Главная » Экономика

Международный валютный фонд, его основные функции и направления деятельности

ВВЕДЕНИЕ

Международный валютный фонд (МВФ) играет важную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики в целом. Поэтому изучение его сущности, методов работы и роли в мировой экономике весьма важно для создания полной картины функционирования международных экономических отношений.

За свою более чем шестидесятилетнюю историю Международный валютный фонд прошел путь от второстепенного кредитора, до организации, которая определяет экономическую политику многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой. МВФ за относительно небольшой срок своей деятельности стал ведущей международной финансовой организацией - субъектом мировой экономики, чьи прогнозы и решения влияют как на экономику отдельных стран, так и на мировую экономику в целом. В составе членов Фонда состоят практически все страны мира, а ее работниками являются представители более ста стран. МВФ является структурным подразделением ООН, но по сути практически не зависит от него.

Анализ деятельности МВФ в качестве мирового кредитора имеет актуальное значение как с точки зрения адаптации к потребностям мировой экономики и его способности предоставлять своевременную помощь странам-членам в случае возникновения финансовых кризисов, так и с позиций усиления необходимости координации политики международных организаций и государств в валютно-финансовой сфере. В этом состоит актуальность рассмотрения данной темы.

Значительный интерес представляет также рассмотрение перспектив сотрудничества России с МВФ. В условиях экономического роста и увеличения собственных золотовалютных резервов России необходимо выработать новый подход к взаимоотношениям с МВФ.

Главной целью данной работы является изучение Международного валютного фонда и его основных функций и направлений деятельности.

Поэтому, можно определить следующие задачи данной курсовой работы:

изучение истории, целей, задач и структуры МВФ;

рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере;

определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.

Предметом исследования являются функции и направления деятельности международного валютного фонда.

Объектом исследования является МВФ.

1. Общая характеристика МВФ

.1 Создание МВФ и его цели

МВФ был задуман в июле 1944 года на международной конференции, проводившейся в Бреттон - Вудсе, штат Нью-Хемпшир, США, на которой делегаты от 44 государств договорились об основах экономического сотрудничества, призванных не допустить повторения губительной экономической политики, ставшей одной из причин Великой депрессии 1930-х годов. Каждый член организации определял золотое содержание своей валюты и на этой базе фиксировал курс в валютах других стран-участниц. Колебания курса допускались в пределах 10%. Первоначально МВФ представлял в основном краткосрочные кредиты для урегулирования платежных балансов стран-участниц.

Уже 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт - высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года - официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция берет у МВФ первый кредит [8].

Сегодня МВФ действует в качестве наблюдателя за мировыми валютами, способствуя поддержанию упорядоченной системы платежей между всеми странами, и ссужает деньги государствам-членам, имеющим серьезный дефицит платежного баланса. Если Всемирный банк финансирует как реформы политики, так и проекты, то Международный валютный фонд занимается исключительно реформами. Он дает займы государствам-членам, имеющим краткосрочные трудности в расчетах с международными кредиторами, и стремится к достижению полной конвертируемости (свободный перевод одной валюты в другую) валют государств-членов в рамках системы гибких обменных курсов, действующей с 1973 года. Услугами и ресурсами МВФ могут воспользоваться все государства-члены этой организации (как богатые, так и бедные).

Цели МВФ:

Содействие международному сотрудничеству в валютной сфере;

Содействие расширению сбалансированного роста международной торговли и соответственно росту занятости и улучшению экономических показателей стран-членов;

Определение паритетов и курсов валют; не допускать возможности конкурентного обеспечения валют;

Обеспечение функционирования международной валютной систем путем согласования и координации валютной политики и поддержания валютных курсов и обратимости валют стран-членов; обеспечение упорядоченных отношений в валютной области между странами-членами;

Оказание содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений;

Оказание помощи странам-членам с помощью предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов;

Предоставление консультаций по финансовым и валютным вопросам;

Сокращение длительности и уменьшение степени неуравновешенности международных платежных балансов стран-членов;

Контроль за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях.

1.2 Определение МВФ

Международный валютный фонд, МВФ (InternationalMonetaryFund, IMF) - международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы. [3]

Штаб-квартира МВФ располагается в Вашингтоне, округ Колумбия. МВФ также имеет свои представительства в более чем 80 странах по всему миру, что показывает его глобальный характер и тесные связи с государствами-членами. Финансовый год Фонда продолжается с 1 мая по 30 апреля.

МВФ имеет расчетную единицу - Специальное право заимствования (СДР). Курс СДР к доллару США на 2 марта 2013, составил 1.5149 долл. США. Пересчет финансовых данных МВФ в доллары США приблизителен и приводится для удобства. [9]

Минимальное значение курса наблюдалось в январе 2002 г 1,24 долл. США за 1 СДР, а максимальное значение в марте 2008 г 1,64, что было связанно с финансово-экономическим кризисом, проявившимся в форме сильного ухудшения всех основных экономических показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия.

Квоты в МВФ:

Взносы по квотам являются центральным компонентом финансовых ресурсов МВФ. Для каждого государства-члена МВФ устанавливается квота, основанная в целом на его относительном положении в мировой экономике. Квота государства-члена определяет максимальный размер его финансового обязательства перед МВФ, а так же число его голосов, и влияет на его доступ к финансированию от МВФ.

В результате 14-го Общего пересмотра квот:

Увеличение вдвое общего размера квот с приблизительно 238,4 млрд. СДР до приблизительно 476,8 млрд. СДР (около 767 млрд. долл. США по текущим обменным курсам);

Перераспределение более 6 процентов долей квот динамично растущим странам с формирующимся рынком и развивающимся странам;

Перераспределение более 6 процентов долей квот от государств-членов с чрезмерным представительством государствам-членам с недостаточным представительством;

Существенно реструктурированы доли квот. Китай становится третьим по размеру квоты государством-членом МВФ, и четыре страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны (Бразилия, Индия, Китай и Россия) входят в число 10 крупнейших акционеров Фонда;

Сохранение доли квоты и голосов беднейших государств-членов.[10]

 
.3 Функции МВФ

Вся деятельность МВФ основана на монетарном подходе к регулированию экономики. Это достигается за счет выполнения следующих основных функций.

Оказание финансовой помощи для преодоления дефицита платежного баланса. Для этого необходимо предоставить МВФ программу реформ, в которой будут показаны намерения правительства по преодолению существующих сложностей.

Надзорная функция. У МВФ есть право наблюдения за политикой стран-членов по установлению валютных курсов и соответствующей макроэкономической политики. Каждая страна предоставляет МВФ информацию, по его запросу, которая необходима для осуществления надзора за ее экономической политикой. Главная цель - вовремя выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, которые могут повлиять на стабильность валютных курсов и дать правительству рекомендации по их исправлению.

Осуществления консультирования и сотрудничества. Техническая помощь. В центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, которые запросили помощь, направляются миссии. Также возможна экспертиза готовящихся законодательных документов.

1.4 Организационная структура Фонда

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих (Board of Governors), в нем каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Как правило, это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. В МВФ существует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов вне зависимости от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок дает решающее большинство голосов ведущим государствам. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают (на начало 2012 г.): США - 16,4%; Япония - 6,46%; Китай - 6,34% Германия - 6%; Великобритания - 4,96; 15 крупнейших стран имеют около 65%. На долю остальных стран, составляющих около 84% количества членов Фонда, приходится лишь 35% голосов. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, которые имеют оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70 или 85% голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему вправе налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами имеют возможность осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. [4]

Важную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет МВФК (International Monetary and Financial Committee, IMFC), который состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается дважды в год на сессии. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих, не имеющим полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; дает Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Аналогичную роль играет также Комитет по развитию - Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда (Joint IMF - World Bonk Development Committee). Совет управляющих передает многие свои полномочия Исполнительному совету (Executive Board), т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора - распорядителя. Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с 5 июля 2011 г.) - Кристин Лагард (Франция), сменившая Доминика Стросс-Кана.

2. Основные направления деятельности МВФ
 
.1 Сущность деятельности МВФ в ХХ веке

В Уставе Фонда для определения его кредитной деятельности используются два понятия:

) сделка (transaction) - предоставление валютных средств странам из его ресурсов: 2) операция (operation) - оказание в роли посредника финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ проводит кредитные операции только с официальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами [1].

Различают кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.

На практике в МВФ обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Поэтому МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы "под залог" соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют.

МВФ берет со стран - заемщиков разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, базирующейся на рыночных ставках. По истечении установленного периода времени страна-член должна произвести обратную операцию - выкупить национальную валюту у МВФ, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах.

Основанием для обращения страны в Фонд с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть значительное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма.

Для расширения своих кредитных возможностей МВФ практикует создание специальных фондов (англ. facility - устройство, механизм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита [6].

. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для кредитования стран-членов МВФ, где дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. Это, например: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение протекционистских ограничений в странах-импортерах, появление товаров-заменителей и т.п.

. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов для предоставления помощи странам, участвующим в создании подобных запасов сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный баланс.

. С 1989 г. действует Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах.

. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований. Он ориентирован на страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных экономических и политических реформ.

 
.2 Кредитование со стороны МВФ: сроки и условия механизмов финансирования
 

1. Договоренность о кредите «стэнд-бай» (введена в 1952 году)

Она предназначена для урегулирования проблем платежного баланса, которые носят кратковременный характер; срок обычно составляет 12- 18 месяцев, причем юридически установленный максимум составляет три года.

Обычные лимиты доступа.

Годовой - 100 процентов квоты; кумулятивный - 300 процентов квоты при любом использовании ресурсов Фонда на Счете общих ресурсов.

Сроки погашения (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение). 2¼ -4 года/3¼-5 лет.

Сборы. Базовая ставка сборов + дополнительные сборы в зависимости от уровня доступа в размере 100 базисных пунктов с сумм, превышающих 200 процентов квоты, и 200 базисных пунктов - с сумм, превышающих 300 процентов квоты.

Условия. Государство-член проводит политику, позволяющую надеяться на устранение проблем платежного баланса в разумные сроки. Кумулятивный доступ. Свыше 25 процентов квоты - объект более строгих условий (условия, предъявляемые по верхним кредитным траншам).

Этапы и текущий контроль. Квартальное предоставление средств зависит от выполнения критериев реализации и других условий. [2]

.   Механизм расширенного кредитования (1974 год)

Обеспечивает более долговременную помощь в поддержку структурных реформ, направленных на урегулирование проблем платежного баланса, носящих более долговременный характер.

Обычные лимиты доступа. Годовой - 100 процентов квоты; кумулятивный - 300 процентов квоты, при любом использовании ресурсов Фонда на Счете общих ресурсов.

Сроки погашения (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение). 4½-7 лет/4½-10 лет.

Сборы. Базовая ставка сборов + дополнительные сборы в зависимости от уровня доступа в размере 100 базисных пунктов с сумм, превышающих 200 процентов квоты, и 200 базисных пунктов - с сумм, превышающих 300 процентов квоты.

Условия. Государство-член принимает трехлетнюю программу, которая включает программу структурных преобразований, и ежегодно представляет подробное заявление о политике на последующие 12 месяцев.

Этапы и текущий контроль. Квартальные или полугодовые покупки зависят от выполнения критериев реализации и других условий.

. Механизм финансирования дополнительных резервов (1997 год)

Он обеспечивает кратковременную помощь государствам-членам, испытывающим проблемы платежного баланса в связи с внезапной и оказывающей разрушительное воздействие утратой доверия рынка. Доступен только как дополнение к обычной договоренности.

Лимиты доступа. Не установлены; этот механизм может использоваться только в том случае, если доступ к ресурсам в рамках соответствующей обычной договоренности приведет к превышению годового или кумулятивного лимита. Сроки погашения (ожидаемое погашение)/ (обязательное погашение). 2½-2 года/2½-3 года.

Сборы. Базовая ставка сборов + 300 базисных пунктов, с повышением до 500 базисных пунктов через 2½ года.

Условия. Программа в рамках соответствующей договоренности, при условии проведения более жестких мер политики, направленных на восстановление доверия рынка.

Этапы и текущий контроль. Механизм может использоваться в течение одного года; начальный доступ предусматривает две или более покупки; последующие покупки зависят от предъявляемых условий.

.Механизм компенсационного финансирования (1963 год).

Покрывает недостаток доходов государства члена от экспорта и поступлений от оказания услуг или чрезмерно высокие расходы на импорт зерновых, имеющих временный характер и вызванных событиями, не зависящими от государства-члена.

Лимиты доступа. Максимум 45 процентов квоты для каждого из элементов (дефицит экспортных поступлений и чрезмерные расходы на импорт зерновых), а комбинированный лимит составляет 55 процентов квоты.

Сроки погашения (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение). 2¼-4 года/3¼-5 лет.

Сборы. Базовая ставка сборов; дополнительные сборы не взимаются. Условия. Предоставляется только при наличии у государства-члена договоренности «стэнд-бай» или в том случае, если состояние платежного баланса, не считая дефицита экспортных поступлений или чрезмерных расходов на импорт, является удовлетворительным.

Этапы и текущий контроль. Как правило, предоставление средств распределяется как минимум на шесть месяцев и производится в соответствии с положениями договоренности о поэтапном выделении средств.

. Экстренная помощь. Стихийные бедствия (1962 год).

Обеспечивает оперативную среднесрочную помощь государствам-членам, испытывающим проблемы платежного баланса в связи со стихийными бедствиями.

. Постконфликтные ситуации (1995 год).

Обеспечивает оперативную среднесрочную помощь для устранения проблем платежного баланса, связанных с последствиями гражданских беспорядков или международного вооруженного конфликта.

Лимиты доступа. 25 процентов квоты, однако в исключительных случаях могут быть дополнительно предоставлены более крупные суммы.

Сроки погашения (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение). Ожидания в отношении досрочного погашения отсутствуют 3¼-5 лет.

Сборы. Базовая ставка сборов; дополнительные сборы не взимаются; при наличии финансирования возможно субсидирование процентов для стран с низким доходом.

Условия. Разумные усилия по преодолению проблем платежного баланса и действия, направленные на укрепление институционального и административного потенциала.

Этапы и текущий контроль. Как правило, отсутствуют.

. Механизм для государств-членов с низким уровнем доходов. Механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) (1999 год).

Он обеспечивает более долгосрочную помощь в случае глубоко укоренившихся структурных проблем платежного баланса; цель - устойчивый экономический рост, способствующий сокращению бедности.

Лимиты доступа. 140 процентов квоты; в исключительных случаях максимум составляет 185 процентов.

Сроки погашения (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение). Ожидания в отношении досрочного погашения отсутствуют/5½-10 лет.

Сборы. Льготная процентная ставка - ½ процента в год; дополнительные сборы не взимаются.

Условия. Основываются на Документе по стратегии сокращения бедности (ПРСП), подготовленном страной в процессе участия и объединяющем макроэкономическую, структурную политику и политику сокращения бедности.

Этапы и текущий контроль. Полугодовое (иногда квартальное) выделение средств, в зависимости от выполнения критериев реализации и завершения обзоров.

. Механизм финансирования для преодоления внешних шоков (ЕСФ) (2005 год).

Обеспечивает поддержку экономической политики и финансовую помощь странам с низким доходом, переживающим внешние шоки (такие как изменения цен на биржевые товары, стихийные бедствия и сбои в торговле, вызванные событиями в соседней стране). Предоставляется странам, отвечающим критериям ПРГФ, но не имеющим программы, поддерживаемой ресурсами ПРГФ; срок программ ЕСФ составляет от одного до двух лет.

Лимиты доступа. 25 процентов квоты; совокупный лимит доступа 50 процентов квоты.

Сроки погашения (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение): ожидания в отношении досрочного погашения отсутствуют/5½-10 лет.

Сборы. Процентная ставка - ½ процента в год; дополнительные сборы не взимаются.

Условия. Должна быть принята программа сокращения бедности и разработана комплексная экономическая программа.

Этапы и текущий контроль. Полугодовое или квартальное выделение средств, в зависимости от выполнения критериев реализации и, в большинстве случаев, завершения обзора.

.3 Увеличение ресурсов до 2014 года.

Ресурсы, доступные странам с низкими доходами в рамках Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту в период 2009-2014 годов, были увеличены до 17 млрд. долл. США, что согласуется с призывом руководителей Группы 20-ти, сделанном в апреле 2009 года, к тому чтобы вдвое повысить потенциал МВФ по предоставлению льготных кредитов и выделить 6 млрд. долл. США дополнительного льготного финансирования в течение следующих двух-трех лет. Льготные кредиты МВФ странам с низкими доходами в 2009 году составили 3,8 млрд. долл. США, увеличившись приблизительно в четыре раза относительно предыдущих периодов. В 2010 и 2011 годах объемы льготного финансирования составили соответственно 1,8 и 1,9 млрд. долл. США.

.4 Примеры кредитов МВФ

В конце 2010г. правительство Ирландии согласовало получение финансовой помощи в размере 85 млрд. евро. Эти средства ей выделили МВФ совместно с ЕС, в обмен на это Дублин запустил программу сокращения государственных расходов. Выделение указанной суммы должно было также помочь банкам нарастить уровень капитала с 8% до 12% для увеличения доверия международных инвесторов к экономике Ирландии.

В целом, Ирландия наряду с Грецией, Италией, Испанией и Португалией входит в группу проблемных стран, известную по английской аббревиатуре PIIGS. Из них наиболее остро в финансовой помощи нуждаются Афины, затем идет Лиссабон. Проблемы Ирландии заключаются во внешнем долге, сопоставимом по размеру с ВВП страны за год, потому был предоставлен займ.

Однако в июне 2012 Международный валютный фонд предоставил Ирландии новый кредитный транш в размере 1,4 млрд. евро. Средства будут выделены в рамках трехлетней программы по восстановлению экономики страны, пострадавшей от экономического кризиса. МВФ объясняет это тем, что турбулентность, которую создали проблемы других участников еврозоны, привела к росту ставок по государственным облигациям, и в настоящий момент они уже выше, чем предполагалось в начале реализации программы финансовой помощи.

А в марте 2013 года МВФ пришлось пересматривать условия предоставления кредита Ирландии, делая их менее жесткими. Таким образом, на этом свежем примере видно, что займы МВФ все-таки могут приводить страну в сложное положение из-за возврата кредита Фонду.

Были примеры и вовсе неудачной помощи МВФ. Руанда имела модель развития с уклоном на сельское хозяйство. Однако в конце 80-х страна пережила два климатически неблагоприятных года, что вызвало неурожаи. Под урожай кофе 1989 г. Руанда получила у МВФ заем, однако в 1989 г. на мировом рынке произошел обвал цен на кофе. Новые займы МВФ предоставил Руанде только при условии отказа страны от политики продовольственного самообеспечения и отказа от государственной поддержки фермерских хозяйств (поскольку это - «не рыночная политика»), а также при условии девальвации руандийского франка. Все это вызвало галопирующую инфляцию свыше 45% в год, снижение ВВП в 3 раза и крах реальных доходов населения.

Можно привести и противоположный, удачный пример. После финансового кризиса Латвия взяла у ЕС и МВФ кредиты на 7,5 миллиарда евро. В 2009 году Латвия оказалась в самой глубокой рецессии во всем Европейском союзе. По итогам 2011 года благодаря сокращению бюджетных затрат и повышению налогов балтийская страна добилась роста ВВП на 5,5 процента. По словам главы МВФ Кристиан Лагард, таких результатов удалось достичь благодаря одновременному сокращению расходов по всем статьям. Это было примером положительного участия МВФ в разрешении проблем.

.5 МВФ и Россия

В период с 1991 года по 1992 год Россия столкнулась с недоверием со стороны иностранного капитала, что только усугубляло кризисную ситуацию, вызванную сменой курса. Стране были необходимы финансовые средства для проведения экономических преобразований эффективного встраивания в систему международных валютно-финансовых, производственных и торговых отношений.[5]

Российская Федерация вступила в МВФ в июне 1992 г., и нашу страну представляет отдельный исполнительный директор в Исполнительном совете, что, можно сказать, говорит о признании МВФ статуса России как правопреемницы бывшего СССР.

Тревожные сигналы в экономике Российской Федерации были замечены МВФ достаточно давно, и поэтому в июле 1998 г. была достигнута концессия о выделении Российской Федерации займа в двадцать миллиардов в рамках механизма чрезвычайного финансирования из специального дополнительного резервного фонда. Дополнительный резервный фонд (ДРФ) предназначен для использования его странами-членами при наличии серьезных проблем с платежным балансом, обусловленных необходимостью одномоментного погашения большого количества краткосрочных обязательств, и из-за тотальной потери доверия со стороны участников рынка.

К сожалению, можно констатировать факт определенной политизации взаимоотношений Российской Федерации с Фондом в нынешних условиях, ведь сама вероятность <http://forexaw.com/TERMs/Science/Mathematics/Algebra/l1006_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_Probability> получения займов Фонда существенно возросла после событий на Балканах, когда угроза возврата Российской Федерации к мобилизационной экономике планового характера заставила Фонд пойти на определенные компромиссы и пересмотреть свои жесткие требования.

Цена привлекаемых Россией у международных валютно-кредитных организаций ресурсов является, как правило, ниже рыночной. По крайней мере, они предоставляются на таких условиях (включая объемы и сроки), которые не возможно согласовать с иными источниками заимствований.

Объемы заимствований России (включая прямые инвестиции и гарантии) весьма существенны и значительно превышают взносы России в уставные капиталы соответствующих организаций. Но влиять на политику ведущих международных финансовых организаций Россия может весьма умеренно (если за основу брать доли в уставных капиталах).

Обязательства, принятые Россией по программе на 1993 - 1994 годы, не были выполнены полностью. Реализация программы на 1995 г. считается в целом успешной: произошло существенное снижение инфляции (с 17,8% в январе до 3,2% в декабре), сокращение уровня дефицита консолидированного бюджета (по расчетам МВФ) с 11% ВВП в 1994 г. до 5% ВВП в 1995 году.

Весьма показательными являются данные, отражающие динамику ВВП России за время ее сотрудничества с МВФ.

Начиная с 1998 г. можно говорить об определенной стабилизации ВВП России на уровне 57 - 60% от ВВП 1989 года. Рост ВВП России в 2000 году составил более 7%. Но отсюда нельзя сделать вывод, что перелом тренда и начавшийся рост экономики были обусловлены именно кредитами МВФ.

Нельзя не отметить, что рост проявился конкретно в те годы (1999 - 2000 гг.), когда Россия отказалась от дальнейших заимствований у МВФ. Можно по-разному оценивать такое положение вещей. С одной стороны, отношения с международными финансовыми организациями и их ресурсы - лишь субсидиарные источники, которые не в состоянии заменить собой отсутствие реальных действий или же сбалансировать неправильные действия российского руководства. Эксперты МВФ считают, например, что если бы Россия полностью реализовала экономические программы, поддержанные МВФ в те годы, то ее экономика на сегодняшний день выглядела бы совершенно по-другому [11].

С другой стороны, известный специалист по проблемам развития международных финансовых отношений и лауреат Нобелевской премии Р. Манделл полагает, что МВФ вообще не справился с ролью гаранта стабильности мировой денежной системы, а проводимая Фондом политика в отношении России оказалась абсолютно непригодной.

Рисунок 1.1 - Динамика ВВП России 1995-2012 годов

В связи с вышеизложенным, можно сказать, что достигаемый эффект от проводимых экономических реформ будет максимальным только в том случае, если программа полностью разрабатывается в той стране, которая ее реализует. Но этот принцип, как правило, отсутствовал при составлении прежних программ сотрудничества России и МВФ.

Членство в МВФ налагает на Россию, как и на другие страны, обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статье соглашения МВФ.

Во-первых, обязанностью стран - членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемой национальной валюты в области международных текущих операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях.

Во-вторых, страны-члены не могут прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно этим требованиям, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам.

В-третьих, непременным условием членства России и любых других государств в МВФ является установление их информационной открытости. Страны-члены регулярно предоставляют Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т.п.

Кредиты МВФ России связаны с выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований.

Первая категория требований МВФ к России - ужесточение денежно-кредитной политики, в первую очередь ограничения кредитования государства. В расширении кредитов Центрально банка МВФ видел основную причину роста инфляции в стране. В соответствии с этим условия первого кредитного транша в 1992 г. предусматривали усиления контроля за приростом денежной массы, в частности, ограничение кредитной эмиссии Банка России.

Вторым основным требований МВФ к России являлось приватизация государственной собственности и проведение структурных реформ в экономике. В последние годы из-за того, что выявилась недостаточная эффективность мер, направленных на достижение макроэкономической стабилизации, Фонд стал уделять этим проблемам особое внимание. Помимо собственной приватизации, в числе условий в рамках данного направления, с выполнением которых МВФ связывает предоставление России кредитов, следующие:

увеличение роли рыночных сил в распределении и перемещении производственных и финансовых ресурсов;

абсолютное устранение административного контроля за ценами и уровнем прибыли предприятий, кроме нескольких естественных монополий;

полное поощрение частого сектора в промышленности и других отраслях национального хозяйства;

земельная и сельскохозяйственная реформы, отмена ограничений на куплю и продажу земли;

укрепление банковского сектора - усиление эффективности надзора над коммерческими банками со стороны ЦБ, повышение уровня ликвидности банков, совершенствование платежной системы;

Третьим основным условием кредитов, представляемых МВФ России, является либерализация внешнеэкономической деятельности. Из-за введения внутренней конвертируемости рубля единственным механизмом регулирования внешнеторговых операций стал инструментарий собственной торговой политики: лицензирование, количественное ограничение (квотирование) ввоза и вывоза, экспортные и импортные тарифы. Экспортные тарифы ограничения применялись с целью сдерживания чрезмерного вывоза, а в первую очередь энергоносителей и сырья. Импортные тарифы предназначены для создания более благоприятных для национальных предприятий ради оживления производства в России. Однако в ходе реализации согласованных с МВФ установок на либерализацию внешнеэкономической деятельности механизм государственного регулирования этой деятельности был в значительной мере демонтирован [14].

Одним из важных факторов участия России в МВФ можно назвать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности. Российское правительство подписало соглашение о реструктуризации задолженности, как с Парижским, так и с Лондонским клубами кредитования. С помощью этого удалось снизить давление бремени платежей по внешнему долгу на федеральные расходы, стабилизировать внешнюю кредитоспособность и платежеспособность и международные кредитные отношения без ущерба внешней экономики и национальной денежно-кредитной системы.

С 2000 г. отношения России с МВФ вступили в новый этап, отличающийся двумя особенностями. Первая состоит в существенном изменении взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолженности. Вторая обусловлена стабилизацией валютно-финансового положения России, которая послужила формальным основанием для свертывания Фондом финансовой помощи.

Перспективы сотрудничества с МВФ не связываются с имевшей место ранее политической составляющей. Россия поддерживает отношения с Фондом в целях использования механизмов этой организации при ухудшении внешнеэкономической конъектуры, таким образом не исключается возможность получения кредитов МВФ при резком падении цен на основные российские экспортные товары.

Наличие кризисной ситуации вынуждает Россию, равно как и другие государства бывшего СССР, обращаться к Фонду для получения кредитов. Однако при этом нужно понимать, что до тех пор, пока эти государства находятся в зависимости от кредитов МВФ, его воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования их макроэкономической, структурной и социальной политики.

3. Преобразования в МВФ в XXI веке

Мировой финансовый кризис 1997-1999 гг. стал толчком к реформированию международной валютно-финансовой системы и продолжает определять современные тенденции ее развития. Понимают необходимость преобразований и в самом МВФ. Глобализация XXI века ставит новые задачи перед мировым сообществом. МВФ отводится одна из главных ролей в решении данных задач. В июне 2004 г. управляющим директором МВФ стал Родриго де Рато, который объявил пересмотр стратегии и конкретизацию места и роли Фонда в развитии мирохозяйственных связей в условиях глобализации. При нем к традиционным направлениям деятельности Фонда добавились новые: разработка различных стандартов и кодексов как основы мировой финансовой архитектуры, достижение прозрачности информации, оценка и мониторинг финансовых секторов в разных странах мира. А после событий 11 сентября 2001 г. появилось еще одно направление деятельности Фонда - борьба с финансированием терроризма и отмыванием денег, полученных преступным путем.

ноября 2007 г. десятым по счету управляющим директором МВФ стал Доминик Стросс-Кан. В конце ноября 2007 г. он полностью поддержал среднесрочную стратегию МВФ, которая определяет ключевые направления деятельности Фонда до середины 2013 года.

А. Новые направления в надзоре (мониторинге), как на глобальном уровне; так и на уровне отдельных стран.

Предложения по повышению эффективности надзора на глобальном уровне включают:

новый подход к многосторонним консультациям с целью облегчения переговоров с группами стран по вопросам глобального значения;

расширение мониторинга консультационной группой МВФ по валютным курсам валют стран с развивающейся экономикой

- углубление и усиление анализа макроэкономических рисков в изданиях МВФ -World Economic Outlook и Global Financial Stability Report;

Конкретные предложения по увеличению эффективности надзора на уровне отдельных стран включают:

-              повышение степени охвата ключевых проблем финансового сектора экономики страны в докладах по Статье IV [7];

-              усиление системы надзора за выполнением странами-членами рекомендаций МВФ, обозначенных в докладах по Статье IV;

B. Изменение роли Фонда в странах с развивающейся экономикой.

В основе этого направления деятельности находится система конкретных предложений развивающимся странам по предотвращению кризисов и по выходу из кризиса в случае его возникновения.

C. Повышение эффективности деятельности МВФ в странах с низким уровнем дохода.

Одна из целей, заложенных в документе ООН «Цели развития тысячелетия» (MillenniumDevelopmentGoals, MDGs), - сокращение в 2 раза основных показателей, характеризующих уровень бедности в мире. МВФ и Всемирный банк имеют ответственность за мониторинг реализации данной цели. В связи с этим одно из направлений деятельности Фонда - упорядочение ожидаемых потоков помощи странам с низким уровнем дохода, возникающих, в том числе в результате ослабления бремени внешнего долга, достижение экономического роста в этих странах и выполнение в конечном итоге «целей развития тысячелетия».

D. Внутренняя реорганизация Фонда.

Перераспределение квот и, соответственно, голосов в пользу наименее представленных в настоящий момент в Фонде стран - основа обеспечения легитимности и эффективности МВФ. Но нужно отметить, что в среднесрочной стратегии МВФ следующей фразой идет «Страны с развивающейся экономикой и другие страны должны получить квоты и голоса в соответствии с их весом в мировой экономике», что по сути подразумевает сохранение существующего положения, когда суммарная доля 25 развитых стран составляет свыше 60% общей суммы квот и данные страны определяют основные приоритеты правления деятельности МВФ - создание макроэкономических институтов, укрепление мировой финансовой архитектуры через существующие механизмы технической помощи и систему тренингов.

E. «Упрощение». Смысл данного направления деятельности - снижение бюрократизма внутри Фонда, переключение внимания управляющего аппарата Фонда от текущей рутинной работы с бумагами на стратегию развития Фонда.

F. Среднесрочный бюджет. В рамках этого направления разрабатывается новая бизнес-модель, которая будет обеспечивать финансирование деятельности МВФ в будущем. При этом бизнес-модель должна в меньшей степени, чем сейчас, зависеть от процентных платежей по предоставляемым Фондом займам и в большей степени должна иметь в основе стабильные, долгосрочные источники доходов.

Несмотря на реализацию данной стратегии, по-прежнему большую обеспокоенность вызывает еще один факт, за который Фонд неоднократно подвергался критике в последние годы. Некоторые экономисты рассматривают МВФ как инструмент в руках наиболее развитых стран с рыночной экономикой и в первую очередь США. Суммарная доля 25 развитых стран, составляет свыше 60% общей суммы квот в МВФ, в т.ч. доля США - 16,4. Принятие решений по наиболее важным вопросам требует квалифицированного большинства голосов (85%), поэтому США, как и страны - члены ЕС, могут практически полностью контролировать (вплоть до вето) процесс принятия решений [12].

По мнению в МВФ, одной из главных задач является построение прочной и стабильной международной финансовой системы, что сделает мир менее восприимчивым к финансовым кризисам и даст возможность всем странам пользоваться преимуществами единого сообщества, включая экономический рост и улучшение жизненного уровня. [15]

Первое направление - это реформы кредитной деятельности МВФ: расширение ресурсной базы МВФ, пополнения ресурсов Фонда за счет привлечения средств мирового рынка ссудных капиталов, расширение доступа к ресурсам МВФ. В настоящее время усилия МВФ направлены на ограничение масштабов рискованного кредитования, что в сегодняшних условиях является вполне оправданным.

Второе направление «официальных реформ» - это детализация и расширение круга вопросов взаимоотношений МВФ со странами-членами. В эту группу мероприятий, называемых в МВФ реформами второго поколения, входят:

достижение «прозрачности», подразумевающее своевременное и полное опубликование и распространение исчерпывающей информации о состоянии экономики стран, их макроэкономической политике и перспективах развития;

разработка, принятие и распространение на все страны кодексов «надлежащей практики» в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и финансовой политики". Необходимо четкое выделение сектора государственного управления из остальной экономики, определение функций правительств;

укрепление международных национальных и финансовых систем, включающих и частные финансовые учреждения, осуществляющие международные перемещения капиталов. В рамках этой реформы предполагается оздоровление банковских систем, поддержка «здоровых» финансовых структур, установление эффективного надзора за их деятельностью;

разработка эффективных механизмов и процедур, направленных на привлечение правительствами и финансовыми институтами частного сектора к предупреждению и устранению финансовых кризисов, уменьшению долгового бремени развивающихся стран;

требование осуществления социальной политики, способствующей интеграции беднейших стран в мировую экономику с одновременным ростом уровня жизни в этих странах [15].

В регулирование мировой финансовой системы должны участвовать различные структуры институтов региональных и глобальных уровней. Так, при подготовке МВФ проекта документа «Кодекс надлежащей практики применительно к прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике» проводились консультации с Банком международных расчетов, Базельским комитетом по банковскому надзору, Европейским центральным банком. В июле 1999 г. Кодекс был утвержден как основополагающий документ, положения которого обязательны для выполнения странами - членами МВФ [16].

Согласно ст. IV Соглашения МВФ проводит консультации с каждой из стран-участниц в среднем один раз в год. Во время этих консультаций особое внимание уделяется вопросам фискальной и монетарной политики; политики валютного курса; платежного баланса и внешнего долга; влияния проводимой политики на состояние внешних счетов страны; вовлечения региональных и международных партнеров в реализацию политики; выявления потенциальных «слабых мест» в экономике.

Осуществляя постоянное наблюдение за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, МВФ контролирует также состояние мировой экономики. Регулярно проводятся и обсуждения с региональными экономическими институтами, в частности с институтами, входящими в Экономический и Валютный союз в Европе(EMU). МВФ дает странам рекомендации, касающиеся их дальнейшего экономического развития.

Третьим направлением реформ мировой валютной системы является осуществление изменений отдельных структурных элементов международной финансовой системы. Возможно внесение поправок и дополнений в статьи Соглашения или пересмотр концептуальных установок по отдельным вопросам. Четвертым направлением реформ нужно назвать поощрение формирования полюсной, «блоковой» структуры этой системы, как явное, так и неявное. Такая система предполагает присоединение развивающихся стран к валютным блокам или зонам, основанным на нескольких валютах ведущих стран.

апреля 2011 года на ежегодном заседании МВФ и Всемирного банка, Доминик Стросс-Кан выступил с концептуальной полуторачасовой речью, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. В ней он бросил вызов существующей мировой политической и экономической системе, заявив, что «Вашингтонский консенсус с его упрощёнными экономическими представлениями и рецептами рухнул во время кризиса мировой экономики и остался позади». По его мнению, именно стремление стран к достижению низкого бюджетного дефицита, бурному экономическому росту, свободному, никем не контролируемому финансовому рынку и либеральным налогам привели к мировому финансово-экономическому кризису. С точки зрения Стросс-Кана, для преодоления неопределённости посткризисного мира, необходимо создать новые принципы экономической и социальной политики как для мирового сообщества, так и для каждого отдельного государства.

Но уже вскоре, 19 мая 2011 года, Стросс-Кану пришлось уйти в отставку, за два месяца до истечения полномочий, в связи с сексуальным скандалом и последовавшим за ним арестом. Его преемницей стала Кристиан Лагард. В октябре 2012 года она выступила с неожиданным заявлением. Руководитель МВФ заявила, что проблемным странам лучше повременить с резким урезанием бюджетных расходов. Фонд выяснил, что меры экономии бьют по ВВП намного сильнее, чем считалось ранее. «Иногда лучше, учитывая обстоятельства, взять себе побольше времени. Эту позицию мы отстаивали в случае Португалии, эту позицию мы отстаивали в Испании, и это то, чего мы добиваемся сейчас в Греции, где, как я уже говорила, потребуется еще два дополнительных года, чтобы страна смогла выполнить программу бюджетной консолидации». По ее словам, в условиях слабого роста или спада экономики вполне можно смириться со снижением налоговых поступлений и ростом дефицита бюджета. [13]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

международный валютный фонд

Международный валютный фонд (МВФ) - International Monetary Fund (IMF) - международная организация, все участники которой должны в соответствии со статьями соглашения (Articles Agreement), принятого в 1944 г., соблюдать правила ведения международных операций и тесно сотрудничать по вопросам международной валютной политики и межгосударственного платёжного оборота, а также оказывать взаимную финансовую помощь для преодоления дефицита платёжного баланса. Финансовый год фонда длится с 1 мая по 1 апреля. Соглашение о создании МВФ было принято в июле 1944 г. на международной конференции при участии 45 государств в Бреттон-Вудсе и вступило в силу с 27 декабря 1945 г.

Постепенно, за время своего существования, МВФ превратился в организацию, регулирующую валютно-кредитные отношения на наднациональном уровне. МВФ стал ключевым звеном в сложившейся системе регулирования мировой экономики.

Долгое время США были страной, во многом определяющей политику МВФ, вместе с Западной Европой. Однако в последние годы стал увеличиваться вес Китая, азиатских и африканских стран (по числу квот).

Что касается взаимоотношений России с МВФ, то они неоднозначны. Конечно, вступление Росси в МВФ способствовало ускорению ее интеграции в мировую экономику и мировую валютную систему. Еще одним важным положительным фактором участия России в МВФ можно считать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности (в первую очередь перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов). Но в тоже время, ряд рецептов МВФ были не адаптированы к реалиям России. Фонд часто не учитывал индивидуальные особенности страны, подходил к прогнозированию экономической ситуации чересчур технологично, часто опираясь на разработанные теоретические модели.

В целом, стало очевидно, что система, сложившаяся после окончания Второй Мировой Войны, с ее особенностями, обусловленными тем историческим периодом, сегодня нуждается в трансформации. В Фонде продолжается работа над реформами, которые были предусмотрены Среднесрочной стратегией. Также продолжается процесс инноваций на финансовых рынках, который открывает широкие возможности, но в то же время создает определенные новые риски. Внедряется механизм многосторонних консультаций, что дает Фонду и мировому сообществу важный новый инструмент для выработки согласованных подходов к общим проблемам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Статьи соглашения Международного Валютного Фонда (1944). - Вашингтон, округ Колумбия: Международный Валютный Фонд, 2011

Статьи Соглашений Международного Валютного Фонда, Статья IV

Герчикова И.Г. Международные экономические организации - 2001 г. С. 281

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения./ под ред. Красавиной Л.Н. 2005 3-е изд. С. 576

Куликов, Чайникова, Бабенко, Современная бюджетная система России. М.: ТГТУ. 2007. С.104

Мировая экономика и международный бизнес / под ред. Полякова, Щенина. М., 2008 С. 688

Тупчиенко В.А. Государственная экономическая политика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С 663

8 <http://ru.wikipedia.org/wiki/МВФ>

9 <http://bankir.ru/kurs/sdr-k-dollar-ssha>

<http://www.imf.org/external/np/sec/memdir/members.aspx>

<http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/account/>

<http://www.imf.org/external/np/sec/memdir/members.aspx>

. <http://www.rbcdaily.ru/world/562949984911071>

. Долгов С.И., Фрумкин А.Б. О проектах реформирования международной финансовой системы.// Деньги и кредит. 2000, № 6

. Саркисянц А.Г. МВФ и Россия в меняющемся мире. // Независимая газета. - 2000. №2

. Сердинов Э.М. Архитектура международной финансовой системы. // Банковское дело, № 12, 1999 г. С. 24


Скачать архив (411.7 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: