Главная » Астрономия

Орбитальный комплекс "Буран"

Содержание

1.Введение ------------------------------------------------------------------------ 3

2.В полёте ОК «Буран» ------------------------------------------------------- 4

3.Внешняя конфигурация ----------------------------------------------------- 4

4.Внутренняя компоновка, конструкция ---------------------------------- 4

5.Двигательная установка и бортовое оборудование ------------------ 5

6.Геометрические и весовые характеристики -------------------------- 6

7.Выведение на орбиту -------------------------------------------------------- 6

8.Возвращение с орбиты ------------------------------------------------------ 6

9.История создания ОК «Буран» ------------------------------------------- 7

10.Основные характеристики МКС «Энергия – Буран» ------------- 11

11.Применение «Бурана» ---------------------------------------------------- 13

а) Боевые космические комплексы ---------------------------------------- 13

б) Проекты целевого использования ОК «Буран» --------------------- 16

12.Попытка запуска МТКК «Буран» 12.10.88 года ------------------- 18

13.Полёт ------------------------------------------------------------------------ 18

14.Схема полёта на участке посадки ОК «Буран» -------------------- 22

15.Список литературы ------------------------------------------------------ 27

 

Введение.

1961 год, двенадцатое апреля. Всем известен этот день - день первого по­лета в космос в такой еще не­известный, загадочный мир. Все граждане Земли были удивлены открывшейся для человека возмож­ностью преодо­леть силу гравитации Земли, под­няться на недосягаемые доселе высоты и, наконец, посетить новые таинственные миры - пространство по имени "космос". Так началось исследование Все­ленной, а день этот запечатлелся в памяти людской навсегда, и в России стал ежегодно отмечаться как праздник - день Космонавтики. Сейчас полеты кос­монавтов являются бо­лее обычным делом, но в 1961 году это было вселенским событием. В ус­ловиях су­ществования двух антагонистических формаций - со­циализма и капитализма - это событие явилось пред­метом национальной гордости СССР и всего социа­листического лагеря.

В ПОЛЕТЕ ОРБИТАЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ "БУРАН"

---------- СООБЩЕНИЕ ТАСС ----------

15 ноября 1988 года в Советском Союзе проведены успешные испытания космического корабля многоразового использования "Буран".

После старта универсальной ракетно-космической транспортной системы "Энергия" с кораблем "Буран" орбитальный корабль вышел на расчетную орбиту, совершил двухвитковый полет вокруг Земли и приземлился в автоматическом режиме на посадочной полосе космодрома Байконур.

Это - выдающийся успех отечественной науки и техники, открывающий качественно новый этап в советской программе космических исследова­ний.

"БУРАН" - советский крылатый ор­битальный корабль многоразового ис­пользования. Предназначен для выведения на орбиту вокруг Земли раз­личных космических объектов и их обслуживания; доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и меж­планетных комплексов; воз­врата на Землю неисправных или выработав­ших свой ресурс спутников; освоения оборудования и технологий косми­ческого производства и дос­тавки продукции на Землю; выполнения дру­гих грузопассажирских пере­возок по маршруту Земля-космос-Земля, ре­шения ряда оборонных задач.

Внешняя конфигурация. Орбитальный корабль (ОК) "Буран" выпол­нен по самолетной схеме: это "бесхвостка" с низко расположенным тре­угольным крылом двойной стре­ловидности по передней кромке; аэроди­намические органы управления включают элевоны, балансировочный щиток, расположенный в хвостовой части фюзеляжа, и руль направления, который, "расцепляясь" по задней кромке, выполняет также функции воз­душного тормоза; посадку "по са­молетному" обеспечивает трех опорное (с носовым колесом) выпускаю­щееся шасси.

Внутренняя компоновка, конструкция. В носовой части "Бурана" расположены герметичная вставная кабина объе­мом 73 кубических мет­ров для экипажа (2 - 4 чел.) и пассажиров (до 6 чел.), отсеки бортового оборудования и носовой блок двигателей управ­ления.

Среднюю часть занимает грузовой отсек с открывающимися вверх створ­ками, в котором размещаются манипуляторы для выполнения погру­зочно-разгрузочных и монтажно-сборочных работ и различных операций по обслуживанию космических объектов. Под грузовым отсеком распо­ложены агрегаты систем энергоснабжения и обеспечения температурного режима. В хвостовом отсеке установлены агрегаты двигательной уста­новки, топливные баки, агрегаты гидросистемы. В конструкции "Бурана" использованы алюминиевые сплавы, титан, сталь и другие материалы. Чтобы противостоять аэродинамическому нагреванию при спуске с ор­биты, внешняя поверхность ОК имеет теплозащитное покрытие, рассчитан­ное на многоразовое использование.

На менее подверженную нагреву верхнюю поверхность устанавливается гибкая теплозащита, а другие поверхности покрыты теплозащитными плит­ками, изготовленными на основе волокон кварца и выдерживаю­щими температуру до 1300 С. В особо теплонапряженных зонах (в носках фюзеляжа и крыла, где температура достигает 1500 - 1600 С) применен композиционный материал типа углерод-углерод. Этап наиболее интен­сивного нагревания ОК сопровождается образованием вокруг него слоя воздушной плазмы, однако конструкция ОК не прогревается к концу по­лета более чем до 160 С. Каждая из 36000 плиток имеет конкретное место установки, обусловленное теоретическими обводами корпуса ОК. Для сни­жения тепловых нагрузок выбраны также большие значения радиусов затупления носков крыла и фюзеляжа. Расчетный ресурс конструкции - 100 орбитальных полетов.

Двигательная установка и бортовое оборудование. Объединенная двигательная установка (ОДУ) обеспечивает довыведение ОК на опорную орбиту, выполнение межорбитальных переходов (коррек­ций), точное ма­неврирование вблизи обслуживаемых орбитальных ком­плексов, ориента­цию и стабилизацию ОК, его торможение для схода с орбиты. ОДУ со­стоит из двух двигателей орбитального маневрирования (на рис. справа), работающих на углеводородном горючем и жидком ки­слороде, и 46 дви­гателей газодинамического управления, сгруппирован­ных в три блока (один носовой блок и два хвостовых). Более 50 бортовых систем, вклю­чающих радиотехнические, ТВ и телеметрические ком­плексы, системы жизнеобеспечения, терморегулирования, навигации, энергоснабжения и другие, объединены на основе ЭВМ в единый борто­вой комплекс, кото­рый обеспечивает продолжительность пребывания "Бу­рана" на орбите до 30 суток. Теплота, выделяемая бортовым оборудо­ванием, с помощью теп­лоносителя подводится к радиационным теплооб­менникам, установлен­ным на внутренней стороне створок грузового от­сека, и излучается в ок­ружающее пространство (в полете на орбите створки открыты).

Геометрические и весовые характеристики. Длина "Бурана" со­ставляет 35,4 м, высота 16,5 м (при выпущенном шасси), размах крыла около 24 м, площадь крыла 250 квадратных метров, ширина фюзеляжа 5,6 м, высота 6,2 м; диаметр грузового отсека 4,6 м, его длина 18 м. Старто­вая масса ОК до 105 т, масса груза, доставляемого на орбиту, до 30 т, воз­вращаемого с орбиты - до 15 т. Максимальный запас топлива до 14 т. Большие габаритные размеры "Бурана" затрудняют ис­пользование назем­ных средств транспортировки, поэтому на космодром он (так же, как и блоки РН доставляется по воздуху модифицированным для этих целей самолетом ВМ – Т экспериментального машинострои­тельного завода им. В.М. Мясищева (при этом с "Бурана" снимается киль и масса доводится до 50 т) или многоцелевым транспортным самолетом Ан-225 в полностью собранном виде.

Выведение на орбиту. Запуск "Бурана" осуществляется с помощью универсальной двухступен­чатой РН «Энергия», к центральному блоку ко­торой крепится пирозам­ками ОК. Двигатели 1-й и 2-й ступеней РН запус­каются практически одно­временно и развивают суммарную тягу 34840 кН при стартовой массе РН с "Бураном" около 2400 т (из них около 90% со­ставляет топ­ливо). В первом испытательном пуске беспилотного варианта ОК, состо­явшемся на космодроме Байконур 15 ноября 1988 года, РН "Энер­гия" вы­вела ОК за 476 сек. на высоту около 150 км (блоки 1-й сту­пени РН отде­лились на 146-й сек. на высоте 52 км). После отделения ОК от 2-й ступени РН был осуществлен двукратный запуск его двигателей, что обес­печило необходимый прирост скорости до достижения первой кос­мической и вы­ход на опорную круговую орбиту. Расчетная высота опор­ной орбиты "Бу­рана" составляет 250 км (при грузе 30 т и заправке топли­вом 8 т). В пер­вом полете "Буран" был выведен на орбиту высоту 250,7/260,2 км (наклон орбиты 51,6) с периодом обращения 89,5 мин. При заправке топливом в количестве 14 т возможен переход на орбиту высо­той 450 км с грузом 27 т. При отказе на этапе выведения одного из мар­шевых ЖРД 1-й или 2-й ступени РН ее ЭВМ "выбирает" в зависимости от набранной высоты либо варианты выведения ОК на низкую орбиту или на одновитковую траекто­рию полета с последующей посадкой на одном из запасных аэродромов, либо вариант выведения РН с ОК на траекторию возврата  в район старта с последующим отделением ОК и посадкой его на основной аэродром. При нормальном запуске ОК 2-я ступень РН, ко­неч­ная скорость которой меньше первой космической, продолжает полет по баллистической траек­тории до падения в Тихий океан.

Возвращение с орбиты. Для схода с орбиты ОК разворачивается дви­гателями газодинамического управления на 180 (хвостом вперед), после чего на непродолжительное время включаются основные ЖРД и сооб­щают ему необходимый тормоз­ной импульс. ОК переходит на траекто­рию спуска, снова разворачивается на 180 (носом вперед) и выполняет планирование с большим углом атаки. До высоты 20 км осуществляется совместное газодинамическое и аэроди­намическое управление, а на за­ключительном этапе полета используются только аэродинамические ор­ганы управления. Аэродинамическая схема "Бурана" обеспечивает ему достаточно высокое аэродинамическое каче­ство, позволяющее осущест­вить управляемый планирующий спуск, вы­пол­нить на трассе спуска бо­ковой маневр протяженностью до 2000 км для выхода в зону аэродрома посадки, произвести необходимое предпо­садоч­ное маневрирование и со­вершить посадку на аэродром. В то же время конфигурация ЛА и приня­тая траектория спуска (крутизна плани­рования) позволяют аэродинамиче­ским торможением погасить скорость ОК от близкой к орбитальной до посадочной, равной 300 - 360 км/ч. Длина про­бега составляет 1100 - 1900 м, на пробеге используется пара­шют. Для расширения эксплуатационных возможностей "Бурана" преду­сматрива­лось использование трех штатных аэродромов посадки (на кос­модроме (ВПП посадочного комплекса дли­ной 5 км и шириной 84 м в 12 км от старта), а также в восточной  и запад­ной частях страны). Комплекс радио­технических средств аэродрома соз­дает радионавигационное и радио­ло­кационное поля (радиус последнего около 500 км), обеспечиваю­щие дальнее обнаружение ОК, его выведение к аэродрому и всепогодную вы­сокоточную (в том числе автоматическую) посадку на ВПП. Первый испытательный полет беспилотного варианта ОК завершился по­сле выполнения немногим более двух витков вокруг Земли успешной автоматической посадкой на аэродром в районе космо­дрома. Тормозной импульс был дан на высоте Н=250 км, на расстоянии около 20000 км от аэродрома приземления, боковая дальность на трассе спуска составила около 550 км, отклонение от расчетной точки касания на ВПП оказалось равным 15 м в продольном направлении и 3 м от оси по­лосы.

Разработка ОК "Буран" продолжалась более 10 лет. Первому запуску предшествовал большой объем научно-исследовательских и опытно-кон­структорских работ по созданию ОК и его систем с обширными теорети­ческими и экспериментальными исследованиями по определению аэро­динамических, акустических, теплофизических, прочностных и других характеристик ОК, моделированием работы систем и динамики полета ОК на полноразмерном стенде оборудования и на пилотажных стендах, разработкой новых материалов, отработкой методов и средств автомати­ческой посадки на самолетах - летающих лабораториях, летными испыта­ниями в атмосфере пилотируемого самолета-аналога (в моторном вари­анте) БТС-02, натурными испытаниями теплозащиты на эксперименталь­ных аппаратах БОР-4 и БОР-5, выводившихся на орбиту и возвращаемых с нее методом аэродинамического спуска, и т. д.

История создания ОК "Буран"

Работы по созданию крылатых космических кораблей в Советском Союзе имеют свою историю. Идея использовать крылья на возвращаемом кос­мическом аппарате возникла сразу же с началом полетов в космос. Это обуславливалось желанием использовать потенциальные возможности земной атмосферы (в первую очередь, управляемое торможение и точное маневрирование) и тем авиационным заделом, с которым первые ракет­чики пришли в космонавтику. Поэтому наличие крыльев на спускаемом аппарате, движущимся в атмосфере, выглядело простым и логичным.

С.П.Королев считал парашютную посадку бесперспективной, и потому, по его заказу, параллельно с Востоком, лапоток проектировал П.В.Цыбин. Машина задумывалась классической аэродинамической схемы, с трапе­циевидным крылом и нормальным хвостовым оперением. Свое полуофи­циальное название аппарат получил из-за характерной формы фюзеляжа, в аэродинамическую тень которого несущие плоскости убирались при входе в плотные слои атмосферы. По способу выведения (на 3-ступенча­той Р-7, семерке), массе и решаемым задачам лапоток был бы аналогич­ным Востоку. (Справа - первый советский "челнок" - "лапоток" С.П.Королева и П.В.Цыбина: стартовая масса 4,7 т; экипаж 1 чел.; про­должительность полета до 27 ч; длина 9,4 м; размах крыла 5,5 м; высота по оперению 4 м; ширина фюзеляжа 3 м.) Рассматривалась даже возмож­ность катапультирования космонавта непосредственно перед посадкой на ВПП. Однако быстро выяснился масштаб трудностей, встающих при соз­дании крылатых космических аппаратов. Например, планирующий вход в атмосферу требовал точнейшей ориентации изделия, а соответствующие приборы появились значительно позже первых полетов... Кроме того, по теплозащите схема оказалась неоптимальной. После этого ракетчики к крылатым аппаратам охладели. С 1958-го воздушно-космический самолет (ВКС) проектировался в ОКБ-23 В.М.Мясищева. Масса та же под се­мерку. Схема уже бесхвостка, с треугольным крылом большой площади. Конкретный же облик неоднократно менялся, известно минимум три ва­рианта. В последнем из них Владимир Михайлович впервые предложил применить керамическую плиточную теплозащиту, но... в 1960-м Мяси­щева отправили руководить ЦАГИ, ОКБ-23 стало филиалом фирмы В.Н.Челомея. Тогда же ракетопланами занялся и сам Владимир Николае­вич, его ОКБ-52. Уже в 1961-м прошли испытательные пуски аппарата, названного МП-1 (первый пуск 21.03.1963 с использованием баллистиче­ской ракеты "Р-12"). 1,8-метровый конус массой 1,75 т, управлялся на ги­перзвуковых скоростях восемью аэродинамическими щитками. Баллисти­ческая ракета поднимала образец на 405 км, в атмосферу он входил в 1760 км от места старта со скоростью 3,8 км/с. Два года спустя испытания прошел М-12 такой же конус, но с четырьмя стабилизаторами. По резуль­татам этих пусков ОКБ-52 представило проект 6,3-тонного беспилотного ракетоплана Р-1, оснащенного М-образным складным (средняя часть вверх, концы вниз) крылом переменной стреловидности, и его пилоти­руемого варианта Р-2. Перегрузка на спуске должна была составить всего 3,5-4 g, в отличие от 9-11 g на СА Восток. Сделали уже макеты машин, но после снятия благоволившего к Челомею Н.С.Хрущева воздушно-косми­ческую тематику у ОКБ-52 отобрали. Занимался крылатыми кораблями и А.Н.Туполев, но пока о них известно крайне мало: опытный экземпляр беспилотного ВКС 130 был построен, а его пилотируемый вариант 136 должен был называться Красная звезда.

К 1965 г. из всех минавиапромовских программ осталась одна известная сегодня под названиями 50-50 и спираль, разрабатывавшаяся в ОКБ Ми­кояна под руководством Г.Е.Лозино-Лозинским.

ОК "Буран" задумывался как военная система. Вот как вспоминал об этом в 1994-м году директор головного в ракетно-космической промышленно­сти Центрального НИИ машиностроения Ю.А.Мозжорин:

Программа имеет свою предысторию. В 1972 г. Никсон объявил, что в США начинает разрабатываться программа Space Shuttle. Она была объяв­лена как национальная, рассчитанная на 60 пусков челнока в год, предполагалось создать 4 таких корабля; затраты на программу планиро­вались в 5 миллиардов 150 миллионов долларов в ценах 1971 г. В даль­нейшем они конечно подросли, как и у всех бывает, достигли 13 милли­ардов 400 миллионов долларов. Программа была серьезная, поскольку создавались 4 стартовых комплекса, на базе Ванденберг и на мысе Кен­неди, создавались специальные производства.

Челнок выводил на околоземную орбиту 29,5 т, и мог спускать с орбиты груз до 14,5 т. Это очень серьезно, и мы начали изучать, для каких целей он создается? Ведь все было очень необычно: вес, выводимый на орбиту при помощи одноразовых носителей в Америке, даже не достигал 150 т/год, а тут задумывалось в 12 раз больше; ничего с орбиты не спускалось, а тут предполагалось возвращать 820 т/год... Это была не просто про­грамма создания какой-то космической системы под девизом снижения затрат на транспортные расходы (наши, нашего института проработки по­казали, что никакого снижения фактически не будет наблюдаться), она имела явное целевое военное назначение.

И действительно, в это время начали говорить о создании мощных лазе­ров, лучевого оружия, оружия на новых физических принципах, которое теоретически позволяет уничтожать ракеты противника на расстоянии в несколько тысяч километров. Как раз вот создание такой системы и пред­полагалось для отработки этого нового оружия в космических условиях.

Слова Юрия Александровича подтверждает заместитель Главного конст­руктора МКС Буран В.М.Филин:

Необходимость создания отечественной многоразовой космической сис­темы как средства сдерживания потенциального противника была выяв­лена в ходе аналитических исследований, проведенных Институтом про­блем машиноведения АН СССР и НПО Энергия в период 1971 75 гг. Было показано, что США, введя в эксплуатацию свою многоразовую сис­тему Space Shuttle, смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения превентивного ракетно-ядерного удара по жизненно-важным объектам на территории нашей страны.

В решениях НТС Министерства общего машиностроения и Министерства обороны ставилась задача: исключить возможную техническую и воен­ную внезапность, связанную с появлением у потенциального противника многоразовой транспортной космической системы Space Shuttle принципи­ально нового технического средства доставки на околоземные орбиты и возвращения на Землю значительных масс полезных грузов.

Первый вариант отечественного ответа на американский вызов выглядел следующим образом: достаточно традиционная схема, включающая двух­ступенчатый носитель с пакетным разделением ступеней, в верхней части которого размещался транспортный корабль.

Облик носителя в существующем виде определился тоже далеко не сразу, и пакетная его компоновка не случайна. Возглавивший в 1975 г. ведущую ракетно-космическую фирму страны, получившую тогда же название НПО Энергия, академик В.П.Глушко весьма благоволил к концепции уни­версальной системы из множества стандартных ракетных блоков. Между тем, пятнадцатью годами раньше, в начале разработки легендар­ной Н1, такую схему исследовал Королев и отказался от нее как от самой неэффективной по массе. С другой стороны, реализованный Сергеем Павловичем моноблочный вариант, во-первых, требовал сложных, долгих и дорогих наземных испытаний. Во-вторых, главное он исключал пере­возку готовых блоков с заводов в Москве, Днепропетровске и Куйбышеве на космодром; на Байконуре пришлось бы строить новый гигантский производственный комплекс. Для будущих программ это, может быть, было и приемлемо, но военных категорически не устраивало. Победил компромисс.

Корабль должен был состоять из трех частей: носовой (конической), с ка­биной экипажа и рулевыми двигателями, средней (цилиндрической), с объемистым грузовым отсеком, и кормовой, с двигателями довыведения, орбитального маневрирования и топливом для них. В атмосферу аппарат должен был входить вперед коническим носом, с некоторым углом атаки этого достаточно, чтобы на тех скоростях получить определенное аэроди­намическое качество, скользящий управляемый спуск. Посадка же пред­полагалась по парашютно-ракетной системе, на выдвижные опоры-амор­тизаторы.

Предложенная схема имела колоссальное преимущество, отсутствовали крылья, большую часть времени бывшие паразитной массой. К достоин­ствам предложенной схемы можно также отнести следующее:

имелся серьезный практический задел по спускаемым аппаратам с небольшим аэродинамическим качеством (КК "Союз", боеголовки баллистических ракет);
имелись и давно использовались в Воздушно-десантных войсках сложные парашютные системы (с тормозными РДТТ), позволяю­щие осуществлять мягкую посадку тяжелых объектов;
снимались жесткие требования по точности приземления;
отпадала необходимость в дорогой и сложной наземной инфраструк­туре (в первую очередь аэродромов);
конструкция космического корабля без крыльев и оперения по срав­нению с крылатым ОК конструктивно является более простой и легкой при равной прочности, имеет меньшую омываемую пло­щадь (что снижает массу теплозащиты), более простые алгоритмы управления, что в конечном итоге приводит к большей эффектив­ности в эксплуатации

А к главному недостатку малую дальность бокового маневра при спуске. Нужна же была большая, что диктовалось элементарным соображением: в отличие от американцев с их раскиданными по всему миру авиабазами (а аварийные полосы для Шаттла сооружены по всему миру, от острова Пасхи до Марокко), у нас была только территория СССР - много, но не­достаточно. И только три полосы (на Байконуре, в Крыму и у озера Ханка на Дальнем Востоке)... Сесть же на них нужно было с любого витка!

Проблему пытались решить: корпус корабля стал в сечении треугольным, однако это были полумеры. В общем, схема однокилевой бесхвостки с переменной стреловидностью передней кромки крыла напрашивалась, но решающим фактором стала не аэродинамика. Как раз здесь сказалось по­ложение догоняющих: к этому времени облик американской системы по­сле многократных изменений был, наконец, утвержден. И сработало клас­сическое, увы, в нашей оборонке мнение: американцы не глупее, делайте, как у них!

Промежуточный вариант ОК "Буран" предусматривал установку воздушно-реактивных двигателей (ВРД). Это обуславливалось следую­щим: в связи с тем, что все аэродромы для посадки "Бурана" расположены на территории бывшего СССР, в течение суток возникало достаточно много витков, посадка с которых невозможна. Из этой ситуации могло быть два принципиальных выхода: расширить количество аэродромов (но "Буран" создавался как военный объект, а стратегические союзники были расположены "компактно" к границам СССР, Куба же была слишком близка к территории потенциального противника), либо повысить энерго­вооруженность атмосферного участка за счет установки ВРД. Конструкторы выбрали второй путь.

В дальнейшем (по техническим причинам) от использования на штатном ОК "Буран" ТРД в конце концов, отказались (испытав воздушно-реактив­ную двигательную установку в реальных атмосферных полетах самолета-аналога БТС-002), однако в связи с тем, что изготовление и оборудование летных образцов (первой серии) уже шло полным ходом, конструктивно-силовую схему планера менять было поздно и ниши в ХЧФ под установку двигателей зашили панелями обшивки и закрыли гибким теплозащитным покрытием.

После необходимых доработок, транспортировки на космодром, испыта­ний и подготовки к старту, напряженный труд десятков тысяч людей завер­шился триумфом 15 ноября 1988 года.

Основные характеристики МКС "Энергия-Буран"

Орбитальный корабль "Буран":

РН "Энергия" (МКС в целом):

Характеристики

Зна­чение

Характеристики

Зна­чение

Максимальная стартовая масса (в первом полете), т

105 (79,4)

Стартовая масса МКС, т

2375*

в т.ч.: запас окислителя (кислород), т

10,4

Масса ракеты-носителя, т

2270

запас горючего (циклин), т

4,1

первая ступень (блок "А", 4 шт.), т

1490,4

Масса полезного груза, выводи­мого в ОК на орбиту H=200 км:

в т.ч.: запас окислителя (кисло­род), т

886,8

с наклонением i=50.7 , т

30

запас горючего (керосин РГ-1), т

341,2

с наклонением i=97 , т

16

вторая ступень (блок "Ц", 1 шт.), т

776,2

Посадочная масса ОК:

в т.ч.: запас окислителя (кисло­род), т

602,3

номинальная, т

82

запас горючего (водород), т

100,7

максимальная, т

87

Двигатель блока "А" (РД-171, 11Д521):

Масса полезного груза, возвращае­мого с орбиты в ОК:

тяга на уровне моря, тс

740

максимальная, т

20

тяга в вакууме, тс

806

номинальная, т

15

удельный импульс на уровне моря, с

308,5

Экипаж, человек:

удельный импульс в вакууме, с

336,2

на этапе летных испытаний (при наличии катапультных кресел)

2

Двигатель блока "Ц" (4 шт.РД-0120,11Д122):

максимальный (без катапультных кресел)

до 10

тяга на уровне моря, тс

147,6

Продолжительность полета:

тяга в вакууме, тс

190

номинальная, сут

7

удельный импульс на уровне моря, с

353,2

максимальная (с дополнительными баками), сут

30

удельный импульс в вакууме, с

454,7

Диапазон возможных наклонений орбит,

50,7...110

Геометрические характеристики МКС:

Высота орбиты:

общая длина, м

58,765

рабочая круговая, км

250 ... 500

максимальная ширина, м

23,92

максимальная, км

1000

максимальная ширина на уста­новщике, м

24,50

Перегрузки, g:

Геометрические характеристики РН в целом:

при выведении на орбиту (макси­мальная)

3

длина, м

58,765

при спуске в атмосферу (по номи­нальной траектории)

1,6

максимальный поперечный раз­мер, м

17,65

Аэродинамическое качество:

Геометрические характеристики первой ступени:

на гиперзвуковых скоростях

1,5

длина, м

39,46

при посадке

5

диаметр баков, м

3,92

Максимальная величина бокового маневра при спуске, км

1700

Геометрические характеристики второй ступени:

Посадочная скорость:

длина, м

58,765

средняя (при посадочной массе 82т), км/ч

312

диаметр баков (без теплоизоля­ции), м

7,75

максимальная, км/ч

360

Кратность использования (ресурс):

в первом полете, км/ч

263

первая ступень, полетов

10

Маршевый двигатель орбитального маневрирования 17Д12:

вторая ступень, полетов

1

тяга в вакууме, тс

8,8

удельный импульс в вакууме, с

362

Геометрические характеристики:

общая длина, м

36,37

в том числе фюзеляжа, м

30,85

ширина фюзеляжа (максимальная), м

5,50

Размах крыла, м

23,92

высота на стоянке, м

16,35

шасси, база/колея, м

7,00/12,79

длина отсека полезного груза, м

18,55

диаметр отсека полезного груза, м

4,70?

Кратность использования (ресурс), полетов

100

 

Применение "Бурана".

А) Боевые космические комплексы.

В конце 60-х - начале 70-х годов в США были начаты работы по исследо­ванию возможности использования космического пространства для веде­ния боевых действий в космосе и из космоса. Правительство СССР рядом специальных постановлений (первое вышло в 1976 г.) работы в стране в этой области поручило кооперации организаций-разработчиков во главе с НПО "Энергия". В 70-80-е годы был проведен комплекс исследований по определению возможных путей создания космических средств, способ­ных решать задачи поражения космических аппаратов военного назначе­ния, баллистических ракет в полете, а также особо важных воздушных, морских и наземных целей. При этом ставилась задача достижения необ­ходимых характеристик указанных средств на основе использования имевшегося к тому времени научно-технического задела с перспективой развития этих средств при ограничении по производственным мощностям и финансированию. Для поражения военных космических объектов были разработаны два боевых космических аппарата на единой конструктивной основе, оснащенные различными типами бортовых комплексов вооруже­ния - лазерным и ракетным. Основой обоих аппаратов явился унифициро­ванный служебный блок, созданный на базе конструкции, служебных систем и агрегатов орбитальной станции серии ДОС-7К.
В отличие от станции служебный блок должен был иметь существенно большие по вместимости топливные баки двигательной установки для обеспечения маневрирования на орбите.

Боевые космические комплексы - полезная нагрузка ОК "Бу­ран"

Обозначения: 1 - приборно-топ­ливный отсек; 2 - агрегатный от­сек; 3 - бортовой комплекс специ­ального вооружения

Выведение космических аппаратов на орбиту предполагалось осуществ­лять в                                                   грузовом отсеке орбитального ко­рабля МКС "Буран" (ракетой-носителем "Протон" на экс­периментальном этапе). Предусматривалась дозаправка баков на орбите при помощи средств, также доставляемых к аппаратам в ОК МКС "Бу­ран". Для обес­печения длительного срока боевого дежурства на ор­бите и поддержания высокой готовности космических комплексов преду­сматри­валась воз­можность по­сещения объектов экипажем (два человека до 7 су­ток).

 

Боевая космическая самонаводящаяся ракета-перехватчик

Меньшая масса бортового комплекса вооружения с ракетным оружием, по сравнению с комплексом с лазерным оружием, позволяла иметь на борту КА больший запас топлива, поэтому представлялось целесообраз­ным создание системы с орбитальной группировкой, состоящей из бое­вых космических аппаратов, одна часть из которых оснащена лазерным, а другая - ракетным оружием. При этом первый тип КА должен был при­меняться по низкоорбитальным объектам, а второй - по объектам, распо­ложенным на средневысотных и геостационарных орбитах.

Для поражения стартующих баллистических ракет и их головных блоков на пассивном участке полета в НПО "Энергия" был разработан проект ра­кеты-перехватчика космического базирования. В практике НПО "Энер­гия" это была самая маленькая, но самая энерговооруженная ракета. Дос­таточно сказать, что при стартовой массе, измеряемой всего десятками килограммов, ракета-перехватчик обладала запасом характеристической скорости, соизмеримой с характеристической скоростью ракет, выводя­щих современные полезные нагрузки на орбиту ИСЗ. Высокие характери­стики достигались за счет применения технических решений, основанных на последних достижениях отечественной науки и техники в области ми­ниатюризации приборостроения. Авторской разработкой НПО "Энергия" явилась уникальная двигательная установка, использующая нетрадицион­ные не криогенные топлива и сверхпрочные композиционные материалы. В начале 90-х годов, в связи с изменением военно-политической обста­новки, работы по боевым космическим комплексам в НПО "Энергия" были прекращены. К работам по боевым космическим комплексам при­влекались все тематические подразделения Головного конструкторского бюро и широкая кооперация специализированных организаций-разработ­чиков военно-промышленного комплекса страны, а также ведущие иссле­довательские организации Министерства обороны и Академии наук.

Для поражения особо важных наземных целей разрабатывалась космиче­ская станция, основу которой составляла станция серии ДОС-7К и на ко­торой должны были базироваться автономные модули с боевыми блоками баллистического или планирующего типа. По специальной команде мо­дули отделялись от станции, посредством маневрирования они должны были занимать необходимое положение в космическом пространстве с последующим отделением блоков по команде на боевое применение. Конструкция и основные системы автономных модулей были заимство­ваны с орбитального корабля "Буран". В качестве варианта боевого блока рассматривался аппарат на базе экспериментальной модели ОК "Буран" (аппараты семейства "Бор"). Военная целевая нагрузка для ОК "Буран" разрабатывалась на основании специального секретного постановления ЦК КПСС и Совета Министров. Об исследовании возможности созда­ния оружия для ведения боевых действий в космосе и из космоса (1976г.)

Боевая космическая станция с ударными блоками на базе ОК "Буран" 1 - базовый блок; 2 - центр управле­ния боевыми блоками; 3 - многоразовый транспорт­ный корабль "Заря"; 4 - модули боевой станции с прицельными комплек­сами; 5 - боевые модули (на базе фюзеляжа ОК «Буран»)

Вот как описывает при­менение боевой космической станции С.Александров в своей статье "Меч, ставший щитом" ("Техника-моло­дежи",4'98):"...Тот же базовый мо­дуль, как на орбиталь­ной станции Мир, те же бо­ковые (уже не секрет, что на Спектре, например, предполагались испы­тания оптической сис­темы обнаружения ракетных пусков... А ста­били­зированная платформа с теле- и фотокамерами на Кристалле чем не прицел?), но вместо аст­рофизического Кванта модуль с комплексом бое­вого управ­ления. Под ша­риком переходного отсека еще один переход­ник, на котором висят че­тыре модуля (на основе бурановского фюзе­ляжа) с боевыми блоками. Это, так сказать, исходное положение. По тревоге они отде­ляются и расходятся на рабочие орбиты, выбираемые из сле­дующего со­ображе­ния: чтобы каждый блок вышел на свою цель в тот момент, ко­гда над ней будет пролетать центр управления. Фюзеляж Бурана используется в этом проекте по принципу не пропа­дать же добру: большие запасы топ­лива в объединенной двигательной установке и очень хорошая система управления позволяют активно ма­неврировать на орбите, при этом по­лезный груз боевые блоки находятся в контейнере, скрытые от любо­пытных глаз, а так же неблагоприятных факторов космического по­лета. Что существенно в контексте страте­гического сдерживания эта сис­тема оружия нанесет прицельный, хирур­гический удар даже в том слу­чае, если будет уничтожено все остальное. Как атомные подводные лодки, она способна переждать первый залп!"

                                         Бое­вой ударный модуль  космического базиро­вания:
1 - стыковочный узел;
2 - носовая часть фюзеляжа (НЧФ);
3 - переходный отсек;
4 - герметичный модуль кабины;
5 - носовой блок двигателей управления;
6 - средняя часть фюзеляжа (СЧФ);
7 - хвостовая часть фюзеляжа (ХЧФ);
8 - створки отсека полезного груза с панелями радиацион­ного теп­лооб­менника

 

Б) Проекты целевого использования орбитального корабля "Буран"

Согласно техническим заданиям Министерства обороны и отраслевым программам в НПО "Энергия" были разработаны технические предложе­ния и эскизные проекты по решению конкретных задач в реальных на­правлениях применения ОК "Буран". Предусматривалось использовать ОК "Буран" для транспортно-технического обслуживания (ТТО) и ре­монта орбитальных комплексов и космических аппаратов. Так, например, транспортно-техническое обслуживание орбитальным кораблем "Буран" комплекса "Мир" - его дооснащение (доставка модулей, энергоустановок и др.), многоразовое использование модулей и оборудования (их возвра­щение для профилактики и ремонта), доставка на Землю результатов ра­бот - позволяет существенно повысить эффективность комплекса. Как разновидности задачи ТТО были рассмотрены диагностирование неис­правных аппаратов, как на орбите, так и после их возвращения с помо­щью ОК "Буран", а также оценка возможности их ремонта и повторного использования. Применительно к аппаратам космической разведки иссле­дована возможность возвращения двух неисправных аппаратов и приня­тия решений по их дальнейшему использованию. Детально проработано использование ОК "Буран" для развертывания и сборки больших конст­рукций. Это направление имеет принципиальное значение для создания космических антенн, солнечных энергоустановок и др. Обоснован экспе­римент по отработке антенны космического радиотелескопа КРТ-30 и экспериментального космического комплекса наблюдения в составе бор­тового модуля на ОК "Буран". Особую роль ОК "Буран" может иметь для выведения и отработки на орбите особо дорогостоящих КА.

Чтобы уменьшить технический риск и предотвратить значительный ущерб в случае потери, например, уникального аппарата космической разведки или выхода из строя его целевой аппаратуры, было предложено и проработано решение о создании по принципу максимальной преемст­венности конструктивных, компоновочных и технических решений экс­периментального образца (ЭКА), выводимого и обслуживаемого по про­грамме отработки кораблем "Буран". Такое решение позволяло обеспе­чить:

контроль всех основных этапов функционирования ЭКА;

контроль операций по раскрытию крупногабаритной антенны РАС и проведение оперативного ремонта при ее отказе;

проверку работоспособности ЭКА перед самостоятельным функцио­нированием для гарантированного выполнения задач эксперимента;

проведение ремонтно-восстановительных работ на борту ЭКА;

возвращение на Землю особо ценных частей ЭКА для диагностики и повторного использования.

Аналогично исследовано использование ОК "Буран" для выведения на орбиту и отработки тяжелой экспериментальной энергоемкой радиолока­ционной станции 91А6-П. Незаменима роль ОК "Буран" при проведении специальных исследований, а также ряда научных и технологических экспериментов.

В качестве начального этапа практического использования ОК "Буран" для научных исследований планировалась постановка и проведение на его борту уже во время второго полета экспериментов по исследованию мик­роатмосферы, микроускорений и характеристик излучений с помощью научной аппаратуры многоразового использования. Это направление оце­нивалось как весьма значительное, особенно при комплексном решении научно-исследовательских и технических задач. Уникальные энергетиче­ские возможности ОК "Буран" (до 60 кВт), уровень микрогравитации (10-4...10-5g) и другие характеристики функционирования на орбите, а также возможность возвращения и многократного использования оборудования позволили организовать на борту промышленное производство и дос­тавку на Землю биопрепаратов и полупроводниковых материалов высо­кой стоимости. Проектные исследования этого направления на основе конкретных биоустановок ("Рекомб-2", "Ручей-2", "Поток") и технологи­ческих установок ("Кратер-АГ", "Малахит") показали целесообразность его реализации уже в ходе летных испытаний.

В результате этих разработок и исследований были разработаны прин­ципы и научно-технические направления создания и эксплуатации любых многоразовых космических аппаратов.

Разработкой и исследованиями целевого применения ОК "Буран" занима­лись В.Г.Алиев, Б.И.Сотников, П.М.Воробьев, В.Ф.Садовый, А.В.Егоров, С.И.Александров, Н.А.Брюханов, В.В.Антонов, В.И.Бержатый, О.В.Митичкин, Ю.П.Улыбышев и др.

Попытка запуска МТКК "Буран" 29 октября 1988 года.

---------- СООБЩЕНИЕ ТАСС ----------

На заключительном этапе предстартовой подготовки ракеты-носителя "Энергия" с орбитальным кораблем "Буран" возникли отклонения в ра­боте одной из систем обеспечения пуска. В связи с этим автоматически была выдана команда на прекращение дальнейших работ. В настоящее время ведется устранение возникших замечаний. О дате и времени старта будет сообщено дополнительно.

Что же произошло?

За 51 секунду до старта одна из площадок обслуживания (отмечена на ри­сунке справа) не отошла от ракеты-носителя. Точнее, время отвода пло­щадки превысило допустимое, и сигнал об успешном завершении опера­ции отвода не поступил на ЭВМ, проверяющую пусковую готовность всех систем. Эта площадка до последних секунд держит платформу при­целивания, регулирующую гироскопы. Автоматика после опроса всех сигналов не нашла отзыв этого концевика и мгновенно дала "стоп» про­грамме пуска.

Специальная комиссия установила, что стартовое сооружение с его пло­щад­кой не при чем. Она выяснила, что блок приборов платформы прице­ливания, отстыковывался от ракеты почти 40 секунд вместо 3. Ферма же, обязанная отвести блок после его отстыковки, не получила на это ко­манду и согласно программе осталась на месте, так как автоматика вы­дала старту общий отбой.

 
ПОЛЕТ

К этому полету готовились более 12 лет. И еще 17 дней из-за отмены старта 29 октября 1988г.,

когда за 51 с. до него не прошло нормальное отведение площадки с при­борами прицеливания и была выдана команда на отмену старта. А затем слив компонентов топлива, профилактика, выявление причин отказа и их устранение. "Не торопиться! - предупреждал председатель Государствен­ной комиссии В.Х.Догужиев. - Прежде всего, безопасность!» Все проис­ходило на глазах миллионов телезрителей... Очень высоко напряжение ожидания...

Задачей первого полета МРКК «Энер­гия-Буран» были продолжение лет­ной отработки РН «Энергия» и проверка функционирования конструкции и бортовых систем ОК «Буран» на наи­более напряженных участках по­лета (выведение и спуск с орбиты) с мини­мальной длительностью орби­тального участка. Из соображений безопасности первый испытательный полет ОК «Бу­ран» был определен как беспилотный, что традиционно для отечественной космонавтики, с полной автоматиза­цией всех динамиче­ских операций вплоть до рулежки по ВПП.

Первый беспилотный полет ОК «Бу­ран» был запланирован не­продолжи­тельным: два витка, или 206 минут полета. В соответствии с его задачами и программой были задействованы состав и ре­жимы работы бортовых и назем­ных систем.
Наземный комплекс управления, мозговым центром которого яв­ляется ЦУП, в первом полете ОК «Буран» задействовал шесть на­земных станций слежения, четыре плавучие станции и систему связи и передачи данных, состоящую из сети наземных и спутниковых широкополосных и теле­фонных каналов связи.

Космодром Байконур 15 ноября 1988 г. На старте МРКК «Энер­гия-Бу­ран».  Циклограмма пред­стартовой подготовки проходит без замечаний. Но погодные условия ухуд­шаются. Председатель Государственной ко­миссии получает очеред­ной доклад метеорологической службы с прогно­зом: «Штормовое преду­преждение». Учитывая важность момента, синоп­тики потребовали пись­менно подтвердить получение тревожного про­гноза. В авиации посадка - самый ответственный этап полета, особенно в сложных метеорологиче­ских условиях. ОК «Буран» не имеет двигателей для полета в атмосфере, в первом полете на его борту не было экипажа, а посадка предусматрива­лась с первого и единственного захода. Специали­сты, создавшие ОК «Бу­ран», заверили членов Государственной комиссии, что они уверены в ус­пехе: для системы автоматической посадки этот слу­чай не предельный. Решение на пуск было принято.

В 6 часов 00 минут по московскому времени МРКК «Энергия-Буран» от­рывается от стартового стола и почти сразу же уходит в низкую облач­ность. Проходит 8 минут участка выведения. В 6 ч 08 минут 03 секунды завершается работа РН, и ОК «Буран» начинает первый самостоятельный полет. Высота над поверхностью Земли составляет около 150 км, и, как это предусмотрено баллистической схемой полета, выполняется довыве­дение ОК на орбиту собственными средствами. В течение последующих 40 минут проводятся два маневра довыведения ОК на рабочую орбиту на­клонением 51,6 и высотой 250...260 км. Параметры этих маневров (вели­чину, направление и момент отработки импульса ОДУ) автоматически рассчитывает БЦВК в соответствии с заложенными полетным заданием и реальными параметрами движения на момент отделения от РН.
Первый маневр происходит в зоне связи наземных станций слежения, второй - над Тихим океаном. Передача телеметрической информации о втором маневре проходит по трассе «ОК - плавучая станция слежения в Тихом океане - стационарный спутник связи - ретрансляционная станция «Орбита» в Петропавловске-Камчатском - высокоэллиптический спутник связи - подмосковный ретрансляционный пункт - ЦУП» протяженностью более 120000 км.

Вне участков маневров для соблюдения теплового режима ОК движется в орбитальной ориентации левым крылом к Земле. Правильность заданной ориентации подтверждается как принимаемой телеметрической информа­цией, так и «картинкой» с бортовой телекамеры, размещенной по про­дольной оси ОК за остеклением кабины. Четко работает командная ра­диолиния, исполняются передаваемые из ЦУП команды на управление телеметрической и телевизионной системами ОК.

Наступает одна из завершающих операций - перезагрузка оперативной памяти БЦВК для работы на участке спуска и перекачка топлива из носо­вых баков в кормовые для обеспечения посадочной центровки.

Проходит полтора часа полета, БЦВК рассчитывает и сообщает в ЦУП параметры тормозного маневра для схода с орбиты.

Уточненные данные о скорости и направлении ветра передаются на борт и закладываются в банк данных системы. ОК стабилизируется кормой вперед и вверх. В 8 часов 20 минут в последний раз включается марше­вый двигатель и отрабатывает заданную величину скорости. ОК начинает снижаться и через 30 мин «цепляет» атмосферу. За время снижения до высоты 100 км реактивная система управления развернула ОК носом впе­ред, и, «протиснувшись» в узкую щель ограничений, он входит в атмо­сферу. В 8 часов 53 минут на высоте 90 км с ним прекращается связь из-за плазменных образований. Движение ОК в плазме более чем в три раза продолжительнее, чем при спуске одноразовых космических кораблей типа «Союз», и по расчету составляет 16...19 минут.

В 9 часов 11 минут, когда ОК находился на высоте 50 км, стали поступать доклады: "Есть прием телеметрии!", "Есть обнаружение корабля средст­вами посадочных локаторов!", "Системы корабля работают нормально!". В этот момент он находился в 550 км от ВПП, и, хотя его скорость умень­шилась, она все же в 10 раз превышала скорость звука. До посадки оста­валось чуть больше 10 минут...

"Буран" пришел в прицельную зону - на рубеж 20 км - с минимальными отклонениями, что было весьма кстати при посадке в плохих погодных условиях. Реактивная система управления и ее исполнительные органы отключились, и только аэродинамические рули, задействованные еще на высоте 90 км, ведут ОК к следующему ориентиру – ключевой точке.

Интенсивно гасится в атмосфере скорость. Полет проходит строго по рас­четной траектории снижения, на контрольных дисплеях ЦУП его отметка смешается к ВПП посадочного комплекса практически в середине допус­ти­мого коридора возврата. "Буран" приближается к аэродрому не­сколько правее оси посадочной полосы, все идет к тому, что он будет "рассеивать" остаток энергии на ближнем «цилиндре». Так думали специа­листы и лет­чики-испытатели, дежурившие на объединенном командно-диспетчер­ском пункте. Включаются бортовые и наземные сред­ства ра­диомаячной системы. После отметки 10 км "Буран" летит, можно сказать, по знакомой дороге, проторенной летающей лабора­торией Ту-154ЛЛ и аналогом ОК.

Схема полета ОК "Буран":
1 - старт; 2 - отделение разгонных бло­ков первой ступени; 3 - отделение раз­гонного блока второй ступени от ОК "Буран"; 4 - точки включения двигате­лей системы орбитального маневри­ро­вания; 5 - рабочая орбита; 6 - траекто­рия спуска

На объединенном командно-диспетчер­ском пункте (ОКДП) высшая сте­пень напряжения: "Буран" круто изменил курс и летит почти поперек оси ВПП. В чем дело? Проанализировав си­туацию, служба управления докла­дывает: "Все в порядке! Система не ошиблась, а просто на сей раз оказа­лась "ум­нее". "Буран" будет заходить на полосу не левым кругом, как предполага­лось, а правым. Выход в клю­чевую точку проходит по опти­мальной для данных начальных условий траектории при практически предельном встречно-боковом ветре. Волнение на ОКДП уменьшилось. Орбитальный корабль, совершив "свой" маневр, погасил энергию, пре­одолел все встре­тившиеся ему воз­мущения на "цилиндре выверки курса" и правым вира­жом вышел в клю­чевую точку.

Еще на высоте около 7 км, несмотря на сложности целеуказания, на сближение с "Бураном" вылетел самолет сопровождения МиГ-25, пило­тируемый летчиком-испытателем М.Толбоевым. Благодаря искусству пи­лота на экране уверенно наблюдалось четкое телевизионное изображение корабля - целого и как будто невредимого. На высоте 4 км - выход на по­садочную глиссаду. Изображение в ЦУП начинают передавать аэродром­ные телекамеры. Еще минута - и выпуск шасси...

И в 9 часов 24 минуты 42 секунды после выполнения орбитального по­лета и прохождения почти 8000 км в верхних слоях атмосферы, опережая всего на 1 секунду расчетное время, "Буран", борясь с сильным встречно-боковым ветром, мягко коснулся взлетно-посадочной полосы и после не­большого пробега в 9 часов 25 минут 24 секунд замер в ее центре. Над ним, прощаясь, пронесся самолет сопровождения... Необычно красивая, правильная и изящная посадка 80-тонного корабля! Просто не верится, что полет беспилотный. Кажется, что самый хороший летчик не смог бы посадить "Буран" лучше. Везде, где специалисты и просто причастные к этому полету люди наблюдали посадку "Бурана", взрыв эмоций. Огром­ное напряжение, с которым велась подготовка первого полета, усиленное к тому же предшествующей отменой старта, нашло свой выход. Нескры­ваемая радость и гордость, восторг и смятение, облегчение и огромная усталость - все можно было видеть на лицах в эти минуты. Так сложи­лось, что космос считается технологической витриной мира. И эта по­садка позволила людям на ВПП возле остывающего "Бурана" или у экра­нов телевизоров в ЦУП вновь ощутить необычайное по остроте чувство национальной гордости, радости. Радости за свою державу, мощный ин­теллектуальный потенциал нашего народа. Большая, сложная и трудная работа сделана! После останова "Бурана" на ВПП в течение 10 минут кон­тролируется приведение бортовых систем в исходное состояние и их вы­ключение. По просьбе группы послеполетного обслуживания из ЦУП че­рез спутник связи выдается последняя команда на борт: системы корабля обесточены. Все! Программа первого испытательного полета выполнена полностью!


Скачать архив (1008.7 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: