Главная » Экономика |
Введение мировой валютный интеграция Глобализация мирохозяйственных отношений влечет за собой усиление экономических связей государств и порождает необходимость унификации и сближения норм валютного регулирования и контроля для приведения структурных принципов организации валютного механизма к изменяющимся условиям производства, мировой торговли и соотношению сил в мире. Преображаются элементы валютных систем, в частности, виды денег, выполняющие функции международного платежного и резервного средства, режимы валютных паритетов и валютных курсов, валютные ограничения, условия конвертируемости валют. На первый план выдвигаются процессы интеграции в валютной сфере. Таким образом, одним из наиболее важных составляющих мирохозяйственных связей государств и отношений глобализирующегося мира является процесс валютной интеграции. Это обусловлено, прежде всего, тем, что единая валюта упрощает расчеты и сокращает транзакционные издержки, способствуя формированию и развитию регионального финансового рынка, что и определяет актуальность выбранной темы курсовой работы. Анализ современной экономической научной литературы свидетельствует об отсутствии единого мнения относительно комплекса факторов, стимулирующих валютную интеграцию или препятствующих ей, недостаточной степени изученности деятельности интеграционных объединений. Однако процесс валютной интеграции в различных подсистемах мирового хозяйства рассматривается в трудах следующих авторов: Алексеев П.В., Альпидовская М.Л., Бабурина Н.А., Колбенева А.М., Котляров Н.Н., Петрукович Н.Г., Трифонов И.И. Целью курсовой работы является исследование тенденций и перспектив развития валютной интеграции в различных подсистемах мирового хозяйства. Для достижения заявленной цели предполагается решение следующих задач: ) рассмотреть понятие мирового хозяйства и его подсистем; ) раскрыть понятие, формы и предпосылки валютной интеграции в различных подсистемах мирового хозяйства; ) рассмотреть современные тенденции европейской валютной интеграции; ) исследовать современные тенденции евразийской валютной интеграции; ) изучить современные тенденции азиатской валютной интеграции; ) определить перспективы развития валютной интеграции в Европе; ) выявить перспективы развития евразийской валютной интеграции; ) обозначить перспективы развития азиатской валютной интеграции. Объектом исследования является валютная интеграция. Предмет исследования - тенденции валютной интеграции в различных подсистемах мирового хозяйства. При написании курсовой работы были использованы следующие общенаучные методы исследования: теоретический анализ и синтез литературы, индукция и дедукция, сравнение, аналогия и другие. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы из 20 источников. Во введении раскрывается актуальность выбранной темы исследования, определяется цель и задачи, необходимые для ее решения, определяется объект и предмет исследования, формулируются методы исследования. В первой главе курсовой работы рассматриваются теоретические основы валютной интеграции в различных подсистемах мирового хозяйства. Во второй главе работы раскрываются современные тенденции валютной интеграции в различных подсистемах мирового хозяйства. В третьей главе курсовой работы выявляются перспективы развития валютной интеграции в различных подсистемах мирового хозяйства. В заключении приводятся основные выводы по курсовой работе. 1. Теоретические основы валютной интеграции в различных подсистемах мирового хозяйства Термин «мировое хозяйство» появился во второй половине XIX века в Германии. В определениях сущности мирового хозяйства прослеживается три подхода: ) один из них определяет мировое хозяйство как систему международных экономических отношений, то есть фактически его сущность сводится к «видимой» части (внешняя торговля, зарубежные инвестиции, трансферт технологий и т.п.); в тени остаются многие опосредованно связанные с «верхушкой» айсберга хозяйственные звенья; ) более широкая трактовка пытается устранить указанный недостаток первого определения и относит к мировому хозяйству «интернационализированные», то есть непосредственно участвующие в международном разделении труда, секторы национального хозяйства - без учета степени их мирохозяйственной «открытости»; это порождает трудности количественных оценок системы в целом и ее составляющих в отдельности; ) суммативный подход, при котором мировое хозяйство понимается как простая совокупность всех национальных экономик; один из главных его недостатков - недоучет огромных размеров вынесенных за пределы государств, то есть транснационализированных, производительных сил, с одной стороны, и игнорирование степени «открытости» хозяйства страны, с другой. Что приемлемо для изучения отдельных стран, и то отчасти, неприемлемо для познания такого единичного, не имеющего аналогов объекта [12, с. 3]. Современное мировое хозяйство - сложная система длительной эволюции, проявляющейся в естественном отборе жизнеспособных экономических, социальных и культурных структур, способствующих выживанию и постепенному подъему уровня и качества жизни возрастающей численности населения планеты. Составными частями современной системы мирового хозяйства являются: национальные экономики, транснациональные корпорации, интеграционные объединения и международные экономические организации. В структуре мирового хозяйства можно выделить центр и периферию. Центр - это, главным образом, промышленно развитые страны с эффективным, в большей или меньшей степени регулируемым рыночным хозяйством, способным быстро адаптироваться к мирохозяйственной конъюнктуре и осваивать достижения научно-технического прогресса, экспортирующие высокотехнологичную продукцию. К центральным (промышленно развитым) странам относятся 24 страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития. Это - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Греция, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сан-Марино, США, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария. Япония. С 1996 г. к промышленно развитым странам стали относить Сингапур. Для промышленно развитых стран характерны следующие признаки: ) высокий уровень валового внутреннего продукта на душу населения. В большинстве промышленно развитых стран этот показатель находится на уровне от 15 до 30 тыс. долл. на душу населения в год; 2) многоотраслевая структура экономики. При этом сфера услуг в настоящее время обеспечивает производство более 60% валового внутреннего продукта промышленно развитых стран; ) социальная структура общества. Для промышленно развитых стран характерен меньший разрыв в уровне доходов между беднейшими и богатейшими 20% населения и наличие мощного среднего класса, имеющего высокие жизненные стандарты [7, с. 74]. Периферия - это, прежде всего развивающиеся страны, как правило, имеющие сырьевую специализацию, недостаточно эффективный механизм саморазвития, относительно низкий уровень интегрированности экономики. Периферийные (развивающиеся) страны представляют сегодня самую многочисленную группу стран (более 130), которые иногда столь существенно развиваются по доходу на душу населения, по структуре экономики, по социальной структуре общества, что иногда возникает сомнение относительно целесообразности включения их в одну классификационную группу. Однако, признавая чрезвычайное разнообразие третьего мира, необходимо оценивать то общее, что объединяет его участников не только формально, но и в действительности, обнаруживая общую позицию по мировым проблемам. Общность подходов к мировым проблемам обнаруживается в общей политике, для более эффективной реализации которой развивающиеся страны создают различные межгосударственные организации (например, Организация Африканского Единства) [18, с. 260]. Центр и периферия находятся в постоянной связи и взаимовлиянии, несмотря на то, что перед государствами стоят разные проблемы. Для многих стран центра на первое место выдвигаются экологические и гуманитарные критерии развития, формирование качественно новой структуры производства и потребления. Для развивающихся - переход к устойчивому росту, решение социальных проблем; в ряде стран - обеспечение населения продовольствием. Итак, мировое хозяйство - это совокупность национальных хозяйств и экономических взаимосвязей между ними. В структуре мирового хозяйства можно выделить центр и периферию. Центр - это, главным образом, промышленно развитые страны с эффективным регулируемым рыночным хозяйством, способным быстро адаптироваться к мирохозяйственной конъюнктуре и осваивать достижения научно-технического прогресса, экспортирующие высокотехнологичную продукцию. К центральным странам относятся 24 страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития. Периферия - это, прежде всего развивающиеся страны, имеющие сырьевую специализацию, недостаточно эффективный механизм саморазвития, относительно низкий уровень интегрированности экономики. Периферийные страны представляют сегодня самую многочисленную группу стран (более 130). 1.2 Понятие, формы и предпосылки валютной интеграции в различных подсистемах мирового хозяйства Валютная интеграция - это процесс координации валютной политики, формирования наднационального механизма валютного регулирования, создания межгосударственных валютно-кредитных и финансовых организаций [11, с. 77]. Результаты валютной интеграции неоднозначны. С одной стороны, валютная интеграция влияет на увеличение полезности денег как средства обращения, средства накопления и средства платежа. Происходит сокращение транзакционных издержек, снижается или сводится к нулю валютный риск, тем самым осуществляется экономия на его хеджировании, появляется возможность прямых ценовых сопоставлений. С другой стороны, валютная интеграция имеет и негативные последствия - происходит увеличение финансовой зависимости отдельного суверенного государства и увеличивается степень влияния экономического положения отдельно взятой страны на устойчивость всей денежной и экономической системы региона, а также на эффективность осуществления денежно-кредитной политики в рамках региональной группировки [3, с. 45]. Механизм валютной интеграции включает совокупность валютно-кредитных методов регулирования, посредством которых осуществляются сближение и взаимное приспособление национальных хозяйств и валютных систем. Основными элементами валютной интеграции являются: ) режим совместно плавающих валютных курсов; ) валютная интервенция для поддержания рыночных курсов валют в пределах согласованного отклонения от центрального курса; ) создание коллективной валюты как международного платежно-резервного средства; ) совместные фонды взаимного кредитования стран-членов для поддержания курсов валют; ) международные региональные валютно-кредитные и финансовые организации для валютного и кредитного регулирования [4, с. 87]. Следствием валютной интеграции является создание валютных зон, которые представляют собой географически объединенную группу суверенных территорий с замкнутой системой денежных связей. В пределах валютной зоны происходит стабилизация курсов национальных валют вследствие их фиксации или введения общей валюты [3, с. 46]. Начальными формами валютной интеграции являются зона свободной торговли и Таможенный союз, далее следуют стадии общего рынка и в завершение - экономического и валютного союза. Содержанием процесса валютной интеграции является движение от зоны свободной торговли к валютному союзу. Высшей стадией процесса валютной интеграции является создание валютного союза, подразумевающего введение единой валюты. Созданию валютного союза, как правило, предшествуют создание экономического союза, а также завершение подготовительных этапов интеграционного процесса в валютной сфере, к которым относятся: валютное сотрудничество, валютная гармонизация, валютная унификация, интеграция валютных рынков, валютная интеграция [1, с. 67]. Процессу валютной интеграции способствуют определенные предпосылки. Отечественный экономист, профессор В.Е. Рыбалкин, выделяет ряд предпосылок валютной интеграции, в том числе: ) политическая воля руководства стран. Толчком к созданию большинства международных интеграционных объединений были инициативы политических руководителей заинтересованных стран. За каждым интеграционным объединением стоят фигуры крупных политических деятелей, сумевших наладить межстрановое сотрудничество в сфере денежно-кредитной политики; ) примерно равный уровень экономического развития стран. История развития валютных объединений показывает, что такие страны интегрируются более успешно, хотя часто встречается и сотрудничество разных по уровню развития стран. Однако процесс выравнивания уровней экономического развития отнимает много времени и вынуждает более сильные страны направлять часть средств на развитие более слабых стран, тем самым замедляя как интеграцию, так и развитие собственной экономики. Формирование коллективных решений зависит от распределения экономической мощи, силы между странами, поэтому следует следить за тем, чтобы не возникало случаев ущемления чьих-то прав и интересов; ) географическая близость стран. Соседние государства гораздо активнее обмениваются факторами производства, результатами научной деятельности, имеют сходные политические интересы и сферы влияния. Снижение транзакционных издержек требует снижения всех составляющих цены товара, в том числе и транспортных расходов. Развитая сеть инженерных, транспортных и телекоммуникаций способствует усилению интеграции; ) стабильный экономический рост стран. Здесь необходимо отметить, что причиной распада большинства валютных объединений выступали войны и кризисы, вызывающие замедление темпов экономического роста. Для успешной валютной интеграции нужны устойчивые цены и либеральная денежно-кредитная политика внутри объединения, что, зачастую, приносилось в жертву с целью спасения национальной экономики в критических ситуациях [10, с. 281]; ) создание наднациональных институтов. Делегация отдельных полномочий национальных органов государственной власти и инструментов для их осуществления коллективному органу принятия решений обеспечивает тесное сотрудничество и учет мнений всех сторон, инициирует совместное решение общих проблем. Наличие общих правил, стандартов, норм и регламентов в рамках наднационального института, контроль выполнения принятых решений дисциплинируют страны-участницы и повышают эффективность совместной деятельности [10, с. 285]. Данный перечень целесообразно дополнить. История создания международных валютных союзов свидетельствует о том, что одной из основных предпосылок международной валютной интеграции является также несовершенство региональной практики валютных операций. Несоответствие законодательств, валютные ограничения и спекуляции сильно препятствовали развитию международной торговли. Такая ситуация не могла устраивать правительства стран, поскольку приходилось осуществлять меры по регулированию объемов обращения драгоценных металлов в стране, с целью поддержания стабильности валютного курса. К тому же, стремясь минимизировать валютные риски, купцы и предприниматели оказывали давление на государственные органы, тем самым инициируя и стимулируя процессы валютной интеграции. Вместе с тем, исследуемый исторический период интересен не только общемировой тенденцией к интеграции, а также образованием большого числа валютных объединений, но и их распадом. Первая мировая война стала основной причиной выхода стран из Скандинавского и Латинского валютных союзов. Резкое увеличение военных расходов, вкупе с обесценением серебра, не оставило государствам иного выхода, кроме как прибегнуть к эмиссии бумажных денег. В целях остановки утечки драгоценных металлов за рубеж, была отменена конвертируемость бумажных денег в золото и его экспорт. Основные принципы металлизма были нарушены - деньги не были обеспечены металлическим содержанием. Значительное количество банкнот продолжало оставаться в обращении и после окончания военных действий. Однако поскольку эта денежная масса не была обеспечена реальными активами, страны стали отказываться признавать бумажные деньги в качестве средства платежа. В дополнение к этому государства стали изымать золото из обращения, что повлекло за собой окончательный распад валютных союзов [17, с. 16]. Таким образом, знание основных предпосылок международной валютной интеграции позволяет по-новому взглянуть на современные интеграционные процессы. Так, можно сделать вывод, что проблемы, с которыми в настоящее время столкнулся Европейский валютный союз, вызваны, в том числе, несоблюдением императива близкого уровня экономического развития стран-участниц, выразившимся в принятии некоторых стран в зону евро, исходя больше из политических, нежели из экономических соображений. Применительно к России недостаточная политическая воля, а также отсутствие наднациональных институтов являются основными причинами низких темпов валютной интеграции в Евразийское экономическое сообщество. 2. Современные тенденции валютной интеграции в различных подсистемах мирового хозяйства Европейская валютная интеграция берет свое начало с подписания 25 марта 1957 года Римского договора, согласно которому шесть стран: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция и Италия, с 1 января 1958 года объединялись в Европейское экономическое сообщество. Основополагающими принципами Римского договора объявлялись проведение согласованной экономической политики, обеспечение свободного трансграничного перемещения людей, товаров, услуг, капитала и проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта. Римский договор заложил прочное основание для дальнейшего развития валютной интеграции в Европе [3, с. 46]. В настоящее время европейская валютная интеграция имеет свои отличительные признаки. Ключевой особенностью выступает масштабность расширения. Сегодня в европейское валютное пространство вошли 17 государств - Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Австрия, Бельгия, Германия, Люксембург, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Мальта, Нидерланды, Франция и Эстония. Среди 10 стран Европейского союза (далее - ЕС), которые не входят в зону евро, Великобритания и Дания еще находятся на стадии формирования Европейского Экономического и валютного союза (далее - ЭВС) оговорили за собой в специальных протоколах право не участвовать в нем. Остальные страны - члены ЕС согласно Договору о функционировании Европейского союза обязаны перейти на единую европейскую валюту. Это положение распространяется на 8 государств - Литву, Польшу, Румынию, Чехию, Болгарию, Венгрию, Латвию, Швецию. Они определяются в документах ЕС как «государства - участники с частичным неприменением условий договора». Швеция приняла решение воздержаться от участия в зоне евро [15, с. 46]. Экономическим фундаментом европейской валютной интеграции стало подписанное в 1992 году Маастрихтское соглашение, которое налагает ограничения на проведение фискальной политики будущих участников валютного союза. Другими словами, в рамках подготовки к вступлению в валютный союз государства должны были реально показать сбалансированность своих фискальных систем [20, с. 21]. Договор предусмотрел поэтапный план перехода на единую валюту и устанавливал крайний срок этого события - 1 января 1999 года. Для вступления в союз необходимо было выполнить следующие условия, так называемые «маастрихтские критерии»: ) стабильность цен (средний уровень инфляции в течение года должен не более чем на 1,5% превышать средний невзвешенный уровень инфляции в трех странах зоны евро с наименьшей инфляцией); ) стабильность государственных финансов (так называемые маастрихтские критерии, зафиксированные в протоколе №12 к Договору о функционировании Европейского союза - дефицит консолидированного государственного бюджета не более 3% валового внутреннего продукта, совокупный государственный долг не более 60% валового внутреннего продукта); ) участие в механизме валютных курсов ERM II не менее двух лет; ) отражение конвергенции в уровне номинальных долгосрочных процентных ставок (они должны не более чем на 2% превышать средние номинальные процентные ставки трех стран зоны евро с наименьшей инфляцией) [14, с. 63]. Данные критерии были выработаны таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить сближение монетарных показателей (инфляции и процентных ставок), а с другой стороны - устойчивость государственных финансов за счет ограничения допустимого дефицита бюджета и отношения государственного долга к ВВП. Механизм ERM II предполагает также установление регулируемого основного паритета национальной валюты по отношению к евро. Сегодня участниками механизма ERM II являются Литва, Латвия, а также Дания, которая не планирует переходить на евро. Показатели конвергенции в странах - членах ЕС, которые не входят в зону евро приведены в таблице 1. Таблица 1 - Показатели конвергенции в странах - членах ЕС, которые не входят в зону евро (в%) [9, с. 25] Страна Инфляция среднегодовая Долгосрочные процентные ставки Дефицит или профицит бюджета расширенного правительства к ВВП Валовой долг к ВВП 2010 год 2011 год 2012 год 2010 год 2011 год 2012 год 2010 год 2011 год 2012 год 2010 год 2011 год 2012 год Болгария 12,0 2,5 1,7 5,4 7,2 6,9 1,8 -3,9 -2,8 14,1 14,8 17,4 Чехия 6,3 0,6 0,3 4,6 4,8 4,7 -2,7 -5,9 -5,7 30,0 35,4 39,8 Эстония 10,6 0,2 -0,7 - - - -2,7 -1,7 -2,4 4,6 7,2 9,6 Латвия 15,3 3,3 0,1 6,4 12,4 12,7 -4,1 -9,0 -8,6 19,5 36,1 48,5 Литва 11,1 4,2 2,0 5,6 14,0 12,1 -3,3 -8,9 -8,4 15,6 29,3 38,6 Венгрия 6,0 4,0 4,8 8,2 9,1 8,4 -3,8 -4,0 -4,1 72,9 78,3 78,9 Польша 4,2 4,0 3,9 6,1 6,1 6,1 -3,7 -7,1 -7,3 47,2 51,0 53,9 Румыния 7,9 5,6 5,0 7,7 9,7 9,4 -5,4 -8,3 -8,0 13,3 23,7 30,5 Швеция 3,3 1,9 2,1 3,9 3,3 3,3 2,5 -0,5 -2,1 38,3 42,3 42,6 Нормативные значения показателей - - 1,0 - - 6,0 - -3,0 - - 60,0 - Анализируя выполнение «маастрихстских критериев» стран - кандидатов в члены ЭВС по данным, приведенным в таблице 1, нормативы выполнили: по инфляции - Латвия, Чехия, Эстония; по долгосрочным процентным ставкам - Чехия, Швеция (в Эстонии соответствующего финансового инструмента нет); по состоянию бюджета в 2011 году - Швеция, Эстония; по государственному долгу - Болгария, Литва, Латвия, Польша, Румыния, Чехия, Швеция, Эстония. За 13 лет существования коллективной валюты Европейский союз добился значительных результатов по сравнению с другими центрами мирового хозяйства. Образовано почти 14 млн. рабочих мест против 8 млн. в США. В среднем в Европейском союзе дефицит бюджета к валовому внутреннему продукту в 2013 году не превысил 4,5% против 10% в США и Японии. Но, все равно вызывает беспокойство долговой кризис зоны евро, что влечет за собой приближение второй волны глобального кризиса. В центре данного кризиса - периферия зоны евро (Греция, Ирландия, Португалия, а также Испания и Италия). Запустила долговой кризис Греция. Ее долги накапливались постепенно. В 1981 году национальный долг составлял всего 26,9% ВВП, а тридцать лет спустя превысил 160%. 2.2 Евразийская валютная интеграция В настоящее время наиболее эффективно интеграционные процессы реализуются странами такого интеграционного блока, как Евразийское экономическое сообщество (далее - ЕврАзЭС): с 2010 года функционирует Таможенный союз (далее - ТС), с 2012 года введено в действие Единое экономическое пространство [6, с. 101]. С 1 января 2015 года вступил в действие Евразийский экономический союз с расширением в составе участников за счет Киргизии и Армении. Очередным интеграционным этапом может стать введение единой валюты. Сегодня в развитии валютной интеграции постсоветского пространства имеется ряд достижений. Все страны, входящие ЕврАзЭС, присоединились к VIII статье устава Международного валютного фонда, ввели частичную внутреннюю конвертируемость своих валют, отменили валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса. Множественность валютных курсов заменена единым валютным курсом по этим операциям. Учреждены финансовые институты - Евразийский банк развития и Антикризисный фонд ЕврАзЭС. Предпосылками для успешного сотрудничества служат конкретные позитивные результаты развития торгово-экономического взаимодействия, в том числе отмена таможенных пошлин в отношении тех товаров, которые производятся на территории стран-участниц содружества, формирование общего таможенного тарифа и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕврАзЭС, принятие международных договоров и решений органов ЕврАзЭС, которые направлены на гармонизацию законодательства стран. Главным достижением стало формирование Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана. Объем взаимной торговли товарами между странами Таможенного союза за 2012 год, который исчисляется как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств - членов Таможенного союза во взаимной торговле, составил 68582,2 млн. долл. США, или 108,7% к уровню 2011 года. Объем торговли государств за 2011-2012 годы приведен в таблице 2. Таблица 2 - Объем взаимной торговли государств - членов Таможенного союза за 2011-2012 годы [5, с. 3] Страна Год Удельный вес в Таможенном союзе, % Темп роста, % 2011 2012 2011 2012 2011/2010 2012/2011 Беларусь, млн. долл. США 15182,9 17090,0 24,1 24,9 145,7 112,6 Казахстан, млн. долл. США 7103,2 6837,8 11,3 10,0 118,4 96,3 Российская Федерация, млн. долл. США 40814,7 44654,4 64,6 65,1 132,9 109,4 Таможенный союз, млн. долл. США 63100,9 68582,2 100,0 100,0 133,9 108,7 По данным таблицы 2 видно, что объем взаимной торговли товарами между странами Таможенного союза за 2012 год составил 68582,2 млн. долл. США, или 108,7% к уровню 2011 года. Структура взаимной торговли стран Таможенного союза по укрупненным товарным группам за 2012 год представлена на рисунке 1. Рисунок 1 - Структура взаимной торговли стран Таможенного союза по укрупненным товарным группам за 2012 год, % [5, с. 4] На рисунке 1 наглядно видно, что в структуре взаимной торговли стран Таможенного союза преобладает минеральное сырье (37%), машины и оборудование (21,1), а также металлы и изделия из них (12,7). Структура внешнеторговых отношений представлена на рисунке 2. Рисунок 2 - Удельный вес стран ЕврАзЭС в общем объеме экспорта и импорта со странами Сообщества в 2011-2012 годы, % [5, с. 5] Результаты анализа структуры внешнеторговых отношений, представленные на рисунке 2, свидетельствуют о том, что главным торговым партнером всех стран интеграционного объединения является Россия. Однако удельный вес экспортных поставок в Россию из всех стран - членов ЕврАзЭС сокращается. Важной предпосылкой валютной интеграции, а также показателем значимости рубля на постсоветском пространстве является миграция населения из стран ЕврАзЭС в Россию с целью заработка и необходимость дальнейшей конвертации заработанных рублей в национальную валюту. Таким образом, перечисленные факторы свидетельствуют о том, что у стран интеграционных группировок постсоветского пространства есть потенциальные основания к более глубокой интеграции, которая, в свою очередь, предполагает для стран ряд условий. Эти условия на сегодняшний день не представляются выполнимыми вследствие наличия проблем в экономиках государств образующегося единого экономического пространства. 2.3 Азиатская валютная интеграция В условиях мирового экономического кризиса сохраняющаяся нестабильность мировой валютной системы и усиливающаяся волатильность курса американского доллара, сложность решения проблем Европейского союза поставили страны Азии перед проблемой поиска определенных вариантов интеграции в валютной сфере. На встрече в Пекине 10 октября 2009 года главы трех правительств Китая, Японии и Республики Корея снова заговорили о Восточно-азиатском экономическом сообществе (далее - EAC) как способе расширения и укрепления финансового сотрудничества стран сообщества с целью противодействия внешним кризисным явлениям. Интеграционное взаимодействие государств Азии формируется на двух уровнях в рамках форума АТЭС и на уровне субрегиональных интеграционных группировок - реально существующих или только обсуждаемых к созданию (Восточно-азиатское экономическое сообщество) [2, с. 14]. Говоря о первом интеграционном уровне, необходимо заметить, что в практическом аспекте процесс институализации АТЭС идет очень медленно, сталкиваясь с противодействием со стороны стран - участниц форума, которым редко удается согласовать между собой персонифицированные видения путей обновления азиатско-тихоокеанского экономического состояния. В таких условиях активизируется поиск идей развития субрегиональной интеграции. Восточная Азия в страновом формате включает в себя Северо-Восточную Азию (Южную Корею, Китай, Японию (СВА-3), а также Монголию, Россию, Северную Корею) и Юго-Восточную Азию (ЮВА), объединяющую страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН (в составе Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Сингапура, Таиланда, Филиппин, Брунея, Вьетнама, Индонезии, Камбоджи). Предполагается, что образование экономического объединения в Восточной Азии будет способствовать более рациональному применению преимуществ экономической взаимозависимости для региональных интересов. Желание стран Азии иметь собственную валюту вполне предсказуемо, поскольку это уменьшит зависимость государств региона от неконтролируемой мировым сообществом эмиссии доллара. К тому же, экспортная ориентация большинства государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (далее - АСЕАН) делает их экономику чрезмерно зависимой от колебаний американского доллара. Единая азиатская валюта как противовес доллару и евро должна показать, что экономика региона в целом из развивающейся превращается в развитую. Предпосылки для интеграции в Восточно-азиатском регионе можно определить следующим образом: ) стабильный экономический рост НИС на протяжении последних десятилетий, так, по итогам 2010 года темп прироста в странах Восточной Азии составил 5,9%, в Юго-Восточной Азии - 7,7%. Наиболее высокие темпы прироста имели Китай - 10,3% и Сингапур - 14,5%. Азиатский регион силен экономически, Китай является мировым лидером по импорту сырья и других ресурсов и экспорту готовой продукции. Потребности и цели обладателей столь мощных внешнеторговых потоков нельзя игнорировать, следовательно азиатская валюта может встать в один ряд с другими мировыми валютами; ) высокая степень торговой взаимозависимости на региональном уровне. Доля внутрирегионального экспорта в совокупном экспорте Восточной Азии возросла с 35% в 1980 году до 52,6% в 2010 году, что сопоставимо с уровнем внутрирегионального обмена товарами в таких интеграционных группировках, как ЕС (67%) и НАФТА (56%) в 2001 году. В целом 46% экспорта и 50% импорта десяти азиатских стран (члены АСЕАН и NIEs (группа стран, в которую входят Малайзия, Таиланд, Индонезия, Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Китай и Япония) приходится на внутрирегиональную торговлю. Зависимость от внутрирегиональной торговли у Азии почти такая же, как у Европы, создавшей валютный союз. Для сравнения: в странах Европейского союза на внутрирегиональную торговлю приходится 63% экспорта и 62% импорта; ) сильная инвестиционная взаимозависимость. Основными инвесторами в данном регионе являются компании Японии и Южной Кореи, которые передают технологии в сфере производства полупроводников, автомобилестроения, химической промышленности, автоматизации, электроники. Растет экономическое влияние Китая, Индии, Сингапура; ) высокий уровень технологической взаимодополняемости. Например, Республика Корея обладает очень высокими технологиями в автомобилестроении, бытовой электроники, судостроении, производстве полупроводников; КНР имеет прогрессивные технологии в бытовой электроники и легкой промышленности; ) высокий уровень развития информационных технологий [2, с. 15]. Необходимо обозначить и те факторы, которые препятствуют реализации региональных интеграционных интересов, среди них: ) значительная дифференциация уровней экономического развития и среднедушевых доходов. Так, в 2010 году разница в доходах между наиболее и наименее развитыми странами региона составляла 156 раз; ) отсутствие желания развивающихся стран идти на образование наднациональных органов управления, отказаться от принципа добровольности в реализации решений, а также вводить механизмы санкций; ) борьба за лидерство в регионе между Китаем и Японией. Так, Китай стремится к тому, чтобы Япония признала его лидерскую роль в регионе и возвышение в качестве глобальной державы, однако Токио, опираясь на свое экономическое преобладание и усиливая военно-политический союз с США, противится этому; ) сложившийся менталитет народов Азии, которые не считают себя единым регионом из-за различий в политике, культуре и т.п.; ) позиция некоторых стран (Япония, Сингапур, Южная Корея) довольно часто зависит от американской реакции на интеграцию в Восточной Азии; ) территориальные конфликты в регионе, например, между Японией и Китаем; Японией и Южной Кореей; ) отсталость внутренних рынков Азии, где доллар США имеет довольно свободное хождение. Это объясняется в том числе преобладанием западных ТНК в экспортных отраслях развивающихся стран региона [2, с. 16]. 3. Перспективы развития валютной интеграции в различных подсистемах мирового хозяйства Долговой кризис в зоне евро - феномен многофакторный. Систематизируем объективные и субъективные факторы, которые вызывают реальное банкротство независимых государств (новый тип неплатежеспособности, отличный от банкротств граждан и фирм): ) оживление экономики в Европейском союзе протекает медленно и неустойчиво (прирост ВВП в 2013 году составил не выше 1,6%, прогноз на 2014 год - 0,3%); ) антикризисные меры в Евросоюзе потребовали срочной мобилизации значительных финансовых и иных ресурсов; ) с ростом числа эмигрантов в Европейском союзе растет и бедность, что вызывает большое напряжение для государственных финансов; ) Германия, Франция и Италия много раз (особенно в 2004-2005 годах) не соблюдали обязательства по Пакту стабильности (дефицит бюджета не более 3% ВВП, государственный долг - 60% ВВП); ) европейские банки не учитывали риски, которые связаны с покупкой казначейских облигаций нынешних стран-должников; ) Европейский центральный банк не осуществлял должный контроль за бюджетной политикой членов Европейского союза; ) аналитики и рынки проглядели ситуацию в Греции, которая долго, еще до глобального кризиса, получала кредиты под те же процентные ставки, что и Германия; ) учредительные документы ЕС-27 и ЕС-17 не разрешают оказывать финансовую помощь независимым государствам, поэтому текущий антикризисный план предусматривает вносить изменения через парламенты стран Евросоюза и зоны евро, что замедляет процедуры принятия срочных решений; ) общий бюджет Евросоюза невелик по объему (133 млрд. евро на 2012 год); ) органы Евросоюза реально проигнорировали неоднородность экономического пространства, что требует интеграции по принципу «разных скоростей». По экономическим параметрам Евросоюз - это многовекторное объединение. Однако, главное, это принять и реализовать антикризисный план. На саммите ЕС-27 (23-24 октября 2011 года, Брюссель) была достигнута принципиальная договоренность по основным пунктам антикризисного плана зоны Европейского союза: ) списание долга Греции на 100 млрд. евро; к 2020 году долг Греции не должен превышать 120% ВВП. В ходе острых дискуссий обсуждались различные варианты сложившейся ситуации: европейские банки соглашались на 21%, МВФ предлагал четыре варианта (36-60%). Было принято следующее компромиссное решение: для банков 50% и для государств 30%; ) увеличение стабилизационного фонда до 1 трлн. евро. Источники его формирования - предмет дальнейших дискуссий. ЕС-27 надеется на финансовое содействие России, Китая, стран Ближнего Востока. Китай взял перерыв для того, чтобы изучить условия, формы и размеры своих финансовых инвестиций в зону евро. Россия готова выделить еврозоне через МВФ денежные средства, но не более 10 млрд. долл. Остальные страны не озвучили своих позиций; ) рекапитализация банков-кредиторов Греции на 106 млрд. евро; ) постоянное отслеживание изменений финансов Греции. Введение режима жесткой экономии для остальных стран зоны евро и Евросоюза [19, с. 114]. Таким образом, рассмотренные варианты развития валютной интеграции в Европе разнообразны. Возможно углубление интеграционных процессов, а также дезинтеграция. В европейском долговом кризисе есть, конечно, одна положительная сторона, сложившийся кризис предоставил богатый эмпирический материал, работа над которым позволит лучше понять сущность валютной интеграции и ее последствия. 3.2 Перспективы развития евразийской валютной интеграции Целесообразно обозначить следующие практические предложения по развитию валютной интеграции стран, которые входят в Евразийское экономическое сообщество, с учетом интересов России: ) формирование условий для того, чтобы и в дальнейшем продвигать поэтапную и разноуровневую валютную интеграцию в рамках ЕврАзЭС путем решения основных проблем, которые препятствуют дальнейшему интеграционному процессу, прежде всего проблем преобладания экспортно-сырьевой модели экономического развития стран - участниц ЕЭП. Форсированная валютная интеграция (при сохранении нерешенных проблем) представляется нецелесообразной и контрпродуктивной [8, с. 28]; ) активизация усилий по модернизации промышленной базы и диверсификации структуры экономики России, перевод ее на инновационное развитие за счет формирования шестого технологического уклада. Для этого необходима разработка в России пяти летней программы модернизации экономики на базе нового технологического уклада, которая предусматривала бы постепенное формирование ключевых очертаний этого уклада, включая меры по опережающему развитию составляющих его производственно-технологических комплексов, созданию благоприятной для этого макроэкономической среды, формированию соответствующих институтов управления, системы подготовки и переподготовки отечественных кадров различных уровней. Представляется, что назрела необходимость в установлении целевых показателей работы государственных институтов развития, корпораций и агентств по направлениям их деятельности, которые предусматривают создание конкурентоспособных на мировом рынке российских производств нового технологического уклада и образование механизма контроля за их своевременным внедрением; ) проведение Россией и другими странами - участницами ЕЭП взвешенной кредитно-денежной, финансовой и валютной политики для того, чтобы обеспечить общую макроэкономическую стабилизацию, преодолеть ценовую и валютную нестабильность, создать благоприятный макроэкономический фон для валютной интеграции. Для того, чтобы преодолеть ценовую и валютную нестабильность нужно принять такие меры, которые были бы направлены на снижение темпов инфляции и повышение предсказуемости курса рубля с использованием режима регулируемого плавания. В этой связи, нецелесообразно вводить режим свободно плавающего курса рубля, так как современная экономика России не готова к серьезным курсовым колебаниям; ) создание межгосударственного инновационного пространства в рамках ЕЭП за счет принятия следующих мер: а) разработать и провести согласованную стратегию экономического развития, согласованную научно-техническую, инновационную, патентную и лицензионную политику; б) создать институционально-финансовый механизм межгосударственного инновационного пространства, в частности международные фонды поддержки инновационных программ, развития венчурного финансирования; в) развить сектор научных и технологических разработок, которые должны быть ориентированы на экспорт знаний в виде лицензий, ноу-хау, инжиниринговых и других интеллектуальных услуг; г) разработать межгосударственные соглашения, которые должны регулировать экспорт и импорт результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; д) завершить создание странами ЕЭП нормативно-правовой базы по охране и защите интеллектуальной собственности и ввести ее в хозяйственный оборот. ) обеспечение разработки и принятия соглашения о создании интегрированного биржевого пространства в рамках ЕЭП, включающего следующие практические меры: а) гармонизировать законодательства, регулирующего вопросы институтов номинального держания ценных бумаг на регулируемых рынках стран-членов, унифицировать лицензионные требования к профессиональным участникам рынков ценных бумаг стран, облегчить условия взаимного доступа профессиональных участников рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов; б) обеспечить возможности размещения и обращения ценных бумаг эмитентов стран на всей территории ЕЭП при условии регистрации эмиссии ценных бумаг регулирующим органом любой из стран-членов; в) гармонизировать законодательство и правила организации торговли на регулируемых рынках; г) унифицировать технологии торговли, клиринга, расчетов, электронного документооборота и распространения информации, создать системы удаленного доступа к торгам на регулируемых рынках стран-членов; д) создать систему информационно-аналитического обеспечения интегрированного биржевого рынка стран ЕЭП. ) в целях повышения емкости и ликвидности российского финансового рынка целесообразно: а) увеличить объем средств, размещаемых на рынке капитала гражданами через институты коллективного инвестирования. В этой связи целесообразно создать компенсационные фонды коллективных инвесторов и управляющих компаний на фондовом рынке, формируемые за счет их отчислений и покрывающие риски невыполнения ими обязательств перед частными клиентами, либо централизованную систему резервирования средств при участии государства; б) значительно увеличить объем иностранных инвестиций, главным образом прямых и долгосрочных портфельных. В этих целях назрела необходимость разработать концепцию регулирования платежного баланса Российской Федерации с целевыми установками стимулирования притока прямых и долгосрочных портфельных инвестиций из-за рубежа и ограничить приток краткосрочных спекулятивных капиталов; в) увеличить объем публичных размещений акций российскими компаниями на внутреннем рынке. Для этого следует продолжить практику размещений акций приватизируемых компаний через механизм IPO (первичных публичных размещений акций), при этом рационально вывести на рынок государственные компании, в минимальной степени зависящие от внешнеэкономической конъюнктуры (прежде всего, инфраструктурные, транспортные компании), чтобы избежать возможных отрицательных последствий современного глобального финансово-экономического кризиса [8, с. 29]; ) углубление валютно-финансового сотрудничества России со странами региона СНГ, прежде всего за счет создания интегрированного биржевого, депозитарного и клирингового пространства в рамках ЕЭП; взаимного котирования компаний стран СНГ и России на фондовых биржах; проведения IPO эмитентов стран СНГ в России; формирования интегрированной эффективной расчетно-платежной системы; сотрудничества в сфере создания и развития международных финансовых центров; гармонизации банковского и валютного законодательства; ) создание в целях повышения прозрачности фондового рынка России системы раскрытия информации о фондовом рынке (эмитентах и профессиональных участниках), находящейся в собственности государства, общедоступной и бесплатной для пользователей (по аналогии с США); ) в целях укрепления позиций рубля в странах СНГ и дальнего зарубежья, его превращения в региональную резервную валюту, расширения его использования в международных расчетах и кредитных операциях целесообразно разработать официальную концепцию интернационализации российского рубля; ) для расширения использования рубля в международных расчетах, прежде всего в рамках СНГ, необходимо принять следующие первостепенные меры: а) провести Банком России валютные операции своп в российских рублях с национальными банками стран - основных торговых партнеров; б) распространить операции по банковскому кредитованию в рублях на европейские и азиатские страны, сформировать рынок межбанковского кредитования в российской валюте; в) завершить объявленный Правительством Российской Федерации проект биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на российских торговых площадках за рубли [8, с. 30]. 3.3 Перспективы развития азиатской валютной интеграции В настоящее время валютная интеграция Азии не обладает жесткими границами ни во временных, ни в географических пространствах. Образование единой азиатской валюты сталкивается с серьезными проблемами развивается довольно медленно. Экономисты обозначают следующие возможные варианты развития интеграции валютных систем стран Азии, однако, пока ни один из них не обладает достаточно определенной перспективой, поскольку каждому присущи свои сложности: ) введение коллективной региональной валюты странами АСЕАН+3 на основе ACU, однако это возможно исключительно в далеком будущем. Соперничество Пекина и Токио за лидерство в новой организации при пассивности ее членов в лице стран АСЕАН не позволяют пока создать сообщество в виде более или менее жизнеспособной структуры. Восточно-азиатским странам будет тяжело найти компромисс, прежде всего из-за различий в политических взглядах. Для региона Азии свойственно разнообразие режимов валютных курсов, начиная с валютного комитета в Гонконге и Брунее, и заканчивая режимом свободно плавающего валютного курса в Южной Кореи, Японии и на Филиппинах. Режим управляемого плавающего валютного курса установлен в Камбодже, Лаосе, Мьянме, Вьетнаме, Тайване, Индонезии, Сингапуре, Таиланде. Фиксированный валютный курс с привязкой к американскому доллару установлен в Малайзии и Китае. Поскольку режим валютного курса в любой валютной системе выступает фундаментальным, постольку существующее разнообразие режимов не способствует процессу формирования общего валютного пространства. Следовательно, перед тем, как принимать решение о введении единой счетной единицы ACU и создании валютного союза, руководству стран необходимо прийти к общему мнению в отношении режима валютного курса; ) образование валютного союза сначала в рамках СВА-3 (Япония, Китай, Южная Корея), а затем путем присоединения наиболее «зрелых» стран АСЕАН двигаться к интеграции в азиатском регионе. Перспективы развития процессов интеграции в Восточной Азии в первую очередь зависят от отношений, сложившихся между главными экономическими игроками региона: Китая, Японии и Южной Кореи. Чем быстрее названные страны начнут справляться с подозрительностью и осторожностью, чем быстрее между ними начнет нарастать взаимозависимость, и тем большие перспективы интеграции появятся у всего Восточноазиатского региона [2, c. 18]; ) применение китайского юаня в качестве единой валюты региона. Перспектива развития таких событий неоднозначна. С одной стороны, китайская экономическая экспансия воспринимается почти во всех «асеановских» столицах с осторожностью как по политическим соображениям (опасения по поводу гегемонистских устремлений китайской политической системы), так и экономическим (нежелание находиться в чрезмерной зависимости от китайского капитала). К тому же в случае интеграции стран Азии на базе юаня образуется пассивная валютная зона. Центральный банк Китая станет самостоятельно осуществлять кредитно-денежную политику всего союза. С другой стороны, по итогам 2010 года валовой внутренний продукт Китая достиг 6,03 трлн. долл. и увеличился на 10,3% по отношению к 2009 году. Следовательно, экономика Китая обогнала экономику Японии. Поэтому именно Китаю придется нести груз ответственности за поддержание стабильного состояния в регионе в переходный период. По оценкам экспертов, не позже 2030 года КНР станет крупнейшей экономикой мира. Здесь представляется уместной аналогия с США ΧΧ века: превратившись в экономическую супердержаву, страна получила конкурентные преимущества на международном валютном рынке, что способствовало становлению американского доллара в качестве ведущей мировой валюты. У Китая могут появиться такие же возможности. В январе 2009 года Международный валютный фонд опубликовал результаты исследования «Блок иены или блок юаня: анализ валютных соглашений в Восточной Азии». В исследовании оценивались перспективы двух валют в качестве возможной основы для образования азиатской валютной зоны. Эксперты Международного валютного фонда пришли к выводу, что валютная интеграция с Китаем в наибольшей степени выгодна экономикам региона, чем интеграция с Японией или США. Несмотря на то, что Япония опережает в экономике Азии, китайский юань выглядит все более и более привлекательной валютой в свете растущей доли КНР в региональной торговле; ) японская иена является одной из ключевых валют, которая входит в состав золотовалютных резервов ведущих стран, поэтому она может стать валютной альтернативой для региона. Но после трагических природных катаклизмов и событий на АЭС «Фукусима», такой сценарий представляется маловероятным. К тому же в 2010 году Япония, уступив Китаю, впервые заняла третье место среди крупнейших экономик мира, объем валового внутреннего продукта Японии увеличился в 2010 году на 3,9% и составил 5,474 трлн. долл. Тем не менее, для стран АСЕАН Япония, несмотря на то, что Китай усиливает свое экономическое присутствие, остается крупнейшим внешнеэкономическим партнером, зависимость от которого остается довольно высокой. Объем внешней торговли этих стран с Японией превышает аналогичный показатель с Китаем почти в два раза. Они являются крупными реципиентами японских инвестиций и программ помощи развитию, особенно в сфере инфраструктуры. Несмотря на то, что Япония отстает от Китая по объему экономики, по производительности труда и показателю валового внутреннего продукта на душу населения Япония Китай опережает. Среднедушевой валовой внутренний продукт в Китае - около 3,6 тыс. долл., а в Японии - примерно 40 тыс. долл. Однако иена тесно связана с американским долларом, курс которого в последнее время является довольно нестабильным, кроме того, положение дел в экономике самой Японии выглядит не лучшим образом, чтобы стать локомотивом объединения. Рост валового внутреннего продукта Японии долгое время находился на уровне ниже среднемирового значения и не превышал в последние годы 2%. (В 2011 году рост составил 1,4%). Государственный долг достигает 220% валового внутреннего продукта, что выступает одной из причин снижения доли иены в мировой валютной системе. Международный валютный фонд полагает, что в следующем году государственный долг Японии достигнет 227% валового внутреннего продукта. В Токио еще не сложилось согласие по данному вопросу, и в условиях текущего состояния японской экономики Страна восходящего солнца не считает возможным брать на себя груз основной тягловой силы интеграции, хотя готова рассматривать эти вопросы с учетом собственных интересов. Полагая, что перспектива создания валютного пространства в Восточной Азии представляется достаточно отдаленной, еще теплится надежда на то, что идея экономического сотрудничества воплотится в жизнь. В 2011 году совокупный объем валового внутреннего продукта стран формата «10+3» составил примерно 9 трлн. долл., или 16% мировой экономики, а совокупный объем валютных резервов - порядка 3,6 трлн. долл., или более половины мировых резервов, следовательно разработка и принятие согласованных мер в финансово-экономической области будут играть важную роль в стабилизации регионального финансового рынка, а также создадут основу для скоординированных действий в периоды экономических потрясений. Азиатский регион, который в настоящее время лидирует по темпам роста экономики и населения в мире, превращается во все более и более сильного соперника на международной арене. Не в последнюю очередь это происходит из-за стремления азиатских стран к более тесной интеграции. Опираясь на опыт европейской интеграции, можно предположить, что в определенный момент времени протекающие в АТР процессы могут привести к образованию общей для региона валюты [2, c. 19]. Россия тоже участвует в региональных мероприятиях и пытается развивать интеграцию со странами региона. Россия интегрирована в регион «вертикально» - поставляет энергоресурсы, лес, морепродукты. Российские дальневосточные районы смыкаются с экономикой таких стран, как Япония и Китай. Однако в целом признано, что значительные, если не основные, интересы Москвы лежат в Европе и других районах Азии. Поэтому многие благие начинания, которые направлены на сближение со странами АТР, к сожалению, остаются лишь на бумаге. Заключение Одной из наиболее важных составляющих мирохозяйственных связей государств является процесс валютной интеграции. Это обусловлено тем, что единая валюта упрощает расчеты и сокращает транзакционные издержки, способствуя формированию и развитию регионального финансового рынка. В связи с обозначенной проблемой в курсовой работе была поставлена следующая цель - исследовать тенденции и перспективы развития валютной интеграции в различных подсистемах мирового хозяйства. Для достижения цели в работе были поставлены и решены следующие задачи: Во-первых, рассмотрено понятие мирового хозяйства и его подсистем, следствием чего стал вывод о том, что мировое хозяйство - это совокупность национальных хозяйств и экономических взаимосвязей между ними. В структуре мирового хозяйства можно выделить центр и периферию. Центр - это промышленно развитые страны, а периферия - развивающиеся страны. Во-вторых, раскрыто понятие, формы и предпосылки валютной интеграции в различных подсистемах мирового хозяйства и установлено, что валютная интеграция - это процесс координации валютной политики, формирования наднационального механизма валютного регулирования, создания межгосударственных валютно-кредитных и финансовых организаций. Начальными формами валютной интеграции являются зона свободной торговли и Таможенный союз, далее следуют стадии общего рынка и в завершение - экономического и валютного союза. Знание основных предпосылок валютной интеграции позволяет по-новому взглянуть на современные интеграционные процессы. Скачать архив (783.8 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |