Главная » Экономика |
1. Теоретические основы финансовой политики 1.1 Содержание и значение финансовой политики в Российской Федерации В рамках данного вопроса, в первую очередь, необходимо определить содержание понятия финансовая политика. Итак, финансовая политика представляет собой комплекс мероприятий, со стороны государства, основным направлением которых выступает мобилизация финансовых ресурсов, с целью их последующего распределения и применения для выполнения государством, возложенных на него функций. [1, c. 165] В качестве основных объектов финансовой политики выступают финансовые ресурсы, доходы и расходы государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. В свою очередь, субъектами финансовой политики являются органы законодательной и исполнительной власти (в отношении государственной и муниципальной финансовой политики), собственники и органы управления хозяйствующих субъектов (в отношении финансовой политики хозяйствующих субъектов). [1, c. 171] Стоит так же отметить то, что финансовая политика, не связана со всеми сферами деятельности государства, такими как: экономическая, социальная, политическая и т.д., она вполне самостоятельная сфера в области финансовых отношений. Основное значение рассматриваемой категории сводится к тому, что, в условиях активного развития рыночной экономики, она предстает в качестве наиболее важного средства реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера или международные отношения. Основной целью финансовой политики государства выступает создание максимально возможного объема финансовых ресурсов. Данное обстоятельство определено тем, что именно финансовые ресурсы в настоящее время являются материальной базой любых преобразований. [1, c. 173] Исходя из этого, с целью выбора основных направлений и формирования эффективной финансовой политики необходима достоверная информация о финансовом положении государства, его финансовом потенциале, иными словами об объективных возможностях государства. Помимо всего ранее сказанного, стоит отметить то, что само содержание финансовой политики достаточно многогранно, вследствие чего, она содержит в себе следующие важнейшие звенья: [1, c. 178] во-первых, это формирование научно обоснованных концепций развития финансов; во-вторых, это выявление приоритетных направлений применения финансов на перспективу и текущий период; в-третьих, это организация практических действий, нацеленных на достижение поставленных целей. Именно единство всех трех выше указанных звеньев, как раз и определяет содержание финансовой политики. Согласно выбранным направлениям, таким как: эффективность социальной политики, рационализация распределения средств государственного бюджета и т.п., финансовой политики, а так же в зависимости от решаемых в ее рамках задач, данная категория подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Рассмотрим их более подробно. Итак, финансовая стратегия представляет собой курс развития финансовой политики на длительную перспективу, в рамках которого предусматривается решение крупномасштабных задач, которые сформулированы в соответствии с выбранными экономической и социальной стратегией. В свою очередь, основным направлением финансовой тактики выступает решение проблем и задачи каждого этапа развития общества, и прежде всего, посредством адекватного конкретному этапу развития изменения способов и методов организации финансовых связей, в том числе с помощью перегруппировки финансовых ресурсов. В заключении рассмотрения данного вопроса необходимо так же определить понятие концепции рассматриваемой категории. Так, концепция финансовой политики представляет собой перечень основных целей, задач, приоритетов и способов управления финансами, которые являются составными частями методологии финансового обеспечения концепции экономической политики государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов. В большинстве своем, концепция финансовой политики, носит долгосрочный характер и конкретизируется посредством определения финансовых форм и методов ее реализации. Непосредственно для РФ финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Кроме того, стоит отметить то, что именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления. Таким образом, финансовая политика для РФ выступает средством мобилизации и контроля таких ее составных частей как: бюджетная политика, налоговая политика и т.д., что, в свою очередь, дает возможность органам управления формировать модели развития российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста, повышение благосостояния населения, основанное на учете многообразных факторов, за развитие и состояние которых отвечают данные составные части. 1.2 Направления, задачи и классификации финансовой политики В качестве приоритетного направления финансовой политики в настоящее время, выступает в первую очередь, преодоление, проявляющихся до настоящего времени, негативных последствий мирового финансового кризиса. Именно в свете данного направления в России в рамках финансовой политики предусматривается реализация следующих мероприятий: [1, c. 223] во-первых, это повышение эффективности бюджетной системы. И прежде всего, в части сокращения бюджетных расходов и повышения доли доходов, проще говоря, ликвидация дефицита бюджета. Помимо этого, предусматривается совершенствование организации бюджетной сети, усиление контроля за расходами получателей бюджетных средств посредством системы Федерального казначейства; во-вторых, общее оздоровление банковской системы, и в первую очередь, в плане повышения доверия к банкам России не только со стороны населения, но и юридических лиц; в-третьих, повышение эффективности межбюджетных отношений и бюджетного федерализма; в-четвертых, принятие комплекса мер по защите прав мелких инвесторов; в-пятых, формирование привлекательных законодательных условий для привлечения иностранных инвестиций. Таким образом, в качестве стратегического направления финансовой политики на современном этапе развития экономики выступает экономический рост страны. Помимо выше обозначенных направлений не менее важным, выступает направление укрепления курса национальной валюты, посредством ограничения спекуляций на валютном рынке и прекращения незаконного вывоза капитала за пределы страны. Что касается направления повышения доверия вкладчиков к кредитным организациям и инвестиционным институтам, то здесь стоит отметить то, что в рамках современной финансовой политики предусмотрено, в первую очередь, формирование надежной и более понятной для последних системы страхования вкладов. Кроме того, планируется введение возможности при определенных условиях иностранным банкам привлекать средства населения России, повысить процентные ставки по депозитам, соблюдать разумные пределы доходности государственных ценных бумаг. Далее рассмотрим задачи финансовой политики России на современном этапе развития. И так, основной стратегической задачей выступает достижение сбалансированности бюджетов всех уровней. С целью решения данной задачи необходимо осуществить ряд мер, в рамках выбранного направления развития: [4] во-первых, это проведение в жизнь скоординированной, единой бюджетной политики всех участников бюджетного процесса, начиная от федерального центра, субъектов Российской Федерации и заканчивая муниципальными образованиями; во-вторых, это укрепление государственных финансов и пресечение проявлений регионального сепаратизма. Помимо выше обозначенной стратегической задачи, в рамках финансовой политики предусмотрено решение еще нескольких, в частности: [4] обеспечение высокой занятости; стимулирование экономического роста; реформирование естественных монополий; создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения финансовой стабильности; выравнивание платежного баланса. Что же касается видов и типов финансовой политики, то здесь стоит отметить то, что в настоящее время выделяют три основных типа: классическая, планово-директивная и регулирующая. Рассмотрим их более подробно. Так, основой классической финансовой политики является признание минимальной роли государства в функционировании экономики. Рынок рассматривался как саморегулятор экономического роста. Государству отводилась функция «ночного сторожа», что должно привести к минимизации общественных расходов. [4] Планово-директивная политика предопределяет ведущую роль натуральных показателей плана, распределение денежных ресурсов в системе государственных финансов, государственных предприятий и отраслевых министерств в соответствии с жестким планом, централизацию и перераспределение через бюджет большей части финансовых ресурсов. Регулирующая финансовая политика (основоположник Дж.М. Кейнс) предполагает вмешательство государства в развитие экономики с помощью специальных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и т.д.). [4] Финансовую политику можно классифицировать не только по содержательному признаку, но и по другим критериям: [4] по территориальному критерию выделяют общегосударственную, региональную и местную финансовую политику; по временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов; в зависимости от объектов воздействия выделяют финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов, в сфере функционирования субъектов хозяйствования. По сферам финансовой системы выделяют государственную (муниципальную) и корпоративную финансовую политику. По функциональному признаку финансовая политика государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов делится на доходную, расходную и контрольную. Они связаны между собой так же, как и функции финансов, но вместе с тем имеют и относительно самостоятельное значение. Доходная финансовая политика представляет собой совокупность мер в области формирования доходов государства, муниципалитетов и хозяйствующих субъектов. Этот тип финансовой политики предполагает методологическое обоснование и создание условий эффективного выполнения финансами функции формирования доходов в экономике. Концепция доходной политики предусматривает оценку и определение направлений развития доходного потенциала субъектов с учетом изменений внешней и внутренней среды. [4] Расходная финансовая политика предполагает разработку концепции, стратегии и тактики использования государственных, муниципальных и частных финансовых ресурсов и доходов. Таким образом, финансовая политика предстает в качестве структурного элемента системы управления финансами, от которого целиком и полностью зависит эффективность использования финансовых отношений в экономике. Кроме того, именно финансовая политика призвана обеспечивать реализацию целей и задач социально-экономической политики государства. 2. Финансовый сектор стран Европейского Союза 2.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики стран ЕС В рамках данной главы, будут рассмотрена специфика функционирования финансовой политики в странах ЕС. Необходимость данного анализа обусловлена тем, что именно страны-участницы ЕС в настоящее время, выступают приоритетными партнерами Российской Федерации в рамках международного сотрудничества. И так, прежде всего, стоит отметить то, что финансовая политика стран ЕС основывается на формировании единого бюджета, посредством средств которого осуществляется поддержка наиболее слабых регионов данного союза. [5] Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что основным значением финансовой политики ЕС выступает регулирование экономического развития стран, входящих в состав ЕС посредством денежно-кредитных механизмов. Таким образом, в основе финансовой политики ЕС лежит бюджетный метод (в отдельных источниках его именуют как финансовый) хозяйственного управления, который предполагает, в первую очередь, формирование и расходование финансовых средств общего бюджета ЕС по различным направлениям политики Союза, включая использование европейских бюджетных фондов, а так же разработку и реализацию многолетних финансовых планов (финансовое программирование). [5] Описанный выше бюджетный метод, предполагает управление с помощью материального стимулирования. Необходимо отметить тот факт, что использование финансовых инструментов, одновременно с денежно-кредитными и правовыми, делает модель финансовой политики управления в ЕС схожей с применяемыми в настоящее время формами государственного воздействия на экономику, только в более крупных масштабах. [2] Иными словами, именно посредством выше указанных механизмов осуществляется влияние государства на сферы жизни общества в рамках границ одной страны. Учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что именно единый бюджет выступает главным финансовым инструментом экономического управления в ЕС. Что же касается значения финансовой политики ЕС, то с учетом того, что именно единый бюджет выступает основным ее инструментом, анализировать данную категорию так же стоит с позиции направленности бюджетных расходов ЕС. В данном случае, прежде всего, необходимо отметить то, что имеющая место структура расходов бюджета ЕС демонстрирует ограничения в применении финансового метода, и в первую очередь, в таких областях как: единый внутренний рынок или внешняя торговля, он вообще не применяется, а в исследовательской деятельности использование этого метода совсем не значительно. Основными категориями расходов бюджета ЕС выступают: [5] · устойчивое развитие (сплоченность в целях экономического роста и полной занятости, конкурентоспособность в целях экономического роста и полной занятости); · сохранение и охрана природных ресурсов (сельское хозяйство и рыболовство, экология, борьба с изменениями климата); · создание пространства граждан, свободы и безопасности, справедливости; · внешнеполитическая деятельность ЕС; · административные расходы. Далее необходимо рассмотреть не менее важные инструменты финансовой политики. И так, к ним относятся бюджетные фонды, посредством которых осуществляется регулирование движения финансовых ресурсов, выделенных из общего бюджета ЕС. К такого рода фондам в рамках ЕС относятся следующие: [2] · Фонд социального развития; · Европейский фонд регионального развития. Выше обозначенные фонды применяются властями ЕС с целью выполнения ежегодных и многолетних финансовых планов Европейского союза, в том числе достижения приоритетных целей и решения задач стратегических программ развития ЕС. Помимо бюджетных финансовых инструментов, в ЕС имеет место наличие и внебюджетных, главные среди них - это Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский инвестиционный фонд (ЕИФ). [2] Рассмотрим их более подробно. Так, Европейский инвестиционный банк представляет собой финансово-кредитное учреждение ЕС, средства которого используются для поддержания отсталых европейских регионов, преимущественно в форме долгосрочных кредитов. [2] В свою очередь, Европейский инвестиционный фонд, создан с двойной целью: во-первых, осуществить поддержку развития трансъевропейских транспортных, телекоммуникационных и энергетических сетей, во-вторых, оказать поддержку малого и среднего бизнеса, содействуя тем самым занятости и экономическому росту. [2] Стоит так же отметить то, что в ЕС действуют и другие финансовые инструменты, такие как: целевые программы в тех или иных областях деятельности Сообществ, финансирование которых так же осуществляется из общего бюджета ЕС. Так, в качестве примера можно привести финансирование мероприятий, направленных на снижение уровня безработицы в странах - участницах ЕС. Кроме выше указанных инструментов, в арсенале финансовой политики имеется еще достаточно широкий набор финансовых инструментов: [5] так для стимулирования развития проблемных регионов: финансирование выезда населения, размещение государственных предприятий и учреждений, улучшение свойств территорий посредством как финансовых, так и не финансовых мер, оказание помощи отдельным предприятиям (путем предоставления субсидий, гарантий, кредитов, налоговых льгот) для ограничения роста экономически более развитых регионов: административные меры, финансовые меры (дополнительные расходы фирм). Таким образом, в заключении анализа значения и целей финансовой политики ЕС можно сделать вывод о том, что основной целью финансовой политики в рамках Европейского союза выступает обеспечение сплочения между странами-участниками Европейского Сообщества посредством сокращения неравенства между европейскими регионами. 2.2 Основные направления финансовой политики ЕС Как было сказано ранее основными категориями расходов единого бюджета ЕС выступают: [5] устойчивое развитие (сплоченность в целях экономического роста и полной занятости, конкурентоспособность в целях экономического роста и полной занятости); сохранение и охрана природных ресурсов (сельское хозяйство и рыболовство, экология, борьба с изменениями климата); создание пространства граждан, свободы и безопасности, справедливости; внешнеполитическая деятельность ЕС; административные расходы. Исходя из этого, можно предположить, что основными направлениями финансовой политики выступают направления расходования средств единого бюджета. При этом, наиболее важным направлением в свете произошедшего мирового-финансового кризиса выступает в рамках Сообщества стран ЕС направление обеспечения устойчивого развития стран-участниц данного союза, и прежде всего, в сфере занятости. В данном случае, стоит отметить тот факт, что помимо средств единого бюджета для решения проблем занятости применяются средства Европейского социального фонда (ЕСФ), который был определен как главный финансовый инструмент по поддержке политики занятости в ЕС. Кроме того, необходимо отметить то, что с целью обеспечения экономического роста стран-участниц ЕС разработана финансовая программа предоставления помощи наименее развитым регионам. Одним из аргументов в пользу создания более эффективной системы предоставления помощи является возможность снижения транзакционных издержек, возникающих при предоставлении странами-донорами помощи. Определение и расчет этих издержек позволяет повысить эффективность программ содействия развитию, а также увеличить объемы ресурсов, направляемые на снижение уровня бедности в развивающихся странах. Существует два основных направления повышения эффективности действий ЕС в рамках предоставления помощи менее развитым регионам: · создание условий для планирования и прогнозирования объемов предоставляемой помощи; · также разделение компетенций и при осуществлении программ предоставления помощи. В части касающейся исполнения финансовой политики ЕС основными направлениями повышения эффективности предоставления помощи менее развитым регионам являются: [2] · предоставление помощи в рамках скоординированных многосторонних программ по повышению потенциала регионов; · предоставление 50% средств в рамках помощи регионам, направляемой по государственной линии, через систему государственных институтов, в том числе средств для поддержки систем бюджетирования и секторных программ; · избежание формирования новых структур для реализации проектов по содействию развитию; · снижение на 50% числа нескоординированных с другими донорами действий. В настоящее время ЕС поддерживает инновационные способы финансирования программ по содействию развитию, в число которых входит: льготы на авиасборы, международная инициатива по покупке медикаментов, международная инициатива по финансированию иммунизации и т.д. 3. Сравнительный анализ финансовой политики Российской Федерации и стран ЕС .1 Схожие принципы ведения финансовой политики В рамках данного вопроса, в первую очередь, следует определить принципы финансовой политики России в глобальных масштабах, которые сводятся к следующему: первый принцип, это формирование такой концепции развития финансов, которая в первую очередь, будет научно обоснована и подкреплена соответствующими аргументами. В данном случае, стоит отметить то, что определение финансовой политики осуществляется на основе проведения комплексного анализа состояния экономики, перспектив ее стабилизации и развития производительных сил и производственных отношений, развития потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах; второй принцип - это концентрация определенной части финансовых ресурсов в централизованных государственных фондах, направления использования средств которых должны быть обоснованы. При этом, собственно само формирование государственных фондов денежных должно организовываться с целью обеспечения финансирования отдельных статьей бюджетных расходов. третий принцип - выработка приоритетных направлений использования финансовых ресурсов государства. Здесь заслуживает внимания тот факт, что главной целью данного процесса выступает обеспечение более эффективного использования ресурсов посредством распределения их, в первую очередь, между наиболее приоритетными сферами, в том числе в социальную сферу. четвертый принцип - организация практических действий, основным направлением которых выступает достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики. И так, какие же из выше указанных принципов ведения финансовой политики России с глобальной позиции схожи с принципами ведения той же политики в рамках Европейского союза. И так, прежде всего, необходимо отметить то, что и в России и в ЕС выбор приоритетных направлений осуществляется на базе практических данных, которые выступают основным обоснованием необходимости финансирования выбранного направления. Далее отметим такой принцип как необходимость концентрации части финансовых средств в государственных фондах. В данном случае стоит отметить то, что рассматриваемый принцип актуален не только в России но и в Европейском союзе. Так, в рамках ЕС создан ряд фондов, средства которых расходуются целенаправленно только на решение тех. задач, которые находятся в ведении каждого отдельно взятого фонда. Еще один принцип - это выработка приоритетных направлений использования финансовых ресурсов государства, так же применим и в России и в ЕС. Кроме того, в обеих группах в качестве приоритетных направлений выбраны в большинстве своем одни и те же, такие как: обеспечение экономического роста; решение проблем занятости; укрепление национальной валюты и т.д. И на конец, принцип обеспечения методов воздействия на экономику посредством финансовых рычагов. Здесь стоит отметить то, что основным механизмом влияния на развитие экономики выступает государственный бюджет в случае России и единый бюджет стран-участниц в случае Европейского союза. Таким образом, можно сделать вывод о том, что по всем принципам ведения финансовой политики и Россия и ЕС имеют достаточно схожие тенденции формирования. Данная особенность обусловлена тем, что страны-участницы ЕС в настоящее время выступают основными партнерами Российской Федерации в решении последствий мирового финансового кризиса. финансовый страна инвестор экономика 3.2 Опыт совместной работы в рамках развития финансов в Российской Федерации и станах ЕС В настоящий период в Европе происходит процесс, связанный с передачей значительной части национальных полномочий на наднациональный европейский уровень. Для России это означает, что двусторонние отношения с европейскими странами трансформируются в отношения Россия - ЕС. Важность взаимодействия России - ЕС определяются тем, что ЕС является крупнейшим торгово-экономических партнеров России, занимая особое место в российском внешнем товарообороте. Российско-европейское торгово-экономическое сотрудничество регулируется «дорожными картами», целью которых выступает формирование общего экономического пространства между Россией и ЕС, а также программой «Партнерство для модернизации», предусматривающей углубление взаимного сотрудничества в разных областях. Кроме того, на законодательном уровне, определены отдельные задачи по странам Центральной и Восточной Европы, предусматривающие формирование и развитие двустороннего сотрудничества в рамках основного направления, а именно восстановление и развитие инвестиционного сотрудничества. Так, на конец декабря 2012 года объем накопленных инвестиций из стран ЕС в нефинансовом секторе экономики России составил 109 млрд 297 млн долл. США, рост на 0,5% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. На конец декабря 2012 года объем накопленных прямых инвестиций из стран ЕС в нефинансовом секторе экономики России составил 25 млрд 662 млн долл. США. Объем прямых инвестиций из стран ЕС, поступивших в нефинансовый сектор экономики России в 2012 году, составил 3 млрд 262 млн долл. США, или 77% общего объема привлеченных прямых иностранных инвестиций в 2012 году в экономику России. По сравнению с 2011 годом отмечается рост объема прямых инвестиций из стран ЕС на 6,6%. Таблица 1. Импорт инвестиций из стран Европейского союза в нефинансовый сектор экономики России по итогам 2012 года, млн долл. США Страна ЕС Объём ИИ, млн долл. США % к итогу В том числе прямые, млн долл. США портфельные, млн долл. США прочие. млн долл. США 1. Австрия 526,0 1,6% 465,1 4,9 56,0 2. Бельгия 336,7 1% 14,9 0,3 321,5 3. Болгария 0,3 0,0009% 0,01 0 0,29 4. Великобритания 7418,1 22,1% 329,9 5,5 7082,3 5. Венгрия 7,9 0,02% 2,0 0 5,9 6. Германия 3321,6 9,9% 236,7 2,8 3082,1 7. Греция 0,04 0,0001% 0 0 0,04 8. Дания 51,6 0,15% 40,2 0 11,4 9. Ирландия 3272,0 9,8% 11,4 3,1 3257,5 10. Испания 30,2 0,09% 2,6 0 27,5 11. Италия 21,6 0,06% 9,95 0 11,65 12. Кипр 4509,7 13,4% 1275,7 384,4 2849,6 13. Латвия 42,9 0,13% 0,5 0 42,4 14. Литва 3,1 0,009% 0,3 0,05 2,75 15. Люксембург 3947,8 11,8% 172,1 1,1 3774,6 16. Мальта 2,0 0,006% 0 0 2,0 17. Нидерланды 7383,9 22,0% 368,5 0,8 7014,6 18. Польша 70,0 0,2% 1,4 0 68,6 19. Португалия 2,2 0,007% 0,1 0 2,1 20. Румыния 14,4 0,04% 0 0 14,4 21. Словакия 14,4 0,04% 0,2 0 14,2 22. Словения 0,1 0,0003% 0 0 0,1 23. Финляндия 154,4 0,5% 25,9 0 128,5 24. Франция 2061,0 6,1% 125,9 0 1935,1 25. Чехия 173,0 0,5% 102,2 0 70,8 26. Швеция 173,2 0,5% 76,6 20,2 76,4 27. Эстония 6,9 0,02% 0 1,7 5,2 ИТОГО: 33545,04 100% 3262,16 424,85 29858,0 Таким образом, основные страны-инвесторы среди стран ЕС по объему накопленного капитала в экономике России на конец декабря 2012 года - Люксембург, Кипр, Нидерланды, Великобритания, Ирландия. На долю этих стран приходилось 93 млрд 089 млн долл. США, или 62% общего объема накопленных иностранных инвестиций на конец декабря 2012 года в экономике города Москвы. Основные страны-инвесторы среди стран ЕС по объему накопленных прямых инвестиций в экономике России на конец декабря 2012 года - Кипр, Нидерланды, Германия, Великобритания, Франция. На долю этих стран приходилось 22 млрд 061 млн долл. США накопленных прямых иностранных инвестиций, или 62% объема накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике России на конец декабря 2012 года. В 2012 году в экономику России из стран ЕС поступило 33 млрд 545 млн долл. США, рост на 4,4% по отношению к 2011 году. Удельный вес привлеченных инвестиций из стран ЕС в общем объеме привлеченных иностранных инвестиций в экономику России по итогам 2012 года составил 41%. Структура инвестиций из стран ЕС по итогам 2012 года была сформирована следующим образом: 9,7% составляли прямые инвестиции, 89% приходилось на прочие инвестиции в виде кредитов, 1,3% - на портфельные инвестиции. Не менее важным направлением взаимодействия выступает энергетическая сфера. Несмотря на попытки ЕС диверсифицировать поставки нефти и газа и снизить энергетическую зависимость от России, в ситуации напряженной обстановки на Ближнем Востоке и экономической неэффективности обходных маршрутов транспортировки энергоресурсов, Россия в перспективе сохранит доминирующие позиции в обеспечении европейской энергетической безопасности. Свидетельством этому выступает реализация масштабных энергетических проектов «Северный поток» и «Южный поток», в которых принимают активное участие различные европейские компании. В настоящий момент в отношениях России и ЕС идет поиск новых форм и концептуальной основы, конкретных параметров и задач взаимодействия, составным элементом которых выступает развитие двусторонних отношений между Россией и странами ЕС. Ситуация в отношениях между Россией и Евросоюзом напоминает переходное состояние при химической реакции, когда элементы уже находятся в необратимом взаимодействии, но ожидаемые результаты еще не достигнуты. Обладая отлаженной системой двусторонних контактов и положительной динамикой торговых отношений, а также признавая стратегический характер партнерства, стороны активизировали работу на других направлениях. В прошлом году ЕС заключил соглашение о свободной торговле с Южной Кореей, добивается аналогичного договора с США и Японией, в планах - серьезное углубление связей с Китаем и Индией. Россия, в свою очередь, сосредоточилась на постсоветских интеграционных процессах, строительстве Евразийского союза (ЕАС) и сближении с экономиками - участницами АТЭС. Попытки Москвы совместить «евразийский» вектор внешней политики (ЕАС) с западноевропейским направлением (общее экономическое и человеческое пространство от Лиссабона до Владивостока) пока нельзя назвать успешными. Предложение дать «зеленый свет» прямым переговорам между двумя наднациональными образованиями - Евразийской экономической комиссией и Еврокомиссией - встречает в Брюсселе более чем настороженную реакцию. Объективное снижение интереса друг к другу и безвозвратная передача текущей повестки отношений на откуп бюрократии на время избавили от необходимости поиска прорывных инициатив и решений, равно как и ответа на главный вопрос - чего, собственно, ожидать друг от друга в ближайшие годы? Но если с последним можно и повременить, то от поддержания текущей инфраструктуры отношений уклониться сложно: регулярные саммиты и встречи на правительственном уровне должны наполняться содержанием, а общественности необходимо регулярно предъявлять пусть и скромные, но все же достижения. Заключение В рамках представленной роботы была поставлена цель выявление особенностей финансовой политики России и стран ЕС. Таким образом, в процессе достижения выше указанной цели было установлено то, что финансовая политика представляет собой комплекс мероприятий, со стороны государства, основным направлением которых выступает мобилизация финансовых ресурсов, с целью их последующего распределения и применения для выполнения государством, возложенных на него функций. Кроме того, было определено то, что основное значение финансовой политики сводится к тому, что, в условиях активного развития рыночной экономики, последняя предстает в качестве наиболее важного средства реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера или международные отношения. При этом, основной целью рассматриваемой в работе категории выступает создание максимально возможного объема финансовых ресурсов. Данное обстоятельство определено тем, что именно финансовые ресурсы в настоящее время являются материальной базой любых преобразований. Необходимо так же отметить то, что согласно поставленной цели в работе были определены и задачи, решение которых позволило более полно проанализировать особенности построения и функционирования финансовых систем Российской Федерации и стран ЕС. Так, в процессе решения задач курсовой работы было установлено то, что финансовые политики рассматриваемых стран имеют много сходств, обоснованных тем, что именно страны-участницы ЕС, на сегодняшний день, выступают основными партнерами России в рамках международного сотрудничества. Основной целью РФ во внешнеэкономических отношениях со странами Европы выступает формирование стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС. В рамках создания и развитие двустороннего сотрудничества со странами Европы, выделяются два основных направления. Первое направление это Европейский Союз, и здесь предполагаются следующие меры по укреплению присутствия России на рынках стран ЕС: во-первых, это реализация Концепции формирования Общего экономического пространства России и ЕС; во-вторых, соответствующая подготовка и ведение переговоров по экономическому разделу нового базового соглашения Россия - ЕС; в-третьих, обеспечение доступа к европейским технологиям и компетенциям; в-четвертых, определение направлений сотрудничества в области исследований и разработок в процессе обеспечения российского участия в доходах от использования последних; в-пятых, стратегическое партнерство в сфере энергетики; в-шестых, формирование и развитие сотрудничества в области транспорта, в том числе развитие совместного создания международных транспортных коридоров; в-седьмых, полное или частичное устранение барьеров с целью доступа российских товаров и услуг на европейские рынки. Второе направление, предусматривает создание двустороннего сотрудничества (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии). Список литературы 1. Ковалева, А.М. Финансы: Учеб. пособие /Под ред. проф. А.М. Ковалевой-6-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 384 с.: ил. 2. Право Европейского союза/ Под. ред. С.Ю. Кашкина М.: Юрайт 2010 г. с. 613-623 . Финансовое право: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. - Ф59 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2010. - 749 с. . Шевцов Ю. Теория и методология бюджета как общественного состояния // Вопросы экономики // 2011 №8 . Официальный сайт Европейского союза о формирование единого бюджета http://ec.europa.eu/budget/explained/myths/myths_en.cfm 6. Данные Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ 7. Обзор внешней торговли. http://www.ved.gov.ru/monitoring/foreign_trade_statistics/monthly_trade_russia/ 8. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ http://www.ved.gov.ru/vnesheconom/ . Программа «Комплексного социально-экономического развития России до 2020 года» Скачать архив (16.7 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |