Главная » Экономика |
Введение Важное место среди различных рычагов экономического механизма хозяйственной политики предприятия принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны его экономической деятельности. Цена оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление. В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением. Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена выступает во множестве разных ипостасей. Как устанавливают цены? Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене. Установление единой цены для всех покупателей - идея сравнительно новая. Распространение она получила только с возникновением в конце XIX века крупных предприятий розничной торговли. 1.Необходимая информация для ценообразования Для решения вопроса об установлении цен необходима информация, которую следует тщательно подвергнуть изучению и анализу. Отдельные данные не могут служить информацией, они являются лишь исходным материалом для анализа, в результате которого можно получить необходимую информацию. Прежде всего, фирма должна определить, какую и в каком объеме необходимо собирать информацию. Недостаток информации также как и ее чрезмерность затрудняют решение проблемы. Обычно информацию собирают по следующим основным направлениям: рынок товара, тип конкуренции, конкуренты, правительственная политика, а также объемные и качественные показатели по производству конкретного товара.Изучая рынок товара, фирма должна определить потенциальные возможности производства его как на собственных предприятиях, так и на предприятиях конкурентов на обозримую перспективу.Условный перечень необходимой информации, можно представить по следующим основным разделам: о товаре и рынке, конкуренции и правительственной политике, производстве и затратах, выручке от продажи товаров и прибыли. Информация о товаре и рынке, требования, предъявляемые к товару покупателями. Новизна и качество товара. Емкость рынка, его сегменты. Конкуренты. Перспективы роста объема производства товара и его продажи. Возможности повышения качества товара и модификации. Динамика цены и ее восприятие покупателями.Перспектива конъюнктуры на ближайшие несколько лет и на отдельную перспективу. Информация о конкуренции и правительственной политике. Конкурирующие товары, их доля на рынке. Цены на товары, возможные изменения цен. Конкурирующие фирмы, их доля на рынке, финансовое положение, данные о прибылях и убытках. Влияние правительственной политики на рынок. Информация о производстве и затратах, выручка от продажи товаров и прибыли. Объемы производства и складских запасов. Соотношение между выручкой, затратами и прибылью на фирме и у конкурентов. Влияние объемов производства и запасов на прибыль. Приведенная схема перечня необходимой информации является условной, и она должна конкретизироваться в зависимости от вида товара, структуры рынка и других факторов. 2. Понятие контрактной цены цена контрактный издержки В процессе формирования мирового рынка возникают сложные отношения обмена между участниками международной торговли, опосредуемые такой экономической категорией, как цена. Мировые цены служат, основным ориентиром при формировании международных контрактов. Цена международного контракта - это цена, зафиксированная в международной сделке купли − продажи товара. Контрактная цена - зафиксированная в контракте цена экспортируемой или импортируемой продукции (услуги), выраженная в валюте. Данные о контрактной цене, являющейся окончательной ценой сделки, - наиболее достоверная информация о внешнеторговых ценах. Существуют два основных подхода к расчету контрактных цен: · закупочная цена определяется на основе планируемых издержек и плановой прибыли. · на основе фактических затрат подрядчика на выполнение заказа. Цены, рассчитанные в соответствии с первым подходом, образуют группу контрактов с так называемой «фиксированной ценой», в соответствии со вторым - контрактов, предполагающих возмещение фактических издержек производства. 3.Анализ и расчет цен на основе планируемых издержек и плановой прибыли Контракты первой группы используются при размещении широкого круга заказов - от заказов на поставки серийных изделий до заказов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Основным ограничением на их применение является возможность получения обоснованных оценок предстоящих затрат. Так, в частности, контракты с «фиксированной ценой» не могут использоваться при выполнении работ, характеризующихся высокой степенью научно-технической неопределенности. Заключая контракты с «фиксированной ценой», закупочные органы возлагают на своих подрядчиков ответственность за организацию и управление всеми работами по договорам, предоставляют им право самостоятельно маневрировать своими ресурсами. Можно выделить следующие основные типы контрактов данной группы. Контракты типа «твердо фиксированная цена». Цены в этих контрактах устанавливаются заранее - до начала работ и сохраняются неизменными до их завершения. Величина цены определяется исходя из оценок предстоящих затрат (планируемых издержек производства) и «плановых» (установленных при подготовке контракта) размеров прибыли. Формула цены имеет вид: = Cп + Pп или p = Cп + rCп , где p - цена изделия; Cп - планируемые издержки производства; Pп - плановая прибыль; r - согласованная норма прибыли (норма прибыли должна быть не более 10-12 % от планируемых издержек производства). В контрактах данного типа фактическая прибыль равна разнице между установленной ценой и фактическими издержками: Pф = p - Cф, где Cф - фактические издержки производства; Pф - фактическая прибыль (до уплаты налогов). Обычно контракты данного типа используются при выдаче сравнительно непродолжительных заказов на серийное производство или при закупках товаров на коммерческом рынке. В частности, при размещении заказов на основе «открытых торгов» могут применяться только подобные контракты. Сфера использования контрактов типа «твердо фиксированная цена» существенно расширяется, если допускается возможность пересмотра установленных заранее цен. Необходимость такого пересмотра часто обуславливается изменениями общеэкономического порядка - ростом цен на рынках рабочей силы, сырья, топлива, материалов, а не действиями подрядчика. Контракты типа «фиксированная цена и ее корректировка по скользящей шкале цен». В этом случае цена также устанавливается до начала работ, но условия контракта предусматривают, что после выполнения заказа она будет повышена с учетом роста цен на сырье, изделия и материалы, входящие в состав затрат по заказу, а также в связи с повышением затрат на оплату труда. Однако, возможное увеличение цены ограничено законодательством до 10% от первоначально установленной ее величины. Формула цены таких контрактов имеет вид: = k*(Cп + Pп), где k - коэффициент, учитывающий рост цен. В наставлениях, регламентирующих использование данного типа контрактов, подчеркивается, что корректировка может проводится только в тех случаях, когда рост затрат на выполнение заказа не был обусловлен действиями самого подрядчика, т.е. был вызван причинами, находящимися вне контроля исполнителя. Контракты типа «фиксированная цена плюс поощрительное вознаграждение с постоянными показателями». В этих контрактах окончательные размеры цены определяются после завершения работ и зависят от того, насколько эффективно действовал подрядчик, насколько успешно он выполнил условия договора. Расчет при этом ведется на основе следующих элементов (которые устанавливаются при разработке контракта): планируемые издержки производства, плановая прибыль, верхний предел цены и формула корректировки прибыли или формула долевого участия. Верхний предел цены - это та максимальная сумма, которую может выплатить заказчик. Формула долевого участия выражает оговоренное в условиях контракта процентное соотношение уровней ответственности заказчика и подрядчика за перерасход или экономию средств по сравнению с планируемыми издержками. Цена в контрактах данного типа определяется по формуле: = Cп + бз(pmax - Сп). = Pп - бп (Cф - Cп). где pmax - верхний предел цены; бз - коэффициент, показывающий долевое участие заказчика в экономии или перерасхода средств; бп - коэффициент, показывающий долевое участие подрядчика в экономии или перерасходе средств. Формула долевого участия имеет вид: бз + бп = 1. Таким образом, бз (Сф - Сп) - часть издержек производства подрядчика, оплачиваемая государством при их превышении над планируемыми (соответственно величина сокращения общей стоимости заказа, если Cф < Cп ); бп (Cф - Cп) - величина снижения плановой прибыли подрядчика, идущая на покрытие части фактических издержек, если Cф > Cп (соответственно величина прироста плановой прибыли, если Cф < Cп). В рассмотренных поощрительных контрактах финансовая ответственность подрядчика меньше, чем в контрактах типа «твердо фиксированная цена». Часть этой ответственности берет на себя государство, что позволяет использовать такие контракты при размещении заказов со значительной долей научно-технического риска, в частности, при заключении договоров на завершение инженерно-конструкторских разработок и производство опытных партий продукции. Цена в этих контрактах является весьма эффективным средством воздействия на подрядчика, побуждая его предпринять активные шаги по совершенствованию своей деятельности. Контракты типа «фиксированная цена и ее последующий пересмотр» применяются в случае крупных и долгосрочных программ закупок, в условиях, когда обоснованная твердая цена установлена только для начального этапа. Для последующих этапов определяются прогнозные оценки. После завершения каждого очередного этапа оценки предстоящих затрат и прибыли пересматриваются и рассчитывается твердая фиксированная цена для следующего этапа и т.д. В наставлении по использованию контрактов отмечается, что каждый этап должен иметь максимальную продолжительность, на которую может быть установлена обоснованная фиксированная цена. При заключении контрактов данного типа ведутся переговоры о верхнем пределе цены, который обычно (но не всегда) в дальнейшем не пересматривается. В конечном счете формула цены данного контракта выглядит следующим образом: = ∑i(Cni + Pni) ≤ pmax Разновидностью данного типа контрактов являются договора, предусматривающие пересмотр только плановых оценок затрат на предстоящие этапы. Величина прибыли остается неизменной. Формула цены при этом следующая: = ∑iCni + Pn ≤ pmax Следует отметить, что пересмотр цены проводится только с учетом перспективы - будущих затрат. А это значит, что подрядчик не имеет право на возмещение убытков, понесенных им на предыдущих этапах. Важным условием применения данного типа контракта является возможность обеспечить быстрый пересмотр его ценовых условий после завершения очередного этапа. Использование таких цен тесно связано с деятельностью государства по стимулированию частных инвестиций, по созданию льготных условий функционирования капитала. Включая в договора обязательства о компенсации фактических издержек производства, государственные органы берут на себя весь или большую часть финансового риска. Считается, что такие контракты должны использоваться, когда невозможно заранее определить точные параметры создаваемого изделия, рассчитать его цену. Применение контрактов этой группы предполагает тщательный государственный контроль за деятельностью подрядчика, ведение им финансовой отчетности по специально установленным формам. Основными типами контрактов данной группы являются следующие. Контракты типа «издержки производства». Их условия предусматривают возмещение подрядчику всех произведенных им и разрешенных законом затрат, исключая любое вознаграждение или прибыль. Однако при заключении контракта устанавливается также верхний предел цены. Цена таким образом рассчитывается после завершения работ и определяется по формуле: = Сф ≤ pmax Контракты данного типа применяются обычно при заключении договора на выполнение фундаментальных исследований и поисковых работ. Подрядчиками при этом могут быть университеты, «бесприбыльные» организации, а также корпорации. Контракты типа «разделение издержек». Контракты этого типа предусматривают возмещение подрядчику согласованной в ходе переговоров части произведенных им затрат. Остальные затраты покрываются подрядчиком из собственных средств. Такие контракты используются при выдаче заказов на проведение исследований и поисковых разработок совместными усилиями подрядчика (университета, «бесприбыльной» организации или компании) и государственных научно-исследовательских центров. Подрядчик также соглашается заключить контракты этого типа в тех случаях, когда он рассчитывает в дальнейшем компенсировать свои потери, получив, например, заказ на серийное производство. Формула цены при этом следующая: = б * Cф, где б - доля затрат подрядчика, оплачиваемых заказчиком. Контракты типа «издержки производства плюс фиксированное вознаграждение». Эти контракты предусматривают возмещение заказчиком всех производственных и разрешенных законом затрат и выплату подрядчику вознаграждения (прибыли), размеры которого устанавливаются до начала работ и не меняются в ходе выполнения заказа. Формула цены этого контракта имеет следующий вид: p = Cф + Pп, где Pп ≤ 0,15Cп в случае заказа на НИОКР и Pп ≤ 0,1Cп для других заказов. Заключая контракты данного типа, подрядчики берут на себя минимальный финансовый риск. Но это отнюдь не стимулирует их к повышению эффективности производства и обуславливает необходимость строгого контроля со стороны заказчика. Считается, что наиболее целесообразно использовать эти контракты при размещении заказов на проведение фундаментальных исследований, поисковых и перспективных разработок, т.е. на выполнение работ с высокой научно-технической неопределенностью. Контракты типа «издержки производства плюс поощрительное вознаграждение». Эти контракты также предусматривают возмещение подрядчику всей суммы его фактических и допустимых законом издержек. Однако, размеры вознаграждения (прибыли), а следовательно, и окончательная величина цены устанавливаются лишь после завершения работ. В зависимости от того, достигнута ли экономия средств или допущен их перерасход, величина установленной заранее плановой прибыли либо увеличивается, либо уменьшается. Сумма, которая добавляется к плановой прибыли или вычитается из нее, определяется из разницы между фактическими и планируемыми издержками производства с учетом формулы долевого участия. На переговорах определяются также верхний и нижний пределы прибыли - Pmax и Pmin. Формула цены этого контракта имеет вид: = Cф + (Pп + бп(Cп - Cф)), при условии Pmin ≤ Pп + бп(Cп - Cф) ≤ Pmax, Pmax ≤ 0,15Cп для заказов на НИОКР, Pmax ≤ 0,1Cп, для остальных заказов. Здесь, как и ранее би - коэффициент долевой финансовой ответственности подрядчика (бп + бз = 1). В тех случаях, когда СФ превышает 1,75Сп, плановые оценки подлежат пересмотру (после завершения работ). Существует модификация таких контрактов. В них поощрительное вознаграждение определяется на основе издержек, качества продукции и сроков выполнения работ. Расчеты ведутся по той же основной схеме, однако при этом учитывается и оценивается по специальной шкале соблюдение подрядчиком установленных нормативов качества изделий и сроков их поставок заказчику (выполнение графиков работ). Финансовый риск этих контрактов и регулирующие возможности их цены несколько выше, чем в случае, когда поощрительное вознаграждение начисляется только на основе издержек. В настоящее время не существует строгих ограничений на использование того или иного типа контракта при размещении государственных заказов. Основные требования, определяющие возможности применения контрактов, предъявляются к надежности ценовой информации, качеству оценок предстоящих затрат. В то же время разработаны рекомендации о целесообразности использования различных типов контрактов. Основной принцип, определяющий выбор типа контракта, может быть сформулирован следующим образом: «работам с большим научно-техническим риском должны соответствовать контракты с меньшим финансовым риском для подрядчика». Задача 1 Расчет таможенной стоимости ввозимых товаров. Ключевым моментом при определении статуса таможенного органа в процессе декларирования стоимости является его право самостоятельно принимать решение о правильности заявления декларантом таможенной стоимости. Для расчета таможенной стоимости используем 1 метод: по стоимости сделки с ввозными товарами. При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются следующие компоненты, если они не были ранее в неё включены: ) расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации: стоимость транспортировки; расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров; страховая сумма; ) расходы, понесенные покупателем:- комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара;- стоимость контейнеров (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с ТНВЭД они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;- стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных товаров и работ по упаковке; ) соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно были представлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров: ) Лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров. ) Величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Российской Федерации. Задание: рассчитать таможенную стоимость ввозимого товара, которая будет заявлена в ДТС. Задача 1. Расчет таможенной стоимости ввозимых товаров 1. Цена товара, ввезенного на условиях поставки DDP, € 24000 2. Транспортные расходы в стране экспорта от завода до границы, € 700 3. Транспортные расходы после границы, € 150 4. Импортные формальности, включая таможенные сборы, € 85 5. Ярмарочная скидка (в цене учтена), € 115 6. Скидка сконто за оплату наличными (в цене не учтена), % 3 7. Ставка таможенной пошлины, % 5 8. НДС, % 18 Задание: рассчитать таможенную стоимость ввозимого товара, которая будет заявлена в ДТС. Скидка сконто за оплату наличными составляет 3 %, следовательно, цена по контракту со скидкой составит: 24000€ × 0,03=720€=23280€ Исходя из условий DDP, таможенная стоимость товара, которая будет заявлена в ДТС: ТС=DDP - Импортные формальности - Транспортные расходы после границы ТС=23280€-85€-150€=23045€ Задача 2. Расчет цены методом полных издержек и методом предельных издержек Фирма выпускает пять видов продукции. Объемы, цены и переменные затраты по видам продукции А-Д приведены ниже. Сумма постоянных расходов фирмы составляет 41 400 руб. № п/п Показатели Виды продукции 5 вариант 1 2 3 8 1. Объем выпуска, шт. А Б В Г Д 330 230 430 280 580 2. Цена реализации, руб. А Б В Г Д 180 190 145 225 190 3. Переменные расходы на весь выпуск, руб. А Б В Г Д 33000 27000 39000 43000 80000 Задание: сделайте необходимые расчеты. Дайте заключение о целесообразности (прибыльности) выпуска данного ассортимента продукции и рекомендации по его изменению, если это необходимо. Анализ следует провести по методу полной себестоимости (с распределением постоянных затрат пропорционально переменным) и по методу сокращенной себестоимости. Решение Расчет на базе полной себестоимости сведем в таблицу, предварительно определив сумму постоянных расходов по каждому виду продукции. Всего переменных расходов - 222 000 руб. Для продукции А доля переменных расходов равна 14,8 % (33 000 /222 000 × 100 %). Тогда постоянные расходы по изделию А составят 6 127руб. (41 400 × 0,148). Аналогично рассчитаем суммы постоянных расходов по другим видам продукции. Б: доля переменных расходов 27 000/222 000 × 100 %=12,2% постоянные расходы 41 400 × 0,122=5 051 В: доля переменных расходов 39 000/222 000 × 100 %=17,6% постоянные расходы 41 400 × 0,176=7 286 Г: доля переменных расходов 43 000/222 000 × 100 %=19,4% постоянные расходы 41 400 × 0,194=8 032 Д: доля переменных расходов 80 000/222 000 × 100 %=36% постоянные расходы 41 400 × 0,36=14 904 Таблица 1. Расчет прибыли на базе полной себестоимости Показатели Виды продукции А Б В Г Д Всего 1. Объем выпуска, шт. 330 230 430 280 580 1 850 2. Цена реализации, руб. 180 190 145 225 190 - 3. Выручка (строка 2 × × строка 1), руб. 59 400 43 700 62 350 63 000 110 200 338 650 4. Переменные расходы на весь объем выпуска, руб. 33 000 27 000 39 000 43 000 80 000 222 000 5. Постоянные расходы на весь объем выпуска, руб. 6 127 5 051 7 286 8 032 14 904 41 400 6. Полная себестоимость (строка 4 + строка 5) 39 127 32 051 46 286 51 032 94 904 263 400 7. Прибыль (строка 3 - - строка 6), руб. 20 273 11 649 16 064 11 968 -14 904 45 050 8. Рентабельность (строка 7 / строка 6), % 51 36 34 23 -15 - Результаты расчета свидетельствуют об убыточности товара Д. Если мы рекомендуем фирме прекратить выпуск товара Д и проведем аналогичные расчеты, то увидим, что прибыль, полученная фирмой, останется неизменной. Таблица 2. Расчет прибыли на базе полной себестоимости для оставшихся видов продукции (А, Б, В, Г) Показатели Виды продукции А Б В Г Всего 1. Объем выпуска, шт. 330 230 430 280 1 270 2. Цена реализации, руб. 180 190 145 225 - 3. Выручка, руб. 59 400 43 700 62 350 63 000 228 450 4. Переменные расходы на весь объем выпуска, руб. 33 000 27 000 39 000 43 000 142 000 5. Постоянные расходы на весь объем выпуска, руб. 9 522 7 866 11 344 12 668 41400 6. Полная себестоимость, руб. 42 522 34 866 50 344 55 668 183 400 7. Прибыль, руб. 16 878 8 834 12 006 7 332 45 050 8. Рентабельность, % 39 25 23 13 - Всего переменных расходов - 142 000 руб. А: доля переменных расходов 33 000/142 000 × 100 %=23% постоянные расходы 41 400 × 0,23=9 522 Б: доля переменных расходов 27 000/142 000 × 100 %=19% постоянные расходы 41 400 × 0,19=7 866 В: доля переменных расходов 39 000/142 000 × 100 %=27,4% постоянные расходы 41 400 × 0,274=11 344 Г: доля переменных расходов 43 000/142 000 × 100 %=30,6% постоянные расходы 41 400 × 0,306=12 668 Более правильное представление о роли каждого вида продукции в работе фирмы можно получить, осуществляя расчет на базе сокращенной себестоимости. Таблица 3. Расчет прибыли на базе сокращенной себестоимости Показатели Виды продукции А Б В Г Д Всего 1. Объем выпуска, шт. 330 230 430 280 580 1 850 2. Цена реализации, руб. 180 190 145 225 190 - 3. Выручка, руб. 59 400 43 700 62 350 63 000 110 200 338 650 4. Переменные расходы на весь объем выпуска, руб. 33 000 27 000 39 000 43 000 80 000 222 000 5. Маржинальная прибыль (строка 3 - строка 4), руб. 26 400 16 700 23 350 20 000 30 200 116 650 6. Постоянные расходы, руб. - - - - - 41 400 7. Реальная прибыль (строка 5 - строка 6), руб. - - - - - 75 250 8. Рентабельность к сокращенной себестоимости (строка 5 / строка 4), % 80 62 60 46 38 - Рентабельность всех видов продукции положительна, т. е. все они вносят определенный вклад в общую маржинальную прибыль фирмы, из которой возмещаются постоянные расходы, а оставшаяся часть составляет реальную прибыль, полученную фирмой. Отказ от любого из продуктов приведет к снижению маржинальной прибыли и ухудшению финансовых результатов деятельности фирмы. Cписок использованной литературы цена контрактный издержка 1.Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.11.1996г. №129-ФЗ. .Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» (ПБУ10/99). Утверждено приказом Минфина РФ №33н от 06.05.1999г . Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Схемы бухгалтерских проводок типовых хозяйственных операций. - Учебн. Пособие М.: ."Налоги и финансовое право", 2006 г. 236с. .Кемиров В.Э. Бухгалтерский финансовый учёт.- М.:«Дашков и К0», 2005. 248с. .Е.Ф. Прокушев. Внешнеэкономическая деятельность, Москва, «Дашков и К», 2008 . Е.П. Пузакова. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление, Москва, Экономистъ, 2005 8. Б.И. Синецкий. Основы коммерческой деятельности, Москва, Юрист, 2005 Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.-М.:ИНФРА-М, 2004. 263с. .Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учебное пособие для вузов.5-е изд.,доп. и перераб..-М.; ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март»,2004. 344с. . Соотношение принципов бухгалтерского учета и его влияние на бухгалтерскую информацию (М.Л. Пятов, "БУХ.1С", N 8, август 2007 г.) стр. 15-17. Скачать архив (12.8 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |