Главная » Экономика |
Оглавление Введение . История становления международного права . Особенности международного права как самостоятельной правовой системы .1 Особый порядок создания норм. . Основные принципы современного международного права .1 Признаки основных принципов международного права .2 Классификация принципов международного права. . Международное и национальное право .1 Отсылки Заключение Приложения Список использованной литературы Сфера межгосударственного и межнационального общения, которую можно определить как совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене, характеризуется сложностью и динамизмом. Достаточно напомнить две взаимоисключающие общемировые тенденции развития международных отношений: с одной стороны интеграционные процессы способствуют укреплению экономических и политических позиций значительного числа государств и их объединений, с другой - ключевые проблемы мировой политики отдельные государства пытаются решить военно-силовыми методами в обход основополагающих норм международного права. Основными субъектами международного общения выступают, конечно же, государства как носители суверенитета их народов. В международных отношениях каждое государство проводит свою внешнюю политику, основные цели, стратегические и текущие задачи которой продиктованы собственными национальными интересами. Важнейшим средством реализации внешнеполитического курса государства и обеспечения его национальных интересов является дипломатия, под которой понимают официальную деятельность государств (их правительств, внешнеполитических и внешнеэкономических ведомств, специальных делегаций и миссий, дипломатических представительств за рубежом). Внешняя политика государства, представляя собой его общий курс в международных делах, определяет цели, задачи и направления, а также формы и методы деятельности государства в международных отношениях. При решении внешнеполитических задач государство использует политико-дипломатические, правовые, военные, экономические, финансовые и иные инструменты, применение которых должно быть соразмерно их реальному значению для обеспечения национальных интересов в международной сфере. Правовым фундаментом международных отношений призвано быть международное право, которое, возникнув одновременно с образованием государств и становлением международных отношений, во-первых, налагает на государства определенные обязательства, таким образом, устанавливая ограничения для их внешней политики и дипломатии, что способствует предотвращению действий, несовместимых с нормами международного права; во-вторых, предоставляет государствам определенные права и таким образом служит опорой их деятельности в области внешней политики и дипломатии; в-третьих, содержит нормы, регулирующие деятельность органов, осуществляющих внешнюю политику и дипломатию (совокупность данных норм получила название дипломатическое и консульское право). Известно, что в ходе исторического развития человеческого общества для регулирования общественных отношений внутри государств создавались нормы внутреннего права. В то же время для регулирования общественных отношений между государствами необходимы были уже другие нормы - нормы межгосударственного (т.е. международного) права, т.к. ни одно государство не может существовать длительное время абсолютно изолированно от других государств. Цель курсовой работы состоит в анализе развития международного права. В работе поставлены и решались следующие задачи: Дать определение международного права. 1. История становления международного права Прообразом современного международного права является сложившийся в римском праве термин «jus gentium» - «право народов». Этим термином в древнем римском праве обозначалась совокупность норм, регулировавших отношения римлян с покоренными ими народами и с другими государствами. В XVII веке в Европе начинают пользоваться выражением «jus inter gentes (или nations)» - «право между народами». С XVII-XIX вв. в европейских языках закрепляется термин, эквивалентный русскому названию - «международное право». Но уже в литературе ХIХ - начала ХХ вв. можно встретить и иные обозначения международного права: «внешнегосударственное право», «междугосударственное право», «межсуверенное право», «право государств». Однако в юридической литературе прочно укоренился термин «международное право», который имеет соответствующие эквиваленты в большинстве языков мира и активно используется в повседневной правовой, дипломатической и информационной практике (к примеру, в английском языке - «International law», в испанском - «derecho internacional», в немецком - «Internationales Recht» или «Volkerrecht», в польском - «prawo miedzynarodowe», в украинском - «міжнародне право»). Международное право прошло в своем развитии достаточно сложный и противоречивый путь и на каждом этапе развития международных отношений отражало их особенности. Так, к примеру, в эпоху рабовладения отсутствовали международные отношения в их современном понимании, главным средством ведения внешней политики древнейших стран являлись войны, господствовали законы и обычаи войны, которые формировались под влиянием ничем не ограниченного произвола сильного. В период феодализма на международное право в Западной Европе оказывала сильное влияние католическая церковь (в отношениях между арабскими государствами - ислам), что выразилось в церковной окраске ряда международно-правовых институтов. Но уже в Средневековье происходит качественное преобразование международного права, формируются его важнейшие принципы, отдельные из которых (такие как, суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела государств, неприкосновенность государственной территории, принципы взаимности и свободы речного торгового судоходства) характеризуют и современное международное право. В дальнейшем на формирование принципов и норм международного права значительное влияние оказали Первая мировая война, события в России в 1917 г., подписание в августе 1928 г. Парижского договора об отказе от войны в качестве орудия национальной политики. После окончания Второй мировой войны произошла кодификация ряда отраслей международного права (воздушного, права внешних сношений, права международных договоров, морского, космического, права международной безопасности, права охраны окружающей среды). Современное международное право сформировалось в основном в середине ХХ в. и отражено в Уставе Организации Объединенных Наций (ООН). Именно в Уставе ООН нормативно закреплены важнейшие принципы международного права. Современное международное право отличается от старого классического международного права, прежде всего, по территориальной сфере действия. Старое классическое международное право было европейским (не только по своему происхождению, но и по сфере распространения), оно действовало в основном в отношениях между европейскими державами. Так, автор распространенного в России курса, немец Ф. Лист считал, что международное право в полном объеме действует только в отношениях между 43 государствами (в это число он включал 21 европейское, 21 американское государство и Японию). Все остальные азиатские государства и вся Африка на конец прошлого века им были исключены из сферы действия международного права. Современное международное право охватывает сферой своего действия все государства и поэтому является универсальным. международный право национальный Международное право является особой правовой системой, которая существует параллельно с системами национального права различных государств. Международное право в самом общем виде - это система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственную сферу общественных отношений (межгосударственные, международные отношения). Данные отношения по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции (требуют совместного регулирования) государств либо всего международного сообщества в целом. Российская Федерация Следовательно, главной особенностью международного права является то, что оно регулирует исключительно межвластные отношения между особыми субъектами, и прежде всего, между суверенными независимыми государствами (здесь задействован древнеримский постулат - par in parem non habet imperium (равный над равным власти не имеет). Однако наряду с государствами особыми участниками международных отношений, обладающими международными правами и обязанностями, являются также международные организации, нации, борющиеся за независимость, государственно-подобные образования. Все они участвуют в процессах создания норм международного права, их последующей реализации и обеспечения соблюдения всеми субъектами. Отношения, регулируемые нормами международного права, могут быть подразделены на следующие группы: отношения между государствами - возникают по поводу поддержания мира и обеспечения международной безопасности, развития межгосударственного сотрудничества в различных сферах; В настоящее время государственно-подобными образованиями являются Ватикан (Святейший престол, официальный центр Римско-католической церкви) и Мальтийский орден (официальное религиозное формирование с международно признанными благотворительными функциями), административные резиденции которых находятся в Риме. Ватикан и Мальтийский орден поддерживают дипломатические отношения со многими государствами, обмениваясь соответствующими представительствами. отношения между международными межправительственными организациями; В качестве примера назовем Организацию палестинского освободительного движения, ведущего борьбу за осуществление законных национальных прав арабского народа Палестины (Организация Освобождения Палестины (ООП). Данная организация была создана в 1964 г. и в настоящее время широко признана на международной арене, является членом Лиги арабских государств, имеет свои представительства (бюро) во многих странах мира, с 1974 г. имеет статус постоянного наблюдателя при ООН и большинстве её специализированных учреждениях. Международное право имеет согласительную процедуру, т.е. нормативные предписания поведения государств не могут возникнуть иначе как в результате добровольного согласия между самими субъектами международных отношений. Нормы международного права создаются непосредственно самими субъектами международного права, и прежде всего государствами, на непосредственных переговорах, международных конференциях, которые могут проводиться под эгидой и при непосредственном участии международных организаций. Основным способом создания норм международного права, таким образом, является согласование властных интересов и международно-правовых позиций субъектов международного права путем взаимных уступок и компромиссов. При создании норм используются такие формулировки, которые в максимально возможной степени учитывают законные интересы договаривающихся сторон и соответствуют (не противоречат) основным принципам международного права. Еще одной особенностью системы международного права является отсутствие в ней какого-либо надгосударственного аппарата принуждения к соблюдению правовых предписаний и выполнению принятых на себя договорных обязательств. В международном праве принуждение субъектов международного права к выполнению своих договорных обязательств осуществляется самими субъектами международного права (как правило, государствами коллективно или индивидуально), или с использованием механизма применения международных санкций по решению Совета Безопасности ООН. (Прил. 1) Таким образом, необходимо сформулировать следующие выводы. Во-первых, международное право представляет собой самостоятельную правовую систему, которая существует наряду с правовыми системами государств. Во-вторых, международное право как особая правовая система - это сложный комплекс юридически-обязательных норм. В-третьих, нормы международного права создаются самими субъектами международного права, и прежде всего, государствами. Международно-правовые нормы являются результатом компромисса субъектов и выражают их согласованные позиции. В-четвертых, нормы международного права регулируют межгосударственную сферу общественных отношений. В-пятых, соблюдение норм осуществляется добровольно и добросовестно. В-шестых, при нарушении норм международного права применяется принуждение, осуществляемое самими субъектами индивидуально или коллективно. Фундамент (основу, ядро) современного международного права составляют его основные принципы, отдельные из которых стали формироваться еще в период феодализма. Так, например, возникновение принципов уважения суверенитета и равноправия государств, невмешательства во внутренние дела друг друга относится к периоду позднего феодализма, когда монархи европейских государств стали утверждать и признавать принцип par in parem non habet imperium (равный над равным власти не имеет). В тот период основное содержание принципа равноправия составляло равенство и божественное происхождение самих монархов, т.к. государства в тот период отождествлялись с личностью государя. Новые основные принципы современного международного права (такие как, мирное разрешение споров, ненападение, самоопределение народов и наций, запрещение обращения к войне как инструменту национальной политики), возникли во второй половине ХХ в. и были закреплены в статье 2 Устава ООН. Основные принципы международного права можно определить как наиболее общие его нормы, определяющие главное содержание и характерные черты международного права и обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом. Эти принципы называют также «общепризнанными», принципами jus cogens. Основные принципы занимают особое место в международно-правовой системе, их существенные характеристики приведены в схеме 1. Семь основных принципов, которыми государства обязаны руководствоваться в своих взаимных отношениях, были впервые включены в специальную статью Устава ООН (Статья 2 «Принципы» Устава <javascript:getbook(100061506)>). И несмотря на то, что первоначально эти принципы рассматривались как внутриорганизационные, впоследствии в силу их особой международной важности и практической значимости они были признаны в качестве основных принципов современного международного права. (Прил.2) 3.1 Признаки основных принципов международного права Нормативное содержание каждого из принципов было конкретизировано в 1970 г. в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами. Декларация провозгласила, что содержащиеся в ней принципы представляют собой «основные принципы международного права» и что все они «являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в свете других принципов». Генеральная Ассамблея ООН, принявшая Декларацию, призвала все государства руководствоваться этими принципами в своей международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения. Дальнейшее развитие по своему содержанию и перечню рассматриваемые принципы получили в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, принятого в августе 1975 г. в г. Хельсинки. В Заключительном акте СБСЕ к семи вышеназванным принципам были добавлены три новых, отразивших как особенность обеспечения европейского правопорядка, так и произошедшую к тому времени гуманизацию самого международного права (Прил. 2). 3.2 Классификация принципов международного права Первая группа объединяет принципы, обеспечивающие мирное сотрудничество государств. В данную группу включены: принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела государства; принцип равноправия и самоопределения народов; принцип сотрудничества государств; принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Принципы второй группы защищают права человека, народов и наций. Во вторую группу включен принцип уважения прав человека. Принципы третьей группы способствуют обеспечению всеобщего мира и безопасности. В данную группу условно можно включить четыре принципа: принцип не применения силы или угрозы силой; принцип мирного разрешения международных споров; принцип нерушимости государственных границ; принцип территориальной целостности государств. Наряду с общими (основополагающими) принципами современного международного права выделяют и так называемые специальные (отраслевые). Например, к числу специальных принципов международного морского права, определяющих порядок использования морских пространств, относят принцип свободы открытого моря, принцип использования открытого моря в мирных целях, принцип рационального использования морских ресурсов, принцип предотвращения загрязнения морской среды. Специальными принципами международного воздушного права выступают принцип полного и исключительного суверенитета государства над его национальным (суверенным) воздушным пространством, принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, расположенном за пределами государственных границ, принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации и т.п. Международное право, имея приоритет (верховенство) во внутренней правовой системе, влияет на национальное законодательство. Любое государство, принимая на себя международное обязательство, обязано обеспечить его фактическое выполнение на всей своей территории и всеми органами и лицами, находящимися под его юрисдикцией. Эта система мер получила название «имплементация» (от англ. implementation - осуществление, претворение в жизнь). Имплементация международного права достигается различными способами. Государство может по Конституции признать непосредственное (прямое) действие норм международного права на своей территории. Например, по Конституции РФ 1993 г. общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ признаются составной частью ее правовой системы (п. 4 ст. 15). В случае расхождения положений международного права с национальной нормой преимущественную силу имеет норма международного права (Конституция РФ (ч. 4 ст. 15), ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (ч. 1 ст. 5). Если Конституция государства такого положения не закрепляет, государство принимает шаги для включения положений международных договоров, из которых вытекают международные обязательства государства, в уже существующие законы или принимает новые. Такой метод именуется трансформацией (превращением, преобразованием). С точки зрения юридической техники можно выделить следующие виды трансформации: инкорпорацию, легитимацию и отсылку. Инкорпорация - это формальное «включение» норм международного договора во внутреннее право государства посредством «включения» самого договора в его законодательство. По существу, принимается новый закон или подзаконный акт, полностью внешне идентичный международному договору, повторяющий его наименование, структуру, формулировки. Легитимация предполагает принятие особого внутригосударственного акта (или целого комплекса актов) с целью обеспечения выполнения государством норм международного права. Например, в процессе подготовки к вступлению в силу для России Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения (от 13.01.1993 г.) было принято несколько правовых актов, в частности, указ Президента РФ от 01.04.1992 г. «Об обеспечении выполнения международных обязательств в области биологического оружия»; ФЦП «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (1996 г.); федеральные законы от 02.05.1997 г. «Об уничтожении химического оружия» и от 05.11.1997 г. «О ратификации конвенции …»; постановление Правительства РФ от 10.05.2001 г. «О финансировании мероприятий, связанных с международной инспекционной деятельностью по проверке выполнения Конвенции…». Одним из приемов введения положений международного права (как правило, международных договоров) в национальное (внутригосударственное) право является отсылка. В законодательстве России используется несколько типов отсылок, которые мы рассмотрим. 4.1 Отсылки Отсылка типа «Если, то» формулируется следующим образом: «Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то применяются правила международного договора». Данная отсылка указывает на приоритетное применение норм международного договора вместо норм национального законодательства при их взаимном несоответствии. К примеру: Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах, применяются правила международного договора (ст. 3 АПК РФ). Отсылка типа «И, и» указывает, что конкретное правоотношение регулируется и российским законодательством, и международным договором. В данном случае речь идет о совместном применении норм международного договора и «родственных» норм национального законодательства. К примеру: Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации, полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, международными договорами РФ (ст. 3 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»). Отсылка типа «Смотри» указывает, что конкретное правоотношение урегулировано исключительно нормами международного договора. В данном случае имеется в виду самостоятельное применение норм международного договора. К примеру: Права и льготы иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категории ветеранов, временно проживающих или временно пребывающих на территории России, определяются международными договорами Российской Федерации (ст. 12 ФЗ «О ветеранах»). Отсылка типа «Если иное» (или «за исключением») указывает на следующий порядок регулирования правоотношений: возникшее между субъектами права правоотношение будет урегулировано нормами национального законодательства только в том случае, если иное не предусмотрено международным договором. К примеру: Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ст. 6 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»). Следует отметить также, что согласно международному праву государство не может ссылаться на свое национальное законодательство для оправдания несоблюдения международного обязательства. Таким образом, в законодательстве государств закреплен примат международного права. Примат означает главенствующую роль международного права среди всех правовых систем. Из этого следует, что государства обязаны руководствоваться в своих международных отношениях, прежде всего, международным правом. В современном взаимозависимом и едином мире невозможно не оценить ту роль, которую играет международное право в международных отношениях. В разные периоды истории оно играло неоднозначную роль во внешней политике и дипломатии государств. Невозможным представляется рассмотрение роли международного права в разрыве от внешней политики, дипломатии государств в системе международных отношений. Их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга на столько сильны, что невозможно недооценить роль какой-либо из них в этой системе. Долгое время в западной в международно-правовой и политической литературе международному праву отводилось вспомогательная роль в политике. Этот подход оправдывался тем, что «национальный» или «государственные» интересы стоят выше международного права, что государства в своей внешней политике должны руководствоваться именно этими принципами, а международному праву отводилась второстепенная роль, что очень часто приводило к его грубым нарушениям, развязыванием войн, нагнетанию гонки ядерных вооружений, противостоянию военно-политических союзов и государств, конфронтации в глобальном масштабе. Можно считать, что после принятия Устава ООН и его учреждения наступила новая эпоха в истории международного права. Разгром фашисткой Германии во второй мировой войне показал, что пренебрегать международным правом нельзя, поскольку оно играет свою особую роль в мировом правопорядке - это роль стабилизирующего и балансирующего фактора в мировой политике, что любые действия государств нарушающие нормы и принципы международного права с точки зрения защиты своих национальных и государственных интересов несостоятельны, поэтому государства должны придерживаться примату международного права во внешней политике и добросовестно выполнять взятые на себя обязательства. Приложения Приложение 1 Характерные особенности международного права Вид правовой системы МЕЖДУНАРОДНОЕ право НАЦИОНАЛЬНОЕ (внутригосударственное) право Критерии разграничения 1. Предмет регулирования Регулирует отношения, возникающие между субъектами международного права. То есть предмет регулирования выходит за пределы внутренней компетенции государства. Регулирует отношения внутри государства. Эти отношения ограничиваются пределами государственной территории и рамками юрисдикции государства. 2. Субъекты права Субъектами международного права являются: государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, государственно-подобные образования. Субъектами внутригосударственного права являются лица, на которых распространяется действие норм национального права (государство, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, муниципальные образования, юридические и физические лица). 3. Способ создания правовых норм Нормы международного права создаются участниками международных отношений на основе свободного волеизъявления. Нормы национального права создаются в результате односторонней государственно-властной деятельности. Основное направление внутригосударственного правового регулирования - «вертикальное», «сверху - вниз». Адресаты норм внутригосударственного права в большинстве случаев непосредственно в их создании не участвуют. 4. Способ обеспечения исполнения норм Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами (индивидуально, коллективно или при помощи межгосударственных образований). Посредством использования института государственного принуждения (в т.ч. привлечения к юридической ответственности). Приложение 2 нормативно закреплены в Уставе ООН в Заключительном акте СБСЕ 1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. с поправками от 30.12.2008 г. . АПК РФ от 14.06.2002, с изменениями от 17.11.2005 . ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 г. в ред. От 25.12.2-012 г.) . ФЗ от 05.11 1997 № 138 «О Ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении»; . ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. №2202-1 в ред. от 25.11.2013; . ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 №5-ФЗ в ред. от 25.11.2013 г. . ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ в ред. От 02.11.2013 г. . Указ Президента РФ от 01.04.1992 г. «Об обеспечении выполнения международных обязательств в области биологического оружия»; . Постановление правительства РФ от 21.03.1996 г. «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» в редакции от 27.12.2012 г.; . Постановление Правительства РФ от 10.05.2001 г. № 356 «О финансировании мероприятий, связанных с международной инспекционной деятельностью по проверке выполнения Конвенции…» . «Международное право». Под редакцией А. Н. Вылегжанина, Издательства: Юрайт-Издат, Высшее образование, 2010 г. . «Международное право». Сборник документов, Издательство: РИОР, 2009 г. . Васильева Л.А., Бакиновская О.А. «Международное публичное право. Курс интенсивной подготовки» - Издательство: ТетраСистемс, 2009 г. .Лукашук И.И. «Нормы международного права в правовой системе России» (учебно-практическое пособие). - М.: Спарк, 2004. Скачать архив (120.0 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |