Главная » Экономика |
Актуальность данной работы продиктована вниманием современных ученых к проблеме сепаратистских движений в мире, которые угрожают не только целостности отдельных стран, но и стабильности целых регионов. Одним из очагов современного сепаратизма является Южная Азия, поэтому цель нашей работы - исследование религиозных сепаратистских движений Индии - достигается через решение следующих задач: ) определение сепаратизма как явления современной жизни; 2) установление времени возникновения проблемы религиозного сепаратизма в стране; ) выявление причин, породивших сепаратистские настроения; ) краткая характеристика основных направлений религиозного сепаратизма; ) определение действий правительства, направленных на урегулирование религиозных сепаратных конфликтов. Объектом данного исследования являются религиозные сепаратистские движения Индии, предметом - история и современное состояние сепаратизма в Индии. Сепаратизм (от лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA>separatus - отдельный) - теория, политика и практика отделения части территории государства с целью создания самостоятельного государства или получения статуса широкой автономии. Из приведенного определения следует, что религиозный сепаратизм - это обособление по конфессиональному признаку. Противостояние центра и окраин началось с 15 августа 1947 г., когда британский доминион Индия прекратил своё существование и на его месте образовались Индия и Пакистан, к которым, основываясь на религиозном признаке, добровольно присоединились мелкие княжества. Однако в ряде княжеств возникли серьёзные проблемы: большинство их составляли индусы, а управляли ими мусульмане, или наоборот. В результате силовых акций Дели присоединил спорные территории к себе, породив тем самым проблему сепаратизма. Одной из причин появления религиозного сепаратизма стало конфессиональное разнообразие населения Индии. (Прил.1) Другая причина - внешняя поддержка Пакистаном сепаратистских исламистских движений, которые борются за отделение штата Джамму и Кашмира от Индии. В Индии на сегодняшний момент существует два религиозных сепаратистских движения: сикхи и кашмирские сепаратисты. Сепаратистское движение сикхов появилось в 40-ых гг. XX века как ответ на требование Мусульманской лиги создать государство с преимущественно мусульманским населением с центром в штате Пенджаб. "Акали дал" - политическая партия сикхов - приняла резолюцию, в которой требовала для защиты религиозных, культурных, экономических прав сикхов создать сикхское государство. В 60-70-е годы в Пенджабе произошла "зеленая революция", в результате которой штат стал самым богатым и развитым в Индии (прил.2) . Страх перед новыми социальными процессами: ростом доходов крестьян и уровня образования молодежи, установлением контактов с общеиндийской культурой и, как следствие, упадком традиционных религиозных ценностей - стал главной причиной активизации второй волны сепаратизма. религиозный сепаратистский индия конфликт К 1980-ым годам методы политической борьбы изменились: от гражданского неповиновения сепаратисты перешли к террору. В июне 1984 г. в результате эскалации конфликта правительство провело операцию "Голубая Звезда", в ходе которой были уничтожены экстремисты, скрывавшиеся в Золотом храме. Ответная реакция сикхов - убийство премьера-министра Индиры Ганди. Вторая половина 1980-ых гг. - это череда террористических актов сикхов и ответных силовых действий правительства. Для борьбы с сепаратизмом индийские власти использовали не только силовые акции, но и меры политического характера. 24 июля 1985 г. после секретных переговоров премьер-министр Раджив Ганди и лидер "Акали дал" Х.С. Лонговал подписали меморандум об урегулировании положения в Пенджабе, который включал широкий спектр сикхских требований. В 1987 г. был принят Закон о борьбе с терроризмом и подрывной деятельностью. Последующие масштабные антитеррористические операции привели к тому, что к 1995 г. уровень террористической активности сикхов снизился, а в последующие годы сошел на нет. Второй очаг сепаратизма конфессионального характера в Индии - штат Джамму и Кашмира. При разделении в 1947 г. Британской Индии на индусское и мусульманское государства возникли противоречия между мусульманами, составлявшими около 80% населения, и элитой-индуистами. Конфликт носит и политический характер, поскольку этот штат - спорная территория между Индией и Пакистаном (с 1947 г.4 войны и 2 серьезных военных конфликта). (Прил.3) Кашмирский сепаратизм носит террористический характер, однако главная цель - объявление объединенного Кашмира независимым государством (ФОДК). В конце 80-х - начале 90-х годов сращивание кашмирского этносепаратизма с исламизмом сделало Кашмир частью мировой террористической сети. Это положило начало "второму этапу оппозиционного движения, которое характеризуется двумя обстоятельствами - усилением "антииндийской и антииндусой" борьбы и его переходом под контроль исламского экстремизма. Присоединение к сепаратистскому движению Кашмира боевиков со смежных территорий (Афганистан, Пакистан, Ирак и т.д.) привело к расколу исламистского сепаратизма на две ветви по этнорелигиозному составу: первая - кашмирцы (на сегодняшний момент - "Хизб уль-Муджахидин", "Армия освобождения Кашмира" и др.), вторая - группы, основу которых составляют пакистанцы, афганцы, арабы (Объединенный совет джихада - всего 13движений и партий). (Прил.5) Несмотря на подавление активности экстремистов к середине 1990-х и наличие расквартированной в Кашмире индийской армии, сепаратистские группировки существуют и ведут террористическую деятельность. Именно поэтому урегулирование взаимосвязанных внутреннего и внешнего аспектов Кашмирской проблемы будет оставаться первоочередной задачей для Индии. Религиозный сепаратизм - самый опасный из всех видов сепаратизма, поскольку за религиозными лозунгами кроются политические и экономические интересы лидеров движений, для многих группировок религия - это оправдание своих действий в глазах населения. Исламский терроризм и экстремизм в Кашмире представляют серьезную угрозу не только для отношений между Индией и Пакистаном, но и для безопасности всего южноазиатского региона. Нельзя не учитывать, что кашмирский сепаратизм в его крайнем проявлении - исламорадикализме - будет и в дальнейшем определяющим фактором, влияющим на развитие ситуации в Кашмире. Решение кашмирской проблемы невозможно без ликвидации очагов исламского терроризма в этом штате. Приложение 1 . Приложение 2 Приложение 3 Направленность кашмирского сепаратизма Период Цели До 1947 г. Автономистское движение Признание прав мусульман в составе княжества После 1947г. Антииндийское движение Самоопределение для кашмирцев Приложение 4 Исламистские партии и движения Период Название партии/движения Характеристика деятельности Цель С 1925 г. "Ахль-е-хадис" Ваххабитская организация ханафитской школы Борьба мусульман за свои права С 1952 г. "Кашмирская Джамаат-и-ислами" (ДИ) До конца 60-х годов ХХв. деятельность сводилась: к изданию и распространению агитационной литературы, открытию специализированных библио-тек, проведению лекций и созданию сети школ по всему штату; поддержке беспартийных кандидатов на выборах в местные органы власти. В 1975 г. эта радикально-фундаменталистская партия была запрещена. В 1987 г. последний раз принимала участие в выборах в составе Объединенного мусульманского фронта (альянса 11 политических партий Кашмира). Создание исламского государства в Кашмире, основанного на законах шариата 1990 г. "Хезб-уль-муджахидин" Военизированная организация "Джамаат-и-ислами" Исламизация Кашмира и присоединение его к Пакистану 1977 г. "Фронта освобождения Джамму и Кашмира" Националистическое движение В начале 90-х г. "Фронт" раскололся: крыло во главе с Амануллой Ханом заняло непримиримые позиции (леворадикальная группа), крыло во главе с Ясином Маликом отказался от ведения вооруженного сопротивления, вошло в созданную в 1993 г. организацию "Беспартийная конференция "Свобода". Воссоединение индийской и пакистанской части Кашмира в качестве независимого светского демократического государства С конца 80-х годов ХХ в. "Хезб-уль-муджахидин", "Лашкар-е-тойяба", "Джаиш-е-Мохаммад", "Харкат-уль-муджахидин", "Аль-Бадр". Террористические, экстремистские организации "Джихад" и освобождение мусульман в других регионах Индии на пути создания исламского халифата в Южной Азии. Приложение 5 Экстремистских организаций Кашмира (по национальному признаку) Преобладание кашмирцев Преобладание иностртанцев "Харкат-уль-ансар" (переименована в 1998 г. в "Харкат-уль-муджахидин"), "Армию освобождения Кашмира", "Аль-Джихад", "Муслим-джанбаз форс", "Исламский фронт" и другие "Хизб-уль-муджахидин", "Аль-Бадр", "Джамиат-уль-муджахидин", "Джайиш-и-мухаммад", "Лашкар-и-тайяба". Приложение 6 Позиции с организаций Кашмира - непризнание национальных границ, утверждение права вести джихад в любой стране, где, по их мнению, притесняются мусульмане, даже если это исламская страна; - "экспорт" джихада за пределы южно-азиатского региона; - пакистанское ядерное оружие и технологии должны быть доступны любой мусульманской стране, если они ей нужны для защиты; - поддержка заявлений Усамы бен Ладена о том, что мусульмане имеют право и даже религиозную обязанность получить и использовать оружие массового уничтожения для защиты своих интересов; - использование джихада и победа в Кашмире - это первый шаг на пути к объединению мусульман всего региона, а затем во всем мире. Кашмир - не конечная цель, а лишь средство проведения "большого джихада"; - США, Индия и Израиль расцениваются как главные враги ислама. Приложение 7 Террористическая статистика, 1990 - 1999 г. г. Террористических лагерей в Пакистане 37 Террористических лагерей в оккупированном Пакистаном Кашмире 49 Террористических лагерей в Афганистане 22 Профессиональных террористов в штате Джамму и Кашмир 2300 Иностранных наемников, находящихся в Джамму и Кашмире 900 Уничтожено террористов индийскими армией и полицией 291 Арестовано террористов в Индии 125 Убито террористами граждан Индии более 29000 Убито за янв. - июнь 1999 279 Огнестрельного оружия на руках у террористов 47000 Взрывчатки в распоряжении террористов в Индии, кг 30000 Количество взрывов, осуществленных террористами в Индии 4730 Помощь пакистанских властей исламским экстремистам в Кашмире: предоставление тренировочных баз (как на оккупированной Пакистаном территории Кашмира, так и на подконтрольных афганских территориях); размещение на территории Пакистана штаб-квартир террористических организаций; инфраструктуры для перемещения добровольцев из арабских и других мусульманских стран, желающих принять участие в "священной войне"; осуществление поставок закупленного в третьих странах оружия для террористических организаций; возможность свободного перемещения через пакистано-индийскую границу; обеспечение террористов инструкторами, в том числе сотрудниками пакистанских спецслужб; свободное функционирования на территории страны различных финансовых институтов, предоставляющих средства террористическим организациям. Скачать архив (119.6 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |