Главная » Экономика

Формирование всемирного хозяйства и проблемы его международного регулирования

Введение

Начало ХХI в. характеризуется увеличением масштабов мирохозяйственной деятельности, экономическим прогрессом общества, расширением взаимосвязей между различными странами, углублением международного разделения труда. В мировой экономике получили развитие новые долговременные тенденции, связанные с обеспечением устойчивого экономического роста, повышением роли внешнего фактора в хозяйственном развитии, глобализацией финансовых рынков, усилением взаимозависимости национальных экономик, развитием региональных интеграционных процессов, ростом удельного веса услуг, диверсификацией объектов, сфер и методов мирохозяйственных связей.

Мировое хозяйство - совокупность национальных хозяйств, взаимосвязанных друг с другом системой международного разделения труда и международных экономических отношений и подчиняющихся объективным законам рыночной экономики. Одной из главных особенностей мировой экономики является международное разделение труда, то есть сосредоточение производства отдельных видов товаров в тех странах, где их производство является экономически целесообразным в связи с географическим положением, климатом и наличием природных ресурсов, а также ресурсов труда и капитала. Усиливающееся мировое разделение труда способствует тому, что миграционные потоки постоянно направляются из одной страны в другую, и влекут за собой как проблемы, так и выгоды для стран, участвующих в миграционном процессе.

Актуальность темы курсовой работы. Актуальность данной темы определяется ее проблемами. На современном этапе эволюции мирового хозяйства происходят заметные сдвиги в соотношении сил между основными его силовыми центрами. Кроме того, ряд стран и региональных группировок смогли добиться серьезного прогресса на пути экономического развития и, продолжая укреплять свои позиции в мировом сообществе, стали оказывать довольно заметное влияние на процессы совершенствования мирохозяйственных связей. В мире практически уже не осталось стран, не взаимодействующих между собой в экономической и прочих сферах, не находящихся на разных ступенях подключения к сложной системе мирохозяйственных связей и взаимозависимости.

Именно поэтому на современном этапе понятие «мировая экономика», «мировое хозяйство» находят столь частое и широкое применение и в специальной литературе, и в материалах средств массовой информации.

Степень разработки проблемы. Анализ литературы по теме исследования свидетельствует о том, что проблема организации макроэкономики и её особенностей находится в центре внимания не только политиков, но и ученых. Данный вопрос нашел свое отражение в трудах таких исследований, как: Николло Макиавелли (1469-1527), Томас Гоббс (1588-1679) , Фукидид (471-401 до н.э.), Иммануил Кант (1724-1804)

В работах этих авторов особый акцент делается на раскрытие таких проблем, как:

роль международных отношений в принятии управленческих решений

разобщенность международных отношений между различными странами

выбор оптимальных экономических отношений и их особенностей.

Однако анализ вышеуказанных источников, а также исследований современных экономистов показал, что авторы недостаточно осветили такие проблемы, как существование отношений на международном уровне и определение приоритетных путей совершенствования элементов данных отношений в современном мире.

Цель данной работы - изучение становления мирового хозяйства и особенностей современного его развития.

Задачи:

• определение понятия мирового хозяйства;

• исследование основных этапов формирования мирового хозяйства;

• анализ современных проблем всемирного хозяйства и его международного регулирования.

Предмет исследования - мировое хозяйство.

Объект исследования - его современное состояние и проблемы.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных ученых по проблеме организации макроэкономики.

Эмпирическую базу исследования составили материалы периодической печати, ресурсов Internet, Справочно-правовой системы «КонсультантПлюс», учебной литературы.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела (первый раздел - «Теоретические основы мирового хозяйства этапы формирования всемирного хозяйства»; второй раздел «Современное состояние и проблемы всемирного хозяйства и международного управления им», заключение, список использованных источников.

1. Сущность понятия мирового хозяйства и основные этапы формирования

.1      Понятие, субъекты и объекты мирового хозяйства

В экономической теории существует три основных подхода к определению понятия мировой экономики или всемирного хозяйства.

Это:

) совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями;

) система международных экономических отношений. Единая связь между национальными хозяйствами;

) экономическая система, самопроизводящаяся на уровне производительных сил, производственных отношений. Объединены экономические силы, производственные отношения, правовые нормы.

Мировому хозяйству можно дать еще широкое и узкое определение. Существует понятие всемирного хозяйства в общем смысле - это совокупность национальных экономик мира. По узкому определению всемирная экономика, всемирное хозяйство - это совокупность тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром.

Его можно определить как специализацию отдельных стран в рамках мирового (всемирного) хозяйства на тех или иных видах продукции и услуг, что обусловливает и предполагает обмен этих товаров и услуг на мировом рынке.[16, 112]

Основа существования мирового хозяйства- целостность и устойчивость.

Цель мирового хозяйства -удовлетворение спроса и человеческих потребностей. Порядок функционирования мирового хозяйства базируется на нормах частного и государственного и международного права.

Субъектом мирового хозяйства выступает мировое сообщество. Его интересы в целом стали в наше время выше любых частных интересов (национальных, классовых, социальных).

Объекты мирового хозяйства - национальные экономики, территориально-производственные комплексы, ТНК, фирмы и т.д.

Взаимодействие национальных экономик осуществляется в форме международных экономических отношений (МЭО). МЭО по своей сути противоречивы, они одновременно являются и отношениями сотрудничества, и отношениями соперничества. Обычно выделяют следующие формы МЭО:

• международная (мировая) торговля;

• международное движение капитала;

• международная миграция рабочей силы;

• международное кооперирование производства;

• международная передача (трансферт) технологий;

• международные валютные и кредитные отношения.

В структуре мирового хозяйства есть центральное звено, куда входят около 25 наиболее развитых промышленных стран Северной Америки, Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского и остальной мир, представляющий «периферию» и «полупериферию». По мнению экономистов, Россия, к сожалению, относится к «полупериферии». [15, 98].

Вывод. Мировое хозяйство - не просто сумма хозяйств отдельных стран. Речь идет именно о совокупности, о целостной системе таких хозяйств, связанных международным разделением и кооперацией труда, международными экономическими отношениями. Важной составной частью мирового хозяйства является мировой (всемирный) рынок - система обменов товарами и услугами, сложившаяся на основе международного разделения труда и международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Решающий фактор формирования мирового рынка и мирового хозяйства в целом - международное разделение труда (МРТ).

1.2    Исторический аспект формирования и развития мирового хозяйства

Мировое хозяйство стало складываться давно. Все началось с мировой торговли. Мировая торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

На древнейших этапах человеческой истории целые народы могли непосредственно соприкасаться друг с другом. Такие контакты возникали при миграциях, массовых бегствах от стихийных бедствий, при силовых разделах территорий, обменах.

К международной торговле товарами стали подключаться торговцы услугами. Финикийские и греческие купцы не только торговали по всему Средиземноморью товарами, но и оказывали услуги по перевозке грузов и иноземных пассажиров.

Большой вклад в становление мировой торговли товарами и услугами внесло активное распространение рыночных отношений, великие географические открытия XV- XVII веков, появление в XIX веке машинной индустрии и современных средств транспорта и связи.

Экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Ермака раздвинули пределы мирового рынка во много раз, присоединив к нему новые регионы. Хозяйственные связи с этими регионами упрочились после начала массового фабричного производства готовых изделий в XIX в. вначале в Западной Европе, а затем в северной Америке, России и Японии. Это были простые и дешевые потребительские товары. Их сбыту способствовали пароходы, железные дороги,телеграф.

В результате к концу XIX в. сложился мировой рынок товаров и услуг. Россия на нем выступала прежде всего как экспортер зерна и др. сельскохозяйственной продукции, а также древесины в Западную Европу, поставщик готовых изделий в азиатские страны. Импортировала западноевропейские готовые изделия, материалы и полуфабрикаты.

Одновременно в мире усиливалось движение факторов производства (капитала, рабочей силы, предпринимательских способностей, технологии).

Затем процесс перемещения экономических ресурсов стал более комплексным: капитал, предпринимательские способности и технологию стали не только импортировать, но и экспортировать среднеразвитые страны, а в экспорте рабочей силы активно участвовали и слаборазвитые страны. В результате международное движение факторов производства становится взаимным.

После того как мировая экономика сложилась на рубеже XIX-XX веков, она претерпела значительные изменения.

Мировая экономика на протяжении своего развития прошла несколько этапов: (рисунок 1)

Рисунок 1. Этапы формирования мирового хозяйства

этап (конец ХIX - начало XX в.). Мировое хозяйство было представлено двумя полюсами: империалистическими державами, с одной стороны, и их колониями - с другой. Целостность мирового хозяйства держалась за счет системы внеэкономического принуждения, при которой колониальные страны оказались втянутыми в международные экономические отношения до формирования их национальных рынков, объективных потребностей развития в силу экспансии капитализма.

этап (50 - 80 гг. XX столетия). Образование социалистических государств в ходе второй мировой войны и волна национально-освободительного движения колониальных стран привели к распаду мирового хозяйства на две автономные и, в определенной степени, изолированные системы: мировое капиталистическое хозяйство, включающее 160 суверенных государств, и мировое социалистическое хозяйство, включающее 14 государств, а также страны "третьего мира".

         этап (с средины 80-х гг. XX столетия) характеризуется распадом мировой социалистической системы, процессами болезненного включения экономик "бывших социалистических стран" в мировое капиталистическое хозяйство и формированием на этой основе единого мирового экономического пространства. Другой характерной чертой 3-го этапа является транснационализация экономик, захват основных потоков международного движения товаров крупнейшими ТНК и финансово-промышленными группами (ФПГ).[4, 132].

.3 Становление, эволюция и современная система межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей

Интернационализация хозяйственной жизни, рост взаимозависимости между странами в мировой экономике, возникновение и обострение глобальных проблем объективно предопределили необходимость целенаправленного регулирования международных экономических отношений объединенными усилиями стран. Многостороннее межгосударственное регулирование отдельных сфер мирового хозяйства зародилось еще до второй мировой войны. Однако серьезным фактором в мировой экономике оно стало лишь в послевоенные годы.

Межгосударственное регулирование международных отношений - это совокупность добровольно принимаемых на себя различными странами обязательств и общих правил действия в сфере мирохозяйственных связей.[7,39]

Послевоенная история развития мирового хозяйства свидетельствует о том, что главными предпосылками становления и развития системы межгосударственного регулирования международных экономических отношений являются следующие процессы.

Во-первых, это необходимость либерализации международной торговли путем снижения таможенных тарифов: разрушенная второй мировой войной экономика Европы требовала быстрого восстановления, что предполагало активизацию внешнеторговых связей, поощряло свободное движение капиталов, требовало упорядочения системы международных расчетов.

Во-вторых, крах колониальной системы империализма и обеспечение экономического развития освободившихся стран, В результате ранее созданные международные организации (МВФ, МБРР, ГАТТ) утратили однородность своего состава в лице индустриальных стран, в них были допущены освободившиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Кроме того, был создан ряд новых экономических организаций - Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

В-третьих, сырьевые и продовольственные кризисы 70-х и 80-х годов, осложняемые действиями стран-экспортеров нефти, структурные кризисы в промышленно развитых странах объективно обозначили необходимость выработки согласованной позиции последних по отношению к странам ОПЕК и их совместных усилий в процессе структурной перестройки национальной экономики.

В-четвертых, глобализация мировой экономики, усиление взаимосвязей и взаимозависимостей стран, необходимость приспособления национальных экономик к происходящим изменениям в мировом хозяйстве требовали координации экономической политики ведущих промышленно развитых стран, выработки различных методов сотрудничества и соглашений, которые обеспечили бы необходимое соответствие национальных политик и международной стабильности.

В-пятых, усиление мощи транснациональных корпораций, деятельность которых выходит за рамки национальных границ, нередко вступает в противоречие с интересами развития национальных экономик, как стран базирования, так и принимающих стран, предопределили поиск мировым сообществом форм и методов регулирования их деятельности, в частности в ООН была создана Комиссия по транснациональным корпорациям.

В-шестых, интенсивное развитие процессов региональной экономической интеграции углубило содержание и разнообразило формы межгосударственного регулирования международных экономических отношений путем создания региональных регулирующих структур. Особенно ярко это проявилось на европейском экономическом пространстве.

В-седьмых, многолетнее противостояние мирового капиталистического хозяйства и мирового социалистического хозяйства, равно, как и распад последнего внесли свои коррективы как в процесс формирования, так и в процесс функционирования системы межгосударственного регулирования мирохозяйственных отношений.

В-восьмых, интенсивное развитие экономических отношений между юридическими лицами различных стран, в том числе и на многосторонней основе, в условиях несогласованности национальных законодательств и различий в способах и методах регулирования внешнеэкономических связей со стороны правительств различных стран неизбежно порождало серьезные споры и проблемы между взаимодействующими экономическими субъектами.

И, наконец, обострение глобальных проблем развития человеческой цивилизации также является важной предпосылкой создания таких элементов системы межгосударственного регулирования международных экономических отношений, как Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др.

Сложившаяся в мировом хозяйстве на рубеже ХХ-ХХI веков система международного регулирования мирохозяйственных связей в нашем понимании представляет собой совокупность объектов, субъектов и инструментов регулирования.

Охарактеризуем субъекты и инструменты наднационального регулирования, используемые в современной практике.

Международная конференция - это временный орган участвующих государств, призванный обсуждать поставленные перед ним вопросы и принимать согласованные решения. Следует отметить, что, используя в качестве обобщающего термин «конференция», мы отдаем дань традиции, поскольку он используется во все меньшем числе случаев.

Постоянные международные органы - это органы взаимодействия государств, обладающие ограниченной компетенцией и упрощенной организационной структурой, например, Совет государств Балтийского моря, Черноморское экономическое сотрудничество, Центральная комиссия судоходства на реке Рейн, Дунайская комиссия.

Международные смешанные комиссии создаются на основе двусторонних или более широких соглашений и призваны содействовать осуществлению этих соглашений.

Международные организации - это организации, учрежденные договором государств-членов, придавших ей статус международной организации, имеющая согласованные ее участниками цели, компетентные органы и другие атрибуты.

В сложившейся во второй половине XX века системе наднационального регулирования международных экономических отношений четко просматриваются два главных его направления:

1)      регулирование параметров и условий между народного экономического сотрудничества - объемов номенклатуры, режимов торговли, расчетов, кредитов, инвестиций, условий и содержания экономического и технического сотрудничества, миграции рабочей силы и т.п.;

2) унификация правил осуществления мирохозяйственных связей для всех участников - унификация договоров международной купли-продажи товаров, услуг, лицензий, производственно-технического сотрудничества, унификация форм международных расчетов, грузовых перевозок и т.д.

К инструментам, используемым в первом случае, относятся межправительственные (в том числе и региональные) торговые договоры, соглашения о товарообороте и других формах сотрудничества. Инструментами унификации правил осуществления мирохозяйственных связей являются принимаемые чаще всего международными организациями (включая и региональные) конвенции, руководства, типовые контракты.

Сущность происходящего в международной организации процесса состоит в выявлении интересов членов, их согласовании, выработке на этой основе общей позиции и воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, принятии решения и контроле за его исполнением. Отсюда вытекают три основных вида функций международной организации: регулирующие, контрольные, оперативные.

Регулирующая функция является сегодня наиболее важной. Она состоит в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов.

Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям.

Оперативные функции международных организаций заключаются в достижении целей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены. Вместе с тем постепенно растет роль и непосредственной деятельности. Организации оказывают экономическую, научно-техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги.

Международные организации можно классифицировать по ряду критериев.

.        В зависимости от круга членов различают организации всеобщие или ограниченного состава.

Всеобщие или универсальные международные экономические организации потенциально рассчитаны на участие всех государств, хотя даже сегодня в ООН некоторые страны по разным причинам не участвуют.

К таким организациям относятся организации системы ООН - сама ООН и связанные с нею соглашениями специализированные учреждения.

Организации ограниченного состава могут быть региональными, т.е. открытыми только для государств определенного географического района, например, Содружество Независимых Государств, Организация африканского единства, Лига арабских государств, Организация американских государств, Совет Европы.

2.      В зависимости от характера компетенции организации делятся на обладающие общей и специальной компетенцией. В первом случае компетенция не ограничена какой-либо одной сферой сотрудничества. Примером служит ООН, которая может рассматривать практически любую международную проблему. Исключение составляют конкретные вопросы, отнесенные к компетенции ее специализированных учреждений.

3. По соотношению объема компетенции, передаваемой государствами международной организации различают:

¾      межправительственные организации, выполняющие координационные функции, в которых перераспределенная компетенция остается совместной для государства и организации;

¾      международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции, обладающие исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивающие функции государствчленов в их решении. Примером может служить обязательность выполнения решений МВФ и Мирового банка в валютно-кредитной сфере для стран-участниц;

¾      наднациональные организации, созданные для формирования правил, обязательных для государств-членов, и механизмов контроля и принуждения участников к соблюдению этих правил. Подобными функциями наделены наднациональные органы Европейского Союза: Европейский совет, Европейский парламент и др.

.По организационному признаку международные экономические организации подразделяются на:

1)      международные экономические организации системы ООН;

2)      международные экономические организации, не входящие в систему ООН;

3)      региональные экономические организации.

5.      В зависимости от сферы международного регулирования международные организации классифицируются как:

¾      международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мировой экономики (ПРООН, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию - ЮНИДО, Всемирная организация по туризму, Международная морская организация и др.);

¾      международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю (Всемирная торговая организация, Конференция ООН по торговлеи развитию - ЮНКТАД, международные организации стран-производителей и экспортеров продовольственных и сырьевых товаров);

¾      международные валютно-кредитные и финансовые организации (Международный валютный фонд, институты Мирового банка);

¾      международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую деятельность (Комиссия ООН по ТИК и др.);

¾      международные неправительственные организации и объединения, содействующие развитию мирохозяйственных связей (международные союзы предпринимателей, торговые палаты, отраслевые ассоциации и федерации).

Членами международных организаций являются только суверенные государства, а не их органы, несмотря на то, что такие организации зачастую именуют межправительственными. Они делают взносы в бюджет организации, в том числе и в неравных долях. Например, в финансировании ООН на долю США приходится 25% всех расходов, Японии - 19,9%, Германии - 9,8%, Франции - 6,5%, Италии - 5,4%, Великобритании - 5,1%, Испании - 2,6%. На долю остальных стран приходится 25,7%.

После второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, не были заинтересованы в деятельности организаций. Для решения проблемы было использовано ассоциированное членство. От полного членства оно отличается отсутствием права участвовать в голосовании и быть избранным в исполнительные органы. В наше время ассоциированное членство используется в тех случаях, когда полное членство по тем или иным причинам временно или постоянно невозможно. Так, многие страны Центральной и Восточной Европы прошли через этап ассоциированного членства в Совете Европы.

В международных организациях существует также статус наблюдателя. Он предоставляется государствам-нечленам или государствам-членам, которые не вошли в состав органа организации. Швейцария была представлена наблюдателями на многих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН.

Зачастую неправительственным организациям предоставляется консультативный статус, который близок статусу наблюдателя. Такая практика типична для Экономического и Социального Совета ООН.

Охарактеризуем самые главные международные организации.

Система Организации Объединенных Наций. Она занимает важное место в системе межгосударственного регулирования. ООН, созданная 24 октября 1945 года, насчитывающая в настоящее время 185 членов. Согласно Уставу, Организация Объединенных Наций преследует следующие цели:

-поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира;

развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;

-осуществлять многостороннее сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

В соответствии с Уставом главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат. Образовано 17 специализированных учреждений ООН, а также международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Генеральная Ассамблея (ГА) состоит из главных комитетов, постоянных и процедурных комитетов, других вспомогательных органов ГА.

Существуют еще и специализированные органы, среди них:

·        ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), Вена (Австрия);

·        учебный и научно-исследовательский институт ООН (ЮНИТАР), Нью-Йорк (США), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Нью-Йорк (США), Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), Женева (Швейцария), Мировая продовольственная программа (МПП), Рим (Италия), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Женева (Швейцария);

·        программа развития ООН (ПРООН), Нью-Йорк (США), Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА), Нью-Йорк (США);

·        программа добровольцев ООН, Женева (Швейцария), Университет ООН, Токио (Япония) Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Найроби (Кения);

·        всемирный продовольственный совет, Рим (Италия), Центр ООН по населенным пунктам (Хаби-тат), Найроби (Кения);

·        международный учебный и научно-исследовательский институт по улучшению положения женщины, Санто-Доминго (Доминиканская Республика).

·        автономные организации:

·        Международное агентство по атомной энергии(МАГАТЭ), Вена (Австрия);

·        всемирная организация по туризму (ВОТ), Мадрид (Испания).

Совет Безопасности: операции ООН по поддержанию мира, военно-штабной комитет, вспомогательные органы (постоянные комитеты, временные органы).

Экономический и Социальный Совет: функциональные комиссии, пять региональных комиссий, постоянные комитеты, постоянные экспертные органы, временные комитеты, всемирная торговая организация (ВТО), 17 специализированных учреждений.

Совет по опеке. Международный Суд. Секретариат, Верховный комиссар по правам человека

Каждая из этих организаций имеет свои конкретные цели и задачи и вносит реальный вклад в регулирование международных экономических отношений.

Международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю. Международные организации, регулирующие мировую торговлю по критерию масштабности и профильности решаемых задач, условно можно разделить на две группы:

1)  международные организации, занимающиеся вопросами мировой торговли в целом;

2)      международные организации, занимающиеся вопросами регулирования торговли одним или несколькими связанными товарами.

Первая группа включает в себя: ГАТТ/ВТО, ГАТС, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, МТП.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) - это крупнейшая международная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли. Она была создана в 1947 году в Женеве, а начала свою работу в 1948 году.

Основной формой деятельности ГАТТ явилось проведение переговоров и консультаций, которые получили название «раундов». С 1947 по 1994 год прошло восемь так называемых торговых раундов, целью которых были дальнейшая либерализация мировой торговли и устранение торговых барьеров.

Всемирная торговая организация (ВТО) - преемница ГАТТ, начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Центральная задача ВТО - либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.

Основополагающими принципами ВТО так же, как и ГАТТ, являются предоставление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставления национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; «прозрачность» торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций, переговоров и т.д.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех государств-участников. Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда. Конференция учреждает следующие комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям в целях обеспечения торгового баланса; по бюджету, финансам и администрации; по торговле и окружающей среде.

Тенденция либерализации международной торговли услугами наиболее ярко проявилась в заключении в рамках ГАТТ в 1994 году Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Разработка Соглашения проходила в течение почти 20 лет и представляла собой сложный поиск компромисса между многими странами с разными интересами в этом специфическом секторе торговли.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) создана в 1962 году по решению ЭКОСОС ООН. Инициатором создания были развивающиеся и социалистические страны с целью восполнения недостатка внимания к торговым проблемам третьего мира.

Задачи ЮНКТАД: содействие развитию мировой торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного взаимовыгодного сотрудничества; выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных международных экономических отношений; участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли.

В структуре ЮНКТАД 6 комитетов, специализирующихся на основных направлениях ее деятельности. Главный принцип работы ЮНКТАД - групповой по социально-экономическому и географическому признакам: А - афро-азиатские страны; В - промышленно развитые страны; С - латиноамериканские страны; Д - бывшие социалистические (европейские) страны. Страны, входящие в группы А и С, а также Вьетнам, Куба, КНДР, Румыния, Югославия создали в 1975 году группу «77».

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) учреждена в 1964 году с целью содействия прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли. В актив комиссии можно отнести подготовку текстов Конвенции ООН о морской перевозке грузов («Гамбургские правила»), Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция о купле-продаже) и др.

В целом комиссия уделяет преимущественное внимание разработке единообразных норм права в таких областях, как международная купля-продажа товаров, международные платежи, международный торговый арбитраж и международное законодательство в области морских перевозок.

Международная торговая палата (МТП) была создана в 1922 году и играет в целом дополняющую и вспомогательную роль. Она издает сборники международных коммерческих терминов («ИНКОТЕРМС»), распространяет обычаи, правила и нормы международной торговли а также выполняет роль посредника в установлении контактов между торговцами и предпринимателями разных стран и их торгово-промышленными палатами.

Вторая группа организаций, специализирующихся на регулировании международной торговли отдельными видами товаров, включает в себя: ОПЕК - Организация стран-экспортеров нефти; МОПЭМ - Международная организация производителей и экспортеров металлов; ПЕФ - Ассоциация стран-экспортеров железной руды; СИПЕК - Организация стран-экспортеров меди; ЕОУС - Европейская организацию угля и стали; МОКК - Международная организация по какао; МОК - Международная организация по кофе; МОНК - Международная организация по натуральному каучуку; МОС - Международная организация по сахару и др.

Вывод. Сложившаяся в мировом хозяйстве на рубеже ХХ-ХХI веков система международного регулирования мирохозяйственных связей в нашем понимании представляет собой совокупность объектов, субъектов и инструментов регулирования.

2. Современное состояние и проблемы международного регулирования всемирного хозяйства.

.1. Современное состояние всемирного хозяйства и тенденции его развития в начале XXI века

Процесс формирования мирового хозяйства продолжается. Но уже однозначно, что XXI в. войдет в историю как период беспрецедентного роста всемирного характера эволюции человечества.

Современная мировая экономика представляет собой систему экономических взаимоотношений разных стран и регионов мира, основанных на международном разделении труда.

Воспроизводственные пропорции в экономике представляют собой соотношения разных частей ВНП и факторов экономического роста. Это соотношения между накоплением и потреблением, фондом оплаты труда и ВНП, материальными затратами и ВНП, основным капиталом и ВНП, а также между двумя подразделениями общественного производства.

Пропорция между накоплением и потреблением обычно определяется долей фонда капиталовложений в ВНП. В США она составляет порядка 17-18%, все остальное - это личное и государственное потребление. В советские времена считалось, что чем выше доля (норма) капвложений, тем выше темпы экономического роста. Но жизнь показала, что прямой зависимости здесь не просматривается. В Японии норма капиталовложений намного выше, чем в США. Страны Западной Европы занимают среднюю позицию: здесь норма капвложений составляет 20-28%, да и темпы роста ВНП за длительный период были ниже, чем в США.

Последнее десятилетие можно считать началом нового периода в развитии мирового хозяйства. По сравнению с прежним периодом возросла степень формирования международных, а в ряде случаев - планетарных производительных сил, усилилось экономическое взаимодействие и взаимозависимость.

Одной из главных тем, активно обсуждаемых в средствах массовой информации, находящихся в центре внимания политиков, специалистов и рядовых граждан в последнее время, стал мировой финансовый кризис, перерастающий в глобальный экономический кризис. Он будет иметь важные долгосрочные последствия для мировой экономики, изменения расстановки сил в мире, создаст новые, более сложные и жесткие условия функционирования экономики России.

Проблемы, с которыми столкнулись большинство стран, являются следствием грубых ошибок, совершенных рядом государств (прежде всего Америкой). Удельный вес американской экономики и финансового рынка в мировой экономике очень велик, поэтому кризис, разразившийся в США, рикошетом ударил по экономике практически всех стран. В условиях, когда доллар США остается основной резервной валютой и главным платежным средством в международный расчетах, резкое снижение доступности международных кредитов приводит к аналогичным процессам в национальных экономиках. В результате сокращается спрос, сжимаются рынки сбыта, снижается использование производственных мощностей, и происходят увольнения работников, что вызывает новое уменьшение спроса. Приостанавливается реализация инвестиционных программ, откладываются планы расширения производства. Последняя администрация США в этом свете является ответственной за глобальный кризис. С этим трудно не согласиться. Американская экономика действительно имеет долговой характер.

Преодоление фундаментальных причин мирового финансового кризиса невозможно без жесткой реструктуризации экономики этой сверхдержавы, но добровольно провести ее США не смогут, не поставив страну перед угрозой социально-политического кризиса. Если ограничить денежную массу в расчете на то, что рынок сам устранит неэффективных производителей и потребителей, произойдет почти двукратное снижение жизненного уровня американцев, сопоставимое по масштабу с событиями 90-х годов в России. Ликвидация «слабых звеньев» экономики США вызовет реакцию спада в других отраслях. Лучший выход для США - законсервировать существующее положение вещей, сохранить положение ФРС как главного эмиссионного центра мира. Для этого требуется не допустить обесценения доллара, поддержать его ведущее положение как основного платежного средства в мировой торговле, чтобы и в дальнейшем прибегать к кредитной эмиссии для покрытия бюджетного дефицита и нивелировать последствия пассивного торгового баланса.

В результате финансового кризиса схема поддержания глобального экономического роста (производство - в Азии, потребление и эмиссия - в США) разрушена.

Вывод. Процесс формирования мирового хозяйства продолжается. Но уже однозначно, что XXI в. войдет в историю как период беспрецедентного роста всемирного характера эволюции человечества, несмотря на экономический кризис.

Современная мировая экономика представляет собой систему экономических взаимоотношений разных стран и регионов мира, основанных на международном разделении труда.

2.2 Тенденции развития мировой экономики в начале ХХI века

Процессы функционирования мирового хозяйства позволяет выделить ряд четко обозначавшихся тенденций и закономерностей его развития.

Глобализация мирового хозяйства, которая, с одной стороны, воплощает в себе количественные результаты действия рассмотренных выше тенденции развития, а с другой - отражает качественно новые явления в мировой экономике и включает в себя:

1.  Вовлеченность в мирохозяйственные процессы практически всех стран мира

2.      Создание глобальных рынков товаров, услуг, технологий, капиталов, рабочей силы;

3.      Создание глобальной инфраструктуры мирохозяйственных связей (транспортной, информационно, банковской, связи и.т.п.);

.        Доминирование внешних требований над внутренними в процессе экономического развития стран;

.        Делегирование все большего числа экономических функций национальных правительств международным экономическим организациям;

.        Признание всеми странами рыночных принципов хозяйствования, как наиболее эффективной формы экономического развития;

.        Универсализация правил хозяйственной жизни и международных экономических отношений;

.        Возникновение международного производства, базирующегося на производительных глобальных силах, ориентированного на потребите любой страны мира на уровне жизненного стандарта гражданина индустриальной страны;

.        Глобальный характер международной конкуренции и международного сотрудничества.

Процесс интернационализации хозяйственной жизни коснулся практически всех стран, под которыми понимается сближение и взаимопроникновение национальных экономик на всех стадиях их воспроизводственного процесса. В современно мировой экономике интенсивно развиваться международные специализации и кооперативные производства, обмен технологиями, активизируются процессы международной миграции капитала и рабочей силы. Экономические отношения между странами из чисто коммерческой деятельности превратились в важное и необходимое условие обеспечения национального воспроизводственного процесса.

Либерализация внешнеэкономических связей как тенденция развития мирового хозяйства означает повышение степени открытия национальных экономик для внешнего мира как с точки зрения национальных, так и зарубежных участников мирохозяйственных связей. Снижаются таможенные пошлины на пути международного разделения товаров, создается благополучный инвестиционный климат для привлечения зарубежных инвестиций, менее жесткой становиться государственная миграционная политика.

Региональная экономическая интеграция стран - процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых связей и международного разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их производственных структур на различных уровнях и в различных формах. На сегодняшний день эти процессы охватили все без исключения континенты земного шара. Наиболее значимыми интеграционными объединениями современной мировой экономики являются Европейский Союз, объединяющий западноевропейские страны, Северо-Американская зона свободной торговли, куда входят Канада, США, Мексика, Общий рынок стран Южного Конуса, объединяющий Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай, Ассоциация стран Юго-восточной Азии и другие. Следует отметить, что влияние интеграционных процессов на развитие международных экономических отношений в мировой экономике противоречиво: с одной стороны, они углубляют и активизируют их внутри интеграционных объединений, а с другой - сдерживает развитие мирохозяйственных связей стран-членов с третьими странами. В результате можно говорить о регионализации мирового хозяйства.

Процесс транснационализации капитала и производства - создание отдельными национальными компаниями, объединяющими капитал, представителей нескольких стран хозяйственных единиц за пределами своих стран.

Унификация правил хозяйственно жизни и создание системы межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей в мировой экономике. Современный мировой экономический порядок охватывает регулирование международных валютных, расчетных, кредитных, торговых отношений, служит основой сделок в сфере международного обмена.

Основные характеристики современной мировой экономики представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Основные черты международной экономики

Весь спектр мировых хозяйственных связей можно разделить на виды:

международная торговля;

движение капитала в форме прямых, портфельных инвестиций и в форме международных заимствований;

международная миграция рабочей силы;

обмен научно-техническими результатами - международное движение технологии;

информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;

международная специализация производства и научно-технических работ; деятельность международных экономических организаций;

хозяйственное сотрудничество между странами, технологиями, международные валютно-финансовые отношения.

Вывод. Таким образом, тенденции развития мировой экономики в начале ХХI века обусловлены глобализацией мирового хозяйства. Их можно обозначить следующим образом.

Глобализация мирового хозяйства, которая, с одной стороны, воплощает в себе количественные результаты действия рассмотренных выше тенденции развития, а с другой - отражает качественно новые явления в мировой экономике и включает в себя:

·   вовлеченность в мирохозяйственные процессы практически всех стран мира;

·  создание глобальных рынков товаров, услуг, технологий, капиталов, рабочей силы;

·        создание глобальной инфраструктуры мирохозяйственных связей (транспортной, информационно, банковской, связи и.т.п.);

·        доминирование внешних требований над внутренними в процессе экономического развития стран;

·        делегирование все большего числа экономических функций национальных правительств международным экономическим организациям;

·        признание всеми странами рыночных принципов хозяйствования, как наиболее эффективной формы экономического развития;

·        универсализация правил хозяйственной жизни и международных экономических отношений;

·        возникновение международного производства, базирующегося на производительных глобальных силах, ориентированного на потребите любой страны мира на уровне жизненного стандарта гражданина индустриальной страны;

·        глобальный характер международной конкуренции и международного сотрудничества.

2.3 Проблемы международного регулирования всемирного хозяйства

век оказался самым жестоким из всех известных истории. Вооруженные конфликты разного масштаба продолжались непрерывно. Жертвы, принесенные на алтарь бога войны, стали измеряться десятками миллионов. Достижения науки и техники использовались, прежде всего, в военных целях. В наше время над человечеством навис дамоклов меч глобальной ядерной катастрофы. Особенно актуально это звучит сегодня, когда в Северной Корее готовы к запуску ядерные боеголовки.

Крайне остро стоит проблема предотвращения распространения оружия массового поражения. Все более грозную опасность представляют деградация окружающей среды и международный терроризм. И это далеко не все глобальные проблемы, угрожающие человеческой цивилизации. Впервые в истории встал вопрос о выживании человечества.

Особенность названной проблемы в том, что она является глобальной и может быть решена лишь совместными усилиями государств. Международное сообщество должно стать сообществом спасения человечества. Для этого необходим более высокий уровень управления социальными процессами как на национальном, так и на глобальном уровне. Существенное совершенствование управления выдвинулось на первый план. В результате возрастает роль таких инструментов управления, как государство, международные организации, право. Особое значение приобретает взаимодействие международного и внутреннего права государств.

В принятой на "Саммите тысячелетия" в 2000 г. Декларации тысячелетия ООН выражена решимость "повысить уважение к верховенству права в международных и внутренних делах..." [19, 47] В этом положении нашла выражение идея единства международной и внутренней законности.

Характерная черта современного международного права состоит в том, что осуществление им своих функций возможно лишь при все более тесном взаимодействии с внутренним правом государств. На самом деле внутригосударственная правовая система воспринимает не международное право как особую систему, а лишь содержание его норм. В результате соответствующие нормы международного права сохраняют свой статус, не претерпевая каких-либо изменений. В соответствии с ними создаются нормы внутреннего права. В этом и состоит суть процесса "инкорпорации", "включения" норм международного права в право внутригосударственное. Исследовавший рассматриваемую проблему профессор Р. Мюллерсон заметил, что включение международных норм в правовую систему страны не означает, что лев становится котом.[14, 398]. Будучи "включенными" в правовую систему государства, международные нормы действуют как часть этой системы и обеспечиваются присущим именно этой системе механизмом. Механизм действия международного права для этого непригоден.

Проблема инкорпорации гораздо сложнее, чем это может казаться. Наряду с тенденцией к интернационализации или гомогенизации национального права наблюдается и иная тенденция - к гетерогенизации права государств. По мере того как международное право все серьезней затрагивает внутреннее право, его применение все основательней сталкивается с различиями правовой культуры, правового сознания. Анализ судебной практики государств по применению норм международного права говорит о том, что эта практика напоминает перевод иностранного текста на национальный язык, который не идентичен оригиналу, не говоря уже о "переводах" на иные языки. Это явление представляется закономерным, так как в противном случае имплементация международных норм на национальном уровне была бы невозможной. Проблема состоит в том, чтобы расхождения национальных систем не выходили за определенные границы, оставались в рамках исторически достигнутого и международно терпимого уровня.

Инициированные международным правом нормы занимают в правовой системе страны особое положение. Они действуют в рамках этой системы, не утрачивая своей связи с международным правом. Все эти вопросы приобретают растущее практическое значение.

Грань между международным и внутренним правом не стирается, поскольку это привело бы к нарушению их нормального функционирования. У каждой из этих правовых систем своя природа, своя сфера действия, свой объект регулирования и свой механизм действия. Происходит углубление взаимодействия двух правовых систем, а не стирание границ между ними. Это подтверждается и опытом наиболее развитой интеграции в рамках Европейского союза. Государства в значительной мере сохраняют свою самостоятельность. Поэтому в отношении государств и их правовых систем более точен термин "интернационализация".

Интернационализация означает, прежде всего, сближение политических и правовых систем государств, углубление их взаимодействия, взаимного влияния. Интернационализация государства в основном определяется глобализацией экономики и других сфер жизни общества. Одновременно на нее оказывают влияние и иные факторы, в том числе присущие именно политике. На первом месте, разумеется, стоят интересы безопасности. Надежно обеспечить свою безопасность государства могут лишь совместными усилиями. Атака террористов на объекты в Нью - Йорке и Вашингтоне продемонстрировала это особенно убедительно. Только совместными усилиями могут быть обеспечены управление системой международных отношений и правопорядок в ней.

Глобализация находит выражение во взаимозависимости. Наиболее ощутима она в социально - экономической сфере - мировое хозяйство и глобальное гражданское общество. Здесь главными действующими лицами выступают индивиды и их объединения. Отношения взаимозависимости есть фактор повышения благосостояния социальной группы.

Вместе с тем транснациональные связи населения усложняют жизнь общества. Они делают необходимой более высокую степень социальной организации, включая соответствующее правовое регулирование. Главная цель - обеспечить стабильность и выживаемость организационной системы как целого, несмотря на неизбежный внутренний конфликт интересов. Взаимозависимость имеет национальный и интернациональный аспекты. Национальный аспект состоит в том, что вступление в отношения взаимозависимости диктуется необходимостью удовлетворения внутренних потребностей государства: в зарубежном сырье и энергоресурсах, технике, медикаментах и т.д. Важные элементы национальной социально - экономической системы вышли за пределы государственных границ. Эффективное управление ими требует сотрудничества с другими государствами и соответствующего взаимодействия международного и внутреннего права. Интернациональный аспект состоит в том, что государство вступает в отношения взаимозависимости в результате необходимости обеспечения общих интересов, с которыми связаны национальные интересы. Прежде всего это интересы всеобщего мира и безопасности, сохранения окружающей среды, экономического развития, пресечения терроризма и др. Интернациональный аспект - сравнительно новое явление. Лишь недавно человечество достигло уровня цивилизации, позволяющего осознать единство национальных и общечеловеческих интересов. Главной проблемой управления мировым хозяйством, на мой взгляд, является несовершенство международной правовой базы. Так, в январе 1999 г., выступая на экономическом форуме в Давосе, Кофи Аннан, занимавший пост Генерального секретаря ООН до 1 января 2006 г., предлагал заключить некий Глобальный договор в отличие от прежнего, он говорил о принципе открытости в области коммерческой деятельности.

Глобальный договор не является нормативным документом. В его цели не входит контроль за политикой и методами управления. Глобальный договор является добровольной инициативой, направленной на создание глобальной основы для содействия устойчивому экономическому росту и повышению уровня гражданской ответственности посредством активного и творческого участия в этом процессе руководителей корпорации.

Условий членства Глобального договора не существует. Компании лишь декларируют свое участие. Направив письмо на имя Генерального секретаря ООН с выражением поддержки Глобального договора, они не связаны на практике принципами этого документа, а соблюдают их на добровольной основе.

Таких принципов 9, они затрагивают права человека, трудовые отношения и вопросы охраны окружающей среды:

. Предпринимательские круги должны оказывать поддержку и уважать соблюдение прав человека, провозглашенных международным сообществом.

. Обеспечить свою непричастность к нарушениям прав человека.

. Поддерживать свободу ассоциаций и признавать на деле права на заключение коллективных договоров.

. Выступать за уничтожение всех форм принудительного труда.

. Выступать за полное искоренение детского труда.

. Выступать за ликвидацию дискриминации в сфере труда и занятости.

. Способствовать предупреждению негативных воздействий на окружающую среду.

. Предпринимать инициативы, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды.

. Содействовать развитию и распространению экологически чистых технологий.

Новый международный экономический порядок, направленный на защиту специфических интересов определенной группы государств, не может рассматриваться как равнозначный международному экономическому порядку, призванному регулировать экономические отношения между группами государств на равноправной и недискриминационной основе.

На формирование современного международного экономического правопорядка, безусловно, оказывают влияния процессы глобализации, заслуживающие самостоятельного изучения.

Кроме правовых аспектов, существуют и ряд других проблем в регулировании всемирного хозяйства.

Первое. Международные сделки требуют расчетов в иностранной валюте, которая конвертируется во внутреннюю валюту по определенному курсу.

Второе. Национальные правительства могут вводить любые ограничения на международные сделки, но не применять их к внутренним.

Третье. Каждая страна проводит денежно-кредитную и фискальную политику, которая влияет на темпы инфляции, экономический рост, уровень занятости и т.д.

Четвертое. Обычно каждая страна знает гораздо больше о структуре, объеме и направлениях внешней торговли, чем о тех же показателях внутренних сделок. В США, например, никто не знает наверняка, какими товарами и в каких количествах торгуют между собой штат Калифорния и г. Нью-Йорк. На административных границах между штатами подобную информацию никто не фиксирует . Другое дело- внешняя торговля.

Пятое. Факторы производства гораздо мобильнее внутри страны, чем между странами.

Шестое. Чтобы проникнуть на иностранные рынки, экспортеры должны адаптировать свою продукцию к стандартам и вкусам заграничных потребителей.

Седьмое. Деятельность ТНК все больше превращает мировое хозяйство в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.

Вывод. Развитие и совершенствование мирохозяйственных связей представляет собой довольно сложный, противоречивый процесс.


Скачать архив (382.1 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: