Главная » Банковское дело

ОАО Российско-Кыргызский "Аманбанк"

Введение

Банки - центры, где в основном начинается и завершается деловое партнерство. От четкой грамотной деятельности банков зависит в решающей мере здоровье экономики. Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе, стремление к созданию реального и эффективного рыночного механизма остается лишь благим пожеланием.

Коммерческие банки - универсальное кредитное учреждение, создаваемое для привлечения и размещения денежных средств на условиях возвратности и платности, а также для осуществления многих других банковских операций.

Структура и качество активов в значительной степени определяют ликвидность и платежеспособность банка, а, следовательно, его надежность. От качества банковских активов зависят достаточность капитала и уровень принимаемых кредитных рисков, а от согласованности активов и пассивов по объемам и срокам - уровень принимаемых валютного и процентного рисков.

Банковский портфель активов и пассивов - это единое целое, применяемое для достижения высокой прибыли и приемлемого уровня риска. Совместное управление активами и пассивами дает банку инструмент для защиты депозитов и займов от воздействия колебаний циклов деловой активности и сезонных колебаний, а также средств для формирования портфелей активов, способствующих реализации целей банка. Суть управления активами и пассивами заключается в формировании тактики и осуществлении мероприятий, которые приводят структуру баланса в соответствие с его стратегией.

Качество активов банка оказывает влияние на все аспекты банковских операций. Если заемщики не оплатят проценты по своим займом, чистая прибыль банка будет уменьшена. В свою очередь, низкие доходы (чистая прибыль) может стать причиной недостатка ликвидности. При недостаточном поступлении наличности банк должен увеличивать свои обязательства просто для того, чтобы оплатить административные расходы и проценты по своим имеющимся займам. Нестабильная (низкая) чистая прибыль также делает невозможным увеличение капитала банка. Плохое качество активов непосредственно влияет на капитал. Если предполагается, что заемщики не оплатят основные суммы своих долгов, активы требуют свою ценность, и капитал уменьшается. Слишком большое число непогашенных займов является самой распространенной причиной неплатежеспособности банков.

Управление активами ОАО РК «Аманбанк» - это пути и порядок размещения собственных и привлеченных средств, то есть это распределение на наличные деньги, инвестиции, ссуды и другие активы. Особое внимание при размещении средств уделяется ссудным операциям и инвестициям в ценные бумаги.

Решением проблемы размещения средств является «покупка» таких активов (предоставление ссуд и инвестиций), которые могут принести наивысший доход на приемлемом уровне риска. Значительная часть привлеченных банком средств подлежит оплате по требованию или с очень коротким сроком уведомления. Поэтому условиями разумного управления банком является обеспечение способности удовлетворять требования вкладчиков и наличие денежных средств, достаточных для удовлетворения потребностей в кредите клиентов банка.

Это подтверждает актуальность работы.

Предмет исследования - анализ качества активов коммерческого банка.

Объект исследования - активы коммерческого банка.

1. Общая финансово-экономическая характеристика банка

ОАО Российско-Кыргызский «АМАНБАНК» - один из успешно действующих финансовых институтов республики, лидер по внедрению новых банковских технологий и услуг Кыргызстана. «Аманбанк» был создан 16 ноября 1992 года на базе Республиканского акционерного коммерческого банка «Ак-Ниет» и зарегистрирован Национальным банком Кыргызской Республики 28 декабря 1992 года под номером 31. Несмотря на присутствие зарубежных компаний и организаций, банковская система республики того времени была достаточно слабой. Более или менее крупных банков, обладающих современными банковскими технологиями, было недостаточно, что сдерживало оборот капитала. И с появлением в стране «Аманбанка», в начале как дочернего подразделения российского «Автобанка», деловые круги получили возможность пользоваться полным набором современных банковских услуг. Сегодня «Аманбанк» - финансовое учреждение с уставным капиталом 55 миллионов сомов, предоставляющее широчайший спектр банковских услуг, активно совершенствующее принципы работы, систему обслуживания клиентов и одной из первых внедряющее передовые банковские технологии. Благодаря тесному сотрудничеству с международными финансовыми учреждениями, наш Банк обеспечивает быстрое и надежное осуществление платежей по всему миру.

Банк одним из первых в стране приступил к активному обслуживанию пластиковых карт VISA, MasterCard. Кроме того, Банк является одним из акционеров Национального Процессингового Центра, учрежденного в рамках Государственной программы по развитию платежной системы в Кыргызской Республике. ОАО РК «АМАНБАНК» первым в республике начал обслуживать срочные международные денежные переводы по системам MoneyGram и Contact, а в настоящее время осуществляет срочные денежные переводы по 13 международным системам: UNIStream, Contact, Western Union, Аллюр, Migom, Золотая Корона, Express Money, Privat Money, Inter Express, Leader, Blizko, Анелик РУ, Money Gram), являясь одним из лидеров в Кыргызстане по оказанию таких услуг.

Банк имеет разветвленную систему корреспондентских отношений, обеспечивающую оперативное проведение международных платежей клиентов. В числе банков-корреспондентов: ОАО "Банк Уралсиб", АКБ "Росбанк", КБ "Евротраст" (ЗАО), АКБ "Русславбанк" (ЗАО), АО "Казкоммерцбанк", АО "Банк ТуранАлем", ООО КБ "Анелик РУ", Commerzbank AG, ООО Банк Финансы и Кредит, ОАО "Украинский Профессиональный Банк", ООО КБ "Инкредбанк", ОАО КБ "Юнистрим", НКО Объединенная расчетная система, АКБ "Интеркоопбанк" (ОАО) и др.

Банк имеет 7 филиалов в крупных городах: Бишкек, Ош, Джалал-Абад, Балыкчи, Каракол, Кара-Балта и Талас. Быстрыми темпами развивается сеть сберегательных касс, осуществляющих весь комплекс банковских услуг для физических лиц. Если на 01.07.2008 г. Банк имел 6 сберегательных касс, то, на сегодняшний день функционирует 66 сберкасс.

ОАО РК «АМАНБАНК», являясь универсальным банковским учреждением, оказывает весь комплекс услуг, востребованных клиентами. В их числе: расчетно-кассовое обслуживание, депозитные операции, операции с иностранной валютой, с ценными бумагами на первичном и вторичном фондовом рынке; кредитование, включая торговое и ипотечное; выдача банковских гарантий; организация аккредитивных форм расчетов; перевод денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов; прием от населения платы за коммунальные услуги; операции с дорожными чеками и другие.

Основой стабильной деятельности Банка является не только эффективная реализация банковских продуктов и высокий профессионализм сотрудников, но и использование современных информационных технологий. Все подразделения Банка, включая филиалы, объединены в локальную сеть. Внедрена информационная банковская система, позволяющая автоматизировать аналитические и учетные операции. Банк первым начал осуществлять дистанционное обслуживание клиентов по системе «Электронный клиент», работающую по принципу прямого соединения с клиентом в реальном режиме времени, а теперь предоставляет и услугу «Интернет-банкинг», позволяющую клиенту управлять своим банковским счетом через Интернет в удаленном режиме.

Консолидация банковского бизнеса позволила существенно оптимизировать управление бизнес-процессами и повысить их эффективность. С организационной точки зрения объединенная структура стала более мобильна и управляема, что, безусловно, в дальнейшем окажет положительное влияние на повышение качества обслуживания клиентов. Результаты деятельности ОАО РК «АМАНБАНК» свидетельствуют о правильности выбранных позиций, выработанных стратегией развития, что гарантирует его стабильность, устойчивость и высокую доходность уже на протяжении ряда лет. Владельцы: АКБ Автобанк (Россия), АО ТНК Дастан, Домедко Холдинг Лтд. Банк работает над созданием и поддержанием эффективной организационной структуры, позволяющей сотрудникам хорошо исполнять свои обязанности и проявлять инициативу, таким образом, определяя основные деловые черты Банка:

·  высококвалифицированное обслуживание международных стандартов качества

·        гибкость в принятии решений

·        индивидуальный подход к клиентам

·        партнерство с взаимовыгодными результатами

Для ОАО Российско-Кыргызский «АМАНБАНК» 2010-й год сложился очень успешно. Реализованы намеченные планы, удалось многое сделать на пути создания дальнейшего уверенного и стабильного роста банка. Несмотря на известные сложности, поступательное развитие ОАО РК «АМАНБАНК» продолжается и в 2011 году.

Со сменой собственника, полностью изменился руководящий состав. Председателем Правления банка назначена Абирова Назира Асылбековна.

Смена высшего руководящего состава Банка направлена на закрепление положительных результатов в деятельности ОАО РК «Аманбанк», достигнутых на протяжении ряда последних лет. Принятая новым руководством стратегия обеспечит дальнейшее его развитие как универсального кредитно-финансового учреждения. Первостепенное внимание будет уделено нуждам клиентов, внедрению в практику новейших банковских технологий и продуктов, совершенствованию тарифной политики, способствующей укреплению связи с действующими клиентами и привлечению новых, расширению филиальной сети, увеличению уставного капитала, формированию новых, более тесных взаимоотношений с банками-контрагентами на основе взаимовыгодного сотрудничества.

Кроме того, ОАО РК «Аманбанк» постоянно проводит работу по совершенствованию и расширению перечня предлагаемых депозитов, как по видам, так по срокам, а также совершенствуются и расширяются операции с иностранными валютами, с государственными и ценными бумагами.

Структура головного офиса включает в себя: Казначейство, Управление кредитования, Управление международных банковских операций, Управление бухучета и отчетности, Управление финансов, Управление информационных технологий и телекоммуникаций, Управление по правовому обеспечению и залоговой работе, Управление делами, Операционное управление.

Миссия: миссия всей банковской системы состоит в финансово-кредитном обслуживании предприятий, организаций и населения и играет исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпы экономического развития страны в целом.

Миссия «Аманбанка»: содействия и становления и развития среднего и малого бизнеса в КР. Содействовать экономическому развитию и благосостоянию предприятий и организаций, обслуживаемых банком, путем предоставления им качественных банковских услуг таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным стандартам, обеспечивают справедливую и соответствующую высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интереса акционеров, клиентов, и сотрудников.

На основе общей миссии менеджеры «Аманбанка» сформулировали и установили основные цели предприятия - конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого они стремятся достигнуть.

Цели организации:

. Выйти на первое место по предоставлению качественных банковских услуг. Предоставление более низких процентных ставок на кредиты и увеличение депозитных ставок. Максимизация прибыли.

. Достичь высокого уровня клиентского обслуживания.

. Завоевать лидирующие позиции по вводу новых видов продукции или услуг.

. Увеличить и поддерживать финансы на необходимом уровне.

. Обеспечить условия необходимые для развития творческого потенциала работника, и повышение уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе.

. Определить критические области управления, воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированного результата.

Аманбанк стремится стать:

§ Универсальным розничным банком на внутреннем рынке, предоставляющим полный комплекс банковских услуг, используя развитую сеть филиалов и сберкасс по всей Республике;

§ высокотехнологичным банком, использующим самые современные банковские технологии;

народным банком, предлагающим населению комплексные услуги (депозиты, потребительские и ипотечные кредиты, денежные переводы, пластиковые карточки, Интернет-банкинг и др.) на наиболее привлекательных условиях.

Для Банка 2009-2011-гг. сложились очень успешно. Реализованы намеченные планы, удалось многое сделать на пути создания дальнейшего уверенного и стабильного роста банка. Несмотря на известные сложности, поступательное развитие ОАО Российско-Кыргызский «АМАНБАНК» продолжается и в 2012 году. Принятая Стратегическая программа по увеличению качественных и количественных показателей деятельности банка показала свою действенность и эффективность. Данная программа включает поэтапное и полноценное развитие всех направлений банковских услуг. Самое главное что, во главу угла работы банка были поставлены интересы клиентов. Поэтому приоритетной задачей всего персонала банка является обеспечение клиентов оперативным качественным уровнем всего спектра финансовых услуг: это на сегодняшний день кредитование по 21-31% годовых; вкладные операции по высоким процентам до 13,5% годовых; расчетно-кассовое обслуживание с открытием и ведением счетов на бесплатной основе; обмен валют; платежные системы и системы денежных переводов, международные и национальные пластиковые карты, дорожные карты, бесплатный Интернет-банкинг, розничные финансовые услуги (прием мобильных и коммунальных платежей без комиссии) и многое другое.

В этом направлении Банк является одним из флагманов и лидеров в Кыргызстане. Поэтому пользователи Интернет-пространства назвали ОАО Российско-Кыргызский «Аманбанк» лучшим в Интернет-конкурсе, который был проведен информационным агентством «АкиПресс» и Союзом Банков Кыргызстана. Это не только дает повод для гордости банка, но и налагает определенную ответственность перед всеми его клиентами. Особо радует тот факт, что целевой аудиторией банка является любой клиент, независимо от его места работы, пола, возраста и общественного уровня, будь то домохозяйка, которая оплачивает коммунальные услуги; студент, пополняющий баланс своего сотового телефона, соотечественник, работающий за рубежом и отправляющий денежный перевод, или крупный бизнесмен, инвестиции которого необходимы для экономики республики.

Несмотря на то, что денежные поступления от мигрантов в республику значительно снизились, доходы от денежных переводов в общем объеме доходов в 2011-м году обеспечили наибольшие поступления. Такой результат стал возможным из-за того, что банк вовремя расширил сеть своих сберкасс.

Результаты деятельности «Аманбанк» свидетельствуют о правильности выбранных позиций, выработанных стратегией развития, что гарантирует его стабильность, устойчивость и высокую доходность уже на протяжении ряда лет. Как видно из рисунка 2.1 высокими темпами растут активы

Рисунок 2.1 Динамика роста активов  тыс.сом

Банк в 2011 год сохранил высокие темпы развития. Так, за год активы Банка увеличились с 1913336 тыс. сомов до 2364169тыс. сомов или на 450833 тыс. сомов. За анализируемый период рост активов в основном было обеспечено за счет увеличения выдачи ссуд клиентам банка, несмотря на повышение процентных ставок по кредитам, что положительно характеризует деятельность банка, и говорит о хорошей маркетинговой работе банка. Чистая прибыль в 2011 году составила 72418 тыс. сома, или в 1,3 раза больше, чем в 2010 году, рентабельность активов превысила 4 %, что в целом по банковской системе страны, что является показателем выше среднего уровня.

Обязательства Банка также растут (рисунок 2.2)

Рисунок 2.2 Динамика роста обязательствтыс.сом

В 2011 году произошло значительное увеличение обязательств банка по сравнению с 2010 г. Обязательства банка увеличились до 1966118 тыс. сом. Увеличение обязательств возникло вследствие увеличения средств клиентов.

Рисунок 2.3 Динамика роста депозитной базы, тыс.сом

Увеличение пассивов банка (рис.2.3) является положительной динамикой для банка, так как, пассивы банка формируют активы, т.е пассивы являются источником проведения активных операций. Это говорит о высоком доверии к данному банку со стороны их клиентов.

Принимаются меры к постоянному росту капитала.. Банк по размеру уставного капитала вошел в первую десятку банков страны.

ОАО РК«Аманбанк» имеет высокий уровень достаточности капитала.

Структура баланса Банка имеет высоколиквидный характер, текущая ликвидность составляет 91,34 % при нормативе не менее 30%. Банк придерживается политики, направленной на поддержание максимально высокого уровня доходных активов. Банком выполняются все установленные Национальным банком Кыргызской Республики экономические нормативы.

В среднесрочной перспективе Банк рассчитывает дополнительно увеличивать капитал за счет очередных эмиссий своих акций. Наряду с этим планируется, что в будущем также важным средством увеличения капитала станет капитализация полученной прибыли.

В июне 2009 года частные инвесторы, все резиденты Кыргызской Республики, приобрели у прежних держателей контрольный пакет акций в размере 97 % от уставного капитала ОАО РК «Аманбанк».

Кредитная политика на 2009-2012гг. в полной мере соответствовала выполнению Банком своей миссии и предлагал широкий спектр кредитных услуг для максимального удовлетворения потребностей клиентов, при этом не противоречил требованиям нормативных документов НБКР и иметь эффективные критерии для управления рисками и ограничения их уровня. Согласно своему принятому ранее стратегическому плану Банк был намерен увеличить объем кредитного портфеля, более активно кредитовать предприятия малого и среднего бизнеса, развивать микрокредитование.

Банк разрабатывает новую стратегию активного управления своим кредитным портфелем. Формирование и управление сбалансированным кредитным портфелем, обеспечивающим устойчивый доход и приемлемый уровень риска, являются одними из приоритетных задач. Выполнение указанной задачи достигается путем установления внутренних правил и нормативов при осуществлении операций по кредитованию.

Банк внедряет гибкий подход к применению процентных ставок при выдаче кредитов, которые устанавливаются в зависимости от конъюнктуры рынка, стоимости привлеченных ресурсов и приверженности банку.

Кредитование клиентов проводиться исключительно на основе комплексного анализа кредитоспособности потенциальных заемщиков с учетом возможных рисков. Основной контроль над соблюдением нормативов и инструкций НБКР возложен на Кредитный Комитет Банка. Стоимость размещения кредитных ресурсов изменяется в пределах от 25% до 35% годовых в зависимости от уровня риска по размещаемым денежным средствам и исходя из конъюнктуры рынка.

В целях достижения плановых показателей по прибыли основное внимание было уделено получению процентных доходов Банка, которые составили в конце 2012 г. года на сумму 169573 тыс. сомов, в 2011 году -118267 тыс .сомов. Доля непроцентных доходов в общих операционных достигла в 2012 г. 66%, к концу 2012 года поступления увеличились до 185668 тыс.сомов и составили 57% от общих операционных доходов, также увеличились счета поступлений по денежным переводам и от валютных операций в связи с расширением числа обслуживающих население сберкасс и филиалов. Банк продолжает работу по расширению числа партнеров по денежным переводам без открытия счетов за счет внедрения новых систем переводов и улучшения рекламы. В условиях кризиса и нестабильности валютного рынка банк все же планирует достичь уровня 30 млн.сом., или роста поступлений на 20 %.

Планируется активизировать объемы операций с пластиковыми картами и дорожными чеками.

Банк считает необходимым широко внедрить на крупных рынках городов и сел республики практику микрокредитования малого и среднего бизнеса, населения, поскольку именно там проходит довольно значительный оборот наличных денежных средств и есть потребность в кредитных ресурсах.

В целом структура доходов произошло увеличение доли кредитного портфеля в структуре активов, рост сети банка и клиентской базы, который привел и к росту оборотов и, как следствие, к увеличению процентных и непроцентных доходов; отражает планируемый рост объема операций Банка на валютном рынке и рынке ценных бумаг.

Банк считает необходимым достижение оптимального баланса между уровнем риска и извлечением максимальной прибыли при увеличении процентных активов и привлечении платных обязательств. Соотношение кредитов к депозитам не должно будет превышать типовое значение не более 130%.

Банк пристальное внимание уделяет управлению операционными расходами. Инвестиции в долгосрочное развитие осуществляются в соответствии с бизнес-планом Банка. В процессе бизнес-планирования и бюджетирования необходимо постоянно проводится комплексный прогноз возможности увеличения клиентской базы, капитала банка и структуры продуктовой линейки, роста количества операционных офисов, численности персонала, изменений в структуре операционных расходов.

С увеличением объема операций и увеличением количества сберкасс и филиалов, ростом штатной численности, увеличились операционные расходы по отношению, по итогам 2012 года составили 248342 тыс.сом, к концу 2011 года 703239 тыс.сом.

Увеличение операционных расходов связано также с маркетинговыми исследованиями и затратами на внедрение новых технологий и банковских продуктов, постоянным обновлениями современным техническим и программным обеспечением.

2. Анализ и оценка состояния качества активов банка

Анализ динамики состава и структуры активов баланса дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения, как в целом так и отдельных его видов. Прирост либо уменьшение актива свидетельствует о расширении, либо сужении деятельности предприятия.

Безусловно, банкиры на первое место ставят увеличение доходности активов. Банк, имеющий постоянные хорошие расходы, способен своевременно осуществлять платежи, платить дивиденды акционерам, содержать высококвалифицированный персонал, манипулировать процентными ставками, привлекая новых клиентов и новые ресурсы. Для обеспечения высоких доходов банку необходимо умело управлять ресурсами, производить эффективное вложение средств.

Качество активов банка оказывает влияние на все аспекты банковских операций. Если заемщики не платят проценты по своим займом, чистая прибыль банка будет уменьшена. В свою очередь, низкие доходы (чистая прибыль) может стать причиной недостатка ликвидности. При недостаточном поступлении наличности банк должен увеличивать свои обязательства просто для того, чтобы оплатить административные расходы и проценты по своим имеющимся займам. Нестабильная (низкая) чистая прибыль также делает невозможным увеличение капитала банка. Плохое качество активов непосредственно влияет на капитал. Если предполагается, что заемщики не оплатят основные суммы своих долгов, активы требуют свою ценность, и капитал уменьшается. Слишком большое число непогашенных займов является самой распространенной причиной неплатежеспособности банков.

Дистанционный контроль и анализ качества активов является важной частью процесса банковского надзора.

Анализ актива баланса позволяет выявить структуру средств, тенденции ее изменения, возможные негативные и позитивные сдвиги.

Анализ активов банка проводится как по вертикали, так и по горизонтали.

Вертикальный анализ состоит в определении удельного веса основных статей активов баланса в общем объеме, а по горизонтали, предполагает выявление изменений как абсолютной величины средств, так и их структуры во временном аспекте.

Структура активов (в % к итогу) Таблица 2.1

Тыс. сом

Удельный вес, %

2009

2010

2011

2012

2009

2010

2011

2012

A1

Доходные активы всего(А2+А3+А6+А7+А8)

824358

1119347

1296516

1715223

71,70

58,50

54,80

76,7

A2

Ссуды и средства предоставленные банкам

133528

186055

55318

143644

11,60

9,70

2,30

6,4

A3

Ценные бумаги, купленные по РЕПО с оглашению

0

31043

0

0

0,00

1,60

0,00

0

A4

Ссуды и средства, предоставленные клиентам

701392

887915

1148234

1541463

61,00

46,40

48,60

68,9

A5

Минус: РППУ, предоставленным клиентам

37460

55161

90008

90005

3,30

2,90

3,80

4

A6

Ссуды и средства, предоставленные клиента - нетто

663932

832754

1058227

14551458

57,70

43,50

44,80

64,9

A7

Инвестиции, имеющиеся в наличие для продажи, за вычетом резервов под обесценение

1698

1409

1290

1167

0,10

0,10

0,10

0,10

A8

Инвестиции, удерживаемые до погашения

5200

68086

181681

118954

0,50

3,60

7,70

5,3

A9

Недоходные активы всего, тыс. сом(А10)

192116

541194

507769

333552

16,70

28,30

21,50

14,9

A10

Денежные средства и счета в НБКР

192116

541194

507769

333552

16,70

28,30

21,50

14,9

A11

Затраты на собственные нужды всего(А12+А13)

133927

252795

559884

188336

11,60

13,20

23,70

8,4

A12

Основные средства

59416

62739

70822

83094

5,20

3,30

3,00

3,7

A13

Прочие активы

74511

190056

489062

105242

6,50

9,90

20,70

4,7

A14

Активы, всего (А1+А9+А11)

1150461

1913336

2364169

2237111

100,00

100,00

100,00

100

*источник: финансовая отчетность ОАО РК «Аманбанк» за 2010 -2012 г

Данные табл. 2.1 показывают, что основным направлением вложений в активы на протяжении анализируемого периода являются доходные активы (А1), несмотря на то, что их доля в общей сумме активов баланса постепенно уменьшается с 2009 по 2012 гг. (71,70%, 58,50%, 54,80%,76,4). Соответственно и доля активов, которые не приносят доходов (А9),денежные средства и счета НБКР упали с 16,70% по состоянию на 31.12.2009 года до 14,9% на конец 2012 года, "такая тенденция указывает на возможность снижения эффективности (рентабельности) всей деятельности коммерческого банка в последующем, но они необходимы для поддержания ликвидности банка, т. е. для выполнения его обязательств перед клиентами по проведению их платежей и возврату ранее внесенных ими средств.
Абсолютная сумма доходных активов (А1) нестабильна, подвержена колебаниям. Если в 2010 году по отношению к 2009 году она уменьшилось на 58,50% , то в 2011 году уменьшилась до 54,80% от величины 2010 года, а в 2012 году составили 76,7%. Отставание темпов роста доходных активов по сравнению с темпами роста активов баланса привело к уменьшению их доли в структуре активов. При этом доля по выдаче кредитов (А6) участникам нестабильна и постепенно уменьшается - в 2009 году увеличилось на 11,6%, в 2010 году уменьшилось на -9,7%,а в 2011 году снизилось на-2,3%, в 2012 году составили 64,9%. Здесь наблюдается заметное снижение в 2011 году, что связано с нестабильностью политической ситуации в 2010 году, что также сказалось на снижении кредитов клиентам, нов 2012 году все нормализовалось.

Одновременно наблюдается рост вложения денежных средств в инвестиции, удерживаемые до погашения. В связи с можно предположить, что коммерческий банк; находится в поиске вариантов эффективного размещения денежных средств, помимо вложивших в кредитный портфель. Таким образом, коммерческий банк пытается сократить масштаб своей деятельности по кредитованию и получить доход другим способом.

Также наблюдается увеличение прочих активов с 74511 тыс.сом в 2009 году (6,5%0, до 190056 тыс. сом в 2010 году(9,9%), в 2011 году - 489062 тыс. сом(20,7%), в 2012 году - 105242 тыс. сом, т.е. приобретение собственных основных средств (зданий оборудования) и нематериальных активов. Такие вложения банка характеризуются крайне низкой ликвидностью и не приносят ему никаких доходов, но они необходимы для успешного развития банка, формирования его имиджа и укрепления позиций на кредитном рынке.

Критерием оценки качества активов коммерческого банка являются показатели их доходности (Таблица 2.2.).

Таблица 2.2

Анализ доходности активов ОАО РК«Аманбанк» (тыс. сом)

Наименование показателя

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г

Изменение (+;-)

Коэфф. роста(%)

1. Активы -всего в том числе:

1150461

1913336

2364169

2237111

-127058,0

-5,4%

1.1 доходные активы

824358

1119347

1296516

1715223

418707,0

32,3%

2. Всего доходов

128

28170

72264

87986

15722,0

21,8%

3.Коэффициенты доходности активов:

совокупных (стр2/стр 1 )

0

0,01

0,03

0,04

0,01

31,10%

доходных (стр1/ст1.1)

0

0,03

0,06

1,30

1,24

-6,00%

*источник: финансовая отчетность ОАО РК «Аманбанк» за 2010 - 2012 г

Положительную тенденцию имеют показатели, характеризующие доходность активов, это связано с тем, что темпы роста доходов банка не отставали от темпов роста его совокупных и производительных активов.

Коэффициент доходности активов показывает, если в 2010 году на каждые 100 сом всех активов приходилось 0,01 сом совокупных доходов, то в 2011 году 0,03 сом, а в 2012 году - 0,03. Доходность производительных активов увеличилось: в 2010 году на единицу производительных активов приходилось 0,03 сом доходов, а в 2011 году уже 0,06 сом, в 2012 году - 1,30 сом.

Таким образом, банку необходимо продолжать мероприятия, способствующие повышению уровня доходности его активов, улучшив их качественный состав.

Ниже представлены показатели качества активов:

Таблица 2.3 Коэффициенты качества активов

Расчет коэффициентов

Диапазон оптимальных значений

Значение коэффициента

2009г.

2010г.

2011г.

2012 г

Доходные активы/активы

0,75-0,85

0,71

0,58

0,54

0,77

Доходные активы/ платные пассивы (ссуды, ср.)

>1,0

6,2

6,0

23,4

6,7

Банковские займы/кредиты

>1,0

1,4

2,9

9,2

0,09

Кредиты /капитал

<8,0

2,19

2,53

2,66

3,6

Кредиты/обязательства

>0,7 - агрессивная политика <0,6 - осторожная политика <0,53 - нижний предел, ниже возможные убытки

0,78

0,52

0,53

0,67

РППУ/кредиты

<0,04

0,05

0,06

0,08

0,04

*источник: финансовая отчетность ОАО РК «Аманбанк» за 2010 -2012 г

Из анализа структуры активов уже было отмечено, что доля доходных активов в общем их объеме снижается. С учетом рекомендуемого; диапазона (0,75-0,85) их доля должна быть выше. Данный факт должен стать для менеджера банка сигналом к выработке плана действий, в котором необходимо предусмотреть меры по стабилизации возникшей ситуации. У банка такая возможность есть: отношение кредитов к капиталу позволяет это сделать без особого риска.

Наибольшую тревогу вызывают коэффициенты соотношения кредитов к обязательствам - в 2011 году он составил 0,53, но в 2012 году он нормализовался - 0,67. хотя несколько и улучшился по сравнению с 2010 годом, когда он указывал на убытки. Из данных видно, что в 2009 году банк вел агрессивную политику - 0,78, в 2010 упало- 0,52, конечно, это понятно из-за политических потрясений 7 апреля 2010 года, и в 2011 году банк вел политику, при которой были возможны убытки - 0,53., нов 2012 году происходит улучшение - 0,67.

Однако данные табл. 3 свидетельствуют о росте на покрытие потенциальных потерь по вложениям (РППУ). Так, по состоянию в 2009 году размер РППУ на 1 сом кредитных вложений составил 0,05, на 2010 году 0,06 и на 2011 году 0,08 . Высока доля просроченных кредитов - вместо оптимального значения менее 0,04 к общему портфелю , а их значение больше., но в 2012 году происходит улучшение - 0,04.

3. Проблемы и перспективы совершенствования управления активами банка

Структура и качество активов в значительной степени определяют ликвидность и платежеспособность банка, а, следовательно, его надежность. От качества банковских активов зависят достаточность капитала и уровень принимаемых кредитных рисков, а от согласованности активов и пассивов по объемам и срокам - уровень принимаемых валютного и процентного рисков.

Из анализа во второй главе мы видим, что все показатели находятся в пределах допустимых значений, однако динамика показателей показывает недостаточную эффективность работы банка.

Далее качество активов оценивают с позиции доходности. Наиболее важным показателем здесь выступает соотношение активов, приносящих доход ко всем активам банка. Этот показатель рассчитывается и оценивается в динамике.

Показатель отношения активов, приносящих доход к величине всех активов банка за весь анализируемый период находился почти на одном уровне, наблюдаются лишь не значительные изменения.

Результаты банка с большой натяжкой можно назвать положительными качество активов продолжает улучшаться на малыми темпами, чистая процентная маржа остается под давлением, а операционные расходы растут, из-за увеличения филиальной сети. С другой стороны, кредитный портфель банка наконец начал показывать положительную динамику, приток клиентских депозитов продолжается, а показатели рентабельности и достаточности капитала остаются высокими, что, с нашей точки зрения, в целом компенсирует вышеупомянутые недостатки.

Кредитование в банке развито не достаточно, т.к. высоки процентные ставки - до 30%. , это обусловлено в первую очередь высокой процентной ставкой НБ КР.

Поскольку существует вероятность кредитного риска - то есть невозврата выданной суммы/кредитов, согласно требованиям НБКР, банки должны предусмотреть расходы на создание резерва для покрытия кредитных потерь и убытков (РППУ). Согласно требованиям, норма отчислений в резерв на кредиты, по которым нет просрочек, составляет от 1 % до 5 % от объема кредитного портфеля. По кредитам, находящимся в просрочке, норма резерва значительно выше. Она достигает 100 %, в случае если кредит просрочен на срок более чем 180 дней.

В целом, можно сказать, что отчисления в РППУ колеблются от двух до десяти процентов, в зависимости от качества портфеля каждого банка. Можно предположить, что в среднем норма РППУ составляет от двух до трех процентов от суммы выданного кредита.

Также на процентные ставки по кредитам влияют операционные расходы и маржа.

Уровень маржи является разным для каждого отдельно взятого банка. Можно сказать, что в среднем маржа варьируется от двух процентов и выше, в зависимости от целей и миссии банка.

В заключение хотелось бы также отметить роль конкуренции и влияние конкурентных сил на процентные ставки. В последнее время усиливается конкуренция на рынке кредитования, и мы наблюдаем, что банки начинают более активно заходить на рынок микрофинансирования,. Растущая борьба за клиентов толкает банки к снижению процентных ставок и росту собственной эффективности. Для поддержания роста конкурентных сил необходимы позитивные сдвиги в экономике страны, разумные действия государственных органов и законодательство, которое будет способствовать дальнейшему развитию финансовых институтов и усилению конкуренции на рынке.

Итак, в стоимость процентной ставки по кредитам закладываются в основном следующие переменные: стоимость привлеченных средств, операционные расходы, плановая норма прибыли с учетом рисков, связанных с кредитованием.

Для их снижения главное условие - укрепление политической и экономической стабильности в стране, уверены специалисты. Это неоспоримо приведет к снижению внешних рисков, влияющих на формирование процентной ставки по кредитам. Также необходимо создать все условия для привлечения инвестиций и долгосрочных дешевых кредитных ресурсов.

Национальным банком совместно с коммерческими разработан программный документ "Основные направления развития банковского сектора на 2012-2014 годы", одной из задач которого является снижение уровня процентных ставок по кредитам. Утвержден план мероприятий по оптимизации процентных ставок в микрофинансовом секторе. В нем предусмотрены такие меры, как оптимизация стоимости обслуживания кредитов, исследование ценообразования в микрофинансовом секторе, внедрение принципов добросовестного кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг.

Структура активов считается целесообразной, если обеспечивает необходимую ликвидность. Принцип ликвидности находится в противоречии с принципом доходности; их гармонизация является содержанием управленческой работы. Для защиты от риска неликвидности и неправильного управления кредитным портфелем банка, приведшему к невозврату ссуд, банку необходимо предусмотреть создание общих и специальных резервов для покрытия не погашенной в срок задолженности. Резерв должен быть создан под все ссуды каждого клиента в зависимости от уровня кредитного риска по нему.

ОАО РК «АманБанк» старается привлечь как можно больше клиентов из числа юридических лиц. Именно средства (депозиты до востребования) на счетах юридических лиц считаются подвижным ресурсом банков, что заставляет коммерческие банки постоянно держать на достаточном уровне свои высоколиквидные активы. Несмотря на мобильность этих средств, в среднем по коммерческим банкам они выступают стабильным ресурсом. Отсюда банки, заинтересованные в клиентах, особенно финансово устойчивых, имеющих постоянно на счетах денежные средства, стремятся привлечь предприятия путем предоставления дополнительных услуг владельцам счетов и повышения качества обслуживания.

И работа ОАО РК «АМАНБАНК» в данном направлении дает свои положительные результаты - так, за последний год число клиентов банка увеличилось в два раза. Клиентами Банка являются такие крупные предприятия и учреждения как: Кыргызгаз,Бишкекский мелькомбинат, ЗАО «Акун», ОсОО «Козу Баглан», «КыргызПетролиумКомпани», ОАО «Келечек», ОАО «Марьям», АО «Ошремстрой»,«Евросеть» и т.д.

Несмотря на отсутствие свободных дешевых денежных ресурсов, банк смог, благодаря оперативному и оптимальному управлению активами, обеспечить высокую платежеспособность и без промедления отвечать по своим обязательствам, а также осуществлять платежи на любую сумму и в любую точку мира.

Перспективы по совершенствованию управления активами на основе международного опыта.

Управление активами ОАО РК «Аманбанк» - это пути и порядок размещения собственных и привлеченных средств, то есть это распределение на наличные деньги, инвестиции, ссуды и другие активы. Особое внимание при размещении средств уделяется ссудным операциям и инвестициям в ценные бумаги.

На основе проведенного анализа, можно сделать следующий вывод, что банку необходимо разработать мероприятия, способствующие повышению уровня доходности его активов, улучшив их качественный состав за счет увеличения доли производительных активов, рационального распределения собственных и привлеченных средств на наличные деньги, инвестиции, ссуды и другие активы. Особое внимание при размещении средств должно уделяться ссудным операциям и инвестициям в ценные бумаги.

Решением проблемы размещения средств является «покупка» таких активов (предоставление ссуд и инвестиций), которые могут принести наивысший доход на приемлемом уровне риска. Значительная часть привлеченных банком средств подлежит оплате по требованиям или с очень коротким сроком уведомления. Поэтому условиями разумного управления банком является обеспечение способности удовлетворять требования вкладчиков и наличие денежных средств, достаточных для удовлетворения потребностей в кредите клиентов банка.

Несмотря на общие тенденции в составе и структуре активов ОАО РК «Аманбанк», банк должен стремится к созданию рациональной структуры активов, которые зависят, прежде всего, от качества активов.

При размещении средств перед банком всегда стоит задача разрешения конфликта между ликвидностью и прибыльностью. Держатели акций банка заинтересованы в более высоких доходах, получаемых за счет вложения средств в долгосрочные ценные бумаги, кредитовании заемщиков с сомнительной кредитоспособностью и сокращении неиспользуемых остатков, но эти действия ухудшают ликвидность банка, необходимую для изъятия вкладов и для удовлетворения спроса на кредит со стороны давних клиентов. В попытках разрешить дилемму «ликвидность - прибыльность» существует три подхода к управлению активами. У каждого из этих методов имеются плюсы и минусы. При решении конкретных задач коммерческого банка менеджеры могут использовать элементы управления активами любого из методов и их сочетания. В период избытка средств можно широко использовать метод общего фонда средств. Второй метод - распределение активов или конверсия средств, третий - связан с научным управлением и применением ЭВМ. При использовании любого из методов нужно тщательно сопоставлять предельные издержки по привлечению средств с предельно возможными доходами от активных операций.

В основе метода общего фонда средств лежит принцип объединение всех ресурсов. Средства в банк поступают из различных источников, включая вклады до востребования, сберегательные, срочные вклады, а также собственный капитал банка. Затем эти средства распределяются между теми видами активов, которые считаются подходящими. В этой модели неважно, из какого источника поступили средства, пока их размещение содействует достижению поставленных перед банком целей.

Этот метод требует от менеджеров равного соблюдения принципов ликвидности и прибыльности. Средства размещают в такие виды активных операций, которые наиболее полно соответствуют этим принципам.

Особое внимание банкиры уделяют первичным активам, которые могут быть немедленно использованы для выплаты изымаемых вкладов и удовлетворения заявок на кредиты. Это главный источник ликвидности банка.

К первичным резервам относятся наличные деньги в сейфе и чеки, платежные документы в процессе инкассирования, средства на корреспондентских счетах в других банках, средства на резервном счете Национального банка.

Вторичные резервы включают высоколиквидные доходные активы, которые с минимальной задержкой и небольшим риском можно превратить в наличные средства. К ним относятся активы, составляющие портфель ценных бумаг и средства на ссудных счетах.

После определения размеров первичных и вторичных резервов банк может предоставлять клиентам ссуды. Ссуды - это самая главная часть банковских активов, а доходы по ссудам - самая крупная составляющая банковской прибыли.

В последнюю очередь при размещении средств определяется состав портфеля ценных бумаг. Назначение портфеля инвестиций - приносит банку доход и быть дополнением резерва второй очереди по мере приближения срока погашения долгосрочных ценных бумаг.

Метод распределения активов устанавливает, что размер необходимых банку ликвидных средств зависит от источников привлечения фондов. С помощью этого метода разграничиваются источники средств в соответствии с нормативами обязательных резервов и скоростью их обращения. Например, вклады до востребования требуют более высокой нормы обязательных резервов, чем срочные вклады, и скорость их оборота также выше, чем у других вкладов. По этой модели в банке как бы существуют центры или «банки внутри банка» - банк вкладов до востребования, банк сберегательных вкладов, банк срочных вкладов и банк

Многие авторы по-разному определяют основные направления активных операций. Выделим некоторые из них. В целях эффективной реализации стратегии банка в области кредитования и управления кредитными рисками в ОАО "Аманбанк " разработано Положение "О внутренней кредитной политике ОАО РК " Аманбанк " для дальнейшего совершенствования кредитного процесса путем достижения максимизации доходности и минимизации рисков".

В частности в данном Положении даются ограничения по портфелю кредитов ОАО РК " Аманбанк ":

Риск на одного заемщика:

- для лиц, связанных с банком особыми отношениями

не более 15 %

- для прочих заемщиков

не более 25 %

Общая сумм рисков по заемщикам, связанным с банком особыми отношениями

не более 100 %

Одному финансовому институту

не более 25 %

Предприятиям и корпорациям одной отрасли

не более 125 %

Связанным отраслям промышленности к общей сумме портфеля кредитов. По срокам кредитования:

- долгосрочные кредиты (сроком более 3-х лет)

не более 10 %

- среднесрочные кредиты (сроком от 1 года до 3-х лет)

не более 50 %

- краткосрочные кредиты (сроком до 1 года)

не менее 40 %

По качеству кредитного портфеля:

- уровень просроченных кредитов

не более 10 %

- уровень проблемных кредитов

не более 18 %

- отношение суммы сформированных провизии к общему ссудному портфелю

не более 8 %

По кредитным рискам:

- кредитные вложения в одну область

не более 40 %

- кредитные вложения в одну отрасль

не более 25 %

- группе предприятий (связанных заемщиков )

не более 20 %

Также функция контроля за рисками относится и к деятельности рядовых банковских работников, руководителей различного уровня и учредителей. В целом реализация функций контроля за риском в банке является итогом использования различных систем управления риском применения ряда методик и результатом каждодневной деятельности конкретных подразделений банка. В конкретном итоге она зависит от степени проработанности организационной структуры, правильности подбора персонала и, наконец, эффективности оперативного контроля за отдельными операциями непосредственно на рабочих местах.

Для точного учета риска большинство операций следует рассмотреть с разных позиций. Каждое структурное подразделение банка обладает одной из частей информации, нужной для всестороннего анализа риска при осуществлении той или иной операции. То же справедливо и в отношении специалистов, способных оценивать риск.

Контроль за риском входит в обязанности как менеджеров, так и акционеров (прежде всего учредителей банка). Если первые ответственны за определенный контроль, то стратегический контроль за деятельностью банка и самого его оперативного руководства может быть реализован только собственниками. Если учредители банка не создают действенных механизмов контроля на уровне совета директоров и при этом не участвуют в каждодневном руководстве банка, существует мало шансов, что их средства, инвестированные в банк, дадут ожидаемую отдачу. При всей важности правильных систем и методик контроля и риском, другим необходимым условием надежности кредитной организации является заинтересованность в системе ее высшего руководства и его деловые качества.

Очевидно, что в первую очередь банковскому руководству высшего звена следует правильно расставить кадры на местах и правильно организовать ресурсное обеспечение деятельности подчиненного им учреждения. Недостаточное кадровое, материально- техническое и финансовое обеспечение конкретных операций подразделений банка приводит к появлению неоправданного риска.

Например, у банка имеется хороший аналитический отдел и операции с производными финансовыми инструментами (дериватами), осуществляемыми его казначейством, хорошо обоснованы. Однако, если банк не обладает развитой компьютерной системой и высококлассными специалистами в данной области, а соответствующее программное обеспечение устарело, не следует ожидать положительных результатов от нового вида деятельности.

Эффективный внутренний управленческий контроль также играет ключевую роль для контроля за рисками. Задача - минимум сводится к четкому определению и разграничению должностных полномочий, обеспечению двойного контроля, ротации кадров, а также выделению на эти цели необходимого рабочего времени.

В заключении необходимо отметить, что все перечисленные выше методы уменьшения или ухода от риска имеют множество вариаций, используемых в зависимости от конкретной ситуации.

В частности можно попытаться дать практические рекомендации по уменьшению или уходу от риска неплатежа и не возврата кредита, рассмотрев практически одну из программ кредитования ОАО РК «Аманбанк». Возьмем и рассмотрим программу кредитования на потребительские нужды физическим лицам. Программа кредитования предусматривает следующие условия предоставления кредита:

возможный заемщик должен работать в организации, которая в обязательном порядке участвует в зарплатном проекте ОАО «АманБанк». Другими словами заемщик должен в обязательном порядке перечислять начисленную в организации заработную плату в какое-либо расчетно-кассовое отделение ОАО «Аманбанк» на лицевой счет и получать заработную плату через сберегательную книжку или через пластиковую карточку (Элкарт) ОАО «Аманбанк». Это в основном работники предприятий бюджетной сферы и РГП «КыргызстанТемиржолу», а также предприятия заключившие соответствующее соглашение в филиале банка. Реализуя это условие банк получает возможность контролировать получение дохода у своих заемщиков. Тем самым снижается риск возможного неплатежа со стороны заемщика. В случае же задержки в оплате ежемесячного взноса банк , согласно договора между заемщиком и банком , имеет право и возможность безакцептного списания со счета заемщика. А в случае злостного неплательщика имеет возможность и полностью расторгнуть договор в одностороннем порядке и взыскать не только сумму ежемесячного взноса, но и полностью сумму кредита вместе с суммой начисленных штрафных процентов.

другое условие получение кредита - это возрастные ограничения. По регламенту ОАО РК «Аманбанк» заем может быть выдан гражданам старше 23 лет, но не достигших 63 лет. Тем самым уменьшается риск невозврата по объективным причинам: для лиц младше 23 лет призыв в Вооруженные Силы, изменение семейного положения, отсутствие постоянной работы, отсутствие образование или недостаточная квалификация работника и низкий нестабильный доход заемщика. Для лиц старше 63 лет: отсутствие работы, уход на пенсию, возможные проблемы со здоровьем, и возможная смерть заемщика.

следующее условие - это гарантии возврата кредита. Такие гарантии достигаются путем залога или же заклада имущества обладающего высокой степенью ликвидности, либо залога депозитного вклада находящегося в банке, либо гарантия предприятия (юридического лица), либо гарантия физического лица. Здесь также стоит проанализировать степень возможного риска в каждом из приведенных выше вариантов гарантии возврата кредита.

Самой низкой степенью риска конечно же обладает вариант с залогом депозитного вклада находящегося в самом банке. При правильном оформлении документов залога риск практически отсутствует. Другими словами - это самый предпочтительный вариант.

Следующий по степени риска - это залог (заклад) движимого и недвижимого имущества. Этот вариант достаточно надежная гарантия возврата кредита, но этот вариант требует от кредитного специалиста или залогового инспектора более глубокого анализа перспектив развития своего региона. Наиболее часто кредиты выдаются на срок от полугода до года. Цена имущества может как вырасти, так и наоборот упасть за этот срок. И в случае не возврата кредита цена залога может не обеспечить полностью всех затрат по выданному кредиту.

Следующий вариант уменьшения риска - это гарантия юридического лица. При стабильной работе предприятия этот вариант достаточно надежен. Однако для полной уверенности в стабильности предприятия необходимо проведение полной аудиторской проверке, либо анализа проведенного работниками банка. Стоимость услуг аудита оплачивается предприятием. Соответственно многие руководители отказываются от предоставления гарантии своим работникам. Кроме этого не каждый руководитель соглашается на ревизию работниками аудита или даже работниками банка, из-за конфиденциальности многих документов и проводимых сделок.

следующее условие - это ограничение максимально возможной суммы кредита. Расчет максимально возможного кредита проводиться в два этапа:

Сначала производиться расчет платежеспособности клиента на основе справок о доходе (заработной плате)

При этом соблюдается еще такое условие. Сумма планируемых ежемесячных взносов по возможному кредиту и сумма уже имеющихся удержаний по справке о заработной плате (подоходный налог, пенсионные удержания и др.) в общей сумме не должны превышать 50% от суммы начисленной заработной платы. Это условие должно соблюдаться как у заемщика, так и у гаранта если таковой имеется.

Это условие в целом гарантирует, что сумма кредита не будет превышать той суммы, которую заемщик может погашать без ущерба для общесемейного дохода.

Другое условие кредитования - это целевое использование выданных сумм. Достигается это тем, что сумма кредита не выдается наличными средствами, а перечисляется безналичным расчетом в какую-либо организацию согласно заявления клиента. Например:

а) в учреждения Министерства здравоохранения в случае если цель кредита на лечение;
б) в учреждения Министерства науки и образования - если цель получения кредита на получение образования;
в) в различные санатории, туристические агентства - если цель получения кредита на отдых или лечение;
г) в магазины, в учреждения торговли, на предприятия за какой-либо товар - если цель получения кредита на покупку товаров народного пользования;

При безналичном кредитовании легче произвести мониторинг целевого использования кредита, что также уменьшает банковский риск не возврата кредита.

следующие несколько условий можно охарактеризовать так. Это внимательный, правильный подход к проверке личных документов клиента подавшего заявление на получение кредита:

а) кредит выдается только по удостоверению личности. Временные удостоверения, вид на жительство для нерезидентов, удостоверение личности с просроченным сроком действия, удостоверения личности на другие фамилии (в связи с замужеством и т.п.), удостоверения личности с местом жительства в другой области, военные билеты и служебные удостоверения для военнослужащих, заграничные паспорта, паспорта других государств - по этим документам кредиты не оформляются;
б) кредит оформляются только по предъявлению подлинника справки о регистрации налогоплательщика (РНН). В справке должна быть печать, дата, и соответствующая фамилия, имя отчество;
в) Справка КСК, администрации поселка или другого органа о составе семьи и действительном месте жительства заявителя. Справка адресного стола Отдела миграционной полиции не подходит, так как такая справка отражает место прописки что может не соответствовать месту жительства;

- Имеются также лимитные ограничения по суммам и срокам кредитования. Кредиты в сом выдаются только на срок до одного года. В срок свыше года кредит выдается только в долларах США. Также кредиты в сумме свыше 1000 долларов США выдаются только в долларах США, тем самым уменьшаем возможный риск изменения курса доллара в сторону увеличения по отношению к национальной валюте - сом.

Кроме того гарантия физического лица допускается только при суммах кредита до 1000 долларов США или эквивалентной сумме в сом по курсу Национального Банка Республики Кыргызстан. В настоящий момент планируется уменьшение возможной суммы под гарантию физического лица до 500 долларов США или эквивалентной суммы в национальной валюте. Кредиты в сумме свыше установленной суммы могут быть получены только под гарантию юридического лица или под гарантию залога или заклада.

Изучив практический опыт выдачи кредитов на потребительские цели в ОАО «Аманбанк» и условия кредитования можно сделать вывод, что нельзя полностью исключить риск не возврата выданных кредитов. Этот вывод мы сделали только рассматривая сами условия выдачи кредита. Здесь большое значение в уменьшении степени риска имеет квалификация работников службы кредитования. А также возможно в некотором изменении самих правил и условий выдачи кредита населению.

актив баланс процентный банк

Заключение

Работа написана на примере ОАО РК «Аманбанк», который входит в число 22 банков функционирующих на территории Кыргызстана.

Результаты исследования свидетельствую о том, что в целом по банку валюта баланса за анализируемый период неизменно повышалась. Наибольший удельный вес в составе активов за весь анализируемый период занимает такая статья, как ссуды. О работе ОАО РК «АманБанк» в последнее время можно судить тем, что в 2007 году Центробанк РФ внёс ОАО РК «АманБанк» в "чёрный список" банков, с которыми запрещалось иметь дела всем российским финансовым учреждениям. Причина - сомнительные банковские операции, которые проворачивала команда Максима Бакиева, захватившая "Аманбанк" после мартовской революции 2005 года. С 1 июля 2008 года, пришлось заново поднимать самое главное - репутацию банка, но "Аманбанк" быстро вернул утраченные позиции, был вычеркнут из всевозможных "чёрных списков", восстановил отношения с партнёрами.


Скачать архив (44.2 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: