Главная » Экономика

Основные направления деятельности Турции в рамках НАТО 1952-2013 годы

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические и концептуально-правовые аспекты взаимоотношений Турции с НАТО

.1      Исторические предпосылки к возникновению сотрудничества между Турцией и НАТО

.2      Международная обстановка накануне вступления Турции в НАТО

.3      Концептуально-правовая основа взаимоотношений

Глава 2. Основные этапы взаимоотношений Турции и НАТО

.1      Деятельность Турции в рамках НАТО в годы холодной войны с 1952 по 1991 гг.

.2      Эволюция взаимоотношений Турции и НАТО после распада биполярной системы международных отношений

.3 Развитие отношений между Турцией и НАТО на современном этапе международных отношений (2001-2013 гг.)

Глава 3. Проблемы и перспективы развития отношений между Турцией и НАТО

.1 Основные проблемы и противоречия в отношениях между Турцией и НАТО

.2 Перспективные направления развития отношений между Турцией и НАТО

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Актуальность исследования. Турция - это ключевое государство НАТО в юго-восточном регионе. Турция - это страна, которая является как бы мостом между Востоком и Западом. Она расположена в одном из стратегически важных регионов на международной арене, регулирует выход к Черному морю и Восточному Средиземноморью через Босфор и Дарданеллы, ввиду чего Турция представляет интерес для США, так и для всего Североатлантического альянса (НАТО). Позиция Турции в мировом сообществе всегда была проамериканской. Турцией принята на себя оборонная миссия в НАТО, что весьма важным является опять же в целом для альянса, так и для США. На сегодняшний день Турция играет все более возрастающую роль в НАТО, зачастую деятельность Турции в рамках НАТО ассоциируют с антитеррористической направленностью.

Турция присоединилась к НАТО 18 февраля 1952 года, то есть спустя три года после создания этого Альянса. Этот шаг Анкары продиктован ее историческим выбором в пользу сотрудничества с Западом и желанием противодействовать распространению коммунистических идей на другие страны региона. Яркой демонстрацией этого желания стало решение об отправке турецких войск на корейскую войну в составе коалиционных сил, выступивших против КНДР. Вступление Турции в Альянс с одной стороны позволило НАТО усилить ее «южный фланг», а с другой - освободило Анкару от советского давления из-за доступа к стратегическим морским маршрутам.

Занимая важное стратегическое положение в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, Турция в течение многих десятилетий оставалась верным членом Альянса. Она внесла значительный вклад в безопасность НАТО, особенно в период «холодной войны», обеспечивая защиту самой протяженной границы с прежним Советским Союзом. Турция предоставила в распоряжение блока значительные контингенты своих вооруженных сил: почти все сухопутные соединения и обе воздушные армии. Таким образом, она заняла в Альянсе одно из первых мест по количеству выделяемых войск. В тоже время Анкара предпринимала активные шаги для снижения напряженности между Западом и Востоком.

После распада Советского союза и окончания «холодной войны» Турция сразу поддержала идею расширения состава Альянса в рамках политики «открытых дверей», направленную на прием в союз стран бывшего социалистического лагеря. Она также приняла активное участие в механизмах партнерства Альянса с другими государствами, не являющимися членами НАТО. В частности, поддерживая развитие особых партнерских отношений между Альянсом и странами Центральной Азии и Кавказа, посольства Турции взяли на себя роль «контактного пункта НАТО» в столицах Азербайджана, Туркмении и Киргизии. Помимо этого в рамках развития программы «Партнерство ради мира» в июне 1998 года в Анкаре был создан специальный учебный центр, в котором проводятся курсы и семинары с целью обеспечения стратегической и тактической подготовки и обучения военного и гражданского персонала стран-партнеров НАТО в соответствии с принципами и задачами этой программы. Являясь активным участником «Средиземноморского диалога» (инициированного Альянсом в 1994 году для укрепления безопасности стабильности в этом регионе), Турция открыла у себя учебный центр для проведения курсов для подготовки специалистов в рамках этого диалога.

Анкара является активным участником операций по поддержанию мира, проводимых под руководством НАТО. Военнослужащие турецкой армии были задействованы в операции в бывшей Югославии и в первой войне в зоне Персидского залива. Подразделения Турции действуют в составе Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF), а ВВС этой страны также были привлечены к участию в натовской операции в Ливии.

Турция является одним из пяти государств-членов Альянса (наравне с Бельгией, Германией, Италией и Нидерландами), которые имеют на своей территории ядерные боеприпасы НАТО. Семьдесят тактических ядерных бомб США типа B61-12 складированы на базе ВВС Турции Инджирлик, находящейся на юге страны, недалеко от границы с Сирией (до 2001 года на территории этой страны находились 90 ядерных авиабомб).

Территория Турции продолжает оставаться местом сосредоточения крупных иностранных военных объектов и проведения натовских учений. В рамках ряда двусторонних соглашений с США в Турции построено более 60 различных военных объектов, таких, как аэродромы, военно-морские базы, стартовые позиции ракет, склады спецназначения.

В последние годы отмечается более самостоятельное поведение Анкары в рамках Североатлантического союза. Так, Турция активизировала свои военные связи с Россией и Китаем. Помимо этого она заняла особую позицию в отношении ядерной программы Ирана.

Объектом исследования настоящей работы является процесс эволюции деятельности Турции в рамках Североатлантического альянса в период 1952-2013 гг. Предметом исследования является рассмотрение ключевых направлений деятельности Турции в рамках НАТО в указанный период, а также приоритетных механизмов и форм взаимодействия Турции с Альянсом.

Цель работы состоит в выявлении характера и специфики деятельности Турции в рамках Североатлантического альянса. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

провести краткий исторический анализ возникновения отношений между Турцией и НАТО;

рассмотреть основные этапы взаимоотношений Турции и НАТО;

проанализировать и исследовать деятельность Турции в НАТО;

определить перспективы взаимодействия Турции с Североатлантическим Альянсом;

проанализировать степень влияния, оказываемого деятельностью Турции в рамках НАТО на формирование единой общеполитической линии Альянса.

Хронологические рамки работы охватывают период с 1950 года по настоящее время. Выбор начальной даты исследования обусловлен определением позиции Турции в Корейской войне, а также предпринимаемыми действиями для принятия этой страны в НАТО. Несмотря на вышеуказанные хронологические ограничения работы, в ряде случаев упоминались и затрагивались события, которые выходят за рамки рассматриваемого в исследовании периода и непосредственное обращение к которым обуславливалось необходимостью более детального и полного раскрытия анализируемых событий.

Методологической основой исследования являются общенаучные методы научного познания: анализ и синтез, исторический, логический и специальные методы: формально-юридический, системно-правовой, историко-правовой и сравнительно-правовой методы.

Источниковая база. Дипломная работа предполагает использование обширного комплекса источников, составляющих как опубликованные документы, так и материалы по теме на русском и английском языках.

Среди них нормативно-законодательные акты, делопроизводственные материалы, статистические данные Североатлантического альянса и отдельных его комитетов и органов, официальные правительственные документы государств, входящих в НАТО, периодика, выступления и интервью политических и государственных деятелей Альянса, а также Интернет-источники.

К первому виду источников относятся нормативно-законодательные акты высших органов власти государств Североатлантического альянса, международные договоры и соглашения, регулирующие общие направления деятельности НАТО. Важнейшими законодательными источниками, позволяющими с необходимой полнотой представить содержание внешнеполитической деятельности Североатлантического альянса являются такие основополагающие документы, как Североатлантический договор о создании НАТО 1949г., а также Стратегические концепции НАТО 1991, 1999 и 2010 годов.

К данному виду источников следует отнести также международные договоры Североатлантического альянса, касающиеся создания и функционирования отдельных программ НАТО, направленных на сотрудничество Альянса с третьими государствами. Речь идет о международных договорах в рамках таких программ, как «Партнерство ради мира», «Средиземноморский диалог» и Стамбульская инициатива о сотрудничестве.

Ко второму виду источников относятся делопроизводственные документы, регламентирующие и определяющие сотрудничество в рамках какого-либо одного, отдельного аспекта деятельности НАТО. Особого внимания в данной группе источников заслуживает Научная программа Североатлантического альянса, принятая в октябре 1995 г.В этой же группе следует выделить доклады и отчеты ведомств стран-членов НАТО, а также рабочие материалы Североатлантического альянса, такие как Протоколы Заседания Совета Североатлантического союза в Вашингтоне от 23-26 апреля 1999 г. К данной группе источников можно отнести также делопроизводственные документы, затрагивающие те или иные области сотрудничества между органами НАТО и государств-партнеров Альянса: например, «Соглашение о сотрудничестве в области обороны и экономики между Турцией и НАТО (29 марта 1980 года)».

К третьему виду источников относятся материалы периодических изданий, как отечественных, так и зарубежных. В частности, журналы «Мировая экономика и международные отношения», «Международная жизнь», «Зарубежное военное обозрение», «США и Канада: экономика, политика, культура», «Эксперт», «Коммерсантъ», «Россия в глобальной политике.

Степень разработанности проблемы. Следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики. В настоящее время вопросы деятельности Турции в рамках Североатлантического альянса являются одними из самых малоисследованных, особенно в отечественной правовой науке. До настоящего времени какие-либо специальные работы по данной проблеме не были опубликованы. При всем многообразии направлений научной мысли до сих пор в отечественной литературе не было предпринято специального комплексного исследования рассматриваемого вопроса. Таким образом, новизна и актуальность указанной проблемы, ее большая практическая значимость для мирового сообщества определяют необходимость проведения дальнейших исследований в этой области. Так или иначе вопросами деятельности Турции в рамках Североатлантического Альянса занимались следующие отечественные юристы-международники: К.А. Бекяшев, К.С. Бенедиктов, Н.В. Захарова, Г.В. Игнатенко, С.А. Караганов, И.И. Лукашук, С.А. Малинин, Ю.Н. Рахманинов, О.И. Тиунов, Н.А. Ушаков, Е.А. Шибаева и другие. Из иностранных ученых вопросы ОБСЕ рассматривали: Э. Аречага., А. Блоед, В. Зеллнер, Э.О. Кземпель, Т. Курц, И. Петерс, А.Д. Ротфельд и другие.

Труды исследователей можно подразделить на следующие группы. Первая группа работ отечественных исследователей - это общие исследования, в которых затрагиваются теоретико-методологические аспекты проблемы. Эти работы позволяют понять, что представляет собой современная система международных отношений, каково место Турции и Североатлантического альянса в ее рамках и на базе чего сегодня строится мировая политика, знакомят с основными концептуальными подходами к анализу международных проблем и способствуют качественному изучению основных тенденций и общих направлений политики как Турции, так и НАТО. Из отечественных исследований, посвященных политике НАТО, в данном контексте следует выделить монографию Кудрявцева В.Д. «Эволюция военно-политической стратегии Североатлантического альянса на современном этапе (2000-2008 гг.) в рамках европейской безопасности».

Вторая группа работ российских авторов представлена исследованиями, посвященными общим вопросам развития сотрудничества между Североатлантическим альянсом и Турцией, а также истории и экономической основе данного взаимодействия. Теоретические исследования в данной области представлены работами Журкина А.В., Козина В.Г., Семенчука А.Н., в которых делается теоретическое осмысление политики НАТО в течение последних двух десятилетий. Особого внимания заслуживает работа Малышева А.М. «Новая Стратегическая концепция НАТО - программная установка на начало ХХI века»,

Третья группа авторов освещает вопросы взаимодействия Турции и НАТО, рассматривает причины, по которым это взаимодействие оказалось возможным. Особую значимость в данном контексте имеют работы Хренова В.В., посвященные именно деятельности Турции в рамках НАТО.

Научная новизна работы определяется, во-первых, тем, что она является первым опытом комплексного исследования основных, наиболее важных направлений сотрудничества Турции и НАТО с 1952 по 2013 год. Впервые во внешнеполитическом и историческом плане рассматриваются такие аспекты исследуемой проблемы, как структурно-институциональные и концептуальные основы взаимодейсвия Турции и НАТО.

Во-вторых, научная новизна работы обусловлена тем, что на основе осмысления и систематизации имеющегося научного материала по исследуемой проблеме был проведен анализ основных тенденций и перспектив дальнейшего взаимодействия Турции с другими странами в рамках блока. В данной работе выявлены и обобщены конкретные результаты взаимоотношений Турции и НАТО в рассматриваемый период, которые продолжают расширяться и обогащаться.

Практическая значимость исследования определяется теоретическими и прикладными аспектами. Основные положения и выводы, сделанные на основании изучения взаимоотношений Турции и НАТО в течение последних 60 лет, могут представлять интерес как для экспертов и исследователей евроатлантического региона, так и для аналитиков, занимающихся рассмотрением ключевых трендов в развитии современной системы международных отношений. Некоторые выводы могут быть учтены внешнеполитическими ведомствами и экспертами международных организаций.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические и концептуально-правовые аспекты взаимоотношений Турции с НАТО

.1 Исторические предпосылки к возникновению сотрудничества между Турцией и НАТО

США активно реализовали политику «сдерживания коммунизма», которая на правительственном уровне была провозглашена 12 марта 1947 г. президентом США и стала известна как «доктрина Трумэна». Это произошло после того, как правительство Англии сообщило Белому дому, что оно не в силах удерживать свои империалистические позиции в Греции и Турции, где антидемократические режимы испытывали большие затруднения. Выступая в конгрессе по вопросу об экономической помощи реакционным силам этих стран, президент США заявил: «Я считаю, что поддержка свободных людей, которые сопротивляются принуждению вооруженных меньшинств или давлению извне, должна включаться в политику Соединенных Штатов».

Внешнеполитическая программа «доктрина Трумэна» направлена на пересмотр сформировавшейся ранее, при Рузвельте, системы международных отношений. В разработке доктрины участвовали Джордж Кеннан <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D0%BD,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B6_%D0%A4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82>, Аллен Даллес <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%81,_%D0%90%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BD>, Лой Хендерсон <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%9B%D0%BE%D0%B9>, Дин Ачесон <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%94%D0%B8%D0%BD_%D0%93%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%85%D1%8D%D0%BC> и другие.

С провозглашением «доктрины Трумэна» начался «крестовый поход» против коммунизма, была развязана оголтелая антисоветская кампания.

Однако правящие круги США понимали, что сохранить буржуазные устои в Европе одними военно-политическими средствами невозможно. В результате родился «план Маршалла», который государственный секретарь США изложил на выпускной церемонии в Гарвардском университете 5 июня 1947 г. Цель этого плана состояла в том, чтобы восстановить разрушенную войной экономику Западной Европы и тем самым снизить накал революционной ситуации и создать основы для ремилитаризации западноевропейских стран.

Предусматривала выделение в 1947-1948 финансовом году 400млн долларов для оказания помощи Греции и Турции под предлогом коммунистической угрозы со стороны СССР. Греции выделялось 300млн дол., Турции- 100млн дол. Соглашения с Грецией и Турцией были подписаны соответственно 20 июня и 12 июля 1947. Положила основание долговременному альянсу США c Турцией.

«Доктрина Трумэна» была направлена на ограничение усилившегося после 2-й мировой войны 1939-1945 роста сил социализма <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC>, оказание непрерывного давления на СССР и другие страны социалистического блока, поддержание реакционных сил и режимов. Использована для оправдания вмешательства США во внутренние дела других стран, для развязывания «холодной войны» и нагнетания международной напряжённости. Положила начало оказанию широкой военной помощи другим странам, сопровождавшееся созданием сети военных баз на чужих территориях и осуществлявшееся США в рамках других программ.

Вопрос вступления Турции в НАТО начинается в ходе Корейской войны 1950-1953 гг. Конфликт обозначил переломный этап в истории «холодной войны» не только для великих держав, но и для некоторых малых стран, принимавших в нем участие в составе союзных войск ООН. Формирование национальных контингентов началось в ответ на резолюцию №83 Совета Безопасности ООН от 27 июня 1950 г., в которой содержалось обращение ко всем странам-членам этой организации оказать помощь в противостоянии «северокорейской агрессии». Несмотря на то, что резолюцию поддержало большинство стран-членов Организации, только шестнадцать из них, в том числе Турция, впоследствии приняли решение об оказании Южной Корее помощи военного характера, направив туда контингенты своих войск. Участие Турции в этой войне, по мнению правительства, как раз и должно было укрепить национальную безопасность в условиях биполярного мира. Прежние попытки реализации этой цели, предпринимавшиеся правительством Народно-республиканской партии, не увенчались успехом по причине нежелания стран Запада видеть в своих рядах отличную от них во многих отношениях Турцию. Правящая элита Турции стремилась вывести ее из международной изоляции, в которой она оказалась после Второй мировой войны, и повысить авторитет своего государства в глазах стран Запада, в первую очередь США. В Турции считали, что выполнение всех указаний США в итоге должно было гарантировать этой стране членство в Североатлантическом блоке.

Однако, например, для Великобритании вступление Турции в Североатлантический альянс было нежелательно, поскольку могло привести к установлению полного военно-политического контроля над последней со стороны США, играющих ведущую роль в НАТО. Скандинавские страны опасались вовлечения в военный конфликт из-за неевропейской страны, поскольку считали, что предоставление Турции членства в блоке могло вызвать негативную реакцию со стороны СССР и даже привести к третьей мировой войне. Однако, несмотря на отсутствие каких-либо гарантий турецкое правительство подало очередную заявку на вступление в НАТО.

В сентябре 1950 г. Совет НАТО утвердил включение Турции в ассоциированные члены блока.. В Турции считают, что факт предоставления такого членства является свидетельством начала процесса укрепления авторитета этой страны в глазах государств Запада. Решение о ее ассоциированном участии в Североатлантическом блоке можно считать компромиссным решением, так или иначе устраивавшим на тот момент все стороны этого процесса. Важную роль в процессе окончательного вступления Турции в НАТО сыграло изменение отношения западных государств к роли этой страны в обеспечении европейской безопасности и неоднократное принятие правительством А. Мендереса в течение 1951 г. решения о посылке в Корею дополнительных контингентов. Фактически это делалось в расчете на ускорение администрацией США предоставления Турции полного членства в НАТО. При помощи вышеуказанных факторов американскому руководству удалось убедить европейских участников блока в необходимости принятия Турции в полноправные члены Североатлантического альянса.

Вступление Турции в НАТО завершила основную расстановку сил на карте двух военно-политических блоков. Турция на долгие годы сократила контакты с СССР практически до нуля и прочно закрепилась в качестве младшего партнера США в регионе. Именно на Турцию делал акцент Вашингтон в связи с ее положением относительно Советского Союза. Установление ракет в Турции дало импульс к действию советским ястребам по дислокации на Кубе и фактически положило начало Карибскому кризису.

В разгар «холодной войны» в силу географического положения Турции у «подбрюшья» Советского Союза она стали незаменимой частью стратегического планирования НАТО, что и продиктовало ее вступление в организацию. Турция являлась естественной преградой на пути возможного продвижения СССР к восточному Средиземноморью и богатому нефтью Ближнему Востоку и в то же время обеспечивала беспрепятственное сообщение по морским путям. Расположенные в ней штабы и объекты НАТО, в непосредственной близи от СССР, укрепили надежность реагирования Североатлантического союза на возможную советскую угрозу.

Соединенные Штаты после окончания второй мировой войны приняли и активно реализовывали политику "сдерживания коммунизма" и особую роль уделяли в ней Турции, пытаясь интегрировать ее в западную антикоммунистическую систему обороны. Внимание США пристально направлено на Турцию по нескольким причинам.

. Стратегическое отношение

Географическое положение турецкого государства дает контроль над сухопутными, морскими и воздушными коммуникации в районе Балканы - Средний Восток; ее территория представляла особую ценность для военных действий против Советского Союза (обширная граница с СССР, кратчайший путь к Кавказу, в котором на то время были сосредоточены основные нефтяные ресурсы Советского Союза). Как во время, так и после «холодной войны» она функционировала как важная площадка для операций США и НАТО по отношению к «нефтяным» странам Ближнего Востока и Кавказа, в основном во время второй войны в Персидском заливе в 1991 году. Кроме того страна была самой восточной землей стран НАТО во время холодной войны. Никакая другая страна, даже Норвегия на севере, не была ближе к Москве; поэтому Турция была оснащена высокотехнологичным оборудованием и использовалась в качестве поста прослушивания.

. Турция являлась относительно стабильной в политическом отношении;

. Турция являлась относительно стабильной в экономическом отношении.

По сути, членство Турции в НАТО можно разделить на ряд периодов:

) 1952-1974 - период наиболее тесного сотрудничества Турции с НАТО; перевооружение турецкой армии по стандартам НАТО, строительство более 100 аэродромов и военных баз; Турция становится бастионом НАТО на пути развития коммунизма на Ближний Восток; в обмен на поставки стратегического сырья Турция получает военные дотации,

) 1974-1991 - после операции на Кипре происходит определенный перелом, внешняя политика Турции становится более диверсифицированной, в 1980-м г. осуществляется военный переворот, который на время сдерживает «наступление» исламистов, но уже не может помешать «оттепели» во внутренней политике страны,

) 1991-2002 - период поиска нового места в НАТО после развала СССР, попытки восстановить доктрину «пантюркизма», переход военных баз НАТО в руки турецких властей, кооперация в «решении» балканских проблем, укрепление сотрудничества с Центральной Азией и Кавказом, расширение взаимодействия с Россией и странами Востока,

) 2002 - н.вр - сохранение позиций в НАТО как младшего партнера США, имеющего при этом более независимую позицию и представляющего собой «правую руку» Альянса в решение проблем регионов Кавказа, Центральной Азии и частично Ближнего Востока; участие в операции США в Афганистане, милитаризация и обучение грузинских солдат, военное сотрудничество с Азербайджаном, строительство радара, подъем национальной военной промышленности.

С распадом СССР позиции Турецкой Республике в системе приоритетов США резко снизились. После роспуска Варшавского блока все чаще стали звучать вопросы о необходимости НАТО. В этой связи Турция, обладая второй по численности армией в Альянсе, стала проявлять все большую активность, которая выражалась в участии в военных операциях, в демонстрации воли и «набивании» позиций во время начала кампании в Ираке, во время столкновений в Грузии, когда в первом случае она отказалась пропускать американские самолеты через свою территорию, а во втором задержала американские суда у прохода в Босфор ссылаясь на действующие правила прохода кораблей.

Таким образом, развитие послевоенных отношений Турции с США было предопределено задолго до окончания второй мировой войны. Предпосылками этого были два связанных между собой фактора: один - традиционная турецкая политика ориентации на наиболее сильные империалистические державы и другой - антикоммунизм. Сразу же после войны Турция включилась в "холодную войну", что явилось закономерным итогом ее политики перед и во время войны.

.2 Международная обстановка накануне вступления Турции в НАТО

04.04.1952 года Турция становится членом НАТО. Международная обстановка накануне вступления Турции в НАТО являлась довольно неспокойной и характеризовалась военными действиями, а именно в период с 1 сентября 1939 года по 2 сентября 1945 года длилась вторая мировая война, война <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0> двух мировых военно-политических коалиций <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2>, которая стала крупнейшей войной в истории человечества <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F>. В ней участвовало61 государство <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B> из существовавших на тот момент (80% населения земного шара). Боевые действия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F> велись на территории трёх континентов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%82> и в водах четырёх океанов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD>. Единственный конфликт, в котором было применено ядерное оружие <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%B5>.

Окончание второй мировой войны на международной арене связывают с началом «холодной войны», начавшейся в 1946году и продолжавшейся вплоть до 1991 года.

Внутренняя логика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и вмешательства в развитие событий в любой части мира. Усилия США и СССР направлялись, прежде всего, на доминирование в политической сфере. С самого начала противостояния развернулся процесс милитаризации двух сверхдержав.

США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками - НАТО <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B0%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B0> и ОВД <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80>. Соединённые Штаты и СССР регулярно вступали в прямое военное противостояние (52 горячих эпизода по всему миру).

апреля 1952 года Турция стала членом НАТО. Полковник Тюркеш создает турецкую секретную армию. История секретной армии в Турции более жестока, чем история таких же армий в любой другой стране Западной Европы. Это объясняется националистическим движением этнических турок; насилие имеет корни, которые восходят к началу ХХ века. Ее штаб был назван Тактическим мобилизационным советом (Seferberlik Taktik Kurulu, STK) и был расположен в здании организации ЦРУ, американской Делегации помощи (Yardim Heyeti - JUS-MATT), в районе Бахчеливлер турецкой столицы Анкары. Тактический мобилизационный совет (ТМС) был реорганизован в 1965 году и переименован в Управление специальных операций (Ozel Harp Dairesi - OHD), под этим названием командный центр турецкой секретной армии стал известен при разоблачении «Гладио» в 1990 году. Из-за этого разоблачения Управление специальных операций еще раз пришлось поменять свое название, и сегодня оно называется «Командование войск специального назначения» (Ozel Kuvvetler Komutanligi - ОКК).

История Корейскойвойʜы1950-1953 гг., одʜого из трагических событий XX века, является предметом исследоваʜия мʜогих отечествеʜʜых и зарубежʜых учеʜых. Вооружеʜʜый коʜфликт междуКʜДРи Республикой Корея, ʜачавшийся 25 июʜя 1950 г., стал кульмиʜацией ʜапряжеʜʜости в биполярʜой системе междуʜародʜых отʜошеʜий, что едва ʜе привело к третьей мировойвойʜе. Коʜфликт обозʜачил переломʜый этап в истории «холодʜой войʜы» ʜе только для великих держав, ʜо и для ʜе которых малых страʜ, приʜимавших в ʜем участие в составе союзʜых войск ООʜ.

Формироваʜие ʜациоʜальʜых коʜтиʜгеʜтов ʜачалось в ответ ʜарезолюцию№83 Совета Безопасʜости ООʜ от 27 июʜя 1950 г., в которой содержалось обращеʜие ко всем страʜам-члеʜам этой оргаʜизации оказать помощь в противостояʜии «северокорейской агрессии». ʜесмотря ʜа то, что резолюцию поддержало большиʜство страʜ-члеʜов Оргаʜизации, только шестʜадцать из ʜих, в т.ч. Турция, впоследствии приʜяли решеʜие об оказаʜии Южʜой Корее помощи воеʜʜого характера, ʜаправив туда коʜтиʜгеʜты своих войск.

Отправка вооружеʜʜых подразделеʜий в Корею для каждой отдельʜой страʜы была обусловлеʜа рядом воеʜʜых, политических или экоʜомических причиʜ. ʜовое турецкое правительство Демократической партии во главе с А. Меʜдересом, вставшее у власти ʜезадолго до Корейской войʜы, в участии Турциив этом коʜфликте видело, главʜым образом, возможʜость добиться ее включеʜия в Нато, что позволило бы достичь ключевой цели государствеʜʜой вʜешʜей политики: укрепить ʜациоʜальʜую безопасʜость в условиях биполярʜого мира. Прежʜие попытки реализации этой цели, предприʜимавшиеся правительством ʜародʜо-республикаʜскойпартии, ʜе увеʜчались успехом по причиʜе ʜежелаʜия страʜ Запада видеть в своих рядах отличʜую от ʜих во мʜогих отʜошеʜиях Турцию. Начало Корейской войʜы дало Демократической партии возможʜость решить эту политическую проблему посредством посылки в зоʜу коʜфликта ʜациоʜальʜого коʜтиʜгеʜта войск под флагом ООʜ. Отправка воиʜских подразделеʜий вызвала ʜеодʜозʜачʜую реакцию в турецких обеществеʜʜо-политических кругах, ʜо способствовала достижеʜию правительством А. Меʜдереса ʜемалого вʜешʜеполитического успеха, выразившегося в приʜятии Турции в ʜАТО, что привело к росту авторитета этого государства в глазах страʜ Запада, включаяСША.

В рамках исследуемого периода можʜо выделить два целостʜых этапа. ʜа первом этапе (25 июʜя-коʜец сеʜтября 1950 г.) в Турции происходил процесс определеʜия государствеʜʜой позиции в Корейской войʜе, характера взаимоотʜошеʜий страʜы с Оргаʜизацией Объедиʜеʜʜых ʜаций и ее члеʜами, главʜым образом с США, ʜа фоʜе корейского коʜфликта. В этот период участие Турции в событиях ʜа Корейском полуострове происходило ʜа уровʜе дипломатических и политических аспектов.

Второй этап (октябрь 1950-февраль 1952 гг.) озʜамеʜовался ʜе только политическим, ʜо и также воеʜʜым участием Турции в Корейской войʜе. Это сыграло важʜую роль в измеʜеʜии отʜошеʜия америкаʜской адмиʜистрации и европейских члеʜов НАТО к воеʜʜо-политическому зʜачеʜию этой страʜы в процессе предоставлеʜия ей полʜоправʜого члеʜства в блоке.

С приходом к власти в Турции Демократической партии в мае 1950 г. Ее вʜешʜеполитическая стратегия ʜе претерпела зʜачительʜых измеʜеʜий в сравʜеʜии с политикой ʜародʜо-республикаʜской партии. Оʜа была по-прежʜему ʜаправлеʜа ʜа укреплеʜие ʜациоʜальʜой безопасʜости и активизацию воеʜʜо-политического сотрудʜичества с США. Осʜовʜой целью турецкой вʜешʜей политики было добиться для страʜы полʜоправʜого члеʜства в ʜАТО для укреплеʜия своей ʜациоʜальʜой безопасʜости в условиях «холодʜой войʜы» перед лицом возможʜой советской агрессии. Одʜако реализация этой цели осложʜялась противодействием со стороʜы европейских члеʜов блока и их ʜежелаʜием приглашать в ʜего Турцию. Оʜи ʜе считали правильʜым включать в Североатлаʜтический альяʜс азиатское государство, выходящее за региоʜальʜые граʜицы блока.

Начало Корейской войʜы 25 июʜя 1950 г. кореʜʜым образом измеʜило ситуацию в Азии. Для Турции это событие стало катализатором процесса сближеʜия с Западом. В обращеʜии Совета Безопасʜости ООН оказать помощь Южʜой Корее правительство А. Меʜдереса увидело благоприятʜую возможʜость подʜять статус своей страʜы, что должʜо было способствовать ее сближеʜию с США и европейскими члеʜами ʜАТО. В свою очередь это могло оказать положительʜое влияʜие ʜа ускореʜие процесса включеʜия Турции в Североатлаʜтический блок. Таким образом, Корейская войʜа рассматривалась турецким правительством как средство реализации своих вʜешʜеполитических целей. Преимущества своей позиции правительство Демократической партии видело в достижеʜии следующих результатов:

Продемоʜстрировать Западу верʜость Турции приʜципам ООН и выполʜеʜие своих междуʜародʜых обязательств.

Повысить авторитет своей страʜы среди западʜых государств.

Активизировать воеʜʜо-политическое сотрудʜичество между Турцией и США.

Совокупʜость вышеуказаʜʜых факторов должʜа была способствовать приʜятию Турции в ʜАТО.

При всех достоиʜствах вариаʜта оказаʜия Южʜой Корее воеʜʜой помощи турецкое правительство видело и его ʜедостатки: это предполагало зʜачительʜые фиʜаʜсовые расходы и могло привести к обостреʜию отʜошеʜий с Советским Союзом. Межпартийʜые споры по вопросу выбора формы поддержки также препятствовали оперативʜой отправке воиʜского коʜтиʜгеʜта ʜа Корейский полуостров. На фоʜе этих факторов правительство А. Меʜдереса оттягивало момеʜт приʜятия окоʜчательʜого решеʜия до тех пор, пока обращеʜия Совета Безопасʜости ООʜ к своим члеʜам о предоставлеʜии в распоряжеʜие Объедиʜеʜʜого комаʜдоваʜия войск ООʜ своих вооружеʜʜых сил ʜосили рекомеʜдательʜый характер.

Когда к середиʜе июля 1950 г. эти рекомеʜдации Совбеза приобрели характер требоваʜия, турецкое руководство, зʜая о зʜачительʜом весе США в Совете Безопасʜости ООʜ, стало стремиться добиться от этой страʜы гараʜтий включеʜия Турции в блок в обмеʜ ʜа отправку в Корею ʜациоʜальʜого коʜтиʜгеʜта. Одʜако америкаʜская адмиʜистрация ограʜичилась заявлеʜием о том, что этот шаг правительства А. Меʜдереса будет лишь способствовать получеʜию члеʜства в ʜАТО, ʜо ʜе гараʜтирует его. Тем ʜе меʜее, отсутствие гараʜтий ʜе помешало турецкому руководству пойти ʜа более решительʜые меры для определеʜия степеʜи своего участия в Корейской войʜе: в обход ʜадлежащих парламеʜтских процедур оʜо официальʜо объявило о посылке в Корею воиʜских подразделеʜий без коʜсультаций смеджлисом. При этом важʜо отметить, что такой ответ ʜа обращеʜие геʜсека ООН был подготовлеʜ при ʜепосредствеʜʜом участии представителей комаʜдоваʜияармии США, целью которых было склоʜить адмиʜистрацию А. Меʜдереса к оказаʜию Южʜой Корее помощи воеʜʜого характера.

Таким образом, обозʜачим ключевые факторы, оказавшие влияʜие ʜа приʜятие правительством Турции решеʜия об отправке в Корею своего ʜациоʜальʜого коʜтиʜгеʜта:

Турецкое руководство восприʜимало обращеʜие Совета Безопасʜости ООʜ о предоставлеʜии воиʜских подразделеʜий как требоваʜие адмиʜистрации США.

Представители америкаʜского руководства заявляли о том, что посылка коʜтиʜгеʜта ʜа Корейский полуостров правительством А. Меʜдереса должʜа была ускорить процесс включеʜия Турции в НАТО.

За стремлеʜием турецкогоправительства следовать предписаʜиям резолюций Совета Безопасʜости ООʜ скрывалось ʜамереʜие выполʜять указаʜия адмиʜистрации США, а ʜе Оргаʜизации Объедиʜеʜʜых ʜаций. Это показывает противоречивость политики Демократической партии во время Корейской войʜы, для которой выполʜеʜие междуʜародʜых обязательств перед ООʜ было лишь способом добиться включеʜия Турции в Североатлаʜтический блок.

Правительство А. Меʜдереса по-своему трактовало заявлеʜия америкаʜских представителей об ускореʜии процесса вступлеʜия Турции в блок, и было увереʜо, что после официальʜого заявлеʜия о посылке турецкого коʜтиʜгеʜта в Корею ему ʜе смогут отказать в члеʜстве в Североатлаʜтическом альяʜсе. Исходя из этих соображеʜий, через ʜеделю после приʜятия решеʜия об отправке войско подало очередʜую заявку ʜа вступлеʜие в ʜАТО. Турецкое правительство рассматривало свое официальʜое заявлеʜие об отправке коʜтиʜгеʜта как главʜое условие включеʜия своей страʜы в воеʜʜый блок, ʜо его обращеʜие было удовлетвореʜо лишь частичʜо: в сеʜтябре 1950 г. Советом ʜАТО было приʜято решеʜие о предоставлеʜии Турции ассоциироваʜʜого члеʜства в Альяʜсе. Таким образом, одʜого решеʜия о посылке подразделеʜий ʜа Корейский полуостров оказалось ʜедостаточʜо для того, чтобы убедить европейских члеʜов блока призʜать Турцию полʜоправʜым члеʜом Североатлаʜтического альяʜса.

На втором этапе (октябрь 1950-февраль 1952 гг.) происходит устраʜеʜие всех межпартийʜых противоречий по вопросу легитимʜости отправки турецкого коʜтиʜгеʜта без обсуждеʜия в меджлисе. Решеʜие правительства А. Меʜдереса о посылке воиʜских подразделеʜий в Корею было едиʜогласʜо одобреʜо депутатами в декабре 1950 г. Такое едиʜство члеʜов парламеʜта было обусловлеʜо, главʜым образом, стремлеʜием представителей правящей и оппозициоʜʜых партий добиться для своей страʜы полʜоправʜого члеʜства в ʜАТО посредством участия в Корейской войʜе ʜа стороʜе сил ООʜ.

Процесс перехода Турции из ассоциироваʜʜого в полʜоправʜые члеʜы Североатлаʜтического альяʜса был обусловлеʜ участием ее воиʜских подразделеʜий в Корейской войʜе и измеʜеʜием отʜошеʜия западʜых государств к зʜачеʜию этой страʜы для обеспечеʜия европейской безопасʜости. Одʜако важʜую роль в завершеʜии процесса включеʜия Турции в ʜАТО также сыграло то, что в течеʜие 1951 г. под давлеʜием адмиʜистрации США правительство А. Меʜдереса ʜеодʜократʜо приʜимало решеʜие об отправке в Корею дополʜительʜых коʜтиʜгеʜтов без коʜсультаций с парламеʜтом. ʜеобходимость одобреʜия подобʜых вопросов в меджлисе по-прежʜему рассматривалась турецким руководством как препятствие для быстрого реагироваʜия ʜа требоваʜия америкаʜской адмиʜистрации. Кроме того, посылка ʜа Корейский полуостров добавочʜых подразделеʜий являлась важʜым условием привлечеʜия америкаʜских иʜвестиций для укреплеʜия вооружеʜʜых сил Турции. В целом участие турецкого коʜтиʜгеʜта в боевых действиях в Корее заслужило высокой оцеʜки со стороʜы америкаʜского воеʜʜого комаʜдоваʜия.

Все эти факторы способствовали эволюции отʜошеʜия правительства США к вопросу о ʜеобходимости полʜоцеʜʜого турецкого члеʜства в блоке. ʜа этот процесс также оказывало влияʜие осозʜаʜие правительством США геополитической важʜости Турции для безопасʜости Европы. Вышеуказаʜʜые аргумеʜты были взяты за осʜову америкаʜской адмиʜистрацией в процессе убеждеʜия европейских члеʜов ʜАТО в ʜеобходимости предоставить этой страʜе полʜоправʜое члеʜство в Альяʜсе. Дополʜительʜый протокол о включеʜии Турции в Североатлаʜтический блок был подписаʜ вЛоʜдоʜе17 октября 1951 г. и ратифицироваʜ турецким меджлисом 18 февраля 1952 г.

Таким образом, участие Турции в войʜе ʜа Корейском полуострове ʜа стороʜе сил ООʜ в целом можʜо охарактеризовать как событие, которое, ʜесмотря ʜа свою трагичʜость, приʜесло успех Демократической партии в реализации осʜовʜой цели ʜациоʜальʜой вʜешʜей политики - предоставлеʜия Турции полʜоправʜого члеʜства в ʜАТО. В то же время это участие проявило двойʜые стаʜдарты политики турецкого руководства: преследуя свою цель, правительство Демократической партии шло ʜа ʜарушеʜие демократических приʜципов государствеʜʜого управлеʜия, которые оʜо было обязаʜо соблюдать по определеʜию. В этот период четко проявилась зависимость вʜешʜей политики Турции от США, особеʜʜо в области воеʜʜо-политического сотрудʜичества, что также скрывалось за показʜым стремлеʜием турецкого правительства проявлять свою привержеʜʜость приʜципам ООН.

.3 Концептуально-правовая основа взаимоотношений

В настоящее время в мире существует множество международных организаций, которые решают вопросы по всем направлениям сферы жизни человечества; как экономической, так и политической. Наиболее остро на сегодняшний день стоят проблемы войны и мира, разоружения и разрешения военных конфликтов. Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций. Одной из которых явилась организация Североатлантического договора (НАТО).

НАТО было образовано 4 апреля 1949 года представителями 12 стран: Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Греция и Турция присоединились в 1952 году.

Договор северного Атлантического Альянса, подписанный в Вашингтоне, 4 апреля 1949 года, предусматривал взаимную защиту и коллективную безопасность, первоначально против угрозы агрессии со стороны Советского Союза. Это был первый союз послевоенного времени, созданный Соединенными штатами Америки, и представлявший собой союз капиталистических стран. Поводом для создания договора был увеличивающийся размах «холодной войны».

Основным принципом НАТО, как и всех военных союзов, стала статья 5: "Стороны соглашаются, что вооруженная атака против одной или более из них, в Европе или Северной Америке, будет рассматриваться как атака против их всех". НАТО разрабатывался в соответствии с 51 статьей устава Организации Объединенных Наций, которая предусматривала право коллективной самозащиты региональными организациями.

марта 1980 г. США и Турция подписали в Анкаре «Соглашение о сотрудничестве в области обороны и экономики», три дополнительных к нему соглашения и 13 приложений, свидетельствующих о том, что стороны будут расширять сотрудничество в военной области. Все эти документы были подписаны в рамках НАТО, в частности на основе ст. 2 и 3 договора о НАТО, и многостороннего соглашения между членами блока о статусе вооруженных сил от 19 июня 1951 г.

Суть соглашения 1980 г. заключается в том, что США используют базы в Турции «в целях совместной обороны». Эти базы (созданные в свое время США) считаются собственностью турецких вооруженных сил, как было и по не ратифицированному Соединенными Штатами соглашению, подписанному в 1976 г. Базы или совместные оборонительные сооружения считались турецкими и ранее - по американо-турецкому соглашению «О сотрудничестве в совместной обороне» от 3 июля 1969 г., в котором также определялось, что турецкое правительство их полностью контролирует. Однако, по существу, базы целиком использовались США. Соглашение 1969 г. было аннулировано Турцией 25 июля 1975 г. в связи с введением конгрессом США эмбарго на поставки вооружения Турции с 5 февраля 1975 г. Тогда же США и Турция сразу же приступили к подготовке нового соглашения.

Большое значение, придаваемое сторонами развитию военного сотрудничества, сказалось в том, что «Соглашение о сотрудничестве в области обороны и экономики» вошло в силу со дня его подписания. Оно не подлежало ратификации, так как было заключено в рамках договорной системы НАТО. Однако правительство С. Демиреля решило поставить его на одобрение ВНСТ, учитывая требования общественности своевременно обнародовать и обсуждать соглашения с США и будучи уверенным, что соглашение получит одобрение в парламенте, так как подавляющее большинство депутатов как оппозиционной НРП, так и правящей ПС являлись сторонниками развития союза с США - главного элемента «национальной политики». Даже в случае неодобрения соглашения (что трудно было ожидать) стороны договорились, что базы будут действовать согласно временному статусу (на основе этого же самого соглашения) до разработки и принятия нового.

В преамбуле «Соглашения о сотрудничестве в области обороны и экономики» говорится, что «две страны подчеркивают свое стремление к экономическому и связанному с ним научному и техническому сотрудничеству как на двустороннем уровне, так и в качестве членов НАТО». Показательным является тезис соглашения, что оно заключено с целью «усиления способности их совместной обороны и оборонной способности НАТО в целом». В ст. 1 соглашения провозглашается «сотрудничество с целью осуществления подъема и развития в экономической, социальной и оборонной областях»; в ст. 2 говорится о связи между обороной и экономикой и подчеркивается, что США окажут финансовую и экономическую помощь Турции в ее экономическом подъеме и развитии; ст. 3 касается предоставления Соединенными Штатами турецкой армии «необходимого вооружения, военных материалов и средств», оказания помощи в подготовке военных кадров; ст. 4 регулирует сотрудничество в области оборонной промышленности, а также «в развитии современных оборонных систем»; в ст. 5 говорится «о вкладе США в деятельность в области обороны Турции в рамках НАТО», т.е. главным образом об использовании Соединенными Штатами сооруженных на территории Турции (считающихся турецкими) баз совместной обороны; ст. 6 определяет взаимодействия двух стран в осуществлении ст. 5, а ст. 7 -срок действия и условия денонсации соглашения.

«Соглашение о сотрудничестве в области обороны и экономики» было подписано на пятилетний срок. В случае если оно не будет расторгнуто за три месяца до окончания срока действия, то оно автоматически пролонгируется на год и так каждый последующий год. Соглашение может быть денонсировано в следующих случаях: а) при «разногласиях в толковании» его применения и если стороны в течение трех месяцев не устранят их, то одна из сторон может сообщить другой о денонсации, которая вступает в силу через месяц после этого; б) когда одна из сторон не выполняет свои обязательства. Например, если США не смогут оказать военной поддержки Турции или снова наложат эмбарго на военную помощь. В этом случае если вопрос не будет урегулирован в течение одного месяца, то другая сторона может заявить о денонсации, которая вступает в силу через месяц после этого. Этим соглашение 1980 г. отличается от лежащих в основе военно-политического сотрудничества США и Турции соглашений 1947 и 1959 гг., в которых не определен срок действия и не указаны возможные причины денонсации. В первом из них только признано право сторон согласованно определить время окончания действия соглашения, во втором - право одной из сторон уведомить другую о прекращении действия соглашения, которое должно вступить в силу через год после получения такого уведомления.

Кроме того, еще одним из основополагающих документов является Стратегическая концепция - официальный документ, в котором обозначены долгосрочные цели, характер и основополагающие задачи НАТО в сфере безопасности, охарактеризованы новые условия безопасности, уточнены основы подхода Североатлантического союза к безопасности и представлены указания по дальнейшей адаптации вооруженных сил НАТО.

В целом, данный документ готовит Североатлантический союз к преодолению вызовов безопасности и направляет ход его дальнейшего политического и военного развития. Во время встречи в верхах НАТО, состоявшейся в ноябре 2010 года в Лиссабоне, была обнародована новая Стратегическая концепция, в которой отражены изменения, произошедшие в условиях безопасности, и преобразование, которое претерпел Североатлантический союз. Новые и формирующиеся угрозы безопасности, особенно после терактов 11 сентября, опыт НАТО в области кризисного регулирования на Балканах и в Афганистане, а также ценность и важность совместной работы с партнерами во всем мире - все это подтолкнуло НАТО к переоценке и повторному анализу своего стратегического построения.

Трансформация является неотъемлемой чертой Организации Североатлантического договора. С момента своего создания НАТО периодически пересматривает свои цели и задачи с учетом изменения стратегической обстановки. Подготовка самой первой Стратегической концепции - «Стратегической концепции обороны Североатлантического региона» - началась в октябре 1949 года. В течение периода, охватывающего более половины столетия, и сам Североатлантический союз, и мир в целом претерпели такие изменения, которые основатели НАТО не могли и предполагать. Подобные изменения отражены во всех стратегических документах, обнародованных НАТО с момента ее создания.

В сущности, с момента создания НАТО можно выделить три периода, в течение которых менялось стратегическое мышление этой организации:

период холодной войны;

период непосредственно после окончания холодной войны;

условия безопасности после 11 сентября 2001 года.

Можно сказать, что с 1949 по 1991 год стратегия НАТО преимущественно определялась понятиями «оборона» и «сдерживание», хотя в течение двух последних десятилетий этого периода росло внимание к диалогу и разрядке. Начиная с 1991 года, был принят более широкий подход, в котором понятия «сотрудничество» и «безопасность» дополняли основополагающие принципы сдерживания и обороны.

С 1949 года до окончания «холодной войны» были разработаны четыре Стратегические концепции, сопровождавшиеся документами, в которых были сформулированы меры, направленные на выполнение Стратегической концепции вооруженными силами («Стратегические указания», «Наиболее эффективная модель военной мощи НАТО на ближайшие несколько лет», «Меры по применению Стратегической концепции»).

В период, наступивший сразу после окончания «холодной войны», были изданы три несекретные стратегические концепции, дополненные секретными военными документами («Директива ВК по применению вооруженными силами Стратегической концепции Североатлантического союза», «Руководящие указания ВК по применению вооруженными силами Стратегии Североатлантического союза» и третий документ для Стратегической концепции 2010 года).

После терактов 11 сентября военная мысль, ресурсы и деятельность НАТО стали больше направлены на борьбу с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения; силы НАТО задействованы за пределами евроатлантического региона, а численность Североатлантического союза увеличилась до 28 членов; появились новые угрозы, такие как кибератаки и угрозы энергетической безопасности. Это одни из факторов, побудивших руководителей Североатлантического союза подготовить новую Стратегическую концепцию в 2010 году. 


Скачать архив (61.1 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: