Главная » Аудит

Бухгалтерский учет, анализ и аудит дебиторской и кредиторской задолженности

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ_ 3

ГЛАВА  1.   ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И       КРЕДИТОРАМИ_ 9

1.1. Организация аналитического и синтетического учета  расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Мадис»_ 9

1.2. Автоматизация бухгалтерского учета расчетов в  ООО «Мадис»_ 46

1.3. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами по международным стандартам финансовой отчетности_ 52

ГЛАВА  2.  ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ_ 65

2.1.  Программа, задачи, цели и источники информации аудита расчетов с дебиторами и кредиторами___65

2.2.   Аудиторские процедуры проверки расчетов с дебиторами и кредиторами в коммерческой организации_ 76

ГЛАВА   3.  АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ  СРЕДСТВ В РАСЧЕТАХ_ 83

3.1.  Анализ состава, структуры и динамики дебиторской и кредиторской задолженности за 2002-2004 гг. в   ООО «Мадис»_ 83

3.2. Анализ влияния состояния расчетов с дебиторами и кредиторами на финансовое состояние коммерческой организации_ 96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_ 103

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ_ 111

ПРИЛОЖЕНИЯ_ 114

 

Введение

Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним. На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них.

Однако балансовые остатки дебиторской и кредиторской задолженности могут служить лишь отправной точкой для исследования вопроса о влиянии расчетов с дебиторами и кредиторами на финансовое состояние. Если дебиторская задолженность больше кредиторской, это является возможным фактором обеспечения высокого уровня коэффициента общей ликвидности. Одновременно это может свидетельствовать о более быстрой оборачиваемости кредиторской задолженности по сравнению с оборачиваемостью дебиторской задолженности. В таком случае в течение определенного периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные  временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования. Последние могут принимать форму либо просроченной кредиторской задолженности, либо банковских кредитов.

Таким образом, оценка влияния балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на финансовое состояние предприятия должна осуществляться с учетом уровня платежеспособности (коэффициента общей ликвидности) и соответствия периодичности превращения дебиторской задолженности в денежные средства периодичности погашения кредиторской задолженности.

По существу, выручка от продаж является единственным средством для погашения всех видов кредиторской задолженности. Поступление денежных средств от продаж определяет возможности предприятия по погашению долгов кредиторам. Как правило, большая часть дебиторской задолженности формируется как долги покупателей. Установление с покупателями таких договорных отношений, которые обеспечивают своевременное и достаточное поступление средств для осуществления платежей кредиторам — главная задача управления движением дебиторской задолженности.

Управление движением кредиторской задолженности — это установление таких договорных взаимоотношений с поставщиками, которые ставят сроки и размеры платежей предприятия последним в зависимость от поступления денежных средств от покупателей.

Следовательно, практически речь идет об одновременном управлении движением как дебиторской, так и кредиторской задолженности. Практическое осуществление такого управления предполагает наличие информации о реальном состоянии дебиторской и кредиторской задолженности и их оборачиваемости. Речь идет об оценке движения дебиторской и кредиторской задолженности в данном периоде. Поэтому в качестве исходных данных для такой оценки должны быть приняты долги, относящиеся именно к этому периоду. Иными словами, из балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности надо исключать долгосрочную и просроченную, т. е. те элементы долгов, превращение которых в денежные средства относятся к другим временным периодам. Оставшаяся после этого часть дебиторской и кредиторской задолженности есть основа для оценки периодичности поступления долгов покупателей, достаточного погашения кредиторской задолженности, а также балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на конец периода при условии их оборачиваемости в соответствии с договорными условиями или установленным порядком расчетов.

В конечном счете все это позволяет ответить на вопрос, обеспечивают ли договорные условия расчетов с покупателями и поставщиками потребность предприятия в денежных средствах и достаточный уровень его платежеспособности[1].

Правильное отражение в учете дебиторской и кредиторской задолженности имеет важнейшее значение, поскольку суммы балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности и периоды оборачиваемости каждой из них влияют на оценку финансового состояния организации.

Проблематика изучения состояния средств в расчетах освещена в общеэкономической и специальной литературе. Исследованию этих вопросов посвящены работы Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян,   А.С. Бакаева, П.С. Безруких, Н.Д. Врублевского, В.Б. Ивашкевича,            В.Д. Новодворского, А.Д. Шеремета, Л.З. Шнейдмана и других авторов. Вместе с тем в комплексе проблемных вопросов важное место принадлежит исследованиям, учитывающим специфику видов экономической деятельности. Недостаточная общеметодологическая и конкретно-прикладная разработка отдельных элементов системы учета, анализа и аудита дебиторской и кредиторской задолженности в коммерческих торговых организациях и определила актуальность темы, послужила основным мотивом для выбора данной проблемы в качестве темы дипломной работы.

Основная цель исследования состоит в попытке совершенствования отдельных элементов системы учета, анализа и аудита дебиторской и кредиторской задолженности ООО «Мадис».

В соответствии с поставленной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

1.Рассмотрены вопросы организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками и покупателями и заказчиками в коммерческих организациях по российским и международным стандартам.

2.Определены возможности автоматизации системы учета расчетов с дебиторами и кредиторами

3.Изучен порядок и цели проведения аудита кредиторской и дебиторской задолженности коммерческой организации

4.Выполнен анализ состава, структуры и динамики дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Мадис».

Объектом исследования явилось состояние системы бухгалтерского учета, анализа и аудита дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Мадис».

Общество с ограниченной ответственностью «Мадис» является коммерческой организацией, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также правовых актов, регулирующих порядок образования и деятельности хозяйственных обществ.

Общество является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке, указание на место его нахождения, регистрационный номер.

Общество является собственником принадлежащего ему имущества, включая имущество, переданное ему учредителями. Общество осуществляет, согласно действующему законодательству, владение, пользование и распоряжение находящимся в его собственности имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества. Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенных в уставе.

Общество с ограниченной ответственностью «Мадис» зарегистрировано 25.03.2001 г. в налоговой инспекции Советского района г. Ростов-на-Дону.

В 2003 – 2004 годах общество достигло следующих результатов деятельности:

Получена выручка в размере 2384550 руб. в 2004 г, в 2003 году выручка составила 3921791 руб.;
Прибыль от продаж составила 277139 руб. в 2004 г. против 1200258 за 2003 год;
Чистая прибыль отчетного периода составила 319689 руб. в 2004 году, в 2003 году этот показатель был равен 1260458 руб.;
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг за 2004 год составила 2107411 руб., а в 2003 – 2721533 руб.;
Стоимость основных фондов на конец 2004 года составила 750000 руб., также как и на конец 2003 года.

Основными видами деятельности общества являются: производство пластмассовых плит, полос, труб и профилей, а также производство деревянных строительных конструкций, включая сборные деревянные строения и столярных изделий. Согласно устава общества разрешены и другие виды деятельности, но общество их пока не ведет, поэтому не имеет смысла их указывать в настоящее время.

Учредитель общества вправе участвовать в управлении делами общества; получать информацию о деятельности общества, знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией; принимать участие в получении прибыли; продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества, либо ее часть; получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость; в любое время выйти из Общества.

Теоретической и методологической основой дипломной работы являются литературные источники по бухгалтерскому учету, аудиту и анализу, нормативные и законодательные документы Правительства Российской Федерации, материалы исследования системы бухгалтерского учета, анализа и аудита средств в расчетах собранные, обработанные и проанализированные непосредственно автором.

В качестве инструмента исследования использована совокупность статистических методов и технических приемов экономического анализа.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений, изложена на  страницах и содержит  таблиц.

Первая глава посвящена вопросам организации учета расчетов с дебиторами и кредиторами. В этой главе дана краткая характеристика форм расчетов, которые используются коммерческими организациями в современных условиях, проанализирована организация аналитического учета расчетов с дебиторами и кредиторами на ООО «Мадис», проанализированы возможности автоматизации учета расчетов с дебиторами и кредиторами, а также рассмотрены вопросы учета дебиторской и кредиторской задолженности организации в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности.

Вторая глава посвящена вопросам аудита дебиторской и кредиторской задолженности организации. В этой главе рассмотрены теоретические аспекты аудита дебиторской и кредиторской задолженности: программа, задачи, цели, источники информации, процедуры и типичные ошибки при аудите дебиторской и кредиторской задолженности.

Третья глава посвящена анализу дебиторской и кредиторской задолженности. В этой главе проведен анализ дебиторской и кредиторской задолженности на ООО «Мадис», сделаны необходимые расчеты. Также в этой главе рассмотрены вопросы влияния порядка списания дебиторской задолженности на результаты финансово-хозяйственной деятельности.

 

ГЛАВА 1.  ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ
          1.1.  Организация аналитического и синтетического учета расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Мадис»

Коммерческая организация в процессе своей хозяйственной деятельности заключает договоры на продажу товароматериальных ценностей, работ и услуг. Грамотное и профессиональное ведение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное завершение финансовых операций.

Дебиторская задолженность – это входящие в состав имущества организации имущественные требования к другим лицам, которые являются ее должниками в правоотношениях, возникающих из различных оснований. При принятии к бухгалтерскому учету дебиторская задолженность и обязательства оцениваются в суммах, установленных договором по соглашению сторон, участвующих в сделке[2].

Вопрос отражения в бухгалтерском учете операций по безналичным расчетам заслуживает отдельного разговора. Это связано не только с необходимостью перехода на новый План счетов, но и тем фактом, что 12 апреля 2001 г. Центробанк РФ Приказом №2-П утвердил Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации (далее – Положение), которое регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте Российской Федерации на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов. Требования Положения о безналичных расчетах распространяются и на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц (прежнее Положение о безналичных расчетах, утвержденное Приказом Центробанка РФ от 08.09.2000 №120-П, не прошло процедуру регистрации в Минюсте России).

Пункт 2.3 Положения о безналичных расчетах допускает использование при безналичных расчетах:

- платежных поручений;

- аккредитивов;

- чеков;

- платежных требований;

- инкассовых поручений.

Ранее (между 1992 и 2000 гг.) для осуществления расчетов по инкассо допускалось применение только одного вида документов – платежных требований – поручений. Теперь данная форма исключена, а взамен нее установлены две другие – платежное требование и инкассовое поручение.

Стороны по договору (организация и кредитное учреждение) вправе избрать и установить в договоре любую из перечисленных форм расчетов.

Прежде чем переходить к характеристике использования отдельных видов безналичных расчетов, целесообразно обратить внимание на некоторые общие требования, которые установлены Положением о безналичных расчетах.

Установлены жесткие формы расчетных документов, оформляемых на бумажных носителях. В формах, приведенных в приложениях к Положению о безналичных расчетах, установлены точные размеры в миллиметрах практически всех элементов форм документов. Причем размеры обязательны к соблюдению и в том случае, когда они изготавливаются в типографии и когда они исполняются при помощи вычислительной техники.

Впервые в нормативном порядке закреплена возможность исполнять бланки документов (но не сами расчетные документы) с использованием ксероксов и прочей копировальной техники. Единственное условие, которое при этом должно быть соблюдено, - полное отсутствие искажений.

Пункт 2.7 Положения запрещает делать какие-либо записи на обороте расчетных документов. Ранее допускалось заполнение оборотной стороны платежных поручений данными о назначении платежа и иными аналогичными сведениями, не поместившимися на лицевой стороне. Это не только допускалось, но и было весьма распространенной практикой.

Следует обратить внимание и на п.2.8 Положения, в соответствии с которым при заполнении расчетных документов вручную (там, где это допускается) допускается использование только черных или синих цветов чернил. Ранее ограничение было менее жестким – запрещалось заполнение документов нестойким цветом чернил (красным или зеленым). Таким образом, теперь расчетный документ, заполненный фиолетовыми чернилами, не может быть принят к исполнению кредитным учреждением. Оттиск печати организации может быть и фиолетовым (а также черным или синим), но не может быть красным или зеленым[3] (что достаточно широко практиковалось ранее).

Пунктом 2.10 Положения установлены обязательные реквизиты расчетных документов.

Здесь следует обратить внимание на следующие изменения по сравнению с требованиями п.2.1 Положения:

помимо наименования расчетного документа должен указываться и код формы по ОКУД;
формат даты выписки документа строго не регламентирован;
обязательны к указанию ИНН и БИК. Данного требования в Положении не было, однако оно в качестве обязательного было установлено другими распоряжениями Центробанка РФ;
дополнительно в расчетных документах должен быть указан вид платежа;
кроме номера и наименования банка плательщика должно указываться и его местонахождение. В Положении этого требования не было, хотя на практике оно исполнялось;
налоги, подлежащие уплате, в расчетных документах должны быть выделены либо должно быть указание на то, что налог не уплачивается;
новым реквизитом является очередность платежа (в соответствии со ст.855 ГК РФ), которая теперь также обязательна к указанию;
также новым является требование об указании вида операции в соответствии с Перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках (Правила ведения бухгалтерского учета в Центробанке РФ от 18 сентября 1997 г.).

В соответствии с п.2.12 Положения расчетные документы действительны к предъявлению в течение 10 дней.

Отзыв платежных и инкассовых поручений, а также платежных требований возможен только в отношении документов, помещенных в картотеку. При этом частичный отзыв сумм не допускается.

Основным (наиболее распространенным) видом безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениями.

При расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, продукции (работ, услуг) или для осуществления периодических платежей.

Пункт 3.2 Положения устанавливает перечень операций, при которых могут использоваться платежные поручения. Это:

1) перечисление денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и т.п.

В бухгалтерском учете плательщика суммы, списанные с расчетного счета по данным операциям, отражаются проводками:

в случае если осуществляется предварительная оплата:

дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Расчеты по авансам выданным», кредит счета 51 «Расчетный счет»;

в случае, когда используется последующая оплата:

дебет счета 60 (или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») кредит счета 51.

В бухгалтерском учете получателя денежных средств полученные суммы предварительной оплаты отражаются проводкой:

дебет счета 51 кредит счета 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным». Одновременно должна быть сделана проводка, увеличивающая задолженность организации перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость (вне зависимости от выбранного метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг):

дебет счета 62 кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» - при использовании метода начисления.

Суммы последующей оплаты ранее отгруженной продукции, выполненных и принятых заказчиком работ или оказанных услуг приходуются по учету получателя проводкой:

дебет счета 51 кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

При этом предполагается, что ранее на счете 62 было образовано дебетовое сальдо (проводка: дебет счета 62 кредит счета 90 «Продажи»);

2) перечисление денежных средств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

В бухгалтерском учете такие операции оформляются проводками:

дебет счета 68 кредит счета 51 – при перечислении налоговых платежей;

дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» кредит счета 51 - при перечислении взносов в государственные внебюджетные фонды;

3) перечисления денежных средств в целях возврата или размещения кредитов (займов), депозитов и уплаты процентов по ним.

В бухгалтерском учете перечисленные операции оформляются проводками:

дебет счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам») кредит счета 51 – при возврате кредитов банков или займов других организаций или уплате процентов по ним. Заметим, что договором банковского вклада может быть предусмотрено списание сумм возвращаемых кредитов и без оформления платежных поручений;

дебет счета 58 («Финансовые вложения») кредит счета 51 – при размещении соответственно долгосрочных или краткосрочных займов. При возврате займов делается обратная проводка. При получении процентов кредитуются счета учета задолженности заемщика (как правило, счет 76) и дебетуется счет 51. Суммы процентов, причитающиеся к получению, относятся в дебет счета учета задолженности и кредит счета учета прибылей и убытков в момент возникновения права на такое получение;

4) перечисления по распоряжениям физических лиц или в пользу физических лиц. Так как Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций не предусмотрен отдельный счет для таких расчетов, целесообразно и в том, и в другом случае использовать счет 76.

5) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В качестве примера таких перечислений можно привести следующие:

перечисление денежных средств дочернему или зависимому обществу:

дебет счета 76, субсчет «Расчеты в рамках группы взаимосвязанных организаций», кредит счета 51;

перечисление денежных средств по договору доверительного управления имуществом:

дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» кредит счета 51;

перечисления средств за счет ранее созданных резервов:

дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов» кредит счета 51 и т.д.

В соответствии с п.3.5 Положения о безналичных расчетах платежные поручения принимаются от плательщика к исполнению независимо от наличия средств на счете. Ранее это допускалось только, если в договоре между банком и владельцем счета это было специально оговорено.

Другим распространенным видом безналичных расчетов являются расчеты по инкассо.

При расчетах по инкассо банк (банк – эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк – эмитент вправе привлекать другие банки (исполняющие банки).

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится исключительно без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

В последнее время в связи с формальной отменой (в 1992 г.) платежных требований акцептная форма инкассовых расчетов практически не применялась. Однако, учитывая удобство этой формы при проведении некоторых видов платежей, следует ожидать развития данной разновидности безналичных расчетов.

В соответствии с п.9.4 Положения без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями могут применяться в двух случаях:

- если это установлено законодательством;

- если такая форма расчетов предусмотрена сторонами по основному договору при условии, что плательщик предоставил банку право на списание денежных средств без его распоряжения.

В соответствии с п.12.2 Положения инкассовые поручения применяются:

- в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющим контрольные функции (здесь уместно напомнить, что налоговые органы в бесспорном порядке могут взыскивать только суммы налогов и пени, но не штрафных санкций, для взыскания которых необходимо решение суда или арбитража);

- для взыскания по исполнительным документам;

- в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Таким образом, в одном случае отсутствует разница между расчетами платежными требованиями (без акцепта) и инкассовыми поручениями – если такая форма расчетов предусмотрена сторонами договора.

На практике же инкассовые поручения используются, как правило, в двух первых случаях (то есть контролирующими органами и при взыскании средств по исполнительным документам). Во всех остальных случаях применяются платежные требования.

Платежное поручение кроме обязательных реквизитов, указанных выше, должно иметь дополнительно следующие:

- условие оплаты;

- срок для акцепта (при безакцептной форме этот реквизит отсутствует, а слова «без акцепта» указываются в поле «условие оплаты»);

- дата отсылки или вручения плательщику отгрузочных документов;

- наименование отгруженного товара (выполненных работ или оказанных услуг), номер и дату договора, реквизиты отгрузочных документов и другие данные, позволяющие однозначно идентифицировать, по каким основаниям должна быть произведена оплата.

Из перечисленных форм инкассовых расчетов наибольший интерес представляет акцептная форма списания денежных средств (как порядком забытая большинством плательщиков). Поэтому имеет смысл остановиться на ней более подробно.

В соответствии с п.10.1 Положения срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору и не может быть менее трех дней. Заметим, что ранее ограничивался и максимальный срок акцепта (сначала 10, потом 14 днями). Сейчас ограничения по максимальному количеству дней нет. Если в платежном требовании отсутствуют слова «без акцепта» и срок акцепта не указан, то он автоматически считается равным трем дням. Срок платежа наступает по истечении срока, указанного в требовании, без учета дня его поступления в учреждение банка.

Разумеется, плательщик заинтересован в увеличении срока акцепта, а получатель – в уменьшении. Если в течение срока, предусмотренного для акцепта, полный или частичный отказ плательщиком не заявлен, требование считается акцептованным и исполняется банком.

Последний экземпляр платежного требования используется в качестве извещения для акцепта и передается плательщику в тот же день, если документы поступили в операционное время, либо не позже следующего рабочего дня, если документы поступили по истечении операционного времени. Пункт 10.2 Положения подчеркивает, что передача платежных требований для акцепта осуществляется в соответствии с договором банковского счета. Следовательно, в том случае, когда предполагается использование данной формы расчетов, клиент банка при заключении договора банковского счета должен включить соответствующий пункт в текст договора. Иначе это может послужить поводом для отказа банка от ответственности в случае, если требование для акцепта было предоставлено несвоевременно.

Плательщик может отказаться от акцепта полностью или частично. При этом в заявлении об отказе от акцепта должны быть указаны мотивы отказа, а также ссылка на пункт, номер и дату договора, который нарушен получателем при выставлении платежного требования. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных реквизитов, а также отклонение от установленной формы заявления об отказе от акцепта может послужить основанием для непринятия банком этого заявления.

Ответственность за неправомерный отказ несет плательщик. Банки не рассматривают претензий по существу отказов от акцепта. Однако за нарушение сроков представления платежного требования для акцепта, а также за необоснованное неисполнение отказа от акцепта  банк может нести ответственность в полном объеме нанесенного плательщику убытка.

В этом случае плательщик обязан обратиться в суд, по решению которого неправомерно списанные суммы могут быть взысканы с учреждения банка. Банк же, в свою очередь, может восстановить эти средства только в порядке регрессного иска к получателю средств.

Основными бухгалтерскими проводками по поступлению денежных средств на расчетный счет будут:

дебет счета 51 кредит счета 62 – на сумму поступившей выручки от продаж товаров, продукции (работ, услуг), прочего имущества организации и т.п.;

дебет счета 51 кредит счета 50 – на сумму наличных денег, поступивших на расчетный счет из кассы организации;

дебет счета 51 кредит счета 75 – на сумму денежных средств, внесенных на расчетный счет в качестве вклада в уставный (складочный) капитал;

дебет счета 51 кредит счета 66 (67) – на сумму привлеченных заемных средств;

дебет счета 51 кредит счета 76 – на сумму денежных средств, поступивших в рамках группы взаимосвязанных организаций (от дочерних, зависимых, в рамках холдинга, финансово – промышленной группы и т.п.).

Основные проводки по списанию денежных средств с расчетного счета:

дебет счета 60 кредит счета 51 – на сумму оплаченных материально – производственных запасов, товаров, работ или услуг;

дебет счета 50 кредит счета 51 – на сумму наличных денег, полученных по чеку;

дебет счета 68 (69) кредит счета 51 – на суммы, перечисленные в погашение задолженности перед бюджетом по налогам и сборам;

дебет счета 75 кредит счета 51 – на сумму дивидендов, перечисленных акционерам (участникам) – юридическим лицам;

дебет счета 76 кредит счета 51 – на суммы, перечисленные в рамках группы взаимосвязанных организаций.

Основанием для оформления бухгалтерских проводок по расчетному счету и специальным счетам в банках является выписка кредитного учреждения. В качестве первичных документов выступают платежные документы, оформленные по формам и в порядке, утверждаемым Центробанком РФ (Положением о безналичных расчетах)[4].

Для проверки обоснованности сумм дебиторской задолженности, числящейся на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», необходимо провести инвентаризацию расчетов. Периодичность проведения инвентаризации дебиторской задолженности следует закрепить в учетной политике предприятия. Цель  инвентаризации — документальное подтверждение наличия дебиторской задолженности и обязательств, установление сроков их возникновения и погашения, уточнение оценки. Порядок проведения инвентаризации расчетов регламентируется. п. п.3.44  -3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49.

Прежде всего при инвентаризации проверяются расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплаченным товарам, но еще не поступившим в организацию, а также расчеты по неотфактурованным поставкам, изменение величины задолженности за приобретенные товарно-материальные ценности вследствие пересмотра условий договора или возникновения суммовых разниц. Эти расчеты проверяются по первичным документам и соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Инвентаризация расчетов по товарам и денежным средствам в пути проводится по каждому платежному требованию в разрезе поставщиков или плательщиков. Инвентаризация осуществляется путем сопоставления числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждений банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.д.

Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить правильность расчетов с банками, налоговыми органами, другими организациями, структурными подразделениями предприятия, выделенными на отдельные балансы. Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете денежных средств, находящихся в банках на расчетных, валютных и специальных счетах производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах с суммами выписок банка.

Особое внимание при инвентаризации уделяется дебиторской и кредиторской задолженности с истекшими сроками исковой давности, а также проверке правильности и обоснованности числящихся в бухгалтерском учете сумм задолженности по недостачам, хищениям. Необходимо установить не только достоверность отраженных в учете сумм задолженности, но и причины их образования[5].

Как известно, дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности (он составляет три года[6]), списывается на убытки предприятия. Это требование установлено пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России № 34 н от 29.07.98 г. Однако, срок исковой давности может быть прерван согласно ст.203 Гражданского кодекса РФ. Перерыв возможен в следующих случаях:

1.дебитор признал долг, то есть подписал акт сверки расчетов, или уплатил проценты за просрочку платежа, либо написал заявление о зачете взаимных требований.

2.кредитор обратился с иском в суд, и суд взял дело в судопроизводство.

После окончания перерыва срок начинают отсчитывать заново.

Суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, являются внереализационными расходами на основании п.12 ПБУ 10/99[7]. Необходимо обратить внимание, что только суммы списанной истребованной дебиторской задолженности уменьшают налогооблагаемую прибыль предприятия, а неистребованная дебиторская задолженность списывается на убытки предприятия, без уменьшения налогооблагаемой прибыли[8]. Но в любом случае списанную дебиторскую задолженность в течение пяти лет необходимо отражать за балансом. Для этого предназначен забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

Дебет 91 Кредит 62 Списана в убыток дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности

Дебет 007 Отражена за балансом сумма списанной дебиторской задолженности

По истечении пяти лет после списания дебиторской задолженности (если предприятие должник ее не погасило) необходимо списать эту сумму с забалансового учета, сделав проводку:

Кредит 007 Списана с забалансового счета сумма непогашенной дебиторской задолженности

Безнадежным долгом является долг, по которому истек срок исковой давности или который невозможно взыскать. Если общая сумма безнадежных долгов окажется больше суммы резерва, то эта разница включается во внереализационные расходы.

Для учета резервов по сомнительным долгам действующим Планом счетов предусмотрен пассивный счет 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Дебет 91 Кредит 63 Создан резерв по сомнительным долгам

Дебет 63 Кредит 62 Списана невостребованная задолженность с баланса за счет резерва по сомнительным долгам

Списание дебиторской задолженности за счет созданного резерва не считается ее аннулированием, она отражается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» по дебету в течение 5 лет[9].

Поступление сумм задолженности, ранее списанной за счет резерва по сомнительным долгам, в бухгалтерском учете отражается записью:

Дебет 51,50 Кредит 91

Одновременно списывается задолженность с забалансового счета:

Кредит 007

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва по сомнительным долгам, этот резерв не будет использован, то неиспользованные суммы присоединяются к финансовым результатам в годовой отчетности (Дебет 63 Кредит 91). В то же время на основании данных инвентаризации вновь создается резерв по сомнительным долгам.

При составлении бухгалтерского баланса дебиторская задолженность, по которой были созданы резервы, отражается с учетом сумм созданного резерва, то есть остаток по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» в пассиве баланса не показывается, а дебиторская задолженность, отражаемая в активе баланса, уменьшается на величину созданного резерва.

Правильно организованный учет дебиторской задолженности, работа с предприятиями-должниками позволит руководителю оперативно принимать стратегическое решение, от которого будет зависеть платежеспособность организации в целом[10].

Учет расчетов предприятия с покупателями и заказчиками за товары, выполненные работы и оказанные услуги ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

К счету  62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» могут быть открыты субсчета: 62-1 «Расчеты в порядке инкассо»

62-2 «Расчеты плановыми платежами»

62-3 «Векселя полученные» и другие.

На субсчете 62-1 «Расчеты в порядке инкассо» учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги.

На субсчете 62-2 «Расчеты плановыми платежами» учитываются расчеты с покупателями и заказчиками при наличии длительных хозяйственных связей с ними, если такие расчеты носят постоянный характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу, в частности расчеты плановыми платежами.

На субсчете 62-3 «Векселя полученные» учитывается задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченная полученными векселями.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно[11].

Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебету счета 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (на сумму погашения задолженности) и 91 «Прочие доходы и расходы» (на величину процента)[12].

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» обособленно.

Основные проводки по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» представлены в таблице 1.1.

Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производится на основании заключенных между коммерческой организацией и поставщиками и подрядчиками договоров. В договорах оговариваются: вид поставляемых материальных ценностей, работ или услуг, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели поставок материальных ценностей (работ, услуг), сроки отгрузки материальных ценностей (выполняемых работ, услуг), сроки отгрузки материальных ценностей (работ, услуг), порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и поставщиком и подрядчиком[1].

Порядок расчетов между организацией и поставщиками и подрядчиками по внутрироссийским поставкам определяется в соответствии с правилами безналичных расчетов в РФ; по импортным поставкам – в соответствии с правилами международных расчетов.

Условия внутрироссийских поставок формируются в стране условиями (франко-завод; франко-станция отправления; франко-вагон и др.), определяющими права и обязанности продавцов и покупателей по отношению к товару.

Условия импортных поставок формируются на основе международных торговых условий «Инкотермс», установленных Международной Торговой палатой. В соответствии с ними четко определяется, кто организует и оплачивает перевозку товара от продавца к покупателю, несет риск  при осуществлении этих функций и при гибели и порче товара[2].

Расчеты предприятия за поступившие ТМЦ, принятые выполненные работы и потребленные услуги учитываются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Расчеты с поставщиками производятся независимо от того, поступили ТМЦ на склад покупателя или находятся в пути. Если материальные ценности поступили на склад покупателя, но поставщик счет для оплаты не выставил (неотфактурованные поставки), то их приходуют по прейскурантным ценам или по ценам за аналогичные материальные ценности. При получении счета-фактуры ранее отраженная сумма сторнируется и проводится новая – предъявленная поставщиком.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками. К счету 60 могут быть открыты субсчета: 60-1 «Расчеты плановыми платежами»

         60-2 «Векселя выданные»

         60-3 «Импортные поставки»

На субсчете 60-1 «Расчеты плановыми платежами» учитываются расчеты с поставщиками и подрядчиками при наличии длительных хозяйственных связей с ними. На субсчете 60-2 «Векселя выданные» учитываются операции, когда задолженность поставщикам и подрядчикам оформляется путем выдачи векселя.  При учете расчетов по импорту используется субсчет 60-3. Он кредитуется на суммы расчетных документов иностранного поставщика. Расчеты с поставщиками осуществляются в валюте, предусмотренной в контракте. Учет импортных операций ведется одновременно в валюте и в рублях, полученных путем пересчета валюты в рубли по курсу ЦБ РФ в день совершения операции. Курсовая разница, возникшая по операциям акцепта платежных документов и их оплаты, списывается на счет 99 «Прибыли и убытки»[3].

Кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» только после того, как на склад покупателя поступили ТМЦ или приняты заказчиком работы, услуги (потреблены электроэнергия, газ, вода и т.п.). Отражение этих операций на счетах затрат на производство возможно, если время выполнения работ, предоставления услуг совпадает с их производством. Бухгалтеры должны следить и своевременно начислять (включать) расходы  на счета затрат на производство, связанные с использованием различных видов услуг (энергия, газ, вода и т.п.).

Если поставщик выставляет счет по авансовым платежам за разного рода услуги, то они должны относиться на счет 97 «Расходы будущих периодов». Со счета 97 расходы списывают на счета затрат на производство по периодам, к которым они относятся.

В случае, когда оплата за услуги производится раньше времени их потребности, то их относят на счет 98 «Доходы будущих периодов», а в отчетный период списывают на счета затрат на производство.

На счет 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей» списывают суммы потерь, превышающие нормы естественной убыли в пути, разницу между ценами и тарифами, несоответствие качества или количества оплаченных ТМЦ спецификации и т.п. до решения судебных органов. Когда судебными органами иски подтверждены, то эти суммы относятся на счет 76 субсчет 2 «Расчеты по претензиям», а если они отклонены, списываются на счет «Прибыли и убытки».

Когда расчеты производятся с помощью векселей, то покупатель (плательщик) выдает поставщику вексель (в векселе обуславливается порядок расчетов, и он является акцептованным платежным документом), при этом задолженность, обеспеченная векселями, не списывается со счета 60. При наступлении срока оплаты банк списывает со счет векселедателя обозначенную сумму. Следует бухгалтерская проводка: Д60   К66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». За предоставленные краткосрочные займы предприятие выплачивает банку-кредитору проценты, которые относятся на счета издержек производства или обращения[4].

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» можно вести разными способами:  на карточках суммового учета, по наименованию поставщиков. Для проверки соответствия данных аналитического учета синтетические записи с карточек переносят в оборотную ведомость. Суммы по оборотной ведомости должны соответствовать сальдо по счету 60. Учет можно вести также по поставщикам, у которых остались незаконченные расчеты (сальдо).

В практической работе по расчетам с поставщиками и подрядчиками применяют журнал или книгу, которую заводят на квартал или больший учетный период  в зависимости от количества расчетных операций. Записи в журнал производят по каждому платежному документы позиционным способом (вне зависимости от того, что расчеты производятся с одним и тем же поставщиком).

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» необходимо вести по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику.

При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по:

поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
поставщикам по неотфактурованным поставкам;
авансам выданным;
поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
поставщикам по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.

Для формирования показателей бухгалтерской отчетности используются:

данные бухгалтерского учета по субсчетам 60.2 «Расчеты по авансам выданным (в рублях)» и 60.22 «Расчеты по авансам выданным (в валюте)» - для заполнения раздела II «Оборотные активы» бухгалтерского баланса и раздела 2. «Дебиторская и кредиторская задолженность» приложения к бухгалтерскому балансу;
данные бухгалтерского учета по субсчетам 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)», 60.11 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в валюте)» и 60.3 «Векселя выданные» - для заполнения разделов IV «Долгосрочные обязательства»; V «Краткосрочные обязательства» бухгалтерского баланса и раздела 2. «Дебиторская и кредиторская задолженность» приложения к бухгалтерскому балансу[5].

В Плане счетов для учета расчетов предусмотрены счета одноименного раздела VI. Они предназначены для обобщения информации обо всех видах расчетов организации с различными юридическими и физическими лицами, а также внутрихозяйственных расчетов.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

- полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

- товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

- излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;

- полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты. Этот счет кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») или счетов учета соответствующих затрат.

За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. В следующих случаях:

- если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества;

- если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).

За неотфактурованные поставки счет 60 кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах[6].

Данный счет дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и другими счетами. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а учитываются обособленно в аналитическом учете.

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных о следующих поставщиках:

- по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

- по не оплаченным в срок расчетным документам;

- по неотфактурованным поставкам;

- по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

- по просроченным оплатой векселям;

- по полученному коммерческому кредиту.

Кроме того, аналитический учет дает возможность получить информацию о выданных авансах и т.д.

На счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» обобщается информация о расчетах с покупателями и заказчиками.

Данный счет дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы.


Скачать архив (115.6 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: