Главная » Экономика |
1. Необходимость регулировки основных параметров государственного долга Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе РФ дано юридическое определение. К государственному долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшее в результате государственных заимствований РФ. А также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшее в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц. До введения в действие Бюджетного кодекса РФ (принят 31 июля 1998 года №145-ФЗ) законодательную основу в сфере управления государственным долгом составляли два основных Федеральных закона: «О государственном внутреннем долге РФ» от 13 ноября 1992 года №3877-1 и «О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ. Полномочия Правительства РФ по вопросам управления государственным долгом были определены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве РФ» (с изменениями и дополнениями). В соответствии со статьей 15 «Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики» вышеуказанного закона Правительство РФ осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ. Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц. Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности национальной экономики, в первую очередь для устойчивого денежного обращения. Состав государственного долга Долговые обязательства, образующие государственный долг РФ, могут выступать в форме: . кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; 2. государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; . договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; . договоров о предоставлении РФ государственных гарантий; . соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет (ст. 98 БК РФ). Иногда в состав государственного долга могут также включаться долговые обязательства государства при поручительствах (например, финансовые гарантии для содействия экспортно-импортной деятельности). В России действует единая система учета и регистрации государственных заимствований. Выпуск ценных бумаг субъектов федерации и муниципальных образований регистрируется в Министерстве финансов. Информация о заимствованиях и других обязательствах в течение 3 дней с момента их возникновения должна быть внесена в государственную долговую книгу. Ведение Государственной долговой книги РФ является функцией Министерства финансов. В ней отражаются сведения об объеме долговых обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по выпущенным ценным бумагам; о дате эмиссии ценных бумаг; о полном или частичном исполнении указанных обязательств; а также другая информация, определенная Минфином. Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно). Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. По уровню управления государственный долг делится на: 1. государственный долг РФ; 2. государственный долг субъекта РФ (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта); . муниципальный государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования). По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам. Внешние займы размешаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Внешние заимствования РФ законодатель определяет как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Бюджетный кодекс РФ в ст. 89 определяет государственные внутренние заимствования как займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ. Размеры и структура государственного внутреннего долга даны в программе государственных внутренних заимствований РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год. Государственный долг выступает в двух основных формах - государственные ценные бумаги и записи на бухгалтерских счетах. Государственные ценные бумаги ликвидны, анонимны, могут свободно обращаться на вторичном рынке. Долги, оформленные в виде записи на бухгалтерских счетах, не могут переуступаться и продаваться. В этой форме, как правило, оформляется незначительная часть государственного долга. 2. Факторы, определяющие подходы к диверсификации государственных займов Государственные займы - это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны. Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств). Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов. Государственные займы классифицируются следующим образом. По способу размещения делятся на: свободно обращающиеся; размещаемые по подписке; принудительные. По обеспеченности долговых обязательств: закладные (обеспечиваются конкретным залогом); беззакладные (обеспечением служит все имущество государства). По сроку действия: краткосрочные (срок погашения до одного года); среднесрочные (до пяти лет); долгосрочные (свыше пяти лет). По видам доходности: выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи); процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке); с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу). По месту размещения: внутренние; внешние. По методу определения доходов: с твердым доходом; с «плавающим» доходом. По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа: с правом досрочного погашения; без права досрочного погашения. Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет. По состоянию на 1 июля 2011 г. объем государственного долга РФ составил 4,6 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг - 3,6 трлн. руб., государственный внешний долг - 36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн. руб.). В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП. При этом объем внешних обязательств государства вырастет почти в 2 раза, составив около 2,0 трлн. руб., внутренних - в 2,8 раз, достигнув почти 10 трлн. руб. Динамика государственного долга РФ в% к ВВП представлена в таблице 1. Таблица 1. Динамика государственного долга РФ за 2004-2014 гг. Годы Внешний долг, млрд. руб. Внутренний долг, млрд. руб Совокупный долг в% к ВВП 2004 3166 779 23,2 2005 2201 875 14,2 2006 1371 1065 9,0 2007 1102 1301 7,2 2008 1192 1500 6,5 2009 1138 2095 8,3 2010 1218 2940 9,3 2011 1242 4732 11,2 2012 1487 6621 14,1 2013 1778 8467 16,1 2014 1974 9977 17,0 Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития РФ в 2012-2014 гг., и с учетом планируемых объемов заимствований, в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости РФ будут по-прежнему вне опасных зон (таблица 2). Таблица 2 - Показатели долговой устойчивости РФ Показатель 2011 2012 2013 2014 Пороговое значение 1. Отношение гос. долга РФ к ВВП 11,2% 14,1% 16,1% 17,0% 25% 2. Доля расходов на обслуживание гос. долга РФ в общем объеме расходов федерал. бюджета 3,2% 3,6% 4,0% 4,5% 10% 3. Отношение расходов на обслуживание и погашение гос. долга РФ к доходам федерал. бюджета 8,2% 9,7% 10,4% 11,8% 10% 4. Отношение государ. долга РФ к доходам федерал. бюджета 58,0% 76,3% 87,7% 94,5% 100% 5. Отношение гос. внешнего долга РФ к годовому объему экспорта товаров и услуг 8,7% 10,9% 12,5% 13,2% 220% 6. Отношение расходов на обслуживание госуд. внешнего долга РФ к годовому объему экспорта товаров и услуг 0,6% 0,6% 0,6% 0,7% 25% Приведенные данные свидетельствует, что возросшие объемы заимствований в плановом периоде увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако по числу большинства индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость сохранится. Вместе с тем в связи с ростом бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и погашению долга в 2012-2013 годах может произойти превышение предельного значения (10%) показателя ликвидности федерального бюджета (отношение бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета) в 2012 году - на 1,7 процентного пункта, в 2013 году - на 2,4 процентных пункта. В условиях реализации неблагоприятного сценария основным источником покрытия дефицита федерального бюджета станут госзаимствования. Разумная заемная политика будет создавать условия для роста возможностей в частном секторе, обеспечит инвестиционную привлекательность национальной экономики в целом. Можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга: 1) снижается общий объем; 2) повышается доля рыночных инструментов (ОВГВЗ); ) снижается долговая нагрузка на экономику; ) из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться и в дальнейшем. Внутренний долг государственный - финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны. В РФ включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ. Верхний предел государственного внутреннего долга РФ по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей, что на 38,1% выше, чем на 1 января 2011 года. В 2013 году внутренний государственный долг увеличится в 2,4 раза по сравнению с 2010 годом. Таблица 3 - Динамика и структура внутреннего госдолга РФ На 01.01.2011 года На 01.01.2012 года На 01.01.2013 Года На 01.01.2014 года млрд, руб. струк % млрд, руб. струк, % млрд, руб. % млрд, руб. струк.% Государ. внутрен. долг, всего 3726,7 100 5148,4 100 6976,4 100 8826,3 100 в том числе: государ. ценные бумаги 2933,0 78,7 4076,6 79,2 5621,1 80,6 7147,7 81,0 государ. гарантии 787,1 21,1 1064,8 20,7 1355,3 19,4 1678,8 19,0 прочая задолжен. 6,6 0,2 6,9 0,1 0,0 0 0,0 0 Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга РФ будет повышаться с 78,7% на начало 2011 года до 81% на начало 2014 года. Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту, в 2011 году составит 4 076,7 млрд. рублей, или больше на 39%, чем в 2010 году. За 2011-2013 годы указанный долг увеличится в 2,4 раза и к концу 2013 года составит 7 147,5 млрд. рублей, или 81% объема внутреннего долга. В 2011-2013 годах предусматривается значительный рост государственного внутреннего долга по государственным гарантиям РФ. Законопроектом (пункт 3 статьи 15) установлены верхние пределы государственного внутреннего долга РФ по государственным гарантиям РФ: на 1 января 2012 года - 1 064,8 млрд. рублей, на 1 января 2013 года - 1 355,3 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 1 678,8 млрд. рублей. К концу 2013 года долг по гарантиям составит 19% объема государственного внутреннего долга РФ, или 2,7% ВВП. Купонные облигации могут выпускаться с фиксированной процентной ставкой, доход по которой выплачивается постоянно на протяжении всего срока обращения облигации. Установление фиксированной процентной ставки возможно при стабильной экономике, когда колебания цен и процентных ставок весьма незначительны. В условиях высоких и резко изменяющихся процентных ставок установление фиксированной номинальной доходности чревато большим риском для эмитента. При снижении процентных ставок эмитент должен будет выплачивать инвесторам доход по ставке, зафиксированной при эмиссии облигаций. Объем внутреннего государственного долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах, снизился по сравнению с показателем на 1 января 2009 г. (1 трлн. 421 млрд. 439 млн. руб.) на 1,7% и составил на 1 апреля 2009 г. 1 трлн. 397 млрд. 268 млн. руб. На рынке государственных ценных бумаг за последние годы произошли позитивные изменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов. Значительно улучшились качественные характеристики рынка: ) снижен уровень доходности по государственным облигациям; ) стратегия формирования портфеля внутренних обязательств, основанная на предложении разнообразных финансовых инструментов, была положительно воспринята инвесторами; ) значительно увеличились ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственным облигациям. Одним из негативных последствий внутренних государственных заимствований является так называемый «эффект вытеснения частных компонентов совокупного спроса». Его суть состоит в следующем. Если правительство выпускает облигации государственных займов, номинированных в национальной валюте, то спрос на кредитные ресурсы внутри страны возрастает, что приводит к увеличению средних рыночных процентных ставок (или их меньшему снижению, чем могло бы быть в отсутствие государственных заимствований). Если внутренние процентные ставки изменяются гибко (ситуация ограниченной иностранной мобильности капитала), то их увеличение (не снижение) может быть достаточно существенным для того, чтобы отвлечь значительные кредитные ресурсы от негосударственного сектора. В результате частные инвестиции, чистый экспорт и частичные потребительские расходы снижаются. Таким образом, рост долгового финансирования государственных расходов «вытесняет» все виды негосударственных расходов: снижается инвестиционный и потребительский спрос, а также чистый экспорт. 3. Государственный долг субъекта РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ. Долговые обязательства возникают у субъекта РФ по двум каналам: ) в результате заключения договоров государственного заимствования; ) в результате предоставления гарантий по обязательствам третьих лиц. Отсюда вытекают и формы долговых обязательств. При государственных заимствованиях долговые обязательства субъекта РФ могут существовать в форме: ) кредитных соглашений и договоров; ) государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ; ) договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. При предоставлении государственных гарантий формой долгового обязательства выступает договор о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ. Кроме того, долговые обязательства субъекта РФ могут приобрести форму соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет. Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что исполнение государственных гарантий субъекта РФ подлежит отражению в составе расходов бюджетов субъектов РФ как предоставление кредитов. Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год должен быть установлен перечень предоставляемых отдельным субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01 процента расходов соответствующего бюджета. Учет выданных гарантий субъектов РФ, учет исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, а также учет осуществления платежей по выданным гарантиям ведет финансовый орган исполнительной ветви власти субъекта РФ. Бюджетный кодекс РФ устанавливает предельный объем государственного долга субъекта РФ. В частности, предусмотрено, что законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга этого субъекта с указанием в том числе предельного объема обязательств по государственным гарантиям. Управление долгом региона - это процесс выработки и осуществления стратегии, направленной на привлечение через долговые операции на рынке капитала необходимых для развития региона средств, при соблюдении приемлемых уровней финансового риска и цены привлекаемых с помощью займов денежных ресурсов. Органы власти региона, осуществляя управление долгом, должны стремиться к тому, чтобы уровень задолженности и темпы ее роста ни при каких обстоятельствах не ставили под угрозу его кредитоспособность. Управление долгом должно иметь своей целью создание запаса прочности в финансах региона на случай резких негативных перемен на финансовом и долговом рынках, обеспечивать способность региона расплатиться по своим обязательствам с минимально возможным риском и финансовыми издержками в самой неблагоприятной ситуации. Управление долгом должно распространяться на все финансовые обязательства, выпущенные региональными органами власти. Оно должно являться составной частью общей бюджетной политики и быть глубоко интегрировано в бюджетный процесс. Не существует управления долгом в отрыве от процесса планирования и исполнения бюджета региона. Органы управления региона, вовлеченные в процесс управления долгом, должны на постоянной основе обмениваться информацией, касающейся хода исполнения бюджета, выполнения плана поступления доходов и осуществления расходов, складывающейся на финансовых рынках и рынках капитала. Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что осуществление субъектом РФ государственных заимствований, а также предоставление этим субъектом государственных гарантий иным заемщикам допускаются только в случае утверждения законом субъекта РФ о бюджете на текущий финансовый год следующих параметров: привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета; предельного размера государственного долга субъекта РФ; расходов на обслуживание соответствующего государственного долга субъекта РФ в текущем финансовом году. При этом предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ, утвержденный законом о региональном бюджете, не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета. Так, если при исполнении бюджета субъекта РФ имеет место превышение предельного размера государственного долга, установленного для данного субъекта, но при этом субъект РФ все-таки в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, принятие этим субъектом новых долговых обязательств осуществляется только после приведения бюджетных параметров в соответствие с требованиями о предельных объемах расходов на обслуживание и погашение государственного долга, за исключением заимствований (принятия других долговых обязательств), осуществляемых в целях реструктуризации и погашения долга субъекта РФ. Однако, если при исполнении бюджета субъекта РФ имеет место превышение предельного размера государственного долга, установленного для данного субъекта, но при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный на то орган государственной власти РФ может применить следующие меры: назначить проверку исполнения бюджета субъекта РФ; передать исполнение бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ; принять иные меры, предусмотренные бюджетным законодательством РФ. Согласно Бюджетному кодексу РФ управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Исходя из теоретических представлений о сущности данной категории, она охватывает собой следующие виды действий: ) оценку текущего состояния и прогноза на предстоящий период государственного долга, с определением показателей, в соответствии с которыми устанавливаются объемы погашения и обслуживания долга; ) определение объемов, форм и условий государственного заимствования субъектом РФ, регистрацию государственных заимствований в установленном порядке; ) определение объемов, форм и условий предоставления государственных гарантий субъекта РФ, регистрацию гарантий в установленном порядке; ) осуществление финансового контроля и мониторинга получения государственных заимствований, погашения и обслуживания государственного долга субъекта РФ; ) подготовку и реализацию мероприятий по оптимизации структуры государственного долга субъекта РФ, в том числе по государственным ценным бумагам, по реструктуризации государственного долга, управлению рисками государственного заимствования. Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих долг субъекта РФ, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств. Орган, исполняющий бюджет субъекта РФ, ведет реестр задолженности государственных унитарных предприятий субъекта РФ. Бюджетный кодекс РФ устанавливает единую систему учета и регистрации государственных заимствований субъектов РФ. Информация о долговых обязательствах вносится соответствующими уполномоченными органами в государственную долговую книгу субъекта РФ в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства. В государственную долговую книгу субъекта РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта РФ (в том числе гарантий) по всем государственным заимствованиям субъекта РФ, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ. долг государственный займ иностранный Список литературы 1. Бюджетный Кодекс РФ. 2. Положение от 1 декабря 2004 г. №703 «О Федеральном казначействе». . Алехин, Б.И. Государственный долг: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 061000 «Гос. и муницип. упр.» и 060400 «Финансы и кредит» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 335 с. 4. Вавилов, А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления / А. Вавилов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Городец, 2009. - 396 с. . Карелин, О.В. Регулирование международных отношений России / О.В. Карелин. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 173 с. . Когденко, В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 159 с. Скачать архив (12.6 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |