Главная » Экономика

Мировые модели смешанной экономики

Содержание
 

Введение

Глава 1.Теоритические аспекты устройства смешанной экономики

.1 Сущность смешанной экономики

.2 Классификация моделей смешанной экономики

.3 Южнокорейская модель смешанной экономики

Глава 2. Модели смешанной экономики

.1 Американская модель

.2 Германская модель

.3 Японская модель

.4 Шведская модель

Глава 3. Формирование смешанной экономики в РФ

.1 Этапы и особенности формирования смешанной экономики РФ

.2 Формирование смешанной экономики в РФ на современном этапе

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования: Экономику любой страны нельзя свести к какому-либо типу отношений, к какому-либо аспекту экономической деятельности. Все стороны экономики, все ее взаимосвязи находятся в тесном переплетении, в системе. Поэтому экономику следует рассматривать как сложную экономическую систему.

В основе экономической системы лежит общественное производство, которое представляет собой процесс взаимодействия человеческого общества и природы. Общественное производство воспроизводит себя в единстве материальных и духовных сил, производительных сил и совокупности всех отношений. При этом оно воспроизводит материальные и нематериальные предпосылки и условия своей деятельности, постоянно развивая их.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляют собой экономическую систему общества. Из данного определения становится понятно, что, не имея понятия об экономической системе в обществе, нельзя рассуждать о его экономическом развитии или даже об экономике в целом.

Основная цель моей работы: провести сравнительный анализ различных моделей смешанных экономических систем.

Для достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:

. изучить основные закономерности функционирования моделей смешанных экономических систем;

. изучить методы сравнительного анализа и социально-экономической диагностики;

. Выявить преимущества и недостатки различных экономических моделей;

. Установить осознанные причины выбора странами различных экономических систем;

. Рассмотреть практическое применение экономических систем, с помощью системного анализа реально существующих (существовавших) экономических моделей.

Я считаю, что предварительным условием написания данной работы является изучение таких дисциплин, как экономическая история, экономическая теория, мировая экономика, институциональная экономика. На начало написания работы данные дисциплины мною были изучены.

При сравнительном анализе экономических систем мною были использованы традиционные методы экономической теории, в том числе: формальная логика, системные методы исследования, методы социопространственного и социовременного исследования, хронологический, метод классификаций и др. Однако, они играют второстепенную роль в моей курсовой работе.

Исходя из этого, мой сравнительный анализ предусматривает:

двухуровневый анализ экономических систем (теоретический и эмпирический);

выявление индивидуальной специфики;

определение закономерностей развития сравниваемых экономических систем и их моделей.

Тема проведенного исследования имеет как теоретическое значение (для современной экономической теории), так и практическое (для прикладных теорий экономического регулирования и деятельности государства как центрального экономического механизма воздействия на экономику).

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников.

Объектом проведенного мною исследования являются экономические системы.

Предметом проведенного исследования являются экономические механизмы различных смешанных экономических моделей, их структура, особенности, преимущества и недостатки.

Глава 1. Теоретические аспекты устройства смешанной экономики
 
.1 Сущность смешанной экономики

Система, иначе называемая современной рыночной экономикой или современным капитализмом, является завершением развития рыночной системы. Смешанная система получила свое название по причине того, что воплотила все лучшие черты рыночной и командной систем. Она обеспечивает необходимый уровень государственного экономического регулирования, а также развивает систему социальных гарантий граждан.

Данная система на основе государственного регулирования создает условия для конкуренции в тех отраслях, где такая ситуация повышает эффективность производства. Произошли существенные изменения в механизме макроэкономического регулирования. Хозяйствующие субъекты обеспечивают пропорциональное развитие экономики на основе выпуска такой продукции, которая гарантированно находит покупателя. Это обеспечивается развитой системой маркетинговых исследований, позволяющих определять объем и структуру производимой продукции. Прогнозирование рынка позволяет заранее сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к новым моделям и видам продукции.

Государственные органы управления стремятся обеспечить пропорциональность развития экономики с помощью разработки отраслевых и общенациональных программ. Осуществление рационального использования ресурсов обеспечивается с помощью стратегического планирования в крупных компаниях. Перераспределение ресурсов на развитие важнейших отраслей происходит за счет государственных средств, государство также активно финансирует крупные научно-исследовательские разработки. Государство выделяет средства на финансирование образования, включая повышение квалификации кадров, медицинское обслуживание, социальные нужды.

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой на социальное обеспечение, реализацию различных программ "борьбы с бедностью" направляется не менее 30-40% всех государственных расходов. В то же время отдельные фирмы заботятся о своих сотрудниках с целью активизировать работу персонала, повысить производительность труда, укрепить конкурентоспособность фирмы.

На практике, как уже было сказано, самой эффективной экономической системой оказалась не та, которая слепо отвергает все черты (в том числе и преимущества) другой и опирается строго на рынок или план, а та что умеет комбинировать в себе наилучшие черты обоих видов экономических систем и приспосабливается к ситуации в обществе. Таковой является смешанная экономика.

В первую очередь, возникновение данной системы обусловлено тем, что рыночная экономическая система, несмотря на свою эффективность, так или иначе не справляется с некоторыми серьёзными задачами (напр., содержание армии, регулирование законодательства и др.). Государство может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (уменьшить слишком большие различия в уровне благосостояния граждан, загрязнение окружающей среды от деятельности фирм и т.д.). [18]

Смешанная экономика представляет собой целостную многомерную систему, основанную на сочетании рынка и рыночного механизма с государственным регулированием. [5,c.119] Ее основными чертами являются:

. Приоритетность рыночной организации экономики. Что означает финансирование на государственном уровне только лишь тех социально-экономических отраслей, которые из-за своей малой прибыльности не привлекают частное предпринимательство.

. Многосекторность экономики предполагает наличие ряда равноправных секторов и их взаимодействие. Оно осуществляется с помощью механизма регулирования на уровне государства, корпорации и рынка. Соотношения между этими секторами и структурой складываются по-разному в зависимости от национальных и региональных особенностей стран.

. Государственное предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке. Развитие разнообразных форм координации деятельности государства, крупного, среднего и малого предпринимательства и их совместных действий привело к разработке целевых программ и промышленной стратегии. Вместе с тем была создана система правовых, финансовых и социальных предпосылок, способствующих их эффективному функционированию.

. Многообразие новых отношений, возникающих при совместном функционировании элементов государственного, конкурентно-рыночного и корпоративного регулирования. В качестве одной из них выступает сетевая организация общества.

. Ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность. Это помогло элиминировать (ликвидировать) глубокие экономические спады и смягчить социальные конфликты.

. Социальная защита гарантирует экономическое и социальное существование почти для всех групп населения. Она защищает его от жизненных рисков общего характера. Политика распределения, являясь важным элементом государственного регулирования, сглаживает неравномерность в первичном распределении доходов и компенсирует "жесткость" рыночных отношений. На социальное обеспечение населения и реализацию разнообразных программ "борьбы с бедностью" уходит до 30 - 40 % всех государственных бюджетных ассигнований индустриальных стран. В конечном итоге обеспечивается не только социальная защита населения, но и социальное согласие в обществе.

1.2 Классификация моделей смешанной экономики

В рамках существующих экономических систем в каждой стране развивается своя национальная модель организации хозяйства. В рамках смешанной системы развиваются экономические модели хозяйствования развитых стран. Рассмотрим наиболее известные из них.

Американская модель построена на поощрении предпринимательской активности, возможности обогащения наиболее активной части населения. Для малообеспеченных слоев населения создается необходимый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства при этом вообще не ставится. Данная модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижении личного успеха.

Западноевропейская модель сформировалась в послевоенный период в условиях прихода к власти демократических сил. Такая модель характеризуется значимостью в экономике государственного сектора, а также в ряде отраслей добывающей промышленности. Государство выделяет значительные ресурсы на социальные нужды, осуществляется глубокая межстрановая экономическая и политическая интеграция. Западноевропейская модель имеет несколько типов: западногерманскую, шведскую и др.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе по уровню заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции, и наблюдается резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Не имеется препятствий имущественному расслоению. Существование модели возможно только при высоком развитии национального самосознания, возвышении интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится лишь 4% основных фондов, зато доля государственных расходов составляет более 70% стоимости создаваемых за год товаров и услуг, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Это становится возможным только в условиях высокого налогообложения. Данная модель получила название "функциональная социализация", так как в ней функция производства осуществляется с помощью частных предприятий, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Модель сформировалась взамен ликвидированных промышленных концернов гитлеровских времен, за счет предоставления всем формам хозяйства возможности устойчивого развития. При этом особой защитой пользуются так называемые мительштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы.

Южнокорейская модель представляет собой вариант японской. Общим для обеих стран является активное участие государства в перестройке экономики, ее модернизации и повышении конкурентоспособности экспортируемых товаров на мировом рынке. Южнокорейское государство осуществляло создание эффективной экономики с помощью крупных корпораций, переросших затем в финансово-промышленные группы. Однако, в конце 90-х гг. в связи с сильным государственным вмешательством в рыночный механизм у южнокорейской и японской моделей возникает угроза неустойчивости перед мировыми финансовыми кризисами.

1.3 Южнокорейская модель смешанной экономики

Я рассмотрю южнокорейскую модель так как именно в ней сочетается удачное совпадение интересов наиболее интересное для России.

Опыт демократизации Южной Кореи во многом необычен - страна, разделенная многолетней войной и испытавшая невиданный экономический бум, смогла относительно быстро, хотя и драматично, перейти от военного режима к конкурентному политическому устройству. Как и почему Южная Корея стала демократией, и чем ее опыт полезен для сегодняшней России?

Уроки диктатуры

Важнейшим событием корейской истории стала война 1950-1953 годов между Севером и Югом страны, на стороне которых выступали СССР и Китай, с одной стороны, и США - с другой. Война, в которой погибли не менее 2,5 миллионов человек, официально не закончена и по сей день - было лишь подписано перемирие, по которому Корея оказалась разделена на два государства.

Помимо глубокой травмы для всей страны, война повлекла за собой массированное военное присутствие США в Южной Корее на протяжении всей "холодной войны". Американцы были заинтересованы в стабильности режима на Юге Корейского полуострова, и потому поддерживали лояльных им диктаторов. В свою очередь, угроза с Севера легитимировала в глазах многих южнокорейцев силовые методы правления страной.

Первым президентом Южной Кореи после провозглашения независимости в 1948 году был Ли Сын Ман, герой многолетней борьбы за независимость страны от Японии, жесткий антикоммунист и ключевая фигура сопротивления Северу во времена войны. Во времена его правления за фасадом лозунгов о "суверенной демократии" южнокорейского образца (риторика, хорошо знакомая россиянам) скрывался слабо прикрытый авторитарный режим, жестко подавлявший своих противников. Весной 1960 года, в ответ на сопровождавшееся массовыми фальсификациями переизбрание Ли Сын Мана на четвертый президентский срок, в Сеуле и других городах страны вспыхнули студенческие беспорядки ("апрельская революция"), которые приобрели массовый характер. В итоге 85-летний Ли Сын Ман вынужден был бежать из страны, и власть на короткое время перешла к оппозиции. В Южной Корее воцарился хаос, управление страной оказалось полностью парализовано, национальная валюта была наполовину девальвирована, и на фоне нестабильности в 1961 году к власти пришли военные.

Путч, который возглавил генерал Пак Чон Хи, не встретил массового сопротивления в южнокорейском обществе, переживавшем глубокий кризис. Спустя два года Пак Чон Хи победил на президентских выборах и позднее был переизбран на новый четырехлетний срок. Затем под сильным давлением парламент страны поменял конституцию, позволив Пак Чон Хи баллотироваться в третий раз, после чего генерал, вновь придя к власти, объявил чрезвычайное положение, распустил парламент и провел через референдум новую конституцию Южной Кореи. Помимо прочего, всеобщие президентские выборы были отменены, срок полномочий главы государства продлен с четырех до шести лет, а число этих сроков не ограничивалось.

Именно во времена правления Пак Чон Хи Южная Корея пережила беспрецедентный рост экономики, известный как "корейское экономическое чудо". Ее основой стали мощные финансово-экономические конгломераты (чеболи), управлявшиеся семьями "олигархов", но тесно связанные с государством, поддержанные и спонсированные правительством. Их названия - Hyundai, Daewoo, Samsung - позднее стали мировыми брендами: Южная Корея за два десятилетия проделала путь от слаборазвитой аграрной страны до индустриальной державы и мирового лидера в ряде отраслей. "Олигархи" начали играть важную роль в управлении: правительство и большой бизнес в Южной Корее представляли собой "взаимных заложников".

Казалось, что правлению Пак Чон Хи угрожают лишь внешние вызовы: противостояние с Севером не прекращалось, и диктатор пережил две попытки покушений, организованных северокорейцами (в ходе одного из них погибла его супруга). Но главные риски для авторитарных лидеров часто исходят от их окружения. Пак Чон Хи не стал исключением. В октябре 1979 года, на фоне растущего недовольства диктатором и усиления конфликтов в руководстве страны, Пак Чон Хи был застрелен начальником службы безопасности Южной Кореи.

Вслед за этим разгорелся новый раунд борьбы за власть, в котором решающем аргументом стала военная сила. В результате очередного переворота у руля страны оказался другой генерал - Чон Ду Хван, который ввел чрезвычайное положение. В ответ на это в 1980 году вспыхнула новая серия массовых беспорядков, наиболее крупными из которых стали студенческие выступления в городе Кванжду, жестоко подавленные войсками (в их ходе погибло до 2000 участников).

Находясь во главе государства, Чон Ду Хван вновь поменял конституцию Южной Кореи. Он продлил президентские полномочия до семи лет, но ограничил их одним сроком. Однако, в отличие от времен Пак Чон Хи, когда экономический рост оправдывал авторитаризм в глазах многих южнокорейцев, при Чон Ду Хване ситуация поменялась. Модернизация, которую пережило южнокорейское общество за два десятилетия, привела к тому, что запрос на перемены со стороны граждан стал расти, а ответом на репрессии стало нарастание сопротивления режиму и внутри страны, и за его пределами. Нечто подобное мы видим и в сегодняшней России: на митинги протестов против авторитаризма выходят как раз те, кто стал бенефициариями достигнутого при нем экономического роста - граждане "перерастают" авторитарный режим, который становится жертвой собственных успехов.

Игра на опережение

Под давлением оппозиции Чон Ду Хван заявил о намерении провести всеобщие выборы президента Южной Кореи, но всячески затягивал внесение поправок в конституцию, а затем и вовсе отложил этот шаг до проведения в 1988 году в Сеуле Олимпийских игр, которых южнокорейское правительство добилось, стремясь повысить международный престиж страны. Весной 1987 года Чон Ду Хван заявил о том, что его преемником на посту главы государства вскоре станет другой генерал и ближайший соратник - Ро Дэ У, возглавлявший на тот момент подготовку к Олимпиаде.

Это заявление спровоцировало новый всплеск массового протеста. Но, в отличие от ряда прежних выступлений против режима, к ним присоединились куда более широкие круги: сопротивление оказалось поистине всенародным. Во-первых, поднялась новая, намного более мощная, чем раньше, волна студенческого движения. Во-вторых, оживились профсоюзы, и по всей Южной Корее, где доселе не было серьезных забастовок, прокатилась большая забастовочная волна, насчитывавшая более 300 тысяч человек. экономика демократизация смешанный российский

Наконец, протестующих поддержали прежде лояльные режиму представители христианских церквей - и протестанты, и католики подняли свой голос против режима. В ходе подавления одного из студенческих выступлений полиция убила одного из активистов: его похороны в июне 1987 года обернулись невиданной массовой демонстрацией, когда на улицы вышли около полутора миллионов участников. Несколько протестных течений, даже не вступая в формальную коалицию, слились в единый поток, основанный на "негативном консенсусе" против сохранения статус-кво.

К этому моменту возможности выбора вариантов ответа для властей были ограничены. Силовое подавление южнокорейского "марша миллионов" оказалось уже невозможным, в том числе и из-за нежелания "терять лицо" в преддверии Олимпиады, и из-за нежелания властей нарваться на новые конфликты в военном руководстве. Усилилась и критика в адерс южнокорейских лидеров со стороны США, опасавшихся роста военной нестабильности в регионе. Тянуть с политическими реформами было уже нельзя, и в итоге единственным решением оказался нестандартный шаг: южнокорейские власти сами начали и возглавили процесс демократизации. К такому решению их подталкивали и "олигархи", не без оснований полагавшие, что протесты нанесут ущерб и экономическому благополучию страны, и их собственному богатству. После трехнедельной серии массовых протестов была принята новая конституция Южной Кореи и объявлены всеобщие президентские выборы, на которых осенью 1987 года победил Ро Дэ У, выдвинутый правящей партией. Оппозиция не смогла выставить против него единого альтернативного кандидата и потому проиграла. Ро Дэ У оказался куда более гибким политиком, нежели его современник Михаил Горбачев. Он сыграл (безусловно, под давлением оппозиции) на опережение и выиграл время: Горбачев же промедлил, и ситуация вышла у него из-под контроля, а вскоре он и сам лишился власти.

Выборы 1987 года, позволившие прежней элите сохранить власть, привели к тому, что в Южной Корее появилась многопартийность: новые демократические "правила игры" были приняты и прайедставителями старых правящих групп, и их противниками. Более того, в свою бытность президентом страны Ро Дэ У предпринял еще один нестандартный шаг: он смог добиться объединения своей партии с одной из двух ведущих оппозиционных сил, а бывший лидер оппозиции - Ким Ен Сам - стал преемником Ро Дэ У и одержал победу на состоявшихся в 1992 году новых президентских выборах.

И хотя прежняя южнокорейская элита не смогла надолго удержать бразды правления (Ро Дэ У был осужден по обвинениям в коррупции, а Чон Ду Хван предстал перед судом по обвинениям в массовых репрессиях в Кванджу, хотя в конце 1997 года оба были помилованы), наследники авторитарного режима по-прежнему остаются на южнокорейской политической сцене, да и чеболи, несмотря на серию коррупционных скандалов и отставок ряда их руководителей, по сей день определяют лицо южнокорейской экономики. После сорока лет авторитарного правления Южная Корея уверенно пошла по пути демократии, хотя этот путь отнюдь не был усыпан розами.

Южнокорейский опыт учит нас тому, что не всегда авторитарные режимы держатся до последнего за сохранение прежнего порядка, и порой могут сами инициировать перемены, а то и выигрывать от них. Но такое развитие событий возможно лишь тогда, когда давление на власти со стороны оппозиции оказывается достаточно сильным, а лидеры режимов обладают достаточной гибкостью для политического маневра.

Конечно, прямые параллели с сегодняшней Россией кажутся неуместными. Мы едва ли можем представить себе, что в ближайшие годы, например, Путин под давлением оппозиции уступит свой пост, скажем, Сергею Собянину, который победит на конкурентных выборах главы государства, после чего "Единая Россия" объединится с "Парнасом", чтобы на очередных президентских выборах выдвинуть в качестве нового преемника, например, Михаила Касьянова. Однако подобное развитие событий казалось невероятным вплоть до начала 1987 года и в Южной Корее. Оно стало возможным в силу удачного совпадения интересов самых разных сил - от "олигархов" до международной общественности, и в итоге привело к быстрой трансформации диктатуры в демократию. Будущее покажет, в какой мере этот опыт окажется востребован в России.

Вывод к 1 главе

На мой взгляд, смешанная экономика, являясь наиболее эффективной, есть не что иное, как результат процесса конвергенции экономических систем. Гипотеза конвергенции - утверждение о том, что различные экономические системы мира развиваются, вбирая в себя совпадающие институциональные структуры, сталкиваясь с совпадающими экономическими проблемами. Иначе говоря, как бы ни различались экономические системы, в своем развитии они отбрасывают неэффективные институции, отбирают и сохраняют эффективные, так что, в конечном счете, на мой взгляд, все они после такого постепенного (эволюционного) отбора будут относительно тождественны. [3]

И этот процесс не всегда происходит постепенным, мирным путём. В ходе длительного исторического развития, через постепенное (эволюционное) движение или через катаклизмы мятежей, путчей и революций человечество отбирало те институциональные механизмы, которые наиболее эффективно удовлетворяли потребности людей.

Глава 2. Модели смешанной экономики
 
.1 Американская модель

Американская, или либеральная, модель. Ее основой являются рыночный механизм саморегулирования экономики при низкой доле государственной собственности и максимальной свободе субъектов рынка. Относительно невелик удельный вес государственных расходов в процентах к ВВП. Так, в США этот показатель составляет примерно 30%, во Франции - 50%, в Швеции - 60%. В наиболее чистом виде эта модель была представлена экономикой США до Великой депрессии, но и сейчас США остаются эталоном либеральной модели. Для нее характерна высокая предпринимательская активность, жесткая конкуренция и ориентация на нововведения, что позволяет максимизировать прибавочную стоимость. В какой-то мере эта модель характерна для Великобритании и Канады.

год стал переломным моментов в развитии американской экономики, что привело к кризису не только в Америке, но и в мире в целом. США - это очень сильная страна, и никакой кризис не сможет ее сломать, может только пошатнуть экономику страны, но ее научно-технический потенциал очень велик и она быстро восстановит свою экономику.

Американская модель экономики построена на помощи населению в предпринимательской деятельности, обогащения и помощи во всем активной части населения. Помощь малообеспеченному населению и поддержка страны очень важны для таких слоев населения, а поддержка вообще незаменима. Понятие "социального равенства" не играет роли в экономике страны, чего не скажешь о других странах входящих в состав НАТО.

Модель экономики основана на культурно-социальных особенностях народа - общая ориентация достижения успеха в целом, а также высокий уровень благосостояния экономики. Таким образом, в американской экономике государство играет важную роль в экономической игре и ее правилах, в поддержке малого и большого бизнеса и в высоком уровне образования.

Главным плюсом американской экономики есть трудолюбие народа и вера в свои силы, что помогает стране выйти из любого кризиса и помогает росту страны в целом, удерживать валюту на высоком уровне.

Американскую экономику не подорвет ни один кризис, вся страна станет на защиту своей экономики и поможет своим большим потенциалом.

В сложившейся к настоящему времени экономической структуре США имеется ряд устойчивых явлений, в частности явно негативного характера, которые постоянно воспроизводятся или не могут быть преодолены, несмотря на вековые усилия самого различного характера. Среди таковых на первое место явно претендует проблема неравенства.

Сам факт устойчивого существования значительных очагов бедности (по разным оценкам от 12% до 17% населения (39 млн человек на 2007 г.) является основанием всесторонней научной, политической и публицистической критики в адрес американского государства и общества. Непосредственными причинами бедности является то, что, во-первых, на типичную семью в этом сегменте приходится всего 800 часов занятости в год, во-вторых, в нем преобладают неблагополучные семьи, неполного состава во главе с матерями-одиночками. Именно на такие семьи приходятся две трети бедных детей, само наличие которых оценивается как накопление "социального динамита" для ближайшего будущего страны. Различные, в том числе новейшие формы неравенства (такие как "цифровое") находятся под постоянным статистическим и социологическим наблюдением и являются объектом законодательного и административного регулирования.

Из опыта американской социально-экономической модели следуют выводы, относящиеся к принципиальным условиям успешного социально-экономического развития. Необходимые преобразования общеизвестны. Для их проведения нужно, чтобы в обществе созрела и была осознана реальная необходимость преодоления инерции развития и проведения крупных социальных инноваций, принятие важных законодательных актов, которые требуют высокого профессионализма от органов управления, зрелости и организованности от населения и гражданского общества.

 
.2 Германская модель

Ее характеристики следующие:

§   высокий уровень государственного воздействия на экономику;

§   прогнозирование основных макроэкономических показателей;

§   незначительное различие в уровне заработной платы главы фирмы и служащих;

§   социальная направленность модели.

Влияние внешнеэкономических факторов на характер социального рыночного хозяйства в Германии, несомненно, огромное: открытость немецкой экономики, экспортная ориентация ее промышленности, большие масштабы вывоза капитала обусловливают внутрихозяйственное развитие и экономическую политику государства.

Факторами, повлиявшими на призывы изменения функций и способов деятельности современного государства, стали:

·        Неудовлетворенность результатами глобальной мирохозяйственной либерализации

·        Разочарование рекомендациями и действиями МВФ по модернизации и развитию ряда стран "третьего мира"

·        Рост криминализации бизнеса

·        Мировой ("азиатско-российский-бразильский") финансовый кризис 1997-1998 гг. как непосредственный сигнал об опасностях нерегулируемой финансовой глобализации.

Наряду с призывами усилить регулирующие начала идет работа по дерегулированию и минимизации государственного воздействия.

Таким образом, нынешнее положение государства в германской модели имеет двойственный характер: от него требуют усиления регулирования и одновременно минимизации присутствия в экономике

Задача, стоящая перед германским правительством, - соотносить решение внутренних проблем с процессами глобализации, не допуская слишком расходящихся "ножниц порядков" - интернационализирующегося хозяйственного порядка, с одной стороны, и остающихся прежними трудового и социального порядков - с другой.

Современная германская модель экономики направлена в основном на социальное развитие страны, включающее борьбу с безработицей и совершенствование социально-правового аппарата страны. По словам Ангелы Меркель: "Это то, что нужно стране, чтобы выйти из кризиса".

Правительство, прежде всего, должно заботиться о благосостоянии своего населения, а не о пополнении региональных и федеральных бюджетов, что впоследствии должно положительно сказаться на росте ВВП и НД.

Многие экономисты, выражают недовольство данной германской экономической моделью, т.к. считают, что постулаты кейнсианства, лежащие в ее основе не применимы ко всем странам, которые имеют свои подходы к управлению, формировавшиеся десятилетиями и столетиями.

Однако предложение Меркель позволяет стране перейти полностью к рыночным отношениям, что положительно скажется на ее развитии.

Пятого февраля 2012 года в Берлине Бундесканцлер выступила с предложением по стабилизации мировой экономики на встрече с руководителями основных международных финансовых организаций, среди которых было руководство МВФ. Хартия Меркель была принята всеми участниками встречи. Главным положением Хартии был отказ от протекционистских мер и открытость границ для всемирной торговли.

Современная экономическая политика Германии направлена на приоритетное решение следующих задач в экономической области: форсирование европейской экономической интеграции, дальнейшая трансформация экономики, постепенная ликвидация экономического и технологического отставания от США.

В 2013 году канцлер Меркель выступил с программой широкомасштабных и весьма радикальных реформ "Повестка дня-2013". По существу, это комплексная перестройка модели социального рыночного хозяйства и экономической политики германского государства.

Основу всей германской перестройки образуют реформы в финансовой и социальной сферах. На первый взгляд речь идет просто о снижении налогов и социальных расходов государства. На деле мы стоим на пороге радикального - хотя и растянутого во времени - изменения роли государства в экономике Германии, бывшей всегда исключительно высокой. Разумеется, проблемы возникли не сегодня и накапливались несколько десятилетий. Вялое экономическое развитие Германии на протяжении последнего десятилетия (2003-2013 гг.), обусловленное целым рядом объективных факторов и субъективных ошибок, сделало очевидным весьма неприятный факт: слабости немецкой экономики порождены не столько конъюнктурными проблемами, сколько внутренним системным кризисом.

Данный кризис обнажил нарастающее несоответствие немецкого хозяйственного порядка реалиям мирохозяйственного развития и жестким требованиям конкуренции на мировых рынках начале XXI века. Казавшаяся долговечной и чуть ли не идеальной модель социального рыночного хозяйства еще с середины 1980-х годов начала сталкиваться с проблемами, которые возникали как извне (в силу глобализации), так и изнутри.

Барьеры для устойчивого экономического роста в Германии оказались многообразными, но почти все они связаны с государственным регулированием экономики. Политика германского государства в сфере предпринимательства, в частности по отношению к созданию новых фирм, не может быть оценена однозначно. С одной стороны, политики позитивно относятся к предпринимательским процессам. С другой - сложность получения лицензий и разрешений, большие затраты времени на это, наличие тысяч предписаний, высокие налоги и социальные отчисления тормозят предпринимательскую активность. Поэтому дебюрократизация процесса создания новых фирм является насущной задачей в Германии.

Вторым крупным барьером для экономического развития Германии является чрезмерно зарегулированный рынок труда. Парадоксальным образом высокая безработица в стране (более 10% трудоспособного населения) обусловлена слишком высокой степенью защиты наемных работников. Механизм тарифной автономии не позволяет работодателям и работникам гибко регулировать отношения найма и размеры оплаты труда. Предприниматели не могут снижать оплату труда, даже если работники согласны на более низкие тарифы. А поскольку уволить отдельных работников тоже практически невозможно, то приходится проводить реструктуризацию, ликвидацию целых подразделений и т. п. Придание большей гибкости рынку труда, децентрализация процесса тарифных переговоров, облегчение процесс увольнений и уменьшение пособий для тех безработных, которые длительное время отказываются от предлагаемой им работы - вот основные задачи, стоящие перед правительством ФРГ.

Третий крупный барьер - высокая доля государственных изъятий. Из-за высоких налогов и социальных взносов предпринимателей капитал из страны уходит. Поэтому нельзя откладывать снижение налогов. Но если сокращаются налоги, составляющие более 80% всех бюджетных доходов, то приходится уменьшать и расходы. Прежде всего, реформа предусматривает снижение субсидий разного типа - от поддержки структурно слабых отраслей (угольной) до субсидий на транспортные расходы для лиц, далеко живущих от места работы. Ставится задача сократить в ближайшие 1-2 года субсидии на 14-15 млрд. евро. Снижение субсидий и льгот не для всех будет перекрыто или компенсировано снижением налогов. Но правы эксперты, когда говорят, что обмен субсидий на снижение налогов - не простое перекладывание средств с одной полки на другую, а придание четкости и прозрачности хозяйственному климату в стране. Помимо снижения налогов недостающие средства правительство должно получить за счет ускорения приватизации федеральной собственности. Следовательно, налоговая реформа подталкивает и к сокращению госсектора в экономике.

 
.3 Японская модель

Своеобразная модель капитализма сложилась в ряде стран Востока, прежде всего в Японии. В основе ее лежат свойственные японцам чувство коллективизма, преданности фирме, хозяину и забота последнего о персонале, трудолюбие. Эту модель условно можно назвать патерналистской. Именно здесь родились кружки качества. Государство и крупные компании согласовывают экономическую политику, особенно на внешних рынках, но в то же время государство не навязывает им свою волю. Здесь меньше налоговое бремя, но и меньше социальные расходы государства.

Японская модель - модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала. [5. С.60]

Японская модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком, самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в Японии, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. На базе этих моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.

Теперь нужно сказать о некоторых слабостях данной экономической модели. Речь идет, прежде всего, о продукции трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности, особенно в части сборки, и высокотехнологичном производстве. Другие же отрасли и секторы хозяйства Японии и по уровню производительности труда, и по техническому уровню производства, как правило, существенно отстают от США и стран Западной Европы. В первую очередь, это относится к сельскому хозяйству, пищевой, бумажной, цементной, химической, алюминиевой, добывающей, фармацевтической, авиационной отрасли промышленности. То же можно сказать и относительно большинства отраслей сферы услуг.

Помимо сказанного для Японии характерны так называемые врожденные слабости: прежде всего определенные перекосы в структуре экономики, сравнительная угроза внутреннего рынка, развитие которого хронически отстает от роста производства. В результате усиливается зависимость страны от внешнего рынка, что еще больше усугубляется из-за отсутствия собственной сырьевой и энергетической базы, недостаточного развития сельского хозяйств и растущего импорта продовольствия. Отрицательное влияние на японскую экономику оказывает неразвитость жилого фонда и социальной инфраструктуры, слабая социальная поддержка со стороны государства в области пенсий, пособий, здравоохранения, продолжительный рабочий день.

В связи с некомплектностью структуры экономики и растущей зависимостью от внешнего рынка Японии отличается невысокими показателями социального благополучия. Сложился низкий размер пенсий по старости, растет число разводов и обращений в полицию, наблюдается, высокий уровень преступности, особенно детской.

Не решается жилищная проблема. Жилая площадь в расчете на одного человека крайне мала. Качество самих строений и внутренней планировки, а также оборудование японских жилищ существенно уступают уровню, типичному для США и стран Западной Европы.

По сравнению с другими развитыми странами в Японии весьма короткий оплачиваемый отпуск и высокая интенсивность труда.

 
.4 Шведская модель

Во многом шведская модель экономики основывается на осмыслении "шведской" модели, которая была сформирована в конце 60-х гг. и имплементирована в соседние с этой страной государства, хотя и сохранили определенные социально-экономические различия, однако четко придерживались основных методологических постулатов, "шведского социалистического подхода", важнейшими из которых были:

-   реализация политики полной занятости;

-      выравнивания доходов населения за счет новой налоговой модели;

-      высокий удельный вес государственного сектора экономики, который на тот период был фактором национальной стабильности;

-      перераспределение бюджетных средств в пользу многочисленных социальных программ;

-      доступность социальных гарантий всем слоям населения (образование, здравоохранение);

-      усиленное влияние профсоюзов на все сферы общественно-экономической жизни страны.

На протяжении 90-2000-х гг. доходы правительства Швеции росли опережающими темпами, что вело к развертыванию все новых и новых социальных программ. Уровень безработицы был самым низким во всем западном мире и равнялся в этот период около 1%. По стоимости промышленной продукции на душу населения страна занимала первое место в Европе, а по темпам наращивания ВВП уступала только Японии.

Именно в этот период о шведский феномен экономического развития заговорили во всем мире, называя его "патриотизмом благополучия", или "моральным империализмом". Большое значение имело также пребывание у власти Социал-Демократической рабочей партии, во всех программных целях которой преобладало лозунг социальной справедливости.

В рассматриваемый период, в Швеции активно развивался процесс децентрализации системы производства, прежде всего проявился в том, что, с одной стороны, государство не вмешивалось в производственную деятельность фирм, а с другой - быстрый рост "экономических успехов" частного сектора и соответствующих поступлений налогов вело к значительной концентрации бюджетных средств, которые перераспределялись в пользу населения.

Довольно специфическим является регулирование отношений между трудом и капиталом, которое сохранилось и сейчас. Еще в 1938 г. в городке Сальтшебадене было подписано соглашение между профсоюзами и предпринимателями, которая четко закрепила паритетные основы компромисса между первыми и вторыми. С течением времени "дух Сальтшебадене" превратился в довольно своеобразную философию, согласно которой оба участника прилагали немалые усилия для сокращения разницы в доходах лиц с высокой и низкой зарплатами (в конце 2008 она была доведена до 15%, что стало негативным фактором нивелирования "денежной оценки "количества и качества труда, обесценивание намерений определенной части шведов по самосовершенствованию).

Оценивая специфику шведской модели экономики, чрезвычайно важным моментом является ее идентификация. Если в первые послевоенные годы пытались использовать основные арсеналы кейнсианской системы макроэкономического регулирования, то уже в начале 1950-х гг от них отказались прежде всего потому, что традиционная дилемма: "или высокая инфляция и низкая безработица или наоборот" - не имела в стране альтернативы за значительного недостатка трудовых ресурсов и жесткой позиции профсоюзов, которые умело манипулировали дефицитом трудовых ресурсов, возникшего в стране. Неудачные попытки правительства по замораживанию зарплаты в 1940-50-х гг привели ведущих экономистов к мысли, что такие кейнсианские методы малоэффективны, а иногда даже вредными для Швеции. Затем возникло новая система регулирования рынка труда, известная под названием "модель Рена-Мейднера" по фамилиям известных шведских аналитиков, которым была поставлена задача оптимизировать соответствующие отношения в экономике. Основными инструментами реализации было использование налоговых и денежных ограничений, которые сдерживали цены на достаточно низком уровне, что вынуждало предпринимателей и профсоюзы отказаться от механизма инфляционного роста заработной платы. Меры, которые поддерживали совокупный спрос, оказались эффективными и относительно выборочной поддержки депрессивных регионов (чуть позже Швеция вместе с Финляндией отстояла свое право на получение системной помощи из структурных фондов ЕС для территории, имеющие низкую плотность населения), некоторых значимых для экономики отраслей и тех социальных групп населения, пострадавших в результате структурных изменений в экономике, которая была обусловлена изменением мировой конъюнктуры на товары и услуги. Такие меры сделали рынок труда в стране гибким и таким, что четко ориентировался на реальные социальные гарантии.

Вступление Швеции в Европейский Союз и специальные меры правительства страны по снижению налогов и социальных трансфертов, применение ряда монетаристских мер в кредитно-финансовой политике государства привел к тому, что уже в начале ХХI в. системный кризис шведской экономики удалось преодолеть. По состоянию на начало 2000 г. ежегодный уровень инфляции в стране составил уже 0,8%, в 2009 г. - 1,7%, в 2010 г. - 2,9%, что соответствовало классическим уровням европейской монетарной модели. Бюджет 2010 финансового года был уже профицитным. Ежегодный рост ВВП в 2010 г. составило 3,6%, в 2011 г. - 4,6%, в 2012-м - 4,4%., а уровень безработицы по состоянию на январь 2013 г. оказался значительно меньшим, чем в Европейском Союзе - лишь 5,3%.

Шведская модель экономики тесно связана с европейской, о чем ярко свидетельствует внешняя торговля. Так, на страны Европейского Союза приходится 53,6% экспорта и 60,3% импорта (2012 г.), что является меньше 62-64-процентную долю других членов, однако не выходит за традиционные для ЕС рамки в 50-70% .

Вместе с тем, даже и сейчас в стране самая высокая в мире зарплата за час труда, расходы на образование всех уровней составляют более 7,65% ее ВНП, на здравоохранение - 7,6%, а расходы, направленные на "социальную безопасность "(пенсии, страхование, помощь женщинам и т.д.), достигли в 2011 г. 34,8% ВНП - высшего в ЕС уровня.

Приведенные выше цифры ярко свидетельствуют, что Швеция, которая преодолела структурный кризис. в целом сохранила одни из самых высоких в мире социальные стандарты жизни населения и является мировым лидером по гармонизации интересов правительства, предпринимателей и населения, хотя в последнее время в стране имеет место переход от неокейнсианских методов регулирования экономики в неолиберальных.

Вывод к 2 главе

Итак, американский опыт уже неактуален, он был бы кстати сразу после дефолта, когда потерпел крах первый, гайдаровский этап реформ, за одним исключением: стремление Рузвельта улучшить соотношение цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию (в идеале - восстановить паритет 1909-1914 гг.) очень актуально для нашего сельского хозяйства, особенно в условиях мирового продовольственного кризиса.

Некоторые авторы отмечают и полезность американского опыта в том плане, что с 1933 г. там запрещено одновременное владение контрольным пакетом акций банка и промышленного предприятия.

А вот немецкий и японский опыт весьма интересен в плане ликвидации крупных корпораций, при этом их не национализировали, как предлагают многие у нас, а разбили на более мелкие, а значительную часть их акций передали гражданам (со скидками тем, кто мало зарабатывает). Думаю, что в наших условиях часть акций крупных компаний можно раздать и бесплатно - люди заслужили за десятилетия практически дармового труда. Вообще, очень ценен опят Германии и Японии в плане антимонопольного законодательства. Вспомним также, как японская государственная электрическая компания "Ниппон Хассодэн" приватизирована и разбита на 9 компаний; не пришло ли время аналогичным образом поступить с нашим "получастным" монстром - РАО ЕЭС?

Весьма важен в преддверии введения частной собственности на землю и опыт аграрной реформы. Напомню, что все земли, принадлежавшие горожанам, подверглись принудительному выкупу. Всем сельским землевладельцам, не обрабатывавшим землю, оставили по 1 га земли, всем обрабатывающим - по 3 га. Остальное было объявлено излишками, подлежало принудительному выкупу и продаже всем, кто хочет заниматься сельским хозяйством. В итоге 77% ранее арендовавшейся земли было перераспределено.

Глава 3. Формирование смешанной экономики в РФ
 
.1 Этапы и особенности формирования смешанной экономики РФ

Переход к новой модели российской экономики предполагает три последовательно осуществляемых этапа, с различными задачами, источниками и секторами экономического оживления.

Первый этап (1999 г.) - реализация имеющегося потенциала импортозамещения, обусловленного повышением ценовой конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.

Наибольший эффект импортозамещение может дать в некапиталоемких отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью. Очагом оживления становится прежде всего производство конкурентоспособных потребительских товаров (пищевая и легкая промышленность, выпуск бытовой техники и др.).

Масштабы возможного расширения производства имеют следующие ограничения:

недостаток оборотного капитала;

снижение потребительского спроса из-за падения реальных доходов населения;

сужение сырьевой базы потребительских отраслей вследствие кризиса в аграрном секторе и удорожания импортного сырья и комплектующих.

Поэтому на данном этапе государство должно сосредоточить усилия на смягчении названных ограничений за счет:

проведения "расшивки" накопленных неплатежей, что снизит нагрузку на оборотный капитал предприятий;

поддержки потребительского спроса путем сокращения задолженности по оплате труда и пенсиям, индексации социальных платежей;

осуществления целевой поддержки импортозамещения за счет ресурсов Банка развития.

Приоритетными задачами экономической политики на первом этапе также должны стать:

нормализация платежного баланса как условие стабилизации валютного курса и пополнения золотовалютных резервов, в том числе на основе ограничения нелегального вывоза капитала за рубеж и реструктуризации внешнего долга;

последовательное снижение уровня инфляции за счет ограничения роста цен на энергоносители и транспортных тарифов, предотвращения резких скачков валютного курса;

реструктуризация банковской системы, осуществление ограниченной денежной эмиссии, направляемой на расширение различных форм кредитования хозяйственного оборота.

Второй этап (2005 г.) - создание финансовой базы расширенного воспроизводства в результате повышения монетизации экономики и снижения налоговой нагрузки на предприятия.

Оздоровление платежного оборота, вытеснение неплатежей и бартера остается главным и при этом реальным источником повышения собираемости налогов и роста доходов предприятий, который будет задействован на данном этапе. Это предполагает расширение кредитной эмиссии и требует построения банковских каналов, направляющих кредитные ресурсы в производство конкурентоспособных товаров и препятствующих переливу средств на валютный рынок. Расширение денежного оборота будет способствовать увеличению валовых накоплений в экономике и налоговой базы государства.

По мере укрепления финансовой базы государства появятся возможности для соответствующего снижения налоговой нагрузки на производителей, что дополнительно расширит ресурсы инвестирования. Это, в свою очередь, станет предпосылкой для повышения ликвидности предприятий, их обеспеченности собственным оборотным капиталом, усиления участия кредита в хозяйственном кругообороте.

Смягчение финансовых ограничений расширенного воспроизводства будет способствовать тому, что сферой оживления станут также машиностроительные производства с относительно длинным циклом - производители инвестиционного оборудования.

Третий этап (2009-2010 гг.) - расширение инвестиционного спроса и переход к интенсивному обновлению производственного аппарата.

На этом этапе необходимо, прежде всего, активизировать создание институциональных предпосылок экономического роста - формирование крупных промышленных корпораций, способных взять на себя главную тяжесть санации производства и реструктуризации основного капитала. На эти корпорации должна быть возложена консолидированная ответственность по платежам налогов, гарантированию взаиморасчетов между предприятиями, своевременному погашению кредитов, поддержанию ликвидности предприятий.

Расширение финансовой базы предприятий и государства, развитие системы корпораций позволят задействовать дополнительные резервы экономического роста. Они состоят в сокращении издержек, обусловленных низкой загрузкой мощностей и неэффективным использованием рабочей силы. Главная задача данного этапа - повышение эффективности основного капитала и переход к его интенсивному обновлению.

Одновременно появятся возможности для более активного решения важнейших социальных проблем с учетом складывающихся бюджетных ограничений.

Таким образом, на данном этапе главными источниками роста станут снижение избыточных издержек и расширение производственных инвестиций.


Скачать архив (44.3 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: