Главная » Экономика |
Содержание Введение 1. Сущность лизинга и его функции 2. Экономический механизм международной лизинговой сделки 3. Перспективы развития международного лизинга Введение Принято считать, что лизинг появился и получил развитие в новый или новейший период истории, однако, некоторые авторы, не придавая значения особенностям лизинга (финансовой аренды), отождествили его с обычной арендой. На самом деле, лизинг появился и получил развитие в странах с развитой рыночной экономикой, прежде всего, как финансовый инструмент, когда сформировалась ныне действующая налоговая система. Для России лизинг - явление новое, а потому отсутствует и необходимый опыт проведения лизинговых операций. В то же время в развитых странах эта форма предпринимательской деятельности получила широкое распространение. С помощью лизинга в таких странах, как Италия, Испания, Швеция, США, Канада, осуществляется до 30% всей инвестиционной деятельности. Лизинг во многих странах мира широко используется и считается наиболее целесообразным способом организации предпринимательской деятельности. В России же, несмотря на определенную активность, еще только определяются пути и формы его развития. Однако кризисное состояние экономики, когда многие предприятия не способны вкладывать крупные финансовые средства в техническое обновление и интенсификацию производства, диктует необходимость значительного повышения роли лизинга, позволяющего привлекать большие средства, в том числе и частные инвестиции, для развития производственной сферы и поддержания отечественного производства всех форм собственности, и в первую очередь занятого инновационным предпринимательством. Успех лизингового предпринимательства в любой отрасли во многом зависит от верного понимания его содержания и специфических особенностей, особенно от грамотного владения этим механизмом. Целью данной курсовой работы является изучение сущности международной лизинговой деятельности, а также экономического механизма ее осуществления. Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи: · определение понятия лизинга, его сущности, его основных функций, а также детальное изучение видов лизинговой деятельности. · изучение механизма международной лизинговой сделки · анализ развития лизинговой деятельности в России 1. Сущность лизинга и его функции Термин «лизинг» происходит от английского глагола «to lease» и означает «сдавать и брать имущество внаем». Адекватные понятия имеются: в немецком языке - mitvertrag Kredit, в испанском - arrendamiento financiero, в итальянском - credito аrrendamiento, но во многих странах английский термин «leasing» используется чаще, чем его эквивалент на языке страны. Сущность лизинговой сделки была известна и во времена Аристотеля. Так, именно у него один из трактатов назван: «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности». Другими словами, не обязательно для получения дохода иметь в собственности какое-либо имущество, достаточно иметь право пользоваться каким- либо имуществом, чтобы получать доход. Однако настоящий бум в лизинговых отношениях произошел в Америке в начале 50-х гг. XX в. В лизинг начали активно сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины, механизмы, суда, самолеты и т. д. Это начинание по достоинству оценило правительство США, создав государственную программу стимулирования этой деятельности, что значительно активизировало лизинговые услуги. В силу ряда обстоятельств лизинг получил достаточно быстрое развитие, что положило начало становлению лизингового бизнеса. Появились компании и фирмы, предлагающие за определенную плату предоставление лизинговых услуг, которые стали основой их предпринимательской деятельности. Лизинг в США, Канаде и Европе в 60 - 80-е гг. интенсивно развивался, а вскоре его географические границы еще более расширились: лизинговый рынок появился в Австралии и Японии. В Россию понятие «лизинг» пришло во время Второй мировой войны, когда в 1941 - 1945 гг. по leand-lease осуществлялись поставки американской техники. Позже, в 70 - 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т.д., с использованием специальной формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами, на определенный срок. Российские лизинговые компании начали образовываться с середины 1990 года. В октябре 1994 года была создана Российская ассоциация лизинговых компаний “Рослизинг”. В 1994 году “Рослизинг” стал корреспондентским членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний “LEASEUROPE”. Существует множество определений лизинга, вот лишь некоторые из них. Лизинг - долгосрочная аренда машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора. Лизинг - вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (договору лизинга) одно лицо обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество другому лицу за плату во временное пользование для предпринимательских целей. Лизинг - это приобретение оборудования с предоставлением его в аренду организациям (лизингополучателю) в обмен на лизинговые платежи. Лизинг предусматривает возможность выкупа оборудования по истечении срока действия лизингового договора или досрочно по остаточной стоимости. Лизинг - форма вложения средств на возвратной основе, т.е. предоставление на определенный период средств, которые лизингодатель получает обратно в установленное время. В отличие от договора купли-продажи, по которому право собственности на товар переходит от продавца к покупателю, при лизинге право собственности на предмет аренды сохраняется за арендодателем, а лизингополучатель приобретает лишь право на его временное использование. По истечении срока лизингового договора лизингополучатель может приобрести объект сделки по согласованной цене, продлить лизинговый договор или вернуть оборудование владельцу. Субъектами лизинга его прямыми участниками являются лизингодатель, лизингополучателя и поставщик, ниже будут даны их определения. Лизингодатель - лицо, осуществляющее лизинговую деятельность (обычно лизинговая компания), т.е. передачу в лизинг специально приобретенного для этого имущества. Лизинговыми называются все компании, осуществляющие арендные отношения независимо от вида аренды. Различают специализированные компании, занимающиеся одним видом товаров или группой товаров, и универсальные, предающие в аренду самые разнообразные виды машин и оборудования. Специализированные компании, как правило, эти фирмы располагают собственным запасом машин и оборудования, предоставляемых потребителю. Универсальные лизинговые компании предоставляют арендатору право выбора поставщика оборудования, размещения заказа и приемки объекта сделки. Лизингополучатель - лицо, получающее имущество в пользование по договору лизинга. Лизинг дает ряд преимуществ лизингополучателю: уменьшение платежей по налогу на имущество и налогу на прибыль, так как лизинговые платежи входят в себестоимость продукции (услуг), а приобретение оборудования без лизинга осуществляется из прибыли; возможность более простого получения кредита в банке при сотрудничестве с лизинговой компанией; упрощение бухгалтерского учета (учет основных средств, начисление амортизации, оплата части налогов и сборов, а также управление долгом осуществляется лизинговой компанией); возможность приобретения качественного оборудования после его эксплуатации лизингополучателем по остаточной стоимости. Анализ поведения арендаторов в различных хозяйственных ситуациях, мотивов их действий и целей, которые они ставят, позволяет выявить два типа лизингополучателей: первый тип - это предприниматели, которые с помощью лизинга пытаются достичь нескольких целей: получить высокий доход, утвердиться в обществе как самостоятельная свободная личность, создать комфортные условия жизни и быта; второй тип - это люди, не имеющие достаточного стартового капитала. Они стремятся получить максимум прибыли за счет наращивания объемов производства, вводят жесткий режим экономии, мало заботятся об условиях труда и быта, добиваются своей цели в основном изнурительным тяжелым трудом. Поставщик (продавец) объекта лизинга - изготовитель машин и оборудования, продающий имущество, являющееся объектом лизинга. К косвенными участниками лизинговой сделки являются: Ø банки, кредитующие лизингодателя и выступающие гарантами сделок; Ø страховые компании, которые страхуют выданные кредиты на приобретение оборудования от возможных рисков неплатежей лизингополучателя лизингодателю, а также производят страхование имущества лизингополучателя; Ø брокерские и другие посреднические фирмы. Посредники - профессиональные участники лизинговых операции, выступают в качестве: представителя клиента перед другими участниками лизинговых отношений; самостоятельного субъекта сделок с поставщиками, покупающего у них оборудование в собственность с целью последующей реализации другим клиентам. Среди посредников, участвующих, лизинговых сделках, выделяются ряд профессионально специализированных предпринимателей с различным кругом прав и обязанностей. Итак, посредники - это лица, представляющие интересы товаропроизводителя и потребителя, а часто и действующие от их имени. Они способствуют повышению эффективности работы производителей, поскольку позволяют им сосредоточиться на самом процессе производства, передавая функции продвижения товара посреднику. Кроме того, включение посредников в лизинговые операции существенно сокращает срок оборачиваемости капитала и, следовательно, повышает доходность производства. В зависимости от конкретных обстоятельств объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество. Все объекты лизинга в общем виде можно классифицировать по различным признакам. Следует различать понятия «лизинг» и «аренда». . Лизинговые отношения наряду с лизингодателем и лизингополучателем включают дополнительную фигуру - продавца лизингового имущества, который отсутствует при аренде. . При лизинге активная роль отводится лизингополучателю, что не свойственно арендным отношениям. Преимущественное право выбора имущества и его изготовителя (продавца) принадлежит пользователю. Кроме этого, лизингодатель обязан поставить в известность продавца имущества, что оно приобретается специально для сдачи его в лизинг. При аренде продавец имущества самостоятельной роли не играет или отсутствует. . В отличие от арендных отношении при лизинге лизингополучатель наделяется правами и обязанностями, свойственными покупателю. Это выражается в следующем. Имущество продавцом непосредственно передается лизингополучателю по месту его нахождения или в другом месте, указанном в договоре, минуя его фактического собственника (лизингодателя), и принимается в эксплуатацию пользователем. За лизингодателем остается только обязанность оплатить имущество и право расторгнуть договор купли-продажи с продавцом. . По-разному распределяются риски в договорах аренды и лизинга, связанные с недостатками, обнаруженными в имуществе. По договору аренды арендодатель отвечает перед арендатором за все недостатки, препятствующие пользованию имуществом. По договору лизинга лизингодатель не отвечает перед пользователем за недостатки переданного имущества, равно как и за вред, причиненный жизни, здоровью граждан в процессе использования объекта лизинга, а также имуществу пользователя и третьих лиц. Ответственность в размере причиненного лизингополучателю ущерба наступает лишь, в случае, когда выбор поставщика осуществлялся самим лизингодателем, либо он вмешался в выбор имущества, его характеристик или поставщика. Итак, лизинговые отношения складываются из важнейших факторов производства: труда и капитала, которые в совокупности и обеспечивают, с одной стороны, участие субъектов лизинга в формировании бюджета, а, следовательно, в решении социально-экономических проблем общества, а с другой - расширенное воспроизводство и обеспечение рынка необходимой продукцией. Что же касается экономической сущности лизинга, то она объясняется характером имущественных отношений, возникающих при лизинговых сделках. Имущество - предмет договора лизинга - является собственностью лизингодателя, лизингополучатель же в течение срока действия договора получает право владения и пользования этим имуществом за определенную плату Экономическая сущность лизинга делает его применение наиболее эффективным в отраслях, выпускающих продукцию высокой степени готовности, сбыт которой во многом определяется ее конкурентоспособностью и наличием средств у пользователя этой продукции. Достоинства лизинга состоят в следующем: · арендатору не нужно решать проблемы реализации оборудования по истечении срока аренды; · арендатор в отличие от собственника может застраховать себя от морально устаревшего оборудования; · инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск не возврата средств, т.к. за лизингодателем сохраняются права собственности на переданное имущество; · лизинг предполагает 100-процентное кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество. При использовании обычного кредита предприятие должно было часть стоимости покупки оплатить за счет собственных средств. · лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, т.к. предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на взятом в лизинг оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими Основным недостатком лизинга являются следующие аспекты: à из-за инфляции арендатор не выигрывает на повышении остаточной стоимости оборудования; à если научно-технический прогресс делает изделие устаревшим, то арендные платежи приходится вносить до окончания договора; à существуют некоторые проблемы действующего законодательства; à стоимость лизинга несколько больше, чем ссуды, но при этом нельзя забывать, что риск устаревшего оборудования ложится на арендодателя, вследствие чего он берет большую комиссию для компенсации. Рассмотрим классификацию лизинга. По отношению к арендуемому имуществу (или по объему обслуживания) лизинг делится на: — чистый (net leasing), когда все расходы по обслуживанию имущества принимает на себя лизингополучатель. При этом лизингополучатель переводит лизингодателю чистые, или нетто, платежи. Большинство услуг на отечественном лизинговом рынке оборудования являются чистыми; — полный («мокрый» лизинг, wet leasing), т. е. с полным набором услуг, когда лизингодатель принимает на себя все расходы по обслуживанию имущества. Его используют, как правило, сами изготовители оборудования. Разновидностью «мокрого» лизинга можно назвать так называемый лизинг «под ключ». частичный (с частичным набором услуг), когда на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию имущества. По типу финансирования лизинг делится на: срочный, когда имеет место одноразовая аренда имущества; Разновидностью возобновляемого лизинга выступает генеральный лизинг, который позволяет лизингополучателю дополнить список арендуемого оборудования без заключения новых контрактов. В зависимости от состава участников (субъектов) сделки различаются следующие виды лизинга: прямой лизинг, при котором собственник имущества (поставщик) самостоятельно сдает объект в лизинг (двусторонняя сделка); Одной из форм прямого лизинга следует признать возвратный лизинг (sale and leaseback arrangement), представляющий собой систему взаимосвязанных соглашений, при которой фирма - собственник земли, зданий, сооружений или оборудования продает эту собственность финансовому институту и одновременно оформляет соглашение о долгосрочной аренде своей бывшей собственности на условиях лизинга. косвенный лизинг, когда передача имущества в лизинг происходит через посредника. Такого рода сделка схожа с классической лизинговой операцией, так как в ней участвуют поставщик, лизингодатель и лизингополучатель. Каждый из них выступает раздельно и самостоятельно; По типу имущества различают: лизинг движимости (оборудование, техника, автомобили и т. п.), в том числе новой и бывшей в употреблении ; По степени окупаемости имущества лизинг подразделяется на: лизинг с полной (или близкой к полной) окупаемостью, когда в течение срока действия лизингового договора происходит полная или близкая к полной амортизация имущества и выплата лизингодателю стоимости имущества; лизинг с неполной окупаемостью, при котором в течение срока действия одного лизингового договора происходит частичная амортизация имущества и окупается только часть ее. В соответствии с признаками окупаемости (условиями амортизации) имущества выделяют так называемые финансовый и оперативный лизинг. Финансовый, капитальный, или прямой лизинг представляет собой взаимоотношения партнеров, предусматривающие в течение периода действия соглашения между ними выплату лизинговых платежей, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую его часть, дополнительные издержки и прибыль лизингодателя. Финансирование лизинговых сделок банками осуществляется обычно двумя способами: предоставление займа, когда банк кредитует лизинговую компанию, предоставляя ей кредит на проведение одной лизинговой операции или, чаще, нескольких операций, т. е. на целый пакет лизинговых соглашений. Сумма кредита зависит от репутации и кредитоспособности лизингодателя; Оперативный, или сервисный, лизинг представляет собой арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в аренду предметов, не покрываются арендными платежами в течение одного лизингового контракта. Он заключается чаще всего на срок от нескольких месяцев до трех лет. В зависимости от сектора рынка, где проводятся лизинговые операции, разделяют: внутренний лизинг, когда все участники сделки представляют одну страну; Внешний лизинг, в свою очередь, подразделяется на: · импортный, когда зарубежной стороной является лизингодатель; · экспортный, когда зарубежной стороной является лизингополучатель; · транзитный, когда лизингодатель, лизингополучатель и производитель (продавец) находятся в разных странах; · обратный: лизинговая фирма приобретает у владельца оборудование и сдает его в аренду ему же; · лизинг поставщика: лизинговая фирма приобретает у производитель продукцию и сдает ее в аренду этому же производителю; · сложный лизинг: в операции участвуют две или несколько лизинговых фирм, расположенных в различных странах. В зависимости от сроков аренды в международной практике различают три вида аренды: краткосрочная (рентинг) - на срок от одного дня до одного года; среднесрочная (хайринг) - на срок от одного года до трех лет; долгосрочная (лизинг) - на срок от трех и более лет. По отношению к налоговым, амортизационным льготам различают лизинг: с использованием льгот по налогообложению имущества, прибыли, НДС, различных сборов, ускоренной амортизации и т. п. Лизинг, связанный с налоговыми льготами, широко применялся английскими и американскими фирмами в 80-х годах во внешнеэкономической сфере. Сделки базировались на получении лизингодателем налоговых льгот по инвестициям в машины и оборудование, которые сдавались в аренду за рубежом. В зависимости от условий амортизации используемого имущества: лизинг с полной амортизацией: полная выплата стоимости объекта, продолжительность сделки совпадает с нормативным сроком амортизации объекта; В качестве разновидности выделяют лизинг с ускоренной амортизацией. Она предусматривается по соглашению сторон в договоре лизинга с последующим уведомлением об этом налоговых органов. По характеру лизинговых платежей осуществляется разделение лизинга по видам в зависимости от: вида лизинга (финансовый, оперативный); а) денежные, когда все платежи производятся в денежной форме; б) компенсационные, когда платежи осуществляются в форме поставки товаров, произведенных на сданном в лизинг оборудовании (по существу, это бартер), или путем зачета услуг, оказываемых друг другу лизингополучателем и лизингодателем. в) смешанные, когда применяются обе указанные формы платежа. состава учитываемых элементов платежа (амортизация, дополнительные услуги, лизинговая маржа, страхование и т. д.); применяемого метода начисления: а) с фиксированной общей суммой; б) с авансом (депозитом); в) с учетом выкупа имущества по остаточной стоимости; г) с учетом периодичности внесения (ежегодные, полугодичные, ежеквартальные, ежемесячные); д) с учетом срочности внесения (в начале, середине или в конце периода платежа); е)с учетом способа уплаты: равномерными равными доля ми; с увеличивающимися и уменьшающимися размерами (в зависимости от финансового состояния лизингополучателя и условий договора). В зависимости от степени риска для лизингодателя: а)необеспеченный лизинг, при котором лизингополучатель фактически не представляет лизингодателю никаких дополнительных гарантий выполнения своих обязательств; б)частично обеспеченный лизинг, подразумевающий наличие страхового депозита, покрывающего определенную долю расходов лизингодателя и «замороженного» на счетах кредитной организации до окончания срока договора и полного выполнения лизингополучателем своих обязательств; в)гарантированный (обеспеченный) лизинг, при котором риски распределяются между несколькими субъектами, выступающими гарантами лизингополучателя, либо страховыми компаниями, специализирующимися на страховании возврата лизинговых платежей, а также лизингового имущества. По размеру лизинговых сделок на практике различают мелкий, стандартный (средний) и крупный лизинг. Мелкий лизинг (до 100 - 200 тыс. руб.) широко распространен во многих странах. Предметом таких сделок обычно является непроизводственное (не задействованное в процессе производства) имущество - компьютеры, оргтехника, телефонные станции, системы безопасности и др. Средний лизинг располагается в диапазоне от 200 тыс. руб. до 2,5 млн руб., что соответствует цене наиболее популярных видов имущества - мини-заводов различного назначения, технологического оборудования и др. Крупный лизинг (более 20,0 млн руб.) ориентированы на такое имущество, как самолеты, суда, энергетическое оборудование и т. д. Действительный лизинг в правовом отношении соответствует действующему законодательству и экономическому содержанию лизинговой формы предпринимательской деятельности. Фиктивный лизинг носит спекулятивный характер и рассчитан на получение прибыли за счет действующих в стране налоговых и других льгот. Следует отметить, что лизинг - это особый вид предпринимательской деятельности, состоящий из организационно-экономических форм отношений. Как сложное социально-экономическое явление, он охватывает важнейшие функции по формированию многоукладной экономики: финансовую, производственную, снабжения, использования налоговых и амортизационных льгот, при этом использование последних имеет некоторые особенности: ¯ имущество по лизингу учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по согласованию между ними; ¯ лизинговые платежи относятся на себестоимость производимой лизингополучателями продукции (услуг), что соответственно уменьшает налогооблагаемую прибыль; ¯ ускоренная амортизация, исчисляемая оговоренным в контракте сроком, уменьшает облагаемую прибыль и ускоряет обновление материально-технической базы. Финансовая функция лизинга выражена наиболее четко, поскольку он является формой вложения в основные фонды, дополнением к традиционным каналам финансирования, таким, как бюджетные средства, собственные средства предприятий и организаций, долгосрочный кредит и прочие источники. Расширение масштабов лизингового кредита в перспективе может сузить сферу использования долгосрочного кредитования, хотя и незначительно, но в целом приведет к росту источников заемных средств. Таким образом, на практике лизинг позволит предприятию-лизингополучателю расширить каналы их привлечения в оборот. В современных условия хозяйствования финансовой функции принадлежит в лизинге ведущая роль. Предприятие-лизингополучатель, обращаясь к лизингу по финансовым мотивам, получает возможность пользоваться необходимым для него имуществом без единовременной мобилизации на эти цели собственных средств или привлечения заемных средств. Лизингополучатель освобождается от полной единовременной оплаты стоимости имущества, что выгодно отличает лизинг от обычной купли-продажи и в ряде случаев рассматривается как ее альтернатива. Кроме того, лизинг может открывать доступ к нужному имуществу в случае каких-либо кредитных ограничений и невозможности привлечения для этих целей заемных средств. Производственная функция лизинга состоит в том, что это - один из наиболее прогрессивных методов материально-технического обеспечения производства, открывающих доступ к передовой технике в условиях ее быстрого морального старения. Мировой опыт свидетельствует, что бурному развитию лизинга способствует ускорение темпов научно-технического прогресса. Лизинг позволяет разрешить противоречие между необходимостью использования в условиях обостряющейся конкуренции самой современной техники и быстрым ее моральным старением. Так, в конце 60-х - начале 70-х годов лизинговый бум за рубежом был спровоцирован резко возросшим на рынке спросом на электронно-вычислительную технику, которая и стала наряду со средствами транспорта одним из первых объектов лизинга. Лизинг открывает возможность использовать в производственной деятельности не только какое-либо отдельное оборудование, но и целые укомплектованные производства. Кроме того, создаются условия для получения наиболее передовой технологии, ее успешного освоения и поддержания на высоком техническом уровне. При развитых видах лизинга передача техники и технологии может сопровождаться приобретением пользователем определенного набора различных услуг - от технического обслуживания до услуг по страхованию, маркетингу обеспечению сырьем, рабочей силой и др. Благодаря таким чертам лизинга, как оперативность и гибкость, пользователь получает возможность удовлетворять свои производственные потребности, связанные с сезонным характером работ (сельское хозяйство, перерабатывающие отрасли, строительство). Таким образом, производственная функция лизинга заключается в решении лизингополучателем своих производственных задач посредством временного использования, а не приобретения машин и оборудования в собственность. Сбытовая сфера лизинга включает круг потребителей, и освоение новых рынков сбыта. Лизинг воздействует как прямо, так и опосредованно на все стороны производства, жизни и быта населения как в экономическом смысле, когда имущественные отношения способствуют техническому перевооружению предприятий, ускоряя научно-технический прогресс, так и в социальном, когда обеспечивается стимулирование трудовой активности людей и мобилизация их творческих возможностей, а также и в политическом, когда происходит демократизация хозяйственной жизни. Сбытовая функция лизинга имеет значение только в том случае, если к нему прибегают в целях расширения круга потребителей и завоевания новых рынков сбыта. С помощью лизинга в число потребителей вовлекаются те предприятия, которые либо не имеют финансовых возможностей приобрести оборудование в собственность, либо в силу особенностей производственного цикла не нуждаются в постоянном обладании им. В некоторых случаях к лизингу единичного оборудования обращаются перед закупкой партии, с тем, чтобы опробовать образцы в конкретных условиях производства. 2. Экономический механизм международной лизинговой сделки Как и в случае внутреннего лизинга, потенциальный лизингополучатель, заинтересованный в получении конкретных и определенных видов имущества, самостоятельно на основе имеющейся у него информации, опыта, рекомендаций, результатов, предварительно достигнутых соглашений подбирает располагающего этим имуществом поставщика. В силу недостаточности собственных средств и ограниченного доступа к кредитным ресурсам для приобретения имущества в собственность или отсутствия необходимости в обязательной покупке имущества лизингополучатель обращается к потенциальному лизингодателю, имеющему необходимые средства, с просьбой об участии его в сделке. Это участие лизингодателя выражается в следующем: · лизинговая компания проверяет соответствие цены, которую согласовал лизингополучатель, текущему рыночному уровню; · лизингодатель покупает необходимое лизингополучателю имущество у поставщика или производителя на основе договора купли-продажи в собственность лизинговой компании; передает купленное имущество лизингополучателю во временное пользование на оговоренных в договоре лизинга условиях. Финансирование приобретения лизингового имущества осуществляется лизингодателями за счет собственных или заемных средств. В случае недостаточности собственных средств, в лизинговой сделке принимают участие коммерческие и инвестиционные банки, кредитующие лизингодателя и выступающие гарантами сделок. Рис. 1 Схема международной лизинговой сделки. Условные обозначения: . Подача потенциальным лизингополучателем заявки на оборудование; . Заключение о платежеспособности лизингополучателя; . Получение банковской ссуды; . Подписание договора о купли-продажи предмета лизинга; . Поставка предмета лизинга и таможенное оформление . Оплата поставки; . Акт приемки оборудования в эксплуатацию; . Подписание лизингового соглашения; . Подписание договора о страхования предмета лизинга; . Осуществление лизинговых платежей; . Возврат предмета лизинга или приобретение предмета лизинга в собственность; . Возврат ссуды и выплата процентов; . Возможность передачи предмета лизинга в сублизинг. В случае международного лизинга особенно важны: выбор валюты контракта, оценка риска изменения курса валюты, таможенный режим арендатора, налог на фирму, применяемый к арендодателю, наличие соглашений о неприменении двойного налогообложения между странами, защита права собственности иностранного арендодателя в стране арендатора. Как правило, решение вопросов страхования имущественных и финансовых рисков, осуществляется как лизинговыми компаниями, так и лизингодателями. По лизинговому контракту лизингополучатель обязан произвести приемку объекта сделки непосредственно при поставке, обеспечить все необходимые технические и правовые условия приемки. Международный лизинг является наиболее выгодным. Это понимают и иностранные инвесторы, причем у многих из них есть успешный опыт ведения этой деятельности на Западе. Коренная реструктуризация экономики любой страны невозможна без активизации инвестиционных процессов в стране. Возможности осуществления значительных реальных инвестиций за счет инвестиционных займов, государственных капвложений и самоинвестиций, по известным причинам, весьма ограничены. Это определяет особую роль международного финансового лизинга, как важного механизма финансирования вложений в производственные активы. Для ведения лизинговой деятельности в России иностранная компания не обязана создавать представительство или филиал, иметь зарубежную или российскую лизинговую лицензию (это требование отменено в России с февраля 2002 года). Она заключает с российским предприятием договор лизинга, за счет заемных или собственных средств по поручению лизингополучателя закупает предмет лизинга и поставляет его российскому партнеру. Купить его она может как за рубежом, так и в России, в том числе и у самого лизингополучателя. Если учесть то, что, лизинговое имущество по окончании договора может перейти в собственность российского предприятия, операция очень похожа на импорт имущества с рассрочкой платежа или кредитование нерезидентом российского предприятия. Но в таком случае закончить оплату необходимо в жесткий срок, определенный для текущих валютных операций. А при лизинговом договоре любой режим платежей не будет приводить к квалификации сделки, как операции, связанной с движением капитала и необходимости получать специальное разрешение органов валютного контроля (см. ст. 34 Закона). Говоря о преимуществах таможенных режимов при международном лизинге, необходимо отметить, что, если лизинговое имущество ввозится иностранным лизингодателем, то можно и выгодно использовать таможенный режим «временного ввоза». Режим предусматривает, что сумма таможенных сборов и таможенных пошлин будет уплачена не так, как это обычно бывает при ввозе имущества для свободного обращения: • в первом случае можно «растянуть» уплату таможенной пошлины и НДС на срок до 34 месяцев без уплаты процентов за эту «рассрочку»; • во втором случае можно платить все таможенные налоги и тарифы лишь с суммы оплаченной части таможенной стоимости имущества, а в дальнейшем их уплата производится одновременно с получением лизинговых платежей или в течение 20 дней с момента получения платежей. В случае ввоза лизингового имущества иностранной компанией в режиме «временный ввоз» применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3% суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения (Таможенный кодекс РФ, ст. 212, п. 2). Периодичность уплаты определяется лицом, получившим разрешение на временный ввоз, с согласия таможенного органа (Таможенный кодекс РФ, ст. 212, п. 3). Если сумма таможенных пошлин, налогов, уплаченная при частичном условном освобождении, станет равной сумме, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были выпущены для свободного обращения, товары считаются выпущенными для свободного обращения… (Таможенный кодекс РФ, ст. 212, п. 5). Общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе, не должна превышать сумму таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были бы выпущены для свободного обращения… (Таможенный кодекс РФ, ст. 212, п. 4). Срок временного ввоза товаров может устанавливаться до двух лет. Для отдельных видов товаров Правительство может устанавливать иные сроки. В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории России, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца (Таможенный кодекс РФ, ст. 213). Таможенный режим временного ввоза может быть завершен выпуском товаров для свободного обращения. В этом случае таможенная стоимость и количество товаров определяются на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, а ставки таможенных пошлин, налогов - на день выпуска товаров для свободного обращения, за исключением случая, предусмотренного п. 5 статьи 212 Кодекса. Декларант вправе указать на уменьшение таможенной стоимости товаров и (или) уменьшение их количества, произошедшие вследствие их естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации), а также вследствие аварии или действия непреодолимой силы. При определении сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения, производится зачет сумм таможенных платежей, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 212 Кодекса. Причем, в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 212 Кодекса, никакие проценты за предоставленную рассрочку не уплачиваются. Значит, с точки зрения налогового планирования, выгоднее всего ввозить лизинговое имущество иностранной компанией в режиме временного ввоза на 34 месяца, затем менять его на режим выпуска для свободного обращения, без уплаты процентов за фактическую рассрочку таможенных платежей. Причем, лизинговое имущество может законно передаваться российскому лизингополучателю, который может самостоятельно платить все налоги и сборы, определенные при режиме временного. С разрешения таможенного органа допускается передача временно ввезенных товаров в пользование иному лицу, которое может выступать в качестве декларанта в соответствии со статьей 126 Кодекса, если это лицо берет на себя обязательство соблюдать условия режима временного ввоза. При этом лицо, первоначально получившее разрешение на временный ввоз, должно уплатить таможенные пошлины, налоги за период, когда оно использовало товары в соответствии с режимом временного ввоза, если к товарам применяется частичное условное освобождение в соответствии с пунктом 2 статьи 212 Кодекса. Если участники сделки решили воспользоваться режимом, предоставленным законом «О финансовой аренде (лизинге)», то 34-я статья Закона гласит: «Уплата таможенных налогов и тарифов производится: • на момент ввоза (вывоза) предмета лизинга на сумму оплаченной части таможенной стоимости имущества, что подтверждается банковскими документами; • в дальнейшем уплата таможенных платежей производится одновременно с лизинговыми платежами или в течение 20 дней с момента получения лизинговых платежей. Установленный настоящей статьей порядок (система) оплаты таможенных платежей не считается отсрочкой таможенных платежей или инвестиционным налоговым кредитом». . Перспективы развития международного лизинга международный лизинг экономический сделка В последние годы рынок лизинговых услуг растет с чрезвычайно высокими по сравнению с другими отраслями темпами. В 2005 году Россия впервые вошла в десятку ведущих европейских стран по объему лизинга оборудования, опередив Бельгию, Португалию, Данию. Прирост объема заключенных в 2005 г. лизинговых договоров по сравнению с 2004г. составил в целом по России более 29%. В тоже время, по данным опрошенных 115 ведущих лизинговых компаний, прирост объема привлеченных по договорам лизинга средств в долл. США в 2005 году составил 49%, прирост объема полученных за год лизинговых платежей - 76%. Тем не менее, по сравнению с прочими странами, объем существующего платежеспособного спроса на лизинговые услуги остается очень низким, о чем свидетельствуют результаты сопоставления относительных показателей. Роль лизинга в национальной экономике принято оценивать по его удельному весу в инвестициях в основные производственные фонды. В 2005 году этот показатель для России составил 5,1%, а в 2006-м - 5,3%. Для примера: в США доля лизинга в портфеле инвестиций составляет 30%, в Германии - 25%., в агрессивно развивающихся экономиках Юго-Восточной Азии - до 80%. Столь существенное отставание России от развитых и развивающихся стран по удельному весу лизинга в инвестициях свидетельствует, в первую очередь, о том, что данная услуга продолжает находиться на стадии формирования, потенциальный спрос значительно превышает объем предъявляемого спроса в настоящее время, поэтому в ближайшие годы вероятно продолжение бурного роста рынка. Основной причиной резкого всплеска интереса предпринимателей к лизингу в последние годы стал рост экономики России. Поскольку вести конкурентную борьбу и расширять основную деятельность на имеющихся чрезвычайно изношенных производственных мощностях (по данным Госкомстата средний коэффициент износа основных производственных фондов по всем отраслям промышленности превысил 53%) невозможно и в большей части нецелесообразно, производители начали активно инвестировать средства в обновление основных производственных фондов. Одной из основных причин активизации лизингового рынка в последние годы стало вступление в действие 1 января 2002 года статьи 25 Налогового кодекса, в которой отменялась инвестиционная льгота по налогу на прибыль, но предусматривалась возможность ускоренной амортизации предметов лизинга с коэффициентом 3. Это сделало лизинг весьма эффективным инструментом минимизации налогов для предприятий, активно инвестирующих средства в обновление технологических мощностей. С 2004 года налоговый эффект от использования лизинга существенно усилился, поскольку ускоренная амортизация позволяет снизить базу по налогу на имущество, а максимальная ставка этого налога с 1 января 2005 года повысилась до 2,2%. Чрезвычайно высокий объем потенциального спроса на лизинговые услуги в России делает данное направление деятельности инвестиционно привлекательным. В связи с этим, на рынке появляется все больше новых участников, занимающих определенные небольшие сегменты рынка (в основном в регионах), что приводит к дальнейшему постепенному ужесточению конкуренции в отрасли. Закономерным следствием увеличения числа лизинговых компаний стало усиление конкуренции между ними. Это, в свою очередь, влечет за собой улучшение условий, предлагаемых клиенту. Усиление конкуренции среди лидеров рынка привело к удешевлению лизинга, упрощению процедуры заключения сделки, унификации условий лизинга, появлению новых продуктов. По оценкам аналитиков, за 2006 год средний размер аванса, взимаемого с лизингополучателей, снизился с 30 до 25%, а маржа лизинговой компании - с 6-7 до 4-5% . Условия лизинговых сделок постепенно меняются в пользу клиентов не только по причине ужесточения конкуренции, но и благодаря постепенному снижению стоимости кредитных ресурсов - в среднем до 18% годовых в рублях и 16% в валюте. В то же время заметно увеличились сроки лизинга. В 2005 году двухлетних контрактов было 9,4%, от двух до трех лет - 44,5%, от трех до пяти лет - 39,9%, от пяти до десяти лет - 6,2%. С развитием лизинга железнодорожного транспорта, где даже ускоренная амортизация оборудования - в среднем десять лет, стоит ожидать появления еще более долгосрочных договоров. Пока этот процесс сдерживается отсутствием долгосрочных банковских кредитов. Усилившаяся конкуренция между лизинговыми компаниями помимо смягчения условий лизинговых договоров привела еще к одному результату. Лизинговые компании начали все больше ориентироваться на работу со средним и малым бизнесом. Это весьма симптоматично, поскольку до прошлого года лизинг в России был главным образом инструментом проектного финансирования: инвестор использовал лизинг тогда, когда брался за реализацию какого-либо крупного проекта и хотел уменьшить связанные с этим риски. Прямым следствием этого был тот факт, что подавляющее большинство лизинговых проектов представляло собой индивидуальный продукт. Однако спрос на такие проекты в целом невелик, счет идет на единицы. По оценкам аналитиков, сегодня в России наиболее распространены лизинговые сделки на сумму до 100 тыс. долларов. Учитывая небольшую величину средней сделки, лизинговые компании вынуждены повышать технологичность бизнеса. Лизинговые компании, ориентирующиеся на работу с малым и средним бизнесом, сегодня активно разрабатывают и внедряют специализированное программное обеспечение, приближая отдачу от работы с клиентами к эффективности конвейера. Еще одним важным следствием усиления конкуренции среди лизинговых компаний стало повышенное внимание к регионам: компании из Москвы и Санкт-Петербурга все активнее развивают бизнес в регионах, заполняя те ниши, которые не могут обслуживать местные компании в силу ограниченной ресурсной базы, дороговизны своих услуг и недостатка квалификации. Представители российских лизинговых компаний сходятся во мнении, что российский рынок лизинговых услуг является перспективным. Большинство придерживается той точки зрения, что лизинг в России в ближайшее время останется актуальным, и рост рынка лизинга продолжится. На это указывают и результаты работы лизинговых компаний за последние годы, и тенденция развития рынка лизинга в России, и продолжающийся экономический подъем, и зарубежный опыт . По мнению экспертов рынка, объем лизинговых операций в денежном выражении будет расти не менее чем на 70-100% в год, что позволит увеличить долю лизинга в общем объеме инвестиций до 20-25% через пять-семь лет (по итогам 2006 года эта цифра составила около 5,3%). На сегодняшний день главным препятствием на пути расширения бизнеса лизингодателя является ограниченная ресурсная база. С одной стороны, как уже было отмечено, примерно три четверти российских лизинговых компаний являются дочерними структурами банков, но, поскольку имеется норматив Центробанка, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика, банки вынуждены ограничивать свои вложения в лизинговую индустрию. Крупнейшие лизинговые компании сегодня пытаются решить проблему финансирования через выпуск облигаций. Так, компания "РТК-Лизинг" в 2005 году успешно разместила облигационный заем на 1,5 млрд. руб. Ее примеру в прошлом году последовали "Глобус-Лизинг" (320 млн. руб.) и "Информ-Сервис-Лизинг" (15 млн. руб.). Тем не менее, по оценкам аналитиков, чтобы лизинговая компания могла себе позволить эмиссию облигаций, объем ее кредитного портфеля должен быть не менее 100 млн. долларов. А таких компаний, согласно рейтингу "Эксперт РА", на сегодняшний день в России существует ровно десять. Среди угроз, которые могут существенно затормозить этот рост, весьма серьезной представляется конкуренция с банковским кредитованием. Многие банки начинают развивать программы кредитования малого бизнеса - под льготный процент и по максимально упрощенным процедурам. Малым предпринимателям может показаться более удобным взять кредит, чем приобретать оборудование в лизинг, потому что при покупке, даже и в кредит, право собственности на оборудование переходит непосредственно при заключении сделки, а взятое в лизинг оборудование в большинстве случаев принадлежит лизингодателю до момента полной его оплаты лизингополучателем. С другой стороны, банк в своей работе делает акцент на общем финансовом состоянии заемщика, лишь поверхностно касаясь вопросов поставки и эксплуатации закупленного оборудования, в то время как лизинговые компании, имея дело непосредственно с имуществом, способны предложить своим клиентам более широкий спектр дополнительных услуг, что остается несомненным преимуществом лизинга перед кредитованием. Еще одним важным преимуществом лизинга по сравнению с банковским кредитом является простота оформления. Кроме того, лизинг в отличие от кредита не меняет соотношения собственных и заемных средств в балансе компании, что может быть очень важным для публичных компаний и для предприятий, активно привлекающих заемные средства. К преимуществам, которые тоже важны, но вторичны с точки зрения конкуренции лизинга с кредитом, можно отнести и уже упоминавшуюся возможность экономии на налогах, гибкость договора лизинга, в котором будут учтены все нюансы бизнеса лизингополучателя, и, наконец, дополнительные услуги, которые может предложить лизинговая компания. Еще одним препятствием для развития лизинга эксперты считают плохую осведомленность предпринимателей, особенно в провинции, о преимуществах этого вида финансирования инвестиций. Также одной из угроз для перспектив российского лизинга являются возможные макроэкономические потрясения. Сегодня лизинговые компании не предают большого значения небольшим нарушениям клиентами графика выплат лизинговых платежей. Мало того, если у клиента возникают финансовые проблемы, лизингодатель, как правило, соглашается на реструктуризацию графика или отсрочку платежей. Такая гибкость компаний, особенно небольших, является дополнительным конкурентным преимуществом. Если же вследствие, например, ухудшения мировой конъюнктуры и общего спада экономики либо спада производства в отдельных отраслях задержки выплат приобретут более или менее массовый характер, лизинговым компаниям придется осуществлять возврат имущества, переданного лизингополучателями. Снижение рисков неликвидности возможно и целесообразно осуществлять путем диверсификации портфеля договоров и имущества. Таким образом, в последние годы рынок лизинговых услуг в России рос с темпами, опережающими темпы роста большинства остальных отраслей. Этому способствовал как значительный объем предъявляемого спроса на лизинговые услуги, так и продолжающееся упорядочивание структуры отрасли и условий деятельности организаций в ней. В настоящее время рынок лизинговых услуг в России продолжает находиться в стадии роста. Объем потенциального спроса остается чрезвычайно высоким, поскольку необновлявшиеся в период экономического спада основные фонды предприятий в настоящее время сильно изношены. Обновление основных фондов особенно актуально на фоне некоторого наблюдаемого экономического подъема в стране, в условиях которого компания имеет возможность укрепить свои рыночные позиции, при условии, что сможет отреагировать на появление новых возможностей на рынке быстрее своих конкурентов. Возможность получения долгосрочной рассрочки выплат за приобретенное оборудование, снижение налогового бремени, получение наиболее приемлемых условий лизингового договора и графика платежей, быстрое оформление договора и пр., все эти условия делают лизинг более привлекательным для закупающих оборудование предприятий, нежели использование иных способов финансирования инвестиций в основные средства. Тем не менее, по итогам 2005 г. в России доля лизинга в общем объеме инвестиций в основные фонды составляет только 5,3%, что существенно ниже показателя развитых стран (25-30%) и агрессивно развивающихся стран Юго-Восточной Азии (до 80%). Тенденции отрасли и анализ опыта других стран дает возможным предположить, что в дальнейшем доля лизинга в инвестициях в основные фонды будет продолжать увеличиваться. К основным факторам, сдерживающим рост рынка лизинговых услуг, участники отрасли относят ограниченность долгосрочных источников финансирования, а также возрастающую конкуренцию со стороны потребительского кредитования и льготного кредитования малого бизнеса. Тем не менее, учитывая сохраняющиеся темпы роста экономики России, существующую потребность предприятий в обновлении производственных фондов по причине их физического и морального устаревания, смягчение условий лизинговых договоров в следствие ужесточения конкуренции на рынке лизинга, эксперты рынка прогнозируют, что в ближайшие годы темпы роста рынка лизинговых услуг составят 70-100% в год, что позволит увеличить долю лизинга в общем объеме инвестиций до 20-25% через пять-семь лет. Следует отметить, что необходимость развития рынка международного лизинга отмечается и на государственном уровне, и проявляется через совершенствование законодательной базы. Внешним изменением по отношению к российскому лизингу стало принятие нового таможенного кодекса, вступившего в силу с 1 января 2004 года, который предусматривает уменьшение налоговой нагрузки на предприятия, приобретающие основные средства по договорам международного лизинга. С вступлением в силу нового таможенного кодекса заработал механизм предоставления импортерам беспроцентной рассрочки по уплате таможенных платежей. В отношении таких договоров новым кодексом увеличены до 34 месяцев предельные сроки временного ввоза в отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам, при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории РФ. Во-вторых, в новом таможенном кодексе законодательно урегулированы все спорные вопросы, связанные с применением таможенного режима временного ввоза и последующего выпуска в свободное обращение временно ввезенных товаров (раньше из-за свободной трактовки этих вопросов налоговыми и таможенными органами стороны сделки международного лизинга несли дополнительные расходы ). Таким образом, оба нововведения призваны снизить налоговую нагрузку при осуществлении сделок международного лизинга. Однако в силу высокой стоимости и сложности организации сделок, международный лизинг пока не получил широкого распространения в Российской Федерации. Остается надеяться, что изменения в таможенном регулировании будут способствовать развитию международного лизинга в РФ. Скачать архив (76.4 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |