Главная » Экономика

Япония во внешней политике современной России

Введение

геополитический сотрудничество экономический

Япония - одна из наиболее развитых стран мира в 21 веке. Несомненно, что сотрудничество с Японией является важным фактором культурной, социальной, экономической и политической жизни России.

В Концепции внешней политики России, утвержденной 12 июля 2008 года Президентом Д.А. Медведевым, говорится, что «Российская Федерация выступает за отношения добрососедства и созидательного партнёрства с Японией в интересах народов обеих стран. Унаследованные от прошлого проблемы, над общеприемлемым решением которых работа будет продолжена, не должны становиться препятствием на этом пути». Исходя из этого, можно сказать, что Россия не имеет намерений вступать с Японией в открытую конфронтацию. В настоящее время между странами существует целый ряд проблем, решение которых - необходимое условие развития сотрудничества.

Особо остро стоит территориальная проблема. Начиная с окончания Второй мировой войны и до сих пор, Россия и Япония не пришли к общему взаимовыгодному соглашению относительно островов Курильской гряды. Это является серьёзным стопором для дальнейшего развития партнёрских отношений. Так же огромное влияние на русско-японское партнёрство оказывает военный договор, заключённый между США и Японией. Япония фактически находится в прямом подчинении США и, соответственно, все её решения относительно внешней политики согласуются с правительством США, что не может быть выгодно России.

Цель данной работы - осветить наиболее актуальные проблемы взаимоотношений и проследить возможные тенденции развития сотрудничества стран.

1. Япония как геополитический сосед России

Современная Япония является одной из ведущих мировых держав. Начиная с конца ХХ века, она начала активно осваивать европейские научно-технические, экономические, интеллектуальные и другие достижения. Несмотря на то, что Япония гораздо позже вступила на путь капиталистического развития, она добилась больших успехов в сфере промышленности и военного строительства. На столь быстрое развитие, несомненно, оказала большое влияние реставрация Мейдзи 1868 года. Благодаря этому Япония перешла к активной внешней экспансии и уже в 70 ых годах XIX пополнила ряды колониальных государств и стала участницей «концерта держав», соперничающих на мировой арене за передел мира.

Благодаря победе в Русско-Японской войне 1904-1905 гг. Япония доказала всему миру, что на мировой арене она является серьёзным противником, который способен выступать в качестве реального субъекта международных отношений. Япония показала себя как мощную военно-политическую державу, которая может составить конкуренцию традиционным военно-политическим государствам. События 7 декабря 1941 года в Перл-Харборе (несмотря на последствия для Японии) показали, что время евроцентристкого мира подходит к концу и наступает новая эпоха. Восточные страны стали занимать ведущие позиции на мировой арене, за последние годы экономическое и политическое влияние таких государств как Китай, Южная Корея и Япония очень возросло.

На современном этапе Япония имеет одну из самых развитых мировых экономик. Сейчас объём её номинального ВВП составляет более 5 трлн. $. Его рост на 2010 год составлял 3,9%, но в связи с экономическими и социальными проблемами страны (мировой экономический кризис, землетрясение 2011 г.) снизился до 3,7%. Япония занимает 3 место в мире по размеру ВВП и объёмам производства после США и КНР. Наиболее развитыми областями промышленности являются высокие технологии (робототехника, компьютерные инновации), машиностроение. Немного парадоксальным при этом может казаться тот факт, что Япония активно совершенствует механизмы заимствования зарубежных технологий, прежде всего американских и европейских. Для японцев важнее способность быстрого и эффективного освоения и внедрения в производство передовых технологий, чем создание новых. Это можно обосновать тем, что Япония не опасается так называемой «американизации» (или «европеизации»), потому что, является практически мононациональным государством с устоявшимися вековыми традициями, которые с детства прививаются молодёжи. Но это вовсе не мешает им перенимать у Запада всё лучшее: технологии, научные достижения. Политолог М. Ёкибэ утверждал: «Если мы возжелаем цепляться за нашу идентичность, захотим оставаться «японскими до мозга костей», мы превратимся в жалких японцев, изолированных от мира. Народ станет жаловаться, что Японию снова обошли»

Но в силу своего географического положения Япония не обладает большим количеством энергетических и сырьевых ресурсов, поэтому вынуждена покупать их за рубежом. Япония занимает цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, архипелаг Рюкю и др.), которых всего около 4 тыс., они омываются Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. Общая площадь территории 372 тыс. км.2 Большая часть территорий не пригодна для жилья (японские острова имеют вулканическое происхождение и на них преобладают горы и леса) и живут японцы в основном на побережье. Из-за каменистых почв развитие сельского хозяйства становится затруднительным, полезных ископаемых не так много, но хорошо развит рыболовный промысел, за счёт множества морей окружающих острова. Япония поддерживает экономику в основном за счёт своей «интеллектуальной» сферы деятельности. Но преимуществ в таких областях как технологии, производство и финансы может оказаться недостаточно для обеспечения благополучия. Учёные утверждают, что уже прослеживаются признаки грядущего экономического отставания Японии. Поэтому для Японии очень важно иметь хорошие торгово-экономические связи.

Ближайшим соседом Японии и по совместительству поставщиком сырья (природный газ, нефть) является Российская Федерация. По своему менталитету и традициям Россия остаётся европейски ориентированным государством. Но две трети её территорий находится в Азии, что способствует большому количеству экономических и культурных связей с рядом азиатских стран. Особое влияние на развитие таких отношений оказывает тот факт, что с 1996 года РФ является полноправным членом АСЕАН наряду с США, Японией, Китаем, КНР, Южной Кореей, Индией, Новой Зеландией и Австралией. С Японией Россию связывает так же нерешённый территориальный вопрос. До сих пор РФ и Япония не пришли к единому мнению относительно Курильских островов. Тем не менее, при всех проблемах русско-японских отношений можно отметить ряд признаков смягчения Японией традиционно жёсткой позиции относительно Курильской гряды. Одним из факторов этого смягчения является восхождение Китая в статус экономически сильной военно-политической державы. После окончания советско-китайской конфронтации Пекин стал резко выказывать своё недовольство по поводу расширении сферы действия американо-японского договора безопасности. Японии не нужны лишние проблемы в отношениях с Китаем, а учитывая улучшение российско-китайских отношений, проще пойти на некоторые уступки относительно Курильских островов. В целом Япония старается добиться смягчения в отношениях с Москвой, но это не меняет того факта, что периодически вновь всплывает территориальный вопрос, вызывая некоторую напряжённость между Россией и Японией.

Япония, являясь одной из передовых современных стран, не совсем удовлетворена своим глобальным статус-кво и частичным периферийным политическим и геополитическим положением. Выходит, что глобальная по экономическим и технологическим параметрам, богатая и динамичная страна остаётся регионально изолированной и своего рода протекторатом США в плане защиты от внешних угроз. Получается, что Япония - страна, экономическая мощь которой не соответствует её военно-политическому статусу. Но растущие амбиции Страны восходящего солнца в скором времени, возможно, всё изменят. Япония не оставила свои претензии на место постоянного члена в совете Безопасности ООН. Если она добьётся этого места, то это существенно повысит её политический статус.

2. Тенденции развития российско-японских отношений

.1 Экономическое сотрудничество стран

Для России и Японии экономическое сотрудничество очень важный пункт взаимоотношений, который сильно влияет на благополучие обеих стран. Экономические отношения стран начали активно развиваться примерно в одно время с подъёмом русско-японских отношений на более высокий уровень.

В ноябре 1994 года была предпринята первая попытка наладить экономические отношения: стороны создали договор об сучреждении Российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, которую возглавляют заместитель председателя правительства России и министр иностранных дел Японии.

Руководство стран в ходе встреч заключило ряд различных договоренностей по экономическим вопросам. По ходу переговоров В. Путина и И. Мори были подведены итоги всех предыдущих контактов РФ и Японии, связанных с экономикой. Во время переговоров была подписана Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области межу Россией и Японией. Эта программа выделяет ведущие и наиболее важные направления сотрудничества стран в экономике: развитие торговли между Россией и Японией, вложение японских инвестиций в российскую экономику, совместная работа по освоению энергоресурсов Дальнего Востока и Сибири для создания стабильного и бесперебойного снабжения энергией АТР, развитие науки и техники, атомной энергетики, транспорта, космической отрасли, создание нужных условий для экономических реформ в России и дальнейшее их проведение, подготовка специалистов для работы в сфере рыночного хозяйства и помощь в интергации экономики РФ в микрохозяйственные связи и т.п.

Россия очень заинтересована в активизации экономического сотрудничества с Японией, и в подтверждение этого президент России представил ряд новых крупных идей. Благодаря их реализации размеры русско-японского экономического сотрудничества существенно расширились бы, а России их исполнение сулит большие выгоды. Одной из идей является проект строительства энергомоста между РФ и Японией, с помощью которого стал бы возможен экспорт электроэнергии в Японию с Дальнего Востока и других электростанций на Сахалине. Создание магистральных газопроводов связывающих Японию и другие страны АТР с месторождениями в восточной части России, а так же постройка тоннелей Япония - Сахалин, всё это дало бы возможность связать Японию с Европой посредством железнодорожного сообщения через Транссибирскую магистраль. Кроме того, были представлены и другие идеи.

Самыми крупными объектами для инвестирования и сотрудничества между Россией и Японией всё ещё остаются Сахалинские нефтегазовые проекты. В октябре 2005 г. был запущен проект «Сахалин-1». В рамках которого началась промышленная добыча нефти и газа. В 2006 г. после окончания строительства в порту Де-Кастри нефтяного терминала, стали осуществляться отгрузки нефти зарубежным потребителям, не исключая Японию. Контракты, которые были заключены в рамках проекта «Сахалин-2» с наиболее крупными японскими газовыми и электроэнергетическими компаниями, предусматривают ежегодный суммарный объём поставок СПГ в размере 6,5 млн т (что составляет около 8% нужд рынка Японии в данном виде энергоносителя). В декабре 2008 г. начались отгрузки нефти из поселка Пригородное на Сахалине. Отгрузки идут круглый год в рамках проекта ≪Сахалин-2≫. 18 февраля 2009 г. была проведена торжественная церемония пуска завода по сжижению газа при присутствии руководителей России и Японии Д.А. Медведева и Т. Асо, а в апреле был отгружен первый танкер сахалинского СПГ.

Значительную роль в укреплении и развитии экономических связей в долгосрочном плане играют отношения Японии с районами Сибири и Дальнего Востока в экономическом плане. Дальний Восток является очень важным геополитическим районом, который требует к себе повышенного внимания. Для того, чтобы обеспечить ему динамичный характер развития АТР, необходимо упрочить и стабилизировать систему сотрудничества между Дальним Востоком и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это очень важно для российского экономического развития. Для Дальнего Востока сотрудничество с Японией несёт большие перспективы, но для дальнейшего развития этого сотрудничества нужно, чтобы японские предприниматели обратили внимание на дальневосточный район. Это равнозначно положительно повлияет не только на укрепление и расширение двусторонних отношений, но и на развитие отношений Дальнего Востока и Японии в целом. Япония обладает огромным экономическим потенциалом и является одним из крупнейших мировых кредиторов, поэтому для России очень важно усилить экономические связи с ней.

Россия и Япония выработали ряд соглашений о проведении совместной хозяйственной деятельности в регионе. В 1999 году за выплату денежных компенсаций в размере 190000 долларов, Россия выделила специальную квоту японским рыбакам для промысла в российских территориальных морях. Эта квота включает в себя около 2 тыс. тонн осьминога, терпуга, минтая и других объектов. Постепенно начинается совместный морской промысел и хозяйственное освоение района Южных Курил.

На Дальнем Востоке начинается реализация масштабных экономических проектов в области энергетики при активном участии японского бизнеса. В июле 1999 года стартовала коммерческая добыча нефти в рамках проекта «Сахалин-2». Продолжается разработка общих русско-японских проектов в различных областях, а именно: добыча нефти и газа на шельфе Сахалина, реорганизация и обновление угольной отрасли и железных дорог на Сахалине, в Хабаровском и Приморском краях, строительства газопроводов, постройка моста между Сахалином и Хоккайдо.

Помимо этого для социально-экономического подъёма регионов Дальнего Востока и России в целом, нужно эффективно задействовать потенциал экономического партнёрства между РФ и Японией. Важно улучшать и развивать связи с Японией для решения этих задач.

В настоящее время Япония является одним из важнейших торговых партнеров России в азиатском регионе, занимая 3-е место по объему товарооборота. В 2003-2008 гг. торгово-экономические связи с Японией демонстрировали устойчивую положительную динамику. По данным ФТС, товарооборот России с Японией в 2008 г. составил 29 млрд долл. (+42,3%), в том числе экспорт российских товаров - 10,4 млрд долл. (+36,2%), импорт - 18,6 млрд долл. США (+45,9%). Доля России в общем объеме внешней торговли Японии в 2008 г. составила около 1,6%, удельный вес Японии во внешнеторговом обороте России - 3,9%. С конца 2008 г. На динамику российско-японского товарооборота стали оказывать заметное влияние последствия мирового экономического кризиса и в первую очередь сужение рынков в обеих странах и резкое снижение мировой конъюнктуры на сырьевые товары, составляющие основу российского экспорта в Японию. Воздействие кризисных факторов на российско-японскую торговлю оказалось более существенным, чем в целом на внешнеторговые операции нашей страны. По итогам 10 месяцев 2009 г. при сокращении российской внешней торговли на 42,1% по сравнению с предыдущим годом объем товарооборота с Японией снизился на 52,9%. Доля Японии в российском товарообороте снизилась до 3,16%. При этом Япония осталась на 14-м месте в списке импортеров российской продукции (доля в российском экспорте выросла с 2,21% до 2,39%) и опустилась с 3-го на 7-е место в списке ведущих зарубежных экспортеров на российский рынок (доля в российском импорте сократилась с 6,96% до 4,56%). По абсолютной величине товарооборота за десять месяцев этого года - 11,7 млрд долл. - Япония опустилась на 11-е место в списке торговых партнеров России, уступив США, Франции и Польше. За рассматриваемый период текущего года наиболее существенно сократился импорт из Японии (на 62,1%), в то время как российский экспорт снизился менее заметно (на 36,3%). Эта динамика способствовала выравниванию баланса во взаимной торговле (341 млн долл. в пользу Японии), характеризовавшегося в последние годы значительным отрицательным сальдо.

Важная роль в активизации двусторонних контактов на деловом уровне принадлежит таким японским организациям, как Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО) и Японская организация содействия развитию внешней торговли (ДЖЕТРО), которые на регулярной основе организуют различные семинары и симпозиумы, направленные на ознакомление японских деловых кругов с возможностями налаживания и укрепления торгово-инвестиционного взаимодействия с Россией и ее отдельными регионами, направляют в Россию специализированные миссии заинтересованных представителей японского бизнеса, что способствует расширению числа участников двусторонних хозяйственных связей. В июне 2009 г. состоялся визит японской частно-правительственной делегации (свыше 70 человек) под эгидой РОТОБО и МЭТП Японии в Дальневосточный федеральный округ, в ходе которого японская сторона была подробно ознакомлена с ходом подготовительных работ к запланированному на 2012 г. саммиту АТЭС во Владивостоке, а также ходом реализации проекта сооружения нефтеналивного терминала в бухте Козьмино.

2.2 Проблема Южных Курил

Русско-японские отношения имеют более чем трехсотлетнюю историю. Сейчас самой большой проблемой в отношениях между Японией и Россией остаются Курильские острова. Этот неразрешённый вопрос является крупным препятствием на пути к сближению двух стран. Чтобы подробнее разобраться в данной проблеме, следует дать небольшую историческую справку о том, кому острова принадлежали изначально.

Первые сведения о Курильских о-вах сообщил в 1697 г. русский землепроходец В.В. Атласов. В 1745 г. большая их часть была нанесена на «Генеральную карту Российской империи» в Академическом атласе. Покорители Дальнего Востока, первооткрыватели Курил, встречали порой японские суда, на которых приезжали любители острых ощущений «пошарить по сусекам» народа айну, проживавшего как на Курилах, так и на о. Хоккайдо. Первый японец попал на остров Итуруп в качестве раба, которым его сделали айны острова Хоккайдо в наказание за грабеж. После открытия русскими мореходами Курил и закрепления их за Российской империей (поднятие русского флага, установка православных крестов на всех островах гряды, включая Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, на которые сейчас претендует Япония) эти земли были нанесены на все карты мира как принадлежащие России.

В 1855 г. по русско-японскому договору все острова севернее о. Итуруп объявлялись русскими землями. 20 лет спустя, по русско-японскому договору 1875 г. Россия уступила Японии 18 курильских островов. В Санкт-Петербурге был подписан документ, который назывался «Трактат о промене части острова Сахалин на гряду Курильских островов», где говорилось, что в число обмениваемых островов вошла «гряда», или «группа», островов, в число которых Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи не входили. Так что, исходя из этого, данные острова исторически не являются исконно японскими землями.

Но основные проблемы, связанные с Курильской грядой, начались во время Второй мировой войны. Сразу после того, как Япония напала на колониальные владения Великобритании на Дальнем Востоке и на военно-морскую базу США Перл-Харбор 7 декабря 1941 года, правительства США и Великобритании стали высказывать пожелания о вступлении СССР в войну против Японии. Взамен на участие в войне Советскому Союзу пообещали вернуть все Курильские острова. Уже 28 ноября 1943 года на Тегеранской конференции руководителей США, Британии и СССР Сталин заявил, что когда Советский Союз заставит Германию капитулировать, «тогда мы обрушим фронт против Японии». Но взамен Сталин хотел вернуть о. Сахалин вместе с Курилами. Союзники согласились с этими условиями, и позже на Ялтинской конференции всё было вновь обговорено.

Вступив в войну с Японией, Советский Союз довольно быстро разгромил Квантунскую армию. В обращении правительства СССР к народу говорилось, что мы возвращаем себе Курильские острова и Сахалин, и что теперь они будут служить нам как база обороны от японской агрессии. Указом президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года Южный Сахалин и Курильские острова включались в состав СССР, о чём была извещена японская сторона.

Но в 1951 году на мирной конференции по Японии произошло не очень приятное для СССР событие. Во время переговоров по поводу разграничения земель, Япония вдруг стала настаивать на возвращении им Курильских островов и Южного Сахалина, когда уже было заранее известно, что эти земли принадлежат Советскому Союзу. Более того, СССР уже пошли на уступки на предварительных переговорах: Японским судам было разрешено производить отлов рыбы в Охотском море, в то время как Япония ответных уступок не делала. В этой же ситуации выходило, что выдвигала свои требования, забывая, что в этой войне она находится на стороне проигравших и является агрессором, который явно не должен был диктовать свои условия. Неожиданно, правительство США встало на сторону Японии: американцам было не выгодно, что Советский союз так усилился после войны, и поэтому они икали любой повод, чтобы ослабить СССР. В 1951 году США заключили военный договор с Японией. Теперь Советскому Союзу тем более нельзя было отдавать острова. В условиях Холодной войны это было бы крайне неразумно, учитывая, что благодаря договору с Японией, американцы фактически полностью контролировали её и беспрепятственно ввозили на территорию страны солдат и устанавливали ракетные установки. А если учесть, что Курильские острова и Южный Сахалин находятся в непосредственной близости со слабо защищённым Дальним Востоком, то для СССР их потеря могла бы серьёзно сказаться на безопасности от внешней угрозы (а именно от США и Японии).

В 1955 году в Лондоне представители японских и советских делегаций возобновили переговоры. Долгое время не было никаких сдвижек, но в августе 1955, один из представителей СССР Я.А. Малик во время беседы с главой японской делегации сказал, что СССР мог бы передать Японии остров Шикотан и архипелаг Хабомаи. Но именно из-за этого все намечавшиеся тенденции к подписанию договора оборвались. Через неделю японцы вновь подтвердили свою прежнюю позицию и не собирались отступать. Японцы не ожидали от советской стороны таких уступок, и именно эта поспешность разрушила намечавшийся союз.

Члены делегации СССР были крайне недовольны поступком Малика, позже он признался, что так спешил лишь потому, что Н.С. Хрущёв хотел поскорее завершить данное дело. Своей поспешностью и необдуманностью решений Хрущёв лишь усугубил ситуацию.

В это же время США оказывали на Японию очень сильное давление. Госсекретарь США Дж.Ф. Даллес заявил главе японской делегации Мацумото, что если они признают Курилы и Южный Сахалин советскими территориями, то США навсегда оставит в своём владении японские острова Рюкю. Тем не менее, не смотря на то, что ни одна из сторон не отступилась, между СССР и Японией стали складываться дипломатические отношения.

В течение последующих лет, в прессе регулярно поднимался вопрос относительно отношений СССР и Японии и их нерешённого территориального вопроса. США постоянно вмешивались в процесс нормализации российско-японских отношений, тормозя развитие добрососедства между Россией и Японией. США всё ещё рассчитывают на пересмотр итогов Второй мировой войны и они продолжают поддерживать требование японского правительства о передаче Курильских островов и Южного Сахалина Японии.

В августе 1993 года стало известно, что в Вашингтоне был опубликован секретный доклад Г. Гэлтмана бывшего эксперта ЦРУ. В своём докладе он излагал идеи о том, что США должно оказывать давление на Россию, чтобы она передала острова Японии. А в 1995 году посол США в РФ Т. Пикеринг на пресс-конференции в Южно-Сахалинске заявил о принадлежности Японии российских Южно-Курильских островов и призвал к возврату их Японии. Грубое вмешательство дипломата иностранного государства, аккредитованного при правительстве РФ под общепринятую международную практику объявления дипломата «персоной нон грата».

В 2010 году президент РФ Д.А. Медведев посетил остров Кунашир и заявил, что Россия будет прилагать все возможные усилия для укрепления своего присутствия на островах Курильской гряды, которая является неотъемлемой частью Российского государства. Эти заявления вызвали новый всплеск антироссийских выступлений в Японии. В ответ на это, министр иностранных дел РФ С.В. Лавров заявил, что эта история с островами завершилась ещё в 1945 году, ведь по итогам Второй мировой войны данные территории отходили к СССР.

Кроме того, С МИД России сочли необходимым пригласить 21 февраля 2011 года посла США Дж. Байерли и привлечь его внимание к заявлениям официальных представителей Госдепартамента, а также посольства США в Москве, в которых выражалась поддержка японских территориальных претензий к России. Послу была изложена принципиальная и неизменная позиция России в отношении суверенитета над южными Курилами.

марта 2011 года С.В. Лавров в интервью радиостанции «Эхо Москвы» выразил своё недоумение американским вмешательством. Особенно учитывая тот факт, что в Потсдаме было довольно ясно прописано, что все острова будут принадлежать СССР.

Факты вмешательства США в русско-японские отношения наглядно показывают, что их вмешательство принимало самые различные формы. Они постоянно пытались помешать налаживанию контакта России и Японии. Это выглядит довольно странно, особенно на фоне «перегрузки» российско-американских отношений.

Курильский вопрос до сих пор не решён и с завидным постоянством возникает на страницах японской прессы, а многие японские политологи считают его «точкой отсчета» для ведения любых дел с Российской Федерацией.

3. Перспективы отношений России и Японии

В настоящее время для дальнейшего благоприятного развития отношений между Россией и Японией созданы благоприятные условия. Единственным трудным нерешённым вопросом между Москвой и Токио остаётся территориальный. Но с помощью усилий обеих сторон он переведен из источника противостояния в русло спокойных, взвешенных, конструктивных переговоров цель которых - нахождение взаимовыгодного и приемлемого соглашения. Важно при этом не торопить события, не создавать завышенных ожиданий, которые вполне могут завершиться разочарованием. Прошлые действия обеих стран показали, что тактика давления и увязок не приносит желаемых результатов, она совершенно не продуктивна и возвращает ситуацию в тупик. Очевидно, что решение данной неоднозначной проблемы может быть найдено при действительно активном развитии двусторонних отношений. Очень важно осуществлять контакты между широкими слоями общественности обеих стран. Интенсивное взаимодействие России и Японии в решении актуальных проблем современности в условиях партнерства так же поможет в налаживании отношений. Развивать партнёрство - приоритетная задача сторон. Несомненно, очень важно, наладить постоянный доверительный политический диалог, без которого весьма сложно рассчитывать на скорое и выгодное решение сложных и тяжелых политических проблем.

Немаловажное значение для решения геополитических проблем в русско-японских отношениях имеет расширение гуманитарных и культурных обменов: между парламентариями, предпринимателями, учеными, журналистами, деятелями культуры, представителями отдельных регионов. Благодаря культурным обменам проще всего повысить интерес стран друг к другу, преодолеть национальный барьер и побороть предрассудки. Уже в течение тридцати лет японская компания «Japan Arts Corporation» способствует подобным обменам. Уже не раз устраивались фестивали и выставки русского творчества в Японии, которые знакомили японских граждан с российской культурой. В Россию так же неоднократно приезжали национальные оркестры, солисты и ансамбли японского традиционного искусства.

В целом можно сказать, что для строительства новых российско-японских отношений двадцать первого века необходимо делать взаимные шаги навстречу друг другу с учетом взаимных интересов народов двух стран.

Заключение

В последние время русско-японские отношения значительно улучшились, особенно в сравнении с пятидесятыми годами. Россия и Япония пытаются наладить контакты не только в экономике и политике, но и в искусстве и социальной сферах, ведь, как известно, гораздо проще понять других людей глядя на их культуру и творчество. Всё чаще можно увидеть в России выставки, посвящённые японским традициям и культуре, а с гастролями приезжают японские оркестры и солисты.

В экономической сфере тоже заметен прогресс. Российским бизнесменам всё ещё тяжело инвестировать капитал в Японию, но это можно довольно просто объяснить: Япония всегда была закрытой страной для иностранных капиталовложений и вообще японский бизнес довольно сильно отличается от русского. Зато японцы охотно вкладывают свои инвестиции в российский бизнес, что положительно сказывается на состоянии нашей экономики.

К сожалению, главная и самая сложная проблема русско-японских отношений пока так и не решена. Вопрос Курильских островов до сих пор остаётся открытым, несмотря на то, что исторические факты вполне очевидно указывают на то, что эти территории по договору отошли к России. Существенное влияние на этот вопрос оказывает США, которые только затормаживают и без того затянувшееся решение. К сожалению для России, Япония ничего не может сделать с военным договором с США, и поэтому вынуждена вести отношения с РФ с оглядкой на США.

В общем можно сказать, что в отношениях России и Японии намечаются положительные тенденции и возможно наболевший вопрос с Курилами скоро решится и в дальнейшем партнёрские отношения между странами только укрепятся.

Список используемой литературы

1. Гаджиев К.С. «Геополитика». Москва 2011

. Носова И.А. «Российско-японский энергетический диалог» // Мировая экономика и международные отношения 2011. №4

. Арешидзе Л.Г. «Международные отношения в Восточной Азии». Москва 2007

. Латышев И.А. «Россия и Япония в тупике территориального спора». Москва 2004

. Нартов Н.А., Нартов В.Н. «Геополитика». Москва 2007

. Галузин М. «Наши отношения с Японией» // Международная Жизнь, 2000. №3

. Тихвинский С.Л. «Российско-японские отношения после Второй мировой войны» // Международная жизнь, 2011. №8

. Галузин М. Размеренная поступь в отношениях с Японией // Международная жизнь, №10, 2000 г.

. Пименов П.С. «Особенности и перспективы развития торгово-экономических отношений между Россией и Японией» // Вестник РГГУ, 2011. №10

10. Концепция внешней политики РФ http:// президент. рф/acts/785

11. Гаджиев К.С. «Геополитические горизонты России: контуры нового миропорядка». Москва 2007

. Барциц И. «Границы территории РФ: актуальные вопросы» // Власть 2000. №11

. Кошкин А.А. «Россия и Япония узлы противоречий». Москва 2010

. Михайлов В.С. «Проблема заключения мирного договора с точки зрения международного права» // Вестник ДВО РАН. 2005. №4

. Япония сегодня (политика) // http://www.japantoday.ru/

. Иванов А. «Большая Азиатская Четверка» // Международная Жизнь 1998. №9

. Левчук А.Н. «Военное присутствие США в Японии. Проблема американских баз на Окинаве»


Скачать архив (17.1 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: