Главная » Экономика

Иордания в системе мирохозяйственных связей: характерные черты национальной экономики

Изучение специфики экономик арабских стран всегда остается в центре внимания ученых-экономистов и востоковедов всего мира. Актуальность этого вопроса сохраняется в связи с тем, что, несмотря на географическую и культурную близость арабских стран, тенденции их развития в системе международных экономических отношений имеют свои особенности. Кроме того, заметно различается уровень и характер интеграции этих стран в мировое хозяйство.

Исследованию характера и тенденций мирохозяйственных связей Иордании посвятили свои труды ряд зарубежных ученых, в их числе Ахтам Магаерех, Идхилех Мохаммед Ахмед, Абд Арахман Тишури и др. Упомянутые исследователи рассматривали главным образом вопросы, касающиеся роли внешней финансовой помощи в развитии экономики страны. Мы же в своей статье предпримем попытку охарактеризовать роль Королевства Иордании в системе международных экономических отношений. Данный вопрос недостаточно изучен в украинской экономической литературе, хотя и представляет значительный интерес для углубления экономических связей Украины.

Для достижения поставленной цели необходимо обратить внимание на экономическую историю страны, которая с момента получения независимости от Британии в 1946 году и на протяжении почти всей своей последующей истории находилась под властью короля Хусейна (1953-99). Будучи прагматичным правителем, король Хусейн успешно руководил своей страной в тяжелых условиях. Сложность управления Иорданией в данный период состояла главным образом в том, что правителю необходимо было развивать сотрудничество со странами, имеющими серьезное влияние на мировые процессы, такие как США, СССР и Великобритания, а также с ближайшими соседями арабскими странами и Израилем. Кроме того, требовали решения проблемы связанные с многочисленным палестинским населением, проживающим на территории Иордании.

За историю своего правления Король Хусейн, благополучно пережил несколько попыток государственного переворота и войн, а в 1994 был подписан формальный мирный договор с Израилем. В феврале 1999 года трон после смерти своего отца унаследовал король Абдалла II, который продолжил гибкую внешнеэкономическую политику, целью которой является достижение максимальной выгоды от экономического сотрудничества со всеми внешнеэкономическими партнерами [2].

На современном этапе экономика Иордании является одной из самых маленьких на Ближнем Востоке, с нехваткой воды, нефти и других природных ресурсов, лежащих в основе сильной зависимости правительства от иностранной помощи. Другие экономические проблемы для правительства включают хронические высокий уровень бедности, безработица, инфляция и большой дефицит бюджета. С момента своего вступления на престол в 1999 году, короля Абдуллы реализованы значительные экономические реформы, в числе которых открытие торгового режима и приватизация государственных предприятий. В январе 2000 года Иордания вступила во Всемирную Торговую Организацию, в этом же году подписала соглашения о свободной внешней торговле с Соединенными Штатами, а в 2001 году с Европейской Ассоциацией Свободной Торговли.

В результате проведенных реформ увеличился приток иностранных инвестиций, были созданы новые рабочие места, что привело к экономическому росту Иордании. Однако в 2009 году вследствие глобального экономического спада произошло падение роста ВВП Иордании. Кроме того, резко снизилась иностранная помощь правительству, что препятствует усилиям правительства обуздать большой дефицит бюджета. В результате глобального кризиса больше всего пострадали экспортно-ориентированные отрасли Иордании, такие как производство, добыча, а также реэкспорт.

Финансовый сектор Иордании был относительно изолирован от международного финансового кризиса по причине своего ограниченного воздействия на зарубежные рынки капитала. Тем не менее, стремясь минимизировать последствия глобального экономического кризиса для экономики Иордании, Амман рассматривает возможность радикального сокращения налогов для привлечения иностранных инвестиций и стимулирования внутреннего роста. Кроме того, в настоящее время Иордания изучает возможность развития атомной энергетики, чтобы предотвратить нехватку энергии в страны [3].

Место каждой страны в системе современных мирохозяйственных связей определяется совокупностью предпосылок: географических, исторических, социально-экономических, политических и других. Место Иордании в мирохозяйственных связях также определилось рядом особенностей. Прежде всего, Иордания это небольшое государство с населением 5,9 млн. чел. и территорией 89342 км2 [4], что не дает возможности экономике страны существенно влиять на мировые хозяйственные процессы. Кроме того, в своем развитии экономика Иордании сталкивается с рядом трудностей.

Трудности развития экономики Иордании связаны с тем, что, во-первых, около 90% территории Иордании занимают пустыня и полупустыня, что создает значительные трудности для развития сельского хозяйства.

Во-вторых, в Иордании отсутствуют основные энергетические минеральные ресурсы: газ импортируют из Египта; нефть из Ливии. Среди природных ископаемых значительны запасы только фосфатов.

В-третьих, серьезной проблемой экономического развития Иордании являются внешнеполитические факторы, которые перманентно влияют на экономическую ситуацию на Ближнем Востоке. Эти факторы создают неблагоприятные условия для развития туризма, который в условиях ограниченности природных ресурсов очень важен для развития страны. Эффективное использование рекреационных ресурсов одна из приоритетных задач экономики Иордании.

Несмотря на ограниченность природных ресурсов и влияние внешнеполитических факторов Иордания успешно интегрирована в мировую экономику во многом благодаря открытости национальной экономики. Согласно классификации Мирового Банка Иордания относится к странам с относительно открытой экономикой с долей экспорта в ВВП более 35% [5].

Исходя из вышеописанных черт национальной экономики, Иорданию следует классифицировать как страну с малой открытой экономикой. Под малой открытой экономикой понимается экономика страны, на которую оказывают большое влияние экономики других стран, но которая практически не оказывает влияния на экономическое развитие других стран [6]. Именно эта особенность национальной экономики Иордании накладывает отпечаток на характер ее мирохозяйственных связей.

Внешнеторговый баланс Иордании имеет хронический дефицит. В экспорте 38% приходится на сырьевые товары и продукцию сельского хозяйства, 62% на обработанные изделия. Главные статьи экспорта - фосфориты и калийные соли, продукция химической и фармацевтической промышленности, текстильные и швейные изделия, це-

Традиционно основными внешнеторговыми партнёрами Иордании по экспорту выступают США, Ирак, Индия, Саудовская Аравия, о чем свидетельствует рисунок 1.

иордания национальная экономика международный

Рисунок 1. Главные внешнеторговые партнёры Иордании по экспорту в 2009 году.

В импорте 52,8% приходится на сырьё и полуфабрикаты, 19,4% - на машины и оборудование, 27,8% - на различные потребительские товары. Главные статьи импорта: сырая нефть, продукция машиностроения, продовольствие. По данным Eurostat более 1/3 импорта поступает из стран ЕС, другими важными внешнеторговыми партнерами Иордании по импорту являются: Саудовской Аравии (17,4%), Китай (11,1%), (США 7%) [7].

Важное место в формировании внешнеэкономических связей Иордании отведено инвестициям, что обусловлено заинтересованностью привлечения как можно большего объема иностранного капитала. Понимая ограниченность возможностей национальных инвесторов, иорданское законодательство рассматривает иностранного инвестора как одну из ключевых фигур в развитии экономики страны.

В подтверждение стратегической направленности инвесторам предоставляются различные выгоды, которые создают привлекательную деловую инвестиционную среду. Примечательно действие американского Соглашения о свободной торговле, ратифицированного в 2001 году, которое дает доступ к американским рынкам. Это означает свободный от налогов и квот доступ к американским рынкам в так называемых, одобренных инвестиционных зонах (QIZ), и беспошлинный доступ к рынкам ЕС. Кроме того, выход Иордании на рынки более чем 10 арабских стран упрощен Арабским Соглашением о свободной торговле.

Иордания также имеет двусторонние соглашения и протоколы сотрудничества с более чем 20 странами, и является членом Агентства многосторонних инвестиционных гарантий (MIGA). Также создан Пакет стимулов и льгот, чтобы поощрить инвестиции в Королевстве, а именно: проекты освобождены от налога соцобеспечения и налога на доходы на 25%, 50%, и 75% в течение десятилетнего периода в зависимости от местоположения и сектора проекта. Импортированные основные фонды освобождены от таможенных пошлин и налогов на 100%, и импортированные запасные части для основных фондов освобождены от выплат и налогов до 15% общей стоимости внеоборотных активов [8].

Подводя итого, следует сделать вывод о том, что Королевство Иордании государство, экономика которого имеет высокую степень интеграции в современную систему мирохозяйственных связей. Среди характерных черт национальной экономики Иордании следует выделить высокий уровень ее открытости. Страна стремиться максимально, использовать ограниченные возможности национальной экономики и преимущества от привлечения в нее инвестиций.

Список использованной литературы

1.      Aktham Maghayereh Causal Relations among Stock Prices and Macroeconomic Variables in the Small, Open Econоту of Jordan [Текст] / M. Aktham The Hashemite University Jordan 2005 Zarqa, 14 P.

2.      Официальный сайт Российско-Арабского Делового Совета [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://russarabbc.com/rusarab/>.01.12.2010г. Загол с экрана.

.        2010 CIA World Factbook and Other Sources, [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.theodora.com/wfbcurrent/iordan/>.10.11.2010г. Загол с экрана.

.        Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki/Иордания <http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%98%d0%be%d1%80%d0%b4%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f>.22.11.2010г. Загол с экрана.

.        Класифікація країн у світовій економіці [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://exsolver. narod.ru/Books/Econom/Mev <http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Mev> ukr/c2.html.16.11.2010г. Загол с экрана.

.        Матвеева Т.Ю. Стабилизационная политика в открытой экономике <http://www.ereport.ru/articles/>.07.11.2010г. Загол с экрана.

.        Jordan main indicators, European Comission [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://trade. ec. europa. eu/doclib/docs/ <http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/>.16.11.2010г. Загол с экрана.

.        Галкин А.П. Идхилех Мохаммед Ахмед, Падурянова Н.К., Инвестиционные возможности Иордании в сфере коммуникаций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://іoumal. vlsu.ru/.02.12.2010г. Загол с экрана.

.        Экономический анализ стран, Иордания, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.profishop. Iу/rus/.04.12.2010г. Загол с экрана.


Скачать архив (106.4 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: