Главная » Экономика

Проблемы создания рублевой зоны

Содержание

Введение

Появление и распад рублёвой зоны

Современная рублёвая зона

Достоинства и недостатки рублевой зоны

О необходимости создания валютной зоны рубля

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Валютная зона это объединение группы государств, соблюдающих правила взаимных валютных отношений и признающих за валютой ведущей страны определяющую роль в расчетах между странами зоны и остальными странами Основными правилами В.з являются: ведущая валюта используется как платежное средство и как резервное средство, при помощи этой валюты осуществляются внешние платежи, свободное перемещение валют из одной страны в другую.

Рублёвая зона - термин, используемый в качестве названия:

де-факто возникшего валютного союза государств, образованных на основе бывших республик СССР (1991-1994 годы);

территория России, Абхазии[1] и Южной Осетии, где российский рубль является единственным законным средством платежа (2008 год - по настоящее время);

проекта создания полноценного валютного союза на базе Союзного государства России и Белоруссии или Евразийского Союза в составе, прежде всего России, Белоруссии и Казахстана, который иногда называют «рублёвая зона нового типа» (1993 год - по настоящее время).

Появление и распад рублёвой зоны

Первоначально рублевая зона была основана на использовании советского рубля, единственного законного средства платежа на территории всех пятнадцати республик СССР, которые в 1991 году одна за другой стали объявлять о своем суверенитете, но продолжали использовать общую валюту. Распад зоны начался в конце 1991 - начале 1992 года, когда Россия, Литва, Украина и некоторые другие государства ввели в параллельное наличное обращение собственные эрзац-валюты.

Параллельно происходили существенные изменения в безналичном денежном обращении, когда его стал регулировать не единый Государственный банк СССР, а центральные банки уже самостоятельных государств. В результате Центральный банк Российской Федерации, правопреемник Госбанка, по объективным причинам будучи не в состоянии контролировать предложение безналичных денег в соседних государствах, с 1 июля 1992 года ввел особый порядок расчетов с центральными банками соседей. По сути это означало разделение зоны на 15 составляющих и появление российского, белорусского, казахского и т. п. безналичных рублей, между которыми стали устанавливаться рыночные соотношения (курсы конвертации), долгое время называемые «повышательными» коэффициентами. Так, при формальном паритете российского и белорусского безналичных рублей осенью 1992 года «коэффициент» перевода белорусского рубля в российский составлял 1,2. Это означало, что их курс составлял 1,2 белорусского рубля за один российский.

При этом во второй половине 1992 - первой половине 1993 года как российский, так и советский наличные рубли оставались законными платежными средствами на территории большинства бывших советских республик (кроме, Литвы и Латвии, которые объявили свои изначально эрзац-валюты единственными законными средствами платежа; Эстония при введении кроны сразу рассматривала её как полноценную национальную валюту и период параллельного обращения кроны с рублем следует рассматривать как переходный период введения национальной валюты, а не параллельного обращения базовой валюты и её суррогата).

Полное разделение наличного денежного обращения произошло в августе 1993 года, когда в России был произведен обмен советских и первых российских рублей на новые денежные знаки, которые и стали единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации. В связи с тем, что в государства, которые до этого момента формально считались членами рублевой зоны, ранее передавались почти исключительно старые российские рубли, в течение полугода все ввели собственные валюты или объявили ранее существовавшие эрзац-валюты единственными законными средствами платежа на территории своих государств. Единственным государством, которое после 1993 года продолжало использовать российский рубль в качестве национальной валюты, остался Таджикистан, но и он в мае 1995 года ввел собственную денежную единицу.

Современная рублёвая зона

В современную рублевую зону входят Россия и два частично признанных государства - Абхазия и Южная Осетия. Последние неофициально использовали российский рубль в качестве национальных валют с момента провозглашения независимости, но формально на уровне двустороннего соглашения зафиксировали это право только в сентябре 2008 года. Однако эту современную редакцию рублёвой зоны, скорее, следует рассматривать не в качестве разновидности экономического или валютного союза, а в качестве формы дотирования национальных экономик двух частично признанных государств.

Также согласно п. 3 ст. 13 Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерации «О статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти» платёжным средством на территории комплекса Байконур являются национальные валюты Республики Казахстан и Российской Федерации. П. 14 той же статьи Соглашения устанавливает право плательщика на выбор валюты (российский рубль или тенге) при платежах между юридическими или физическими лицами.

Достоинства и недостатки рублевой зоны

валютный рублевый платежный зона

Каков же баланс выгод и затрат, которые складываются при рассмотрении рубля в роли потенциальной региональной валюты на территории СНГ?

Во-первых, данный процесс может и должен быть использован в экономической программе, где основной целью является русский национальный интерес.

Такие выгоды очевидны. Одной из положительных черт рублевой зоны для России является «сеньораж», то есть получение доходов за счет расширения рублевого пространства и использования рубля в качестве денежного средства.

Фактически же речь идет о расширении экономического пространства, дружественного для российских компаний, вовлеченных в процесс производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Попросту говоря, продукции Волжского автозавода будет гораздо легче найти сбыт в странах СНГ, чем в других местах. Таким образом, появляется возможность поддерживать положительное сальдо российского торгового баланса за счет торговли высокотехнологичной продукцией внутри СНГ.

В свою очередь, это избавляет от необходимости воспроизводить нынешнюю модель низкозатратного производства за счет нищенской оплаты труда, едва достаточной для обеспечения выживания коренного населения.

В некоторой степени осваиваемый с использованием российского рубля ресурсный потенциал стран СНГ должен стать заменой отнюдь не безграничным российским природным богатствам (с учетом изложенного выше, приобретение и использование существующих месторождений может стать более дешевой альтернативой, чем разработка «с нуля» новых мест где-нибудь в Сибири.

Не стоит забывать, что каждый вытесненный с постсоветского пространства доллар или евро в определенной степени устраняет из процессов финансирования международных финансовых посредников и возвращается к тем, кто его напечатал. Таким образом, мы лишаем сеньоражной подпитки экономику потенциального соперника в тот момент, когда такая подпитка сопернику необходима.

Держатель «главной» валюты имеет ряд серьезных преимуществ и одновременно ряд обязанностей. Фактически, страны, входящие в зону его валюты, делегируют ему часть своего суверенитета. Вместе с тем, страна-держатель неизбежно берет на себя обязательства финансового полицейского и финансовой пожарной команды. Если баланс между извлечением выгод для себя и поддержанием финансовой стабильности системы в целом остается в рамках разумного - все в порядке. Если баланс нарушен и верх берет национальный и государственный эгоизм - наступает кризис, грозящий полным крахом. Именно это и произошло с долларом.

Указанные выше позитивные моменты от образования единого рублевого пространства могут получить свое воплощение на рублевой основе. Их можно с той или иной степенью щедрости разделить с потенциальными партнерами.

Прежде всего, это снижение транзакционных издержек, формирование устойчивой монетарной политики и предсказуемых инфляционных ожиданий, которые должны способствовать поддержанию экономического роста в сопредельных странах. В свою очередь, это должно привести к сокращению миграционных потоков в Россию, способствуя возвращению нынешних мигрантов к себе домой на вновь создаваемые рабочие места. Развитие торговли на основе региональной специализации еще больше увеличит продуктивность капитала и труда.

В дополнение - увеличение налоговых поступлений от растущей экономики и снижение стоимости капитала для компаний и проектов.

Единое рублевое пространство, подкрепленное ресурсным потенциалом стран-участниц, обеспечит определенную автономию в случае глобальных кризисов. В дополнение, появятся дополнительные возможности контроля глобальных потоков капитала и противостояния атакам международных спекулянтов.

Экономические выгоды могут оказаться не единственным приобретением заинтересованных сторон. В этой связи не стоит забывать, что российские вооруженные силы (оснащенные оружием массового поражения) остаются одними из наиболее боеспособных, а в пересчете на условную единицу финансирования, пожалуй, самыми эффективными в мире. Поскольку геополитическая стабильность в наше неспокойное время становится все более востребованным товаром, ее выгоды можно с успехом обменивать на согласие в ходе переговоров по присоединению к пространству рубля.

По мере реализации рублевого проекта положительный эффект для участвующих в нем сторон должен набирать силу, ибо каждый новый участник будет расширять пространство и возможности для себя, и для тех, кто уже входит в рублевый клуб.

При этом не стоит забывать и о дальнем зарубежье, государства которого, в силу тех или иных причин будут согласны на использование рубля.

В этой связи стоит отметить недавнее радиоинтервью иранского посла, в котором тот не исключил возможности использования рубля в расчетах за иранскую нефть с целью избавления нефтяной торговли от долларового рабства.

О необходимости создания валютной зоны рубля

Евразийство в том виде, в котором оно существует сегодня, это идеология, отчасти тенденция, но не механизм, не технология. В то же время современная экономическая ситуация в мире настолько напряженная, что она не может не вызывать глобальных геополитических сдвигов. Поэтому именно сейчас необходимо закладывать те механизмы и технологии, которые выведут мир в новую геополитическую реальность. И в этой критической ситуации мы просто не можем позволить себе ждать.

Всю вторую половину двадцатого века мир жил в противостоянии двух глобальных проектов: западного и красного, коммунистического. В данном случае понятие «глобальный проект» является более принципиальным, чем, например, слово «цивилизация», потому что цивилизации существуют тысячелетиями, тогда как глобальные проекты могут существовать совсем недолго. Сам по себе западный глобальный проект возник только в конце XVIII века.

Идеология западного проекта была построена на известном алхимическом замысле того, что можно научиться производить золото в пробирке. Поставить на поток этот способ, как известно, не удалось, и тогда возникла идея заменить золото, как универсальный эквивалент единой меры стоимости, на что-то другое. При этом это что-то должно было обладать свойствами, позволяющими создавать его «в пробирке», и, разумеется, был необходим контроль над «пробиркой» теми, кто правит миром. Сегодня мы видим, что этот замысел реализовался полностью: единая мера стоимости - это американский доллар, единственная «пробирка», в которой создается американский доллар - это федеральная резервная система США, являющаяся исключительно частной конторой, которую контролируют, в лучшем случае, несколько десятков человек. Ключевой фигурой в этой конторе является семья Ротшильдов, которая, собственно, и придумала всё это в конце XVIII века.

Противостояние западного и коммунистического проектов завершилось полным разрушением последнего, в результате чего в 90-е годы XX века долларовая система практически полностью покорила весь мир, во всяком случае, в экономическом плане. Наша планета стала представлять из себя единую зону разделения труда на базе валютной единой меры стоимости - американского доллара. И глобализация - это всего лишь культурная и политическая надстройка над этим экономическим явлением.

Условно говоря, американский доллар, основа имеющейся экономической модели, в ближайшее к нам время выполнял две функции, одна из которых - это функция единой меры стоимости и мировой валюты, а вторая - это функция национальной валюты США. Постепенно выяснилось, что эти две функции противоречат друг другу и не могут выполняться одновременно. Следовательно, нужно было выбрать, какую из этих двух функций оставить.

Разрушение единого кластера мирового разделения труда и единой валютной зоны, зоны доллара, может происходить разными способами. Но поскольку никто не заинтересован в глобальной катастрофе, сравнимой с той, которая произошла на территории СССР в 91 году, скорее всего, произойдет довольно специфическое явление. Мир разобьется на валютные зоны, каждая из которых будет построена как некоторая мини-копия зоны доллара. В каждой такой зоне будет единственный эмиссионный центр, но валютой будет уже не доллар. Всего таких зон в мире будет от трех до пяти. Три зоны понятны и очевидны - это зона доллара, которые, скорее всего, будут включать в себя США, Канаду, значительную часть Центральной и Латинской Америки, но не всю, потому что Куба и некоторые другие страны не захотят входить в неё. Сюда же, безусловно, будет входить Япония.

Ещё будет зона юаня, которая включит в себя значительную часть Юго-Восточной Азии, и будет зона евро - т. е. Евросоюз.

Основная схватка между Европой и США будет заключаться в том, что Европа попытается включить в зону евро Северную Африку с ее запасами углеводородов, соответственно США попытаются не допустить этого. В любом случае обе эти зоны тяготеют к океаническим торговым путям.

Что касается Евразии, то здесь могут быть созданы две виртуальные валютные зоны. Первая - это зона золотого динара, о которой уже много лет назад говорил премьер-министр Малайзии.

Вторая виртуальная зона - это зона рубля. Попытки сделать единую валюту российско-белорусского союза показывают, насколько сложно будет реализовать эту зону, равно как и то, как много желающих помешать этому. Если же такой зоны не будет создано, то территория бывшего СССР и сама Россия почти наверняка распадётся на несколько частей: то, что восточнее Урала, отойдет в зону юани, при этом, скорее всего, Китай захватит значительную часть Средней Азии и прежде всего Казахстан; часть России на западе от Волги, скорее всего, войдёт в зону евро; что касается промежуточной и южной частей, то они, очень может быть, войдут в сферу влияния ислама, но в наименее активные его части.

По этой причине создание рублевой валютной зоны с евразийских позиций на сегодня есть самая главная технологическая задача.

Кто может быть инициатором создания этой рублевой зоны? К сожалению, поскольку после распада СССР Россия была основным центром влияния США на постсоветском пространстве, а сегодня все экономические институты России, начиная от Министерства Финансов и Министерства Экономики и заканчивая Центральным Банком и банковской системой, контролируются представителями псевдоэлиты, не заинтересованной в росте могущества страны, Россия в качестве такового инициатора выступать не может.

Лидерами, инициаторами и ядром создания валютной зоны рубля, евразийской валюты, могут стать, прежде всего, Белоруссия и Казахстан.

Теоретически в этом должна была быть заинтересована и Украина, но теперь сложившаяся в ней обстановка не позволяет утверждать это столь категорически. И третьей страной, для которой этот вопрос принципиально важен, является Иран. Потому что развал постсоветского единства в рамках отсутствия центральной рублевой экономической зоны поставит Иран в ситуацию, в которой у него фактически не останется союзников, обладающих полным технологическим циклом в условиях сегодняшнего развития мировой экономики.

Но так же можно сказать, что никто из наших партнеров по СНГ на это не пойдет, опасаясь за свой суверенитет и финансовую безопасность. Поэтому создание рублевой зоны - это утопия.

Заключение

Таким образом, существование, развитие и функционирование рублевой зоны играет важную роль, как для Российской федерации, так и для государств, потенциальных участников зоны рубля.

На современном этапе развития экономики создание рублевой зоны является одним из критериев благополучия Российской Федерации.

Принципиальное отличие рублевого валютного пространства от долларизированной системы будет состоять в том, что в долгосрочной перспективе Россия будет заинтересована в более справедливом распределении выгод для целей обеспечения экономико-политической стабильности на своих рубежах.

Список использованной литературы

1) А. Саркисянц. Есть ли альтернатива доллару?// "Бухгалтерия и банки", 2009, N 6.

) Суздальцев И.Н. Если что-то нельзя посчитать - оно не существует. Технические условия резервного статуса рубля.// "Банки и деловой мир", 2008, N 5.

) М. Борисов, Российский рубль - резервная валюта? - Деньги и кредит • №3 2008

) Марек Дoмбровски Причины распада рублевой зоны - Варшава, 1995 г.

) Тимофей Сахаров, Рублевой зоне быть! - Валютный спекулянт-№12 2001

) Михаил Хазин О необходимости создания валютной зоны рубля// evrazia.org


Скачать архив (10.2 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: