Главная » Экономика

Особенности политики нейтралитета европейских государств (конец ХХ – начало ХХI вв.)

Введение

нейтралитет европейский государство

Кардинальные изменения, произошедшие на международной арене за последние два десятилетия, до сих пор оказывают свое влияние на межгосударственные отношения. Распад биполярной системы, развитие европейской интеграции, все это повлияло на соотношение сил в мире и на политические приоритеты государств. Институт нейтралитета является одной из наиболее старых внешнеполитических стратегий отдельных стран. Для многих он является частью истории и уже давно прочно закрепился в самосознании людей. Изучение политики нейтралитета европейских государств именно на современном этапе, поможет проанализировать их потенциал, политические приоритеты и возможности на международной арене, что в итоге поможет выявить особенности их внешней политики в постбиполярную эпоху.

Актуальность данной работы обосновывается рядом обстоятельств в международной жизни. Статус нейтралитета в первую очередь предполагает собой неучастие в военных конфликтах, неприсоединение к военным блоком, т.е не принимать чью-то сторону, оставаться полностью «нейтральными». Эта политика имела большой успех ровно до тех пор, пока не наступила эпоха глобализации, которая не позволяет остаться ни одному государству «за бортом». Появление большого количества международных, региональных, субрегиональных организаций, которые затрагивают: политику, безопасность, экономику - проверяют на прочность институт нейтралитета в Европе.

В связи с тем, что в ХХI веке все чаще наблюдается тенденция отказа от нейтралитета во многих внешнеполитических вопросах - это непосредственно угрожает безопасности Российской Федерации. Если большинство европейских стран еще после распада биполярной системы расставили приоритеты во внешней политике, решили, чью сторону примут, то для многих нейтральных государств этот вопрос стоит сегодня на повестке дня. Главная угроза национальной безопасности Российской Федерации исходит от расширения НАТО, а Швеция и Финляндия уже являются потенциальными членами Североатлантического альянса. Таким образом, будущее европейского нейтралитета, его исчезновение или развитие напрямую связано с национальными интересами РФ

Объектом исследования являются нейтральные страны Европы: Австрия, Финляндия, Швеция и Швейцария.

Предметом исследования является внешняя политика нейтральных государств и ее специфика на современном этапе развития международных отношений.

Хронологические рамки работы включают в себя временной промежуток с окончания холодной войны, распада биполярной системы международных отношений и до наших дней (1991 - начало 2014). Так как в этот период отмечаются изменения, произошедшие во внешней политике нейтральных европейских стран.

Географические рамки исследования не ограничиваются только лишь территорией европейских нейтральных государств, так как благодаря мировой интеграции, все страны мира стали взаимозависимы. В рамки исследования входят, помимо всей Европы - США, Российская Федерация и многие страны Азии, с которыми нейтральные страны имели какие-либо отношения в изучаемый период времени.

Цель работы заключается в исследовании политики нейтральных государств Европы после окончания холодной войны.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Изучить особенности политики нейтралитета Австрии, Финляндии, Швеции и Швейцарии в современных условиях международных отношений.

. Выявить различия и уровень интеграции нейтральных государств в европейские и международные организации.

. Оценить перспективы развития института европейского нейтралитета.

Методологической основой дипломной работы являются методы исследования, общепризнанные в современной политике и аналитические подходы для оценки развития и перспектив взаимоотношений на международной арене. Так же используются как методы теоретического исследования: классификация, сравнение, аналогия, индукция и дедукция, теоретический анализ и синтез, обобщение; так и методы эмпирического исследования: сбор информации, касающейся​ тематики исследования. Так как работа основывается и на исторических аспектах европейского нейтралитета, автором были использованы и приемы конкретно-исторического анализа, которые предусматривают рассмотрение явлений в их внутренней связи, развитии и взаимовлиянии.

Говоря о степени изученности работы, следует отметить, что сам феномен нейтралитета становится предметом исследования довольно часто. Особенно много работ написано о внешней политике нейтральных государств в период двух мировых воин ХХ столетия. Так же, большое внимания авторы уделяют нормативно-правовым основам функционирования данного института, тщательно изучая все конвенции, акты и международные договоры. Но, в силу того, что данная дипломная работа посвящена исследованию особенностей внешней политики на современном этапе - степень изученности данной проблемы не высока. Благодаря этому много вопросов остаются открытыми для рассмотрения и позволяют автору, анализируя имеющуюся информацию, делать собственные выводы и прогнозы.

Так как изучаемая проблема охватывает современный этап международных отношений, историография только начала формироваться и исследование проведено в большей степени благодаря научным и публицистическим статьям, государственным законодательным актам и международным договорам.

В историографическом обзоре данной темы можно выделить следующие группы работ:

)        Работы, посвященные истории становления и развития нейтралитета в Европе.

)        Работы, которые раскрывают современную позицию и особенности внешней политики европейских нейтральных стран.

)        Работы, описывающие правовые особенности статуса нейтралитета.

)        Зарубежные источники и публикации на тему европейского нейтралитета.

)        Источниковая база, основанная на универсальных международно-правовых актах конституциях нейтральных европейский стран, государственных договорах.

К первой группе можно отнести труды, в которых подробно рассмотрены все вопросы, связанные с возникновением и развитием нейтралитета. Особое внимание следует уделить таким авторам, как Л.А. Моджорян «Политика нейтралитета», В.А. Кружков «Постоянный нейтралитет Австрии: становление, трансформация и перспективы», И. К. Петров «Очерки истории Швейцарии». Они в своих работах детально рассмотрели периоды становления нейтралитета, выявили причины перехода государств к данному вектору внешней политики.

Благодаря тому, что довольно часто особое внимание авторы в своей работе уделяют исследованию специфики определенного нейтрального государства, досконально изучая его особенности - становится возможным сделать более детальный анализ рассматриваемой проблематики. Это дает возможность сравнить политику, позиции и приоритеты исследуемых стран. Такие труды принадлежат Д.Л. Кунц «Австрийский нейтралитет», В.А. Кружкову «Как Австрия стала нейтральной», О.В. Афанасьевой «К истории Швейцарского нейтралитета», Й. Вейбулль «Краткая история Швеции».

Так же, в эту группу входят пособия по истории международных отношений и проблемам мировой политики, авторы которых характеризуют ситуацию в мире в целом. П.А. Цыганков «Теория международных отношений», М.М. Лебедева «Современные глобальные проблемы мировой политики». В частности, работа М.М. Лебедевой содержит анализ важнейших угроз: международный терроризм, распространение ядерного оружия, несоблюдение прав человека, глобальные экологические, демографические, социально-экономические проблемы - все эти вопросы занимают важное место во внешней и внутренней политике нейтральных стран.

Ко второй группе следует отнести работы, которые рассматривают современный этап международных отношений, не затрагивая исторический аспект, а анализируя современную специфику нейтральных стран, выявляя особенности их политики на современном этапе.

Здесь следует указать работу А.В. Кондакова «Постоянный нейтралитет - анализ прошлого и перспективы на будущее (на примере Австрии и Швейцарии)», в которой он размышляет над тем, как изменения в современном мире отражаются на трансформации политики нейтралитета в Европе. Важным источником является публикации Юрия Степановича Дерябина. Это российский дипломат, руководитель Центра Северной Европы Института Европы РАН. К тому же, Ю.С. Дерябин состоял на дипломатической должности Чрезвычайного и Полномочного Посла в Финляндии. Его статьи основаны на личном опыте и на глубоких знаниях, поэтому они детально раскрывают суть нейтралитета Финляндии и Швеции. Автор пишет о том, что Стокгольм в последнее время своеобразно понимает свою политику нейтралитета, стремясь придать ей проамериканскую направленность. Особенно ярко это проявилось во время конфликта в Южной Осетии, когда Швеция заняла даже более жесткую позицию, чем члены Североатлантического альянса. Финляндия напротив проявляет сдержанность в своей политике и подтверждает свой нейтральный статус.

В эту же группу входят публикации, касающиеся важной особенности нейтральных государств в современный период - расширение понятия нейтралитета за счет активизации во внешней политике. Статья Стенли Р. Слоана «Нейтральные европейские партнеры НАТО: ценные участники или любители пожить за чужой счет?» посвящена актуальной теме - интеграции нейтральных стран с международными организациями. Автор анализирует уровень взаимоотношений Швеции и Финляндии с Североатлантическим альянсом и делает вывод о том, какие причины способствуют пронатовской позиции этих нейтральных стран. Стенли Слоан уделяет большое внимание особенностям НАТО, как международной организации, описывая ее основные принципы и акцентируя внимание на том, что плотное сотрудничество Швеции и Финляндии с НАТО противоречит статусу нейтралитета.

Статья С. Фирсовой «Швейцария и ЕС: развод и девичья фамилия?» и Е. В. Оглоблиной «Швейцария и Европейский Союз: тенденции и перспективы торгово-экономического и валютного взаимодействия», помогли автору разобраться в особенностях двусторонних отношений Швейцарии и Европейского Союза. В них даются ответы на такие актуальные вопросы, как: почему Швейцария не входит в ЕС, что является «камнем преткновения» в этих билатеральных отношениях, есть ли возможность более тесного сотрудничества между Швейцарией и ЕС

К третьей группе относятся работы, благодаря которым складывается точная и ясная картина правовых особенностей статуса нейтралитета. Статья А.Д. Попова «Без гарантий и без опасности. Из жизни европейских нейтралов», она посвящена правовым особенностям статуса постоянного нейтралитета. Автор рассматривает привилегии и обязанности государств, которые автоматически становятся частью внешней политики с приобретением новой роли на международной арене. В этой работе доступно пересказаны Гаагские Конвенции 1899 и 1907 годов о законах и обычаях войны, включённые в комплекс норм международного гуманитарного права.

Особый вклад в детальное изучение международных соглашений и юридических документов, на основе которых осуществляется признание нейтрального статуса и его гарантирование соседними странами, внесли труды историка и специалиста в области международного права Б.Э. Нольде.

В эту же группу входят работы под редакцией В.Т. Батычко «Международное право. Конспект лекций», Б.В. Ганюшкина «Международная гарантия постоянного нейтралитета», и А.В. Кондакова «Постоянный нейтралитет в международном праве». Эти работы позволили досконально изучить правовые стороны нейтрального статуса, что является неотъемлемой частью изучения выбранной проблематики.

В четвертой группе работ собраны зарубежные публикации, научные статьи и договоры. Так как данная тема исследования особенно популярна в Европе и непосредственно касается европейских стран, историографии по этой теме на других языках достаточно много. В частности, автором были изучены зарубежные источники: Les traités de Paris de 1814 et 1815» «Convention concernant les droits et les devoirs des Puissances et des personnes neutres en cas de guerre sur terre», «Traité d'État portant rétablissement d'une Autriche indépendante et démocratique (Vienne, 15 mai 1955)», «Pays neutres, la Finlande et la Suède s'inquiètent d'une éventuelle menace russe». Помимо иностранных источников в работе были использованы публикации зарубежных авторов: Bonjour Е. «Swiss Neutrality», Staessle L. «Due Entwichlung der schweizerischen neutralitaet», в которых описываются основные положения нейтрального статуса и его особенная и незаменимая роль на международной арене.

Пятую группу составляет источниковая база, которая играет важную роль при изучении любой проблематики. В нее входят: Конституция Швейцарской Конфедерации, принятая на референдуме в 1999г, Конституция Австрийской Республики от 10 ноября 1920г, Конституция Финляндии, принятая в 1999 году и Конституция Швеции от 27 февраля 1974 года. Акты относительно признания и гарантий постоянного нейтралитета: «Акт относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории, Париж, 8(20) ноября 1815 г.», «Государственный договор о восстановлении, независимости и демократии Австрии».

1.Становление европейского нейтралитета и его специфика на современном этапе

Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус, который предполагает собой неучастие в военных конфликтах, которые происходят или могут произойти в будущем. Таким образом, государство, которое придерживается данного статуса, должно воздерживаться от участия в военно-политических блоках, ему следует запрещать размещать военные базы на своей территории и открывать свое воздушное пространство для одной из воюющих сторон. В то же время нейтральное государство должно содействовать поддержанию мира и порядка, разоружению, выступать против распространения оружия массового уничтожения и всячески содействовать мирному сосуществованию государств. Отсюда следует сделать вывод, что политика нейтралитета осуществляется не только во время войны, но и в мирное время, в которое государство имеет право самостоятельно выбирать, с кем развивать политические, экономические и культурные связи. И, конечно же, нейтральный статус не запрещает использовать военную мощь с целью самообороны.
 Статус постоянного нейтралитета закрепляется юридически с помощью международного договора. Он подписывается заинтересованными странами, которые выступают гарантами и государством, которое наделяется этим статусом. Договор о принятии статуса нейтралитета не имеет срока действия, он заключается на все будущее время и является главным отличительным признаком внешней политики государства. Так же, статус нейтралитета может быть определен страной на основе принятия им только внутренних актов, без заключения международного договора. Но и в этом случае необходимо, чтобы данный статус был признан и другими государствами.

Как и любое политическое явление, нейтралитет видоизменялся с течением времени. В каждый период своего развития он понимался по-разному. Hейтралитет, как понятие межгосударственных отношений, появился еще в древнем мире. В те времена, из-за отсутствия закрепленных политико-юридических норм, нейтралитет предполагал собой, что невоюющие государства обязаны не присоединяться к тому, кто ведет «несправедливую» войну. Еще в этих ранних определениях указывалось, что если невозможно определить, кто действительно является агрессором, то необходимо не оказывать поддержку ни одной, ни другой стороне.

Доказав свое позитивное влияние на межгосударственные отношения, в Средние века термин был уже уточнен и расширен. Нейтралитет начал юридически закрепляться в международных договорах. Это означало, что нейтралитет приобретал новую форму - договорную, которая закрепляла определенные обязательства государств, в связи с их новым статусом. Несмотря на то, что их политика должна быть беспристрастной, на протяжении долгого времени было вполне допустимо отправлять в иностранные армии за определенную плату наемников и это не противоречило статусу нейтралитета.

Привлекательность этой политики в первую очередь была вызвана тем, что она должна гарантировать целостность и безопасность государства. Так как предполагалось, что воюющие стороны обязаны не допустить военных столкновений на нейтральных территориях. Но, в действительности, после приобретения этого статуса, никаких гарантий страны не получали и пользовались лишь надеждами на порядочность третьих стран. Таким образом, нейтральным государствам все равно своими силами приходилось отстаивать свою безопасность и добиваться признания нейтрального статуса другими странами.

Эволюция политического понятия нейтралитета на протяжении Средних веков в целом была направлена на конкретизацию регулирования различных сфер взаимоотношений государств, в периоды вооруженных конфликтов, а его содержание сводилось к представлению нейтральными странами равных возможностей обеим воюющим сторонам.

В Новое время появилась необходимость юридического закрепления норм и правил политики нейтралитета. Это было связано с тем, что в Европе появлялось много мелких государств, которые не могли самостоятельно обеспечивать свою безопасность. Гаагская конвенция 1899 года и конвенция 1907 детально регламентировали права и обязанности нейтральных стран, но еще более важно, что в этих конвенциях четко прописывались и правила поведения для воюющих стран.

Они были обязаны: уважать неприкосновенность нейтральных территорий, не вести через данные территории войска, не проводить военных операций, в нейтральных водах, не имели права задерживать и осматривать как нейтральные, так и вражеские суда и т.д.

Это был большой прорыв международного права в области политики нейтралитета. Это позволяло хоть частично сохранять островки мира во время военных конфликтов. Воюющие страны должны были чувствовать ответственность за сохранность нейтральных территорий, за их безопасность и целостность.

Нейтралитет не однороден, а даже имеет несколько видов. Например, существует «военный нейтралитет», под ним определяется сотрудничество нескольких нейтральных стран, которое становится необходимым для защиты своей политики на международной арене. Так же существует нейтрализация отдельных территорий. По своей сути это договор, который связывает большое количество государств и запрещает ведение военных действий на определенной территории. Чаще всего, это территории, не принадлежащие ни одному из государств и имеющие либо стратегически важное положение, либо природные ресурсы. Самым ярким примером здесь может выступить Антарктика. Ее международно-правовой режим определяется договором об Антарктике от 1 декабря 1959 года. Необходимость заключения договора об Антарктике была вызвана притязанием на данный материк Аргентины и Чили. В этой связи договор закрепил мораторий на притязания на земли материка и признал данную территорию как территорию с международным режимом. Статья 1 Договора провозгласила использование Антарктики только в мирных целях (демилитаризованная территория). В Антарктике провозглашается свобода всем заинтересованным государствам в осуществлении научных исследований. Статья 7 Договора допускает проведение любых инспекций со стороны Договаривающихся сторон на предмет исполнения положений договора.

На протяжении «холодной войны» нейтралитет был удобным инструментом для малых стран. В период обостренных отношений между Западом и Востоком каждая страна опасалась быть втянутой в военный конфликт между двумя блоками или локальную войну, боясь стать марионеткой в руках великих держав. Но, тем не менее, нейтральные страны играли позитивную роль в снижении уровня милитаризации, в поддержании мира и разоружении.

Каждый специфический отрезок истории по-своему отражался на политике нейтралитета. Военные, экономические, социальные факторы - все это влияло на роль этих стран в мире и на их политические приоритеты. Распад биполярной системы, исчезновение с международной арены одного из противостоящих блоков - СССР, повлекло за собой изменение баланса сил в мире и коснулось каждого государства в частности. Несомненно это не оставило в стороне и нейтральные страны, которые во время противостояния, по правовым основам нейтралитета, не могли принимать чью-то сторону, а теперь, когда конфронтации больше нет, они фактически имели право начать развивать более тесное сотрудничество с одной из сторон.

Именно с момента окончания «холодной войны» и начинаются изменения в политике нейтральных государств, которые с одной стороны объясняются новым международным порядком, а с другой - противоречат закрепленным нормам политики нейтралитета. Нельзя говорить, что этот институт утратил свою эффективность или изжил себя, но необходимо отметить, что проводимая политика стала более гибкой и быстро подстроилась под произошедшие изменения. В 90-х гг. правительства некоторых нейтральных стран, считая это вполне приемлемым, принимали участия в миротворческих организациях, начали вступать в различные международные организации и даже участвовали в международных экономических санкциях.

В современной Европе нейтральными странами принято считать Швейцарию, Швецию, Австрию и Финляндию. Каждая из этих стран стала нейтральной по разным причинам и в разное время, но ветераном нейтралитета, несомненно, считается Швейцария. Еще в далеком 1815 году ее статус был установлен и в 1848 получил закрепление в конституции страны. Ту роль, которую сыграл нейтралитет в развитии этого государства невозможно не оценить. Пока на протяжении двух мировых воин все страны разрушали экономику и территорию из-за ведения военных действий, Швейцария успешно пользовалась своим статусом, пополняла богатства и сохраняла свою целостность. Конечно, много дискуссий ведется о «беспристрастности» Швейцарии во время второй мировой и о «черных» запасах в ее банках, но, тем не менее, это одно из самых процветающих стран в мире, с одним из самых высоких уровней жизни населения и все это благодаря приобретенному статусу 200 лет назад. В настоящее время Швейцария является не только процветающей европейской страной, но и государством, где наиболее активно проявляется международная жизнь, деятельность гуманитарных международных организаций. Именно благодаря своему нейтральному статусу Швейцария является европейским центром деятельности ООН. В Женеве находится европейское отделение ООН, штаб-квартира Всемирной организации здравоохранения и еще многих крупных международных организаций.

Австрия присоединилась к группе нейтральных государств значительно позже, но приобретенный статус был для нее не менее значимым. Нейтралитет был установлен в 1955 году Московским меморандумом, а затем, в этом же году, получил закрепление в законодательстве страны. Разрушенные вследствие второй мировой войны инфраструктура, народное хозяйство, экономика - потихоньку восстанавливались, налаживалась политическая стабильность. И что самое главное, этот статус помог Вене избежать германской учести и быть разделенной на части странами-победительницами. Со временем, Австрия все чаще становилась местом проведения важных международных совещаний. Статус нейтрального государства помог Вене встать на новый международный уровень и на своем примере показать эффективность проводимой политики.

Исторически, можно заметить, что многие из стран приходят к принятию нейтрального статуса после разрушительных воин, которые не принесли никакой прибыли и пользы, а лишь разрушили экономику и нанесли огромный ущерб. Швеция на протяжении долгого времени вела активную военную конфронтацию с Россией, которая не дала ожидаемых результатов, а лишь опустошила экономические запасы страны. Приобретенный статус помог Швеции не просто восстановиться, а стать одной из ведущих стран мира. Но явной особенностью является то, что нейтральный статус этой страны не закреплен ни в одном законодательном акте. Но, несмотря на это, международная общественность признает и уважает его.

Так же как и Австрия, Финляндия стала нейтральной после подписания договора с СССР, в первую очередь, опасаясь нападения со стороны Германии. В этом случае Финляндии гарантировалась наша поддержка и защита ее территорий. А вот в период «холодной войны», нейтралитет основывался уже не на опасении нападения Германии, а на близости с Советским Союзом и на мифической угрозе, которая от него исходила.

Вся политика нейтралитета построена на национальных интересах государств. Она защищает их целостность, так как они считаются неприкосновенными, она позволяет занимать особое, привилегированное место на международной арене, так как нейтральные страны часто выступают в качестве посредников. Изменения, произошедшие в мире в начале 90-х гг. не могли пройти мимо и не оказать влияние на нейтральные страны. С этого момента, такие государства, как Австрия, Швеция, Финляндия, все чаще говорят о том, что они придерживаются не политике нейтралитета, а политики «неприсоединения», что подразумевает собой всего лишь неучастие в военных союзах. Именно это уточнение и является опорным пунктом в новой политике «нейтральных» стран, после исчезновения биполярной конфронтации.

Последнее десятилетие двадцатого века повлекло за собой много изменений. В 1995 году Австрия, Швеция и Финляндия стали членами ЕС, а этот союз, как известно, давно перестал быть просто экономическим объединением. В нем имеются наднациональные органы и что очень важно, каждый участник в случае военного конфликта обязан помогать другим членам ЕС, что полностью противоречит политике нейтралитета. Необходимо отметить, что эти страны до сих пор полностью не отказались от этого статуса лишь из-за того, что народ категорически против, так как люди уверены, что это залог мира на их территории, это неотъемлемая часть их истории и национального самосознания.

Швейцария никогда не отрицала важную роль нейтрального статуса в своей внешней политики, а даже гордилась ей. До недавнего времени она не вступала в какие-либо организации и союзы, этому может свидетельствовать то, что членом ООН Швейцария стала лишь в 2002 году. Благодаря истинному нейтралитету на территории этой страны постоянно проводятся форумы и встречи международного значения.

В тенденции постепенного отказа от политики нейтралитета может играть роль фактор активной европейской интеграции. С появлением большого количества международных организаций, которые способствуют разноплановому развитию различных отраслей международных отношений, вызывают страх у нейтральных государств в итоге остаться в стороне от происходящих процессов.

Постепенно, изменения, происходящие в нормативно-правовых актах, сами вели к ослаблению нейтралитета. Данная трансформация на современном этапе уходят корнями в далекое прошлое. Так, право нейтрального государства иметь собственные вооруженные силы для случая, если на их территорию будут покушаться, появилось далеко не сразу. Затем, даже страны с абсолютным нейтралитетом получили возможность не только закупать оружие, но и производить его самим. А на современном этапе, экономическая интеграция между государствами привела к тому, что нейтралы не считают неприемлемым экспорт производимого оружия. Например, даже Швейцария имеет на своей территории военно-промышленные компании, выпускающие различные вооружения. Швейцарская «Eidgenossische Rustungsb» изготавливает стрелковое оружие и боеприпасы, двигатели, авиационную и артиллеристскую технику, а «Oerlikon-Buhrle» - еще и ракетную технику. Компания «Celsius» помимо обычных вооружений производит корабли и суда. Всемирно известные «Saab» и «Ericsson»военную электронику, которая известна на весь мир своим превосходным качеством.

Точно так же и на сближение стран с Североатлантическим альянсом и на образование ЕС влияли внешние и исторические факторы. После окончания «холодной войны» мир становился все более однополярным и все более контролируемым Соединенными Штатами. Европейский союз создавался в противовес возрастающей мощи Америки. Было необходимо еще более тесное объединение европейских государств, чтобы и дальше соблюдался баланс сил, который исчез с распадом СССР. Уже в 1995 году 3 нейтральные страны вступили в ЕС. В этом же время была создана натовская программа «Партнерство ради мира», в которую сразу же вошли европейские нейтралы.

Еще во время «холодной войны» НАТО, для многих европейских стран, выступал «гарантом безопасности и стабильности в регионе». И эта я репутация во всей Европе не исчезла с распадом ОВД, а наоборот усилила свои позиции после вступления в НАТО бывших участников варшавского договора. В период перемен альянс выступал надежным фундаментом для строительства новой внешней политики для участников организации и этим был очень привлекателен и для нейтральных стран. Так как в открытую они не могли вступить в военный блок - организация «ПРМ» пришлась как раз кстати.
Нейтральные страны, особенно, такие как Швеция и Швейцария, которые пребывают в этом статусе уже давно, не привыкли тратить на свою оборону огромные средства, а тем более в случае военного столкновения. Конечно. участие в «Партнерстве ради мира» не несет таких гарантий защиты, как само членство в альянсе, но нет сомнений, что в случае чего, помощь обязательно будет оказана.

По мнению многих отечественных и зарубежных политологов, особенностью современных международных отношений является то, что все большее значение в мировой политике начинает играть наднациональная политика. Это тоже является издержками европейской интеграции. С появлением новых угроз мировому порядку, таких, как: распространение оружия массового поражения, загрязнение окружающей среды, терроризм - считается, что бороться с такими недугами необходимо всем вместе и это мощный стимул международного сотрудничества. В силу того, что нейтральные страны сталкиваются с этими же проблемами, так же заинтересованы в развитии своей экономики и стабильности в области безопасности - они не могут оставаться в стороне от общеевропейского объединения. Как и любая политика - нейтралитет подстраивается под современный этап развития международных отношений. Так как главным условием этой политики является неучастие в военных конфликтах, неприсоединение к военным блокам - нейтральные страны имеют право делать все для того, чтобы мир среди государств не нарушался, был стабильным и гарантировал безопасность каждому актору международных отношений. Т.е. присоединение нейтральных стран к некоторым международным организациям - это путь к сохранению условий для продолжения ими политики военного неприсоединения.

В самих нейтральных странах общественность и политическая элита в оценке нейтралитета разделилась на три лагеря. Первые - считают, что необходимо сохранять нейтралитет в его первоначальных традициях, вторые - что необходимо отказаться от этой политики, так как она не может существовать в современном мире, а третьи считают, что может быть возможным сохранение нейтралитета, только при сведении его к «военному нейтралитету». Руководство Австрии не заявляло об отказе от политики нейтралитета, оно говорилось о том, что необходимо пересмотреть этот статус, в соответствии с новым международным порядком. Вена готова на вступление в тесные взаимодействия с военно-политическими структурами запада, но в большей части в рамках Евросоюза, а не НАТО. Даже не смотря на то, что очень влиятельные деятели в политических кругах Австрии не считают необходимым впредь соблюдать нейтралитет - по общественным опросам, примерно 2/3 населения остаются сторонниками традиционной политики. Такие же разногласия существуют и в остальных странах, как среди политических партий, так и среди граждан. Единственным государством, в котором и народ, и власть фактически единодушно одобряют присутствие института нейтралитета во внешней политике - это Швейцария. Избрав этот статус почти 200 лет назад, он успешно ведет страну к процветанию, богатству и безопасности. Растущая экономика, высокий уровень жизни, огромное культурное наследие - все это следствие мирного нейтрального существования Швейцарии. Пока ее европейские соседи разорялись, участвуя в двух мировых войнах в ХХ веке, она активно развивалась и обогащалась за счет воюющих стран. Вряд ли когда-то Швейцария откажется от статуса, который позволяет каждому человеку, живущему в этой стране, чувствовать уверенность в завтрашнем дне.

Но при современной интеграции, изменении внешнеполитических курсов, активизации сотрудничества и увеличивающейся тенденции сближения с НАТО, необходимо разобраться в следующем вопросе: может ли нейтральная страна самостоятельно решить и отказаться от этого статуса? Ответ определенно будет отрицательным. В связи с тем, что почти все нейтральные страны установили свой статус с помощью определенных законодательных актов, договоров и меморандумов, у них есть страны-гаранты их нейтралитета, которые в свое время признали избранный путь их внешней политики. Таким же гарантом нейтральных стран может служить и ООН, организация, в которую когда-то они вступили как постоянно нейтральные государства. Одним словом, самостоятельный отказ от соблюдения данной политики не имеет место быть, так как это должно быть одобрено как минимум всеми странами-гарантами.

Роль нейтральных государств в наши дни вырастает в разы, когда речь идет о современных вызовах безопасности. Особенность этих вызовов выражается в том, что их фактически невозможно решить военным путем, они носят технический и эволюционный характер, они появились вследствие развития современного общества.

В международных отношениях выделяют на современном этапе четыре группы вызовов безопасности.

Первая группа вызовов безопасности обусловлена снижением роли государств в условиях глобализации, выходом на мировую арену новых участников международных отношений. Это связано с ростом теневой экономики, действиями мировых финансовых спекулянтов, созданием богатейших международных корпораций, распределяющих блага и осуществляющих социальный контроль наравне с государствами. Торговля наркотиками, оружием, людьми, «отмывание» денег и связанные с этим вымогательство и коррупция благодаря организованной преступности превратились в самостоятельную отрасль хозяйства, действующую в международном масштабе. Религиозные и этнические объединения несут угрозу экстремизма, нередко используют терроризм для достижения своих целей, создавая угрозу региональных военных конфликтов.

Вторая группа вызовов связана с возрастанием разрыва экономического развития и социального положения между странами, народами и социальными группами. Это вызывает напряженность в обществе, которая порождает различные конфликты, создает благоприятную почву для возникновения преступности и политического насилия. Это, как правило, сопровождается миграцией населения из бедных стран в боле развитые, в которых это вызывает большие проблемы с работой у коренного населения, а как следствие, приводит к ужесточению визового режима. В Европе эта проблема особенно актуальна из-за существования шенгенской зоны. Нейтральные страны борются с этим проще, чем остальные, они не заставляют себя терпеть страдания от потоков мигрантов, Они проводят референдумы, а затем ужесточают государственные законы, как в феврале 2014 года это сделала Швейцария.

Третья группа глобальных вызовов касается напрямую развития науки и техники. В первую очередь - это интернет и телевидение. В современном мире это сильнейшее оружие, которое способно изменить сознание человека, заменив истинные ценности на фальшивые. Современная техника открывает доступ к любым банковским счетам, секретным информациям, позволяет в считанные секунды взламывать важные государственные сайты. Такая незащищенность информации ставит под угрозу национальную безопасность.

Четвертая группа вызовов связана с такими естественными вещами, как ограниченность ресурсов и, в связи с этим, угроза населению из-за перенаселения планеты.

В решении этих вызовов не поможет военная мощь, да и одно какое-то государство в одиночку не сможет побороть все эти недуги. Именно в этом контексте неоценим опыт нейтральных стран в использовании ненасильственных методов при решении спорных международных вопросов. Вечно воевать невозможно и пресной воды не будет становиться больше на земле благодаря новейшему оружию, возможно, это и есть яркие показатели того, что современное общество нуждается в нейтральных странах, которые всегда готовы сотрудничать на благо социума и на его мирное развитие.

. Уровень интегрированности нейтральных стран с международными организациями

2.1 Особенности политики европейских нейтральных государств в отношении НАТО

Организация Североатлантического договора НАТО - военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, Канаду и США. Была основана 4 апреля 1949 года.

Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран - США, Канада, Исландия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F>, Великобритания <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, Франция <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F>, Бельгия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B8%D1%8F>, Нидерланды <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%8B>, Люксембург <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3>,Норвегия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%B2%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F>, Дания <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, Италия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F> и Португалия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F>. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

Как оговаривалось выше, при указании основных критериев нейтрального статуса, страны, придерживающиеся этой политики, не имеют права присоединяться к какой-либо военной организации. Но, несмотря на это нейтральные европейские государства ведут довольно активную внешнюю политику с Североатлантическим альянсом, который является примером военного блока. В настоящее время ни одна из этих стран не является участником НАТО, но все пять, еще в 90х, вошли в ее программу «Партнерство ради мира», а Швейцария сделала это даже раньше, чем вступила в ООН (Швейцария стала участником Организации Объединенных Наций в 2002).

У каждой страны своя история взаимоотношений с альянсом, но ближе всех к вступлению в военный блок находится Швеция. Несмотря на то, что после Второй Мировой войны Швеция не стала членом НАТО, в «холодной войне» явно заняла сторону США. Например, в 1952 году советскими истребителями был сбит шведский разведывательный самолёт, собиравший данные для американцев, обещавших, в свою очередь, предоставить вооружённым силам Швеции новое электронное оборудование. А после окончания «Холодной войны», после того, как для Швеции исчезла «восточная угроза», появилась возможность сближения с НАТО, формально не входя в организацию. Вскоре, Стокгольм заменил принцип нейтралитета, на принцип свободы от участия в военных альянсах. После создания программы «Партнерства ради мира» Швеция одной из первых стала ее участником. Так же, она принимает активное участие в операциях НАТО, будь то Босния и Косово, где действовал ее миротворческий контингент или Индийский океан, где проводилось антипиратское патрулирование. С 2006 года, она принимает активное участие в составе Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане, там находится около полутысячи шведских солдат. Однако, на новый уровень партнерства, не имеющего аналога среди стран-партнеров, Швеция вышла во время операции НАТО «Юнифайд протектор» в Ливии.

Недавно, Швеция начала содействовать коалиционным войскам и отправила в Ливия 8 боевых судов.. При этом, военные суда над Ливией находятся в особенном статусе: они имеют право открыть огонь лишь в случае опасности нападения на них и не могут атаковать наземные цели. По словам премьер-министра Швеции Фредриха Рейнфельдта: «членство в НАТО всего лишь констатация факта», но в то же время, власти заявляют, что на данный момент участие в НАТО не актуально для их страны, так как при опросе общественного мнения «за» вступление высказались только 36% опрошенный, да и к тому же, Ригсдаг не единодушен в отношении этого вопроса. Но после присоединения Крыма к России этот вопрос вновь поднялся на повестку дня, потому что в последние годы общественность в Швеции была чрезмерно обеспокоена «Русской угрозой».

Нейтралитет Финляндии на протяжении «холодной войны», в первую очередь, был вызван страхом угрозы, которая якобы исходила от Советского союза. Страх и незащищенность вынуждали Хельсинки придерживаться этой политики. На современном этапе, Финляндия - следующая на очереди после Швеции из претендентов на вступление в НАТО. У них на это даже существуют общие причины: во-первых, оба государства являются участниками ЕС и не считают, что эта организация может полноценно гарантировать им безопасность, и, большую роль играет непосредственная близость с Россией, страх от которой не прошел, несмотря на распад СССР. Согласно общему мнению в этом регионе, если Швеция подаст заявку на вступление в альянс, то заявку от Финляндии долго ждать не придется. «Как сообщает газета YLE (19.04.2013г.) каждый третий финн одобряет вступление Финляндии в североатлантический военный альянс НАТО. Таков результат опроса, проведенного компанией Taloustutkimus по заказу вечерней газеты Iltalehti. Против вступления в НАТО высказались 45 процентов респондентов. Еще прошлым летом отношение финнов к НАТО было более негативным. По результатам опроса, проведенного по заказу YLE, 29 % респондентов выступили «за» вступление в альянс, а 52 % - «против»«. На усилившееся в последнее время настроение к интеграции в североатлантический альянс, Сергей Шайгу заявил, что при вступлении Швеции или Финляндии в НАТО мы будем вынуждены усилить наше военное присутствие в соседних регионах.

Активизацию в данной тенденции правительства «нейтральных» государств связывают, в первую очередь, с присоединением Крыма. Так как на западе это рассматривается как аннексия данной территории, повсюду говорится о том, что референдум был фальсифицирован - следовательно, Россия в глазах запада приобретает все более недружелюбный образ.

Помимо этого, власти Швеции и Финляндии часто действуют без согласия своих граждан, которые хотят, чтоб их государство придерживалось нейтралитета. Так, например, в 2006 году власти Швеции и Финляндии решили присоединиться к натовским силам быстрого реагирования накануне выборов, а избиратели узнали об этом лишь после прошедшего голосования.

Установление статуса постоянного нейтралитета Австрии состоялось только после окончания Второй Мировой войны и проходило достаточно сложно. После того, как 15 апреля 1955 года Австрия и СССР в Москве подписали меморандум, в котором было закреплено международное обязательство Австрии «постоянно придерживаться нейтралитета такого рода, которого придерживается Швейцария» и после совместного заявления СССР, США, Великобритании, Франции и Северной Ирландии о признании постоянного нейтралитета Австрии, парламент принял конституционный закон о нейтралитете Австрии, который вступил в силу 5 ноября 1955 г. Австрийский нейтралитет устанавливался и существовал можно сказать из-за противостояния «холодной войны» и для всей страны эта политика остается актуальной и по сей день. Эта заслуга полностью принадлежит покойному канцлеру Бруно Крайскому, он вознес статус нейтралитета до такой степени, что он до сих пор является частью национального самосознания. Но, тем не менее, 90-е годы, Австрия потихоньку начала пересматривать свой нейтралитет, когда открыла воздушное пространство для полётов самолётов, во время войны в Персидском заливе в 1991 году и во время натовских операций в Косово в 1999 г.

Что касается вопроса о вступлении в Североатлантический альянс, нужно отметить, что государственные партии не солидарны в этом вопросе. Социал-демократы выступают против и считают, что участия в ПРМ вполне достаточно и необходимо и дальше придерживаться нейтралитета, тогда как Австрийская народная партия и Австрийская партия свободы настаивают на вступлении в альянс. А министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц говорит о партнерстве Австрии в НАТО, как о логичном следствии членства в Европейском Союзе. «Приводится следующий довод: участие Австрии в ПРМ принципиально важно для того, чтобы она была полностью вовлечена в военные аспекты Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО),»
Скорее всего в ближайшее время Австрия не станет членом НАТО, но будет много политических, экономических и культурных точек взаимодействия в которых они будут сотрудничать.

Единственной страной, которая является фактически синонимом нейтралитета, является Швейцария. Уже на протяжении пяти веков во внешней политике Швейцарии доминирует лозунг: «Не вмешивайтесь в чужие дела», который был провозглашен Никлаусом фон дер Флю. Швейцария объявила о своем нейтралитете еще в 1515 году, и, спустя 300 лет, на Венском конгрессе, он был признан и другими странами. Швейцария, вероятно, находится дальше всех от реального вступления в НАТО. Конечно же, большую роль в этом играет тот факт, что в стране статус нейтралитета был «выбран», а не «навязан». По итогам опроса, проведенного в 2001 году, 83% жителей считают, что необходимо и в будущем придерживаться этой политики. Статус нейтрала наделил Швейцарскую конфедерацию особой ролью в международных отношениях, выделил ей особое место, от которого швейцарцы, в ближайшем будущем, вряд ли откажутся. Эта политика помогла сохранить целостность страны во время мировых воин, обеспечить безопасность на ее территории, способствовать активному развитию всей инфраструктуры, - но самое главное, что экономика страны стабильна, как ни в одном другом месте на земле. Швейцария - это хранилище золотых и денежных запасов всего мира. Уровень жизни горожан выше среднего, сравнивая со всеми остальными странами Европы. Берн часто выступает посредником и предоставляет свою территорию для переговоров, примером может служить даже Конфликт между Москвой и Тбилиси, произошедший в 2011 году, когда Грузия наложила вето на вступление России в ВТО. Безусловно, стоит отметить, что нейтралитет Швейцарии крайне важен для России, то, что она не является членом какого-либо военного или политического блока говорит о том, что в Европе еще остались страны, которые поддерживают баланс на политической арене.

Тем не менее, в 1996 году Швейцария вступила в программу НАТО «Партнерство ради мира», правда с условием, что может покинуть ее в любое время. А в 2002 году в Косово даже появились первые швейцарские миротворцы.

К 2016 году, по реформе, принятой в 2003 году, армия конфедерации должна составлять не более 100 тысяч солдат, можно сказать, что это чуть ли не единственное государство, которое может позволить себе фактически не иметь военнослужащих. Швейцария заняла такое положение в мире, что она «заранее в безопасности», ее сохранность гарантируют национальные интересы других государств, которые находятся на территории страны.

2.2 Европейский союз и нейтральные государства, особый статус Швейцарии

Европейский союз (ЕС) - межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства; возникло на базе Европейского сообщества. Договор о ЕС, подписанный в 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) главами государств и правительств 12 государств - членов Европейского сообщества, вступил в силу с ноября 1993 г. На начало 2013 года в Евросоюз входят 28 государств. Представляет наиболее развитую форму экономической и политической интеграции в Европе. Договор дополнительно к национальному гражданству вводит гражданство ЕС. Важнейшей экономической целью ЕС является образование тесного союза народов Европы, содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу посредством создания пространства без внутренних границ; усиления экономического и социального взаимодействия; образования экономического и валютного союза на базе единой валюты - евро. Органами ЕС являются Европейский совет, Европейский парламент, Европейская комиссия, Европейский суд.

В 90-е годы, когда нейтральные страны одна за другой начали вступать в Европейский союз, только Швейцария посчитала, что это несовместимо с ее внешней политикой. С тех пор, отношения между ЕС и Берном протекают в билатеральном формате.

Самое первое соглашение между ЕС и Швейцарией было подписано еще в 1972 году. Оно касалось входа в Европейское экономическое пространство. А в декабре 1992 года был проведён всенародный референдум относительно возможности вступления в ЕС, против интеграции проголосовало 50,4 % населения, перевес составил лишь 23,3 тысячи голосов, но большую роль сыграл тот факт, что против включения страны в европейскую интеграцию высказались 16 из 26 кантонов. Конечно же, не будучи членом Евросоюза, Швейцария не могла пользоваться всеми привилегиями стран-участниц, поэтому было необходимо подписывать новые двусторонние договоры. В мае 2000 года был проведён референдум, на котором решались вопросы относительно подписания торгово-экономических соглашений. Более 60% населения выразили согласие и уже 19 мая 2004 года были подписаны следующие соглашения: «Об освобождении от таможенного налогообложения экспорта в ЕС швейцарских переработанных сельхозпродуктов», «О вхождении Швейцарии в Европейское экологическое агентство», «О присоединении Швейцарии к Европейской программе развития в области массмедиа», «О присоединении Швейцарии к европейской образовательной программе», «О присоединении Швейцарии к Шенгенскому и Дублинскому соглашениям», а 5 июня 2005 года на референдуме граждане Швейцарии высказались за вступление в Шенгенское пространство. В феврале 2009 года был продлен договор о свободном передвижении рабочей силы.

Швейцария и ЕС очень выгодные партнеры друг для друга, они сотрудничают во многих сферах, но ждать вступления Берна в Евросоюз в ближайшее время не стоит. Существует много различных факторов, которые являются решающими в вопросе об интеграции с ЕС. В первую очередь, Швейцария является самым ярким представителем демократии, а по мнению многих политологов, политика Брюсселя - это интересы определенного круга элит, которые не сочетаются с общественным мнением. Швейцария не хочет терять контроль над своей внешней политикой, не готова идти на какие-либо радикальные уступки, например, касающиеся банковской тайны (этот вопрос уже давно является камнем преткновения) или независимости швейцарского франка.

После референдума, проведенного в феврале 2014 года, который касался ужесточения иммиграционной политики отношения Евросоюза с Берном стали значительно хуже. Брюссель выражает недовольство, связывая его с тем, что это нарушает договоренность о свободном пространстве. Это может окончательно разрушить билатеральную систему отношений, которая очень выгодна для Швейцарии. В ЕС уже не раз обсуждалось, что такая модель почти исчерпала потенциал развития и необходима более глубокая интеграция. Такая свобода действий не может иметь место в отношениях с ЕС, так как это может стать прецедентом и следом потянутся другие страны, в первую очередь Великобритания. В ответ на это ЕС даже выдвинул санкции против Швейцарии, относительно обмена учеными и студентами, но вероятней всего, это наоборот отодвинет возможную более тесную интеграцию Берна еще на шаг назад. Да и вообще, какой смысл стране, у которой все четко слажено, успешно функционирует и активно развивается, делиться с «кем-то» своими достижениями? А в вопрос кто в ком больше нуждается, Швейцария в ЕС или ЕС в Швейцарии, еще следует подумать над ответом.

Подготовка Швеции, Финляндии и Австрии к вступлению в ЕС длилась всю первую половину 90-х. Австрия подала свою заявку в июле 1989 г. Швеция - в июле 1991 г. Финляндия - в марте 1992 г. Переговоры между ЕС и потенциальными партнерами начались в Брюсселе 1 февраля 1993 год, а уже в июне вступление трех новых членов было одобрено. Они должны были стать участниками организации не позднее начала 1995, так как не было никаких сомнений в том, что их экономические способности соответствовали стандартам ЕС. В 1994 году в Австрии, Швеции и Финляндии прошли референдумы, которые одобрили вступление стран в Евросоюз. и с 1 января 1995 года они являются официальными членами этой организации.


Скачать архив (56.3 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: