Главная » Экономика

Сотрудничество государств в Арктике и Антарктике проблемы направления, перспективы

Оглавление

Введение

1. Характеристика международно-правового режима приполярных областей - Арктики и Антарктики

.1 Теоретико-методологические основы определения правового режима международной территории (на примере приполярных областей)

.2 Конвенциональное регулирование сотрудничества государств по освоению Арктики и Антарктики

. Сотрудничество государств в Арктике: проблемы и перспективы

.1 Проблемы международно-правового статуса территории Арктического региона

.2 Основные направления сотрудничества России и зарубежных государств в Арктике

. Основные направления сотрудничества государств в Антарктике

.1 Проблема территориальных претензий государств в Антарктике и юрисдикции над секторами в антарктических территориях

.2 Глобальные проблемы антарктического региона и пути их решения

Заключение

Библиография

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. Значительное число международных конфликтов, возникавших как в XX веке, так и возникающих на нашей планете сегодня, в XXI веке, основаны на разногласиях по поводу международно-правового статуса территорий. Одними из таких территорий, которые в XX веке представляли собой объект жесточайших споров, а порой и военных конфликтов являются арктические и антарктические регионы.

Арктика и Антарктика на сегодняшний день - единственные регионы на Земле, экология которых не повреждена фактором человеческого вмешательства. Они отличаются от всех других территорий тем, что не являются частью территории какого-либо государства, а выступают достоянием всего человечества и регулируется нормами международного права.

Если обратиться к истории, то важно заметить, что Арктика и Антарктика всегда привлекали внимание юристов, занимающихся изучением правового статуса различных территорий. Наибольшее количество работ, относящихся к этим регионам, как правило, появлялось в моменты повышенного интереса государств к полярным территориям, как это было, например, накануне заключения Договора об Антарктике 1959 года и в периоды переговоров по выработке Конвенции по морскому праву 1982 г, Соглашения о сохранении белых медведей Арктики 1973 г, Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 года и Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 года.

В начале 1990-х годов арктические и антарктические проблемы вновь приобрели повышенное внимание, как учёных-юристов, так и органов государственной власти различных государств. Причиной тому стала необходимость пересмотра многих норм, регулирующих отношения между государствами в связи с использованием различных объектов, не имеющих государственной принадлежности в условиях новой геополитической обстановки в мире, сложившейся в конце XX века. В 1991 г. в Мадриде всеми странами-участницами Договора об Антарктике, в том числе и Россией, был подписан Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, который выдвинул и детально конкретизировал вопросы природоохранной деятельности в районе действия Договора об Антарктике сроком на 50 лет.

Однако до сих пор не поставлена последняя точка по вопросу территориальных притязаний, и нет единого мнения о том, каким должно быть её окончательное решение.

Кроме того, всё возрастающий интерес к ресурсам Арктики и Антарктики, новые технологические возможности их освоения наряду с экологической опасностью, которая вполне реальна в условиях арктической и антарктической деятельности, нарушающей природный баланс, свидетельствует об актуальности темы, избранной для исследования в рамках настоящей работы.

Степень изученности проблемы. Современные аспекты международно-правового статуса Арктики и Антарктики после 1991 года, когда был принят Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике, значительно повлиявший на международно-правовой статус Антарктики, а также проблемы этих регионов до недавнего времени были мало исследованы.

В последнее время появился ряд работ, посвящённых отдельным проблемам международно-правового статуса Арктики и Антарктики таких учёных как Ю.М. Колосов, В.В. Голицын, В.Н. Гуцуляк, В.Н. Трофимов, В.А. Корзун, Д.А. Додин, А.Н. Чилингаров.

Некоторые современные аспекты международно-правового статуса Арктики и Антарктики рассматривались такими зарубежными юристами и учёными, как Д. Майр, А. Уоттс, К. Джойнер, Я. Броунли.

Доктор юридических наук, профессор Владимир Владимирович Голицын, в своих книгах и научных трудах, таких, как «Антарктика: международно-правовой режим», «Антарктика - тенденции и перспективы развития», «Международно-правовой режим Антарктики», провёл комплексное исследование проблем международно-правового режима Антарктического региона, в том числе: исследовал принципы режима, дал развернутый анализ договора об Антарктиде 1959 г. и связанных с ним соглашений, рассмотрел вопрос об экосистемном подходе как одном из новых направлений международного режима сохранения и рационального использования ресурсов Антарктики, осветил проблемы и перспективы развития антарктической системы договоров и конвенций. Он обстоятельно показал, что современный международно-правовой режим Антарктиды отвечает интересам всех государств, гарантирует условия для успешного мирового сотрудничества в данном регионе земного шара, что дальнейшее развитие режима континента следует осуществлять на базе основных принципов договора 1959 г.

Василий Николаевич Гуцуляк, главный научный сотрудник сектора международно-правовых исследований ИГП РАН, в своих книгах и научных пособиях «Международно-правовые проблемы современного торгового мореплавания», «Мировой океан: международно-правовой режим» и Международное морское право» касается в том числе проблемы судоходства в антарктических водах, выделяя этот регион в отдельную категорию в соответствии с его международно-правовым статусом. Особое внимание уделяется проблеме обеспечения безопасности мореплавания, глобальной проблеме защиты пространств Антарктики от загрязнения и сохранения её морских живых ресурсов, проблеме юрисдикции антарктический территорий, а также затрагиваются аспекты деятельности в регионе ряда межправительственных морских организаций и международных судебных учреждений.

В своей книге «Правовой статус Антарктики» профессор Владимир Николаевич Трофимов рассматривает международный режим Антарктики как образец мирного сотрудничества между государствами, который исключает любые конфликты военного характера.

Профессор Владимир Андреевич Корзун в своём научном труде «Оценка возможностей использования ресурсов Антарктики» освещает не только перспективы освоения минеральных и биоресурсов, но также касается проблемы пагубного влияния человека на экологическую безопасность региона, в частности рассматривается проблема таяния ледников как следствие проблемы глобального потепления.

В книге «Устойчивое развитие Арктики. Проблемы и перспективы»  за авторством Давида Додина впервые рассматриваются проблемы создания для всей Циркумполярной арктической зоны системы устойчивого развития, также намечены перспективы их решения. В качестве важнейшего механизма создания системы устойчивого развития предложена разработанная автором межгосударственная правительственная программа «Арктика -XXI век» и намечены пути ее реализации в течение нескольких десятилетий.

Артур Николаевич Чилингаров, известный советский и российский исследователь Арктики <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0> и Антарктики <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0>, в своих трудах «Роль советских ученых в изучении Арктики и Антарктики» и «Размышления о российском Севере»  рассматривает Россию как ведущее государство в освоении обоих регионов, опираясь на огромный вклад, который она внесла в их развитие.

Спецификой тематики исследования Арктики и Антарктики является также то, что немало научных работ по вопросам их международно-правового статуса в последнее время стали публиковать учёные, не являющиеся юристами, но специализирующиеся по различным аспектам деятельности в Арктике и Антарктике. Это такие учёные как С.Б. Слевич, Е.С. Короткевич, В.В. Лукин.

Евгений Сергеевич Короткевич, доктор географических наук и участник многих научно-исследовательских экспедиций в арктические и антарктические регионы является автором ряда книг, посвящённых географическим аспектам Арктики и Антарктики, а также животному миру этих регионов. В частности, в книгах «Некоторые черты сходства и различия природы Арктики и Антарктики» и «Полярные пустыни» даётся основная характеристика природы регионов, рассматривается история развития их ландшафтов, а также выясняются и анализируются причины сходства и различия полярных пустынь Арктики и Антарктики.

В книге «Система договора об Антарктике: Правовые акты, комментарии» Валерий Владимирович Лукин, начальник российской антарктической экспедиции, рассматривает формируемую Договором об Антарктике 1959 года правовую систему. Кроме описания принципов и структуры Системы Договора об Антарктике, в книгу включены пояснения о механизме ее функционирования. Приведено описание форм и процедур деятельности основного органа управления Системы Договора об Антарктике - Консультативного совещания. Даны краткие сведения о направлениях деятельности этого органа и принятых им рекомендациях и мерах. Кроме того, представлены материалы по хронологии формирования Системы Договора об Антарктике, членства и статуса государств, входящих в Систему, а также информация о российском законодательстве по Антарктике.

Научная новизна дипломной работы состоит в том, что в ней исследованы современные проблемы и перспективы сотрудничества государств в приполярных областях с учётом Конвенции по морскому праву 1982 года, Договора об Антарктике 1959 года и подписанного в 1991 г. в г. Мадриде Протокола по охране окружающей среды.

Цель исследования - проанализировать проблемы, направления и перспективы сотрудничества государств в Арктике и Антарктике.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

.Исследовать теоретико-методологические основы определения правового режима международной территории (на примере приполярных областей);

. Проанализировать конвенциональное регулирование сотрудничества государств по освоению Арктики и Антарктики;

.Ознакомится с проблемами международно-правового статуса территории Арктического региона;

.Рассмотреть основные направления сотрудничества России и зарубежных государств в Арктике;

. Ознакомится с проблемами территориальных претензий государств в Антарктике и юрисдикцией над секторами в антарктических территориях;

. Охарактеризовать глобальные проблемы антарктического региона и пути их решения.

Объектом исследования является сотрудничество государств в приполярных областях.

Предметом исследования являются основные направления, проблемы и перспективы сотрудничества государств по исследованию Арктики и Антарктики.

Теоретико-методологическую основу составляют положения, понятия и выводы, содержащиеся в международных нормативно-правовых актах, регулирующих сотрудничество государств в Арктическом и Антарктическом регионах, а также в научных трудах российских и зарубежных ученых, периодической литературе по исследуемой проблеме.

Методы исследования. Для исследования темы дипломной работы использовались следующие методы исследования: анализа и синтеза, дедукции и индукции, хронологический, аналитический, исторический, системный, метод изучения документов в области международного права, международных отношений.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения.

1. Характеристика международно-правового режима приполярных областей - Арктики и Антарктики

.1 Теоретико-методологические основы определения правового режима международной территории (на примере приполярных областей)

Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом - часть земного шара (сухопутная, водная территория, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела.

Правовой статус территории определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.

По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории с международным режимом и территории со смешанным режимом.

Государственной является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Принадлежность и верховенство являются двумя основными признаками государственной территории. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права.

К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории пространства, которые находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это, прежде всего открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.

Территория со смешанным режимом (континентальный шельф и исключительная экономическая зона) не входит в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и исключительной экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов зафиксированные национальным законодательством и международными договорами. В частности, Конвенцией о континентальном шельфе 1958 года и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.

Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике по Договору 1959 года. Согласно этому Договору, Антарктика полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран. Ни одна часть Антарктики не находится под суверенитетом какого-либо государства, но в то же время территориальные притязания государств в Антарктике сохраняются.

Космическое пространство находится за пределами земных территорий, и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права, в частности Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 года. Оно не подлежит национальном присвоению каким бы то ни было образом и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства.

Принято различать сухопутные, водные и воздушные границы, а также границы недр. Последние два вида границ производны от двух первых, которым и посвящены основные правила их установления. Сухопутные границы предпочитают проводить по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам. Ими могут быть реки, горы и т.п. Такие границы ясно различимы и вызывают меньше недоразумений. Их именуют естественными границами. Это название не имеет ничего общего с весьма распространенной в прошлом концепцией естественных границ, сторонники которой считали, что границы должны проходить по естественным рубежам, созданным самой природой. Если государство не имеет таких границ, то оно может их добиваться, в том числе с помощью силы.

Во многих случаях границы приходится проводить между условными точками без естественных ориентиров. При этом должны учитываться интересы местного населения.

Известны также так называемые географические границы, совпадающие с меридианами и параллелями географической сетки. Такими являются границы арктического сектора России. Широко применялись такие границы при разграничении колониальных владений в Африке. Будучи проведенными без учета местных условий, они разделяли племена, резали естественные и хозяйственные комплексы. От отрицательных последствий подобного разграничения страны Африки страдают до сих пор. Немало конфликтов из-за колониального подхода к границам существует в современной Латинской Америке.

Водные границы на реках устанавливаются следующим образом: если река судоходная, то посередине главного фарватера или по тальвегу (линия наибольших глубин); если же река несудоходная или ручей, то по их середине; в случае если у реки имеется несколько рукавов - посередине главного рукава. На озерах и иных водоемах - по прямой линии, соединяющей выходы границы к берегам водоема. Проходящая по реке, озеру или иному водоему граница не перемещается при изменении очертания берегов или уровня воды и при отклонении русла реки.  После создания водохранилища или иного искусственного водоема граница остается на том же месте, где она проходила до затопления. Она лишь превращается из сухопутной в водную. По мостам и плотинам граница проходит в центре этих сооружений независимо от линии водной границы.  Морские границы совпадают с внешними границами территориальных вод.

Воздушными границами являются условные вертикальные плоскости, проходящие по государственным границам, расположенным по сухопутной, водной и морской территории государств. Высотный предел международным воздушным правом не установлен. Однако обычно предполагается, что он находится на высоте не более 100-110 км над уровнем Мирового океана (минимальная высота орбиты спутника).

Государственная граница устанавливается, как правило, на основе договоров <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80> между сопредельными государствами, а там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, - внутренними законодательными актами прибрежных государств в соответствии с международным правом <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE>. Территориальное разграничение между государствами осуществляется поэтапно, в ходе делимитации <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B> и демаркации границы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B>. В межгосударственной практике известны орографические, геометрические и географические государственные границы. Орографическая <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F> граница - линия, проведённая по естественным рубежам с учётом рельефа <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D1%84> местности, в основном по горному водоразделу <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB> и руслу рек <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE>. Геометрическая граница пересекает местность без учёта её рельефа (минуя населённые пункты). Географическая линия проходит через определённые географические координаты <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8B> (может совпадать с параллелью <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BB%D1%8C> или меридианом <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BD>).

Порядок установления границ определяется делимитацией и демаркацией. Делимитация границы - определение общего положения и направления государственной границы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0> между сопредельными государствами путём переговоров. Постановления о делимитации обычно являются составной частью мирных договоров <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80> или специальных соглашений об установлении или изменении государственных границ. В ходе делимитации договаривающиеся стороны составляют - как правило, по карте, без проведения работ на местности - описание прохождения линии границы, которое может быть самостоятельной статьёй в самом договоре или в приложении к нему.

В соответствии с определённым в договоре положением линии границы она наносится на географическую карту, которая, как правило, является составной частью договора о делимитации границы и в этом качестве служит наглядным свидетельством о положении линии границы. Материалы делимитации служат основанием для последующего этапа определения границы - проведения её на местности. Термин "Делимитация" часто используется в Международном Космическом Праве.

Демаркация границы - проведение линии государственной границы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0> на местности с обозначением её специальными пограничными знаками <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8&action=edit&redlink=1>. Демаркация границы осуществляется на основании документов о делимитации границы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> (договор, описание линии государственной границы с приложением специальной карты) совместными комиссиями, создаваемыми на паритетных <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82> началах. Во время работ по демаркации производится топографическая съёмка <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%8A%D1%91%D0%BC%D0%BA%D0%B0> или аэрофотосъёмка <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%8D%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%8A%D1%91%D0%BC%D0%BA%D0%B0> местности, на основании чего составляется крупномасштабная топографическая карта <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0> пограничной полосы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B0>, устанавливаются пограничные знаки <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8&action=edit&redlink=1> (столбы, проволочные заграждения и т. п.) и определяются их топографические координаты <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A2%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8B&action=edit&redlink=1>. О всех действиях по демаркации границы составляются специальные документы: протоколы с описанием прохождения линии границы и пограничных знаков (к протоколам прилагаются схемы и фотоснимки этих знаков). Пограничные знаки не подлежат произвольному перемещению, и стороны обязаны следить за содержанием их в надлежащем состоянии. Проверка ранее демаркированной границы и восстановление или замена разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией.

Рассмотрим также способы приобретения и утраты государственной территории. В прошлых веках в практике международного права выработалось пять способов приобретения государственной территории: оккупация, насильственная цессия, право давности, завоевание, аккреция. Общие изменения в международном праве в первой половине XX века оказали существенное влияние на способы приобретения государственной территории.

Все это, а также появление принципа самоопределения потребовало пересмотра перечисленных способов приобретения территории.

С утверждением в международном праве принципа самоопределения народов все наиболее крупные и существенные территориальные изменения происходят или должны происходить на его основе. Под принципом самоопределения народов понимается право каждого народа самостоятельно решать вопросы о вхождении в состав того или иного государства, образования самостоятельного государства (внешняя сторона) и определения своего внутреннего устройства (внутренняя сторона). С точки зрения территориального разграничения первостепенное значение имеет внешняя сторона, ибо, решая вопрос о вхождении в состав того или иного государства или образовании самостоятельного государства, самоопределяющийся народ тем самым решает и вопрос о принадлежности своей территории тому или иному государству или, в случае образования самостоятельного государства, вопрос о превращении своей территории в отдельную государственную территорию.

Самоопределение не исключает других видов изменения принадлежности территории.        Территория государства может изменяться в результате: разделения существующего государства, выхода части территории из состава государства, объединения двух или нескольких государств; цессии.

Под цессией обычно понимается передача суверенитета над определенной территорией одним государством другому по соглашению между ними. Общепризнанно, что субъектами договора цессии могут быть только государства. Поэтому не является цессией передача какой-либо территории частным лицам или корпорациям и наоборот - от частных лиц или корпораций - государству.

Объектом цессии является передача суверенитета над территорией. Поэтому не является цессией передача осуществления каких-либо прав на определенной территории без передачи права международно-правовой собственности на эту же территорию, как, например, в случае, аренды территорий.

Государство может передавать право на территориальный суверенитет лишь в том объеме, в котором оно само владеет этим правом.

Естественным результатом передачи территории является изменение гражданства ее населения, которому предоставляется право выбора между старым и новым гражданством (оптация).

Цессия может происходить, путчем взаимного обмена равноценными участками между пограничными государствами, в частности, исходя из экономического тяготения обмениваемых участков. Примером служит Договор между СССР и Польшей от 15.02.1951 года.

Передача небольшого пограничного участка может быть произведена и на другой основе, без обмена равноценными участками территории, при условии, однако, достаточного учета, как общенациональных интересов, так и интересов населения передаваемого участка, если таковое имеется. В 1967 году между Францией и Италией была достигнута договоренность об изменении пограничной линии между ними в районе Клавьер в Альпах.

Другой формой компенсации за передачу участка территории может быть выплата согласованной денежной суммы, например, Договор между СССР и Финляндией от 3.02.1947 г. Очевидно, что уступлены за денежную компенсацию могут быть сравнительно небольшие территории, которые являются незаселенными или малозаселенными. Поскольку уступается хоть и небольшая часть, но всё же часть национальной территории, то эта уступка должна отвечать общенациональным интересам. С другой стороны, если общенациональные интересы требуют передачи малозаселенного участка, то должны обеспечиваться интересы небольшого населения передаваемой территории.

Таким образом, цессия территории может принимать различные формы, но обязательным элементов цессии является добровольное согласие, и содержание которой полностью соответствует принципам самоопределения народов и территориальной целостности. Применительно к населенной территории правомерна только такая цессия, в основе которой лежит свободное волеизъявление проживающих на ней людей. В каждом случае учитываются экономические, географические, оборонные и другие интересы сторон, а также интересы обеспечения всеобщего мира и безопасности.

В какой бы форме цессия не совершалась, она должна быть оформлена заключением договора между соответствующими государствами, который является наиболее ясной формой волеизъявления сторон. Основанием всякой цессии является соглашение. Поскольку цессия оформляется заключением международного договора, то помимо ее соответствия праву наций на самоопределение другими критериями ее правомерности будут все те критерии, которые определяют правомерность международного договора. В договоре цессии, как и во всяком договоре, воля сторон должна быть выражена добровольно, без насилия. Договоры об уступке территории (цессии) требуют ратификации, поскольку государственная территория является не собственностью правительства, а достоянием народа данного государства.

Согласно нормам современного международного права не относится к цессии завоевание территории с последующим оформлением захвата в договоре, поскольку оно (т.е. право) не признает согласия, вырванного силой, а тем более путем насильственного захвата территории.

Особое внимание в международном праве уделяется международно-правовым сервитутам. Верховенство государства как суверена над его национальными владениями является одним из его фундаментальных принципов. Оно в основном сводится к следующему: власть государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся на его территории; государство не может быть насильно лишено принадлежащей ему территории, его границы нерушимы и неприкосновенны; в пределах государственной территории исключается публичная власть любого другого государства; высшая власть государства осуществляется системой государственных органов в законодательной, исполнительной, судебной, административной сферах; юрисдикция государства в отдельных случаях может распространяться за пределы его территории (например, юрисдикция над морскими и воздушными судами и их экипажами); земля и природные ресурсы государства не могут использоваться другими государствами без ясно выраженного согласия территориального суверена. Пределы территориального верховенства государства обозначены государственными границами.

Однако, имеются некоторые ограничения, которые по общему признанию связывают территориального суверена при осуществлении им права контроля. Договоры, предусматривающие либо в интересах всех государств, либо в интересах определенных групп государств ограничения территориального суверенитета, не требуемые международным правом, значительно различаются между собой. Эти договоры, во-первых, могут предусматривать предоставление в аренду определенных районов на вечные времена, с наделением арендатора по существу правами суверенитета, например, конвенция между США и Панамой от 18.11.1903 о сооружении судоходного канала. Во-вторых, они могут предоставить право прохода или проезда через свою территорию или обязать территориального суверена не возводить укрепления вдоль границы, например ст. 42 Версальского мирного договора воспрещала Германии возводить какие-либо укрепления на левом берегу Рейна. Такие права именуются сервитутами.

Однако в вопросе о характере и объеме уступок, именуемых сервитутами, нет единогласия. Употребление этого термина скорей затемняет, чем вносит ясность в понимание того, что именно имеет место, когда договаривающиеся государства обременяют территорию ограничительными обязательствами в интересах не территориального суверена.

В настоящее время понятие сервитута охватывает надлежащим образом те ограничения территориального верховенства государства, в результате которых вся территория или ее часть используется для постоянного обслуживания определенных интересов другого государства.

Международное право не обязывает одно государство предоставлять право сухопутного транзита через свои национальные владения другому государству. Очевидно, однако, что принцип, в силу которого международное общение требует, чтобы территория каждого из его членов была доступна в направлении к морю и от моря, достаточно всеобъемлющ, чтобы включать и право пользования любым видом сообщений. Этот принцип может быть практически применен не только для водных путей, но и для сухопутного транзита. От старой, основанной на целесообразности и выгодности, теории о сервитутах в отношении земли, новая теория отличается принципом, гласящим, что ни одна нация не должна быть отрезана от моря и лишена возможности заниматься океанской торговлей. Требования о предоставлении права транзита через иностранную территорию должны во всех случаях подчиняться условиям, которые ставятся сувереном данной территории.

Рассмотрим концепцию "общего наследия" человечества. Это совокупность принципов и норм, определяющих основы правового режима международных пространств и ресурсов, находящихся в распоряжении международного сообщества в целом. Это не отрасль международного права, а скорее общая часть ряда современных отраслей международного права (морского, воздушного, космического, экологического и пр.).

Первой в этом плане была концепция открытого моря как общего пространства вне сферы государственного суверенитета. Далее идут: космическое пространство, окружающая человечество природная среда, Арктика, Антарктика. Вполне вероятно появление новых сфер, например, электронной среды, имеющей решающее значение для телекоммуникаций.

Потребности определения правового режима в отмеченных областях вызвали к жизни принцип общего наследия человечества, который заменил ранее существовавшую концепцию «ничейной территории».

Впервые в международной практике принцип общего наследия был сформулирован в принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. Декларации принципов, касающихся использования дна морей и океанов и его недр. Первым международно-правовым актом, закрепившим принцип, было Соглашение о деятельности государств на луне и других небесных телах 1979 г. Вторым таким актом явилась Концепция по морскому праву 1982 г.

Указанные акты отражают ограниченную концепцию общего наследия. В одном случае она ограничена небесными телами и их ресурсами, в другом -морским дном и его ресурсами. Между тем она по своей сути должна включать и само космическое пространство, и открытое море в целом. Ведь в упомянутых договорах содержится запрещение установления государственного суверенитета в отношении частей космического пространства и открытого моря или присвоения их. Все права на такие пространства принадлежат международному сообществу в целом. Использоваться они могут с учетом общих интересов и только в мирных целях. Нет сомнения, что принцип общего наследия получит дальнейшее развитие и ляжет в основу международного правопорядка. Эта тенденция детерминируется ростом значения общечеловеческих интересов.

Таким образом, исходя из норм современного международного права, территорию можно подразделить на государственную, территорию с международным режимом и территорию со смешанным режимом. Приполярные области, однако, не относятся ни к одному из этих видов, так как для них установлен особый международно-правовой режим. И если правовой статус Антарктики базируется на Договоре 1959 года, то применительно к Арктике подобного нормативно-правового акта не существует.

.2 Конвенциональное регулирование сотрудничества государств по освоению Арктики и Антарктики

Арктика - область земного шара с условным центром - Северным полюсом, в состав которой входят воды Северного Ледовитого океана и его морей с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), окраины материков Евразии и Северной Америки, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. До сих пор в географической и юридической науке нет общепризнанного определения этого понятия. Дискуссионным остается вопрос о южной границе Арктики, хотя многие ученые склонны считать, что ею является Северный полярный круг (66° 33' с.ш.).

В отношении Арктики действует ряд универсальных конвенций (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г.); одна региональная конвенция - Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г.; множество двусторонних договоров арктических государств. Однако, в отличие от Антарктики, не существует международно-правового акта, определяющего статус Арктического региона в целом.

Канада и Россия, обладающие наиболее обширными арктическими территориями, придерживаются секторальной системы защиты своих интересов в этом регионе. Ее инициатором выступил в 1907 г. канадский сенатор П. Пуарье. 1 июня 1925 г. Канада впервые закрепила эту инициативу на законодательном уровне путем принятия дополнения к Закону о Северо-Западных территориях. После этого Канада приняла ряд законодательных актов в отношении своих арктических территорий, которые базировались на секторальной концепции. В соответствии с положениями канадского законодательства суверенитет Канады распространяется на земли и острова, расположенные в пределах сектора, вершиной которого является Северный полюс, а сторонами - меридианы 60° и 141° з.д. В законодательстве ничего не говорится о претензиях Канады на морские пространства в пределах сектора. Однако некоторые канадские политики и юристы стали толковать указанные положения законодательства расширительно, т.е. распространять их на морскую территорию, что встретило противодействие США и других государств. Для защиты своих интересов Канада 17 июля 1970 г. приняла Закон о предотвращении загрязнения арктических вод. Действие Закона распространяется на морские воды шириной 100 миль в пределах канадского сектора. Принятие Закона не уменьшило трений между Канадой и США в отношении статуса канадских арктических вод, которые сохраняются и до сих пор.

Президиум ЦИК СССР 15 апреля 1926 г. принял Постановление, которое объявляло территорией СССР все «как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова», расположенные в Северном Ледовитом океане до Северного полюса в пределах между меридианами 32° 04' 35'' в.д. и 168° 49' 30'' з.д. Исключение составили острова норвежского архипелага Свальбард (Шпицберген), лежащие между 32° и 35° в.д. Границы, определенные Постановлением, образуют арктический сектор. В пределах этого сектора СССР претендовал только на земли и острова, но не на морские пространства за пределами территориальных вод. Несмотря на это, ряд советских юристов (Е.А. Коровин, С.А. Вышнепольский, Г.М. Гуслицер и др.) сделали вывод о распространении положений Постановления и на морские территории, покрытые льдами. Официально же советское правительство ни разу не высказалось в поддержку этой точки зрения. В настоящее время в российских политических и научных кругах идет процесс переоценки арктической секторальной концепции.

США не разделяли позицию Канады и СССР в отношении Арктики и продолжают выступать против секторальной системы. Такой же точки зрения придерживается Норвегия. Оба государства считают, что за пределами территориальных вод в Арктике должны действовать свободы открытого моря. Дания, будучи сувереном Гренландии, молчаливо склоняется к точке зрения США и Норвегии.

Компромисс между двумя подходами, однако, не лишенный противоречий, был найден в ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая наделила прибрежные государства правами принимать законы и правила по предотвращению загрязнения и сохранению морской среды в покрытых льдами районах шириной не более 200 миль.

В последнее время все большую поддержку получает тезис, что Арктика - особый регион, нуждающийся в международно-правовой защите, что нашло выражение в Соглашении о сохранении белых медведей 1973 г. (к сожалению, единственном соглашении регионального уровня). Особенно хорошо это понимает международная научная общественность. В 1989 г. по ее инициативе была образована неправительственная организация - Международный арктический научный комитет, целью которого является объединение усилий ученых мира в решении всего комплекса проблем региона. С учетом экономического, экологического и научного значения Арктики и очень высокого уровня милитаризации региона остро назрела необходимость совершенствования его международно-правового режима.

Современная международная обстановка дает хорошие шансы на заключение рамочной конвенции в отношении Арктики, в дополнительных протоколах к которой можно было бы решить конкретные проблемы этого важного региона - коренных народов, экологической безопасности, морского судоходства, поэтапной демилитаризации и нейтрализации и др. Отправной точкой в этом процессе могли бы служить основные положения Договора о Шпицбергене 1920 г., закрепившие суверенитет Норвегии над Шпицбергеном на условиях его мирного экономического и научного освоения со стороны всех государств-участников при полной демилитаризации и нейтрализации архипелага. Норвежский стортинг 17 июля 1925 г. принял Закон о Свальбарде (Шпицбергене), а 7 августа 1925 г. королевской Резолюцией был утвержден Горный устав для архипелага. Оба документа вместе с Договором 1920 г. вступили в силу 14 августа 1925 г. В этих документах архипелаг получил новое название Свальбард.

К концу ХХ в. в Договоре о Шпицбергене 1920 г. участвовало 41 государство. По положениям договора Свальбард (Шпицберген) признается норвежской государственной территорией общего пользования. По своей юридической природе архипелаг Свальбард (Шпицберген) - это часть государственной территории Норвегии, однако на нем действует режим общего пользования в отношении всех государств-участников, включая суверена, сложившийся в силу международного обычая.

При этом участники Договора 1920 г. должны соблюдать норвежское законодательство, действующее на архипелаге, которое в свою очередь не должно противоречить положениям Договора. Представляется, что в будущей арктической конвенции рамочного типа было бы целесообразно использовать концепцию государственной территории общего пользования применительно к арктическим территориям северных государств. Поскольку непростые политические, социально-экономические, экологические и другие проблемы Арктики не могут быть решены в индивидуальном порядке, они требуют объединения усилий заинтересованных государств. На первом этапе режим общего пользования арктическими территориями северных стран мог бы распространяться только на восемь государств Арктики, причем это не наносило бы ущерб их суверенитету, так как реализация данного режима будет базироваться на действии местных законов и правил. Неарктические же государства смогут принять участие в решении проблем Арктики на основе двусторонних договоров с государствами этого региона или иных международно-правовых средств.

В сентябре 1996 г. восемь арктических государств (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция) подписали в Оттаве Декларацию о создании Арктического совета - новой региональной международной организации.

Цели Арктического совета: осуществление сотрудничества, координации и взаимодействия арктических государств при активном участии коренных народов Севера и других жителей Арктики по общеарктиче-ким вопросам; контроль и координация по выполнению экологических программ; разработка, координация и контроль за выполнением программ устойчивого развития; распространение информации, поощрение интереса и образовательных инициатив по вопросам, связанным с Арктикой.

В Декларации отмечается, что Арктический совет не будет заниматься проблемами военной безопасности и демилитаризации Арктики, несмотря на то что первоначально эта область планировалась как одна из приоритетных в его деятельности. Объясняется это тем, что Арктика является одним из самых милитаризованных и нуклеаризованных регионов Земли. Коренные народы Севера, неправительственные организации, научные центры, общественность северных стран настаивают на принятии срочных и эффективных мер по ограничению вооружений в Арктике с перспективой полной демилитаризации и нейтрализации региона. К сожалению, арктические государства не включили в перечень целей Арктического совета это важное направление сотрудничества.

Новой позитивной особенностью структуры Арктического совета является включение в нее в статусе постоянных участников представителей неправительственных организаций коренных народов Севера.

Неарктические государства могут принимать участие в работе Арктического совета в качестве наблюдателей.

Антарктикой называется обширный район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса и охватывающий материк Антарктида с прилегающими шельфовыми ледниками и островами, а также омывающие его воды южных частей Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

В настоящее время в отношении этого региона заключены Договор об Антарктике 1959 года, Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 года, Конвенция о сохранении морских живых ресурсов 1980 года, Конвенция по урегулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 года (не вступила в силу), Протокол 1991 года об охране окружающей среды к Договору об Антарктике.

Правовое положение южного полярного региона Антарктиды базируется на установлениях Договора об Антарктике, принятого 1 декабря 1959 г. по результатам Вашингтонской конференции, в которой участвовали Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Южно-Африканский Союз, Франция, Чили и Япония. Созыв Конференции, заключение и быстрое введение в действие этого многостороннего международного соглашения (вступило в силу 23 июля 1961 г.) обусловливалось обострением противостояния между государствами, притязавшими на различные районы данной части земного шара, и другими странами, отвергавшими односторонние действия такого рода.

Поэтому главной задачей Вашингтонской конференции был поиск компромиссного решения сложной проблемы определения юридического статуса Антарктики как территориальной сферы ввиду уже выдвинутых либо возможных в будущем притязаний территориального характера. Фактором, благоприятствовавшим этому, явились успехи, достигнутые к этому времени в проведении рядом государств многоцелевых научных исследований в Антарктике. Важный результат международного сотрудничества в этой области состоял в том, что сообщество государств осознало необходимость продолжения и расширения совместных усилий в таком направлении, а не движение по пути утверждения здесь национальных приоритетов и притязаний.

Состоявшиеся на Вашингтонской конференции дискуссии увенчались преодолением упомянутого выше противостояния государств-участников по территориальной проблеме - принятая в итоге ст. IV договора утвердила фактическое положение Антарктики в качестве территориального пространства, открытого для беспрепятственного использования любым государством, в том числе не являющимся участником данного соглашения. Это позволяет рассматривать Антарктику как международную территорию, т. е. имеющую юридический статус, сходный в определенной степени со статусом открытого моря, воздушного пространства над ним, а также космического пространства.

Важнейшим результатом Вашингтонской конференции явились разработка и закрепление в Договоре об Антарктике основных правовых принципов деятельности в этом районе. Первым из них следует назвать принцип мирного использования Антарктики, который не только провозглашается, но и получает реальное подкрепление в виде запрещения любых военных мероприятий, включая «создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия». Неисчерпывающий характер этого положения придает ему весьма широкий смысл, позволяющий трактовать данную формулировку как основание для установления в Антарктике правового режима демилитаризованной и нейтрализованной территории. Антарктика не может использоваться для размещения здесь воинских контингентов, служить театром военных действий или базой для ведения таковых где бы то ни было, не может быть полигоном для применения ядерного или обычного оружия.

Другим основополагающим принципом Договора об Антарктике является принцип свободы научных исследований и международного сотрудничества в этой области. Он означает, что указанная деятельность может осуществляться любым государством на равноправной основе с участниками Договора. В этих же целях предусматривается процедура поощрения делового сотрудничества со специализированными учреждениями ООН и другими межгосударственными организациями, «для которых Антарктика представляет интерес в научном или техническом отношении».

Ещё один принцип - принцип обеспечения экологической безопасности в регионе, установлен в ст. V Договора, согласно которой запрещаеися проведение в Антарктике любых ядерных взрывов и удаление сюда радиоактивных материалов. Не случайно заключенная в 1980 г. Конвенция об охране живых ресурсов Антарктики обязывает ее стороны независимо от их участия или неучастия в Договоре об Антарктике соблюдать, в частности, положения ее ст. V. Ядерный инцидент, имевший место на атомной электростанции американской антарктической базы Мак-Мердо, после которого США были вынуждены прекратить работу АЭС, указывает на действенность этого принципа.

Несомненная важность принципов, содержащихся в Договоре об Антарктике, опирается на солидный фундамент, который образует специальный механизм обеспечения соблюдения установленного правового режима деятельности в регионе. Краеугольным элементом такого механизма, описываемого в ст. VII и IX Договора, являются консультативные совещания договаривающихся сторон, созываемые, помимо специальных сессий, один раз в два года. Целью указанных консультативных совещаний является, помимо вопросов осуществления юрисдикции, разработка и дача правительствам государств-участников рекомендаций об использовании Антарктики только в мирных целях, содействии научным исследованиям, научному сотрудничеству и осуществлению инспекционных мероприятий. Последние призваны способствовать достижению целей и обеспечению соблюдения положений Договора и реализуются в процессе деятельности назначаемых сторонами наблюдателей, имеющих доступ в любые районы Антарктики, на все станции, установки, морские и воздушные суда в любое время. Наблюдение может проводиться непосредственно с воздуха. Наконец, механизм обеспечения соблюдения правового режима Антарктики включает обязательные уведомления каждой из договаривающихся сторон всех ее контрагентов по Договору о всех экспедициях, совершаемых ее судами или гражданами либо организуемых на ее территории для исследования антарктического региона, о всех станциях, занимаемых ее гражданами, о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления в Антарктику.

Что касается территориальной сферы действия Договора об Антарктике, то она определена ст. VI, согласно которой: «Положения настоящего Договора применяются к району южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники...» Из этого следует, что в состав конвенционного региона входят как сухопутные - материковые и островные, так и водные пространства, ограниченные с севера условной линией - географической параллелью под 60° южной широты. При этом ст. VI содержит важную оговорку, указывающую, что Договор «не ущемляет и никоим образом не затрагивает прав любого государства или осуществления этих прав, признанных международным правом в отношении открытого моря, в пределах этого района». Данное положение еще раз свидетельствует о весьма значительном сходстве юридического статуса Антарктики со статусом других территориальных сфер с международным режимом. Характерно в этой связи отсутствие у побережья Антарктического материка и островных образований внутренних морских вод, территориального моря, прилежащей и исключительной экономической зон, как это имело бы место, если бы сама Антарктида и прилежащие к ней морские и сухопутные пространства подпадали под суверенитет или юрисдикцию той или иной страны.

Участие в Договоре об Антарктике имеет открытый для всех заинтересованных государств характер, однако членами консультативных совещаний могут стать помимо первоначальных участников страны, проводящие в регионе существенную научную деятельность (экспедиционную либо постоянную).

Положения Договора об Антарктике, создающие фундамент для международно-правового регулирования в этом регионе, получили развитие и дополнение в ряде других международных многосторонних соглашений. Первым таким документом явилась Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г., предусматривающая существенное ограничение добываемых их видов, а также устанавливающая допустимые уровни вылова, лимитирующая добычу по полу, размеру, возрасту, определяющая открытые и закрытые для охоты районы, регламентирующая применение различных орудий лова. Важнейшей составной частью созданной этой Конвенцией системы охраны тюленей Антарктики является проведение инспекций деятельности по их добыче.

В 1980 г. была заключена Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, представляющая собой первый международно-правовой документ, базирующийся на экосистемном подходе, т. е. исходящий из понимания необходимости комплексной защиты биоресурсов антарктических морей как единой, целостной системы. Поэтому объектом ее регулирования являются популяции плавниковых рыб, моллюсков, ракообразных, всех других видов живых организмов (в том числе птиц), находящиеся не только в пространстве к югу от 60-й параллели южной широты, но и вообще в районе «между этой широтой и Антарктической конвергенцией», т. е. в зоне более протяженной в широтном направлении, где происходит схождение (совмещение, перемешивание) сугубо антарктических природных факторов (океанологических, физических, био- и фитологических) с факторами более северного океанического региона.

Конвенцией учреждена Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, управомоченная выполнять научно-прикладные, информационные, организационные и контрольные функции, причем предпринимаемые ею меры по сохранению становятся обязательными для всех государств - членов Комиссии по истечении 180 дней после того, как о них последние надлежащим образом будут уведомлены.

Условия и порядок разработки ископаемых природных ресурсов Антарктики определяются Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. Ее основные принципы развивают, детализируют содержащийся в Договоре об Антарктике принцип обеспечения экологической безопасности региона, устанавливая правовой режим разработки неживых природных ресурсов, при котором в первоочередном порядке учитывалась бы необходимость защиты природной среды, предотвращения причинения ей значительного ущерба, уважения прав и интересов других пользователей Антарктики. В качестве механизма реализации положений Конвенции учреждены специальные органы - Комиссия и Консультативный комитет, обладающие достаточными правомочиями, чтобы осуществлять организационные и контрольные функции в отношении конвенционной деятельности эксплуатантов.

Конвенция 1988 г. в силу не вступила ввиду весьма отрицательного отношения к ней большинства членов международного сообщества, выразивших в принятой Генеральной Ассамблеей ООН резолюции сожаление в связи с позицией участников данного соглашения, недооценивших особую уязвимость экосистемы антарктического региона. Такая реакция была правильно воспринята государствами - членами Конвенции, которые на XI специальной сессии Консультативного совещания в 1991 г. подписали в Мадриде Протокол по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики об охране ее окружающей среды, являющийся дополнением к Договору об Антарктике 1959 г.

Из числа прочих положений Протокола, направленных на укрепление системы Вашингтонского договора и обеспечение исключительно мирного использования данного полярного региона, на то, чтобы Антарктика никогда не стала объектом международных конфликтов, необходимо выделить установление ст. 7, возлагающее на участников запрет в отношении любой деятельности, связанной с минеральными ресурсами, за исключением научно-исследовательской. Тем самым фактически замораживается проведение всех видов ресурсодобывающих, геологоразведочных (и, конечно, эксплуатационных) работ сроком на 50 лет, а сама Антарктида провозглашается международным заповедником. Каждая из договаривающихся сторон обязана осуществить все необходимые законодательные и иные меры, включая акции административного и принудительного порядка, в целях обеспечения соблюдения Протокола.

Подводя итог исследованию конвенционного регулирования сотрудничества государств по освоению Арктики и Антарктики, следует отметить, что в случае Арктики ряд соглашений касается лишь отдельных её аспектов, таких как экологическая безопасность, морское судоходство и суверенитет тех или иных государств над определённой частью региона. В то время, как международно-правовой статус Антарктики в целом чётко регламентируется Договором 1959 и серией закрепивших его конвенций, в частности Мадридским протоколом 1992 года.


Скачать архив (1.48 Mb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: