Главная » Экономика

Религиозные сепаратистские движения в Индии

Актуальность данной работы продиктована вниманием современных ученых к проблеме сепаратистских движений в мире, которые угрожают не только целостности отдельных стран, но и стабильности целых регионов. Одним из очагов современного сепаратизма является Южная Азия, поэтому цель нашей работы - исследование религиозных сепаратистских движений Индии - достигается через решение следующих задач:

)        определение сепаратизма как явления современной жизни;

2)      установление времени возникновения проблемы религиозного сепаратизма в стране;

)        выявление причин, породивших сепаратистские настроения;

)        краткая характеристика основных направлений религиозного сепаратизма;

)        определение действий правительства, направленных на урегулирование религиозных сепаратных конфликтов.

Объектом данного исследования являются религиозные сепаратистские движения Индии, предметом - история и современное состояние сепаратизма в Индии.

Сепаратизм (от лат.  <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA>separatus - отдельный) - теория, политика и практика отделения части территории государства с целью создания самостоятельного государства или получения статуса широкой автономии.  Из приведенного определения следует, что религиозный сепаратизм - это обособление по конфессиональному признаку.

Противостояние центра и окраин началось с 15 августа 1947 г., когда британский доминион Индия прекратил своё существование и на его месте образовались Индия и Пакистан, к которым, основываясь на религиозном признаке, добровольно присоединились мелкие княжества. Однако в ряде княжеств возникли серьёзные проблемы: большинство их составляли индусы, а управляли ими мусульмане, или наоборот. В результате силовых акций Дели присоединил спорные территории к себе, породив тем самым проблему сепаратизма.

Одной из причин появления религиозного сепаратизма стало конфессиональное разнообразие населения Индии. (Прил.1)  Другая причина - внешняя поддержка Пакистаном сепаратистских исламистских движений, которые борются за отделение штата Джамму и Кашмира от Индии.

В Индии на сегодняшний момент существует два религиозных сепаратистских движения: сикхи и кашмирские сепаратисты.

Сепаратистское движение сикхов появилось в 40-ых гг. XX века как ответ на требование Мусульманской лиги создать государство с преимущественно мусульманским населением с центром в штате Пенджаб. "Акали дал" - политическая партия сикхов - приняла резолюцию, в которой требовала для защиты религиозных, культурных, экономических прав сикхов создать сикхское государство.

В 60-70-е годы в Пенджабе произошла "зеленая революция", в результате которой штат стал самым богатым и развитым в Индии (прил.2) . Страх перед новыми социальными процессами: ростом доходов крестьян и уровня образования молодежи, установлением контактов с общеиндийской культурой и, как следствие, упадком традиционных религиозных ценностей - стал главной причиной активизации второй волны сепаратизма.

религиозный сепаратистский индия конфликт

К 1980-ым годам методы политической борьбы изменились: от гражданского неповиновения сепаратисты перешли к террору. В июне 1984 г. в результате эскалации конфликта правительство провело операцию "Голубая Звезда", в ходе которой были уничтожены экстремисты, скрывавшиеся в Золотом храме. Ответная реакция сикхов - убийство премьера-министра Индиры Ганди. Вторая половина 1980-ых гг. - это череда террористических актов сикхов и ответных силовых действий правительства.

Для борьбы с сепаратизмом индийские власти использовали не только силовые акции, но и меры политического характера. 24 июля 1985 г. после секретных переговоров премьер-министр Раджив Ганди и лидер "Акали дал" Х.С. Лонговал подписали меморандум об урегулировании положения в Пенджабе, который включал широкий спектр сикхских требований. В 1987 г. был принят Закон о борьбе с терроризмом и подрывной деятельностью. Последующие масштабные антитеррористические операции привели к тому, что к 1995 г. уровень террористической активности сикхов снизился, а в последующие годы сошел на нет.

Второй очаг сепаратизма конфессионального характера в Индии - штат Джамму и Кашмира. При разделении в 1947 г. Британской Индии на индусское и мусульманское государства возникли противоречия между мусульманами, составлявшими около 80% населения, и элитой-индуистами. Конфликт носит и политический характер, поскольку этот штат - спорная территория между Индией и Пакистаном (с 1947 г.4 войны и 2 серьезных военных конфликта). (Прил.3)

Кашмирский сепаратизм носит террористический характер, однако главная цель - объявление объединенного Кашмира независимым государством (ФОДК).

В конце 80-х - начале 90-х годов сращивание кашмирского этносепаратизма с исламизмом сделало Кашмир частью мировой террористической сети. Это положило начало "второму этапу оппозиционного движения, которое характеризуется двумя обстоятельствами - усилением "антииндийской и антииндусой" борьбы и его переходом под контроль исламского экстремизма.

Присоединение к сепаратистскому движению Кашмира боевиков со смежных территорий (Афганистан, Пакистан, Ирак и т.д.) привело к расколу исламистского сепаратизма на две ветви по этнорелигиозному составу: первая - кашмирцы (на сегодняшний момент - "Хизб уль-Муджахидин", "Армия освобождения Кашмира" и др.), вторая - группы, основу которых составляют пакистанцы, афганцы, арабы (Объединенный совет джихада - всего 13движений и партий).  (Прил.5)

Несмотря на подавление активности экстремистов к середине 1990-х и наличие расквартированной в Кашмире индийской армии, сепаратистские группировки существуют и ведут террористическую деятельность.  Именно поэтому урегулирование взаимосвязанных внутреннего и внешнего аспектов Кашмирской проблемы будет оставаться первоочередной задачей для Индии.

Религиозный сепаратизм - самый опасный из всех видов сепаратизма, поскольку за религиозными лозунгами кроются политические и экономические интересы лидеров движений, для многих группировок религия - это оправдание своих действий в глазах населения. Исламский терроризм и экстремизм в Кашмире представляют серьезную угрозу не только для отношений между Индией и Пакистаном, но и для безопасности всего южноазиатского региона. Нельзя не учитывать, что кашмирский сепаратизм в его крайнем проявлении - исламорадикализме - будет и в дальнейшем определяющим фактором, влияющим на развитие ситуации в Кашмире. Решение кашмирской проблемы невозможно без ликвидации очагов исламского терроризма в этом штате.

Приложение 1

.

Приложение 2

Приложение 3

Направленность кашмирского сепаратизма

Период

Цели

До 1947 г.

Автономистское движение

Признание прав мусульман в составе княжества

После 1947г.

Антииндийское движение

Самоопределение для кашмирцев

Приложение 4

Исламистские партии и движения

Период

Название партии/движения

Характеристика деятельности

Цель

С 1925 г.

 "Ахль-е-хадис"

Ваххабитская организация ханафитской школы

Борьба мусульман за свои права

С 1952 г.

"Кашмирская Джамаат-и-ислами" (ДИ)

До конца 60-х годов ХХв. деятельность сводилась: к изданию и распространению агитационной литературы, открытию специализированных библио-тек, проведению лекций и созданию сети школ по всему штату; поддержке беспартийных кандидатов на выборах в местные органы власти. В 1975 г. эта радикально-фундаменталистская партия была запрещена. В 1987 г. последний раз принимала участие в выборах в составе Объединенного мусульманского фронта (альянса 11 политических партий Кашмира).

Создание исламского государства в Кашмире, основанного на законах шариата

1990 г.

"Хезб-уль-муджахидин"

Военизированная организация "Джамаат-и-ислами"

Исламизация Кашмира и присоединение его к Пакистану

1977 г.

"Фронта освобождения Джамму и Кашмира"

Националистическое движение В начале 90-х г. "Фронт" раскололся: крыло во главе с Амануллой Ханом заняло непримиримые позиции (леворадикальная группа), крыло во главе с Ясином Маликом отказался от ведения вооруженного сопротивления, вошло в созданную в 1993 г. организацию "Беспартийная конференция "Свобода".

Воссоединение индийской и пакистанской части Кашмира в качестве независимого светского демократического государства

С конца 80-х годов ХХ в.

"Хезб-уль-муджахидин", "Лашкар-е-тойяба", "Джаиш-е-Мохаммад", "Харкат-уль-муджахидин", "Аль-Бадр".

Террористические, экстремистские организации

"Джихад" и освобождение мусульман в других регионах Индии на пути создания исламского халифата в Южной Азии.

Приложение 5

Экстремистских организаций Кашмира (по национальному признаку)

Преобладание кашмирцев

Преобладание иностртанцев

"Харкат-уль-ансар" (переименована в 1998 г. в "Харкат-уль-муджахидин"), "Армию освобождения Кашмира", "Аль-Джихад", "Муслим-джанбаз форс", "Исламский фронт" и другие

"Хизб-уль-муджахидин", "Аль-Бадр", "Джамиат-уль-муджахидин", "Джайиш-и-мухаммад", "Лашкар-и-тайяба".

Приложение 6

Позиции с организаций Кашмира

-       непризнание национальных границ, утверждение права вести джихад в любой стране, где, по их мнению, притесняются мусульмане, даже если это исламская страна;

-       "экспорт" джихада за пределы южно-азиатского региона;

-       пакистанское ядерное оружие и технологии должны быть доступны любой мусульманской стране, если они ей нужны для защиты;

-       поддержка заявлений Усамы бен Ладена о том, что мусульмане имеют право и даже религиозную обязанность получить и использовать оружие массового уничтожения для защиты своих интересов;

-       использование джихада и победа в Кашмире - это первый шаг на пути к объединению мусульман всего региона, а затем во всем мире. Кашмир - не конечная цель, а лишь средство проведения "большого джихада";

-       США, Индия и Израиль расцениваются как главные враги ислама.

Приложение 7

Террористическая статистика, 1990 - 1999 г. г.

Террористических лагерей в Пакистане

37

Террористических лагерей в оккупированном Пакистаном Кашмире

49

Террористических лагерей в Афганистане

22

Профессиональных террористов в штате Джамму и Кашмир

2300

Иностранных наемников, находящихся в Джамму и Кашмире

900

Уничтожено террористов индийскими армией и полицией

291

Арестовано террористов в Индии

125

Убито террористами граждан Индии

более 29000

Убито за янв. - июнь 1999

279

Огнестрельного оружия на руках у террористов

47000

Взрывчатки в распоряжении террористов в Индии, кг

30000

Количество взрывов, осуществленных террористами в Индии

4730

Помощь пакистанских властей исламским экстремистам в Кашмире:

предоставление тренировочных баз (как на оккупированной Пакистаном территории Кашмира, так и на подконтрольных афганских территориях);

размещение на территории Пакистана штаб-квартир террористических организаций;

инфраструктуры для перемещения добровольцев из арабских и других мусульманских стран, желающих принять участие в "священной войне";

осуществление поставок закупленного в третьих странах оружия для террористических организаций;

возможность свободного перемещения через пакистано-индийскую границу;

обеспечение террористов инструкторами, в том числе сотрудниками пакистанских спецслужб;

свободное функционирования на территории страны различных финансовых институтов, предоставляющих средства террористическим организациям.


Скачать архив (119.6 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: