Главная » Экономика |
Содержание Введение Экономические показатели КНДР и Республики Корея Военный конфликт между КНДР и Республикой Корея Заключение Список использованной литературы Введение Корейская война 1950-1953гг. стала результатом острого противоборства между КНДР и РК с целью достижения объединения страны. Началу войны предшествовали многочисленные вооруженные конфликты, провоцировавшиеся обеими сторонами, которые приобрели наибольшую интенсивность со второй половины 1949г. и вплоть до развязывания полномасштабных военных действий. Результатом Корейской войны стало разделение Корейского полуострова по 38 параллели на два государства, которые с трудом удерживаются от взаимной агрессии и регулярно обвиняют друг друга в планах такой агрессии. Корейская проблема является одной из животрепещущих проблем в мировой политике. Последнее время к политическим проблемам на полуострове прибавились ещё и социальные. В результате распада коммунистической системы и лишения зарубежной, в первую очередь советской, помощи в КНДР в 1995-2000 годах произошла гуманитарная катастрофа, масштабы которой до сих пор не известны, по разным оценкам погибло от голода от 200 тысяч до 2 миллионов человек. Целью данной работы является изучение проблематики двусторонних отношений между КНДР и РК. Экономические показатели КНДР и Республики Корея Экономические связи между Северной и Южной Кореей в послевоенной истории то ослаблялись, то снова налаживались. В начале XXI века отношения между странами наладились, что привело к значительному росту инвестиций южнокорейских фирм в северокорейскую промышленность. Однако, несмотря на это, экономические связи между двумя странами всё ещё довольно слабы. После того, как правительство Южной Кореи в 1988 разрешило торговлю с северным соседом, в Южную Корею стали импортироваться северокорейские товары. Прямая торговля между странами началась после 1990 года. Объём торговли между странами вырос с 18,8 млн. дол. в 1989 году до 333,4 млн. дол. в 1999 году. После саммита между Ким Чен Иром и Ким Дэ Джуном в 2000 году Северная и Южная Корея договорились восстановить железнодорожный участок Сеул-Пхеньян, пересекающий ДМЗ. Также две стороны заявили о планах постройки четырёхполосной автострады, проходящей мимо деревни Пханмунджом, где была закончена Корейская война. После окончания этого проекта промышленный парк в Кэсоне получит прямой доступ к рынкам и портам Южной Кореи. Однако в 2010 году после ряда военных инцидентов и особенно обстрела южнокорейского острова артиллерией КНДР экономическое сотрудничество было практически прекращено. Поскольку информация об экономике КНДР является одной из самых закрытых в мире (с 1960-х годов страна не публикует никакой информации), то все данные являются экспертными оценками внешних наблюдений, систематизированные и представленные на сайтах Статистического комитета ООН по международной торговле, Всемирного банка и Книги фактов ЦРУ. После окончания Корейской войны (1950-1953 гг.) отношения с США остаются крайне натянутыми, потому предоставляемые ЦРУ данные не всегда отвечают истинному положению вещей. К примеру, ВВП КНДР по данным ЦРУ на 2011 год составляло $40 млрд. Однако, по тем же данным, такая же цифра была и в 2008, и в 2009 годах. Учитывая активный рост технологий и, соответственно, экономики страны начиная с 2000-х годов (ядерные испытания в 2006 и 2009 годах), должен наблюдаться стремительный рост ВВП. С 2009 года страна начала применять технологию CNC - компьютерный контроль за производством, начала массово выплавлять «чучхе-железо» (в его производстве вместо кокса используется антрацит), ввела в эксплуатацию две новые гидроэлектростанции мощностью 100 МВт и оросительные каналы. После многолетнего простоя заработали добывающие и перерабатывающие заводы (добыча угля увеличилась на 46%), увеличился объем внешней торговли. Таким образом, в 2009 году ВВП вырос на 10%, доходная часть бюджета выполнена на 112%, расходная - на 99,8%. Однако оценивать социалистическую страну по уровню ВВП невозможно хотя бы потому, что уровень потребления населением, является низким из-за полного социального обеспечения со стороны государства (в том числе жильем, образованием, медицинским обслуживанием и даже товарами первой необходимости и продовольствием). КНДР является государством с плановой, мобилизационной экономикой, сформированной на идеологии социализма. В КНДР официально не существует частной собственности на средства производства, и все средства производства на территории страны принадлежат государственным, общественным и кооперативным организациям. В КНДР только 16% земли являются пригодными для сельскохозяйственного использования, и продовольственная проблема встает перед жителями достаточно остро. Решением данной проблемы является импорт продукции аграрного сектора из Китая, России, Беларуси, гуманитарная помощь от Всемирного банка. Последнее время объем импорта продовольствия и товаров народного потребления падает, а экспорт, наоборот, растет. Это сможет свидетельствовать об улучшении технологии обработки земли, что позволяет увеличить урожайность и качество продукции. В секторе промышленности и услуг занято 76,9% экономически активного населения, в сельском хозяйстве - 23,1%, что позволяет оценить экономику КНДР как индустриальную с четким стремлением к информатизации - 29,4% рабочей силы занято в сфере услуг. Основными отраслями промышленности являются машиностроение, производство электроэнергии, химическая промышленность, добыча полезных ископаемых (каменный уголь - 64% мировых запасов), металлургия, текстильная промышленность, лесная промышленность, пищевая промышленность. Развивается нефтеперерабатывающая промышленность (два завода), машиностроение, производство электронных устройств высокой точности. Торговыми партнерами Северной Кореи выступают Германия, Нидерланды, Польша, Австрия, что говорит о высоком качестве и конкурентоспособности продаваемых товаров. Энергоресурсов в стране не полностью хватает на внутренние потребности. Если производство электроэнергии полностью покрывает внутренние потребности благодаря богатым гидроэнергетическим ресурсам страны (69% всей электроэнергии производится на ГРЭС), то собственных природных ресурсов ископаемых энергоносителей (нефть, газ) не хватает, потому страна вынуждена их импортировать. Однако КНДР импортирует сырье, из которого на собственных заводах производит полуфабрикат либо готовый продукт, который затем идет на внутреннее потребление и импорт. По географии внешнеторговых отношений КНДР не отстает от Южной Кореи. Среди ее партнеров более 120 стран Азии, Восточной и Центральной Европы, Африки, Латинской и Южной Америки. Оборот экспорта за 2010 год составил $1,853 млрд., импорта - $2,809 млрд. Внешний долг страны до недавнего времени составлял $12,5 млрд., большую часть из которого ($11) составлял долг по кредитам перед СССР. Однако в сентябре 2012 года Россия списала 90% долга ($10 млрд.), а оставшийся $1 млрд. будет использован по схеме «долг в обмен на помощь» в сфере образования, здравоохранения и энергетики при реализации совместных проектов в КНДР. Россия долго не могла прийти к окончательному соглашению с КНДР, но в августе 2011 года было заключено предварительное соглашения, а после подтверждения тренда на окончательное восстановление экономики КНДР в июле 2012 года процесс ускорился. Поскольку Китай является давним торговым и политическим партнером Северной Кореи, то часть долга также будет зачтена в качестве взноса за общие инвестиционные проекты. Пхеньян уже начал работу по активному привлечению инвесторов и некоторой либерализации экономики. В планах правительства страны использовать вьетнамскую модель совместного инвестирования, где, вместо создания особых инвестиционных зон, буду целенаправленно отбираться отдельные предприятия, готовые либо нуждающиеся в совместной работе с инвестором. Республика Корея является экономически развитым государством с высоким уровнем доходов на душу населения. Преимущества: крупнейший в мире судопроизводитель (45%-ная доля рынка). Большой спрос в Китае на корейские товары, особенно автомобили. Слабые стороны: высокая задолженность и чувствительность к международным передвижениям капитала. Государственный сектор обременяет экономику. Ключевые направления южнокорейской экономики за шестидесятилетнюю историю существования государства сильно изменились. В 1940-х годах экономика страны опиралась преимущественно на сельское хозяйство и лёгкую промышленность. В течение следующих нескольких десятилетий акцент сместился в сторону лёгкой промышленности и производства товаров народного потребления, а в 70-х и 80-х годах XX века - в сторону тяжёлой промышленности. В течение 30 лет после того как президент страны Пак Чон Хи в 1962 году объявил начало первой пятилетки, экономика страны росла очень высокими темпами, а сама структура экономики сильно изменилась. Рецессия в странах Еврозоны, а также проявившаяся во второй половине 2012 г., тенденция к укреплению южнокорейской воны, привели к сокращению объема южнокорейского экспорта, уменьшившегося на 1,3%, или 7,1 млрд. долл. США, по сравнению с показателями предыдущего года и составившего 548,1 млрд. долл. США. По данным южнокорейской таможенной статистики, показатели экспорта и импорта РК сократились впервые после кризисного 2009 г. Импорт под влиянием низкого внутреннего спроса сократился на 0,9% и составил 519,6 млрд. долл. США. Несмотря на отмеченное снижение, объем товарооборота второй год подряд превысил отметку 1 трлн. долл. США, составив 1,07 млрд. долл. США (снижение на 7,1% в сравнении с2011 г.). Рост южнокорейской воны вызвал увеличение экспортных цен и общее снижение конкурентоспособности южнокорейских производителей. В течение 2012 г. национальная валюта подорожала по отношению к доллару США на 7,6%, а к японской иене на 19,6%. Вместе с тем, укрепление воны оказало положительное влияние на текущий платежный баланс страны, который по итогам 2012 г. был сведен с профицитом, достигнув уровня 43,25 млрд. долл. США. Помимо сильной валюты, важную роль при этом сыграло увеличение объемов зарубежных заказов, полученных южнокорейскими строительными компаниями. Впервые за 14 лет достигнут профицит и в сфере услуг, превысивший 2,5 млрд. долл. США (в 2011 г. был зафиксирован дефицит в размере около 6 млрд. долл. США). Вступление в силу соглашений о свободной торговле (ССТ) РК с США и Евросоюзом, повышение суверенного кредитного рейтинга Республики Корея и улучшение инвестиционного климата в стране способствовали увеличению объема привлеченных прямых инвестиций в экономику РК, достигшего рекордной величины 16,26 млрд. долл. США (прежний рекорд был установлен в 1999 г.). Среди стран-инвесторов по объему капиталовложений первое место заняла Япония, инвестировавшая в южнокорейскую экономику 4,5 млрд. долл. США, что на 98% больше, чем в предыдущем году. Под влиянием низкого курса доллара и притока капиталов из-за рубежа валютные резервы РК в конце 2012 г. достигли очередного максимума, составив 326,97 млрд. долл. США (по этому показателю Республика Корея занимает в настоящее время седьмое место в мире). Потребительская активность выросла на 1,8%, что в два раза ниже показателя предыдущего года. Уровень безработицы составил по состоянию на конец 2012 г. 2,9% (737 тыс. человек), снизившись на 0,2% по сравнению с предыдущим годом. Вплоть до 1945 года Корея являлась колонией Японии, её генерал-губернаторством. Разгром войсками Красной Армии Квантунской армии Японии привёл к освобождению Северной Кореи в августе 1945 года. По соглашению между союзниками по антигитлеровской коалиции в Корее были определены две временные зоны для приёма капитуляции японской армии: советская - к северу от 38-й параллели и американская - к югу от неё. В сентябре 1945 года на юге страны высадились войска США. В 1947 году вопрос о создании в Корее единого государства по инициативе США передан на обсуждение ООН, принявшей решение о проведении выборов под наблюдением комиссии ООН. В мае 1948 года в Южной Корее проведены парламентские выборы и 15 августа 1948 года провозглашена Республика Корея. В ответ на Севере проведены выборы в Верховное народное собрание Кореи и 9 сентября 1948 года провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Военно-политические противоречия между государствами с различным социально-политическим строем в начале 1950-х годов привели к войне. Конфликт начался 25 июня 1950 года. На стороне Южной Кореи в боевых действиях принимали участие контингенты вооруженные силы США и 15 других стран, действовавших под флагом многонациональных сил ООН, на стороне КНДР - военные Китая и СССР. В 1991 году КНДР и РК заключили Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах, в 1992 году приняли Совместную декларацию о денуклеаризации Корейского полуострова. Отношения двух корейских государств испортились после прихода к власти в 2008 году президента Южной Кореи Ли Мён Бака, отказавшегося сотрудничать с КНДР, пока не решена ядерная проблема. Пхеньян обладает ядерным оружием и не собирается от него отказываться, пока ощущает угрозу со стороны США. В 2010 году КНДР и Южная Корея уже дважды - в январе и августе - обменялись артиллерийскими залпами в районе северной разграничительной линии в Жёлтом море, которая является предметом пограничного спора между Сеулом и Пхеньяном. Южнокорейские военные заявляли о серьёзной провокации со стороны КНДР и потребовали прекратить все действия подобного характера. В конце октября военнослужащие КНДР и Республики Корея обменялись выстрелами из автоматических винтовок в демилитаризованной зоне (ДМЗ). В связи с ситуацией в ДМЗ была повышена боеготовность южнокорейских войск. Степени крайнего обострения межкорейские отношения достигли после гибели в марте 2010 года в Жёлтом море южнокорейского корвета «Чхонан». «Чхонан» затонул 26 марта в районе контролируемого Сеулом острова Пэннендо (Baengnyeong) недалеко от границы с КНДР в результате сильного взрыва, причина которого не установлена. Прежде чем затонуть, корабль, осуществлявший плановое патрулирование района, раскололся надвое. На борту находились 104 человека, погибли 46 моряков. В марте 2013 года поводом обострения отношений между Пхеньяном и Сеулом послужили крупномасштабные военные учения Южной Кореи и США. Совместные учения США и Республики Корея традиционно рассматриваются Пхеньяном как подготовка к войне на Корейском полуострове и сопровождаются угрозами со стороны КНДР нанести ответный удар в случае атаки на ее территорию. марта 2013 года КНДР прекратила действие Соглашения о перемирии, которое было заключено для окончания Корейской войны 1950-1953 годов с США. марта 2013 года КНДР заявила о повышении боевой готовности вооруженных сил для возможного нанесения ударов по военным базам США на острове Гуам и Гавайях. марта два самолета В-2 Spirit, способные нести ядерное оружие, вылетели в рамках планового учебно-боевого полета с авиабазы в штате Миссури, преодолели расстояние более 20 тысяч километров и успешно поразили условные цели на одном из полигонов на территории Южной Кореи. В ночь на 29 марта лидер КНДР Ким Чен Ын приказал привести ракетные войска КНДР в состояние готовности к возможному удару по континентальной части США и американским военным базам в Южной Корее и в Тихом океане. В июне 2013 года КНДР предложила Южной Кореи провести переговоры касаемо нормализации отношений, в частности о восстановлении линии экстренной связи с Сеулом, которая была отключена во время обострения конфликта. июля 2013 года власти КНДР и Южной Кореи начали переговоры о возобновлении работы совместной промышленной зоны Кэсон. Работа промзоны Кэсон была приостановлена в апреле из-за обострения отношений на Корейском полуострове. Пхеньян отозвал оттуда своих рабочих, а также запретил менеджерам из Южной Кореи пересекать границу КНДР. Комплекс находится на территории Северной Кореи. На южнокорейских предприятиях по производству недорогих товаров там трудятся 53 тысячи рабочих из КНДР. Для Пхеньяна это важный источник валютых поступлений. Для КНР крайне выгодна ядерная программа КНДР и ее конфликт с Южной Кореей по следующим причинам: . Китай будет стараться сделать все возможное для предотвращения военного нападения на Северную Корею, чтобы избежать ненужных потерь среди участвующих, не допустить военной конфронтации с ее торговыми партнерами такими, как США и Южная Корея, и чтобы избежать огромных экономических и человеческих потерь, которые вызвала Корейская война (1950-1953 гг.). . Северная Корея по-прежнему выступает в качестве буфера для КНР. Если Северная Корея проиграет в войне и её лидера заменит ставленник проамериканского режима, это откроет путь для США передислоцировать свои войска из Южной Кореи к северо-восточной границе Китая, что как следствие увеличит угрозу безопасности для Поднебесной, тогда взаимное военное доверие между США и Китаем окажется довольно шатким. . Развитие ядерной программы Северной Кореи серьезно пугает США и их союзников. Военный конфликт между КНДР и РК выгоден и Японии, поскольку в случае объединение двух Корей их экономика будет мощнее японской. Кроме того, для России объединенная Корея может быть даже выгодна, как аргумент в спорах с Японией. Заключение Экономика КНДР является отнюдь не «упадочной» и бесперспективной. Наоборот, существующая система производства и потребностей создает превосходные перспективы для дальнейшего стремительного роста и привлечения внимания иностранных инвесторов с динамичным и «умным» капиталом. Среди основных партнеров КНДР выделяются КНР и РФ. В 2012 г. экономика Республики Корея развивалась на фоне углубления мировых кризисных явлений. При этом торгово-экономическая политика РК продолжает быть нацеленной на всестороннюю поддержку национального экспорта, дальнейшую интеграцию в мировую экономику, укрепление и развитие внутреннего рынка, ослабление энергетической и сырьевой зависимости страны. Конфликт между Северной Кореей и Южной Кореей является затянувшимся. Начался он 25 июня 1950 и официально был прекращен 27 июля 1953 года. Однако после заключения мирного договора атмосфера между двумя странами была напряженная. Новый конфликт вспыхнул в марте 2010 года. В целом корейская проблема носит комплексный характер и ее урегулирование возможно только на путях поэтапного решения двусторонних (РК - КНДР) и международных аспектов, обеспечения максимально тесного международного сотрудничества. Оба государства должны проявить политическую волю и идти трёхэтапным путём: нормализации отношений - примирения- объединения. Военный конфликт выгоден в первую очередь КНР для сохранения безопасности страны от американских войск. России выгоден конфликт в плане продаж военной техники. Для США данный конфликт не является выгодным, поскольку это сильно ударяет по ее экономике (уменьшается экспорт с РК). Список использованной литературы корея ядерный экономический 1. Киссинджер Г. Россия (СССР) в войнах второй половины XX века. - М., 2002. . КНДР увеличила урожаи//«Российская Газета», 23.11.2012 . Сергей Анисимов. Вариант «Бис-2». Год мёртвой змеи. - СПб.: Лениздат, 2006 . Социалистическая Конституция КНДР . Чон Чхоль Нам//Корея и Америка: состязание в силе разума. Ядро, ракета и ИСЗ// Корея, Пхеньян, 2000г., С.246 Скачать архив (12.3 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |