Главная » Экономика

Наращивание потенциала торгово-экономического сотрудничества России со странами АТЭС

Аннотация

Отчет 107 с., 2 гл., 7 табл., 101 источник.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ, РЕГИОНАЛЬНОЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО, ФОРМИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СФЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ СО СТРАНАМИ АТЭС.

Цель работы - разработка стратегических предложений по наращиванию потенциала торгово-экономического взаимодействия Российской Федерации с экономиками - участницами АТЭС с учетом необходимости:

·        обеспечения структурной перестройки и модернизации региональной экономики Сибири и Дальнего Востока (с одной стороны),

·        формирования адекватных реальных и взаимовыгодных условий, способствующих углублению инвестиционного, торгового и хозяйственного, технологического и инновационного партнерства (с другой стороны).

Объект исследования - торгово-экономический потенциал и основные направления и сферы сотрудничества РФ с экономиками АТЭС. Предмет исследования - пути эффективного наращивания потенциала торгово-экономического сотрудничества России и стран АТЭС, цель которых - реализация принципа взаимовыгодности и адекватности полученных результатов национальным экономическим интересам РФ.

В работе рассмотрены теоретические и общие аспекты современного состояния экономического сотрудничества России со странами АТЭС.

В аналитической части выполнено исследование, выявляющее перспективные сферы регионального торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации со странами АТЭС в среднесрочной и долгосрочной перспективе, определены проблемы, осложняющие экономическое взаимодействие регионов Дальневосточного Федерального округа со странами АТЭС, проанализированы основные негативные факторы экономического характера, влияющие на роль и место Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

торговый экономический сотрудничество атэс

Содержание

Аннотация

Перечень сокращений

Введение

. Современное состояние регионального торгово-экономического сотрудничества России и стран АТЭС

.1 Общая характеристика экономического взаимодействия РФ со странами АТЭС

.2 Основные направления экономического сотрудничества России со странами АТЭС

.3 Перспективы экономического сотрудничества России со странами АТЭС

.3.1 "Большой Китай"

1.3.2 Южная корея и япония

2. Российский потенциал и перспективные сферы экономического сотрудничества РФ со странами АТЭС

.1 Формирование потеннциала торгово-экономического взаимодействия дальнего востока с ведущими странами АТЭС

.2 Перспективные сферы экономического взаимодействия России со странми АТЭС

Заключение

Список использованных источников и литературы

Перечень сокращений

АСЕАН

АТР

АТЭС

БАМ

ВАС

ВВП

ВПК

ВРП

ВСТО

ГЧП

ДФО

ИДВ РАН

ИМЭМО

ИЭИ ДВО РАН

к.э.н.

ППС

РАН

РАЕН

РК

САР

СВА

СП

т.д.

Транссиб

ЮВА

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Азиатско - Тихоокеанский регион является крупнейшим по масштабам и одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира. Именно здесь формируется новый передовой экономико-политический и геостратегический центр, где сталкиваются интересы ведущих мировых держав - США, Китая, Японии, России и стран АСЕАН.

На фоне интеграционных процессов, происходящих в АТР, АТЭС представляет собой крупнейшее и наиболее амбициозное экономическое объединение. На долю экономик - участниц АТЭС приходится более 53% мирового ВВП (по ППС) и 44% объема мировой торговли, при этом уровень ВВП на душу населения на 40% выше средне-мирового уровня. В настоящее время основными игроками в АТР на территории Северо-Восточной Азии являются КНР, Япония и Республика Корея. Доля внешнеторгового оборота этих стран составляет более, чем 2/3 от общего объема товарооборота стран СВА. Характерная особенность интеграционных процессов в данном регионе - многоуровневость. В данном регионе отсутствует тесная структура межгосударственной координации, как, например, в Европейском Союзе. Таким образом интеграционные процессы между вышеупомянутыми экономическими лидерами СВА происходят на трех уровнях:

·        двустороннего межгосударственного сотрудничества,

·        сотрудничества в рамках субрегиональных группировок типа АСЕАН,

·        на уровне форума АТЭС.

Учитывая, что в многоуровневой иерархии интеграционных процессов в АТР АТЭС занимает наивысший уровень, то есть представляет собой интеграционное объединение глобального масштаба, можно говорить о постепенном превращении АТЭС в универсальную межгосударственную координирующую институциональную организацию.

Организация форума АТЭС была основана в 1989 году на совещании министров иностранных дел и финансов 12 стран Азиатско - Тихоокеанского региона. Сегодня АТЭС объединяет 21 экономику, в том числе Россию (принято употреблять именно этот термин для участников АТЭС, так как Тайвань и Гонконг не являясь независимыми странами, являются полноправными членами АТЭС). Основной целью АТЭС является обеспечение устойчивого экономического роста и процветания в АТР. Главные направления деятельности АТЭС сводятся к четырем аспектам:

·        либерализация инвестиционного режима и создание открытого торгового режима,

·        облегчение условий ведения бизнеса в АТР,

·        экономическая и технологическая международная кооперация,

·        улучшение качества людских ресурсов в этом субрегионе.

Эффективное сотрудничество и решение проблем в данных областях актуально и для Российской Федерации. Таким образом, экономическое сотрудничество России со странами АТЭС может дать импульс для решении целого ряда приоритетных задач и проблем Российской экономики, обеспечивая одновременно активизацию ее внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности в данном субрегионе. Необходимым критерием полноценного включения России в разделение труда данного субрегиона является повышение регулирующей роли государства. Регулирующие функции государства должны быть направлены на обеспечение:

·        выполнения взаимных обязательств федерального центра и регионов Дальнего Востока и Крайнего Севера,

·        повышения транспарентности предпринимательской деятельности,

·        предсказуемости развития предпринимательской среды в стране (как для внутренних, так и для иностранных инвесторов),

·        исполнения сметных нормативов ценообразования (во избежание применения коррупционных схем).

Программы финансирования из центра должны осуществляться с целью всемерного развития хозяйствующих субъектов Дальневосточного региона. Усовершенствования в таких секторах экономики Дальнего Востока, как транспорт, оборона, добыча и переработка полезных ископаемых, рыболовство и т.д. - представляются ключевыми критериями для повышения экономического потенциала России в развитии сотрудничества со странами АТЭС. Важно, чтобы привлечение иностранных инвестиций и расширение экономических связей подчинялись целям стратегии национального экономического развития страны в целом, а не были направлены исключительно на развитие отдельных ее частей.

Учитывая, что в 90-е годы Россия преимущественно ориентировалась на Запад, восточные направления внешнеэкономической деятельности были сильно ослаблены, что привело к потере позиций России в экономике Китая, Японии, КНДР, Индии, Монголии, Вьетнаме и странах АСЕАН. Как следствия довольно длительного игнорирования восточного внешнеэкономического направления, Россия пока слабо участвует в интеграционных процессах в АТР. В этих условиях Россия рассматривается рядом стран АТЭС с позиций источника ресурсного обеспечения, особенно это актуально для стран и территорий с высоким инвестиционным потенциалом и нехваткой энергоносителей (таких как Сингапур, Тайвань, Гонконг). Менее развитые страны, как, например, Вьетнам, КНДР, Монголия - экономические партнеры еще СССР - помимо ресурсной базы Дальнего Востока России заинтересованы в возможности использования разработок еще "доперестроечного" периода.

В последние десятилетия появилось немало научных работ, посвященных проблемам развития Дальнего Востока России и экономик, входящих в состав АТЭС. Однако в работах не был представлен всесторонний анализ потенциала развития основных векторов внешнеэкономического сотрудничества России и АТЭС, который учитывал бы необходимость:

·        развития России, как экономически и территориально целостной единицы,

·        разработки и применения адекватной стратегии структурной модернизации и перестройки национального хозяйства РФ,

·        гибкого и компромиссного согласования интересов и потенциала преимущественно регионов Дальнего Востока России с предложениями и потребностями контрагентов из экономик АТЭС,

·        выявления наиболее эффективных направлений для активизации экономического сотрудничества России в целом и Дальневосточного региона в частности с членами АТЭС.

Не вызывает сомнения, что России в век глобализации и усиления интеграционных процессов необходимо укреплять свои экономические позиции в АТР, прежде всего путем активного участия в деятельности АТЭС. Все вышесказанное определяет степень актуальности выбранной темы.

Степень научной разработанности темы дипломной работы. В качестве методологической основы для анализа возможностей и определения потенциала торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и стран АТЭС использовался системный подход. Для анализа статистической базы, представленной в статистических сборниках РФ и стран АТЭС (как организации в целом, так и отдельных экономик-участниц в частности) использовались экономико-статистические методы исследования, на основании которых были сделаны выводы о наиболее перспективных направлениях сотрудничества России в АТР.

Теоретическую базу исследования составили работы российских ученых, занимающихся вопросами сотрудничества России с партнерами из АТЭС, таких как С. Алабян и А.Барковский, академик РАН А. Гранберг, директор ИМЭМО РАН А.Дынкин, академик РАЕН А. Коржубаев, директор ИЭИ ДВО РАН П. Минакир, директор ИДВ РАН М. Титаренко. Кроме того, дипломная работа опирается на исследования и других российских ученых, затрагивающих проблемы социально-экономического развития стран АТЭС, таких как Д. Гордиенко, C. Лузянин, В. Мазырин и другие. Для анализа текущего состояния торгово-экономического сотрудничества России с членами АТЭС и оценки перспектив его расширения и углубления использовались данные аналитических справочников о сотрудничестве России и АТЭС, изданные Институтом Дальнего Востока Российской Академии Наук совместно с Министерством Иностранных Дел РФ. Так же использовались работы, опубликованные в Центре современных исследований по Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанскому региону (Россия), Университете Беркли, Стэндфордском Университете (США), Hанькайском университете (КНР). Несмотря на внушительное количество публикаций по вопросам сотрудничества России и стран АТЭС, ряд проблем был недостаточно изучен. Так, например, без научного внимания остались области комплексного анализа, касающегося оптимизации внутрирегиональной хозяйственной деятельности и межрегионального сотрудничества с целью повышения региональной конкурентоспособности для формирования потенциала их сотрудничества со странами АТЭС. Кроме того, недостаточно изучены перспективы адаптации к Российской экономической реальности опыта стран АТЭС по применению программно-целевого подхода в реализации стратегии развития партнерского сотрудничества.

Целью данного исследования является разработка стратегических предложений по наращиванию потенциала торгово-экономического взаимодействия Российской Федерации с экономиками - участницами АТЭС с учетом необходимости:

·        обеспечения структурной перестройки и модернизации региональной экономики Сибири и Дальнего Востока (с одной стороны),

·        формирования адекватных реальных и взаимовыгодных условий, способствующих углублению инвестиционного, торгового и хозяйственного, технологического и инновационного партнерства (с другой стороны).

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

·        исследовать современное состояние регионального и глобального торгово-экономического сотрудничества России и стран АТЭС и определить основные направления взаимодействия, выделить наиболее перспективные области кооперации, определить потенциал инновационной составляющей этих сфер и пути его увеличения;

·        с учетом непредсказуемо изменяющейся экономической ситуации (в результате мирового финансового кризиса) выявить основные тенденции в развитии сотрудничества России со странами, обладающими высоким экономическим потенциалом - КНР, Республикой Корея и Японией;

·        выявить ключевые направления приграничного партнерства, с целью формирования зон с особым экономическим режимом для придания импульса развитию территории Дальневосточных регионов РФ;

·        определить основные конкурентоспособные области сотрудничества РФ с Азиатско-Тихоокеанскими странами в рамках форума АТЭС, исходя из национальных экономических интересов России в АТР;

·        оценить масштаб и значимость торгово-экономического партнерства и сотрудничества РФ и КНР;

·        выявить основные методы повышения роли государства в реализации целевых мер регионального развития и применения программ торгово-экономического партнерства, опираясь на опыт стран АТЭС.

Научная гипотеза:

На основании сравнительного анализа объема, интенсивности и структуры торгово-экономического сотрудничества РФ и стран СВА (Японии, КНР и Республики Корея) можно утверждать в среднесрочной и долгосрочной перспективе, что КНР, наряду с тем, что является активным членом ШОС и имеет двусторонние соглашения стратегического пратнерства с Россией, является к тому же ведущим партнером РФ среди стран АТЭС, который увеличивает интенсификацию российского участия в деятельности данного форума. Что же касается Японии и Республики Корея, то на сегодняшний день они могут только косвенно повлиять на эффективность торгово-экономического сотрудничества России в рамках АТЭС.

Методологической и теоретической основой данного исследования послужили труды как отечественных, так и зарубежных ученых экономистов, политологов, социологов и историков, исследователей сферы торгово-экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. При проведении данного исследования и изложения материала нашли применение общенаучные подходы (материалистический, системный и др.) и методы научного познания (индукция и дедукция, анализ и синтез, методы логического моделирования, теоретического и эмпирического исследования, исторический метод, сравнительный и статистический анализ).

Научная новизна работы.

В работе дается обоснование необходимости проведения мер по модернизации и развитию региональной экономики российского Дальнего Востока и Сибири, как ключевого фактора обеспечения национальной безопасности в контексте экономической и территориальной целостности РФ. На основании результатов исследования было выявлено, что в современных условиях смены глобальной экономической парадигмы, основные положения Концепции отношений РФ с АТЭС (2001г.) нуждаются в основательном пересмотре. Исходной точкой новой Концепции должны стать четко детерминированные национальные интересы России в АТР, с целью реализации взаимовыгодного и равноправного партнерства для увеличения экономического и инновационного потенциала страны в целом и российского Дальнего Востока в частности.

Кроме того, доказано, что для эффективного развития Дальневосточных регионов требуется с одной стороны проведение политики программно-целевого участия государства, с другой - стратегически-рациональное использование многогранного потенциала экономик АТЭС, в том числе в управленческой, финансовой и инновационной сферах. Более того, для поступательного развития Дальневосточных и Сибирских приграничных территорий РФ требуется интенсификация и рационализация государственного регулирования приграничного сотрудничества. На первый план выходит необходимость создания зон с особым экономическим режимом, что позволит улучшить инвестиционный климат не только для отечественных, но и для зарубежных инвесторов.

В работе даны обоснования, что ведущая регулирующая роль для наращивания потенциала торгово-экономического сотрудничества РФ и стран АТЭС должна принадлежать именно государству. Путем реализации государственных административных и экономических мер регулирования, проведения рационально обоснованных средне- и долгосрочных программ развития конкретных регионов государство способно создать устойчивую, транспарнетную и предсказуемую базу для расширения и углубления международного сотрудничества.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют:

·        более полно и разносторонне оценить потенциал торгово-экономического сотрудничества РФ и стран АТЭС;

·        детерминировать наиболее серьезные проблемные вопросы в сфере взаимовыгодного партнерства;

·        выявить новые эффективные пути развития Дальневосточных и Сибирских приграничных территорий, основанные на программно-целевом подходе государственного участия в модернизации региональной экономики, что, учитывая опыт стран АТЭС, способствует интенсификации международного торгово-экономического сотрудничества.

На основании данной работы возможна разработка основных векторов программы развития Сибири и Российского Дальнего Востка с целью увеличения региональной конкурентоспособности и экономического потенциала, совершенствования национальных хозяйств для последующего взаимовыгодного сотрудничества с экономиками АТЭС.

Структура дипломной работы.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена современному состоянию торгово-экономического сотрудничества России и стран АТЭС. Во второй главе дается оценка экономического потенциала РФ и выявляются перспективные сферы сотрудничества. В третьей главе анализируются внешнеэкономические связи России и КНР.

1. Современное состояние регионального торгово-экономического сотрудничества России и стран АТЭС

.1 Общая характеристика экономического взаимодействия РФ со странами АТЭС

В век глобализации региональное экономическое сотрудничество приобрело качественно новую характеристику - развиваясь по собственным "внутренним" законам, оно в то же время стало детерминировать глобальные социально-экономические процессы и влиять на их динамику как в отдельных странах, так и в целых регионах. За последние два десятилетия интеграционная экономическая организация АТЭС достигла выдающихся результатов и не собирается останавливаться на достигнутом.

Что касается позиций России во внешней торговле с экономиками АТЭС, то участие РФ в товарообороте представляется весьма скромным на фоне остальных торговых партнеров. Статисктика свидетельствует о том, что удельный вес РФ в экспорте с экономиками АТЭС (кроме Монголии и КНДР) колеблется от 0 до 1,27%, а в импорте - от 0 до примерно 3%, что сопоставимо с показателями небольших развивающихся стран, таких как КНДР, Бруней, Лаос, Монголия и Камбоджа. Наибольший удельный вес России - в импорте КНР (3%). Таким образом, можно сделать вывод о том, что Россия в количественном отношении не является значительным фактором для экономик АТЭС.

Однако реальная ситуация сложнее и обстоит следующим образом: Россия не занимает весомые торговые позиции в экономиках стран АТР, равно как и страны региона не играют значительную роль в экономике России. Однако, несмотря на такое положение дел, Россия больше заинтересована в сотрудничестве с ведущими странами АТЭС, чем они с ней. Причиной тому стала узкая направленность российского экспорта - Россия не скрывает своей заинтересованности в высокотехнологичной продукции, но взамен она может предложить странам региона либо сырье либо полуфабрикаты. Что же касается наукоемких и высокотехнологичных отраслей российской экономики, то в Азиатско-Тихоокеанском регионе они представлены скудно, исключение составляет лишь сфера оборонно-промышленного комплекса.

Есть масса причин как объективного, так и субъективного характера (как, например, многолетняя недооценка дальневосточного региона, перекос в федеральной политики в сторону западной части России), которые привели к такому плачевному положению дел. По итогу экономическое состояние и перспективы азиатских регионов РФ весьма неоднозначны. Очевидно, что по конкурентоспособности и темпам развития дальневосточные регионы заметно отстают от от основных экономик АТЭС.

Основными трудностями на пути реализации экономического потенциала азиатских территорий РФ представляются:

·        их культурная, геофизическая и социально-экономическая изоляция от европейской части России с наиболее развитыми отраслевыми рынками,

·        низкий уровень транспортной инфраструктуры при огромных размерах российской территории,

·        низкая плотность заселения по очаговому принципу,

·        суровый климат и нестандартные условия для ведения сельского хозяйства,

·        затратность производства и сезонность грузоперевозок, обеспечивающих северные и арктические части дальневосточного региона всем необходимым.

Прямо или косвенно проблемы неразвитой транспортной и энергетической инфраструктуры остаются ключевыми причинами неконкурентоспособности произведенных товаров, продукции и услуг.

В первые полтора-два десятилетия после распада СССР, Дальний Восток России представлял собой наиболее криминализированный и, можно сказать "маргинальный" регион, однако в последнее время наметились позитивные тенденции - федеральные власти стали проявлять к Дальневосточным территориям больше внимания. Несмотря на это далеко не все решения из центра можно назвать однозначно положительными (например, увеличение пошлин на ввоз поддержанных автомобилей).

Нынче официальный курс федеральных властей направлен на развитие экономики Дальнего Востока с целью ее максимального приближения по экономическим показателям к европейской части РФ. Вторым этапом будет постепенная интеграция Дальнего Востока в торгово-экономическую матрицу АТР, но не в "бесхозном" состоянии, а в качестве неотъемлемой и значимой части сильной экономически целостной державы. В подтверждение вышесказанного уместно упомянуть наиболее значимые государственные документы, направленные на экономическое развитие Дальнего Востока:

·        Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года;

·        Развитие Владивостока, как центра международного сотрудничества в АТР;

·        Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2015.

В последнем документе говорится о том, что "стратегические ориентиры должны опираться на реализацию комплексных мер государственной поддержки, включая создание системы специальных преференций и стимулов". Как справедливо заметил в своем интервью М. Николаев, цели и задачи Стратегии, как и других программ, могут быть достигнуты при наличии адекватного объема финансирования и при условии, что удастся привлечь российский и зарубежный капитал.

Несмотря на положительную динамику российской политики в отношении Дальневосточных территорий, ученые востоковеды подчеркивают: "Проводя прагматический внешнеполитический курс, активизируя его азиатское направление, прежде всего на путях стратегического сотрудничества с Китаем, опираясь на известные позитивные сдвиги в экономике и государственном строительстве, Россия смогла бы выйти из зоны политического небытия в Восточной Азии, хотя остаются серьезные проблемы по обретению и упрочению экономических позиций в регионе".

Как бы это не было прискорбно, но несмотря на все Стратегии и Программы, перечень конкретных дел РФ по продвижениию своих национальных интересов и углублению сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе в рамках участия в АТЭС не поражает ни масштабами, ни содержанием. Россия, как крупнейшая держава в таком обширном регионе, как АТР, могла бы иметь больший политико-экономический вес в АТЭС, чем она имеет сегодня.

Что касается стратегических основ внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, то в долгосрочной перспективе (до 2020 года) они направлены на создание необходимых условий для выхода России на лидирующие позиции в мировой экономике путем эффективного участия в системе международного разделения труда и повышения конкурентоспособности национального хозяйства. Помимо указанного, Россия стремится играть более значимую роль в решении глобальных проблем и принимать непостредственное участие в формировании нового мирового экономического порядка. Однако в нынешних условиях глобализации это невозможно без инициативного и активного участия в международных организациях и интеграционных экономических объединениях типа АТЭС.

То есть главной целью РФ должно быть стремление не оказаться на переферии мировых процессов, эпицентр которых переместился в 21 веке в азиатскую часть земного шара. При оценке возможных проблем и потенциальных перспектив, сопутствующих вовлеченности Российской Федерации в интеграционные процессы Азиатско-Тихоокеанского региона, по мнению академика М. Л. Титаренко, следует исходить прежде всего из того, что "эти процессы имеют характер объективного явления, подготовленные процессами экономического развития региона, формированием международного разделения труда на базе развития производительных сил стран региона. Они будут идти и дальше - с возможными подъемами и спадами - независимо от субъективной политической воли и желаний, оставляя на обочине тех, кто выпадет из этих процессов". Такое мнение кажется автору справедливым.

Анализируя перспективы и потенциал торгово-экономического сотрудничества России в АТР, в первую очередь со странами АТЭС, можно сделать вывод, что первостепенное значение для РФ имеют отношения с КНР, которые являются ключевым элементом российского экономического присутствия в данном регионе. По сути, при благоприятных условиях, эти отношения могут послужить катализатором для реализации масштабных проектов в других азиатских странах, особенно учитывая, что Китай на современном этапе не только занимает прочные позиции в АТР, но и является одним из глобальных экономических лидеров. Как отмечает Н. П. Малетин, в сложившихся условиях нет ничего зазорного в том, чтобы двигаться за лидером и попытаться совместно реализовать те или иные инфраструктурные проекты в третьих странах, "не упуская при этом своей выгоды и не поступаясь собственными интересами". По мнению эксперта-китаиста А. В. Лукина, России не следует опасаться экономического сотрудничества с Китаем пусть и в качестве временного сырьевого придатка, боятся следует того, что плоды этого экономического партнерства не попадут в государственную казну, а если и окажутся там, то будут немедленно разворованы.

В сложившейся ситуации представляется целесообразным развивать стратегическое партнерство не только с Китаем, но и сдругими странами АТР, например с Вьетнамом. Цель такого вектора экономической политики - подстраховаться от возможной односторонней зависимости от сотрудничества с Китаем. Такая точка зрения найдет встречный отклик и поддержку в странах АТР, которые в свою очередь заинтересованы в дивесификации рисков, связанных с гегемонистскими настроениями Китая в области проведения более жесткой и напористой внешней политики.

.2 Основные направления экономического сотрудничества России со странами АТЭС

В последние годы начался активный процесс формирования основных наиболее перспективных направлений, по которым государство и российские частные компании (на основе государственно-частного партнерства) смогут реально внести занчительный вклад в развитие многосторонней экономической кооперации с экономиками АТЭС.

СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

На фоне прочих потенциально взаимовыгодных направлений экономического сотрудничества на первый план выходит энергетика и связанное с ней обеспечение энергетической безопасности. Речь здесь идет не только о поставках энергоресурсов в бесперебойном режиме, но и о реализации проектов в сфере энергетики в третьих странах. Конкурентные преимущества России в данной сфере не ограничиваются простым наличием у страны огромных запасов энергоресурсов:

·        Россия способна предоставить высокотехнологичные услуги по строительству новых и модернизации существующих объектов энергетического сектора,

·        У России есть коллосальный опыт управления энергоресурсами, в рамках совместной эксплуатации в третьих странах.

Вопросы энергетической безопасности всегда были насущными, но сейчас они приобрели еще большее значение. Именно в этой сфере тесно переплетаюся и взаимодополняются интересы РФ, Японии, КНР и Южной Кореи. Как известно, на экономики АТЭС приходится свыше 60% глобального спроса на энергоносители, а 6 из 10 крупнейших потребителей энергии в мире - члены АТЭС. Парадокс заключается в том, что главные потребители энергоресурсов не используют ресурсный потенциал дальневосточных регионов РФ и большую часть сырья везут с Ближнего Востока. По сути у стран АТЭС и России есть все необходимое для реализации крупномасштабных многосторонних проектов в сфере энергетики на базе Восточносибирских нефтегазовых месторождений. Однако такому вектору развития препятствует ряд факторов в основном субъективного характера, связанных преимущественно с определением устраивающей всех цены на нефть на долгосрочную переспективу. Кроме того, спос на российские энергоносители подвержен влиянию негативных факторов, таких как:

·        рост объемов потребления газа или нефти самой Россией,

·        снижение спроса на энергоносители со стороны Китая и других стран АТЭС,

·        активное потребление дешевых энергоносителей из Туркмении.

В отношениее данной проблемы сформировано два подхода:

·        основанного на долгосрочных преимуществах,

·        основанного на краткосрочной выгоде.

С одной стороны России выгодно играть на противоречиях Китая и

Японии, связанных с соперничеством этих двух стран в рамках АТЭС. Такой подход позволит России извлечь краткосрочную выгоду. С другой стороны гораздо более значительным достижением было бы объединение синергетического потенциала трех держав с целью создания в долгосрочной перспективе единого энергетического пространства в Северовосточной Азии. "Для того, чтобы не ограничить свою роль положением энергетического донора региона, - пишет В. Михеев - России следует осознать свою объективную потребность в усилении китайско-японского взаимодействия, а не конкурентного противодействия". Хотя, к сожалению большинство стран АТР, выстраивая свои торгово-экономические отношения с Японией или Китаем, исходят только из своих собственных интересов и ориентируются на получение краткосрочной выгоды.

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И РАЗРАБОТКИ В СФЕРЕ КОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Что касается сферы атомной энергетики и космическийх технологий, то у РФ пока еще сохранились конкурентные преимущества.

На сегодняшний день Россия помогает таким государствам, как Вьетнам, Малайзия, Индоезия, Филиппины и Тайланд реализовывать проекты в сфере атомной энергетики. Чаще всего энергетика в этих странах создается с нуля.

Изначально, заинтересованная страна устраивает тендер, по итогам которого выигравшая страна подписывает контракт на строительство АЭС, обеспечение всей безопасности инфраструктуры и обучение персонала. Наиболее масштабные проекты по строительству АЭС у РФ во Вьетнаме - там предполагается построить две АЭС к 2020 году. Однако, у российских компаний (например у "Атомстройэкспорта") есть мощные и влиятельные конкуренты - зарубежные инвесторы, которые часто предлагают более выгодные финансовые условия. Помимо того, существует еще одна проблема - слишком большой объем уже взятых обязательств. Таким образом существует прямая угроза исчерпания экспортного потенциала РФ в области атомной энергетики.

Если говорить о космической сфере, то сотрудничество на этом поприще можно охарактеризовать, как перспективное и находящееся на начальной стадии развития. Тем не менее уже сейчас идет работа по разработке и реализации программ по таким направлениям, как:

·        запуск спутников и других космических аппаратов (невоенного назначения),

·        разработка спутниковой навигации,

·        сотрудничество в области астробиологии и космических медицинских технологий.

Во всех вышеперечисленных сферах Россия имеет обширный опыт.

Именно это конкурентное преимущество и позволяет РФ выступать в качесте поставщика технологий в менее развитые страны.

ОБОРОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В последние десятилетия страны восточноазиатского региона занимают одно из центральных мест в приоретах российского оборонно-технического сотрудничества. Страны АТР характерезуются не только высокими темпами экономического роста, но постоянно увеличивающимися расходами на оборону, что делает их перспективными партнерами для военного экспорта РФ. Многолетний опыт сотрудничества России с такими странами, как Китай, Вьетнам, Индия и др. в сфере ОПК позволяет РФ занимать довольно прочные позиции на региональном рынке, что с каждым годом становится все проблематичнее в виду появления новых сильных конкурентов.

СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И РАЗВИТИЯ МОРСКИХ КОММУНИКАЦИЙ

Географическое положение России дает ей беспрецедентное преимущество. Россия издревле считалась естественным транспортным и коммуникационным мостом между Европой и Азией. Для обеспечения транспортной связи используются две основные железнодорожные магистрали:

·        Транссиб,

·        БАМ.

Однако, техническое состояние железнодорожного полотна не отвечает

нынешним требованиям для осуществления удобных и быстрых грузоперевозок. Ситуация отягчается еще и тем, что уровень перевалочного тарифа через Дальневосточный регион и Сибирь необоснованно высок, таким образом импорт и транзит, идущие с этого направления невыгодны.

К сожалению, из-за обострения на Корейском полуострове на неопределенный срок заморожен проект трансевразийской магистрали (стыковка Транссиба с транскорейской веткой), которая смогла бы составить конкуренцию морским путям из Азии в Европу. В то время пока Россия не извлекает выгоду из своего географического положения, стали появляться планы по возрождению "Великого Шелкового пути" в обход РФ.

Немаловажными для стран АТЭС и России являются и морские коммуникации. Морская коммуникация (преимущественно контейнерные перевозки) между странами АТЭС и Россией обеспечивается в основном судами Республики Корея и Японии. Такой расклад негативно влияет на конкурентоспособность российских производителей, так как значительно растут транспортные издержки. Чтобы немного подправить положение в Приморье с 2009 года ведутся крупномасштабные работы по строительству крупнотоннажных современных верфей. Данные проекты осуществляются с привлечением как российского, так и иностранного капитала.

ВЫВОД:

В последние десятилетия направленность российской инвестиционной активности стала ориентироваться на регионы Дальнего Востока и Сибири. В самое ближайшее время принятые меры, направленные на:

·        подъем и развитие производительного потенциала Дальнего Востока и Сибири,

·        внедрение российской экономики в интеграционные процессы АТР могут дать видимые экономические результаты и практическую отдачу.

Показатели результативности проведенных мер, по мнению российского научного сообщества, напрямую зависят от того, по какому пути будет идти развитие российского дальневосточного региона. В случае, если внутрироссийское экономическое развитие будет продолжаться в среднесрочной перспективе в рамках сырьевой и ресурсодобывающей модели, участие России в региональных экономических процессах будет происходить на невыгодных ей условиях, и РФ со временем превратиться из субъекта регионального развития в объект соперничества внешнх сил. В случае же, если оно пойдет по инновационному пути, Россия закрепится как один из направляющих факторов регионального развития.

Во многом результаты сотрудничества РФ и экономик АТЭС определяются инициативностью и усилиями частного сектора и исполнительной власти субъектов РФ, которые должны быть направлены на достижение эффективности этого сотрудничества. Особое значение имеет развитие системы прямых контактов между представителями предпренимательских кругов РФ и АТЭС. По итогу, именно от деловых кругов стран будет зависеть масштаб и эффективность торгово-экономического сотрудничества. При этом важно, чтобы федеральная власть смогла дать стратегические ориентиры для российского бизнеса в АТР, в контексте которых предпренимательские круги смогли бы четко сформулировать свои собственные цели.

В последние несколько лет форум АТЭС сфокусировался на разработке и реализации структурных реформ, которые позволили бы усовершенствовать систему корпоративного и государственного управления, создать базу для честной конкуренци, разработать регулирующие реформы и программу развития экономической и юридической инфраструктуры. Цели, которые преследует АТЭС близки и РФ. Однако для их достижения России требуется комплексная модернизация в области корпоративного управления, либерализации экономики, возрождения работоспособного института права и создания развитых демократических институтов. Усовершенствования во всех этих сферах можно добиться, используя сотрудничество с АТЭС в целом и с рабочими группами АТЭС в частности.

Сейчас АТЭС претерпевает трансформацию, чтобы соответсвовать нынешней экономической парадигме и отвечать новым вызовам современности. Изменились проблемы - изменился и подход к их решению. Например, проблемы с таможенным налогоообложением в АТР в большинстве случаев решены (или находятся в процессе решения), но появилась новая форма проблем - "после границы", связанных с увеличением таможенных тарифов, провозом контрабанды, ввозом некачественной продукции и т.д. Решение данных проблем будет находится в ведении различных рабочих органов АТЭС. В обозримом будущем АТЭС расчитывает унифицировать и стандартизировать процесс торговли для всех стран АТР. Для России эти проблемы также актуальны, особенно, если учесть, что РФ по срокам реализации импортно-экспортных операций очень сильно уступает остальным членам АТЭС.

Относительно недавно в Японии под редакцией бывшего посла в России К. Ватанабе был опубликован сборник эссе по теме: "Как вовлечь Россию в дела АТР и какова будет взаимная выгода от ее интеграции в регион?". Над сборником работали известные специалисты из 6 азиатских стран: Японии, Китая, Южной Кореи, Филиппин, Таиланда, Сингапура. Главной задачей экспертов являлось предоставление оценки торгово-экономического потенциала России и полезность от ее интеграции в экономические процессы АТР исходя из национальных интересов своих стран. Особенность всех без исключения работ, как подчеркивает К. Ватанабе, это отсутствие в них даже малейшего намека на "образ" РФ как государства, от которого может исходить какая-либо угроза безопасности и

миру в регионе. По мнению авторов сборника, России требуется экономическая помощь и поддержка для развития Дальневосточного региона. Кроме того, авторы придерживаются позиции, что России сможет стать активным участником эффективной экономической интеграции в АТР в том случае, если "стабилизируются все обстоятельства в самой России и окончательно определится путь, по которому пойдет страна".

Необходимость укрепления позиций России и ее стабильного экономического присутствия в АТР - наиболее динамично развивающемся регионе 21 века - является ключевым параметром для ведения успешной внешнеэкономической деятельности на восточном направлении. России необходим решительный и долгосрочный поворот на Восток. Однако, как говорилось ранее, в первую очередь Россия должна справится с проблемами внутреннего характера (социально-экономического развития азиатской части страны, увеличение экономического потенциала Дальнего Востока путем развития транспортной и финансовой инфраструктуры в этих регионах), создание экономически целостной державы, определение национальных интересов страны в АТР и конкретных потребностей и ожиданий регионов от сотрудничества с экономиками АТЭС) и только затем постепенно интегрироваться в экономические процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Конкретно сейчас позиции России в АТР довольно уязвимы в силу таких обстоятельств, как:

·        жесткие климатические условия Дальнего Востока и Сибири (что в свою очередь является причиной слабого демографического присутствия и очагового типа расселения населения),

·        низкий уровень транспортно-коммуникационной инфраструктуры,

·        социокультурная и экономическая изолированность Дальнего Востока от европейской части России,

·        низкая вертикальная и горизонтальная концентрация капитала при слабости финансовой инфраструктуры.

Таким образом, меры по модернизации и подъему региональных экономик Сибири и Дальнего Востока являются ключевым параметром для успеха в осуществлении реальной интеграции России в экономическое пространство АТР.

На фоне процессов глобализации, отталкиваясь от которых страны вынуждены формировать свои национальные интересы, стало видно, что предпочтительным путем развития человечества после преодоления глобального экономического кризиса, является не политика, основанная на "балансе сил" под монопольным руководством какой-либо сверхдержавы, а переход к "стратегии соразвития". Непременным условием реализации стратегии соразвития является разработка практических шагов в целях создания единой глобальной экономической, научно-технической, энергетической и социокультурной политики. Азиатско-Тихоокеанский регион - как один из самых динамично развивающихся узлов международного синергетического потенциала - наиболее подходящее место для осуществления политики международного соразвития, а форум АТЭС - площадкой для интеграции в экономическую парадигму АТР. В конечном итоге именно сотрудничество с экономиками АТЭС расширит возможности России в АТР, позволит укрепить экономическое присутствие в регионе и придать ему больший вес.

.3 Перспективы экономического сотрудничества России со странами АТЭС

Экономика России начала 21 века находится в процессе поиска перспективных направлений стратегического сотрудничества, возможностей осуществления эффективной внешнеэкономической деятельности, в том числе используя потенциал российских Дальневосточных регионов для осуществления интеграции в экономическое протранство АТР в целом и АТЭС в частности. Для определения потенциальных стратегических направлений сотрудничества (с учетом планирования развития Дальнего Востока) нужно определить потенциальные возможности стран АТР.

В АТР можно выделить три наиболее экономически притягательных центра:

.        "Большой Китай" (КНР, Гонконг САР, Тайвань САР, Сингапур),

.        Япония и Южная Корея,

.        Страны АСЕАН.

Тщательный анализ трех групп возможных партнеров свидетельствует о том, что потенциально наиболее перспективным является "Большой Китай". Сотрудничество с данной группой стран полезно не только для России в целом, но в особенности для Дальневосточных регилнов в частности. Во-первых, потенциал "Большого Китая" будет увеличиваться, кореллируясь с ростом экономики КНР. Во-вторых, масштаб "Большого Китая" увеличивается в силу того, что к КНР постепенно присоединяются отдельные территории (Гонконг - 1997, Макао - 1999, Тайвань - интегрируется в ближайшие 5-10 лет).

Что касается Японии и Южной Кореи, то иметь их в качестве стратегических партнеров желательно, но надо быть реалистами: эти страны в силу определенных обстоятельств преимущественно ориентируются на США. Помимо несовпадающего с РФ вектора внешнеэкономической деятельности у Японии и Южной Кореи есть ряд проблем препятствующих сотрудничеству с Россией, а именно:

·        довольно длительные взаимные политические противоречия,

·        неразрешенные вопросы территориальных притязаний,

·        большая разница в технологическом обеспечении реального сектора экономики,

·        сырьевая ориентация экспорта из регионов Дальнего Востока в эти страны.

Даже несмотря на то, что сбыт южнокорейских товаров повсеместно

осуществляется на Дальнем Востоке, а Япония заинтересована в обеспечении углеводородным сырьем из Сахалинского шельфового месторождения, для обеих стран Россия не является стратегическим и географическим приоритетом для осуществления своей внешнеэкономической деятельности.

.3.1 "Большой Китай"

На сегодняшний день КНР представляется самым оптимальным партнером для российского Дальнего Востока по ряду показателей:

·        Географическая близость (у КНР: есть необходимая инфраструктура для развертывания внешнеэкономического сотрудничества с российским Дальним Востоком);

·        Взаимодополняемость экономик (у КНР: сельское хозяйство, наличие избыточной недорогой рабочей силы, легкая промышленность; у России: добывающая промышленность, тяжелая промышленность, наукоемкий потенциал, во много даставшийся РФ от СССР),

·        Инвестиционный потенциал (у КНР: внушительный объем финансового капитала и валютных резервов в самом Китае, а так же финансовые ресурсы китайской диаспоры в Тайване, Гонконге и Сингапуре и других странах; у России: потребности Дальнквосточного федерального округа в прямых иностранных инвестициях),

·        Близость по уровню развития технологической базы и уровню производительных сил (у КНР: Северо-Восток Китая; у России: Дальний Восток);

·        Политическая заинтересованность (у КНР: потоки мигрантов в РФ; у России: стратегические планы по увеличению влияния в АТР).

Таким образом, сотрудничество между Россией и КНР (Дальнего

Востока РФ с Северо-Восточными провинциями КНР) может не только благотворительно сказаться на развитии экономики (особенно региональной, Дальневосточной), но и в перспективе может позволить РФ создать определенные рычаги давления на США и Японию, как в рамках политичской парадигмы Азиатско-Тихоокеанского региона, так и на глобальном уровне.

Анализируя экономику КНР, можно заметить, что уже многие годы китайская экономика имеет четкую экспортную ориентацию. Доля экспорта в ВВП КНР сохраняется на высоком уровне (даже несмотря на ограничивающие меры после вступления в ВТО в 2001 году и после глобального финансового кризиса 2008 года). В свое время власти КНР поставили задачу - поддерживать уровень внешнеторгового оборота на отметке 30%, что де-факто соответсвует уровню промышленно развитых капиталистических стран. Согласно данным китайской статистики, показатель доли внешнеторгового оборота достиг 30% в ВВП Китая уже в 1991 году. А к моменту присоединения КНР к ВТО, показатель доли внешней торговли в ВВП был на отметке в 40% и продолжал неуклонно увеличиваться. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что такой значительный объем внешней торговли в ВВП КНР, свидетельствует о:

·        Высокой степени вовлеченности в систему международного разделения труда,

·        Динамичном участии в глобальном товарообороте,

·        Открытости китайской экономики.

По мнению экономического аналитика одного из крупнейших французских финансовых конгломератов Societe Generale Вэя Йао, несмотря на послекризисные последствия до 2020 года китайская экономика будет иметь тенденцию к увеличению в среднем на 7-8% в год (при уровне инфляции около 5%).

Сегодня КНР - самый крупный партнер РФ в АТР. Кроме того, Китай стремительно превращается в один из ключевых экономико-политических центров глобального мира. Россия и КНР находятся на этапе структурной модернизации своих экономик и готовы взаимодействовать на основании опыта прошлых лет и к поиску новых форм расширения сотрудничества.

На основе экономической дополняемости и географической близости КНР и РФ, можно определить наиболее перспективные векторы торгово-экономического сотрудничества двух стран. Для РФ в ближайшей перспективе Китай будет:

·        одним из крупнейщих рынков сбыта для продукции машиностроительного комплекса,

·        источником снабжения российского рынка стратегически важным сырьем, а так же различными товарами народного потребления и продовольствия.

Для Китая основными направлениями внешнеэкономического сотрудничества с Россией остануться:

·        закупки топливно-сырьевой направленности (углеводороды и иные энергоносители, цветные металлы, лес, удобрения, товары химической промышленности),

·        ОПК,

·        Космическая промышленность,

·        Атомная энергетика.

В общем и целом, торгово-экономическое сотрудничество России и

Китая активно развивается. За период с 2000 до 2010 года объем оборота внешней торговли между РФ и КНР вырос в 7 раз. Ниже представлена таблица, основанная на статистических данных о товарообороте РФ и КНР.

Таблица 1 Динамика и объем товарооборота РФ и КНР (2000-20012 гг.)

Годы

Оборот

Экспорт

Импорт

Сальдо, млн. долл.

млн. долл.

прирост, %

млн. долл.

прирост, %

млн. долл.

прирост, %

2000

8003

-

5770

-

2233

-

+3537

2001

10670

+33,3

7959

+37,9

2711

+21,4

+5248

2002

11928

+11,8

8407

+5,6

3521

+29,9

+4886

2003

15760,62

+32,1

9726,07

+15,7

6034,55

+71,4

+3691,52

2004

21231,14

+34,7

12129,46

+24,7

9102,49

+51,0

+3026,97

2005

29103,14

+37,3

15890,89

+31,0

13242,25

+45,2

+2678,65

2006

33386,55

+14,7

17554,12

+10,5

15832,43

+19,8

+1721,68

2007

48165,37

+44,3

19676,89

+12,1

28488,48

+79,9

-8811,59

2008

55922,1

+16,1

21142,0

+7,5

34780,2

+22,1

-13638,2

2009

39509,0

-29,4

16668,6

-21,2

22840, 3

-34,3

-6171,7

2010

59,3

+50,3

20,3

+21,8

39,0

+71,2

-18,7

2011

79249,3

+42,7

38903,83

+31,4

40345,47

+55,6

-1441,6

2012

88158

+11,2

44100,51

+9,2

44057,53

+13,2

-42,98

Источник: составлено автором по материалам Чжунго тунзи наньцзянь, данных статистики Федеральной Таможенной Службы, статистического бизнес портала InvestFuture.

Анализ внешнеторговой динамики в период с 2000 по 2010 год позволяет сделать следующие выводы:

1.      В докризисный период (то есть с 2000 по 2008 год) импорт и экспорт имели тенденцию к увеличению, а оборот внешней торговли РФ и КНР каждый год в среднем увеличивался на 28%.

.        В период с 2000 года до 2006 года у России было положительное сальдо торгового баланса, что свидетельствует о том, что экспорт превалировал над импортом, то есть РФ продавала КНР больше, чем покупала.

.        Максимальный объем внешнеторгового оборота РФ и КНР (до кризиса) был достигнут в 2008 году. По сравнению с 2007 годом товароборот РФ и КНР увеличился на 16%, экспорт - на 7,5%, импорт - на 22,1% (55,9 млрд. долл., 21,15 млрд. долл., 34,8 млрд. долл. соответственно). Отрицательное сальдо в 2008 году торгового баланса РФ (Россия продавала Китаю меньше, чем покупала) составило 13,64 млрд. долл.

.        В 2009 году, в связи с последствиями мирового финансово-экономического кризиса, объем внешней торговли РФ и КНР сократился на 29%.

5.      В 2010 году двусторонняя торговля России и Китая находилась в процессе восстановительного роста. Показатели объема товарооборота превзошли ожидания экспертов и достигли докризисного уровня. По сравнению с 2009 товароборот РФ и КНР увеличился в два раза и составил 59, 3 млрд. долл.

Однако торгово-экономические отношения России и Китая не всегда отличались стабильностью. При анализе более ранних статистических данных, можно сделать нижеследующие выводы:

.        В 90-е годы тенденции роста объема внешней торговли России и Китая не отличались высокой стабильностью:

.1.     Снижение объема товарооборота на 33,9% в 1994 году

(Причина: Введение визового режима для пересечения границы российско-китайской границы);

.2.     Снижение объема товарооборота на 10,4% в 1998 году

(Причина: Последствия финансового кризиса в РФ).

2.      Начиная с 1999 года объемы внешней торговли РФ и КНР стремительно увеличивались (с 1999 по 2004 год товарооборот увеличился почти в три раза). (Причина: Установление стратегического партнерства между двумя странами, дополняющегося регулярными встречами на уровне глав правительств и постоянной деятельностью рабочих групп и отраслевых комиссий)

Подобные скачки в динамике внешней торговли не всегда имеют

негативный окрас. Например, снижение объема товарооборота в 1994 году позволило России и Китаю урегулировать торгово-экномические отношения, усовершенствовать структуру импорта и экспорта, установить порядок в деятельности как российских, так и китайских компаний, получивших законодательное право действовать как субъкты внешнеэкономической деятельности на территории друг друга.

Несмотря на позитивные тенденции роста товарооборота России и Китая, важно отметить, что доля российско-китайской внешней торговли в общем объеме внешнеторгового оборота Китая постепенно снижается. Например, в 2008 году в результате падения объема товарооборота между РФ и КНР, доля российско-китайской торговли в общем объеме товарооборота КНР составила 2,2%, а в 2010 году -уже 1,75%. В ближайшем будущем этот показатель будет оставаться приблизительно на этом же уровне или в лучшем случае незначительно повысится.


Скачать архив (92.4 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: