Главная » Экономика |
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ . ИНКОТЕРМС - 2010 .1 История Инкотермс - 2010 .2 Назначение и функции базисных условий .3 Структура Инкотермс - 2010 . АНАЛИЗ БАЗИСНЫХ УСЛОВИЙ ПОСТАВКИ .1 Группа «Е» .2 Группа «F» .3 Группа «C» .4 Группа «D» .5 Проблемы, возникающие при заключении контракта . РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНКОТЕРМС -2010 И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРАВОМ .1 Рекомендации при выборе термина .2 Инкотермс - 2010 и налоговое право .3 Инкотермс - 2010 и таможенное законодательство ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В современных условиях, внешнеэкономическая деятельность является одним из важнейших направлений национальной экономики, формирующая ее структуру, развитие и устойчивость. На данный момент, ни одно государство не может развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений. Но, несмотря на это, у каждой страны свой уровень развития и он не совпадает, а подчас и прямо противоположен уровням других стран. Поэтому крайне важно реально оценивать свое нынешнее и возможное положение на мировом рынке, для этого необходимо уделять особое внимание регулированию и контролю внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая деятельность - это внешнеторговая деятельность, включающая целый спектр транспортных, логистических, таможенных, финансовых и юридических услуг. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - это комплекс мер, действий, применяемых государством для установления основных экономических процессов. Согласно ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» №164 от 8 декабря 2003 г. выделяют следующие методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: • Нетарифное регулирование; • Таможенно-тарифное регулирование; • Защита интеллектуальной собственности; • Запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью. Одна из важных целей внешнеэкономической политики государства - это найти оптимальное соотношение мер регулирования для защиты стратегических интересов страны. Главное, чтобы государство своими ограничениями не создавало на внутреннем рынке монопольного господства отечественных производителей и в то же время не допускало разорение важных отраслей из-за безграничного наплыва импорта иностранной продукции. Правовыми формами государственного регулирования являются нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты в сфере регулирования внешнеэкономических отношений. К их числу относятся: Конституция РФ, ТК ТС, ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» №164 от 8 декабря 2003 г., ФЗ РФ «Об экспортном контроле» №183-ФЗ от 18 июня 1999г., ФЗ РФ « О таможенном тарифе РФ» № 5003-I от 21 мая 1993г., ФЗ РФ «О специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» №165-ФЗ от 8 декабря 2003г. Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга инструментов. Все разнообразие применяемых государством инструментов могут быть разделены на экономические и административные, протекционистские и либерализационные. Протекционистские меры направлены на защиту отечественного рынка, путем ограничения импорта иностранной продукции. Меры либерализационные направлены на снятие ограничений по ввозу товаров, что приводит к росту конкуренции. В процессе государственного регулирования ВЭД происходит отказ от применения административных мер и переход к экономическим. В нашем случае нас интересуют именно экономические меры, в частности таможенного регулирования ВЭД. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил. Назначение данного метода заключается в следующем: защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции; обеспечение поступления средств в бюджет. Таможенное регулирование происходит на основе элементов таможенно-тарифного метода. Данными элементами являются: Ввозная/вывозная таможенная пошлина; Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин; Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу; Таможенная процедура; Таможенная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ограничительно-запретительного характера, препятствующие: проникновению иностранных товаров на внутренний рынок; вывозу товаров. Наиболее применимыми формами нетарифного регулирования внешней торговли являются квотирование и лицензирование. Квота - инструмент регулирования экспорта и импорта во внешней торговле путем установления на определенный период количественных ограничений объемов ввозимых и вывозимых товаров. Квотирование вводится на определенный срок применительно к определенным товарам, услугам. Выступает в качестве регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке и как ответная мера на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров. Лицензирование - это система государственного контроля над экспортными и импортными операциями путем строгого учета определенных товарных потоков, а в случае необходимости их временного ограничения. Лицензия - это разрешение на ввоз или вывоз указанного в ней товара в установленный срок. Лицензия может быть разовой или генеральной. Разовая лицензия выдается для осуществления внешнеторговой операции по одному контракту сроком до 12 месяцев. Генеральная лицензия оформляется на каждый вид вывозимого или ввозимого товара с указанием его количества и стоимости. В отличие от разовой лицензия оформляется без указания конкретного покупателя или продавца. Оформленная лицензия выдается в одном экземпляре и не подлежит передачи другим заявителям. Система лицензирования, как правило, применяется с целью оперативного контроля над соблюдением квот. Многие страны используют ее в качестве самостоятельного средства нетарифного протекционизма. Другой формой нетарифного регулирования является специальный экспортный контроль. Под контроль попадает ряд товаров: ) ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы. Контроль осуществляется в соответствии с обязательством РФ, вытекающим из Договора о нераспространении ядерного оружия и принципов ядерного экспорта. ) оборудование и материалы двойного назначения, и соответствующие технологии (лазеры, взрывчатые вещества и средства взрывания, блоки ЧПУ, обогащенные изотопы и т.д.). ) черные и цветные металлы. Сертификация ввозимой продукции. Сертификация товаров в РФ введена в соответствии с законами: . О защите прав потребителей. . О сертификации продукции. . О стандартизации. Сертификация - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Разработка стандартов, контроль над их соблюдением, выдача сертификатов возложены на Комитет РФ по стандартизации, метрологии сертификации (Госстандарт РФ). Документом, подтверждающим соответствие товаров установленным требованиям, являются сертификаты, выданные по правилам сертификации ГОСТ Р. и оформленные на русском языке. Указанный сертификат может являться также свидетельством о признании зарубежного сертификата и заменяет его на территории РФ. Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию. Таким образом, сертификат соответствия подтверждает соответствие фактических характеристик импортируемой продукции техническим и качественным параметрам, декларируемым поставщиком. Сертификат предъявляется импортером в таможенные органы при оформлении товаров. Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль, содержатся в законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и других нормативных актах. Для применения мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, включая осуществление валютного контроля, необходимо выявить таможенную стоимость товара. Таможенная стоимость - стоимость товара, исчисляемая в целях обложения налогами и пошлиной. При таможенной оценке ввозимых товаров, структуру таможенной стоимости образуют: Цена сделки с ввозимыми товарами + Обязательные дополнительные начисления - Установленные вычеты. Цена сделки формируется сторонами под влиянием различных факторов, которые можно разделить на две группы: основные, базисные, факторы (имеют место в отношении абсолютного большинства внешнеторговых сделок, оказывают влияние на цену товаров в зависимости от распределения сторонами бремени расходов в связи с покупкой и перемещением товаров, например транспортные расходы, расходы на упаковку, маркировку товаров, расходы в связи со страхованием товаров); специальные факторы (обусловлены сложившимися экономическими условиями в период совершения сделки, индивидуальным характером сделки, деловыми взаимоотношениями сторон и др.). Нас интересует первая группа факторов, влияющих на таможенную стоимость товара, а именно базисные условия поставки, определяющие права и обязанности продавца и покупателя. Далее речь пойдет о базисных условиях поставки "Инкотермс-2010". . .1 История «Инкотермс-2010» Наличие существенных различий в содержании и трактовке договоров, а так же торговых обычаях, существующих в правовых системах разных стран - является одной из основных проблем регулирования международной торговли. Для решения этой проблемы в 1936 г. были разработаны Международные правила толкования торговых терминов - Инкотермс. Созданы они были по решению Международной торговой палаты. Однако наиболее ранней редакцией принято считать унификацию торговых условий в 1928 г. по инициативе Ассоциации международного права, которая была вскоре пересмотрена и изменена в 1932 г. Но на практике данная унификация так и не была применена. Впоследствии, в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 - были приняты новые редакции «Инкотермс». На внесение изменений в редакции, повлияли следующие факторы: появление новых способов транспортировки грузов; развитие экономического обмена информацией; необходимость адаптировать условия поставки в современной коммерческой практике; упрощение процедур перевозки путем объединения условий поставки; детализация обязанностей продавца и покупателя. .2 Назначение и функции базисных условий Правила «Инкотермс» направлены на то, чтобы упростить контрагентам процесс заключения и исполнения сделок международной купли-продажи, посредством четкой формулировки и письменного закрепления стандартных условий договоров. «Инкотермс» фиксирует такие важные коммерческие и юридические вопросы по фактическому исполнению внешнеэкономического договора купли-продажи, как: место и момент исполнения обязанностей продавца по передаче товара; переход рисков с продавца на покупателя; обязанности сторон по обеспечению надлежащей упаковки; распределение обязанностей по оплате необходимых расходов и сборов, включая уплату таможенных платежей; получение экспортных и импортных лицензий; обязанность заключения договора перевозки; распределение обязанностей сторон по перевозке и выполнению погрузочно-разгрузочных работ; обязанность страхования. Вместе с тем, «Инкотермс» регулируют далеко не все вопросы, возникающие в процессе исполнения договоров международной купли-продажи товаров, и их значимость не следует переоценивать. Так, за рамками «Инкотермс» остались следующие аспекты внешнеэкономического контракта: последствия нарушения обязательств по договору; основания освобождения сторон от ответственности; момент перехода права собственности на товар; формы и способы расчетов между сторонами; действительность договора; количество и качество товара; увеличение расходов после заключения договора. Таким образом, «Инкотермс» включает в себя правила толкования только терминов поставки и не затрагивает других условий договора международной купли-продажи. Надо отметить, что «Инкотермс» касаются лишь отношений продавца и покупателя, и не затрагивают отношения этих субъектов с перевозчиком. Именно в договоре поставки стороны, определяя базисные условия поставки с помощью того или иного термина, ссылаются на «Инкотермс». Вопросы, связанные с транспортировкой товара (условия перевозки, ответственность перевозчика) регулируются транспортным законодательством и договором международной перевозки, а также конкретным внешнеэкономическим контрактом купли-продажи. Однако, что при заключении иных договоров, обслуживающих договор поставки (перевозки, страхования и т.д.), базисные условия, а значит «Инкотермс», будут также иметь важнейшее значение. Так, согласившись на условия CFR или CIF, продавец не может выполнить этот договор любым иным видом транспорта, кроме морского, так как по этим условиям он должен представить покупателю коносамент или другой морской транспортный документ, что просто невозможно при использовании иных видов транспорта. .3 Структура «Инкотермс-2010» Структура «Инкотермс-2010» , в принципе, не отличается от структуры «Инкотермс-2000». Правила состоят из Введения и собственно Правил толкования торговых терминов. Во Введении, которое состоит из 22 пунктов, эксперты Международной торговой палаты, принимавшие участие в подготовке последней редакции, объясняют цели и сферу применения «Инкотермс», правила их использования, показывают ошибки при применении на практике, дают расшифровку терминологии [8]. А. Обязанности продавца Б. Обязанности покупателя А.1. Представление товара в соответствии с договором Б.1. Уплата цены А.2. Лицензии, свидетельства и иные формальности Б.2. Лицензии, свидетельства и иные формальности А.3. Договоры перевозки и страхования Б.3. Договоры перевозки и страхования А.4. Поставка Б.4.Принятие поставки А.5. Переход рисков Б.5. Переход рисков А.6. Распределение расходов Б.6. Распределение расходов А.7. Извещение покупателю Б.7. Извещение покупателю А.8. Доказательства поставки, транспортные документы Б.8. Доказательства поставки, транспортные документы А.9. Проверка-упаковка-маркировка Б.9. Осмотр товара А.10. Другие обязанности Б.10. Другие обязанности После введения представлена детальная регламентация 11 типов базисных условий договора поставки, применяемых в международной купле-продаже. Каждое из 11 условий толкуется по 10 позициям, при этом каждой обязанности продавца противостоит обязанность покупателя. В «Инкотермс - 2010» ,как и в «Инкотермс - 2000» выделяется 4 группы терминов, расположенных в зависимости от возрастания обязанностей продавца по доставке товара покупателю, что сделано для удобства применения и понимания, а так же избрания наиболее подходящих условий. Каждая группа терминов обозначена буквой латинского алфавита (E,F,C,D) и краткой характеристикой («отгрузка», «прибытие»). Далее, на наше обозрение представлены таблицы, благодаря которым мы рассмотрим базисные условия поставки товара. . .1 Группа «Е» EXW Франко завод (…название места) Термин «Франко завод» означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (например: на заводе, фабрике, складе и т.п.). Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную очистку товара для экспорта. Данный термин возлагает, таким образом, минимальные обязанности на продавца, и покупатель должен нести все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения. Однако если стороны желают, чтобы продавец взял на себя обязанности по погрузке товара на месте отправки и нес все риски и расходы за такую отгрузку, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи. Этот термин не может применяться, когда покупатель не в состоянии выполнить прямо или косвенно экспортные формальности. В этом случае должен использоваться термин FCA, при условии, что продавец согласится нести расходы и риски за отгрузку товара. Любые виды транспорта .2 Группа «F» - основная перевозка не оплачена продавцом FCAФранко перевозчик (…название места назначения) Термин «Франко перевозчик» означает, что продавец доставит прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места. Следует отметить, что выбор места поставки повлияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара на данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то продавец несет ответственность за отгрузку. Если же поставка осуществляется в другое место, продавец за отгрузку товара ответственности не несет. Данный термин может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешенные перевозки. Под словом «Перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. Если покупатель доверяет другому лицу, не являющемуся перевозчиком, принять товар, то продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента передачи его данному лицу.Любые виды транспорта FAS Франко вдоль борта судна (…название порта отгрузки) Термин «Франко вдоль борта судна» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель. По условиям термина FAS на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Однако если стороны желают, чтобы покупатель взял на себя обязанности по таможенной очистке товара для экспорта, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи. Морской или внутренний водный транспорт FOB Франко борт (…название порта отгрузки) Термин «Франко борт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель. По условиям термина FOB на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин FCA. Морской или внутренний водный транспорт .3 Группа «C» - основная перевозка оплачивается продавцом CFRСтоимость и фрахт (…название порта назначения) Термин «Стоимость и фрахт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в названный порт назначения, однако, риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. По условиям термина CFR на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин CPTМорской или внутренний водный транспорт CIF Стоимость, страхование и фрахт (…название порта назначения) Термин «Стоимость, страхование и фрахт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, но риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. Однако, по условиям термина CIF на продавца возлагается также обязанность приобретения морского страхования в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки. Следовательно, продавец обязан заключить договор страхования и оплатить страховые взносы. Покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям термина CIF, от продавца требуется обеспечение страхования лишь с минимальным покрытием. В случае, если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования. По условиям термина CIF на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин CIP. Морской или внутренний водный транспорт CPT Фрахт/перевозка оплачены до (…название места назначения) Термин «Фрахт/перевозка оплачены до» означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Это означает, что покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после передачи товара перевозчику. Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. В случае осуществления перевозки в согласованный пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара в попечение первого из них. По условиям термина СРТ на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Любые виды транспорта CIP Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (…название места назначения) Термин «Фрахт/перевозка и страхование оплачены до» означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Это означает, что покупатель берет на себя все риски и любые дополнительные расходы до доставки таким образом товара. Однако, по условиям CIP на продавца также возлагается обязанность по обеспечению страхования от рисков потери и повреждения товара во время перевозки в пользу покупателя. Следовательно, продавец заключает договор страхования и оплачивает страховые взносы. Покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям термина CIP от продавца требуется обеспечение страхования с минимальным покрытием. В случае, если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования. Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. В случае осуществления перевозки в пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара в попечение первого перевозчика. По условиям термина СIР на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Любые виды транспорта .4 Группа «D» - доставка DAP Поставка в пункте (…название пункта) Данное условие используется вместо DAF, DES и DDU (ИНКОТЕРМС 2000). Это один из двух новых терминов. Обязанности продавца считаются выполненными, когда груз будет передан покупателю в любом оговоренном с продавцом месте в стране назначения. Любые виды транспорта DAT Поставка на терминале (…название терминала) Данное условие используется вместо DEQ (ИНКОТЕРМС 2000). Также является новым термином. Обязанности продавца считаются выполненными с момента передачи в распоряжение покупателя груза на оговоренном в договоре терминале в порту назначения. При этом груз может быть доставлен любым видом транспорта (самолет, корабль, поезд, авто или трубопровод). Любые виды транспорта DDP Поставка с оплатой пошлины (…название места назначения) В данном случае груз должен быть передан продавцом в распоряжение покупателя на терминале в порту страны назначения или в оговоренном с продавцом месте (страны назначения). В этом случае продавец самостоятельно проводит таможенную очистку груза для импорта и оплачивает все таможенные платежи Любые виды транспорта .5 Проблемы, возникающие при заключении контракта При заключении внешнеторгового контракта купли-продажи, контрагенты сталкиваются с рядом вопросов: кто, когда и где будет передавать товар, кто обязан финансировать страхование груза, в чьи обязанности входит получение лицензии и таможенные формальности в стране импорта и экспорта, как будет проводиться инспекция товара, кто ответственен за его маркировку. Обсуждение данных вопросов может занять долгое время, а так же может привести к спорной ситуации. Особенно, эта проблема присуща покупателям или продавцам, которые выступают на мировом рынке впервые, или которые вообще не имели опыта работы с внешнеторговыми сделками. Для того чтобы не тратить время на обсуждение вопросом и распределения обязанностей были разработаны кодифицированные правила «Инкотермс 2010». Для надлежащего использования терминов базисных условий поставок предприниматель должен просто вставить соответствующий базис поставки текст договора. Базисные условия поставки, определяют какие расходы несут стороны по доставке груза от экспортера к импортеру. Следует понимать, что для некоторых видом товаров транспортные расходы весьма разнообразны и составляют иногда 40-50% таможенной стоимости товара. Тем самым, базисные условия поставки не только распределяют обязанности между сторонами внешнеторгового договора, но имеют огромное влияние на стоимость товара. В нее включены следующие расходы: расходы по подготовке товара к отгрузке (проверка качества, упаковка, маркировка); оплата погрузки товара; оплата расходов по погрузке товара на основные перевозочные средства в пункте экспорта; оплата стоимости транспортировки товара международным транспортом (фрахт); оплата страховки товара; расходы по хранению товара в пути и в пункте назначения; расходы по доставке товара от пункта назначения до склада покупателя; оплата таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы. В Приложении 2, мы наглядно рассмотрели влияние базиса на стоимость товара на примере внешнеторгового договора. К тому же, при определении стоимости товара, особенно для таможенных целей необходимо тщательно разбирать ее структуру, формируемую с применением правил Инкотермс-2010. Поскольку для определения таможенной стоимости во внимание принимается не только первоначальная стоимость товаров у продавца, но и стоимость его доставки до таможенной границы Таможенного союза, правила Инкотермс дают российскому импортеру большую гибкость в формировании маршрута доставки товара и стоимости такой доставки. При выборе термина Инкотермс нужно ответить на два основных вопроса: . Какая редакция Инкотермс - 2000 или 2010 будет применяться (большинство терминов одинаковы, но есть и различия)? . Какой термин Инкотермс должен применяться? Далее, мы предложим рекомендации при выборе базисного условия поставки. . 3.1 Рекомендации при выборе термина На что следует обращать внимание при использовании терминов «Инкотермс - 2010» во внешнеторговых контрактах? Во-первых, это рекомендательный характер Инкотермс. Чтобы избежать разногласий в толковании терминов между продавцом и покупателем договора купли-продажи обязательно следует указать на использование документа «Инкотермс - 2010». Отсутствие ссылки на сборник фактически означает, что Инкотермс не применяется в силу его рекомендательного характера. Во-вторых, верное указание пункта, следующего за термином. Согласно Инкотермс, продавец несет все расходы по поставке товара до пункта, указанного вслед за термином. Пункт следует указать максимально конкретно, включая не только название населенного пункта, но и наименование улицы и дома. Особенно тщательно к определению географически-адресной привязки необходимо подходить при использовании терминов группы «С» и «D». Так при использовании базисного условия поставки «CIP» условия в контракте согласно правилам Инкотермс могут выглядеть следующим образом: «CIP Новосибирск, таможенный терминал ООО «Логистик-Консалт», Барский переулок, дом 5». Именно в этом четко обозначенном месте и произойдет исполнение обязанностей продавца и переход риска на покупателя с продавца товара. В-третьих, Во избежание недоразумений и разночтений сторонам при заключении договора необходимо точно обозначать редакцию правил Инкотермс, которая использовалась при заключении контракта (Инкотермс-2000 или Инкотермс-2010). В-четвертых, выбор вида транспорта. Все термины подразделены на две группы: первая включает условия поставки, применяемые при перевозке грузов любым видом транспорта (железнодорожным, авиа, автомобильным, морским и комбинацией этих видов), вторая - только морским или внутренним водным. В-пятых, обратите внимание, что в терминах Инкотермс отсутствуют положения о моменте перехода к покупателю права собственности на товар. Между моментами перехода к покупателю риска потери или повреждения товара и права собственности нет «жесткой» связи. Право собственности на товар может переходить или в момент его передачи, или с передачей покупателю товарораспорядительных документов, или в момент заключения договора, а также связываться с выполнением расчетов за товар либо с каким-либо другими условиями. Подробнее определение момента перехода права собственности во внешнеторговом контракте рассмотрим ниже. В юридическом плане право собственности - это совокупность права владения, права пользования и права распоряжаться товаром. Поэтому, с точки зрения правовых последствий важен конкретный момент, когда право собственности перейдет от продавца к покупателю. От того, правильно ли определен момент перехода права собственности, зависит достоверность отчетных данных, что важно для налоговой отчетности. Дело в том, что на дату перехода права собственности импортер должен поставить купленный товар на балансовый учет, а экспортер обязан отразить выручку от продажи, определить прибыль и списать с балансового учета проданный товар. Так как мы рассмотрели юридическую природу права собственности, то оно должно регулироваться нормативно-правовым актом. Как мы знаем, нормы международного права имеют приоритет перед национальным, но если вопросы не решаются данными нормами, то применяется национальное законодательство одной из сторон договора. Оно выбирается по соглашению сторон. При отсутствии данного соглашения арбитражными судами используется коллизионная норма. Так, при разрешении споров арбитражным судом в России к экспортным контрагентам применимым будет признано российское право, а к импортным - право страны контрагента. Таким образом, при экспорте товаров право собственности на вывозимые товары должно перейти к покупателю в момент их передачи [ст. 223 и 224 ГК РФ], которой признается: вручение товара покупателю; сдача товара покупателю; сдача товара в орган почтовой связи; передача коносамента или иного товарораспорядительного документа на товар. При заключении контракта могут возникнуть случаи, когда внесенные ссылки на базисные условия поставки по Инкотермс могут входить в противоречие с другими пунктами контракта. В таком случае прямо прописанные в договоре права и обязанности будут иметь приоритетное значение перед правилами Инкотермс. .2 «Инкотермс - 2010» и налоговое право Использование базисных условий поставки Инкотермс-2010 находит отражение и в процессе формирование налогооблагаемой базы. Умелое применение международных правил Инкотермс позволит изыскивать возможность для снижения этой базы и экономить на налогообложении. Так, например, финансовые затраты на транспортировку товара могут достигать до половины от исходной цены приобретения товара, а в случае перевозки дорогостоящим авиационным транспортом - и вовсе превышать покупную цены. Умело используя правила Инкотермс-2010, покупатель может существенно изменить процесс ценообразования поставляемого товара. Использование разных базисов поставки Инкотермс-2010 дает возможность покупателю гибко подходить к выбору маршрутов поставки и способов оплаты транспортировки. Как правило, при выборе базисных условий поставки, включенных в группу D цена товара, при прибытии в пункт назначения может оказаться выше, чем при других базисах. Связано это с тем, что в данной группе продавец товара сам выбирает способ доставки, транспортную компанию и все понесенные затраты просто перекладывает на покупателя. При выборе базисов поставки по группе D у продавца просто отсутствует мотивация поиска самого дешевого варианта доставки. В случае же, если вся процедура доставки товара из страны отправления в страну назначения контролируется покупателем, он может рассмотреть несколько альтернативных вариантов, выбрав из них самый подходящий по критерию «цена-качество». Следует отметить, что согласно российской нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы налогообложения, в цену товара при исчислении себестоимости разрешается включение расходов на доставку товаров непосредственно до места отгрузки, например терминала или порта. В случае если таковые расходы оплачиваются покупателем отдельно, помимо цены на товар, то таковые расходы не могут быть отнесены на себестоимость. .3 «Инкотермс - 2010» и таможенное законодательство Самое большое влияние правила Инкотермс оказывают на российское таможенное законодательство. Большинство нормативных актов в российском правовом поле, содержащих в своем тексте упоминание правил Инкотермс относятся именно к документам, регулирующим взаимоотношения таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. Прежде всего, правила Инкотермс-2010 (как и предыдущая редакция этих правил) применяются для оценки таможенной стоимости товаров. Согласно действующему законодательству Таможенного союза первым и основным методом оценки таможенной стоимости является первый, определяющий стоимость согласно цене сделки. Именно, из определенной таможенной стоимости исчисляются таможенные пошлины, таможенные сборы и налоги. Ценой сделки по определению таможенного законодательства ТС является сумма, фактически уплаченная покупателем или подлежащая уплате продавцу. Однако при разных базисных условиях поставки согласно правилам Инкотермс в цену товара при международной поставке могут включаться или не включаться разные элементы, такие как оплата транспортировки, страховка товара и так далее. Так если в цену, определенную по условиям Инкотермс-2010 включены затраты на транспортировку товара с территории зарубежного государства до места в центральной части России, то в таможенную стоимость товара положено включить только ту часть цены транспортировки, которая покрывает затраты перевозчика на доставку товара от продавца до границы таможенного союза. В то же время при использование базиса поставки EXW импортер при исчислении таможенной стоимости товара обязан прибавить к цене продавца и затраты, понесенные по перевозке товара до границы ТС. Таким образом, структура центы товара по внешнеторговому контракту не всегда будет совпадать со структурой цены для определения таможенной стоимости товаров. Для облегчения исчисления таможенной стоимости, а, следовательно, и таможенных платежей российским участникам внешнеэкономической деятельности целесообразно отдельно формировать стоимость товара и отдельно расходы, понесенные на его транспортировку, причем последние должны еще и разделяться на расходы до таможенной границе и расходы, произведенные внутри таможенного союза. Также различные условия поставки, определенные правилами Инкотремс-2010 возлагают на продавца или покупателя обязанности по таможенной «очистке» (таможенному оформлению товаров, как при экспорте, так и при импорте). При выборе термина группы E (EXW) все обязанности как по таможенному оформлению экспорта из страны отправления, так и по таможенному оформлению импорта в стране назначения возлагаются на продавца. При использовании терминов группы F обязанность выполнения таможенных формальностей, связанных с экспортом и необходимых для вывоза товара возлагается на продавца. При использовании терминов группы С экспортные таможенные обязанности возлагаются на продавца, а импортирование товара является обязанностью покупателя. При использовании терминов группы D таможенные формальность по импорту товара возлагаются на покупателя, но при использовании базиса поставки DDP обязанности по уплате как экспортных, так и импортных пошлин будут лежать на продавце. Обязанности по таможенному оформлению товаров, возлагаемые на стороны контракта не только определяют, кто будет нести расходы по таможенному оформлению. Помимо чисто финансовой составляющей в распределении этих обязанностей есть и элемент определения момента перехода рисков по обеспечению международной поставки. В результате несвоевременного сформированного пакета документов или подачи неполного комплекта в таможенные органы вполне может произойти задержка в оформлении, а, следовательно, и в поставке товара. Неверный выбор таможенной процедуры или неправильное применение методики определения таможенной стоимости товара при его импорте или экспорте может привести к задержанию груза на складе временного хранения и существенному удорожанию стоимости его доставки. В правилах Инкотермс-2010 не определена ответственность стороны контракта за нарушение обязанностей по выполнению таможенных формальностей, которые необходимы при импорте или экспорте товаров. Ответственность за такое нарушение может быть определена согласно пунктам заключенного контракта, либо на основании норм права, применяемого для регулирования конкретного договора. Как правило, при заключении внешнеэкономической сделки обязанности по таможенной очистке товара в стране отправления берет на себя компания-продавец, а таможенные формальности по импорту в стране назначения возлагает на себя компания-покупатель. Связано это с тем, что, как правило, компании более уверенно ориентируются в таможенном праве в стране своей регистрации. Кроме того национальным таможенным законодательством может быть прямо запрещено производство таможенного оформления компанией-нерезидентом. Кроме того оформление таможенной очистки может быть связано с налогообложением компании. Так при оформлении экспорта товаров, как правило, происходит возмещение НДС (налога на добавленную стоимость) ранее уплаченного при покупке товара на внутреннем рынке. Естественно, что больше возможностей по реализации права на возмещение НДС имеется именно у компании, зарегистрированной в стране отправления. Такие же нюансы сочетания налогового и таможенного законодательства могут появляться и при импорте товаров, вследствие чего разбираться с ними тоже будет легче компании, зарегистрированной в стране назначения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ С 1 января 2011 года в силу вступила новая редакция «Инкотермс 2010». Инкотермс - международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договора международной купли-продажи. В связи с этим необходимо определить, чем отличается новый Инкотермс 2010 от прошлого Инкотермс 2000: . В Инкотермс 2010 количество терминов было уменьшено с 13 до 11. Но при этом создано два новых положения (DAP - поставка до пункта, DAT - поставка до терминала), которые могут использоваться как мультимодальные. Четыре наименее используемых в практике термина были отменены (DAF, DES, DEQ, и DDU). . Термин DAT (поставка до терминала) заменяет собой термин DEQ: товар предоставляется в распоряжение покупателя неразгруженным с прибывшего транспортного средства. . Термин DAP (поставка до пункта) является общим положением, при котором важно точно указать место назначения. Термин DAP заменяет собой три термина: DAF, DES, DDU, и предусматривает, что товар предоставляется покупателю уже готовым для разгрузки. . В условиях поставки FOB (франко-борт), CFR (стоимость и фрахт) и CIF (стоимость, страхование и фрахт) затраты и риски устанавливаются по-новому. В Инкотермс 2000 при этих трех условиях поставки риск переходил после доставки до борта судна, а в Инкотермс 2010 переход рисков осуществляется после полной погрузки груза на борт судна. . Новая система классификации делит 11 условий поставок Инкотермс 2010 на две группы: правила для любого вида транспорта (EXW, FCA, CPT, CIP, DAT, DAP, DDP) и правила для водного транспорта (FAS FOB CFR CIF). Так же, в данной курсовой работе были рассмотрены термины базисных условий поставок. Кратко обобщим наше наблюдение. . «E» - термин возлагает на продавца минимальные обязательства: продавец должен предоставить товар в распоряжение покупателя в согласованном месте - обычно в собственном помещении продавца. Как часто реально происходит на практике, продавец помогает покупателю погрузить товар на транспортное средство, предоставленное покупателем. . «F» - термины предусматривают, чтобы продавец доставил товар для перевозки в соответствии с инструкциями покупателя. В случае, когда местом, названным в договоре в качестве места доставки, является помещение продавца, поставка завершена, когда товар погружен на транспортное средство покупателя, а в других случаях поставка завершена, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя без разгрузки с транспортного средства продавца. . «C» - термины возлагают на продавца обязанность заключить договор перевозки на обычных условиях за свой собственный счет. Поэтому пункт, до которого он должен оплачивать транспортные расходы, обязательно должен быть указан после соответствующего «C» - термина. В соответствии с терминами CIF и CIP продавец должен застраховать товар и нести расходы по страхованию. . «D» - продавец отвечает за прибытие товара в согласованное место или пункт назначения на границе или в стране импорта. Продавец обязан нести все риски и расходы по доставке товаров до этого места. Таким образом, «D» - термины означают договоры прибытия, в то время как «C» - термины говорят о договорах отгрузки. В соответствии с «D» - терминами, за исключением DDP, продавец не обязан доставлять товар, очищенный для импорта в стране назначения. Базисные условия поставки согласно Инкотермс играют едва ли не первостепенную роль в содержании внешнеэкономического контракта, если стороны сделали ссылку на Инкотермс. Именно они определяют момент и место исполнения обязанности продавца по передаче товара, перехода от продавца к покупателю риска случайной гибели или порчи товара, распределяют обязанности и расходы сторон по транспортировке, страхованию и выполнению таможенных формальностей. Так же, базисные условия имеют огромное влияние на цену контракта. А цена контракта, как нам известно, является базой для начисления таможенных платежей. Таким образом, точное толкование условий контракта обеспечивает правильность начисленных таможенных платежей, что является гарантией фискальной функции налогов, пошлин и сборов. При использовании правил «Инкотермс - 2010» могут возникнуть трудности, из-за недостаточной информированности. Это в большей степени касается тех контрагентов, которые вступают во внешнеэкономические отношения впервые, либо мало осведомлены о правилах заключения внешнеторгового контракта. Трудности возникают, как правило, с выбором подходящего условия поставки и транспорта; с невнимательностью сторон по указанию используемой редакции Инкотермс и по указанию точного адреса поставки. Далее, нами были предложены рекомендации по применению Инкотермс, которые минимизируют риски допущения ошибок при заключении внешнеэкономического договора купли-продажи. А так же, во избежание возникновения спорных ситуаций, необходимо все права и обязанности прописывать в контракте, так как он является внешнеторговым документом, имеющий юридическую силу и гарантирует исполнение сделки. В заключение следует отметить, что новое издание Инкотермс 2010 наиболее полно и точно отражает в себе торговую практику последнего десятилетия и содержит в себе ряд нововведений, которые должны быть обязательно отмечены в договорах. Инкотермс 2010 - это международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами по всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ инкотермс контракт законодательство 1. Конституция Российской Федерации (12.12.1993 с внесенными в нее поправками от 30.12.2008) ст. 57; 2. Таможенный Кодекс Таможенного Союза (от 27.11.2009, действующая редакция от 06.07.2010) гл. 8 ст. 64, гл.10 ст. 75; . Гражданский Кодекс Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 21.101994, действующая редакция от 14.11.2013); . ФЗ « Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» №164-ФЗ от 8.12.2003 г. (ред. От 30.11.2013); . ФЗ «Об экспортном контроле» №183-ФЗ от 18 июня 1999г. (ред. от 06.12.2011); . ФЗ « О таможенном тарифе РФ» № 5003-I от 21 мая 1993г. (ред. от 02.11.2013); . ФЗ «О специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» №165-ФЗ от 8 декабря 2003г. (ред. 11.07.2011); . Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2010»; 9. Грачев С.И. «Практика внешнеэкономической деятельности». - М.: Прогресс, 2010 . Булатов А.С. Экономика внешних связей России. - М.: Экономика, 2008 11. ru.wikipedia.org 12. www.tamojnyasud.ru/cust_cost.html <http://www.tamojnyasud.ru/cust_cost.html> . corporate-law.ru . www.tamojnia.ru/payments <http://www.tamojnia.ru/payments> Скачать архив (20.6 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |