Главная » Экономика |
Введение В условиях глобализации мирового хозяйства значительно повышается роль внешнеэкономической сферы как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. На современном этапе внешнеэкономические связи являются неотъемлемой частью деятельности отраслей национальной экономики, предприятий и организаций. Они становятся средством научно-технического, экономического и социального прогресса общества. Внешнеэкономическая деятельность - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов По мере становления в России рыночной экономики происходит возрастание экономической открытости, и этот процесс меняет соотношение внутренних и внешних факторов социально-экономического развития страны. В настоящее время подавляющее большинство предприятий, организаций, научных учреждений, предпринимателей, занимающихся хозяйственной деятельностью, стали участниками международного бизнеса, что приводит к более тщательному изучению основ внешнеторговой деятельности. При самостоятельном выходе на внешний рынок предприятию приходится решать широкий круг проблем, связанных с экспортно-импортной деятельностью: · изучение мирового рынка в целом; · выбор партнера; · анализ деятельности зарубежных фирм и маркетинг; · современные формы реализации товара и послепродажного обслуживания. Важное место среди вопросов организации и техники проведения внешнеэкономических операций занимает заключение внешнеторгового контракта. От того, насколько профессионально составлен контракт, зависит успех коммерческой сделки в целом. Международный контракт (международный коммерческий договор, внешнеэкономическая сделка) - сделка (соглашение) между двумя или более сторонами, находящимися в разных странах (являющимися субъектами права разных государств), по поставке некоторого количества товара, оказанию услуг или иным видам хозяйственной деятельности в соответствии с согласованными сторонами условиями. Международный контракт лежит в основе внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов. Целью данного курсового проекта является исследование условий сдачи-приемки товара по количеству и качеству, их значение и связь с другими условиями контракта». Задачами данного курсового проекта являются: · Изучить основные торгово-экономические показатели; · Изучение основных теоретических положений по заключение международного контракта; · Изучение нормативных положений, регулирующих заключение международного контракта; · Изучить условие сдачи-приемки товара, по количеству и качеству; Объектом курсового проекта - международный контракт купли-продажи товара. Предметом курсового проекта является - изучение международного контракта, а именно изучение условий сдачи-приемки товара по количеству и качеству. 1. Основные торгово-экономические показатели внешнеторговой деятельности за 2011-2012 гг. Изначально понятие внешнеторговой деятельности сформулировано в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», а затем скорректировано в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Внешнеторговая деятельность (далее ВТД) - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. [1] Статистическая система, в которой отражаются все экономические операции между резидентами данной страны и резидентами других стран(нерезидентами), которые произошли в течение определенного времени называется платежным балансом Информация по внешней торговле товарами представляется по методологии платежного баланса. Она включает: · данные ФТС России: данные таможенной статистики, полученные на основе грузовых таможенных деклараций, данные о взаимной торговле с Республикой Беларусь, с 1 июля 2010 г. с Республикой Казахстан, полученные на основе статистической формы учета перемещения товаров, заполняемых участниками внешнеторговой деятельности; · данные Росстата об объемах экспорта (импорта) товаров, не пересекающих таможенную границу Российской Федерации, полученные на основе форм федерального статистического наблюдения (рыбы и морепродуктов, выловленных (добытых) и проданных вне зоны действия таможенного контроля, топлива и товаров, приобретенных российскими транспортными средствами в иностранных (российских) портах); · досчеты Банка России к данным статистики внешней торговли, которые производятся в соответствии с методологическими положениями платежного баланса и включают оценку стоимости товаров, ввезенных (вывезенных) физическими лицами в пределах установленной беспошлинной квоты и в упрощенном (льготном) порядке, и другие элементы досчетов. Таможенная статистика внешней торговли формируется на основе грузовых таможенных деклараций, заполняемых участниками внешнеэкономической деятельности по всем товарам (в том числе ценностям, за исключением валютных ценностей, находящихся в обращении), ввоз и вывоз которых увеличивает или уменьшает материальные ресурсы страны, и не включает данные по товарам, не пересекающим таможенную границу России (рыба и морепродукты, выловленные (добытые) и проданные вне зоны действия таможенного контроля, топливо и товары, приобретенные российскими (иностранными) транспортными средствами в иностранных (российских) портах), а также данные по ввозу (вывозу) товаров физическими лицами в пределах установленных беспошлинных квот или перемещаемых через таможенную границу в упрощенном порядке. К странам Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) относятся: Австрия, Бруней, Вьетнам, Индонезия, Китай, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Перу, Республика Корея, Россия, Сингапур, США, Гонконг, Таиланд, Тайвань (Китай), Филиппины, Чили, Япония. К странам Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) относятся: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Россия, Киргизия, Таджикистан. К государствам-членам Таможенного союза относятся: Россия, Республика Беларусь и Республика Казахстан. Экспорт товаров - вывоз товаров с территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. Экспорт включает вывоз из страны товаров отечественного производства, а также реэкспорт товаров. К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров. К реэкспортным товарам относятся товары, ранее ввезенные на территорию Российской Федерации, а затем вывезенные с этой территории без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера. Учет экспорта товаров производится по ценам франко-граница страны-экспортера (ФОБ), т.е. в цену товара включаются расходы по его доставке до сухопутной границы или до порта отгрузки страны-экспортера. Импорт товаров - ввоз товаров на территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления в экономике страны, и товары, ввозимые на территорию государства в соответствии с режимом реимпорта. К реимпортным товарам относятся товары, вывезенные с территории Российской Федерации, а затем ввезенные на эту территорию без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера. Учет импорта товаров производится по ценам франко-граница страны-импортера (СИФ), т.е. в цену товара включаются расходы по страхованию и транспортировке товара до границы страны-импортера. Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. Внешнеторговый оборот - сумма экспорта и импорта товаров. Сальдо - разница между экспортом и импортом товаров. Положительное сальдо - экспорт превышает импорт, отрицательное сальдо (ставится знак «минус») - импорт превышает экспорт. Средние фактические экспортные (импортные) цены представляют собой отношение общей стоимости экспортируемого (импортируемого) товара к его количеству. Мировые цены на нефть сырую, бензин автомобильный и топливо дизельное приведены по данным Минэкономразвития России. На остальные товары информация представлена по данным публикаций МВФ «International Financial Statistics». Экспорт и импорт услуг. Услуга - полезный результат деятельности, удовлетворяющий определенные потребности, но не воплощающийся в материально-вещественной (материальной) форме. К основным видам международных услуг относятся: транспортные, туристские услуги (поездки), строительные, услуги связи, финансовые, роялти и лицензионные платежи, услуги по операционному лизингу и прочие виды услуг, не вошедшие в перечисленные. Представлены по данным платежного баланса Российской Федерации. [2] Финансовый счет представляет показатели по операциям с финансовыми требованиями резидентов к нерезидентам и обязательствами резидентов перед нерезидентами. Сальдо торгового баланса в 2012 г. сложилось положительное, 193,8 млрд. долларов (в 2011 г. - положительное, 198,2 млрд. долларов). Товарооборот России с государствами - членами Таможенного союза (Республика Беларусь, Республика Казахстан) в 2012 г. составил (в фактически действовавших ценах) 58,2 млрд. долларов США (1806,8 млрд. рублей), в том числе экспорт - 39,0 млрд. долларов (1211,1 млрд. рублей), импорт - 19,2 млрд. долларов (595,7 млрд. рублей). [2] 2. Нормативные материалы, регулирующие процесс заключения международного контракта Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств. [7] Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. [3] Договор (contract, contractus, pactum) - одна из древнейших юридических конструкций, занимающих свое достойное место в системе коммерческих отношений, в том числе международных. [4] Внешнеторговый контракт (международный контракт) важнейший внешнеторговый документ, который фиксирует коммерческие отношения между сторонами, являющимися субъектами различного гражданства. В контракте устанавливаются определенные правила и обязанности партнеров. Подготовка проекта контракта является очень важным элементом внешнеторговой операции. Условия контракта не должны противоречить императивным нормам отечественного и международного права, сложившейся торговой практике и обычаям, действующих в странах контрагентов. [1] Каждый внешнеторговый контракт по-своему индивидуален. Тем не менее, в отечественной внешнеторговой практике сложились и установились некие общие правила, касающиеся содержания и оформления контрактов. В принципе, степень детализации содержания контракта зависит от нескольких факторов, которые можно свести к следующему: Сущность предмета сделки, специфика конкретного продаваемого или покупаемого товара, особенности его поставки, условия сдачи-приемки, расчетов и т.д.; Текущее состояние данного товарного рынка, сложившееся соотношение спроса и предложения, что в торговой практике обычно обозначается «рынок продавца» или «рынок покупателя», а также оценка перспектив развития рынка и потенциального изменения рыночной ситуации в ту или иную сторону; Особенности страны контрагента, существующие там торгово-политические, правовые условия, финансово-экономическая ситуация, таможенные, технические, санитарные и иные требования, возможности применения особых, дискриминационных мер в отношении российских экспортеров и импортеров; Характер отношений между торговыми партнерами, степень их информированности друг о друге, взаимный интерес к заключению данной сделки и дальнейшему деловому сотрудничеству, является ли данная сделка первой между ними или продолжением прежних деловых отношений. Участникам ВТД Российской Федерации следует пользоваться «Рекомендациями по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов», которые были утверждены МВТ, ГКЭС и ВЭК России в феврале 1996 г. во исполнении распоряжения Правительства РФ от 16 января 1996 г. В рекомендациях даны указания, как следует обозначать номер контракта, дату и место его подписания, наименования продавца и покупателя, страну иностранного партнера. Далее расшифрованы существенные положения условий контракта: предмет контракта, цена и сумма, условия платежа, срок поставки, условия приемки товара по качеству и количеству, форс-мажор, прочие условия и обстоятельства сделки, рассмотрение споров, санкций, адреса и подписи сторон. В целях упорядочения международного документооборота еще в начале 60-х ХХ в. Евразийской экономической комиссией(ЕЭК) была разработана исходная схема бланка для унификации внешнеторгового документа. На основе этой исходной схемы в европейских странах разработали формуляр-образец для документов, применяемых во внешней торговли. В России работу по унификации внешнеторговых документов возглавляет «ИнформВЭС» В унифицированной форме документа выделяются три части (сверху вниз): Заголовочная часть содержит обязательные реквизиты, постоянные части которых указываются в бланке документа: наименование документа, его номер, дата и место заключение контракта, точное наименование продавца и покупателя с указанием адреса, страны, телефона, телекса и факса, наименование грузополучателя и экспедитора, их адреса, вид транспорта, пункты отправления и ставки, условия платежа, валюта и другие реквизиты, требующиеся для данного вида документа; Содержательная(товарная) часть содержит следующие сведения о товаре: марки и номера, наименование и характеристика товара, код товара по ТН ВЭД, количество мест, масса(вес) брутто / нетто, срок поставки, цена за единицу, сумма, итоговое количество и сумма, а так же возможные другие реквизиты в зависимости от специфики товара; Оформляющая часть или зона свободного использования содержит индивидуальные данные для конкретного документа. Внизу приводятся удостоверяющие реквизиты и подписи лиц, уполномоченных каждой из сторон контакта для его подписания. На обратной стороне унифицированной формы контракта и при необходимости на дополнительных листах целесообразно конкретизировать целый ряд условий сделки, которые невозможно разместить на лицевой стороне. Исходя из мировой торговой практики и положений Венской конвенции, в контракте могут содержаться существенные и дополнительные условия. В соответствии с Венской конвенцией для заключения контракта достаточно согласовать три существенных условия: обозначить товар (предмет контракта), определить его количество и цену, причем последние два условия могут быть установлены прямо или косвенно либо предусмотрен порядок их определения (ст. 14.1 Венской конвенции. Более того, считается допустимым, когда в контракте совсем не устанавливается цена прямо или косвенно и не предусматривается порядок ее определения. Тогда считается, что договаривающиеся стороны подразумевали ссылку на цену, которая в момент заключения контракта обычно взималась за такие товары, продававшиеся при сравнимых обстоятельствах в соответствующей области торговли (ст. 55 Венской конвенции). Федеральный закон «О международных договорах РФ» от 15.07.1995 №101-ФЗ (с изменениями от 25.12.2012).Настоящий Федеральный закон определяет порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом. Настоящий Федеральный закон применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров). [7] Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Цели и сфера применения настоящего Федерального закона: . Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации. . Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью. . Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле. . Положения настоящего Федерального закона, касающиеся государственного регулирования внешней торговли услугами, не применяются к: ) услугам, оказываемым при исполнении функций органов государственной власти не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг; ) услугам, оказываемым при осуществлении деятельности Центрального банка Российской Федерации в целях исполнения функций, установленных федеральными законами; ) финансовым услугам, оказываемым при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, и деятельности под гарантии Правительства Российской Федерации или с использованием государственных финансовых ресурсов. [7] При заключении международного контракта необходимо принимать во внимание не только нормы российского права (Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»), но и правила следующих международных соглашений: · Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.); · Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже товаров (Гаага, 15 июня 1955 г.); · Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» (публикация Международной торговой палаты №560, ред. 2000 г.); · Принципы международных коммерческих договоров (публикация Международного института унификации частного права (УНИДРУА), 1994 г.) и др. 3. Структура и содержание международного контракта Структура и содержание контракта носят во многом индивидуальный характер и определяются как спецификой предмета сделки, так и степенью близости контрагентов. Контрактные условия прежде всего подразделяются на условия Обязательные и Дополнительные, из которых наибольшее значение имеют первые. Обязательные контрактные условия - это минимально необходимый набор условий (положений), которые регулируют наиболее важные, принципиальные вопросы, связанные с исполнением сделки, и которые поэтому должны всегда обязательно содержаться в тексте контракта, поскольку отсутствие (или неточное, некорректное изложение) хотя бы одного из них приводит к тому, что сделка становится трудноисполнимой, а иногда и неисполнимой вообще. Иными словами, это та база, основа, «каркас», без которой контракт не может считаться внешнеторговым контрактом купли-продажи в общепризнанном смысле этого слова. При этом следует иметь ввиду, что нормальный (грамотный) внешнеторговый контракт не должен ограничиваться и не ограничивается набором только обязательных условий. В нем традиционно содержатся также дополнительные условия, т.е. тот «сверхминимум», который призван в максимальной степени облегчить исполнение сделки, предусмотрев, по возможности, все нюансы, которые могут встретиться в ходе ее исполнения. Обязательными условиями контракта (которые иногда также называются необходимыми) являются: · Наименование участников сделки - Продавца и Покупателя (включает полное название организации, т.е. собственно название и краткое буквенное обозначение (аббревиатуру) нормативно-правового статуса предприятия и его почтовые и другие связные реквизиты); · Предмет контракта (обозначение товара или услуг, являющихся предметом купли-продажи, плюс ссылка на его качество - обычно указание соответствующего стандарта - национального или международного, поскольку качество, как таковое, неотделимо от понятия «товар» и также является обязательным условием контракта); · Количество и сроки поставки; · Цена; · Базисные условия поставки (ФОБ, СИФ, ДАФ и др); · Условия платежа (порядок осуществления расчетов за поставленный товар); · Гарантии (для контрактов на машины и оборудование, ремонтные, монтажные и строительные работы); · Санкции и рекламации (порядок предъявления претензий и штрафов); · Арбитраж (условие о судебном разбирательстве споров); · Подписи сторон (условие, необходимое для того, чтобы контракт вступил в силу и приобрел статус юридически действительного документа). В свою очередь, самыми обязательными из перечисленных обязательных контрактных условий являются Базисные условия поставки и Условия платежа (регулирующие наиболее важные, ключевые вопросы сделки - уровень цены, условия транспортировки товара, схему и порядок расчетов), оформлять которые поэтому следует особенно тщательно, поскольку любая неточность или неполнота изложения уже точно, неизбежно приведет к тому, что выполнение контракта окажется затруднительным или даже невозможным. К дополнительным условиям контракта относятся: · Качество товара (условие, расшифровывающее, детализирующее сведения о качестве, указанные в «Предмете контракта»); · Упаковка и маркировка; · Сдача-приемка товара; · Транспортные условия (регламентируют технические вопросы, связанные с транспортировкой товара); · Форс-мажор или обстоятельства непреодолимой силы; · Прочие условия (набор итоговых, заключительных формулировок, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением контракта и пост-контрактными отношениями). Необходимо отметить, что специального законодательного акта, регулирующего вопрос об обязательных условиях внешнеторгового контракта, - несмотря на большую потребность в таком документе - в нашем законодательстве до сих пор нет. Этот «законодательный пробел» призван, в какой-то степени, компенсировать разработанный в МВЭС (Министерство внешних экономических связей; в настоящее время - Минэкономразвития РФ) и введенный в действие в 1996 г. документ под названием «Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов». В настоящее время это единственный специальный документ, более или менее регулирующий данный вопрос. Все контрактные условия, кроме того, можно разделить на условия типовые и индивидуальные, из которых первые - носят универсальный характер и представляют из себя набор общепринятых, стандартных формулировок, переносимых из контракта в контракт без изменений (таких условий в контракте большинство), а вторые - присущи только данной конкретной сделке, данному конкретному контракту (наименование Продавца и Покупателя, предмет контракта, его количество и качество, сроки поставки, цена, ставки по штрафам и претензиям, иные цифровые показатели - гарантийные сроки, график подачи машин, судов, срок действия контракта и т.д.). 4. Нормативные материалы регулирующие процесс сдачи-приемки товара в международной торговле по качеству и количеству По международному стандарту ИСО 8402, «Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности». Таким образом, качество товара характеризуется, как правило, не, единственным показателем, а некой их совокупностью. Их конкретные характеристики определяются спецификой поставляемого товара, оказываемых услуг, выполняемых работ. Каждый товар предназначен для удовлетворения каких-либо личных или производственных потребностей. Эти потребности, определяющие назначение товара, могут быть точно оговорены сторонами контракта либо подразумеваться (Предполагаться). Значительный круг вопросов, касающихся качества товара, регламентирован в ГК РФ и ряде международных документов - Венской [конвенции, Инкотермс-2000, двусторонних и многосторонних общих условиях поставки (далее ОУП). Согласно ГК РФ (ст. 469) продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке. В Венской конвенции ряд статей посвящен тем или иным вопросам качества товара. Так, ст. 30 гласит: «Продавец обязан поставить товар, передать относящиеся к нему документы и передать право собственности на товар в соответствии с требованиями контракта и настоящей Конвенции». В статье 35 говорится об обязанности продавца поставить товар, который по количеству, качеству и описанию соответствует требованиям контракта и который затарирован или упакован так, как это требуется по контракту. Товар считается не соответствующим контракту, если он: не пригоден для тех целей, для которых товар того же описания обычно используется; не пригоден для любой конкретной цели, о которой продавец прямо или косвенно был поставлен в известность во время заключения контракта, за исключением тех случаев, когда из обстоятельств следует, что покупатель не полагался или что для него было неразумным полагаться на компетентность и суждения продавца; не обладает качествами товара, представленного продавцом покупателю в качестве образца или модели; не затарирован или не упакован обычным для таких товаров способом, а при отсутствии такового - способом, который является надлежащим для сохранения и защиты данного товара. Однако продавец не несет ответственность за любое несоответствие товара, если во время заключения контракта покупатель знал или не мог не знать о таком несоответствии. В статье 36 указано, что продавец несет ответственность за любое несоответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее, и которое возникает после вышеуказанного момента и является следствием нарушения продавцом любого своего обязательства. [1] Целесообразно детализировать ряд вопросов качества товара в самостоятельной статье контракта. В этой статье желательно дать достаточно подробную характеристику качества товара, указать при необходимости его назначение, соответствие требованиям безопасности в отношении здоровья, жизни, имущества людей и окружающей среды, установит!, порядок проверки качества товара и перечислить представляемые продавцом документы, которые подтверждают соответствие качества поставленного товара предусмотренным в контракте условиям. Так же стоит указать на Законы РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» и от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании». В Законе «О защите прав потребителей» (ст. 7.4) говорится: «Товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации [8] Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара, без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного в установленном порядке знаком соответствия требованиям…». Закон «О техническом регулировании», разработанный с учетом зарубежного опыта, вступил в силу в середине 2003 г. и одновременно утратил силу прежний Закон «О сертификации продукции и услуг» 1993 г., в котором были изложены особые условия ввоза импортируемой продукции. Согласно новому Закону техническое регулирование понимается как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и в области оценки соответствия. Определенные требования являются обязательными, другие же применяются на добровольной основе. В отдельных главах Закона излагаются положения о технических регламентах (гл. 2), стандартизации (гл. 3), подтверждения соответствия, включая вопросы сертификации (гл. 4), органах по сертификации п испытательных лабораториях / центрах (гл. 5), государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований технических регламентов (гл. 6) и др. Предусмотренные законом технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (ст. 6). Технические регламенты применяются одинаковым образом к отечественной, экспортируемой и импортируемой продукции независимо от страны происхождения, видов или особенностей сделок. Правительство РФ приняло ряд постановлений, которые утверждали перечень товаров, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации. В настоящее время номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в России, достаточно обширна и периодически пополняется новыми позициями. Она включает практически все потребительские товары (как продовольственные, так и непродовольственные), а также некоторые виды оборудования. Госстандарт периодически публикует нормативные требования в отношении порядка ввоза товаров, подлежащих обязательной сертификации. В соответствии с установками Госстандарта российский импортер должен предусматривать проведение сертификации ввозимых товаров, как правило, до их поставки из-за границы, чтобы обеспечить безопасность, экологическую чистоту и функциональные свойства импортных товаров и исключить завоз некачественных товаров. Необходимую информацию по вопросам сертификации импортных и экспортных товаров можно получить в НИИ сертификации Госстандарта. Все виды продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в РФ, объединены в 10 групп: · товары машиностроительного комплекса; · товары электротехнической, электронной и приборостроительной промышленности; · медицинская техника; · товары сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности; · товары легкой промышленности; · товары сырьевых отраслей и деревообработки; · средства индивидуальной защиты органов дыхания; · тара; · изделия пиротехнические; · ветеринарные биологические препараты. Таким образом, при импортных операциях российский Покупатель обязан соблюдать нормативные требования по безопасности, действующие в России, а также предусмотренные в международных соглашениях, и учитывать подобные требования, существующие в стране контрагента. Сертификация экспортируемой продукции должна соответствовать требованиям, существующим в стране иностранного Покупателя (потребителя). Покупатель знакомит российского Продавца с этими требованиями. Их выполнение позволяет существенно, а иногда многократно повысить цену экспортного товара. Документы о качестве товара В интересах Продавца - свести до минимума количество документов на экспортируемый товар, чтобы не обременять себя излишним оформлением. Как минимум Продавец представляет Покупателю сертификат качества, выданный изготовителем товара, или единый товаросопроводительный документ, принятый в отечественной внешнеторговой практике, а также в ряде зарубежных стран. [1] По требованию Покупателя в целях более объективной проверки качества товара в стране Продавца последний обеспечивает получение сертификата качества независимой стороны. Такой сертификат может выдаваться компетентной государственной организацией, торговой палатой, контрольной (сюрвеерской) фирмой, испытательной лабораторией и стране Продавца. При этом Продавец вправе предложить Покупателю оплатить расходы по оформлению дополнительного документа о качестве. В России традиционно осуществляют проверку качества импортных и экспортных товаров и выдают необходимые сертификаты (по желанию заказчика на иностранном языке) такие организации, как Мосэкспертиза, Росэкспертиза и др. Кроме того, они уполномочены выдавать сертификаты соответствия по заявкам российских участников ВТД. Если при экспортной операции иностранный Покупатель настаивает на представлении дополнительных документов о качестве (включая сертификат соответствия, протокол испытаний на машинно-техническую продукцию и др.), российскому Продавцу желательно добиваться согласия Покупателя на оформление всех документов в нашей стране и признание их юридической силы. На импортные товары, подлежащие обязательной сертификации, целесообразно добиваться от иностранного Продавца получения над лежащего сертификата соответствия (сертификата безопасности, протокола испытаний), выданного в стране Продавца испытательной лабораторией или иным органом по сертификации, аккредитованным в международной системе сертификации, по правилам и процедурам, принятым в странах - членах Межгосударственного соглашения по стандартизации, метрологии и сертификации. В нашей стране ведется большая работа по совершенствованию национальных стандартов и приведению их в соответствие с международными. Основные требования, предъявляемые современными стандартами к изделиям, - это их безопасность, совместимость или взаимозаменяемость. По многим другим параметрам стандарты носят рекомендательный характер. К началу 2002 г. в России около 40% стандартов гармонизировано с международными, а в некоторых областях машиностроения, в информационных технологиях - 50%. В некоторых случаях, например в области надежности техники', Госстандарт предлагает свои стандарты в качестве международных. Российские стандарты, являющиеся международными, носят названия «ГОСТ Р ИСО» или «ГОСТ Р МЭК». Отечественная версия стандарта ИСО 9000 носит название «ГОСТ Р ИСО серии 9000». Дополнительные специальные документы о качестве В последней четверти XX в. стало актуальным требование покупателей о представлении продавцом специального сертификата о допустимых пределах остаточной радиоактивности. Для продовольственных и фармацевтических товаров обычно требуются сертификаты, подтверждающие, что содержание нитратов, пестицидов, микотоксинов, тяжелых металлов, других вредных и ядовитых примесей не превышает предельно допустимых показателей. По сельскохозяйственным товарам растительного и животного происхождения предусматривается представление соответствующего фитосанитарного, ветеринарного, карантинного сертификата, выданного компетентным государственным органом страны экспортера. В России контроль за импортом и экспортом сельскохозяйственных товаров осуществляется специальными службами системы Минсельхозпрода. На ввозимую и вывозимую продукцию растительного происхождения выдаются фитосанитарные сертификаты Государственной инспекцией карантина растений Минсельхозпрода, на продукцию животного происхождения - ветеринарные сертификаты Департаментом 'ветеринарного контроля Минсельхозпрода. Кроме того, в необходимых случаях требуются санитарные сертификаты, выдаваемые Департаментом санитарии и эпидемиологического надзора (Госсанэпиднадзор) Министерства здравоохранения. Согласно требованиям вышеуказанных ведомств во ввозимой из-за границы продукции не должны содержаться подкарантинные объекты и возбудители инфекционных заболеваний. При необходимости перед отгрузкой из-за границы или в процессе морской перевозки импортного растительного сырья проводится его обеззараживание (фумигация), о чем представляется специальный сертификат. До погрузки продовольственного товара на судно в иностранном порту практикуется осмотр трюмов (отсеков танкера) для определения их пригодности к принятию и транспортировке товара, что свидетельствуется в сертификате, подписанном компетентным и признанным инспектором. [1] В итоге российскому покупателю может понадобиться большой набор документов, характеризующих качество товара, причем он вправе потребовать, чтобы необходимые документы были составлены на языке страны покупателя, т.е. на русском языке. Помимо указанных выше документов покупатель нередко требует еще гарантийное обязательство продавца о том, что поставленный товар по качеству полностью соответствует условиям контракта. Сертификат качества и другие документы, предусмотренные контрактом, могут передаваться покупателю несколькими способами: (1) следовать вместе с грузом (отсюда название «товаросопроводительные» документы, т.е. сопровождающие товар); (2) направляться для оплаты через банк при счете и отгрузочных документах, подтверждающих поставку товара; (3) отправляться почтой, авиапочтой, а также электронной почтой. [1] В контрактные условия качества в широком смысле входит также упаковка, маркировка, гарантии, техническая документация (последняя имеет важное значение в торговле машинами и оборудованием, лицензиями, строительными услугами), но чаще эти условия излагаются в отдельных статьях контракта. Вместе с тем качество товара тесно связано и с другими условиями контракта, включая цену, условия сдачи-приемки товара, платеж, претензии и т.д. Заключение Международная коммерческая деятельность, осуществляемая путем проведения коммерческих операций, представляет собой один из важнейших элементов механизма управления международными экономическими отношениями, то есть объективными устойчивыми отношениями между отдельными странами или группами стран, складывающимися и развивающимися на основе международного разделения труда. И для того, чтобы эти отношения были успешными взаимосвязь между государствами должна строиться на экономически верных расчетах и юридически грамотно. Только тогда это будет способствовать дальнейшему взаимодействию и интеграции. В данном курсовом проекте были изучены основные теоретические аспекты международного контракта, подробно описаны условия сдачи-приемки товара, и условия сдачи - приемки товара по количеству и качеству. В данном курсовом проекте проведен анализ контракта, после чего сделаны соответствующие выводы о том что, данный контракт является привлекательным для обоих сторон, так как все условия контракта составлены грамотно и не требуют доработок. сдача товар международный контракт Список литературы 1. Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: учебник для вузов / Ю.М. Ростовский, В.Ю. Гречков. - 2-е изд. с изм. - М.: Экономистъ, 2006. - 589 с. 2. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики . Гражданский кодекс Российской Федерации . Стровский Л.Е., Казанцев С.К., Паршина Е.А. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.Е. Стровского. - 4-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2007. - С. 379-388. - 799 с . Соркин С.Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: экономика и управление - Соркин С.Л. - Учебное пособие М.: Соврем. шк., 2006. - 283 с. . Е.Г. Непомнящий Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности, Курс лекций. - Таганрог: изд-во ТИУиЭ, 2007. -176 с. . http://www.consultant.ru/-Официальный сайт компании «Консультант Плюс» Скачать архив (19.7 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |