Главная » Экономика |
ВВЕДЕНИЕ В последнее время, все большее и большее внимание людей привлекают новые индустриальные страны (НИС). За последние тридцать - сорок лет в этих странах произошел такой «взрыв» в экономическом развитии, что им можно позавидовать. Новые индустриальные страны из развивающихся стран превратились в экономически развитые и, наряду с США, Японией и Европейским союзом, соперничают за право лидерства на мировом рынке. В этих странах увеличилась доля грамотных людей, образование стало бесплатным и общедоступным. Валовой внутренний доход, исходя из расчета на душу населения, составляет около 15000$, а его ежегодный прирост стабилизировался и установился на уровне 7%. Исходя из всего этого, можно заключить, что быстрое экономическое развитие стран НИС беспокоит многие страны, и вопрос об этом является актуальным на сегодняшний день. Новые индустриальные страны (НИС) - группа развивающихся азиатских стран, бывших колоний или полуколоний, экономика которых за сравнительно короткий период совершила скачок от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой. - на индустриализацию на основе новейших научно-технических достижений с ориентированием на внешний рынок; на общедоступность и высокий уровень образования внутри страны; на максимальное использование иностранного капитала. Актуальностью данной темы можно назвать быстрое экономическое развитие новых индустриальных стран четверки «драконов», которое интересует многих развитых стран Мира. В 70-80-е годы XX в. для этих стран были характерны более высокими темпами хозяйственного развития, превышающими аналогичные показатели других развивающихся и промышленно развитых стран. Следовательно, НИС нельзя отнести ни к одной из существующих групп стран: развивающихся, развитых, государств с переходной экономикой. Они заняли особое положение в мировом хозяйстве и составили новую самостоятельную группу. Октябрь и ноябрь 1997 года принесли миру немало черных дней. Гонконг и Нью-Йорк, Лондон и Франкфурт, Токио и Москва - биржи крупнейших городов мира, на каких бы языках ни говорили их брокеры, были переполнены одним стремлением: продавать. Главные пострадавшие - развивающиеся рынки. Именно оттуда начался интенсивный отток капиталов. Что же произошло с азиатскими тиграми? Рассмотрение данного аспекта развитие новых индустриальных стран позволит глубже понять особенности экономик этих стран, показать, как Азия смогла за тридцать лет пройти путь, на который Европа потратила столетия. Лик Европы менялся постепенно, год за годом, а потому не возникало нужды в излишнем насилии, призванном приучить людей к новым идеям: от вьючных лошадей мы перешли к телеге, потом появились безрессорный экипаж, за ним - карета, железная дорога, автомобиль, самолет; и даже нам прогресс казался слишком стремительным. Что до Азии - она за тридцать лет, на глазах одного поколения, пересела с вьючных ослов на роллс-ройсы, с племенных скакунов - на самолеты. Пятьсот лет ушло у нас на то, чтобы от боевого лука - долго-долго провозившись с мушкетами - перейти к автоматическому оружию. Целью данной работы является рассмотрение новых индустриальных стран Азии, определение понятий, классификаций, проблем и перспектив развития. Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи: исследовать новые индустриальные страны Азии; установить пути к процветанию Республики Кореи; определить понятия и классификацию новых индустриальных стран Азии; описать общую характеристику стран четырех «драконов»; рассмотреть возможность применения Российской Федерацией опыта Южной Кореи. Объектом данного исследования является экономика новых индустриальных стран Азии. Предметом исследования выступают проблемы и перспективы развития экономики стран четырех «драконов». При написании курсовой работы были использованы учебные материалы по региональной экономике и управлению, теории управления, экономической географии. Е.Ф. Авдокушин изучал роль внешнеэкономического фактора в экономической модели "новых индустриальных стран". Он рассматривал экономическую модель НИС и особенности ее успешного развития, как правило, указывающие на внешние и внутренние факторы этой модели, обеспечившие ей громкий успех. Изотов Д. А. и Кучерявенко В. Е. изучали экономическое развитие новых индустриальных стран Азии в периоды между кризисами. Загладин Н. в своих работах изучал проблемы модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке. В данную работу входило рассмотрение, а так же сопоставление достижений Японии и новых индустриальных стран Азии. Так же в своей работе он проанализировал более 170 государств Азии, Африки и Латинской Америки, многие из которых в недавнем прошлом являлись колониальными и зависимыми странами, после второй мировой войны в той или иной форме столкнулись с необходимостью поиска путей модернизации. Не случайно одним из общих определений для этих государств является термин «развивающиеся». Методами исследования выступили исторический метод, методы наблюдения и сравнения. Структура работы соответствует цели и задачам. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. I. II. НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ АЗИИ 2.1 Понятия, классификации, проблемы новых индустриальных стран Азии Мир конца ХХ в. сложен и многогранен. Все более активно заявляют о себе Новые Индустриальные страны. Вплоть до середины 60-х гг., даже после деколонизации, экономисты Запада не особенно учитывали специфические социально-экономические проблемы развивающихся стран. Скорректированная в 70-80-е гг. концепция помощи основывается на предположении, что развитые страны Запада служат определенной моделью развивающихся стран, поскольку получаемая ими помощь состоит исключительно из образцов западной культуры: материальных благ, технологии, образования и культуры, норм политического и социального поведения и т.д. Процессы дифференциации, протекающие во всех подсистемах мировой экономики, следовательно, и в развивающихся странах, привели к выделению особой группы стран, получивших название «новые индустриальные страны» (НИС). Данные государства отличаются более высоким экономическим ростом, чем промышленно развитые страны, и существенно более высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран. Новые индустриальные страны (НИС) - группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия возник ряд отраслей промышленности, в т.ч. обрабатывающей (особенно наукоемкие отрасли), в результате чего они существенно расширили поставки промышленной продукции на мировой рынок. Новые индустриальные страны Азии уже наступают на пятки Соединенным Штатам и Японии. Это - Южная Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур. Статус «Новой Индустриальной Страны» страна приобретает по следующим критериям, установленными по методике ООН: • размер ВВП на душу населения; • среднегодовые темпы его прироста; • удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть не более 20%); • объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе; • объем прямых инвестиций за рубежом. По некоторым показателям НИС зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран. На протяжении 30 лет с 1960 по 1990 гг. темпы развития экономики азиатского региона в целом составляли более 5% в год, в то время как в европейских странах - 2% Развивающиеся страны, вступившие на индустриальный путь развития, начинают привлекать иностранные инвестиции и стимулировать рост внешней торговли. Доходы от экспорта используются для развития наиболее перспективных отраслей. В 60-е гг. на такой путь вступили страны Восточной Азии и Латинской Америки. В Восточной Азии капитал направлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли. В Латинской Америке - в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Особо нужно выделить Восточную Азию. В 21 в., как отмечают многие специалисты, покажет свою силу азиатско-тихоокеанский регион. В 1989 г. 18 государств образовали форум азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС): США, Канада, Китай, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и т.д. Целями этой интегральной группировки стало упразднение торговых препятствий во взаимоторговле и движении капитала. Однако, в силу того, что страны, входящие в АТЭС, различны, были установлены сроки для достижения этих целей: до 2010 - для развитых стран, до 2020 г. - для развивающихся стран. АТЭС не является закрытым блоком. В ноябре 1998 г. на очередной конференции в столице Малайзии Куала-Лумпуре в состав организации приняты еще 3 страны: Вьетнам, Перу, Россия. К новым индустриальным странам относят четыре ≪малых дракона≫ Азии: Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг. НИС Латинской Америки представлены Аргентиной, Бразилией, Мексикой. Все перечисленные страны - это НИС ≪первой волны≫, или ≪первого поколения≫. Ко второму поколению причисляют: Малайзию, Таиланд, Индию, Чили. Третье поколение включает Кипр, Тунис, Турцию, Индонезию. К четвертому поколению относят Филиппины, южные провинции Китая и др. В итоге появляются целые зоны ≪новоиндустриальности≫ - полюса экономического роста, распространяющие свое влияние на близлежащие регионы. По региональному признаку НИС можно классифицировать на: . Азиатские (Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Филиппины, Индия, Таиланд). . Латиноамериканские (Бразилия, Аргентина, Мексика, Чили). Латиноамериканские НИС во многом отличаются от азиатских. Эти отличия представлены в табл. 1. Сущностные различия между двумя типами НИС Азиатские НИС Латиноамериканские НИС Экстравертивный тип Интровертивный тип Сбалансировано совмещается политика импортозамещения и экспорто-ориентированности, хотя для некоторых стран характерно развитие экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок, на экспорт (Гонконг, Сингапур - исключительно экспортно-ориентированы). Предпринимательский капитал направлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли. Сформировался более широкий круг источников финансирования развития. Создавались трудоемкие предприятия по выпуску массовой потребительской продукции. Эта политика предполагает протекционизм, отсутствие конкуренции со стороны иностранных компаний, дешевизну кредитов. Политика импортозамещения не способствует коренному изменению роли развивающихся стран в мировом хозяйстве. Предпринимательский капитал направлялся в торговлю, сферу услуг, в обрабатывающую промышленность. Обладают более мощным экономическим потенциалом по сравнению с восточноазиатскими НИС Основной упор сделан на развитие материалоемких и капиталоемких отраслей в обрабатывающей и добывающей промышленности. Анализ таблицы 1 позволяет понять, что азиатские НИС (экстравертивный тип развития) более ориентированы на внешние источники и более открыты мировому сообществу, чем латиноамериканские НИС (интровертивный путь развития), которые ориентированы в основном на внутренние источники саморазвития. В этом, отчасти, проявляется высокая степень обеспеченности природными ресурсами, характерная для этой группы стран. Хотя латиноамериканские и азиатские НИС развивались разными путями, используя различные модели развития, у них имеются общие черты: высокие темпы роста достигались и в тех, и в других НИС за счет высокой нормы накопления, использования современных технологий, высокой производительности труда. Эти функции роста осуществлялись при сочетании рыночных инициатив, государственного регулирования и предпринимательства. В зависимости от уровня дохода на душу населения НИС можно разделить следующим образом: • с высоким уровнем дохода (Сингапур, Южная Корея: более 9 тыс. долл. в год); • со средним уровнем дохода (Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины, Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили: 750 долл. - 8,5 тыс. долл. в год); • с низким уровнем развития (Тайвань, Гонконг, Индия: менее 750 долл. в год). По степени открытости мировому рынку (доля экспорта в ВНП) НИС дифференцируются по следующим группам: . Страны с закрытой экономикой (доля экспорта в ВНП менее 10%): Аргентина, Бразилия. . Страны с относительно закрытой экономикой (доля экспорта в ВНП более 10-19%): Мексика, Индия. . Страны с полуоткрытой экономикой (доля экспорта в ВНП более 20-24%): Турция, Кипр. . Страны с относительно открытой экономикой (доля экспорта в ВНП более 25-34%): Корея, Тайвань, Гонконг, Индонезия. . Страны с открытой экономикой (доля экспорта в ВНП более 35%): Сингапур, Малайзия, Таиланд, Тунис, Филиппины. Однако наряду с положительными показателями существуют, так же как и раньше проблемы на почве экономики, пусть и не так ярко выражены, как сорок лет назад. Острейшей проблемой развивающихся стран на рубеже XX и XXI вв. остается внешняя задолженность. Утечка национального дохода в виде процентов по внешней задолженности приводит к снижению темпов экономического роста, развитию инфляционных процессов и, следовательно, к усугублению долгового бремени, снижению уровня жизни значительной части населения и нарастанию социальной и политической нестабильности. Большинство развивающихся стран в 80-е и 90-е годы оказались неспособными обслуживать свои внешние долги. Падение цен на нефть, продолжавшееся вплоть до второй половины 1999 г., и на другие сырьевые ресурсы, а также отсутствие внутреннего механизма модернизации наиболее отсталых экономик сводили на нет усилия по преодолению долгового кризиса развивающихся стран. Проблема внешней задолженности усугубляется ошибками во внутренней политике развивающихся государств. Политическая нестабильность в ряде стран приводит к бегству из них национального капитала, в результате значительная часть внешних долгов уходит на замещение национального капитала, покидающего эти страны, и на осуществление амбициозных проектов правящих режимов. Так, в 1970-1988 гг. африканские страны получили более 300 млрд. долл. в виде иностранной помощи, но большая часть этих средств пошла на строительство аэропортов, новых столиц, офисных здании и на покупку вооружения. А ведь размер этой помощи для некоторых стран, например, Танзании, составляет от 3 до 5 размеров их ВНП. В связи с нерациональным использованием значительной доли финансовых ресурсов развивающимися странами отношение развитых стран к предоставлению финансовой помощи третьему миру стало меняться. В последние годы размеры этой помощи уменьшаются. Значительную остроту на рубеже тысячелетий в развивающихся странах приобрели неконтролируемые процессы разрушения природной среды, которые могут стать не только причиной политической нестабильности во многих регионах мира, но и источником экологической и эпидемиологической опасности для всего населения Земли. Демографический взрыв в развивающихся странах, обусловленный преодолением массового голода и улучшением питания в результате приобретения национальной независимости привели к резкому росту населения в этих странах. В итоге их доля в общей численности жителей Земли выросла за последние полвека с 2/3 до 4/5 . В результате роста населения сокращается площадь сельскохозяйственных угодий на душу и интенсивность обработки земли, а это приводит к истощению плодородия почвы, сокращению продуктивности и выведению земель из сельскохозяйственною оборота, превращению их в пустыни и полупустыни. Перемещение экологически опасных производств из развитых в развивающиеся страны сопровождается загрязнением почвы, воды и атмосферы. Использование угля и других низкоэффективных источников энергии приводит к повышенному содержанию углекислоты в атмосфере планеты, что является одной из важнейших причин глобального потепления климата. Многие развивающиеся страны участвуют в производстве веществ, способствующих разрушению озонового слоя в атмосфере Земли. 2.2 Общая характеристика стран четырех «драконов» Азия является самым большим континентом в современном мире с территорией около 45 млн. кв. км и населением более 3 млрд. человек. На материке около 50 независимых государств. До недавнего времени Азия являлась одним из самых нестабильных регионов в современном мире. За весь бурный XX в. здесь прогремело немало войн, произошли десятки революций, военных переворотов, восстаний, путчей. В политическом отношении страны Азии составляют сложный комплекс демократических и авторитарных режимов. В большинстве развивающихся государств Азии до недавнего времени господствовали авторитарные режимы. Власть опиралась на три основных политических института: государство, унаследованное от колонизаторов и осуществляющее жесткое централизованное управление обществом; однопартийную систему (в большинстве случаев единственная партия создавалась сверху национальными лидерами для получения общественной поддержки); армию, которая в результате частых военных переворотов устанавливала власть армейских кругов и отстраняла от руководства гражданских лидеров. В дальнейшем в ряде государств началось движение в направлении утверждения принципов демократического устройства. Этому способствовали общемировые тенденции политического развития. Страны четырех «драконов» являются образцом со смешанным режимом правления, представляющим своеобразный симбиоз авторитаризма с либеральными многопартийными системами, где господствующие политические силы, используя западную модель открытой рыночной экономики в тесном экономическом взаимодействии с Японией, США и Западной Европой, создали современную базу, начали процесс эволюции политических режимов по пути их демократизации. В результате распада мировой колониальной системы в послевоенные годы на политической карте появилось много независимых государств. Многие из них выбрали за основу своего развития социалистическую модель по примеру СССР, однако большинство из этих стран продолжали свое формационное развитие в рамках капиталистической системы, которая получила дополнительную социально-экономическую базу. Растущий процесс дифференциации развивающихся государств, обусловленный законом неравномерности экономического развития, привел к выделению особой группы стран и территорий - "новых индустриальных стран" (НИС), или "новых индустриальных экономик" (НИЭ). К числу новых индустриальных стран (НИС) Азии до недавнего времени относили четырех «азиатских тигров» - Республику Корея (Южную Корею), Сингапур, Тайвань и Гонконг. Теперь их нередко называют НИС «первой волны», а к новым индустриальным странам «второй волны» относят Малайзию, Таиланд, Филиппины и Индонезию. Однако каждая страна имеет свои особенности. Сингапур Сингапур, остров длиной всего 25 миль и шириной 14, за два десятилетия добился самого впечатляющего прогресса в экономике - средний прирост составил почти 9% в год. В этой стране наивысший в мире процент сбережений - 42%. ВВП и наивысший в Азии (кроме Японии и Брунея) доход на душу населения, он выше, чем в Испании, Ирландии или Италии. Доля внешнеторгового оборота в ВНП также является наивысшей в мире. В 1984 г. Сингапур обошел Роттердам и стал крупнейшим портом мира. Экономика Сингапура стоит на торговле, переработке и транспортировке нефти, относительно небольшой обрабатывающей промышленности. В то же время наметилась тенденция роста концентрации в обрабатывающей промышленности, что дало возможность стране выйти на рынки капиталоемкой продукции. Премьер-министр страны постоянно поднимает в своих выступлениях вопросы производительности: "Производительность - это единственное, что даст нам возможность выжить". Сингапурцы уверены, что их будущее зависит от хорошо подготовленных рабочих, большего числа лучших машин, соответствующего отношения к труду - готовности людей много работать. Гонконг Гонконг также стабильно показывает 8-9% прироста экономики в год. Сейчас это третий финансовый центр мира - после Нью-Йорка и Лондона и страна с процветающей торговлей (180% ВВП), банками, коммуникационной сетью, морским транспортом Можно выделить текстильную, легкую промышленность, а также электронику, производство игрушек и электротехнику. Тяжелая промышленность практически не развита. Сила Гонконга заключается в открытости его рынков, духе свободного предпринимательства, отсутствии ограничений на торговлю и поощрении зарубежных капиталовложений. Его будущее в мире непосредственно связано с тем, как сложится система взаимоотношений с Китаем после 1997 г. Гонконг и Сингапур являются торговыми нациями. Тайвань и Южная Корея - производящими. Тайвань На Тайване распространена шутка, что каждый восьмой тайванец является членом совета директоров корпорации. Это подчеркивает тот факт, что большинство тайваньских компаний являются мелкими частными фирмами (на Тайване 50 тыс. производственных предприятий - в 10 раз больше, чем в Южной Корее), серьезно разбавленными иностранным капиталом. Тайвань является одной из наиболее быстро развивающихся и наиболее ориентированных на экспорт стран в мире. Около 50% ВНП зависит от экспорта, 48% которого приходилось в 1984 г. на Соединенные Штаты. В 1985 г. США импортировали из Тайваня столько же товаров, как и из ФРГ. И, несмотря на свои небольшие размеры, Тайвань имеет огромные валютные резервы - 62 млрд. долл. - это больше, чем имеет Япония. Тайвань достаточно быстро переходит от производства текстиля, игрушек и обуви к выпуску товаров, требующих более высокого уровня технологии, таких, как автомобили. В эту отрасль уже вложили деньги "Форд", "Ниссан" и "Мицубиси Моторс". В перспективе Тайвань ставит себе целью перейти к производству наукоемкой продукции. В 1980 г. был основан первый технополис, в котором 59 компаний работают в передовых областях научно-технического прогресса. 100 тыс. наиболее способных выпускников тайваньских вузов были направлены в США для продолжения образования. 10 тыс. из них уже получили докторские степени, причем преимущественно в естественных науках. Тайвань заслужил славу одного из пионеров внедрения земельных льгот, как формы поощрения бизнеса - создания специальных экономических зон и научно-промышленных парков (НПП). Наиболее крупный НПП в новых индустриальных странах Азии, находится именно на Тайване. Он был образован в 1980 году в местечке Синчжу, в 70 километрах от Тайбэя. В0парке0базируются: •0Научно-исследовательский институт промышленной технологии; •0Объединенная корпорация по разработке микроэлектронике. •0Научно-исследовательский0институт0электроники. Тайвань уже стал заметной силой на рынках США и в будущем продолжит увеличивать производство товаров с высокой нормой прибыли. Однако из четырех названных стран наиболее серьезным конкурентом, как для США, так и для Японии является Южная Корея. Южная Корея У многих американцев сложилось представление о Южной Корее как о бедной стране, до сих пор страдающей от последствий нескольких войн, стране, где в перенаселенных трущобах и хижинах живут плохо образованные, низкооплачиваемые, но трудолюбивые люди. Этот не соответствующий действительности образ возник большей частью на основе воспоминаний о Корее после второй мировой войны. Многие американцы помнят, что корейцы были вынуждены, есть кору деревьев, чтобы выжить в 1945 - 1946 гг., а Сеул был грудой битого кирпича. Еще в 1961 г. ВНП на душу населения здесь составлял около 93 долл. Страна, однажды объявившая рис своим основным продуктом питания, сейчас бросает вызов, как США, так и Японии в производстве автомобилей, стали, телевизоров, видеомагнитофонов, компьютеров и полупроводников. "Корейцы ломятся в дом сквозь стену, явно забывая о двери", - говорит Пол Россел, директор по международному планированию компании "Дюпон". "Мы смотрим на Южную Корею как на Японию 15 лет назад, - говорит Денис Рут, директор "Крайслер Корея". - Кто бы мог сказать 15 лет назад, что Япония способна бросить вызов США?" Таким образом, мы можем видеть, что новые индустриальные страны довольно серьезно взялись за свое продвижение, как в мировой экономике, так и в промышленности и хозяйстве. Страны НИС благодаря своему упорному труду и стремлению к заветной цели стали практически вровень с развитыми странами, и в некоторых моментах даже обходят их. III. РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ: ПУТИ К ПРОЦВЕТАНИЮ 3.1 Политическое, экономическое и социальное развитие Республики Кореи «Новые индустриальные страны» явились настоящей сенсацией второй половины XX века. Заняв значительное место в мировом разделении труда, выйдя на передовые позиции среди НИС, Южная Корея просто не может не привлечь к себе внимания. Опыт Южной Кореи тем более интересен в конце ХХ века, когда многие страны бывшего СССР пытаются занять определенную0нишу0в0мировой0экономике. Весьма интересна история развития Южной Кореи - страны добившейся настолько высоких темпов роста экономического развития, что получила прозвище одного из “азиатских тигров” или “азиатских драконов”. Решающую роль в этом сыграли следующие факторы: 1. экономический, то есть наличие в базисе общества определенного минимума элементов капиталистического уклада; . политический - проведение властями политики содействия экономическому росту; . социально-культурный - сочетание традиционных и западных культур. Рассмотрим роль политических структур в обеспечении экономического развития. Новоиндустриальный вариант развития капитализма является в настоящее время, пожалуй, наиболее эффективным из всех известных в современной мировой политике. Южной Корее (бывшей колонии) удалось на капиталистическом базисе в исторически короткие сроки преодолеть свою социально-экономическую слаборазвитость и достичь уровня развитого капитализма. Одним из главных условий этого процесса было проведение властями умелого политического регулирования. Как заметил Фридрих Энгельс, “… действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении - тогда развитие идет быстрее; она может действовать против экономического развития - тогда … она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическое развитие в определенном направлении преграды и толкать его в другом направлении. Этот случай сводится, в конце концов, к первому из предыдущих”. Наблюдение Энгельса “работает” и применительно к Южной Корее. Форсированная капиталистическая модернизация началась в этой стране, после того, как к власти пришел авторитарный режим и активизировал развитие политики государственного капитализма, добившись максимального эффекта. Причем установление авторитарного режима придавало капиталистическому развитию общества не только ускорение, но и необратимый характер. Вначале ХХ века Корея была страной отсталой во всех сферах: политической, экономической и социальной. В результате она подверглась оккупации Японии, эксплуатировавшей Корею и не заботившейся о развитии корейского государства. В течение тридцати шести лет японской оккупации промышленность Кореи развивалась слабо, страна являлась лишь поставщиком сырья и сельскохозяйственной продукции для японской экономики. Установилась обычная система зависимости между экономикой метрополии и колониального придатка. После второй мировой войны страна освободилась от японского господства. По договоренности между участниками антигитлеровской коалиции Корея была разделена на две зоны ответственности - советскую к северу и американскую к югу от 38-ой параллели. Каждая из сил на своей зоне ответственности провела сепаратные выборы. На Юге установилась вл.. асть авторитарного правительства во главе с Ли Сын Маном, долгие годы до этого жившего в Америке. 15 августа 1945 года была провозглашена Корейская Республика со столицей в городе Сеуле. После раскола страны на две части разрушились давно установившиеся связи, что привело к еще большей дезорганизации экономической жизни. Вследствие, искусственного разделения Южная Корея почти лишилась таких важных отраслей промышленности как металлургическая, химическая, цементная. Вместе с тем на юге было сосредоточено 76,8% легкой, 60,7% пищевой и 68% деревообрабатывающей промышленности. Однако эти отрасли были отрезаны от основных источников снабжения топливом и электроэнергией, находящихся на Севере. Первостепенной задачей в этот период была реорганизация правовой и общественной систем, поэтому развитию экономики не уделялось должного внимания. С момента освобождения от японского господства в 1945 году и до середины 50-х годов продолжался период войны и хаоса, но именно в это время были заложена основа для индустриализации Кореи через создание "свободной рыночной экономической системы" на базе денационализации капитала оставленного Японией после ее поражения во второй мировой войне. Он составил около 80% южной части полуострова, причем 13% этого капитала приходилась на сельское хозяйство, примерно 90% бизнеса и 97% крупных корпораций входили в туже категорию. Заключенное 27 июня 1953 года в Пханмунчжоме соглашение о перемирии предусматривало полное прекращение военных действий и всех враждебных актов в Корее до окончательного мирного урегулирования.7 В соответствии с этим соглашением между севером и югом была проведена демаркационная линия длинной более 250 км. На весь период перемирия запрещался ввод новых военных контингентов на Корейский полуостров, а так же поставка военного снаряжения. Сразу после этого начинается реальное экономическое развитие Южной Кореи. А сегодня она быстро превращается в высокоразвитую индустриальную державу. Опыт “новых индустриальных стран” показывает, что оптимальной формой политической надстройки становления капитализма является централизация, авторитаризация государственной власти, что и наблюдалось в Южной Корее. Пришедший к власти сразу после второй мировой войны режим Ли Сын Мана (1948 - 1960) не отличался большим демократизмом и применял на ряду с реформами жесткие репрессивные меры. Но вместе с тем правящий режим этого государства продемонстрировал понимание того, что условно можно было определить как “философию развития”, то есть осознание целостности общества как организма, не подчиняющегося чисто волевому диктату. В процессе развития правительству Корейской Республики удалось избежать ряда ошибок, допущенных многими развивающимися государствами, - переоценка роли индустриализации в ущерб сельского хозяйства, приоритет тяжелой индустрии над легкой промышленность и других. Иначе говоря, особенность экономической стратегии этой страны, по сути дела, заключается в выдерживании последовательности перехода от одной стадии экономического развития к другой, так чтобы каждый шаг на этом пути, с точки зрения накопленного капитала, подготовки инфраструктуры рабочей силы и тому подобное, подготавливал следующий. После окончания войны в Сеуле при помощи США был разработан план содействия южнокорейской экономике. США предоставили в 1954 -1959 годах около 1,5 миллиарда долларов в виде субсидий и "займов развития" (займы составляли 12,4 миллиона долларов). Эти деньги в основном ушли на закупку американских продовольственных и потребительских товаров, лишь небольшая часть пошла на восстановление производственной инфраструктуры промышленности и сельского хозяйства. Однако в первые послевоенные годы американская помощь способствовала сравнительно быстрому восстановлению экономики. Среднегодовые темпы прироста ВНП составили в 1954 - 1958 годах 5,2%, а обрабатывающая промышленность за эти годы удвоила свое производство. Реструктуризация народного хозяйства не могла проходить без значительной инфляции. Южнокорейское правительство уделяло огромное внимание этой проблеме, так как нестабильность цен подрывала экономику страны и вела к неустойчивости жизненного уровня, не конкурентоспособности корейских товаров и политической нестабильности. На уменьшение инфляции была направлена и проведенная в феврале 1953 года денежная реформа. Она предусматривала, что все деньги и платежные средства будут внесены в банки в течение девяти дней после выхода закона, а новые денежные знаки станут единственным платежным документом в стране. Денежные единицы при этом обменивались в отношении одна к ста. И реформа дала свои положительные результаты. Ориентация правительствовавшего режима Ли Сын Мана на американский импорт имела и значительный отрицательный эффект - не развивалась внутренняя индустрия. Постепенно положение трудящихся ухудшалось. К началу 1958 года число безработных и полубезработных составляло около 4,3 миллиона. В 1960 году в результате восстания недовольных действиями властей к власти пришла находившаяся ранее в оппозиции Демократическая партия, лидер которой Юн Бо Сон стал первым президентом (1960 - 1961 годы). Фактически некоторая политическая либерализация не сопровождалась экономическим развитием. Социальная напряженность не исчезла. В итоге происходит новая смена власти. К управлению страной приходит военный режим Пак Чжон Хи (1961 - 1979). Новая правительствовавшая элита не отличалась коренным образом от своих предшественников, но вместе с тем администрации Пак Чжон Хи избрала новую стратегию экономического развития - основными целями были провозглашены поощрение частной инициативы и укрепление национального частнокапиталистического уклада. Их достижение стало возможным за счет формирования системы управления капиталистической экономикой, что означало введение государственного регулирования управления хозяйством. Составной частью экономической политики стали пятилетние планы развития. Следует отметить, что они никогда не носили в Южной Корее директивного характера, хотя в руках правительства имелись достаточные рычаги воздействия на экономику. Таким образом, Южная Корея избежала абсолютизации роли государственного сектора экономики. На ранней стадии развития роль государственного сектора заключалась в создании социальных и экономических предпосылок для складывания эффективного и гибкого экономического организма, для развития национальных предприятий. Государство брало на себя заботу о создании и развитии отраслей, которые заключали в себе основания для дальнейшего развития, монополизация которых частным сектором могла иметь нежелательные социальные и экономические последствия. При этом частным предпринимателям давалась возможность действовать в сферах, где требовалась высокая эффективность производства, гибкость и динамизм. Так правительство сохранило за собой право собственности на железные дороги, источники электроэнергии, водоснабжение, автодороги и порты. В результате правительственный и частный сектор имели четкие границы, была прочно введена "свободная рыночная экономическая система", которая оказала большое влияние на развитие страны. С тем чтобы поддержать мелкий бизнес, в 1961 году был так же создан промышленный банк, предоставлявший карточные кредиты мелким и средним предпринимателям под сравнительно небольшой процент. Был проведен ряд мероприятий, призванных улучшить положение в аграрном секторе. Так правящая группировка освободила крестьян от выплат долгов по ростовщическим процентам, приняла программу стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличила процент выплат по банковским вкладам, что так же стимулировало приток в банки свободных средств и облегчало получение кредитов, были приняты и другие подобные меры. Развитие легкой промышленности обеспечило насыщение внутреннего рынка товарами, ранее импортировавшимися из-за рубежа, а затем позволило перейти к их экспорту. Тем самым была подготовлена основа для индустриализации станы, осуществления лозунгов экономической революции: создание самостоятельной экономики было провозглашено в Южной Корее в начале 60-х годов. Начиная с 1960 года, единственным средством спасения южнокорейской экономики от порочного круга бедности стали называть индустриализацию. Из-за ограниченных размеров внутреннего рынка и хронической нехватки иностранной валюты правительство увеличило потенциал роста экономики через ориентацию на экспорт, тем самым, стремясь ускорить процесс индустриализации. Для этого осуществлялось краткосрочное и долгосрочное финансирование экспортных фирм с помощью системы финансовой поддержки экспорта. Краткосрочное экспортное финансирование, проводимое с 1948 года по сегодняшний день, создало базу для экспортных вложений. Эта система обеспечивает займы для получения необходимых фондов по производству экспортной продукции. По мере индустриализации экономики страны структура экспорта улучшалась, возникла необходимость поддержки экспорта с помощью отсрочки платежей. Это привело к созданию в 1976 году Экспортно-импортного банка, который осуществлял систему долгосрочной помощи экспорту на основе отсрочки платежей. Поддержку экспорту так же обеспечила налоговая политика: правительство предоставило частичные скидки с подоходного налога на иностранный капитал, была введена система возмещения таможенных тарифов. Внедрение иностранного капитала в южнокорейскую экономику в значительной степени способствовало модернизации технологии, так как, делая капиталовложения, иностранные фирмы передавали и новые технологии. В 80-х годах Южная Корея вступила в полосу более стабильного, эволюционного развития. Экономическая стабилизация обуславливается политической стабилизацией: отпала потребность в сохранении авторитарного характера управления. Происходила постепенная политическая либерализация правящего режима. Под давлением форсированных изменений в экономическо-социальном базисе эволюционировала сама форма государственного управления от авторитаризма в направлении к буржуазно-демократической системе. На этом новом этапе развития, решающее значение приобретает вопрос научно-технологического потенциала и экономической возможности его использования. Южная Корея имеет наиболее широкие перспективы в этом отношении, она уже сейчас лидируют в “новоиндустриальном” регионе в плане производства наукоемкой продукции. Правительство всячески содействует развитию своего научно-технического потенциала, расширяя сотрудничество с развитыми капиталистическими странами. Школы и ВУЗы тесно связаны с научно-исследовательскими институтами. Рассмотрим синтез традиционных и западных культур как фактор общественного развития. Власть сама по себе не смогла бы сыграть столь важную роль в выдвижении Южной Кореи на передовые позиции мировой экономики. Важным и необходимым условием этого процесса была консолидация общества вокруг правящей политической структуры, доверие и передача ей чрезвычайных полномочий. В первую очередь речь должна идти о роли в общественном развитии Южной Кореи конфуцианской культуры. Среди исследователей нет полного единодушия по вопросу о характере воздействия этой культурной традиции на пути модернизации восточных обществ. Конфуцианство со своими патерналистическими отношениями, распространявшимися не только на семейном уровне, но и на производственные отношения, признанием кровного родства в общественных отношений, правилами наследования тормозило экономическое развитие Южной Кореи, препятствуя формированию современных структур торгово-промышленных связей. Но с другой стороны оно приветствовало четкое исполнение своих обязанностей, кропотливость и целеустремленность, добро и взаимопомощь, что не могло не сказаться положительно на развитии экономики. С течением времени под воздействием западной идеологии и норм нравственности вся система конфуцианских взглядов стала меняться. Это влияние привело к возникновению одного из важнейших элементов современной промышленной цивилизации - человеческого фактора, обеспечившее выход страны на передовые экономические рубежи. В связи с ростом экономической мощи Южной Кореи в 60-х - 70-х годах началась внутренняя эволюция конфуцианства. На него стали оказывать воздействие факторы западной - протестантской культуры. Система общественных взглядов изменилась в сторону еще большей гумманизации, и сейчас Южная Корея занимает первое место среди НИС по своему экономическому развитию. Опыт Республики Корея показывает, что сохранение исторических, этнокультурных, философских корней общества, обеспечение преемственности его духовного развития. Играют важную роль в создании благоприятных социально-политических условий для проведения структурных изменений, перестройки общества. С другой стороны, сохранение этнокультурных корней, духовная преемственность общества позволяют ему осознать свою идентичность, единство и взаимосвязь различных социальных групп. Это позволило властям Южной Кореи выработать отвечающую реальным потребностям и возможностям общества стратегию экономического развития, свободную от доминирования чисто идеологических факторов и опирающуюся, прежде всего на соображения экономической целесообразности. Скачать архив (43.6 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |