Главная » Экономика |
Введение Рассматривая роль США в процессе евроинтеграции, невозможно обойти вниманием такой существенный эпизод, как создание и претворение в жизнь плана Маршалла, который по сей день является предметом споров и дискуссий. Безусловно, когда речь идёт об этом явлении международных отношений, не может быть однозначного ответа на интересующие нас вопросы: каковы его истинные цели, можем ли мы назвать этот план феноменом «бескорыстной поддержки» одним государством другого или всё же для США важнее были собственные экономические и политические выгоды. В XX веке на мировой арене появляется новый сильный игрок- США. До этого момента можно с уверенностью говорить о том, что основной политической силой была наделена Европа; однако в начале XX столетия европейская цивилизация переживала кризис, вызванный конфликтами и противоречиями, соперничеством ведущих её держав, которое привело к Первой Мировой войне и, как следствие, к большим экономическим потерям. Этот кризис положил конец господства Западной Европы в мире и предоставил США возможность стать влиятельным автором мировой политики, что послужило началом их равноправных взаимозначимых отношений, сотрудничеству. К середине XX века США, на территории которых не велись военные действия, достигли внушительной степени экономического и политического могущества. Таким образом, план Маршалла был продолжением интенсивно развивающихся отношений Европы и США, значение взаимодействия которых увеличивалось по мере становления Соединенных Штатов как державы мирового значения. 1. Последствия Второй мировой войны 1939-1945гг. для европейских стран В ХХ веке на развитие экономики ведущих капиталистических стран оказали большое влияние два глобальных события - первая и вторая мировые войны. Послевоенная экономика даже ведущих стран Западной Европы была в критическом состоянии. Замедление темпов экономического развития Англии началось после Первой мировой войны. Сравнительно быстро росло производство в новых отраслях промышленности, в которых наиболее быстро шли процессы технической реконструкции предприятий, увеличение их энерговооруженности, широкой механизации, электрификации и химизации производственных процессов. Старые отрасли британской индустрии переживали застой. Сократились добыча угля, выплавка чугуна, производство английской текстильной промышленности. Предприятия черной металлургии были загружены лишь наполовину. Происходил процесс свертывания сельскохозяйственного производства. По темпам развития английская экономика отставала от ведущих капиталистических держав. Война привела к усилению зависимости Великобритании от США, которые в период войны направляли своему союзнику большие поставки вооружения и продовольствия на условиях ленд-лиза (система передачи США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и других материальных ресурсов странам антигитлеровской коалиции в период второй мировой войны), кроме того пришлось сократить, а в некоторых направлениях и полностью прервать свои внешнеэкономические связи со странами, куда все больше внедрялся капитал США. В 1947 году в стране наступил острый финансовый кризис, и правительство вынуждено было пойти на сокращение импорта продовольствия, что привело к резкому подорожанию продуктов питания. Выход из сложной экономической ситуации правительство Англии видело в присоединении к «плану Маршалла». Политика, проводимая правящими кругами Франции, привела страну к военной катастрофе. В июне 1940 года Франция капитулировала и ее экономика была поставлена на службу фашистской Германии. Война и четырехлетняя оккупация нанесли Франции значительный ущерб. Почти на 70% сократилось промышленное производство, его структура была архаичной, длительное время не обновлялся машинный парк. Вдвое по сравнению с 1938 годом уменьшилась продукция сельского хозяйства. Окончание войны поставило Францию перед сложнейшими задачами, главной из которых была ликвидация экономической разрухи. Однако ни у правительства, ни среди предпринемательских кругов не было единства мнений относительно политики в финансово-экономической области. Так, министр экономики радикал П. Мендес-Франс предлагал с целью предотвращения инфляции заморозить заработную плату и цены, а также одновременно блокировать банковские счета и приступить к принудительному обмену банкнот. Министр финансов Р. Плевен разработал проект, основой которого являлся выпуск крупного внутреннего займа, призванного спасти военные прибыли. Коммунисты, у которых были сильные позиции ввиду их активного участия в движении Сопротивления, важнейшими задачами считали проведение национализации и создание системы социальной защиты населения. Вокруг проблемы национализации развернулась острая политическая борьба, которая закончилась компромиссом. Как и в других капиталистических странах, национализация во Франции не коснулась всех основных отраслей промышленности и не меняла существа капиталистической экономики. По своему экономическому содержанию она означала переход от частной собственности к государственно-монополистической, представляя собой крупный шаг в развитии государственно-монополистического капитализма. Потребности восстановления экономики привели к тому, что большая часть капиталовложений стала направляться в промышленность. Это позволило ускорить темпы промышленного производства страны и летом 1947 года достигнуть его довоенного уровня (в сельском хозяйстве этот уровень был превзойден в 1950 году). В мае 1947 года под предлогом голосования министров-коммунистов против доверия правительству они были удалены из состава правительственной коалиции. Процесс национализации был приостановлен, и 28 июня 1948 года в Париже было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве между Францией и Соединенными Штатами Америки, ознаменовавшее собой начало действия во Франции «плана Маршалла». [2 стр. 36] Италия вступила во Вторую мировую войну на стороне Гитлеровской Германии. Это развитая индустриально-аграрная страна, по уровню развития относится к странам высокоразвитого капитализма. Важнейшие отрасли промышленности связаны с военным производством. В 1948 году была включены в систему «плана Маршалла». Швеция - индустриально-аграрная страна, ведущими являются горнодобывающая, машиностроительная, металлообрабатывающая, электротехническая и химическая промышленность. Значительная часть промышленных товаров идет на экспорт. В сельском хозяйстве мясомолочное животноводство преобладает над земледелием. Во время второй мировой войны Швеция объявила нейтралитет, который, однако, нарушался в пользу гитлеровской коалиции. В послевоенные годы придерживается политики «свободы от союзов». Дания - аграрно-индустриальная страна с интенсивным сельским хозяйством. Промышленность Дании носит ярковыраженный обрабатывающий характер. В 1940 году была оккупирована гитлеровской Германией. К кону 19 века Бельгия была развитой капиталистической страной, с крупной промышленностью и интенсивным сельским хозяйством. Во время Второй мировой войны была захвачена Германией. Нидерланды - индустриально-аграрная страна, находящаяся в сильной зависимости от внешних источников сырья и рынков сбыта. Во время Второй мировой войны находилась под властью Германии. Люксембург - индустриальная страна, основу экономики которой составляет крупная металлургическая промышленность. С 1939 по 1945 год Люксембург был оккупирован Германией. Семь лет (1938-1945) Австрия находилась под властью фашистской Германии. Вся экономика страны была подчинена военным нуждам Германии, золотой запас Австрии был вывезен в Берлин. Главная роль в экономике страны принадлежала крупным монополиям. В1943 году министры иностранных дел СССР, США и Великобритании подписали декларацию об Австрии, заявив о желании видеть ее восстановленной, свободной и независимой. В 1948 году при активном содействии США, Англии и Франции было подписано соглашение об участии Австрии в «плане Маршалла». [3 стр. 36] Ирландия - аграрная страна в которой многовековое английское господство задержало развитие экономики. Во второй мировой войне, прикрываясь «нейтралитетом», поддерживала гитлеровскую Германию. Исландия - индустриально-аграрная страна. Основная отрасль экономики - рыболовство и переработка рыбы. Во время Второй мировой войны США ввели в Исландию свои войска и создали военно-морские и авиационные базы. Греция преимущественно аграрная страна с относительно развитой промышленностью. Во время второй мировой войны было оккупирована Германией. Швейцария - страна высокого уровня развития, в экономике основная роль принадлежит промышленности. С конца 19 века в ней утвердилось господство финансового капитала. Во Второй мировой войне объявила нейтралитет. Португалия - аграрная страна, наиболее отсталая из всех стран Европы. Во Второй мировой войне помогала фашистскому блоку. Турция - слаборазвитая аграрная страна. Накануне Второй мировой войны большое влияние на экономику и политику Турции оказывала Германия. Во время войны она снабжала Германию стратегическим сырьем. Таким образом, после Второй мировой войны экономика стран Западной Европы оказалась в крайне сложном положении. военный политический блок европейский После 1945 года усиливается влияние государства на ход экономических процессов, усиливается процесс перераспределения доходов через государственный бюджет. Государство активно вмешивается в экономические процессы стран Западной Европы. Такая политика получила название - развитие смешанной экономики, которое предполагает в качестве субъектов - индивидов, фирм, государство. Причем государство как субъект экономических отношений выступает не только в процессе распределения, но и в процессе производства. В июне 1948 года Госсекретарь США Дж. Маршалл выдвигает план программы восстановления и развития Европы после Второй Мировой войны на основе экономической помощи от США в виде кредитов, оборудования, технологии. План был рассчитан на 4 года. План Маршала стал важным стимулом, побудившим свершить то, что вначале казалось невозможным. Прошло всего несколько лет, и производство сельскохозяйственной и промышленной продукции превысило довоенный уровень. План Маршалла преследовал три основные цели: ) побуждал европейские страны возобновить политическое и экономическое сотрудничество и усиливал их интеграцию в мировую экономику; ) позволял им закупать сырьё и оборудование в странах с твёрдой валютой; ) одновременно представлял собой программу государственной поддержки экономики самих Соединённых Штатов, поскольку стимулировал американский экспорт. В апреле 1948 года Конгресс США принял Закон о помощи иностранным государствам, условия двустороннего соглашения: ) Обязательство формировать свободное предпринимательство; ) Поощрять частные американские вложения; ) Сотрудничать в понижении таможенных тарифов; ) Обеспечить финансовую устойчивость; ) Систематически отчитываться в использовании принятых средств. Такие контракты подписали 16 стран: Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Греция, Турция, ФРГ (в 1949 году). СССР и другие государства народной демократии отказались принимать участие в плане Маршалла. Ведь в действительности План Маршала являлся выражением курса американских империалистов на закабаление стран Европы и превращение их в свой военно-стратегический плацдарм для подготовки агрессии против Советского Союза и других европейских социалистических государств. США стремились поддержать пошатнувшиеся в результате войны позиции капитализма в Западной Европе, воспрепятствовать прогрессивным социальным преобразованиям в европейских буржуазных странах, создать объединённый фронт империализма против Советского Союза и складывающейся мировой системы социализма, против освободительного движения в мире. С помощью плана Маршала они намеревались подорвать экономическое развитие СССР, реставрировать капиталистические порядки в тех европейских странах, где был установлен народно-демократический строй. США получили фактически право на строительство военных баз на территории этих стран. Контроль за исполнением плана Маршала осуществляла специально созданная Администрация экономического сотрудничества, которая возглавлялась крупными финансистами и политическими деятелями США. Американские ассигнования странам Европы направлялись с таким расчётом, чтобы они обеспечивали экономические интересы американских монополий, а также соответствовали военно-стратегическим планам США милитаризации Западной Европы. Таким образом, фактически помощь Европе «направлялась на поддержку перевооружения, а не на дальнейшее развитие экономики», хотя производство сельскохозяйственной и промышленной продукции превысило довоенный уровень. За 4 года выполнения плана Маршалла (1948-1951 гг.) США оказали европейским странам помощь в объеме около 17 млрд. долл. Причем, более 2/3 этой суммы выпали на долю четырех ведущих европейских стран - Великобритании, Франции, Италии, ФРГ. В то же время Западная Германия из былого агрессора превратилась в союзницу стран-победительниц, которой США оказывали явное предпочтение. Так, за первый год реализации плана Маршалла Западная Германия получила от США 2,422 млрд. долл. - почти столько же, сколь Англия (1,324 млрд.) и Франция (1,13 млрд.) вместе взятые, почти в три с половиной раза больше, чем Италия (0,704 млрд. долл.). Вместе с тем, не стоит рассматривать план Маршалла исключительно как продовольственную помощь, хотя поставки продовольствия наряду с топливом и удобрениями в рамках этого плана действительно составили 70% всей помощи. Объективности ради следует отметить, что главный смысл плана заключался в подпитывании слабых европейских экономик, создании условий для собственного возрождения: быстрого развития внутриевропейской торговли, активизации наиболее эффективных производственных мощностей для достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевую кооперацию, укрепления своих валют и восстановления доверия к ним. Высокая результативность плана Маршалла в сочетании с реализацией собственных экономических программ послевоенного возрождения проявилась в росте выпуска продукции в базовых отраслях за 1947-1950 гг. более чем наполовину, а по отдельным видам продукции и того выше - калийных удобрений - на 65%, стали - на 70%, цемента - на 75%, транспортных средств - на 150%, нефтепродуктов - на 200%. [2 стр. 38] Свидетельством успешного выполнения программы экономического возрождения западноевропейских стран служит и рост экспорта. За 1948- 1952 годы он увеличился в целом на 49 пунктов, а в США и Канаде - даже на 60 пунктов. Прогрессивные изменения затронули и структуру экспорта. На 40% вырос западноевропейский вывоз продукции. В свою очередь, поставка из США оборудования для традиционных отраслей не только укрепила базовые отрасли, но и создавала ощутимые предпосылки для повышения конкурентоспособности потребительских секторов экономики, энергичного поворота к перспективным технологиям и даже экспорту качественных материалов для новейших отраслей из Европы в США. Вместе с тем, на фоне обострения международной обстановки после 2-й мировой войны, уже в 1951 г. план Маршалла стал превращаться в программу оказания помощи военного характера, способствовал послевоенному расколу Европы, формированию военно-политического блока западных государств, усилению «холодной войны,» зависимости западноевропейских государств от США. На это был нацелен принятый в 1951 г. закон о взаимном обеспечении безопасности. На основе двусторонних соглашений он содействовал внешней политике через безвозмездные субсидии и поставку американских товаров и материалов. Однако страны-получатели, со своей стороны, вынуждены были предоставлять свою территорию для американских военных баз и прекратить торговлю так называемыми стратегическими товарами с социалистическими странами. ) НАТО - Организация Североатлантического договора - крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США. ) СЭВ - Совет экономической взаимопомощи - межправительственная экономическая организация, действовавшая с 1949 по 1991 годы, созданная по решению представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. ) ОЕ ЭС - Организация европейского экономического сотрудничества развитых капиталистических стран; ) ЕС - Европейский союз (Евросоюз) - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, нацеленный на региональную интеграцию, юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году на принципах Европейских сообществ. ) МВФ - Международный валютный фонд. Был создан в конце Второй мировой войны в рамках усилий, направленных на строительство новой международной экономической системы и во избежание дорогостоящих ошибок предыдущих десятилетий. ) ГАТТ - Генеральное соглашение по тарифам и торговле - международное соглашение, заключенное в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой войны, которое фактически выполняло функции международной организации. ) ООН - Организация Объединённых Наций - международная организация для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. ) ОВД - Организация Варшавского Договора. Создана на основе Варшавского договора 1955 года о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Заключение Во Второй мировой войне участие приняло более 60 государств с населением более 4/5 жителей мира. Война уничтожила около 55 млн. человеческих жизней. Совокупные военные расходы в 4,5 раза превысили затраты на Первую мировую войну. Было утрачено национальное богатство стран-участников стоимостью 316 млрд. долларов. Военные действия происходили на территориях 40 государств Европы, Азии, Африки. К концу Второй мировой войны большая часть Европы была разрушена. Экономика восстанавливалась очень медленно, так как безработица и нехватка продовольствия привела к забастовкам и беспорядкам в ряде стран. В 1947 году европейские страны по-прежнему находились значительно ниже своего довоенного уровня, но были и некоторые признаки роста. В результате экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать, европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам, был восстановлен и укреплён европейский средний класс - гарант политической стабильности и устойчивого развития. Таким образом, план Маршалла смог остановить последствия Второй Мировой войны и обеспечить политическую, экономическую, социальную стабильности в странах, где проводились данные программы. Список литературы 1. История мировой экономики: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. . История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг.: учебное пособие / под ред. А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1995, 1998 (1-е и 2-е издания). . Конотопов М.В., Сметанин С.И. Экономическая история: учебник. - 8-е изд., доп. и перераб. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2006. . Неровня Т.Н. История экономики в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. . Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие / под ред. М.Н. Чепурина. - М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2006. . Толмачева Р. П. Экономическая история: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2009. . Экономическая история. Реформы и реформаторы. - М., 1995. . Эрхард Л. Благосостояние для всех: пер. с нем. - М.: Дело, 2001. Скачать архив (11.4 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |