Главная » Экономика |
Введение На политической и экономической мировой арене все более заметную роль играют развивающиеся страны. Это обусловлено тем, что более половины населения мира живет именно в этих странах, а экономики некоторых из развивающихся государств растут темпами, опережающими темпы роста развитых стран. В ходе промышленного развития выделилась группа так называемых новых индустриальных стран (НИС). К ним относят страны и территории, которые за последние 30-40 лет добились значительных успехов в индустриализации, в создании отдельных видов современных наукоемких отраслей, в расширении экспорта продукции обрабатывающей промышленности, и по ряду показателей социально-экономического развития приблизились к низшему эшелону развитых стран. Точные международно признанные критерии отнесения стран к этой группе отсутствуют, потому их число, по разным классификациям, колеблется от 8 до 12. Наиболее часто среди НИС упоминаются Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Аргентина, Бразилия, Мексика, а также Малайзия, Индонезия, Таиланд и Филиппины. Среди этих стран выделяются три гиганта - Аргентина, Бразилия и Мексика. Помимо высоких темпов роста (которые характерны и для других стран НИС) они обладают большими территориями, а географическое положение и природно-климатические условия способствуют созданию похожих условий развития. Это государства, где государственный, иностранный и местный капитал преобладает. Экономическая активность является госкапиталистической по содержанию. В этих странах высока включенность иностранного капитала в местный. Необходимо отметить, что успешное экономическое развитие способствует укреплению политического веса Аргентины, Бразилии и Мексики. Причем к их позиции прислушиваются не только страны - соседи, но и экономически развитые государства. Можно предположить, что в современном мире, который становится многополярным, их экономическая и политическая роль со временем значительно возрастет. Многие сильные державы уже поняли стратегическое значение тесного взаимоотношения с успешно развивающимися странами, в том числе Аргентиной, Бразилией и Мексикой. Хорошие перспективы взаимовыгодных отношений с Бразилией и Аргентиной складываются у России. В связи с актуальностью темы, целью курсовой работы является исследование положения в мировой системе Аргентины, Бразилии и Мексики для прогнозирования перспектив их развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач: - Дать общую социально-экономическую характеристику трех гигантов: Аргентины, Бразилии, Мексики; - Исследовать современное состояние экономики трех гигантов; - Определить основные направления экономического развития Аргентины, Бразилии, Мексики. Теоретической основой работы послужили нормативные и законодательные акты, отечественная и зарубежная научная и учебная литература, периодические издания по теме исследования. Обработка информации и в целом выполнение курсовой работы производилось с использованием таких методов исследования, как: монографический, исторический, статистический, метод комплексного анализа, метод сравнений и других методов научного познания. 1. Социально-экономическая характеристика трех гигантов: Мексики, Бразилии и Аргентины 1.1 Социально-экономическое развитие Аргентины экономика социальный мировой Аргентина занимает юго-восточную часть материка Южной Америки, восточную часть острова Огненная Земля и близлежащие острова Эстадос и другие. Страна, наряду с Бразилией и Мексикой прошла сложный и тернистый путь социально-экономического развития и занимает промежуточное состояние между развитыми странами Севера и странами Юга Америки. Полуторамиллионное индейское население Гран-Чако и Ла-Платы, а также стотысячное население Патагонии было почти полностью истреблено в процессе испанской колонизации в XVI веке и последующих захватов земель Пампы и Патагонии вплоть до конца XIX в. Аргентинская нация сформировалась в XIX-XX веках многочисленными европейскими иммигрантами. Более 85% аргентинцев принадлежат к белой расе. Индейское население (мапуче, колла, тоба и другие) составляет 1,5% населения, остальные - в основном метисы, а также мулаты и азиаты. Согласно переписи 2010 г., в Аргентине проживало 1806 тыс. уроженцев других стран (4,5% населения страны), в том числе 81,5% - из стран Южной Америки, и только 16,5% из стран Европы. Государственная политика способствовала быстрой ассимиляции иммигрантов. В отличие от США и Канады, в Аргентине нет районов с компактным проживанием отдельных национальностей, а при проведении переписи населения отсутствует графа «страна происхождения». По существующему в стране закону каждый родившийся на её территории считается аргентинцем. О динамике и численности населения страны можно судить по данным таблицы 1.1. Таблица 1.1. - Население Аргентины, млн. чел. Период Численность 2003 38.7 2004 39.1 2005 39.5 2006 39.9 2007 40.3 2008 40.7 2009 40.9 2010 41.3 2011 41.8 2012 42.2 2013 42.6 Из таблицы 1.1 видно, что численность населения с 2003 года по 2013 год увеличилась незначительно. Сегодня в Аргентине динамика численности населения определяется естественным приростом: его темпы - 0,91%. Это отражается и на динамике возрастной структуры населения, которая меняется в сторону уменьшения доли молодых возрастов (до 15 лет) и увеличения старших (более 65 лет). Из графического изображения, представленного на рисунке 1.1. видно, что в динамике население Аргентины растет, причем как указывалось выше, за счет естественного прироста. Численность населения составляет 13,3 чел. на квадратный километр. Население в возрасте до 15 лет составляет 24,9%, старше 65 лет - 10,6% от общего числа населения. Урбанизация в Аргентине является самой высокой в Латинской Америке после Уругвая. По социально-экономическим показателям жизни Аргентина опережает многие страны Латинской Америки. Средняя продолжительность жизни в стране составляет 77 лет (73,5 у мужчин, 80 у женщин). Доля ВИЧ- инфицированных среди взрослого (от 15 до 49 лет) населения 0,5%. В городах страны проживает сегодня более 87% всего населения, а более 2/5 городского населения приходится на долю Буэнос-Айреса. Буэнос-Айрес, насчитывающий около 12 млн жителей, входит в число 10 крупнейших агломераций мира. Другими крупными городами являются Кордова (1,4 млн жителей), Росарио (1,2 млн), Мендоса (ок. 0,9 млн), Тукуман (0,8 млн). Транспортная инфраструктура Аргентины относительно развита. Протяжённость дорог составляет 230000 км (не считая частных сельских дорог), из которых 72000 км с твёрдым покрытием и 1575 км - скоростные, многие из которых являются приватизированными платными дорогами. За последние годы протяжённость многополосных скоростных дорог удвоилась. Сейчас они соединяют между собой несколько крупных городов. Ещё больше таких дорог находится в стадии строительства. Однако, их все ещё недостаточно для организации нормального движения. Общая протяжённость сети железных дорог составляет 31,4 тыс. км. В Аргентине имеется около 11000 км внутренних водных путей, по которым перевозится больше грузов, чем по железным дорогам. Сюда входит обширная сеть каналов, хотя Аргентина имеет и достаточное количество природных водных путей, наиболее значимыми среди которых являются реки Рио-де-ла-Плата, Парана, Уругвай, Рио-Негро и Парагвай. С начала 1990-х годов в стране активно проводится политика приватизации и ещё более широкого привлечения иностранного капитала. Вступление в Меркосур (Южный общий рынок) значительно расширило внутренний рынок Аргентины. Для Аргентины характерно преобладание обрабатывающей промышленности, а в ней доминирует тяжёлая промышленность; однако традиционные отрасли лёгкой и особенно пищевой промышленности занимают по-прежнему важное место и имеют экспортное значение. Тем не менее, из-за проведения необдуманных реформ, экономический кризис в 2001 году привёл к значительному росту социальной напряжённости и дефолту (сумма государственного долга на тот момент составляла 132 миллиарда долларов, что сделало дефолт крупнейшим в истории). О темпах роста промышленного производства Аргентины можно судить по данным таблицы 1.2. Таблица 1.2. - Темпы роста промышленного производства Аргентины, % ПериодТемп роста 2003 16.2 2004 12.0 2005 7.7 2006 8.2 2007 7.5 2008 4.3 2009 -1.2 2010 8.9 2011 6.5 2012 0.0 Из таблицы 1.2 видно, что наиболее высокие темпы роста пришлись на период с 2003 по 2007 гг. Во время мирового финансового кризиса 2008 г., начавшегося в США в 2007 г., темпы роста промышленного производства Аргентины значительно снизились, в 2009 году наблюдается даже спад промышленного производства. Но уже в 2010 году произошел новый рывок под воздействием программы стимулирования рынка США. Отсутствие роста в 2012 г. также может быть связано с увеличением темпов сворачивания программы денежного стимулирования Федеральной резервной системой США. Для размещения промышленности характерна высокая территориальная концентрация: значительная часть промышленных предприятий тяжёлой промышленности сосредоточена в низовьях Параны, в промышленном поясе между Буэнос-Айресом и Росарио; более половины промышленной продукции производится в Большом Буэнос-Айресе. По добыче нефти страна занимает четвёртое место (после Венесуэлы, Эквадора и Бразилии) в Латинской Америке. Добыча полностью обеспечивает потребности страны, и государство нефть не импортирует. Аргентина входит в десятку ведущих стран по запасам урана. Страна известна своими научными разработками в области ядерной энергетики и урановой промышленности (INVAP, Nucleoelectrica Argentina S.A.). Чёрная металлургия страны - старейшая на континенте, но развивается довольно медленно, с большой нагрузкой мощностей из-за недостатка сырья. Большинство сырья приходится импортировать. Из отраслей цветной металлургии развиты: производство свинца, цинка, меди, алюминия на базе собственного и привозного сырья. Машиностроение занимает ведущее место по стоимости продукции в тяжелой промышленности. Наиболее развиты транспортное машиностроение (свои заводы в Аргентине имеют Ford, Chrysler, Toyota. Peugeot и др.), сельскохозяйственное машиностроение производство оборудования для пищевой промышленности, электротехника (заводы IBM, Siemens). В транспортном машиностроении лидирует автомобилестроение (Буэнос-Айрес, Кордова), развиты судостроение и судоремонт (Буэнос-Айрес, Энсенада), авиастроение (FAdeA. Aero Boero. Laviasa) и производство вертолётов (Cjcare, AeroDreams) (Кордова, Буэнос-Айрес). Среди экспортных отраслей особое место занимает мясохладобойная - традиционная и специфическая для страны отрасль. Аргентина принадлежит к числу самых значительных производителей мяса, в основном говядины, и его экспортёров. Из других отраслей пищевой промышленности экспортное значение имеют производство растительных масел, в последние годы - соевого, а также мукомольная, маслобойная отрасли и виноделие. На внутренний рынок ориентирована плодоовощная, консервная, сахарная отрасли промышленности, производство напитков. Отличительной чертой сельского хозяйства Аргентины по сравнению с другими странами Латинской Америки является тот факт что она не только полностью обеспечивает себя продовольствием, но и экспортирует его (при этом в сельском хозяйстве занято лишь 2% работающих). По потреблению продовольствия на душу населения страна превосходит остальные страны региона (1 место). Продукция сельского хозяйства и животноводства дает свыше 50% экспортных доходов. По поголовью крупного рогатого скота Аргентина занимает шестое место в мире, по производству мяса на душу населения - пятое, а по его потреблению - первое. Мясо - национальная пища аргентинцев. В растениеводстве главное место традиционно занимают зерновые и масличные культуры экспортного значения. По сбору пшеницы Аргентина - одна из ведущих стран мира. Кроме того, Аргентина важнейший экспортёр яиц, молока и ячменя. Вместе с тем наряду с положительными тенденциями в развитии промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры страны, существуют и социально-экономические проблемы, связанные с разрывом в доходах между богатыми и бедными, уровнем безработицы в стране и т.д. Показатели безработицы представлены в таблице 1.3. Таблица 1.3. - Уровень безработицы Аргентины, % ПериодУровень безработицы 2003 17.3 2004 13.6 2005 11.6 2006 10.2 2007 8.5 2008 7.9 2009 8.7 2010 7.8 2011 7.2 2012 7.2 Сопоставляя данные таблицы 1.3 с показателями таблицы 1.2, можно наблюдать парадоксальную ситуацию: в период наиболее высоких темпов роста промышленного производства наблюдается наиболее высокий уровень безработицы. Это связано с мерами по стимулированию экономики, в числе которых производится сокращение рабочих мест, что, в свою очередь, способствует притоку рабочей силы на рынок труда и создает на нем конкуренцию, необходимую для качественного улучшения трудовых кадров на конкретных предприятиях, то есть осуществляется своеобразный кругооборот трудовых ресурсов. Начиная с 2010 г. уровень безработицы находится в пределах от 7 до 7,8%. Это довольно высокий уровень, причем по данным Доклада о человеческом развитии, 2013 г. - в Аргентине высокий уровень безработных приходится на молодежь (от 15 до 29 лет) - 22,2% [13]. Несмотря на рассмотренные социально-экономические проблемы, по данным того же Доклада, Аргентина вошла в состав стран с очень высоким уровнем человеческого развития, по таким социально значимым показателям, как продолжительность жизни (76,1 лет), по восприятию личного благополучия (удовлетворенность свободой выбора - 79%, удовлетворенность работой - 89%), по восприятию общества (89%), по доверию к правительству (61%), по восприятию безопасности (50%) [13]. В стране нет людей, проживающих за чертой бедности, что также положительно характеризует социально-экономическую политику, проводимую государством. Таким образом, Аргентина относится к наиболее успешно развивающимся странам «третьего мира». 1.2 Социально-экономическое развитие Бразилии Территориально Бразилия является крупнейшей страной Южноамериканского континента. Численность населения страны значительно превышает численность Аргентины (таблица 1.4) Таблица 1.4. - Население Бразилии, млн. чел. ПериодЧисленность 2003 182.0 2004 184.1 2005 186.1 2006 188.1 2007 190.0 2008 196.3 2009 198.7 2010 201.1 2011 203.4 2012 205.7 2013 201.0 Пик роста численности населения страны пришелся на 2012 год, с 2013 года наблюдается спад. По численности населения Бразилия занимает пятое место в мире, годовой прирост составляет 1,2% (фертильность - 2,2 рождений на женщину). Средняя продолжительность жизни в Бразилии ниже, чем в Аргентине, и составляет 69 лет у мужчин и 76 лет - у женщин. Доля ВИЧ- инфицированных среди взрослого (от 15 до 49 лет) населения 0,6%. Доля городских жителей сопоставима с аналогичным показателем Аргентины и составляет 86% всего населения, грамотность населения составляет 90%. К концу 80-х гг. прошлого столетия импортозамещающая индустриализация, которой Бразилия следовала с середины XX в., себя исчерпала и превратилась в тормоз развития. До этого в течение нескольких десятилетий импортозамещение здесь было возведено в ранг государственной политики. В результате принятия жестких мер и тотальной мобилизации национальных ресурсов государству удалось ускорить развитие базовых отраслей промышленности и производственной инфраструктуры, однако затем экономика стала давать сбои. Произошло углубление диспропорций в хозяйстве, из-за снижения качества выпускаемой продукции появились трудности с ее сбытом на внешнем рынке, инфляция достигала 2000% в год, страна оказалась на пороге массовых социальных волнений, связанных с существенным падением уровня жизни населения. Эти и другие проблемы пытались решить с помощью внешних займов, что способствовало нарастанию государственного внешнего долга. Начавшееся в середине 90-х гг. реформирование бразильской экономики шло в рамках неолиберальной модели, направленной на усиление рыночных начал, сокращение участия государства в хозяйственной жизни и открытие экономики. Наиболее действенным инструментом экономического реформирования стала приватизация. С середины 90-гг. XX в. в частную собственность перешли черная металлургия, производство минеральных удобрений, нефтехимия, железнодорожный транспорт, порты и аэропорты федерального подчинения, а также в значительной степени добывающая промышленность, электроэнергетика и машиностроение. Суммарные поступления от приватизации составили свыше 100 млрд долл. По этому показателю Бразилия не имеет себе равных в развивающемся мире. При этом, - отмечает А.С. Булатов, примерно 1/3 капитала приватизированных компаний перешла в руки зарубежных инвесторов [3, с. 313]. На решение социально-экономических проблем была направлена и денежно-кредитная политика Бразилии, результатом которой было сдерживание, а затем снижение инфляции - с 2000% в 1992-1994-х гг., до 10% - в 1999 г. и 3,6% - в 2007 г. В 2012 г. инфляция составила 5,5%. Реализованная в тот период правительственная программа стабилизации, реконструкции и усиления финансовой системы заметно повысила надежность и ликвидность частных банков за счет их слияний. Большие доходы бразильские банки получают также от операций с государственными долговыми обязательствами. Становление и закрепление новой модели социально-экономического развития происходило в противоречивой обстановке. С одной стороны, правительству удалось остановить, а затем снизить инфляцию, с другой - неолиберальная модель до сих пор не обеспечила прежних темпов экономического роста (таблица 1.5). Таблица 1.5. - Темпы роста объема промышленного производства Бразилии ПериодТемп роста, % 2003 0.4 2004 6.0 2005 3.4 2006 3.2 2007 4.9 2008 4.3 2009 -5.5 2010 11.5 2011 4.0 2012 -0.3 Из таблицы 1.5 видно, что в 2012 г. наблюдается спад роста объемов промышленного производства Бразилия. Спад объемов производства произошел на фоне мирового финансового кризиса. С 2009 г. по 2010 г. экономика пошла на подъем, затем вновь наблюдается спад. Одной из быстрорастущих отраслей экономики является обрабатывающая промышленность. Реализация государственных программ структурной перестройки промышленного производства, в котором особое внимание уделялось внедрению передовых технологий в обрабатывающем секторе, способствовала росту качества продукции, повышению производительности труда, увеличению конкурентоспособности товаров. За счет местного производства ныне обеспечивается свыше 90% внутреннего спроса на промышленные изделия, в том числе свыше 80% - на машины и оборудование. Динамичной отраслью бразильской экономики остается добывающая промышленность. По добыче полезных ископаемых, таких как железная руда, бокситы, олово, марганец, цинк, золото. Бразилия входит в число мировых лидеров. Крупнейшей железорудной компанией не только в Латинской Америке, но и в мире является «Компания Вале ду Рио Досе», которая дает почти треть стоимости добывающей промышленности страны. Растущее значение для Бразилии имеет нефтяная промышленность. Длительное время Бразилия была вынуждена 3/4 своих потребностей удовлетворять за счет импорта, однако в результате интенсивных поисков новых месторождений (преимущественно силами государственной компании «Петробраз») страна превратилась в третьего продуцента нефти в Латинской Америке. Рост собственной добычи нефти, а также освоение новой технологии по производству аналога бензина - этанола помогли Бразилии в 2006 г. полностью отказаться от импорта нефти. Сельское хозяйство традиционно занимает одно из важных мест в бразильской экономике. Страна практически полностью покрывает внутренние потребности в продовольствии и занимает лидирующие позиции в мире по производству и экспорту некоторых видов сельскохозяйственной продукции - кофе, сои, какао-бобов, сахара, риса, бананов. По производству животноводческой продукции Бразилия также входит в число мировых лидеров. Продолжающиеся аграрные преобразования включают создание на селе необходимых инфраструктурных объектов, предоставление сельскохозяйственных кредитов на льготных условиях и, что особенно важно, постепенную передачу земельных наделов безземельным и малоземельным крестьянам Один из основных ресурсов увеличения темпов экономического роста Бразилии - это ее человеческий капитал. Для страны помимо высоких темпов прироста населения характерен сравнительно высокий уровень образования (среднестатистический гражданин тратит 8,4 года на образование) [13]. Вместе с тем Бразилия имеет тяжелый груз нерешенных социальных проблем. Доходы ниже 2 долл. в день имеет 21% населения, а ниже 1 долл. - 7,5%. Для Бразилии характерно огромное неравенство в распределении дохода. Большую озабоченность вызывают проблемы очень высокой преступности и коррупции. Неспособность государства решать социальные проблемы привела к формированию в экономике огромного теневого сектора, в котором, по некоторым оценкам, занято до 1/3 населения страны. Среди острых проблем находится проблема безработицы (таблица 1.6). Таблица 1.6. - Уровень безработицы Бразилии, % Период Уровень безработицы 2003 12.3 2004 11.5 2005 9.8 2006 10.0 2007 9.3 2008 7.9 2009 8.1 2010 6.7 2011 6.0 2012 6.2 Из таблицы 1.6 видно, что наивысший уровень безработицы по стране приходился на 2003-2004 гг. В динамике наблюдается постепенный спад уровня безработицы, что является положительным фактом. Уровень безработицы среди молодежи составляет 23,1%, что выше аналогичного показателя Аргентины. За чертой бедности проживает 21,4% населения Бразилии. Тем не менее, по восприятию личного благополучия Бразилия не намного отстает от своего соседа, а некоторые показатели выше, чем в Аргентине: удовлетворенность свободой выбора - 80%, удовлетворенность работой - 81,3%, по восприятию общества - 78,5%, по доверию к правительству - 51,0%, по восприятию безопасности - 40% [13]. В последние годы в Бразилии начали более активно проводить в жизнь социальные реформы: городского строительства, образования, здравоохранения. Разработаны кодексы о труде, создана система отраслевых профсоюзов, установлен минимум заработной платы. Вмешательство государства в земельные отношения позволило полумиллиону семей безземельных и малоземельных крестьян получить наделы общей площадью 20 млн га. В соответствии с программой «Нет голоду» были приняты срочные меры по улучшению жизни наиболее обездоленных граждан. Таким образом, можно сделать вывод, что социально-экономическое положение населения Бразилии, его уровень жизни ниже, чем у жителей Аргентины, но потенциал поступательного развития выше у Бразилии. 1.3 Социально-экономическое развитие Мексики Территориально Мексика с точки зрения физической географии расположена в Центральной Америке, однако геополитически Мексика считается североамериканской страной. Страна является демографическим гигантом. По последним данным, представленным Национальным институтом статистики и географии Мексики, годовой прирост численности населения станы составляет 1,4%, что выше, чем у Аргентины, либо Бразилии. По численности населения Мексика занимает одиннадцатое место в мире и третье в Америке, после США и Бразилии. О численности и её изменении в динамике можно судить по данным, представленным в таблице 1.7. Таблица 1.7. - Население Мексики, млн. чел. Период Численность 2003 104.9 2004 105.0 2005 106.2 2006 107.4 2007 108.7 2008 110.0 2009 111.2 2010 112.5 2011 113.7 2012 115.0 2013 116.2 Из таблицы 1.7 видно, что численность населения за период с 2003 по 2013 годы выросла. Численность населения Мексики имеет тенденцию постоянного роста без видимых спадов, либо демографических взрывов. Причем средняя продолжительность жизни составляет 77,1 лет, что выше средней продолжительности жизни в Бразилии, и даже более социально-благополучной стране - Аргентине. Мексика является индустриально-аграрной страной, что делает её экономику родственной экономикам Аргентины и Бразилии. Промышленное производство Мексики связано с добычей полезных ископаемых. Производится добыча нефти, природного газа, железной руды, серы, руд сурьмы, ртути и графита. Мексика - одна из ведущих в мире производителей и экспортеров плавикового шпата. В обрабатывающей промышленности наиболее развиты черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, хлопчатобумажная, пищевкусовая отрасли. Необходимо отметить, что нефтепереработка в стране развита недостаточно, являясь крупнейшим мировым экспортером нефти, Мексика импортирует нефтепродукты. В сельском хозяйстве преобладает растениеводство - кукуруза, пшеница, соя, рис, бобы, хлопчатник, кофе, фрукты, помидоры, разводится крупный рогатый скот и птица. Помимо перечисленных видов деятельности, осуществляется развитие таких отраслей, как лесозаготовки, рыболовство, промысел креветок. Хочется остановиться на том факте, что уровень безработицы в стране значительно ниже аналогичного показателя в Аргентине и Бразилии, а также ряде развитых стран (таблица 1.8). Таблица 1.6. - Уровень безработицы Мексики, % Период Уровень безработицы 2003 3.4 2004 3.9 2005 3.6 2006 3.6 2007 3.7 2008 4.0 2009 5.5 2010 5.4 2011 5.2 2012 5.0 Из таблицы 1.6 видно, что уровень безработицы несколько повысился в последние годы, 60% населения Мексики в возрасте от 15 до 64 лет имеют оплачиваемую работу, это выше чем в странах южной или восточной Европы. Интересен тот факт, что в Мексике в отличие от США или Европы людям с высшим образованием или вообще без образования относительно легко найти работу. Скорее это говорит, что высокообразованные специалисты в обществе Мексики не востребованы, что говорить про высшее образование, когда не все люди грамотные, информационные вывески повсеместно дублируются картинками для того, чтобы немеющие читать смогли понять смысл. Уровень занятости среди женщин 43%, в Европе - более 60%. Вместе с тем уровень молодёжной безработицы всего 10,4%, что ниже уровня Аргентины и Бразилии, а также Европы, где он составляет в среднем 16,5%. Парадоксально, но и уровень долгосрочной безработицы в Мексике самый низкий в мире и составляет 0,11%. В Мексике самый низкий уровень социального неравенства в вопросах трудоустройства. Все эти факторы говорят об отсутствии каких-либо социальных гарантий или выплат, без работы ни прожить ни дня, так же в Мексике невозможно устроиться иммигрантам на работу, сами же мексиканские рабочие бегут в США. В заключение отметим, что из трех развивающихся стран-гигантов американского континента, Мексика является самой контрастной во многих отношениях, в частности, в области экономики. По данным ОЭСР, 41% национального годового дохода приходится на 10% наиболее состоятельных граждан страны. В списке богатейших людей планеты, опубликованном в журнале «Forbes» в 2012 году фигурирует 11 мексиканцев. Вместе с тем 51,3% населения страны живут за чертой бедности [13]. При этом по восприятию личного благополучия Мексика имеет следующие показатели: удовлетворенность свободой выбора - 80%, удовлетворенность работой - 74,4%, восприятие общества - 73,7%, доверие к правительству - 38,0%, восприятие безопасности - 42% [13]. Некоторые из этих показателей близки к показателям Аргентины и Бразилии. 2. Ведущее положение трех гигантов: Аргентины, Бразилии, Мексики 2.1 Современное состояние экономики Мексики, Бразилии и Аргентины Страны Латинской Америки, в частности три её гиганта - Аргентина, Бразилия и Мексика, прошли сложный и тернистый путь социально-экономического развития - от колоний в конгломерат независимых государств, отличающихся по уровню социально-экономического развития, характером и степенью участия в мирохозяйственных связях. Сегодня Бразилия, Мексика и Аргентина занимает промежуточное состояние между развитыми странами Севера и странами Юга Америки, которые развиваются. Причем состояние экономики трех латиноамериканских гигантов (на них приходится 2/3 регионального ВВП и в т.ч. доля Бразилии 31%) оказывает решающее влияние на динамику региональных макроэкономических показателей. Стратегией экономического развития Бразилии, Мексики и Аргентины была выбрана последовательная индустриализация с учетом национальных особенностей. Акцент в экономической политике был сделан на импортозамещающую индустриализацию на базе богатых сырьевых ресурсов и с помощью протекционизма внутреннего рынка с одновременным повышением экспорта товаров и услуг. Объединяет эти три страны и тот факт, что в связи со слабостью национального предпринимательства, был создан большой государственный сектор, прежде всего промышленности (энергетика, металлургия, химия, машиностроение), производственный потенциал которого составил основу промышленности. Благодаря этому существенно возрос вес внутренних факторов развития, хотя зависимость от внешних источников финансирования до сих пор остается высокой. В итоге, несмотря на серьезные расходы (инфляция, низкая конкурентоспособность готовых изделий и т.д.) Аргентина, Бразилия и Мексика сумели создать достаточный производственный потенциал, о чем можно судить по объему ВВП (таблица 2.1). Таблица 2.1. - Размер номинального ВВП, млрд. долл. США Период Размер номинального ВВП Аргентина Бразилия Мексика 2003 129.5 555.5 700.2 2004 153.0 665.6 759.6 2005 183.0 890.1 848.5 2006 214.0 1093.5 951.7 2007 262.1 1378.2 1035.2 2008 328.1 1655.1 1094.0 2009 310.4 1600.8 879.2 2010 370.0 2090.3 1034.3 2011 435.2 2518.0 1185.0 2012 474.8 2425.0 1163.0 Из таблицы 2.1 следует, что размер номинального ВВП каждой из стран значительно вырос на протяжении периода с 3003 года по 2012 год. При этом наибольших успехов в этом отношении достигли Мексика и Бразилия. Последняя по объему ВВП занимает 9-10 место в мире. Это обусловлено тем, что наряду с развитием традиционных отраслей тяжелой индустрии в Бразилии ускорилось формирование наукоемких производств (электроники и робототехники, производства новых материалов, биотехнологий, атомной и авиакосмической промышленности). Вместе с тем реализация государственных программ индустриализации привела к хроническому дефициту государственного бюджета, нестабильности финансового состояния и росту внешнего долга, по величине которого Бразилия вместе с Мексикой являются лидерами в мире. Показателем, характеризующим динамику экономического развития страны, является темп роста ВВП к уровню прошлого года. В таблице 2.2 представлены показатели роста ВВП трех гигантов латиноамериканского континента в сравнении с другими развитыми экономиками. Таблица 2.2. - Динамика реального объема ВВП, прирост (снижение), в % к предыдущему периоду Страны 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Россия -7,8 4,5 4,3 3,4 США -2,8 2,5 1,8 2,8 Аргентина 0,8 9,2 8,9 2,6 Бразилия -0,6 7,5 2,7 1,3 Мексика -6,2 5,6 3,9 3,8 Как следует из таблицы 2.2, темп роста ВВП по всем странам замедлился после 2010 года, так как сказываются последствия мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. Темпы роста развивающихся стран: Аргентины, Бразилии и Мексики, превышают рост ВВП более экономически развитых стран. Причем наибольший рост пришелся на 2010 год. Вместе с тем, лучшие показатели темпов роста ВВП в 2011-2012 гг. показывает Мексика. Замедление темпов роста мексиканской экономики совпало с ослаблением инфляции потребительских цен, которая в годовом исчислении замедлилась до 3,5%, создав условия для возможного снижения процентных ставок Банком Мексики. Впрочем, эти условия рассматриваются в противопоставлении вероятности снижения кредитно-денежного стимулирования ФРС США, которое может привести к дальнейшему ослаблению валют развивающихся рынков, в том числе мексиканского песо. Относительно уровня инфляции, экономисты ожидают, что рост индекса потребительских цен к концу года составит 3,55%, по сравнению с 3,64% в июле, в то время как базовая инфляция к концу года составит 2,87% вместо прежних 2,98%. Между тем, промышленное производство в Мексике упало в июле 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также уменьшилось по сравнению с июнем, в связи со снижением строительной активности, производства в горнодобывающей промышленности и добычи сырой нефти. Об этом 11 сентября завил Национальный институт статистики (Inegi). Inegi сообщил, что промышленное производство упало на 0,5% с июля 2012 года, при этом объемы строительства снизились на 6,3% в годовом исчислении, а горнодобывающий сектор - на 2,1%. Добыча нефти, подотрасль горной промышленности, упала на 1,9% в годовом исчислении. Производство в обрабатывающей промышленности, напротив, выросло на 2,8%, а производство коммунальных услуг, таких как электричество и вода, увеличилось на 1,1%. Экономисты, опрошенные Dow Jones, ожидали падения промышленного производства на 0,7% в годовом исчислении. С учетом сезонной корректировки, промышленное производство в Мексике в июле упало на 0,08% по сравнению с июнем. Строительный сектор испытывал давление в последние месяцы в связи с финансовыми проблемами крупных домостроительных компаний, и даже экспортно-ориентированный автомобильный сектор показал слабую статистику в июле. Производство автомобилей в июле снизилось на 1,4% по сравнению с годом ранее, в то время как экспорт был на 7,3% меньше. Об этом сообщила Мексиканская ассоциация автомобильной промышленности. Сектор автомобилестроения показал признаки восстановления в августе, когда производство автомобилей и легких грузовиков выросло на 4,1% по сравнению с предыдущим годом до 259 100 автомобилей, а экспорт вырос на 20% до 226 900 автомобилей, - таковы данные ассоциации. В июле, производство сырой нефти государственной нефтяной монополией Petroleos Mexicanos упало до 2482000 баррелей в день с 2528 тысяч баррелей в день в июле прошлого года. Объемы добычи нефтяной компании падают уже девятый год. Необходимо отметить, что успех социально-экономического развития зависит от разноплановой хозяйственной деятельности, в том числе от широкого развития рынка услуг. Между тем, несмотря на определенные успехи экономического развития, Аргентина, Бразилия и Мексика до сих пор придерживаются экспортоориентированной модели развития с узкой товарной специализации. В этой связи необходимо отметить, что заметное развитие в этих странах в последние годы получил туризм, что может способствовать совершенствованию и расширению инфраструктуры этих стран, расширению рынка товаров и услуг. Следует отметить, что особое внимание в последние годы правительство Мексики уделяет развитию туристической отрасли, а доходы от туризма составляют приблизительно 9% ВВП страны. Поскольку отдых в Мексике становится популярным, в том числе среди российских туристов, это шанс для правительства поправить дела в экономике. Так, за прошедшие два года количество российских туристов в Мексике выросло в три раза. В первом полугодии 2013 года этот показатель увеличился еще на 18,9% по сравнению с данными за тот же период прошлого года. Бразилия и Аргентина также развивают в своих странах индустрию туризма. По мнению экономистов, развитие туризма может компенсировать негативное влияние падения деловой активности в строительстве и некоторых отраслях промышленности этих стран. Однако туризму может мешать нестабильная внутриполитическая ситуация этих стран. Так, Мексика считается страной с высоким уровнем преступности, а в Аргентине и Бразилии участились акции протеста населения против политики правительства, не способствующей улучшению социального положения граждан. Таким образом, можно сделать вывод о том, что три гиганта - Аргентина, Бразилия, Мексика, имеют потенциал дальнейшего успешного развития. Способствовать этому будет решение внутренних проблем, направленных на улучшение жизни и безопасности граждан. 2.2 Внешнеэкономическая стратегия Переход Латиноамериканских стран к открытой экономике объективно повысил роль внешних факторов развития. Причем, если Мексика традиционно сотрудничает в области экономических отношений с США, - экспорт составляет 80,5%, Канадой, - экспорт 3,6%, Германией - экспорт - 1,4%, то Бразилия и Аргентина, хотя и находятся в зависимости от кредитно-финансовой политики США, открыты для широкого внешнеэкономического сотрудничества. Вместе с тем необходимо отметить, что Мексика в последние годы активно осваивает новые пути взаимодействия с другими регионами мира, а именно со странами Европейского союза, Латинской Америки, Российской Федерации, странами АТЭС. С 2005 года внешнеторговый оборот Бразилии вырос более чем вдвое, причем экспорт - более чем в три раза. В результате страна в последние годы сводит текущий платежный баланс с положительным сальдо. В структуре экспорта основную роль стали играть не сырьевые и продовольственные товары, а готовые изделия, причем заметно вырос удельный вес машин и оборудования В настоящий момент он составляет 35% бразильского экспорта. Главными внешнеторговыми партнерами Бразилии являются страны ЕС и США. В 2011 году на них приходилось 22% и 19% всего экспорта соответственно. После создания в 1991 г. интеграционного объединения МЕРКОСУР, в котором Бразилия занимает лидирующее положение, внешнеэкономические связи с латиноамериканскими соседями приобрели дополнительные стимулы. Политика внешнеторговой диверсификации привела к усилению роли и других внешнеторговых партнеров - Китая, ЮАР, Индии. Достаточно стабильная политическая, экономическая и финансовая ситуация, сложившаяся в Бразилии, а также усилия правительства по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности и дешевая рабочая сила вызвали к Бразилии растущий интерес у зарубежных частных инвесторов. По объему инвестиций лидируют страны ЕС, прежде всего Испания, Нидерланды, Франция. Одновременно бразильский капитал наращивает свои прямые зарубежные инвестиции (72 млрд долл.), прежде всего в латиноамериканских государствах. Внешний долг Бразилии составляет около 37% по отношению к ВВП. Однако внешнеторговый баланс Бразилии сводилтся с постоянным положительным сальдо, что позволяет не только выплачивать проценты по внешнему долгу, но и сокращать его. Бразилия занимает первое место среди российских внешнеторговых партнеров в Латинской Америке. На ее долю приходится свыше 1% всей российской внешней торговли, а удельный вес России во внешнеторговом обороте Бразилии составляет 1,5%. Несмотря на постоянный рост взаимного товарообмена, его структура до сих пор носит сырьевой характер или ограничивается товарами с низкой степенью обработки. Так, 89% российского экспорта составляют удобрения и минеральные продукты, а основой бразильского экспорта на российский рынок (96%) является сельскохозяйственное сырье и продовольствие (сахар-сырец, свинина, мясо птицы, табак, кофе). Таким образом, активизация сотрудничества с Бразилией, наращивающей свой экономический и технологический потенциал, формирующей вокруг себя обширную зону влияния на континенте, отвечает интересам России в плане расширения стратегического партнерства с Латинской Америкой, в зону обоюдных экономических интересов попадают помимо Бразилии, также Аргентина и Мексика. 3. Проектная часть 3.1 Проблемы крупных стран: Аргентины, Бразилии и Мексики Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что хотя рассматриваемые страны имеют схожее колониальное прошлое и схожие условия развития на современном этапе, каждая из этих стран проходит свой путь социально-экономического развития по разному. Наряду с общими проблемами, характерными для экономик развивающихся государств, каждой из них присущи свои индивидуальные проблемы. Схожие проблемы вытекают из того, что все три страны шли по пути импортозамещающей модели развития. В результате реализация программ индустриализации привела к хроническому дефициту государственного бюджета, неустойчивости финансового положения и росту внешнего долга. Так, для бразильского федерального бюджета характерен постоянный дефицит в размере 1-5% от ВВП и как следствие - большой государственный долг (55% от ВВП, на треть состоящий из внешнего госдолга). Отчасти это следствие субсидирования из федерального бюджета региональных бюджетов, многие из которых дефицитны, в том числе из-за высоких расходов на заработную плату госслужащим. Из-за расходов по этой статье (в штатах Сан-Паулу и Рио-де - Жанейро - до 80% их бюджетов) в 90-х гг. стал быстро расти бюджетный дефицит и государственный внутренний долг Бразилии, что явилось одной из причин возникновения финансовых проблем в конце 90-х гг. В 2000 г., после длительного противостояния в парламенте, был принят закон, устанавливавший лимит по заработной плате в субъектах федерации, который не должен превышать 60% их бюджетов. Но в целом перестройка государственных финансов, призванная приостановить рост дефицита бюджета и внутреннего долга, оказалась малоэффективной, так как предусматривала дальнейшее наращивание налоговых поступлений. Бразильское руководство на это не могло пойти из-за политических соображений. Со своеобразной проблемой столкнулась Аргентина. Будучи, по мнению экономистов, самой богатой страной в Южной Америке, Аргентина долгое время игнорировала экологические обстоятельства при построении экономики и только сейчас начинает процесс включения норм экологического поведения в свои планы. Незапланированный приток деревенского населения в города, в основном в Буэнос-Айрес, привел к появлению внешне и внутри городских трущоб, многие из которых не выдерживают элементарных экологических требований. Приток большого количества людей из низших слоев населения привел к загрязнению воды и проблемам с вывозом мусора в городских зонах Аргентины, так как резко увеличилось количество населения, и экономика городов не справляется с этим. Несмотря на трудности, Аргентина является лидером среди развивающихся стран по созданию исполнительно-законодательной базы по защите окружающей среды. Таким образом, три крупные страны: Аргентина, Бразилия и Мексика сталкиваются как с общими проблемами, так и специфическими, характерными для той или иной страны. Уже сейчас эти страны относятся к средним по величине экономикам мира, в условиях сильной конкуренции со стороны высокоразвитых стран, не заинтересованных в усилении экономик развивающихся стран, им еще предстоит долгий путь развития. И главное на этом пути планомерно проводить в жизнь программы роста экономики и социального благосостояния людей, так как именно в населении страны заключается потенциал успешного развития. 3.2 Перспективы развития В начале XXI века основной макроэкономической задачей провозглашалось достижение устойчивого развития, а также улучшение ситуации в социальной сфере и сфере распределения доходов. Был взят курс на производство инвестиционных товаров, внедрение современных технологий, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Одновременно происходит обновление традиционных программ развития науки, образования и здравоохранения, началась реализация программ по улучшению жизни наиболее обездоленных слоев населения, сделаны реальные шаги по решению региональных проблем, в том числе освоению огромных безлюдных территорий Северо-Востока (Амазонии) и Центральной части страны. Большое внимание Аргентина, Бразилия и Мексика уделяют участию стран в интеграционных процессах. Бразилия стремится к расширению и углублению сотрудничества между всеми латиноамериканскими государствами. Бразильцы выдвинули идею создания Южноамериканской зоны свободной торговли (ЮАЗСТ), которая могла бы стать противовесом Североамериканскому соглашению о свободной торговле (НАФТА). Важным фактором экономического развития Латинской Америки в последние десятилетия стало рост внутрирегиональной сотрудничества, прежде всего в рамках интеграционных объединений. Вообще экономическая интеграция в этом регионе во второй половине XX века проходила в несколько этапов. В 1960-1970 гг. региональные объединения, которые возникали тогда, характеризовались замкнутостью структур и их стремлением защитить себя высокими пошлинами, главным образом от конкуренции высокоразвитых индустриальных государств. Уже тогда актуальным было задачи по созданию отдельного латиноамериканского рынка. В таких группировок следует отнести Центральноамериканский общий рынок (САСМ), Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (LAAFT), которая позже превратилась в Латиноамериканской ассоциации интеграции (МАРИНА), Карибский ассоциацию свободной торговли, которая превратилась в Карибский общий рынок (CARICOM), Антську группу и наибольшую Латиноамериканскую экономическую систему (LAES), которая включала в себя 26 стран Латинской Америки. Содержание и цели интеграции, которая проводилась странами региона в 1990-е годы, в корне изменились. Это объяснялось событиями, которые произошли в Южной Америке, укреплением и ростом экономики крупнейших стран региона - Бразилии, Аргентины, Мексики. Интеграция, которая осуществляется на новом этапе, проходит при значительно большей открытости национальных экономик, существенном сокращении государственного вмешательства и устранении многих видов бюрократического контроля, а также в условиях более жесткой конкуренции. Новые подходы и новые обстоятельства, которых осуществляется интеграция, позволили достичь рекордных темпов роста товарооборота за весь почти 40-летний период развития интеграционных процессов на континенте. МЕРКОСУР в 1999 г. исполнилось 4 года, однако, первую попытку объединиться некоторые страны, которые входят сегодня в него, сделали еще в 1991 г. Тогда в столице Парагвая четыре страны: Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай подписали договор о создании общего рынка. Это соглашение предусматривало совместное развитие свободной торговли и повышения конкурентоспособности эконоьгик четырех государств, которые вместе составили рынок в 200 млн. чел. с общим ВВП на сумму примерю 1 трлн. долл. Укрепление интеграции шло поэтапно. Сначала было заключено соглашение о проведении переговоров относительно гармонизации налоговой и таможенной политики. В 1994 г. страны-участницы приступили к созданию таможенного союза, а также начали обсуждение деталей будущей торговой соглашения о создании МЕРКОСУР. Согласование проходило в тяжелых условиях, поскольку в странах-участницах до 1990-х годов было разное законодательство, они проводили разную политику в сфере индустриализации и не имели опыта регионального сотрудничества. Некоторым странам было выгодно снижение пошлины, а крупнейшей участницы - Бразилии, которая имела в 2 раза больше, чем в других, потенциал, было важно сохранить высокие таможенные ставки для защиты своего внутреннего рынка. Страны-члены МЕРКОСУР, не форсируя событий, все еще пытаются найти оптимальные подходы, не затрагивая коренных интересов друг друга. За 4 года пока удалось ликвидировать пошлины на 90% товаров, перемещаемых в пределах союза. Также удалось согласовать судьбу остальных 10% произведенной продукции, пошлины на которую будет устранено лишь после 2001 г. Что касается общих внешних тарифов для стран-членов, то уже согласовано уровне тарифов для 85% продукции, а на оставшиеся 15%, уточнения должны быть сделаны до 2006 г. Тарифная система МЕРКОСУР использует II уровней тарифов, размещенных в сетке от 0 до 20%. По товарам, которые наиболее чувствительны к колебаниям конъюнктуры на мировых рынках, были заключены специальные соглашения о последовательность решения таких задач: - в 2001 г. установить импортный тариф на основные средства производства на уровне 14%; - в 2006 г. установить импортный тариф на компьютеры и телекоммуникационное оборудование на уровне 16%; - к 2011 г. устранить пошлины на импорт в Чили продуктов питания из стран МЕРКОСУР. Постепенное ослабление ограничений во внешней торговле, сокращение и ликвидация таможенных пошлин на многие виды товаров позволили значительно увеличить объемы торговли в пределах союза. Так, в 2011 году рост товарооборота между странами-членами МЕРКОСУР составил в среднем более 30%, тогда как торговля стран-членов с остальным миром выросла на 7,5% в год. Внешняя торговля четырех участниц МЕРКОСУР на 20% сконцентрирована внутри блока, в то время как до создания МЕРКОСУР в 1990 г. этот показатель составлял 9%. Торговля между Бразилией и Аргентиной выросла в 4 раза и составила более 15 млрд. долл. Как прогнозируют специалисты, торговля между этими странами в ближайшие пять лет должна, как минимум, удвоиться. Через динамичность и перспективность этого сравнительно молодого регионального объединения к нему приковано внимание многих аналитиков и представителей делового мира. Наиболее критически настроенные эксперты видят в расширении бразильсько-аргентинской торговли будущую серьезное препятствие для развития интеграции, аргументируя это тем, что внутренняя торговля в регионе ускоренно развивается за счет медленных темпов развития внешней торговли с другими регионами. Сторонники же МЕРКОСУР объясняют такое быстрое расширение внутренней торговли в регионе недавним открытием границ и устранением многих барьеров. Конечно, еще сохраняется много трудностей в становлении действительно свободной зоны торговли, поскольку последствия протекционистской политики в регионе очень живучи. Обнадеживает то, что МЕРКОСУР имеет большой объем внешней торговли. Увеличение экспорта Бразилии и Аргентины помогает этим странам пройти тяжелые испытания, возникающие в ходе мировых кризисов. Заключение В рамках данной работы было изучено ведущее положение трех гигантов: Аргентины, Бразилии и Мексики. Эти страны имели схожие пути экономического развития, прежде чем были признаны в мире средними державами, играющими важную роль в мировом экономическом хозяйстве. Им была присуща импортозамещающая модель развития, суть которой заключается в протекционизме по отношению к большинству отраслей национальной экономики, часто подкрепленном государственной монополией внешней торговли и неконвертируемостью национальной валюты. Последствия этой политики не ликвидированы до сих пор, они выражаются в дефиците бюджетов этих стран, в огромном внешнем долге, в сильной зависимости от кредитно-финансовой политики своего основного партнера - США. Вместе с тем каждая из этих стран имеет богатые сырьевые ресурсы, уникальное географическое положение и природу, что привлекает к ним внимание туристов, динамично развивающуюся экономику. Имея много общего, каждая из этих стран, тем не менее обладает своими особенностями, определяющими её отличное от других развитие. Скачать архив (32.3 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |