Главная » Экономика

Сотрудничество России и Европейского Союза

Содержание

Введение

1. Развитие ЕС на современном этапе

2. Взаимоотношение России и ЕС на фоне вступления новых стран

3. ЕС и влияние евроинтеграционных процессов на Россию

Заключение

Список литературы

европейский союз евроинтеграционный россия

Введение

Расширение Европейского союза - это процесс укрупнения Европейского союза <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7> (ЕС) посредством вступления в него новых государств-членов. Процесс начался с «Внутренних шести <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C&action=edit&redlink=1>», основавших «Европейское объединение угля и стали <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D0%B3%D0%BB%D1%8F_%D0%B8_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8>» (предшественника ЕС) в 1952 году. С тех пор количество стран, вступивших в Союз, увеличилось до 28 государств, включая Хорватию <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F>, присоединившуюся в 2013 году.

В настоящий момент ведутся переговоры о вступлении с несколькими государствами. Иногда процесс расширения также называют Европейской интеграцией <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>. Однако этот термин используется и когда речь идёт об усилении сотрудничества между государствами-членами ЕС, когда их правительства постепенно гармонизируют внутригосударственное законодательство.

Чтобы присоединиться к Европейскому союзу, государство-заявитель должно удовлетворять политическим и экономическим условиям, общеизвестным как Копенгагенские критерии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8> (в честь прошедшего в Копенгагене <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD> саммита 1993 года): стабильное демократичное правительство, признающее верховенство закона и соответствующих свобод и институтов. Согласно Маастрихтскому договору <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%85%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80> каждое текущее государство-член, а также Европарламент <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82> должны прийти к согласию по поводу любого расширения.

1. Развитие ЕС на современном этапе

Развитие мирового сообщества на современном этапе во многом определяется дальнейшим углублением процессов глобализации. Тенденции к слиянию национальных экономик в единую, общемировую систему, основанную на быстром активном перемещении капитала, информационной прозрачности мира, технологической революции, либерализации движения товаров и рабочей силы, интернациональной системе образования - одна из главных характеристик эпохи конца ХХ - начала XXI вв.

Ярким проявлением этих процессов является дальнейшее расширение Европейского Союза за счет стран Центральной и Восточной Европы.

Как известно, в июне 1993 г. сессия Евросовета в Копенгагене приняла решение о расширении ЕС на восток и юг Европы.

Условием вступления новых членов в Союз явилось соответствие стран следующим критериям:

стабильность институтов власти, гарантирующих демократию,

законность, права человека, уважение и защиту прав меньшинства;

наличие рыночной экономики;

способность принять на себя обязательства, вытекающие из членства в ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

В Копенгагенском решении был и четвертый критерий, который не так часто фигурирует в политических и академических дискуссиях, касающихся расширения ЕС. Это способность самого Союза абсорбировать новые государства-члены, не ставя под угрозу собственную цельность и стабильность. Этот критерий, очевидно, ставит под вопрос потенциальное членство России в ЕС, т. к. присоединение столь крупного государства могло бы подорвать внутреннее равновесие этого интеграционного объединения, состоящего в основном из государств малых и средних размеров.

Переговоры о вступлении с Кипром, Чехией, Эстонией, Венгрией, Польшей и Словенией были начаты 31 марта 1998 г., а со вторым эшелоном кандидатов на присоединение - Болгарией, Латвией, Литвой, Мальтой, Румынией и Словакией - 15 февраля 2000 г.

На протяжении всего времени переговоры велись с каждой из стран исключительно в индивидуальном порядке. При этом ключевое значение имела степень готовности страны принять на себя в полном объеме обязательства, связанные с членством в ЕС.

На заседании Евросовета в Ницце в декабре 2000 г. были приняты решения о реформировании ЕС, получившие название Ниццкого договора. Формально Ниццкий договор открыл путь к расширению Европейского Союза. В декабре 2001 г. на заседании Евросовета в Лакене была выделена наиболее «продвинутая» группа стран, которая завершила согласование условий вступления в ЕС к концу 2002 г. - Венгрия, Кипр, Мальта, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония.

В октябре 2002 г. Европейский совет принял решение о заключении договоров о вступлении новых членов в ЕС весной 2003 г., а также определил размеры бюджетных компенсаций, сельскохозяйственных субсидий и общую сумму дотаций этим государствам в рамках структурных фондов.

2. Взаимоотношение России и ЕС на фоне вступления новых стран

мая 2004 г. в свою активную фазу вступил процесс присоединения к Европейскому сообществу и Европейскому союзу 10 новых государств: Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии. Вскоре в ЕС войдут Румыния и Болгария.

Важность правильного ответа на этот вопрос подчеркивается тем обстоятельством, что уже сегодня почти половина торгового оборота РФ приходится на Европейское сообщество. «Его территория, включавшая 15 стран, составляла более 3.2 млн. кв. км, а число граждан Евросоюза превышало 375 млн. С заранее запланированным на май 2004 г. вступлением в Союз еще 10 стран этот экономический, политический и финансовый интеграционный гигант становится самым мощным экономическим интеграционным объединением на планете. Его население с учетом новых членов составит около 500 млн.». По своему совокупному ВНП расширенный Европейский союз опередит США и при дальнейшем укреплении своей политической и военной составляющей может стать одним из основных полюсов силы на новой геополитической карте мира.

У нас с 1995 г. существует общая граница с Евросоюзом. Имеется в виду граница с членом ЕС - Финляндией. Со вступлением в Союз новых членов протяженность общей границы и ее значение для России существенно увеличиваются. Торговля РФ с традиционными партнерами из Центральной и Восточной Европы, странами Балтии скоро будет подчинена новым европейским стандартам, нормам и правилам. Наша жизнь и экономическая действительность, а также общая расстановка сил в мире все больше будут зависеть от "европейского фактора".

Отношения между Россией и Европейским сообществом в юридическом плане регулируются так называемым "большим" Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС)2 и рядом секторальных соглашений о торговле изделиями из стали, текстильными товарами, ядерными материалами и т.д.

Ограниченные рамки статьи вынуждают сконцентрироваться на вызванных расширением ЕС важнейших правовых проблемах, прежде всего связанных с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве.

Вначале несколько слов об истории создания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

Вопреки тому, что пишут в отдельных отечественных научных изданиях, инициатива подписания СПС родилась не в руководстве ЕС, а в МИД России в начале 1992 г. Толчком к этому послужило то, что 16 декабря 1991 г. в Брюсселе были подписаны так называемые европейские соглашения Венгрии, Польши и Чехословакии с Европейскими сообществами. Эти соглашения называют еще соглашениями об ассоциации, поскольку в них говорилось об ассоциированном членстве вышеуказанных государств в Европейских сообществах. Целью ассоциирования была подготовка к присоединению к ЕС в качестве полноправных членов. Для этого в соглашениях устанавливался переходный период (10 лет), необходимый странам-кандидатам для проведения реформ и приспособления национальных экономик к требованиям, нормам и стандартам "Общего рынка".

3. ЕС и влияние евроинтеграционных процессов на Россию

При характеристике последствий расширения ЕС для российской экономики полезно различать следующие блоки проблем:

• эффект распространения режима экономического регулирования, принятого в ЕС, на страны-кандидаты;

• влияние расширения на механизмы выработки в ЕС значимых для России экономических решений;

• возможности формирования экономического интеграционного объединения между Россией и ЕС;

• перспективы полномасштабного участия РФ в процессах европейской интеграции.

Рассмотрим эти вопросы сквозь призму предложенного выше экономико-политического подхода к анализу интеграционных процессов.

Вступая в Европейский союз, страныкандидаты отказываются от суверенитета в широком круге вопросов экономической политики и принимают «правила игры», действующие в ЕС15. Основные дискуссии вокруг краткосрочных последствий расширения Европейского Союза для российской экономики идут именно по этому поводу. Если следовать логике теории таможенных союзов, то речь идет о том, 1) каковы будут перспективы интенсификации внешнеэкономических связей России со странами-кандидатами после их вступления в ЕС и 2) не будет ли положительный эффект, связанный с такой интенсификацией, перевешен эффектом реориентации торговых и инвестиционных потоков?

Поводы для опасений есть, и сводятся они главным образом к следующему:

• переход от национальных режимов регулирования торговли в странах-кандидатах к унифицированному режиму в ЕС, предполагающему активное использование нетарифных барьеров, может ухудшить условия доступа российского экспорта на рынки соответствующих стран, открывая одновременно беспрепятственный доступ на них товарам из «старых» членов Европейского Союза;

• новые члены ЕС могут «перетянуть» на себя часть прямых инвестиций европейских компаний, которые в противном случае могли бы быть направлены в Россию;

• введение единых правил пограничного контроля способно заметно затруднить перемещение физических лиц, подорвать потенциал челночной торговли и обострить печально известную проблему калининградского транзита.

Представляется, однако, что масштабы «реориентационных» проблем не стоит преувеличивать. Во-первых, уровень импортных тарифов, который страны-кандидаты должны будут ввести после присоединения к ЕС, в большинстве случаев окажется ниже действующего, что будет благоприятствовать наращиванию экспорта в соответствующие страны (за исключением прибалтийских). Во-вторых, реориентация прямых иностранных инвестиций если и произойдет, то вряд ли в значительных размерах. Это связано с тем, что основная часть таких инвестиций, направляемых в Россию, относится к категории ресурсно-ориентированных (вложения в топливную промышленность, черную и цветную металлургию) либо ориентированных на обслуживание внутреннего рынка (вложения в пищевую промышленность, торгово-посредническую деятельность, общественное питание). Новые члены ЕС по определению не могут конкурировать с Россией в привлечении прямых иностранных инвестиций первого типа, а их возможности «перетянуть» вложения второго типа ограниченны, ибо в названных отраслях крайне важен фактор близости к потребителю. В свою очередь, Россия практически не является конкурентом стран Восточной Европы по привлечению прямых иностранных инвестиций третьего типа, ориентированного на повышение эффективности производственных цепочек посредством создания трансграничных производственных сетей.

Иными словами, Россия и страны-кандидаты занимают разные «рыночные ниши», что снижает остроту проблемы реориентации иностранных капиталовложений.

Наконец, в-третьих, не следует преувеличивать и возможное сокращение челночной торговли. При всех ее плюсах с точки зрения обеспечения занятости и доходов известной прослойки населения она уже давно стала рассадником малореспектабельных (а то и прямо криминальных) форм экономического поведения, и по отношению к ней императив «оцивилизовать или уничтожить» давно назрел. А так как экономические субъекты самих странкандидатов заинтересованы в сохранении потока доходов от челночного импорта в Россию, выбор, скорее всего, падет на «оцивилизовать», причем за счет самих стран-кандидатов. Этому можно будет только порадоваться.

Из сказанного, разумеется, не значит, что эффект реориентации будет в принципе отсутствовать. Остается, в частности, проблема нетарифных барьеров, особенно актуальная для российского экспорта сельскохозяйственной и металлургической продукции. Можно ожидать, что ухудшатся и перспективы включения России в конкуренцию за привлечение прямых иностранных инвестиций, ориентированных на повышение эффективности производственных цепочек (а именно эти вложения дают мощный импульс к развитию высокотехнологических производств с большой долей добавленной стоимости). Смогут ли потенциальные выгоды от расширения ЕС компенсировать России действие этих факторов?

Основание для определенного оптимизма в этом отношении дает оценка итогов предшествующего раунда расширения Европейского союза. Присоединение к нему в 1995 году Финляндии, Швеции и Австрии не вызвало свертывания экономических связей между этими странами и Россией, а в случае Финляндии, напротив, наблюдалось их бурное развитие.

Можно указать на два фактора, благодаря которым аналогичные тенденции могут проявиться и по завершении текущего раунда расширения Европейского Союза:

• присоединение к ЕС новых членов будет способствовать повышению темпов их экономического роста, генерируя дополнительный спрос на российский экспорт;

• правовая база регулирования экономической деятельности в нынешних странах-кандидатах будет унифицирована в соответствии с acquis communautaire Eвропейского союза.

Если масштабы действия первого фактора можно будет оценить только ex post, то второй можно плодотворно обсуждать уже сейчас. Однако его некорректно было бы рассматривать чисто статически, вне связи с изменением механизмов выработки экономической политики на уровне как стран-членов, так и Европейского Союза в целом. Поэтому имеет смысл обратиться к вопросам экономикополитической динамики в рамках ЕС.

Присоединение к Европейскому союзу группы стран, численность населения которых достигает почти 20 проц. от нынешней численности населения Европейского Союза, а совокупный объем производства не достигает и 5 проц. от соответствующего показателя EC15, невольно вызывает вопрос: насколько актуальна для ЕС классическая дилемма между расширением и углублением интеграции? Однако если учесть сказанное в предыдущем разделе об экономико-политических механизмах интеграции, то метафорой происходящего правильнее считать не расширение или углубление, а своеобразное «погружение» политических рынков стран-кандидатов в среду политического рынка ЕС (с одновременным изменением характера последнего).

Как видим, экономико-политические перспективы взаимодействия с «новым ЕС» выглядят довольно привлекательно, чтобы имело смысл позаботиться о реализации заложенных в них возможностей. В конце концов, если Россия входит сегодня в «круг друзей» Европейского союза наравне с Ливией, Ливаном и Палестинской автономией, то, безусловно, стоит приложить усилия, чтобы некоторые друзья были равнее других.

Заключение

На сегодняшний день процесс вступления сопровождается целым рядом формальных шагов, начиная с предвступительного договора и кончая ратификацией заключительного договора о вступлении. Над этими шагами осуществляет контроль Еврокомиссия (Главуправление по расширению), но актуальные переговоры проводятся между странами-членами союза и страной-кандидатом.

В теории любая Европейская страна может присоединиться к Евросоюзу. Совет ЕС консультируется с Комиссией и Европарламентом и выносит решение о начале переговоров по вступлению. Совет отклоняет или одобряет заявку только единодушно. Чтобы получить одобрение заявки, страна должна отвечать следующим критериям:

должна быть «европейским государством»;

должна соблюдать принципы свободы, демократии, уважения к правам человека и фундаментальным свободам, верховенства закона.

Для получения членства требуется следующее:

соответствие Копенгагенским критериям <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8>, признанных Советом <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82> в 1993 г.:

стабильность институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, человеческие права, уважение и защиту меньшинств;

существование функциональной рыночной экономики, так же, как и способности справиться с конкурентным давлением и рыночными ценами в пределах Союза;

способность принять обязательства членства включая приверженность политическим, экономическим и денежно-кредитным целям союза.

В декабре 1995 года Мадридским Евросоветом были пересмотрены критерии членства, чтобы включать условия для интеграции государства-члена через соответствующее регулирование его административных структур: так как важно, чтобы законодательство Евросоюза отражалось в национальном законодательстве, важно, чтобы пересмотренное национальное законодательство осуществлялось эффективно через соответствующие административные и судебные структуры.

Прежде чем страна подаст заявку на вступление, она обычно должна подписать соглашение об ассоциированном членстве <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D0%B1_%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D1%81_%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC_%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BE%D0%BC>, чтобы помочь подготовить страну к статусу кандидата и, возможно, члена. Многие страны не удовлетворяют даже критериям, необходимым для того, чтобы начать переговоры раньше, чем они начнут применяться, поэтому они нуждаются в долгих годах, чтобы подготовиться к процессу. Соглашение об ассоциированном членстве помогает подготовиться к этому первому шагу. В случае с Западными Балканами специальный процесс, Стабилизационный и Ассоциативный процесс существуют для того, чтобы не вступать в противоречие с обстоятельствами. Когда страна официально запрашивает членство, Совет просит Комиссию высказать мнения относительно готовности страны начать переговоры. Совет может принять или отклонить мнение Комиссии. Совет лишь раз отклонил мнение Комиссии - в случае с Грецией, когда Комиссия отговаривала Совет от вводных переговоров. Если совет решает открыть переговоры, начинается процесс проверки. Это процесс, в течение которого ЕС и страна-кандидат исследуют свои законы и законы ЕС, определяя существующие различия. После этого Совет рекомендует начать переговоры относительно «глав» закона, когда решает, что имеется достаточно точек соприкосновения для конструктивных переговоров. Переговоры обычно заключаются в том, что государство-кандидат пытается убедить ЕС, что его законы и административное управление достаточно развиты, чтобы выполнять Европейский закон, который может осуществляться, как сочтено целесообразным государствами-членами.

Список литературы

Бекмурзаев Б. Международные отношения // Московский журнал международного права. - 2010. - №4. - С.18.

Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2009. - 454 с.

Международные отношения: социологические подходы. / Под ред. П.И.Цыганкова. - М.: Интерпракс, 2008. - 616 с.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М., 2010. - 550 с.

Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 452 с.


Скачать архив (11.9 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: