Главная » Аудит

Энергоаудит – как способ повышения эффективности использования энергетических ресурсов

Содержание

Введение                                                                                          3

1. Энергоаудит как часть энергоресурсосбережения                           7

1.1. Понятие энергоаудита                                                                   7

1.2. Этапы проведения энергоаудита                                                        13

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ                                                        19

2.1. История создания предприятия                                                         19

2.2. Правовой статус и структура управления предприятием                 22

2.3. Выпускаемая продукция и оказываемые услуги                                           24

2.4. Персонал и оплата труда                                                                  26

2.5. Основные технико-экономические показатели                                       28

3. Энергоаудит здания ЗАО «ФМС»                                                       31

3.1. Характеристика здания и расчет энергопотребления                            31

3.2. Методика энергосбережения                                                           32

Заключение                                                                                 67

Список литературы                                                                       70

 

Введение

Энергоресурсосбережение является ключевым звеном реформирования жилищно-коммунального хозяйства и промышленности России. В России каждый процент экономии топлива и энергии может дать 0,35-0,4% прироста национального дохода.

Конечной целью энергоресурсосберегающей политики служит снижение издержек производства и себестоимости коммунальных услуг. Промышленность является крупным потребителем топлива и энергии - около 60% потребления энергии России. Вместе с тем, имеются значительные резервы экономии электрической и тепловой энергии, а также воды:

  • по теплу от 25% до 60%;
  • по электроэнергии от 15% до 25%;
  • по воде от 20% до 30%.

Значительный потенциал экономии и рост стоимости энергоресурсов делают проблему энергоресурсосбережения весьма актуальной.

Основой для разработки и реализации программ энергоресурсосбережения должен быть энергоаудит объектов городского хозяйства, включающий энергетические обследования, оценку имеющихся резервов экономии и определение технико-экономической эффективности предложенных мероприятий по энергоресурсосбережению.

Энергосбережение – это реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических, и экономических мер, направленных на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

Экономное расходование сопряжено с реализацией нормативов для отдельных машин и агрегатов, операций и процессов, видов работ, а также с реализацией эффекта за счет:

  • новых технических решений (например, совмещения различных функций в одном устройстве);
  • замены энергетических ресурсов на менее дефицитные и драгоценные;
  • повышения уровня использования вторичных энергетических ресурсов;
  • совершенствования организационной структуры производства и услуг;
  • достижения предельно возможных (оптимальных) для данного объекта условий расходования энергоресурсов и др.

В настоящее время практически сформирована правовая база для выполнения энергетических обследований предприятий:

  • Указ Президента РФ от 7 мая 1995 г. N 472 "Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года".
  • Федеральный закон "Об энергосбережении" 3 апреля 1996 г. N 23-ФЗ.
  • Постановление Правительства РФ "О федеральной целевой программе "Энергосбережение России" на 1998-2005 годы" с подпрограммой "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве" от 24 января 1998 г. N 80.
  • Постановление Правительства РФ "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы" от 28.07.97 г.
  • Постановление Правительства РФ "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России" от 15.06.98 г. N 588.
  • Постановление Правительства РФ "О неотложных мерах по энергосбережению" от 2 ноября 1995 г. N 1087.
  • Федеральная целевая программа "Энергосбережение России" - основа энергосберегающей политики государства в регионах и отраслях экономики на 1998-2005 гг. Минтопэнерго РФ. 1998 г.
  • Положение о проведении энергетических обследований предприятий. Минтопэнерго. 1998 г.
  • Временные руководящие указания по организации работ в сфере энергосбережения в управлениях государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации. Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения Минтопэнерго РФ. 1998 г. 422 стр.
  • Основные направления и механизм энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации. Решение Правительственной комиссии по реформированию ЖКХ Российской Федерации, протокол N 3 от 20.03.98 г.

Согласно приведенным выше документам, обязательному обследованию один раз в пять лет подлежат предприятия с суммарным энергопотреблением более 6000 т у.т. и предприятия, финансируемые или имеющие дотации на энергоресурсы из госбюджета.

По региональному законодательству предел 6000 т у.т. может быть снижен до 200-400 т у.т., что находит отражение в региональных законах по энергосбережению.

Энергоресурсоаудит систем энергоснабжения и энергопотребления является первым этапом решения задачи по снижению затрат на энергоресурсы и воду.

Основными целями энергоаудита являются:

  • выявление источников и причин нерациональных энергозатрат и неоправданных потерь энергии и воды;
  • разработка на основе технико-экономического анализа рекомендаций по их ликвидации;
  • предложение технико-экономически обоснованной программы по экономии энергоресурсов и рациональному энергопользованию, очередности реализации предлагаемых мероприятий с учетом объемов затрат и сроков окупаемости при обеспечении требуемого уровня коммунальных услуг.

Целью данной дипломной работы является попытка на конкретных примерах доказать реальную эффективность энергоресурсосбережения, в частности, эрегоаудита.

Исходя из цели работы, автор ставит перед собой следующие задачи:

  • провести анализ энергопотребления здания ЗАО «ФМС»;
  • рассмотреть перечень мероприятий по экономии энергии на данном предприятии;
  • рассчитать реальный экономический эффект от экономии тепловой энергии.

 

1. Энергоаудит как часть энергоресурсосбережения
1.1. Понятие энергоаудита

Важнейшим звеном реформирования предприятий городского хозяйства должно стать снижение издержек на производство услуг. Экономической основой осуществления этого процесса является энергоресурсосбережение.

Конечные цели энергоресурсосберегающей политики - сокращение затрат на содержание и эксплуатацию объектов. Основными методами достижения этих целей являются:

  • переход к эффективным энергосберегающим архитектурно-строительным системам и инженерному оборудованию в строительстве;
  • внедрение приборного учета и регулирования потребления тепловой энергии, воды и газа, организация взаиморасчетов за потребление ресурсов по показаниям приборов;
  • создание экономического механизма, стимулирующего процесс энергоресурсосбережения;
  • совершенствование систем тарифов, стандартизации, сертификации и метрологии, направленных на энергоресурсосбережение.

Главная задача всех участников процесса энергоснабжения и энергопотребления состоит в комплексном использовании всех рычагов управления спросом на ресурсы и стимулирования энергоресурсосбережения: технических, экономических, нормативных, институционных, информационных.

В настоящее время деятельность предприятий городского хозяйства сопровождается весьма большими потерями ресурсов, как потребляемых самими предприятиями, так и предоставляемых потребителям воды, тепловой и электрической энергии.

Договоры на поставку тепла и воды, фактически навязываемые поставщиком ресурсов потребителям на основе расчетов по нормативам, отражают объемы реализации, которые зачастую значительно отличаются от фактического потребления.

Действующий в отрасли хозяйственный механизм не стимулирует снижения затрат. Тарифы, как правило, формируются по фактической себестоимости. При этом все непроизводительные расходы, связанные с процессом производства услуг, а также потерями воды и тепла при их транспортировке, перекладываются на потребителя. В итоге завышаются тарифы и объемы реализации.

В то же время предприятия не имеют ни ощутимых стимулов, ни финансовых возможностей для замены в необходимых объемах устаревшего оборудования и изношенных основных фондов. Вместо ежегодной замены 3-4% сетей перекладывается 0,3-0,8% их общей длины, что ведет к увеличению количества аварий и повреждений.

Несмотря на признание энергоресурсосбережения одним из главных приоритетов, практическая реализация этого процесса сдерживается рядом нерешенных проблем:

  • несовершенством нормативно-правовой базы, стимулирующей политику энергоресурсосбережения и привлекающей в эту сферу отечественные и иностранные инвестиции;
  • неразвитостью отечественного рынка услуг по инвестированию, установке и обслуживанию энергоресурсосберегающей техники, монополизацией этой деятельности энергоснабжающими организациями;
  • недостаточно развитыми маркетинговыми услугами в области производства энергоресурсосберегающего оборудования и, как следствие, - перекосами в производстве и предложении отдельных его видов;
  • чрезвычайно неравномерном уровне удовлетворения спроса на энергоресурсосберегающее оборудование в различных регионах;
  • искажением ценовых соотношений между стоимостью энергоресурсосберегающего оборудования и ценами (тарифами) на энергоносители, приводящим к существенному снижению эффективности энергосберегающих мероприятий;
  • несовершенством механизма стимулирования и финансирования инновационных процессов в ЖКХ, в том числе возврата кредитов.

Для создания объективных предпосылок практической реализации проектов энергоресурсосбережения необходимо выработать эффективный экономический механизм, включающий в себя устойчивые источники финансирования и четкие меры по стимулированию энергоресурсосбережения .

На цели энергоресурсосбережения может направляться часть средств (5-10%), предусмотренных в местном бюджете на финансирование развития и текущей деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Эти средства, в первую очередь, должны использоваться на установку приборов учета в организациях бюджетной сферы. Кроме того, их целесообразно направлять на обеспечение учета энергоресурсов в жилищном хозяйстве (пункте учета тепла на границах раздела сфер ответственности на домовых вводах).

Средства местного бюджета на цели ресурсосбережения могут выделяться также опосредовано через освобождение организаций, реализующих ресурсосберегающие мероприятия, от части местных налогов.

К основным мероприятиям стимулирования энергоресурсосбережения следует отнести оставление в распоряжении организаций экономии, полученной в результате реализации мер по ресурсосбережению (возможно со снижающимся по периодам процентом); можно было бы рекомендовать предприятиям направлять эти средства в фонд развития и использовать для совершенствования и проведения дальнейших работ по энергоресурсосбережению, а также погашения кредитов, взятых на эти цели.

Экономические рычаги энергосбережения должны действовать на разных уровнях:

  • Российской Федерации - ускоренная амортизация, таможенные пошлины;
  • субъектов Федерации и органов местного самоуправления - тарифы, налоги, кредиты, страхование, дотации и др.;
  • организаций - оставление в их распоряжении экономии, полученной от мероприятий по энергоресурсосбережению, и ее использование для стимулирования этой работы;
  • организаций бюджетной сферы - сохранение для них объемов бюджетного финансирования на срок окупаемости мероприятий по энергоресурсосбережению.

В частности, целесообразно использовать метод ускоренной амортизации на энергосберегающее оборудование с тем, чтобы обеспечить более быструю окупаемость средств, потраченных на него. Предприятиям, внедрившим энергосберегающее оборудование, помимо ускоренной амортизации, необходимо предоставить право списывать как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости этого оборудования в первый год его эксплуатации.

Необходимо также обеспечить таможенные льготы на импорт из-за рубежа энергоресурсосберегающего оборудования, энергетической бытовой техники, энергоэкономичных строительных материалов и конструкций. Таможенные льготы следует устанавливать только на оборудование, непроизводимое в России.

В условиях общего ужесточения налогового климата центр тяжести в реальном решении вопросов льготного налогообложения должен быть перенесен с федерального на региональный и, особенно, местный уровень в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Для стимулирования инвестиций в энергосбережение необходимо реализовать следующие предложения по льготному налогообложению в субъектах Российской Федерации в части, касающейся НДС, налогов на прибыль и имущество:

  • освободить предприятия от налога на прибыль в сумме фактических затрат в отчетном периоде на энергоресурсосберегающие мероприятия (при условии полного использования амортизационных отчислений на последнюю отчетную дату);
  • суммы НДС, уплаченные предприятиями при приобретении энергосберегающего оборудования возмещать им в полном объеме при вводе в эксплуатацию; сейчас сумма уплаченного НДС возмещается в течение 6 месяцев после ввода в эксплуатацию оборудования (исключение делается только при приобретении импортного оборудования, когда НДС возмещается в полном объеме при вводе его в эксплуатацию);
  • отсрочить на 1 год (после ввода в эксплуатацию оборудования) уплату налога на имущество в части, касающейся энергосберегающего оборудования.

Отличительной особенностью "энергосберегающего" норматива в России является недостаточная скоординированность нормативных, экономических, информационных. Для исправления ситуации необходимо:

а) на федеральном уровне

  • принять решение о введении в действие механизмов ограничения трансферов субъектам Российской Федерации в зависимости от выполнения региональных программ оснащения потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов;
  • рассмотреть возможность отсрочки налога на имущество в части энергосберегающих материалов и ресурсов;
  • принять меры по таможенной поддержке энергоресурсосбережения;
  • принять решение, предусматривающее, что средства, полученные от внедрения предприятием ресурсосберегающих технологий, должны поступать в их распоряжение, аккредитоваться на отдельном счете, не изыматься в бюджет и использоваться по целевому назначению на развитие производственной базы;
  • принять решение по сокращению сроков амортизации для энергосберегающего оборудования (введению ускоренной амортизации);
  • разработать необходимые нормативно-методические документы:
  • типовые ТЭО и бизнес-план инвестиций для реализации мероприятий по ресурсосбережению, в том числе (при необходимости) - организации установки, обслуживания приборов учета тепла и воды, коммерческих расчетов с потребителями (службы энергетического сервиса, биллинговая компания);
  • методические рекомендации по организации управления и финансирования службы энергосервиса, биллинговой компании и примерное положение о службе энергосервиса, биллинговой компании;
  • инструкцию о проведении энергоаудита;
  • порядок коммерческого расчета за потребленную тепловую энергию, горячую и холодную воду (в том числе - в условиях смешанного учета при частичном оснащении приборами);
  • инструкцию (положение) по заявительному порядку оформления и установки приборов учета тепла и воды у потребителей;
  • методику выявления, учета и использования экономии ресурсов.
  • методические рекомендации по установке приборов учета и регулирования потребления энергии и воды в жилищном секторе и на объектах бюджетной сферы.

На уровне субъектов федерации и органов местного самоуправления:

  • принять решения в пределах сумм, зачисляемых в бюджет субъектов федерации, по льготному налогообложению в части НДС, налогов на прибыль и имущество, стимулирующие инвестиции предприятий в энергоресурсосбережение;
  • установить порядок обязательного проведения технического энергоаудита.

Кроме того, необходимо разработать:

  • нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;
  • правила оценки физического износа жилых зданий;
  • требования к проектно-сметной документации на ремонт и реконструкцию (с учетом энергоресурсосбережения);
  • положение по техническому обследованию жилых зданий (перед реконструкцией, капитальным ремонтом и в процессе эксплуатации);
  • положение об организации и проведению проверки технического обслуживания и ремонта жилых зданий.

Энергетический аудит – это техническое инспектирование энергогенерирования и энергопотребления предприятия с целью определения возможности экономии энергии и оказания помощи предприятию в осуществлении мероприятий, обеспечивающих экономию энергоресурсов на практике.

Энергоаудит возник на стыке энергетики, экономики и технологии. В некоторой степени сюда должна быть отнесена и экология, особенно для тех производств, в которых эта составляющая имеет большой вес в себестоимости готовой продукции.

Наиболее сложным считается проведение энергоаудита на предприятиях. Сложность предприятия как объекта в целом состоит в тесной взаимосвязи всех его систем. Так, предложение по экономии одного из энергоресурсов может повлечь за собой увеличение потребления другого или отразиться на выпуске продукции.

Задачи энергоаудита:

  • выявить источники нерациональных энегозатрат и неоправданных потерь энергии;
  • разработать на основе технико-экономического анализа рекомендации по их ликвидации, предложить программу по экономии энергоресурсов и рациональному энергопользованию, предложить очередность реализации предлагаемых  мероприятий с учетом объемов затрат и сроков окупаемости.

 

1.2. Этапы проведения энергоаудита

Методика организации и проведения самого энергоресурсоаудита основывается на стандартном (типовом) алгоритме, что сокращает общие затраты на его проведение, позволяя эффективно подключать других аудиторов на определенных (стандартных) этапах работ

Вопрос о проведении энергоресурсоаудита обычно решается непосредственно с руководством организации, заинтересованной в повышении экономической эффективности систем энергоресурсообеспечения. Первый контакт рекомендуется устанавливать непосредственно с ее ответственным руководителем. Появление заинтересованности руководителя в необходимости энергоресурсоаудита приводит к снятию многих проблем, которые могут возникнуть при проведении этой работы.

Организация и проведение работ по энергоресурсоаудиту обследуемой организации обычно проводится в четыре этапа:

Этап 1 (подготовительный):

Предварительный контакт с руководителем.

Ознакомление с основными потребителями, общей структурой систем производства и распределения энергоресурсов, стоящими перед энергоресурсоснабжающим предприятием проблемами, затрудняющими его нормальное функционирование (дефицит мощностей и др.).

Разработка программы работ по проведению энергоресурсоаудита с указанием сроков выполнения и стоимости его этапов.

Заключение договора на выполнение энергоресурсоаудита.

Передача заказчику для заполнения таблиц, разработанных для сбора предварительной информации при проведении энергоаудита.

Этап 2 (первичный энергоресурсоаудит):

Сбор общей документальной информации:

  • по годовому за базовый и текущий период потреблению и распределению энергоресурсов;
  • по используемому оборудованию его технологическим характеристикам, продолжительности и режимах эксплуатации, техническом состоянии;
  • общие схемы ресурсораспределения и расположения объектов ЖКХ;
  • ознакомление с имеющейся проектной документацией и проектными показателями эффективности, существующей системой учета энергоресурсов. Анализ режимов эксплуатации оборудования систем снабжения энергоресурсами и жилого фонда, существующих договоров и тарифов на снабжение энергоресурсами;
  • наличие систем коммерческого и внутреннего учета расхода энергоресурсов.

Составление карты потребления ТЭР, определение дефицита мощностей.

Ознакомление с состоянием систем снабжения энергоресурсами:

  • электроснабжения;
  • теплоснабжения;
  • водоснабжения;
  • водоотведения;
  • освещения.

Предварительная оценка возможностей экономии ТЭР, выявление систем и установок, имеющих потенциал для энергосбережения.

Разработка и согласование программы проведения полного энергоресурсоаудита.

Корректировка (при необходимости) содержания, сроков и стоимости договора на проведение энергоресурсоаудита.

Этап 3 (полный энергоресурсоаудит):

Сбор дополнительной, необходимой документальной информации по тарифам на закупаемые энергоресурсы, формированию себестоимости энергоресурсов на обследуемом предприятии, режимам эксплуатации оборудования и систем распределения за базовый (предыдущий) и текущий год.

Проведение приборных обследований объектов и режимов эксплуатации в соответствии с согласованной программой энергоресурсоаудита. Конечная цель энергоресурсоаудита - это снижение расходов энергоресурсов и воды, а также финансовых затрат на их производство и потребление.

Оформление энергетического паспорта объектов производится по стандартной форме с использованием результатов проведения энергетического аудита.

Определение потенциала экономии энергии и экономических преимуществ от внедрения различных предлагаемых мероприятий с технико-экономическим обоснованием окупаемости предполагаемых инвестиций по их внедрению.

Разработка конкретной программы по энергосбережению с выделением первоочередных, наиболее эффективных и быстро окупаемых мероприятий. Составление и представление руководству организации или предприятия-заказчика отчета с программой энергоресурсосбережения.

Этап 4 (мониторинг):

Организация на предприятии системы постоянно действующего учета и анализа эффективности расхода энергоресурсов подразделениями и предприятием в целом.

Продолжение деятельности, дополнительное более углубленное обследование наиболее перспективных в части энергосбережения систем, дополнение программы реализации мер по энергосбережению, изучение и анализ достигнутых результатов.

Решение о реализации программы энергоресурсосбережения принимается организацией-заказчиком.

Содержание отчета по энергоресурсоаудиту должно включать в себя:

  • Титульный лист с указанием исполнителей.
  • Содержание.
  • Введение.
  • Аннотацию основных решений по энергосбережению.
  • Описание предприятия.
  • Технический паспорт предприятия (или отдельных систем)
  • Структурные схемы энергоснабжения и энергопотребления.
  • Оценку возможностей экономии энергии по системам снабжения энергоресурсами и основным энергопотребляющим технологическим процессам и объектами.
  • Обзор предлагаемых решений по энергоресурсосбережению.
  • Программа энергоресурсосбережения.
  • Приложения с таблицами.
  • Энергетический паспорт объектов.

Во введении обосновывается необходимость проведения энергоресурсоаудита предприятия, указываются источник финансирования и участники выполнения работы, ответственные исполнители и участники со стороны заказчика, сроки выполнения договора.

В аннотации кратко описываются содержание, методика проведения, а также перечень предлагаемых рекомендаций и их эффективность, оформляемый в виде сводных таблиц.

В описании предприятия даются структурные схемы снабжения энергоресурсами, схемы расположения объектов, карта потребления энергии, объемы оказываемых услуг в натуральном и денежном выражениях.

В разделе энергоснабжения и энергопотребления содержится информация о потреблении различного вида энергоресурсов и динамике цен и тарифов, показатели энергопотребления и воды (распределение) за предшествующий и текущий годы, суточные и сезонные характеристики потребления ТЭР, удельные энергозатраты по системам распределения ТЭР.

В разделах, отражающих возможности экономии энергии в основных объектах, содержится:

  • Местонахождение объектов, установок, систем, в которых можно достичь эффекта энергосбережения.
  • Изложение состояния энергоресурсопотребления.
  • Предлагаемые решения.
  • Сравнительная оценка методов решения и их влияние на эффективность энергоресурсоснабжения, себестоимость производимых и распределяемых энергоресурсов и срок окупаемости инвестиций на реализацию предложений (затрат).
  • Оценка возможных негативных эффектов.

В разделе, содержащем программы по экономии энергии, описываются рекомендуемые решения энергосбережения, очередность с учетом эффективности и сроков окупаемости.

В приложении к отчету приводятся материалы, собранные в процессе энергоресурсоаудита и представляющие ценность для предприятия:

  • Технический паспорт
  • Схемы систем энергоснабжения и их оборудование, характеристики.
  • Технологические карты с указанием имеющихся затрат энергоносителей.
  • Результаты приборного обследования.
  • Структурное изображение технологических процессов с указанием потребления ТЭР и их потерь.
  • Другие данные, необходимые предприятию.

В общем случае энергоресурсоаудит проводится по стандартной методике (технологии) и состоит из сбора информации о системах энергоресурсоснабжения и объектах, анализа режимов энергопотребления, анализа режимов эксплуатации оборудования и систем, обследование состояния энергоресурсораспределения:

- Системы электроснабжения, состоящей из трансформаторных подстанций, распределительных сетей, электрооборудования, системы наружного освещения.

- Системы теплоснабжения, состоящей из котельной или теплоэлектроцентрали, генерирующих тепло, магистральных и распределительных теплотрасс, центральных тепловых пунктов с системой приготовления воды для горячего водоснабжения и отопления, разводящих внутриквартальных тепловых сетей, индивидуальных тепловых пунктов отдельных зданий, внутридомовых систем отопления, вентиляции и горячего водоснабжения.

- Системы водоснабжения, состоящей из водозаборных узлов, системы водоочистки, насосных станций первого и второго подъема, магистральных водоводов и кольцевой системы разводки.

- Системы водоотведения с канализационными станциями перекачки и очистными сооружениями.

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ      
2.1. История создания предприятия    Ижевский завод мебельной фурнитуры начал свое зарождение с хозрасчетного участка на базе Технического училища №1 в октябре 1989 года. 26 декабря 1989 года хозрасчетный участок "Ижевский политехникум" зарегистрирован в Исполкоме Индустриального района города Ижевска. Этот день теперь отмечают как день рождения ЗАО "ФМС".

В начале деятельности основатели (или учредители) будущего "ФМС" занимались следующим: обучением компьютерной грамотности, бухгалтерскому учету, вождению автомобилей, проведением проектных работ, созданием творческих коллективов, посредническими услугами и многим другим. Потом кто-то предложил делать гвозди.

В марте 1991 года заработал первый гвоздильный станок, пошли первые гвозди, первые заработанные деньги. Приобретается еще несколько единиц оборудования для высадки метизов - высадочное и накатное оборудование. Начинается производство шурупов. И вот, однажды, покупатель делает заказ на винты для мебели. Начинается производство мебельных винтов и стяжек, а для фирмы - мебельной фурнитуры.

В 1991 году хозрасчетный участок "Ижевский политехникум" превращается в ТОО УПФ "Формула".

  В ноябре 1992 года первая выставка продукции - международная выставка в Москве "Мебель-92". Производителей фурнитуры на выставке было немного, и продукция имела потрясающий успех. Новые клиенты, новые связи, новые идеи.

Учредители ТОО УПФ "Формула" принимают решение о создании холдинга с образованием на базе хозрасчетных участков самостоятельных предприятий, со своим расчетным счетом, печатью, полной финансовой самостоятельностью. В августе 1993 года появляется фирма "Формула-Скорпион". В ноябре появляется фирма "КИМФ" (Крепежные Изделия Мебельная Фурнитура).  Как основная руководящая структура создается АО "ЭКМ-Холдинг".

Создание самостоятельных фирм дало мощный толчок в их развитии. За два последующих года (1994-95) объемы продаж увеличились более чем в 4 раза.          Происходит интенсивное развитие фирм "Формула-Скорпион" и "КИМФ". Появляются новые изделия - стяжки обеденного стола, рояльные петли, дверные навесы, колесная опора собственного производства.

И "Формула-Скорпион", и "КИМФ" занимались производством совершенно одинаковой продукции, имели одних и тех же клиентов и были в принципе обособленными предприятиями, имеющими собственные счета и собственные интересы. В дальнейшем, это привело к тому, что фирмы начали вести конкурентную борьбу. Обиды, замедление роста объемов производства и продаж обеих фирм (всего 10% по сравнению с предыдущим годом).

С целью прекратить конкуренцию фирм и создать единое мощное предприятие начинаются переговоры руководителей "ЭКМ-Холдинга", фирм "Формула-Скорпион" и "КИМФ".

В результате этого 26 декабря 1995 года Исполком Первомайского района города Ижевска зарегистрировал ЗАО "ФМС".        

В 1996 году объемы продаж снова удваиваются и достигают 1 млн. долларов в год.

В 1997 году начинает работать склад готовой продукции, участок комплектования и упаковки. Впервые отгрузка продукции осуществляется централизованно. Параллельно осваиваются около 500 м2 производственных площадей. Появляются такие изделия как крестовина, механизм раздвижных дверей, начинается крупносерийное производство винта-конфирмата.      Снова удваиваются объемы продаж.

1998 год стал самым тяжелым для предприятия. Казалось, начало года не предвещало ничего плохого. Отгрузки января и февраля на уровне максимальных отгрузок 1997 года. Однако наступает март - падение продаж на 30%, апрель - снова падение на 30% и самый тяжелый и самый плохой месяц за всю историю предприятия - май - падение по сравнению с апрелем - 40%. По сравнению с отгрузками конца 1997 года, в мае 1998 продано продукции в 4 раза меньше. Предприятие на грани банкротства. Встает вопрос - либо сокращать штат, либо значительно сокращать зарплату, как рабочих, так и ИТР. Выбрали второе, решив сохранить коллектив, и выстояли.

И вот наступает август 1998 года. Обвал рубля и стремительный рост стоимости доллара. Выставка "Мебель-98" в Москве. Более эффективной, более продуктивной выставки не было за всю историю ЗАО "ФМС". Мебельные фабрики, использующие в своем производстве импортную мебельную фурнитуру, оказались на пороге банкротства. Цены на их продукцию увеличились более чем вдвое, продажи упали, склады затоварились. Выбор между закрытием и поиском отечественных производителей пал на второе.

В связи с этим в конце года наблюдается резкий рост объема продаж, сокращение периода оборачиваемости.

В начале 1998 года происходит объединение ЗАО "ФМС" и предприятия "Полимерсервис", появляется свой участок переработки пластмасс.

17 августа дало мощный толчок в развитии предприятия. В 1999 году производилось в 2-3 раза меньше, чем могло бы продаваться. Предприятие оказалось неготовым к столь резкому росту спроса на продукцию. Не хватало площадей, оборудования, людей, чтобы обеспечить все потребности мебельных фабрик.

Корпус №4 - новый этап в развитии предприятия, переход на принципиально новый уровень инвестиционных вложений. 7000 м2  производственных площадей в собственности, первый этаж площадью 2800 м2 и высотой 12 метров. Сегодня на этих площадях размещается холодновысадочное производство и участок по переработке пластмасс и складское хозяйство предприятия.

В этом же году была закончена реконструкция,  и в сентябре открылся фирменный магазин "Мебель России", в котором ЗАО "ФМС" продает мебель  российских мебельных фабрик и фурнитуру собственного производства, других отечественных и зарубежных производителей.

Сегодня ЗАО "ФМС" - крупнейший производитель мебельной фурнитуры Урала и Волго-Вятского  регионов. Номенклатура производимых изделий насчитывает более 500 наименований мебельной и строительной фурнитуры. Количество клиентов превышает 1000.

 

2.2. Правовой статус и структура управления предприятием

Местонахождение предприятия: г. Ижевск,  ул. Восточная магистраль 1

Ижевский завод мебельной фурнитуры - закрытое акционерное общество. Уставный капитал составляет 4 миллиона рублей и поделен на 10 тысяч акций номинальной стоимостью 400 рублей каждая. Учредителям принадлежит немногим более половины всех акций, остальные у 11 крупных акционеров.

Организационная структура в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Это связано с тем, что с развитием предприятия появлялись новые отделы, службы, цеха и участки, а включение их в структуру предприятия проходило не совсем обдуманно. Визуально представить организационную структуру предприятия можно при помощи "Приложения 1".

Дадим краткую картину сегодняшней структуры предприятия. Как и во всех акционерных обществах на предприятии действует собрание акционеров и наблюдательный совет. Во главе ЗАО "ФМС" стоит генеральный директор. При нем создан консультационно-совещательный орган - дирекция. Дирекция обсуждает наиболее важные для предприятия проблемы и выносит свое решение, которое затем оформляется в соответствующий документ (например, приказ).

Непосредственными подчиненными генерального директора являются директор производства, технический директор, коммерческий директор, финансовый директор, заместитель генерального по качеству, заместитель генерального по реконструкции, главный бухгалтер, секретарь, начальник отдела кадров, начальник охраны.

Директор производства контролирует работу директора центра обработки  пластмасс, согласовывает работу цеха №1 (высадка, накатка), цеха №2 (штамповка), цеха №9 (пластмасса), цеха №23 (транспортный). Участки сборки, механосборки, порошковой покраски и экструзии находятся в цехах, но являются самостоятельными подразделениями.

Технический директор отдает свои распоряжения двум заместителям: по обеспечению и подготовке производства. У них, в свою очередь, находятся в подчинении: отдел главного механика, склад запчастей, участок ремонтно-механический, ремонтные службы цехов, диспетчерская служба, служба надзора за эксплуатацией подъемных механизмов, отдел инструментального хозяйства, отдел планово-производственный, центральный инструментальный склад, ремонтно-инструментальные участки цехов, инструментальный участок. А также инженерно-технический центр, отдел рациональных предложений,  инженер по технике безопасности,  отдел перспективных технологий.

Коммерческий директор руководит отделами маркетинга, сбыта, снабжения, цехом №8 (комплектовка, отгрузка, упаковка),  Торговым домом, магазином "Мебель России".

Финансовый директор отвечает за планово-экономический отдел, отдел информационных технологий и следит за работой юриста.

Заместитель генерального директора по качеству контролирует аналитический отдел поддержки качества. Планируется также создать собственную лабораторию для экспертизы  качества и другие подразделения, поэтому и произошло выделение этой должности.

Заместитель генерального по реконструкции возглавляет отдел главного энергетика, отдел капитального строительства и 20-й (строительный) цех.

Главный бухгалтер контролирует работу бухгалтерии, самого многочисленного подразделения ИТР.

Секретарь занимается делопроизводством.

Отдел кадров занимается кадровым делопроизводством.

 

2.3. Выпускаемая продукция и оказываемые услуги

Всего в ассортименте производимой предприятием продукции более 500 наименований изделий. Их можно укрупнить в следующие группы:

  • ручки мебельные
  • механизмы трансформации (кресла-кровати, встроенной кровати, диванных подушек)
  • кронштейны
  • стяжки
  • гнезда
  • петли
  • подвески
  • опоры колесные и поворотные
  • тормоз опоры колесной
  • ролики мебельные
  • пуговицы для мягкой мебели
  • уголки
  • держатели
  • фиксаторы
  • ограничители
  • захваты
  • растяжки
  • планки
  • ключи
  • заглушки
  • подпятники
  • пластмассовые колеса

а также крепежные изделия и строительная фурнитура. Фрагменты каталога производимой продукции приведены в Приложении.

Широта номенклатуры производимой предприятием фурнитуры позволяет клиентам приобретать все им необходимое в одном месте. Гарантии своевременной поставки продукции, ее качество и умеренные цены привлекают все большее количество покупателей. Знание рынка и потребностей "мебельщиков", опыт работы дают значительные преимущества перед конкурентами.

Продукция ЗАО "ФМС" и других предприятий, занимающихся производством мебели или мебельной фурнитуры, выставлена на продажу в Торговом доме и магазине "Мебель России".

Сбыт является классическим показателем успеха маркетинга. И его динамика говорит о том, что нужно делать намного больше.

Для того чтобы обеспечить удовлетворение потребностей участников организации, организация должна занимать определенные позиции на рынке, свою рыночную нишу. Организация должна удовлетворять рыночные потребности, иметь свой круг потребителей, быть конкурентоспособной в глазах потребителей - то есть решать ряд специфических рыночных задач.

Рыночные цели:

  • известность товара и предприятия (процент потребителей, знающих товар);
  • положительная информированность о товаре и предприятии (процент потребителей, имеющих достаточную информацию о товаре);
  • имидж товара и предприятия (процент потребителей, образ товара в глазах которых отвечает интересам предприятия);
  • предпочтения потребителей (процент потребителей, предпочитающих товар);
  • доля рынка предприятия абсолютная (сбыт предприятия разделить на объем рынка умножить на 100%);
  • доля рынка предприятия относительная (сбыт предприятия разделить на сбыт крупнейшего конкурента умножить на 100%)

Рыночные задачи:

  • присутствие на привлекательных рынках;
  • обеспечение соответствия товара потребностям покупателей;
  • обеспечение известности и информированности потребителя о товаре;
  • обеспечение предпочтений потребителя к товару.

Для реализации целей и задач маркетинга нужно проводить маркетинговые исследования рынка, покупательского спроса, количества и возможностей конкурентов, цен на аналогичную продукцию.

Развитая система маркетинга может стать одним из факторов увеличения объемов продаж, а с ними и прибыли.

 

2.4. Персонал и оплата труда

Эффективность использования персонала характеризуют производительность труда, соотношение оперативных работников и работников аппарата управления, оценка доли затрат на оплату труда в общей сумме затрат, сравнение темпов изменения производительности труда и средней оплаты труда.  

Рассмотрим такой показатель, как производственный опыт работников на данном предприятии:

Таблица 1

Распределение работников по трудовому стажу на предприятии

 

Стаж

количество работников

в % от общей численности

до 1

45

14

1-3

126

40

3-5

68

22

5-7

56

18

7-9

12

4

св.10

9

2

всего

316

100

 

Средний стаж 3,1 года. Самая многочисленная группа работников - проработавшие от года до трех .

 

Таблица 2

Распределение численности работников по возрастам

 

Возраст

количество человек

в % от общей численности

до 18

1

0,003

18-24

42

13,5

24-29

65

20,5

29-35

39

12,6

35-40

32

10,2

40-45

33

10,4

45-50

46

14,5

50-55

41

12,9

55-60

10

3,2

св.60

7

2,2

всего

316

100

 

Доля затрат на оплату труда в общей сумме затрат в 2002 году составила 18%, 2001 году составила - 14,7%, а в 2000 - 10%.

Темпы роста средней заработной платы составили 32% в 2002 году, 18% в 2001 году (по сравнению с 2000). В то время как производительность труда в 2002 году растет на 22%, а в 2001 году снижается на 23%. Получается, что работники не заработали себе на повышение заработной платы.

Несмотря на это, сумма средств, затрачиваемых предприятием на обучение персонала, растет:  в 2000 - 20 тысяч рублей, в 2001 году - 138 тысяч рублей (в 6,9 раз больше), в 2002 году - 158 тысяч рублей (на 14,5% больше). Причем в основном эти деньги были потрачены на переподготовку и повышение квалификации, а остальное на первоначальное обучение, освоение смежных профессий.

Решения по вопросам заработной платы принимает Дирекция предприятия на основании  Устава.  Уровень оплаты труда работников зависит от результатов финансовой деятельности ЗАО "ИЗМФ "ФМС". Разумеется, в соответствии с требованиями КЗоТ, работникам гарантируется получение минимального размера оплаты труда, установленного законодательством на момент выплаты.

Премирование работников осуществляется на основании "Положения о премировании" при наличии финансовых средств, которые могут быть направлены на формирование фонда материального поощрения. При наличии средств премию получают все.

На предприятии используются следующие формы оплаты труда:

  • сдельная (тарифная) - основные рабочие;
  • повременная (тарифная) - вспомогательные рабочие;
  • сдельно-премиальная - основные рабочие имеющие особые заслуги перед предприятием или придумавшие что-то новое, сэкономив, таким образом, определенную сумму;
  • повременно-премиальная - вспомогательные рабочие имеющие особые заслуги перед предприятием или придумавшие что-то новое, сэкономив, таким образом, определенную сумму;
  • оплата по должностным окладам (ИТР).

 

2.5. Основные технико-экономические показатели

Общее представление о результатах деятельности и эффективности предприятия можно получить из основных технико-экономических показателей. Для удобства сгруппируем их в таблицу 4.

Из таблицы видно, что за 2002 год на 2 % выросла выручка от продажи основной продукции (мебельной фурнитуры); значительно упала прибыль (на 56%), общая рентабельность (на 67%), выросла рентабельность совокупного капитала (на 74%) и среднегодовая производительность труда (на 22%).       

В прошлые годы наблюдалась лишь тенденция снижения темпов роста выручки, поэтому руководство предприятия стало думать над созданием отдела маркетинга, который мог бы обеспечить спланированную рекламную компанию, направленную на повышение объемов продаж. Заключение контрактов с новыми клиентами, поиск более выгодных поставщиков ресурсов - это один из факторов роста выручки, как следствие увеличения объемов и снижение затрат на производство продукции.

В 59%-м падении рентабельности совокупного капитала в 2001, помимо падения производительности (а значит и эффективности) труда, сыграла свою роль закупка нового оборудования. Оно было закуплено в конце 2001 года и вводилось в действие очень медленно в течение всего последующего года. Не хватало времени, квалифицированных рабочих и оборотных средств для того, чтобы запустить новое оборудование. Несмотря на это, обновление основных производственных фондов, несомненно, положительная тенденция. В будущем это будет способствовать росту прибыли и увеличению отрыва между ЗАО "ФМС" и его конкурентами.  

 

 

3. Энергоаудит здания ЗАО «ФМС»
3.1. Характеристика здания и расчет энергопотребления

3.2. Методика энергосбережения

В ЗАО «ФМС» ведется постоянный учет расхода электроэнергии, оборудован ее входной коммерческий учет на ТП, на распределительных устройствах установлены электросчетчики. Зачастую системы электроснабжения эксплуатируются не в номинальных режимах, электрооборудование и распределительные сети оказываются перегружены или недогружены. Это приводит к увеличению доли потерь в трансформаторах, электродвигателях, к снижению значения cos фи в системе электроснабжения.

Экономия потребляемой предприятием электрической энергии достигается непосредственно через снижение потерь электрической энергии в системах трансформирования, распределения и преобразования (трансформаторы, распределительные сети, электродвигатели, системы электрического уличного и местного освещения), а также через оптимизацию режимов эксплуатации оборудования, потребляющего эту энергию. Причем последнее дает наибольший экономический эффект (до 70-80% от общей экономии).

Неоправданные потери в трансформаторах наблюдаются как при недогрузках, когда потребляемая мощность значительно ниже номинальной мощности трансформатора, работающего в режиме, близком к режиму холостого хода (потери составляют 0,2-0,5% от номинальной мощности трансформатора), так и при перегрузках.

Большие, сверхнормативные потери могут быть и в длинных, перегруженных распределительных сетях. При составлении баланса необходимо определить как полезное электропотребление, так и потери в каждом элементе распределения и потребления электрической энергии.

Потери активной электроэнергии в трансформаторе рассчитываются по формуле:

ДельтаР_хх = ДельтаР_хх + К_ип ДельтаQ_хх - приведенные потери мощности холостого хода трансформатора, кВт;

ДельтаР_ к.з = Дельта_Рк.з + К_ип ДельтаQ_к.з - приведенные потери мощности короткого замыкания, кВт;

К_3 = I_ср / I_н - коэффициент загрузки трансформатора по току;

ДельтаР_хх - потери мощности холостого хода, в расчетах следует принимать по каталогу равными потерям в стали (Для трансформатора ТМ-1000/10 ДельтаР_хх = 2,1 - 2,45 кВт);

ДельтаР_кз - потери мощности короткого замыкания; в расчетах следует принимать равными по каталогу потерям мощности в металле обмоток трансформатора (для приведенного выше трансформатора Дельта Р_кз = 12,2 - 11,6 кВт);

К_ип - коэффициент изменения потерь, зависящий от передачи реактивной мощности (для промышленных предприятий, когда величина его не задана энергосистемой, следует принимать в среднем равным 0,07), кВт/кВАр;

Т_о - полное число часов присоединения трансформатора к сети;

Т_р - число часов работы трансформатора под нагрузкой за учетный период;

ДельтаQ_хх = S_ит I_xx/100 - постоянная составляющая потерь реактивной мощности холостого хода трансформатора, кВАр;

ДельтаQ_кз = S_итU_ик/100 - реактивная мощность, потребляемая трансформатором при полной нагрузке, кВАр;

l_xx - ток холостого хода, % (1,4 - 2,8%);

U_ик - напряжение короткого замыкания, % (5,5%);

S_нт - номинальная мощность трансформатора, кВА (1000 кВА);

I_ср - средний ток за учетный период, А;

I_нт - номинальный ток трансформатора. (Потери активной мощности в режиме холостого хода названного выше трансформатора равны 4,41 кВт).

Потери реактивной энергии за учетный период ДельтаЭ_р = S_нт l_xxT_о / 100 + S_нт T_к К2_з Т_р / 100 (потери реактивной мощности в режиме холостого хода названного выше трансформатора - 28 кВт, суммарные потери - 32,41 кВт, что при цене 330 руб./кВт составит около 940 тыс. руб. за год). Влияние материалов трансформатора на его потери приведены в табл.9


Скачать архив (253.0 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: