Главная » Экономика |
Содержание Введение 1. Теоретические основы экономического роста .1 Понятие, цели, эффективность и качество экономического роста. Факторы экономического роста .2 Типы, государственное регулирование экономического роста . Проблемы и перспективы развития экономического роста .1 Глобальные проблемы и особенности современного экономического роста в России .2 Перспективы развития экономического роста .3 Экономический рост и проблемы потребления природных ресурсов . Мировые запасы природных ресурсов .1 Природные ресурсы Европы, Северной Америки и стран Азии Заключение Список используемой литературы Приложения Введение Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты, достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности. Характер и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах. В этом и заключается актуальность данной темы. Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы изучить, что такое экономический рост. Задачи курсовой работы - изучить: ) Понятие «экономический роста». ) факторы влияющие на экономический рост. ) особенности и проблематику современного экономического роста в России. )Взаимоотношение экономического роста с проблемой потребления природных ресурсов. 1. Теоретические основы экономического роста Параметры экономического роста, их динамика широко используются для характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании экономики. Население оценивает деятельность высших хозяйственных и политических органов той или иной страны на основе рассмотрения показателей динамики экономического роста, динамики уровня жизни. Экономический рост, его темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной степени от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов. В современной зарубежной литературе существует несколько подходов к определению категории «экономический рост». Так, существуют подходы, в которых экономический рост отождествляется с «количественной характеристикой роста выпуска продукции» или с увеличением потенциального национального выпуска или потенциального реального ВНП, увеличением «экономической мощи для развертывания производства» или с «увеличением производственных возможностей общества». В большинстве современных западных учебников экономический рост рассматривается как увеличение реального ВНП, чистого национального продукта (ЧНП) или темпов роста экономического благосостояния - национального дохода на душу населения за определенный период времени. С. Кузнец считал, что экономический рост можно определить как «долгосрочное увеличение производственной способности страны, основанное на техническом прогрессе, на инструментальной идеологической приспособляемости, способное обеспечить население растущим многообразием материальных благ». Он использует не просто количественный подход, но и отмечает в своем определении основной фактор (технический прогресс), обеспечивающий экономический рост, а также его основное последствие (обеспечение населения растущим многообразием материальных благ). В дальнейшем в понятие экономического роста был включен не только количественный, но и качественный аспект. Трудно найти однозначное понимание экономического роста. Некоторые экономисты связывают его с количественными изменениями, что вполне соответствует развитию теорий экономического роста преимущественно в рамках экономико-математических методов, а не политэкономии. Важно заметить, что количественная интерпретация экономического роста, выдвижение на первый план технико-экономических характеристик этого процесса приводит к пренебрежению его социально-экономической стороной. В связи с этим, различают два аспекта этого явления - чисто количественный и учитывающий как количественные, так и качественные изменения. Учитывая вышесказанное определение можно сделать вывод: Экономический рост - это особый вид экономической динамики, при котором происходит увеличение показателей, характеризующих объемы национального производства. В качестве таких показателей могут выступать номинальные или реальные величины ВНП, ВВП, объемов промышленного производства, национального дохода, как в валовом выражении, так и на душу населения. Цели, эффективность и качество экономического роста Во второй половине 21 в. и в начале 21 столетия в высокоразвитых странах развивается постиндустриальная стадия производства, образовалась смешанная система собственности и сложилась определенная регулирующая экономическая роль государства. В этих условиях по-новому определяется главная цель развития национального хозяйства. Если цель макроэкономического роста - получение максимально высокой прибыли, то обогатится небольшая часть общества (примерно 10-15% взрослого населения страны) за счет остальных. Усилится социальное расслоение общества, что может привести к опасными конфликтами между разными по уровню доходов слоями. Очевидно, что оптимальной целью экономического роста является повышение жизненного уровня всего населения. Поэтому цель экономического роста являются повышение материального благосостояния населения и поддержание национальной безопасности и основными элементами являются: . Свободное время людей является важным показателем, но не отражается в показателях реального ВНП или НД страны. Оценивая степень достижения цели необходимо проследить было ли в течении рассматриваемого периода сокращение рабочей недели и рабочего года, общей продолжительности трудовой деятельности рабочих. . Увеличение среднедушевых доходов населения получает свое отражение в темпах роста национального дохода на душу населения. . Важное место занимает справедливое распределения национального дохода среди различных слоев населения, чтобы в процессе экономического развития поддерживались принципы социальной защищенности по отношению к нетрудоспособным и безработным. . Повышение не только качества, но и рост разнообразия товаров и услуг. Этот показатель не находит прямого отражения в реальном НД. Но высокое качество и дифференциация товаров способствуют повышению потребительской удовлетворенности и, получают свое отражение в увеличении расходов на покупку товаров и услуг. Между темпами экономического роста и повышением качества можно заметить противоречие. Высокие темпы могут достигаться за счет ухудшения качества роста. Например, если увеличить продолжительность рабочего дня, это возможно приведет к росту трудозатрат и тем самым будет способствовать увеличению темпов экономического роста, но и на качестве экономического роста негативно скажется вследствие снижения свободного времени. Напротив, низкие и даже отрицательные темпы роста могут сопровождаться повышением потребительской удовлетворенности в результате выпуска более качественной продукции. Поэтому многие экономисты считают, что наиболее предпочтительны невысокие (2-3% в год), но устойчивые темпы экономического роста. Говоря об экономическом росте, нельзя не отметить психологию изучения мотивов поведения производителей и потребителей. Для инвесторов основным мотивов осуществления расходов является получение экономической прибыли в долгосрочной перспективе. Целью домохозяйств является увеличение своего благосостояния, поэтому они осуществляют сбережение своих доходов, инвестируют часть дохода в повышение качества находящихся в их распоряжении факторов производства. Эффективностью экономического роста - это улучшение таких составляющих: качество товаров и услуг (повышение конкурентоспособности ) ,освоение производства новых товаров, углубление специализации и кооперирования производства с учетом территориальных преимуществ страны в системе международного разделения труда; преодоление неэффективности за счет повышения управленческого мастерства и использования эффективных мотиваций для стимулирования роста производительности труда внутри фирм; освоение новых технологий. Факторы экономического роста При классификации источников экономического роста используются различные признаки, но во всех классификациях выделяются внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы включают предложение (производство) благ и услуг и спрос на них (потребности).К ним относятся: • человеческий капитал (население и трудовые ресурсы), развитие и приумножение которого является главной целью и основным средством достижения устойчивого экономического роста; • природно-ресурсный фактор, определяющий обеспеченность народного хозяйства минерально-сырьевыми, топливно-энергетическими, земельными, лесными, водными и другими видами ресурсов; • инновационный (научно-технический прогресс и сфера его реализации) и производственный потенциалы, определяющие возможности модернизации экономики на новой технико-технологической базе, расширения экспорта, перехода к новому постиндустриальному обществу; • инвестиции - основной ресурс, без постоянного и возрастающего притока которого невозможно обеспечить не только расширенное, но и простое воспроизводство; • емкость внутреннего и внешних рынков сбыта продукции, определяемая размером платежеспособного спроса и уровнем конкурентоспособности производимой продукции; • институциональная среда - система государственных и негосударственных социальных, финансовых, экономических и экологических институтов, осуществляющих регулирование экономического роста. Внешние факторы экономического роста включают: • международное разделение труда, процессы глобализации, которые, с одной стороны, формируют определенный профиль национальной экономики, вызывая межгосударственные миграционные потоки рабочей силы, подавляя экономический рост в отдельных отраслях национальной экономики в случае экспансии (ввоза) в страну дешевой продукции, средств массовой культуры и искусства, а с другой стороны, стимулируют экономический рост благодаря привлечению современных технологий, зарубежных инвестиций и кредитов; • политические факторы - организация политико-экономических союзов, блоков различных стран, действия которых могут затормозить или ускорить экономический рост в той или иной стране - введение эмбарго на поставку определенных видов продукции, предоставление или не предоставление режима наибольшего благоприятствования, принятие или непринятие страны в тот или иной торгово-политический союз (например, ЕС, ВТО), объявление торговой войны и т.д. Обоснование траектории устойчивого экономического роста должно базироваться на комплексной оценке всех факторов, однако необходимо учитывать при этом изменение роли важнейших из них в условиях перехода к новому технологическому укладу. Прежде всего, следует указать на снижение роли и значения для экономического роста фактора природных ресурсов. Как показывает мировой опыт, богатые природными ресурсами страны, как правило, не достигают высокого уровня социально-экономического развития, начинают либо торговать природными ресурсами, превращаясь в сырьевую базу экономически развитых государств, либо применять устаревшие материалоемкие технологии, постепенно отставая в техническом развитии. В то же время государства, не обеспеченные природными ресурсами, вынуждены разрабатывать ресурсосберегающие технологии, развивать наукоемкие производства и передовые отрасли обрабатывающей промышленности, достигая за счет этого высокого уровня социально-экономического развития (Япония, Швейцария, Германия). Экономическая теория объясняет данный факт тем, что применение все новых дополнительных ресурсов приводит к их удорожанию и росту издержек (усложнение условий добычи, освоение новых труднодоступных регионов залегания запасов, затраты на обустройство территории), делая невыгодным увеличение производства. Кроме того, росту объемов потребления ресурсов противостоит действие закона убывающей отдачи факторов производства: при росте применения фактора его предельная производительность падает. Излишек свободных ресурсов может даже отрицательно повлиять на экономический рост, например, вовлечение дополнительных трудовых ресурсов в экономику слаборазвитых государств требует значительного увеличения затрат на социальные программы. В свою очередь излишек капитала в форме избыточных производственных мощностей стимулирует инфляцию издержек производства, снижение доходов и замедление темпов экономического роста. Таким образом, для экономического роста необходимо не просто наличие ресурсов, а достижение их рациональной комбинации с эффективными методами использования. В настоящее время основу быстрого экономического развития составляет человеческий капитал - знания, высококвалифицированные кадры; инновации; инвестиции; интеграция в международное разделение труда. Человеческий капитал, как уже отмечалось, - это не просто совокупность физических и духовных ценностей, знаний, навыков, способностей, уровня образования, которыми обладает человек, но и их накопленные запасы. Целесообразно используемые в той или иной сфере, эти составляющие человеческого капитала обеспечивают научно-технический и социальный прогресс, устойчивое экономическое развитие. Человеческий капитал является одним из главных факторов, обеспечивающих переход к V и VI технологическим укладам, формирующим новое постиндустриальное общество. Инновационная и инвестиционная деятельность - важнейшие движущие силы структурной перестройки и источники нового качества экономического роста. Инновационная деятельность на современном этапе характеризуется следующими основными чертами: • появлением принципиально новых достижений науки и техники (информатики, нано - и биотехнологий, генной инженерии и др.); • интеграцией науки и производства, созданием новых организационных структур (технополисов, инкубаторов, научно-технических центров, межотраслевых школ), высокоэффективных инновационных механизмов; • формированием работника нового типа - профессионально образованного, культурного, дисциплинированного и способного использовать сложные технико-информационные системы; • высокой универсальностью научных идей, которые охватывают все стороны функционирования национальной экономики; системностью и комплексностью инноваций, оценкой социально-экономических и экологических последствий их применения; • разработкой ресурсосберегающих, малоотходных технологий и техники, новых предметов труда с заранее заданными свойствами; появлением новых источников энергии; созданием новых форм организации труда и производства, корпоративных систем управления. Основными слагаемыми нового качества экономического роста в Республике Беларусь выступают: • ориентация национальной экономики на высокие конечные результаты, соответствие объемов и структуры ВВП общественным потребностям; • придание особого значения повышению качества и конкурентоспособности продукции, производительности труда, уровня обновления выпускаемой продукции; • ускорение инновационного процесса, кардинальное возрастание роли и значения ресурсосбережения, доминирование фонд сберегающих форм интенсификации производства; • усиление социальной ориентации экономического развития - всестороннее развитие рабочей силы, ориентация производства на удовлетворение потребностей человека, ускоренное развитие производства потребительских товаров и сферы услуг, обеспечение безопасных условий труда, улучшение среды обитания человека; • формирование единой социально-экологической и экономической системы воспроизводства; учет текущих и отдаленных последствий реализуемых инноваций, производственно-экономических и социально-экологических проектов; создание рациональной экономики природопользования; • усиление открытости национальной экономики, последовательное вовлечение ее в мирохозяйственные связи, более полное использование преимуществ международного разделения труда, глобализация экономики. Ускоренное развитие инновационной деятельности и модернизация экономики требуют больших объемов инвестиций, что особенно важно для Республики Беларусь, где производственный потенциал реального сектора экономики значительно устарел. По расчетам, к основным прогнозным документам для модернизации экономики страны ежегодно требуется более 5 млрд. дол. США. Половина из них может быть обеспечена внутренними источниками (прибыль предприятий и организаций, амортизационные отчисления, средства населения), но остальную часть необходимо обеспечить за счет привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов. С этой целью предусматривается реализация специальной программы по их привлечению, в том числе путем создания благоприятного инвестиционного климата, совершенствования законодательно-нормативной базы, налоговых, денежно-кредитных механизмов регулирования, создания и развития свободных экономических зон. Степень вовлечения страны в систему международного разделения труда характеризует уровень ее открытости по отношению к внешнему миру. Открытость страны предполагает сохранение целостности ее экономики как единого экономического комплекса, интегрирование в мировое хозяйство, признание стандартов мирового рынка и действия в соответствии с его законами. Степень открытости экономики во многом зависит от обеспеченности страны природными ресурсами, численности населения, емкости рынка (платежеспособного спроса), структуры национальной экономики, которые определяют уровень развития производительных сил. Открытость экономики тем выше, чем в большей степени развиты ее производительные силы, чем больше в ее структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем ниже уровень ее обеспеченности собственными природными ресурсами. Республика Беларусь одна из наиболее открытых малых стран, где экспорт и импорт (в сумме) на 36 % превышают ВВП (2003 г.). Механизм обеспечения устойчивого экономического роста включает законодательно-нормативную базу, нормативные акты министерств и других республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, макроэкономические, отраслевые и региональные регуляторы устойчивого развития. 1.2 Типы, государственное регулирование экономического роста Экономический рост не всегда обеспечивает устойчивое развитие национальной экономики. Кроме того, и сам экономический рост может быть различным. Он может обеспечиваться за счет использования большего количества ресурсов, а может - за счет повышения их производительности. В связи с этим выделяют различные типы экономического роста. В зависимости от соотношения между темпами роста объемов национального производства и темпами роста количества применяемых факторов производства. Обычно выделяют два типа экономического роста - экстенсивный экономический рост и интенсивный экономический рост. Экстенсивный экономический рост - при экстенсивном типе развития экономический рост достигается путем количественного увеличения факторов производства, а при интенсивном - путем качественного их совершенствования и лучшего использования. Более того, в этом случае экономический рост возможен и при уменьшающихся темпах капитальных вложений, и даже при уменьшении их физического объема. В условиях экстенсивного роста изменение соотношения между его факторами происходит сравнительно равномерно и достижение максимума производства продукции ставится в зависимость главным образом от состояния экономических ресурсов, особенно от сочетания затрат труда и капитала, и лишь в определенной степени от научно-технического прогресса Увеличение общественного продукта происходит за счет количественного увеличения факторов производства: вовлечение в производство дополнительных ресурсов труда, капитала, земли. При этом технологическая база производства остается неизменной. Так, распашка целинных земель с целью получения большого количества зерновых культур, вовлечение все большего и большего количества рабочих для строительства электростанций, производство все большего количества зерноуборочных комбайнов - все это примеры экстенсивного пути увеличения общественного продукта. Экстенсивное расширение имеет свои достоинства. Это наиболее легкий путь повышения темпов экономического развития. С его помощью происходит быстрое освоение природных ресурсов, а также удается сравнительно быстро сократить, или ликвидировать безработицу, обеспечить полную занятость рабочей силы. При этом типе экономического роста прирост продукции достигается за счет количественного роста численности и квалификационного состава работников и за счет увеличения мощности предприятия, т.е. увеличения установленного оборудования. В результате выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним. Однако такой путь увеличения производства имеет и серьезные недостатки. Он предполагает технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом. Одновременно рост производства приобретает затратный характер. В лучшем случае темпы экономического роста прямо пропорциональны количественному увеличению средств производства и численности работников. Экстенсивное расширенное воспроизводство предполагает наличие в стране достаточного количества трудовых и природных ресурсов, за счет которых могут увеличиваться масштабы производства. Однако оно само неизбежно ведет к ухудшению производства. Однако оно само ведет к ухудшению условий своего повторения. Так, в ходе его стареет оборудование на действующих предприятиях. Из-за истощения природных ресурсов приходится расходовать все больше труда и средств производства для добычи каждой тонны сырья и топлива. В результате экономический рост во все возрастающей мере носит затратный характер. Экстенсивный путь экономического роста исчерпал себя в нашей стране. В нынешних условиях он ведет только в тупик, не давая шансов на экономическое возрождение. Поэтому назрела необходимость сменить тип экономического роста и перевести народное хозяйство на новый путь - путь интенсивного развития. Более сложный тип экономического роста - интенсивный. Интенсивное расширенное воспроизводство - качественно новый тип экономического роста, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Важнейший фактор интенсивного экономического роста - повышение производительности труда. Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Рост масштабов производства, как правило, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения, наиболее эффективных методов государственного регулирования экономики. Несомненным достоинством интенсивного расширения производства является то, что оно снимает, казалось бы, непреодолимые преграды экономического роста, порожденные известной ограниченностью естественных ресурсов. Хозяйственное развитие переводится на новые рельсы - на основу непрерывного научно-технического и экономического прогресса, одним из показателей которого является повышение наукоемкости производства. Наиболее выгодным фактором расширения становится ресурсосбережение. Вместе с тем интенсификация экономического роста является трудным делом. Оно связано с глубокой прогрессивной перестройкой структуры народного хозяйства, широкой подготовкой кадров инициативных и высокопрофессионально подготовленных работников. Вместе с тем в промышленно развитых странах типичным и нормальным для второй половины XX в. является третий, смешанный тип экономического роста. Экономическое развитие происходит как при вовлечении новых факторов производства, так и при использовании новых технологий или различной экономии. К примеру, в сельскохозяйственном производстве увеличение урожая может быть достигнуто не только путем обработки новых земель, но и за счет орошения и удобрения обрабатываемых земель (если речь идет о засушливых территориях), использования более плодородных семян, борьбы с вредителями. Для увеличения производства в промышленности опять-таки можно привлечь дополнительную рабочую силу, например более льготными условиями работы, и одновременно с этим совершенствовать системы производства и управления, перерабатывать отходы и бракованную продукцию. С развитием и освоением достижений НТП интенсивные факторы роста становятся преобладающими. Однако в реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы экономического роста в чистом виде не существуют на практике применяют смешанный тип. Государственное регулирование экономического роста Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом, могут стимулировать этот процесс. . Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. . В противоположность кейнсианцам, монетаристы сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей. . Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда. При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей,- капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования. Преодолеть затратный характер развития мешает отставание страны от среднего в мировой практике уровня использования сырьевых ресурсов. К этому надо прибавить большую отсталость технологий, изношенность производственного оборудования, недостаточную квалификацию многих работников. Экономический рост является наилучшим средством борьбы с инфляцией, разрешения отмеченного выше противоречия между огромной потребностью российской экономики в инвестициях и ее неспособностью их усваивать, что порождает вывоз капитала и относительный избыток денег. Это лучшее средство стерилизации якобы избыточных доходов от экспорта. Денежный спрос увеличивается в зависимости от темпов экономического роста. Если темп роста будет поддерживаться на достаточно высоком уровне, то при неизменной скорости обращения денег весь прирост денежного предложения от эмиссии при покупке Центральным банком валютной выручки станет поглощаться растущим, денежным спросом, не вызывая инфляции и чрезмерных колебаний рыночного валютного курса. Цель одновременно оказывается средством. Поддержание высоких темпов экономического роста в России будет во многом зависеть от устойчивости экспорта. В последние годы объем импорта увеличивался в целом в соответствии с ростом располагаемых доходов. Поскольку повышение уровня жизни населения является одной из важнейших целей и одним из главных результатов экономического роста, его высокие темпы предполагают устойчивое расширение спроса на импортные товары. Российская промышленность пока не в состоянии выпускать продукцию, способную конкурировать со многими импортными потребительскими товарами. Кроме того, продолжающееся реальное укрепление рубля будет и дальше способствовать повышению спроса на импортные товары и продукцию как потребительского, так и промышленного назначения. экономический рост потребление ресурс 2. Проблемы и перспективы развития экономического роста 2.1 Глобальные проблемы и особенности современного экономического роста в России Социальная проблема: в стране преобладает безработица, развитие творческого характера труда. Экономическая проблема: слабая восприимчивость результатов научно технического прогресса. Политическая проблема: неустойчивая политическая атмосфера этому способствует кризис 2007 году, сокращения неравенства в распределении доходов. Экологическая проблема: исчерпаемость ресурсов загрязнения отходами промышленных предприятий, отсутствие необходимого количества очистительных сооружений. В практическом плане это означает переориентацию государственной экономической политики с задач стимулирования высоких темпов роста объемов производства на создание благоприятных условий для эффективного и социально ориентированного развития экономики. Государство должно усилить внимание к человеческому потенциалу. То есть для эффективности и качества экономического роста, во многом играет роль увеличение инвестиций в человеческий капитал. Человеческий капитал представляет собой меру воплощенной в человеке способности приносить доход. В условиях рыночной экономики рост объемов производства сталкивается с ограничениями не только со стороны производственных ресурсов, но и со стороны спроса и распределения. В этих условиях многие предприятия впервые столкнулись с проблемой сбыта, неплатежеспособности и банкротства. Решение проблем сбыта в развивающейся экономике связано с качественной переориентацией производственной и инвестиционной деятельности предприятий. Возможность снятия таких барьеров решающим образом зависит от способности экономики увеличивать потребительскую удовлетворенность результатами роста. Таким образом, динамическая эффективность, выступающая как одна из важнейших конечных целей роста, становится необходимым условием достижения предпринимателями непосредственной цели роста - максимизации прибыли на долгосрочном временном интервале. В Российской Федерации формирование нового качества экономического роста связано с осуществлением глобальных преобразований, осуществляемых при проведении рыночных реформ, призванных стимулировать деловую активность в обществе, ее направленность на рост потребительской удовлетворенности и развитие творческой инициативы как предпринимателей, так и работников, выполняющих исполнительские функции в процессе производства. Развитие творческой инициативы нужно начинать с университетов - и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Власти обещают увеличить финансирование государственных научных фондов до 25 миллиардов рублей в 2018 году, поддерживающих инициативные разработки научных коллективов. Говоря о проблемах экономического роста, нельзя не упомянуть об оттоке капитала из России. Президент Путин В.В. прокомментировал ситуацию с оттоком капитала из России, отметив, что речь не идет о каком-то заговоре против России. "Дело совсем в другом. Посмотрите, как ведет себя международный капитал в обстановке нестабильности, турбулентности, ощущения близкого кризиса: для спасения национального ядра своего бизнеса он не задумываясь выводит средства из "развивающихся рынков" - а Россия, по их представлению, к ним относится и тем более относилась в начале прошлого десятилетия", - пояснил Путин. Специалисты и эксперты не одобряют приватизацию 1990-х годов, в том числе залоговые аукционы, а так же считают, что она оказала пагубное влияние на экономику. "Но отъем собственности сейчас, как предлагают некоторые, привел бы просто к остановке экономики, параличу предприятий и всплеску безработицы. Кроме того, многие нынешние собственники этих активов формально являются добросовестными приобретателями. Они не нарушали принятых тогда законов. Многие из них модернизируют предприятия, вводят новые рабочие места", - считает Президент РФ Путин В.В. Россия отличается от многих других стран достаточно большой долей государства в экономике. Поэтому многие аналитики выступают за сокращение доли госкомпаний и госбанков в капиталах других компаний. Надо ограничить приобретение госкомпаниями новых активов в России. Крупные компании не должны мешать нормальному развитию частного бизнеса в своих секторах, оттирать частных предпринимателей от наиболее выгодных проектов. Не могу не сказать о господдержке, которая необходима стране для восстановления технологического лидерства. В.В. Путин в «Ведомостях» статья «Об экономических задачах» уверен, что господдержка должна быть открытой для дискуссий. Он назвал ряд отраслей, в которых страна может преуспеть на мировом рынке. "Кандидатами являются такие отрасли, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, ИКТ (информационно-коммуникационные технологии, нано технологии", - пишет Путин, отмечая, что "список не закрыт". Он констатировал, что власти будут поддерживать крупные инфраструктурные проекты - в первую очередь по развитию транспортной системы страны, по обеспечению надежной связи с регионами Сибири и Дальнего Востока. "Освоение территории России, - считает Путин, - надо начинать с земель вокруг крупных экономических центров. Это позволит значительно поднять и доходность пригородного сельского хозяйства, и качество жизни работников аграрного сектора". Экономическая ситуация в России в среднесрочной перспективе будет формироваться под влиянием наметившихся в 2012 г. умеренно снижающихся темпов роста. Поэтому велика вероятность, что в будущем году, даже в условиях относительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры (цена на нефть - на уровне 100 долл. за баррель) прирост ВВП не превысит 3,5-3,8% (см. приложение №1,№2).Факторов, которые будут препятствовать росту экономики, несколько. Во-первых, очевидно, что в России на сегодня уже исчерпана возможность «сверхускоренного» роста потребления населения, который продолжался и в 2012 году. Второй фактор - провозглашенная Министерством финансов избыточно жесткая бюджетная консолидация, то есть сокращение бюджетных расходов. Последняя, согласно оценкам Минэкономразвития, будет стоить России около 1 п. п. прироста ВВП. Третий фактор - стагнация экспорта сырьевых товаров вследствие сокращения выпуска продукции экспортно-ориентированных производств. И, наконец, в четвертых, нельзя исключить и возобновления ускоренного роста импорта - из-за ослабления таможенной защиты внутреннего рынка вследствие вступления России в ВТО. Впрочем, обстоятельство вступления в ВТО может сыграть и определенную положительную роль для восстановления потока инвестиций - новый статус страны постепенно сделает ее институты более понятными для иностранных инвесторов. В этом же положительном ключе должно действовать на активность инвесторов снижение в России политической неопределенности. Оба этих позитивных фактора могут способствовать восстановлению роста инвестиций в основной капитал российских предприятий. В 2013 г. их рост, согласно нашей оценке, составит около 6,6-7% (вдвое выше темпа роста ВВП, как это было до кризиса). Вероятно и дальнейший ускоренный рост частных инвестиций, в том числе за счет притока прямых иностранных вложений. 2.2 Перспективы развития экономического роста Цель долговременного развития России: Россия должна войти в состав самых развитых стран мира. Это означает, что нужно в исторически обозримый срок, например за 20-30 лет, войти в клуб развитых стран по основным экономическим и социальным показателям. Эксперты Мирового банка сравнивают объемы валового внутреннего продукта по составным частям 180 крупных стран мира с учетом цен соответствующих стран. На первом месте ВВП США - 15 трлн дол., на втором месте Китай - 8 трлн дол., потом Япония, Индия, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Бразилия и на «почетном» восьмом месте - Россия (см. Приложение №3). Если подсчитать ВВП на душу населения, получается 7 тыс. дол. Значит, уровень России в 1,5 раза ниже нижней планки таких стран, как Греция, Португалия, Израиль и др. Хотя можно заметить прирост объема ВВП: на первом месте Китай(8,9%), на втором- Индия(6,72%), на третьем- Россия(4,2%). Развитые страны - это 35 стран мира. Россия по ВВП уступает как этим странам, так и постсоциалистическим странам Европы (Хорватии, Словакии, Болгарии, Румынии, Польше, балтийским странам), а также Мексике, Бразилии, Аргентине, Арабским Эмиратам, и занимает почетное 54-е среди 180 стран мира, то есть входит в первую треть. Но если мы хотим войти в так называемый «золотой миллиард» (так называют население наиболее развитых стран), то нужно за 20-30 лет развиваться в 1,5 раза быстрее, чем развитые страны. Последние наращивают свою экономику в среднем по 3% в год за длительный период, нижняя группа развитых стран - по 4% в год. При 6%-м росте ВВП на душу населения где-то через 20 лет мы бы догнали Португалию, Грецию, Тайвань. Но чтобы войти в круг самых развитых стран, нужно лет 30. Это по основному экономическому показателю, который во многом определяет и общий уровень жизни, потому что 80% ВВП - это материальные блага для жизни. Есть и другие социальные показатели. Например, индекс социального развития. Он учитывает показатели реальных доходов, уровня образования, здравоохранения, продолжительности жизни. По продолжительности жизни мы, к сожалению, не входим даже в первую сотню стран мира, занимая 102-е место. Сказывается очень низкая продолжительность жизни мужчин, чья смертность от сердечнососудистых заболеваний увеличилась за последние 10 лет в 1,5 раза, от убийств - в 2 раза, от самоубийств - в 2 раза, от отравления алкоголем - в 3 раза. 30 тыс. чел. гибнет на российских дорогах и т. д. Поэтому средняя продолжительность жизни мужчин - менее 60 лет. Женщины у нас живут в среднем на 13 лет дольше мужчин (в мире в целом - на 4 года). И только в единственной стране - Индии - средняя продолжительность жизни на 3 года уступает России (но мужчины у них на пару лет живут подольше). Во многом низкая продолжительность жизни объясняется очень плохим состоянием нашего здравоохранения. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, мы находимся где-то на 120-м месте. По грубым оценкам, мы тратим на здоровье по 3 дол. в месяц, а в Америке - по 300. По образованию мы, по-видимому, входим в первую двадцатку, но каждый год отступаем назад. В целом по индексу социального развития Россия на 73-м месте (а не на 54-м, которое страна занимает по объему ВВП на душу населения). За пять лет, когда действовали нерукотворные факторы экономического развития, можно было сделать неплохой задел. И он был сделан, но, по оценке Андрея Илларионова, советника президента, с которым я согласна, это время можно было использовать эффективнее. Что же правительством сделано? Первое - начато формирование рынка капиталов, что позволит увеличить инвестиции, обновить со временем фонды. А именно правительство создало «длинные деньги» в виде накопительных пенсий - 5 млрд. дол., значительная часть которых может быть использована в длительных инвестициях. Принят ряд решений по улучшению фондового рынка, специальные решения об инвестиционных компаниях, в результате которых вырос объем паевых фондов. Снижается инфляция, снижается ставка рефинансирования, и Центральный банк подумывает о рефинансировании наших банков, в том числе с целью, чтобы они давали инвестиционные кредиты. Растут потребительские кредиты, в том числе на покупку машин. Уже 10% наших машин покупается в кредит (за рубежом - 90%). Главный фактор экономического роста - инвестиции. У нас очень низкая амортизация - 18%. Она не позволяет устойчиво развиваться и в массовом масштабе начать обновление фондов. Мировой кризис добавил аргументов сторонникам государственного управления. Россия отличается от многих других стран еще достаточно большой долей государства в экономике и более серьезным вмешательством в регулирование, в то время как методы такого регулирования, наоборот, отстают от лучших аналогов. Наша экономическая политика должна корректироваться в сторону снижения масштабов государственного регулирования, замены регламентации на рыночные механизмы, административного контроля - на страхование ответственности. Следующий важный вопрос. Импорт вытесняет отечественные товары. Мы можем увеличить платежеспособный спрос, для удовлетворения которого, казалось бы, потребуются наши товары. Но это место пока занимает импорт. Наши товары неконкурентоспособны. Поэтому зарплату и переложить на плечи населения, доходы которого создать конкурентную среду и создать конкурентные преимущества для наших товаров по признаку «качество - цена», а для этого нужно обновить фонды и т. д. В этой связи реорганизация естественных монополий - очень важное дело. Далеко продвинулась реформа РАО ЕЭС уже продемонстрировала крайне неожиданные показатели. А именно; оптовый рынок энергии предлагает более низкую цену, чем государственные тарифы. Вещь совершенно необычная. Все думали, что будет повышение цен, а оказывается, что настоящая конкуренция не вызывает повышения цен. Скажем, сотовая связь каждый год удешевляется, хотя прибыль и капитализация фирм, которые ее предоставляют, растут из-за объема продаж. То же самое происходит и с электроэнергией. Начинает реформироваться, и уже стала лучше железная дорога. Готовится реорганизация «Связьинвеста» и «Ростелекома». Наверное, со временем это ждет и «Газпром» - главную нашу естественную монополию. Таким образом, постепенно будет создаваться конкурентная среда, которая крайне важна для обеспечения экономического роста. Какие наиболее крупные вопросы не решаются правительством? Это вопросы создания социальных стимулов экономического развития. Дело в том, что в стране очень низкая зарплата, а низкая зарплата всегда связана с низкой производительностью. И у нас проводятся социальные реформы без реформы зарплаты, а все социальные выплаты пытаются повесить на предприятия. Но чем больше забирать у предприятия, тем меньше останется ему для развития. В Америке 70% налогов берут с населения, а только 3% - с бизнеса. Благодаря этому бизнес может инвестировать и развиваться. У нас с населения берется меньше 15%, а 85% - с бизнеса. И это продолжается, все накопительные пенсии - с предприятия, хотели реорганизовать жилищно-коммунальное хозяйство опять же за счет предприятий. Нужно перестраиваться. В несколько приемов повысить зарплату и переложить на плечи населения, доходы которого повысятся, полную оплату жилья, коммунальных услуг, нужно ввести налог на недвижимость, чтобы богатый больше платил(налог на роскошь). Нужно, чтобы люди участвовали в накопительных пенсиях, в страховых взносах на медицину и т.д. Для того нужны реформы и повышение зарплаты. Очень важно минимум зарплаты довести до прожиточного минимума. На последних заседаниях Думы большинство депутатов высказалось за это. Возможности нашего экономического роста большие, но к сожалению возможность не определяет действительность. В России никак не складывается автоматический механизм перемещения имеющихся накоплений и инвестиционных ресурсов в отрасли обрабатывающей промышленности, сельское хозяйство, экономическую инфраструктуру, науку и образование. Частные деньги либо уходят за рубеж, либо вкладывались во всякого рода финансовые спекуляции, торговлю и отчасти в энергосырьевые отрасли. Российский бизнес в период реформ привык работать не из общепринятых в мире 5-15% годовой прибыли (между тем только такой уровень прибыльности, да и то в лучшем случае, может обеспечить большинство предприятий обрабатывающей промышленности), а из заоблачных 100-300% и более. Государство приучило наших инвесторов к такой невиданной в цивилизованном мире норме доходности на капитал, в частности для обслуживания долговой пирамиды ГКО под доходность 100-200% и 6oлee. Неудивительно, что и до сих пор свободные финансовые средства в России идут куда угодно, но только не туда, где он» больше всего нужны стране. Между тем основные фонды страны стремительно разрушаются, новые предприятия практически не строятся, инфраструктура стареет и выхолит из строя. Вне всяких теорий и идеологий очевидно, что без государственного вмешательства, государственных денег, государственной структурной политики мы физически в ближайшие несколько десятилетий обойтись не сможем. Однако даже весьма робкие попытки создать национальный бюджет развития и дееспособный банк развития, а также предложения о развитии на государственные деньги отраслевых инвестиционных институтов все еще встречаются в штыки и во властных структурах, и в бизнес-сообществе. Система налогов и цен Президент Путин В.В. предлагает ввести налог на богатство, чтобы владельцы дорогих домов и машин платили повышенные ставки. "У нас есть резерв роста налоговых доходов по ряду направлений: дорогая недвижимость, потребление люксовых товаров, алкоголя, табака, сбор рентных платежей в тех секторах, где он пока занижен. Прежде всего - то, что называется дополнительным налогом на богатство, а точнее, на престижное потребление", - констатировал Путин. При этом, по его словам, важно не увлекаться, чтобы под эти меры не попали представители среднего класса. Большой резерв - в наведении порядка с уходом от налогов через фирмы-однодневки, через офшоры. От этого добросовестный бизнес только выиграет, ему не придется конкурировать с теми, кто процветает на махинациях и обмане государства. Наряду с этим нам необходимо раз и навсегда отказаться от соблазна подстраивать налоговую систему под растущие расходные обязательства. Такая политика усиливает неопределенность экономической среды для бизнеса, серьезно ухудшая тем самым инвестиционную привлекательность нашей экономики. В нашей стране низкая привлекательность для инвесторов. Это происходит, в том числе, из-за системной коррупции. Даже работающий в России бизнес часто предпочитает регистрировать собственность и сделки за границей. Главная проблема - недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства - от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы. Если называть вещи своими именами, речь идет о системной коррупции. Доверие людей и стабильность в обществе В инвестициях российских компаний и предприятий соотношение собственных средств и привлеченных кредитов составляет сегодня примерно 12:1, в то время как в развитых странах оно близко к обратному. В активах российских банков кредиты на срок более одного года до сих пор не превышают 3-4%. Причина сложившегося положения прежде всего в недоверии населения и инвесторов к государству, частным банкам и рублю как таковому. По появившимся в последнее время оценкам, таких спрятанных сбережении в России накопилось сегодня от 80 до 160 млрд. долл. Как отмечает В.В. Путин, одной из "проблем капитала" в России является то, что средства населения почти не работают на рынке: население не получает своей доли дохода от экономического роста. "Нужны программы вовлечения в инвестиции средств населения - через пенсионные и доверительные фонды, фонды коллективного инвестирования. В странах с развитой рыночной экономикой это - значительная часть национального капитала. Надо сформировать такие условия, когда внутри частного сектора российской экономики возникнут "длинные деньги" в форме устойчиво растущих накоплений частных лиц, в том числе пенсионных", - пишет Путин в статье "О наших экономических задачах", опубликованной в газете "Ведомости" <http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=550014>. По его словам, этого не добиться без устойчивого снижения инфляции. Самая важная задача нашего руководства сейчас - восстановить подорванное доверие людей и к правительству, и к финансово-кредитной системе, и к рублю как платежному средству. Налоги толкают бизнес в «тень» Разлад между словом и делом продолжает сохраняться и ещё в одной важнейшей (может быть даже самой важной) сфере экономической политики - в отношении государства к малому и среднему предпринимательству. И дело здесь не только в том, что провозглашенные декларации и принятые в последнее время разнообразные постановления не дают должного эффекта. Вопреки всему налоговый пресс на малый и средний секторы в реальности пока лишь усиливается и не лает возможности выйти ему «из тени». Административные сложности при регистрации и лицензировании нового дела становятся все более труднопреодолимыми: ещё 10 лет назад средний срок для его открытия укладывался в три месяца, сейчас на это нужен год. Произвол, многочисленные бюрократические и правоохранительные проверки и поборы возрастают. Целенаправленной льготной кредитной поддержки малого и среднего бизнеса фактически нет. Государственный рэкет и коррупция если и потеснили несколько криминальный контроль, то для самих бизнесменов жизнь ни в какой мере от этого легче не стала. Государство на всех его уровнях продолжает войну с такими проявлениями предпринимательской активности населения, как мелкая торговля, кустарное производство, рынки, многомиллионная армия «челноков» и т.д. В этих условиях надо действительно быть семи пядей во лбу или обладать исключительной изворотливостью, чтобы открыть и сохранить даже небольшое дело. А таких людей у нас немного. Предпринимательские способности в мире имеют 5-6% населения, а у нас этот слой всячески вытаптывали почти весь прошлый век. Но еще большим препятствием является упорно сохраняемый с советских времен менталитет нашего политического класса с его преувеличенным вниманием ко всему гигантскому и пренебрежением ко всему малому, тем более индивидуальному. Если в передовых странах мира малый и средний бизнес создает 60-80% ВВП. то у нас на него приходится не более 10%, а число малых предприятий (в 10 примерно раз меньшее, чем в США) продолжает лишь сокращаться. И простая мысль, что главным работодателем, рыночным субъектом и источником научно-технического прогресса во всем мире был и остается малый и средний бизнес, у нас так и не стала основой национальной экономической стратегии. Отношения с ВТО - без двойных стандартов. Процесс постепенного открытия российской экономики, выхода России из длительной изоляция и активного включения ее в мировую экономическую жизнь есть благо для страны. Насыщение внутреннего рынка, импорт высокотехнологического оборудования, привыкание российских предприятий к жестким условиям международной конкуренции, переход на более высокие технические и другие стандарты, скромный пока, но уже ощутимый приток иностранного капитала - все это положительные эффекты «открытости». Исторически оправданной в условиях нарастающей и неотвратимой глобализации является и вхождение России в ВТО в качестве полноправного ее члена со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями. Но и здесь тоже нужен дозированный и осторожный подход. Готовы ли мы к такому присоединению, тем более в ускоренном темпе? Сегодня все профессиональные оценки сходятся фактически на том, что ежегодная наша выгода от присоединения к ВТО сводится примерно к 3 млрд. долл. по экспорту. Что мы потеряем по импорту, если это присоединение задушит авиационную и автомобильную промышленность, многие потребительские отрасли, банковскую и страховую сферы и т. д. - никто не посчитал. Между тем в западной печати появляются оценки, что в случае присоединения к ВТО свыше 90% обрабатывающей (не добывающей!) промышленности просто «ляжет». А если к этой угрозе прибавить еще и такие разрушительные требования ВТО к нашей стране, продиктованные откровенной политикой «двойных стандартов», как сведение к минимуму государственной поддержки сельского хозяйств или требование о выравнивании внутренних цен на электричество и газ (следовательно, и на многое другое) с европейскими ценами картина и вовсе становится безрадостной. В то же время нельзя не видеть, что дискуссия вокруг присоединения к ВТО отвлекает внимание общественного мнения от тяжелейшей по своим последствиям для российской экономики проблемы беспрецедентной «утечки» капитала из страны. Этот хронический «дренаж» колеблется последние 12 лет вокруг уровня в 20 млрд. долл. в год. На Западе принято считать, что все эти годы именно западные страны финансируют Россию. На самом же деле, испытывая собственную острейшую нужду в инвестициях, наша ослабленная затянувшимся кризисом экономика финансировала и продолжает финансировать намного более успешную западную экономику за счет легальной и нелегальной «утечки» отечественного капитала. Чистый отток капитала из России в четвёртом квартале 2012 года составил $35,1 млрд. Такие данные в среду привел Центробанк РФ. Регулятор также скорректировал собственную оценку оттока за 2011 год: показатель, по уточненной информации, составил не $84,2 млрд., а $80,5 млрд., при этом о притоке капитала в 2011году в СМИ не сообщалось, только отмечалось, что приток капитала в 2011г. был меньше, чем отток . Скачать архив (236.4 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |