Главная » Банковское дело |
ВВЕДЕНИЕ Роль банковской системы в экономике страны огромна - она является источником роста валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня и качества жизни. Эффективность работы банковской системы складывается из деятельности конкретных банков, которые на своем микроуровне оказывают влияние на экономику. Целью написания отчета по практике является отражение и обобщение знаний, умений, полученных при прохождении практики в банке. Задачи практики являются: - усвоение и экономическое осмысление основ организации работы банка; изучение порядка осуществления банковских операций, их документального оформления; приобретение опыта работы с электронно-вычислительной техникой и оргтехникой; подбор материалов для выполнения дипломной работы; овладение навыками систематизации, анализа цифровых данных, формулирования выводов и предложений. Информационной, методологической базой исследования выступили нормативные акты, регулирующие деятельность банков, отчетность банка, внутренние документы, регламентирующие функционирование ЗАО "Идея Банк". Данная работа представляет собой реальное отражение организационного, финансового положения рассматриваемого банка, проводимые им операции и конкретные предложения по проведению ряда мероприятий, полезных для повышения эффективности его операций.
1. Правовые основы создания, деятельности банка
ЗАО «Идея Банк» является коммерческой организацией с иностранными инвестициями, зарегистрированной в порядке, установленном банковским законодательством Республики Беларусь. Решение об изменении наименования Банка с закрытого акционерного общества «ЮнионБанк» на закрытое акционерное общество «Сомбелбанк» принято Общим собранием акционеров 28.05.2004 года. Изменения и дополнения, внесенные в Устав Банка, связанные с изменением наименования, зарегистрированы Национальным банком Республики Беларусь 01.06.2004 года. Решение об изменении наименования банка с закрытого акционерного общества «Сомбелбанк» на закрытое акционерное общество «Идея Банк» принято Общим собранием акционеров 12.12.2012 года. Банк входит в единую банковскую систему Республики Беларусь, является кредитно-финансовой организацией, имеющей исключительное право привлекать денежные средства физических лиц и (или) юридических лиц на счета и (или) во вклады (депозиты) и размещать указанные выше привлеченные денежные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, открывать и вести банковские счета физических и (или) юридических лиц, а также осуществлять иные банковские операции и виды деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Банк создан в форме закрытого акционерного общества и в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь, другим законодательством Республики Беларусь, настоящим Уставом. Банк является юридическим лицом, имеет обособленное имущество (самостоятельный баланс), может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде, иметь печати, штампы со своим наименованием, эмблему и другую необходимую атрибутику юридического лица. Банк вправе создавать филиалы, осуществляющие все или часть банковских операций, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) Национального банка Республики Беларусь на осуществление банковской деятельности. Банк вправе осуществлять банковские операции и (или) иную деятельность вне места нахождения Банка, его филиала путем создания структурных подразделений, в том числе передвижных, расположенных вне места нахождения Банка, его филиала и не имеющих самостоятельного баланса (центров банковских услуг, расчетно-кассовых центров, обменных пунктов и других структурных подразделений), либо путем создания удаленных рабочих мест. Банк обязан уведомить Национальный банк о создании, изменении места нахождения и закрытии таких структурных подразделений и удаленных рабочих мест в порядке и сроки, установленные Национальным банком. Банк для осуществления целей и задач, определенных настоящим Уставом, по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь вправе выступать учредителем (участником) коммерческих организаций в порядке и на условиях, определенных законодательством. Банк в тридцатидневный срок после принятия Общим собранием акционеров Банка решения вносит в настоящий Устав соответствующие изменения и дополнения и предоставляет их в установленном порядке для государственной регистрации. Основными целями и задачами банка являются: ● осуществление всех видов банковских операций и иной деятельности, направленной на извлечение прибыли, с учетом ограничений, установленных статьей 14 Банковского кодекса Республики Беларусь; ● развитие товарно-денежных и рыночных отношений путем предоставления клиентам Банка всего комплекса банковских услуг; ● привлечение дополнительных ресурсов для инвестиций в различные сферы экономики Республики Беларусь; ● содействие интеграционным процессам в сфере международных финансовых отношений. Банк осуществляет банковские операции в соответствии с лицензией: ♦ привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц на счета и (или) во вклады (депозиты); ♦ размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; ♦ открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц; ♦ осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов; ♦ валютно-обменные операции; ♦ выдача банковских гарантий; ♦ доверительное управление фондом банковского управления на основании договора доверительного управления фондом банковского управления; ♦ доверительное управление денежными средствами по договору доверительного управления денежными средствами; ♦ выпуск в обращение (эмиссия) банковских платежных карточек; ♦ выпуск в обращение (эмиссия) электронных денег; ♦ финансирование под уступку денежного требования (факторинг); ♦ выдача ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счета; ♦ предоставление физическим и (или) юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для банковского хранения документов и ценностей денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.; ♦ перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей между банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставка таких ценностей клиентам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Помимо банковских операций, указанных выше, Банк в соответствии с законодательством вправе осуществлять: поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме; лизинговую деятельность; консультационные и информационные услуги; выпуск (эмиссию), продажу, покупку ценных бумаг и иные операции с ценными бумагами: зачет взаимных денежных и других финансовых требований и обязательств и определение чистых позиций (клиринговая деятельность); операции в Республике Беларусь и за ее пределами с памятными банкнотами, памятными и слитковыми (инвестиционными) монетами, являющимися законным платежным средством Республики Беларусь, по цене не ниже номинальной; иную предусмотренную законодательством Республики Беларусь деятельность, осуществляемую для собственных нужд и (или) необходимую для обеспечения осуществления банковских операций, за исключением осуществления страховой деятельности в качестве страховщиков. На основании специального разрешения (лицензии), с согласия Национального банка Республики Беларусь, Банк вправе осуществлять профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам. Правила и порядок осуществления банковских операций устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь. Органами Банка являются органы управления Банка и его контрольные органы. Органами управления Банка являются: Общее собрание акционеров Банка; Совет директоров Банка; Правление Банка - коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый Председателем Правления Банка. Высшим органом управления Банка является Общее собрание акционеров Банка. Общее собрание акционеров Банка состоит из Акционеров и (или) назначенных ими представителей, иных лиц, имеющих право на участие в Общем собрании акционеров Банка в соответствии с законодательством. Голосование в Общем собрании акционеров Банка производится по принципу: одна простая (обыкновенная) акция дает право на один голос. Право голоса лиц, участвующих в голосовании на Общем собрании акционеров Банка, не может быть ограничено. К исключительной компетенции Общего собрания акционеров Банка вносится: • изменение устава Банка; • изменение размера уставного фонда Банка; • избрание членов Совета директоров Банка и Ревизионной комиссии Банка и досрочное прекращение их полномочий, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством полномочия члена (членов) Совета директоров Банка прекращаются без принятия решения Общего собрания акционеров Банка; • утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, отчетов о прибыли и убытках Банка; • распределение прибыли и убытков Банка при наличии и с учетом включения Ревизионной комиссии и аудиторской организации (аудитора индивидуального предпринимателя) и выплата дивидендов; • решение о реорганизации Банка и об утверждении передаточного акта или разделительного баланса; • решение о ликвидации Банка, создание ликвидационной комиссии, назначении ее председателя или ликвидатора и утверждение промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов, за исключением случаев, когда решение о ликвидации этого Банка принято регистрирующим органом или судом в соответствии с законодательством; • определение размера вознаграждений и компенсации расходов членам Совета директоров, Ревизионной комиссии Банка за исполнение ими своих обязанностей: • утверждение в случаях, предусмотренных законодательством, локальных нормативных правовых актов Банка; • принятие и утверждение решения о выпуске Банком акций; • предоставление иным органам управления Банка права принятия решений отдельным вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции Общего собрания акционеров Банка; • определение порядка ведения Общего собрания акционеров Банка в части не урегулированной законодательством, уставом и локальными нормативными правовыми актами Банка; • принятие решения о приобретении Банком акций собственного выпуска; • принятие решения о консолидации либо дроблении акций и внесении соответствующих изменений в настоящий Устав относительно номинальной стоимости и количества акций Банка. Основными функциональными подразделениями банка, являются следующие службы: • руководство; • юридический отдел - правовое обеспечение работы филиала и содействие другим службам в обеспечении соблюдения законности в деятельности филиала; защита имущественных прав и законных интересов филиала. • отдел по работе с персоналом - оформление документов при приеме, переводе, перемещении и увольнении работников, предоставлении им отпусков; подготовка приказов по личному составу, на командировки. • финансово-экономический отдел - планирование деятельности филиала по важнейшим показателям, разработка бизнес-плана филиала; планирование и доведение установленных прогнозных экономических показателей до структурных подразделений филиала; проведение анализа итогов работы филиала и подготовка предложений по обеспечению устойчивого его функционирования. • отдел бухгалтерского учета - ведение бухгалтерского учета банковских, внутрибанковских и хозяйственных операций; составление бухгалтерской отчетности и т.д. • отдел по работе с физическими лицами - привлечение средств физических лиц; прием платежей и взносов от физических лиц в пользу сторонних организаций; оказание услуг физическим лицам по переводам средств внутри системы банка; заключение договоров с физическими лицами об открытии карт-счетов, по выдаче пластиковых карточек. • отдел по работе с юридическими лицами - заключение с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоров на расчетно-кассовое обслуживание; организация работы по продаже юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям полного спектра банковских продуктов и услуг. • отдел кредитования населения - оформление, выдача и сопровождение кредитов; осуществление контроля за целевым использованием предоставленных кредитов; контроль за погашением кредитов и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации просроченной и сомнительной задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам. • отдел кассовой работы и инкассации - организация, контроль и осуществление в филиале и структурных подразделениях работы с наличными белорусскими рублями, иностранной валютой и другими ценностями, операций банковского хранения ценностей, формированию сумок с денежной наличностью для подведомственных подразделений и клиентов. • отдел внутреннего аудита - проведение документальных ревизий отделений и операционного отдела филиала; контроль за устранением недостатков, выявленных в ходе документальных ревизий отделений и операционного отдела филиала. • отдел автоматизации - обеспечение функционирования вычислительной техники и оргтехники, банкоматов, терминалов, инфокиосков, техники связи; внедрение и сопровождение программного обеспечения. • валютный отдел - выполнение функций агента валютного контроля; управление валютной позицией; курсообразование на валютных рынках. • отдел безопасности - вопросы экономической безопасности. • отдел обеспечения деятельности банка - вопросы хозяйственного и транспортного обслуживания, канцелярии, материально-технического обеспечения. • операционный отдел - расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. • отделения; • обменные пункты валют - осуществление валютно-обменных операций с участием физических лиц. Трудовые отношения работников Банка регулируются законодательством с учетом положений настоящего Устава, условиями трудовых договоров и (или) контрактов, а также Правилами внутреннего трудового распорядка и должностными инструкциями. Банк гарантирует права своих работников на нормальные условия труда, социальную защиту, минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством. Работник Банка обязан соблюдать условия трудового договора и (или) контракта, выполнять приказы и распоряжения руководителя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, повышать свой профессиональный уровень, обеспечивать надлежащее качество и высокую культуру обслуживания юридических и физических лиц - клиентов банка, строго соблюдать финансовую дисциплину. Банк независим в осуществлении своей деятельности и строит свои отношения с иными лицами на договорной основе. ЗАО «Идея Банк» осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление банковской деятельности Национального банка Республики Беларусь № 25 от 3 июня 2013года (Приложение В). Настоящая лицензия выдана в соответствии с законодательством Республики Беларусь Закрытому акционерному обществу «Идея Банк» (ЗАО «Идея Банк») на осуществление следующих банковских операций: 1. привлечение денежных средств физических и юридических лиц на счета и во вклады (депозиты); . размещение привлеченных денежных средств физических и юридических лиц на счета и во вклады (депозиты) от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; . открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; . осуществление расчетного и кассового обслуживания физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов; . валютно-обменные операции; . выдача банковских гарантий; . доверительное управление денежными средствами по договору доверительного управления денежными средствами; . выпуск в обращение (эмиссия) банковских платежных карточек; . выдача ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счета; 10. финансирования под уступку денежного требования (факторинг). 2. Документация и документооборот в банке кредитование кассовый депозитный банк Все операции банков (расчетные, кассовые, кредитные и др.) совершаются в банке и отражаются в бухгалтерском учете на основании расчетно-кассовых документов, оформленных в установленном законодательством порядке. Расчетно-кассовые документы поступают в банк от клиентов, от других банков, а также составляются в банках и содержат необходимую информацию о характере операций, позволяющую проверить их законность и осуществлять банковский контроль. Все расчетно-кассовые документы по характеру отражаемых операций подразделяются на: кассовые; мемориальные; внебалансовые. Кассовые документы используются при оформлении операций, регламентированных нормативными правовыми актами Национального банка по ведению кассовых операций в банках Республики Беларусь. Мемориальными документами производится оформление безналичных операций банка и его клиентов. К мемориальным документам (бумажным или электронным) относятся расчетные документы, мемориальные ордера. Мемориальные документы применяются для совершения и отражения в бухгалтерском учете операций банка и клиентов по безналичному перечислению средств в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. Мемориальными ордерами также оформляются внутрибанковские операции. Внебалансовыми документами оформляются все операции по внебалансовым счетам. К внебалансовым документам относятся приходные и расходные внебалансовые ордера. При оформлении расчетно-кассовых документов должны соблюдаться следующие требования: при составлении расчетно-кассовых документов используются формы документов, изготовленные типографским способом либо составленные с использованием технических средств; расчетные документы (бумажные или электронные) должны оформляться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка по осуществлению безналичных расчетов; документы по кассовым операциям должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Национального банка по ведению кассовых операций в банках; для осуществления валютных операций представляются документы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами Национального банка; денежные чеки и первые экземпляры расчетных документов, представляемые в банк клиентами, должны иметь подписи уполномоченных лиц и оттиск его печати, соответствующие карточке с образцами подписей и оттиска печати; исправления в расчетно-кассовых документах не допускаются; расчетно-кассовые документы составляются в количестве экземпляров, достаточном для совершения бухгалтерских записей по всем затронутым данной операцией лицевым счетам. Банк отказывает клиенту в приеме расчетно-кассовых документов, если данные документы оформлены с нарушением требований законодательства Республики Беларусь либо когда удостоверение прав распоряжения счетом вызывает у банка сомнение. Расчетно-кассовые документы, на основании которых совершаются бухгалтерские записи, должны иметь: ● контировку, то есть обозначение номеров счетов по дебету и кредиту, по которым должна быть проведена эта запись; ● дату проводки; ● подпись ответственного исполнителя, а по операциям, подлежащим дополнительному контролю, - подпись контролера. Электронные мемориальные документы удостоверяются электронной цифровой подписью соответствующих работников. Предоставление работникам банка права единоличной или контрольной подписи на расчетно-кассовых документах оформляется приказом (распоряжением) руководителя банка с указанием: фамилии, имени, отчества должностного лица; наименования должности; характера предоставленного права подписи. На основании вышеуказанного приказа (распоряжения) оформляются образцы подписей. Образцы подписей заверяются подписями руководителя банка и главного бухгалтера банка и печатью банка. Право единоличной подписи на расчетно-кассовых документах предоставляется ответственным исполнителям. Право контрольной подписи на расчетно-кассовых документах, подлежащих дополнительному контролю, имеют все ответственные исполнители, на которых возложено оформление операций в банке, а также по должности руководители и главные бухгалтеры банков, их заместители. Образцами подписей работников банка с указанием характера подписи (единоличная или контрольная) снабжаются все работники, проверяющие и отражающие документы в бухгалтерском учете. Контролеры должны пользоваться своими экземплярами образцов подписей работников банка, а также образцов подписей и оттисков печатей на документах, представляемых клиентами. Контролерам запрещается пользоваться теми же экземплярами образцов подписей и оттисков печатей клиентов и образцов подписей работников банка, которыми пользуются ответственные исполнители. Главный бухгалтер или лицо, им уполномоченное, обеспечивает своевременное внесение изменений в образцы подписей работников банка. Один комплект образцов подписей работников банка обязательно находится у главного бухгалтера для учета лиц, которым предоставлено право той или иной подписи на расчетно-кассовых документах. Предоставление права контрольной подписи тому или иному должностному лицу не исключает возможности выполнения этим лицом (кроме главного бухгалтера) функций ответственного исполнителя по определенному кругу операций. В таком случае им контролируются документы по операциям, выполняемым другими работниками банка. Должностное лицо банка, подписавшее документ, несет ответственность за правильность совершаемой по этому документу бухгалтерской операции в банке. Ответственные исполнители, которые подписали какой-либо расчетно-кассовый документ, не имея на то права, отвечают за этот проступок в дисциплинарном порядке, а при наличии в их действиях состава преступления привлекаются к уголовной ответственности. В таком же порядке несут ответственность ответственные исполнители, имеющие право подписи, в случае превышения ими своих полномочий. Подписями ответственных исполнителей оформляются экземпляры документов, которые предназначены для хранения в банке в качестве оправдательных по совершенным операциям, а также экземпляры, подлежащие приложению к выпискам по счетам клиентов и отправляемые по межбанковским расчетам в другие банки. Подвергаются дополнительному контролю расчетно-кассовые документы: по операциям с ценными бумагами; по размещению денежных средств банка во вклады (депозиты) и долгосрочные финансовые вложения; по операциям с текущими (расчетными), вкладными (депозитными), ссудными и другими счетами физических лиц; по возврату средств, привлеченных банком во вклады (депозиты); по списанию суммы неустойки (штрафа, пени), не взысканной одновременно с основным платежом; по перечислению средств с субсчетов; по операциям с основными средствами, нематериальными активами, материалами; по операциям финансовой аренды (лизинга); по суммам до выяснения; по транзитным счетам; по выданным гарантиям, поручительствам; по операциям с дебиторами банка; по операциям с бланками строгой отчетности; по доходам; по расходам, в том числе будущих периодов; по другим счетам и операциям на основании отдельных решений банка. Подвергаются дополнительному контролю операции по выдаче расчетных чеков, чеков из чековых книжек, банковских пластиковых карточек. Результат произведенной проверки удостоверяется подписью контролера на расчетно-кассовых документах. Порядок осуществления дополнительного контроля по кассовым операциям определяется нормативными правовыми актами Национального банка по ведению кассовых операций в банках. Контрольную подпись главного бухгалтера или лица, им уполномоченного, должны иметь расчетно-кассовые документы: ● по операциям с фондами банка; ● по операциям с иностранной валютой; ● по операциям с драгоценными металлами, драгоценными камнями; ● по операциям использования прибыли; ● по операциям списания долгов в убыток; ● по операциям закрытия текущих (расчетных) счетов; ● по операциям исправления допущенных ошибок в бухгалтерском учете. При совершении безналичных банковских операций должны соблюдаться основные правила документооборота и контроля. Ответственный исполнитель, ведущий дебетуемый счет, принимает документы к проводу после проверки правильности оформления документов, в том числе по платежным поручениям и денежным чекам - соответствия подписи и оттиска печати заявленным образцам подписи и оттиска печати, и возможности списания суммы со счета. В удостоверение этой проверки ответственный исполнитель подписывает документ и его копию (копии), предварительно убедившись в их тождестве. Кассовые расходные операции, выполняемые ответственными исполнителями, контролируются централизованно контролером. Контроль кассовых расходных операций должен быть организован так, чтобы была исключена возможность: оплаты неправильно оформленных документов, оплаты чеков с подписями и оттисками печати, не соответствующими заявленным образцам, и чеков, выписанных из чековой книжки, не принадлежащей данному клиенту; поступления в кассу чеков и других кассовых расходных документов, минуя соответствующих ответственных исполнителей и контролера банка; внесения исправлений и дописок в кассовые документы и журналы. Документооборот и контроль по кассовым расходным операциям осуществляются в следующем порядке. Ответственный исполнитель, принявший денежный чек или другой расходный денежный документ: убеждается в законности операции и возможности ее совершения по состоянию счета; проверяет оформление документа в соответствии с правилами совершения данной операции; сличает подписи и оттиск печати клиента на денежном чеке, а также номер денежного чека с номером, записанным в карточке образцов подписей и оттиска печати по счету чекодателя; подписывает документ; выдает получателю денег контрольную марку от денежного чека или отрывной талон от расходного кассового ордера для предъявления в кассу; направляет документ ответственному исполнителю, на которого возложен контроль кассовых расходных операций. Контролер проверяет: ♦ правильность заполнения денежного чека или расходного кассового ордера; ♦ соответствие подписей и печати клиента образцам, представленным банку, соответствие номера представленного денежного чека номерам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати; ♦ наличие на оборотной стороне денежного чека разрешительной подписи на оплату денежного чека ответственного исполнителя и соответствие данной подписи образцам подписей работников банка, подписи получателя денег; ♦ подписывает документ; ♦ регистрирует документ в кассовом журнале по расходу; ♦ передает документ в кассу. Порядок направления контролером кассовых расходных документов в кассу для оплаты устанавливается главным бухгалтером банка. В конце операционного дня производится сверка кассовых оборотов, приведенных в справке кассира, с записями в кассовом журнале контролера. Сверка оформляется подписями кассира в кассовом журнале и контролера на справке кассира. Документооборот по приходным кассовым операциям должен быть организован так, чтобы выдача квитанций клиентам и зачисление сумм на их счета производились только после фактического поступления денег в кассу. При приеме денег заполняется приходный кассовый документ и передается контролеру, который, проверив правильность заполнения документа, подписывает его, делает запись в кассовом журнале по приходу и передает документ в кассу в порядке, установленном главным бухгалтером банка. В конце операционного дня производится сверка кассовых оборотов, приведенных в справке кассира, с записями в кассовом журнале контролера. Сверка оформляется подписями кассира в кассовом журнале и контролера на справке кассира. В банке информация, предназначенная для обработки, должна проходить проверку на правильность оформления расчетно-кассовых документов и наличие необходимых подписей. Банк должен организовывать и осуществлять внутренний контроль, соответствующий характеру и масштабам проводимых бухгалтерских операций. Контроль осуществляется при открытии счетов, приеме расчетно-кассовых документов к исполнению, а также на всех этапах обработки учетной информации, совершения операций и отражения их в бухгалтерском учете. По операциям, требующим дополнительного контроля, бухгалтерские записи совершаются на основании расчетно-кассовых документов, имеющих подпись контролера. Оформление расчетно-кассового документа и его проверка удостоверяются подписями ответственного исполнителя и контролера, а в необходимых случаях - подписями других должностных лиц. Организация контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках бухгалтерской работы возлагаются на главного бухгалтера (лицо, его заменяющее). Руководитель банка или лицо, им уполномоченное, обязаны обеспечить контроль за надлежащим хранением и использованием печатей, штампов и бланков с тем, чтобы исключить возможность их утери или использования не по назначению. Рабочие места сотрудников банка должны быть расположены так, чтобы клиенты и другие посторонние лица не имели доступа к печатям, штампам, документам и бланкам банка, к автоматизированным рабочим местам сотрудников банка. Обязательной и неотъемлемой частью внутреннего контроля является постоянный последующий контроль. При проверках контролируется правильность учета и оформления надлежащими документами совершенных операций. В процессе последующих проверок должны вскрываться причины выявленных нарушений правил совершения операций и ведения бухгалтерского учета и приниматься меры к устранению недостатков. Периодичность последующих проверок устанавливается главным бухгалтером банка. Результаты последующих проверок должны оформляться справками. Руководитель банка или лицо, им уполномоченное, обязаны рассмотреть составленную справку и принять необходимые меры для устранения отмеченных недостатков. Главный бухгалтер обязан осуществлять контроль за устранением недостатков, выявленных последующими периодическими проверками, и в необходимых случаях организовать повторную проверку. Качественное управления банком в условиях постоянного совершенствования законодательства, усложнения целевых ориентиров деятельности банка, возникновение ранее неучтенных рисков, наличие развитой подведомственной сети требует системного подхода к организации внутри банковского контроля. Внутренний контроль - это процесс, осуществляемый руководством банка и сотрудниками всех уровней. Это не только и не столько процедура или политика, которая осуществляется в определенный отрезок времени, сколько процесс, который постоянно идет на всех уровнях внутри банка. Процесс внутреннего контроля, который исторически служил в качестве механизма для минимизации случаев мошенничества, хищений или ошибок, приобрел более широкий характер, охватив все разнообразные риски, связанные с деятельностью банковских учреждений. Эффективный процесс внутреннего контроля играет важнейшую роль способности банка выполнять поставленные цели и сохранять финансовую жизнеспособность. Внутренний контроль состоит из пяти взаимосвязанных элементов: управленческий контроль и культура контроля; выявление и оценка риска; осуществление контроля и разделение полномочий; информация и взаимодействие; мониторинг и исправление недостатков. Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы посредством создания и реализации определенных контрольных процедур, правил, политик и норм поведения. Предварительный контроль используется в трех ключевых областях - кадровой, финансовой и материальной. Предварительный контроль в области кадров достигается путем тщательного анализа деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей, и отбора из числа кандидатов наиболее подготовленных и квалифицированных специалистов. В области финансовых ресурсов основным средством предварительного контроля является бюджет. Контроль в данной области включает предварительный анализ необходимости и эффективности проводимых операций путем определения оптимальных средств и методов для их выполнения с целью избежания либо минимизации возможных потерь. Предварительный контроль в области материальных ресурсов состоит в обеспечении банка необходимой техникой, оборудованием, современными компьютерными системами и т.д. Текущий контроль за совершаемыми операциями и сделками, соблюдением процедур санкционирования операций и установленного документооборота осуществляется в течение операционного дня банка, в процессе исполнения работниками возложенных на них обязанностей. Текущий контроль проводится для предупреждения фактов отклонений от требований действующего законодательства и нормативных актов, своевременного и достоверного отражения операций в бухгалтерском учете, обеспечения целевого использования средств и сохранности имущества банка. Порядок осуществления текущего контроля устанавливается банком самостоятельно в соответствии со спецификой решаемых задач, при безусловном соблюдении законодательства Республики Беларусь и нормативных актов Национального банка, и отражается в локальных нормативных правовых актах, операционных процедурах и графиках документооборота. Составной частью текущего контроля является дополнительный контроль. Перечень операций, подлежащих обязательному дополнительному контролю, регламентирован нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь (Правила №288, Правила организации кассовой работы в банках Республики Беларусь от 27.12.2001г. №345). Данный перечень операций может быть расширен и дополнен контрольными функциями, закрепленными в локальных нормативных правовых актах банка, должностных инструкциях работников и (или) в приказах (распоряжениях) руководства банка (учреждения банка). Последующий контроль осуществляется после завершения сделок и операций. В процессе последующего контроля проверяется обоснованность и правильность совершения операций, соблюдение установленного порядка документооборота, соответствие выполняемых работниками обязанностей их должностным инструкциям, анализируется распределение обязанностей между работниками, выявляются нарушения и недостатки, выясняются причины их образования и определяются меры по их устранению, корректируются планируемые и прогнозируемые показатели. Проведенный контроль должен быть соответствующим образом документирован. Подтверждением предварительного и текущего контроля является подпись лица, проводящего контроль, на проверенном им документе. В подтверждение проведения последующего контроля составляется надлежащий документ (справка, акт, форма, отчет и т.п.) с обязательной удостоверяющей подписью контролирующего работника и отметкой о рассмотрении результатов контроля руководителем банка (учреждения банка) или лицом, им уполномоченным. Программное и техническое оснащение рабочего места сотрудника банка обеспечено компьютером, на котором установлен необходимый программный пакет для выполнения соответствующих функций. Так, в стандартный программный пакет входит пакет программ MicrosoftOffice далее, в зависимости от специализации работника могут быть установлены: АРМ «Операционный день», «Клиент-банк», «Последующий контроль», «Кредитный портфель», «Коммунальный бухгалтер», и т.п. Каждый ответственный исполнитель имеет доступ к справочной правовой системе «Консультант плюс» и базе локальных правовых актов ЗАО «Идея Банк». Поскольку банк состоит из множества отделов, занимающихся ведением и учетом различных по сути операций, это накладывает определенные требования и ограничения на автоматизацию документопотока в рамках каждого отдела. Обслуживание клиента в банке осуществляется в отведенный отрезок времени, называемый операционным временем. В этот период банк осуществляет основные операции по обслуживанию клиента. Операционное обслуживание происходит в рамках рабочего дня, который часто в системах автоматизации называется операционным днем. В автоматизированных банковских системах учет операций ведется в нескольких областях: балансовые операции, внебалансовые операции, срочные операции, операции доверительно управления и т.д. Эти области могут быть разделены внутри себя по типу генерируемых в них документов. К примеру - на внебалансе отражается задолженность клиента - картотеки неоплаченных документов, которые затем списываются в баланс, то есть данная часть области внебаланса связана с балансовой областью. Поскольку банк ведет учет операций на счетах клиентов, которые могут быть открыты в различной валюте, то предусматривается автоматизация переоценки остатков счетов в отличной от рублей валюте, связанной со сменой курса валюты, а также возможность представления остатка счета в любой из известных валют. Например, все остатки на всех счетах представить в долларах США, евро или рублях. Все банки обязаны обеспечить сохранность бухгалтерских документов и отчетности в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Ответственность за организацию хранения документов бухгалтерского учета и отчетности несет руководитель банка. Приказом (распоряжением) руководителя банка должны быть определены места для хранения документов, назначены лица, ответственные за обеспечение их сохранности, которые под роспись знакомятся с действующим в банке порядком хранения документов. На случай чрезвычайных обстоятельств должны быть разработаны и утверждены руководителем банка инструкции, определяющие порядок и очередность выноса документов в безопасные места. Лица, на которых возложено хранение документов, обязаны обеспечить их полную сохранность. Мемориальные документы в бумажном виде хранятся подшитыми за каждый рабочий день в отдельных папках. Формирование их производится ответственным исполнителем, на которого возложены эти функции. Кассовые журналы по приходу и расходу кассы в документы дня не подшиваются, а хранятся отдельно. Хранение электронных мемориальных документов осуществляется за каждый банковский день в отдельных файлах при выполнении требований законодательства Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов. Структура и содержание файлов должны соответствовать требованиям по формированию мемориальных документов в бумажном виде. При этом в папку с мемориальными документами в бумажном виде за текущий день помещаются справки, подписанные ответственным исполнителем и главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным, о суммах документов в разрезе балансовых счетов по дебету и кредиту, хранящихся в файлах с электронными мемориальными документами, а также наименования данных файлов. Все документы бухгалтерского учета до их сдачи в архив банка должны храниться в текущем архиве бухгалтерии, который находится в ведении специально выделенного работника. Архив должен быть оборудован стеллажами и обеспечивать сохранность документов. Доступ посторонних лиц к документам, хранящимся в архивах, должен быть ограничен. Из-за недостатка мест в текущем архиве банка документы могут храниться в бухгалтерии в несгораемых сейфах или железных шкафах под ответственностью работника, на которого возложены функции обеспечения сохранности документов.
3. Открытие и ведение в банке текущих счетов, счетов по учету кредитной задолженности и других счетов клиентов
На сегодняшний день в банковской практике используется целый комплекс счетов. Прежде всего, текущие (расчётные) счета. Открытие счета в банке - одно из обязательных условий регистрации и дальнейшего функционирования юридического лица. Исключение составляет лишь определенная категория индивидуальных предпринимателей, которые могут не открывать текущий счет, а для расчетов использовать, например, депозитные счета «до востребования». Текущие счета открываются предприятиям и предпринимателям для зачисления поступающих в их адрес средств и осуществления расчётных операций. Самый простой пример: одно предприятие отгружает другому продукцию, а последнее перечисляет со своего текущего счета на текущий счет контрагента денежные средства в оплату отгруженной продукции. Текущий счёт может быть открыт и физическому лицу. В таком случае он предназначается для осуществления операций по зачислению и переводу средств, которые вытекают из гражданских правовых отношений. Источниками пополнения текущего счета физического лица могут быть имеющиеся у него наличные средства, зарплата, пенсия, алименты, стипендия, авторские гонорары, арендная плата за сдаваемые жилые помещения, средства, полученные от реализации имущества и т.д. С текущего счета (т.е. в безналичной форме) физические лица могут рассчитываться с предприятиями торговли и сервиса (магазинами) за приобретаемые товары, оплачивать коммунальные услуги, осуществлять платежи в бюджет и т.д. Все условия открытия и функционирования расчетного счета фиксируются в заключаемом между банком и клиентом договоре на расчетное обслуживание. Наиболее значимые условия такого договора: · порядок и размер начисляемых банком процентов на остаток средств на счете; · взимаемая с клиента плата - комиссионные - за проведение банком расчётных операций и выдачу со счёта наличных средств. Предприятиям и предпринимателям помимо расчетного счета в белорусских рублях могут открываться текущие счета в иностранной валюте. Они, прежде всего, необходимы тем предприятиям, которые активно сотрудничают с зарубежными партнерами и ведут расчеты в иностранной валюте. В случае экспортных сделок (вывоза белорусской продукции за рубеж) у предприятия образуется выручка в иностранной валюте, для учета которой как раз и используются такие счета. С этих же счетов производятся и платежи в иностранной валюте - например, когда юридическое лицо импортирует (ввозит) иностранную продукцию на территорию Республики Беларусь и рассчитывается с зарубежным партнером.
Скачать архив (97.5 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |