Главная » Экономика |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ .1 Понятие и необходимость валютного регулирования и валютного контроля .2 Система органов и агентов валютного контроля и регулирования ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНОВ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ .1 Органы, осуществляющие валютное регулирование и валютный контроль в России .2 Компетенция, права, функции органов валютного регулирования и контроля .3 Обязанности и ответственность органов и агентов валютного контроля ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ .1 Финансовая стабильность и проблемы валютного регулирования .2 Инструменты Центрального банка по валютному регулированию ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Данная контрольная работа посвящена актуальной теме валютного регулирования и валютного контроля, которая в настоящий момент, с учетом экономической ситуации в стране, приобретает особый интерес, так как валютное регулирование является частью механизма финансовой стабилизации, развития внешней торговли и укрепления стабильности национальной валюты. Совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля призвано способствовать эффективному преодолению кризисных явлений в российской экономике и реализации тактических и стратегических интересов страны. Стабилизация экономики, улучшение конъюнктуры основных статей российского экспорта, глобализация экономических процессов в мире, рост связей России с другими странами и зависимостей от международных рынков капитала - все это привело к значительной либерализации валютной сферы, оттоку иностранной валюты из страны, кардинальной перестройке системы валютного регулирования и валютного контроля, изменению приоритетов в регулировании валютных отношений от запретительных мер к всеобъемлющему мониторингу валютных операций. В тоже время столь поспешный переход России к либерализации валютной сферы может создать угрозу устойчивости платежного баланса, необходимому уровню золотовалютных резервов, стабильности курса валюты Российской Федерации. Поэтому необходимо оценить адекватность произошедших в области валютного регулирования изменений экономической ситуации в стране. Специфичность ситуации в валютной сфере РФ заключается в том, что после 1 января 2007 г. был существенно изменен инструментарий системы валютного регулирования и контроля. Поэтому актуальность темы исследования контрольной работы определяется готовностью новой, либерализованной системы валютного регулирования и контроля к решению возникающих проблем, негативных явлений и предотвращению кризисов. Указанные обстоятельства обуславливают актуальность и практическую значимость темы исследования данной контрольной работы «Валютный контроль и валютное регулирование в Российской Федерации». Цель данной контрольной работы - исследование понятия, теоретических особенностей, функций органов валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и необходимость валютного регулирования и валютного контроля их; рассмотреть систему органов и агентов валютного контроля и регулирования; проанализировать компетенцию органов валютного регулирования и контроля; проанализировать права, функции, направления органов и агентов валютного контроля; проанализировать обязанности и ответственность органов и агентов валютного контроля; проанализировать инструменты Центрального банка по валютному регулированию. В качестве информационных источников исследования использованы нормативно - правовые акты; аналитические данные, отечественные и зарубежные публикации; материалы научно-практических конференций по исследуемой проблеме, а также информационные ресурсы сети Интернет. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ .1 Понятие и необходимость валютного регулирования и валютного контроля Система валютного регулирования и валютного контроля представляет собой комплекс законодательных, нормативных и административных ограничений на проведение валютных операций. Государственное регулирование в этой области призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать подъему ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создавать условия для внешнеторговой интеграции в мировое хозяйство. Для определения необходимости валютного регулирования и контроля следует выделить предпосылки для возникновения в экономике ситуации, требующей принятия государством мер по регулированию валютных отношений. Важнейшей исходной предпосылкой является международное разделение труда, которое неизбежно ведет к избытку в стране одних товаров и услуг и недостатку других. В результате возникает необходимость обмена продуктами труда между странами. В результате международного разделения труда у стран возникает необходимость в реализации продуктов труда на мировом рынке, а также необходимость в импорте определенных товаров и услуг. Международная торговля порождает проблему эквивалентного обмена продуктами труда различных государств. При осуществлении расчетов по внешнеторговым сделкам в условиях денежного хозяйства появляется проблема взаимного обмена валют - законодательно установленных денежных единиц отдельных государств или групп государств. Возникает необходимость измерения товаров и услуг на мировом рынке в некотором всеобщем эквиваленте. Наиболее остро данная проблема встала при переходе от системы золотого стандарта к системе кредитных денег, не имеющих золотого обеспечения. В современных условиях в роли такого всеобщего эквивалента выступают наиболее устойчивые и распространенные в мире валюты ряда развитых стран. Главными источниками спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке, выделяемыми многими экономистами4, являются: осуществление платежей по внешнеторговой деятельности; осуществление операций движения капитала; осуществление платежей неторгового характера. Таким образом, наличие в стране достаточного количества широко используемой в международных расчетах иностранной валюты объективно необходимо для обслуживания современных международных экономических отношений. В результате будет справедливым следующий вывод: в условиях международного разделения труда и развития международных экономических отношений страны с валютой, не являющейся свободно используемой, вынуждены регулировать курс своей валюты в целях недопущения его резких колебаний (нежелательной траектории), способных привести к негативным последствиям для экономики. Регулирование валютного курса также способно стимулировать рост экономики (как правило, за счет улучшения условий для экспорта). Кроме того, в стране должен быть обеспечен баланс притока и оттока свободно используемой валюты, нарушение баланса может привести к негативным последствиям для экономики как напрямую - через сокращение производств, ориентированных на импорт, рост цен на импортные товары, падение благосостояния населения в связи с сокращением импорта более качественных товаров, так и косвенно - через давление на валютный курс. В связи с этим возникает необходимость в регулировании спроса и предложения свободно используемой валюты на внутреннем валютном рынке. Следовательно, валютное регулирование и контроль подчинены следующим основным целям: обеспечение баланса спроса и предложения на внутреннем валютном рынке; недопущение нежелательной динамики и резких колебаний валютного курса. .2 Система органов и агентов валютного контроля и регулирования Определение системы органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации имеет существенное научно-теоретическое и практическое значение. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - ФЗ «ОВРиВК») [5] отнесение того или иного субъекта к органам или агентам валютного контроля означает наделение указанного субъекта весьма определенным правовым статусом. Основным элементом этого статуса являются юридические права и обязанности, которыми наделены органы и (или) агенты валютного контроля, а также их должностные лица в соответствии со ст. 23 ФЗ «ОВРиВК» [5]. Они, в частности, имеют право проводить проверки резидентов и нерезидентов на предмет соблюдения ими актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, полноты и достоверности учета и отчетности по совершаемым валютным операциям; запрашивать и получать от них документы и информацию. Органам валютного контроля, кроме того, предоставлены полномочия по выдаче резидентам и нерезидентам предписаний об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также налагать установленные законодательством меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Органы валютного контроля Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на то, что в ч. 1 ст. 22 ФЗ «ОВРиВК» [5] указано, что валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, а также органами и агентами валютного контроля. В дальнейшем законодатель в абз. 1 и 2 ч. 6 этой же статьи уточняет, что Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. Также Правительство РФ обеспечивает их взаимодействие и взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Банком России. Основываясь на данных формулировках, достаточно трудно сказать, каким именно образом Правительство осуществляет валютный контроль, однако, по мнению автора, органом валютного контроля оно все-таки не является. Перечень органов валютного контроля закрепляется в ч. 2 ст. 22 ФЗ «ОВРиВК». Согласно указанной норме органами валютного контроля в РФ являются ЦБ РФ, а также федеральный(ые) орган(ы) исполнительной власти, уполномоченный(ые) Правительством РФ. В силу такой формулировки могут возникать споры относительно того, носит ли этот перечень открытый или закрытый характер. Автору представляется, что перечень органов валютного контроля все-таки является открытым, поскольку по решению Правительства РФ, оформленному в виде постановления, несколько федеральных органов исполнительной власти могут быть наделены статусом органа валютного контроля одновременно. Вопрос об открытом или закрытом характере данного перечня представляется не столь важным по сравнению с проблемой определения четкого перечня конкретных органов, наделенных статусом органа валютного контроля. Следует обратить внимание, что в каждый конкретный момент времени этот перечень должен быть исчерпывающим, что вытекает из упомянутой выше нормы ч. 2 ст. 22 ФЗ «ОВРиВК», - правоприменитель должен четко знать, является ли данный федеральный орган исполнительной власти органом валютного контроля в данный момент и обладает ли он соответствующими полномочиями. В данной статье автор считает своей главной задачей определить этот перечень на данный момент времени. . Что касается Центрального банка Российской Федерации, который прямо назван органом валютного регулирования в ч. 2 ст. 22 ФЗ «ОВРиВК», а также в ст. 54 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - ФЗ «О ЦБ РФ»). Кроме того, в п. 12 ст. 4 этого же федерального закона организация и осуществление валютного регулирования и валютного контроля названо одной из многочисленных функций Банка России. Здесь можно отметить, что в соответствии с абз. 4 п. 8 ст. 13 ФЗ «О ЦБ РФ» реализация политики валютного регулирования и валютного контроля входит в компетенцию Национального банковского совета. Таким образом, правовой статус Центрального банка в общем виде определяется указанным ФЗ «О ЦБ РФ», а также конкретизируется и дополняется другими федеральными законами, к которым относится, в частности, и ФЗ «ОВРиВК». . Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее - ФСФБН) на сегодняшний день наделена статусом органа валютного контроля в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 года №278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» [15]. Согласно п. 1 указанного Положения ФСФБН «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля». Такая же норма содержится и в принятом немного ранее Постановлении Правительства РФ от 8 апреля 2004 года №198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» [16]. Остается только выяснить точную дату, с которой ФСФБН получила статус органа валютного контроля. Для этого попытаемся восстановить ход событий в их хронологической последовательности. Создана ФСФБН была в соответствии со всем известным Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [5]. Затем в соответствии с этим указом Правительство РФ издало выше названное постановление от 8 апреля 2004 года №198. Далее появился другой Указ Президента РФ от 20 мая 2004 года №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» [17], где и была приведена эта структура, в соответствии с которой ФСФБН отнесена в ведение Министерства финансов РФ. И, наконец, Правительство РФ своим Постановлением от 15 июня 2004 года №278 утверждает Положение о ФСФБН. Следовательно, возникает вполне закономерный вопрос: какой именно акт принимать во внимание для определения момента наделения ФСФБН статусом органа валютного контроля. Исходя из уже упомянутого положения ч. 2 ст. 22 ФЗ «ОВРиВК», указы Президента РФ мы исключим сразу, поскольку согласно закону именно Правительству РФ предоставлено полномочие по наделению федеральных органов исполнительной власти статусом органов валютного контроля. Более того, в указанных указах Президента РФ нет ни единого слова о валютном контроле. Из двух же оставшихся постановлений Правительства, по мнению автора, следует выбрать изданное раньше, то есть Постановление Правительства от 8 апреля 2004 года №198. Теперь для определения точной даты наделения ФСФБН указанным статусом необходимо рассмотреть вопрос о вступлении данного постановления в юридическую силу. Согласно п. 6 Указа Президента от 23 мая 1996 года №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» [18] акты Правительства РФ, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Здесь мы снова наталкиваемся на некоторые юридические коллизии. Дело в том, что данное Постановление Правительства РФ было впервые опубликовано 12 апреля 2004 года в Собрании законодательства РФ, а 13 апреля - в Российской газете. Исходя из этого, возникает дилемма, которая возникла еще в 1996 году перед Конституционным Судом РФ (далее - КС РФ). Тогда судьи приняли решение о том, что датой официального опубликования должна считаться дата опубликования акта именно в Российской газете, поскольку дата выпуска Собрания законодательства РФ совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании публикуемого акта его адресатами. Основываясь на данном решении КС РФ, датой официального опубликования Постановления Правительства, которым ФСФБН была наделена статусом органа валютного контроля, будем считать 13 апреля 2004 года. Таким образом, согласно нормам Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) об исчислении сроков (а именно его ст. 191) необходимый семидневный срок для вступления указанного Постановления Правительства РФ в юридическую силу истек в двадцать четыре часа 20 апреля 2004 года. Поэтому именно с 21 апреля 2004 года ФСФБН является органом валютного контроля. Аналогичным образом мы и будем определять даты наделения иных органов валютного контроля этим статусом. . Федеральная налоговая служба (далее - ФНС) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» [19] «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору <…> за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов». Данное Постановление Правительства РФ было официально опубликовано в Российской газете 6 октября 2004 года и вступило в юридическую силу с 14 октября 2004 года. Следует сказать, что согласно п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС, инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня. Отсюда следует вывод: налоговые органы, под которыми понимаются ФНС и ее территориальные органы, не наделены полным статусом органов валютного контроля. Они осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции, которая ограничивается исключительно сферой налогообложения, а также производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции. По мнению автора, налоговые органы наделены полномочиями по контролю за совершением не всех, а лишь некоторых валютных операций, которые затрагивают сферу их компетенции. К примеру, при осуществлении налогоплательщиком внешнеэкономической деятельности налоговые органы уполномочены на осуществление контроля за соблюдением требований, в частности, о резервировании, об использовании специальных счетов, о репатриации или об обязательной продаже части валютной выручки. Соответственно, в данном случае налоговые органы также имеют право привлекать налогоплательщиков, нарушающих валютное законодательство РФ, к юридической ответственности. Однако при совершении налогоплательщиком валютных операций, к примеру, по перемещению валютных ценностей через таможенную границу РФ или при трансграничных переводах иностранной валюты с одного на другой счет того же лица, если данные валютные операции никоим образом не затрагивают сферу налогообложения, налоговые органы не наделены соответствующими полномочиями органов валютного контроля. Кроме того, приведенная выше формулировка Постановления Правительства РФ вызывает некоторые вопросы в связи с тем, что налоговые органы уполномочены Правительством РФ на осуществление контроля и надзора за соблюдением только валютного законодательства РФ, которое согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ «ОВРиВК» состоит из ФЗ «ОВРиВК» и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Таким образом, при буквальном толковании приведенной выше нормы получается, что налоговые органы не вправе контролировать соблюдение актов органов валютного регулирования и уж тем более актов органов валютного контроля. Если второе себе представить достаточно трудно, то первое вполне возможно, если вспомнить, что, к примеру, конкретные ставки и сроки резервирования установлены не в ФЗ «ОВРиВК», а именно в акте органа валютного регулирования - Указание ЦБ РФ от 29 июня 2004 года №1465-У. Исходя из этого, в Постановлении Правительства РФ изначально заложено некоторое противоречие, в значительной степени исключающее возможность реализации налоговыми органами предоставленных им отдельных полномочий органов валютного контроля. Федеральная таможенная служба (далее - ФТС) согласно Постановлению Правительства РФ от 21 августа 2004 года №429 «О Федеральной таможенной службе» [20] не является органом валютного контроля. В п. 5.11 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного указанным Постановлением Правительства РФ, предусматривается, что ФТС «осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации». По мнению автора, это связано с тем, что ФТС и таможенные органы в целом согласно ч. 3 ст. 22 ФЗ «ОВРиВК», а также п. 1 упомянутого Положения являются агентами валютного контроля. Однако об этом речь пойдет немного ниже. Министерство экономического развития и торговли РФ (далее - МЭРТ) также органом валютного контроля не является, поскольку ни в Постановлении Правительства РФ от 27 августа 2004 года №443 «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации», ни в Постановлении Правительства РФ от 7 апреля 2004 года №187 «Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации» таким статусом оно не наделено. Указ Президента РФ от 17 мая 2000 года №867, согласно которому была упразднена Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, а ее полномочия переданы частично МЭРТу, а частично Минфину, утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 09 марта 2004 №314. Что касается Министерства финансов РФ (далее - Минфин), то оно на сегодняшний день также не является органом валютного контроля, поскольку оба документа, определяющие его статус - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 года №329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» [21] и Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 года №185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» [23] - не предусматривают наделение его подобным статусом. Однако до 21 апреля 2004 года Минфин осуществляло права и функции упраздненной Федеральной службы валютного и экспортного контроля как органа валютного контроля (п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 16 июня 1993 года №560), которые были ему переданы в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 23 августа 2000 года №624. На сегодняшний день оно фактически утратило юридическую силу в виду принятия нового Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 года №185, вступившего в силу с 21 апреля 2004 года. Подводя некоторый промежуточный итог, можно сказать, что система органов валютного контроля состоит из следующих субъектов: ЦБ РФ, ФСФБН и налоговых органов во главе с ФНС (с определенными оговорками). Агенты валютного контроля ФЗ «ОВРиВК» выстраивает систему агентов валютного контроля несколько более определенно, чем систему органов валютного контроля. Согласно ч. 3 ст. 22 ФЗ «ОВРиВК» агентами валютного контроля в РФ являются: . Уполномоченные банки, которыми согласно п. 8 ч. 1 ст. 1 ФЗ «ОВРиВК» являются, во-первых, кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, и, во-вторых, действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями ЦБ РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте. . Не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Таким органом согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 года №317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» [23] является Федеральная служба по финансовым рынкам (далее - ФСФР). Под профессиональными участниками рынка ценных бумаг согласно ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [24] понимаются юридические лица, осуществляющие один (или несколько) из следующих видов деятельности: брокерскую, дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарную деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг или по организации торговли на рынке ценных бумаг. . Таможенные органы, которыми согласно ч. 1 ст. 402 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) являются: 1) ФТС; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты. Однако со статусом таможенных органов как агентов валютного контроля связаны определенные сложности, возникшие в период между принятием и вступлением в силу ФЗ «ОВРиВК» С 17 декабря 2003 года, то есть с момента официального опубликования ФЗ «ОВРиВК» в Российской газете, вступила в силу ч. 2 ст. 22 этого закона, устанавливающая несколько иной перечень органов валютного контроля по сравнению с тем, который существовал до этого. К этому моменту согласно абз. 1 и 2 ст. 198 действовавшего еще тогда старого ТК РФ от 18 июня 1993 года №5221-1 Государственный таможенный комитет Российской Федерации (далее - ГТК РФ) являлся органом валютного контроля, а остальные таможенные органы - агентами валютного контроля. По мнению автора, уже с 17 декабря 2003 года ГТК РФ утратил статус органа валютного контроля в связи с вступлением в силу ч. 2 ст. 22 ФЗ «ОВРиВК», а остальные таможенные органы сохраняли статус агентов валютного контроля еще около двух недель до 1 января 2004 года. января 2004 года вступивший в силу новый ТК РФ отменил положения ст. 198 старого ТК РФ. Таможенные органы, с одной стороны, утратили статус агентов валютного контроля, но, с другой стороны, были наделены функцией по осуществлению в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с п. 7 ст. 403 нового ТК РФ. Затем 18 июня 2004 года они снова были наделены статусом агентов валютного контроля - теперь уже вместе с еще существовавшим тогда ГТК РФ - когда ФЗ «ОВРиВК» в бóльшей своей части вступил в силу. центральный банк валютный регулирование контроль ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНОВ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ .1 Органы, осуществляющие валютное регулирование и валютный контроль в России Основным документом действующего в РФ валютного законодательства является Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ» от 10 декабря 2003 г. (с изменениями на 22 июля 2012 года). Валютный контроль - это контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций. В соответствии с валютным законодательством целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются: ) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; ) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; ) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации; ) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; ) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты. Его основными направлениями являются: а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России; в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям. Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» установлены права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Органы и агенты валютного контроля обладают следующими общими полномочиями: проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Исключительно органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Законодательство запрещает агентам валютного контроля требовать от проверяемых субъектов предоставления документов, которые непосредственно не относятся к проводимой валютной операции. Валютный контроль со стороны Правительства РФ реализуется через деятельность Департамента международного сотрудничества, основными функциями которого являются валютное регулирование и валютный контроль за совершением сделок и операций с валютой и валютными ценностями. Валютный контроль осуществляется таможенными органами. Все таможенные органы осуществляют функции валютного контроля в пределах своей компетенции. Согласно ТК РФ Федеральная таможенная служба России является органом валютного контроля. Иные таможенные органы являются агентами валютного контроля, подотчетными Федеральной таможенной службе России. В целях осуществления валютного контроля в структуре Федеральной таможенной службы России создаются специальные подразделения: а) в Федеральной таможенной службе России - Управление валютного контроля; б) в региональных таможенных управлениях - отделы валютного контроля или отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля; в) в таможнях - отделы таможенного оформления и таможенного контроля, или отделы валютного контроля, или отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля; г) в таможенных постах - отделы таможенного оформления и таможенного контроля. Министерство финансов РФ осуществляет возложенные на него функции органа валютного контроля через Департамент валютного контроля. Департамент валютного контроля Минфина России является правопреемником ранее существовавшей Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю и действует на основании Положения, утвержденного приказом Минфина России от 28 ноября 2002 г. №120-П. Основными задачами Департамента валютного контроля являются: совершенствование нормативно-правовой базы и организационной системы валютного контроля; координация деятельности органов и агентов валютного контроля, а также правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти в сфере организации и проведения валютного контроля; осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ. Министерство РФ по налогам и сборам обеспечивает валютный контроль: внешнеторговых сделок, предметы которых не имеют материально-вещественной формы (работы, услуги и интеллектуальная собственность); обоснованности расчетов и платежей резидентов и нерезидентов в иностранной валюте в пределах таможенной территории Российской Федерации; полноты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта работ, услуг и интеллектуальной деятельности. Центральный банк РФ издает инструкции, положения и указания по отдельным направлениям валютного контроля. Объектами правового регулирования Банка России в сфере валютного контроля являются: обязательная продажа валютной выручки на внутреннем валютном рынке России; организация и обращение иностранной валюты в Российской Федерации; выпуск ценных бумаг в иностранной валюте на территории Российской Федерации, в частности государственных ценных бумаг; уплата обязательных платежей государству в иностранной валюте; перемещение российской и иностранной валюты и валютных ценностей через границу Российской Федерации. Важное значение при осуществлении валютного контроля имеют главные территориальные управления Банка России, которые осуществляют контроль за соблюдением уполномоченными предприятиями установленного Центральным банком РФ порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту и по результатам проведенных проверок направляют в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля Банка России, а также в местные органы исполнительной власти и территориальные правоохранительные органы сведения о выявленных нарушениях и принятых мерах. В случае нарушения уполномоченным предприятием действующего законодательства главное территориальное управление Банка России принимает решение об аннулировании выданного ему разрешения (с письменным уведомлением об этом уполномоченного предприятия, уполномоченных банков, ведущих валютные счета соответствующего предприятия, а также местного органа исполнительной власти). Уполномоченный банк по получении от главного территориального управления Банка России уведомления об аннулировании разрешения прекращает зачисление на текущий валютный счет этого предприятия средств от реализации гражданам товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, которые были переведены в пользу предприятия после даты аннулирования разрешения последнего. .2 Компетенция, права, функции органов валютного регулирования и контроля Статья 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» регламентирует права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право: ) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; ) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; ) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: ) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; ) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Согласно Указанию оперативного характера ЦБР от 7 октября 2004 г. №120-T территориальным учреждениям ЦБР в случае выявления нарушений требований нормативных актов ЦБР, принятых во исполнение настоящего Федерального закона, совершенных уполномоченными банками в период с 18 июня 2004 г. до 1 ноября 2004 г., рекомендуется применять к уполномоченным банкам только предупредительные меры воздействия Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него. Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов. Органы валютного контроля, налоговые органы, осуществляющие в соответствии с настоящим Федеральным законом предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации. Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны: ) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; ) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий. Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию: ) в отношении юридического лица - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения; ) в отношении физического лица - фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения. Уполномоченные банки передают информацию в соответствии с частью 9 настоящей статьи в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов. .3 Обязанности и ответственность органов и агентов валютного контроля Агенты валютного контроля <http://www.bvt.ru/corporate/currency/control/valcontrolRF/&id_text=255> и их должностные лица обязаны: осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий. Уполномоченные банки передают информацию в соответствии с частью 9 статьи 23 Федерального закона в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов. Таким образом, подведём итоги полученных в ходе нашей работы данных и обобщим информацию, представленную во второй главе контрольной работы. Раскрывая тему контрольной работы «Органы и агенты валютного контроля», мы выделили и изучили следующие аспекты: права, функции и направления органов и агентов валютного контроля, необходимые документы для проведения валютных операций и порядок их предоставления агентам валютного контроля, а так же обязанности и ответственность органов и агентов валютного контроля. На основании этих данных мы видим, что, не смотря на своё бурное развитие и постоянное упорядочение валютное законодательство в Российской Федерации еще далеко от полного своего становления. Оно объективно ограничено, не полностью систематизировано, отрывочно, зачастую противоречиво, и, в целом, достаточно сложно (даже для специалистов, а не только работников предприятий и банков). Поэтому чем меньше будет изъятий и исключений из единых правил и норм валютного регулирования, которые в последние годы часто делались в пользу регионов, отраслей и даже отдельных предприятий, тем эффективнее будет валютная политика государства. ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ .1 Финансовая стабильность и проблемы валютного регулирования Проанализируем вопросы финансовой стабильности и проблемы валютного регулирования в связи с предпринимавшимися в 2013 году Центральным Банком России мерами, связанными с преодолением последствий мирового финансового кризиса, значительно повлиявшими на внутренние российские показатели валютного рынка. В 2013 г. российский финансовый рынок постепенно восстанавливался, преодолевая последствия глобального финансово-экономического кризиса второй половины 2012 года. Соотношение совокупного объема финансового рынка и ВВП России на конец 2013 г. составило 124% против 86% на конец 2012 г. и 155% на конец 2007 г. Основной вклад в динамику совокупного объема рыночных ресурсов в анализируемый период, как и в предшествующие годы, внес рынок акций. Капитализация рынка акций в РТС на конец 2013 г. достигла 59% ВВП, задолженность нефинансового сектора по банковским кредитам - 41% ВВП, а объем находящихся в обращении долговых ценных бумаг - 23% ВВП. В начале 2013 г. финансовый рынок находился под воздействием негативных внешних и внутренних факторов. Сохранялись низкие мировые цены на товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. Оставалась неблагоприятной конъюнктура мирового финансового рынка. Продолжался отток частного капитала из России. Доступ к внутренним и внешним заимствованиям для российских организаций и банков по-прежнему был ограничен, что создавало трудности с рефинансированием их долговых обязательств. Ухудшались макроэкономические показатели России, состояние государственного бюджета и финансовое положение российских компаний. В этих условиях на основных сегментах российского финансового рынка усиливались кризисные явления. В конце января - середине февраля 2013 г. валютный, денежный и фондовый рынки достигли «дна» своего падения, когда были зафиксированы минимальные значения курса рубля к бивалютной корзине, доллару и евро, максимальные ставки денежного рынка, минимальные котировки корпоративных ценных бумаг и объемы операций на первичном и вторичном сегментах фондового рынка. В то же время кредитные и депозитные ставки банков по операциям с нефинансовыми организациями и населением находились на высоком уровне, а активность кредитования нефинансовых заемщиков была невысокой. Остроту кризиса удалось смягчить благодаря оперативным и масштабным антикризисным мерам, которые в конце 2012 - начале 2013 г. предприняли Правительство Российской Федерации и Банк России. Эти меры, направленные на оздоровление и укрепление российской финансовой системы, оказали стабилизирующее воздействие на внутренний финансовый рынок, создав необходимые внутренние предпосылки для его восстановления. В то же время стали формироваться позитивные внешние факторы благодаря эффекту от масштабных мер, осуществленных центральными банками ведущих зарубежных стран. Со второй половины февраля 2013 г. мировые финансовые рынки начали постепенно стабилизироваться, наметились признаки роста мировых цен на энергоносители. Это создавало благоприятные внешние предпосылки для начала восстановления российского финансового рынка. В последующие месяцы устойчивое улучшение конъюнктуры мировых сырьевых рынков, рост основных зарубежных фондовых индексов, стабилизация ситуации на внутреннем валютном и денежном рынках, а также наблюдавшийся с мая нетто-приток частного капитала в Россию оказали позитивное влияние на состояние российского финансового рынка. Сравнительно высокий, хотя и снижающийся уровень внутренних процентных ставок на фоне номинального укрепления рубля к ведущим мировым валютам способствовал возобновлению притока спекулятивного капитала на российский фондовый рынок, росту котировок ценных бумаг, активизации операций с рублевыми инструментами. Ослабление девальвационных ожиданий в отношении рубля и существенное замедление инфляции позволили Банку России осуществить в апреле-декабре поэтапное снижение уровня ставок по своим операциям с целью оживления кредитования банками реального сектора экономики. Однако восстановительные процессы на кредитно-депозитном рынке происходили медленнее, чем на денежном и фондовом рынках. Понижательная динамика рублевых ставок по кредитам нефинансовым организациям сформировалась только во второй половине 2013 г., а по вкладам населения - лишь к концу года. Преодолеть кредитное сжатие не удалось. В то же время заметно возросли объемы привлеченных банками вкладов населения и депозитов нефинансового сектора. Таким образом, в 2013 г. российский финансовый рынок, находясь в меняющихся внешних и внутренних условиях, выдержал испытание кризисом и смог частично восстановиться. Основные участники финансового рынка продолжали осуществлять операции, инфраструктура рынка функционировала бесперебойно. Дальнейшее развитие российского финансового рынка зависит от многих факторов, среди которых важное значение имеет возобновление устойчивого роста в реальном секторе экономики. Соотношение спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке определялось состоянием мировых товарных и финансовых рынков, динамикой потоков капитала и контрольной политикой Банка России. Мировые цены на сырьевые товары, составляющие основу российского экспорта, в течение большей части 2013 г. имели повышательную динамику, однако их среднегодовой уровень был существенно ниже, чем в предыдущем году. В результате положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса в 2013 г. сократилось на 53% по сравнению с предыдущим годом и составило 49,0 млрд. долл. США. Трансграничные потоки частного капитала в течение 2013 г. существенно изменялись по направлению и величине, а их волатильность уменьшилась по сравнению с 2012 годом. Чистый отток частного капитала из России за 2013 г. составил 56,9 млрд. долл. США против 133,9 млрд. долл. США в 2012 году. .2 Инструменты Центрального банка по валютному регулированию Контрольная политика Банка России в 2013 г реализовывалась в рамках режима управляемого плавающего валютного курса и была направлена на обеспечение стабильности национальной финансовой системы, смягчение воздействия мирового финансового кризиса на российскую экономику. В январе Банк России завершил плавную поэтапную девальвацию рубля, зафиксировав верхнюю и нижнюю границы коридора колебаний стоимости бивалютной корзины с 23 января 2013 г. на уровне 41 и 26 руб. соответственно. Корректировка параметров контрольной политики была осуществлена с целью их приведения в соответствие с изменившимися внешними и внутренними экономическими условиями. Расширение указанного коридора стало также шагом к постепенному повышению гибкости курсообразования, что предполагает сокращение объемов операций Банка России на внутреннем валютном рынке, проводимых с целью воздействия на динамику курса рубля, и допускает увеличение волатильности курса рубля. Для сглаживания резких колебаний номинального курса рубля к основным мировым валютам, не вызванных фундаментальными факторами, Банк России в 2013 г. продолжал использовать валютные интервенции. В целом за 2013 г. объемы операций Банка России на внутреннем валютном рынке существенно сократились по сравнению с предыдущим годом. По итогам 2013 г. объем нетто-покупки американской валюты Банком России составил 20,1 млрд. долл. США, а объем нетто-продажи единой европейской валюты - 2,3 млрд. евро (в 2012 г. совокупный объем нетто-продажи долларов США и евро Банком России составил 69,2 млрд. в долларовом эквиваленте). Указанные факторы, определявшие спрос и предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, обусловили увеличение волатильности рублевой стоимости бивалютной корзины в 2013 г. по сравнению с предыдущим годом. В начале 2013 г. под влиянием низких цен на основные товары российского экспорта и продолжающегося чистого оттока частного капитала на российском валютном рынке сохранялась тенденция к ослаблению рубля. Стоимость бивалютной корзины достигла максимума 6 февраля - 40,9368 рублей. В последующие месяцы улучшение конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков способствовало укреплению рубля. Тенденция к снижению стоимости бивалютной корзины наблюдалась до начала июня. Затем динамика рублевой стоимости бивалютной корзины приобрела колебательный характер при отсутствии выраженной тенденции. По итогам 2013 г. стоимость бивалютной корзины по сравнению с 1.01.09 повысилась на 3,9% и на 1.01.10 составила 36,1590 рублей. Волатильность курсов основных иностранных валют к рублю в 2013 г. увеличилась по сравнению с 2012 годом. В январе - начале февраля 2013 г. продолжалось быстрое ослабление рубля к доллару США и евро. Максимальное за 2013 г значение официального курса евро (46,8392 руб. за 1 евро) зафиксировано 5 февраля, доллара США (36,4267 руб. за 1 доллар) - 19 февраля. Эти показатели на 13,1 и 23,9% превышают официальные курсы названных валют на 1.01.2013. В марте-мае рубль быстро восстанавливался, в последующие месяцы тенденция номинального укрепления рубля к ведущим мировым валютам ослабла. По итогам 2013 г. официальный курс доллара США к рублю повысился на 2,7% по сравнению с 1.01.2013 - до 30,1851 руб. за доллар США на 1.01.2010, официальный курс евро увеличился на 4,9% - до 43,4605 руб. за евро. Резкое снижение номинального курса рубля в условиях умеренной внутренней инфляции привело к существенному реальному ослаблению рубля к валютам стран - основных торговых партнеров России в январе-феврале. В марте-июне наблюдалось заметное реальное укрепление рубля, в последующие месяцы динамика реального курса рубля имела колебательный характер. В декабре 2013 г. по отношению к декабрю 2012 г. реальный курс рубля к доллару США снизился на 0,4% (за 2012 г. - на 1,1%), реальный курс рубля к евро уменьшился на 6,5% (за 2012 г. - повысился на 5,0%). Реальный эффективный курс рубля уменьшился на 3,9% (за 2012 г. - рост на 4,3%). Таким образом, ситуация на внутреннем валютном рынке после серьезного ухудшения в конце 2012 - начале 2013 г. в последующие месяцы стала постепенно стабилизироваться. Курс рубля к основным иностранным валютам, резко снизившийся в начале 2013 г., сумел в значительной степени восстановиться к концу года. В условиях сокращения масштабов участия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке в 2013 г. увеличилась волатильность курса рубля к бивалютной корзине, доллару США и евро по сравнению с 2012 годом. Активность операторов межбанковского внутреннего валютного рынка значительно снизилась по сравнению с предыдущим годом на фоне уменьшения объемов внешнеторговых операций и сокращения чистого вывоза капитала частным сектором. Участники валютного рынка смогли адаптироваться к изменениям его конъюнктуры, а инфраструктура рынка сохранила свою работоспособность. Скачать архив (24.8 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |