Главная » Экономика

Сельское хозяйство независимой Индии

1. Сельскохозяйственное производство и его проблемы

За 2010 год статистических данных мирового сельского хозяйства ФАО, Индия - самый большой в мире производитель свежих фруктов и овощей, молока, основных специи, свежего мяса, волокнистых зерновых культур, такие как джут, и несколько важных продуктов, таких как просо и семя клещевины. Индия - второй по величине производитель пшеницы и риса, главных продовольственных продуктов в мире. Индия - также второй или третий по величине производитель в мире нескольких видов сухих фруктов, основанного на сельском хозяйстве текстильного сырья, урожая клубневых, бобовых, обработанной рыбы, яиц, кокосового ореха, сахарного тростника и многочисленных овощей. Индия заняла место среди пяти крупнейших сельскохозяйственных производителей в мире, более чем 80% видов сельскохозяйственных продуктов, включая многие товарные культуры, такие как кофе и хлопок, в 2010 году. Индия также один из пяти крупнейших производителей в мире домашнего скота и мяса домашней птицы, с одним из самых быстрых темпов роста, с 2011 года.

Один отчет с 2008 года утверждал, что население Индии растет быстрее, чем их способность произвести рис и пшеницу. Другие недавние исследования утверждают, что Индия может легко накормить свое население плюс производить пшеницу и рис для глобального экспорта, если это может уменьшить продовольственную порчу главного продукта, улучшить ее инфраструктуру и поднять ее производительность фермы до уровня, достигнутых другими развивающимися странами, такими как Бразилия и Китай.

Урожайность в некоторых хозяйствах Индии на 90% лучше, чем урожайность хозяйств в развитых странах, таких как США, и в Европейском Союзе. Ни одно государство не имеет отличные результаты по каждой культуре. Индия - лучшая в каждой культуре. В таких индийских Штатах, как Тамил Наду, достижения максимальной урожайности риса и сахарного тростника, Харьяна имеет самый высокий урожай пшеницы и кормового зерна, Карнатака хорошо производит хлопок, Бихар - просо, в то же время Индия преуспевает также в садоводстве, Аква культуре, цветочном и фруктовом плантациях. Отличиями производительности сельского хозяйства в Индии являются функции местной инфраструктуры: качество почвы, микро - климат, местные ресурсы, знания фермера и инноваций. Однако, одной из серьезных проблем, в Индии, является отсутствие сети сельских дорог, хранение сельскохозяйственной продукции и эффективного розничного разрешения свободного потока сельскохозяйственной продукции из наиболее продуктивных, но далеких индийских ферм для индийских потребителей. Индийская торговая система является крайне неэффективным. Движение сельскохозяйственной продукции в Индии слишком сильно регулируется, межгосударственные, межрайонные ограничения на маркетинг и движение сельскохозяйственных товаров. Талантливые и эффективные хозяйства в настоящее время не в состоянии сосредоточить внимание на сельскохозяйственных культурах, которые они могут производить с высокой доходностью и по низким ценам.

Одно исследование показывает, что индийской сельскохозяйственной политике лучше сосредоточиться на улучшении сельской инфраструктуры, в основном, в форме ирригации и борьбы с наводнениями инфраструктуры, передача знаний о более покладистых и более устойчивых к болезням семян с целью устойчивого производства. Кроме того, холодное хранение, гигиеническая упаковка продуктов питания и эффективность современной торговли, чтобы уменьшить отходы также могут значительно улучшить Индии сельскохозяйственной продукции, наличие мест и доходов в сельской местности.

В финансовом году, закончившемся в июне 2011 года, с нормальным сезоном муссонов, индийское сельское хозяйство выполнила рекорд всех времен - 85.9 млн. тонн пшеницы, это на 6,3% больше, чем годом ранее. Производство риса в Индии также достигла нового рекорда - 95,3 млн тонн, что на 7% больше по сравнению с годом ранее. Производство чечевицы и многих других продуктов питания увеличилось за год. Индийские фермеры, таким образом, производится около 71 килограммов пшеницы и 80 килограммов риса для каждого члена индийского населения в 2011 году. В расчете на душу населения поставок риса каждый год в Индии, в настоящее время выше, чем в расчете на душу населения потребление риса каждый год в Японии.

Проблемы сельского хозяйства в Индии и пути их решения.

«Сельское хозяйство является основой индийской Экономики», - сказал Махатма Ганди пять десятилетий назад. Даже сегодня, когда Индия вступает в новое тысячелетие, ситуация все та же, почти вся экономика стабильна в сельском хозяйстве, которое является основой деревень.

Правительство Индии придает высокий приоритет в сокращение бедности путем повышения уровня производительности сельского хозяйства. Однако, от смелых и решительных действий политиков необходимо перейти от существующего дотационного режима, который больше не является устойчивым, чтобы создать прочную основу для высоко производительных, конкурентоспособных производителей на международном уровне, и диверсификация сельскохозяйственного сектора.

Именно здесь проблема возникает с учетом внедрения технологий на различных уровнях в рамках Мирового сообщества. В Индии, практика сельского хозяйства слишком поспешна и не научна, и, следовательно, нужна предусмотрительность до внедрения любой новой технологии.

Основные проблемы, с которыми сталкивается индийское сельское хозяйство - рост населения и мелких хозяйств, истощенных почв, отсутствие современных технологий и наличие устаревших объектов для хранения продукции. Шесть основных проблем, с которыми сталкивается индийское сельское хозяйство.

1. Демографическое давление;

Индия обладает огромным населением свыше одного миллиарда, и он растет очень быстрыми темпами. Согласно переписи 2001 года, плотность населения составляет 324 человека на кв. км. Число, вероятно, в будущем будет продолжать расти. Это вызвало большой спрос на землю. Каждый клочок земли был взят под плуг. Даже склоны холма были разрезать на террасы для земледелия.

2. Раздробленность земельных владений:

Давление от прироста населения и практика деления земель поровну между наследниками вызвало чрезмерное разделение аграрных хозяйств. Малый размер хозяйств производит сельскохозяйственную деятельность к нерентабельности и приводит к социальной напряженности, насилию и недовольству.

3. Недостаток ирригационных сооружений:

По большому счету ирригационные сооружения, доступные в Индии, далеко не достаточны для половины площади под продовольственные культуры. Была взята под орошение и оставшаяся половина, но она остается на милость муссонным дождям, которые неустойчивы во времени и пространстве.

4. Истощение почв:

Индийский почвы использовались для выращивания сельскохозяйственных культур, на протяжении тысяч лет, которые привели к истощению плодородия почв, с вырубкой лесов - источников поддержания естественного плодородия почв. Отсутствие материальных ресурсов и невежество научного знания дополнительно истощили почвы с естественным плодородием. Раньше только отходы животных было достаточно, чтобы поддерживать плодородие почвы.

5. Хранение зерна:

Хранение зерна - это большая проблема. Отсутствие надлежащего хранения объектов приводит к тому, что около 10% урожая идет на отход ежегодно. Это колоссальных потерь можно избежать путем разработки научно-жилищных объектов. Правительство приняло ряд мер для обеспечения хранения объектов.

6. Сельскохозяйственный инвентарь:

В некоторых частях данной страны механизация сельского хозяйства имеет некоторое место, но большинство фермеров являются бедными и не имеют достаточно средств на приобретение современных сельскохозяйственных орудий и инструментов. Это тормозит развитие сельского хозяйства.

Таким образом, информация о пространственной изменчивости в плодородии почвы и урожая является предпосылкой для принятия точного земледелия. Космические технологии, включая системы глобального позиционирования (GPS) и ГИС, дают многообещающую перспективу для получения информации о почве и урожае, и позволяют осуществлять мониторинг сезонной переменчивости почвы и характеристику урожая, а именно: влажность почвы, урожай сельскохозяйственных культур-фенологов, рост дефицита питательных веществ, перечень болезней и сорняков и насекомых-вредителей. Эти данные, в свою очередь, помогут в оптимизации и получения максимальной урожайности и доходов. Однако широко распространенное в развитых странах, точному земледелию в Индии еще предстоит занять твердую почву, прежде всего, благодаря, своим уникальным узорам из земельных наделов, слабая инфраструктура, нежелание фермеров идти на риск, социально-экономическая и демографическая условия.

1.1    Экономическая и социальная структура индийской деревни

Кратко охарактеризуем каждую из групп, составляющих структуру индийской деревни. Ведущее положение в деревне занимали полноправные члены общины паттидары мирасдары, каниятчикары, худкашт-райяты, заминдары и т.д. Этот слой землевладельцев держал свою от общины и должен был уплачивать государству ренту-налог. В ряде районов Индии некогда единая рента-налог уже стала распадаться на налог, который поступал центральному правительству, и ренту, - которую присваивали его представители на местах.

Землевладельцы обладали рядом прав. Они имели: право принимать участие в ежегодном собрании, на котором решались вопросы, связанные с раскладкой и уплатой налога, могли претендовать на пустующие земли, обладали преимущественным правом покупки земли в деревне и т.д. Правда, землевладелец был ограничен в праве отчуждения земли. Продажа земли могла состояться лишь в том случае, если продавец земли находил такого земледельца, который был согласен уплачивать прежнюю ренту, если эта сделка не затрагивала интересы лиц, арендовавших эту землю, и, наконец, если новый землевладелец принадлежал к земледельческой касте, а эта сделка не противоречила интересам господствующих в деревне владельческих каст. Лишь в этом случае продажа земли могла быть санкционирована органом деревенского самоуправления - панчаятом. Следует отметить, что несмотря, на такой внушительный перечень условий продажи, из среды владельческого коллектива уже выделились общинная верхушка, скупившая владения своих разорившихся соседей.

Источниками доходов землевладельцев явились средства, полученные от ведения собственного хозяйства, а также арендная плота, получаемая от держателей их земель и земель общины. Характерной особенностью индийской деревни явилось широкое распространение аренды. Именно арендная плата и поборы с арендаторов «деревенские расходы» составляли основную статью дохода многих разбогатевших земледельцев.

Вторую группу земледельческого населения деревни составляли арендаторы - «чужаки» упри, пайлкари, паикашт-райяты и т.д., которые стояли вне общины и не обладали правами, принадлежащими владельческому коллективу. За пользование общинными угодьями лугами, лесами и т.п. они платили общине специальный налог. Эти «чужаки» держали на определенных иногда даже льготных условиях либо земли общины, либо земли отдельных общинников, либо государственные земли, расположенные на территории данной деревни.

Значительную часть сельского населения Индии составляли безземельные, принадлежавшие к низшим кастам. Они нанимались в качестве сезонных работников, батраков к владельческой части общины или арендаторам, получая поденную или помесячную плату.

Проведенный анализ свидетельствует о социальной неоднородности индийского крестьянства. Его верхний слой - налогоплательщики-землевладельцы - противоречиво соединял в себе черты эксплуатируемого и эксплуататора. В той мере, в какой землевладелец вел собственное хозяйство и самостоятельно уплачивал государству или его представителям - джагирдарам, инамдарам и т.п. налог, он является эксплуатируемым; в той мере, в какой землевладелец получал ренту арендаторов, превышающую налог, пользовался плодами труда зависимых каст неприкасаемых, он являлся эксплуататор. Не случайно поэтому богатых землевладельцев большинство советских исследователей называет «мелкими помещиками». Однако это условное определение, условное в том смысле, что оно игнорирует известную специфику отношений индийской деревни как в отношениях; между землевладельцами и арендаторами отсутствие крепостного права, близкое по уровню доходов и характеру основной деятельности положение так и между землевладельцами и государством необходимость уплаты «помещиком» более половины собранного урожая, ведение «помещиком» собственного мелкокрестьянского хозяйства. Отсутствие четких граней между эксплуатируемыми и эксплуататорами, обезличенность тех и других перед государством и представителями его налогового аппарата свидетельствуют о незавершенности процесса классовой дифференциации.

Другой важной особенностью индийской деревни было содержание общиной землевладельцев обширного штата ремесленников и слуг. Развитое внутриобщинное разделение труда - явление незнакомое европейской истории, и его специально выделяет К. Маркс, характеризую индийскую общину. Отметив, что подавляющее большинство населения деревни занимается обработкой земли и ткачеством. К. Маркс перечисляет дюжину лиц, которые содержались за счет всей общины: старосту, бухгалтера, писаря, деревенских стражников, водоноса, служителя культа, школьного учителя, астролога, кузнеца, плотника, гончара, цирюльника, прачечника, серебряных дел мастера и даже поэта, должность которого обычно выполняли либо серебряных дел мастер, либо школьный учитель. Еще больший набор профессий был в бенгальской деревне, где наряду с перечисленными выше ремесленниками встречались ткачи, портные, маслоделы, молочники, кондитеры и т.д.

К. Маркс описал общину наиболее простого типа, где вся община в целом содержала группу общинных слуг. Действительно, такая форма единства земледелия и ремесла сохранялась в ХУШ-I-й половине XIX в., например, в Пенджабе и Махараштре. Однако в Бенгалии и ряде других районов коллективное общинное содержание ремесленников и слуг сменилось индивидуальным точнее групповым. Именно эта, более развитая форма система джаджамани и описана Вайзером. Ее суть заключается в том, что отдельные ремесленники и плуги обслуживают уже не всю общину, а лишь ее часть: определенную группу земледельцев и ремесленников. Конечно, в какой-то мере и они пользуются их услугами. На первый взгляд, отношения имеют возмездный характер, так как большинство было не только каминами т.е., лицами, оказывающими услуги, но и джаджаманами, т.е. лицами, получающими услуги. Так, ремесленники должны были ежегодно поставлять земледельцам определенное количество средств, труда и предметов домашнего обихода. За это они получали продукты труда или услуги других каминов, а также установленную традицией долю урожая джаджмана и некоторые из них - крошечный надел земли. Несмотря на то, что удельный вес сельскохозяйственной продукции, идущей на оплату ремесленников и слуг, был относительно высоким /он колебался в разных районах от 7-10% до 20-25% крестьянского урожая, каждый камин получал сравнительно немного, так как доля неземледельческого населения индийской деревни была достаточно велика 25-50%. В Южной Индии в конце ХУШ века доход ремесленников и слуг общины айя-гаров, по оценке Дюбуа, составлял от 5 до 25 фунтов стерлингов в год.

Нетрудно заметить, что под формой возмездности скрывались отношения эксплуатации, ведь в этом натуральном продуктообмене не существовало даже приблизительной эквивалентности. Более того, оплачивалась не сама услуга, а скорее способность, право и обязанность ее оказать. Да и о какой эквивалентности могла быть речь между кастами, стоящими на разных ступенях иерархической лестницы» Система джаджмани закрепляла это неравенство организационно. Следствие деревенской иерархии становилось ее предпосылкой.

 
1.2 Система каст в жизни индийской деревни

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

В Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). При этом существует около 5 тысяч неосновных каст и полукаст. Особо стоят неприкасаемые. Они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию.

В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой.

Варново-кастовая система в целом именно благодаря своей жесткой иерархичности составляла костяк социальной структуры Индии; уникальная по форме, она не только оказалась эффективной альтернативой слабой политической, но и успешно компенсировала эту слабость, хотя такого рода компенсация, как о том уже шла речь, никак не способствовала политической стабильности государств в Индии. Впрочем, общество в целом от этой нестабильности не страдало - этим традиционная Индия выгодно отличалась и от исламских государств, и от дальневосточных, где кризис государства неизменно отражался на благосостоянии общества.

Дело в том, что варново-кастовая система при любых политических пертурбациях весьма успешно сохраняла незыблемый статус-кво в нижних этажах общества. Конечно, обществу не было безразлично, идут войны или нет; от них индийские низы, как и везде, немало страдали. И речь не о том, что общество благоденствовало, когда государства вели друг с другом вооруженную борьбу за власть. Имеется в виду нечто иное: эта борьба не вела к кризису в социальной структуре и не совпадала с чем-то в этом роде. А верхушечная политическая борьба за власть заметно не отражалась на основной массе индийцев. И здесь играла свою важную роль не только варново-кастовая система, но и традиционная индийская община, построенная на основе этой же системы.

Доминировали в общине полноправные ее члены, земледельцы-общинники, владевшие общинными наделами и имевшие наследственное право на них. Наделы могли быть и бывали разные. Каждая семья, большая или малая, вела хозяйство индивидуально на своем участке, который можно было иногда даже отчуждать, хотя и под контролем общины. Не все землевладельцы в общине сами обрабатывали свои участки. Наиболее зажиточные семьи, чаще всего брахманские, использовали труд малоземельных соседей, давая им в аренду свою землю. Использовался для этого также и труд неполноправных членов общины, батраков-наемников (кармакары) и т.п. Излишне говорить, что бедные и неполноправные, арендаторы и тем более батраки чаще всего принадлежали к низшим кастам. Больше того, вся кастовая система обязательного реципрокного взаимообмена (джаджмани) сводилась прежде всего к тому, чтобы освятить и узаконить социальное и имущественное неравенство в общине, как и в обществе в целом. Представители высших каст имели, согласно сложившимся нормам, неоспоримое право пользоваться буквально за гроши услугами выходцев из низших каст и тем более неприкасаемых, к которым следовало при этом еще и относиться с презрением. И что характерно: такое право никем и никогда не подвергалось и тени сомнения. Так нужно, это норма жизни, закон жизни. Это твоя судьба, такова твоя карма - с таким сознанием жили и кастовые верхи общины, и кастовые и внекастовые низы ее.

Руководил всей сложной системой внутренних связей общинный совет, который разбирал также и жалобы, вершил суд, выносил приговоры, т.е. был одновременно и руководящим органом корпорации (общины), и органом власти на местах. Немалую роль в совете играл староста, престиж которого был высок, да и доход обычно тоже. Для внешнего мира, и в частности для административно-политической и фискальной системы государства, именно староста был и представителем общины, и агентом власти на местах, ответственным за выплату налогов и порядок.

Своего рода вариантом общинно-кастовой системы была и организация индийских городов. В городах касты играли, пожалуй, еще большую роль, чем в общинной деревне - по крайней мере в том плане, что общины здесь обычно были одно кастовыми, т.е. целиком совпадали с кастами, будь то цех представителей какого-либо ремесла или гильдия торговцев. Все ремесленники и торговцы, все трудовое население города строго членилось на касты (касты ткачей, оружейников, красильщиков, торговцев растительным маслом, фруктами и т.п.), причем представители родственных или связанных друг с другом каст и профессий нередко соединялись в более крупные специализированные корпорации-шрени, также возглавлявшиеся советами и руководителями, ответственными перед властями. Индийское ремесло - ткацкое, ювелирное и др. - славилось на весь мир. Торговые связи соединяли индийские города с многими странами. И во всех этих связях огромной, решающей была роль каст и корпораций городских ремесленников и торговцев, решавших все вопросы и регулировавших всю жизнь их членов, от нормирования и качества продукции до судебных разбирательств и пожертвований в пользу храмов.

2. Значение государственного сектора в индийской экономике

Регуляторный цикл в Индии. Хорошо прослеживается регуляторная волна и в развитии индийского госсектора. Так, к моменту завоевания в 1947 г. государством политической независимости на госсектор приходилось лишь 1% самодеятельного населения страны и 2-3% национального дохода. Обретение собственной государственности позволило Индии использовать государственный сектор для устранения накопившихся проблем социально-экономического развития. С этого момента началось построение мощного госсектора, который должен был потянуть за собой национальный частный сектор. Для этого в Конституцию страны были введены поправки и дополнения, позволявшие передавать в полное и частичное ведение государства любые отрасли промышленности и торговли, осуществлять национализацию частных предприятий без выплат собственникам полной компенсации, осуществлять выплаты за национализированное имущество не в денежной форме, а с помощью низкопроцентных долгосрочных государственных облигаций. Это обеспечило возможность ускоренного расширения госсектора. За период с 1950 г. по 1992 г. доля госсектора в воспроизводимом национальном богатстве страны возросла с 15 до 38%, в чистом внутреннем продукте - с 3 до 19%. Государственный сектор занял монопольное или абсолютно доминирующее положение не только в сфере производственной и финансовой инфраструктуры и в оборонной промышленности, но обеспечил себе сильные позиции и в целом ряде отраслей тяжелой промышленности. Однако уже в 80-е годы начался процесс уменьшения роли государственного предпринимательства, который значительно ускорился с 1991 года. В результате начавшихся экономических реформ число отраслей, зарегистрированных за госсектором и закрытых для частного предпринимательства, было сокращено с 18 до 6; число отраслей, в которых создание и расширение крупных частных предприятий подлежит обязательному лицензированию, сократилось до 6; была осуществлена продажа части акций государственных предприятий; доля госсектора в банковском секторе снизилась с 89,3% в 1992 г. до 77,9% в 2004 г. Таким образом, сдвиги в динамике госсектора и сформировавшаяся в стране «регуляторная волна» были напрямую связаны с реализацией периодически пересматривающихся моделей социально-экономического развития Индии.

Значение внешнеэкономических связей для национальной экономики Индии обуславливает весьма активное участие государства в их развитии и повышении эффективности воздействия на внутриэкономические процессы. В этих целях государством используется широкий арсенал средств, начиная от косвенных методов регулирования деятельности частного капитала на мировом рынке до прямого участия в осуществлении внешнеэкономических программ.

Участие госсектора в экспорте

Формы, в которых осуществляется стимулирование экспортных усилий частнопредпринимательских кругов Индии, на долю которых приходится около 80% стоимости национального вывоза, могут быть разделены на три основные категории.

К первой из них относятся финансовые и налоговые льготы при платежах в национальной валюте. Они включают в себя отсрочки или же освобождение от уплаты экспортных пошлин, предоставление налоговых льгот предприятиям, работающим на экспорт, выплаты экспортных премий, прямое и косвенное субсидирование экспорта, его страхование, предоставление экспортных кредитов и т.д. Так, в середине 80-х годов индийский экспортер получал денежную субсидию в размере 5-25% цены при экспорте товаров.

Вторая категория государственного стимулирования частных экспортеров включает в себя валютные льготы, как например предоставление права на использование части валютных средств, полученных от экспорта, на дальнейшее его расширение, на импорт сырья и материалов для экспортного производства, предоставление премий в твердой валюте и т.д.

Примером такого рода государственного стимулирования может служить решение министерства торговли Индии принятое в сентябре 1975 года и разрешающее крупным национальным частным экспортерам увеличить валютные затраты на импорт таких товаров, как медь, белая жесть, сырая шерсть и некоторых других для производства товаров на экспорт.

В 1977 г. в целях укрепления производственной базы экспорта индийским фирмам было предоставлено право импорта любых товаров, необходимых для производства экспортной продукции, в размере 25% от стоимости их экспорта. Специальные льготы были предоставлены мелким и средним экспортерам, в частности выделение импортных лицензий на сумму до 50 тыс. рупий в свободно конвертируемой валюте. Если же предприятие сектора мелкой промышленности экспортировало свыше 20% своей продукции, размеры этих лицензий не ограничивались.

Третья категория государственных мероприятий, направленных на оказание помощи частным экспортерам, включает сбор и обработку информации о зарубежных рынках, проведение рекламной работы, организацию выставок и т.д. Роль государства в развитии экспорта Индии не исчерпывается только предоставлением различного рода стимулов частным предприятиям. Государство также самостоятельно вышло на мировой рынок, первоначально через систему государственных внешнеторговых объединений, первым из которых стала созданная в 1956 г. Государственная торговая корпорация (Г.Т.К.).

Экспортная деятельность Г.Т.К. характеризуется весьма высокими темпами роста. Динамика его такова, что если в 1956 году ее экспорт составлял около 90 млн. рупий, то через 20 лет, в 1976 г., он достиг 5590 млн. рупий, что равнялось 17% стоимости всего национального экспорта.

Многим индийским государственным компаниям удалось выйти на мировой рынок и в последующем расширить свой экспорт благодаря заказам из афро-азиатских стран, являющихся крупными потребителями продукции индийского машиностроения, металлообработки, металлургии и химии, т.е. продукции именно тех отраслей, где в основном действуют государственные промышленные компании.

Усиление позиции государства в экспортных операциях в связи с абсолютным и относительным ростом экспорта государственных внешнеторговых корпораций и промышленных предприятий положительным образом сказалось на повышении эффективности экспортных программ Индии в целом.

Во-первых, при активном участии государственного сектора в экспорте страны произошло увеличение удельного веса готовых изделий, а также товаров с наиболее высокой валютной эффективностью (продукция машиностроения, химии и т.д.). Во вторых, в руках государства находится ныне мощный рычаг, позволяющий ему корректировать географическое направление экспорта в зависимости от первоочередных задач. Иными словами, усиление позиции государства в экспортной торговле оказало важное положительное влияние на укрепление позиций Индии на мировом рынке, рост конкурентоспособности ее товаров и увеличение экспортных поступлений.

Участие госсектора в импорте

Как и экспортной торговле воздействие государства на развитие импорта проявляется, во-первых, через систему государственного регулирования, и, во-вторых, путем непосредственного участия государственных внешнеторговых компаний и предприятий государственного сектора в осуществлении импортных операций.

Государственное регулирование импорта включает валютное регулирование, лицензирование, тарифную политику, установление импортных квот, прямой государственный контроль за ввозом отдельных товаров и т.д. Каждое из этих направлений регулирующей деятельности государства имеет большое значение, особенно в условиях сложностей с торговым и платежным балансами. В связи с последним обстоятельством государственное внешнеторговое регулирование направлено в первую очередь на обеспечение экономии валютных средств. Этой цели государство в основном добивается посредством предоставления импортных льгот экспортерам. В этом случае импортное регулирование тесно переплетается с экспортным.

Экономному расходованию валюты при одновременном стимулировании экспорта, призваны содействовать и другие меры государственного импортного регулирования, в частности выдача лицензий на импорт оборудования, сырья, компонентов и запчастей для создания дополнительных мощностей, работающих на экспорт.

Не менее важной целью государственного импортного регулирования является защита национальной промышленности. Именно здесь протекционизм приобретает антиимпериалистическое содержание и служит общенациональным интересам. Осуществление защиты национальной экономики происходит через установление:

высоких таможенных пошлин;

импортных квот;

прямого запрета на импорт товаров, идентичных тем, которые производятся внутри страны.

Довольно сильные позиции государства в импорте определяются крупными масштабами деятельности государственных внешнеторговых организаций и предоставлении им исключительного права импорта отдельных товаров. Внешнеторговые организации являются главными, но не единственными государственными организациями, участвующими в осуществлении импортных операций. Значительный объем импорта машин и оборудования осуществляется прямыми потребителями этих товаров из числа государственных промышленных предприятий.

Огосударствление импорта непосредственно сказывается на характере участия Индии в мировой торговле, в международном разделении труда. По мере роста удельного веса госсектора в импорте Индии достигается более рациональное импортной торговли в общенациональных интересах, ограничивается отрицательное воздействие монополий на хозяйственное развитие страны.

3. Динамика сельского хозяйства и развивающейся экономики
 
Экономика Индии. Индия в современной мировой экономике.

Индия - яркая и многообразная страна, чья экономика все более и более интегрируется с мировой экономикой. Развернутые экономические реформы, предпринятые в последнем десятилетии имели далеко идущие последствия. GE Сapital называет эту страну уникальной, PepsiCo находит ее самой быстрорастущей, а Motorola уверена, что она превратиться в глобальный источник. Операции на территории Индии заняли центральную позицию в глобальной деятельности этих гигантов.

Огромный и постоянно растущий рынок, развивающаяся инфраструктура, сложный финансовый сектор, гибкая регулирующая среда, льготы, устойчивое государство и хорошая экономическая перспектива делает Индию привлекательной для инвестиций. Деловая среда Индии благоприятствует достижению высокого уровня и постоянного роста.

Индия в настоящее время находится на пути развития в экономику открытого рынка, однако все же следы прошлой политики страны остаются. Экономическая либерализация, включая отмену госконтроля промышленности, приватизацию государственных предприятий и снижение контроля над внешней торговлей и инвестициями, началась в начале 1990-ых и служила тому, чтобы ускорить экономический рост страны, который составил в среднем больше чем 7% ежегодно с 1997 года. Экономика Индии разнообразна и охватывает традиционное деревенское сельское хозяйство, современное сельское хозяйство, изделия кустарного промысла, широкий диапазон современных отраслей промышленности и множество видов услуг. Немного больше половины рабочей силы находится в сельском хозяйстве, но сектор услуг - основной источник экономического роста. Он составляет больше половины ВВП Индии, а занята в нем только одна треть рабочей силы.

Индия извлекла выгоду из наличия многочисленного образованного англоговорящего населения и стала основным экспортером услуг в области информационных технологий и программистов. В 2010 году индийская экономика восстановилась после мирового финансового кризиса - в значительной степени из-за сильного внутреннего спроса - и рост превысил 8% в течение года в реальном исчислении. Экспорт товаров, который составляет приблизительно 15% ВВП, возвратился к докризисным уровням. Промышленное развитие и высокие цены на продовольственные товары, которые стали следствием совместного воздействия слабых муссонов 2009 года и неэффективности действий правительства системе распределения продовольствия, стали причиной высокой инфляции, которая достигла максимума приблизительно в 11% в первой половине 2010 года, однако затем постепенно уменьшалась к однозначным значениям, после серии увеличений процентной ставки Центрального банка страны.

В 2010 году власти уменьшили субсидии в сфере производства топлива и удобрений, продали небольшой процент акций в некоторых государственных предприятиях и продали с аукциона права на использование частот 3G телекоммуникаций в частности для того, чтобы снизить дефицит бюджета. Индийское правительство стремится удержать свой бюджетный дефицит на уровне 5,5% ВВП в 2010-11, финансовом году, что ниже чем 6,8% в предыдущем году. Долгосрочные проблемы Индии включают широко распространенную бедность, несоответствующую физическую и социальную инфраструктуру, ограничение несельскохозяйственных возможностей трудоустройства, недостаточный доступ к качественному среднему и высшему образованию и миграцию сельского населения в города.

Сельскохозяйственный сектор, который так долго был оплотом индийской экономики, теперь составляет только приблизительно 20% от валового национального продукта, тем не менее, обеспечивает занятость 60% населения. В течение нескольких лет после обретения независимости, в удовлетворении своих потребностей в продовольствии Индия зависела от иностранной помощи. В последние 50 лет пищевая промышленность неуклонно растет, главным образом из-за увеличения числа орошаемых земель и широко распространенном использовании высокопродуктивных семян, удобрений и пестицидов. Страна имеет большие запасы зерна (около 45 миллионов тонн) и является мировым экспортером зерна. Товарные культуры, особенно чай и кофе приносят главный экспортный доход. Индия - крупнейший в мире производитель чая, ежегодно производящий около 470 миллионов тонн, из которых 200 миллионов тонн экспортируется. Индия также занимает около 30% мирового рынка специй, экспорт которых составляет около 120,000 тонн в год.

В сельском хозяйстве Индии до сих пор сохраняются большие контрасты - крупные плантации соседствуют с мелкими крестьянскими хозяйствами. Многие крестьяне имеют мало земли или вообще её не имеют. В большинстве сёл вообще нет электричества. По площади орошаемых земель (54,8 млн га) Индия занимает первое место в мире. Доля сельскохозяйственной продукции в экспорте Индии составляет 15%.

Основными потребительскими культурами Индии являются рис и пшеница. Современная Индия в основном обеспечивает свои потребности в продовольствии, хотя и на очень низком уровне примерно в 250 кг на душу населения. В юго-восточной части Индо-Гангской низменности располагается главная рисоводческая зона Индии, где рис возделывают в сезон харифа (май-сентябрь) под муссонные дожди, а в сезон раби (октябрь-апрель) используется искусственное орошение.

Животноводство играет важную роль в сельском хозяйстве Индии. По количеству поголовья крупного рогатого скота (221,9 млн т) Индия занимает первое место в мире, однако по потреблению мяса - одно из последних в мире, что объясняется религиозными воззрениями индийцев - в индуизме корова является священным животным. Насчитывается 58,8 млн овец, 18 млн свиней, 9 млн верблюдов.

Индия занимает второе место в мире по объему производства сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство и сектора, с которыми оно связано, такие как лесоводство и рыболовство, составили 15,7% ВВП в 2009-10 фин. г., использовали 52,1% всей рабочей силы, и несмотря на устойчивое снижение доли в ВВП, все еще являются самым большим сектором экономики и существенной составляющей социально-экономического развития Индии. Урожаи всех зерновых культур выросли с 1950 года, из-за особого внимания к сельскому хозяйству в пятилетних планах и устойчивого совершенствования технологий, применения современных сельскохозяйственных методов и предоставления сельскохозяйственного кредита и субсидий. Однако, сравнения с другими странами мира показывают, что средний урожай в Индии - составляет только 30%-50% самого высокого среднего урожая среди стран мира. Индийские штаты Уттар-Прадеш, Пенджаб, Харьяна, Мадья-Прадеш, Андхра-Прадеш, Бихар, Западная Бенгалия и Махараштра - ключевые сельскохозяйственные регионы Индии.

В Индии орошается 546 820 квадратных километров земельной площади, или приблизительно 39% всех пахотных земель. Внутренние водные ресурсы Индии включая реки, каналы, водоемы и озера и морские ресурсы, включающие восточные и западные побережья Индийского океана и другие заливы, предоставляют занятость почти шести миллионам человек в рыбной отрасли. В 2008 году у Индии была третья по величине рыбная промышленность в мире.

Индия - крупнейший производитель в мире молока, джута и пульса, и также имеет вторую по величине популяцию крупного рогатого скота в мире - 175 миллионов животных в 2008 году. Индия - второй по величине производитель риса, пшеницы, сахарного тростника, хлопка и арахисов, так же как и второй по величине в мире производитель фруктов и овощей (10,9% и 8,6% мирового фруктового и овощного производства соответственно). Индия - также второй по величине производитель и крупнейший потребитель шелка в мире (77 миллионов тонн в 2005 году).

4. Меры технического характера, направленные на увеличение сельскохозяйственного производства

После завоевания независимости в стране произошли большие аграрные преобразования. Была начата аграрная реформа, направленная на ликвидацию крупного помещичьего землевладения и наделение землей крестьян. Но проводилась она недостаточно последовательно и привела к укреплению кулацкой верхушки, которая в первую очередь и воспользовалась плодами начавшейся в 1960-е гг. «зеленой революции», увеличив тем самым социальное расслоение общества. А вот производственное сельскохозяйственное кооперирование, несмотря на усилия новой власти, большого распространения не получило. Механизация сельского хозяйства все еще крайне недостаточна. В индийской деревне еще очень сильны натуральный и полунатуральный уклады.

Тем не менее и проведенные аграрные преобразования, и начавшаяся «зеленая революция» способствовали существенному росту сельскохозяйственного производства. За последние десятилетия в несколько раз увеличилось применение тракторов, расширилась сельская электрификация. Особое значение имело применение высокоурожайных семян, удобрений, увеличение площади орошаемых земель.

Аграрный сектор Индии высокопродуктивен, но существенно зависит от погодных условий и испытывает острый дефицит современных технологий. Дальнейшее развитие сельского хозяйства, обеспечивающего занятость большинства работоспособного населения, существенно сдерживается слабостью инфраструктуры, нехваткой современных средств доставки, переработки и хранения.

В последние два с половиной десятилетия Индия достигла значительных успехов в перестройке деревни и внедрение новых технологий. Многие хозяйства используют современную сельскохозяйственную технику, и правительство даже ставит перед собой задачу компьютеризации сельского хозяйства, однако, в целом положение деревни остается крайне тяжелым. Многие крестьяне владеют мелкими участками размером менее 1 га, которые не могут обеспечить доход, достаточный для выживания. Даже надел в 2 га не всегда обеспечивает прожиточный минимум.

5. Социальные преобразования и аграрные реформы

Аграрные реформы в Индии ведут к ускорению и углублению рыночных отношений в деревне. Значительно возросла роль зажиточных хозяйств. Государственная поддержка ориентирована на содействие снабженческо-сбытовым и производственным кооперативам, в которых сохраняется частная собственность на землю, и главную роль играют зажиточные землевладельцы. Расширяется сеть сельскохозяйственной кредитной кооперации.

В результате значительных государственных капиталовложений в сельское хозяйство, достижений «зеленой революции», большого роста производства и потребления удобрений в сочетании с благоприятными погодными условиями некоторых лет сбор зерновых за годы независимости значительно вырос. Индия избавилась от импорта зерна, и имеет некоторый резервный фонд на случай неурожаев.

Земельные реформы, начатые в Индии после получения независимости, были направлены на решение таких проблем, как устранение длиной цепи посредников между собственником земли и арендатором, обеспечение прав арендатора, снижение ренты, справедливое распределение земли, объединение (концентрация) мелких земельных участков, принадлежащих одному землевладельцу или арендатору. Главная цель земельных реформ - дать землю землепашцу.

. Устранение посредников. По мнению экспертов - это наиболее успешная часть реформ. Посредники, так называемые «заминдары», «талукдары», «джагары» и «инамы», контролирующие около 40% земель, были устранены. В результате 25 млн. арендаторов стали землевладельцами.

. Реформирование арендных отношений. Эта реформа преследует цель регулирования арендной платы и защиты прав арендатора. С целью обеспечить ему право на многолетнюю аренду, заинтересовать его в улучшении земли. По закону землевладелец не может отобрать землю у арендатора. Если арендатор не мог доказать официальных прав на аренду, землевладелец мог взять эту землю только для собственной обработки. При этом часть земли он должен был оставить арендатору.

В пятилетних планах экономического развития страны каждому штату определялось число арендаторов, которые должны были стать собственниками земли. В результате около 3 млн. безземельных крестьян получили 2,8 млн. га земли в личное владение.

Арендная плата не должна превышать, в зависимости от штата, 20-25% стоимости урожая. Закон ограничивает количество земли, которую можно иметь в частной собственности, но при аренде такого ограничения нет. Доход, извлекаемый при аренде земли за счет с/х деятельности, исключается из налога на прибыль.

. Потолок землепользования. Все излишки земли, превышающие потолок землевладения, должны быть перераспределены среди безземельных крестьян. В 1992-97 гг. из заявленных 31255 га излишков земли распределено было только 7056 га.

Неэффективность действия закона о потолке землевладения объясняется следующими причинами: потолок землевладения зафиксирован на столь высоком уровне, что концентрация земли в руках не только крупных лендлордов, но и средних собственников во многих случаях не изменилась; законы о потолке землевладения были составлены таким образом, что оставляли «лазейки» для их невыполнения; законодательство предусматривало массу исключений, что тоже делало его малоэффективным.

. Объединение землевладений. Эта реформа диктуется объективной необходимостью концентрации мелких разбросанных земельных наделов, принадлежащих одному землевладельцу, в один крупный участок, что позволяет использовать современные способы хозяйствования, вкладывать финансовые средства на улучшение земли и орошение. Наиболее успешно эта реформа прошла в штатах Пенджаб, Харьяна и Уттар-Прадеш. В этих штатах наблюдается увеличение частных капитальных вложений на улучшение земли, сопровождающееся ростом продуктивности.

января 1950 Индия была провозглашена республикой. В конституции 1950 отражена позиция управления и закреплены достигнутые успехи за время независящего развития страны. Относительно обычная процедура внесения поправок в конституцию на базе решений большинства в парламенте расширяла способности дальнейшего воплощения реформ.

При Джавахарлале Неру, который был также главой плановой комиссии, были осуществлены три пятилетних плана (с 1951 по 1966). Постановление от 30 апреля 1956 о промышленной политике ориентировалось на создание смешанной экономики и открывало перспективы для сотрудничества с частным капиталом, хотя в 17 ведущих (в том числе оборонных) отраслях допускалась лишь государственная собственность. Это правило коснулось компаний оборонной индустрии, темной металлургии, тяжелого машиностроения, добычи нужных ископаемых и др.

Курс на стимулирование развития индустрии смешивалась с политикой усмотрительных реформ в аграрном секторе. Плановая комиссия настоятельно рекомендовала штатам законодательно гарантировать защиту прав землепользователей, в частности ограничить ставки арендной платы, установить «потолок» для площади личных землевладений и реорганизовать на кооперативной базе кредитно-сбытовую систему, а в более отдаленном будущем, может быть, и Агро производство. С 1953 началась реализация программы общинного развития, ставившей, в частности, задачку организации сети учреждений по распространению в деревне передового сельскохозяйственного опыта, а также создание на селе кооперативных объединений и панчаятов.

Заключение

Начиная с 2011 года, Индия - это большой и разнообразный сектор сельского хозяйства, бухгалтерского учета, в среднем, около 16% ВВП и 10% доходов от экспорта. Индия имеет 159.7 млн. га (394.6 млн. акров) пахотных земель - второй в мире по величине, после Соединенных Штатов. Ее валовые орошаемые площади 82.6 млн. га (215.6 млн. акров) является крупнейшим в мире. Индия выросла, чтобы стать одной из трех ведущих мировых производителей широкого спектра сельскохозяйственных культур, включая пшеницу, рис, бобовые, хлопчатник, арахис, фрукты, и овощи. Во всем мире, начиная с 2011 года, Индия, имеет крупнейшие стада бизонов и крупного рогатого скота, является крупнейшим производителем молока, и имеет один из крупнейших и быстро растущих птицеводству.

В 2009 году Индия была третьей в мире по величине производителем яиц, апельсинов, кокосов, помидоров, гороха, фасоли, бобов.

В дополнение к росту общего объема производства, сельское хозяйство в Индии показал увеличение сельскохозяйственной продукции в среднем на 1 гектар в последние 60 лет. Улучшение дорожной и электроэнергии, инфраструктуры, знания прибыли и реформ позволило Индии увеличить сельскохозяйственную производительность от 40% до 500% за 40 лет. Кроме того, несмотря на эти преимущества в производительности сельского хозяйства, после потери урожая из-за неразвитой инфраструктуры и неорганизованной розничной торговле привело Индию к одному из самых высоких пищевых потерь в мире.

Улучшить производительность сельского хозяйства предусматривает выполнение трех основных условий. Экономически жизнеспособные технологии должны быть легко доступны, так что фермеры могут обойтись без устаревших орудий сельского хозяйства. Далее, они должны найти в пределах дешевых кредитных ресурсов легкий подход и эффективную сеть так, чтобы они могли воспользоваться технологиями, доступными для них. Наконец, программа земельной реформы должна быть реализована более искренне, так что выгоды легко доступных технологии действительно могут просачиваться для мелких фермеров. Там может быть почти любой значимый рост, если не технологии, дешевый кредит и земельные реформы совпадают.

Общественные организации должны быть созданы для борьбы с вредителями эпидемии. Большее внимание должно быть уделено общественной системы хранения, чтобы индийская сельскохозяйственная продукция, удовлетворительным образом сохранилась и качественно, и количественно. Если нужны эффективные технологии для содействия роста, фермеры должны иметь одинаково эффективные технологии уборки урожая, чтобы сохранить то, что они создали. Наконец, если сельскохозяйственная продукция будет справедливо распределена, это позволит обеспечить оптимальное использование продукции.

Индийским фермерам не хватает инициативы. Они требуют указания, механизации, лучших семян и удобрений, технического обучения для фермеров, достаточных средств орошения, равное распределение земли и внедрение научных методов, безусловно, будет революционизировать индийское сельское хозяйство. Правительство должно попытаться сделать сельское хозяйство привлекательным и выгодным для современной молодежи. Это к тому, чтобы индийское сельское хозяйство улучшалось.

сельскохозяйственный индийский экономика импорт

Библиографический список:

1. Алаев Л.Б. Сельская община в Северной Индии. С. 209-210;

2.      Говоров Ю.Л. История стран Азии и Африки в новейшее время. - Кемерово, 1997;

3.      Государственные финансы Индии, М., 1961;

.        История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии» / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000.

.        Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.

.        Малый производственный бизнес в Индии: тенденции и перспективы развития // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Межвузовский сборник статей. Ярославль, 1999. С. 227-235;

.        Максаковский В.П. «Географическая карта мира», 1995 г.;

.        Периодика как источник для изучения проблем малого бизнеса Индии в 90-е годы XX в. // Историческая наука на пороге третьего тысячелетия. Материалы Всероссийской научной конференции. Тюмень, 2000. С. 46 - 47.

.        Полная энциклопедия фермера: - Москва, Рипол Классик, 2010 г. - 480 с.

.        Сельское хозяйство Индии и положение крестьянства, М.;

.        Экономика и внешняя торговля, М., 1959

.        Яценко Б.П. «География мира». Учебник для 10 кл. средней школы - К., 1998


Скачать архив (25.5 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: