Главная » Экономика |
1. Политический контекст реализации новой восточной политики В середине 1960-х годов мировая политика вступила в новый этап своего развития. Правящие элиты СССР и США пришли к пониманию желательности снятия напряженности в отношениях между Востоком и Западом. Одной из причин появления этого стремления явилось понимание того, что ни США, ни СССР не смогли бы в условиях ядерной войны одержать победу, что значительно снизило желание продолжать в прежних размерах разорительную для обеих сторон гонку вооружений. С американской стороны, кроме того, стремление к разрядке было вызвано снижением международного авторитета США, вызванное неудачной кампанией во Вьетнаме, и кризисом мировой финансовой системы, базировавшейся на американской валюте. СССР также был готов пойти на сближение ввиду сложившейся международной обстановки, когда необходимо было закрепить сложившиеся границы в Европе и попытаться найти пути экономического сотрудничества с Западом, хотя при этом мирное сосуществование по-прежнему трактовалось как форма классовой борьбы. Более того, обострившиеся разногласия с Китаем заставляли СССР искать пути стабилизации обстановки в Европе. На тот момент центральным вопросом международной повестки дня было достижение соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений. Первым шагом на этом пути стало подписание Договора о нераспространении ядерного оружия 1 июля 1968 г. Почти сразу, правда, случился своего рода откат: после ввода войск Организации Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 года проведение дальнейших переговоров было отложено на неопределенный период. Тем не менее, с приходом к власти в Вашингтоне в январе 1969 года Ричарда Никсона переговоры возобновились. Проходили они непросто, но в итоге завершились в 1972 году подписанием соглашения ОСВ-1, вкупе с Договором о Противоракетной Обороне. На этом фоне политика разрядки стала также и фактором европейской политики. Первой на европейском поприще разрядки начала добиваться Франция, стремившаяся получить статус великой державы и иметь возможность проводить свою собственную внешнюю политику, не зависящую от влияния Соединенных Штатов. Кроме перспективы получения конкретных выгод, которые могла ожидать Франция от нормализации отношений со странами социалистического лагеря в области экономики, торговли и в других областях, перед ней вырисовывалась заманчивая перспектива стать своего «проводником» разрядки, посредником между двумя противоборствующими лагерями, что вернуло бы ей статус державы, занимающей одно из ключевых мест в мире. По мере того как мир двигался к разрядке, перед ФРГ вырисовывалась перспектива международной изоляции. При этом всё больше и больше государств давали понять, что, в ходе сближения со странами востока, намерены признать ГДР. И весьма кстати, что именно в 1969 году федеральным канцлером ФРГ был избран Вилли Брандт, который явился вдохновителем новой восточной политики ФРГ. С советской стороны, молодой в ту пору лидер Леонид Ильич Брежнев, решительно претворяя в жизнь идею о мирном сосуществовании двух систем, способствовал достижению компромиссов между социалистическими и капиталистическими странами, что позволило начать плодотворное сотрудничество между Востоком и Западом. Образование ГДР и ФРГ После окончания Второй мировой войны Германия, согласно Потсдамскому соглашению, была разделена на четыре оккупационные зоны. При этом первоначально подразумевалось сохранение единого немецкого государства во вновь определенных державами-победительницами границах. Но начавшееся охлаждение отношений между вчерашними союзниками и возникновение разногласий по поводу принципов объединения, возможности объединения Германии были упущены. Следует отметить, что даже после образования двух немецких государств и Западного Берлина, СССР не снимал с повестки дня вопрос об объединении Германии. Одной из попыток не допустить раздела страны явились так называемые «Сталинские ноты» 1952 года, в которых Советский Союз сделал западным оккупационным державам предложение об объединении Германии при условиях предоставлению общему германскому государству нейтралитета и его разоружения. Последовавшая за этим переписка между СССР и западными союзниками завершилась отклонением советского предложения. США, Великобритания и Франция пошли на ускорение раскола между двумя частями Германии. мая 1949 г. на базе Англо-Американско-Французской «Тризонии» была образована Федеративная Республика Германия (Хотя, существуют мнения ученых, что днем образования ФРГ стоит считать 7 сентября 1949 г. или что у Западной Германии вообще нет официальной даты создания). Ответным шагом СССР явилось создание Германской Демократической Республики, провозглашенной 7 октября 1949 года на территории советской зоны оккупации. Столицей ГДР был объявлен восточный сектор Берлина, контролировавшийся Советским Союзом (западная сторона не признала этого). Соответственно, западные сектора города превратились в особую зону под управлением США, Великобритании и Франции, а правительство ФРГ завило о включении Западного Берлина в состав ФРГ на правах федеральной земли (СССР этого также не признал). Доктрина Хальштейна В декабре 1955 года правительством ФРГ во главе с Конрадом Аденауэром была принята «доктрина Хальштейна», согласно которой Западная Германия автоматически разрывала дипломатические отношения с любой страной, признавшей ГДР. Исключение из этой доктрины было сделано поначалу только для Советского Союза, дипотношения с которым ФРГ установила в сентябре 1955 года как для одной из четырех держав-победительниц, ответственных за Германию в целом. Кроме того, так или иначе, ФРГ стремилась получить доступ к ядерному оружию. В основе «доктрины Хальштейна» лежало притязание правительства ФРГ на представительство всей Германии. Доктрина была непосредственно применена несколько раз, в том числе в отношении Югославии в 1957 году и Кубы в 1963 году. В своих публичных выступлениях и внешнеполитических доктринах западногерманские политики не отказывались от идеи восстановления германского единства, точнее, присоединения ГДР к ФРГ, которая и легла в основу всей внешнеполитической концепции ФРГ. Однако реалии того времени были таковы, что ни о каком единстве и воссоединении речи идти не могло, так как ни СССР, ни США не собирались решать этот вопрос в пользу немцев. США больше интересовали отношения с СССР, приобретавшие все более и более конфронтационный характер, чем интересы одной европейской страны. Позднее В. Брандт так охарактеризует реакцию Джона Кеннеди на строительство берлинской стены 13 августа 1961 года: «Его интересовало лишь, не нарушены ли права союзников, а вовсе не то, что права всего Берлина оказались на помойке истории». Правительство ФРГ само поставило под вопрос применение доктрины, стремясь к оживлению контактов с восточноевропейскими государствами и понимая, что ФРГ не должна слепо двигаться в фарватере американской политики, быть зависимой от нее, так как это противоречило ее интересам и стремлениям. В декабре 1966 года на смену правительству «малой коалиции» (ХДС/ХСС и СвДП) приходит правительство «большой коалиции» (ХДС/ХСС и СДПГ), возглавляемое К.-Г. Кизингером. Председатель СДПГ Вилли Брандт получает пост министра иностранных дел в новом правительстве. Первым отступлением от «доктрины Хальштейна» явилась так называемая «теория природного изъяна», выработанная новым правительством. Суть этой теории заключалась в том, что с самого своего появления коммунистические государства Восточной Европы страдали «природным изъяном», то есть обязанностью поддерживать дипломатические отношения с ГДР, однако это никак не должно было отражаться на их отношениях с ФРГ, в которых была заинтересована последняя. Этот поворот в восточной политике свидетельствовал о смене установок западногерманского руководства. Выступая в апреле 1967 года перед депутатами фракции ХДС/ХСС в бундестаге, Кизингер заявил: «Наступил момент, когда мы должны попытаться по-новому определить место нашей страны в этом мире, по отношению к союзникам, к «третьему миру», а также по отношению Востоку». Таким образом, руководство ФРГ пошло на нормализацию отношений с Румынией и Югославией. Однако вместе с тем ФРГ отказывалась признавать факт существования двух германских государств, отказалась присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия Окончательный отказ от «доктрины Хальштейна» произошел 28 октября 1969 г., когда канцлер ФРГ Вилли Брандт в своем правительственном заявлении объявил о существовании в Германии «двух государств одной нации», чем де-факто признал ГДР. Очередным шагом, демонстрирующим отказ от «доктрины Хальштейна» можно считать присоединение Федеративной Республики Германии к Договору о нераспространении ядерного оружия, что было сделано 28 ноября 1969 года. Тем самым ФРГ отказывалась от любых претензий на доступ к ядерному оружию прямо или косвенно, например, через структуры НАТО. В своей восточной политике западногерманское руководство ставило перед собой три основных цели: 1) улучшение отношений с СССР; «Восточные договоры» В этой части работы будут рассмотрены так называемые «восточные договоры» - договоры, пописанные ФРГ в 1970-1973 годах с Советским Союзом (12 августа 1970 г.), Польшей (7 декабря 1970 г.) и Чехословакией (11 декабря 1973 г.). Целью подписания этих договоров явилась нормализация отношений с государствами-членами Организации Варшавского Договора. С ними тесно связанные германо-германские договоры (об основах отношений между ФРГ и ГДР (21 декабря 1972 г.), о Транзите (17 декабря 1971)) и Четырехстороннее Соглашение по Западному Берлину (3 сентября 1971 г.). «Восточные договоры» явились международно-правовыми итогами смены внешнеполитических концепций ФРГ и вышеназванных государств. Для Западной Германии предпосылками их заключения стали установление дипломатических отношений между ФРГ и СССР в 1955 году, открытие торговых представительств ФРГ в Польше, Венгрии, Болгарии и Румынии и других социалистических странах. В правительственном заявлении федерального канцлера Вилли Брандта 28 октября 1969 г. впервые было признано существование второго немецкого государства. Кроме того было объявлено о намерении заключения со всеми странами-членами ОВД «юридически обязывающих договоров о взаимном отказе применения или угрозы применения силы». Такой отказ подразумевал бы взаимное признание территориальной целостности. Взамен правительство ФРГ надеялось на признание странами ОВД связи Западного Берлина с ФРГ при сохранении контроля над городом четырьмя державами-победительницами, признание стремления немцев к самоопределению, стремления облегчения жизни немцев в условиях разделенной Германии (этот пункт касался, прежде всего, разделенных семей). Московский договор Кульминационным моментом «новой восточной политики» стало заключение 12 августа 1970 года договора ФРГ с Советским Союзом. Переговоры по Договору между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германии, подписанному 12 августа 1970 г., начались в декабре 1969, когда В. Брандт занимал пост министра иностранных дел. В октябре того же года новый министр иностранных дел В. Шеель и посол СССР в ФРГ договорились о возобновлении переговоров об отказе от применения силы. Затем последовал раунд непростых и тяжелых переговоров в Москве, который продолжался с января по май 1970 года, западногерманская сторона была представлена статс-секретарем ФРГ Э. Баром, советская - министром иностранных дел СССР А. Громыко. Результатом переговоров стал так называемый «документ Бара», в котором западногерманская сторона обязалась «в настоящем и будущем уважать нерушимость» границ всех европейских государств, а также не выдвигать в будущем никаких территориальных претензий. Однако существовала юридическая оговорка, заключавшаяся в том, что теоретически данный документ, подписанный ФРГ, не мог быть обязательным для будущей объединенной Германии. Со своей стороны Советский Союз отказывался от своих прав на военное вторжение в соответствии с положением Устава ООН о «вражеском государстве». Дальнейшие переговоры в Москве, проходившие с июля по начало августа 1970 года окончились положительным результатом, однако, несмотря на это западногерманская сторона заявила, что между ФРГ и СССР «не может быть заключено соглашение, способное заменить мирный договор, отменить права союзников, свести принцип отказа от применения силы к признанию границ, не учитывать положение в Западном Берлине и ущемлять интересы других государств». Основные положения договора закреплены в статьях 2 и 3. Стороны обязуются «разрешать свои споры исключительно мирными средствами» и «в вопросах, затрагивающих безопасность в Европе и международную безопасность, как и в своих взаимных отношениях, воздерживаться, согласно статье 2 Устава Организации Объединенных Наций, от угрозы силой или ее применения». В статье 3 СССР и ФРГ приходят к согласию в отношении того, что «мир в Европе может быть сохранен только в том случае, если никто не будет посягать на современные границы. Они берут на себя обязательство неукоснительно соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе в их нынешних границах. Они заявляют, что не имеют каких-либо территориальных претензий к кому бы то ни было и не будут выдвигать такие претензии в будущем. Они рассматривают как нерушимые сейчас и в будущем границы всех государств в Европе, как они проходят на день подписания настоящего Договора, в том числе линию Одер - Нейсе, которая является западной границей Польской Народной Республики, и границу между Федеративной Республикой Германии и Германской Демократической Республикой». Таким образом, согласно статье 2 исключалось любое применение сил, а статья 3 не исключала изменения границ по взаимному согласию (так как был использован компромиссный термин - нерушимость границ, а не неизменность. То есть отказ от нарушения границ силой.). Статья 4, согласно которой Договор «не затрагивает ранее заключенных ими двусторонних и многосторонних договоров и соглашений», означала для ФРГ продолжение действия Договора 1952/54 г., согласно которому ФРГ получала статус суверенного государства. Для немецкой стороны очень важным был тот факт, что Советская сторона без комментариев приняла направленное в день подписания в МИД СССР «Письмо о немецком единстве», который подтверждал приверженность руководства ФРГ идее германского единства. В книге Н.В. Павлова «Германия на пути в третье тысячелетие» содержится любопытное объяснение того почему «Письмо» было принято безоговорочно: «На самом деле члены советской делегации на переговорах в Москве отказались принять упомянутое письмо. Не обескураженные таким поворотом дел, представители правительства ФРГ по подсказке сотрудников своего посольства осуществили хитроумную операцию. 12 августа перед самым концом рабочего дня они сдали этот документ в экспедицию МИД СССР, где он был тут же зарегистрирован. Пока в соответствии со всеми советскими бюрократическими правилами письмо перекочевывало с этажа на этаж высотного здания на Смоленской площади, западногерманская делегация отбыла восвояси и вскоре уже отчитывалась о результатах поездки перед парламентариями в бундестаге». Содержание письма было следующим: «Многоуважаемый господин министр! В связи с сегодняшним подписанием Договора между Федеративной Республикой Германии и Союзом Советских Социалистических Республик правительство Федеративной Республики Германии имеет честь сообщить, что этот договор не противоречит политической цели Федеративной Республики Германии - содействовать созданию такой мирной обстановки в Европе, при которой немецкий народ путем свободного самоопределения вновь достигнет единства нации» Примите, господин министр, заверения моего глубочайшего уважения. Вальтер Шеель» Московский договор вызвал немало дискуссий в ФРГ. Оппозиция заявила, что правительство не уполномочено признавать границы и отказываться от притязаний на бывшие немецкие территории. Это право, по мнению оппонентов Брандта, может принадлежать только объединившемуся в условиях мира и свободы немецкому народу. Одновременно с Московским соглашением была подписана «Договоренность о намерениях сторон». Этот документ предполагал, что Московское соглашение является частью единого пакета документов, в который наряду с ним войдут договоренности с другими социалистическими странами, в частности договоры с ГДР, Польской Народной Республикой и Чехословацкой Социалистической Республикой. В этом документе ФРГ выражает готовность «заключить с Правительством Германской Демократической Республики договор, который будет иметь общепринятую между государствами обязывающую силу, так же как и другие договоры, которые Федеративная Республика Германии и Германская Демократическая Республика заключают с третьими странами», а также «строить свои отношения с Германской Демократической Республикой на основе полного равноправия, отсутствия дискриминации, уважения независимости и самостоятельности каждого из обоих государств в делах, касающихся их внутренней компетенции, в их соответствующих границах». ФРГ заявила, что с третьими странами и ФРГ и ГДР могут строить отношения только на основе, согласно которой ни одно из государств не может представлять другое или действовать от его имени. В ходе переговоров по подготовке подписания этого договора 1 февраля 1970 года было заключено три соглашения о поставках советского природного газа в ФРГ в обмен на трубы большого диаметра (соглашение «газ-трубы»); тогда же начались двусторонние консультации по вопросам более тесного технологического сотрудничества. Варшавский договор Параллельно с переговорами между СССР и ФРГ шли переговоры между польской и западногерманской сторонами, в ходе которых возникло гораздо больше точек преткновения. Яблоком раздора стал вопрос о статусе оставшихся в Польше немцев и об их праве выехать на постоянное жительство в ФРГ. Поляки настойчиво стремились ограничить круг выезжающих. Еще одним предметом дискуссий стал вопрос о возмещении ущерба за преступления нацизма, которое настоятельно требовала польская сторона. Делегация ФРГ придерживалась мнения, что ущерб должны возмещать и ФРГ, и ГДР, при этом помощь должны были получать не государственные учреждения, а конкретные лица и их семьи. В итоге польская сторона не пошла на уступки и в вопросе о проживающих на территории Польши немцах, а также в вопросе о возмещении ущерба за преступления фашизма. Эти вопросы были решены позже, уже после подписания Хельсинкского Заключительного Акта в августе 1975 года. «Договор между Польской Народной Республикой и Федеративной Республикой Германии об Основах Нормализации их Взаимных Отношений» был подписан 7 декабря 1970 года и стал итогом переговоров между ФРГ и Польшей, которые велись с февраля 1970 года. Первоначальными позициями сторон являлись - с немецкой стороны - желание заключить договор об отказе от применения силы, а также договор об определении линии прохождения границы, в то время как Польша хотела заключить лишь договор о границе, который явился бы своего рода продолжением Договора между ГДР и Польшей 1950 года. Политическое и международно-правовое значение договора было сконцентрировано в трех частях статьи 1: «1. Польская Народная Республика и Федеративная Республика Германии согласованно констатируют, что существующая пограничная линия, прохождение которой было установлено в главе 9 решений Потсдамской конференции от 2 августа 1945 года, от Балтийского моря непосредственно западнее Свиноустья и отсюда вдоль реки Одры до места, где впадает Ниса Лужицкая, и вдоль Нисы Лужицкой до границы с Чехословакией, является западной государственной границей Польской Народной Республики. . Они подтверждают нерушимость - сейчас и в будущем - их существующих границ и обязываются взаимно неукоснительно соблюдать их территориальную целостность. . Они заявляют, что не имеют никаких территориальных притязаний друг к другу и не будут выдвигать такие притязания в будущем». Согласно статье 4 «настоящий Договор не затрагивает ранее заключенных Сторонами или их касающихся двусторонних или многосторонних международных договоров». Один из немецких правоведов, Клаус Арндт заявил, что статья 1 Договора не является признанием ФРГ Потсдамской декларации, не содержит мнения о создании линии Одер-Нейсе и юридически связывает лишь ФРГ, но не Германию в целом. восточный договор политика хальштейн Тесно связано с Восточными договорами «Четырехстороннее соглашение по Берлину», заключенное в 1971 году между СССР и тремя западными державами-победительницами. Для СССР, да и для ГДР, урегулирование проблемы Западного Берлина также являлось крайне важным, так как именно от исхода переговоров зависела не только ратификация Московских соглашений и договора с ПНР западногерманским Бундестагом, но и весь ход «разрядки», ее международный аспект, так как правительство ФРГ ясно дало понять, что ратификация договоров с СССР и ПНР тесно связана с тем, насколько четырем державам удастся продвинуться в урегулировании проблемы Западного Берлина. Соглашение по Берлину представляло собой компромисс между западной и восточной точками зрения на проблему. Ни СССР, ни ФРГ не смогли удовлетворить свои первоначальные требования. Западные сектора Берлина не рассматривались как отдельная федеральная земля, что было желанием ФРГ и не стали «независимым политическим образованием», в качестве третьего немецкого государства, как того хотело руководство ГДР. В Соглашении четыре державы торжественно заявляли о том, что они «будут стремиться способствовать устранению напряженности и предотвращению осложнений в соответствующем районе», стороны также отказывались от применения силы и угрозы ее применения, обязывались решать споры исключительно мирными средствами, а также уважать индивидуальные и совместные права, касающиеся западных секторов Берлина. Правительство СССР обязалось выполнять условие, согласно которому «транзитное сообщение по шоссейным, железным дорогам и водным путям по территории Германской Демократической Республики гражданских лиц и грузов между Западными секторами Берлина и Федеративной Республикой Германии будет происходить без помех, что такое сообщение будет облегчено с тем, чтобы оно осуществлялось наиболее простым и быстрым образом, и что оно будет пользоваться благоприятствованием». В свою очередь, США, Великобритания и Франция заявили, что «связи между Западными секторами Берлина и Федеративной Республикой Германии будут поддерживаться и развиваться с учетом того, что эти сектора по-прежнему не являются составной частью Федеративной Республики Германии и не будут управляться ею впредь». В этом документе Советский Союз впервые признал, что ФРГ имеет законное право на тесные связи с Западным Берлином, и обязался гарантировать сообщение между ними. Советский Союз дал согласие на то, чтобы ФРГ представляла Западный Берлин на международной арене. В декабре 1971 года также был подписан первый германо-германский договор - Соглашение о Транзитном Сообщении, которое хоть и не нормализовало отношения, но в сравнении с предшествующей практикой все-таки дало возможность констатировать прогресс. Московский, Варшавский договоры и Соглашение по Западному Берлину были ратифицированы немецкой стороной и вступили в силу 3 июня 1972 года после одной из самых острых политических дискуссий со времен разделения Германии. В апреле 1972 года оппозиция выразила В. Брандту конструктивный вотум недоверия. Однако, несмотря на это, для ратификации договоров были созданы специальные межфракционные рабочие группы, которые разработали «совместную резолюцию» бундестага по «восточным договорам». 17 мая 1972 года «восточные договоры» были ратифицированы западногерманским бундестагом. Однако проблему это не устранило, а лишь обострило. 22 сентября 1972 года канцлеру В. Брандту было отказано в доверии, после чего пришлось распустить бундестаг. Однако последующие выборы в бундестаг принесли убедительную победу социал-либералам (СДПГ и СвДП), что позволило коалиции продолжить «новую восточную политику». Но сам факт произошедшего свидетельствовал об отсутствии единства в бундестаге и шаткости позиций правящей коалиции. Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ «Договор об Основах Отношений между Германской Демократической Республикой и Федеративной Республикой Германии» был подписан 21 декабря 1972 года. Первоначальной позицией ГДР было её безоговорочное международно-правовое признание и обеспечение возможности проведения собственной внешней политики. Задачей ФРГ являлось добиться признания особого статуса германо-германских отношений, облегчение положения жителей западного Берлина и признание связи Западного Берлина и ФРГ. В конце концов, удалось достичь компромисса, по которому Договор фиксировал законность и нерушимость границ в Европе, обязательства ФРГ и ГДР развивать друг с другом нормальные добрососедские отношения на основе равноправия, а также уважать территориальную целостность друг друга (что, однако не означало международно-правовое признание ГДР). Оба государства обязались решать все споры исключительно мирными средствами и руководствоваться в своих взаимоотношениях целями и принципами, изложенными в Уставе ООН. В статье 4 Договора содержалось принципиально важное положение: «Германская Демократическая Республика и Федеративная Республика Германии исходят из того, что ни одно из обоих государств не может представлять другое в международных отношениях или действовать от его имени». Тем самым это обязательство окончательно положило конец всем притязаниям ФРГ на исключительное право представлять всех немцев. В Договоре также оговаривалось сотрудничество в сфере экономики, науки, техники, транспорта, связи, культуры и т.д. Однако Бонн и Восточный Берлин по-прежнему не смогли договориться о «национальном вопросе». ГДР требовала признания восточных немцев в качестве самостоятельной нации с собственным гражданством. По мнению западногерманской стороны, две немецкие нации и два немецких гражданства не могут существовать параллельно. Пражский договор «Договор о Взаимных Отношениях между Чехословацкой Социалистической Республикой и Федеративной Республикой Германии» был подписан 11 декабря 1973 года. Основными темами переговоров, предшествовавших подписанию этого Договора, явились две проблемы - с какого момента стоит считать мюнхенское соглашение от 29 сентября 1938 года, позволившее Гитлеру отторгнуть от Чехословакии территории, заселенные немцами, недействительным и каковы будут правовые итоги такого признания. Чехословакия настаивала на включение в договор пункта о ничтожности «с самого начала» Мюнхенского соглашения 1938 года. У представителей ФРГ было несколько другое мнение на этот счет. Их аргументация сводилась к тому, что нельзя игнорировать тот факт, что соглашение было совместным актом четырех европейских государств, а не одной Германии, причем в 1938 году, еще до подписания Мюнхенского соглашения Чехословакия согласилась с отторжением Судетской области; формулировка же «с самого начала» присутствовала лишь в Договоре о дружбе и сотрудничестве между ЧССР и ГДР. В Бонне также считали, что аннулирование этого соглашения могло поставить под сомнение государственную принадлежность судетских немцев, проживающих в ФРГ, и что это, по мнению ФРГ, дало бы возможность чехословацким органам преследовать судетских немцев при посещении ими ЧССР. В Статье 1 на этот счет говорилось: «Чехословацкая Социалистическая Республика и Федеративная Республика Германии считают мюнхенское соглашение от 29 сентября 1938 года, имея в виду свои взаимные отношения в соответствии с настоящим Договором, ничтожным». Это означало признание Соглашения с юридической точки зрения недействительным с самого начала. В Статье 2 содержались оговорки в отношении признания действия мюнхенского соглашения ничтожным. Они затрагивали вопросы гражданства и материальны претензий. Кроме того, Договор, также как и Московский и Варшавский Договоры, заявляет о воздержании от угрозы силой или применения силы (Статья 3), нерушимости общей границы (Статья 4) и вопросы дальнейшего развития взаимных отношений. Влияние на разрядку Для реализации многосторонней фазы разрядки в Европе, как то проведения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и переговоров между Востоком и Западом по сокращению вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе, нормализация отношений между ФРГ и СССР стала ключевой. Двусторонние соглашения, рассмотренные мной, ставшие индикатором налаживания отношений ФРГ со странами социалистического лагеря, и расчистили путь для проведения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и начала переговоров о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе. Таким образом, правительство Вилли Брандта, которому самому и не удалось стать участником подписания Хельсинкского Заключительного Акта и продолжить переговоры по сокращению войск и вооружений в Центральной Европе, внесло значительный вклад в «разрядку» международной напряженности, открыв путь для дальнейших переговоров между Востоком и Западом. Предпосылки для объединения Германии Договоры о Добрососедских Отношениях, заключенные в 1990-х гг. объединенной Германией со странами социалистического блока явились логическим продолжением и закреплением «восточных договоров», рассмотренных в этой работе. В отношении СССР таким договором явился «Договор о Добрососедстве, Партнерстве и Сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германией», подписанный 9 ноября 1990 г. После распада СССР, Россия стала правопреемницей этого договора. 14 ноября 1990 г. был подписан «Польско-Германский Договор о Границе», подтверждающий положения Варшавского Договора 1970 г. Вскоре был подписан Договор о Добрососедских отношениях между Польшей и ФРГ. Аналогичные договоры были подписаны Федеративной Республикой Германии и с Чехией со Словакией. Таким образом можно смело заявлять о прямом значении «Восточных Договоров» конца 1960-х - начала 1970-х гг. для последующего объединения Германии. Основные «действующие лица» новой восточной политики Рассматривая новую восточную политику ФРГ как фактор европейской политики разрядки, важно проанализировать какие личности являлись ее основными «действующими лицами», чей вклад оказался решающим в достижение договоренностей между Востоком и Западом континента. Вилли Брандт Вилли Брандт родился в 1913 г. и умер в 1992 г. Его настоящее имя - Херберт Эрнст Карл Фрам. Политическая жизнь В. Брандта началась в 1929 г. со вступления в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ), из которой в 1931 г. перешёл в Социалистическую рабочую партию (СРП). После прихода нацистов к власти в 1933 г., СРП была запрещена. Партия решила подпольно бороться с гитлеровским режимом. В. Брандт принял непосредственное участие в осуществлении этих намерений - ему было поручено создать филиал этой подпольной организации в Осло, где Фрам и принял свой партийный псевдоним Вилли Брандт. Он подписал антифашистское воззвание к немецкому народу, был журналистом в Испании во время гражданской войны. Во время Второй мировой войны находился в эмиграции в Скандинавии, принимая активное участие в работе социал-демократических эмиграционных организаций. В 1944 г. вновь вступил в ряды СДПГ. После возвращения по окончании войны в Германию, В. Брандт работал в западноберлинской организации СДПГ. С 1957 по 1966 гг. трудился на посту правящего бургомистра Западного Берлина, с 1966 по 1969 гг. являлся министром иностранных дел и вице-канцлером коалиционного правительства СДПГ и ХДС. В 1969 г. был избран федеральным канцлером ФРГ, став первым представителем социал-демократов на этом посту, и именно в этот период проводил «новую восточную политику». С 1976 по 1992 гг. возглавлял Социалистический интернационал. В 1979 г. был избран депутатом Европейского парламента. В 1971 г. удостоен Нобелевской премии мира за вклад в улучшение международных отношений. Эгон Бар Эгон Бар родился в 1922 г. Его отец был немцем, мать - еврейкой. По причине «неарийской национальности» матери Э. Бара не приняли в музыкальное училище после окончания школы и демобилизовали из вермахта, где он служил солдатом с 1942 по 1944 гг. После окончания войны Э. Бар работал журналистом в Берлине. В 1956 г. вступил в ряды СДПГ, а через четыре года глава Берлина того времени В. Брандт пригласил Э. Бара на должность руководителя пресс-службы берлинского земельного правительства. С 1963 г. Э. Бар в течение трех лет работал в министерстве иностранных дел ФРГ, а в 1966 г. стал статс-секретарем при федеральном канцлере (оставался в этой должности до 1972 г.). Э. Бар стал самым важным и влиятельным внешнеполитическим советником В. Брандта. Вместе с канцлером он вырабатывал канву внешней политики, которая в последующем легла в основу «новой восточной политики» ФРГ. А в июле 1963 г. огласил ее лозунг - «перемены через сближение». Тем самым, продолжая декларировать в качестве своей цели создание единой и свободной Германии, Бонн на практике перешел от простого сосуществования двух немецких государств к их постепенному сближению и все более тесному сотрудничеству. Э. Бар лично вел переговоры с Министром иностранных дел СССР Андреем Андреевичем Громыко, результатом которых стало подписание Московского договора в августе 1970 г. между СССР и ФРГ. После отставки В. Брандта с поста канцлера Э. Бар вошел в новое правительство Гельмута Шмидта и стал министром экономического сотрудничества. Этот пост он занимал с 1974 по 1976 гг. До 1980 г. Бар оставался депутатом бундестага. И сегодня Э. Бар активно участвует в политической и общественной жизни, выступает с публичными лекциями, дает интервью. В частности, 19 мая 2009 г. он выступил в Москве с лекцией на тему «Отношения в треугольнике Россия, Германия и США». Мне удалось посетить это мероприятие, и на меня произвели большое впечатление глубина мыслей 87-летнего Э. Бара и та четкость, с которой он их излагал. Вальтер Шеель Вальтер Шеель родился в 1919 г. В течение всей Второй мировой войны воевал в составе германских Люфтваффе сначала против Франции, затем против СССР. После войны работал коммерческим директором ряда промышленных предприятий. В 1946 г. вступил в Свободную демократическую партию Германии (СвДП). В период проведения новой восточной политики СвДП являлась коалиционным партнером социал-демократов, а В. Шеель - вице-канцлером и министром иностранных дел. Поэтому он наряду с В. Брандтом считается «отцом» политики разрядки и новых отношений между ФРГ и ГДР. Заключение Таким образом, новая восточная политика ФРГ и встречные шаги социалистических стран явились важным фактором нормализации международной обстановки в 1960-е годы и основой для формирования договорно-правовой основы сотрудничества между Востоком и Западом в 1970-е годы. Это, в свою очередь, способствовало укреплению атмосферы доверия между двумя противостоявшими друг другу военно-политическими блоками, помогло продвинуться вперед по пути разрядки напряженности и, в конечном итоге, сформировало базу для подписания Хельсинского Заключительного акта о безопасности и сотрудничестве в Европе, а также целого ряда разоруженческих соглашений. С точки зрения предлагаемой работы, интересно следующее заявление Э. Бара, сделанное им на упомянутом выше выступлении в Москве: «Восточная политика В. Брандта обеспечила выстраивание добрососедских отношений ФРГ с соседями и создание солидной базы взаимодействия в самых различных областях. Эта политическая линия нашла свое логическое продолжение и при следующих социал-демократических канцлерах - вначале Гельмуте Шмидте, а позднее Герхарде Шрёдере. Но использование политического капитала, наработанного с помощью новой восточной политики - это актуальная и сегодня задача». Список литературы 1. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германии, 12.08.1970 2. Договор между Польской Народной Республикой и Федеративной Республикой Германии об Основах Нормализации Их Взаимных Отношений, 07.12.1970 . Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, 03.09.1971 . Договор об Основах Отношений между Германской Демократической Республикой и Федеративной Республикой Германии, 21.12.1972 . Договор о Взаимных Отношениях между Чехословацкой Социалистической Республикой и Федеративной Республикой Германии, 11.12.1973 . Кремер И.С. ФРГ: этапы восточной политики. М.: Международные отношения, 1986 г. . Наринский М.М. История международных отношений. 1945-1975: Учебное пособие. М., 2004 г. . Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 года. Том 1. М.: Международные отношения, 2000 г. . Вилли Брандт, «Воспоминания» - перевод с немецкого - М.: Издательство «Новости», 1991 г. . Системная история международных отношений в 4-х тт. События и документы. 1918-2003 гг. / Под ред. А.Д. Богатурова. М., 2003 г. . Филлитов А.М. Германский вопрос: от раскола к объединению. М., 1993 г. . Павлов Н.В. Германия на пути в третье тысячелетие. М.: Высшая школа, 2001 г. . Павлов Н.В. «Внешняя политика ФРГ от Аденауэра до Шредера», 2005 г. . Павлов Н.В. Современная Германия. М.: Высшая школа, 2005 г. . Загорский А. 50 лет назад Булганин и Аденауэр обменялись письмами об установлении дипломатических отношений между СССР и ФРГ. Международная Жизнь. 2005 г. - 9. С. 122-134. . Вяткин К.С. 35 лет Московскому договору СССР-ФРГ. Современная Европа. 2005 г. - 4. С. 150-152. 17. Weidenfeld W., Korte K.-R. Handbuch zur deutschen Einheit. Бонн, 1999 г. 18. Görtemaker M. Kleine Geschichte der Bundesrepublik Deutschland. Бонн, 2004 г. Скачать архив (21.6 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |