Главная » Экономика |
Содержание Введение . UEMOA . Франк CFA . OHADA . Интрарегиональная торговля . Распределение доходов . Сотрудничество с Украиной Выводы Список использованных источников Введение интеграция африка uemoa cemac Курсовая работа "Региональная интеграция зоны франка CFA в Западной и Центральной Африке" по дисциплине "Мировая экономика". Неотъемлемым сопутствующим элементом глобализации мировой экономики является региональная интеграция. Наиболее активно этот процесс начал разворачиваться в Европе и Северной Америке с середины XX в., однако со временем он захватил и другие континенты, включая Африку. Изменение парадигмы мирохозяйственных связей в течение последнего десятилетия предопределяет необходимость исследования особенностей экономического развития африканских стран к югу от Сахары (или Субсахарской Африки). В этом плане заслуживают внимания труды Д.А. Дегтерева из соседней России, а также экономистов из стран Африки. В отечественных исследованиях данная проблематика освещена недостаточно, особенно интеграционные процессы в этом регионе. Учитывая повышение влиятельности стран Субсахарской Африки в современной системе международных экономических отношений необходимо проанализировать их как возможных перспективных партнеров. Цель работы - изучение двух интеграционных объединений в Западной и Центральной Африке для расширения рынков сбыта украинских товаров. В настоящее время в Субсахарской Африке есть приблизительно 10 действующих региональных интеграционных группировок с разными уровнями интеграции: от зоны свободной торговли до экономического и валютного союза. Среди них как один из наиболее прогрессивных можно выделить Западноафриканский экономический и валютный союз UEMOA, в состав которого входят 8 стран. Из них 7 - бывшие колонии Франции (Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того), а также бывшая колония Португалии - Гвинея-Бисау. 1. UEMOA Официально UEMOA был создан в 1994 г. отмеченными франкоязычными государствами. До этого их сотрудничество началось в 1959 г. (сразу после обретения ими политической независимости) с создания Центрального банка государств Западной Африки ВСЕАО. Его государствами-учредителями были Кот-д'Ивуар, Дагомея (нынешний Бенин), Верхняя Вольта (нынешняя Буркина-Фасо), Мавритания, Нигер и Сенегал [1]. В мае 1962 г. государства - учредители ВСЕАО подписали договор о создании Западноафриканского валютного союза UMOA. В 1963 г. в него вошла Тоголезская Республика. В 1967 г. с просьбой о присоединении обратилась Мали, что и произошло в июне 1984 г. В июле 1973 г. из состава этого союза вышла Мавритания, поэтому в ноябре того же года был подписан новый договор о создании UMOA, а также Западноафриканского банка развития BOAD [1]. В середине 1980-х годов из-за кризиса Бреттон-Вудской валютной системы произошло структурное снижение цен на товары и состоялась номинальная оценка французского франка по отношению к доллару США. Это повлекло за собой ухудшение конкурентных позиций стран - членов UMOA, что привело в 1994 г. к девальвации на 50% общей валюты - франка CFA. В связи с этим страны - члены этого союза, испытав потребность в более глубокой экономической интеграции, в том же году подписали новый договор об объединении, но в новом статусе - UEMOA, - с целью обеспечения свободного передвижения товаров и услуг, рабочей силы и капиталов. В 1997 г. к нему присоединилась Гвинея-Бисау. История UEMOA началась еще в середине XIX в. (до обретения политической независимости ее государствами-членами) с использования бывшими колониями Франции на своей территории французского франка, который впоследствии стал предшественником современного франка CFA. Постепенно эта валюта прошла трансформацию от использования и эмиссии франка Франции до создания зоны франка: сначала - де-факто после Первой мировой войны, потом - формально в начале Второй мировой войны. В 1941 г. Центральному фонду Франции (будущему Центральному фонду экономического сотрудничества) было передано исключительное право на эмиссию франка в Экваториальной Африке и Камеруне. После войны национализация в метрополии привела к передаче прав на эмиссию государственным учреждениям в колониях. Так, в 1946 г. был национализирован Банк Алжира, в 1950 г. - Банк Мадагаскара и Комор. В 1955 г. были созданы Институт эмиссии Западной Французской Африки и Того и Институт эмиссии Экваториальной Французской Африки и Камеруна. Все эти заведения получили дотации из открытого операционного счета при французском казначействе [1]. . Франк CFA В декабре 1945 г. официально был создан франк CFA. Сначала он был привязан к франку Франции, а после его замены на евро в 1999 г. - к евро. По отношению к французскому франку курс франка CFA был фиксированным. Иногда он изменялся под воздействием финансовых колебаний: 1,7 - во время создания в 1945 г., 2 - в 1948 г., 0,02 - при переходе на новый французский франк в 1960 г. Потом курс франка CFA оставался без изменений до его девальвации 11 января 1994 г. до уровня 0,01. После этого он не изменялся до конца 1999 г., когда французский франк заменили на евро. Тогда был установлен фиксированный курс: 1 евро = 655,957 франка CFA. Зона использования франка CFA не ограничивается исключительно границами UЕМOA, а простирается на соседнее объединение в Центральной Африке - Центральноафриканское экономическое и валютное содружество СЕМАС, в состав которого входят 6 стран. Из них 5 - бывшие колонии Франции (Камерун, Республика Конго, Габон, Центральноафриканская Республика (ЦАР), Чад), а также бывшая колония Испании - Экваториальная Гвинея. История использования франка CFA как национальной валюты на территории государств - членов СЕМАС (до обретения политической независимости) похожа с UEMOA, потому что связана с внешней политикой Франции, которую она проводила по отношению ко всем своим колониям. Аббревиатура франка CFA сразу происходила от французского названия "Franc des colonies francaises d'Afrique" (франк французских африканских колоний), а после обретения независимости африканскими странами со второй половины 1960-х годах - от "Franc de la communaute financiere africaine" (франк африканского финансового содружества) в UEMOA и "Franc de la cooperation financiere en Afrique Centrale" (франк финансового сотрудничества в Центральной Африке) в СЕМАС. Истории интеграции этих двух объединений после обретения независимости их государствами-членами (до 1994 г.) похожи и в основном проходили параллельно. Активное сотрудничество членов СЕМАС началось с создания центрального регионального банка в 1961 г. Сначала он носил название Центральный банк государств Экваториальной Африки и Камеруна ВСЕАЕС. Его основателями были Габон, Камерун, Республика Конго, ЦАР и Чад. С 1972 г. он официально называется Банк государств Центральной Африки ВЕАС [1]. Главной задачей центральных банков объединений в Западной и Центральной Африке была эмиссия валюты в образовавших их государствах. Курс их валют по отношению к французскому франку был идентичным, поэтому во время создания эти банки открыли свои счета во Французском национальном банке [1]. Кроме учреждения центрального банка, региональное сближение по вопросам валютной политики в Центральной Африке началось почти одновременно с подобным процессом в Западной Африке. Так, накануне обретения независимости в 1958 г. Габон, Камерун, Республика Конго, ЦАР и Чад создали геоэкономическое объединение Экваториальная Французская Африка. В 1959 г. эти же государства, за исключением Камеруна, присоединившегося к ним в 1962 г., образовали Таможенный экваториальный союз. Уже после обретения независимости, в декабре 1964 г., эти государства подписали Договор о Таможенном и экономическом союзе Центральной Африки UDEAC, который начал действовать с 1 января 1966 г. В январе 1984 г. к ним присоединилась Экваториальная Гвинея. В таком составе и статусе это объединение функционировало до 1999 г., то есть до создания СЕМАС [2], действующего и сегодня. В начале 1970-х годов при содействии Франции были проведены реформы, направленные на улучшение распределения финансов в зоне франка CFA. В 1972-1973 гг. центральные банки Западной и Центральной Африки подписали новые соглашения (они действительны и сегодня) о валютном сотрудничестве с Францией, согласно которым было снижено присутствие последней в административных советах этих банков. Кроме того, они получили больше полномочий в вопросах распределения кредитов, особенно на средний и длительный сроки. Позже главные офисы этих банков переехали из Парижа: в 1977 г. офис Банка государств Центральной Африки - в Яунде (Камерун), в 1978 г. офис Центрального банка государств Западной Африки - в Дакар (Сенегал) [1]. Таким образом, на момент девальвации франка CFA в 1994 г. влияние Франции на валютные отношения в региональных объединениях Западной и Центральной Африки ослабилось. Как отмечалось, девальвация франка CFA подтолкнула правительства стран данной зоны к осознанию необходимости более глубокой интеграции. После 1994 г. по своей наполняемости интеграционные процессы региональных объединений UEMOA и СЕМАС имеют определенные расхождения, что стало одним из факторов, влияющих на их эффективность. С некоторыми дополнениями они унаследовали все нормативные акты своих предшественников [1; 2]. Центральные региональные банки контролируют их валютную политику, а также выпускают франк CFA для государств - членов своих объединений, поэтому франк CFA существует в двух валютных кодах: XOF - для UEMOA и XAF - для СЕМАС (в соответствии с нормами ISO 4217). Официально эти валюты не являются взаимозаменяемыми, хотя на практике подобное возможно на уровне местной торговли. Взносы этих банков в резервный фонд, основанный на взносах национальных банков каждого из государств UEMOA и СЕМАС при Французском национальном банке, и валютный договор с Францией гарантировали до конца 1999 г. конвертируемость франка CFA по отношению к французскому франку с фиксированной ставкой. После введения евро был подписан новый валютный договор (согласованный с Центральным европейским банком), теперь франк CFA этих двух объединений связан с евро через одинаковый паритет. Гарант франка CFA - Французский национальный банк. Курс остался фиксированным, но изменился (1 евро = 655,957 франка CFA). Невзирая на валютный договор с Францией, центральные региональные банки UEMOA и СЕМАС имеют право создавать дополнительные резервные фонды (в металлах или валюте) с другими банками для облегчения ведения международной торговли; для обмена другой валюты, кроме евро; чтобы в случае необходимости отменить конвертируемость франка CFA с евро. На практике все это очень маловероятно, поскольку связь региональных банков с Французским национальным банком достаточно крепкая, что также предопределено их финансовой зависимостью от Франции. Впоследствии за счет общей валютной политики интеграция внутри этих объединений продолжилась в финансовой плоскости. Постепенно система расчетов была усовершенствована до уровня их осуществления в реальном времени. Кроме того, в UEMOA с 1998 г. с целью гармонизации бухгалтерского учета среди ее членов была введена новая Западноафриканская система бухгалтерского учета SYSCOA, разработанная на основе англосакской школы и особенностей ведения дел в африканских странах [3, р. 68]. Также были созданы региональные фондовые биржи, что стало началом формирования финансовых рынков в этих регионах; и здесь интеграция в UEMOA проявляется эффективнее, чем в СЕМАС. В Западной Африке еще учредительным договором UMOA предусматривалось создание единого организованного финансового рынка. В декабре 1996 г. решением Совета Министров UMOA, принятым еще в декабре 1993 г. с целью развития торговли и усиления региональной интеграции, в Абиджане (Кот-д'Ивуар) была создана Региональная фондовая биржа ценных бумаг BRVM. Ее членами стали все 8 государств объединения UEMOA. Когда BRVM начала действовать с сентября 1998 г., ее рыночная капитализация составляла приблизительно 890 млрд. франков CFA (1,3 млрд. евро), а в конце 2012 г. - приблизительно 4000 млрд. франков CFA (6,1 млрд. евро) [4]. Вместе с Региональным Советом по денежным взносам населения и финансовым рынкам CREPMF эта биржа образует Региональный финансовый рынок в Западной Африке. BRVM - одна из немногих эффективных бирж регионального уровня в мире и главный инструмент единого фондового рынка 8 государств. Ее биржевая площадка компьютеризирована и соединена с представительствами всех членов UEMOA [5]. Единственным ее недостатком можно назвать неравномерное представление компаний стран-членов в ее листинге: их подавляющее большинство - из Кот-д'Ивуара. На базе СЕМАС были созданы две фондовые биржи, к тому же почти на 10 лет позже, чем в UEMOA: Фондовая биржа ценных бумаг Центральной Африки BVMAC в составе 5 членов СЕМАС (кроме Камеруна) была создана в Либревиле (Габон) в июне 2003 г., Фондовая биржа Дуала - на западе Камеруна в декабре 2001 г., а функционировать они начали в 2006 г. Их разъединенность - дестабилизирующий фактор для интеграции СЕМАС, на базе которого они были сформированы. Это стало очевидным для финансовых руководителей двух бирж, поэтому в 2012 г. начался переговорный процесс по их объединению. Интеграция UEMOA и СЕМАС осуществлялась параллельно в вопросах налоговой политики и финансов. Начиная с конца 1990-х годов, в пределах двух объединений были подписаны соответствующие соглашения и программы. В UEMOA в 1998 г. была утверждена программа по гармонизации косвенного налогообложения, в рамках которой приняты законы по гармонизации налога на добавленную стоимость, акциза, налогообложения нефтепродуктов и банковских депозитов, а также осуществления бюджетной политики. В СЕМАС с целью улучшения фискальной политики приняли закон по гармонизации налога на добавленную стоимость и акциза, а также правила регистрационного сбора, гербового сбора, распределения наследственного имущества при отсутствии наследников, специфического налогового режима для ценных бумаг и других финансовых средств (операции на фондовой бирже), о статусе советника по налоговым вопросам. Кроме того, оба объединения подписали конвенции о недопущении двойного налогообложения между государствами-членами и о налоге на прибыль. На определенном этапе возникла также потребность в интеграции по таможенным вопросам, что имеет значение для внешнеторговых отношений. В UEMOА она была логичным продолжением гармонизации финансовой и налоговой политики, а в СЕМАС - предшествовала этому процессу. В Западной Африке воплощение идеи о Таможенном союзе с Единым внешним тарифом ТЕС началось в июле 1996 г., окончательно он был введен с 1 января 2000 г., а в 2001 г. в UEMOA был принят Таможенный кодекс. В Центральной Африке еще в UDEAC в июне 1993 г. был принят акт о таможенных тарифах и ТЕС, который позже унаследовало объединение СЕМАС. Однако установленные правила по ведению внешней торговли в UEMOA создают более благоприятные условия, чем в СЕМАС. Здесь ввозная таможенная пошлина ниже и более унифицирована для стран-членов, в отличие от СЕМАС, где ставки таможенных сборов устанавливаются в каждой стране отдельно. В структуре ТЕС основную часть составляет пошлина DD, ставка которой зависит от степени социальной значимости товара и уровня его переработки (чем она больше, тем выше пошлина). В UEMOA ввозная пошлина составляет 0%, 5%, 10% и 20%, а в СЕМАС-5%, 10%, 20% и 30%. Кроме пошлины в двух объединениях есть и другие сборы. В UEMOA - статистический сбор RS и союзный солидарный сбор PCS (по 1% каждый). В целом пошлина и эти два сбора составляют постоянную часть в структуре TEC UEMOA и равняются 2-22%. Также в ТЕС UEMOA включены два временных сбора, снижающиеся пропорционально доходу, - дегрессивный защитный сбор TDP с максимальной ставкой 5% и конъюнктурный налог на импорт TCI со ставкой 10% [6]. Кроме пошлины, существенным в структуре ТЕС СЕМАС является налог на импорт, уменьшающийся с каждым последующим платежом. В определенной степени это переходный этап к налогу на добавленную стоимость; он устанавливается в каждой стране-члене отдельно: до 8% по сниженной ставке или 10-18% по нормальной ставке. Кроме того, для регулирования финансовых поступлений с целью удовлетворения потребностей государственных бюджетов в объединении существует акцизный сбор на некоторые товары. Его ставка, колеблющаяся от 0 до 100%, как и налог на импорт, устанавливается отдельно в каждой стране СЕМАС [7]. В 2000-х годах гармонизация в обоих объединениях была осуществлена и по другим аспектам. Так, были приняты законы и нормативные акты, касающиеся телекоммуникаций и правил борьбы с нечестной конкуренцией, а также транспортных вопросов (в UEMOA - на морском, а в СЕМАС - в том числе на сухопутном и воздушном транспорте). В UEMOA были также приняты общие законы о государственных закупках, горнодобывающей отрасли и здравоохранении; в СЕМАС принята хартия по инвестициям. . OHADA Другой важный момент интеграции в UEMOA и СЕМАС - гармонизация в вопросах хозяйственного права, реализованная путем объединения всех их участников в Организацию по гармонизации хозяйственного права в Африке OHADA. Таким образом, хозяйственное право в этих объединениях является унифицированным. OHADA была создана в октябре 1993 г. (то есть почти одновременно с формированием UEMOA и СЕМАС в современном статусе). В октябре 2008 г. договор о ее создании был пересмотрен и актуализирован в соответствии с требованиями времени. Географически ее территория выходит за границы зоны франка CFA - за счет Гвинеи, Комор и Демократической Республики Конго (ДРК) (всего 17 стран). Намерение присоединиться к OHADA высказали Джибути, Мавритания, Мадагаскар, Марокко, Тунис. В своей деятельности эта организация опирается на модернизированную французскую правовую модель, потому что почти все ее члены - бывшие колонии Франции, кроме Гвинеи-Бисау (бывшей колонии Португалии), Экваториальной Гвинеи (бывшей колонии Испании) и ДРК (бывшей колонии Бельгии). Рабочий язык в OHADA - французский. Ее законодательство имеет сугубо коммерческий характер. Согласно ст. 1 Соглашения о ее создании, ее главная цель - унификация хозяйственного права государств-участников, что обеспечит юридическую и судебную безопасность хозяйственной деятельности на территории их государств-членов. До создания этой организации в странах-членах действовали устаревшие нормативные акты (некоторые датировались периодом колониализма), а реформы по вопросам хозяйствования почти не проводились. Каждая страна принимала законы, не учитывая законодательство других стран зоны франка CFA, поэтому ведение хозяйственных дел требовало юридического и судебного обеспечения. Такая ситуация была обусловлена крайне низким уровнем профессиональной этики, что усиливалось незнанием законов, недостаточной подготовкой представителей судебной власти и их вспомогательного состава, а также нехваткой материальных средств. Из-за указанных проблем предприниматели в странах зоны франка CFA до принятия OHADA всегда сталкивались с ситуациями, когда проявлялась коррупция в судебной системе, использовались юридические тексты, противоречащие друг другу, невозможно было предусмотреть решение судей, возникали задержки в процедурах для выполнения этих решений. Все это в целом приводило к большим убыткам. Следовательно, основными задачами OHADA стали: обеспечение возможности для каждого ее члена использовать общие правила, адаптированные к современным экономическим условиям с целью облегчения деятельности предприятий; улучшение арбитража как оперативного инструмента решения коммерческих споров; хорошая подготовка судей и их помощников; содействие усилению африканского экономического содружества [8]. Для выполнения поставленных задач в OHADA была построена соответствующая структура, состоящая из Общего суда правосудия и арбитража - для обеспечения единообразия и последовательности толкований законов государствам и участниками; Совета министров финансов и юстиции - для принятия унифицированных решений; Региональной высшей судейской школы - для подготовки судей и их вспомогательного состава; Постоянного секретариата [9]. С целью удовлетворения интересов всех членов OHADA в борьбе за административные полномочия, а также для эффективного функционирования этой организации путем сложных переговоров между ее участниками был достигнут определенный паритет относительно расположения ее органов и распределения ключевых постов между Западной и Центральной Африкой. Так, Общий суд правосудия и арбитража и Региональная высшая судейская школа находятся в Западной Африке - соответственно, в Кот-д'Ивуаре и Бенине, а Постоянный секретариат - в Центральной Африке, в Камеруне. По негласной договоренности, представители этих стран не выдвигают свои кандидатуры на руководящие посты OHADA [10]. Совет министров собирается по меньшей мере раз в год. На должность главы этого органа по очереди избираются представители каждой страны-члена, в алфавитном порядке и сроком на год [11]. Согласно ст. 2 Соглашения о создании OHADA, для его использования в отрасли хозяйственного права разрабатываются правила, касающиеся акцио-нерного права, юридического статуса предпринимателей, взыскания долгов, гарантий и средств их обеспечения, режима антикризисного управления предприятиями и юридической ликвидации, арбитражного права, трудового законодательства, бухгалтерского права, законодательства в сферах продаж и транспорта, прав потребителей и любой другой отрасли, которую Совет министров этой организации посчитает нужным включить в такой перечень в соответствии с требованиями. Следовательно, область применения OHADA достаточно широка. Учитывая указанные составляющие региональной интеграции, можно допустить, что UEMOA как международный партнер более привлекателен, чем СЕМАС. Это особенно проявляется через Единый внешний тариф (в UEMOA он более унифицирован и имеет меньшую ставку) и заложенную почву для развития финансового рынка (в границах СЕМАС созданы две фондовые биржи, что вызывает рассеивание его финансовых ресурсов). Кроме того, необходимо обратить внимание, что UEMOA является одной из наиболее прогрессивных в плане интеграции среди всех региональных группировок в Африке. Это МВФ отмечал еще в 2002 г., так можно говорить и сегодня, сравнив его макроэкономические показатели с СЕМАС, одной из самых приближенных к ней по гармонизации разных аспектов управления экономикой. По среднему показателю ВВП на душу населения СЕМАС превосходит UEMOA (табл. 1), однако внутри этих объединений по уровню развития страны - члены UEMOA более приближены между собой, чем страны СЕМАС (соответственно, 850 дол. и 18840 дол.), к тому же в UEMOA из года в год отличия между странами почти не меняются, а в СЕМАС - увеличиваются. Так, поданным Конференции ООН по торговле и развитию UNCTAD, показатель ВВП на душу населения (по текущему курсу в среднем за последние 4 года) среди стран - членов UEMOA составляет: Кот-д'Ивуар - 1200 дол., Сенегал - 1100 дол., Бенин -800 дол., Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау, Мали и Того - почти 500 дол., Нигер - 350 дол.; среди стран - членов СЕМАС: Экваториальная Гвинея - 19300 дол., Габон - 12500 дол., Республика Конго - 2630 дол., Камерун - 1200 дол., Чад - 730 дол., ЦАР-460 дол. Таблица 1.Показатели ВВП, его структура и отношение общего долга к ВВП UEMOA и СЕМАС * Показатели Годы UEMOA СЕМАС ВВП на душу населения (в текущих ценах по текущему обменному курсу, дол.) 1995 428 670 2011 778 2135 Темпы роста ВВП (%) 1995-2010 3,1 4,9 2011 0,6 5 Темпы роста ВВП на душу населения (%) 1995-2010 0,4 2,3 2011 -2,1 2,6 Доля сельского хозяйства в ВВП ** (%) 1995 30,02 20,27 2010 31,44 12,43 Доля промышленности в ВВП ** (%) 1995 21,23 36,11 2010 21,63 60,68 Доля добывающего сектора вместе с обрабатывающей промышленностью в ВВП ** (%) 1995 18,06 33,09 2010 16,85 57,46 Доля обрабатывающей промышленности в ВВП ** (%) 1995 14,92 12,73 2010 11,63 7,16 Доля услуг в ВВП ** (%) 1995 48,75 43,62 2010 46,94 26,89 Общий долг по отношению к ВВП *** (требованием является < 70%) 2010 37,71 21,94 2011 40,78 21,37 2012 38,14 21,38 * Приведены годы для сравнения данных после подписания соглашений о создании UEMOA и СЕМАС (в 1994 г.) и последние имеющиеся данные (2010 или 2011 г.) [12]. ** В данных UNCTAD о структуре ВВП учтено: сельское хозяйство, промышленность и услуги; промышленность, в свою очередь, состоит из добывающего сектора, обрабатывающей отрасли, строительства, снабжения электроэнергией, газом и водой. *** Общий долг по отношению к ВВП рассчитан на основе статистических данных МВФ за декабрь 2012 г. [13]. Необходимо также сказать о факторах, способствующих конвергенции интеграционного объединения, что отображается через определенные показатели, и в UEMOA они лучше, чем в СЕМАС. Наиболее характерными являются уровень инфляции и доля интрарегиональной торговли в ее общем объеме. Уровень инфляции в UEMOA и СЕМАС значительно ниже, чем в Субсахарской Африке в целом (рис.), что говорит о более уравновешенной финансовой ситуации в них. Этот показатель лучше преимущественно в UEMOA (за исключением 2005, 2007, 2008 и 2011 годов) (см. рис.1) и не превышает установленной границы (< 3%) [14, р. 6]. Рис. 1.Уровни инфляции в UEMOA, СЕМАС и Субсахарской Африке - рассчитано на основе статистических данных МВФ за декабрь 2012 г. [13] Резкое повышение уровня инфляции в этих объединениях предопределено влиянием внешних факторов. В 2008 г. это был мировой финансовый кризис, явление исключительное. Например, в 2005 и 2011 г. (см. рис.1) такими основными факторами были рост цен на продукты питания и топливо [14, р. 4], которые государства-члены должны импортировать из-за нехватки собственного производства, а также снижение цен на их главные экспортные товары на мировых рынках, от чего зависит пополнение их госрезервов. В UEMOA на уровень инфляции отрицательно влияют также неблагоприятные погодные условия, что имеет значение для сельскохозяйственного производства, которое составляет почти 1 /3 в структуре ВВП (в СЕМАС - приблизительно на 10% меньше, а с 1995 г. она снизилась еще на 8%) (см. табл. 1). Например, в 2004 г. из-за задержки сезона дождей и нашествия саранчи члены UEMOA - Мали, Буркина-Фасо и Нигер - понесли большие убытки при выращивании и сборе зерновых культур, что повлекло за собой их дефицит в 2004-2005 гг., усложнило продовольственную проблему [15, р. 108] и привело к резкому повышению уровня инфляции в 2005 г. (см. рис.1). После 2011 г. ожидалось, что снижение цен на продовольствие и топливо поможет членам U ЕМОА удержать инфляцию на уровне 3,5% [14, р. 7]. . Интрарегиональная торговля Интрарегиональная торговля является одним из главных индикаторов успешности интеграции. По этому показателю UEMOA существенно превосходит СЕМАС, интрарегиональный экспорт составляет, соответственно, 14% и 2%, а интрарегиональный импорт - 10% и 4% (табл. 2). Это свидетельствует о более активных взаимных обменах между членами UEMOA, что отличало его от СЕМАС сразу после создания в 1994 г. По этому показателю наблюдается негативная тенденция - в течение 15 лет в обоих объединениях он практически не изменился (см. табл. 2). К проблемам, которые этому мешают, в первую очередь можно отнести плохую инфраструктуру. Другой важный фактор для конвергенции, кроме инфляции и интрарегиональной торговли, - доля внешнего долга в ВВП. Этот показатель в UEMOA больше (см. табл. 1), однако остается в пределах нормы (не превышает 70%) [14, р. 7]. Проанализировав показатели экономического развития обоих объединений, можно увидеть, что по количественным индексам доминирует СЕМАС, а по качественным - UEMOA. Так, по размеру ВВП на душу населения и темпам его роста преобладает СЕМАС, однако в структуре ВВП доминирует добывающий сектор, который с 1995 по 2011 г. постепенно вытеснил другие секторы (см. табл. 1). В отличие от этого, в структуре ВВП UEMOA сельское хозяйство, имеющее значение для обеспечения местного населения не только продуктами питания, но и работой, обрабатывающая промышленность и услуги за этот же период не утратили своих позиций (см. табл. 1). Это говорит о попытке UEMOA продвигать производство не сырьевых товаров, а продукции с большей добавленной стоимостью, при этом опираясь на имеющиеся ведущие отрасли. При анализе показателей торговли этих объединений выяснилось, что похожая ситуация сложилась с их общим макроэкономическим значением ВВП, когда по количественным индексам преобладает СЕМАС, а по качественным - UEMOA. Так, с 1995 по 2011 г. в СЕМАС доля экспорта в ВВП росла активнее, чем в UEMOA, и, по последним данным, больше (см. табл. 2). Внешнеторговый баланс по товарам в обоих объединениях положительный. В СЕМАС за эти же годы значительно увеличилось превышение экспорта над импортом, чего нельзя сказать об UEMOA, однако по услугам, где импорт преобладает в обеих группировках, в UEMOA этот показатель имеет не такое большое отрицательное значение (см. табл. 2). Наиболее существенный индикатор прогрессивных тенденций и качественных изменений в экономике - индекс диверсификации экспорта, по которому преобладает именно UEMOA. Позитивный момент, на который необходимо обратить внимание, - с 1995 по 2011 г. этот показатель улучшился в обоих объединениях (см. табл. 2). В увеличении капитала СЕМАС прямые иностранные инвестиции (ПИИ) превышают официальную помощь (табл. 3), что также является хорошим признаком экономического развития, однако за 1995-2011 гг. ПИИ выросли почти в 7 раз, а ВВП на душу населения - приблизительно в 3 раза (см. табл. 1). Это говорит о том, что инвестиционные проекты в его странах-членах более прибыльны для иностранных инвесторов, чем для их национальных экономик. Аналогичная ситуация наблюдается и в UEMOA: с 1995 по 2011 г. ВВП на душу населения и ПИИ выросли неодинаково - соответственно, приблизительно в 2 и 5 раз (см. табл. 1 и 3). По объемам ПИИ преобладает СЕМАС (см. табл. 3), а по условиям ведения хозяйственной деятельности - UEMOA. Так, страны - члены UEMOA по среднему показателю индекса легкости ведения бизнеса EDB занимают 167-е место, а страны - члены СЕМАС - 174-е [16]; по среднему показателю индекса выполнения логистики LPI, который готовится Всемирным банком, участники UEMOA занимают 101-е место, а СЕМАС - 135-е [ 17]. Таблица 2. Показатели торговли UEMOA и СЕМАС * Показатели Годы UEMOA СЕМАС Открытость экономики, доля экспорта (в целом товаров и услуг) в ВВП (%) 1995 29,7 36,7 2011 33,02 54,83 Открытость экономики, доля импорта (в целом товаров и услуг) в ВВП (%) 1995 33,89 29,68 2011 37,94 39,67 Внешнеторговый баланс по товарам (в текущих ценах по текущему обменному курсу, млрд. дол.) 1995 0,5 3,06 2011 0,73 25,61 Внешнеторговый баланс по услугам (в текущих ценах по текущему обменному курсу, млрд. дол.) 1995 -1,64 -1,72 2011 -1,5 -11,76 Интрарегиональный экспорт (в среднем от общего экспорта, %) 1995-2011 14 2 Интрарегиональный импорт (в среднем от общего импорта, %) 1995-2011 10 4 Индекс диверсификации экспорта (приближение к 0 свидетельствует о большей диверсифицированности) 1995 0,7832 0,8424 2011 0,6968 0,7899 Индекс диверсификации импорта (приближение к 0 свидетельствует о большей диверсифицированности) 1995 0,4476 0,4533 2011 0,4294 0,4283 * Приведены данные после подписания соглашений о создании UEMOA и СЕМАС (в 1994 г.) и последние имеющиеся данные (2010 или 2011 г.) [12]. Из этого следует, что отставание UEMOA от СЕМАС по ПИИ обусловлено не ведением бизнеса (в UEMOA оно лучше), а их направленностью в добывающий сектор (он доминирует в структуре ВВП СЕМАС) (см. табл. 1). Однако в UEMOA меньшие объемы ПИИ компенсируются за счет официальной помощи и денежных переводов из-за границы (см. табл. 3). Таблица 3. Увеличение капитала UEMOA и СЕМАС * Показатели Годы UEMOA СЕМАС Прямые иностранные инвестиции (в текущих ценах по текущему обменному курсу, млрд. дол.) 1995 0,42 -0,85 2011 2,02 6,7 Официальная помощь развитию (в текущих ценах по текущему обменному курсу, млрд. дол.) 1995 3,63 1,7 2011 5,79 1,79 Денежные переводы, полученные из-за границы (в текущих ценах по текущему обменному курсу, млн. дол.) 1995 612 20 2011 2901 230 Денежные переводы, полученные из-за границы (доля ВВП, %) 1995 2,25 0,12 2011 3,80 0,36 * Рассчитано на основе статистических данных МВФ за декабрь 2012 г. [13]. . Распределение доходов Другим существенным позитивным фактором экономического развития UEMOA является более справедливое распределение доходов и связанное с этим уменьшение расслоения общества. Показателем этого является индекс Джини (GINI Index) (в случае полного равенства он равен 0, а полного неравенства - 100). В данных Всемирного банка относительно стран - членов обоих объединений индекс Джини представлен не за все годы, и выводы здесь можно делать с учетом вероятной погрешности. Так, по последним данным, в UEMOA он составляет от 33 (Мали в 2010 г.) до 42 (Кот-д'Ивуар в 2008 г.), а в СЕМАС - от 39 (Камерун в 2007 г.) до 56 (ЦАР в 2008 г.) [18]. Отставание UEMOA от СЕМАС по уровню ВВП на душу населения и темпам его роста предопределено разными проблемами. В экономических исследованиях выделяют политическую нестабильность в Кот-д'Ивуаре как следствие гражданских войн в 2002 г. и 2010-2011 гг. [14], к которой в 2011-2012 гг. добавилась такая же проблема в Мали, возникшая после военного переворота в результате военного конфликта между сепаратистами-туарегами, борющимися за независимость Азавада на севере Мали, и армией Мали. Учитывая, что Кот-д'Ивуар и Сенегал в UEMOA являются своеобразным локомотивом благодаря более развитой промышленной базе [19], мы считаем, что это оказывает существенное негативное влияние на экономическое развитие UEMOA и обусловливает его отставание от СЕМАС. По нашему мнению, проблема политической нестабильности в Кот-д'Ивуаре и Мали может быть преодолена. Это обусловлено заинтересованностью в установлении порядка в регионе со стороны их партнеров - как африканских соседей, так и весомых игроков на мировом рынке, особенно Франции. Как бывшая метрополия, Франция всегда имела и будет иметь тесные экономические связи со своими бывшими колониями, поэтому она пристально следит за политической ситуацией в них. В случаях, когда она крайне обостряется и возникает серьезная опасность для населения, особенно европейского, а также для внешнеэкономического сотрудничества, Франция принимает меры для восстановления политического порядка. Например, при поддержке Совета Безопасности ООН Франция вводила свои войска в Кот-д'Ивуар в 2002 и 2011 г., в Мали - в начале 2013 г. С экономической точки зрения, мы допускаем, что в Кот-д'Ивуаре также есть возможности преодолеть внутренние проблемы, мешающие его экономическому развитию и интеграционному объединению UEMOA, в состав которого он входит. В этом заинтересованы сам Кот-д'Ивуар, его африканские соседи и экономические партнеры с других континентов, особенно Франция. Это выражается в усилиях Кот-д'Ивуара, прилагаемых им для преодоления проблем экономического роста, и полученной финансовой поддержке извне. В частности, невзирая на мировой финансовый кризис, в 2009 г. страна продемонстрировала увеличение ВВП на 3,9%, что отразилось во всех секторах экономики: в первичном - на 2,2%, во вторичном - на 3,7%, в третичном - на 2,4% [20]. Благодаря этому в 2009 г. Кот-д'Ивуар получил существенную помощь - приблизительно 2,3 млрд. дол., а раньше она составляла не более 600 млн. дол. С 2011 г. политическая стабильность в Кот-д'Ивуаре стала улучшаться, что послужило основой для экономического роста. Следовательно, можно утверждать, что страны - члены UEMOA и СЕМАС по экономическому уровню значительно отстают от мировых лидеров и имеют проблемы, тормозящие их экономический рост, однако у них уже сформировалась определенная база для улучшения этого положения в будущем. Поэтому для расширения экономического сотрудничества с ними существует ряд позитивных факторов. По нашему мнению, они могут проявиться в большей степени, если развивать отношения с объединениями этих стран, а не отдельно с каждой из них. Среди главных преимуществ объединений стран Западной и Центральной Африки относительно продвижения экономических отношений на региональном уровне можно назвать следующие: каждое из этих объединений имеет единую валюту, привязанную к более или менее стабильному евро; здесь действуют таможенные союзы с общим внешним тарифом; в них гармонизированы фискальные правила и хозяйственное право. Необходимо сказать, что UEMOA и СЕМАС - почти моноязычные объединения, потому что большинство их членов как бывшие колонии Франции являются франкоговорящими. Таким образом, общность языков стран - членов объединений облегчает задачу установления и развития между ними любых связей: политических, экономических, культурных. Говоря о преимуществах, необходимо также добавить, что в Западной и Центральной Африке ведется серьезная работа по налаживанию и улучшению функционирования телекоммуникаций и транспортных путей, что имеет большое значение для реализации инвестиционных проектов. Рассматривая эти два объединения как общий рынок, также следует отметить, что они достаточно объемные: площадь UEMOA в целом равняется 3,5 млн. км2, а количество населения - 101 млн. чел, площадь СЕМАС - 3,02 млн. км2, а население - 43 млн. чел. (данные UNCTAD за 2012 г.). . Сотрудничество с Украиной Для Украины развитие сотрудничества со странами - членами UEMOA и СЕМАС может быть прибыльным на уровне торговых отношений и интернационализации производства. Украинские производители благодаря такому сотрудничеству могли бы расширить свои рынки сбыта. Начав с продуктов питания, крайне необходимых для этих объединений, украинские предприниматели могли бы постепенно разнообразить экспорт в них за счет химических товаров, машин и оборудования, а также другой продукции. Объем импорта указанных товаров в страны UEMOA и СЕМАС с 2001 по 2011 г. увеличился в 3 раза, однако товары из Украины в их общем импорте составляют менее 1% [21]. Если сравнить объемы импортированных товаров в страны обоих объединений и экспорта таких же товаров из Украины в страны мира (табл. 4), то очевидно, что для украинских производителей обеспечение спроса в странах - членах UEMOA и СЕМАС является вполне посильной задачей. На уровне интернационализации производства сотрудничество с партнерами из UEMOA и СЕМАС целесообразно развивать тем украинским предприятиям, которые способны удовлетворить спрос в этих странах на средства труда, а также наладить совместное производство в секторах, которые во всех странах - членах этих объединений определены как приоритетные или важные для их хозяйств. Таблица 4. Объемы импортированных товаров в UEMOA и СЕМАС и экспортированных из Украины в другие страны мира за 2011 г. (млн. дол.) Группы товаров Объемы импорта в UEMOA (в целом) Объемы импорта в СЕМАС (в целом) Объемы экспорта из Украины в страны мира Продукты питания (по SITC ** 0+22+Ф-07) Молочные продукты и яйца птицы Зерновые и продукты из зерна Овощи и фрукты необработанные, а также разной степени обработки, включая соки Сахар, кондитерские изделия, мед Химические товары (по SITC 5) Машины и транспортное оборудование (по SITC 7) 4587 327,44 2022 318,63 2887 4797 3357 232,64 1210 138 183,76 1978 11439 692,53 4013 578,71 269,81 5413 * Рассчитано по [12]. ** SITC - Standard International Trade Classification (Стандартная международная торговая классификация). Наиболее перспективными направлениями можно назвать горнодобывающую, пищевую и аграрную промышленность. Для обеспечения функционирования этих трех отраслей члены UEMOA и СЕМАС нуждаются в поставках соответствующей техники, необходимой для производственно-технического обслуживания, в аграрной промышленности к этому добавляется необходимость минеральных удобрений. Также для осуществления специализированных работ в этих отраслях следует иметь соответствующих специалистов, например, по исследованию земель в горнодобывающей промышленности, налаживанию мелиоративных работ в аграрной промышленности или технологического процесса в пищевой промышленности. Для выполнения таких работ могут быть приглашены специалисты из Украины. Такое сотрудничество начало воплощаться в Кот-д'Ивуаре, где в феврале 2013 г. с рабочим визитом находилась правительственная делегация из Украины. Среди многочисленных вопросов по торгово-экономическому сотрудничеству особый интерес вызвала возможность участия нашей страны в разработке залежей полезных ископаемых на территории Кот-д'Ивуара и поставках зерновых [22]. Кроме отмеченных направлений, сотрудничество Украины с UEMOA и СЕМАС может быть перспективным в рыболовстве. Их страны-члены имеют выход к Атлантическому океану и Гвинейскому заливу (Бенин, Гвинея-Бисау, Кот-д'Ивуар, Сенегал, Того, Камерун, Габон, Экваториальная Гвинея, Республика Конго), поэтому нуждаются в специализированных суднах и экипажах для них для ведения промышленной ловли в водах Атлантического океана, и это могла бы обеспечить Украина. Выводы Изучив африканские интеграционные объединения UEMOA, СЕМАС, можно утверждать, что они имеют серьезный потенциал для расширения экономического сотрудничества с Украиной, особенно если развивать его с региональной точки зрения. Украинским предпринимателям целесообразно было бы рассматривать их рынки как весомую альтернативу европейским, которые труднодоступны для наших товаров. Они имеют большое значение для расширения отечественных рынков сбыта, а также как альтернативные поставщики разнообразных ресурсов. В конечном результате все это должно способствовать более глубокому вовлечению Украины в международное разделение труда. В работе рассмотрены исторические предпосылки создания интеграционных объединений в Западной и Центральной Африке на основе использования общей валюты; проанализировано состояние экономического развития стран-членов; очерчены перспективы их экономического сотрудничества с Украиной. Список использованных источников 1. История зоны франка CFA Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.www.izf.net/pages/historique-de-la-zone-franc/1984. . История экономической интеграции в Центральной Африке http://www.izf.net/pages/historique-de-l-integration/ 2128. 3. Вока М. On The Development of West African Accounting System // International Journal of Business and Management. - Vol. 5. - №5. - May 2010. - p. 62-73. 4. Финансовая база данных региональной фондовой биржи UEMOA <http://bfin.brvm.org>. . Дегтерев Д. Фондовые биржи Стран Африки // Азия и Африка сегодня. - 2004. - №5. - С. 45-50. 6. Customs Duties and Taxes in the A\fest African Economic and Monetary Union (WAEMU) // International Customs Journal. - №103. - August 2003. . CEMAC. Tarif des douanes (dispositions generales). - Acte №7/93-UDEAC-556-SE1 du21juin 1993. 8. История OHADA Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.www.izf.net/pages/ohada/21 <http://www.izf.net/pages/ohada/21>14. . Институты OHADA http:// www.ohada.org/nos-institutions.html. . Дегтерев Д. Правовое поле OHADAb Африке//Азия и Африка сегодня. - 2005. - №8. - С. 39-42. . Институты OHADA http:// www.ohada.com/institutions.html. 12. Статистические данные UNCTAD за декабрь 2012 года http://unctad.org/en/Pages/Statistics.aspx. . Статистические данные МВФ за декабрь 2012 года http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2012/02/ weodata/weoselgr.aspx. 14. West African Economic and Monetary Union (WAEMU). Staff Report on Common Policies for Member Countries. // IMF Country Report. - №12/59. - March 2012.-61 p. . L'etat du monde 2006: annuaire economique et geopolitique mondial. - Paris : La Decouverte, 2005. - 668 p. 16. Ранжирование стран по показателям ведения бизнеса Международной финансовой корпорации и Мирового банка http://www.doingbusiness.org/rankings. . Ранжирование стран по индексу выполнения логистики Мирового банка http://lpisurvey.worldbank.org/ international/global. . Ранжирование стран по индексу Джини в декабре 2012 года http://data.worldbank.org/indicator/SI.POV.GINI. 19. Boogaerde P., Tsangarides С. Ten Years after the CFA Franc Devaluation: Progress Toward Regional Integration in the WAEMU // IMF Working Paper. African Department - WP/05/145, July 2005. - 31 p. . Кот-д'Ивуар: закон о бюджете-2009 предусматривает 2000464 млрд. франков CFA http://fr.allafrica.com/stories/ 200812190684.html. 21. Соколова 3. Прогнозная оценка диверсификации украинского экспорта в страны Западной Африки // Экономика Украины. - 2011. - №4. - С. 67-76. 22. Украина и Кот-д'Ивуар подпишут соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.www.day.kiev.ua/ru/news/220213-ukraina-i-kot-divuar-podpishut-soglashenie-o- <http://www.day.kiev.ua/ru/news/220213-ukraina-i-kot-divuar-podpishut-soglashenie-o->torgovo-ekonomicheskom-sotrudnichestve. Скачать архив (123.3 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |