Главная » Экономика

Гражданская война в Ливии 2011 г. в рамках внешней политики США

ВВЕДЕНИЕ

ливия каддафи джамахирия война

Гражданская война в Ливии в 2011 году явилась громким отголоском знаменательных событий «Арабской весны», всколыхнувших ближневосточный мир и североафриканский регион, а также страны, стоящие далеко за пределами театра происходящих событий. Так повелось изначально, согласно законам циклического развития исторического процесса, все, происходящее в мусульманском мире, имеет свое место и прямое отражение в геополитических императивах стран Западной Европы и США. Тунис, Алжир, Египет, Ливия, Йемен, Саудовская Аравия, Бахрейн, Сирия стали проводниками нового направления устроения манифестаций, скандирования решительных лозунгов, ведения революционных действий, разжиганий конфликтов, проведений гражданских войн и всего прочего, что имеет отношение к приобретению свободы и независимости через призму войны, насилия и разрушения.

На протяжении 2010-2011 гг. мир стоял на пороге решительных и ответственных испытаний в сфере мировой политики, экономики, согласованного разрешения основных международных споров, затрагивающих интересы всего мирового сообщества. Арабский мир, оказавшись на обочине общемировых тенденций, тем не менее, влился в стремительный поток финансового кризиса, показав слабость и несостоятельность своих «законсервированных режимов» перед лицом инновационных испытаний и прений международного характера. То, что было воспринято в Тунисе манифестациями против Зин эль-Абидина бен Али, в Египте отставкой Мубарака после волнений на площади Тахрир, в Ливии приняло, пожалуй, самую затяжную и тяжелую форму противостояния, вылившуюся в продолжительную гражданскую войну с многочисленными жертвами, сломом режима, переделом власти и падением всей экономической и политической системы прежней Джамахирии.

В данной курсовой работе будет продемонстрировано историческое влияние Госдепа США и ведущих политических фигур истеблишмента на проведение внутри- и внешнеполитических событий в Ливии во время правления Муаммара Каддафи, в период ведения Гражданской войны и нахождения у власти Национального Переходного Совета; геополитические предпосылки вторжения НАТО и проведения операции «Одиссея. Рассвет»; информационная блокада и правовая изоляция Ливии во время ведения боевых действий; интересы североафриканских соседей, стран ближневосточного региона и Западной Европы совместно с США в эскалации и обострении конфликта в Ливии; социально-экономическое и культурно-политическое устройство Ливии во время правления Муаммара Каддафи; «Третья мировая теория» согласно «Зеленой книге» «вождя революции».

Актуальность данной работы представляется в:

рассмотрении дальнейшего развития независимого государства Ливия, ее внешнеполитического и экономического сотрудничества;

предопределении будущего развития других мусульманских государств, которые попали в поток «Арабской весны»;

обозначении новых методов ведения войн, революций и действий, обеспечивающих свержение режимов за короткий срок;

использование социальных сетей и мировой паутины в качестве катализатора появления революционных тенденций и настроений;

рассмотрении приоритетов внешней политики США за счет использования своих позиций на мировой арене, устоявшегося влияния в отдельных странах ближневосточного и североафриканского регионов, приведение в действие собственных интересов под прикрытием принципами демократии и правами человека;

в предопределении исторического развития ливийского государства ввиду этноконфессионального и племенного устройства;

в присутствии на протяжении 42 лет в Ливии фактора сильной власти и нового социально-политического устройства со всеми вытекающими последствиями

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ЛИВИИ: ДО МУАММАРА И С НИМ

1.1    Историческая картина Ливии

История Ливии является неотъемлемым показателем того, как различные факторы обуславливали возникновение, функционирование и развитие первых племенных, межплеменных и колониальных государств на современной территории североафриканской страны, и то, как эти факторы находились во взаимосвязи с культурно-этническими, социально-политическими и религиозными принципами. Таким образом, представляется возможным судить о том, что историческая предрасположенность к трехчастному делению государства Ливия на Киренаику, Триполитанию и Феззан является определяющим на всем этапе развития государственной деятельности и становления самостоятельного образования Джамахирия в XX в.

До середины III тысячелетия до н. э. на территории нынешней Ливии не существовало политических объединений, во всяком случае, пока не найдено письменных источников или свидетельств археологии. Древнейший исторический период начинается со второй половины III тысячелетия до н. э. и в какой-то мере освещен древнеегипетскими источниками. Они упоминают о наличии на востоке и юго-востоке нынешней Ливии ранних государственных объединений Темех, Маджаи (вариант Мазиг - известный этноним берберов) и Иам. Эти объединения вели войны между собой и с египтянами. Судя по археологическим материалам, темеху и маджаи занимались разведением крупного рогатого скота и овец, а также мотыжным земледелием.[1, c. 4]

Во II тыс. до н.э. на территории нынешней Ливии и к западу от нее жили берберские племена. В Киренаике в это время сформировалось политическое объединение Ребу (другой вариант - Либу), по названию которого потом была обозначена эта территория и весь североафриканский регион. Во второй половине II тыс. до н.э. на территории Ливии появились выходцы с Эгейского моря, которые принесли с собой наследие малоазийско-эгейской культуры.

В Киренаику в XI в. до н.э. прибывают первые греки-ахейцы, которые, по стечению обстоятельств, застают здесь выходцев из Эгеиды.[1, c. 6] К VII в. появляются первые поселения греков-дорийцев, стремящихся преобладать в восточном регионе Ливии за счет ассимиляции с местными берберами и постройкой необходимой инфраструктуры для этого, в том числе, и большого числа городов.

На западе Ливии к VI в. до н.э. образуются крупные города, построенные финикийцами, - Эя (позже Триполи), Лептис и Сабрата, которые сформировали своеобразный треугольник, получивший название «Триполитания». Позднее эта западная часть Ливии станет частью могущественной Карфагенской державы.

Одновременно с образованием полугреческой Киренаики и полуафриканской Триполитании формируется самобытная племенная культура, расселившаяся на юге Ливии - в Феззане. Позднее три региона современной Ливии оказались под властью персидского царя, а затем и Римской империи. Постепенно западная Ливия вошла в состав будущей Западной Римской империи, а восточная - в состав Византии. К VI в. идет постепенное утверждение монотеистической религии - христианства. До арабского завоевания в X-XI вв. Киренаика была прекрасным оплотом Византийской империи на севере Африки, открывающим ворота к остальным государствам этого региона.[1, c. 8]

С арабским завоеванием пришла смена религиозной ориентации - происходит быстрая исламизация данного региона. К XV в. эта территория становится сферой интересов для испанских завоевателей, которые находились тогда в пику эпохи Великих географических открытий. Со временем Триполитания становится сферой интересов Мальтийского ордена, и только протесты местного арабского населения привели к тому, что турецкое завоевание вернуло эту область в лоно исламской культуры. Тем не менее, турецкий султан, изначально обещавший помощь западной Ливии без территориальных претензий на нее, стал претендовать не только на Триполитанию, но и на Киренаику с Феззаном.

На протяжении последующих трех столетий Ливия, а точнее ее три области, боролись с турецким игом, перемежавшимся со временем с вторжением Англии, Франции, Италии и, как ни странно, уже тогда - США.[1, c. 17]

На фоне предстоящего в начале XX в. мирового потрясения - Первой мировой войны - ливийцы еще в годы итало-турецкой войны (1911-1912) начинают национально-освободительную борьбу против чужеземного владычества. Италия после мировой войны становится арбитром внешне- и внутриполитических событий в Ливии, претендуя на ее полное подчинение. Тем не менее, 20-е годы XX в. подарили ливийцам символ революционного и национально-освободительного движения - Омара аль-Мухтара. В 1930 г. он был казнен итальянцами.[1, c. 24]

Новый виток борьбы за независимость и провозглашение государственности разворачивается в Ливии в период Второй мировой войны в момент итало-немецкого наступления в регионе Северной Африки. После окончания войны Англия и Франция стали странами-претендентами на установление собственной власти в бывшей итальянской колонии. Хотя Ливия стала одной из первых стран Африки, приобретшей независимость, тем не менее, даже в период теократической монархии короля Идриса I (1951-1969) иностранное присутствие определяло все вектора экономической и политической активности королевства.[1, c. 34] И только с приходом к власти 1 сентября 1969 г. через организацию «Свободные офицеры юнионисты-социалисты» Мауммара Каддафи начинается совершенно новый этап развития ливийского государства, получившего название «Джамахирия, и воплотившие в себе идеалы прямого народовластия и исламского социализма. Былое господство европейских держав и экономическое засилье США прекращается в течение нескольких последующих лет с образованием нового образца власти, отвергающего былые принципы ведения внешнеполитической активности и ищущего самобытный путь развития.

Таким образом, Ливия на протяжении своей многовековой истории выступала не в качестве самостоятельного и единого государственного образования, но в пределах своих племенных разделений, входивших в состав других, более сильных и способных государств. Несмотря на преобладание единой религии в регионе Триполитании, Киренаики и Феззана, Ливия выступала уже в период правления Каддафи в качестве своеобразного союза племенных территорий, которые в силу ряда причин и взаимовыгодных интересов при посредстве сильной власти вождя революции были объединены в единое государство - Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия.

1.2    Муаммар Каддафи - мессия Ливии в XX в.

Ведущие политики XX и XXI вв. всегда с неоднозначностью вспоминали и вспоминают личность Муаммара Каддафи. На протяжении своей жизни поначалу он имел честь знакомства, а потом с ним имели честь познакомиться многие выдающиеся деятели из сферы культуры, бизнеса и политики, и все они в один голос заявляли, что Муаммар - это человек столь же твердых принципов, как и столь же экстравагантного поведения. Кем был этот бедуин, родившийся в городе Сирте в племени аль-каддафа?[2, c. 23] Никто на самом деле с полной достоверностью сказать не может, т.к. этот «вождь революции» отличался бравадой своего поведения, решительностью своих взглядов, был поборником перемен и противоборства насилию, политическим авантюристом и смелым инициатором. Пожалуй, таким предстает Каддафи в возрасте 27 лет, когда в чине капитана он приходит к рулю власти в составе Совета Революционного командования. Со временем появляется другая сторона вождя - заносчивость, властолюбие, склонность к насилию и неприятию инакомыслия, жестокость. Для понимания личности лидера ливийской Джамахирии стоит познакомиться с его биографическим портретом.

Как и сама личность, так и год рождения Муаммара Каддафи неоднозначен - по одним сведениям он родился в 1940 г., по другим - в 1942 г. близ г.Сирта в семье бедуинов в племени аль-каддафа,[2, c. 25] которое пользовалось поддержкой вторым по величине племенем в Ливии - Магарха, центром которого являлся город Сирт.[5, c. 253] В детстве из-за недостатка денежных средств Каддафи меняет три школы - Сирт, Мисурата и Себх. К 17 годам он становится поклонником египетского лидера Гамаля Абделя Насера, который выступал с идеей арабского единения, столь созвучной самому Каддафи.[3, c. 462] В 1956 г. он участвует в антиизраильских акциях протеста на волне Суэцкого кризиса, а в 1959 г. в Себхе создает подпольную организацию. В это же время он выступает против выхода Сирии из состава Объединенной Арабской республики. Впоследствии Каддафи выступает против монархических режимов в странах Ближнего Востока и Северной Африки, что приводит к его исключению из нескольких учебных заведений. После окончания военной школы в Бенгази Каддафи в чине лейтенанта отправляется на курсы связистов в войсковой центр в Великобритании.[6, c. 56] По прибытии в Ливию Муаммар создает подпольную организацию «Свободные офицеры», которая была прототипом аналогичной египетской организации, свергшей монархический режим и приведшей к власти Насера. Во время своей подпольной деятельности будущий вождь революции читает труды Бакунина, Кропоткина, изучает западную экономическую и политическую литературу и приходит к убеждению, что монархический марионеточный режим Идриса I ввергает Ливию в пропасть ввиду экономического засилья США, присутствия иностранных военных баз и безоговорочной диктовке интересов господствующих держав в лице Англии и Франции.[2, c. 67]

В ходе бескровного государственного переворота 1 сентября 1969 г. верховным органом власти в стране становится СРК - Совет Революционного командования, состоящий из 11 офицеров, признающих авторитет и будущие полномочия Каддафи в качестве его председателя.[7, c. 356] Придя к власти, молодой полковник обозначил 5 основных принципов будущего государства: 1) устранение всех иностранных военных баз с территории Ливии; 2) позитивный нейтралитет; 3) национальное единство (Каддафи понимал, что племена, занимавшие три региона Ливии, обладают властью, поэтому, ввиду недопустимости распада государства на части, он решает его полностью объединить; 4) арабское единство (идеи панарабизма жили с полковником на протяжении всей его жизни); 5) запрет всех политических партий (кроме созданного Каддафи по образцу Египта в 1972 г. Арабского Социалистического союза.[4, c. 65]

В течение 1969-1971 гг. вождь революции проводит масштабную национализацию и экспроприацию иностранной собственности в виде итальянских земельных владений, коммерческих банков и нефтяных компаний. Все ливийские банки с присутствием частного капитала были национализированы лишь на 51%.

Для правового обеспечения своего политического руководства Муаммар объявляет нормы шариата единственным действующим законодательством страны, но уголовные преступления находятся в ведении и трактовке предыдущего законодательства. В апреле 1973 г. он провозглашает культурную революцию, которая в корне отличается от ее китайской сестры, проводимой Мао Цзэдуном, т.к. призывает не к коренному слому прошлых устоев, а к возвращению арабского единства. Революция включала в себя 5 пунктов: 1) аннулирование всех существующих законов, принятых предыдущим монархическим режимом и их замена законами, основанными на шариате; 2) репрессии против коммунизма и консерватизма; производится чистку всех политических оппозиционеров - тех, кто выступал против или сопротивлялся революции, таких, как коммунисты, атеисты, члены «Братьев-мусульман», защитники капитализма и агенты западной пропаганды; 3) распределение оружия между людьми таким образом, чтобы общественное сопротивление защитило бы революцию; 4) административная реформа, чтобы закончить чрезмерную бюрократизацию, превышение обязанностей и взяточничество; 5) поощрение исламской мысли, отвержение любых идей, не соответствующих ей, особенно идей, импортированных из других стран и культур.[4, c. 76] Таким образом, Ливия постепенно превращается в страну с диктатурой левого толка, продвигающая идеи государственного исламского социализма при объявленной коллегиальности и народовластии.

В 70-х к лидеру революции приходит осознание о формировании полноценной теории построения исламского социалистического государства, которая в итоге была воплощена в труде Каддафи под названием «Зеленая книга». В ней Муаммар подробно дает описание понятию Джамахирия как отдельного политического режима с точки зрения политологии, которое буквально переводится как «власть народных масс».[1, c. 78] Программное обоснование политического режима грамотно вписалось в схему геополитического сотрудничества Каддафи на тот момент с лидерами Ближнего Востока и Северной Африки. Обладая несметными богатствами нефти (ее запасы оцениваются в 36 млрд. баррелей при стоимости марки Brent на момент начала гражданской войны (15.02.2011) в 103,15 USD/баррель, общая стоимость всех разведанных нефтяных запасов Ливии составляет около 3,8 трлн. долларов),[10] Каддафи мог себе позволить большие социальные эксперименты с созданием народоуправства в лице народных комитетов, планы объединения с десятком арабских стран и отдельными странами Африки, идеями создания Соединенных Штатов Африки, спонсированием террористических режимов в соседних странах и созданием тренировочных лагерей для них в рамках идей революционной борьбы и национального освобождения, подкуп наемников и спонсирование революций в других странах (этакий СССР Северной Африки), закулисные игры с западными политиками и противостояние американскому диктату, переориентацию своих политических взглядов и идей в призме расстановки правильных и выгодных позиций (или СССР, или США), экономические и финансовые махинации за приобретение международного престижа и имиджа. Одним словом, деньги только укрепляли и без того сильный авторитет Каддафи.

Почти сразу после своего прихода к власти Муаммар Каддафи, движимый идеей панарабизма, взял курс на объединение Ливии с соседними арабскими странами. 27 декабря 1969 года состоялась встреча Каддафи, президента Египта Гамаля Абделя Насера и премьер-министра Судана Джафара Нимейри, по итогам которой была подписана «Триполийская хартия», содержавшая идею объединения трёх государств. 8 ноября 1970 года была принята «Каирская декларация» о создании Федерации Арабских Республик (ФАР) в составе Египта, Ливии и Судана.[6, c. 99] В том же году Каддафи предложил Тунису объединить две страны, но тогдашний президент Хабиб Бургиба отклонил это предложение.

июня 1972 года Каддафи призвал мусульман бороться с США и Великобританией, а также объявил о своей поддержке чёрных революционеров в США, революционеров в Ирландии и арабов, желающих присоединиться к борьбе за освобождение Палестины. 2 августа на встрече в Бенгази ливийский лидер и президент Египта Анвар Садат договорились о поэтапном объединении двух стран, которое было запланировано на 1 сентября 1973 года. Проявляя больший энтузиазм, чем египетский президент, Муаммар Каддафи в июле следующего года даже организовал 40-тысячный марш на Каир с целью оказать давление на Египет, но марш был остановлен в 200 милях от столицы Египта. Союз Ливии и Египта так и не получился. Дальнейшие события привели только к ухудшению египетско-ливийских отношений и позднее к вооружённому конфликту. При посредничестве Каддафи с 26 по 28 ноября 1972 года в Триполи состоялась встреча президентов Северного (ЙАР) и Южного Йемена (НДРЙ), которая завершилась подписанием «Полного текста Соглашения о единстве между двумя частями Йемена».[1, c. 87] Консультативный совет ЙАР на своём заседании 10 декабря «поблагодарил Каддафи за усилия, которые он предпринял в деле осуществления йеменского единства, являющегося шагом на пути к полному арабскому единству». В январе 1974 года Тунис и Ливия объявили об объединении и образовании Арабской Исламской Республики, но референдум по этому поводу так и не состоялся. Находясь в мае-июне 1978 года с визитом в Алжире, Каддафи выступил с предложением об объединении Ливии, Алжира и Туниса.

В августе 1978 года по официальному приглашению ливийского руководства в страну в сопровождении двух спутников прибыл лидер ливанских шиитов и основатель движения «Амаль» имам Муса аль-Садр, после чего они таинственно исчезли. 27 августа 2008 года Ливан обвинил Каддафи в заговоре с целью похищения и незаконного лишения свободы духовного лидера ливанских шиитов и потребовал ареста руководителя Ливии. Как отметил судебный следователь, совершая это преступление, полковник Каддафи «способствовал развязыванию гражданской войны в Ливане и вооружённому конфликту между конфессиями». Ливия всегда отрицала обвинения в причастности к исчезновению троих ливанцев и утверждает, что имам со своими спутниками выехал из Ливии в направлении Италии.[2, c. 94]

Во время Угандийско-танзанийской войны 1978-1979 гг. Муаммар Каддафи отправил 2 500 ливийских военнослужащих на помощь угандийскому диктатору Иди Амину. 22 декабря 1979 года США включили Ливию в список стран-спонсоров терроризма. В начале 1980-х гг. США обвиняли ливийский режим во вмешательство во внутренние дела не менее чем 45 стран.[3, c. 465]

сентября 1980 года, после тайных переговоров между представителями Ливии и Сирии, полковник Каддафи предложил Дамаску объединиться, чтобы они могли более эффективно противостоять Израилю, и 10 сентября было подписано соглашение по объединению Ливии и Сирии. Ливия и Сирия были единственными арабскими странами, которые поддержали Иран в Ирано-иракской войне. Это привели к тому, что Саудовская Аравия 19 октября того же года разорвала дипломатические отношения с Ливией.[8, c. 54] После подавления в июле 1976 года попытки государственного переворота в Судане, Хартум прервал дипотношения с Ливийской Джамахирией, которую президенты Судана и Египта обвинили в организации заговора с целью свержения Нимейри. В том же месяце на конференции исламских государств в Джидде был заключён тройственный «священный союз» Египта, Саудовской Аравии и Судана против Ливии и Эфиопии. Чувствуя угрозу со стороны альянса Египта и Судана, Каддафи в августе 1981 года сформировал трёхсторонний союз Ливии с Эфиопией и Южным Йеменом, направленный на противодействие западным, в первую очередь американским, интересам в Средиземном море и Индийском океане.[5, c. 79]

В ноябре 1982 года Каддафи внёс предложение создать специальный межафриканский орган для урегулирования спорных политических проблем мирным путём, что позволило бы избежать военных конфликтов на континенте.

августа 1983 года в ходе своего визита в Марокко Муаммар Каддафи подписал с марокканским королём Хассаном II в городе Уджда Арабо-африканский федеративный договор, предусматривающий создание союзного государства Ливии и Марокко в качестве первого шага на пути создания Великого Арабского Магриба. 31 августа в Марокко прошёл референдум, по результатом которого договор одобрили 99,97 % проголосовавших; Всеобщий народный конгресс Ливии поддержал его единогласно. Ливия оказывала поддержку фронту Полисарио, ведущей партизанскую войну против марокканских войск, и подписание договора ознаменовало собой прекращение ливийской помощи. Союз начал разваливаться, когда Ливия в 1985 году подписала союз с Ираном, а после того как Каддафи подверг критике марокканского короля за его встречу с премьер-министром Израиля Шимоном Пересом, король Хассан II в августе 1986 года вовсе аннулировал договор.[1, c. 102] Падение в это же время в Судане режима Нимейри привело к улучшению судано-ливийских отношений. Каддафи прекратил оказывать поддержку Народной армии освобождения Судана и приветствовал новое правительство генерала Абдель Рахмана Свара аль-Дагаба. В 1985 году Каддафи объявил о формировании «Национального (регионального) командования арабских революционных сил» с целью «совершения вооружённых переворотов в реакционных арабских странах и достижения арабского единства», а также для «уничтожения посольств, учреждений и других объектов США и Израиля в странах, проводящих антиливийскую политику и поддерживающих США». В следующем году в ходе Международного народного конгресса, проходившего в Ливии, полковник Каддафи был провозглашён командующим единой общеарабской армией и идейным руководителем всех освободительных движений мира. Муаммар Каддафи трижды посетил Советский Союз - в 1976, 1981 и 1986 годах и встречался с Л. И. Брежневым и М. С. Горбачёвым.[6, c. 33]

В 1980-х годах Каддафи организовал на территории Ливии тренировочные лагеря для повстанческих группировок со всей Западной Африки, включая туарегов. В 1981 году Сомали разорвала дипломатические отношения с Ливией, обвинив ливийского руководителя в поддержке Сомалийского демократического фронта спасения и Сомалийского национального движения. 1 сентября 1984 года Муаммар Каддафи объявил, что послал войска и оружие в Никарагуа на помощь сандинистскому правительству в борьбе с США. В марте 1986 года, когда Каддафи принимал Конгресс Мирового центра борьбы против империализма и сионизма, среди его гостей были представители Ирландской республиканской армии, баскской сепаратистской группировки ЭТА и лидер радикальной американской организации «Нация ислама» мусульманин-афроамериканец Луис Фаррахан. В 1980-е гг. Лидер ливийской революции активно снабжал оружием ИРА, считая её деятельность частью борьбы против «британского колониализма». Ливия оказывала помощь таким национально-освободительным и националистическим движениям как палестинские организации ООП, ФАТХ, НФОП и ДФОП, Фронт освобождения Мали, Объединённый патриотический фронт Египта, Фронт национального освобождения Моро, Фронт освобождения Арабистана, Народный фронт освобождения Аравии, Африканский национальный конгресс, Народный фронт освобождения Бахрейна, СВАПО, ФРЕЛИМО, ЗАПУ-ЗАНУ. Ливию также подозревали в оказании поддержки Японской красной армии.[2, c. 53]

Каддафи занял жёсткую позицию по отношению к Израилю. 2 марта 1970 года ливийский лидер обратился к 35 членам Организации африканского единства с призывом порвать отношения с Израилем. В октябре 1973 года разразилась третья арабо-израильская война. 16 октября Саудовская Аравия, Иран, ОАЭ, Кувейт и Катар в одностороннем порядке подняли отпускную цену своей нефти на 17 % - до $3,65. Спустя три дня в знак протеста против поддержки Израиля в Войне Судного дня Ливия объявило эмбарго на поставку нефти в США. Саудовская Аравия и другие арабские страны последовали её примеру, положив начало нефтяному эмбарго против стран, оказавших или способствовавших оказанию поддержки Израилю.[1, c. 58]

Ливию подозревали в минировании Красного моря в 1984 году, которое привело к повреждениям 18 судов. 17 апреля того же года получил широкий резонанс инцидент, когда из здания Ливийского народного бюро (посольство) в Лондоне был открыт огонь по ливийским демонстрантам, в результате чего погибла сотрудница британской полиции Ивонн Флетчер и ещё 11 человек получили ранения. После этого 22 апреля Великобритания разорвала дипломатические отношения с Ливией.[1, c. 86]

апреля 1986 года на дискотеке La Belle в Западном Берлине, популярной среди американских военных, прогремел взрыв, в результате которого погибли 3 человека, включая турецкую девушку, и были ранены 200 человек. В организации теракта усмотрели ливийский след. Основанием для этого послужили перехваченные послания Каддафи, в которых ливийский лидер призывал своих сторонников в отношении американцев наносить максимальный ущерб, не обращая внимания на то, какая цель подвергается атаке - гражданская или военная, причём в одном перехваченном сообщении ливийская разведка информировала о деталях взрыва в западногерманской дискотеке. Президент США Рональд Рейган назвал Каддафи «бешеным псом Ближнего Востока», обвинив его в пособничестве международному терроризму. Президент США отдал приказ о бомбардировке городов Триполи и Бенгази. Для удара американской авиации было намечено пять целей, из которых три в районе Триполи (казармы Баб-Аль-Азизия, база подготовки боевых пловцов Сиди Билала и военный сектор аэропорта Триполи) и 2 - в районе Бенгази (казармы Аль-Джамахария-Баррас и аэродром «Бенина»). Ночью 15 апреля авиация США нанесла удары по намеченным целям. В ходе бомбардировки погибли несколько десятков человек, включая приёмную дочь Каддафи.

декабря 1988 года в небе над шотландским местечком Локерби был взорван пассажирский Boeing-747 американской авиакомпании Pan Am, выполнявший рейс № 103 из Лондона в Нью-Йорк, в результате чего погибли 270 человек (все пассажиры самолёта и члены экипажа, а также находившиеся в районе катастрофы люди). Сперва подозрение в организации теракта пало на террористов из Народного фронта освобождения Палестины, а также на власти Ирана, но вскоре генеральный прокурор Шотландии лорд Фрэйзер предъявил официальные обвинения в организации взрыва двум сотрудникам государственных спецслужб Ливии - Абдельбасету аль-Мохаммеду аль-Меграхи и аль-Амину Халифе Фхимаху.

сентября 1989 года в воздушном пространстве Нигера был взорван самолёт DC-10, выполнявший рейс UTA-772 из Браззавиля в Париж, в результате чего погибли 170 человек.[1, c. 103]

В 1992 году Совет Безопасности ООН ввёл против Ливии санкции. 1 декабря 1993 года были введены дополнительные санкции ООН, запрещающие продажу многих видов оборудования для транспортировки и переработки нефти, а также были заморожены ливийские авуары за границей.[3, c. 467]

В знак протеста против соглашений в Осло между Организацией освобождения Палестины и Израилем Каддафи 1 сентября 1995 года объявил о высылке 30 тыс. палестинцев, работающих в его стране. Он также призвал арабские правительства изгнать палестинцев и отправить их обратно в сектор Газа и на Западный берег реки Иордан в качестве наказания израильских и палестинских лидеров за достигнутое соглашение.

В 1998 году по инициативе Каддафи было создано Сообщество государств прибрежного и сахарского региона (CENSAD) с целью укрепления мира, безопасности и стабильности, а также достижению глобального экономического и социального развития в регионе. 2 марта 2001 года также по инициативе Муаммара Каддафи был провозглашён Африканский союз, объединяющий 54 государства Африки.[1, c. 74]

В 2000-х годах брожение в среде сформировавшейся ливийской элиты, потеря всех союзников и нежелание Каддафи идти на открытую конфронтацию с Западным миром привели к некоторой либерализации экономической, а затем и политической жизни страны. В Ливию были допущены зарубежные компании, подписаны контракты о строительстве газопровода в Италию (отношения между бывшими колонией и метрополией до этого были крайне натянутыми). В целом, Ливия, хотя и с большой задержкой, пошла по пути руководителя Египта Хосни Мубарака. Изменения экономического и политического курса, сопровождавшиеся грамотной пропагандой, позволили Каддафи остаться у власти и избежать судьбы Анвара Садата или Саддама Хусейна.

В июне 2003 года на общенародном съезде Муаммар Каддафи объявил о новом курсе страны на «народный капитализм»; в то же время было заявлено о приватизации нефтяной и смежных отраслей промышленности. 19 декабря Ливия объявила об отказе от всех видов оружия массового уничтожения.[2, c. 90]

В августе 2003 года Муаммар Каддафи опубликовал «Белую книгу», в которой изложил свои идеи урегулирования ближневосточного конфликта, в частности, о создании объединённого еврейско-арабского государства «Изратина». На сайте Algathafi на иврите был представлен план Каддафи, а также сказано, на каких принципах должно быть создано это государство: 1) возвращение палестинских беженцев на их земли; 2) многонациональное государство, организованное по ливанской модели; 3) свободные выборы под наблюдением ООН; 4) объединённый еврейско-палестинский парламент; 5) уничтожение всех вооружений на Ближнем Востоке.

В августе 2008 года на встрече более 200 африканских королей, султанов, эмиров, шейхов и вождей племён Муаммар Каддафи был объявлен «королём королей Африки». 2 февраля следующего года Муаммар Каддафи был избран председателем Африканского союза.[2, c. 97]

Лидер ливийской революции во все времена сохранял дух авантюризма, экспериментаторства и новаторства, разыгрывая личные амбиции и интересы на государственном и внешнеполитическом уровне. Не всегда он был игроком, который ставил в политическом казино на верный номер, но всегда оставался тем, кто извлекал полезные уроки из любых событий, не гнушаясь идти против интересов своих союзников вопреки своим притязаниям.

1.3    «Зеленая книга» о Джамахирии в Ливии

Муаммар Каддафи, являясь ливийским вождем, очень тонко и искусно подходил к построению новой государственной модели развития, и как никто другой, он стремился ей дать полное декларативное изложение, которое потом вписалось в императивное выполнение изложенных принципов. В 1976-1979 гг. выходят три части своего рода Конституции Джамахирии, которая получила название «Зеленая книга». Книга, обретшая популярность по всему миру, стала политическим бестселлером 80-х гг., облетев все страны мира и приковав внимание многих политиков своим авангардом, эпатажем и неоднозначностью приведенной схемы построения государства.

В отличие от многих политических лидеров, Каддафи, по слухам, был человеком начитанным. Ему были знакомы произведения мировой литературы, в том числе творчество Толстого и Достоевского. Работы философов он тоже вниманием не обошел - читал Сартра, а произведения Кропоткина и Бакунина даже перевел на арабский язык. Вернее, инициировал их перевод, поскольку русского он все-таки не знал. Помимо этого Каддафи с детства был глубоко религиозен, знал Коран и даже совершил хадж. Вдобавок он был увлечен идеологией арабского национализма, в египетском его варианте, главным героем и примером которого был Насер.[2, c. 66]

«Зеленая книга» содержит сокровенные мысли и взгляды лидера ливийской революции на устройство общества и другие животрепещущие вопросы. В масштабе и значительности своего произведения Каддафи не сомневался: «Я - пророк революции, а не Аллаха, ибо я хочу, чтобы «Зеленая книга» стала Библией современного мира.

Современность Каддафи называл эпохой масс, стремящихся утвердиться у власти, когда к власти стремится каждый. На смену единовластным правителям и республикам приходит народное самоуправление - Джамахирия, то есть «государство масс». Принципы «Зеленой книги» достаточно причудливым образом Каддафи воплотил в государственном и общественном устройстве Ливии.

Свою книгу Каддафи считал научной, потому что она предлагает «научно обоснованный выход из полемики между прежними учениями и переживаемого ими кризиса».

Вспоминая пророков - простых людей, прославившихся благодаря открытым им истинам, - Каддафи проводил параллель с собой, «простому бедуину, который ездил на осле и босым пас коз», и со своей книгой, по его утверждению, состоящей из человеческих чувств и мечтаний о счастье.

«Я лишь собрал эти бессмертные россыпи, объединив их в трех главах Книги, зеленый цвет которой есть цвет весны, цвет народа, цвет развития, цвет рая».

«Зеленая книга» состоит из трех частей, посвященных политическому, экономическому и общественному аспектам «третьей всемирной теории», которую Каддафи противопоставлял коммунизму Маркса и капитализму Адама Смита.[2, c. 68] Впервые термин «третья всемирная теория» в приложении к в экономическим и политическим взглядам Каддафи появился в начале 1970-х, а в 1973 году ливийское министерство информации выпустило брошюру по названием «Третья мировая теория: священная концепция ислама и революция в Ливии»http://lib.rus.ec/b/322093/read - n_15 <http://lib.rus.ec/b/322093/read>. Окончательную же свою форму политическая теория Каддафи приобрела в «Зеленой книге», предлагающей альтернативный способ создания справедливого общества, чего не смогли добиться две предшествующие теории - либерализм и коммунизм.

«Зеленая книга» кажется примитивно написанной. Зачастую она пространно «разжевывает» очевидные интеллигентному читателю вещи. Однако не следует забывать, что Каддафи создавал ее, прежде всего, для внутреннего, ливийского, пользования и стремился сделать понятной каждому простому бедуину.

В своей книге Каддафи синтезировал самые разные левые теории - от анархизма Бакунина и Кропоткина и до фрейдистских взглядов. Однако, по его мнению, этот труд, прежде всего, отражает принципы ислама.

Первая часть «Зеленой книги» начинается с рассмотрения вопроса об орудии власти, решить который демократически, по мнению Каддафи, до сих пор не удалось, и его «Зеленая книга» как раз предлагает окончательное теоретическое обоснование решения этой проблемы. Существующие «фальсифицированные» демократии Каддафи считает диктатурами меньшинства. Если победивший кандидат набирает 51 % голосов, а остальные 49 % избирателей голосовали против него, то для них орудие власти становится диктатурой, хотя при этом и сохраняется видимость демократического выбора. То же происходит и в случае, когда голоса распределяются между несколькими кандидатами: победитель получает больше голосов, чем любой из проигравших кандидатов, но если сложить отданные за них голоса, то в сумме их будет больше, чем у победителя, в итоге оказавшегося у руля власти. В итоге - снова диктатура под личиной демократии.

Парламент, традиционная основа демократии, сложившаяся в эпоху, когда народ желал иметь у власти хотя бы каких-то своих представителей, по мнению Каддафи, изжил себя в этой роли. С того момента, как депутат избран, он теряет связь с избирателями, представляя только свои личные интересы или интересы своей партии. Кроме того, бедные кандидаты и партии, не имея средств на предвыборные кампании, заведомо проигрывают богатым. В результате парламент монополизирует власть, являясь узаконенным барьером для участия народа в политике. Народ при этом становится жертвой в борьбе политических сил за голоса, подвергаясь эксплуатации и обману с их стороны. Сегодня, в век республик, в эпоху масс, представительство устарело и является абсурдом.[2, c. 75]

Партию Каддафи также считает диктатурой, потому что это власть части народа над всем народом. Партия - более современное орудие диктатуры, а вовсе не демократии. В партию объединяются люди, связанные общими интересами, культурой, территорией или идеологией, чтобы продвигать свои интересы или свою идеологию, добиваясь власти под видом осуществления своей программы. Там, где народом правит одна партия, невозможна истинная демократия, потому что народ - это множество интересов, взглядов, характеров, убеждений, и партия по отношению к народу - лишь меньшинство. Теоретически предполагается, что цели партии и цели народа совпадают, но это лишь оправдание для партийной диктатуры. Даже если партий несколько, по сути ничего не меняется. Борьба партий за власть вредит народу. Чтобы доказать некомпетентность правящей партии, оппозиционная партия стремится опорочить ее достижения и программу действий, хотя эта программа может служить интересам общества. То есть борьба партий, создавая видимость политической активности, вредит политическим, социальным и экономическим сторонам жизни общества. При этом старое орудие правления заменяется подобным ему новым, и от этого не выигрывает ни народ, ни демократия.[9, c. 32]

По мнению Каддафи, первоначально партия - представитель интересов народа. Затем руководство партии становится представителем интересов членов партии, а лидер партии - представителем интересов руководства.[9, c. 33]

Победившая партия создает собственный парламент, который создает исполнительную власть - власть этой партии над народом. И эта партия является врагом всех сторонников оппозиции в народе. Это еще одно свидетельство фальши и несостоятельности теоретической базы современной демократии.

Призывая навсегда покончить с тиранией и диктатурой, Каддафи предлагает решить вопрос об орудии правления, наиболее сложный во всей проблеме демократии, следующим образом: нужно создать новое орудие правления, которое бы не порождало конфликты и не представляло лишь часть общества, как партия, класс, клан или племя, и отражало бы волю всего народа, а не являлось «представительством» от его имени.[9, c. 38]

«Зеленая книга» Каддафи предлагает такое решение, указывая народам путь перехода от эпохи диктатуры к эпохе истинной демократии. Прежде демократия не могла быть реализована, поскольку не существовало массовых народных организаций. Новая теория состоит в том, чтобы дать народу власть без всяких форм представительства, и реализует прямую демократию планомерно и эффективно.

«Единственным средством осуществления народной демократии являются народные конгрессы. Всякие иные системы правления недемократичны. Прямая демократия - это идеальное решение, которое, будучи воплощено на практике, не может являться предметом спора и разногласий».[9, c. 23]

«Единственным средством осуществления народной демократии являются народные конгрессы. Всякие иные системы правления недемократичны. Прямая демократия - это идеальное решение, которое, будучи воплощено на практике, не может являться предметом спора и разногласий».

Закон общества не должен вырабатываться или изменяться комитетом, парламентом или отдельными лицами - по мнению Каддафи, это недемократично:

«Подлинным Законом общества является либо обычай, либо религия. Всякая попытка установить Закон общества, минуя эти исходные отправные моменты, неправомерна и нелогична. Конституция не является Законом общества. Конституция - это основной, установленный человеком закон».[9, c. 34]

В современном обществе Законом стали конституции, отражающие взгляды разнообразных диктатур. Свобода человека - едина, а конституции отличаются друг от друга. Современные режимы по-разному толкуют понятие «свобода», и в этом их изъян. Конституция, порожденная идеологией, определяет метод, позволяющий подчинять народ. При такой подмене происходит смещение критериев понятия «свобода». Это делается для того, чтобы орудия власти (личность, парламент, класс или партия) могли господствовать над народами.

Каддафи считает недемократичным надзор за обществом, осуществляемый некой группой людей, поскольку это - одно из проявлений диктатуры.

«ОБЩЕСТВО САМО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КОНТРОЛЬ НАД СОБОЙ».

По мнению Каддафи, первичные народные конгрессы, народные комитеты и Всеобщий народный конгресс (национальный конгресс) - это реальное демократическое орудие правления, соответствующее характеру организации общества. Народ при этом является орудием правления и контролирует себя сам.

Не отрицая важные сдвиги в решении проблемы труда и его оплаты, такие как изменение отношений между работниками и работодателями (ограничение рабочего времени, оплата сверхурочного труда, отпуска, минимальная зарплата, участие рабочих в прибылях и управлении, запрет на необоснованные увольнения, социальное обеспечение, право на забастовки и др.) и не менее важные исторические изменения в сфере отношений собственности (ограничение дохода, запрет на частную собственность и передача ее государству), Каддафи считает, что экономическая проблема в мире по-прежнему не решена.

Изменения, произошедшие в сфере оплаты труда, Каддафи называет лицемерной реформистской попыткой облагодетельствовать, а не действительно признать права трудящихся. Правильным Каддафи считает принцип «кто производит, тот и потребляет».

«Наемные работники, как бы ни был велик их заработок, - это те же рабы».

Наемный работник, утверждает Каддафи, раб хозяина, независимо от того, кто является работодателем - частное лицо или государство. Конечно, при государственной собственности доход идет обществу (включающему и самих работников). Но даже при общенародной власти заработная плата работников, по сути, не отличаются от того, что получают работники предприятий частного сектора. То есть, несмотря на изменение форм собственности, они по-прежнему остаются наемными.[9, c. 46]

Окончательное решение проблемы, предлагаемое Каддафи, состоит в отмене заработной платы. Освобожденный человек должен вернуться к естественным правилам, существовавшим до появления классов, орудий правления и созданного человеком законодательства.

Естественный социализм основан на естественных правилах, по которым люди потребляют продукты природы примерно поровну. Эксплуатация человека человеком - это отход от естественных правил. Исторически сложившиеся элементы производства - это предметы труда, орудия производства и производители, которые по естественному правилу равенства вносят в производственный процесс свою долю. По мнению Каддафи, каждый из них имеет право на равную долю производимого продукта: если в производственном процессе участвуют двое, то эта доля равна половине, если трое, то одной трети и т. д.

Рабочих Каддафи называет «производителями», поскольку слова «рабочие» и «трудящиеся» полагает устаревшими.

По мнению Каддафи, если потребностями человека управляют другие, то его свобода является неполной. Возникает конфликт: стремление удовлетворять свои потребности за счет других порождает эксплуатацию.

Основная потребность отдельной личности и семьи по Каддафи - жилище, и оно не может принадлежать никому другому. Современные попытки государств решить жилищную проблему обречены на провал, пока они не направлены на радикальное и окончательное решение вопроса, чтобы у каждого человека было собственное жилище. В социалистическом обществе никто, даже само общество, не должен полновластно распоряжаться потребностями человека.[9, c. 51]

Насущной потребностью человека являются также средства существования. В социалистическом обществе нет наемных работников, а есть партнеры, соответственно, и средства существования не должны выплачиваться в виде зарплаты, выдаваемой как милостыня.

Еще одна насущная потребность личности и семьи - средства передвижения. В социалистическом обществе ни физическое, ни юридическое лицо не должно сдавать в аренду индивидуальные средства передвижения, поскольку это - посягательство на потребности других.

У каждого человека и его потомков есть право пожизненного пользования землей, чтобы он мог удовлетворять личные потребности - возделывать ее или пасти на ней скот.[9, c. 53]

Каддафи утверждает, что создать свободное и потому счастливое общество можно, только удовлетворив материальные и духовные потребности человека. При этом никто не должен препятствовать удовлетворению этих потребностей и управлять ими. Эксплуатация противоречит целям нового социалистического общества: человек работает либо сам на себя, либо является партнером в производстве на социалистическом предприятии, либо работает в сфере общественных услуг. В последнем случае его материальные потребности обеспечивает общество.

Умеряя свои потребности, человек может делать накопления, получая же сверх потребностей, он мешает удовлетворять их другим. Добросовестность человека, работающего на себя или в качестве партнера на социалистическом предприятии, стимулируется тем, что он трудится для удовлетворения собственных материальных потребностей.

Чтобы стать счастливым, человек должен быть свободным. Для этого он должен сам распоряжаться своими потребностями. Средства удовлетворения основных личных материальных потребностей - от одежды и пищи до средств передвижения и жилья - являются личной и священной собственностью человека, здесь недопустима никакая аренда. Их удовлетворение определяется естественными законами общества, а не законами, созданными человеком.

Вопрос поворота современных обществ от принципа наемного труда к принципу равноправного партнерства сегодня еще не решен. Но Каддафи уверен, что рано или поздно это сбудется. Новое социалистическое общество, по его мнению, достигнет высшего этапа своего развития, когда производство будет полностью удовлетворять материальные потребности всех членов общества, а деньги исчезнут.[2, c. 67]

Каддафи утверждает: естественное право и мужчины, и женщины - свободный выбор.

«Для человека, как отдельной личности, семья важнее государства».

Семья для человека- это его колыбель и социальная защита. Понятие государства несвойственно человеку.

«Государство - это искусственное политическое, экономическое, а иногда и военное устройство, никак не связанное с понятием «человек» и не имеющее к нему никакого отношения».

Каддафи сравнивает семью с отдельным растением, из которых в совокупности состоит растительный мир. Политические, экономические, военные факторы в рамках государства вынуждают множество семей к существованию, подобному искусственному разведению растений на плантациях. Все, что ведет к распаду семьи или ее вырождению, не только негуманно и противоестественно, оно является насилием над природой.[9, c. 57]


Скачать архив (154.1 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: