развития, заключающаяся в создании структур, направленных на организацию взаимодействия бизнеса, университетов и местных властей; Японское: научный проект, включающий развитие индустриальных городов за счет создания "мягкой" инфраструктуры, состоящей из квалифицированных кадров, новых технологий, информационного обеспечения, капитала, вкладываемого в неисследованные области, сетей коммуникации; город, в котором "критическая масса" образования, науки, техники, наукоемкого бизнеса, рискового капитала порождает "цепную реакцию" научной и деловой активности международного, глобального масштаба. В структуру технополиса могут входить, в качестве одного из его блоков, различные виды (типы) парков. В зависимости от характера и объема выполняемых функций можно выделить следующие разновидности парков: . инновационные центры, предназначение которых заключается в оказании содействия преимущественно новым фирмам, связанным с наукоемкими технологиями; . исследовательские или научные парки, которые обслуживают как новые, так и вполне зрелые фирмы, поддерживают тесные связи с университетами или НИИ (часто располагаются в живописных местах); . технологические парки, представляющие собой оптимально организованные научно - промышленные зоны, где осуществляется сотрудничество и обмен идеями и информацией между предприятиями и научными организациями в целях внедрения нововведений; у технопарков имеется в распоряжении целая сеть наукоемких фирм и производств; . технологические центры, представляющие собой обслуживающие предприятия, создаваемые для развития новых высокотехнологичных фирм; . конгломераты (пояса) технокомплексов и научных парков, связанные с превращением в высокотехнологичные зоны целых регионов. Итак, технополисы представляют собой научно-производственные комплексы, осуществляющие всю технологическую цепочку от фундаментальных исследований до продажи новой продукции. Они предполагают гармоническое сочетание деятельности исследовательских организаций и институтов, высших учебных заведений, предприятий промышленности, деловых, обслуживающих и коммерческих структур, а также местных органов власти. Деятельность технополиса также подразумевает создание благоприятных предпосылок, условий для роста и успешного функционирование наукоемких предприятий и малых фирм, путем внедрения новых технологий, предоставления определенных финансовых кредитов, льгот и т.д.. Технополис должен вписываться в определенную программу развития города и региона, к примеру, увеличение экономической эффективности промышленной базы региона, создание экологически чистых производств и т.д. 2.3 Основные структурно-функциональные элементы технополиса Наиболее важными элементами в организационной структуре технополиса являются: университетский комплекс или совокупность научно-исследовательских институтов, лабораторий и организаций; производственно-технологический сектор, состоящий из различных предприятий и компаний; сектор обслуживания и другие. Научно-исследовательский сектор Технополис не может развиваться без этого сектора, являющегося его ядром. Без деятельности сосредоточенных в одном месте и обладающих признанием университетов, академических или других НИИ в технополисе невозможно осуществление НИР и не будет стимула для привлечения наукоемких фирм. Успех технополиса во многом зависит от этого сектора, от прочности связей с учеными. Именно этот сектор обеспечивает развитие в технополисах наукоемких технологий и производств, определяющих не только сегодняшний, но и завтрашний экономический и индустриальный уровень той или иной страны. Производственно-технологический сектор Потенциал и перспективы развития научных парков непосредственно связаны с возможностями входящих в их состав предприятий и фирм. Именно они обеспечивают коммерциализацию научных исследований, внедрение новых технологий и кроме того, выступают в качестве работодателей. Сектор обслуживания Данный сектор осуществляет различные виды услуг, способствующих оптимальному функционированию технополиса: финансовые, маркетинговые, посреднические, юридические, экспертные, патентные и т.д., которые выполняются соответствующими службами и фирмами. “Инкубатор” В структуру технополиса, помимо перечисленных подразделений, нередко также входят особые “инкубаторские” организации, предназначение которых заключается в оказании финансовой, материальной, научно-методической и иной консалтинговой деятельности начинающим фирмам. Обычно “инкубаторы” предоставляют малым фирмам помещения и оборудование по льготным ценам, предлагают помощь в выборе участка, финансировании венчурных проектов и другие услуги, которые увеличивают шансы предпринимателей на успех. Особенно нуждаются развивающиеся, растущие фирмы в юридической, бухгалтерской, планово-экономической и маркетинговой помощи. Для этих фирм в “инкубаторах” нередко проводятся обучающие семинары. Требования к размещению технополисов Практика и организация технополисов в различных странах позволяет выделить основные условия их создания и функционирования. Район размещения технополиса должен удовлетворять целому ряду критериев (см. табл.). Обязательной предпосылкой организации технополиса является наличие университета(ов), академических или иных научно-исследовательских институтов, которым отводится решающая роль в осуществлении, а также координации научных исследований и разработок и подготовке квалифицированных специалистов. Отмечая важность для технополисов контактов с исследовательскими организациями, следует особо подчеркнуть, что при организации технополисов ведущей тенденцией является не открытие новых исследовательских институтов и других научных учреждений, а использование потенциала уже существующих университетов, лабораторий и т.д., корректировка направлений их исследовательской деятельности, создание на их основе временных научных коллективов для решения конкретных задач, связанных с разработкой наукоемких технологий и новой продукции, осуществления информационного обмена и т.п. Другое необходимое условие создание технополиса - наличие наукоемких предприятий и фирм, притягивающих владельцев капитала, желающих вложить средства в новое дело. Большое значение придается такому условию размещения технополисов, как компактность территории. Компактность территории, на которой расположен технополис, является одной из предпосылок комфортности проживания там специалистов и обслуживающего персонала. Вместе с тем нет правил без исключения. Наряду с действительно небольшими по площади технополисами есть технополисы и технопарки, отличающиеся весьма внушительными размерами. Знакомство с нижеприведенной таблицей показывает, что организация технополисов требует большой подготовительный работы, предполагающей согласованные действия властных структур разного уровня, начиная с правительственного и кончая региональным и городским, а также всех заинтересованных организаций: научно-исследовательских, предпринимательских, финансовых и т.д. Таблица 1 Руководство для создания технополисов Основные этапы создания технополисов Суть этих этапов Формулировка основных направлений деятельности (для министерств) Содержание основных направлений 1. Определение районов (пространств), которые могут быть использованы для развития наукоемких производств. 2. Формулировка целей и задач развития этих производств. 3. Отбор коммерческих проектов, которые способствуют развитию технополисов. Требование к размещению технополисов 1. Наличие пространств, где нет чрезмерной концентрации промышленности. 2. Наличие пространств вне или поблизости от городов, которые могут стать центрами промышленного развития или уже существуют как таковые реально. 3.Наличие пространств поблизости от университета(ов), в котором(ых) читаются курсы по новейшим технологиям. 4.Наличие значительного количества коммерческих предприятий. 5. Местоположение, которое гарантирует быструю и легкую доставку и транспортировку грузов, пассажиров и т.д. Подготовка программы развития технополиса (для властей префектур) Содержание программы 1.Определение районов (площадей) для технополиса. 2.Формулировка целей и задач индустриального развития, основанного на новейших технологиях. 3.Планирование, сооружение и поддержка (изыскание средств) для промышленной зоны, службы водного обеспечения, жилой зоны, дорог и т.д. 4.Разработка юридических положений (постановлений), способствующих созданию условий для финансирования коммерческих предприятий и других служб, необходимых для развития технополиса. Утверждение программы (для министерств) Условия для утверждения программы 1.Определить, подходит ли для размещение технополиса предлагаемый район или нет. 2.Выяснить, соответствует или нет предлагаемая программа основным направления развития региона. 3.Определить, обеспечат ли реализацию программы технополиса в экономическом отношении территории (города), на базе которых будут создаваться эти технополисы. Государственное содействие Меры государственного содействия развитию технополисов 1.Списание налогов корпорациям на юридической основе. 2.Льготная налоговая система. 3.Финансовая помощь коммерческим предприятиям 4.Помощь в создании необходимой инфраструктуры. 1. Создание стимулов для привлечения в технополисы коммерческих предприятий, расположенных поблизости и содействующих развитию наукоемких производств. 2. Оказание коммерческим фирмам, способствующим развитию высокотехнологичных отраслей. Создание технополисов требует весьма значительных финансовых средств. Величина средств, необходимых для создания технополиса, зависит от целого комплекса обстоятельств, в том числе и от основных направлений деятельности будущего технополиса; размеров отводимой под него площади; объема планируемых строительных работ, количества и характера строящихся объектов; удаленности технополиса от “материнского” города и состояние транспортных и прочих коммуникаций между технополисом и этим городом; предполагаемого количества фирм технополиса, а также их специализации, требующей соответствующего технического оснащения и т.д. Правление технополиса осуществляет следующие основные функции: . Планирование: включающее в себя выработку общей стратегии развития технополиса, подготовку деловых планов, составление маркетинговых программ, распределение финансов и другое. . Создание необходимой организационно-функциональной структуры и подготовка кадров, куда входят отбор акционеров, научных организаций, компаний, предприятий в соответствии с основными целями и задачами технополиса, обеспечение оптимального взаимодействия и взаимосвязи между подразделениями, разрешение проблем и возможных конфликтов, возникающих между ними, налаживание контактов с вузами по поводу подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. . Решение хозяйственно-организационных задач, связанных с материально-техническим обеспечением технополиса, развитием его инфраструктуры, эксплуатацией зданий, руководством сбытом. . Контроль за деятельностью основных структурных подразделений и выполнением решений правления. . Установление необходимых контактов с местными органами власти, банками, поставщиками, деловыми партнерами и т.д. Структура управления оказывает сильное воздействие на определение целевых приоритетов деятельности технополиса. Практика показывает, что там, где управление технополисом сосредоточено главным образом в руках местных органов власти или крупных промышленных компаний, на первый план выступают задачи не столько научно-технического, сколько производственно-экономического развития региона (создание новых предприятий и новых рабочих мест). В тех же случаях, когда в процесс управления технополисами активно вовлечен университет или НИИ, приоритет отдается развитию трансфертной деятельности, организации наукоемких производств, налаживанию исследовательских контактов, т.е. решению задач, которые гораздо больше соответствуют сущности и предназначению технополисов. Руководство научно-исследовательской деятельностью может осуществляться через специально созданный Совет, который обычно состоит из советников (консультантов) из университетских и других исследовательских кругов, консультантов от торговой сферы, бизнеса и промышленности и, наконец, советников, представляющих интересы местных властей. Основные задачи такого Совета - выработка научной стратегии развития технополиса, а также оценка предлагаемых для внедрения исследовательских идей и проектов с точки зрения их научной новизны, возможности реализации и коммерческой жизнеспособности. Итак, еще раз необходимо подчеркнуть, что особо важную роль в управлении и организации технополисов играет научно-исследовательский институт (университет). От него зависят выбор направлений исследовательской деятельности, развитие трансфертной технологии, степень наукоемкости производства и выпускаемой продукции, специализация фирм. 2.4 Обзор зарубежных технополисов и технопарков Опыт создания технопарков в США. Родиной технопарков принято считать США, так как в начале 1950-х гг. в штате Калифорния был организован первый научный парк Стэнфордского университета, который положил начало знаменитой Кремниевой долине. Это крупнейший в США и самый известный в мире технопарк, производящий 20% мирового объема средств вычислительной техники и компьютеров. Именно здесь, по оценкам разных экспертов, сосредоточено 15% промышленного и 30% конструкторского потенциала всей мировой информатики. В течение нескольких лет основным заказчиком продукции, производимой в Кремниевой долине, было государство. В середине 1960-х гг. стоимость полупроводниковых интегральных схем резко упала. Это снижение привело к значительному спросу со стороны производителей компьютеров и промышленности. В результате, к отрасли стал проявлять интерес венчурный капитал. В Кремниевой долине практически впервые в таком массовом масштабе была использована практика венчурных капиталов. В первую очередь, успех Долины связан с наличием развитой "мягкой" инфраструктуры. Связь учебных заведений и компаний является двухсторонней: ведущие бизнесмены преподают отдельные курсы, студенты проходят практику в компаниях, а преподаватели занимаются консалтинговой деятельностью или участвуют в управлении компаниями. Три самых известных технопарка США: "Кремниевая долина" (Silicon Valley), "Бостонский маршрут 128" (Rout-128), "Северокаролинский треугольный парк" (Triangle Park). По масштабам своей деятельности они могут рассматриваться как регионы науки. Эти технопарки, пройдя все стадии развития, характерные для таких территорий, достигли полной зрелости. Они стали моделями для создания подобных структур не только в других районах США, но и в других странах, они также могут служить определенным примером при создании технопарков и технополисов в России. Основное требование, выдвигаемое руководством технопарков США входящим в его состав венчурным фирмам, состоит в ведении научных исследований и разработок в области высокотехнологических производств и соответствии специализации парков приоритетным направлениям исследований, проводимых в базовом университете. Поэтому в рамках технопарков разрешаются все виды деятельности, научной и административной, которые прямо или косвенно связаны с исследованиями и разработками венчурных фирм. Другая характерная черта технопарков США - сотрудничество с промышленными компаниями, которые, в свою очередь, получают доступ к университетским ресурсам. Для технопарка и, в частности, для университета подобное сотрудничество дает возможность непосредственно участвовать в практической реализации результатов исследований, использовать более современное исследовательское оборудование, привлекать специалистов из промышленности, обеспечивать дополнительными заработками сотрудников университета. Также к особенностям технопарков следует отнести продолжительный период становления. Так, для достижения успеха "Кремниевой долине" потребовалось 35 лет, "Бостонскому маршруту 128" и "Треугольному парку Северной Каролины" - 30 лет, технопарку университета Юта - 20 лет. В последние годы процесс создания технологических парков в США несколько замедлился. Отмечается не столько образование новых технопарков, сколько активизация деятельности существующих: улучшаются системы управления, происходит более четкая специализация, углубляется сотрудничество с промышленными фирмами, организуются широкие рекламные кампании. Крупные частные компании и правительственные организации увеличивают ассигнования на помощь молодым венчурным фирмам, создаваемым на территории технопарков. Все эти и другие факторы способствуют росту эффективности деятельности многих технопарков, повышению их роли как связующего звена между наукой и производством, возрастанию наукоемкости последнего. Сочетание всех факторов приводит к уникальной модели функционирования инновационного процесса, двухсторонняя связь между университетами и компаниями обеспечивает то, что студенты и преподаватели имеют хорошее представление об актуальных проблемах в области высоких технологий и могут предложить оригинальные решения. Опыт создания технико-внедренческих зон в Западной Европе. Западная Европа - один из главных в мире регионов развития науки и научных исследований. Тем не менее, в течение длительного времени она заметно отставала от США и Японии, прежде всего по развитию НИОКР в сфере новейших техники и технологий. Так, расходы на НИОКР в процентах к ВВП в ЕС в 2008 г. составили 1,81%, тогда как в США они достигли примерно 2,8%, а в Японии - 3,4%. Но, тем не менее, технологический разрыв между Западной Европой и двумя другими главными регионами западного мира имеет тенденцию к сокращению. Особенно это проявилось с усилением западноевропейских интеграционных процессов. Одновременно возросли и расходы на НИОКР. Страны Западной Европы хоть и стремятся к сближению уровня развития своих экономик, но, тем не менее, они достаточно разные как в отношении типов государственного устройства, экономических структур, так и в отношении культуры ведения бизнеса. В силу этих различий сходные процессы протекают в каждой стране по-разному, отличаются по времени, темпу, масштабам и конкретным формам организации. В полной мере это относится к появлению и развитию технико-внедренческих зон. Как и в США, в Европе ТВЗ представлены полным набором вариантов - от регионов науки до инкубаторов. Единой европейской модели технополисов и технопарков не существует. Однако во всех случаях цель создания технопарка состоит в ускорении реализации научных разработок, оживлении экономической активности, создании новых рабочих мест. С точки зрения хронологии появления технополисов и технопарков, западноевропейские страны можно разделить на 3 группы: первая - до 1980 г. - включает Великобританию, Францию, Бельгию; вторая - после 1980 г. стала энергично догонять первую - это ФРГ, Нидерланды, Швеция, Финляндия; третья - включает технопарки, которые стали формироваться лишь во второй половине 1980-х гг., - Швейцария, Австрия, Норвегия, Испания, Португалия, Дания и Италия. Одним из пионеров в организации научных парков является также Великобритания. Первый технопарк здесь был организован в 1972 г. при университете Хериота-Вотта (Heriot-Watt) на востоке Шотландии. Затем процесс создания научных и технологических парков значительно ускорился. На данный момент в Великобритании насчитывается около 100 научно-исследовательских парков, из которых примерно 70 являются членами Ассоциации Научных Парков Великобритании - UKSPA. В Германии, по сравнению с другими европейскими странами, значительно позже приступили к созданию технико-внедренческих зон. Здесь они представлены не только технопарками, но и инновационно-технологическими центрами. Первый из них был создан в конце 1983 г. - это Берлинский инновационный центр. Интересен опыт Голландии в создании технопарковых структур. Их основная цель - поддержка малого и среднего бизнеса. В этой стране существует общенациональная сеть из инновационных центров, в которых консультанты оказывают помощь инновационным малым и средним фирмам. Самые известные инновационные центры расположены в Энсхеде, Эйндховене, Гронингене и Лейдене. У всех типов парков стран Западной Европы есть одна общая особенность - они создаются, главным образом, за счет капитальных вложений центрального, регионального или местного правительства, а в ряде случаев - с помощью дотаций из централизованных фондов Европейского союза. В Великобритании, например, доля государства составляет 60% общих затрат на строительство зданий и создание инфраструктуры парков, в Германии, Франции и Голландии - около 75%, а в Бельгии - почти 100%. Вследствие этого, необходимо подчеркнуть, что создание западноевропейских технологических парков и технополисов - это не стихийный процесс (в отличие от США), а одна из составляющих государственной научно-технической политики, направленной на ускорение и облегчение структурной перестройки хозяйства на наукоемкую основу. Эта характеристика модели создания технопарков в Западной Европе сближает ее с японской моделью. Функционирование технопарков в Японии. Японская модель технико-внедренческих зон, и в частности технопарков, предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов. Само слово "технополис" было введено в употребление в Японии в 1980 г. и символизирует синтез двух важных идей, лежащих в основе промышленной стратегии Японии. Первая идея - "технология" - заключается в модернизации увядающих отраслей японской промышленности на основе инъекции новых, преобразующих технологий. Вторая идея ("полис") восходит к греческим античным городам-государствам, которые были основаны на равновесии между частной промышленностью, признаваемыми обществом идеями и общественностью. Еще в 1982 г. в Японии был принят к реализации государственный проект "Технополис" - проект, по которому в начале 1980-х гг. в этой стране стали создаваться крупные научно-исследовательские центры - технополисы. Программа "Технополис" была разработана Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП) Японии. Это национальная стратегия, направленная на усиление региональной экономики Японии через планомерное развитие новых научно-технических центров и основанная на идее выработки действенного сотрудничества между бизнесом, представляющим производство, университетами, представляющими науку, и регулирующим звеном в виде местных властей. В соответствии с программой "Технополис", было предусмотрено создание в отдельных, отстающих в экономическом развитии, префектурах страны 19 технополисов - городов и прилегающих к ним территорий, где размещены органически взаимодействующие между собой предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности, НИИ, вузы, готовящие для технополисов научные и инженерные кадры, и жилая застройка с соответствующей современной производственной и социальной инфраструктурой. Не каждое новое образование могло получить статус технополиса, условиями получения такого статуса выступали такие требования, как наличие в городе университета, высокая транспортная доступность, развитая инфраструктура. В отличие от американских технопарков, которые возникали стихийно, в Японии технополисы изначально являлись стратегической целью государства и развивались в соответствии с четкими государственными планами. Более того, в концепции японских технополисов применялся более сбалансированный подход к развитию наукоемких технологий. Не ограничиваясь упором только на технологию, предлагалось создание совершенно новых наукоградов, заполненных исследовательскими и технологическими центрами, новыми университетами, жилыми массивами, парками и учреждениями культуры. В целом практически все 19 японских технополисов, полностью сложившихся или находящихся в стадии становления, функционируют вполне успешно. Зоны этих технополисов состоят из трех взаимосвязанных районов: научного городка из университетов, государственных исследовательских институтов и лабораторий научно-исследовательских разработок корпораций; промышленной зоны, где расположены фабрики, распределительные центры и конторы; жилых кварталов для исследователей и их семей. Проект "Технополис", по которому японские технополисы развиваются сегодня, предполагает рассредоточение научно-исследовательской деятельности по префектурам. Губернаторы провинций создают для формирования технополисов специальные органы управления, которые координируют участие научных организаций, предприятий, промышленных ассоциаций в создании технополиса. Промышленные предприятия в своем составе открывают исследовательские центры, выделяют в правление технополиса своих представителей. Типичные источники финансирования технополисов в Японии таковы: государственное финансирование - 30%, муниципалитеты - 30%, предприятия и частные лица - 30%, иностранные инвесторы - 10%. Строительство технополисов в основном финансируется на региональном уровне. В регионах созданы специальные "фонды технополисов", образуемые за счет местных налогов и взносов корпораций. Компаниям, которые вкладывают средства в технополисы, предоставляются три типа стимулов: налоговые льготы, стимулирующие субсидии и финансовые стимулы. В целом Японии удалось добиться поставленных при строительстве технополисов целей. Конкурентоспособность японской продукции на мировом рынке необычайно высока (по глобальному индексу конкурентоспособности стран Япония занимает 6-е место). Также можно отметить и высокий уровень жизни японского населения, уровень образования и квалификации, условия труда на японских предприятиях, успехи японского менеджмента - здесь также есть заслуга системы технополисов. Скачать архив (34.3 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |