Главная » Биология

Польза меда

Оглавление

. Введение

. Основная часть

а) История появления мёда

б) Виды мёда

в) Состав мёда

г) Способ получения мёда

д) Советы медиков

е) Использование мёда

. Мои исследования

. Заключение

. Библиография

. Приложение

1. Введение

Так уж получилось в моей жизни, что я часто болею. И одним из лекарств, которым лечит меня мама, является мёд. И вот как-то раз, размешивая ложку мёда в стакане молока, я задумался: «А что такое мёд? Откуда он берет свою историю и как его «делают» пчелы?»

На мой взгляд, мед - это вкусный продукт, но мама убеждена, что это ещё и лекарство, и его широко применяют не только в пищу, но и в лечебных целях. А ещё редкая русская сказка не оканчивается присловьем: «И я там был, мед-пиво пил!» Что же это за мёд такой? Что в нём такого особенного, что придает уверенности людям в его пользе?

Задавшись всеми этими вопросами, я заглянул в энциклопедию, и первое, что я прочитал, было вот такое определение:

«Мед - сладкое сиропообразное вещество, вырабатываемое рабочими пчёлами главным образом из нектара медоносных цветов и используемое ими в качестве корма. Ценный продукт питания человека.»

Более подробно, что такое мёд, я решил изучить и рассмотреть в своей работе, посвященной этому удивительному и полезному продукту. Мою идею поддержала мама. Она стала моим главным помощником.

Изучить пользу мёда и познакомиться с использованием мёда человеком - цель моего исследования.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи:

ознакомиться с историей появления мёда;

познакомиться с технологией получения мёда;

изучить состав мёда;

выявить полезные свойства мёда;

узнать, какие существуют виды мёда;

узнать, где и как используется мёд;

побеседовать с врачом детской поликлиники и узнать советы медиков;

продегустировать некоторые сорта мёда вместе с одноклассниками;

выступить перед одноклассниками и вместе с ними узнать, какова польза мёда.

Объект моего исследования - человек.

Предмет исследования - мёд.

Актуальность исследования заключается в том, что, употребляя мёд, очень большое количество людей даже не задумываются о том, насколько уникален мёд и какую важную роль он играет в жизни человека.

Гипотеза исследования

Могу предположить, что мёд оказывает на организм человека как положительное, так и отрицательное воздействие.

Методы исследования

анализ научной литературы;

наблюдение;

разработка выступления перед одноклассниками, разработанная с помощью учителя;

анализ полученных результатов.

2. Основная часть

а) История появления мёда

Исследования археологов показали, что пчелы существовали примерно за 56 миллионов лет до появления первобытного человека. На основании сохранившихся памятников древней культуры можно предположить, что первобытный человек охотился за мёдом как за вкусным и питательным продуктом. Наиболее древний памятник, изображающий добычу меда человеком, найден возле Валенсии (Испания), он относится к каменному веку. На камне сохранилось изображение человека в окружении пчел, извлекающего мед.

Великие и удивительные свойства мёда по достоинству оценил уже древний человек. Как продукт питания эта сладость занимала видное место у всех народов. Но слава мёда связана больше с его целебными качествами. Мёд уникален как медикамент, успешно выдерживавший тысячелетние испытания на безвредность. С лечебной целью он использовался во все времена и всеми народами. Египетские папирусы, написанные более 3 тысяч лет назад, свидетельствуют, что уже тогда он широко применялся для лечения и профилактики самых различных заболеваний. На страницах древних китайских и индийских манускриптов также можно найти немало изречений, свидетельствующих о чудодейственных свойствах мёда. Индийский бог Вишну изображался в виде пчелы, отдыхающей на цветке лотоса. Древние индусы считали, что мёд доставляет удовольствие человеку, укрепляет его здоровье и сохраняет молодость. Ценнейшим даром природы, «напитком молодости» считался мёд в Древней Греции. В жертву богам приносились фрукты, намазанные мёдом (считалось, что он даёт богам бессмертие). Великий древнегреческий математик Пифагор полагал, что достиг преклонного возраста благодаря вегетарианской пище и мёду. Демокрит, другой не менее знаменитый древнегреческий мыслитель, проживший более 100 лет, также считал, что мёд способствует сохранению здоровья и долголетия.

На Руси первое упоминание о мёде датируется 945 годом в Лаврентьевской летописи. Правда, не как о продукте питания, а как о напитке.

Вывод: я узнал, что пчёлы появились задолго до первобытного человека, а сам мёд с успехом использовался нашими предками и как вкусный продукт, и как лекарство при самых различных заболеваниях.

б) Виды мёда

Чтобы узнать, какие существуют виды мёда, мы с мамой отправились на ярмарку мёда. Там, беседуя с пасечниками, я узнал, что натуральным пчелиным мёдом называется сладкое, вязкое и ароматическое вещество, которое пчелы вырабатывают из нектара растений, а также из медвяной росы (сладкая жидкость, выделяемая клетками растений) или пади (жидкость, выделяемая тлями). Натуральный мёд может быть цветочным, смешанным, падевым и купажированным.

Состав мёда зависит от региона, в котором его получают.

Цветочный мёд получают при переработке пчелами нектара растений. Он бывает монофлерным (с цветка одного растения) и полифлёрным (с цветков нескольких растений).

Среди цветочных монофлерных медов наибольшее распространение имеют:

Акациевый мёд. Он производится из цветков белой акации. Цвет его от белого до золотисто-желтого. Этот мёд обладает очень нежным вкусом и пикантным ароматом. Кристаллизируется медленно. Принадлежит к одним из самых лучших сортов.

Боярышниковый мёд - высококачественный мёд темного цвета, горьковатый на вкус, со специфическим ароматом.

Вересковый мёд распространен в лесных районах севера и северо-запада нашей страны. Он обладает сильным ароматом и тёрпким вкусом.

Гречишный мёд обладает своеобразным острым вкусом и приятным ароматом, по которому его легко отличить от других сортов.

Каштановый мёд горький на вкус, светлый, иногда темноватый. Рекомендуется аллергикам, так как не вызывает аллергии.

Липовый мёд - лучший из сортов. У него сильный и приятный аромат цветущей липы. Цвет липового мёда белый, даже прозрачный.

Падевый мёд образуется при переработке пчелами медвяной росы и пади, которые они собирают со стеблей и листьев растений.

Цвет падевого мёда разный: от светло-янтарного (с хвойных растений) до темного (с лиственных). Он гуще, чем цветочный мёд. В отличие от цветочного, в падевом мёде больше минеральных солей и других соединений. Большое применение падевый мёд находит в кондитерской промышленности. Аромат падевого мёда слабый, иногда совсем отсутствует. Мёд из пади заготавливают так же, как и цветочный, но при расфасовке на таре делают надпись «мёд падевый».

Смешанный мёд состоит из смеси цветочных или падевых медов.

Обычно такой мёд называют по месту сбора:

·        горный

·        луговой

·        степной

·        лесной

Такой мёд получается из нектара собранного пчелами с цветков многих растений.

Купажированный мёд получают при смешивании различных сортов меда.

Купажирование меда делают только на специальных мёдорасфасовочных предприятиях для улучшения товарного вида. Мед тщательно перемешивают вручную или с помощью механических мешалок.

Вывод: большая протяженность нашей страны с севера на юг и с запада на восток создает условия для произрастания различных медоносных растений. Мёд из различных регионов, отличается по происхождению.

в) Состав мёда

Исследования химического состава пчелиного мёда установили, что он представляет собой сложную смесь. Главной составной частью меда является глюкоза и фруктоза. Количество основных веществ зависит от сорта мёда.

Кроме углеводов, в состав мёда входит целый ряд ферментов (это особые органические вещества, даже малое количество которых ускоряет обмен веществ в организме человека). Из минеральных веществ в состав мёда входят соли кальция, магния, натрия, железа, серы, йода, хлора, фосфора. Мед содержит и целый ряд микроэлементов: марганец, кремний, алюминий, бор, хром, медь, барий, никель, свинец, олово, цинк и другие. Кроме того, в состав мёда входит много органических кислот: яблочная, винная, лимонная, молочная, щавелевая и ряд витаминов.

Употребление мёда в пищу ускоряет лечение многих заболеваний.

Вывод: в состав мёда входят практически все химические соединения, необходимые для нормальной работы человеческого организма.

г) Способ получения мёда

Добывание мёда - старинный славянский промысел. Он назывался бортничеством, а люди, занимавшиеся им - бортниками. Бортники берегли старые толстые деревья, в которых были дупла, и сами выдалбливали отверстия - борти, устраивая в них склады для медовых запасов.

Каким же образом пчёлы производят мёд? Как пыльца превращается в мёд? Мне пришлось прочесть много статей, прежде чем я узнал, что этот процесс очень сложен. Производство мёда начинается с того момента, как рабочая пчела покидает улей для сбора нектара или пыльцы. Если пчёлы не находят нектара, они собирают всевозможные сладкие жидкости. Небольшую дозу проглоченного нектара пчела использует для своего питания, остальное несет в улей и передает пчеле - приемщице. Нектар пчелой - приемщицей подвергается сложной переработке, после которой она отыскивает свободную шестигранную восковую ячейку, куда откладывает каплю нектара.

Однако из этой капли ещё не получилось капли мёда, другие пчёлы будут продолжать сложную работу по превращению нектара в мёд. В нектаре содержится от много воды, и для того, чтобы приготовить мёд, пчёлы должны удалить иногда её большую часть. Это достигается тем, что каждую каплю пчёлы многократно переносят из одной восковой ячейки в другую, третью и так далее, до тех пор, пока не испарится часть влаги и мёд не станет густым. В удалении влаги принимают участие много пчёл, которые взмахами своих крыльев (26400 взмахов каждая в минуту) создают циркуляцию воздуха в улье, ускоряя процесс испарения.

Кроме такого сгущения нектара, происходит также сгущение его в медовом желудочке пчелы. Помимо того, в организме пчелы капелька нектара обогащается ферментами, органическими кислотами, обеззараживающими веществами и так далее.

Заполнив ячейку мёдом, пчёлы запечатывают её воском. Запечатанный мёд продолжает созревать ещё 3-4 недели.

Дальше идет процесс извлечения мёда из ульев человеком.

По способу извлечения мёда он может быть:

Сотовым

Секционным

Прессованным

Центробежным

Особенно высоко ценятся сотовый и секционный мед.

Сотовый мёд - это мёд, который реализуется в сотах как магазинных, так и гнездовых рамок.

Секционный мёд - это сотовый мёд, заключенный в специальные секции, стенки которых обычно изготавливают из тонкой фанеры или пищевой пластмассы.

Прессованный мёд получают только в том случае, когда не представляется возможным откачать его на медогонке. Это мёд, собранный пчёлами с вереска. При прессовании (отжатии) этого мёда пчеловод вынужден нарушать целостность отстроенных доброкачественных сотов.

Центробежный мёд - это мёд, полученный при откачивании на медогонке.

Медогонка - часть пасечного инвентаря, используемая для получения центробежного мёда. На протяжении многих столетий получение мёда было неразрывно связано с полным или частичным разрушением пчелиного гнезда. Из вырезанных сотов его извлекали прессованием, вытапливанием и другими способами. Лишь после изобретения медогонки получила развитие новая технология - производство центробежного мёда. Она основывается на многократном использовании сотов для заполнения мёдом без их разрушения.

Запечатанные соты сначала распечатывают при помощи специального пчеловодного ножа, потом вставляют в медогонку и вращают. Под действием центробежной силы мёд вылетает из ячеек и стекает по стенкам медогонки в бак, у дна которого есть отверстие для слива полученного мёда.

Вывод: в современных условиях существует множество способов извлечения мёда. Но самым эффективны является производство центробежного мёда.

д) Советы медиков

О том, насколько полезен мёд, можно узнать у медиков. Их мнения однозначны.

Мёд - это полезный продукт. Он может употребляться всеми, кроме детей до года. А также аллергикам, у которых возникает реакция на пыльцу медоносных растений. Активно мёд можно употреблять при заболеваниях органов дыхания. Вместе с мёдом употребляйте барсучий жир или молоко. В чистом виде кушайте мёд по 100-140 грамм в сутки. Можно делать ингаляции. Для этого добавьте столовую ложку липового или цветочного мёда на кастрюлю кипящей воды, пары вдыхайте 15-20 минут. Ингаляции лучше проводить перед сном.

При заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при гастрите, язве желудка: растворить мёд в теплой воде, принимать за 1,5 - 2 часа до еды.

При нервной возбудимости, отсутствии сна: мёд обладает снотворным эффектом, успокаивает нервную систему. В день можно употреблять до 120 грамм мёда, после приема пищи.

При заболеваниях кожи (ушибы, кровоподтеки, ожоги, экзема, лишаи): бактерицидные свойства мёда способствуют уничтожению микроорганизмов. Раны очищаются и затягиваются гораздо быстрее. Можно смешать мёд с рыбьим жиром - тогда процесс заживления пойдет ещё быстрее. Такая мазь поможет и при лечении язв, обморожений.

Вывод: от мёда больше пользы, чем вреда. Мёд как природное лекарство можно применять очень широко.

е) Использование мёда

Благодаря своим уникальным свойствам мёд широко используется человеком. Вот, например, в кулинарии при замене медом сахара наполовину в тесте, кол-во изделий увеличивается, а их вкус улучшается. Мёд вводят в пряники, различные виды печенья, коврижки, кексы, торты. При изготовлении конфет, карамели мёд задерживает кристаллизацию сахара. Мёд включают во фруктовые начинки и молочные конфеты, леденцы, халву, пастилу, джемы. Добавляют его и в молочные продукты для детей. Мёдом заменяют часть сахара при изготовлении фруктовых сиропов или варенья, фруктовых прохладительных напитков. Мёд используют в пищу непосредственно, намазывая его на хлеб, гренки, лепешки, оладьи, употребляя со свежими фруктами и ягодами, а также подслащивая им каши, творог и творожную массу, кисели, компоты, муссы.

Специальные опыты и наблюдения позволили установить, что употребление меда в пищу приводит к улучшению самочувствия, аппетита, сна, повышению иммунитета. Поэтому мёд особенно полезен детям, престарелым, людям с ослабленным здоровьем, истощенным или выздоравливающим после болезней. В основную диету взрослых и детей рекомендуется употреблять до нескольких десятков граммов мёда ежедневно. При употреблении мёда детьми их общее состояние улучшается, а рост, масса, физические силы повышаются. Включение мёда в специальную диету престарелых предохраняет от накопления избыточной массы тела. Мёд рекомендуют давать всем больным в период выздоровления.

Мёд давно известен как общеукрепляющее, тонизирующее, восстанавливающее силы снотворное, успокаивающее средство, которое способствует пищеварению, улучшает аппетит. Его применяли для лечения ран, ожогов, при заболеваниях почек, печени, суставов. Раствором мёда лечили инфекционные и простудные заболевания верхних дыхательных путей. В настоящее время многие из этих рецептов с успехов использует научная медицина. Мёд или его растворы используют для ингаляций, закапываний, спринцеваний, повязок, примочек, ванн. Мёд благотворно влияет на пищеварение. Он нормализует работу желудка, дает лечебный эффект при язвенной болезни желудка, при различных гастритах, колитах. Применяют его для лечения воспалительных инфекционных заболеваний слизистой оболочки, верхних дыхательных путей (ринит, гайморит, фарингит, ларингит, бронхит, ангина). При малокровии мёд улучшает общее состояние, самочувствие, внешний вид, аппетит, сон, устраняет усталость и головокружение, способствует повышению массы тела. В качестве успокаивающего и снотворного на ночь принимают мёд или его тёплые растворы, мед с молоком или соком лимона. Применяют мёд для лечения повреждений кожи и мышечной ткани, при лечении ожогов, язв, фурункулов, нарывов.

И в косметологии мёд нашёл широкое применение. Медовые маски, обертывания и массажи включаются в услуги различных салонов красоты. Мёд способствует обновлению клеток кожи, поэтому маски для рук и лица являются очень популярными сегодня. Шампуни, кондиционеры, а также краски для волос, в состав которых входит мёд, пользуются сегодня особой популярностью. Мёд быстро проникает в кожу, обладает одновременно антибактериальными и другими важными косметическими свойствами. Пчелиный мёд не только смягчает кожу, но и прекрасно её укрепляет. Для укрепления и смягчения кожи рекомендуются медовые маски, состоящие из чистого меда или в равных частях с яичным желтком или сметаной. Медовые ванны смягчают кожу, способствуют успокоению нервной системы. В теплой воде происходит раскрытие пор, и поэтому полезные активные компоненты доставляются ко всем клеткам тела. Благодаря своему свойству поглощать влагу, мёд впитывает кожные выделения, оказывает обеззараживающее действие, а поступающие из меда питательные вещества способствуют приобретению кожей свежести и бархатистости.

Вывод: благодаря своему богатому химическому составу мёд благоприятно влияет на организм человека и широко им используется.

3. Мои исследования

пчелиный мед бортничество

Свои исследования я начал в кабинете биологии. Там я познакомился со строением и развитием пчелы и жизнью пчелиного семейства.

Затем я отправился в кабинет химии. Ведь, изучая состав мёда, я узнал, что в мёде содержится целый ряд микроэлементов: марганец, кремний, алюминий, бор, хром, медь, барий, никель, свинец, олово, цинк и другие. А главной составной частью меда является глюкоза и фруктоза. Я решил удостовериться, что это так. Вместе с учителем химии мы провели опыт на определение глюкозы в мёде. Сначала я взял одну часть мёда и растворил его в двух частях дистиллированной воды.

Затем, при помощи медицинского шприца, налил в пробирку 1 мл раствора мёда и 2мл раствора щёлочи. После этого добавил несколько капель раствора сульфата меди.

Получил осадок синего цвета, который перешёл в раствор ярко-синего цвета. Содержимое пробирки подогрели. Раствор изменил цвет на жёлтый, а затем появился осадок.

Наш опыт удался.

Действительно, в мёде содержатся микроэлементы. Значит, он действительно полезен.

О том, насколько полезен мёд, я решил побеседовать с врачом детской поликлиники Тетериным Вячеславом Юрьевичем. Для этого я пришел в поликлинику и задал Вячеславу Юрьевичу несколько вопросов.

Побеседовав с ним, я узнал, что мёд действительно уникальное природное средство, которое является не только вкусным продуктом, но ещё и лекарством. Его пользу для человека трудно переоценить. По моей гипотезе, мёд должен обладать и отрицательным свойством. Вячеслав Юрьевич объяснил мне, что такое свойство действительно есть. Оно только одно. Мёд способен вызвать у человека аллергию. Но аллергию он может вызвать только у маленьких детей, у ещё не совсем окрепшего организма. Поэтому у таких деток, а это детки в возрасте до года, мёд применяют с крайней осторожностью. Мне стало интересно, а какой компонент способен вызвать аллергию? На этот вопрос мой лечащий врач ответил так:«Аллергию может вызвать тот вид нектара, из которого пчёлы изготовили мёд. То есть на пыльцу того растения, с которого пчела собирала нектар. И это индивидуально для каждого человека. То есть, если у тебя есть аллергия на липовый цвет, то липовый мёд будет тебе противопоказан, потому что может вызвать у тебя пищевую аллергию, и как она у тебя проявится - это тоже индивидуально».

После всего, что я узнал, я стал пить молоко с добавлением мёда. Такое лекарство прогревало больное горло, уменьшило боль и кашель.

Во-вторых, я делал полоскание. Для этого в стакане тёплой кипяченой воды я размешивал чайную ложку мёда, и этим раствором полоскал горло. Такое лечение помогало снять воспаление в полости рта, дезинфицировало его и действовало как природной антибиотик благодаря сложному составу мёда.

Для исследования в области косметологии я приготовил творожную маску с добавлением мёда. Для этого я взял следующие компоненты: 1 чайную ложку творога, 1 чайную ложку молока, ½ ложки мёда.

Всё смешал и нанес эту смесь на лицо старшей сестры. Через 20 минут мы смыли маску и протерли кожу лица долькой лимона. Сестра делала такую маску в течение месяца, один раз в неделю, и, по её наблюдениям, кожа после такой маски хорошо увлажненная, улучшился цвет лица.

Для исследования в области кулинарии я, с помощью мамы, решил испечь яблочный пирог с мёдом.

Мы взяли 2 больших яблока, 0,3 ст. меда (4ст.л - полные), 1ст. сахара, 2ст.л коричневого сахара,1,5ст. муки, 100гр. сливочного масла или маргарина, 2 яйца, 3ст.л лимонного сока, 1ч.л тертой цедры лимона, 1п.разрыхлителя и щепотку соли.

Яблоки мы очистили от кожуры, убрали сердцевину и нарезали небольшими кусочками. В сотейнике смешали мёд и лимонный сок, поставили на средний огонь. Когда масса стала закипать, всыпали в неё нарезанные яблоки. Проварили яблоки на среднем огне около 15 минут. Сняли с огня и оставили остывать. Для теста взбили яйца с сахаром и коричневым сахаром, добавили соль, цедру лимона и растопленное масло. Добавили муку и разрыхлитель. Тщательно перемешали. Форму смазали маслом и вылили в неё тесто. Шумовкой достали яблоки из сиропа и разложили их по тесту. Форму поставили в разогретую духовку ( 180C) на 40 минут. Готовый пирог полили сиропом и дали остыть в форме. Пирог получился очень вкусным, с ароматом лимона и вкусом мёда.

4. Заключение

Работая над проектом «Польза мёда», я узнал огромное количество полезной информации. До начала работы я считал, что мёд, как и множество продуктов сегодня, может принести организму человека как пользу, так и вред. Но в процессе моей работы моя гипотеза подтвердилась лишь частично. Мёд - уникальный продукт. И он приносит намного больше пользы, чем вреда. Изучая литературу, я узнавал и открывал для себя много интересных фактов.

Мой интерес к этой теме вырос. Я решил провести анкетирование среди учеников 2-4 классов, чтобы выяснить, любят ли ребята мёд и, если любят, то какой, мёд для них это вкусный продукт или лечебное средство? Их ответы меня порадовали. Оказалось, что большинство ребят, как и я, просто обожают мёд. И многие считают, что мёд - это лечебное средство. Значит, они употребляют его, когда болеют. А это замечательно. Ведь употребление мёда в пищу во время болезни, ускоряет процесс выздоровления.

Проводя время над книгами, энциклопедиями, изучая материалы из интернета, я подумал: «А почему бы мне не поделиться всей этой информацией с ребятами моего класса?» Вместе с классным руководителем мы разработали внеклассное мероприятие «Большая польза маленькой пчелы». На этом мероприятии я познакомил ребят с историей мёда, его видами. Мы продегустировали некоторые виды мёда.

При подготовке к мероприятию я предложил одноклассникам принять участие в наполнении папки-копилки «Большая польза маленькой пчелы».

Вместе мы собрали мифы и легенды о пчёлах, пословицы и поговорки о мёде и пчёлах, вкусные рецепты с мёдом, рецепты народной медицины с использованием мёда и целый ряд продуктов пчеловодства. Итогом мероприятия стало чаепитие, на котором я угостил ребят блинами и пирогом с яблоками на мёде. Мои друзья с удовольствием приняли угощение.

Я планирую продолжить свои исследования. Меня очень интересует использование мёда в медицине. Я мечтаю стать сильным и здоровым человеком. Поэтому эта тема для меня является очень важной.

А сейчас, на данном этапе работы, я могу сделать некоторые выводы:

.        Пчёлы появились задолго до первобытного человека, а сам мёд с успехом использовался нашими предками и как вкусный продукт, и как лекарство при самых различных заболеваниях.

.        Большая протяженность нашей страны с севера на юг и с запада на восток создает условия для произрастания различных медоносных растений. Мёд из различных регионов отличается по происхождению.

.        В состав мёда входят практически все химические соединения, необходимые для нормальной работы человеческого организма.

.        В современных условиях существует множество способов извлечения мёда.

.        От мёда больше пользы, чем вреда. Мёд как природное лекарство можно применять очень широко.

.        Благодаря своему богатому химическому составу мёд благоприятно влияет на организм человека и широко им используется.

Считаю, что поставленной цели я достиг. А работа по наполнению папки-копилки позволила моим одноклассникам поучить немало знаний о мёде как об уникальном продукте.

5. Библиография

·  «Пасека, пчёлы и мёд» М.К. Шевчук. Издательство «Карпаты» Ужгород 1974

·        «Технология продуктов пчеловодства» В.А.Темнов Издательство «Колос»

Москва-1967

·  «Пчеловодство» П.П.Максимов М. : Учпедгиз, 1962.

·  «Большая иллюстрированная энциклопедия Кирилла и Мефодия»2006 г

·  «Что есть что. Школьная энциклопедия.» 1996-2000 «Пчёлы»

·        Сайты в Интернете:

www.beehoney.ru.bestbees.ru

www.lavanda-med.ru.besthoney.ru

www.progalskiy.com

www.sotmed.narod.ru

www.inflora.ru

Приложение

Результаты опросов

Для того, чтобы выяснить любят ли ребята мёд, какой мёд предпочитают, и считают ли мёд лекарственным средством, мне пришлось провести анкетирование среди учеников 2-4 классов. В анкетировании приняло участие 140 учеников нашей школы.

Из результатов опроса видно, что большая часть считает мёд лечебным средством. Только 1 % учеников не любят мёд, а любят его 91% детей. Почти одинаковое количество учеников любят твёрдый мёд и мёд в сотах, а чуть больше половины употребляют жидкий мёд.

Интервью в кабинете детского врача

- Вячеслав Юрьевич, здравствуйте! Меня зовут Егор, я пишу научно-исследовательскую работу на тему «Польза мёда».Во время изучения материалов, необходимых для работы, я пришел к выводу, что мёд оказывает благотворное воздействие на человека, как продукт он уникален и с успехом может применяться как природное лекарство. А есть ли отрицательные стороны в употреблении мёда человеком? Возможно такое, что мёд может не только лечить, но и отрицательно воздействовать на организм человека?

Да, Егор, ты прав. Мёд - это уникальное природное средство, являющееся не только вкусным продуктом, но ещё и лекарством. Его пользу для человека трудно переоценить. Из отрицательных свойств у мёда только одно - способность вызвать у человека аллергию. Но аллергию он может вызвать только у маленьких детей, у ещё не совсем сформировавшегося и неокрепшего организма. Поэтому у таких деток, а это детки в возрасте до года, мёд применяют с крайней осторожностью.

Вячеслав Юрьевич, а какой именно компонент в составе мёда способен вызвать аллергию?

Аллергию может вызвать тот вид нектара, из которого пчёлы изготовили мёд. То есть на пыльцу того растения, с которого пчела собирала нектар. И это индивидуально для каждого человека. То есть если у тебя есть аллергия на липовый цвет, то липовый мёд будет тебе противопоказан, потому что может вызвать у тебя пищевую аллергию, и как она у тебя проявится - это тоже индивидуально.

Спасибо, Вячеслав Юрьевич. Про отрицательную сторону мёда я понял. А не могли бы Вы мне привести несколько примеров применения мёда в случаях конкретных заболеваний?

С удовольствием. Вот например, при заболеваниях органов дыхания. Вместе с мёдом употребляйте барсучий жир или молоко. В чистом виде кушайте мёд по 100-140 грамм в сутки. Можно делать ингаляции. Для этого добавьте столовую ложку липового или цветочного мёда на кастрюлю кипящей воды, пары вдыхайте 15-20 минут. Ингаляции лучше проводить перед сном.

При заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при гастрите, язве желудка: растворить мёд в теплой воде, принимать за 1,5 - 2 часа до еды.

При нервной возбудимости, отсутствии сна: мёд обладает снотворным эффектом, успокаивает нервную систему. В день можно употреблять до 120 грамм мёда, после приема пищи.

При заболеваниях кожи (ушибы, кровоподтеки, ожоги, экзема, лишаи): бактерицидные свойства мёда способствуют уничтожению микроорганизмов. Раны очищаются и затягиваются гораздо быстрее. Можно смешать мёд с рыбьим жиром - тогда процесс заживления пойдет ещё быстрее. Такая мазь поможет и при лечении язв, обморожений.

Ну вот, Егор, я тебе рассказал несколько примеров применения мёда при некоторых заболеваниях. Список, конечно, можно ещё продолжать, потому что мёд, как природное лекарство, можно применять очень широко. И я думаю, что тебе особенно было интересно узнать от меня применение мёда при заболеваниях органов дыхания, потому что ты у меня частый гость! Лечись мёдом как я тебе сказал, когда у тебя заболит горлышко, и будь здоров, дружок, не болей!

Вячеслав Юрьевич, я Вам очень благодарен за беседу. Спасибо, что уделили мне время и рассказали мне так много интересного о мёде, как о лекарстве.

Разработка внеклассного мероприятия

Внеклассное мероприятие

«Большая польза маленьких пчёл»

Цели:

обогащение знаний учащихся о пользе мёда;

наполнение папки-копилки «Большая польза маленькой пчелы».

Задачи:

Познакомить детей с пчелиным мёдом и его свойствами, видами, способом получения;

Развивать умения анализировать, обобщать и выделять главное в информации.

Развивать творческую и познавательную активность.

Формировать навыки работы в коллективе: взаимовыручку, сплоченность.

Целевая аудитория: обучающиеся начальных классов общеобразовательного учреждения.

Форма проведения: внеклассное мероприятие с чаепитием

Оборудование:

техническое: компьютер, мультимедийный проектор, экран;

дидактическое: таблички с темой, пословицами и поговорками о мёде, презентация о мёде, о полезных свойствах мёда и продукции пчеловодства, папка-копилка;

дополнительно: медовый пирог с яблоками, блины, самовар, несколько видов мёда.

Ход мероприятия

Учитель: Ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии.

Ученик:

Гости, гости, господа

Вы пришли сейчас сюда

В наш весёлый дружный класс

На медовый вкусный час.

Учитель: Как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о пчёлах, их труде и продукте, который они делают. Сегодня мы поговорим о мёде и продуктах пчеловодства. Пчеловодством люди занимались с далёких времён. В пирамидах Древнего Египта были найдены запечатанные кувшины с этим замечательным продуктом. О его целебных свойствах складывают легенды.

Ученик:

Все собрав свои дела,

Жужжит и кружится пчела.

Вот важно села на цветок,

Она ведь знает в этом толк,

Суть её земных забот -

Сладкий и душистый мёд

Хлопотливая пчела,

Деткам мёду принесла.

Я про мёд вам прож-жу-жу,

Как полезен расска-ж -жу,

Тот, кто мёдик мой лизнёт,

Здоров будет, подрастёт!

Учитель: Начнём мы наш разговор сегодня с самого начала.

Ученик: Исследования археологов показали, что пчелы существовали примерно за 56 миллионов лет до появления первобытного человека. Наиболее древний памятник, изображающий добычу меда человеком, найден возле Валенсии ( Испания ), он относится к каменному веку. Мёд уникален как медикамент, успешно выдерживавший тысячелетние испытания на безвредность. Египетские папирусы, написанные более 3 тысяч лет назад, свидетельствуют, что уже тогда он широко применялся для лечения и профилактики самых различных заболеваний. На страницах древних китайских и индийских манускриптов также можно найти немало изречений, свидетельствующих о чудодейственных свойствах мёда. Великий древнегреческий математик Пифагор полагал, что достиг преклонного возраста благодаря вегетарианской пище и мёду. На Руси, первое упоминание мёда, датируется 945 годом, в Лаврентьевской летописи. Правда, не как о продукте питания, а как о напитке.

Учитель: Давайте вспомним строки А.С.Пушкина из «Руслана и Людмилы»

«Там русский дух… Там Русью пахнет!

И я там был, и мёд я пил»

Вы знаете о каком мёде идёт речь?

Ученик: Каких только медов не делали на славянской земле? Мёд простой, пресный, красный, белый, боярский, с добавлением различных соков - малинового, вишнёвого, смородинового. Изготавливают такие меды в течении 1-3 месяцев. Например ягодный мёд делали так: в определённых порциях брали воду, мёд и кипятили, затем переливали в кадку и добавляли ягодный сок, пряности, хлеб, смазанный дрожжами, и оставляли на пару дней для брожения. Затем процеживали, выдерживали 20 дней на холоде и разливали в бутылки. Мёд готов.

Учитель:С незапамятных времён народы Земли почитали мёд небесной пищей, даром неба. По преданию, медоносные пчёлы - любимцы Богов, стали благодетельницами человека. В течении многих тысячелетий мёд был единственным концентрированным источником сахаров. Богатый состав углеводов и ферментов, набор органических кислот и ценные биологические стимуляторы ставят его на первое место среди основных пищевых продуктов. Как же пчёлы его делают?

Ученик: Небольшую дозу проглоченного нектара пчела использует для своего питания, остальное несет в улей и передает пчеле - приемщице. Нектар подвергается сложной переработке, после которой пчела отыскивает свободную шестигранную восковую ячейку, куда откладывает каплю нектара. Другие пчёлы будут продолжать сложную работу по превращению нектара в мёд. Каждую каплю пчёлы многократно переносят из одной восковой ячейки в другую, третью и так далее, до тех пор, пока не испарится часть влаги и мёд не станет густым. Заполнив ячейку мёдом, пчёлы запечатывают её воском. Запечатанный мёд продолжает созревать ещё 3-4 недели.

Учитель: Где же происходит всё это действие? Куда пчёлы несут собранный нектар?

Ученик: Есть в саду пчелиный домик -

Ульем все его зовут.

Кто живет в нем? Сладкий гномик?

Пчелы в нем, друзья, живут.

Там узорчатые соты,

В клетках - мед, пчелиный труд…

Тесно, жарко… Тьма работы:

Липнут лапки, крылья жмут…

Там пчелиная царица

Яйца белые кладет.

Перед ней всегда толпится

Умных нянек хоровод…

В суете неутомимой

Копошатся тут и там:

Накорми ее да вымой,

Сделай кашку малышам.

Перед ульем на дощечке

Вечно стража на часах,

Чтобы шмель через крылечко

Не забрался впопыхах.

А вокруг ковром пушистым

Колыхаются цветы:

Лютик, клевер, тмин сквозистый,

Дождь куриной слепоты…

Пчелы всех их облетают -

И нектар весь собирают.

Учитель: Мёд созревает в сотах, которые находятся в улье, а дальше что? Дальше пасечники выкачивают мёд из сотов. Делается это по-разному.

Ученик: По технологическому принципу мёд может быть:

Сотовым (это мёд, который реализуется в сотах как магазинных, так и гнездовых рамок.)

Секционным (это сотовый мёд, заключенный в специальные секции, стенки которых обычно изготавливают из тонкой фанеры или пищевой пластмассы.)

Прессованным (получают только в том случае, когда не представляется возможным откачать его на медогонке. Это мёд, собранный пчёлами с вереска. При прессовании (отжатии) этого мёда пчеловод вынужден нарушать целостность отстроенных доброкачественных сотов.)

Центробежным (это мёд, полученный при откачивании на медогонке.

Запечатанные соты мёдом сначала распечатывают при помощи специального пчеловодного ножа, потом вставляют в медогонку и вращают. Под действием центробежной силы мёд вылетает из ячеек и стекает по стенкам медогонки в бак, у дна которого есть отверстие для слива полученного мёда в тару).

Учитель: Мёд получен. Вы видите его на вашем столе. Как вы заметили, он почему-то разных оттенков. Из-за чего это происходит?

Ученик: Натуральным пчелиным мёдом называется сладкое, вязкое и ароматическое вещество, вырабатываемое пчелами из нектара растений, а также из медвяной росы (сладкая жидкость, выделяемая клетками растений) или пади(жидкость выделяемая тлями). Натуральный мёд может быть: цветочным (его получают при переработке пчелами нектара растений). Он бывает монофлерным (с одного растения) и полифлёрным (с нескольких растений). Среди цветочных монофлерных медов наиболее распространение имеют:

Акациевый мёд.

Боярышниковый мёд

Вересковый мёд

Гречишный мёд

Каштановый мёд

Липовый мёд.

Падевый мёд образуется при переработке пчелами медвяной росы и пади, которые они собирают со стеблей и листьев растений.

Смешанный мёд состоит из естественной смеси цветочных или падевых медов.

Обычно такой мёд называют по месту сбора:

горный

луговой

степной

лесной

Купажированный мёд получают при смешивании различных ботанических сортов меда.

Учитель: Как же человек использует мёд? Только в чистом виде?

Ученик: Благодаря своему составу, мёд широко используется человеком.

В первую очередь человек употребляет мёд в пищу. При замене медом сахара наполовину в тесте, кол-во изделий увеличивается, а их вкус улучшается. Известно множество изделий, в которых рекомендуют вводить мёд. Это пряники, различные виды печенья, коврижки, кексы, торты. При изготовлении конфет, карамели мёд задерживает кристаллизацию сахара. Мёд включают в фруктовые начинки и сбивные молочные конфеты, леденцы, халву, пастилу, джемы. Вводят его в молочные продукты для детей. Мёд используют в пищу непосредственно, намазывая его на хлеб, гренки, лепешки, оладьи, употребляя со свежими фруктами и ягодами, а также подслащивая им каши, творог и творожную массу, кисели, компоты, муссы. Мёд используют в приготовлении вин. Такие вина отличаются мягким вкусом и оригинальным букетом. Также мёд используют в приготовлении безалкогольных напитков.

Специальные опыты и клинические наблюдения позволили установить, что включение меда в рацион человека приводит к улучшению самочувствия, аппетита, сна, повышению иммунитета и к другим положительным сдвигам в организме. Поэтому мёд особенно полезен детям, престарелым, лицам с ослабленным здоровьем, истощенным или выздоравливающим от различных болезней.

Издавна мёд был известен как средство общеукрепляющее, тонизирующее, восстанавливающее силы, снотворное, успокаивающее, способствующее пищеварению, улучшает аппетит. Его применяли для лечения ран, ожогов, при заболеваниях почек, печени, суставов. Раствором мёда лечили инфекционно-простудные заболевания верхних дыхательных путей. В настоящее время многие из этих рецептов с успехов использует научная медицина.

Мёд нашёл широкое применение и в косметологии. Медовые маски, обертывания и массажи включаются в услуги различных салонов красоты. Мёд способствует обновлению клеток кожи, поэтому маски для рук и лица являются очень популярными сегодня. Шампуни, кондиционеры, а также краски для волос, в состав которых входит мёд, пользуются сегодня особой популярностью у женщин. Мёд - замечательное косметическое средство, так как обладает способностью быстро проникать в кожу, питает мышечный слой глюкозой, обладает одновременно антибактериальными и другими важными косметическими свойствами.

Учитель: Но не только мёд является продуктом пчеловодства. Очень интересен воск. Его используют в самых разных отраслях.

Ученик: Пчелиный воск - инертный материал, с высокой пластичностью. Пчелиный воск входит в состав многих мазей, пластырей и лечебных свечей. А также в состав кремов, помад и масок, депиляторов, туши для глаз. Его используют для лечения кожных воспалений, ожогов, ран, как бактерицидное средство и природное лекарство, стимулирующее рост тканей. Также из воска изготавливают большое количество свечей(ароматических, церковных). Добавляют его и в средства для ухода за обувью и волосами.

Учитель: Мы немало узнали о мёде, из материалов, которые собрал Егор. А сейчас мы предлагаем провести викторину. Помогать нам будет весёлая пчёлка. Она будет переходить из рук в руки. Ёе сможет подержать в руках тот, кто правильно ответит на вопрос.

Викторина

Как называется сообщество пчёл. Живущих вместе? (семья)

«Мишка очень любит мёд!

Почему? Кто поймёт?

В самом деле, почему,

Мёд так нравится ему?»

Какому мультипликационному персонажу принадлежат эти строки? (Винни-Пуху)

Как звали бесстрашную пчёлку, героиню мультфильма? (Пчёлка Майя)

Сколько граней в одной ячейке пчелиных сот? (6)

Каким образом пчёлы-разведчики сообщают друг другу информацию об источниках нектара и пыльцы? (при помощи специального танца над цветком)

Какой цвет пчёлы не воспринимают? (красный)

Как называют главную пчелу, отвечающую за продление рода? (матка)

Как называется лечение пчелиным ядом? (апитерапия)

Как Маугли называл пчёл? (Мелкий Народ Скал)

Как называют первый месяц после свадьбы? (медовый)

Как называется дом пчёл? (улей)

Как называется размножение пчелиной семьи? (роение)

Учитель: К нашему мероприятию мы готовились все понемногу. И вот сейчас, как настоящая пчелиная семья мы постараемся трудом добыть мёд науки, который полезен и сладок.

Ученик:

Мы для наших, для друзей,

Соберём пчелиных новостей.

Чтоб здоровье сохранить

И на свете долго жить.

Предлагаю начать заполнять нашу папку-копилку, которая так и называется «Большая польза маленькой пчелы».

У нас пять страниц: мифы и легенды, народная мудрость, вкусняшки, сладкие лекарства, чудо-воск.

Ученики представляют материал, который подготовили и заполняют папку.

Учитель: Очень хочется закончить нашу первую часть встречи дружной и весёлой песенкой. Её мотив вам всем известен. Слова Егор вам раздаст. Давайте споём.

Песня на мотив «Учат в школе»

Как на свете долго жить,

Как здоровье сохранить,

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Чтоб пятёрки получать,

Надо мёд употреблять,

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Как полезен чудо-мёд,

Он спасёт от всех невзгод.

Мы на встрече нашей

Только что узнали.

И хотя продукт один,

В нём так много витамин

От него теперь откажемся едва ли.

В общем чтобы сильным стать

Надо знать и изучать

Все полезные советы нам о мёде.

Знает даже древний Рим,

Что наш мёд незаменим

И полезен он, полезен все в народе.

Учитель: Я вам желаю,

Пусть наш класс,

Пчелиный рой

Будет дружною семьёй!

Ученик:

Приглашаю к самовару!

Вкусным чаем угощаю!

Пей с коврижками вприкуску.

Чай медовый вкусный русский.

Чаепитие.

Рецензия

на исследовательский проект ученика 4 «Б» класса

МОУ Апрелевской СОШ №4г.Апрелевки

Наро-Фоминского района

Московской области

Терентьева Егора.

Работа Терентьева Егора «Польза мёда» посвящена свойствам мёда, его использованию человеком.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Современный мир оказывает на организм человека огромное влияние, и оно не всегда положительное. Поэтому тема здоровьесбеоежения сегодня очень важна для рассмотрения.

Автор поставил перед собой цель изучить полезные свойства мёда и использование мёда человеком. По мнению автора, эта тема является для него полезной. Так как его организму, подверженному респираторным вирусам, очень помогут те знания, которые он приобретал в процессе работы над темой.

Им проведена серьёзная работа по изучению видов мёда, его составу и способу получения. Немаловажным является и то, что он обратился за советами к своему лечащему врачу. И подробно изучил использование мёда человеком в различных отраслях. Для получения ответов на некоторых вопросы ему пришлось обратиться к учителям биологии и химии, что также полезно для него.

В своей работе он подробно описывает исследования шаг за шагом и на конкретных примерах показывает решение поставленных задач.

Рецензируемый проект представляет собой серьезную и интересную работу. Он выполнен на высоком уровне, содержит ряд выводов, представляющих интерес. Автор на конкретных примерах доказывает, что мёд является действительно полезным продуктом, положительно влияющим на организм человека.

Материал в работе изложен последовательно и чётко. Выводы и заключение сделаны правильно.

Классный руководитель: _________________________ /Мотузок Т.Д./


Скачать архив (204.1 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: