Главная » Экономика |
Содержание Введение . Теоретические аспекты международной торговли .1 Понятие и этапы развития международной торговли .2 Современные организационные формы международной торговли .3 Государственное регулирование международной торговли Выводы по главе 1 . Современные способы осуществления международной торговли .1 Анализ вовлеченности стран в международную торговлю .2 Основные проблемы международной торговли и пути их преодоления Выводы по главе 2 . Место России в международной торговле .1 Роль России в международной торговле .2 Географическая структура внешней торговли России .3 Анализ современного состояния экспорта России Выводы по главе 3 Заключение Список использованных источников Приложение А Введение Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно как всей страной, так и каждым предприятием в отдельности. В теории мировая торговля характеризуется такими основными показателями: внешнеторговый оборот стран, представляющий собой сумму экспорта и импорта. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. Все государства должны регулировать свою внешнеэкономическую деятельность, дабы достичь соблюдения в первую очередь своих интересов, так как каждый покупатель стремится получить нужные ему товары с наименьшими затратами. Актуальность темы обусловлена тем, что участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно удовлетворять потребности населения. Исходя из поставленной цели определены следующие задачи, а именно: рассмотреть понятие этапов развития международной торговли; изучить формы и государственное регулирование международной торговли; проанализировать современные способы осуществления международной торговли; выявить место России в международной торговле и проанализировать основные показатели торговли; рассмотреть статистику стран в международной торговле и выявить тенденцию развития на основе статистических данных. 1. Теоретические аспекты международной торговли .1 Понятие и этапы развития международной торговли Международная торговля - это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Иначе говоря, международная торговля - это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран. Внешняя торговля - это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Международная торговля связывает национальные экономики в единую систему мирового рынка. Последний имеет принципиальные отличия от внутренних национальных рынков: на мировой рынок поступают только конкурентоспособные товары; действуют мировые цены, в основе которых лежит интернациональная стоимость (образуется при производстве товара в среднемировых общественно-нормальных условиях); он в большей степени подвержен монополизации (господство ТНК); решающее влияние могут оказывать не экономические, а политические факторы. расчеты осуществляются в свободно-конвертируемой валюте и в международных счетных единицах. Хронология этапов развития международной торговли этап - начальный (с 18 до первой половины 19 века) вторая половина 19 века до начала первой мировой войны(1914г.) период между двумя мировыми войнами (1914-1939г.г.) послевоенный период (50-60-ые г.г.) современный период (с начала 70-х годов). Каждый этап характеризовался определенными источниками развития, особенностями, которые отражали уровень интернационализации производства и роль международной торговли в развитии национальных экономик, приоритетными методами регулирования. Для первого этапа характерно влияние промышленной революции, в том числе в развитии транспорта и связи. Кроме этого, в процессах наблюдались такие тенденции, как преобладание вывоза товаров, опережение темпов роста мирового товарооборота в сравнении с ростом промышленного производства, лидерство Англии. В регулировании предпочтение отдавалось политике протекционизма. Вместе с тем, начинала зарождаться политика фритрейдерства. Во втором этапе, движущими источниками внешней среды стали интенсивное использование достижений научно-технического прогресса в производстве товаров, развитие транспортных путей и качественных характеристик транспортных средств, становление монопольного производства. В торговых процессах стали преобладать вывоз капитала, быстрый рост товарооборота, изменения соотношения сил на мировом рынке за счет уменьшения влияния Франции и Англии, концентрация торговых связей между наиболее развитыми странами. В регулировании заметно усиление тенденций, связанных с переходом от защитного подхода к наступающему протекционизму. Третий этап, наиболее драматичный из-за последствий первой мировой войны, выразившийся в кризисах (1920-1921гг., 1929-1933гг.). Начало формироваться две мировые системы хозяйствования. В процессах наблюдалось долгое и глубокое нарушение торговых связей, резкие колебания объемов товарооборотов, преобладание сырьевой структуры экспорта и импорта. Регулирование ознаменовалось с одной стороны, усилением таможенного протекционизма, с другой, крахом международной валютной системы и образование валютных блоков. Четвертый этап, где мы наблюдали распад мировой колониальной системы, формирование региональных образований, появление мировых международных организаций, усиление двух мировых систем хозяйствования, стал ключевым в процессах изменения товарной структуры экспорта. Увеличение темпов роста мирового товарооборота с учетом ослабление позиций стран, которые развиваются, привело усилению позиций Японии, ФРГ, Канады и Италии с одновременным снижением удельного веса США, Великобритании и Франции в мировом экспорте. В регулировании заметен переход к политике либерализации торговых связей, реализация комплекса таможенно-тарифных мер под эгидой ГАТТ. На современном этапе к источникам внешней среды относят усиление международной конкуренции, укрепление существующих и появление новых интеграционных образований, распад мировой социалистической системы хозяйствования. В процессах наблюдается резкое увеличение объемов торговли, изменение товарной структуры экспорта, распространение устойчивых и долгосрочных отношений, активизация встречной торговли. В регулировании также протекают процессы перехода от тарифного к нетарифному регулированию, культивируется неопротекционизм, как инструмент стимулирования экспортного производства, завершается создание замкнутых экономических блоков. В настоящее время, для анализа состояния мировой торговли разработано ряд показателей развития международной торговли. К ним относятся: Объемные (абсолютные) экспорт (реэкспорт); импорт (реимпорт); внешнеторговый оборот; «генеральная» торговля; «специальная» торговля; физический объем внешней торговли. Результирующие сальдо: торгового баланса, баланса услуг, баланса текущих операций; индекс состояния платежного баланса; индекс «условий торговли»; индекс «концентрации экспорта»; коэффициент зависимости страны; Структурные товарная структура (экспорт, импорт); региональная структура (экспорт, импорт); индекс диверсификации экспорта; Интенсивности квоты (экспортная, импортная, внешнеторговая); объемы экспорта, импорта, внешнеторгового оборота на душу населения; Эффективности эффект экспорта; эффективность экспорта (фирмы, товара); эффект импорта; эффективность импорта; Динамики Сопоставления .2 Современные организационные формы международной торговли В XXI века международная торговля использует следующие организационные формы экспорта и импорта: . Торговля готовой продукцией. Готовая продукция - продукция, предназначенная для конечного потребления. Торговля ею осуществляется путем подписания контрактов непосредственно между производителями и потребителями товаров, либо через посредников. При этом не исключается выполнение посредниками предпродажного сервиса и предпродажной доработки, а для машинотехнических товаров и техническое обслуживание. Цель - улучшение свойств реализуемого товара с учетом специфических вкусов потребителей, а также повышение его конкурентоспособности. . Торговля продукцией в разобранном виде. Экспорт продукции в разобранном виде применяется для повышения ее конкурентоспособности, а также для проникновения на рынок стран, запрещающих ввоз тех или иных изделий в готовом виде, для защиты аналогичной продукции или стимулирования создания аналогичных отраслей в своей стране. . Торговля комплектным оборудованием. Комплектным считается оборудование промышленного предприятия, представляющее единый законченный технологический комплекс. Ее необходимым элементом является строительство объектов «под ключ», которое предусматривает проектирование, сооружение предприятий, оснащение их оборудованием, обучение местного персонала, обеспечение эксплуатации объекта в течение срока по гарантийному договору. . Торговля сырьевыми товарами. В обобщающее понятие «сырьевые товары» входят минеральное сырье, продукты его переработки и обогащения, сельскохозяйственное сырье растительного и животного происхождения и продукты его переработки химические и продовольственные товары. Торговля сырьевыми товарами осуществляется посредством: международных товарных соглашений, которые применяются для регулирования торговли сырьем с целью стабилизации рынка и снижения спекуляции. Международные товарные соглашения касаются зерновых, зернобобовых, кофе, хлопка; биржевой торговли. Биржи - это постоянно действующие рынки, на которых осуществляется торговля крупными партиями однородных товаров. Сделки на бирже осуществляются на стандартные партии товаров. Это дает возможность совершать па бирже операции не только без осмотра товара, но и на пока не существующий товар; аукционной торговли. Аукционы - это торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров в определенное время года. Главным этапом аукциона является торг, который ведет аукционер с клиентами. . Торговля кооперируемой продукцией, то есть продукцией, изготавливаемой в кооперации, совместно с каким-либо объектом отношений. Здесь выделяется: производственная кооперация, когда узлы и детали кооперируемой продукции изготавливаются не для рынка, а по заданию конкретных заказчиков; сбытовая кооперация, представляющая собой сотрудничество хозяйственно независимых производителей, которые организуют совместное предприятие по сбыту выпускаемой ими продукции; компенсационные операции, одно из направлений кооперационного сотрудничества с иностранными предприятиями, представляющее собой соглашение о покупке продукции, произведенной на предприятиях, созданных при их финансовом содействии, для погашения представленного кредита. . Встречная торговля. К ней относятся внешнеторговые операции, при совершении которых в единых документах (контрактах или соглашениях) фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частичный обмен товарами. При частичном обмене разница в стоимости покрывается денежными платежами. . Международные торги - это метод заключения договоров купли продажи, при котором покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар и после сравнения полученных предложений подписывает контракт с тем из продавцов, который предложил товар на более выгодных условиях. . Аренда машин и оборудования. Предполагает передачу продукции собственником на определенный срок потребителю за определенное вознаграждении 1.3 Государственное регулирование международной торговли Современная внешняя торговля, как правило, требует большего вмешательства государства, нежели внутренняя торговля. Совокупность мер, которые используются государствами в сфере внешнеэкономической деятельности для решения определенных социально-экономических задач, составляет содержание их внешнеэкономической политики. Она, в свою очередь, выступает составной частью экономической политики, в том числе внешней - общего курса государства в международных отношениях. Государственное регулирование внешней торговли в виде применения протекционистских мер - важное средство достижения стратегических целей экономического развития страны. Государственное регулирование внешней торговли реализуется при помощи тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли. Тарифные методы регулирования внешней торговли представляют собой систематизированный перечень таможенных пошлин (тарифов), которыми облагаются товары. Существует два основных типа тарифов: фискальные тарифы, используемые государством с целью увеличения притока денежных ресурсов. протекционистские тарифы, используемые государством для защиты национальной промышленности от иностранной конкуренции. Они делают иностранную продукцию более дорогой, чем аналогичную отечественную, которой поэтому потребители и отдают предпочтение. Кроме того, по субъекту взимания тарифы подразделяют на: адвалорные - взимаемые в процентах от стоимости товара; специфические - взимаемые в виде определенной денежной суммы с веса, объема или штуки товара; смешанные - предполагающие одновременное применение адвалорных и специфических пошлин. В мировой экономике характерна тенденция к постепенному снижению таможенных пошлин. К нетарифным методам регулирования внешней торговли относятся меры, направленные на косвенное и административное ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства. Сюда относятся: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые «добровольные экспортные ограничения», система минимальных импортных цен. Лицензия как форма регулирования внешнеторговой деятельности представляет собой документ на право ввоза или вывоза товаров, выдаваемая импортеру или экспортеру государственным органом. Использование такого метода государственного регулирования позволяет странам оказывать прямое воздействие на внешнюю торговлю, ограничивая ее размеры, иногда даже полностью запрещая экспорт или импорт отдельных товаров. Наряду с лицензированием применяется такое количественное ограничение, как квотирование. Квота - это ограничение количества импортируемых товаров определенного наименования и вида. Подобно лицензиям квоты снижают иностранную конкуренцию на внутреннем рынке в определенной отрасли. В последние десятилетия между государствами, участвующими в международном торговом обмене заключено свыше ста соглашений о «добровольном ограничении экспорта» и об установлении минимальных импортных цен. «Добровольное экспортное ограничение» - это ограничение, когда иностранные фирмы добровольно ограничивают объем своего экспорта в определенные страны. Конечно, они дают это согласие против своей воли, в расчете на избежание более жестких торговых барьеров. Одним из средств конкурентной борьбы производителей за внешние рынки является демпинг, т.е. продажа товаров на внешних рынках по ценам более низким, чем на внутреннем рынке (как правило, ниже издержек производства). Демпинг представляет собой одну из форм недобросовестной конкуренции, нарушающих свободу предпринимательской деятельности на международном рынке товаров путем применения недозволенных методов ведения внешней торговли. Страны стали вводить антидемпинговые пошлины, которые применяются при импорте товара по ценам ниже предполагаемых издержек на их производство. Кроме того, государства в силу международных договоров проводят совместные расследования, если имеются подозрения в экспорте по демпинговым ценам. Поскольку антидемпинговые расследования затрагивают не только конкретных производителей товара, но и государства в целом, такие вопросы могут разрешаться и разрешаются как в установленном законом порядке, так и на официальной основе, т.е. путем переговоров заинтересованных правительств стран, вовлеченных в антидемпинговые расследования, и такие переговоры иногда завершаются урегулированием спорных вопросов на взаимоприемлемой основе (принятие обязательств о прекращении или сокращении объема поставок соответствующих товаров по демпинговым ценам или путем добровольного установления импортных квот на ввоз данного товара). Поставки товаров на иностранные рынки по демпинговым ценам могут иметь двоякое происхождение. Во-первых, преднамеренный экспорт товара по бросовым ценам в больших количествах и в течение длительного времени может иметь цель захвата иностранного рынка и вытеснения конкурентов. Это типичный случай нарушения принципа конкуренции с применением не дозволенных законом методов ведения торговли (недобросовестная конкуренция). Иногда в качестве "оправдания" подобных действий экспортеры ссылаются на высокие импортные пошлины на данный товар в стране ввоза. В этом случае, чтобы иметь возможность поставить товар на иностранный рынок, значительно снижаются цены на него, иначе иностранный покупатель такой товар не будет закупать вообще, ибо он окажется неконкурентоспособным. Однако все подобные "доводы" не служили и не могут служить оправданием для демпинга, и государство - импортер применяет в подобных случаях свое законодательство о защитных мерах при демпинге. Так это делается, и это нормально и правомерно. Во-вторых, экспорт товара по заниженным ценам может иметь место без предварительного намерения "демпинговать" иностранный рынок. Сюда относятся незнание уровня цен и общей ситуации на рынке импортера в отношении данного товара. Выводы по главе 1 Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего нынешнего объема международных экономических отношений. Ещё ни одной стране мира не удалось создать экономику, без участия в международной торговле. В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения. Если рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые. Нельзя не заметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов. Государственное регулирование международной торговли может быть: односторонним, двусторонним, многосторонним. В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли. Таможенные тарифы и пошлины являются основным инструментом торговой политики государства, правомерность применения которого признается международными нормами. В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа. Существуют нетарифные методы регулирования международной торговли. Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, что либерализация становится ее основной тенденцией. Происходит значительное снижение уровня таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т. п. Иногда либерализация внешней торговли осуществляется в одностороннем порядке. Форсированная либерализация внешнеторгового режима фактически мешала решению задачи повышения конкурентоспособности российских производителей на внешнем рынке и не способствовала их защите от иностранной конкуренции внутри страны. Выступая за либерализацию международной торговли, многие экономисты все чаще связывают ее с понятиями "добросовестной", "справедливой" торговли. 2. Современные способы осуществления международной торговли .1 Анализ вовлеченности стран в международную торговлю Исследование вовлеченности стран в международную торговлю измеряет эффективность работы различных учреждений и политику государств в сфере ведения международной торговли и развития экономического сотрудничества. Публикация докладов была начата в 2008 году в рамках Программы по вовлеченности в международную торговлю. Исследование публикуется каждые два года и оценивает способности экономик стимулировать торговлю, а также уделяет внимание тем областям, в которых особенно необходимы меры по улучшению ситуации. В рамках текущего исследования аналитическая группа ВЭФ составила рейтинг 132 государств на основе анализа четырех основных показателей открытости их экономик для международной торговли: доступ к внутреннему рынку, административное управление на границах, деловой климат, а также транспортная и коммуникационная инфраструктура. При подсчете индекса используются статистические данные международных организаций, а также результаты ежегодно составляемого ВЭФ «Обзора мнений менеджеров» В этом году наибольшие успехи в развитии международной торговли продемонстрировали экономики стран Юго-Восточной Азии, в частности страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Таиланд (57 место), Индонезия (58) и Филиппины (72) существенно упрочили положение в рейтинге, в то время как позиции Китая (56) и Индии (100) несколько снизились. Крупные европейские экономики продолжают сохранять традиционно высокие показатели. Так, Финляндия и Великобритания переместились на шесть позиций вверх, заняв 6 и 11 места соответственно, Германия и Франция остались на прежних позициях -- 13 и 20 места соответственно. Исследование показывает, что традиционные понятия о торговле все более устаревают, поскольку глобальные цепочки создания стоимости требуют новой политики и сотрудничества, а также новых способов оценки. Авторы исследования указывают, что безопасность, качество и торговля могут быть взаимно усилены посредством мер по укреплению логистических цепочек. Важнейшим барьером для успеха развития торговли остается нехватка знаний в поиске покупателей. Принятие политических мер, стимулирующих торговлю, будет становиться все более важным не только для усиления развития отдельных стран, но также для процветания их торговых партнеров. Так, результаты 2012 года показывают, что Торговое соглашение стран АСЕАН, вступившее в силу в 2010 году, заметно стимулировало развитие торговли в их экономиках. В рейтинге из 132 стран (см. Приложение А), для которых рассчитан индекс, Россия заняла лишь 112 место по уровню включенности в мировую торговлю (между Кыргызстаном и Лесото). Авторы исследования указывают, что несмотря на некоторые улучшения российская экономика продолжает оставаться одной из самых закрытых в мире и до сих пор поддерживает барьеры, препятствующие ее широкому участию в мировой торговле. Хотя Россия занимает десятое место в мире по размеру экономики, она является наименее открытой и привлекательной как для импорта, так и для экспорта. Главной проблемой России исследователи считают чрезвычайно ограниченный доступ к рынку, обусловленный обременительной нормативно-правовой базой и многочисленными торговыми и тарифными ограничениями, многие из которых носят технический характер. По показателю доступа к рынкам Россия находится на 129 месте, по развитости административной инфраструктуры -- на 111, транспортной и коммуникационной инфраструктуры -- на 51, по уровню бизнес-климата -- на 113. С учетом вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) позиции страны в следующем рейтинге будут выше, но одного присоединения к организации недостаточно, указывают авторы доклада. Для реализации амбициозных целей российского правительства по повышению производительности, конкурентоспособности и созданию новых рабочих мест необходимо радикально снизить барьеры для интеграции России в международную торговлю. международная торговля россия 2.2 Основные проблемы международной торговли и пути их преодоления Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Он связан с множеством практических и финансовых затруднений для фирм, участвующих в нем. Наряду с обычными проблемами торговли и коммерции, которые возникают в любых типах бизнеса, в международной торговле существуют дополнительные проблемы: время и расстояние - кредитный риск и время выполнения контракта; изменение курсов иностранных валют - валютный риск; различия в законах и правилах; правительственные постановления - валютный контроль, а также суверенный риск и страновой риск. Основным последствием колебания валютных курсов для международной торговли является риск для экспортера или импортера, заключающийся в том, что стоимость иностранной валюты, которую они применяют в своих торговых оборотах, будет отличаться от той, на которую они надеялись и рассчитывали. Экспозиция к иностранной валюте и валютный риск могут принести дополнительные прибыли, а не только убытки. Предприятия отыскивают способы сведения к минимуму или полного устранения экспозиции к иностранной валюте, чтобы планировать деловые операции и более достоверно прогнозировать прибыль. Импортеры стремятся минимизировать экспозицию к иностранной валюте по тем же причинам. Но, как и в случае с экспортером, импортеры предпочитают точно знать, сколько им придется заплатить в своей валюте. Существуют различные способы устранения экспозиции к иностранной валюте, осуществляющиеся при помощи банков. В международной торговле экспортер должен выставить счет покупателю в иностранной валюте (например, в валюте страны покупателя), или покупатель должен оплатить товары в иностранной валюте (например, в валюте страны экспортера). Возможно также, чтобы валюта платежа была валютой третьей страны: например, фирма в Украине может продать товары покупателю в Австралии и попросить оплатить их в долларах США. Поэтому одной из проблем импортера является необходимость получения иностранной валюты для выполнения платежа, а у экспортера может возникнуть проблема обмена полученной иностранной валюты на валюту своей страны. Стоимость импортных товаров для покупателя или стоимость экспортных товаров для продавца может быть увеличена или уменьшена из-за изменения валютных курсов. Поэтому фирма, осуществляющая платежи или получающая доход в иностранной валюте, имеет потенциальный «валютный риск» из-за неблагоприятных изменений в обменных курсах. Временной фактор состоит в том, что может пройти очень много времени между подачей заявки иностранному поставщику и получением товара. Когда товар доставляется на большое расстояние, основная часть запаздывания между заявкой и доставкой, как правило, связано с продолжительностью периода перевозки. Задержки могут быть вызваны также необходимостью подготовки соответствующей документацией для перевозки. Время и расстояние создают кредитный риск для экспортеров. Экспортер обычно должен предоставлять кредит на оплату на более длительное время, чем ему потребовалось бы, если бы он продавал товар внутри своей страны. При наличии большого числа иностранных дебиторов возникает необходимость получения дополнительного оборотного капитала для их финансирования. Недостаточное знание и понимание правил, обычаев и законов страны импортера или экспортера приводит к неопределенности или недоверию между покупателем и продавцом, что может быть преодолено только после длительных и успешных деловых взаимоотношений. Один из путей преодоления затруднений, связанных с различиями в обычаях и характерах, состоит в стандартизации процедур международной торговли. Суверенный риск возникает, когда суверенное правительство страны: получает ссуду от иностранного кредитора; становится должником иностранного поставщика; выдает гарантию на ссуду от имени третьей стороны в своей стране, но затем либо правительство, либо третья сторона отказывается погасить ссуду и заявляет об иммунитете от судебного преследования. Кредитор или экспортер будет бессилен взыскать долг, поскольку ему будет запрещено проводить свое требование через суд. Страновой риск возникает, когда покупатель делает все, что в его силах, чтобы погасить свой долг экспортеру, но когда ему требуется получить эту иностранную валюту, власти его станы либо отказываются предоставить ему эту валюту, либо не могут сделать этого. Правительственные постановления, касающиеся импорта и экспорта, могут быть серьезным препятствием в международной торговле. Существуют такие постановления и ограничения: постановления по валютному регулированию; лицензирование экспорта; лицензирование импорта; торговое эмбарго; импортные квоты; правительственные постановления, касающиеся законодательных стандартов безопасности, и качества или спецификаций на все товары, продаваемые внутри этой страны, законодательных стандартов по здравоохранению и гигиене, особенно на пищевые продукты; патентов и торговых марок; упаковки товаров и объема информации, приведенной на упаковках; документация, необходимая для таможенного клиринга импортируемых товаров, может быть очень объемной. Задержки при таможенном клиринге могут быть существенным фактором в общей проблеме задержек в международной торговле; пошлины на импорт или другие налоги для оплаты импортных товаров. Постановления по валютному регулированию (т.е. по системе контроля за притоком и оттоком иностранной валюты в страну и из страны), относятся обычно к экстраординарным мерам, принятым правительством страны для защиты своей валюты, хотя детали этих постановлений могут изменяться. Выводы по главе 2 По моему мнению РФ обладает значительными мощностями по переработке нефти (около 105 от общемировых). Также российские энергетические корпорации захватили контроль над большей частью всех нефтеперерабатывающих предприятий Восточной Европы (около 17% от общемировых). В итоге, наша страна занимает значительное место в этом секторе мирового хозяйства. Главной проблемой России исследователи считают чрезвычайно ограниченный доступ к рынку, обусловленный обременительной нормативно-правовой базой и многочисленными торговыми и тарифными ограничениями, многие из которых носят технический характер. С учетом вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) позиции страны в следующем рейтинге будут выше, но одного присоединения к организации недостаточно. Таким образом, на данный момент мировая торговля до сих пор встречает на своём пути множество препятствий. Хотя при этом, ввиду всеобщей тенденции к мировой интеграции, создаются всевозможные торговые и экономические объединения государств для облегчения осуществления международной торговли. 3. Место России в международной торговле .1 Роль России в международной торговле Российская Федерация - крупнейшая экономика в мире. По размеру ВВП Россия входит в десятку крупнейших промышленно-развитых стран мира. Кроме того, РФ крупнейший экспортер в мире (экспорт в 2005 г. - более 1333 млрд. долл.). Но не смотря на достаточную дифференциацию промышленности хозяйственная направленность экспорта составляет по большей части продажей и вывозом сырья. По местному выражению известного публициста и телеведущего М. Леонтьева: «Россия - сырьевая супердержава». Это положение было закреплено за нашим государством многими веками. Но все же промышленности удается изготовлять конкурентную продукцию в высокотехнологическом секторе. В первую очередь это касается оружия, экспорт осуществляется в 55 стран мира и составляет более 5 млрд. долл. Затем в России налажено производство очень качественного энергетического оборудования, востребованного во многих государствах зарубежья. Наконец, в РФ существуют одни из самых развитых, атомная промышленность и космическая. В целом многие эксперты предрекают бурное развитие оффшорного программирования и лесопромышленного комплекса. Основные торговые партнеры РФ (внешнеторговый оборот: страны СНГ - 34,1 млрд. долл., Германия - 18,5 млрд. долл., Китай - 11,7 млрд. долл., Италия - 10,9 млрд. долл., Нидерланды - 10 млрд. долл., США - 7,1 млрд. долл., Польша - 6,3 млрд. долл., Швейцария - 6,3 млрд. долл., Великобритания - 6,3 млрд. долл., Финляндия - 6,2 млрд. долл., Франция - 5,8 млрд. долл., Турция - 5,7 млрд. долл. В 2013 г. внешнеторговый оборот России достиг 9-летнего максимума. По сравнению с 2002 г. он увеличился на 25 % - 191,1 млрд. долл.. При этом вырос и экспорт - до 133,7 млрд. долл. (на 25,3%), импорт - до 57,4 млрд. долл. (на 24,3%). Все эти цифры говорят о том, что доля РФ в мировом торговом обороте неуклонно растет. Кроме того, государству удается на протяжении уже нескольких лет торговать с огромным профицитом - более 50 млрд. долл. .2 Географическая структура внешней торговли России Географическая направленность внешней торговли существенно не изменится. Основными торговыми партнерами России по-прежнему будут страны ЕС (Германия, Нидерланды, Италия), США, Япония, развивающиеся страны (Китай, Индия), а также страны СНГ (Белоруссия, Украина, Казахстан). Крупнейшим торговым партнером России будет оставаться Европейский Союз, на долю которого приходится половина товарооборота России. Среди торговых партнеров ЕС Россия устойчиво занимает 3-е место (после США и Китая). В основе торгово-инвестиционного взаимодействия между Россией и ЕС лежит взаимодополняемость их экономик и обусловленная этим взаимная заинтересованность сторон в использовании конкурентных преимуществ друг друга для усиления своих позиций в условиях обострения конкуренции на глобальном рынке. Экспорт из России по-прежнему будет превышать импорт, что приведет к дальнейшему росту сальдо торгового баланса со странами СНГ В целом структура внешней торговли России со странами СНГ в прогнозный период существенно не изменится. Спрос на российскую продукцию машиностроения позволит довольно значительно увеличить стоимостные объемы экспорта машин, оборудования и транспортных средств по сравнению с предкризисным 2008 годом. Основными потребителями российской продукции машиностроения и металлургического комплекса среди стран СНГ являются Белоруссия, Украина и Казахстан. Одновременно Россия будет главным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции для стран СНГ. Важным направлением сотрудничества является содействие России в модернизации экономик стран СНГ через научно-техническую кооперацию, экспорт инвестиций и высоких технологий. В структуре российского экспорта в США в январе - июне 2013 г. основная доля поставок приходилась на минеральные продукты - 48,9% (в основном продукция ТЭК - 48,7%), металлы и изделия из них - 25,2%, продукцию химической промышленности - 16,6 процента. Основные экспортные товары (свыше 75% всех поставок): сырая нефть и нефтепродукты, алюминий необработанный, минеральные удобрения (калийные, азотные), полуфабрикаты из железа, металлы платиноиридиевой группы, чугун передельный, титан и изделия из него. Ожидается, что в 2012 - 2014 гг. закрепится тенденция прироста товарооборота на уровне 15 - 20% за счет заключенных контрактов на постройку стратегических объектов атомной промышленности, а также на поставку алмазно-бриллиантового сырья. В 2011 - 2014 гг. на развитие российско-японских торгово-экономических связей будет оказывать разнонаправленное влияние ряд факторов. .3 Анализ современного состояния экспорта России Динамика и структура российского экспорта в 2013 г. По мере интеграции России в мировую экономику внешнеэкономическая деятельность становиться все более важным фактором всей экономической жизни страны. Сравним долю экспорта и импорта за январь-февраль 2013 года, внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 128,3 млрд.долларов США (99,4% к январю-февралю 2012г.), в том числе экспорт - 81,0 млрд.долларов (95,5%), импорт - 47,3 млрд.долларов (106,9%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 33,6 млрд.долларов США (в январе-феврале 2012г. - положительное, 40,6 млрд.долларов) Таблица 1.1 - Экспорт важнейших товаров за январь-февраль 2013 года Январь-февраль 2013г. В том числе февраль 2013г. январь-февраль 2012г. млн. долларов США в % к январю-февралю 2012г. в % к итогу млн. долларов США в % к январю 2013г. в % к январю-февралю2011г. в % к итогу Экспорт 80130 95,0 100 41652 108,2 122,2 100 Из него: топливно-энергетические товары 58938 95,1 73,6 29482 100,1 122,4 73,4 Из них: нефть сырая 28076 95,2 35,0 14167 101,9 117,9 35,0 газ природный 11919 89,0 14,9 5376 82,2 120,5 15,9 металлы и изделия из них 5965 82,0 7,5 3288 122,8 114,8 8,6 Из них: Черные металлы и изделия из них 3403 86,1 4,2 1778 109,4 110,7 4,7 цветные металлы и изделия из них 2387 76,4 3,0 1417 146,1 118,4 3,7 машины, оборудование и транспортные средства 3569 94,7 4,5 2202 161,1 147,9 4,5 продукция химической промышленности, каучук 4654 103,4 5,8 2429 109,1 113,0 5,3 Из них: удобрения минеральные азотные 547 103,9 0,7 273 100,0 107,4 0,6 удобрения минеральные калийные 390 64,9 0,5 296 в 3,1р. 147,3 0,7 древесина и целлюлозно-бумажные изделия 1474 99,9 1,8 794 116,7 100,6 1,7 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 1784 89,3 2,2 918 106,1 в 2,2р. 2,4 Из них злаки 243 36,9 0,3 104 74,9 ... 0,8 Большая часть экспорта России приходится на топливно-энергетические товары 73,6% за январь-февраль 2013 года, 73,4% от общего объема экспорта за аналогичный период 2012 года. Наименьшая доля приходится на злаки- 0,3% от общего объема экспорта в 2013 году. В 2012 году за аналогичный период наименьшую долю в объеме экспорта занял экспорт удобрений минеральных азотных - 0,7%. Таблица 1.2 -Экспорт отдельных продовольственных товаров Январь-февраль 2013г. В том числе февраль 2013г. Справочно тыс. тонн в % к январю-февралю 2012г. тыс. тонн в % к январь-февраль 2012г. В % к январю-февралю 2011г. Февраль 2012г. В % к февралю 2011г. Февралю 2012г. Январю 2013г. Экспорт злаки 767 29,8 330 28,4 75,7 ... ... Из них: пшеница и меслин 331 18,1 137 16,3 70,7 - - ячмень 91,3 21,3 38,0 21,4 71,2 - - кукуруза 285 120,3 147 123,4 106,8 ... ... рис 30,7 68,5 6,0 43,8 24,3 129,4 92,9 Мука пшеничная или пшенично-ржаная 9,7 36,6 4,6 29,8 90,5 55,5 42,6 Семена подсолнечника 3,2 8,5 2,0 13,9 161,8 ... в 9,1р. Наибольший объем экспорта по злакам в 2013 году заняла пшеница - 767 тыс. тонн. Наименьшую долю занял объем экспорта семян подсолнечника- 3,2 тыс. тонн. На сегодняшний день официальные органы активно участвуют в экспортных мероприятиях, регулируют и поддерживают конкуренцию различными мерами валютной, кредитной, налоговой политике. Экспортными премиями поощряют отечественные компании, которые вывозят услуги и товары за границу. Субсидии поступают в виде выплат из федерального бюджета. Экспортёр гарантировано получит премию, если реализует продукцию по низким ценам. Государство предоставляет скрытые льготы, уменьшает акцизные выплаты, освобождает от налогов и таможенных пошлин. Серьёзную поддержку участникам внешнеэкономических отношений оказывают импортно-экспортные банки. Выводы по главе 3 Россия существенно отстаёт по ряду показателей от ведущих экономических держав мира, таких как Китай, США, Япония и Германия. Но при этом она входит в десятку самых масштабных экономик мира. За последнее десятилетие произошли существенные изменения в экономике России. Увеличился экспорт, активно развивался сектор услуг, который составляет большую часть ВВП России. Страна стала активнее участвовать в международной торговле, доля её товарооборота в мировом товарообороте возросла. Несмотря на это Россия по-прежнему остаётся сырьевой державой, получая большую часть прибыли от экспорта нефти, газа и других ресурсов. Остальные отрасли развиваются очень медленными темпами. За исследуемый период - с 1999 по 2013 годы наивысшие показатели экономики России были в 2008 году. Мировой экономический кризис, разразившийся в 2008 году, оказал негативное влияние на экономику страны. Многие экономические показатели снизились, а некоторые и вовсе сократились почти в два раза (темпы роста товарооборота). Тем не менее к концу 2010 года экономика России постепенно преодолевает последствия кризиса и правительство страны строит оптимистические прогнозы на будущие годы. Заключение Происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам. Многие государства, имеющие ограниченную ресурсы базу и узкий внутренний рынок, не в состоянии производить достаточной эффективностью все товары, необходимые для внутреннего потребления. Для таких стран экспорт выступает способом получения желаемых товаров, и поэтому он может достигать 25 - 35% или более от их ВНП. Другие страны, например Россия и США, обладают богатой ресурсной базой и емким внутренним рынком и поэтому менее зависимы от международной торговли. Экономика многих стран зависит от мировой экономики, от импорта многих товаров. Проводимые наблюдения отражают наличие жесткой конкуренции импортных товаров на внутреннем рынке, но международная торговля - улица с двухсторонним движением, и целый ряд отраслей во многом зависит от иностранных рынков. Изменения величины чистого экспорта страны и ее импорта оказывают многостороннее влияние на уровень национального дохода примерно таким же образом, как и колебания различных видов внутренних расходов. Небольшие изменения в объеме импорта и экспорта могут вызвать очень серьезные сдвиги в уровнях доходов, занятости и цен внутри страны. Наряду с энергичным увеличением объемов мирового товарооборота меняется и его номенклатура. Статистика отмечает опережающий рост торговли готовыми товарами, в том числе особенно машинами и оборудованием. Наиболее высокими темпами растет торговля электроникой, средствами связи, электротехнической продукцией. В целом на готовые изделия приходится до 70% стоимости международной торговли. Остающиеся 30% делят между собой приблизительно поровну добывающие отрасли, производящие сырьевые товары, и сельскохозяйственное производство. При этом доля сырьевых товаров имеет тенденцию к относительному сокращению. Что касается готовых товаров, то в сравнении с недавним прошлым, когда в международном товарообороте были представлены главным образом законченные производством изделия, в современной международной торговле все возрастающую роль играет обмен полуфабрикатами, промежуточными изделиями, отдельными деталями и частями готового продукта. Уменьшение удельного веса сырьевых товаров в международной торговле связано с тремя основными причинами. Прежде всего, к ним относится небывалый рост производства всевозможной синтетики, заменяющей натуральные материалы. Эта тенденция основана на значительных успехах науки и внедрении ее результатов в химические производства. Натуральные материалы вытесняются различными пластмассами, искусственным каучуком и прочими синтетическими производными. Немалую роль в сокращении потребления сырья сыграло внедрение в производство ресурсосберегающих технологий, а также расширение использования местных сырьевых материалов взамен импортных. При этом, несмотря на развитие энергосберегающих технологий, заметно выросли объемы международной торговли нефтью и газом, но не в качестве энергоносителей - нефть и газ выступают в данном случае в значительной мере как сырье для бурно развивающейся химии. В географическом распределении международной торговли отмечается, прежде всего, опережающий темп ее прироста между промышленно развитыми странами. На эти страны приходится до 60% стоимости мирового товарооборота. В то же время, развивающиеся страны до 70% своего экспорта также направляют в индустриальные страны. Таким образом, наблюдается своего рода концентрация международной торговли вокруг промышленно развитых стран, что неудивительно - США, Япония и Германия, например, имея 9% мирового населения, концентрируют до трети мировой покупательной способности. Меняется характер внешнеэкономических связей между промышленно развитыми и развивающимися странами. Развивающиеся страны меняют свой профиль так называемых аграрно-сырьевых придатков. К ним все в большей мере переходят функции поставщиков для промышленно развитых стран материалоемкой и трудоемкой продукции, а также продукции, вызывающей экологические осложнения. Это связано в ряде случаев с дешевизной рабочей силы, приближенностью природно-сырьевых ресурсов к местам производства, более низкими экологическими стандартами, характерными для развивающихся стран. Помимо того, в международной торговле более заметным становится присутствие новых индустриальных стран. Это прежде всего Южная Корея, Тайвань, Сингапур. Набирают вес Малайзия, Индонезия, Китай. Все это вместе с экономической мощью Японии заметно изменило географию мирового хозяйства и международной торговли, придав ей трехполюсный характер: Северная Америка, Западная Европа и Тихоокеанский регион. Нельзя, однако, не замечать и быстрые успехи латиноамериканских стран, формирующих четвертый экономический полюс в глобальных мирохозяйственных связях. Российская экономика остается одной из самых закрытых в мире и продолжает поддерживать барьеры, препятствующие ее широкому участию в мировой торговле. Несмотря на некоторые улучшения, Россия занимает 112 место по уровню вовлеченности в мировую торговлю. В связи с переходом России на рыночные основы хозяйствования вопросы регулирования и развития международного сотрудничества России с международными организациями выдвинулись в число приоритетных направлений ее внешнеэкономической политики. Россия до настоящего времени не занимает подобающего ей места на мировом рынке и в системе международных экономических организаций. Несмотря на большую работу, проделанную законодательными и исполнительными органами власти на всех уровнях по организации и укреплению внешнеэкономических связей, еще остается много проблем, касающихся адекватного использования экономического потенциала страны во внешнеэкономической деятельности. Список использованных источников 1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Экономист, 2008. - 366 с. . Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / Е.П. Темнышова, А.К. Дубин, В.В.Лобачев и др.; доп.Советом УМО вузов РФ по образованию в обл.менеджмента по спец. «Менеджмент организации»; под.ред. И.Н. Иванова. - М: Инфра - М, 2010. - 297 с. . Дегтярева О.И. Внешнеэкономическая деятельность / О.И. Дегтярева, Т.Н. Полянова, С.В. Саркисов. - 6-е изд. - М.: Дело, 2009. - 424 с. . Киреев А. Международная экономика. Часть первая. - М.: Международные отношения, 2008. - 414 с. . Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 473 с. . Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. - М: Дело и сервис, 2011. - 359 с. . Мировая экономика и международный бизнес: учебник / В.В.Поляков, Р.К. Щение, Ю.Л. Адно и др.; рек. УМО по образованию в обл.финансов…для студ.экон.спец.; под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. - 4 - е изд., перераб. И доп. - М.: Кнорус, 2007. - 668 с. . Мировая экономика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 438 с. . Мировая экономика: Учебник для студентов, обучающихся по специальности «Мировая экономика». - М: Омега-Л, 2008. - 306 с. . Мировое хозяйство и международные экономические отношения: Учебное пособие / Под ред. А.П. Голикова и др. - Симферополь: СОНАТ, 2008. - 432 с. . Устинов И.Н. Мировая торговля: Статистическо-аналитический справочник. - М.: Экономика, 2008. . Ширкунов С. Как аукнется, так и откликнется // За рубежом. - 2009. - №41. - С. 6. . Исследование ВЭФ: индекс вовлеченности стран в международную торговлю в 2012 году. [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119928/?frame=26 КонсультантПлюс, 1992-2014 Скачать архив (30.4 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |