Главная » Экономика

Международная защита прав женщин и детей

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Международная защита прав детей

§ 1. Международные документы о защите прав детей

§ 2. Реализация международных принципов по защите прав детей в РФ

Глава II. Международная защита прав женщин

§ 1. Международные документы, регламентирующие статус женщин и их право на защиту

§ 2. Механизмы реализации прав женщин

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Международная защита прав детей и женщин является одним из главных направлений международной деятельности. Однако защита женщин и детей - исторически молодые правовые институты, и их развитие не прекращается и в наши дни.

Декларация Организации Объединенных Наций от 8 сентября 2000 г., утвержденная резолюцией 55/2 ГА ООН, особо выделяет "защиту уязвимых". К уязвимой группе населения Декларация относит женщин, детей, инвалидов, беженцев и другие категории населения.

Признание того, что ребенок является самостоятельным субъектом права, является одним из важных достижений международной системы защиты прав человека. Предпосылкой этому было доказанность того факта, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Права женщин также нуждаются в соответствующей защите и регламентации. Исторически женщины подвергаются угнетению со стороны мужчин. Причиной этому могут служить физиологические особенности женского организма, а также выполнения женщинами важнейшей функции материнства. В силу этого, женщинам должны предоставляться особые права и особую охрану со стороны общества.

Работа актуальна тем, что раскрывает теоретические аспекты и практические способы решения проблем, касающихся особого статуса детей и женщин как субъектов права.

Объектом данной курсовой работы являются общественные отношения, международно-правовые акты, законодательство РФ и основные международно-правовые механизмы, связанные с реализацией и обеспечением прав женщин и детей.

Предметом исследования являются права женщин и детей и их защита, правовые акты, которые закрепляют права женщин и детей в в российском и международном праве.

Целью настоящей работы является комплексный анализ прав женщин и детей, их нормативного закрепления в международном праве и российском праве. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

·          дать общую характеристику международно-правовым актам о правах ребенка и женщин;

·        сформулировать проблемы правовой защиты женщин и детей;

·        выработать предложения и рекомендации по совершенствованию международного регулирования и обеспечения прав женщин и детей.

При написании настоящей работы использовались специальные общенаучные и частноправовые методы: диалектический, формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой, исторический, метод анализа данных судебной статистики и др.

Глава I. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ

§ 1. Международные документы о защите прав детей

международный защита право женщина

Международная защита прав человека включает в себя важнейшую составную часть - международную защиту прав ребенка. Это обусловлено тем, что детям в силу умственной и физической незрелости необходимо обеспечить особую защиту. Более того, исторически сложилось так, что социальный статус ребенка ниже, чем у взрослых. Еще два века назад дети мире подвергались всем видам наказания, вплоть до смертной казни. И в наши дни фиксируется множество случаев злоупотребления этим статусом детей, поэтому сегодня международная защита детей относится к глобальным проблемам человечества.

На мировом уровне вопрос о необходимости регулирования прав детей решался после Первой мировой войны. В 1919 г. в Лиге Наций был создан Комитет детского благополучия, решавший вопросы беспризорности детей, детского рабства, труда, проституции и торговли детьми.

В 1924 г. в Женеве Пятой Ассамблеей Лиги Наций была принята Декларация прав ребенка, состоявшая из пяти принципов международно-правовой защиты детей:

1.    ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного;

2.      голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования;

.        ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии;

.        ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, и он должен быть огражден от всех форм эксплуатации;

.        ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.

Главной идеей Женевской Декларации 1924 г. была обязанность всего человечества заботиться о детях.

До 1945 г. появлялись новые международные документы, касающиеся отдельных сторон защиты детей: Конвенция о рабстве 1926 г.; Конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми 1921 г.; Конвенция МОТ N 10 о минимальном возрасте найма детей на работу в сельском хозяйстве и др.

По мнению Р.М. Валеева, «фрагментарное обращение государств к сотрудничеству по вопросам прав ребенка, отсутствие единых принципов взаимодействия и механизмов реализации норм позволяют сделать вывод о том, что международной защиты прав ребенка как системы международно-правовых норм в указанный период не существовало»

После Второй мировой войны начала формироваться современная система международно - правовой защиты детей, в ОНН выделилось особое направление: ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), также этой проблемой занимаются специализированные учреждения ООН: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).

Резолюцией 1386 (ХIV) <http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/1386(XIV)> Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года была принята Декларация прав ребенка «с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены».

В Декларации закреплены такие важные принципы, как:

·        Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании;

·        Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства;

·        Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство;

·        Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание, образование, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях;

·        Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния;

·        Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме;

·        Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.

Однако, вследствие рекомендательного характера, данная Декларация не смогла решить острых и многочисленных проблем защиты детей.

ноября 1989 г . Генеральная Ассамблея ООН приняла важнейший международный акт в области защиты прав детей - Конвенцию о правах ребенка. Это первый документ, в котором регламентированы не только права ребенка, но механизм контроля за государствами-участниками по соблюдению Конвенции.

Основные положения Конвенции по механизму таковы:

·        Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции.

·        Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

·        Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

·        Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

·        Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

·        Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов.

«Кроме того, в статье 17 Конвенции особо оговорена роль средств массовой информации: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении. Государства - участники конвенции обязались, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей».

Итак, общая цель Конвенции заключается в укреплении правового статуса ребенка как гражданина и члена семьи, улучшении его положения в обществе и семье. Многие авторы отмечают особое место Конвенции среди дургих международных актов по правам детей. Так, С. Сорокин отмечает: «…не менее важно ее значение для охраны прав ребенка в семье, что имеет особое значение для современной России, которой предстоит, во-первых, полностью возродить понимание семьи как непреходящей ценности, во-вторых, в корне изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетнего в семье». Также эта Конвенция <garantF1://2440422.0> предлагает формулировку понятия «ребенок», которым считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Согласно ч. 1 ст. 43 Конвенции 1989 г., в целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребенка. С 1991 г. в Женеве работает Комитет по правам ребенка - группа экспертов из 18 человек, которая рассматривает доклады правительств государств-участников о выполнении положений Конвенции.

Защита интересов детей закреплена в международно-правовых актах универсального характера: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международные Пакты о правах человека 1966 года, касающиеся защиты гражданских и политических прав, экономических, социальных и культурных прав.

Принципы недопустимости дискриминации, наилучшего обеспечения интересов ребенка, свободного выражения ребенком своих собственных взглядов, соблюдения права ребенка на выживание и здоровое развитие, особой защиты и охраны детей отражены в следующих международных документах: Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, 2000 г.; Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающейся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, 2000 г.; Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся здоровья и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровне, 1986 г.; Африканская хартия прав и благополучия ребенка 1990 г.; Хартия основных прав Европейского союза 2000 г.; Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. и др.

§ 2. Реализация международных принципов по защите прав детей в РФ

июня 1990 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 1989 г., 15 сентября 1990 г. она вступила в силу на территории РФ. Позднее, в Конституции РФ, были отражены главные конвенционные принципы по защите детей: государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. ст. 7 и 38 Конституции РФ), каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей (ст. 39 Конституции РФ).

Также 24 июля 1998 г. был принят Федеральный закон N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией <http://base.garant.ru/10103000/2/> Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Согласно ст. 6 ФЗ N 124, ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией <http://base.garant.ru/10103000/2/> Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом <http://base.garant.ru/10105807/11/> Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ст. 16.1 Федеральный закон N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляет институт Уполномоченного по правам ребенка: 1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в пределах своих полномочий, предусмотренных соответствующим указом <http://base.garant.ru/196200/> Президента Российской Федерации, обеспечивает защиту прав и законных интересов детей. 2. В соответствии с законом и иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.

Институт уполномоченного по правам ребенка является дополнительным механизмом, обеспечивающим защиту прав ребенка во многих странах.

Государство обеспечивает защиту прав детей как на собственной территории, так и в пределах иностранного государства. Для организации и оказания услуг в области социального обеспечения, здравоохранения, образования и других сферах Указ Президента РФ от 13 апреля 2011 г. N 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан РФ» расширил список документов, удостоверяющих гражданство российских детей.

Остро стоит проблема правовой защиты детей, усыновленных в другой стране. Нормы части III «Семейные дела» Минской Конвенции стран СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам «…направлены на регламентацию действий по усыновлению в соответствии с законодательством той страны, гражданином которой является усыновитель».

По мнению А.Ю. Ястребовой, основой для заключения двусторонних международных договоров с Россией о правовой помощи по семейным делам должна стать Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления (РФ пока не ратифицировала, подписав ее в 2000 г.). Ст. 1 этой Конвенции устанавливает, что ее целью является создание гарантий осуществления межгосударственного усыновления только в интересах ребенка и с уважением его основных прав и обеспечение системы сотрудничества заинтересованных стран в этой области.

Для защиты прав ребенка нередки случаи обращения в Европейский Суд по правам человека. Так, Дмитрий Рябов из Санкт-Петербурга обратился в ЕСПЧ с жалобой на нарушение статьи 8 Конвенции <http://europeancourt.ru/konvenciya-o-zashhite-prav-cheloveka-i-drugie-oficialnye-dokumenty/konvenciya-o-zashhite-prav-cheloveka-i-osnovnyx-svobod/> (Конвенции от 4 ноября 1950 г. «О защите прав человека и основных свобод»), гарантирующей право на уважение личной и семейной жизни, в связи с тем, что решение суда об ограничении его родительских прав - на том основании, что он, страдая шизофренией, опасен для своего ребенка, которого отдали под опеку родителей его жены, страдавшей тем же заболеванием (к настоящему моменту она умерла), - необоснованно, и он фактически не может общаться со своим сыном, поскольку по судебному решению может делать это только в разрешения опекуна ребенка - своей тещи.

Европейский Суд по правам человека указал, что вмешательство <http://europeancourt.ru/slovarik/vmeshatelstvo/> властей в право на уважение личной и семейной жизни заявителя было осуществлено на основании закона. Статья 73 СК РФ предусматривает, что ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (в т.ч. психическое расстройство), и именно это применительно к делу Дмитрия Рябова было установлено национальным судом. Европейский Суд по правам человека также указал, что вмешательство в право заявителя на уважение его личной и семейной жизни было осуществлено в целях, на основании которых пункт 2 статьи 8 Конвенции <http://europeancourt.ru/konvenciya-o-zashhite-prav-cheloveka-i-drugie-oficialnye-dokumenty/konvenciya-o-zashhite-prav-cheloveka-i-osnovnyx-svobod/> позволяет осуществлять его: охрана здоровья и нравственности и защита прав и свобод других лиц. Следовательно, нет нарушения статьи 8 Конвенции <http://europeancourt.ru/konvenciya-o-zashhite-prav-cheloveka-i-drugie-oficialnye-dokumenty/konvenciya-o-zashhite-prav-cheloveka-i-osnovnyx-svobod/>.

Постоянное сотрудничество государств в области защиты прав детей, поиск новых способов решения проблем, касающихся детей позволит обеспечить детям всего мира достойную жизнь и хорошее будущее.

Глава II. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЖЕНЩИН

§ 1. Международные документы, регламентирующие статус женщин и их право на защиту

Уровень цивилизованности общества определяется, как уже доказано, его отношением к женщинам. В современную эпоху качественного обновления международных отношений права женщин реализуются в недостаточной мере ни в одной стране.

Основа для развития принципа недискриминации прав и свобод человека без различия расы, пола, языка, религии была заложена в Уставе ООН, где сказано, что государства - члены ООН готовы «утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин». Также провозглашается международное сотрудничество в «поощрении и развитии уважения к правам человека, и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии». С тех пор концепция равенства стала основополагающей принципом в борьбе за обеспечение прав женщин.

«Комиссия ООН по положению женщин, созданная в 1946 г., является функциональной комиссией ЭКОСОС. Она состоит из представителей 32 государств - членов ООН, избираемых ЭКОСОС (Экономическим и Социальным советом ООН) на 4 года». Данная Комиссия подготавливает рекомендации и доклады ЭКОСОС по содействию правам женщин в политической, экономической, гражданской и социальной областях и области образования, а также предоставляет рекомендации ЭКОСОС по срочным проблемам, требующим неотложного внимания в области прав женщин с целью применения того принципа, что мужчины и женщины должны обладать равными правами, а также разрабатывает предложения по претворению в жизнь таких рекомендаций.

В одном из первых международных документах по правам человека - Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., в ст. 2, было провозглашено: Декларации гласит, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

ООН, защищая права женщин, организовывает конференции и принимает следующие документы:

·      1949 г. - Конвенция, принятая ГА ООН, о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами.

·        1951 г. - Конвенция МОТ о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности.

·        1952 г. - Конвенция, принятая ГА ООН, о политических правах женщин.

·        1957 г. - Конвенция о гражданстве замужней женщины, предоставляющая женщинам право сохранять или менять гражданство вне зависимости от действий их мужей.

·        1960 г. - Конвенция о дискриминации в области труда и занятий.

·        1962 г. - Конвенция, принятая ГА ООН, о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков.

·        1967 г. - Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин.

·        1975 г. - Всемирная конференция в рамках Международного года женщины (Мехико) - принимается первый Всемирный план действий, провозглашено первое Десятилетие женщины: развитие, равенство, мир.

·        1976 г. - ГА ООН учреждает Фонд добровольных взносов для Десятилетия женщины (ЮНИФЕМ) и Международный учебный и научно-исследовательский институт по улучшению положения женщины (МУНИУЖ).

·        1979 г. - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

·        1980 г. - на Всемирной конференции в рамках Десятилетия женщины ООН в г. Копенгаген оценивается прогресс, достигнутый к середине Десятилетия.

·        1985 г. - На третьей Конференции ООН по положению женщин в Найроби разрабатываются стратегии в области улучшения положения женщин в период до 2000 г.. Фонд добровольных взносов становится Фондом ООН для развития в интересах женщин, имеющих автономный статус при Программе развития ООН.

·        1986 г. - опубликование первого Мирового обзора по вопросу о роли женщин в развитии.

·        1991 г. - вышло в свет издании «Женщины мира: тенденции и статистика», где можно узнать данные о положении женщин во всем мире.

·        1992 г. - Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в Рио-де-Жанейро. Была подчеркнута значимая роль женщин в процессе устойчивого развития.

·        1993 г. - Декларация, принятая ГА ООН о ликвидации насилия в отношении женщин. Также в этом году на Всемирной конференции по правам человека в Вене были включены в повестку дня вопросы насилия в отношении женщин.

·        1994 г. - На Международной конференции по народонаселению и развитию, проходившей в Каире, неотъемлемой частью прогресса считается расширение прав женщин.

·      1995 г. - четвертая Конференция по положению женщин. Принимается Платформа действий, отражающая всю совокупность проблем, касающихся женщин.

Стоит рассмотреть подробнее правовые акты, противодействующие дискриминации женщин. В 1967 г. резолюцией 2263 (XXII) <http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/2263(XXII)> Генеральной Ассамблеи ООН от 7 ноября 1967 года была принята Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин. В Преамбуле Декларации констатируется тот факт, что, несмотря на осуществленный в вопросе равноправия прогресс, продолжает существовать значительная дискриминация в отношении женщин. Утверждается, что дискриминация в отношении женщин несовместима с достоинством женщины как человека, благосостоянием семьи и общества, мешает ее участию на равных условиях с мужчиной в политической, социальной, экономической и культурной жизни своей страны и является препятствием к полному развитию возможностей женщины в деле ее служения своей стране и человечеству. В связи с необходимостью обеспечить в законодательстве и в практике всеобщее признание принципа равенства мужчин и женщин принимается Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин.

В данной Декларации провозглашены основные положения: принцип равенства для мужчин и женщин должен быть включен в конституцию или иным образом гарантирован законом (п. а ст.1), обеспечение женщин правом голоса на выборах и право на избрание в публично избираемые органы; право голосовать на всех публичных референдумах; право доступа на государственную службу и право выполнения всех общественных функций (ст. 4), правом приобретения и наследования собственности, а также управления, пользования и распоряжения ею, включая собственность, приобретенную в период состояния в браке; правом на равное право и дееспособность; наделение одинаковыми с мужчинами правами в отношении законодательства о передвижении лиц. (ст. 6) Женщины должны иметь одинаковое с мужчиной право свободно выбирать супруга и вступать в брак только со своего свободного и полного согласия; женщины должны иметь равные с мужчинами права в период состояния в браке и при его расторжении. Во всех случаях интересы детей должны быть преобладающими; родители должны иметь равные права и обязанности в отношении своих детей. Во всех случаях интересы детей должны быть преобладающими (ст. 7); Далее, наделение женщин правом без дискриминации по признаку гражданского состояния или по другим признакам получать профессиональную подготовку, работать, свободно выбирать профессию и занятие и совершенствоваться в своей профессии и специальности, в том числе правом на равную с мужчинами оплату и равное материальное обеспечение за равный труд; правом на оплачиваемый отпуск, на пенсионное обеспечение и на материальное обеспечение в случае безработицы, болезни, по старости и в других случаях потери трудоспособности; правом на получение пособия на семью на одинаковых условиях с мужчинами (ст. 10).

Таким образом, в Декларации от 7 ноября 1967 была сделана попытка принять антидискриминационные в важнейших сферах жизни: политической, экономической, трудовой и т.д. Позднее была принята Конвенция ООН 1979 г. о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, обязывающая правительства обеспечить равные права для женщин во всех областях жизни - гражданской, политической, экономической, социальной, культурной. Согласно ее Преамбуле, по-прежнему имеет место значительная дискриминация в отношении женщин, в условиях нищеты женщины имеют наименьший доступ к продовольствию, здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке и возможностям для трудоустройства, а также к другим потребностям. Цель ее - принять меры, необходимые для ликвидации такой дискриминации во всех ее формах и проявлениях. «Конвенция устанавливает общие принципы и меры достижения равных прав для женщин во всем мире. СССР ратифицировал эту Конвенцию в 1980 г. После распада Советского Союза ее правопреемником по международным пактам и договорам, в том числе и по вышеназванной Конвенции, стала Российская Федерация». Можно заключить, что в процессе анализа международно-правовых норм в сфере прав женщин, делается вывод о том, что перед этой областью прав стоят две основные задачи: во-первых, в различных государствах способствовать обеспечению прав женщин; во-вторых, содействовать государствам в осуществлении обязательств, закрепленных в соглашениях о правах женщин.

§ 2. Механизмы реализации прав женщин

международный защита право женщина

Для выполнения указанных задач были созданы механизмы: международные (универсальные и региональные) и внутригосударственные. Основными методами работы этих механизмов являются: обращение в международные органы, рассмотрение докладов государственных структур, назначение специальных советников, мониторинг положения женщин в отдельных государствах международными организациями, финансовая помощь государствам, контроль за соблюдением государствами взятых на себя обязательств, привлечение к международно-правовой ответственности. Универсальные международные механизмы защиты прав женщин реализуют специализированные органы, созданные на основе норм международного права:

·   Комиссия по положению женщин ООН является координирующим органом ООН по решению проблем осуществления прав женщин на универсальном уровне, работающая под руководством Экономического и Социального Совета (далее по тексту - ЭКОСОС). Основное направление деятельности - разработка проектов международных договоров в области защиты отдельных прав женщин, причем особое внимание уделяется правам политическим и гражданским;

·        Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН создан в силу ст. 17 Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., особенностью которого является то, что он полностью состоит из женщин, а таким образом из 23 экспертов-женщин, обладающих высокими моральными качествами и компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией (в качестве системы мониторинга для наблюдения за ходом соблюдения Конвенции государствами).

·        Международная организация труда (далее - МОТ) была создана в 1919 г. еще в рамках Лиги Наций. В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. Необходимо также отметить, что работа МОТ с первых лет существования в области защиты прав женщин может быть сведена к решению следующих проблем: оценка труда женщин через статистические показатели; занятость женщин на рынке труда; условия труда; специфические вопросы, затрагивающие интересы женщин как трудящихся с семейными обязанностями.

Мот приняла следующие Конвенции, регламентирующие только права женщин: Конвенция 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности от 29 июня 1951 г.; Конвенция 111 о дискриминации в области труда и занятий от 25 июня 1958 г.; Конвенция 103 от 28 июня 1952 г. относительно охраны материнства, Конвенция МОТ 156 от 3 июня 1956 г. о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин и др.

В формировании международных норм, касающихся женщин, важную роль играют конференции, «…созываемые в канун Всемирных конференций в рамках Десятилетия женщины ООН экономическими комиссиями Организации Объединенных Наций в отдельных районах мира: Европы (ЭКЕ), Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Африки (ЭКА), Латинской Америки (ЭКЛА) и Западной Азии (ЭКСА). Обычно им предшествуют (или происходят одновременно с конференцией) форумы неправительственных организаций. Так было в 1979 - 1980 гг., а также в 1984 - 1985 гг.»

Острые дискуссии вызывает правовое положение женщин в мусульманских государствах, поскольку исламская концепция мироустройства занимала длительное время господствующее положение в качестве регулятора общественной жизни. Своеобразная природа мусульманского права (системы правил поведения в исламе) как свода религиозных правил поведения мусульманского общества является одной из причин возникновения проблемы правового положения женщин-мусульманок. Результатом традиционной исламской концепции прав человека является ущемленное, ограниченное положение женщины по сравнению со статусом мужчины в мусульманских государствах. Однако уже во многих исламских странах действуют важнейшие международно-правовые акты, посвященные правам человека, в том числе правам женщины. Однако «…в сентябре 1990 г. на XIX совещании министров иностранных дел стран - членов Организации Исламская конференция в Каире была принята Исламская декларация прав человека.

Однако по оценке С.В. Полениной, ст. 24 Декларации «Все права и свободы, закрепленные в настоящем документе, ограничены нормами исламского шариата» и ст. 25 о том, что «исламский шариат является единственным источником для толкования любой из статей настоящей Декларации» не позволяют говорить об изменении личного статуса мусульманских женщин в сторону свободы и гендерного равенства». Значит, улучшение правового положения мусульманских женщин в дальнейшем возможно только путем обращения мусульманских государств к международным стандартам о правах человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Институты международной защиты прав женщин и детей занимает важное место в международном праве. Однако реализация уже закрепленных норм затруднена, имеется большое количество нерешенных проблем: реализации политических, трудовых прав женщинами, низкий социальный статус детей. Насислие над женщинами и детьми.

Но несмотря на это, международное сообщество достигло хороших результатов по защите прав женщин и детей: во многих странах появились или окрепли национальные механизмы по улучшению положения женщин и детей, были созданы специальные органы по их защите (комиссии, бюро, комитеты и др.).

Таким образом, институт международной защиты прав женщин представляет собой совокупность норм международного права, регулирующих сотрудничество государств с целью соблюдения, а также обеспечения и защиты прав женщин во всех сферах жизни.

А «…институт международной правовой защиты прав ребенка представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих права и свободы детей, устанавливающих обязательства государств по обеспечению и практическому претворению в жизнь этих прав и свобод, а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств».

Нормы, посвященные защите прав женщин и детей, должны быть направлены всеобщее соблюдение и уважение их прав и включать в себя нормы, направленные на регулирование положения этих категорий населения в политической, экономической, культурной сферах, сферах образования и семейных отношений, нормы об охране материнства и детства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Официальные документы.

. Устав ООН: подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации пятьюдесятью государствами [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».

. Декларация прав ребёнка, была принята 26 ноября 1924 года Пятой Ассамблеей Лиги Наций в Женеве. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».

. Всеобщая декларация прав человека принята 10 декабря 1948 г. Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».

4. Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Принята резолюцией 2263 (XXII) <http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/2263(XXII)> Генеральной Ассамблеи ООН от 7 ноября 1967 года[Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Гарант».

. Конвенция о правах ребенка. Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Гарант».

.Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" (Заключена в г. Минске 22.01.1993) [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс»

. Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года). [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».

. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года

II Специальная литература.

1. Искандарова А.Р. К проблеме правового положения женщины в мусульманском государстве. История государства и права. 2010. N 3. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».

. Калинкина М.Ю. Международные документы в интересах детей и молодежи: особенности правовой защиты (ретроспективный анализ с XIX века по настоящее время). Вопросы ювенальной юстиции. 2008. N 3 [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс»

. Международное публичное право : учеб. отв. ред. К. А. Бекяшев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ТК Велби. Изд-во Проспект. 2005. С. 251

Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник (под ред. Р.М. Валеева). Статут. 2011. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».

. Сорокин С. «Конвенция ООН «О правах ребенка». Российская юстиция. 1999, N 6 [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Гарант».

. Федосеева Н.Н., Костромина Д.Д. Международно-правовое закрепление прав женщин и механизмы их реализации. Международное публичное и частное право. 2007. N 5. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».

. Ястребова А.Ю. Международно-правовые основы и направления межгосударственного сотрудничества по защите детей. Международное право и международные организации. 2012. N 2.

III Судебная практика.

. Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Дмитрий Рябов против России» (Dmitriy Ryabov v. Russia, жалоба N 33774/08). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://europeancourt.ru/tag/postanovleniya-evropejskogo-suda/


Скачать архив (19.6 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: