Главная » Экономика |
Введение Настоящая работа посвящена изучению основных проблем международно-правового регулирования борьбы с международным терроризмом. Терроризм является одной из самых опасных угроз человечеству. Он несет с собой огромные человеческие жертвы и материальный урон. О серьезности проблемы в мировом масштабе говорит следующая статистика Государственного Департамента США: ежегодно в мире совершается более 15 тысяч террористических актов, жертвами которых становятся около 20 тысяч человек. Несмотря на обилие международно-правовых актов, существование многочисленных организаций различного уровня и характера, участвующих в тех или иных формах борьбы с международным терроризмом, в настоящее время существует целый ряд проблем препятствующих ее эффективному осуществлению. Актуальность данной работы заключается в том, что противодействие угрозе международного терроризма является одной из приоритетных задач мирового сообщества. К этой работе привлекаются значительные силы и средства, для ее осуществления выделяются значительные денежные ресурсы. Однако эти усилия нельзя назвать очень успешными. Международный терроризм представляет собой очень сложный феномен, который постоянно развивается. На сегодняшний день акты международного терроризма приобрели небывалый размах. Также выявляются новые черты международного терроризма. Помимо этого наблюдается тенденция к сохранению угрозы международного терроризма в будущем и ее глобальный характер. Тематика работы слишком обширна, поэтому исследование будет ограничено освещением общей характеристики современного понятия преступления международного терроризма и анализа актов международного терроризма в Рамках Палестино-израильского конфликта. Объектом исследования выступают международно-правовые отношения, возникающие между государствами по поводу регулирования борьбы с международным терроризмом. Предметом исследования являются современное понятие преступления международного терроризма и акты международного терроризма в Палестино-израильском конфликте. Цель настоящей работы заключается в определении понятия преступления международного терроризма и анализе актов современного международного терроризма на примере Палестино-израильского конфликта; выявление факторов препятствующих эффективному регулированию борьбы с международным терроризмом на универсальном уровне. В соответствии с указанной целью в настоящем исследовании ставятся следующие задачи: 1) Осветить понятие международного терроризма в международном праве. Представить наиболее емко описывающие данный термин определения. ) Дать описание основных характеристик современного международного терроризма. ) Дать описание понятия транснациональный терроризм. ) Дать перечень международных универсальных документов, содержащих отдельные составы преступлений международного терроризма. ) Охарактеризовать международный терроризм как преступление международного характера. ) Рассмотреть Палестино-израильский конфликт и охарактеризовать имевшие в нем место акты международного терроризма. ) Проанализировать данные акты и квалифицировать их как преступления международного характера ) На основе анализа Палестино-израильского конфликта выявить факторы, препятствующие эффективной борьбе с международным терроризмом. Структура работы определена ее содержанием. Она состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка используемых документов и литературы. Нормативные и теоретические основы исследования. Нормативной основой настоящего исследования выступает несколько групп источников: международные договоры; документы международных организаций. Теоретическую основу составили труды российских ученых. Среди них необходимо назвать: И.И. Карпеца, Д.Б. Левина, Е.Г. Ляхова, И.Н. Глебова, В.В. Лунеева, Ю.С. Ромашева, В.М. кулагина, В.И. Келехсаева, А.А. Ковалева, О.А. Колобова, К.И. Косачева, А.Н. Трайнина, А.Е. Тарасова, В.И. Василенко. При написании дипломной работы также были использованы работы таких зарубежных авторов, как Л. Томпсона, Б. Хоффмана, Х. Гартнера, М. Гриншоу. 1. Общая характеристика преступления международного терроризма Для того чтобы рассматривать акты международного терроризма в рамках конкретного международного конфликта первоначально следует обратиться к истории возникновения самого понятия «терроризм» и «международный терроризм». 1.1 История возникновения понятия «терроризм», «международный терроризм» Терроризм, как и любое явление, в своем развитии прошел несколько этапов. Если взглянуть на историю, то можно отметить, что выделение международного терроризма, а точнее его активное распространение приходится на 70-90е годы двадцатого столетия. А вот первые проявления терроризма возникли задолго до появления термина, их обозначающего. Их относят к первому веку нашей эры. В это время на территориях, ныне занимаемых государством Израиль, действовала организация сикариев. Они ставили своей задачей убийства представителей еврейской знати, сотрудничавших с римлянами. Термины «терроризм» и «террор» стали широко употребляться со времен Французской буржуазной революции 1789-1794 годов. Чуть позже, в 1798 году, словарь Французской Академии Наук определит его как «систему страха». К этому времени в странах Европы, в США и в России появляются хорошо организованные леворадикальные движения, которые используют «пропаганду действием» желая повлиять на деятельность своих правительств. В России к ним относятся народники, а позднее эсеры, а во Франции, Италии, Испании и США - анархисты. В первой половине XX века к террористической деятельности переходят уже крайне правые организации, среди которых можно назвать Румынскую «железную гвардию» и различные национально - сепаратистские, фашистские движения в Германии, Франции и Венгрии. Несомненно, терроризм представляет собой очень сложный феномен, по-разному проявляющийся в различных странах в зависимости от их культурных традиций, социальной структуры и многих других факторов, которые весьма затрудняют попытки дать его общее определение. Термин «терроризм» происходит от латинского слова «terror», означающего страх, ужас. Им обозначаются насильственные действия, такие как преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др., которые производятся с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определённой линии поведения. В целях данной работы особое внимание следует обратить на понятие международного терроризма. Следует отметить то, что ни ученые, ни политики не смогли до настоящего времени выработать его общепринятое определение. Применяемый во многих определениях терроризма признак преследования политических целей не дает возможности отличать его от некоторых других видов политической деятельности, например от национально-освободительного движения. Другая сложность в определении терроризма связана с множественностью входящих в него признаков. Но поскольку в данной работе будут разбираться акты международного терроризма, следует более подробно рассмотреть понятие международного терроризма в контексте международного публичного права. .2 Понятие «международный терроризм» Первоначально следует определить, что понимается под термином «международный терроризм». Необходимо отметить, что определения, когда-либо дававшиеся данному понятию очень разнообразны. Существуют как крайне узкие определения, так и очень объемные, включающие в себя массу признаков. Существуют определения составленные специалистами в области международного уголовного права. Они, в свою очередь, отличаются достаточно четкой квалификацией международного терроризма как международного преступления. Рассмотрим их: Один из первых отечественных ученых, исследовавших проблему терроризма, Д.Б. Левин определял международный терроризм как «убийства дипломатических представителей и вообще политических деятелей иностранных государств… в целях усиления международной напряженности и раздувания политических и военных конфликтов». Можно привести определение международного терроризма профессора И.И. Карпеца: «международная или внутригосударственная, но имеющая международный характер (т.е. охватывающая два и более государства) организационная и другая деятельность, направленная на создание специальных организаций и групп для совершения убийств и покушения на убийство, нанесение телесных повреждений, применения насилия и захвата людей в качестве заложников с целью получения выкупа, насильственного лишения человека свободы, сопряженного с глумлением над личностью, применением пыток, шантажа итд. Терроризм может сопровождаться разрушением и разграблением зданий, жилых помещений и иных объектов». Интересным представляется определение, данное в докладе Генерального секретаря ООН, а именно: «Международный терроризм можно охарактеризовать как террористические акты, при совершении которых исполнители (или исполнитель), планируя свои действия, получают руководящие указания, приезжают из других стран, спасаются бегством или ищут убежища, или получают помощь в любой форме не в той стране или странах, в которых совершаются эти действия». Наиболее полным представляется определение, данное профессором Е.Г. Ляховым, которое можно использовать в качестве основы для целей настоящей работы. Он предлагает такое определение: «а) незаконное и преднамеренное совершение лицом (группой лиц) на территории государства насильственного акта в отношении пользующихся защитой, согласно международному праву, иностранных государственных или международных органов или учреждений, и / или их персонала, средств международного транспорта и связи, других иностранных или международных объектов б) организованное или поощренное иностранным государством на территории данного государства незаконное и преднамеренное совершение лицом (группой лиц) насильственного акта в отношении национальных государственных органов или общественных учреждений, национальных политических и общественных деятелей, населения или иных объектов целях изменения государственного и общественного строя, провокации международных конфликтов и войны». 1.3 Международные документы, регулирующие борьбу с международным терроризмом Международное сообщество обратило свое внимание на особую опасность терроризма еще в XIX веке. В 1898 году в Риме была проведена первая международная конференция по вопросам борьбы с международным терроризмом, в которой приняли участие 20 государств мира. Конференция приняла итоговый документ, акт, в котором государствам участникам предлагалось разработать конкретные антитеррористические меры правового и политического характера. Во второй половине двадцатого века, когда угроза терроризма стала реальностью, мировое сообщество предприняло серьезные усилия по созданию международно-правовой базы для борьбы с терроризмом. Сейчас действует 13 универсальных международных договоров по борьбе с международным терроризмом. Среди них: Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся дипломатической защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 года, Конвенция о физической защите ядерного материала 1979 год, Международная конвенция по борьбе с захватом заложников 1979 год. Конвенция по борьбе с незаконными актами, направленными против морского судоходства, 1988 года, Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе 1988 года, Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 года, Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 года, Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 года, Международная конвенция ООН о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года, Международная конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма 1999 года, Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года. В список наиболее значимых документов регулирующих борьбу с международным терроризмом следует включить Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года. Помимо универсальных международных договоров сотрудничество в борьбе с международным терроризмом ведется и на региональном уровне путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений. Первые попытки выработать международный договор по борьбе с терроризмом были предприняты в 30-х гг. В 1937 г. более 20 государств подписали Конвенцию о предупреждении и наказании терроризма. С 15 июня по 17 июня 1998 года в Риме в штаб-квартире Продовольственной и Сельскохозяйственной Организация ООН (ФАО) прошла Дипломатическая конференция для принятия Римского Статута. В ее работе приняли участие представители 156 стран и около 260 неправительственных организаций. По итогам конференции в ее заключительный день подавляющим большинством голосов был принят Статут Международного уголовного суда (МУС), содержащий 128 статей. Вне юрисдикции МУС оказалось такое тяжкое и распространенное преступление, как международный терроризм. Исследователи считают это одним из недостатков Статута МУС. До настоящего момента не выработано четких критериев таких важных для «запуска» механизма Суда оценочных понятий, как «неспособность» и «нежелание» государства осуществлять уголовное преследование. 1.4 «Международный терроризм» - преступление международного характера Существуют различные подходы ученых и сотрудников правоохранительных органов в вопросе классификации преступлений, борьба с которыми осуществляется на международном уровне. При этом ими используются самые различные критерии и термины. В целом в доктрине сложился подход, по которому можно разделить все преступления, которые регулируются международным правом на международные преступления, преступления международного характера и иные правонарушения. Международные преступления (преступления согласно международному праву, совершаемые государствами) являются наиболее серьезными нарушениями международного права. Их можно определить как нарушения международного права, угрожающие существованию государства или нации. Это один из возможных вариантов угрозы международному сообществу в целом, поскольку угроза существованию какого-либо члена международного сообщества в современных условиях рассматривается как угроза всему сообществу. Впервые перечень международных преступлений был сформулирован в Уставе Международного военного трибунала 1945 г. и аналогичном Уставе по Дальнему Востоку 1946 г. В статье 6 Устава международного военного трибунала 1945 они были подразделены на три группы: преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности. Как было отмечено в предшествующем параграфе, исчерпывающий перечень международных преступлений был зафиксирован и в Статуте МУС. Кроме данных преступлений по общему международному праву к юрисдикции МУС отнесены преступления, предусмотренные международными договорами, т.е. преступления международного характера. Наказание за эти преступления предусмотрено только в виде тюремного заключения, смертная казнь и пожизненное лишение свободы не допускаются. Кроме того, у Суда нет юрисдикции в отношении лиц, не достигших 18 лет. В международном праве преступление международного терроризма квалифицируется как преступление международного характера. Хотя на протяжении длительного периода в международно-правовой и политической литературе под международным терроризмом понимались террористические акты, организуемые, поддерживаемые либо поощряемые государством, что, по сути, квалифицировало их как международное преступление. Но с появлением такого субъекта преступления международного терроризма, как террористические организации, стало возможным рассматривать данное преступление лиши как преступление международного характера. Что касается преступления международного характера, то оно «…представляют собой общественно опасные деяния, предусмотренные мировым сообществом в качестве преступлений в нормах универсальных международных договоров или в обычных нормах международного права».Субъектами преступлений международного характера и международных деликтов согласно международному праву являются физические лица. Преступления международного характера, как и международные преступления, наносят значительный ущерб международному правопорядку и, в конечном счете, касаются всех стран. Однако, их опасность для всего международного сообщества все-таки значительно меньше, чем угроза международному миру и безопасности, являющаяся характерной чертой международных преступлений. Ответственность за преступления международного характера несут индивиды; ответственность наступает на основе международного договора. В зависимости от объекта посягательства и степени международной опасности преступления международного характера подразделяются на: преступления против стабильности международных отношений; фальшивомонетничество, легализация преступных доходов, посягательства на культурные ценности народов и др.; преступные посягательства на личные права человека; преступления, совершаемые в открытом море; военные преступления международного характера. Изначально перечень преступлений международного характера был незначителен, но с ростом террористической преступности потребовалась более тщательная детализация. Преступления международного характера является преступным посягательством опасным лишь для нескольких государств, но не несет угрозы миру и безопасности, не является посягательством на интересы всего прогрессивного человечества, существование государства и нации. Рассматривая категорию преступлений международного характера, профессор В.П. Панов отмечает, что эти преступления не имеют непосредственной связи с преступной деятельностью конкретного государства, однако одновременно посягают на международный и национальный правопорядок. Обычно, классифицируя преступления международного характера, международный терроризм относят к группе преступлений подрывающих основы нормальных международных отношений. Международный терроризм включает в себя: .незаконный захват воздушных судов и другие незаконные акты против безопасности гражданской авиации. .преступления против лиц, пользующихся международной защитой. .захват заложников. .хищение ядерного материала. .морской терроризм. .бомбовый терроризм. .финансирование международного терроризма. .ядерный терроризм. Одним из квалифицирующих признаков международных преступлений, как было отмечено выше, является степень общественной опасности. Такие акты международного терроризма, как ядерный терроризм, несомненно, по степени общественной опасности нуждается в переквалификации в международное преступление, поскольку в данном случае объектом преступления будет являться международный мир и безопасность. На сегодняшний день, преступления международного терроризма приобрели такой масштаб, что стали угрозой для всего мирового сообщества. Существует точка зрения о том, что если возможно доказать прямую связь между актом международного терроризма и определенным государством, то его вполне можно квалифицировать, как международное преступление, поскольку оно будет иметь соответствующий состав. Проблема в том, что государства так или иначе поддерживающие связь с террористическими организациями тщательно ее скрывают данную, т.е. ее трудно доказать, а это в свою очередь является препятствием на пути к переквалификации, тк субъектом международного преступления может быть только государство. .5 Основные признаки современного международного терроризма Международный терроризм обладает целым рядом признаков. Среди них можно перечислить следующие: . направленность против международного правопорядка; . по своему составу террористические группы могут быть интернациональными; . цели, объявленные террористами, затрагивают несколько стран; . преступление начинается в одной стране, а заканчивается в другой; .средства, на которые существуют преступные группы, происходят из другой страны; . как правило, жертвами террористических актов становятся граждане различных стран либо участники мероприятий, проводимых международными организациями; . нанесенный ущерб затрагивает обычно несколько стран или международные организации. 1.6 Транснациональный терроризм, как один из видов международного терроризма В конце ХХ века сформировалось новое качество терроризма. Длительный период в международно-правовой и политической литературе под международным терроризмом понимались террористические акты, организуемые, поддерживаемые либо поощряемые государством. Но с появлением нового субъекта данного преступления, т.е. негосударственных («общественных») действующих лиц, поведение которых не зависит не от их гражданства и не ограничивается национальными границами либо автономно действующих групп физических лицстало возможным выделить транснациональный терроризм как отдельный вид международного терроризма. В качестве субъектов данного вида преступления можно обозначить членов террористических групп. Под террористическими группами следует понимать относительно устойчивые объединения физических лиц, избравших для достижения своих целей методы физического насилия и террора. Формально такие структуры не находятся на службе у тех или иных государств, а последние им не оказывают официальной политической или моральной поддержки. Террористические группы и организации, выступающие как субъекты международного терроризма, организационно и политически могут быть самостоятельными либо выступать в качестве составной части других организаций или движений. Чаще всего они входят в политические экстремистские движения правой и левой ориентации; националистического, сепаратистского или религиозного толка; незаконные вооруженные формирования (НВФ), в структуры организованных преступных объединений, занимающихся незаконной экономической деятельностью (наркомафия, проституция, продажа взрывчатых веществ и оружия) и другие преступные формирования. И так, начиная с середины 70-х годов прошлого столетия среди субъектов международного терроризма все большее место принадлежит международным террористическим организациям, которые непрестанно осуществляют свою деятельность на территории ряда государств, порой располагая на ней достаточно развитой инфраструктурой (органы управления, лагеря для подготовки боевиков, лаборатории для изготовления средств террористической деятельности ит. п.). Характерной особенностью транснационального терроризма, по мнению исследователей, стало использование качественно новой организационной структуры. Это, прежде всего, транснациональность или своеобразный «интернационализм» состава. Можно привести следующий пример: за последние годы среди 3300 членов «Аль-Каиды», арестованных в 97 странах, были граждане 47 стран. Помимо этого, транснациональный терроризм предполагает установление и поддержание различного рода связей (политических, организационных, финансовых, материальных, оперативных) между террористическими структурами разных государств. Несомненный интерес представляют особенности действий террористов в тех странах, где теракты имели большой общественный резонанс и отличались крупными размерами. Так, например, расследование взрывов в метро 7 июля 2005 года в Великобритании показало, что для специальных и разведывательных служб страны оказались неожиданными два обстоятельства. Первым из них является то, что борцы с терроризмом не ожидали, что взрывы могут осуществить британские подданные. Они полагали, что террористами являются, прежде всего, иностранцы, временно находящиеся в стране. Во-вторых, неожиданным оказался очень быстрый и короткий процесс радикализации молодых людей, попавших под влияние террористов. В литературе приводятся также и другие признаки транснационального терроризма. К ним можно отнести формирование руководящих органов для решения вопросов планирования международной террористической деятельности. Рациональное строение группировок помимо руководящего и оперативного звена, включает подразделения разведки и контрразведки, материально-технического обеспечения, боевых групп и прикрытия. Профессор В.М. Кулагин, анализируя структуру террористических групп, отмечает, что она строится по сетевому принципу самодостаточных ячеек, которые могут действовать автономно и инициативно. Связь этих ячеек и организаций осуществляется с помощью шифрованных сообщений через интернет, сотовых телефонов, распространения кассет с записью посланий. Также следует отметить создание сети финансовых учреждений, которые используются в качестве прикрытия и финансирования операций террористов. Для передачи денег используется широко распространенная на Ближнем и Среднем Востоке и среди выходцев из этого региона, проживающих во всем мире неофициальная система финансовых расчетов «хавала». В «хавале» не происходит непосредственного перемещения денег и других материальных ценностей это некий обмен информацией о перемещенных ценностях и их взаимозачет, основанных на взаимном доверии. Подобные операции не фиксируются на бумаге, строятся на взаимном доверии, а взаимные расчеты осуществляются позднее, часто при других сделках. Государственные и международные контрольные органы не в силах отследить такие финансовые потоки. В своей деятельности террористы пользуются строгой конспирацией и тщательным отбором кадров. Исследователи отмечают, что у террористов имеется агентура в правоохранительных и государственных органах. Они обладают хорошим техническим оснащением, нередко превосходящим оснащение контртеррористических сил. Современными террористами налажена система вербовки, как идейных сторонников, так и наемников. Анализируя данные признаки, можно сделать вывод о том, что транснациональный терроризм является разновидностью международного терроризма. Своей деятельностью транснациональный терроризм представляет угрозу международному правопорядку и безопасности. Террористические организации благодаря взаимодействию друг с другом и разветвленной структуре могут действовать по всему миру и во многих странах одновременно. Террористические акты становятся более крупномасштабными, с большим количеством жертв, видоизменяется террористический метод. Рассмотрев основные признаки преступления международного терроризма можно сделать выводы о его квалификации. Итак, транснациональный терроризм по его составу можно подвести под категорию преступлений международного характера. Он осуществляется террористическими организациями, которые формально не находятся на службе у тех или иных государств, а даже если связь имеется, ее практически невозможно доказать. Данный вид террористической активности направлен против стабильности международных отношений. Составы преступлений, которые совершают террористы, закреплены в соответствующих Конвенциях. Когда мы говорим о международном терроризме, как о международном преступлении мы имеем ввиду те акты международного терроризма, которые имеют своим объектом международный мир и безопасность. Это те составы преступления, которые отличаются повышенной степенью общественной опасности, например ядерный терроризм. Вторым условием отнесения данного преступления к данной категории является доказательство связи данных террористических актов и террористических групп, с отдельным государством. В этом случае состав международного преступления будет полным и данное государство будет нести ответственность в качестве субъекта, совершившего международное преступление. 2. Акты международного терроризма в рамках Палестино-Израильского конфликта Палестино-Израильский конфликт является одним из самых долговременных и мощных генераторов радикализации мусульманского населения на Ближнем и Среднем Востоке и в других регионах мира. В литературе можно встретить такое выражение как «антиизраильский террор». Израильские источники расшифровывают его как орудие арабских стран в их борьбе против Израиля. Созданные в своем большинстве по инициативе различных арабских правительств, рекрутировавших для этой цели беженцев войны за независимость, террористические организации получают от арабских стран деньги и оружие и зависят от правительств государств, принявших их на своей территории. Однако объективная динамика развития терроризма привела к тому, что террористические организации, играя на разногласиях в арабском мире и пользуясь политическим капиталом, приобретенным с помощью арабской пропаганды, достигли известной свободы маневрирования, став не только военной угрозой Израилю, но и дестабилизирующим фактором регионального и общемирового значения. Рассматривая данный конфликт можно более ясно представить себе, почему страдает эффективность сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом, а также подкрепить фактами те признаки современного международного терроризма, которые были описаны в первой главе. Арабский и палестинский терроризм, направленный против Израиля ведет свой отсчет с 1920 года. Для того чтобы представить более ясную картину следует обратиться к истории конфликта, а затем провести анализ происходивших в его течении террористических актов и выявить в них признаки международного терроризма. 2.1 Исторические причины конфликта терроризм конфликт международный «Палестина - территория с древней историей. Примерно в XV в. до н.э. ее территорию стали заселять древнееврейские племена» которые создавали здесь свои государства (Израильское и Иудейское царства). Позднее Палестина входила в состав государств Александра Македонского, Птолемеев и Селевкидов, была под властью Рима. При римлянах подвергшееся притеснениям еврейское население было рассеяно. После завоевания арабами в 638 г. Палестина стала одной из провинций халифата под названием аль-Фаластын. Территория страны начала заселяться арабскими крестьянами-феллахами. Господство мусульман в Палестине продлилось почти 1000 лет. С 1260-1516 гг. Палестина была провинцией Египта, а с 1516 года эта территория входила в состав Османской империи. В 1874 г. в Османской империи выделяется область Иерусалим, управляющаяся непосредственно из Стамбула. В ходе Первой мировой войны Палестина была оккупирована английскими войсками и с 1920 по 1947 г. была подмандатной территорией Великобритании. В начале XX века Палестина стала восприниматься международными еврейскими кругами, организовавшимися на первом сионистском конгрессе в Базеле в 1897 году, как очаг еврейской государственности. В соответствии с программой первого конгресса всемирной сионистской организации в Палестине создавались первые поселения евреев. Сионизм (возвращение в Сион), древнее движение за «возрождение еврейского народа на своей исторической родине», в это время приобрел характер политически организованного движения. В 30х годах ХХ века возникла идея создания арабского и еврейского государств в Палестине. В 1937 г. британской королевской комиссией был предложен план раздела подмандатной территории на три части. Первая, охватывающая территорию северной Палестины, включавшая Галилею и часть приморской полосы, предназначалась под еврейское государство. Второй сектор, занимавший Самарию, Негев, южную часть правобережья Иордана, а также территориально оторванные от них города Тель-Авив и Яффа, должен был послужить для создания арабского государства. Наконец третий сектор, согласно планам комиссии, должен был оставаться под нейтральным мандатным управлением Великобритании. В этот сектор, наряду с имеющими важное стратегическое положение Иудейскими горами, вошли святыни христианской, еврейской и мусульманской культуры: Иерусалим, Вифлеем, Назарет. Но этот план не был реализован. Следующая схема раздела Палестины была предложена ООН в 1947 году.Она сильно отличалась от предыдущей. Согласно резолюции №181 Генеральной ассамблеи ООН еврейское государство значительно увеличивало свою площадь за счет арабских территорий на юге. От нейтральной международной зоны, под которую изначально предполагалось выделить 1/10 территории Палестины, остался лишь небольшой анклав, включавший Иерусалим и Вифлеем с ближайшими пригородами. Эта территория должна была управляться администрацией ООН с помощью особого выборного органа и быть полностью демилитаризованной. Планируемая территория еврейского государства включала три, а арабского - четыре не связанных между собой участка территории. Резолюция ООН нарушила этнический паритет. Территория еврейского государства за счет пустынных пространств Негева оказалась больше арабской, что не соответствовало этнической картине послевоенной Палестины: в 1946 г. здесь на 1269 тыс. арабов приходилось всего 678 тыс. евреев. В Палестине было создано только еврейское государство - Израиль (1948 г.). Мирное сосуществование на одной земле двух враждебных друг другу государств с разными религиозно-культурными фундаментами, с нечетко определенными искусственными границами было невозможным. «Арабы во главе с их религиозными лидерами с самого начала категорически отказались обсуждать саму возможность раздела Палестины».Уже 30-е гг. были отмечены ожесточенными политическими конфронтациями и вооруженными конфликтами между еврейскими и арабскими общинами. В сознании основной массы арабов и их политических лидеров Израиль является олицетворением чуждого восточному менталитету начала, которое необходимо изгнать с территории Палестины. 2.2 Хронология событий В целом историю конфликта можно разделить на несколько ключевых этапов: арабо-израильская война 1948 г. (первая война), Суэцкий кризис 1956 г. (вторая война), арабо-израильские войны 1967 и 1973 гг. (3 и 4 арабо-израильские войны), Кэмп-дэвидский процесс мирного урегулирования 1978-79 гг., война в Ливане 1982 г. (пятая война), процесс мирного урегулирования 90-х годов (Кэмп-дэвидские соглашения 2000 г.) и Интифада 2000 г., начавшаяся 29 сентября 2000 г. и зачастую определяемая экспертами как «шестая война» или «война на истощение». После провозглашения государства Израиль в 1948 году выводятся британские войска. В мае пять соседних арабских государств - Египет, Сирия, Иордания, Ливан и Ирак - одновременно нападают на Израиль. Временное правительство Израиля соглашается на перемирие, к которому призывает СБ ООН в своей резолюции 53 (1948) от 7 июля 1948 года, а государства-члены Арабской лиги в то же время отклоняют призывы данной резолюции.Началась первая арабо-израильская война, которая продолжилась до октября 1949 г. и заканчивается подписанием соглашения о перемирии, закрепившем временную границу между противостоящими сторонами на рубежах боевого соприкосновения войск в начале 1949 года. Важно отметить, что в 1948 году в рамках урегулирования Палестинского вопроса, выходит Резолюция СБ ООН 46 (1948) от 17 апреля 1948 года, которая призывает прекратить акты насилия, террора и саботажа. Здесь можно видеть что, террор является одним из факторов, который препятствует установлению мира и обостряет конфликт. В 1956 г. происходит вторая арабо-израильская война. Заручившись поддержкой Англии и Франции, Израиль вводит войска на Синайский полуостров, с тем, чтобы воспрепятствовать попытке Египта национализировать Суэцкий канал. Происходит оккупация сектора Газа. В декабре 1956 г., после объединенной англо-французской интервенции, предпринятой против Египта, в области конфликта были размещены войска ООН. Израильские вооруженные силы покинули Синай и сектор Газа в марте 1957 г. В 1967 г. разгорается третья, «шестидневная война». Она протекала с 5 по 10 июня 1967 г. В ответ на мобилизацию, объявленную Египтом, Сирией и Иорданией, Израиль наносит упреждающий удар по этим трем странам. За шесть дней Израиль занимает Синай и сектор Газа, а также Голанские высоты и Западный берег реки Иордан. Весь Иерусалим переходит под контроль Израиля. Четвертая война происходит в 1973 году. 6 октября Египет и Сирия нападают на израильские войска в Синае и на Голанских высотах соответственно. Израиль несет тяжелые потери, но все-таки удерживает свои позиции и переходит в наступление через Суэцкий канал. Надо отметить, что с середины 70х гг. центр тяжести противостояния переносится в сторону самих палестинцев, которые должны были сами добиться международного признания и разработать свою стратегию возвращения на родину. Но, палестинцы, создавшие Организацию освобождения Палестины, начали свою политическую деятельность с террористических актов и вряд-ли могли рассчитывать на международное признание европейских государств и США. В 1978 г. Израиль оккупирует южный Ливан. Поводом для этого послужила концентрация здесь большого количества палестинских боевиков. В этом же году, в американском городе Кэмп-Дэвид премьер-министр Израиля Менахем Бегин и президент Египта Анвар Садат подписывают договор, согласно которому Израиль снова вернул Египту Синайский полуостров, а в обмен добился прекращения блокады, объявленной ему арабскими странами еще в 1948 г. Это также первый случай посредничества США в арабо-израильском конфликте. Сектор Газа остается под израильской юрисдикцией. В 1982 году Израиль вторгается в Ливан, чтобы разгромить палестинских боевиков и уничтожить штаб-квартиру Организации освобождения Палестины(ООП). В 1983 году войска частично выводятся из Ливана. Оккупированными остаются южные районы. В сентябре 1983 года представительная Международная конференция по вопросу о Палестине, приняла среди прочего Женевскую декларацию, содержащую следующие принципы: необходимость противодействовать и отвергать такую политику и практику Израиля на оккупированных территориях, которая направлена на создание поселений, а также изменение статуса Иерусалима; право всех государств региона на существование в безопасных и международно признанных границах, при обеспечении справедливости и безопасности для всех людей, а также осуществление законных и неотъемлемых прав палестинского народа. год ознаменовался началом палестинского восстания - так называемой интифады - на Западном берегу Иордана и в секторе Газа. Во время этих столкновений погибает около 20 тысяч человек, большинство из них палестинцы. 30 октября 1991 года в Мадриде была созвана Мирная конференция по Ближнему Востоку. Ее целью было достижение справедливого, прочного и всеобъемлющего мирного урегулирования через прямые переговоры по двум каналам: между Израилем и арабскими государствами, а также между Израилем и палестинцами. В основу переговоров легли резолюции Совета Безопасности 242 (1967) и 338 (1973) (формула «земля в обмен на мир»). Ряд последующих переговоров позволил достигнуть взаимного признания между правительством государства Израиль и Организацией освобождения Палестины как представителем палестинского народа, а также подписания обеими сторонами в Вашингтоне 13 сентября 1993 года Декларации принципов о временных мерах по самоуправлению. Кроме этого, осуществление последующих соглашений привело к ряду таких позитивных изменений, как частичный вывод израильских сил, выборы в палестинский Совет и учреждение института президентского правления Палестинской автономии, частичное освобождение заключенных и создание действенных административных органов в районах палестинского самоуправления. В ноябре 1995 года был убит премьер-министр Израиля Ицхак Рабин. Его застрелил придерживающийся ультраправых взглядов студент - в знак протеста против плана мирного урегулирования. Премьер-министром становится Шимон Перес. В 1996 году Премьер-министром становится Беньямин Нетаньяху, отрицающий план мирного урегулирования. Камикадзе «Хамаса» устраивают серию взрывов, от которых гибнет 57 израильтян. На выборах премьер-министра в 1999 году побеждает кандидат от левых Эхуд Барак, провозгласивший курс на дальнейшие переговоры с палестинцами. Они были возобновлены в ноябре. Израиль объявляет о прекращении строительства 1800 еврейских поселений на палестинских землях. В 2000 г. израильские войска покидают южный Ливан. В июне начинают переговоры в Кэмп-Дэвиде при активном посредничестве президента США Билла Клинтона. Стороны не смогли прийти к компромиссу, несмотря на то, что Барак предложил максимальный объем уступок, в том числе по статусу Иерусалима. Несмотря на это, в сентябре ООП откладывает провозглашение Палестинского государства. 28 сентября 2000 года глава правительства Израиля Ариэль Шарон совершает экскурсию на Храмовую гору, причем в ту ее часть, которая считается мусульманской - возле мечети Аль-Акса. Шарона сопровождает охрана из тысячи солдат. Палестинские экстремисты воспринимают этот инцидент как повод к началу второй интифады. На следующий день, после окончания пятничной молитвы на Храмовой горе, палестинцы атаковали израильскую полицию. В тот же день палестинский полицейский на Западном берегу очередью из автомата убил своего напарника по совместному патрулю, офицера израильской полиции. С тех пор столкновения между израильскими силами безопасности с одной стороны и палестинскими экстремистами, палестинской молодежью и палестинскими полицейскими не прекращались ни на один день. октября 2000 г. произошли переговоры Эхуда Барака и Ясира Арафата в египетском курортном городке Шарм-эль-Шейх. Достигнуто соглашение о прекращении огня, которое было сорвано уже на следующей неделе. События 11 сентября 2001 года серьезно повлияли на внутриполитическую обстановку в каждой из арабских стран и отразились на внешнеполитической стратеги Большинства государств Ближнего Востока. С одной стороны, активизировали действия экстремистские группировки, почувствовав, что террористические акты могут нанести серьезный ущерб и вызвать шоковое состояние в обществе. Значительно увеличилось число терактов в Израиле. Активизация террористических банд выразилась не только в увеличении количества терактов, но и в масштабе их деятельности. Начиная с 2002 года, ряд Резолюций СБ ООН квалифицирует подобные акты, как угрозу международному миру и безопасности. Резолюция 1450 (2002) от 13 декабря 2002 года «осуждает попытку сбить ракетами самолет израильской авиакомпании «Аркия», рейс 582, …а также другие террористические акты в различных странах и считает такие акты, как и любой акт международного терроризма, угрозой международному миру и безопасности». Итак, данная Резолюция квалифицирует международный терроризм, как и любую попытку совершить акт международного терроризма, как угрозу международному миру и безопасности. В этот же период выходит Резолюция 1402 (2002) от 4 апреля 2002 года, применительно к Палестино-израильскому конфликту, призывающая «…немедленно прекратить все акты насилия, включая все акты террора, провокаций, подстрекательства и разрушений». Из данной формулировки, можно сделать вывод о том, что террористические акты стоят в одном ряду с факторами провоцирующими вооруженную борьбу. Резолюция СБ ООН 1435 (2002) от 24 сентября 2002 года применительно к Палестино-израильскому конфликту осуждает «…все террористические нападения на любых гражданских лиц, включая взрывы террористами бомб в Израиле 18 и 19 сентября 2002 года…» Думается что в данную категорию террористических нападений на гражданских лиц можно включить и такую категорию террористических актов как терроризм с использованием смертников, положений о которой нельзя выявить практически нигде. Эти резолюции позволяют квалифицировать акты терроризма направленные против Израиля. В условиях обострения борьбы против террористических организаций в 2003 году в Палестине, был подписан новый план мирного урегулирования конфликта «Дорожная карта». Он предусматривал создание Палестинского государства. Однако, на пути к его реализации должна была быть свернута деятельность таких организаций, как «Хамас» и «Исламский джихад». Но ситуация не изменилась. В ноябре 2004 года скончался палестинский лидер Ясир Арафат. В феврале 2005 года премьер-министр Израиля Ариель Шарон встретился с Махмудом Аббасом, который был избран преемником Ясира Арафата Палестинским национальным советом. Встреча прошла на территории Египта. Оба лидера вновь заявили о прекращении насилия, и Израиль объявил план освобождения 900 палестинских заключенных, а также сделал заявление о выводе своих войск из палестинских городов. Казалось, результаты конференции предвещали «окончание» интифады; однако не прошло и нескольких дней, как запланированный вывод израильских войск был остановлен вследствие взрыва, устроенного смертником в ночном клубе в Тель-Авиве, в результате чего погибли пять человек. Весной того же года после встречи руководителей «четверки», которые одобрили вывод израильских войск из сектора Газа, а также после посещения данного региона Генеральным Секретарем ООН, Израиль вывел свои войска из городов Иерихон и Тулькарм на Западном берегу реки Иордан. А в мае освободил 400 палестинских заключенных. В августе, несмотря на некоторое противостояние в самом Израиле, премьер-министр Шарон провел хорошо организованную и своевременную эвакуацию всех гражданских населенных пунктов в секторе Газа и четырех населенных пунктов, расположенных в северной части Западного берега; в сентябре последний израильский солдат покинул сектор Газа, и населенные пункты Израиля, размещенные на данной территории, были переданы палестинцам. Это ознаменовало первый вывод вооруженных сил Израиля из оккупированной палестинской территории с 4 июня 1967 года, несмотря на то, что Израиль сохранил контроль над границами сектора Газа, его воздушным пространством и территориальными водами. В обращении к Генеральной Ассамблее премьер-министр Шарон заявил, что палестинцы «имеют право на свободу и на национальное и суверенное существование в собственном государстве», при этом он подтвердил требование Израиля в отношении «единого и неделимого» Иерусалима. В январе 2006 года произошло два события, которые оказали существенное влияние на динамику развития Палестино-израильского конфликта. У премьер-министра Израиля Ариеля Шарона случился тяжелый инсульт, а в результате выборов в новый Палестинский законодательный совет большинство мест получило движение «Хамас», которое не признает Израиля, не принимает предыдущие соглашения и не отрицает насилие. Президент Аббас призвал лидера «Хамас» Исмаила Хание сформировать новое правительство Палестины; практически в то же время премьер-министром Израиля был избран Эхуд Ольмерт. В ответ на победу «Хамас» на выборах Израиль прекратил перевод палестинцам доходов от сбора налогов, а основные внешние источники средств, включая США и Евросоюз, прекратили оказание финансовой и экономической помощи Палестинской администрации. Условием возобновления оказания помощи они ставили принятие правительством, возглавляемым «Хамас», принципов отказа от насилия, признание Израиля и принятие предыдущих соглашений и обязательств, включая «дорожную карту», которая предусматривает мирное существование двух соседствующих государств. Пока палестинские лидеры вели переговоры, направленные на примирение группировок ФАТХ и «Хамас», по Израилю продолжали наноситься из сектора Газа ракетные удары с применением ракет «Кассам», а Израиль продолжал проводить ликвидацию предполагаемых палестинских боевиков. В результате одного особо трагического события в июне 2006 года на побережье сектора Газа было убито семь членов одной палестинской семьи. В ответ на это «Хамас» объявило недействительным свое предложение о перемирии, и его боевики пересекли границы территории Израиля, был взят один пленный. В ответ Израиль начал новую военную операцию в секторе Газа. При этом методы ведения Израилем войны считаются агрессивными, поскольку в результате воздушных атак погибает много палестинских мирных жителей, разрушаются жизненноважные постройки. К тому моменту, когда в Палестине сформировалось правительство Палестинского единства, в секторе Газа начались ожесточенные сражения между вооруженными палестинскими группировками. Новые попытки перемирия начались лишь в 2007 году. В марте в ходе саммита Лиги арабских государств, который состоялся в Эр-Рияде, было решено вновь утвердить план Саудовской Аравии, принятый на встрече арабских государств на высшем уровне в Бейруте в 2002 году, согласно которому предлагалось признать Израиль в обмен на вывод израильских войск с оккупированной палестинской территории и нормализацию отношений. В июне 2007 года «Хамас» силой захватил государственную власть де-факто в секторе Газа. В ответ на это президент Аббас распустил правительство национального единства Палестины и объявил о введении чрезвычайного положения, создав чрезвычайный кабинет и назначив премьер-министром Салама Файяда. После формирования нового палестинского правительства Соединенные Штаты и Европейский союз приняли решение возобновить оказание прямой помощи Палестинской администрации. Израиль также выступил в поддержку президента Аббаса, возобновив отчисление доходов от сбора налогов и таможенных платежей и начав освобождение палестинских заключенных. .3 Террористические организации, действующие в конфликте Сложной представляется структура террористических групп на Ближнем Востоке, где связи основаны на религиозных и даже семейных узах. Существование и деятельность всех групп в той или иной степени связаны с главной проблемой региона - арабо-израильским конфликтом. Именно в рамках Палестино-израильского конфликта в последние годы сформировалось новое качество терроризма с использованием смертников, главным образом против гражданского населения. Этот вооруженный конфликт стал одной из главных причин активизации радикализма в мусульманском мире, а зародившаяся здесь стратегия и тактика терроризма получили широкое распространение в регионе и далеко за его пределами. Учитывая это, можно утверждать, что израильско-палестинский конфликт на рубеже веков приобрел новое региональное и глобальное измерение уже в координатах транснационального терроризма и борьбы с ним. Рассматривая сеть террористических организаций, действующих в конфликте, их цели и задачи можно будет сделать ряд соответственных выводов о данном конфликте. «Хезбола» «Хезбола» была создана в 1982 году в Ливане после вторжения Израиля в эту страну. Основными ее задачами является: освобождение оккупированных арабских территорий, в первую очередь Иерусалима, а также создания исламского государства в Ливане. Значительная часть активности приходится на нападение на северные районы Израиля с юга Ливана, обстрелы израильских постов и населенных пунктов. Осуществляет террористические акты против израильских и американских граждан на территории Ливана. Подозревается в проведении взрывов израильских дипломатических представительств в Латинской Америке. Легальное крыло активно участвует в политической жизни Ливана. В отчёте Общей службы безопасности Израиля «Шабак» за 2004 год деятельности «Хезболлы» против Израиля был посвящён отдельный раздел. Служба безопасности отметила 4 основных направления работы «Хезболлы» на израильской территории: внедрение иностранных граждан или владельцев иностранных документов для подготовки и проведения террористических актов; помощь арабским террористам Иудеи и Самарии в организации инфраструктуры террора; контрабанда вооружения и взрывчатых веществ на территорию Израиля; финансирование палестинских террористических организаций. Скачать архив (40.7 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |