Главная » Экономика |
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Технологии формирования внешнеполитического имиджа государства6 .1 Инструменты формирования внешнеполитического имиджа России .2 Роль публичной дипломатии в формирования имиджа России на современном этапе . Исторические и культурные аспекты формирования имиджа России в Италии, ретроспективный анализ .1 Образ России в контексте исторических взаимоотношений двух стран .2 Влияние российской культуры на формирование позитивного образа государства . Характеристика имиджа современной России на основе анализа итальянских источников .1 Основные источники информации, формирующие представление итальянцев о мировой системе .2 Россия после распада СССР. Основные компоненты имиджа Заключение Список использованных источников Введение Актуальность выбранной темы обуславливается целым рядом обстоятельств. Россия сегодня, как и на протяжении всей истории, вызывает особый интерес к себе со стороны мирового сообщества. Это обуславливается географическим положением страны, цивилизационными, историческими и культурными особенностями, огромным экономическим, сырьевым, стратегическим потенциалом. Отношения России и Италии, как показал исторический анализ взаимоотношений этих двух государств, являются исключительно насыщенными и многообразными, испытанными временем и обстоятельствами. На сегодняшний день российско-итальянское взаимодействие характеризуется широким спектром областей сотрудничества и от сложившихся представлений о России в итальянском обществе зависит дальнейшая динамика развития этих отношений. Выбранная тема является актуальной так же в связи с резко возросшей ролью информации и медийных технологий в XXI в., потребностью проведения комплексных мер по совершенствованию имиджа страны на мировой арене. Для нашего государства это является особо важным, так как после распада Советского Союза, Россия, как правопреемница СССР, столкнулась с проблемами, связанными с ее восприятием другими государствами, появилась необходимость отстаивать свое звание великой державы, переходящей к демократии. Россия оказалась объектом напастей антироссийской пропаганды и была втянута в, своего рода, информационные войны, когда столкнулась с необходимостью создания мощного института публичной дипломатии для отстаивания собственной политики и недопущения ее дискредитации в глазах иностранных правительств и общественности. Очевидным является и тот факт, что руководство страны, вкладывая средства и усилия в создание и поддержание репутации государства, повышает вместе с тем и его экономическую привлекательность, что, безусловно, является главным способом привлечения иностранных инвестиций. А так как торгово-экономические отношения Италии и России насчитывают уже не одно столетие, этот аспект является особо важным в наши дни. Создание позитивного имиджа страны связано так же с национальной безопасностью, т.к. информационное воздействие на потенциальных противников может сорвать их агрессивные планы, применение или неприменение политических санкций и т.д. Все это обуславливает необходимость дальнейшего развития института отечественной имиджелогии, включения средств публичной дипломатии в основные направления внешней политики РФ, разработки мер по предотвращению негативных информационных компаний против России. Объектом исследования является имидж России в Италии. Предметом исследования являются средства формирования имиджа России, используемые итальянскими СМИ. Хронологические рамки работы охватывают, главным образом, период после распада СССР по наши дни, т.е. 1991-2014 гг. Нами был выбран именно этот временной промежуток, в связи с тем, что в рамках данного исследования нас интересует имидж новой постсоветской России. Однако, для выполнения поставленных задач нам необходимо рассмотреть предысторию, поэтому хронологические рамки расширяются и самый ранний период, затрагиваемый настоящим исследованием - X в. н.э., первое упоминание о завязывании итальяно-русских отношений. Географические рамки работы ограничиваются государственными границами Италии. Однако, сопутствующими географическими рамками можно считать и территорию России и стран бывшего СССР, т.к. для оценки формирования имиджа России в данной работе рассматриваются события, имевшие место быть на данном географическом пространстве. Степень изученности темы. В связи с тем, что настоящая работа является комплексным междисциплинарным исследованием, для обзора историографии мы решили использовать предметно-тематический принцип. В первом параграфе первой главы мы исследуем само понятие «имидж», чем оно отличается от понятия «образ», а также рассматриваем основные проблемы имиджевых технологий России. Для этого нам необходимо изучить целый комплекс работ по имиджелогии. Стоит сказать, что в России проблемой имиджелогии занялись достаточно поздно, т.к. она считалась буржуазной наукой, в то время как на западе изучение ее началось с началом Холодной войны, что было вызвано необходимостью проанализировать взаимоотношения между противостоящими блоками. В России понятие «имидж» сало известным лишь в конце XX в., а первые отечественные научные разработки стали появляться лишь во второй половине XX в. Так, в 1994 г. в свет выходит первая книга В. М. Шепеля "Имиджелогия: секреты личного обаяния", которая обозначила зарождение новой области научного исследования. Большой вклад в развитие отечественной имиджелогии внес Г.Г. Почепцов, написавший такие работы как «Паблик рилейшнз для профессионалов» ; «Имидж: от фараонов до президентов: строительство воображаемых миров в мифе, сказке, анекдоте, рекламе, пропаганде и паблик рилейшенз», «Информационные войны», «Имиджелогия» и другие. Интересным представляется исследование Ю.Я Кожемякова «Прогнозирование политического развития: особенности разработки динамических моделей», которое носит, однако, скорее социологическую направленность. В последующие годы наступило относительное затишье. Из-за этого в отечественной науке так и не сформировалась единая теория или противоборствующие школы в сфере имиджмэйкинга. Большой интерес для нас представляют работы российского психолога Панасюка Александра Юрьевича такие как «Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники», «Аттракция - конечная цель формирования положительного имиджа», а также его доклад на тему «Имидж: определение центрального понятия имиджелогии». В своих работах он подробно изучает что такое имидж и имиджелогия, какого средства и механизмы формирования политического имиджа. Однако, перечисленные работы носят в большей степени прикладной характер. Нас же, поимо теории, интересует и практика: как формировался имидж России? Здесь мы можем заметить резко возросший в последние годы интерес к этому вопросу. Так, полезными представляются нам диссертация Э.А. Галумова «Международный имидж современной России: политологический анализ», а так же работа Л.А.Соколовой-Сербской «Формирование имиджа Российской Федерации на международной арене (1992-1999 гг.)», С.А.Зубкова «Формирование международного имиджа Н.С. Хрущева 1955-1964гг.». Большое значение для целей данного исследования имеют выводы, сделанные О.Ю. Малиновой о взаимовосприятии России и Запада, трансформации идентичности на протяжении XX в.. Работы Л.А. Фадеевой посвящены механизмам конструирования образа России. Также нельзя не отметить труды О.Д. Абрамовой, И.Ю. Глинской, М.А. Коломенского, Н.И. Медведевой, Ю.Г. Чернышова, в которых выявляются и анализируются технологии и механизмы создания внешнеполитического имиджа Российской Федерации. Во второй главе мы касаемся проблемы развития публичной дипломатии в России. В связи с тем, что публичной дипломатией наше государство стало заниматься сравнительно недавно, можно констатировать тот факт, что вопрос еще не достаточно изучен. Для данного исследования стали полезными статьи С.Смирнова «Роль публичной дипломатии в формировании национального бренда», Д.О. Рогозина «Россия перед вызовом «публичной дипломатии» Запада», Н.В. Бородиной «Публичная дипломатия как актуальный инструмент достижения государственных целей в сфере внешней политики», которые отмечают ее важность и необходимость в контексте современных международных отношений. Так же все исследователи сходятся в едином мнении о том, что публичная дипломатия Российской Федерации всё еще оставляет желать лучшего в связи с малоизученностью вопроса. В то же время у западных исследователей уже наработана огромная база по интересующей нас проблематике. В 1956 г. в свет выходит первая книга К. Боулдинга «Имидж», в которой, впервые понятие «имидж» было применено к сфере общественных отношений и дано его определение. В след за этим появляется ряд новых исследователей, которые занимаются вопросами формирования имиджа политического и государственного (М. Коттам, М. Кунцик, Дж. Мерсер, Г. Моргентау и др.3), а также работы, посвященные публичной дипломатии, роли информации, информационных технологий и СМИ (М.Акуто, У. Альбиг, Е. Аронсон, Н. Сноу, К. Росс и др.4). Работы зарубежных исследователей могут быть полезными исключительно с теоретической точки зрения. Например, очень полезным нам показалась монография знаменитых американских исследователей, занимающихся вопросами психологии, Л. Хьелла и Д. Зиглера «Теории личности. Основные положения, исследования и применение». Второй крупный блок историографии данной работы составляют работы по изучению российско-итальянских исторических, политический, культурных и торгово-экономических отношений. Неоценимый вклад в исследование российско-итальянских дипломатических взаимосвязей внесла заслуженный деятель науки РФ Т.В.Зонова Особо важными для нашей работы представляются ее монографии «СССР и Италия (пятидесятая годовщина дипломатических отношений)» и «Россия и Италия: история дипломатических отношений». Именно благодаря ее работам мы можем проследить динамику развития отношений между Россией и Италией, узнать, как формировалась историческая память народов. Так же историческому развитию отношений двух стран посвящены работы В.И. Рутенбурга «Культурные и общественные связи России и Италии (XVIII-XIX вв.), С. Шевылева «Итальянские впечатления», З.П. Яхимовича «Русско-итальянские отношения в начале XX в. (К истории «Свидания в Раккониджи)» , Н.П. Комоловой «Духовные связи России и Италии вначале XX в.», А.Б. Широкорада «Италия. Враг поневоле» . Советскому периоду российско-итальянских отношений посвящены работы и монографии К.Э. Кировой «Русская революция и Италия», Н.И. Тимофеева «СССР-Италия: культурные связи. История и современность», Л.М. Коваль «Русско-итальянские общественные связи: Россия. Италия», В.С. Зорина «В космосе советский человек», В. Молодякова «Россия и Италия: секреты дружбы (1920-1935)», М. Галлени «Легендарные подвиги русских партизан в Эмилии-Романье», «СССР-Италия. Страницы истории: 1917-1984». О российско-итальянских отношениях в постсоветский период написано крайне мало. Здесь стоит отметить А.Сергиевского «Репортажи римского стрингера: На русской службе Би-би-си в Италии (1995-1999)», В. Гайдука «Италия. Серьезный собеседник в Европе», «Россия и Италия в переходный период (90-е гг.)». Среди итальянских исследователей, занимавшихся историей отношений России и Италии, стоит отметить Тонино Фабри «Фашизм и большевизм. Отношения на основе дипломатических итало-русских документов», Петакко Арриго «Билет до Москвы в один конец. Трагическое приключение итальянских коммунистов в России», Эуджинио Корти «Остальные не вернуться. 28дневный дневник на русском фронте (зима 1942-43)» , Андреа Нелли «Россия, Италия и «фактор К»», Амедео Бордига «Экономическая и социальная структура современной России», Стефания Коккетти «Ведение в русскую культуру», Манфреди Мартелли «Муссолини и Россия», Э. де Микелис «Достоевский в итальянской литературе». Конкретно по нашей проблематике, а именно по проблемам формирования имиджа России в Италии нам удалось найти всего две работы, а именно статьи Н. Арбатовой «Современная Россия глазами итальянцев» и С.Князевой «Россия глазами итальянцев: вчера и сегодня». Особенность данной работы заключается в том, что при ее написании использовалось большое количество статей на итальянском языке. Нами были найдены, отобраны и переведены статьи, опубликованные в главных итальянских газетах «Республика» (La Repubblica) и «Вечерний курьер» (Corriere della Sera) о России в период за 1991-2014 гг., например, «Ужас маленькой Залины: «Каждый день я ищу собственную смерть» , «Путинская Россия - слабая страна» , «Триумф Путина в пять колец: Олимпийские игры 2014 пройдут в Сочи» , «В России? Лжедемократия» , «Осетия меж двух огней» , «Фраттини: ни санкций, ни угроз» , «Путин издает закон против сексуальных меньшинств: будет запрещено даже говорить об этом» и другие. Именно на основании перевода этих статей нам удастся понять, какую информацию получают итальянцы о нашей стране и сконструировать тот имидж России, который формируется в сознании итальянцев. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что существует большая теоретическая база по выбранной проблеме в зарубежной историографии, в то время как в отечественной она не так широка. Так же существует большое количество литературы, как западной, так и отечественной по истории взаимоотношений между Россией и Италией, но практически отсутствуют работы по историческому и современному имиджу России в Италии, по проблемам восприятия итальянским обществом российского. Следовательно, тема данного исследования не раскрыта и нуждается в дальнейшей разработке. Целью данного исследования является исследование имиджа новой России в итальянских СМИ, его основных составляющих и средств его формирования. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач: - разграничить понятие «имидж» и «образ»; - проследить развитие института публичной дипломатии Российской Федерации, оценить эффективность его работы; - изучить формирование образа России в историческом контексте взаимоотношений с Италией, а так же роль культуры на формирование этого образа; - выявить тенденции дальнейшего развития отношений двух государств; - выявить основные источники информации итальянцев, средства формирования общественного и стереотипного мнения итальянцев о России; - проанализировать публикации главных новостных каналов итальянских СМИ о России за период после распада СССР по наши дни. В методологическую и теоретическую основу исследования положен синтез нескольких основных методов современной политической науки, что обусловлено нахождением ее прикладной отрасли - имиджелогии, на стыке ряда других областей научного знания, в первую очередь, социологии, истории, психологии, культурологи, этнопсихологии, политологии и др. Являясь междисциплинарным, данное исследование подразумевает использование широкого спектра теоретико-методологических основ исследования, таких как системный, проблемный, политико-культурный, психологический подходы. Соответственно, широким является и спектр методов: исторический, институциональный, индукции и дедукции, включенного наблюдения, описательный, структурный, статистический и т.д. Основополагающая роль при этом отводится системному подходу. Создание внешнеполитических имиджей государственных деятелей рассматривается как подсистема информационного комплекса, обеспечивающего международные интересы государства в сфере формирования имиджа страны в целом. На основе институционального метода раскрыты преобладающие сегодня общемировые тенденции в организации работы по информационно-психологическому обеспечению имиджа государства, а также показаны состояние, проблемы и перспективы организационного становления российских структур и органов в формировании международного имиджа России и ее лидеров. Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что они позволяют определить позицию итальянских СМИ по отношению к России в настоящее время и в дальнейшем выявить пути и способы формирования более позитивного образа России за рубежом. Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава состоит из двух параграфов. В ней мы разграничиваем понятия «образ» и «имидж», исследуем основные технологии формирования внешнеполитического имиджа страны и выясняем какая роль отводится публичной дипломатии в формировании этого имиджа. Вторая глава посвящена изучению истории взаимоотношений России и Италии, в ней мы анализируем исторические и культурные аспекты формирования образа России в сознании итальянцев, проводим ретроспективный анализ и даем оценку тенденциям развития дальнейших отношений и восприятию российского государства в итальянском обществе. В третьей главе мы выявляем основные источники информации и средства формирования имиджа России в Италии. В заключительном параграфе второй главы приводятся результаты практической деятельности, а именно переводы статей, касающихся России, опубликованных в главных новостных каналах Италии, на основе чего делается вывод о восприятии российского правительства и общества итальянским. В заключении сформулированы выводы исследования. Отдельную группу данного исследования составляют документальные опубликованные источники, такие как «Декрет II Всероссийского съезда Советов о мире», «Договор о дружбе, ненападении и нейтралитете 1933г.», «Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Итальянской Республикой 1997г.», «Протокол между Министерством Культуры Российской Федерации и Министерством Культурного Достояния и деятельности в сфере культуры Итальянской Республики о проведении «Года Российской культуры и русского языка в Италии» и «Года итальянской культуры и итальянского языка в России» 2009 года» и др. Так же нами были использованы неопубликованные исторические источники, свидетельствующие о зарождении отношений между Русью и итальянскими республиками, хранящиеся Центральном государственном архиве древних актов .Так же к письменным источникам относятся «Выступление и ответы Министра иностранных дел России С. В. Лаврова на вопросы СМИ на пресс-конференциипо итогам деятельности российской дипломатии в 2010 г.», «Зашифрованное донесение русского посланника А.Н.Волконского министру иностранных дел России А.М. Горчакову», «Воспоминания Леонида Золотаревского». К изобразительно-графическим источникам можно отнести рейтинг нелюбви к России, составленный бывшем госсекретарем США Мадлен Олбрайт и представленном в виде карты, опубликованной в «Московском комсомольце». К статистическим источникам относится рейтинг русофобии в западной прессе. К источникам на итальянском языке относятся мемуары Эмилио Пегораро, рейтинги самых посещаемых итальянцами сайтов и самых популярных радиостанций, а так же официальный отчет за 2012-2013 гг. о тиражах издаваемой в Италии периодики. 1. Технологии формирования внешнеполитического имиджа государства .1 Инструменты формирования внешнеполитического имиджа России Как заметил еще итальянский мыслитель XV в. Никколо Макиавелли, - «Трудиться на благо народа, всего человечества - это по-русски». Вопрос о роли и месте России в мировом сообществе всегда был актуален и зачастую противоречив. Географическое положение страны на стыке различных цивилизаций, стран, народов и культур обуславливает особый интерес к России со стороны других государств. Но прежде чем говорить непосредственно о механизмах и процессе формирования внешнеполитического имиджа страны, необходимо, на наш взгляд, разграничить понятия «образ» и «имидж». Понятие «имидж» широко вошло в русский язык примерно с середины 90-ых гг. XX в., вначале - в политологии, а затем распространилось и на другие сферы человеческой жизнедеятельности. В переводе с английского image - образ. Для толкования данного понятия обратимся к словарям. Например, в Советском энциклопедическом словаре понятие «имидж» отсутствует. В Словаре иностранных слов приводится следующее определение: «Имидж - целенаправленно формируемый (средствами массовой информации, литературой и др.) образ какого-либо лица, предмета, явления, призванный оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие с целью рекламы, популяризации и т.п.». В словаре «Психология: словарь» имидж интерпретируется следующим образом: «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо». Согласно политологическому словарю, имидж (англ. image, от лат. imago образ, вид)- целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.. Многие отечественные специалисты и политологи считают понятия «имидж» и «образ» эквивалентными. Например, согласно высказыванию министра иностранных дел С.В.Лаврова, «образ - это то же самое, что имидж, но по-русски». Однако, у понятия «образ» гораздо больше определений. Отечественный психолог А.Ю.Панасюк выделяет шесть наиболее общепринятых значений: «1. Внешний вид, облик; наружность, внешность. 2. Живое, наглядное представление о ком-л., чем-л., возникающее в воображении, мыслях кого-л. 3. Психическое отражение каких-либо качеств человека, иного объекта, явления. 4. Обобщенное художественное восприятие действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. 5. Характер, склад, направление чего-л. 6. Способ, средство». А.Ю. Панасюк проводит анализ данных определений, пытаясь понять, можно ли ставить между понятиями «образ» и «имидж» знак равенства. Он приходит к выводу о том, что четвертое, пятое и шестое значения «образа» абсолютно не применимы к понятию «имидж». Однако, слово «имидж» может употребляться как синоним слова «образ» в значении «внешний вид», когда речь идет только об одной из составных частей имиджа (человека). А так же слово «образ» можно заменить словом «имидж» при интерпретации первого как психическое отражение каких-либо качеств человека, иного объекта, явления. Учитывая все приведенные определения и специфику нашего исследования, в данной работе под понятием имидж мы будем понимать стереотипный исторически сложившийся образ России в итальянском обществе, вытекающий из прошлого опыта общения двух государств и отражающий современное их состояние. То есть, имидж - это составляющая часть образа, поэтому изучение его неразрывно связано с исследованием предыстории отношений между странами. Одной из ключевых задач любого современного государства является формирование и использование позитивного имиджа страны и ее лидера. Создание подобного внешнеполитического имиджа, подкрепленного реальными успехами государства на международной арене, гарантирует ему признание и влияние в мире, что обуславливается тем, что XXI в. является веком информации, информационных технологий, а также информационных войн. Основные противоречия внешнеполитического образа России возникли после крушения Советского Союза. Эти противоречия заключаются в противостоянии двух позиций, касающихся внешнеполитического имиджа. С одной стороны, Россия воспринимается как правопреемник СССР и, как следствие, его продолжателем, что приводит к частичному продолжению курса, взятого Советским Союзом на международной арене. Отсюда рождение не совсем безосновательного стереотипа, подкрепленного ядерным потенциалом страны, о том, что Россия претендует на восстановление своей сверхдержавной роли. С другой стороны, нельзя упускать из внимания тот факт, что Россия за годы перестройки претерпела значительные изменения, став открытой для диалога с Западным миром. На формирование имиджа любого государства значительное влияние оказывает соприкосновение с другими государствами. В результате складывается образ, как правило, идущий вразрез с тем собственным образом, который создает для себя само государство. Естественно, что со временем все эти образы претерпевают изменения. Категорию «образ» можно использовать для обозначения устойчивой совокупности представлений, которые координируют и регулируют взаимодействие индивида с явлениями внешнего мира. Образ включён в систему жизненных отношений между человеком и миром. В соответствии с ним усматриваются, отбираются, группируются и комментируются факты. В этом случае образ играет роль структурного принципа, который гарантирует целостность всей системы восприятия. Образ размещается в тех глубинах индивидуального, группового и корпоративного сознания, которые обозначаются понятиями «менталитет» и «архетипы». Менталитет - это мироощущение, мировосприятие, определяющееся народно национальными обычаями, укладом и строем жизни, мышлением, нравственностью. Архетип - это первообраз, дословно «древнейший образец», способ организации психики посредством форм, переходящих из поколения в поколение. Менталитет и архетип являются центральными понятиями ваналитической психологии, они соединяют образы и эмоции. Согласно швейцарскому психологу К. Юнгу, они представляют собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в «коллективном бессознательном». В этой категории содержится что-то наподобие генетического кода человечества, некая врождённая психическая константа его развития, источник психической энергии. Ключевое значение в создании образов играет стереотип - схематический, стандартизированный образ <http://professional_education.academic.ru/1723/%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%97> или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенный и обладающий большой устойчивостью; выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта. Стереотипы позволяют воспользоваться готовым клише восприятия того или иного явления, освобождают от необходимости дополнительных мыслительных усилий для формирования собственного мнения. В условиях современного информационного взрыва человек не имеет физической возможности самостоятельно изучить все значимые для него явления. Поэтому легче полагаться на существующие стереотипы. Однако это открывает большие возможности для манипуляции сознанием, особенно со стороны тех, кто владеет СМИ. В работах, посвященных изучению рациональных элементов политического сознания, утверждается, что нельзя понять политическое сознание без обращения к глубинным психологическим основаниям, без изучения природы бессознательного. В настоящее время механизмы формирования стереотипов недостаточно изучены. Главную роль в их формировании играют СМИ и Интернет. В Советском Союзе информационной политикой и пропагандой СССР в мире занимались мощные организации, такие как Агентство печати «Новости» (АПН), Радиовещание на зарубежные страны на десятках языков и Главное управление внешних сношений Государственного комитета по телевидению и радио СССР (Гостелерадио), Дома дружбы и культуры в столицах десятков государств и другие. Нацеленные на создание привлекательного образа Советского Союза за рубежом, эти организации в то же время жестко блокировали любую возможность получения и распространения негативной информации об СССР. Они же выполняли функцию надзора за деятельностью иностранных корреспондентов на территории Советского Союза. Но насколько эффективной была пропаганда позитивного облика советского образа жизни средствами внешнеполитической пропаганды? На протяжении многих лет Гостелерадио отчитывался перед ЦК КПСС о проделанной работе в области внешнеполитической пропаганды. Отчитывался исключительно цифрами - сколько отправлено в ту или иную страну фильмов или информационных сюжетов. Цифры были внушительными. Количество фильмов, специально снятых для бесплатной отправки за рубеж, исчислялось сотнями, информационных сюжетов - тысячами. Но вот в конце семидесятых годов советник советского посольства в Марокко, ответил на вопрос: а часто ли показываются по местному телевидению наши информационные сюжеты? Выяснилось, что пленки, с каждым рейсом Аэрофлота прилетавшие в Рабат, выбрасывались в мусорный ящик уже на таможне. Аналогичная ситуация существовала во всех капиталистических странах и большинстве развивающихся стран. Разница была лишь в том - где выбрасывали прилетавшие из Советского Союза плёнки - либо на таможне, либо самими адресатами. Однако в арсенале государства были и действительно эффективные формы ведения внешнеполитической пропаганды, которые постоянно использовались: гастроли выдающихся музыкантов и музыкальных коллективов, балета и оперы Большого театра. Таким образом, достигались поставленные цели - миллионы людей становились почитателями, друзьями, поклонниками страны, в которой рождалось такое искусство. Огромное влияние на интеллигенцию зарубежных стран оказывали достижения советской науки. Имена великих учёных Капицы, Ландау, Курчатова, Тамма, Семенова оказывали уже сами по себе мощное пропагандистское влияние. Оно многократно усиливалось советскими космическими достижениями, а также наличием ядерной мощи. Всё это обеспечивало создание в широких кругах зарубежной общественности положительного образа великого социалистического государства. Таким образом, к субъектам, занимающихся формированием имиджа страны можно отнести: само государство в лице исполнителей власти, СМИ, дипломатическую службу, государственные и общественные культурные организации, спорт, отдельные индивиды. При этом, главную роль мы отводим государственной политике и СМИ. Средства массовой информации поддерживают в умах обывателей некие суждения и ценностные ориентации, востребованные в данном политическом сообществе. Сами обыватели чаще всего считают, что в условиях гарантированной свободы слова и запрета на цензуру, они способны самостоятельно судить о тех политических процессах, которые вызывают их интерес. Однако все более очевидным становится тот факт, что и в России, и в зарубежных СМИ добросовестно отрабатывают социальный и политический заказ. Он поступает от властных структур или от политических контр элит, финансирующих соответствующие издания. Именно они формируют господствующие в обществе представления и определяют бытующие среди населения той или иной страны стереотипы массового сознания. Таким образом, как это ни парадоксально, имидж страны или народа превращается в товар. В зависимости от заказчиков, этот имидж может быть как положительным и отрицательным, однако его конструирование и последующее бытование зависят отнюдь не только от воли заказчика, нои от опыта общения народов на протяжении длительного времени. В связи с этим во второй главе нашего исследования мы постараемся проследить и проанализировать процесс формирования образа России в итальянском обществе в контексте исторических и культурных связей двух государств. 1.2 Роль публичной дипломатии в формирования имиджа России на современном этапе В связи с изменением геополитической картины мира в последние десятилетия под влиянием различных глобальных процессов, все большую актуальность приобретает публичная или общественная дипломатия (public diplomacy), как один из важнейших инструментов «мягкой силы». Впервые термин «public diplomacy» был употреблен в 1965 г. Эдмундом Галлионом, деканом Флетчеровской Школы права и дипломатии при Университете Тафта. Он дал следующее определение: «это программы, финансируемые правительством, направленные на информирование и оказание воздействия на общественное мнение в других странах». На сегодняшний день под понятием «публичная дипломатия» мы подразумеваем «действия, направленные на строительство долгосрочных отношений, защиту целей национальной внешней политики и лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом. Публичная дипломатия продвигает национальные интересы и обеспечивает национальную безопасность путем изучения настроений иностранного общественного мнения, информирования его и воздействия на тех, кто это мнение формирует». Из определения становится понятно, что публичная дипломатия - это не результат единовременной акции или отдельно взятого мероприятия, это комплекс долгосрочных мер, призванный создавать благоприятный фон для развития внешнеполитических отношений. То есть, она включает в себя ежедневное и стратегическое общение, разъяснение внутри и внешнеполитических действий государства, а также и отдельные контакты с ключевыми личностями посредством грантов, конференций, программ обмена и т.д. По словам российского политика и дипломата Дмитрия Рогозина, к целям публичной дипломатии принято относить: обеспечение национальных интересов, защита целей национальной внешней политики, обеспечение национальной безопасности; усиление целенаправленного влияния на зарубежную аудиторию, установление более глубокого понимания между народами; формирование у зарубежной аудитории положительных взглядов на цели и ход реализации проводимой государством внешней и внутренней политики, добровольное принятие соответствующих установок; создание благоприятных условий и обеспечение поддержки общественного мнения зарубежных стран конкретным акциям данного государства на международной арене; строительство долгосрочных и доверительных отношений с зарубежной аудиторией; достижение лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом; расширение диалога между гражданами своей страны и зарубежными партнерами; повышение привлекательности и улучшение имиджа страны. К средствам реализации целей публичной дипломатии Рогозин Д.О. относит: формирование «мессиджа» для трансляции за рубеж, информирование массовых аудиторий и отдельных групп и людей, аргументированное изложение и разъяснение внутренней и внешней политики государства, честный и открытый диалог; анализ того, как этот «мессидж» понимается различными общественными группами, изучение настроений иностранного общественного мнения; воздействие на тех, кто формирует общественное мнение; создание и развитие инструментов коммуникации и убеждения, прямые контакты между общественными институтами, средствами массовой информации, группами людей и частными лицами из разных стран; активный международный обмен, создание спонсируемых государственными структурами культурных, образовательных и информационных программ; вовлечение студентов в программы обмена, организация семинаров и встреч с представителями государства, предпринимательского, культурного и научного сообществ; пропаганда своих ценностей посредством кино, телевидения, радио, музыки, спорта, видеоигр, театра, туризма, общения в Интернете и других форм социальной и культурной активности. К сожалению, российское правительство не уделяло должного внимания развитию публичной дипломатии на протяжении долгих лет. После распада Советского Союза начинается полная трансформация образа новой России в глазах итальянцев. Возникала проблема восприятия России, с одной стороны, как нового самостоятельного государства на международной арене, а с другой стороны - как правопреемницу СССР, которая вместе со всеми обязательствами по международным договорам унаследовала и стереотипы. На этом этапе было необходимо предпринять шаги по формированию благоприятного имиджа страны, что сделано не было. Российская власть стала внимательно следить за реакцией Запада по поводу развития современной России лишь десятилетие спустя. По сути, отправной точкой можно считать июль 2004 г., когда Владимир Путин на встрече с российскими послами заявил: «Против России проводится спланированная акция по дискредитации... Представления о России, существующие в странах вашего пребывания, часто далеки от реальности. Нередки и спланированные кампании по дискредитации страны, вред от которых очевиден и для государства, и для отечественного бизнеса». Отныне перед послами стоит задача по формированию позитивного имиджа России за рубежом, в создании благоприятных представлений о внутренней и международной политике России, её истории и культуре. По словам Путина, имидж России надо улучшать, прежде всего, в странах СНГ, а также в США, Европе, Китае, Индии и Японии. Президент призвал разработать материалы о России для каждой страны, с учётом её национально культурных особенностей. Таким образом, Владимир Владимирович стал, по сути, первым руководителем нашего государства, который вплотную занялся вопросом восприятия России в других странах. Соответственно, и публичной дипломатией стали серьезно заниматься не так давно. А как было отмечено нами ранее, это процесс, который требует очень много времени и сил. Отсюда проблема, назревавшая годами и давшая о себе знать во время грузино-осетинского конфликта и политического кризиса на Украине, когда против России развернулись настоящие информационные войны. Однако, стоит отметить, что уже в 2005 г. начал свою работу первый российский информационный канал Раша Тудэй, ведущий вещание на английском языке. Увеличение аудитории достигается через проникновение не только в спутниковые пакеты и кабельные сети, но и через широкое использование интернет-СМИ, в том числе контента, создаваемого пользователями: блоги, страницы, социальные сети и т.п. Российским имиджем за рубежом занимаются и «Российские тренды» (Trendline`s Russia) - приложения, которые размещаются в ведущих иностранных газетах с целью информирования о позитивных изменениях, имеющих место в России, и создания у зарубежного читателя позитивного образа России. Также в 2004 г. был создан международный дискуссионный клуб «Валдай», задачей которого является улучшение имиджа России за рубежом. В 2013 г. среди почетных гостей клуба присутствовал Романо Проди. Тогда обсуждалась ситуация в Сирии и торговые отношения России и Украины. Не мало важным является и личный человеческий опыт, где большую роль может играть туризм. В 2012 г. в эфире государственного телеканала TG1 <http://www.rai.tv/dl/RaiTV/programmi/media/ContentItem-cbc8db9f-1f6e-49ec-90aa-237fae997167-tg1.html> был показан сюжет, в котором российских туристов назвали «сокровищем для итальянских отельеров и работников туриндустрии. Они [гости из России] обожают нашу страну, но не только благодаря морю и культуре. Они почти не говорят по-итальянски, но отлично знают такие слова, как Прада, Гуччи и Армани». По информации Банка Италии, в январе-марте 2011 г. в Италии побывало около 150 000 российских туристов, потративших 174 млн. евро. В 2012 г. за этот же период времени количество посетивших Италию россиян достигло 207 000, а их общие расходы составили 234 млн. евро. Однако, здесь стоит учитывать тот факт, что русские, вступая в недлительный контакт с местными жителями, оставляют лишь поверхностное впечатление о стране (и надо сказать, не всегда позитивное). Более продуктивным могли бы быть гранты, двусторонние обмены, программы мобильности и конференции. В этом отношении нам есть чему поучиться у США. По словам С.В.Лаврова, в МИД участились встречи с представителями российских НПО, на которых обсуждается их интеграция в международное НПО-сообщество и их содействие развитию российской общественной дипломатии. По мнению Сергея Викторовича это может дать новый импульс развитию межкультурного и межцивилизационного диалога. Так же большие надежды возложены на Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова, созданный при Министерстве иностранных дел РФ в феврале 2010 г. Его целями является «поддержка публичной дипломатии и содействие участию российских неправительственных организаций в международном сотрудничестве, вовлечение гражданских институтов во внешнеполитические процессы». Большое значение имеет так же созданный в 2010 г. Российский Совет по международным делам, главная цель которого: «содействие проведению в стране международных исследований, совершенствование подготовки специалистов в области внешней политики и регионоведения, а также организация взаимодействия российских научных организаций с иностранными экспертно-аналитическими центрами по вопросам международных отношений». Не смотря на то, что в последнее десятилетие нашим государством были предприняты большие и уверенные шаги по совершенствованию (а может быть даже и созданию) института публичной дипломатии, в этом направлении еще предстоит большая работа. Особенно это касается итальянского направления. У России имеются такие инструменты внешней коммуникации, как «Раша Тудэй», «Голос России», Фонд «Русский мир», РИА-Новости, и т.д., однако, стоит учесть тот факт, что итальянцы, если можно так сказать, ленивы и в каком-то плане даже консервативны, и очень малая часть населения читает новости на английском или других языках, отличных от итальянского. То есть, по сути, итальянцы могут получать про-российские новости только из канала «Голос России», который публикует новости и на итальянском языке («Voce della Russia») . Этого очень мало. Вокруг России создается информационный вакуум и на сегодняшний день, в век научных технологий и информации, это является очень опасным. Отсюда рождение вымышленных мифов о России, мы сталкиваемся с тем, что среднестатистический итальянец мало знает о русском человеке, о нашей власти и, зачастую, даже побаивается этой большой и могучей страны. В 2006 г. компания Глобал Маркет Инсайт (Global Market Insite) разработала систему E-Generation.ru оценок отношения иностранных средств массовой информации к России, в результате чего появилась возможность составления рейтинга русофобии анализируемых СМИ. Материалом исследования стали статьи иностранных средств массовой информации. Центральной тематикой стало отношение иностранных СМИ к председательству России в «Большой восьмерке» (2006 г.). Эта тема позволяла выявить весь спектр отношений к России. В итоге численно выраженные показатели суммировались, и полученное число являлось оценкой негативного/позитивного отношения автора статьи (а вместе с ним и самого издания) к России. Результат - рейтинг русофобии иностранных СМИ представлен в таблице (см.Таблица 1). Как видно из таблицы, из итальянских газет в рейтинг вошла только «Республика», являющаяся самой популярной и тиражируемой в Италии, с показательным минус 7. То есть, «Республика» заняла примерно промежуточное положение в спектре иностранных СМИ, «болеющих» русофобией. Таблица 1 Рейтинг русофобии иностранных СМИ «Newsday», США -43 «The Financial Times», Великобритания -34 «The Wall Street Journal», США -34 «Time», США -29 «Les Echos», Франция -27 «Embassy», Канада -19 «Postimees», Эстония -11 «The Economist», Великобритания -9 «La Repubblica », Италия -7 «Japan Times», Япония -6 «The New York Times», США -4 «Le Figaro», Франция -3 «Strat for», США -3 «Lietuvos Rytas», Литва 0 «The Guardian», Великобритания 5 «USA Today», США 5 «United Press International», США 6 «The Scotsman», Великобритания 10 «Asharq Al Awsat», Арабская пресса 11 «Extra Plus», Словакия 13 «Toronto Star», Канада 27 Интересным представляется и другое исследование, проведенное в 2007 г., результаты которого были опубликованы в одной из газет (рисунок 1). Рейтинг «нелюбви к России» был составлен бывшим госсекретарем США Мадлен Олбрайт, возглавляющей «Пью Глобал Эттитьюд» (Pew Global Attitude) - американский проект по исследованию мирового общественного мнения. Как мы можем увидеть, итальянское общество практически разделилось пополам в своем отношении к России. Пугающим является тот, факт, что, не смотря на, в целом, стабильные и доброжелательные отношения Москвы и Рима, 71% итальянцев озабочены энергозависимостью от России и опасаются своего рода энергошантажа со стороны нашего государства. В то же время, Италия, на ряду с Испанией, отличается самым положительным отношением к России среди стран Западной Европы, уступая только Великобритании. Рисунок 1 Как относятся к России в Европе Нами были разграничены понятия «имидж» и «образ». Мы выяснили, что изучение имиджа страны неразрывно связано с изучением его исторически сложившего образа, с исторической памятью народа, а так же то, что основным инструментом формирования имиджа в страны в наши дни являются средства массовой информации. Отдельное место в формировании внешнеполитического имиджа в современном мире отводится публичной дипломатии, которая на сегодняшний день, в век информационных технологий, приобретает всё большую значимость. В связи с тем, что в России этой проблемой занялись сравнительно недавно, нашему государству предстоит проделать еще огромную работу по модернизации и совершенствованию аппарата публичной дипломатии. Очевидно, что на сегодняшний день мы проигрываем информационную войну США именно в связи с недостаточной развитостью и зрелостью информационных каналов за рубежом. Не хватает рационализации расходования средств и верного понимания задач. Необходимо также более активное вовлечение НПО и более тесный контакт с гражданским населением других стран, в нашем случае Италии, для разъяснения внешнеполитических действий нашего государства и углубления взаимопонимания между народами. 2. Исторические и культурные аспекты формирования имиджа России в Италии, ретроспективный анализ .1 Образ России в контексте исторических взаимоотношений двух стран внешнеполитический имидж россия италия В данном параграфе мы проследим историю взаимоотношений Италии и России. Исходя из исторических аспектов, попытаемся проанализировать, какие интересы сближали эти два государства, как формировались стереотипные представления о России. По словам посла России в Италии Алексея Мешкова, «уже более пятисот лет русский и итальянский народы сближаются друг с другом, их судьбы все сильней переплетаются и поддерживаются отношениями взаимной дружбы и настоящего доверия».И действительно, на протяжении долгих лет эти два государства были связаны разного рода отношениями. При рассмотрении взаимоотношений Италии и России в исторической перспективе может показаться, что у этих двух государств мало общего. С одной стороны, Италия - колыбель Возрождения и Гуманизма, демократии и свободы. Она воплощала в себе наследие античной культуры, глубокие правовые традиции, основанные на римском праве, католицизм. С другой стороны, Россия, где на протяжении долгого времени предпочтение отдавалось авторитарным режимам, где отчетливо виднелись отпечатки политико-правовых и религиозных стереотипов Византии. Казалось бы, столь явное различие в политико-правовом и культурно-религиозном плане, плюс географическая удаленность, никак не могли поспособствовать налаживанию двусторонних контактов между государствами. Однако, мы, по всей видимости, сталкиваемся с тем редким случаем, когда интерес двух народов друг к другу способствовал наращиванию контактов между ее представителями в различных областях. Торговые города Руси уже в Х-ХIII вв. имели тесные связи с Европой, в том числе и с Италией. Эти связи были прерваны в результате монголо-татарского нашествия на русские земли. В середине 40-х гг. XIII в. папская курия предприняла попытки установить контакты с Золотой Ордой и дипломатическим путем предотвратить возможное нашествие монгольских завоевателей на страны Западной Европы. Контакты между Россией и итальянскими государствами стали устанавливаться в эпоху средневековья. В Софийской летописи за 1475 упоминается о посылке Иваном III посольства во главе с Семеном Толбузиным в Венецию. В конце XV- начале XVI стал более частым обмен русскими и итальянскими посольствами. В свою очередь правители ряда итальянских государств, расположенных на Аппенинском полуострове, направляли свои посольства в Россию. Определенный подъем русско-итальянских отношений наблюдался в период правления Бориса Годунова, получившего еще в 1587 г. до его избрания царем право самостоятельных дипломатических сношений. Именно в эти годы Великое герцогство Тосканское снарядило посольство в Москву и добилось права свободной торговли некоторыми товарами в Новгороде и Пскове. В архиве Флоренции за 1603 г. хранится текст грамоты, выданной Борисом Годуновым, где устанавливались привилегии в торговых делах для подданных Тосканы в русских портах. А грамотой царя Алексея Михайловича от 4 июля 1654 г. объявляется указ о разрешении флорентийским купцам торговать с Россией через Архангельск. При Петре I стали расширяться торговые, политические, и культурные обмены России с «Итальянскими странами». В 1697 г. русский дипломат и военный деятель Б.П.Шереметьев совершил важный дипломатический вояж, побывав в Неаполе, Риме, Флоренции и Венеции. Свидания с папой Инокентием XII и дожем Венеции способствовали также укреплению контактов. При приемниках Петра I русско-итальянские связи продолжали развиваться, а контакты стали более частыми. Неаполь первым установил дипломатические отношения с Россией. Грамота Екатерины II неаполитанскому королю Фердинанду о назначении А.К.Разумовского российским полномочным министром в Неаполе была подписана 20 января 1777 г. За Неаполем последовали Венеция (1782), Турин и Генуя (1783). В конце 1847 г. в Италии быстро нарастает общественное движение, она оказалась на пороге революционной эпохи. Русские революционеры-разночинцы всегда были тесно связаны с итальянским демократическим движением. По данным русского посланника в королевстве обеих Сицилий А.Н.Волконского, в 1860 г. среди гарибальдийцев насчитывалось «около 50 русских, в числе которых Мечников, а также русский полковник Дитмар». Демократическая политика Гарибальди и Мадзини вызывала настороженность у русского самодержавия. Понадобился еще год после провозглашения Итальянского королевства во главе с Виктором Эммануилом II для установления дипломатических отношений. Таким образом, в 1862 произошло ключевое событие в отношении двух стран - Россия официально признала единое государство Итальянское королевство, а в след за этим в 1863 г. последовало подписание торгового договора между двумя сторонами, способствовавшее дальнейшему развитию экономических и политических отношений. Процесс объединения Италии в 60-е гг. XIX в. совпал с освобождением в России крепостных крестьян в результате реформы 1861 г. В Италии это событие было встречено волной энтузиазма и всплеска симпатий в отношении русского правительства. Тем не менее, несмотря на дипломатическую поддержку, которую Россия оказала Пьемонту в его борьбе против Австрии, она не была однозначной. Идеи национальной независимости и свободы вызывали у русского самодержавия большую настороженность. В 1860-1914 отношения России и Италии в целом развивались достаточно доброжелательно. За этот период стоит отметить лишь два события. В декабре 1903 г. Италия продает Японии два мощных броненосных крейсера, построенных в Генуе. У японцев они получают названия «Ниссин» и «Касуга». По мнению российского военного специалиста Александра Широкорада, именно это сделка спровоцировала спустя пять недель нападение Японии на Россию. В ходе Русско-японской войны Балтийский флот потерял большинство боевых кораблей, а Черноморский флот и после войны не мог вывести в Средиземное море свои броненосцы и крейсера. Тем не менее, уже осенью 1906 г. в Средиземное море с Балтики прибыл отряд кораблей в составе броненосцев «Слава» и «Цесаревич» и крейсера «Богатырь». В декабре 1908 г. в Мессине разразилось сильнейшее землетрясение. Из 160 тысяч населения города в живых осталось лишь 50 тысяч. Одним из первых, кто откликнулся на эту трагедию, был А.М.Горький. Он выехал на место катастрофы и оставался там несколько дней. Уже через несколько дней Горький обратился к русским читателям с воззванием о помощи. Деньги он просил адресовать ему на Капри. Корабли Балтийского флота линкор «Слава» и крейсеры «Богатырь», «Цесаревич» и «Адмирал Макаров» стояли в то время в небольшом итальянском порту Аугуста. Когда стало известно о несчастье, командование запросило у итальянского правительства разрешения прийти на помощь. На берег высадились спасательные команды с продовольствием, медикаментами, палатками, носилками. Русские моряки откапывали засыпанных землей людей, оказывали им первую помощь и переправляли раненных в Неаполь и Сиракузы. Скачать архив (361.5 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |