Главная » Экономика

Позиция Мексиканских Соединенных Штатов в международной торговле

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Исследование динамики и структуры международной торговли страны

.1 Динамический анализ участия страны в международной торговле

.2 Отраслевая структура экспорта и импорта

.3 Географиеская структура внешней торговли страны

Глава 2. Внешнеторговая политика Мексики

.1 Основные тарифные и нетарифные ограничения применяемые страной

.2 Участие страны в таможенном союзе

.3 Членство страны в ВТО

Глава 3. Положение страны на мировом финансовом рынке

.1 Оценка валюты Мексики и ее конвертируемость

.2 Платежный баланс Мексики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Соединенные Штаты Мексики - сложное, многоаспектное государство с политической, экономической и социально-этнической точек зрения. Это крупнейшее в мире испаноязычное государство.

В настоящее время внимание мирового сообщества привлечено бурным развитием " новых индустриальных стран " Латинской Америки. В своей курсовой работе я хочу осветить участие Мексики в международной торговле.

В последнее время Мексику стали включать в десятку крупнейших или важнейших стран планеты. Мексика является развивающейся страной и относится к странам - экспортерам товаров промышленного назначения, и с ее большой природно-ресурсной базой, историческим опытом и политико-экономическим потенциалом остается в центре внимания мировой общественности.

Актуальность выбранной темы исследования обеспечивается ростом роли международной торговли в показателе общего развития страны. За последние два десятилетия торговля, особенно внешняя торговля, стала главной сферой развития мексиканской экономики. Динамичное развитие внешней торговли является решающим фактором экономического роста страны.

Целью данной работы было изучение участия Мексики в международной торговле.

Соответственно цели были поставлены и последовательно решены такие задачи:

-       провести анализ динамики участия страны в международной торговле в 2000-2010 гг.;

-       изучить отраслевые структуры импорта и экспорта;

-       проанализировать участие страны в таможенном союзе и ВТО;

-       оценить платежный баланс страны, валюту и ее конвентируемость.

Особое геополитическое положение Мексики - крупная развивающаяся страна с богатыми природными ресурсами и непосредственной границей с супердержавой привлекают к ней внимание индустриально-инвестиционных государств, издавна из Европы, а в последнее время из Азии. Значение внешней торговли для Мексики возрастает с каждым годом.

Глава 1. Исследование динамики и структуры международной торговли страны.

 
1.1.Динамический анализ участия страны в международной торговле

Мексиканские Соединенные Штаты - одно из крупнейших государств Латинской Америки. Его территория равна 1958,2 тысяч квадратных километров.

В последние годы усиливаются позиции национального рынка страны на международной арене.

На внешнюю торговлю приходится половина ВВП Мексики, и ее значение возрастает. Внешняя торговля Мексики не только увеличивается в объеме, но и диверсифицируется - 80% ее экспорта составляют товары, прошедшие ту или иную промышленную обработку. Мексика способна выпускать массовые товары потребительского назначения, но она нуждается в разнообразных природно-сырьевых ресурсах, особенно нефти (один из мировых лидеров по ее импорту).

Мексика активно продолжает проводить политику, направленную на укрепление авторитета страны на международной арене, создание благоприятных условий для развития внешнеэкономических связей. Начатая в стране с конца 80 г г. кампания по либерализации экономики и торговли продолжает реализовываться правительством. Основным направлением развития внешнеэкономических связей оставалась практика заключения соглашений о свободной торговле с различными странами и регионами. В 2000 г. завершились переговоры и были подписаны соглашения с ЕС (март), Израилем (март), странами «Сев. треугольника» (Гватемалой, Гондурасом и Сальвадором) (июнь), а также Европейской ассоциацией свободной торговли (Швейцарией, Норвегией, Исландией и Лихтенштейном) (нояб.). Таким образом, сейчас Мексика имеет подобные соглашения с 32 странами мира.

В таблице 1 представлена динамика товарооборота Мексики с 2001 по 2010 гг.

Таблица 1. Товарооборот Мексики, динамика, млрд. долл., 2001-2010 гг.

Годы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Экспорт

171,4

161,04

164,76

187,99

214,23

249,92

271,87

291,34

243,9

349,6

Импорт

184,9

168,67

170,54

196,81

221,82

256,05

281,94

308,60

256,5

350,8

Товарооборот

356,3

329,71

335,3

384,80

436,05

505,97

553,71

599,94

500,4

700,4

В докризисный период внешняя торговля Мексики росла устойчивыми и высокими темпами. В период с 2002 г. по 2008 г. ее оборот вырос с 329 млрд. долл.США до почти 600 млрд. долл.США. Под влиянием мирового кризиса в 2009 г. он снизился до 464,1 млрд. долл.США. В 2011 г. общий товарооборот страны составил 700,5 млрд. долл.США.

Рисунок 1 - Динамика внешней торговли Мексики 1970-2010гг.

Рисунок 1 демонстрирует динамику внешней торговли страны, рост импорта и экспорта. Можно сделать вывод, что импорт страны в целом превышает ее экспорт. Ввиду кризиса 2008 оба показатели уменьшились примерно на 50 млрд.долл. в 2009 году.

1.2 Отраслевая структура экспорта и импорта

Экспорт

Основу мексиканского экспорта составляют нефтепродукты (15,8%), двигатели (8,2%), автомобили (7,7%). Заметна тенденция увеличения доли промышленной продукции в структуре мексиканского экспорта в Европу при снижении удельного веса нефтепродуктов. Невысоким остается уровень экспорта сельхозпродукции, который продолжает постепенно сокращаться.

Внешняя торговля Мексики не только увеличивается в объеме, но и диверсифицируется - 80% ее экспорта составляют товары, прошедшие ту или иную промышленную обработку. Но в них за последние два-три года происходила некоторая перегруппировка - снижались поставки текстиля, металлоизделий, машин, и оборудования, в том числе автомобилей, возрастали продажи бумаги и химических продуктов. Увеличивалась сфера внешнеторговых услуг. Структура экспорта Мексики характеризуется показателями ,предоставленными в таблице 2.

Таблица 2 - Структура экспорта Мексики, млрд. долл. США, 2010 год.

Код

Товарная группа

Структура, %

85

Электрические машины и оборудование, их части

24.0

87

Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, их части и принадлежности

17.3

84

Ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства и их части

14.0

27

Минеральное топливо, минеральные масла и продукты перегонки, битуминозные вещества, минеральные воски

13.8

90

Оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, медицинские или хирургические инструменты и аппараты, их части и принадлежности

3.4

прочее

27.6

Тем не менее, главной товарной группой остаются нефть и нефтепродукты. Добыча нефти в мексиканской экономике выходит на первый план, начиная с 1970-х годов. Основой мексиканской экономики является нефтяная промышленность. По добыче нефти страна занимает одно из первых мест в мире. Ежегодно компания «Petroleos Mexicanos» (Pemex), самая большая нефтедобывающая компания Латинской Америки, поставляет на рынок несколько сотен миллиардов баррелей нефти ежегодно. Являясь крупным поставщиком нефти, Мексика играет, несомненно, важную роль на нефтяном рынке.

В количественном выражении экспорт Мексики возрастал в течение ряда лет: в периоды с 1957 по 1984 годы наблюдается незначительный, но стабильный рост экспорта; с 1986 по 2000 годы заметен резкий скачок экспорта, в период с 2000 по 2001 годы - его незначительное снижение. Но затем происходит самый интенсивный рост экспорта за весь рассматриваемый мною период (1948-2006 годы). Этот интенсивный рост экспорта продолжается и в настоящее время. Стоит заметить, что, в целом, направления изменений в экспорте и импорте совпадают, в течение ряда лет, импорт рос быстрее экспорта, в результате чего внешняя торговля ежегодно сводилась с дефицитом торгового баланса.

Сбалансировать внешнюю торговлю, внешние платежные операции - важная задача нового правительства. Торговля с США складывается у Мексики с активным балансом (нефть - главный продукт, 2-е место после Саудовской Аравии). Торговые отношения с крупнейшими странами Южной Америки - Аргентиной и Бразилией характеризуются пассивом. Мексика покупает в Аргентине в два раза больше, чем продает, в Бразилии - в 6 раз больше (2005 год). Экспорт на Кубу составляет треть продаж в Аргентину.

В сфере услуг, безусловно, лидирует туризм. По приносимым доходам он занимает второе место после торговли нефтью и газом. Туристы посещают в основном район Мехико и полуостров Юкатан, где в древности находились государства майя и ацтеков. Пользуются популярностью и пляжи Мексиканского залива и тихоокеанского побережья. В прошлом году Мексику посетили 18,3 миллиона туристов; около 80% из них были гражданами США. Количество туристов из России не превысило 10 тысяч человек. В январе 2009 года, несмотря на непростую экономическую ситуацию, а также на прошедшую в американских СМИ информацию об опасности поездок в Мексику, рост турпотока сюда составил 14,3%.

В январе этого года Мексику посетили более 2 миллионов зарубежных туристов. Это на 14,3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вместе с тем, в связи с обесцениванием мексиканского песо по отношению к доллару, доход от туризма уменьшился на 7,5% и составил $1,192 миллиарда. По словам министра, даже в нынешних экономических условиях люди не отказываются от путешествий и ищут более дешевые места для поездок. В их числе оказалась и Мексика, сильно подешевевшая для американцев благодаря изменению курса валют.

С давних времен внешняя торговля стран региона формировалась под воздействием транснациональных интересов. Зарубежные предприниматели фактически определяли структуру, объемы экспорта и его географию, а тем самым прямо или косвенно и соответствующие показатели импорта, общее направление внешнеторговой деятельности. Для них была характерна ориентация Латинской Америки на приоритетное обслуживание потребностей внешнего рынка.

По мере зарождения и нарастания в регионе движения за экономическую безопасность укреплялась концепция эффективной внешней торговли. При поддержке государства возникали отрасли обрабатывающей промышленности, "скотоводческие", "кофейные" и "банановые" хозяйства превращались в аграрно-промышленные структуры с соответствующими сдвигами в экспорте и импорте. Подобные перемены не устраивали как зарубежных коммерсантов, так и традиционных местных предпринимателей. Центрам было нежелательно появление на мировом рынке новых конкурентов и они делали все возможное, чтобы страны региона, по крайней мере их большинство, оставались поставщиками сырья и промышленной продукции первых поколений. Для этой цели использовался широкий ассортимент средств: связанные кредиты, таможенно-тарифная практика, административно-торговые рычаги и т. д. В результате усилившихся в последнее время масштабных слияний и объединений «производственно-финансовый транснациональный конгломерат превратился в новую мировую властную структуру».

ТНК с определенной цикличностью модернизируют свой экспорт, оставляя периферии производство и экспорт вчерашнего дня, более трудоемкое и ресурсоемкое. Центры, например, отдали Латинской Америке экспорт несортовой стали, сохранив за собой вывоз на мировой рынок специальных видов стали со сложной технологией. В Мексике ТНК стали вывозить на внешний рынок телевизоры, электробытовую технику, счетные устройства, отводя национальным предпринимателям в основном экспорт готовых изделий простейшего потребительского назначения.

Импорт

Мексика способна выпускать массовые товары потребительского назначения, но она нуждается в разнообразных природно-сырьевых ресурсах, особенно нефти (мировой лидер по ее импорту). Китай выдвинулся на второе место после США в импорте Мексики, сбывая широкий круг розничной продукции и нанося ущерб национальному производству. Если в середине 1990-х гг. товарооборот с Китаем составлял порядка 230 млн. долларов, то в 2005 г. он приблизился к цифре в 18 млрд. долларов. Правда, торговый баланс здесь складывался не в пользу Мексики. Требования диверсифицировать внешнеэкономические связи, искать альтернативных партнеров были затронуты в основных документах предвыборной кампании страны 2006 года.

В импорте, на 54,3% состоящем из продуктов машиностроения и транспортного оборудования, значительна доля средств производства, что явно свидетельствует о нацеленности мексиканских предприятий на дальнейшее наращивание собственных производственных мощностей.

Таблица 3 - Структура импорта Мексики, млрд. долл. США, 2007 год.

Импорт товаров всего

281,949

100%

комплектующие товары

217,1

77,0%

продукция сборочных предприятий, потребительские товары

23,966

8,5%

машины и оборудование

40,88

14,5%

Главные разрешенные к ввозу пункты включают машины по обработке металлов, продукты сталелитейного производства, сельскохозяйственные машины, электрическое оборудование, запасные части для автомобилей и самолетов.

Основной импорт из Мексики - сельскохозяйственная продукция. Благодаря удачному географическому положению именно сельское хозяйство дает существенный прирост внешнеторговому потенциалу этой страны.

Мексиканские производители поставляют на мировой рынок различные фрукты, картофель, продукты скотоводства и т.д. Особое место в экспорте занимают результаты переработки кактусов, которыми славится страна. Так во всем мире стали популярны алкогольные напитки и блюда, сделанные на основе этих растений. Стоит отметить и сувенирную продукцию, производимую в этой стране. При импорте в эту категорию попадают не только собственно сувенирные изделия, но и привычные мексиканцам предметы, воспринимаемые в остальном мире как сувенирные атрибуты: сомбреро, пончо и т.д.

Осуществляют импорт из Мексики и российские предприниматели. В структуре импорта в Россию также преобладают продукты питания, но некоторые поставщики предлагают на российском рынке одежду и сувениры из этой страны, а также различные аксессуары: ремни, шляпы и т.д. Такие поставки носят ограниченный характер, в то время как спрос на мексиканские товары у российских покупателей есть.

 
.3 Географиеская структура внешней торговли страны

В 2007 г. внешняя торговля Мексики продолжала ориентироваться на такие страны как США и Канада, страны Латинской Америки и Европейского Союза. Основной торговый поток концентрировался в направлении США.

По мнению специалистов, Мексика располагает всеми возможностями, чтобы в ближайшее время превратиться в крупнейшего торгового партнера в мире, в первую очередь благодаря ее участию в НАФТА. До вступления Мексики в этот союз в 1993 г. товарооборот с Америкой не превышал 81 млрд. долл. За время действия данного соглашения его объем увеличился в 3,5 раза, причем отмечалась стабильная тенденция ежегодного роста товарооборота.

Торговля Мексики с другим партнером по НАФТА - Канадой - невелика, однако и здесь прослеживается постоянный рост объемов торговли. Объем двусторонней торговли со странами ЕС составляет 17,4 млрд. долл., с другими государствами региона - 1,1 млрд.

В последние годы для торговых связей с европейскими странами было характерно нарастание дефицита Мексики (положительное сальдо сохраняется лишь с Голландией и Португалией). С точки зрения торговли наиболее важными для Мексики являются связи с Германией, на которую приходится 35% всего торгового оборота страны с ЕС. Значительно отстают Испания (12,5%), Франция (11,5%), Италия (11,4%) и Великобритания (11%). Из других западноевропейских государств выделяется Швейцария (80% оборота среди стран - не членов ЕС).

Наибольшим крупным партнером из стран Азии является Япония (товарооборот 7,4 млрд. долл.), которая вышла на второе место после США по объему товарооборота и на третье - по сумме капиталовложений. Высокая заинтересованность Японии связана со скудостью или отсутствием у нее базовых промышленных ресурсов, прежде всего нефти (на нее приходится две трети закупок). Основные японские инвестиции в Мексике сосредоточены в нефтеобрабатывающей, химической и других энергоемких отраслях, а также в автомобилестроении, судостроении, а в последнее время - в электронике. Также среди азиатских партнеров Мексики можно отметить Китай (товарооборот 3,1 млрд. долл.), Ю. Корея (3,9 млрд. долл.) и Сингапур (0,8 млрд. долл.).

Среди стран Латинской Америки наиболее активно развивались торговые отношения с Бразилией, Венесуэлой, Аргентиной, Колумбией, Перу. Однако, по мнению специалистов, торгово-экономические отношения Мексики со странами этого региона не соответствуют своему потенциальному уровню. Большие надежды на оживление торговли с латиноамериканскими странами возлагаются на подписанное в 2000 г. соглашение о свободной торговле с «Северным треугольником», а также расширение и активизацию уже действующих с Чили, Венесуэлой, Колумбией, Никарагуа, Боливией, Коста-Рикой и др. странами.

Ведущие внешнеторговые партнеры

На рисунке 1 показаны основные партнеры Мексики по экспорту и доля их участия.

Рис. 2. Ведущие партнеры по экспорту, %, 2007 год.

Рис. 3. Ведущие партнеры по импорту, %, 2007 год.

США остается основным внешнеторговым партнером Мексики. Из-за своей близости к США, Мексика является весьма привлекательным объектом для американской торговли и инвестиций. Географическая близость Мексики к Соединенным Штатам означала значительно более низкие транспортные расходы, чем, например, при торговле со странами Европы и Азии. В связи с этим увеличивалась и конкурентоспособность американских товаров на мексиканском рынке по сравнению с европейской и азиатской продукцией, которую приходилось транспортировать в Мексику через Атлантический и Тихий океаны. США является для Мексики самым крупным торговым партнером.

Глава 2. Внешнеторговая политика Мексики
 
.1 Основные тарифные и нетарифные ограничения применяемые страной

международная торговля мексика

В период до 1989 года, Мексика облагала большую часть импортируемой продукции очень высокими тарифами. Кроме того, большая часть оставшегося импорта являлась объектом квот, лицензионных соглашений, и других нетарифных торговых барьеров. В 1986 году Мексика присоединилась к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). Как члену ГАТТ, Мексике пришлось применять одинаковую тарифную систему по отношению ко всем странам-членам ГАТТ и, следовательно, снизить тарифные ставки на многие импортируемые товары. Кроме того, Мексике пришлось отменить импортные лицензионные требования для большей части импортируемой продукции (за исключением 300 наименований продукции). Во время президентского правления Салинаса, тарифы были снижены в среднем со 100% на большую часть.

С момента вступления в силу НАФТА предусматривало немедленное устранение мексиканских таможенных тарифов на 5.9 тыс. импортных позиций из США и Канады (главным образом машины, оборудование и незавершенное производство), на которые приходится около 40% объема всей внешней торговли Мексики. Соединенные Штаты отменили тарифы на 3.1 тыс. импортных позиций из Мексики, что довело удельный вес ее экспортных товаров, беспошлинно поступающих на американский рынок, до 80% общего объема национального экспорта.

В 1995 году, через год после вступления НАФТА в силу, Мексика впервые за шесть лет объявила о достижении положительного сальдо торгового баланса. Кризис песо 1995 года, который привел к снижению стоимости песо по отношению к доллару США, вызвал увеличение цен импортируемой в Мексику продукции и снижение цен мексиканской продукции, экспортируемой в США. Мексика снизила свои нетарифные барьеры, но увеличила использование антидемпинговых и других мер, применяемых в каждом конкретном случае, а также число обязательных стандартов. Одновременно страна использует ряд мер для поддержания своего экспорта, главным образом товаров обрабатывающей промышленности.

Что касается сельскохозяйственных товаров, то Мексика превратила все свои нетарифные ограничения в тарифы или тарифные квоты в соответствии с требованиями ВТО и НАФТА. Поддержка отрасли была уменьшена и введен в действие механизм, основанный на прямом увеличении дохода производителей.

В таблице 3 приведены данные ВТО по принятым тарифным квотам.

Таблица 3-Тарифные квоты ВТО по продуктам

Продукты

Количество квот

Зерно

217

Масличные

124

Сахар и сахаросодержащие продукты

51

Молочные продукты

181

Мясные продукты

247

Яйца и яйцепродукты

21

Напитки

35

Овощи и фрукты

355

Табак

13

Сельхозволокно

18

Кофе,чай,специи и проч.

56

Другие сельхоз продукты

53

Всего

1371

Количество квот в Мексике - 11

2.2 Участие страны в таможенном союзе

миллиона граждан Мексики стоят перед более ярким будущим благодаря торговым и рыночным преобразованиям, произошедшим за последнее десятилетие.

После краха десятилетий протекционизма и "близкого" социализма, направленных на процветание, Мексика начала в конце 1980х открывать рынок для торговли и конкуренции. Те преобразования, среди них Североамериканское Соглашение о свободной торговле (НАФТА), сулят наилучшие надежды для людей Мексики на лучшую жизнь.

По правде говоря, первые несколько лет НАФТА показали некоторые значительные успехи:

-       За первый месяц соглашения, корпорация PerkinElmer, Norwalk, Conn., зарегистрировала 10 % увеличение продаж мексиканским клиентам в результате увеличенного спроса на спектрофотометры, газовые хроматографы и другие приборы для контроля за качеством и перефирийные устройства управления.

-       Компании “Сара Ли” и “Арчер Дэниелс” в 1994 г. втрое увеличили объём своих продаж в Мексике.

-       $ 20 миллиардный торговый оборот между США и Мексикой был зарегистрирован в 1994.

-       Мексика сократила тарифы на некоторые химические продукты ранее чем было запланировано.

И Канада и Мексика вступили в Североамериканское Соглашение о свободной торговле в 1994 с телекоммуникационным сектором, который уже испытал ряд либеральных преобразований. Соглашение 1989 года между США и Канадой заложило основу для НАФТА, понижая тарифы на телекоммуникационное оборудование. Telefonos de Mexico (TELMEX) была приватизирована в 1990, когда мексиканские правила зарубежных инвестиций были в значительной мере либерализованы.

Создание НАФТА, начиная с 1994, расширило либерализацию в секторе телекоммуникаций Мексики и Канады при одновременном понижении импортных тарифов. НАФТА устранила мексиканские импортные тарифы на более чем 80 процентов телекоммуникационного оборудования и в течение 10-летнего периода начала постепенно сокращать оставшиеся тарифы. Кроме того, НАФТА обеспечивает множество важных инвестиционных защит поставщикам и инвесторам, включая возможность свободного перевода капиталов, защиты от конфискаций и право на арбитраж.

Несмотря на суровую критику отдельных аспектов позиции Мексики по отношению к НАФТА и ВТО, США, в целом они положительно оценивают ее роль в реализации Североамериканского соглашения о свободной торговле. Выигрыш для всех его участников вполне очевиден. Можно сказать, что определенное недовольство США звучит как похвала Мексике, которая в ходе торговой интеграции не идет на жертвы ради своих более экономически развитых торговых партнеров, не допускает ущемления своих интересов в угоду северным гигантам.

Формально Мексика занимает довольно высокое место в мировых рейтингах. Она замыкает десятку крупнейших стран в мире по производству ВВП, обгоняя, например, Бразилию и Индию. Мексика входит в число 15 крупнейших экспортеров мира. Она - единственная из латиноамериканских стран, попавшая в элитарную группу развитых государств (ОЭСР). Ее интеграционными партнерами по НАФТА выступают два члена «большой восьмерки» - США и Канада. Несмотря на это, положение Латинской Америки в реальном раскладе рыночных преимуществ остается еще несоответствующим ее потенциалу и возможностям. Однако прорыв страны региона уже могут осуществлять и сейчас, особенно если они используют совместные, солидарные действия.

НАФТА создала устойчивую, долгосрочную связь между всеми тремя странами Северной Америки и улучшила торговлю в регионе. Рост торговли благодаря НАФТА был удивителен: пятая часть всей торговли между США и Мексикой была "создана" в течение первого года соглашения. Параллельно осуществляется критика об односторонности договора. И США и Мексика имели приблизительно 10 миллиардов долларов в новых экспортных продажах на своих рынках. За последние десять лет торговля между США и Мексикой утроилась, несмотря на Мексиканский кризис, и продолжат расти.

2.3 Членство страны в ВТО

Еще в непростом для региона 1948 году, когда вступило в силу многостороннее Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), наметилась тенденция на либерализацию мировой торговли. Инициатором соглашения явились США, вышедшие из Второй мировой войны окрепшими. Официальная цель, провозглашенная ГАТТ, состояла в повышении жизненного уровня населения и обеспечении полной занятости путем расширения производства и обмена товарами. В реальной жизни происходило формирование межгосударственной торговой стратегии в интересах ведущих индустриальных участников расширявшегося мирового рынка. В начале 1960-х годов членами ГАТТ являлись лишь восемь стран региона (среди них не было Аргентины) и не все из них придерживались принципа рыночной открытости: Мексика вступила в ГАТТ лишь в 1986 году.

Уже тогда складывалась особая позиция центров в реальной политике. Парадокс заключался в том, что таможенно-тарифные барьеры были снижены, но торговые ограничения для нежелательных конкурентов оставались. Они лишь приобретали более тонкие формы. Особенно болезненное воздействие оказывали различные протекционистские меры со стороны северного гиганта, главного рыночного партнера стран региона. В 1995 г. ГАТТ преобразовалось во Всемирную торговую организацию (ВТО), однако основные противоположные тенденции сохранились, а кое-где даже усилились. Уместно напомнить, что устав ВТО ограничивает участие государства в торгово-экономической деятельности. Страны региона ощущают отсутствие равной конкурентной среды. Наиболее высокие тарифные преграды в США установлены на текстиль и одежду, в Евросоюзе и Японии - на продовольственные продукты и обувь. Позиция США несколько изменилась после "черного сентября" 2001 г, точнее стала более гибкой в связи с их стремлением усилить влияние на свои тылы, хотя основные ее направления сохранились.

Присоединившись к ГАТТ в 1986 г., Мексика значительно ускорила структурные преобразования и одностороннюю либерализацию экономики. Открытие экономики значительно повышало ее эффективность и создало возможность для более успешной конкуренции на мировых рынках. Это положительно отразилось на экономическом росте, объеме экспорта и занятости и заложило основы для заключения как двусторонних, так и многосторонних соглашений о свободной торговле. Особенностью участия Мексики в системе ВТО было как раз то обстоятельство, что изменения в торговой политике определялись главным образом ее участием в региональной либерализации в соответствии с Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА) и другими соглашениями.

Так, в 1991 г. было подписано двустороннее соглашение о свободной торговле с Чили (вступило в силу в 1994 г.), согласно которому каждая сторона обязывалась постепенно снижать таможенные тарифы на товары в течение 10 лет (для автомобилей - 12 лет). В 1994 г. Мексика образовала трехстороннюю ассоциацию свободной торговли с Колумбией и Венесуэлой, известную как "группа трех". В октябре 1993 г. страны этой группы объявили о намерении создать более широкую Ассоциацию карибских государств. В марте 2000 г. после пяти лет переговоров Мексика и Европейский союз подписали торговый договор, который включает также положения о защите прав человека, демократии и охране окружающей среды (НАФТА, например, не содержит упоминания о демократии или правах личности, а защита окружающей среды в нем отнесена в сопровождающее соглашение). Это первый договор такого масштаба, который ЕС заключил с другой страной за пределами Европы и Средиземноморского бассейна.

Стремительное наступление Мексики на внешнеторговом фронте, заключение многочисленных двусторонних и многосторонних соглашений наряду с положительными сторонами имеют и некоторые отрицательные черты. Режимы торговли, предусматриваемые разными соглашениями (но особенно касающиеся исключений, временных периодов прекращения взимания таможенных тарифов и правил, устанавливающих места производства товаров) усложняют применение основных норм, которые регулируют мексиканскую внешнюю торговлю. Кроме того, Мексика снизила свои нетарифные барьеры, увеличив использование антидемпинговых и других мер, применяемых в каждом конкретном случае, а также число обязательных стандартов.

Согласно докладу мексиканского правительства, страна участвовала, и будет активно участвовать во всех форумах и инициативах ВТО, направленных на либерализацию торговли, включая механизм разрешения торговых споров. В то же время, говорится в докладе, соглашения о свободной торговле с отдельными странами и группами стран являются основной составляющей торговой политики Мексики. Соглашения о свободной торговле с другими странами включают в себя те же основные проблемы и направления, что и соглашения в рамках ВТО. Это торговля товарами, включая сельскохозяйственные, и услугами, проблема технических барьеров при торговом обмене, капиталовложения, роль государства в торговых отношениях, защите интеллектуальной собственности и механизм разрешения торговых споров. Обычно типы участия и регламентации в разных соглашениях взаимно совместимы, что облегчает их применение. Это позволяет частным компаниям видеть средне- и долгосрочные горизонты своей деятельности. Наряду с перечисленными соглашениями Мексика вместе с другими 33 странами участвует в переговорах о ликвидации торговых и инвестиционных барьеров и создании Свободной торговой зоны всей Америки.

Глава 3. Положение страны на мировом финансовом рынке
 
3.1 Оценка валюты Мексики и ее конвертируемость

Мексиканское песо - валюта государства Мексика. На территории Мексики как средство платежа также используется доллар США. 27 мая 2008 года мексиканское песо вошло в список свободно конвертируемых валют, используемых при расчётах в международной межбанковской системе CLS Мексиканское песо - первая в мире монета которая использовала знак «$», впоследствии США заимствовали этот знак. Знак цента «¢». Мексиканское песо состоит из 100 сентаво. Находятся в обращении банкноты достоинством в 1000, 500, 200, 100, 50 и 20 мексиканских песо. В обороте монеты номиналом 100, 50, 20, 10, 5, 2, 1 песо, 50, 20, 10 и 5 сентаво. Эмиссию мексиканского песо контролирует Банк Мексики (англ. Bank of Mexico). Монеты чеканит Мексиканский монетный двор.

В период 1982-1991 годов в Мексике существовала "двухуровневая" система валютного курса, состоящая из контролируемого валютного курса и свободного рыночного курса. Контролируемый обменный курс использовался при импорте продукции, при выплатах иностранного валютного долга, и пересчете экспортных прибылей. Свободный рыночный курс использовался для остальных сделок. В 1989 году было принято постановление, позволяющее обесценивать песо по отношению к доллару на один песо в день, что привело к значительному завышению реальной стоимости песо. Это привело к снижению цен на импорт и увеличению импорта на более чем 23 процента в 1989 году. В то же самое время мексиканская экспортная продукция стала менее конкурентоспособной на мировом рынке. В 1991 году контролируемый валютный курс был заменен на официальный свободный рыночный курс. Чтобы ограничить размер колебаний курса песо, правительство определяло фиксированный курс, по которому оно продавало и покупало песо. Издание новой валюты в 1993 году было направлено на упрощение торговых сделок и снижение затрат по выпуску валюты.

Мексиканский песо занимает двенадцатое место в перечне наиболее популярных валют, которыми торгуют на международном валютном рынке Forex, а также является самой торгуемой валютой Латинской Америки. Курс мексиканского песо находится в сильной зависимости от макроэкономических показателей США, направления движения доллара США и цен на сырьевые товары: поскольку США является крупным рынком сбыта для Мексики, а главную статью ее экспорта составляет природное сырье (в том числе, Мексика является крупным экспортером нефти и одним из мировых лидеров по добыче серебра). Соответственно, повышение цен на нефть и серебро оказывает поддержку мексиканской валюте. Также на движении мексиканской валюты сказывается изменение базовой процентной ставки, политическая ситуация в Мексике и ее макроэкономические показатели.

В Мексике интенсивно происходит слияние банковского капитала с капиталом бизнес-групп. Капитал лишь 24 миллиардеров, входящих в эти группы и список богатейших людей мира, оценивается в 50 млрд. долл. Среднегодовые темпы инфляции в 90-е гг. составили 18,1%. В кризисные 1995-1996 гг. они равнялись соответственно 52,1 и 27,7%, а в 2001-2007 гг. - в среднем 4,4%.

3.2 Платежный баланс Мексики

Мексика является примером страны, где постоянное отрицательное сальдо баланса по текущим операциям имело негативные последствия, приведшие к кризису задолженности, .Баланс по текущим операциям постоянно вводился с отрицательным сальдо до 1982 г. Депрессия в США, кризис неплатежей в большинстве развивающихся стран усугубили общую экономическую ситуацию. Мексика оказалась вынужденной выплачивать крупные суммы (основную часть экспортных доходов) за предоставленные ранее кредиты, а это привело к кризису неплатежей.

Но в начале 1990-х годов Мексика присоединилась к Швейцарии и Японии и вошла в первую тройку стран, которые имели бюджеты с положительным сальдо. Это заметное достижение помогло стране стать членом Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), в которую входят развитые государства мира. Хотя государственные расходы выросли на 14,5%, доходы в бюджет также увеличились, в основном за счет улучшения сбора налогов и доходов от отраслей экономики, не связанных с нефтедобычей. Несмотря на девальвацию песо в 1995 году, Седильо удалось удержать контроль над ростом денежной массы. В результате дефицит федерального бюджета удерживался в 1996-1998 гг. на уровне 1,25% от ВВП.

На данный момент для страны характерно отрицательное сальдо платежного баланса. В 2000 г. счет текущих операций сводился с дефицитом в 17 млрд. долл., в 2005-2007 гг. так же - 5 млрд. долл., 2 млрд. долл. и 5,4 млрд. долл.

Данные о внешнем долге Мексики предоставлены на рисунке 4.

Отношение задолженности к ВВП в 2000 г. - 25,9%, в 2002 г. - 25,5%, а в 2007 г. - 23%.

Доходная часть федерального бюджета (в 2006 г. - 196 млрд. долл) во многом формируется за счет поступлений от добычи нефти в госсекторе - 32,0%, других доходов госсектора - 24,7%, за счет налоговых поступлений - 42,8%. Налоговая нагрузка в 2006 г. составила 26,5% ВВП.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внешней торговле в Мексике всегда придавалось большое значение.

Она является одним из главных источников получения иностранной валюты, на которую приобретается оборудование, необходимое для развития промышленности, и сырье. Характерной особенностью внешнеторгового оборота на протяжении длительного времени являлось хроническое превышения импорта над экспортом.

Проанализировав структура импорта можно сделать выводы о том, что страна покупает в основном машинное оборудование, сырье для промышленности, в отдельные годы продовольствие и потребительские товары.

В структуре мексиканского экспорта преобладает доля готовых изделий и полуфабрикатов, и остальное составляют продукты нефтепереработки и металлообработки.

Можно сделать вывод, что работать на мексиканском рынке непросто. Это вызвано как значительной удаленностью, так и спецификой латиноамериканского бизнеса. Ведение переговоров, поиск надежных поставщиков - часто отнимают довольно много времени. Однако, если найти интересный товар, то все эти затраты в короткие сроки окупятся. Страна старается придерживаться теории сравнительного преимущества- Мексика импортирует в страны-партнеры те товары, производство которых в этих странах ограничено ввиду недостатка ресурсов или повышенных издержек.

Главными товарами импорта являются нефть и серебро, поэтому рост цен на них способствует повышению ценности национальной валюты.

Основными партнерами Мексики являются США и Канада, страны Латинской Америки и Европейского Союза. В 2002 г. Мексике удалось стать 2 по величине товарооборота торговым партнером США, опередив Японию, которая ранее занимала эту позицию. Лишь Канада опережает Мексику по объему торговых операций, осуществляемых с США. Наиболее важными для Мексики являются торговые связи с Германией, на которую приходится 35% всего торгового оборота страны с ЕС.

Мексика, проводя достаточно активную внешнюю политику, занимает достойное место в международных экономических отношениях, состоит в целом ряде международных и региональных организаций (состоит в НАФТА, ВТО, активно работает в экономическом и социальном совете ООН, ЮНЕСКО, ФАО, МОТ). Мексика стремится к сближению со странами Европы, Латинской Америки и членами ОПЕК. Страна выступает за активизацию деятельности международных форумов по вопросам разоружения, за полное уничтожение ядерного оружия. В то же время Мексика подписала 32 двусторонних соглашения о свободной торговле.

Что касается НАФТА, то значительней всего договор о свободной торговле отразился на экономике Мексики из-за того огромного потенциала, который есть у этой страны и который будет реализовываться более высокими темпами. НАФТА ускоряет развитие и тем самым придает стабильность Мексике.

Итоги почти десятилетнего существования Соглашения о создании НАФТА показывают, что эта форма сотрудничества между США, Мексикой и Канадой в целом выполнила свою задачу - способствовала пробуждению североамериканского рынка, снижению барьеров в трехсторонней торговле, созданию общих стандартов, укреплению налоговой дисциплины, расширению сотрудничества в сферах разделения труда и экологии; придала динамизм и целенаправленность с/х отношениям.

Но следует отметить, что во времена всемирного кризиса страдает как национальный рынок страны, так и ее имидж на международном рынке. В связи с сильной зависимостью экономики Мексики от ее внешней торговли с США, а также из-за продолжающихся сокращений денежных переводов (второй источник иностранной валюты, после нефти), что стало следствием ухудшения экономических условий США, Мексика ощутила на себе последствия экономического кризиса, произошедшего в соседней стране и выступала как наиболее пострадавшая страна от великого экономического кризиса.

Подводя итоги всей работы, следует отметить, что в общем внешняя торговля Мексики в последние годы характеризуется высокой интенсивностью. Отмечается значительный рост товарооборота с различными странами и регионами, заключались соглашения о свободной торговле, поощрении и взаимной защите инвестиций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Бородатова А. А., Тишков В. А. История и семиотика индейских культур Америки. - М.: Наука, 2002.

2.      Доклад о мировом развитии 2003 года. - М.: Весь Мир, 2002.

.        Дусь Ю. П., Чухломин В. Д., Юдина И. Н. Международные экономические отношения в эпоху глобализации. - М.: Наука-Омск, 2003.

.        История Латинской Америки: Вторая половина ХХ века. - М.: Наука, 2004.

.        Строганов А. И. Латинская Америка в ХХ веке: учебное пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2002.

.        Томпкинс П. Тайны мексиканских пирамид. - М.: Центрполиграф, 2007.

.        Бондарь О. Ю. Поиски идентичности: исторический опыт Латинской Америки // Вестник Московского университета, сер.18, социология и политология. - 2006. - №2. - С. 42-58.

.        Визгунова Ю. И. Мексика: метаморфозы демократии // Латинская Америка. - 2007. - №2. - С. 13-24.

.        Висенте Фокс Кесада. От крайнего либерализма к экономическому гуманизму // Латинская Америка. - 2002 - №11- С. 30-37.

.        Докучаева А. Н. Латинская Америка навсегда // Латинская Америка. - 2005. - №4. - С.101-104.

.        Каталог мафий // Деловые люди. - 2005. - №9. - С. 72-73.

.        Кузнецова Э. Е. Латинская Америка: причины и последствия трудовой эмиграции // Латинская Америка. - 2004. - №11. - С. 21-37.

.        Милютин Е. Мексиканцы в США // Латинская Америка. - 2006. - №2. - С. 72-80.

.       

15.    Secretaria de Economía. Dirección de Inversión Extranjera. - http://dgcnesyp.inegi.org.mx/

.        Banco de México. - www.banxico.org.mx

17.    Jorge G. Castañeda, Héctor Aguilar Camín. Un futuro para México. - www.nexos.com.mx <http://www.nexos.com.mx>

18.    Визгунова Ю. И., Мексика: метаморфозы демократии // Латинская Америка. - 2007. - №2. - С. 13-24.

.        Дидрикссон Аксель., Современные тенденции в области финансирования в Мексике // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2005. - №2. - С. 12-13.

.        Романова З., Мексика на новом отрезке пути // Экономист. - 2007. - №1. - С. 61-72.

.        http://www.inegi.gob.mx - Официальный сайт национальной статистики Мексики

.        http://www.nafta-sec-alena.org/ - Официальный сайт североамериканской зоны свободной торговли

.        http://www.un.org/ - Официальный сайт Организации Объединенных Наций (ООН)

.        http://www.pemex.com

.        http://www.exportsupport.ru

.        http://www.economia-snci.gob.mx


Скачать архив (203.5 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: